Восприятие как процесс — психология

Восприятие как психический процесс

Восприя́тие, перце́пция (от лат. perceptio) — чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным.

Восприятие представляет собой основную форму психического отражения мира. Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни возникающие практические задачи, человек воспринимает окружающее.

Он часто активно выбирает установку, которая обеспечит адекватное восприятие предмета, производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом, необходимое в силу того, что предмет является объектом не только осознания, но и практического действия, контролирующего это осознание [9, стр. 201].

Восприятие – это не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную отличительную черту восприятия.

Возможность восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное качество как свойство определенного предмета.

Таким образом, восприятие является непосредственным отражением предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств,в его объективной целостности [10, стр. 75].

Восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающе­гомира – не результат простого раздражения орга­нов чувств и доведение до коры мозга возбуждения от периферических восприни­мающих органов.

В процесс восприятия всегда включены двигательные компо­ненты (ощупывание предметов и движение глаз; пропевание или проговаривание звуков при воспри­ятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как перцептивную деятельность субъекта.

Результатом этой деятельности яв­ляется целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реаль­ной жизни.

Целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т. д.) основных, с одновременным отвлечением от несуществен­ных. На дан­ном этапе восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление.

Следующий этап восприятия требует объедине­ния группы основных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, то есть в процессе восприя­тия участвует намять.

Из этого следует, что восприятие знакомых пред­метов и их узнавание происходит очень быстро — человеку до­статочно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужно­му решению. Однако при восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их протекает гораздо сложнее.

Скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько активен процесс восприятия, то есть насколько активно идет отражение этого объекта, а это значит, что огромную роль в восприятии играет наше желание восприни­мать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприя­тии предмета реального мира задействованы внимание и направленность.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в ор­ганах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе [9, стр. 202].

Под действи­ем раздражителей в органах чувств возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные цент­ры, а затем и в кору головного мозга.

Далее оно поступает в проекцион­ные зоны коры, а оттуда — в интегративные зоны коры головного мозга. Там происходит завершение формирования образов явлений реального мира.

Восприятие тесно связано с двигательной деятельностью, эмоциональными переживаниями, мыслительными процессами. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения переходят в нервные центры. Они охватывают различные зоны коры, вступают во взаимодействие с другими нервными возбуждениями.

При обработке вызванного возбуждения в ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложные процессы анализа и синтеза. Анализ и синтез обеспечи­вают выделение объекта восприятия из окружающей среды, и на этой основе все его свойства объединяются в целостный образ.

Вся эта сеть возбужде­ний, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия [9, стр. 203].

Теперь мы рассмотрим основные свойства восприятия как познавательного психического процесса. К основным свойствам восприятия относят следующие: предметность, целостность, категориальность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

Предметность — это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения [12, стр. 182]. И. М. Се­ченов полагал, что предметность формируется посредством контакта ребенка с предметом, т.е. на основе движений.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов [12, стр. 182]. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.

Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия [12, стр. 182].

Следующее свойство восприятия — структурность. Оно связано с целостностью восприятия и заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринима­ем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, ко­торая формируется в течение некоторого времени.

Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия, например, изменения освещения и положения объекта в пространстве. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов [16, стр. 234].

Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера раздраже­ния, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности чело­века. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называетсяапперцепцией.

Огромную роль в апперцепции играет предшествующий опыт. Например, если предъявить человеку ряд незнакомых фигур, то он постарается найти какие-то этало­ны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект.

В процессе восприятия мы выдвигаем и проверяем гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизи­руется прошлый опыт.

Поэтому один и тот же предмет может по-разному воспри­ниматься различными людьми.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Как уже упоминалось выше, восприятие человека тесно связано с мышлением, так как перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение.

Эта связь прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, то есть отнести к опреде­ленному классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незна­комого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами.

Следовательно, восприятие представляет собой постоянный поиск наилуч­шего толкования имеющихся данных [9, стр. 201].

Сначала идет выделение комплекса стимуловиз потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту, затем происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощуще­ний комплекса признаков,по которым можно идентифицировать объект, после происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории и поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения, и после этого, наконец, формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

Не менее существенным свойством рассматриваемого психического процессаявляестя активность (избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или группу предметов.

Остальные же объекты реального мира в это время являются фоном нашего восприятия, то есть не отражаются в сознании [9, стр. 211].

Мы можем полагать, что природа активности восприятия обусловлена самой природой нашего сознания: чтобы получить образ действительности, нужно предпринять какие-то действия и применить их к отображаемому объекту.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/17762.html

Статья «Восприятие как психический процесс»

1.1.Современные представления о восприятии.

В изученной  литературе о   психических процессах, приводятся несколько вариантов определения понятия “восприятие”. Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [Лаврентьева Т.В., 1959г.].

 Восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [Люблинская А.А., 1965г.].

 Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие – не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей способностями [Бодалёв А.А., 1983г.].

 Восприятие – форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [А.В.Запорожец, 1965г.].

 Сведя все определения в одно, можно сделать вывод о том, что: восприятие – это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, которой совершается в рецепторах и дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.

В отличие от ощущений, в процессе восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия.

В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида.

 В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей.

Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных [Люблинская А.А., 1965г.].

 Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют все психическме прцессы, такие как внимание, память, мышление, эмоции.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе.

Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга.

Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация – такова физиологическая основа ощущений.

Механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные (перцептивные) зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия [В.В.Богословский, 1981г.].

Восприятие как психический процесс обладает такими свойствами как —  предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, избирательность. Способность отражать объекты и явления действительности не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов, называют предметностью мышления.

Читайте также:  Рольфинг - психология

Наглядный воспринятый образ относится к определенному предмету или явлению внешнего мира. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. И.М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е.

отнесенности к объектам внешнего мира [В.В.Богословский. 1981г.].

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринятого предмета складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Восприятие мысленно достраивает образ предмета до некоторой целостности формы на основе небольшого набора элементов.

С целостностью восприятия связана и его структурность. Мы воспринимаем фактически отвлеченную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные раньше ноты еще продолжают звучать в сознании, когда поступают сведения о новой ноте.

Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в действительности.

 Под константностью восприятия понимается относительное постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов независимо от меняющихся физических условий (расстояния, ракурса, освещенности…). Это свойство обнаруживается также при зрительном восприятии формы и цвета предметов [Рогов Е.И., 2000г.].

Процесс восприятия зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией.

Огромную роль в процессе переработки воспринятой информации играют знания человека, его прошлые опыт и практика, поэтому один и тот же предмет может неодинаково восприниматься различными людьми [А.В.

Запорожец, 1965г.].

Следующим важным свойством восприятия является его осмысленность. Как уже было сказано, восприятие тесно связано с мышлением.

Сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, то есть отнести к определенной группе, классу, пытаться установить его сходство с другими предметами и связать его с определенным словом.

Следовательно, восприятие представляет собой постоянный поиск наилучшей интерпретации имеющейся информации.

Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать и на них реагировать одновременно.

Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большей отчетливостью и осознанностью. Эту особенность характеризует такое свойство процесса восприятия, как избирательность.

Это свойство восприятия зависит от интересов, установок и потребности личности [ Немов Р.С., 1999г.].

Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие и скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.

В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации или получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия.

В психолого-педагогической литературе выделяют осязательное, зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

Четыре анализатора — кожный, мышечный, зрительный, слуховой — чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия. Рассмотрим некоторые из них.

Осязание является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как элементарные, так и сложные компоненты. К первым относятся ощущение холода, тепла и боли, ко вторым — собственно осязательные ощущения (прикосновение и давление).

Однако существуют и более сложные формы осязательного восприятия, при котором человек на ощупь может определить формы предмета, а иногда и узнать сам предмет.

 Наиболее интересным в этом виде восприятия является факт постепенного преобразования последовательно поступающей информации об отдельных признаках предмета в его целостный образ. Процесс осязательного восприятия был подробно изучен психологами Б.Г. Ананьевым, Б.Ф. Ломовым, Л.М. Веккером.

Исследования этих авторов показали ряд факторов. Рука испытуемого в процессе опознавания объекта должна активно ощупывать предмет. Пассивное проведение предметом по руке или руки по предмету не приводит к нужному результату [Рогов Е.И., 2000г.].

3рительный анализатор представляет собой сложную систему физиологических механизмов. Наблюдения показывают, что глаза человека никогда не остаются неподвижными. Непрестанное движение является необходимым условием построения адекватного образа. Зрительное восприятие обычно подразделяют на виды.

Восприятие яркости и цвета. В своей книг Рогов Е.И. для восприятия цвета предметов ссылается на мнение Р.

Грегори, который рассматривая проблему изучения цветового зрения считал, что зрительная система учитывает не только свет, отраженный поверхностью предмета, но также характеристики освещающего эту поверхность света. «Одни и те же предметы в разных условиях освещения отражают свет разного спектрального состава»,

Человеку не требуется специального обучения, чтобы воспринять незнакомый предмет в незнакомом окружении как обособленное целое. Это происходит благодаря выделению фигуры и фона.

Исследование факторов, определяющих выделение фигуры из фона или, как иногда говорят, перцептивную организацию, было проведено представителями гештальтпсихологии.

Лишь наиболее простые и хорошо знакомые предметы воспринимаются сразу, иначе происходит процесс зрительного восприятия сложных объектов.

Слуховое восприятие коренным образом отличается как от осязательного, так и от зрительного восприятия. Если осязательное и зрительное восприятие отражает мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражения, протекающего во времени. Наш слух воспринимает тона и шумы.

Специалисты различают две объективные системы, которые сложились в процессе социальной истории человечества и оказывают существенное влияние на кодирование слуховых ощущений человека в сложные системы слухового восприятия. Первой из них является ритмико-мелодическая (музыкальная) система кодов, вторая — фонематическая система звуковых кодов (система звукового языка).

 Человеческий язык располагает целой системой звуковых кодов, на основе которых строятся его значащие элементы — слова. Овладение фонематической системой (различной в разных языках) и является условием, организующим слух человека и обеспечивающим восприятие звуковой речи. Без овладения этой фонематической системой слух остается неорганизованным [Рогов Е.И., 2000г.].

Существует также и другая классификация восприятия в зависимости от воспринимаемого объекта. К ней относятся восприятие пространства, времени, движений  предмета, речи, музыки, восприятие человека человеком.

Изучив психологическую литературу по проблеме восприятия, мы определили, что восприятие является самостоятельным психическим процессом, необходимым для познания и ориентации в окружающем мире, и выступает в качестве объединяющей силы перед остальными познавательными процессами.

Восприятие как физиологический процесс имеет свою основу, которая качественно зависит от работы центральной нервной системы и обладает  рядом основных свойств, таких, как константность, предметность, целостность и др.

В процесс восприятия специалистами выделяются и виды этого  психического процесса, в зависимости от ведущего анализатора  и от воспринимаемого объекта.

Источник: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/11/20/statya-vospriyatie-kak-psikhicheskiy-protsess

Восприятие и процесс восприятия

Автор Татьяна в 07/06/2015. Опубликовано Когнитивная психология

Восприятие позволяет нам чувствовать мир вокруг нас. Подумайте обо всём, что вы воспринимаете каждый день. В любой момент вы можете увидеть знакомые предметы вокруг себя, ощутить прикосновение к своей коже, почувствовать аромат любимого блюда или услышать, как сосед сверху включил музыку. Всё это составляет наш сознательный опыт и позволяет нам взаимодействовать с миром и людьми вокруг нас.

Что такое восприятие?

Восприятие — чувственное познание мира вокруг нас, оно включает в себя как перцепцию стимулов окружающей среды, так и действия в ответ на них. Через процесс восприятия мы получаем информацию о свойствах и элементах окружающей среды, которые имеют решающее значение для нашего выживания.

Восприятие не только создает нашу картину мира; оно позволяет нам действовать в рамках нашей окружающей среды.

Восприятие включает в себя осязание, зрение, вкус, обоняние, проприоцепцию (способность организма обнаруживать изменения в положении тела), а также познавательные процессы, необходимые для обработки информации (узнавание лиц, знакомых запахов).

Процесс восприятия и его элементы

Процесс восприятия представляет собой последовательность шагов, которая начинается с события, происходящего в окружающей среде, за которым следует восприятие нами стимула и наши действия в ответ на него. Этот процесс происходит постоянно; мы не тратим много времени или усилий на анализ самого процесса восприятия, поскольку в любой отдельный момент мы воспринимаем слишком большое количество стимулов.

Процесс преобразования света, который попадает на сетчатку, в реальный визуальный образ происходит бессознательно и автоматически.

Для того, чтобы полностью понять, как работает процесс восприятия, давайте разобьём его на элементы:

  • стимулы окружающей среды;
  • стимул, привлёкший внимание;
  • перенос изображения на сетчатку;
  • трансдукция (преобразование) изображения;
  • нейронная обработка сигнала;
  • восприятие;
  • узнавание;
  • действие.

Рассмотрим их поподробнее.

Стимул окружающей среды

Мир полон стимулов, которые могут привлечь наше внимание используя наши органы чувств.

Стимулом окружающей среды может стать всё, что может быть воспринято — всё, что можно увидеть, потрогать, попробовать на вкус, понюхать или услышать.

Кроме того, нельзя забывать и о проприоцепции — нашей способности ощущать движения рук и ног, а также изменения в положении тела по отношению к объектам окружающей среды.

Например, представьте, что вы находитесь на утренней пробежке в местном парке.

Пока вы тренируетесь, ваше внимание могут привлечь самые разные стимулы: лёгкий ветерок; играющий со своей собакой человек; проезжающий мимо автомобиль, из приоткрытых окон которого раздаётся громкая музыка; утка, плескающаяся в пруду неподалёку. Всё это-стимулы окружающей среды, которые выступают в качестве отправной точки для процесса восприятия.

Стимул, привлёкший внимание

Данный стимул — конкретный объект окружающей среде, на котором сосредотачивается наше внимание.
В большинстве случаев мы фокусируемся на стимулах, которые нам знакомы — например,это может быть лицо друга в толпе незнакомых людей. Иногда — наоборот, на стимулах, которые обладают некоторой новизной для нас.

Давайте вернёмся к предыдущему примеру с парком. Представим, что во время тренировки вы сконцентрировались на утках, плавающих в близлежащем водоёме. Стая уток представляет собой как раз стимул, привлёкший ваше внимание. На следующем этапе восприятия будет преобладать уже визуальный процесс.

Перенос изображения на сетчатку

Далее стимул преобразуется в изображение на сетчатке. Вначале свет проникает через роговицу и зрачок, попадая на хрусталик. Роговица помогает сфокусировать свет, а радужная оболочка глаза контролирует размер зрачков, необходимый для того, чтобы определить, сколько света нужно.

Как вам, возможно, уже известно, изображение на сетчатке на самом деле перевернуто. На данном этапе восприятия это не так уж и важно, поскольку это изображение ещё не воспринимается нами, и позже эта визуальная информация будет изменена.

Трансдукция (преобразование) изображения

После этого изображение на сетчатке преобразуется в электрические сигналы, что позволяет передавать в мозг визуальные сообщения с тем, чтобы они интерпретировались.

Сетчатка содержит много фоторецепторов — палочек и колбочек. Палочки отвечают, прежде всего, за сумеречное зрение (восприятие объектов в условиях низкой освещенности), в то время как колбочки связаны с восприятием цвета и формы при нормальном уровне освещенности.

Палочки и колбочки содержат белок (ретиналь), который отвечает за преобразование света в визуальные сигналы, которые затем передаются в мозг с помощью нервных импульсов.

Читайте также:  Рационал, а не дигитал - психология

Нейронная обработка сигнала

На следующем этапе электрические сигналы подвергаются нейронной обработке. Путь определённого сигнала зависит от его модальности (т.е. звуковой это сигнал или визуальный).

По нейронам, расположенным по всему телу, электрические сигналы поступают от рецепторов к головному мозгу. В нашем предыдущем примере изображение уток, плавающих в пруду, поступает на сетчатку, преобразуется в электрический сигнал, а затем обрабатывается с помощью нейронов.

О том, что вы на самом деле воспринимаете стимул и осознаёте его присутствие в окружающей среде, можно говорить только на следующем этапе.

Восприятие

Именно на данном этапе мы осознаём присутствие раздражителя. Но одно дело — просто быть в курсе его существования, и совсем другое — полностью осознавать его.

Узнавание

Восприятие подразумевает не только осознание стимулов. Нашему мозгу необходимо классифицировать и интерпретировать то, что он воспринимает. Наша способность интерпретировать информацию, получаемую в процессе восприятия, и придавать смысл, значение объекту — и есть следующий элемент.

Так, находясь в парке и наблюдая за утками, на данном этапе вы понимаете, что это утки и что они плавают в воде.

Этап узнавания является неотъемлемой частью восприятия, так как он позволяет нам понять мир вокруг нас. Распределяя объекты по категориям, мы можем понимать мир вокруг нас и реагировать на него.

Действие

Последний этап процесса восприятия предполагает какое-то действие в ответ на стимул окружающей среды — мы можем повернуть голову для того, чтобы удобнее было рассматривать уток, или, наоборот, отвернуться от них, чтобы посмотреть на что-то ещё. Это может быть как небольшое действие (к примеру, моргание в ответ на пыль, принесённую ветром), так и целая серия (например, несколько действий, направленных на помощь человеку в беде).

Источник: http://aboutyourself.ru/kogn-psi/vospriyatie-i-process-vospriyatiya.html

Восприятие как психический познавательный процесс

Восприятие — это отражение предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на

органы чувств.

Другими словами, восприятие есть не что иное, как процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы

чувств.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных

ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета

или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

В отличие от ощущений, которые отражают только отдельные свойства и качества предметов, восприятие всегда целостно. Результатом восприятия является

образ предмета. Поэтому оно всегда предметно. Восприятие объединяет ощущения, идущие от ряда анализаторов. Не все анализаторы принимают

одинаковое участие в этом процессе. Как правило, один из них бывает ведущим и определяет вид восприятия.

Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей непосредственно из внешней среды. При этом формируются

образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия:

зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус. Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства

предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов, например величина предмета, вес, форма, регулярность, что свидетельствует о сложной

организации этого психического процесса.

Построение образа воспринимаемого объекта тесно связано со способом его обследования. При многократном восприятии объекта в процессе обучения с

одной (внешней) стороны происходит интериоризация — видоизменение структуры действий с объектом. Можно наблюдать, что способы обследования объекта

упрощаются и ускоряются за счет уменьшения числа и сплавления в комплексы двигательных компонент. С другой (внутренней) стороны происходит

формирование образа объекта, с которым человек взаимодействует. Полученная посредством двигательного обследования в активном взаимодействии с

объектом информация о его свойствах (форме, величине и т. д.) преобразуется в последовательные ряды характеристик, из которых в дальнейшем вновь

реконструируются целостные отображения объектов — образы.

Первоначально деятельность человека направляется и корректируется воздействием лишь внешних объектов, но постепенно она начинает регулироваться и

образами. Можно сказать, что образ представляет субъективную форму объекта, он — порождение внутреннего мира данного человека. Уже в процессе

формирования данного образа на него воздействуют установки, интересы, потребности и мотивы личности, определяя его уникальность и особенности

эмоциональной окраски. Поскольку в образе одновременно представлены такие разные свойства объекта, как его размеры, цвет, форма, фактура, ритм, то

можно сказать, что это целостное и обобщенное представление объекта, результат синтеза многих отдельных ощущений, которое уже способно регулировать

целесообразное поведение. К основным характеристикам восприятия относят константность, предметность, целостность и обобщенность (или

категориальность).

Константность — это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов

воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Как известно,

размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит от расстояния между предметом и глазом и от угла зрения, но предметы нам кажутся неизменной

величины вне зависимости от этого расстояния (разумеется, в известных пределах). Восприятие цвета зависит от многих факторов: освещенности, фона,

интенсивности. В то же время цвет знакомых предметов всегда воспринимается одинаково, аналогично и форма знакомых объектов воспринимается как

постоянная, независимо от условий наблюдения. Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом

изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы все основные признаки, по

которым человек узнает предмет. Он перестал бы воспринимать мир устойчивых вещей и восприятие не могло бы служить средством познания объективной

действительности.

Важной характеристикой восприятия является его предметность. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как

обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется в феномене выделения фигуры из фона.

Конкретно это выражается в том, что вся наблюдаемая человеком действительность разделяется на две неравные по значимости части: одна — предмет —

воспринимается как конкретное, четко очерченное, расположенное на переднем плане замкнутое целое, а вторая – фон – как более аморфное,

неопределенное, расположенное позади предмета и неограниченное поле. Таким образом, воспринимаемая реальность всегда разделяется как бы на два

слоя: на фигуру — образ предмета, и фон — образ окружающего предмет пространства.

Любой образ целостен. Под этим понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. При анализе целостности восприятия можно

выделить два взаимосвязанных аспекта: объединение разных элементов в целое и независимость образованной целостности (в определенных границах) от

качества элементов. При этом восприятие целого влияет и на восприятие частей. Правило подобия: чем больше части картины похожи друг на друга по

какому-либо зрительно воспринимаемому качеству, тем с большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе. В качестве

группирующих свойств может выступать сходство по размеру, форме, по расположенности частей. В единую целостную структуру объединяются элементы,

составляющие в совокупности замкнутый контур, а также элементы с так называемой хорошей формой, то есть обладающие симметрией или

периодичностью. Правило общей судьбы: множество элементов, движущихся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимается целостно – как

единый движущийся объект. Это правило применимо и тогда, когда объекты неподвижны, но движется наблюдатель. Правило близости: в любом поле,

содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект.

Независимость целого от качества составляющих его элементов проявляется в доминировании целостной структуры над ее составляющими. Выделяют три

формы такого доминирования. Первая выражается в том, что один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается

по-разному. Вторая проявляется в том, что при замене отдельных элементов, но сохранении соотношения между ними, общая структура образа остается

неизменной. Как известно, можно изобразить профиль и штрихами, и пунктиром, и с помощью других элементов, сохраняя портретное сходство. И, наконец,

третья форма получает свое выражение в хорошо известных фактах сохранения восприятия структуры как целого при выпадении отдельных ее частей. Так,

для целостного восприятия человеческого лица достаточно лишь нескольких элементов его контура.

Еще одной важной характеристикой образа является его обобщенность. Она означает отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов,

имеющему название. В этом отражается влияние не только языка, но и опыта данного человека. По мере расширения опыта образ восприятия, сохраняя свою

индивидуальность и отнесенность к конкретному предмету, причисляется ко все большей совокупности предметов определённой категории, то есть

классифицируется. Именно классификация обеспечивает надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и

искажений, не выводящих объект за пределы класса. Значение обобщенности узнавания проявляется, например, в способности человека свободно читать

текст независимо от шрифта или почерка, которым он написан. Следует отметить, что обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и

узнавать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые. Коль скоро объект по отдельным своим

качествам отнесен к данному классу, то с определенной вероятностью можно ожидать, что он обладает и другими свойствами, характерными для этого

класса.

Между всеми перечисленными характеристиками восприятия есть некоторое функциональное сходство. И константность, и предметность, и целостность, и

обобщенность (категориальность) придают образу важную черту – независимость в некоторых пределах от условий восприятия и искажений. В этом смысле

константность — это независимость от физических условий восприятия, предметность — от того фона, на котором объект воспринимается, целостность —

независимость целого от искажения и замены компонентов, составляющих это целое, и, наконец, обобщенность — это независимость восприятия от таких

искажений и изменений, которые не выводят объект за границы класса. Иными словами, обобщенность — это константность внутриклассовая; целостность —

структурная; предметность — семантическая. Понятно, что если бы восприятие не обладало этими качествами, наша способность адаптироваться к непрерывно

меняющимся условиям существования была бы значительно слабее. Такая организация восприятия позволяет нам гибко и адекватно взаимодействовать со

средой, а также в определенных пределах предсказывать непосредственно не воспринимаемые свойства объектов и явлений.

Все рассмотренные свойства восприятия не являются врожденными и развиваются в течение жизни человека. Человеку не нужно воспринимать все

окружающие его раздражители, да он и не может все одновременно воспринять. Его восприятия организуются в процессе внимания.

Есть люди, которые всегда начеку; почти ничто не может их удивить, ошеломить, поставить в тупик. Их полная противоположность — люди рассеянные и

невнимательные, которые подчас теряются в самых простых ситуациях.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=53

Восприятие

Восприятие — это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.

Читайте также:  Эмоциональный формат общения - психология

Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме (в подобных случаях говорят, что процесс не является аддитивным). Это качественно новый, более сложный психический процесс по сравнению с ощущением.

Восприятие направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия — это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения.

Это, однако, не значит, что вместе с целостным образом объекта воспринимаются все его мелкие детали.

Существуют две модели формирования образа в процессе восприятия:
— стимульная, «чисто» рефлекторная, утверждающая, что появление образа объекта вызвано только его отражением в сознании при воздействии раздражителей на сенсорные каналы;
— деятельностная, утверждающая, что образ, который человек воспринимает, является не столько результатом реакции психики на раздражители, сколько следствием непрерывного построения субъектом перцептивных гипотез, «встречных» отражаемой среде (человек, используя свой опыт, как бы предвидит основные свойства воспринимаемого объекта).

Сложность изучения восприятия как познавательного процесса состоит в том, что из всех воздействующих признаков в сознании человека отражаются лишь ведущие, а несущественные остаются за пределами восприятия.

Это обусловлено не только особенностями объекта, но и тем, что именно в объекте представляет интерес для индивида, с какой целью индивид включился в процесс восприятия, каковы его предварительные установки на восприятие.

Узнавание объекта как одна из составляющих восприятия зависит от жизненного опыта человека, его знаний об этом объекте. Например, знакомое слово можно восстановить (воспринять) буквально по предъявлении одной-двух составляющих его букв, незнакомое же потребует для этого гораздо больше букв.

Для восприятия иногда требуется концентрация внимания на объекте и определенные волевые усилия. Особенно это характерно для случаев, когда интерес к объекту у индивида невелик или отсутствует осознание необходимости изучения объекта.

Конечно же, изучение и узнавание объекта через процесс восприятия не могут состояться без подключения памяти и мышления.

Ведь при этом осуществляются сложные процессы сопоставления признаков объекта с эталонами, хранящимися в долговременной памяти человека, мысленного анализа и синтеза системы этих признаков и принятия решений.

Немаловажно, что информация для этого поступает одновременно от многих органов чувств (зрение, слух, обоняние и др.). В частности, существенный вклад в формирование образа воспринимаемого объекта вносят двигательные компоненты посредством глаз, проговаривания звуков, ощупывания. Слуховой анализатор помогает при восприятии ориентироваться в пространственном положении источника информации.

Наконец, перцептивный процесс распространяется на высшие уровни психической деятельности, такие как речь. Ведь человек мыслит… словами. Выделяя ведущие признаки воспринимаемого объекта, он обговаривает, обозначает их словом.

Таким образом, восприятие представляет собой упорядоченную систему активных перцептивных действий, формируемую в процессе жизнедеятельности индивида.

Общая характеристика. Восприятие — это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Восприятие отличается от ощущений тем, что в нем происходит отражение всей совокупности свойств предмета, и формируется его целостный образ. Восприятие основано на взаимосвязи сенсорной и мыслительной деятельности индивида, является результатом функционирования системы анализаторов.

Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-сенсорной деятельностью мозговых отделов анализаторов.

В основе восприятия лежат два вида нервных связей: 1-й — образуемые в пределах одного анализатора; 2-й — межанализаторные.

Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем и воспринимаем такие свойства предметов пли явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес и т. д.).

Перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия. При этом один анализатор может быть ведущим, а остальные дополнять восприятие предмета.

Восприятие и действие. Восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии.

Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент, способствующий вычленению объекта из окружающего фона, в виде ощупывания предмета, движения глаз, движения гортани.

Поэтому процесс восприятия рассматривают, как перцептивную деятельность субъекта.

Основные свойства восприятия.

К основным свойствам восприятия как познавательного психического процесса относятся: предметность, которая выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира: целостность, отражающая факт, что восприятие есть всегда целостный образ предмета, а не отражение отдельных его свойств; структурность, проявляющаяся в том, что человек воспринимает фактически абстрагированную от ощущений обобщенную структуру: осмысленность восприятия, определяющаяся пониманием сущности предмета; константность восприятия — относительное постоянство образов предметов, в частности, их формы, цвета. Величины при изменении условий восприятия; избирательность проявляется в преимущественном выделении отдельных объектов и зависит от интересов и установок ЛИЧНОСТИ.

Восприятие времени и движения, пространства. Восприятие пространства включает в себя восприятие величины, формы, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления.

Восприятие времени — отражение длительности и последовательности явлений или событий.

Восприятие движений — отражение направления и скорости пространственного существования предметов.

Иллюзии восприятия. Иллюзии проявляются в неадекватном отражении воспринимаемого объекта.

Наиболее изученными являются иллюзорные аффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений — так называемые «оптико-геометрические иллюзии», которые заключаются в кажущемся искажении соотношений между фрагментами изображений (равные линии кажутся неравными и т. д.). К другому классу иллюзий относится феномен яркостного контраста (так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном).

Источник: https://psyera.ru/vospriyatie-172.htm

Свойства восприятия в психологии. Свойства ощущения и восприятия :

Восприятие является базовой категорией психологии.

Человек в процессе познавательной деятельности имеет дело не с отдельными элементами явлений или их характеристиками, а с комплексным представлением предмета.

Свойства и части объекта, их габарит, вкус и запах позволяют воссоздать единую картину происходящего. Процесс слияния подобных пазлов и называется в психологической науке восприятием.

Что такое процесс восприятия?

Перед тем как раскрыть тему «Основные свойства восприятия», следует особое внимание уделить физиологическим механизмам данного процесса. Восприятие — это сложный процесс отражения явлений и предметов в подсознании человека, который протекает при непосредственном воздействии на органы чувств.

Механизм отображения объектов в сознании человека достаточно сложен, так как имеет непосредственную взаимосвязь с иными процессами — мышлением, речью, вниманием и памятью. Личность вполне объективно оценивает видимый предмет, может использовать определенную дефиницию для его обозначения. Можно сделать вывод о том, что восприятие — это осмысленный акт, протекающий в сознании человека.

Процесс восприятия имеет эмоциональную окраску, колоссально мотивирован. Из-за этого может возникнуть нарушение восприятия, когнитивный диссонанс. Исправить возникшие противоречия можно, лишь прибегнув к профессиональной психологической помощи. В ином случае подобные отклонения чреваты развитием серьезных заболеваний.

Отличия восприятия и ощущений

Неопытные исследователи очень часто путают свойства ощущения и восприятия, сводя их к единому процессу. Это является грубейшей ошибкой, так как две указанные дефиниции имеют существенные различия.

Любой предмет, воздействуя на органы чувств человека, вызывает определенный эффект, который несет лишь субъективный оттенок, так как ощущается внутри. При этом реакция от субъекта, на который оказывается подобное воздействие, не следует. В отличие от ощущений при восприятии человеком предмета происходит процесс объективизации, иными словами, объект отражается в пространстве.

Другое важное отличие ощущения и восприятия заключается в окончательных формах, которые складываются после завершения процесса. При ощущении предмета человек испытывает определенное чувство: сладкий вкус, громкий звук и др. При восприятии объекта в сознании человека всплывает образ, который имеет уникальную конструкцию. Иными словами, существуют определенные свойства образа восприятия.

Подобные факты позволяют говорить о том, что восприятие и ощущение — это два совершенно разных процесса, несмотря на их взаимодействие в процессе социализации человека.

Основные свойства восприятия

Говоря о восприятии, необходимо знать, что в его структуре ученые выделяют два взаимосвязанных элемента: виды и свойства. Основной упор сделан на свойства восприятия в психологии, так как именно данная дефиниция позволяет понять суть указанного процесса.

Итак, основными свойствами восприятия являются:

  • историчность;
  • активность;
  • предметность;
  • целостность;
  • осмысленность;
  • константность.

Окружающий мир состоит из множества предметов, однако человек воспринимает лишь некоторые. Понять избирательность подсознания личности поможет детальное изучение каждого свойства восприятия в психологии.

Историчность восприятия

В научной литературе по психологии восприятие обозначается как перцептивное действие, формирование которого требует определенного количества времени.

Говоря о данном свойстве, следует отметить, что перцептивное действие не является статичным, наоборот, образ формируется со временем с учетом самой человеческой деятельности и опыта.

Адекватное выстраивание представления о предмете возможно лишь при последовательном изучении субъекта, а значит, историчность — это ключевое свойство восприятия.

Активность восприятия

Восприятие объектов невозможно без эффекторных компонентов. Каждый человек познает окружающий мир в соответствии с собственным мировоззрением, способностями, потребностями и нуждами.

Иными словами, восприятие напрямую зависит от прошлого личности, его настоящего.

Подобная зависимость жизненного опыта и познавательной деятельности получила научное название апперцепции, что является основой важнейшего свойства восприятия в психологии — активности.

Предметность восприятия

Каждый человек, воспринимая информацию с помощью органов чувств, соотносит сведения с тем или иным предметом. Данное свойство позволяет структурировать информацию, изучать ее в виде полноценного образа, а не как разнообразный набор характеристик или ощущений. Таким образом, предметность является первоосновой для нормального восприятия человеком окружающего мира.

Целостность восприятия

Важность данного свойства восприятия в психологии состоит в том, что благодаря целостности у человека появляется возможность воспринимать раздражители как совокупность определенных характеристик или особенностей, а не как разрозненные отрывки и элементы единой картины. Выстраивание целостного образа происходит во время мыслительной деятельности, когда в подсознании достраивается конструкция из отдельных элементов.

Осмысленность восприятия

Человек в отличие от животных обладает разумом, поэтому восприятие у личности — это не просто биологический процесс.

Познание предмета осмысленно, иными словами, человек в полной мере осознает функции того или иного объекта, его предназначение.

Благодаря осмыслению информации удается достичь максимального объективного перцептивного действия во время познания окружающего мира. Образ предмета становится объективным, что не нарушает психическое здоровье личности.

Константность восприятия

Константность тесно взаимосвязана с иными свойствами восприятия. Благодаря этому человек осознает не только целостный образ предмета, но и его постоянство. Объект обладает постоянными формами, размерами, цветом и весом. Примером константности восприятия является машина. Человек воспринимает автомобиль как предмет одинаково, несмотря на то, движется он или нет.

Восприятие является одной из главнейших категорий современной психологической науки. Всестороннее изучение данного процесса позволяет понять сущность человеческого подсознания, а также избежать многочисленных психических заболеваний.

Источник: https://www.syl.ru/article/172035/new_svoystva-vospriyatiya-v-psihologii-svoystva-oschuscheniya-i-vospriyatiya

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию