Выстраивание ситуации — психология

Клуб Здорового Сознания

Выстраивание ситуации - психология​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​

Выстраивание ситуации — это не , не и не , а выстраивание (организация) элементов ситуации (время, место, окружение, участники, и ), когда все, что происходить должно, происходит само собой.

Например, лежачие полицейские на дороге — они водителей не уговаривают и не запугивают, но лежат так, что водители сами понимают ситуацию и сами принимают нужное решение.

Выстраивание ситуации — один из методов и один из важнейших элементов .

Элементы выстраивания ситуации

и другие моменты элементы пространственной организации общения (проксемики).

Приемы выстраивания ситуации

Приемы разнообразны, как сама жизнь. В частности, широко используется , , , создание ситуации.

Не надо думать, что организация ситуации — это какой-то редкий и экзотичный способ влияния на людей. Напротив, это способ повсеместно распространенный и, возможно, настолько привычный, что во многих случаях мы уже перестали его как прием воспринимать.

Надо бодро сделать зарядку — включили бодрую музыку.

Музыка не заставляет, музыка не подкупает, музыка создает ситуацию, когда зарядку делать легче. Организация энергетизирующей ситуации.

Кинули тезис, принять его нет, силой заставить принять его невозможно — но это и не нужно, если тезис можно логично обосновать.

Хорошая аргументация на логичных людей действует просто потому, что обоснованная аргументация принимается. Организация осмысленной ситуации.

Годовалый ребенок ползет не в ту сторону. Запрещать? Заинтересовывать? Папа несколько раз закрутил ребенка на полу, как юлу — ребенок сидит, вертит головой, потерял ориентировку. Папа развернул его в нужном направлении — у ребенка старое уже выветрилось, он пополз в направлении нужном.

На старой даче все удобства были на улице, дачу обновили-отремонтировали, теплый туалет появился дома. Но старая бабушка по привичке все равно ходит не в туалет дома, а идет на улицу, хотя зима и холодно.

Зять жалуется жене: «Не знаю, что и делать, я ей тысячу раз говорил!» Жена пожала плечами: «В чем проблема? Решу». Взяла и постирала все бабушкины вещи, повесила сушиться на улицу. Бабушка три дня сидела дома, потому что на улицу выйти не в чем.

За три дня перестроилась, привыкла ходить в новый туалет. Все!

Из находок наших читателей:

Чтобы муж выносил мусор, ставлю утром пакет под дверь, если не взять в руки споткнешься и упадешь. Итог: мусор выноситься молча и регулярно.

Необходимо было отремонтировать шкафчик в ванной, просила и вдохновляла 3 месяца. Решила вопрос с позиции тактика. К зеркалу в ванной комнате, на уровне глаз повесила записку: «Почини меня. Твой шкафчик». Результат – посмеялся и сразу сделал.

Из старого дома нужно было вывести хлам. Нашла вывоз мусора по самой подходящей цене, заказала контейнер, позвонила другу и попросила проконтролировать исполнение. Мусор вывезен, дом чистый.

Вечером достаю либо краски, либо пластилин, либо конструктор и начинаю заниматься. Результат – ребенок подключается, и мы создаем красоту вместе.

Классический, элементарный пример: в одном высоком министерстве, где было много женщин, постоянно возникали недовольство тем, что лифтов надо было очень долго ждать. Заставлять женщин не сердиться — глупо, заинтересовать не сердиться — нечем. Впрочем, как только на площадке перед лифтом повесили красивые зеркала, недовольства прекратились.

Ситуация стала другой — у людей изменилось к ней . Естественно.

Премьер-министр Италии, медиамагнат Сильвио Берлускони проводит совещания кабинета министров в зале без кресел. Все министры стоят, и в результате большинство вопросов в правительстве Италии теперь решается гораздо быстрее. Никто никого не заинтересовывает, никто никого не принуждает: ситуация такая.

Очень похожие механизмы часто используются и любого ранга. Например, идет выездной семинар, , лидеру дня нужно собрать участников на очередное мероприятие. Для этого есть ритуал — все должны громко считать: «Десять, девять, восемь…» и так далее до «Сбор!», в это время все опаздывающие бегут. Хорошо, все разумно, только как конкретно вы в роли лидера дня организуете все это?

Представьте конкретно и живо: вот сидят рядом с вами люди, вы встаете и говорите им: «Давайте посчитаем!»? Ну, скажете… Ну, возможно, они даже будут это делать, хотя вот они сидят, а вы оторвали их от интересных бесед и заставляете глотку драть. Они сидят, а вы тут перед ними стоите. Вы им — помеха, и поддержать вашу вроде бы разумную инициативу — нет.

Можно ли сделать что-то очень простое, чтобы ситуация вдруг изменилась и люди стали вместе с вами, лидером дня, считать бодро и с энтузиазмом? Можно. Нужно изменить только одно: люди должны встать. Надо сделать так, чтобы они считали — не сидя, а стоя.

Сделать это несложно, на просьбу подняться легко поднимаются все, а дальше — а что изменилось дальше? Снова представляйте конкретно и живо: вот рядом с вами стоят люди, громко считают…

Кстати, стоя громко считать гораздо легче, чем сидя — проверьте!

Вы объединены с ними общим кругом, и они знают, что по факту они сядут тогда, когда соберутся все. А сесть — хочется, поэтому они будут кричать счет бодро и энергично, чтобы быстрее все собрались и чтобы они быстрее сели!

Все. Все, что было сделано — это организация ситуации.

Источник: https://psy-space.ru/?page=vystraivanie-situacii

Психология ситуаций

Психология ситуаций

Если рассматривать человека как личность с психологической точки зрения, становится ясным тот факт, что охарактеризовать его невозможно вне ситуации. Психология ситуаций помогает не только понять, но и оценить личностные качества каждого из нас.

Ситуация – социальный сегмент, который определяется участниками, вовлеченными в нее, местом действия, сущностью происходящего. Однако это лишь поверхностное понимание этого термина. Для того чтобы разобраться и конкретизировать психологический термин ситуации, нужно рассмотреть его с более обширной точки зрения.

Ситуация и среда

Ситуация не единственный фактор, влияющий на поведение человека и его психологию.

Не стоит забывать и о том, что есть понятие «среда», которое тоже оказывает немалое влияние на природу человеческих качеств.

Среда – это комплекс внешних сил и условий, в которых личность находится на протяжении длительного времени, когда ситуация является переменной в данной формуле формирования психологических качеств.

Уровни ситуации

Ситуация всегда имеет причины происхождения, описание которых четко дается в психологии. Не стоит оставлять без внимания тот факт, что поступки и поведение имеют мотивы, которые, в свою очередь, формируют ситуацию в нескольких уровнях. К ним относятся:

  • стимулы – отдельные объекты происходящего, побуждающие к действию;
  • эпизоды – события, имеющие особое значение в данной ситуации, несущие причину и следствие;
  • ситуации – переменные физического характера, предшествующие происходящему. Их интерпретация и понимание дает смысл стимулам и эпизодам;
  • окружение – общее понятие, определяющие типы ситуаций;
  • среда – внешние факторы социального происхождения.

Эти уровни дают понимание внешнего характера психологической ситуации, оказывающей влияние на жизнедеятельность человека.

Личность как следствие ситуации

Как нам стало ясно, ни личность, ни ситуация не существуют сами по себе. Формирование личности – это и есть психология ситуации. Понимание соотношения данных составляющих важно при выяснении причины возникновения стресса. Но не каждая ситуация имеет значимое влияние на характер и личностные качества, среди происходящего вокруг нас следует выделить:

  • экстремальные ситуации, которые случаются достаточно редко, но помогают оценить свою способность к саморегуляции эмоций, способность мыслить здраво, не поддаваясь панике, раскрывая черту самоконтроля личности;
  • кризисные ситуации, в которых приходится прибегать к находчивости, способности анализировать себя и свои поступки, дающие возможность к развитию творческих активов при решении проблемы и раскрывающие в нас устойчивость к стресс-факторам;
  • конфликтные ситуации, в которых раскрывается основная проблема межличностных отношений, где проявляется коммуникабельность и конструктивность решений, способность в убеждении и сохранении спокойствия, а также выдержка и сила воли.

Рассуждая о человеке, давая ему психологическую оценку, не опирайтесь лишь на личностные качества. Старайтесь абстрагироваться от них, воспринимайте лишь те, что человек проявляет в той или иной ситуации, так как она – лучший показатель человеческой сущности. Психология ситуаций всегда поможет вам в этом.

Источник: http://VitaPortal.ru/psihologiya/psihologiya-situatsij.html

Формирование позитивных отношений — Психология жизни

Формирование позитивных отношений - Психология жизни

При создании позитивных отношений люди допускают типичные ошибки. Рассмотрим некоторые из них

Ожидания

В любых отношениях мы довольно часто, осознанно или нет, но ожидаем от другого человека, что он будет поступать, чувствовать или думать определённым образом. При чём ожидаем мы от него именно то, что хотим видеть, через призму своего видения ситуации.

Ведь в любых ожиданиях отражаются только наша суть и наши желания. Кроме того мы еще и сравниваем свое поведение с ожидаемым поведением другого человека. То есть надеемся, что человек поступит именно так как поступили бы мы в конкретном случае.

Не стоит оправдывать чужие ожидания

Не удивительно, что наши ожидания не оправдываются, мы разочаровываемся, сердимся и обвиняем другого, что он разрушил наши чаяния, наши планы. А ведь другой совершенно невиновен в том, что вы там себе понапридумывали. Вы ведь сами создали свои ожидания.

Читайте также:  Вежливые переводы на практикум - психология

Отказавшись от привычки предполагать, что скажет, подумает и сделает человек, мы позволим ему быть самим собой.

Позитивное отношение к людям включает в себя способность принимать своеобразность и неповторимость каждого. Никто не обязан оправдывать ваши ожидания, равно как и вы никому не обязаны.

В конце концов другой человек может не оказаться таким, как мы ожидаем. Он может оказаться лучше.

Привычка накручивать себя

Такая привычка особенно мешает нам в достижении позитивных отношений с людьми. Взгляните на ситуацию проще, не стоит всё усложнять и до придумывать то, чего на самом деле может и не быть.

Таким образом вы улучшите как отношения с близкими, так и своё эмоциональное состояние. Ведь привычка всегда и всё накручивать, передёргивать вызывает внутреннее напряжение, беспокойство, которое перерастает в гнев и раздражение.

И в конце концов может привести к конфликту, что никак не способствует формированию позитивных отношений.

Чрезмерная критика также является ошибкой в отношениях, которая лишит вас ощущения счастья. Очень важно научиться правильно делать замечания, чтобы они не ранили партнера и не разрушили отношения. Правила грамотного конфликта

Позитивные межличностные отношения

Пессимисты конечно же скажут, что таких отношений не существует. Оптимисты им возразят. А мы реалистично ответим, что к таким отношениям надо стремиться: работать над собой, трудиться над отношениями, извлекать уроки из ошибок, ценить важное в отношениях и целенаправленно двигаться к успеху. Навыки позитивного общения

Советы для формирования и развития позитивных отношений

Верьте в себя и в отношения. Представляйте себе, что вы уже получили то, что хотели. Предвосхищайте свои действия и усилия, которые приведут вас к позитивным отношениям.

Устанавливайте позитивные отношения на основе общих целей и интересов. При этом не забывайте проверять насколько вы позволяете вашим отношениям влиять на вас и каким образом. Не позволяйте манипулировать вами. Как распознать тирана?

Не настраивайте себя и других на несбыточные ожидания. Никто не в силах дать вам именно то, что вы хотите. Когда жизнь переполняется проблемами, практически все предпочитают уйти.

Принимайте различия. Многие отношения можно исправить прежде, чем разрушить навсегда. Когда встречаются люди, способные продуктивно мыслить, любые разногласия разрешимы. Помните, мы все по-разному общаемся и по-разному устанавливаем отношения. Уважайте и принимайте это.

Постоянно расширяйте навыки общения, чтобы укрепить отношения.

Читайте книги, опирайтесь на опыт общения с другими людьми и наблюдайте. Прилагайте усилия, используя полученные знания, к укреплению и улучшению отношений. Из ошибок извлекайте полезное и пробуйте иначе разрешить возникшие неурядицы.

Правила создания позитивных отношений

  • Перестаньте обещать что-либо людям в том случае, если вы хотя бы немного сомневаетесь, что у вас получится это выполнить. Привычка обещать и не выполнять разочаровывает в вас людей, разрушают доверие в отношениях. Лучше честно и прямо отказаться, чем пообещать и не сделать.
  • Позвольте себе свободно проявлять те эмоции, которые переживаете. Эмоциональная открытость способствует установлению позитивных отношений и помогает лучше проявить себя в них. Так вы становитесь понятнее людям, и разрушаете все коммуникативные барьеры.
  • Будьте вежливы абсолютно со всеми, даже когда это не взаимно. Вежливость помогает избежать многих конфликтов, и вообще – характеризует масштаб вашей личности.
  • Избавляйтесь от желания понравиться всем. Это невозможная задача, да и бесполезная. Будьте честны прежде всего перед самим собой, уважайте собственные убеждения и не предавайте их.
  • Говорите правду, ну в крайнем случае промолчите, или скажите о том, что не готовы пока говорить об этом. Честность поможет вам приобрести друзей, так как она является основой доверия в позитивных отношениях.
  • Не стоит ни с кем никого обсуждать.
  • Перестаньте ожидать чего-то от людей – позвольте им просто оставаться самими собой. Завышенные ожидания часто становятся причиной конфликтов, проблем во взаимоотношениях, а также – наших разочарований.
  • Развивайте чувство юмора. Веселые, нескучные люди, которые всегда могут разрядить обстановку хорошей шуткой, всегда будут в центре внимания.
  • Если вы стремитесь к установлению позитивных отношений — научитесь говорить людям искренние комплименты, дайте им возможность почувствовать себя рядом с вами уникальными.

Источник: http://psylive.com.ua/psikhologiya-obshheniya/formirovanie-pozitivnykh-otnosheniy.html

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Психологическая обстановка Э — семинара тоже очень необычна, опыт автора и других исследователей [4] выявил такие закономерности, как увеличение доли общения студентов между собой, увеличение гратуальности и др., которые надо учитывать виртуальному преподавателю при обучении.  [1]

То же происходит принездоровой психологической обстановке и неорганизованности в трудовых коллективах.  [2]

Бывает, что в предаттестационный период в коллективе резко изменяетсяпсихологическая обстановка, а также возрастает требовательность, напряженность в поведении лиц, которым предстоит проходить аттестацию.

Случается это в первую очередь в тех коллективах, где существуют скрытые конфликтные ситуации, не упорядочены служебные обязанности, требования к работникам неодинаковы, решение вопросов ориентировано на мнение какой-либо определенной группы коллектива, неустойчивы подразделения в организации, возможны расформирование подразделения, переводы работников в другие подразделения, не упорядочены заработная плата, распределение премий. Причиной напряженной обстановки и состояния людей может стать и поведение руководителя. В предаттестационный период все перечисленные случаи могут стать питательной средой для различного рода слухов, ложных мнений, стать причиной несдержанных высказываний.  [3]

К социальному обеспечению относятся, например, такие факторы, как созданиездоровой психологической обстановки в коллективе, повышение ответственности за выполненную работу, повышение квалификации специалистов, увеличение моральной и материальной заинтересованности в правильности выполнения работы. Особенно важно обеспечить согласованность целей субъекта с целями управления: лишь тогда, когда работник заинтересован в получении объективных, достоверных данных, они могут быть получены.  [4]

В области внутренних коммуникаций менеджмента фирмы, чтобы нужные и талантливые люди не разбежались в разные стороны, нужна свояфирменная благоприятная психологическая обстановка.  [5]

Особенности организации труда инженерно-технических работников находят выражение в формах разделения и кооперации труда, организации трудового процесса рабочих мест, в методах нормирования и оплаты труда, в способах созданияблагоприятной эстетической и психологической обстановки.

Одним из основных направлений научной организации труда ИТР является совершенствование разделения и кооперации труда.

Под разделением труда в данном случае понимается обосс бление функций и трудовых процессов в рамках соответствующих подразделений или должностей сотрудников определенной квалификации.  [6]

Основными приоритетами стратегии выпускающей кафедры и деятельности ее заведующего могут быть известность в научном мире ( зарубежном, отечественном); авторитет кафедры в стране и регионе; известность заведующего кафедрой ( в науке, учебном процессе, в обществе); уважение к кафедре со стороны препода-вательдкого корпуса; сплоченность коллектива, нормальная психологическая обстановка на кафедре; улучшение материального положения преподавателей и сотрудников; развитие материально-технической базы учебного процесса и научных исследований.  [7]

Такова была сложившаяся не только экономическая, но ипсихологическая обстановка. Мой отец был вполне удовлетворен полученным мною образованием: главное, я был, в отличие от него, грамотным, это казалось огромным достижением. И хотя мне хотелось учиться дальше, моя будущность была предрешена.  [8]

Шумозащитные посадки зеленых насаждений.  [9]

Композиционные формы древесно-кустарниковых насаждений используют на промышленных территориях при формировании ахитектурного облика предприятий и i: x отдельных участков. Они объединяют в единое целое элементы застройки, придают промышленному ансамблю разнообразие и выразительность, создаютблагоприятную психологическую обстановку.  [10]

Бурный рост технического прогресса, широкая механизация и автоматизация производственных процессов в условиях социалистического общества не только избавляют работников от тяжелого и малопроизводительного труда, но и резко сокращают опасность несчастных случаев на производстве. Однако большое значение имеет и правильное поведение самих работников, соблюдение ими требований правил и инструкций по технике безопасности, соответствующая психологическая обстановка в коллективе.  [11]

Самоубийства детей, подростков и лиц молодого возраста нельзя не расценивать как обвинение, предъявляемое поколению родителей, которые создают патологический психологический климат в семье, не способны сделать жизнь детей радостной и счастливой, развить у них чувства уверенности в себе, нужности, любви к жизни.

Современную ситуацию в обществе нельзя идеализировать, было бы наивно полагать, что по мановению волшебной палочки в соответствии с желаниями изменитсяпсихологическая обстановка в большинстве школ и других учебных заведений, исчезнут формализм, бездушность, социальная несправедливость, прикрываемые демагогическими фразами. В этой обстановке семья должна быть тем местом, где новое поколение растущих людей чувствует себя в полной безопасности, где всегда есть поддержка, любовь, понимание, где воспитывается умение справляться с трудностями жизни, создается обстановка, способствующая максимальному личностному развитию.  [12]

Это означает, что руководитель должен обладать широким политическим кругозором, убежденностью в идеях марксизма-ленинизма, техническими и экономическими знаниями, требующимися для квалифицированного решения вопросов управления, достаточным опытом работы на производстве, иметь организаторские способности.

Руководитель должен уметь создавать активный трудовой коллектив, правильно подбирать исполнителей и распределять между ними работу, определять основные задачи, от решения которых зависит успех производственной деятельности, и сконцентрировать на них усилия коллектива, создаватьнормальную психологическую обстановку на производстве, воздействовать на подчиненных не только силой административной власти, но к своим авторитетом, оперативно использовать все ценные предложения работников. Руководитель должен заботиться о создании для исполнителей нормальных производственных и культурно-бытовых условий, обеспечивать для них необходимые материальные и моральные стимулы труда. Неотъемле -, мыми чертами стиля советского хозяйственного руководителя являются также деловитость в работе, личная организованность, высокая культура труда, правдивость, решительность, требовательность к себе и другим, чуткость, скромность, непримиримость к любым формам проявления бюрократизма и формализма. Руководители должны в полной мере обладать чувством нового, проявлять инициативу, своевременно использовать все возможности, открываемые научно-техническим прогрессом.  [13]

Читайте также:  Базовые потребности - психология

Человек живо реагирует на окружающую среду проявлением различных эмоций, настроений и чувств, которые наиболее рельефно проявляются в процессе производственной деятельности. Положительный эмоциональный климат стимулирует желание работать, ослабляет ощущение усталости, повышает работоспособность.

Неблагоприятная жепсихологическая обстановка в коллективе порождает нервозность, взаимные антипатии, желание покинуть коллектив, негативно влияет на настроение, работоспособность и производительность труда.

Известны факты, свидетельствующие о том, что работоспособность при хорошем настроении на 0 8 — 4 2 % выше, а при плохом-на 2 6 — 18 % ниже средней.  [14]

С психофизиологической стороны эффект коллективного труда достигается путем снижения монотонности труда, повышения его содержательности. Это становится возможным, потому что в бригадах широко развивается взаимозаменяемость, позволяющая менять рабочие места и выполняемые функции, что способствует снижению утомления, смягчает чувство неудовлетворенности содержанием труда.

Не менее важным является созданиеблагоприятной психологической обстановки в бригадах. Рациональный подбор состава бригады по способностям, профессиональной подготовке, опыту работы, состоянию здоровья и коммуникабельности позволяет сформировать работоспособный, стабильный коллектив с определенными позитивными отношениями к содержанию труда, товарищам по работе, режимам труда.

 [15]

Страницы:      1    2

Источник: http://www.ngpedia.ru/id201498p1.html

Личностные границы — невидимые границы, что охраняют наш внутренний мир

Личностные границы - невидимые границы, что охраняют наш внутренний мирСлово «границы» у нас чаще всего ассоциируется с государствами и земельными участками, однако границы есть не только у территорий земли, но и у каждого человека.

Эти границы называются личностными либо личными, и хотя они невидимы, их значение для физического и психологического комфорта человека нельзя недооценивать.

Личные границы с точки зрения психологии — это границы собственного «Я», это те пределы, которые отделяют чувства, эмоции, желания и намерения отдельной личности от установок и чувств других людей.

Именно благодаря наличию личностных границ каждый человек осознает свою отдельность и имеет возможность жить и развиваться не только как часть социума, но и как отдельный индивид.

Личностные границы определяют зону личной ответственности человека и «оберегают» право выбора и внутренний мир личности от вторжений извне. Человек с правильно выстроенными психологическими границами всегда может найти баланс между требованиями общества и личными потребностями и не позволяет другим людям нарушать его душевное равновесие. Также личность, имеющая крепкие психологические границы, уважает потребности, желания и мнения других людей и старается не нарушать душевный комфорт окружающих. 

Однако далеко не все люди относятся с должным уважением к окружающим и имеют какое-либо понятие о психологических границах каждого отдельного человека, поэтому нам регулярно приходится сталкиваться с «нарушителями границ».

Таким нарушителем может быть начальник, не подбирающий слов в разговоре с подчиненными; коллега, отличающаяся излишним любопытством и вгоняющая в краску своими нетактичными вопросами; муж/жена, любящие критиковать и скандалить по любому поводу; друг, постоянно нуждающийся в помощи и «жилетке», чтобы поплакаться, и др.

 

Человек, имеющий сильные личные границы и умеющий их защищать, сумеет противостоять нарушителю — даст словесный отпор обидчику, не поддастся манипуляциям и не позволит кому-либо нарушить его душевное равновесие.

Те же люди, которые не сумели выстроить психологическую защиту, вынуждены регулярно испытывать дискомфорт при общении с наглыми или невежливыми особами и дают окружающим прекрасную возможность манипулировать собой. Определить, что личные границы не выстроены или неустойчивы, очень просто — об этом явно свидетельствуют следующие признаки:    

  • Неумение говорить «нет» даже в ответ на необоснованные претензии и явные манипуляции /Пример: знакомый, имеющий привычку не отдавать долги, просит занять ему большую сумму денег и человек в ущерб себе одалживает ему эту сумму или ее часть/
  • Сильное чувство вины, что появляется каждый раз, когда человек отказывает кому-либо в помощи или услуге, которую оказывать не обязан /Пример: человек по причине плохого самочувствия отказывается работать сверхурочно, но при этом испытывает сильную вину перед начальником и коллегами и планирует обязательно остаться сверхурочно в следующий раз/
  • Привычка постоянно оправдываться и отчитываться за каждое свое действие, если в этом нет необходимости /Пример: женщина устала на работе и, придя домой, прилегла отдохнуть, но как только увидела мужа, начала оправдываться, почему она лежит, а не готовит обед/
  • Привычка оправдывать агрессоров и обидчиков вместо того, чтобы дать им отпор /Пример: женщина, которую постоянно критикует и оскорбляет муж, уверена, что он так ведет себя только потому, что она сама каким-то образом его провоцирует/
  • Неумение психологически отстраняться от обидчиков и не принимать обиды близко к сердцу /Пример: человеку нахамили в метро утром, и из-за этого происшествия его настроение будет испорчено на весь день/
  • Иррациональное чувство ответственности за жизнь и благополучие других /Пример: женщина много лет полностью содержит неработающего мужа-алкоголика, так как уверена, что это «ее крест»/ 
  • Неумение определить круг своих прав и обязанностей /Пример: в большой семье один человек постоянно выполняет большую часть бытовой работы в то время, когда другие члены семьи откровенно отлынивают от дел/.

Процесс выстраивания личных границ длится всю жизнь, и при общении с каждым новым знакомым человек формирует и обозначает границы, исходя из особенностей отношений. Поэтому выстраивать собственные границы никогда не поздно, и чтобы достичь результата, необходимо предпринять следующее:

  1. Обрести уверенность в себе. Человек, позволяющий другим вторгаться в его личное пространство, зачастую имеет заниженную самооценку и боится дать отпор обидчику. Поэтому первый шаг к выстраиванию личных границ — повышение самооценки и осознание себя как уникальной личности, обладающей равными правами с остальными людьми.
  2. Определить свои желания и цели. Если человек сам точно не знает, чего он хочет и к чему стремится, им очень просто манипулировать и навязать ему какое-либо мнение. В итоге человек без собственных желаний и целей теряет собственную личность, так как живет интересами других людей и прикладывает усилия для того, чтобы цели достиг кто-нибудь другой.
  3. Определить для себя свои права и обязанности во всех сферах жизни. Выстроить личностные границы, не обозначив собственные права и обязанности, невозможно, так как эти границы как раз и нужны для того, чтобы отделять себя, свою сферу влияния и право выбора от сферы влияния окружающих. 
  4. Научиться говорить «нет». В случаях, когда выполнение какой-либо просьбы не входит в сферу обязанностей человека, он имеет полное право выбирать, пойти просящему навстречу или отказать, и если выбор будет сделан в пользу отказа, чувства вины при этом возникать не должно. 
  5. Научиться давать отпор людям, пытающимся нарушить личностные границы. Если слова или действия другого человека причиняют психологический дискомфорт, необходимо уметь постоять за себя — прервать несправедливую критику, отказаться от непрошеных советов, сообщить о своем нежелании отвечать на личные вопросы или обсуждать какую-либо тему и др.

В процессе общения с разными людьми ситуации, когда необходимо отстаивать свои границы, возникают регулярно, и поэтому важно уметь защищать свое психологическое пространство так, чтобы при этом не нарушить границы другого человека. Для этого нужно каждый раз, когда кто-либо пытается «вторгнуться» в личное пространство, дать нарушителю понять, что так поступать нельзя, выразив свое недовольство словами или физически дистанцируясь (отойдя на несколько метров, выйдя в другую комнату и др.) от агрессора. Далее следует спокойно, но твердо объяснить причину своего недовольства нарушителю, и лучше всего использовать для этого Я-сообщение: «Мне неприятно и обидно, когда ты… В случаях, когда ты так поступаешь, я чувствую… Я прошу тебя больше так не делать, иначе…».

Однако бывает и так, что нарушитель упорно продолжает пытаться вламываться в личное пространство, несмотря ни на какие уговоры и просьбы.

Такому человеку можно 100 раз объяснить, насколько неприятны его критика/оскорбления/действия, а в ответ каждый раз слышать что-либо наподобие «я говорю/делаю то, что считаю нужным, и мне плевать, как ты к этому относишься».

В этому случае способ надежно защитить свои границы и обеспечить себе душевный комфорт только один — прекратить общение с агрессором.

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/lichnostnye-granicy-nevidimye-granicy-chto-ohranyayut-nash-vnutrenniy-mir

Социально-психологический климат в коллективе — от чего зависит?

Социально-психологический климат в коллективе, т.е. взаимоотношения сотрудников, оказывает существенное влияние на эффективность труда, на отношение работников к организации, своим непосредственным обязанностям и руководству.

Умение сформировать благоприятную атмосферу и хорошее настроение в коллективе подчиненных – одна из первостепенных задач каждого руководителя.

Читайте также:  Потребность - психология

Если в коллективе отсутствует социальная напряженность, отношения сотрудников доброжелательные и товарищеские, в такой обстановке значительно быстрее и легче проходит адаптация новых сотрудников.

Что отличает благоприятный социально-психологический климат

Благодаря отсутствию социальной напряженности среди персонала организации, повышается трудоспособность, активность, а также улучшается самочувствие работников. Отличительными особенностями благоприятной обстановки в социуме являются:

  • требовательное отношение работников друг к другу при установленных доверительных отношениях;
  • объективная критика касательно деловых качеств;
  • свободное обозначение своей позиции относительно тех или иных обсуждаемых в коллективе вопросов;
  • высокий уровень информированности о целях функционирования организации и ходе выполнения тех или иных производственных задач;
  • лояльное отношение к предприятию, руководству и коллективу;
  • каждый сотрудник в коллективе готов нести ответственность по результатам работы всей группы;
  • готовность оказывать помощь и поддержку каждому члену коллектива.

С целью создание благоприятного психологического климата в коллективе необходимо на постоянной основе регулировать и подстраивать управленческие методы и средства, учитывая конкретные обстоятельства и условия. Нужно грамотно разграничить служебные обязанности и права сотрудников.

Методы оценки эмоциональной обстановки в коллективе

Быстро, эффективно и доступно определяет психологический климат в коллективе тест. Одним из вариантов такого теста может стать формирование специальной таблицы, где записаны пары слов, имеющие противоположное по смыслу значение.

Каждому сотруднику предлагается выбрать наиболее подходящий для оценки психологической обстановки в организации вариант. В результате чего на основе индивидуальных ответов формируется общая оценка, характеризующая эмоциональную обстановку.

Другим методом может стать анкета на психологический климат в коллективе. Тогда каждому работнику необходимо ответить на несколько вопросов. Подведение общих результатов позволит дать правильную оценку психологической обстановки в коллективе.

Создание благоприятного психологического климата в коллективе

На данный момент разработано достаточно много различных стратегий, позволяющих сформировать благоприятный психологический климат в организации. Большинство из них предполагает использование следующих инструментов:

  • Формирование коллектива предприятия с учетом психологической совместимости работников. При этом желательно объединять в одной группе работников с разными типами поведения. Таки образом, для эффективной и результативной работы в группе следует совмещать ждущих указаний и инициативных работников.
  • Грамотный подбор руководителей подразделений, их своевременное обучение, аттестационные мероприятия.
  • Необходимое соотношение руководителей и подчиненных (на одного руководителя от 5 до 7 подчиненных).
  • Своевременный подбор сотрудников на свободные вакансии, а также отсутствие переизбытка персонала. Данный факт обусловлен тем, что переизбыток, так же как и недостаточная численность работников, приводит к неустойчивой психологической обстановке в коллективе. В подобных ситуациях возможно возникновение конфликтных ситуаций, поскольку это приводит к неравномерным трудовым нагрузкам.
  • Поддержка и оказание доверия опытным и активным сотрудникам, которые являются неформальными лидерами и пользуются уважением среди других членов коллектива.
  • Предотвращение и своевременное разрешение конфликтных ситуаций.
  • Формирование основных составляющих социально-психологического климата – поведенческих норм, общегрупповых ценностей, ожиданий и т.д..

Немаловажным инструментом формирования благополучной психологической обстановки в коллективе является организация таких мероприятий, как деловые игры, тренинги и т.д..

Методики создания благоприятного психологического климата в коллективе

Наиболее распространенными социально-психологическими методами формирования благоприятного климата в коллективе являются тренинги, арт-терапия и методы телесной психотерапии.

Тренинги предполагают использование обучающей модели, постановки целей, а также дают возможность измерить и оценить поведение персонала. Это могут быть тренинги, объединенные в группы. Они позволяют обучить персонал карьерному планированию, принятию решений, развитию умений справляться с волнением и тревогой, совершенствовать навыки общения с коллегами.

Арт-терапия основана на отражении внутреннего состояния сотрудников с помощью зрительных образов. Это может быть рисование, лепка скульптур и тому подобное. Полученные таким образом произведения служат для определения уровня агрессивного и негативного состояния, позволяют предотвращать и разрешать конфликты.

Методы телесной психотерапии основываются на взаимосвязи физиологических и психических процессов (т.е. позы, движения и жесты отражают характеристики личности). На некоторых предприятиях организованы специальные комнаты психологической разгрузки, позволяющие высвободиться от отрицательных эмоций.

Наряду с вышеперечисленными, существуют и другие методы, позволяющие сформировать благоприятную психологическую обстановку. Многие предприятия с этой целью пользуются услугами психологов, как штатных, так и временно привлеченных.

Источник: https://ktovdele.ru/socialno-psixologicheskij-klimat-kollektiva.html

Освободимся от прошлого, или что такое незавершенная ситуация? — Психолог Шевченко Ольга Леонидовна в Полтаве

Автор: Шевченко Ольга 09.08.2014 12:11

В этой статье, мы поговорим о гештальт терапии, понятие незавершенности ситуации (в гештальт терапии это понятие имеет название «незавершенный гештальт»). Так же, раскроем тайны, которые хранит в себе незавершенная ситуация, и какими способами можно выйти из подобного феномена в жизни.

Немного теории…

Свою научную теорию родоначальники гештальт терапии  построили на том, что восприятие окружающего мира человеком основывается на чувственном и образном восприятии предметов и явлений как целостных структур, неделимых на отдельные составляющие.

Например, если человек видит какой-то знакомый предмет с недостающими частями, то его сознание стремится этот предмет дополнить и «дорисовать» эти самые недостающие части.

Таким же образом, люди стремятся завершить, дополнить, довести до логического целого незавершенные действия, неиспытанные чувства, невысказанные до конца эмоции и мысли. Основатель гештальт терапии Ф.

Перлз полагал,  что личность всегда стремится завершить незавершенный гештальт, закончить незаконченное и достичь чувства целостности и гармонии. Когда те или иные жизненные события и ситуации, а также чувства и переживания с ними связанные, приходят к логическому завершению, у человека наступает состояние спокойствия и уверенности, ощущаемое не только на эмоциональном, но и на телесном уровне.

И так, понятие «незавершенный гештальт» – одно из основных понятий гештальт-терапии.

Это понятие включает в себя — незавершенное действие, незавершенная ситуация, незавершенная, нереализованная потребность.

Эти маленькие или большие ситуации нашей жизни откладываются в укромных уголках нашего мозга. Незавершенная ситуация – это источник хронического напряжения, «откачивающий» нашу жизненную энергию.

К чему приводит незвершенность ситуации?

Небольшой пример для женщин, мы можем забыть как и при каких обстоятельствах купили любимые туфли, но часто подолгу вспоминаем те, которые нам так и не удалось купить… Немного логики для мужчин мы помним задачи, которые не дорешали, дела, которые не сделали, потребности, которые так и не удовлетворили, людей, которым что-то не сказали…или переговоры которые не прошли как было задумано…

И так, толчком для незавершенности могут быть ситуации связанные с невозможности выразить  свою любовь, неразделенной вины, непредпринятых в прошлом действий. Так же если не выраженное разочарование, гнев, горе, печаль, возмущение, которые возникали в отношениях с людьми.

С точки зрения психотерапии, и моей жизни и практики — незавершенные действия блокируют полноценность нашей жизни. Мы чувствуем себя несчастными и напряженными, внутри возникает источник хронического неудовольствия и беспокойства.

  «Мы всегда стремимся закончить незаконченное, завершить незавершенный гештальт, а также всегда избегаем делать это. Избегая действовать в настоящем, мы увеличиваем незавершенность и нашу зависимость от прошлого» (Naranjo,1993,p.39).

Соответственно, это ведет к тому, что мы ходим по замкнутому кругу из года в год, выбирая похожих друг на друга партнеров в неосознанном стремлении завершения каких-то незавершенных болезненных отношений и разрывая новые отношения способом, похожим на предыдущий.

Вот так и называется наша жизнь «походом по тем же граблям», так как незавершенные гештальты(ситуации), подсознательно удерживают нас от свободного и нового выбора, от осознавания и реализации своих актуальных потребностей.

Что делать?

Самое лучшее, что можно сделать, это завершить/закрыть/разрешить ситуацию/гештальт.

В гештальт-терапии описаны многие способы завершения незавершенных ситуаций.

Первый способ — это возвращение к старым ситуациям в фантазиях и воспоминаниях или выстраивание аналогичных ситуаций в настоящем. Стоит учитывать важный момент, для того, чтоб ситуация завершилась все невыраженное должно быть выражено, все несказанное сказано (хотя бы в фантазиях). Может быть, это будет не трудно, но возможно придется столкнуться с болезненными переживаниями и прожить их.

Второй способ — воспользоваться советом Оскара Уайльда: «Чтобы побороть искушение – нужно ему поддаться».Тут, конечно, каждый решает сам и берет ответственность за свои поступки, а не перекладывает на «обидчика», ту самую ответственность.

Третий способ, часто используется в гештальт терапии техника «Пустого стула».

В этой технике ведется разговор с воображаемым кем-то или чем-то в форме обмена ролями. Роли все время меняются. Т.е. начинаем свой диалог с  «обидчеком», потом садимся на его место и отвечаете, как ответил бы он и т .д. Так же в ситуации завершения, этот «пустой стул» можно выбрать не для диалога, как было описано выше, а для   монолога.

И еще один способ, принять вещи так, как они есть, потому что безразличие к гештальту (фигуре, ситуации) – тоже хорошая тактика по его завершению.

Завершения ситуации  может длиться одну встречу с психологом, может не покидать годами, а может случиться во сне.

Важно помнить, завершение всегда вызывает смешанные чувства, и облегчения, и радости, и грусти, и разочарования. Завершение ситуации всегда ощущается интуитивно.

Переживание завершения ситуации всегда освобождает пространство на новые свершения и дает толчок к совершенствованию жизни!

Источник: http://psihologpoltava.com/moi-stati/osvobodimsia-ot-proshlogo-ili-chto-takoe-nezavershennaia-situatciia.html

Ссылка на основную публикацию