Восприятие — психология

В психологии восприятие — это… ощущение и восприятие :

Восприятие - психология

Процесс познания внешнего мира — одна из областей, изучаемых психологией. Современная наука является в этом вопросе продолжательницей и правопреемницей древней философии, уходящей корнями в античность.

На сегодняшней день ученые мужи от психологии пришли к консенсусу по поводу основных понятий, которые описывают восприятие. Процесс этот довольно сложен и до конца еще не изучен, однако общее представление о нем можно для себя составить, усвоив несколько понятий.

Итак, существует два устойчивых термина для описания этой функции человеческого мозга: восприятие и ощущение.

Ощущение и восприятие: определения понятий

Современная западная психология утверждает, что взаимодействие человека с миром начинается с ощущений. Последние представляют собой простые отражения в человеческом сознании различных явлений внешнего мира, воспринимаемых пятью органами чувств.

Ощущения не передают всей картины окружающей среды, но только те ее стороны, которые непосредственно входят в соприкосновение с человеком. Далее мозг анализирует полученную от ощущений информацию и составляет окончательное представление о внешней реальности. Восприятие — это и есть этот заключительный результат.

В отличие от базовых элементов познания, оно является сложным составным процессом, включающим в себя отдельные ощущения как структурные компоненты.

Пример разницы восприятия и ощущений

Чтобы наглядно продемонстрировать разницу, которую имеют между собой ощущение и восприятие, представим себе индивида, поедающего яблоко. Ясно, что, во-первых, он держит фрукт рукой, и его мозг воспринимает это как отдельное тактильное ощущение. Во-вторых, кусая яблоко, этот человек явственно чувствует его вкус – сладость, кислинку и пр.

Это также дает мозгу информацию от ощущения. В-третьих, зрительное восприятие яблока – тоже только отдельное чувство, предоставляемое глазами – одним из органов чувств. В-четвертых, поедая плод, человек ощущает его специфический запах. Информация о нем также передается в мозг в качестве независимого ощущения.

Наконец, в-пятых, надкусывая яблоко, человек слышит характерный треск, потому что в это время получает слуховое восприятие. Таким образом, входя в контакт с фруктом, индивид имеет пять совершенно независимых ощущений.

Но сложные психические механизмы синтезируют всю информацию от них и предоставляют сознанию единую картину, единое представление о яблоке, то есть целостную картину реальности. Это совокупное, составное видение окружающей среды, которое представляет собой восприятие мира.

Но есть одна тонкость, когда ощущение может быть тождественно восприятию. Например, если человек не ест яблоко, не вдыхает его аромат, а только держит его с закрытыми глазами. В таком случае он получает только одно ощущение – тактильное, а потому и целостная картина воспринимаемой реальности будет состоять только из одного ощущения. По крайней мере до тех пор, пока человек не откроет глаза.

Роль ощущений

Психологические теории отводят важное место таким элементарным процессам, как ощущения. Они представляют собой фундамент, на котором строится вся совокупность сложнейших психических процессов. Не только целостное восприятие не могло бы появиться без ощущений, но также и мышление не могло бы функционировать без опыта соприкосновения с внешними объектами, который они предоставляют.

Механизм ощущений

Восприятие — это, как мы выяснили, обработанный мозгом совокупный комплекс ощущений. Что же необходимо, чтобы сделать сами первичные чувства возможными? Во-первых, конечно же, нужен сам внешний объект – источник ощущений.

Во-вторых, необходим набор инструментов, которые помогут субъекту войти с ним в контакт и получить от него информацию. Такие функциональные приспособления организма в западной психологии носят название анализаторов. Автором термина является знаменитый российский ученый, академик И. П. Павлов.

Согласно его же теории, анализаторы имеют трехчастную структуру, состоящую из рецепторов, проводников и центра.

Рецепторы

Рецепторами называются те нервные окончания, которые входят в непосредственный контакт с внешними объектами и обеспечивают восприятие информации через раздражение.

Соответственно, располагаются они в органах чувств — глазах, ушах, языке, носовой полости, коже. Такие рецепторы носят наименование экстерорецепторов, то есть рецепторов, направленных вовне, на внешний мир.

Именно они являются основой для первичных ощущений окружающей действительности. Но вместе с ними существует и другая группа рецепторов, направленных на внутренние ощущения человека – голод, жажда и т. п.

Эти нервные окончания называются интерорецепторами.

Проводники

Проводниками, или проводящими путями, называются нервные нити, берущие начало в рецепторах и оканчивающиеся в нервных центрах. Задача этих связей – передавать нервные сигналы от рецепторов к центру анализатора.

Центр

Центр анализатора — это мозг. Точнее, различные его участки, которые отвечают за вверенную им область органов чувств. Одни части мозга отвечают за зрительное восприятие, другие — за тактильное, и так далее. Центр анализатора, принимая сигнал от рецепторов посредством проводников, преобразовывает его в конкретное ощущение, которое чувствует человек.

Таковы особенности восприятия внешнего мира – на самом деле мы не можем непосредственно ощущать вкус или запах. Наш мозг только воссоздает, реконструирует ощущения на основании полученных данных от рецепторов. И вся панорама многообразных ощущений существует лишь в голове человека.

Число ощущений

Как уже было замечено, всего человек обладает пятью органами чувств. Однако, согласно современной психологии, свойства восприятия состоят не из пяти, как следовало бы ожидать, а из шести ощущений.

Дело в том, что моторика, которую исследователи также классифицируют в качестве источника элементарного познания, не является органом чувств.

Это ее свойство добавляет в общую копилку ощущений шестое чувство, называемое кинестетическим.

Зрительные ощущения

Среди ученых нет единогласного мнения по поводу того, какой из органов чувств, а соответственно, какое ощущение, является наиболее важным, то есть несущим наибольшее количество ценной информации аналитическому центру мозга, формирующему конечное восприятие.

В психологии, точнее в ее основных течениях, сегодня ведущая роль отводится зрению. Считается, что большая часть информации (вплоть до 80%), из которой складывается восприятие, — это визуальный контакт.

Так это или нет, во всяком случае очевидно, что зрительная функция – весьма важный источник сведений о внешнем мире. Ее органы чувств – пара глаз, которые на физическом уровне воспринимают информацию от световых колебаний.

Правильная работа глаз позволяет воспринимать фотонные волны в цветовом спектре, что впоследствии позволяет мозгу генерировать все то множество красок, которыми окрашен в нашем сознании мир.

Следует заметить, что цвета бывают хроматические, то есть те, которые образуют цветовой спектр, наблюдаемый, например, в радуге. Противоположны им ахроматические. Их всего три – черный, белый и серый.

Слуховые ощущения

Вслед за зрительной информацией весьма важную роль в человеческой жизни играет способность распознавать звук. Последний представляет собой важный способ коммуникации и не только.

Звуковые волны, которые воспринимают слуховые рецепторы, по характеру чувствования делятся на две группы. Первая включает в себя шумовые ощущения, то есть звуки, не имеющие ритмичной структуры в колебаниях звуковой волны.

В противоположность им ритмично организованные волны носят название музыкальных ощущений.

Кинестетические ощущения

Жизнедеятельность большинства людей предполагает значительную подвижность – ходьба, печатание, одевание и множество других повседневных действий, которые нельзя выполнить, не задействовав моторную функцию.

Отсюда проистекает важность четкости двигательных ощущений для жизни, ведь без них даже донести ложку до рта было бы крайне затруднительно.

Эти кинестетические чувства, как уже было сказано выше, порождаются не органами чувств, а нервными окончаниями, распределенными по всему телу.

Осязательные ощущения

Осязательные ощущения также важны для коммуникации людей с окружающим миром, а кроме того, они же обеспечивают более глубокое восприятие человека человеком.

Особенно это заметно в сексуальном контексте, но также и в воспитании детей, и в других формах взаимоотношений. Достаточно вспомнить, например, традицию рукопожатия.

Другими словами, осязание имеет непосредственное значение как для продолжения рода (а значит, и сохранения вида), так и для развития общества в целом.

Некоторые люди, а именно слепоглухонемые, то есть обделенные возможностью видеть и слышать, вообще используют тактильные ощущения в качестве единственной формы коммуникации с другими людьми.

В целом, психологи выделяют два вида осязательного чувства: тактильное и температурное. Последнее отвечает за распознавание тепла и холода, а первое охватывает весь остальной комплекс многообразных ощущений, связанных с прикосновением.

Вкусовые ощущения

Чувство вкуса у человека развито довольно хорошо, гораздо сильнее, нежели чем обоняние. Кроме языка, к органам восприятия этого ощущения относится область мягкого неба.

Состоит чувство вкуса из четырех составляющих: горечь, сладость, кислотность и соленость. За каждый из них ответственна определенная часть языка и конечная комбинация всех четырех факторов составляет все то многообразие вкусовых оттенков, которое знакомо человеку.

Синестезия ощущений

Особенности восприятия человека таковы, что иногда несколько базовых ощущений могут синтезироваться в одно. В психологии этот феномен обозначается термином «синестезия».

Чаще всего подобное соотношение возникает между зрительным и звуковым чувствами. Человек переживает синестезию как устойчивую ассоциативную связь между оттенками и звуками.

К примеру, некоторые мелодии могут иметь свой характерный цвет в восприятии таких людей.

Другой вариант синестезии, хотя и более редкий, — это синтез зрительного ощущения с обонятельным. Такого рода связь наделяет различные цветовые оттенки собственным запахом. Развивается подобный феномен у людей, чья работа связана с обонянием, например у сомелье или парфюмеров.

Измерение ощущений

В психологии существует специальный раздел, в область исследования которого входит изучение взаимоотношений между силой раздражителя и яркостью переживаемого ощущения. Называется этот отдел науки психофизикой. Ее задача состоит в том, чтобы построить адекватную систему вычисления порогов ощущений и разработать соответственную ей шкалу измерения.

Психофизики предлагают называть порог возникновения чувства, то есть то минимальное воздействие раздражителя, ниже которого ощущение пропадает, абсолютным нижним порогом. Соответственно, абсолютным верхним порогом будет та степень воздействия, выше которого ощущение также исчезнет.

Примерами такого рода пределов для слухового восприятия человека являются частоты ниже 16 Гц (инфразвук) и выше 20 кГц (ультразвук).

Адаптация органов чувств

Продолжительные контакты раздражителей и рецепторов инициирует процесс, называемый адаптацией ощущений.

Иначе говоря, органы чувств, приспособившиеся к регулярному воздействию, могут снизить свою чувствительность до полного игнорирования воздействия. Такая адаптация называется отрицательной.

В том случае, если под действием продолжительного контакта с раздражителем интенсивность ощущений нарастает, адаптация носит название положительной.

Самая подвижная адаптация у человека наблюдается к зрительным ощущениям, а наименее гибкая — к слуховым и к переживанию боли.

Формирование восприятия

Вся совокупность описанных выше ощущений формирует восприятие. Важную роль в этом процессе играет память, которая позволяет человеку запоминать опыт, приобретенный в процессе взаимодействия с внешним миром. Таким образом начинает развиваться восприятие у детей – в процессе игр, манипуляций с предметами, ползания и хватания всего подряд.

Возможность хранения памяти суммирует всю полученную информацию в форме опыта и постоянно обогащает его в течение всей жизни. Он, в свою очередь, позволяет мозгу и сознанию сформировать целостное представление о внешнем мире. Важно отметить, что восприятие — это не просто сумма собранных в пучок ощущений.

Это синтез, который позволяет на основе ряда чувств воспринимать мир целостно, не препарируя его в сознании на различные составляющие части.

Типы и виды восприятия

В психологии человека специалисты выделяют сразу несколько типов и видов восприятия. В настоящее время это более-менее сложившаяся и универсальная система, принятая повсеместно. Как и везде, развитие восприятия идет от простого к сложному. Наиболее простой тип основан на одном из ощущений.

Таковым может быть прослушивание музыки или вдыхание аромата цветка. В данных примерах восприятие строится одним анализатором на основании одного раздражителя.

Если в процесс отражения включается несколько ощущений, как, например, при просмотре кинофильма или при составлении букета, то восприятие относится к сложным типам.

Кроме этого, восприятие в психологии подразделяется на несколько видов. Данная классификация основана на различении типов самих воспринимаемых объектов. Так, специалисты выделяют в отдельные виды восприятие времени, восприятие пространства, восприятие движения и даже восприятие человека человеком. Последнее называется по-научному социальной перцепцией.

Восприятие времени основано на смене внутренних процессов человеческой психики, а потому в значительной степени субъективно.

Восприятие пространства дает представление о форме, величине и расположении предметов в трехмерной действительности. Перемещение же объектов по оси координат формирует восприятие движения.

Последнее бывает относительным и безотносительным. Относительное воспринимает перемещение объекта в зависимости от других предметов.

Безотносительное же, напротив, воспринимает объект в изоляции от посторонних.

Предметность и константность восприятия

Предметность и константность — это свойства восприятия, различаемые современными психологами.

Предметностью называется конкретность объекта, то есть его наличность и объективное присутствие в пространстве и во времени.

В противоположность этому психологи выделяют сугубо умозрительные, абстрактные понятия и категории, которые являются не продуктами отражательного процесса и объектом восприятия, а плодом мышления или воображения.

Поэтому воспринимаемыми могут быть только феномены, обладающие характеристикой предметности. Это называется объективным началом.

Восприятие в психологии наделяется также свойством константности, то есть способностью сознания сохранять за предметом его существенные характеристики вне зависимости от расстояния до человека.

То есть один и тот же объект, например, большой воздушный шар, удаляясь от человека, все равно будет интерпретироваться сознанием как большой воздушный шар.

Читайте также:  Рассказы о подвигах в обычной жизни - психология

Это свойство психики делает возможным различать перспективу и адекватно ориентироваться в пространстве.

Расстройства восприятия

Дисфункция восприятия вызывает сбои в координации и коммуникации субъекта и объекта. До некоторой степени можно намеренно вызвать такое расстройство, используя особенности человеческой психики.

Этим пользуются, например, фокусники, прибегая к помощи различных инструментов, приспособлений и суммы определенных психологических знаний.

Иной путь воздействия на процесс восприятия – принятие психотропных веществ, вызывающих галлюцинации и видения.

Источник: https://www.syl.ru/article/166472/new_v-psihologii-vospriyatie—eto-oschuschenie-i-vospriyatie

Восприятие в психологии — что это такое

Восприятие психология относит к формам чувственного познания действительности. Всего их три: ощущение, восприятие и представление. Первая из них — это отражение отдельных характеристик предмета, который непосредственно взаимодействует с органами чувств, последняя — это образ предмета, сохранившийся в сознании.

Само же восприятие как познавательный процесс основывается на совокупности ощущений, хотя его нельзя свести к их простой сумме. Восприятие, как и ощущение, требует непосредственного контакта с предметом познания, а представление осуществляется без него.

Итак, под восприятием, или перцепцией, в психологии и логике понимается образ предмета в целом при его воздействии на органы чувств. Это один из немногих случаев, когда одно определение термина признается сторонниками различных направлений, хотя теории восприятия, конечно, будут отличаться в зависимости от того или иного течения в психологии.

Восприятие и ощущение составляют основу чувственного познания мира.

Однако если ощущение — это процесс, происходящий исключительно внутри нас самих, то перцепция всегда связана с объективацией, то есть соотнесением чувственного образа с внешним миром.

Иными словами, ощущение возникает как субъективное состояние и преобразуется в восприятие, которое уже относится к объективной действительности.

До выявления сложных отношений между этими двумя формами познания действительности существовал также термин «сенсорное восприятие», обозначавший явления, при которых чувственный опыт выводился из сенсорной информации (то есть зрительной, вкусовой, слуховой, обонятельной и тактильной). Сейчас данный термин утратил актуальность.

Рекомендуем: Гештальт терапия

Восприятие как психический процесс является органической частью функционирования психики и тесно связано с другими видами психической деятельности: памятью, мышлением, эмоциями и так далее. Поэтому методики, направленные на диагностику перцепции, чаще всего исследуют одновременно внимание и память.

Основные свойства и виды восприятия

Главные признаки:

  • Константность, то есть способность психики сохранять относительно постоянные характеристики воспринимаемых предметов вне зависимости от условий среды (расстояния до них, освещенности, ракурса и так далее).
  • Предметность — вычленение из пространства отдельных предметов, понимание обособленности объекта во времени и пространстве. Предметность тесно связана с процессом объективации.
  • Структурность — предмет воспринимается как взаимосвязь его частей. (Это свойство часто объясняют на примере музыкального произведения: оно может быть сыграно в различных тональностях, с использованием различных инструментов, но соотношение между звуками остается прежним.)
  • Осмысленность связывает перцепцию с мышлением. Мы стараемся назвать предмет, определить его назначение, соотнести со знакомыми вещами, если видим его впервые.
  • Избирательность, то есть заострение внимания на одних объектах и игнорирование других, в зависимости от задач, которые ставит (или не ставит) перед собой человек.
  • Целостность — объект или ситуация состоят из разных частей, но воспринимаются комплексно. Кроме того, эта целостность проявляется в том, что даже когда мы непосредственно имеем дело с одним свойством объекта, то остальные все равно возникают в нашем сознании, достраивая сложный образ.

Таковы основные характеристики восприятия. Еще в этот список добавляют апперцепцию — индивидуальные особенности восприятия или, иными словами, субъективное восприятие, которое базируется на прежнем индивидуальном опыте.

Закономерности восприятия построены таким образом, что в нем всегда отражается как предыдущий опыт личности, так и состояние ее психики, накопленные знания и привычки.

На восприятие очень большой отпечаток накладывает и профессия. Например, безусловно, по-разному будут смотреть на один и тот же текст специалист-филолог, который заметит все стилистические ошибки и неточности, и школьник-первоклассник, едва научившийся читать!

Типология

Мы рассмотрели основные свойства восприятия. Что же можно сказать о его видах? Классификация восприятия проводится на самых разных основаниях. Например, различают преднамеренную и непреднамеренную перцепцию. В чем специфика каждого вида, можно догадаться по их названиям.

В первом случае у человека с самого начала есть конкретная цель, задача, связанная с необходимостью составить чувственный образ объекта. Во втором — такой задачи нет, а познавательный процесс активизируется в силу внешних обстоятельств: предположим, предмет заинтересовал нас, потому что оказался в непосредственной близости.

Рекомендуем: Высшие психические функции

Преднамеренная форма может развиться в наблюдение, то есть целенаправленный длительный (возможно, с перерывами) процесс, в результате которого мы получаем сведения о течении явления или его изменениях за определенный промежуток времени. Наблюдение важно для человека любого возраста: оно составляет значительную часть периода учебы человека, без него не обойтись настоящему профессионалу в трудовой деятельности.

Также можно проводить деление по виду анализаторов (нервных структур, реагирующих на раздражение), участвующих в познании. При этом нужно помнить, что мы говорим лишь о самом активном анализаторе, поскольку в перцептивном процессе их всегда участвует несколько.

Итак, традиционно различают аудиальное восприятие (слуховое), зрительное (визуальное), обонятельное, осязательное (тактильное восприятие), вкусовое. Аналогично выделяют и виды информации по способу восприятия: звуковую, тактильную, вкусовую…

Еще разновидности этой формы познания можно классифицировать по типу воспринимаемого объекта. Сюда включают перцепцию движения, пространства, времени, социальное восприятие (то есть возникающий в психике образ социальных объектов, а не неодушевленных предметов) и другие виды.

Рекомендуем: Что такое глубинная психология?

Эти виды восприятия относятся к числу сложных: для их осуществления нужна активная работа сразу нескольких анализаторов. Если же в основном задействован лишь один, перцепция, соответственно, будет простой.

Если что-то пошло не так

Психологические механизмы восприятия, как и других происходящих в психике процессов, сложны и многоэтапны, поэтому, к сожалению, нередки случаи искажения и нарушения перцепции.

Расстройства восприятия проявляются в самых различных формах, которые могут существовать и самостоятельно, и как симптомы того или иного психического заболевания. Остановимся на некоторых наиболее распространенных.

Иллюзии представляют собой искажения восприятия реального объекта. Иллюзии могут возникать и при полном психическом здоровье. Вспомним особенности зрительного восприятия ложки в граненом стакане: она будет казаться преломленной. Это так называемые физические иллюзии, связанные с характеристиками среды.

Рекомендуем: Анима и анимус в психологии Юнга

Искажения, возникающие из-за особенностей работы органов чувств, называются физиологическими. Например, иллюзия, затрагивающая аудиальное восприятие: звуки одной и то же громкости будут казаться громче, если наложить их на тихий фон, и тише, если наложить на громкий.

К физиологическим иллюзиям не относят нарушение восприятия из-за сбоев в функционировании органов чувств (например, у человека расстроено зрение или поврежден слух). В психиатрии под иллюзиями понимаются только патологические состояния: аффективные, вербальные и парейдолические. Расшифруем эти термины.

  • Аффективные иллюзии — это ошибочное восприятие информации человеком, который находится под воздействием сильных эмоциональных переживаний.
  • Вербальные — неадекватно воспринимается речевая информация. Больному совсем иначе представляется смысл тех слов, которые он слышит: чаще всего он воспринимает нейтральные высказывания как обвинения, обиды, упреки.
  • Особенности зрительного восприятия, возникающие при парейдолических иллюзиях, заключаются в том, что больной видит в повседневных реальных объектах фантастические образы и ситуации (изображения, которые видятся в облаках, узоре ковра и так далее).

В отличие от иллюзий, при таком расстройстве, как галлюцинации, реального объекта перцепции не существует. Они могут быть истинными и ложными (псевдогаллюцинации). В случае первых кажущиеся предметы воспринимаются с той же степенью реалистичности, что и другие составляющие материального мира, признаки такого расстройства всегда ярко отражаются в поведении больного.

Во втором случае пациенту представляется, что образы находятся только в его сознании, причем возникли они там без участия органов чувств; у больного есть ощущение, что на него влияет какая-то внешняя сила: больной «видит» что-то у себя в голове, «чувствует» инородное тело внутри организма и так далее.

Кроме того, выделяются агнозии — перцептивные патологии, при которых сохраняется сознание и общая чувствительность, но один из видов перцепции нарушается. Например, нарушено тактильное восприятие: больной не может в целом опознать предмет при ощупывании или определить какие-либо его свойства (гладкость, температуру и так далее).

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/vospriyatie.html

Психология восприятия

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие формируется на основе интеграции ощущений, но обладает свойствами, отличающимися от свойств ощущений.

Свойства восприятия

К свойствам восприятия относятся предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция и избирательность:

  1. Предметность восприятия означает его способность отражать объекты и явления окружающей действительности в виде отдельных предметов, а не в форме ощущений, не связанных друг с другом.
  2. Свойство целостности заключается в отражении восприятием целостного образа предмета или явления, в то время как ощущения отражают отдельные свойства.
  3. Структурность восприятия – это его способность отражать обобщенную структуру предмета или явления, сформированную в течение некоторого времени, а не сумму ощущений.
  4. Константность восприятия проявляется как постоянство отражения свойств предметов в различных условиях их восприятия.
  5. Свойство осмысленности означает наличие смыслового содержания воспринимаемых предметов и явлений.
  6. Апперцепция как свойство восприятия означает зависимость содержания перцептивных образов от психической жизнедеятельности воспринимающего человека.
  7. Избирательность восприятия заключается в том, что в текущий момент времени человек воспринимает только один конкретный предмет или одну группу предметов, а остальные предметы не отражаются в сознании и являются фоном восприятия.

Виды восприятия

Виды восприятия классифицируются по двум основным критериям: основной модальности и формы существования материи.

По критерию основной модальности различают зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое и тактильное восприятие в зависимости от ведущего анализатора, от которого поступают наиболее важные для восприятия данного предмета ощущения.

По критерию формы существования материи выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства

Восприятие пространства основано на восприятии формы, величины, удаленности предметов и расстояния между предметами:

  1. Восприятие формы предметов связано, во-первых, с наличием в головном мозге человека клеток-детекторов, позволяющих избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину; во-вторых – с законами образования форм, фигур и контуров, выявленными в гештальт-психологии; в-третьих, с жизненным опытом человека, получаемым за счет движений рук по контуру и поверхности предметов, перемещения тела в пространстве.
  2. Восприятие величины и удаленности предметов тесно связаны друг с другом. И то, и другое зависит от параметров изображения этих предметов на сетчатке глаза. Небольшие и удаленные предметы дают небольшое изображение на сетчатке, большие и близлежащие – более крупное. Восприятие величины и удаленности предметов связано с явлениями аккомодации и конвергенции. Аккомодация – это изменение кривизны хрусталика при настройке глаза на четкое восприятие близких и отдаленных предметов (фокусировка изображения на сетчатке); степень кривизны хрусталика информирует о расстоянии до объекта. Конвергенция – это сближение или расхождение осей глаз, происходящее при восприятии предметов различной степени удаленности; при этом оси глаз образуют определенный угол, который дает информацию о расстоянии до объекта.

Восприятие движения

Восприятие движения основано на последовательном использовании информации о наличии либо отсутствии движения, его направленности и скорости.

  1. Наличие движения фиксируется нейронами-детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочного рефлекса.
  2. Направленность и скорость движения оцениваются на основе направления и скорости перемещения отражения объекта на сетчатке глаза.

Восприятие времени

Восприятие времени связано с определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека (в связи с этим воздействие некоторых медикаментов, влияющих, например, на ритм сердечной деятельности или скорость обменных процессов, может изменять восприятие времени).

Кроме того, восприятие времени зависит от эмоционального состояния человека, которое, в том числе, зависит от содержания выполняемой деятельности: при переживании положительных эмоций и занятии интересной и осмысленной деятельностью время «бежит быстро», при переживании отрицательных эмоций и занятии неинтересной и бессмысленной деятельностью – «медленно».

На восприятие времени также влияют возрастные и индивидуальные особенности человека.

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/psihologiya-vospriyatiya/

Восприятие

ВосприятиеОбщее понятие о восприятии

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном…

Физиологические основы восприятия

Сложные нервные процессы в коре головного мозга, лежащие в основе восприятия, характеризуются тем, что они вызываются комплексными раздражителями, действующими одновременно на разные рецепторы…

Классификация восприятий

Классификация восприятий по виду анализаторов представляет значительно большие трудности по сравнению с соответствующей классификацией ощущений…

Восприятие предметов внешнего мира

На наши органы чувств всегда воздействуют многочисленные и разнообразные предметы и явления. Между тем в каждый отдельный момент мы воспринимаем их не все и не с одинаковой ясностью и отчетливостью. Только некоторые из них становятся объектами восприятия.

Восприятие пространства

Все предметы и явления окружающей действительности находятся в пространстве и протекают во времени. Поэтому восприятие пространственных и временных отношений между предметами является необходимой составной частью всякого процесса восприятия…

Зрительные иллюзии

Сложный характер восприятия пространственных свойств и отношений предметов, в котором участвуют как непосредственные зрительные и мышечно-двигательные ощущения, так и временные связи между ними, приводит иногда к зрительным иллюзиям…

Читайте также:  Амосов, николай михайлович - психология

Восприятие времени

Все явления окружающего нас мира представляют собой процессы, закономерно развивающиеся и изменяющиеся во времени. Восприятие временных отношений объективных явлений состоит в отражении их последовательности и длительности…

Восприятие движений

Всякое движение представляет собой совершающийся во времени процесс перемещения движущегося тела в пространстве…

Апперцепция

Апперцепцией называется обусловленность содержания и направленности восприятия знаниями и предшествующим…

Наблюдение

Наблюдением называется целенаправленное восприятие, осуществляемое по определенному плану…

Развитие восприятий

Уже в первые недели после рождения ребенок не только ощущает, но и воспринимает окружающую действительность…

Целостность восприятия

Одной из характерных особенностей восприятий является их целостность: объект восприятия, будучи комплексным раздражителем, обладающим разными признаками и состоящим из разных частей, воспринимается все же как единое целое…

Осмысленность восприятия. Узнавание.

Характерной особенностью восприятий у человека является их осмысленность. Воспринимая предметы и явления действительности, человек истолковывает их в соответствии с полученными ранее знаниями и своим практическим опытом…

Избирательность восприятия

Избирательность восприятия заключается в преимущественном выделении одних объектов (или одних свойств, признаков, качеств предметов) по сравнению с другими…

Индивидуальные различия в восприятии

Различия в жизненном опыте, в знаниях, взглядах, интересах, в эмоциональном отношении людей к предметам и явлениям действительности порождают значительные индивидуальные различия в восприятии…

Развитие восприятия у детей

Элементарные формы восприятия начинают развиваться очень рано, в первые месяцы жизни ребенка, по мере образования у него условных рефлексов на комплексные раздражители…

Роль моторных компонентов в восприятии

Восприятие не только включается в действиях людей и регулирует их. Оно становится особой перцептивной действием, направленным на создание образа нужному человеку объекта…

Общие особенности восприятия

Важнейшими особенностями восприятия являются: предметность, целостность, структурность, константность, апперцепция, осмысленность, избирательность, иллюзия…

Разновидности восприятий

В чувственного познании ощущения и восприятия проявляются в единстве. Восприятия вне ощущения не бывает…

Свойства восприятия

Важным условием успешного восприятия объектов действительности является его избирательность. Избирательность предмета восприятия обусловливается потребностями и интересами человека, необходимостью в знаниях, профессиональной направленностью и т.д…

Источник: http://psyznaiyka.net/vospriyatie.html

Основные свойства восприятия

Основные свойства восприятия

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие, в отличие от ощущения, отражает предмет в целом, в совокупности его свойств, а не отдельные свойства. Восприятие качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат.

В основе восприятия лежат межполушарные связи, связи между различными анализаторами.

В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которое дает ощущение, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмыслении его.

Свойства:

  1. Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание и движение. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.
  2. Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений. Внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства:
    • объединение разных элементов в целом;
    • независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.
  3. Структурность (обобщенность) – не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).
  4. Константность – относительно воспринимающего субъекта объекты непрерывно меняются. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях порождает константность этого образа. Обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предметов его существования.
  5. Осмысленность – хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы имеют определенное смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением, понимаем сущности предмета, что позволяет мысленно назвать его, т.е. отнести его к определенной группе предметов, классу, обобщить его. Основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета. Связана с работой вторичных корковых полей анализаторов.
  6. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Принципы организации восприятия (свойства предметности и целостности) наиболее глубоко и ярко описаны и проанализированы представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, Ч. Осгуд и др.).

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенности самих отражаемых субъектов, с одной стороны, и в предметной Деятелности человека, с другой.

Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта.

Виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и т.п.

Особенности восприятия: возникновение апперцепции (свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного человека). Апперцепция обуславливает различия при восприятии одних и тех же предметов различными людьми или одним и тем же человеком в разное время.

Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру – феномен проекции (к примеру, человек видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации Личности.

Итог:

Восприятие – активный процесс, состоящий из участия двигательных компонентов анализаторов (движение руки, глаза и т.п.), возможности в процессе восприятия, активно перемещать свое тело. При восприятии формируется адекватный образ предмета.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/233-2008-09-02-18-36-42.html

Виды и свойства восприятия в психологии

Виды и свойства восприятия в психологии

Почему разные люди одни и те же события или предметы воспринимают по-разному? Существующие виды восприятия в психологии позволяют понять механизм получения и обработки информации людьми. Человек оценивает происходящее с помощью множества анализаторов.

Помимо органов чувств, в оценке характеристик исследуемого объекта участвуют накопленный опыт человека, полученные им ранее знания и умения, состояние здоровья, природные качества и настроение в данную минуту.

Человеку трудно быть объективным, даже когда у него нет ни одной причины для предвзятости.

Что такое восприятие?

Восприятие — это психический процесс. Он отражает происходящее в реальном мире. В результате психического процесса и анализа полученной органами чувств информации у человека складывается субъективный образ реальности. Образ — это обобщенная картина мира (предметов и явлений) в представлении конкретного человека.

Процесс восприятия позволяет человеку ориентироваться в пространстве, определять наличие или отсутствие угрозы, принимать решение относительно своих последующих действий. Он дает возможность не повторять ошибок. Если огонь вызвал ожог, то похожий на огонь объект, вероятнее всего, тоже окажется горячим.

Оценить реальность, с которой уже приходилось сталкиваться, гораздо проще, опираясь на имеющийся опыт. Тогда как событие, с которым человек сталкивается впервые, серьезно озадачивает.

Поскольку проводить тщательный анализ каждого предмета долго и утомительно, человек пользуется определенными шаблонами или оценочными координатами. Именно через призму такой системы координат он оценивает всю поступающую информацию. Человек не задумывается, увидев привычные вещи.

Его мозг оценивает их подсознательно, мгновенно подбирая наиболее близкий по характеристикам образ уже знакомых объектов. Поэтому восприятие нередко искажает реальную картину, когда анализировать приходится впервые увиденный объект. В подавляющем большинстве случаев шаблонная система себя оправдывает.

Она позволяет быстро ориентироваться и принимать решение в опасной ситуации. Эта способность часто спасает человека.

Совокупность анализаторов, обеспечивающих восприятие, называется перцептивной системой. Создание образа обеспечивают перцептивные действия. Восприятие объекта разделяется на общее и детальное.

Общее восприятие активно использует шаблонную систему для молниеносной оценки ситуации. За доли секунды человек получает основное представление о предмете или событии. Более детальный анализ может занять больше времени.

Он является более объективным, изучает объект подробнее. Так, например, осваивается навык чтения или письма.

Классификация видов восприятия включает все анализаторы, задействованные в процессе оценки реальности.

Зрительное восприятие

Осуществляется посредством органов зрения. Выстраивая образ объекта, человек учитывает его цвет, оттенки, соотношение света и темноты, яркость. Бинарное зрение (зрение двумя глазами) помогает определить удаленность предмета и скорость его движения, расположение предметов относительно друг друга, траекторию их движения, являются ли предметы плоскими или объемными.

Размер объекта определяется соотношением его величины на сетчатке глаза и удаленности от глаз наблюдателя. Такая уникальная способность органов зрения обусловлена конвергенцией.

Конвергенция представляет собой сведение зрительных осей глаз на объекте. По образующемуся между зрительными осями углу мозг определяет расстояние до предмета. Если объект движется, по изменениям угла можно узнать его скорость движения и предугадать траекторию. Направленность движения определяется перемещением отражения объекта по сетчатке глаза.

Человек визуально оценивает эмоции другого человека или животного, чтобы сделать выводы о его намерениях. Зрительное восприятие является одним из самых важных анализаторов, отвечающих за создание образа.

Слуховое восприятие

По звуку можно определить приближающийся предмет, даже не видя его. Человек оценивает силу звука, его динамику (усиление или затухание), тембр, скорость, высоту. Оттенки звука голоса могут дать представление об эмоциях человека.

Источник: http://poznala.ru/psihologiya/vidy-vospriyatiya-v-psixologii.html

Восприятие в психологии и его виды

Восприятие в психологии и его виды09-07-2014 Теги: мозг,самосознание

Восприятие в психологии — это необычайно важное и значимое понятие, изучению которого посвящено огромное количество разнообразных трудов. Прежде всего, следует понимать, что же это такое. В качестве восприятия в психологии понимают то, как отражены явления, ситуации или же предметы окружающего мира.

«Восприятие является результатом воздействия разнообразных внешних раздражителей на все человеческие органы чувств».

При этом в определённом аспекте человеческое восприятие изучается как некоторая ступень, которая является следующей в эволюции человеческой психики после этапа простого ощущения.

Какие же выделяют виды восприятия

В психологии выделяют две основные классификации типов восприятия. Первая система классификации исходит из постулата, что восприятие как результат отражения любых предметов или же явлений в человеческом сознании является результатом совместной деятельности нескольких анализаторов.

Впрочем, обычно подразумевается, что один определённый анализатор имеет приоритетное значение и, соответственно, получает и перерабатывает гораздо больший объём информации, чем другие.

Результатом такого приоритетного значения отдельных анализаторов в восприятии могут быть разные виды:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • вкусовое;
  • обонятельное;
  • осязательное (кинестетическое).

Зрительное восприятие как психический процесс являет собой создание видимого образа определенных предметов, действий, событий с помощью глаз и зрительной системы человека. Было определено, что во время изучения и рассмотрения определённых предметов человеческие глаза совершают обычно скачкообразные движения.

При этом в мозгу происходит обработка информации касательно наблюдаемых предметов и объектов. Человек наблюдает и изучает целостную картину, которая отражается в его сознании и анализируется.

Вся картинка не равнозначна, а разделяется на основные и фоновые объекты. Основной объект (называемый фигурой) располагается впереди фона и воспринимается как замкнутое целое.

Фон же воспринимается в качестве непрерывного пространства, находящегося позади фигуры. Данный закон разрабатывался в направлении гештальтпсихологии.

Слуховое восприятие является формой восприятия, ориентирующегося на прием и анализ разнообразных звуковых сигналов. Отличительной чертой слухового восприятия является то, что оно характеризуется продолжительностью и последовательностью во времени, что связано с определённой длительностью по времени любого звукового сигнала.

Полученный звуковой образ обычно комплексный, он состоит из самого воспринятого звука и образа объекта, который является источником звука.

Отличительной чертой для естественных и искусственных звуковых сигналов в этом случае является совпадение (естественные звуки) и различие (искусственные) объекта и источника звука.

Также отличием звукового восприятия является то, что оно может происходить в трёх плоскостях: горизонтальное, вертикальное, по глубине (ближе-дальше). Также для незнакомых звуков человек как правило ищет знакомые аналоги (опредмечивает их).

Осязание обычно изучается в качестве сложной формы чувствительности, основанной на множественной информации, источниками которой являются большое количество разнообразных анализаторов, где тактильные идут в первую очередь. Несмотря на то, что способности к осязанию у человека есть по всей коже, отдельные её части имеют гораздо более высокую чувствительность. Такими частями являются тыльная часть ладони, кончики пальцев, язык.

Осязательный образ, воспринимаемый человеком, формируется через кожный анализатор, состоящий из двигательного и тактильного. Специалистами выделяются разнообразные типы осязательного восприятия.

Это пассивное, активное, бимануальное и мономануальное, непосредственное и инструментальное.

Соединение и создание окончательного тактильного образа происходит за счёт разных движений руки человека, которая захватывает и ощупывает предмет.

Комбинированное восприятие

Следует понимать, что наиболее часто виды восприятия встречаются в комбинированном виде, за счёт чего достигается более сложное отражение действительности в человеческом сознании.

Другая классификация типов человеческого восприятия основана на различных формах существования материи. Таким образом выделяют восприятие и анализ времени, движение и пространство. Другим крайне важным типом восприятия является изучение социальной перцепции, или же восприятие одним индивидом другого.

Восприятие в психологии времени трактуется как отражение в сознании человека продолжительности и последовательности разных явлений или событий.

Такое восприятие индивидуально для каждого человека и зависит от многих факторов. Под восприятием пространства понимают распознавание формы, величины и расположения объектов в трёхмерном пространстве.

При этом задействованы зрительный, осязательный и кинестетический аппараты человеческого восприятия.

Читайте также:  Развитие впечатлительности - психология

Видео: Восприятие

Источник http://fb.xuniverse.ru

Источник: http://bitnet.ru/vospriyatie-v-psihologii-i-ego-vidyi/

Психология — Психология восприятия

Понятие восприятия.

  Восприятие — это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Без ощущений невозможно восприятие. Однако, кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

  Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (оп-ределенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).Основными характеристиками восприятия являются константность, предметность, целостность и обобщенность.

Константность — это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, нес-мотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств непрерывно меняются.

  Важной характеристикой восприятия является его предметность. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Любой образ целостен. Под этим понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Восприятие целого влияет и на восприятие его частей. Обобщенность означает отнесенность к некоторому классу объектов, имеющему название. Основные законы восприятия: Основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах. Другой важный закон состоит в относительной устойчивости ужу сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением.

Возникновение и развитие сознания.

Глав-ным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей.  Это такая деятельность, которая требу-ет кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом.

Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Точно так же, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и актив-ое общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения), вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).  Особо важное значение для развития человеческого со-знания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание чело-веком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него.  Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное. Второе направление связано с развитием мышления и по-степенным соединением мысли со словом.  Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, пре-вращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении со-знания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.

Сознательное и бессознательное.

Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но не осознаются.Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью.

Это та память, кото-рая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бес-сознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений — ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов.

В основе второй группы бес-сознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями.

Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.

Первый тип бессознательного есть просто нормальное звено в общей системе психической поведенческой регуляции и возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию (коре головного мозга).

Второй тип бес-сознательного также можно рассматривать как определенный этап на этом пути, но при движении как бы в обратном направлении по нему: от сознания к бессознательному, в частности к памяти.Третий тип бессознательного относится к мотивационным процессам и возникает при столкновении разнонаправленных.

Защитные психические механизмы.

Что такое «защитные механизмы«?

  В связи с тем, что как уже описывалось, согласно 3.Фрейду, в человеческой психике происходит постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемой этим конфликтом чувства напряженности и вины человеческая психика выработала ряд защитных механизмов, призванных бессознательно подавлять или не допускать в сознание ту информацию, которая противоречит требованиям цензуры «Сверх-Я» и может травмироать личность.

  Прежде всего — это вытеснение. Под этим понятием предполагается механизм подавления и последующего исключения, изгнания из сознания импульса, стимулирующего у индивида чувство напряжения, беспокойства и тревоги.

  Этот механизм отличается от сознательного подавления какого-то вида осознанного желания («находясь в обществе, я осознаю желание почесаться, но умышленно и осознанно его подавляю»). Механизм вытеснения имеет дело с неосознанными импульсами. Например, человеку необходимо принять какое-то трудное, мучительное для него решение. Он долго собирается, готовится к этому решению, тщательно все обдумывает, не может решиться на конкретное действие. Все это наполняет его напряжением, беспокойством, тревогой. И вот «вдруг» он «забывает» об этом деле. Имеет место временное «третье» решение, причем речь идет не о сознательном уклонении от принятия решения. Это — не лицемерие. За счет механизма вытеснения нежелательная информация, тревожащая и напрягающая человека, на время исчезает, освобождая его психику.

  Следующий защитный механизм — это образование противоположной реакции. Здесь имеется в виду изменение неприемлемой, непереносимой для сознания тенденции на противоположную. Примеров можно привести более чем достаточно.

Скажем, подросток чувствует влечение к девочке, что в его среде, мнение которой для него в этот возрастной период слишком значимо, вызывает насмешки и воспринимается крайне отрицательно. Тогда происходит как бы перемена знака «плюс» на «минус». Подросток становится агрессивным именно по отношению к объекту привязанности.

Становится «преследователем, гонителем, мучителем» именно этой девочки. Какраз чрезмерная подчеркнутость чувства или поведения (не просто игнорирует, а преследует) служит подтверждением механизма образования противоположной реакции.

Возможно, этот механизм лежит в основе появления неприязненных чувств по отношению к тому, кто сделал много доброго и важного, но был свидетелем не самых приятных свойств человека и не лучших периодов его жизни.

Нарушение мотивационного компонента восприятия.

  Подход к восприятию, как деятельности обязывает выявить изменения ее различных характеристик, которые могут оказаться «ответственными» за его нарушение.Еще в 1946 г. С. Л. Рубинштейн писал, что в восприятии отражается вся многообразная жизнь личности, поэтому следовало ожидать, что при изменении личностного отношения изменяется и персептивная деятельность.

Роль измененного личностного компонента в восприятии можно выявить разными путями:

а) путем анализа расстройств самого процесса восприятия;б) путем создания специального экспериментального приема, позволяющего изменить смыслообразующую функцию мотива восприятия.  Особое развитие получил тезис о «личностном подходе» к восприятию у ряда зарубежных психологов. Можно выделить следующие основные направления, характерные для этого подхода.

  Первое: восприятие рассматривается как селективный процесс, определяющийся взаимодействием объективных качеств, стимуляции и внутренних мотивационных факторов (школа New Look).  Так, Дж. Р. Брунер и Л. Постмэн различают автохтонные и директивные факторы восприятия.

Первые определяются непосредственно свойствами сенсорики человека, благодаря которым формируется представление об относительно простых качествах объекта. Директивные факторы восприятия отражают прошлый опыт человека, его эмоциональные состояния, установки и потребности.

  В предложенной авторами когнитивной теории восприятия роль внутреннего, директивного фактора играет «гипотеза», в концепциях других авторов — «установки», «ожидания», «схемы» и т.д. Действие этих факторов обусловливает избирательность, сенсибилизацию или искажение восприятия.  Другое направление, представленное Г.

Виткиным и его сотрудниками, поставило вопрос о соотношении способа восприятия человека и его личностной организации. По мнению представителей этого направления, испытуемые при выполнении различных перцептивных задач проявляют некоторые характерные способы восприятия.

Так, при выполнении задания, в котором необходимо было правильное восприятие какого-то элемента перцептивного поля, одни испытуемые принимали за точку «отсчета» проприоцептивные ощущения собственного тела, другие — ориентировались преимущественно на впечатления от «внешнего» зрительного поля. Эту особенность восприятия Г.

Виткин называл зависимостью (независимостью) от «поля», которая, по мнению автора, связана с определенной личностной структурой. При этом подчеркивалось, что в восприятии психически больных описанная зависимость или независимость от «поля» особенно выражена.

  К третьему направлению следует отнести работы зарубежных авторов, стремящихся доказать, что восприятие обеспечивает адаптацию личности к внешнему миру и отражает уровень ее адаптации.

  Такое понимание функции восприятия вытекает из принятой в американской психологии концепции личности: «личность» трактуется как, некая интегративная система, которая обеспечивает целостность и постоянство поведения индивида и которая постоянно подвергается опасности разрушения либо со стороны запретных инстинктивных направлений, либо со стороны налагаемых внешним миром требований.

  Наличие такого постоянно действующего конфликта создает определенный уровень тревожности. При его возрастании пускаются в ход механизмы «психологической защиты», целью которых является устранение источника беспокойства и возвращение личности к состоянию комфорта. Не касаясь проблемы психологической защиты (впервые описанной 3. Фрейдом и А.

Фрейд), требующей специального рассмотрения, остановимся лишь на той ее форме, которая привлекают внимание современных исследователей восприятия за рубежом и названа «перцептивной защитой».  Приведение в действие механизма «перцептивной защиты» связано, как подчеркивают многие авторы, со степенью структурированности перцептивного материала.

Неопределенная, конфликтная или незнакомая ситуация, требующая перестройки поведенческих схем, приспособления к новым ситуационным взаимоотношениям, может привести к возрастанию уровня тревожности. «Непереносимость неопределенности» вызывает перцептивную защиту.

  Основным недостатком приведенных вкратце исследований является эклектичность методологических позиций авторов, пытающихся синтезировать понятия гештальтпсихологии и психоанализа. Личностный компонент восприятия заключается для этих авторов в агрессивных тенденциях, чувстве тревожности, дискомфорте.

Из сферы психологического анализа выпадает значение деятельности субъекта как основной формы проявления личностной активности; выпадает роль сформировавшихся в процессе этой деятельности социальных мотивов, их иерархия, содержание и смыслообразующая функция.

  Между тем из положений советской психологии вытекает, что смыслообразующая функция мотивации играет роль и в процессе восприятия. Работами А. Н. Леонтьева и Е.П. Кринчик показано, что введение подкрепления, имеющего различный смысл для испытуемого, по-разному влияет на время реакции. Ими выявлен характер переработки информации человеком, что нашло свое выражение в схватывании статистических характеристик объекта, в оптимизации деятельности испытуемого при построении вероятностной модели. Деятельность восприятия включает в себя основную характеристику человеческой психики — «пристрастность» (А. Н. Леонтьев). Поэтому можно было предполагать, что процесс восприятия не только строится различно в зависимости от того, какие мотивы будут побуждать и направлять деятельность испытуемых, но можно было ожидать разную структуру перцептивной деятельности у здоровых и больных людей, у которых клиника диагностирует те или иные изменения личности.

Источник: http://70-unit.ucoz.ru/index/psikhologija_vosprijatija/0-45

Ссылка на основную публикацию