Я-подход и вы-подход — психология

Подходы в современной психологии

Автор Evgeniy в 04/10/2013. Опубликовано Психология 101

Довольно легко потеряться в современных психологических подходах: чем отличается когнитивизм от бихевиоризма? почему важно разграничить эволюционный и биологический подходы? и, наконец, как каждая из психологий объясняет феномен человеческого поведения?

Вместо предисловия

  • Существует множество точек зрения на феномен человеческого поведения. Психологи используют всевозможные подходы, когда изучают, как люди мыслят, чувствуют и ведут себя.
  • Некоторые исследователи специализируются на одном подходе, например – на биологическом, в то время как другие обращаются к более эклектичным методам, что объединяют разные точки зрения.
  • Ни один из подходов не является ведущим; каждый только подчёркивает разные аспекты человеческого поведения.

Семь основных подходов в психологии

Ранние годы психологии были отмечены преемственностью разных философских школ.

Если у Вас когда-нибудь был курс психологии в школе, Вы, должно быть, помните изучение этих школ: структурализм, функционализм, психоанализ, бихевиоризм и гуманизм.

С взрослением психологии возрастало и количество тем, которые исследовала наука. Начиная с ранних 1960-х поле психологии разрасталось быстрыми темпами – то же происходило с глубиной и шириной изучаемых психологами предметов.

Сегодня немногие психологи отождествляют свои наблюдения с той или иной школой. Несмотря на то, что Вы всё ещё можете отыскать несколько «чистокровных» бихевиористов или психоаналитиков, большинство психологов классифицируют свои работы исходя из сферы профессиональной деятельности и подхода.

Каждая тема в психологии может быть рассмотрена через призму различных подходов. Например, обратимся к феномену агрессии. Тот, кто придерживается биологического подхода, рассмотрел бы связь мозга и нервной системы с агрессивным поведением.

Профессионал, что фокусируется на бихевиоризме, обратил бы внимание на факторы среды, способствующие агрессивному поведению.

Другой психолог, использующий кросс-культурный подход, учитывает то, как культурные и социальные факторы сопутствуют агрессии или жестокости.

Рассмотрим несколько главных подходов современной психологии.

Психодинамический подход

Психодинамический подход берёт начало из работ Зигмунда Фрейда. Этот вид психологии акцентирует роль бессознательного мышления, опыта раннего детства и межличностных отношений, чтобы объяснить мотивы поведения и помочь людям, страдающим психическими заболеваниями.

Бихевиоризм

Бихевиоризм – это подход, фокусирующийся на изученных формах поведения. Бихевиоризм отличается от многих других подходов тем, что, вместо акцентировки на внутренних состояниях, он обращается исключительно к внешним проявлениям поведения.

Эта школа доминировала в психологии в начале двадцатого века, а уже в 50-х годах она утратила своё преимущество. Принципы бихевиоризма часто применяются для регулирования психического здоровья: врачи используют эти техники в выявлении диагноза и лечении множества заболеваний.

Когнитивный подход

В течение 60-х начинает набирать силу когнитивный подход. Эта сфера психологии сосредотачивает внимание на таких психических процессах, как память, мышление, решение задач, речь и принятие решений. Под влиянием психологов Жана Пиаже и Альберта Бандуры подход чрезвычайно развился в последние десятилетия.

Когнитивисты часто используют модель обработки информации, сравнивая человеческий разум с компьютером для того, чтобы понять, как информация приобретается, обрабатывается, хранится и используется.

Биологический подход

Исследование физиологии сыграло главную роль в развитии психологии как отдельной науки. Сегодня подход известен как биологическая психология. Иногда называемая биопсихологией или физиологической психологией, школа подчёркивает физические и биологические мотивы поведения.

Исследователи, которые выбирают биологический подход, рассматривают то, как генетика влияет на различные поведения, или как повреждение определённой области мозга формирует поступки и характер личности. Таким образом, генетика, мозг, нервная, эндокринная и иммунная системы – те объекты, которые интересуют биопсихологов.

Этот подход значительно продвинулся за последнее время благодаря прогрессу в изучении и понимании человеческого мозга и нервной системы. Такой инструментарий, как МРТ и ПЭТ сканирования, позволяет исследователям наблюдать мозг человека в разнообразных условиях. Учёные теперь могут увидеть последствия повреждения мозга, наркотиков и болезней методами, что были недоступны ранее.

Кросс-культурный подход

Кросс-культурная психология – довольно новый подход, который развился за последние двадцать лет. Учёные рассматривают человеческое поведение через призму разных культур. Изучая эти различия, мы можем больше узнать о влиянии родной культуры на наше мышление и поведение.

Например, исследователи отметили то, как различно социальное поведение в индивидуалистических и коллективистских культурах.

В индивидуалистических культурах – например, в США – люди склонны затрачивать меньше усилий, когда они находятся в группе; такое явление известно как «социальное безделье».

В коллективистских культурах – например, в Китае – напротив, люди работают активнее, когда они – часть коллектива.

Эволюционный подход

Эволюционная психология сосредоточена на изучении того, как эволюция объясняет психологические процессы. Исследователи берут за основу базовые принципы эволюции, в том числе естественный отбор, и применяют их к психологическим явлениям. Этот подход предлагает следующую теорию: психические процессы возникли потому, что они помогают в выживании и размножении.

Гуманистический подход

В течение 1950-х формируется гуманистическая психология. Взращённый работами Карла Роджерса и Абрахама Маслоу, подход подчёркивает значение мотивации для мыслей и поведения человека. Основой психологии является концепция самоактуализации.

Те, кто избрал такой подход, изучают способы, позволяющие человеку вырасти, измениться и развить личный потенциал. Между прочим, позитивистская психология, недавно возникшая отрасль психологии, уходит корнями именно в гуманистический подход.

Post scriptum

Существует множество точек зрения на человеческое мышление и поведение. Многообразие подходов современной психологии позволяет исследователям и учащимся найти свой способ постижения различных проблем, отыскать новые пути объяснения и прогнозирования человеческого поведения, а также развить современные методы лечения отклонений.

Источник: http://aboutyourself.ru/101/podxody-v-psixologii.html

Функционалистский подход У. Джеймса

Американский психолог Уильям Джеймс (1848-1910) — наиболее яркая фигура в истории мировой психологии. Он создал первую психологическую лабораторию в Америке, а его идеи оказались столь многогранны, что предвосхитили появление бихевиоризма, гештальт-терапии и других современных теорий. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он писал:

Ученый выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. Процессы сознания делятся на два больших класса: одни из них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются человеком. Первые называются непроизвольными, вторые — произвольными.

Джеймс указывал, что мысли конкретного человека все время меняются, и «от года к году мы видим вещи в новом свете». Сознание что-то принимает, что-то отвергает, все время выбирая, пока оно мыслит; оно «создает акценты и аспекты, свет и тени, фон и фигуру». (В этом суждении уже намечаются идеи гештальт-психологии с ее целостным подходом и одним из главных понятий «фигура — фон».)

Джеймс много говорил о привычках. Отличие их от инстинкта он видел в том, что они создаются, могут быть сознательно изменены или устранены. «Привычка уменьшает сознательное внимание, с которым исполняются наши действия.

Фактически наши добродетели являются нашими привычками, как и наши пороки. Вся жизнь есть лишь сумма привычек, неотвратимо влекущих нас к нашей судьбе, какова бы она ни была».

(Эта мысль намечает идеи бихевиоризма о совокупности привычных реакций как характеристике человека.)

Эмоциональный взрыв — одно из средств разрушения укоренившихся привычек, он освобождает человека, дает ему возможность вести себя по-другому. Препятствием для личностного роста ученый считал дурные привычки, которые делают незаметными для человека его глупости и неотрегулированные эмоции.

Джеймс выдвинул понятие психологической слепоты — неспособности понять другого человека. Она не позволяет осознавать интенсивность настоящего момента, человек теряет контакт с природой. (В подобном заключении просматриваются принципы гештальт-психологии — жить «здесь и сейчас» — и осознавания.)

К другим проявлениям слепоты Джеймс относил неспособность выражать чувства, отсутствие чувства меры, попустительство собственным дурным привычкам.

Он полагал, что когда человек воспринимает ситуацию, возникает инстинктивная физическая реакция, а затем и осознание эмоции. Последняя, с точки зрения ученого, основана на узнавании этого физического чувства, а не исходной ситуации. «Мы чувствуем печаль, потому что плачем. Улыбайтесь — и вам будет весело». С легкой руки Джеймса сейчас улыбается вся американская нация.

Он подчеркивал, что хороший характер — это совершенно сформированная воля, под которой понимается совокупность тенденций действовать твердо, безотлагательно и определенно во всех важных случаях жизни. Такая тенденция укореняется пропорционально тому, сколь часто человек немедленно прибегает к действиям.

«Используйте первую же возможность реализовать решение, которое вы приняли, пользуйтесь каждым эмоциональным побуждением для обретения привычек, к которым вы стремитесь».

Таблица 5.1

Теория У. Джеймса

Понимание человекаЧеловек — сознательное существо. Сознание — его сущностная черта, отличающая от животных и обеспечивающая выживание, приспособление к миру.
ЛичностьЛичность — это совокупность трех инстанций: физического Я, социального Я, духовного Я.
Отношение к телуТело человека неотделимо от психики, оно источник переживаний, ощущений, обратных связей для психического и личностного развития, для формирования физического Я. На психическую жизнь человека можно воздействовать через тело. Это орудие обитающего в нем сознания.
Социальные отношенияСоциальные отношения — это источник формирования социального Я, набора социальных привычек. Человеку объективно необходимо чувство принадлежности, включенности в социальные отношения, необходимо быть признанным другими людьми.
ВоляВоля — это главное качество личности. Но развитая личность уже не сталкивается с трудностями при принятии решений, она чувствует свое единство с миром, и ей не надо совершать волевые усилия, чтобы действовать.
ЭмоцииУ. Джеймс — автор периферической теории эмоций. Они имеют своим источником телесные ощущения. Изменяя позу тела, можно изменить эмоции, управлять ими. Развитие личности — это освоение эмоций более высокого порядка, которые высвобождаются при участии сознания
ИнтеллектВыделяет два вида знаний у человека:

  • обыденное, или интуитивное, знание (по сходству, по привычке, они эмоционально окрашены, а по способу получения интуитивны, случайны);
  • собственно интеллект — фокусирование не на свойствах, а на отношениях, они являются обобщенными, объективными знаниями о сущности предметов, явлений.
СамостьСамость, центр личности — ее духовное Я. Оно источник внимания и воли, личностного развития
Подход к психотерапевтической помощиЗадачи психотерапии — развитие произвольности, воли у человека, т. е. ее роль состоит в том, чтобы научить человека управлять своим вниманием, волей, эмоциями. Основа для этого — собственная мотивация человека и ее развитие.Препятствия для развития личности:

  • «телесные привычки»: действия, которые совершаются без специального осознания, являются неадекватными;
  • ошибка преувеличения: если какие-то черты у человека являются преувеличенно развитыми, они перерастают в свою противоположность, становятся неадекватными;
  • «личная слепота, или индивидуальное ограничение»: точка зрения человека относительно самого себя является неполной, «мы можем защищаться тем, что чего-то в себе не замечаем».
Читайте также:  Партнерский брак по женскому типу - психология

Источник: https://pro-psixology.ru/sovremennye-psixologicheskie-teorii/69-funkcionalistskij-podxod-u-dzhejmsa.html

Как найти подход к человеку?

Вы замечали, что одни и те же люди ведут себя с собеседниками по-разному? Когда вы попросили на работе у начальника отгул, он раздражённо махнул рукой и указал на угол стола, намекая на официальную бумагу по такому случаю.

А коллега, которому срочно нужно «навестить бабушку в Урюпинске», без особых усилий получил свой отгул без бюрократических проволочек через минуту при общении все с тем же начальником.

Как так? Или такой вариант: спрашиваете у продавца в супермаркете, где найти вантуз для вашей ванной комнаты, на что он безразлично машет в сторону отдела с хозяйственными товарами, намекая посмотреть где-то там. А с другим покупателем невероятно приветлив и даже пройдёт через весь магазин, чтобы помочь с поиском нужного товара.

Вы можете ответить: да, просто я невезучий человек. Или непривлекательный. Но так ли это? Помните: все в наших руках, научитесь находить подход к собеседнику, а для этого стоит узнать, как разбираться в людях.

Если вы хотите стать успешным, быть в центре внимания среди друзей и коллег на работе, завоёвывать симпатии среди противоположного пола, научитесь находить индивидуальный подход к людям с разными типами характера, жизненными и моральными принципами. В будущем вы обязательно почувствуете себя уверенным, и что общение может быть приятным и полезным.

Психология и техника повседневного общения

Что происходит в первый момент общение между знакомыми и незнакомыми людьми? Вы встречаетесь с человеком глазами, начинается обмен взглядами.

Взгляд определяет многое, недаром в обиходе бытуют такие выражения, как  «с первого взгляда стало ясно», «любовь с первого взгляда», «невзлюбил с первого взгляда». Если человек открыт к общению, то взгляд без слов донесёт до собеседника свои намерения и добрые посылы.

Если же человек избегаем прямого взгляда — это вызывает настороженность, серьезное недоверие или даже антипатию со стороны партнеров по общению.

Если мы хотим найти подход к человеку, следите за своим взглядом. Не стоит во время разговора постоянно отводить взгляд в сторону, долго задерживать взгляд на своих руках или смотреть за плечо собеседника.  Может создаться впечатление, что человек что-то скрывает или недоговаривает.

После обмена взглядами собеседник обязательно вас «оценит» визуально: как вы двигаетесь, вашу осанку и жестикуляцию.

Если вы держите себя свободно и раскованно (не путать с развязано), все ваши жесты говорят о вашей уверенности (у вас прямая спина, корпус и руки развёрнуты в сторону собеседника) и доброжелательности, то и собеседнику передаётся ощущение спокойствия, и он настраивается на положительную волну.

  • Узнайте и запомните имя человека, с которым вам предстоит встреча, так как собственное имя для человека является очень значимым и важным словом.
  • Как можно чаще улыбайтесь, так как улыбка создает атмосферу счастья, доброжелательности и уважения. Добрая и искренняя улыбка создаст у собеседника чувство спокойствия, расслабленности и вызовет к вам симпатию.
  • Проявляйте неподдельный интерес к собеседнику и к проблемам, которые его волнуют. Возможно, именно этот человек, с которым вы сейчас беседуете, окажется действительно интересной и неординарной личностью. Поэтому проявите свою заинтересованность, начиная с приветствия.
  • Не забывайте поздравлять  друзей, коллег и знакомых с днем рождения. Вы замечали, что за несколько дней до дня рождения появляется чувство беспокойства? На бессознательном уровне мы волнуемся, вспомнят ли друзья и коллеги об этой дате. И если да, то это поздравление доставит огромную радость.
  • Старайтесь быть хорошим слушателем, дайте возможность собеседнику говорить о себе, потому что искреннее внимание – это прекрасный способ расположить к себе человека.
  • Во время беседы четко осознавайте, какие интересы и желания захватывают собеседника, что он ценит в жизни, и поддержите разговор на эти темы. Если вы внимательный собеседник, то без труда найдете точки соприкосновения интересов с собеседником. Возможно, у вас общие взгляды на определённые вещи, был аналогичный опыт в делах, схожи дальнейшие планы. Чем больше сходства и точек соприкосновения вы найдете, тем проще вы найдёте подход к собеседнику в дальнейшем.

 Что не следует делать при общении с собеседником

Если вы не хотите, чтобы общение с вами собеседник воспринял негативно, психологи советуют, во время разговора не держать руки скрещенными на груди, пальцы кистей сцеплять в замок и стоять со скрещенными ногами. Эти позы без слов говорят, что вы напряжены и волнуетесь.

И наоборот, не стоит вплотную приближаться к собеседнику, хлопать по плечу, хватать за руку. Собеседник может воспринять такое поведение и жесты за фамильярность, покушение на личное пространство.

Постарайтесь первое время следить за своими позами и жестами, а впоследствии избавиться от этих привычек, так как они затрудняют общение и взаимопонимание между собеседниками.

Если во время разговора вы обнаружили, что тема, затронутая собеседником, вам близка, является вашим «коньком», и вам очень хочется блеснуть своими знаниями и осведомлённостью, не перебивайте его, дождитесь, пока собеседник доведёт мысль до логического заключения, и только тогда выскажите свою точку зрения. Вам, наверное, не раз приходилось сталкиваться с подобной ситуацией, и какой негативный осадок она оставляет.

Пытаясь найти подход к человеку, постарайтесь редко говорить, что он не прав, не ставьте под сомнение его интеллектуальные способности и взгляды на какие-либо вещи, не наносите удар его гордости. Лучше лёгкой улыбкой и одобрительными кивками покажите, что вы уважаете мнение собеседника.

Как найти подход к человеку со сложным характером

Людей, которые не ладят с окружающими, не выносят критику и легко раздражаются, события в жизни видят в чёрно-белых тонах и переполнены отрицательными эмоциями, называют «человек со сложным характером». Они конфликтуют с родственниками, с посторонними людьми, или, наоборот, замыкаются и не идут на контакт. Нередко люди такого типа недовольны собой.

Чтобы найти подход к трудному собеседнику, постарайтесь не «залезать ему в душу», а деликатно поинтересуйтесь, что у него случилось, или что так расстроило. Общение с людьми, у которых постоянно плохое настроение, не вызовет у вас положительных эмоций. Любая мелочь, деталь или обидное слово без труда испортит им настроение или выведет из равновесия.

Вам «повезло» с начальником, имеющим такой характер? Будьте в меру вежливы и приветливы, аккуратны и исполнительны, но имейте и собственное мнение.

Как найти подход к людям с разными темпераментами

Вы задавали себе вопрос, почему, общаясь в коллективе, один и тот же разговор (сообщение, новость) вызывает в людях разную реакцию? Одни сразу проявляют живой интерес к теме, другие проявляют полное безучастие и равнодушие. Всё очень просто: на лицо – особенности разных темпераментов. Попробуем найти подход к людям с разными типами темперамента, используя базовые данные по психологии.

Холерик

  • Наделён импульсивным темпераментом, обожает комплименты, идущие от чистого сердца, не терпит фальши в словах и действиях.
  • Возник спор с холериком? Не спешите критиковать его, и уж тем более, не повышайте тон – всё выльется в грандиозный скандал. Затевая серьёзный разговор, заготовьте заранее четкие и веские доводы, в конце беседы обязательно поблагодарите за конструктивный диалог, и у вас появится шанс, что холерик изменит мнение и уступит в споре.
  • Попросите холерика объяснить или показать, как бы он сделал правильно то или иное дело.

Сангвиник

  • Стремится всем понравиться и вызвать интерес у окружающих людей.
  • Сангвиник не потерпит скуки и равнодушия, поэтому не переставайте удивлять и радовать его. Если вы стремитесь постоянно проявлять интерес и любопытство к увлечениям сангвиника, положительно оценивать и постоянно поощрять, реакцию не придется долго ждать.
  • Данному типу темперамента  свойственны неорганизованность и нехватка дисциплинированности, поэтому, старайтесь проверять совместные планы (запланированные встречи), но деликатно.

Флегматик

  • Данный тип медлительный по своей природе, не может быстро действовать или принимать решения.
  • Флегматики скрытные эмоционально и скупы на выражение чувств, но если вы хотите найти подход к человеку с таким типом характера, учитесь на уровне интуиции распознавать его чувства.
  • Флегматики  часто занижают свои способности и возможности, поэтому верьте в них и помогайте преодолеть сомнения в своих силах и закомплексованность.

Меланхолик

  • Меланхолик обладает натурой тонкой, ранимой и очень уязвимой.
  • Если вы хотите найти подход к меланхолику, заранее готовьтесь к капризам, обидам, жалобам и недомоганиям. Не жалейте и щедро дарите внимание, похвалу и комплименты.
  • Он любит уединение и шумной компании предпочтет тихий вечер вдвоём в тихой домашней обстановке.
  • Меланхолик и пунктуальность – вещи несовместимые, для него время течёт по-другому, чем у других людей. Поэтому, если вы назначили свидание, или встречу, приготовьтесь к тому, что нужно будет подождать.

Помните: нет настолько сложных людей, чтобы нельзя было их «раскусить» и найти подход. Главное – захотеть! И учесть описанные выше советы.

Источник: https://sunmag.me/sovety/15-02-2014-kak-najti-podkhod-k-cheloveku.html

2.1. Основные подходы к обучению психологии | Глава 2. Методологические и методические основы преподавания психологии | Читать онлайн, без регистрации

2.1. Основные подходы к обучению психологии

Термин «подход» в самом общем виде понимается, как:

• Теоретическое и логическое основание рассмотрения анализа, описания, проектирования и конструирования объекта в виде теории, структуры, модели, тезиса, идеи, гипотезы. Оно согласуется с понятиями «принцип», «позиция», «идея».

• Совокупность способов и приемов осуществления деятельности в соответствии с идеей. Оно согласуется с понятиями «метод», «методика».

• Признак или совокупность признаков качества осуществления деятельности, оно согласуется с понятиями «качество», «особенность».

В целом подход необходимо рассматривать как теоретически обоснованный путь реализации основных идей, научной концепции, которая определяется системой принципов и методов, обусловливающих ее реализацию. То есть подход – это методологически обоснованное положение, характеризующее направленность научно-практического поиска дальнейшего развития научной концепции.

В настоящее время можно выделить ряд своеобразных направлений и подходов в обучении психологии:

Онтогенетическое направление, характеризующееся стремлением к выявлению сущностных характеристик изучаемого, в контексте освоения способов и приемов познания.

• Деятельностный подход – центральный в отечественной методологии, он акцентирован на выявлении структурно-содержательных, процессуальных и функциональных характеристик учебной и педагогической деятельности в едином образовательном процессе (С. Л. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов, А. В. Брушлинский, Г. П. Щедровицкий и др. B. C. Леднев).

• Системно-генетический подход. В середине семидесятых годов, еще в рамках советской психологии, зародился плодотворный синтез системного и генетического подходов.

Читайте также:  Этичность - психология

В его основе психологическая таксономия или классификация психических явлений, которая позволяет получить ряд положительных моментов в организации преподавания психологии в средней и высшей школе.

В русле применения данного подхода студенты, изучающие психологию, получают возможность полного и целостного рассмотрения изучаемого материала с момента знакомства с классификацией, которая неосознанно воспринимается студентам как остов, организующий внимание, запоминание и усвоение учебного материала (В. П. Кузьмин, Э. Г. Юдин, Д. Толингерова и др.).

• Праксеологический подход предполагает проникновение в закономерности преобразования практики с позиций «умного делания», изменяющего действительность.

Он предполагает анализ основных «инструментов» образовательного процесса: деятельности студента и педагога, методах, методиках и технологиях обучения.

Проникновение в их структурно-содержательные характеристики позволяет оптимизировать рефлексию преподавателя психологических дисциплин (И. А. Колесникова, Е. В. Титова).

• Парадигмальный подход использует в качестве рамочного понятие парадигмы как мыслительного или деятельностного образования, характеризующего принадлежность объекта, явления, процесса к определенной гносеологической или онтологической модели (Томас Кун).

Гуманистическое направление, характеризующееся ориентацией на становление личностно-профессиональных качеств, в контексте самоорганизации субъекта учебной деятельности.

• Личностно-ориентированный подход. В условиях реализации данного подхода основополагающими моментами является ориентация на становление качеств субъекта учебной деятельности у студента и реализация субъектности преподавателя.

Субъектность рассматривается как важнейшее качество личности, определяемое активностью по осуществлению выбора жизнедеятельности и способа учения, а также ответственностью за свой выбор (Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, Н. А. Менчинская, В. В. Сериков, И. С.

 Якиманская и др.).

• Полисубъектный подход стремится рассмотреть общность «преподаватель – студент» как единую развивающуюся систему и вскрыть средства, с помощью которых можно помочь ее развитию (И. В. Вачков).

• Коэволюционный подход, утверждающий возможность и необходимость развития в процессе преподавания психологии и когнитивных структур и личностных образований и структур сознания будущих специалистов (В. Я. Ляудис).

• Синергетический подход основывается на использовании свойств социально-педагогических систем, на их способности адаптироваться к условиям окружающей среды на основе самоорганизации.

В рамках данного подхода используется ряд специфических процедур, которые ориентированы на изучение тенденций развития зарождающейся системы, на оформление смыслообразующей деятельности, на организацию опыта взаимодействия с окружающей средой (Г.

 Хакен, Ю. Т. Каган, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов и др.).

• Герменевтический подход. В русле данного подхода ведущей является идея глубинного понимания происходящего. Педагогическая деятельность ориентируется на выявление смыслов каждой ситуации, на постижение глубинных мотивов поступков и поведения участников образовательного процесса (В. Дильтей, М. Бахтин, Н. Б. Крылова, Л. М. Лузина и др.).

• Ноосферный подход, основной целью которого является овладение методами сохранения личности и раскрытие ее полного интегрированного потенциала. При этом образование рассматривается как фундаментальная форма постижения бытия через естественный генетический код познания (Н. В. Маслова, И. А. Тлячева).

Технологическое направление включает подходы, которые основаны на применении схем, алгоритмов, технологий и техник, гарантирующих достижение планируемых результатов.

Необходимо отметить, что в настоящее время данное направление пользуется особой популярностью и разрабатывается в нескольких подходах:

• Модульный подход реализуется как принцип конструирования учебных курсов и их преподавания.

Данный подход позволяет привести в систему интегрированные основы научных знаний и наглядно выделить «ядро» научной информации посредством всестороннего анализа понятий, выявления внутренних связей между понятиями, законами и принципами и тем самым логично и компактно структурировать учебный материал, а также избежать неоправданных повторений внутри одного и того же курса. Модульное построение учебного предмета протекает в два этапа. На первом этапе разрабатывается общая модель ядерного содержания преподаваемой дисциплины. На втором выделяются ключевые идеи в рамках конкретных модулей. Принципами отбора ключевой информации являются: а) информационная емкость и прогностическая ценность материала, б) его системно образующая функция и в) конструктивно-практическая значимость (Дж. Брунер, М. Вартовский и др.).

• Математическое моделирование обучающих систем. В основе любой обучающей системы лежит математическая модель процесса обучения. Чаще всего моделируют поведение обучающего, с целью повышения эффективности обучения.

Модель определяет, в какой последовательности и какие блоки знаний увидит обучаемый в тот или иной момент обучения. Модель обязательно включает в себя представление состояния, в котором находится студент.

Сюда обычно относят: текущий изучаемый блок знаний; пройденные блоки знаний; результаты ответов на контрольные вопросы; уровень подготовки ученика; его биологические характеристики (как он быстро устает, как быстро забывает пройденный материал, как быстро он успевает трансформировать полученные знания); предпочитаемый сценарий обучения. Модель определяет, каким образом будет изменяться состояние ученика во времени в результате его недетерминированного поведения (Б. Н. Еникеев, А. И. Назаров, В. М. Кроль и ДР.).

• Контекстный подход представляет собой самостоятельное направление «инструментального обеспечения» психологических исследований, а также научно-методическое обеспечение в организации процесса обучения (А. А. Вербицкий).

• Компетентностный подход ориентирован на создание компетентностной модели подготовки выпускника вуза, опираясь на функции специалиста, его компетенции и типичные профессиональные задачи. В соответствии с моделью выпускника разрабатываются образовательные модули как автономные единицы образовательного процесса (А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова, В. Д. Нечаев и др.).

Современная психология переживает период методологического обновления, что проявляется в оформлении новых направлений и подходов, среди которых наиболее перспективным, на наш взгляд, является Гуманистическое направление, в русле которого развивается новый – интегративный подход.

Понятие «интеграция» в теории и практике образовательного процесса с 80-х годов прошлого столетия многими рассматривается как высшая форма межпредметных связей, в дальнейшем оно активно разрабатывается и сегодня в психологии уже существует автономное направление – интегративная психология.

Наиболее значимыми в этом направлении являются работы Л. И. Гриценко, С. А. Дружилова, В. В. Козлова, Е. Ю. Коржовой, Г. П. Любимова, В. А. Мазилова, В. В. Новикова, В. Н. Панферова, Н. П. Фетискина и др.

Интегративный подход, по мнению многих, создает уникальные условия для слияния воедино имеющихся на сегодняшний день психологических подходов к изучению функциональных психических и психологических возможностей человека в изменяющемся мире, при сохранении их автономии в последующем развитии.

Под интеграцией понимается соединение относительно самостоятельных частей в единое целое, для воссоздания нового.

Идеи интеграции проникли прежде всего в начальную школу, целью которой является формирование у ребенка целостной картины мира.

Интеграция в процессе обучения в высшем учебном заведении обретает сегодня как минимум три смысла:

• интеграция является важнейшим компонентом целеполагания студентов, обусловливающего цель познания в единении преподавателя и студентов в ходе учебно-познавательной деятельности;

• интеграция может рассматриваться как цель обучения при формировании у студентов целостного представления об окружающем мире, о себе и возможностях конструктивного преобразования действительности;

• интеграция является способом и средством обучения в условиях продуктивных взаимодействий на учебных занятиях.

Основной целью интеграции является личностное и профессиональное развитие широко эрудированного специалиста, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

Нельзя не согласиться с мнением протоиерея Евгения Шестуна, который считает, что современная «ориентация на рынок труда вытесняет из образовательной сферы понимание уникальности человеческой личности, ее высокого предназначения, наличия талантов и способностей». Он обосновывает важность развития интегративного подхода в образовании.

Действительно, повсеместная направленность на карьерный рост вытесняет необходимость личностного и профессионального развития. Печально, но факт, что приоритет западного типа образования и стремление включить растущего человека в экономику современного мира чрезмерно рационализирует его жизнь, ограничивая возможности личностного и духовного развития.

Поэтому современной системе образования необходима интеграция, но не для создания универсальной теории (этот путь заведомо ошибочный), а для конструктивного взаимодействия между имеющимися и вновь создаваемыми психологическими концепциями с целью выявления главного и существенного в конкретно-исторический период для конструктивного преобразования действительности.

Реализация интегративного подхода к обучению предполагает объединение в едином процессе всех видов и уровней учебно-познавательной деятельности, причем основной целью такого единения является создание нового в ходе творческого взаимодействия преподавателя и студентов.

При этом нельзя забывать о закономерной взаимосвязи интеграции и дифференциации в процессе развития субъекта жизнедеятельности, и потому процессы интеграции неизменно предусматривают и процессы дифференциации: подходов, концепций, теорий, систем и технологий образовательного процесса.

Что очень важно и при организации системы отношений участников образовательного процесса.

Известно, что целесообразность и педагогическая целенаправленность интегративного подхода зависят от поставленных целей и задач, от системного единства определенного круга знаний, способов действия студентов в учебных ситуациях, от средств и методов обучения, от профессионализма и уровня нравственного развития преподавателя. И потому интегративность образовательного процесса позволяет регулировать, в том числе и систему отношений до уровня конструктивных личностных взаимосвязей.

Необходимо отметить, что президент РАО Н. Д. Никандров ориентирует современное образование на интегральную российскую национальную идею, которую он сформулировал как важнейшую триаду направлений: православие, патриотизм, народность.

В свете этой идеи основным содержанием интегративного подхода в обучении психологии является:

• выдвижение на первый план общечеловеческих ценностей – нравственности, гуманизма, толерантности;

• оптимизация познания и обучения;

• творческое саморазвитие образовательного процесса и его субъектов;

• синтез различных теорий и систем обучения;

• усиление мотивации обучения за счет выявления интегральных систем и структур, включающих дифференцированные элементы.

Известно, что профессиональные психологические знания включают: теоретическое познание, практические навыки, потребности и возможности саморазвития субъекта обучения и жизнедеятельности.

Это те константы, которые неизменно включены в любой образовательный процесс, но не все из них достаточно проработаны в современной науке, в частности потребности и возможности саморазвития субъекта учения и жизнедеятельности нередко игнорируются всяческого рода системами обучения, которые акцентированы на индивидуальности их создателей.

Поэтому сегодня необходимо переориентировать образование на интегративное, продуктивно организованное, позволяющее учитывать культурное наследие общества, и важнейшие устремления растущего человека, направлять и координировать их в русло гуманистических ценностей; в русло конструктивных взаимодействий, способствующих становлению качеств субъекта обучения и жизнедеятельности.

В предлагаемом нами интегративном подходе центральное место в образовательном процессе принадлежит субъекту учебной деятельности, именно его возможности, цели, ценности и потребности интегрированно определяют его личностный смысл учения и его интегративную включенность в образовательный процесс.

Особое внимание при этом уделяется умениям интегрироваться в группы и сообщества для решения индивидуальных и коллективных проблем и задач как профессионального, так и личностного плана.

При этом особыми характеристиками процесса интеграции является направленность на уважительное отношение к субъектам интеграции, на возможности принятия их индивидуальности, на заинтересованность в реализации возможностей каждого участника образовательного процесса.

Источник: http://velib.com/read_book/zaichenko_natalja_ustinovna/integrativnyjj_podkhod_v_prepodavanii_psikhologii_uchebnoe_posobie/glava_2_metodologicheskie_i_metodicheskie_osnovy_prepodavanija_psikhologii/21_osnovnye_podkhody_k_obucheniju_psikhologii/

Поведенческая психология

То, что нас окружает, что происходило у нас в жизни, определяет и наш тип поведения. Только благодаря этим событиям мы становимся теми, кем есть сейчас.

Поведенческая психология – (бихевиоризм) психологическое направление, что опирается на изучение причин трудностей человека и всевозможных проблем, которые связаны с тем, что человек в неблагоприятных обстоятельствах принял для себя неправильную или даже неадекватную форму поведения, что, естественно, приносит страдания ему и окружающему обществу. Эти действия, линии поведения способствуют возникновению фобий, всевозможных панических атак.

Читайте также:  Шаблон неопределенности - психология

Что всему виной?

Почему же так происходит? Все очень просто, поведенческая психология закладывается в детстве и человек рожден с определенным набором поведенческих установок.

Наши родные вкладывают в нашу генетику собственные представления о жизни, тем самым создают в наших головах поведенческие принципы, которыми необходимо руководствоваться при той или иной ситуации. Фильмы, авторитеты вносят в наши головы поведенческие стереотипы.

По этой теме существует достаточное количество исследований, что открыли определенные подходы к проблемам и новые правила оценки.

Поведенческий подход в психологии

Поведенческий подход в психологии рассматривает поведение, как предмет исследования. Этот метод возник на основании механического детерминизма Чарльза Дарвина, что означает поведение, как взаимодействие физических тел.

Дарвин в своих экспериментах доказал, что поведение живых существ – это соединение как внешних, так и внутренних проявлений. Также интересной является концепция И.

Павлова, согласно которой бихевиоризм − поведенческая психология, которая противопоставляет сознание поведению, где последнее было сведено только к двигательным реакциям на внешнюю среду. Последователи этой концепции со временем внесли в нее коррективы.

Когнитивная психология

Еще одним направлением данного вида этой науки является когнитивная поведенческая психология, которая доказывает, что причинами наших отрицательных эмоций и негативных последствий определенных ситуаций является не сама ситуация, наши действия и поведение, а общественное мнение и оценка тех событий.

Мы подсознательно боимся этого. Примером можно назвать ситуацию, в которой после увольнения один человек отчается и будет думать, что не достоин ничего лучшего, а другой, решит, что с таким самодуром-шефом работать невозможно и будет надеяться только лучшее.

Вот так из одной ситуации выходит два решения и два типа когнитивного поведения.

К сожалению, тревожность и фрустрация на сегодняшний день — настоящие проблемы современного человеческого сообщества. Как избежать таких явлений мы расскажем в этой статье.

Вопрос о существовании магии обсуждается на протяжении многих веков, но однозначный ответ на него так никто и не смог дать. Мы расскажем о существующих точках зрения относительно магических способностей.

Чувственное и рациональное познаниеЭта статья расскажет об основных функциях рационального и чувственного познания, его формах и как гармонизировать эти виды познания, примирить науку и искусство.Смена имиджа, только на первый взгляд кажется чем-то простым, не требующим каких-либо специальных знаний. На самом деле все не так просто. О том, как сменить имидж мы расскажем в этой статье.

Источник: http://kak-bog.ru/povedencheskaya-psihologiya

Поведенческий подход в психологии

ПСИХОЛОГИЯ

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(ЛЕКЦИИ)

ЛЕКЦИЯ 1.

ТЕМА: «Предмет психологии, её место в системе наук».

Предмет психологии, его основные цели, задачи, отрасли.

Путь развития и утверждения психологии как науки был довольно сложным и длительным. На развитие психологии оказала влияние борьба между материалистическим и идеалистическим мировоззрением. В зависимости от того, какое мировоззрение доминировало на том или ином этапе исторического развития общества, определились уровень и качество исследований и толкование полученных результатов.

Первые попытки понять и объяснить психологические явления возникли в первобытном обществе. Мировоззрение первобытных людей наделяет каждый предмет душой. Животные, человек, явления природы, считали они, имеют душу, которая выступает источником движения и развития. Душа – «двойник» человека.

Первобытные люди говорили о существовании души как «тела в теле», т.е. душа в их представлениях чётко не отделяется от тела.

Первый известный труд по психологии принадлежит древнегреческому учёному Аристотелю. В своих работах он пользовался такими понятиями как «ощущение», «память», «чувства». Он считал, что душа может существовать вне всякой связи с телом, т.к. имеет божественное происхождение, и, следовательно, познать её нельзя, это лежит за пределами человеческих возможностей.

Первый этап в развитии психологии – психология как наука о душе. имеет древнегреческое начало (psyche – «душа», logos – наука). Такое определение психологии было дано более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

Второй этап – психология как наука о сознании. Возникает в ХVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать, назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

Третий этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть; а именно: поведение, поступки, реакции человека.

Четвертый этап – психология – наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью человека (Вильгельм Вундт).

Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов, состояний, осознаваемых и неосознаваемых самим человеком, мир особых идеальных явлений, самых сложных из всех существующих на Земле.

Для чего изучают психологию?

Знания психологии помогут вам самостоятельно справляться с жизненными проблемами. Вы научитесь управлять собой. Перед вами откроются новые возможности, вы научитесь регулировать человеческие отношения и оказывать влияние на людей.

Психология поможет понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента.

Психология необходима медицинскому работнику, чтобы изучать психологические особенности деятельности коллег и поведения пациента, разрабатывать психологические методы лечения, изучать проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а так же происходящие психические изменения во время соматических заболеваний.

Структура современной психологии.

Современная психология представляет собой разветвлённую систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики (общая психология, социальная, психология общения, юридическая, возрастная, медицинская и т.п.).

Предмет психологии.

В древности душу представляли как некое крылатое существо, которое покидает человека с его смертью.

Таким образом, вопрос о предмете психологии сводится к вопросу, что такое психика.

Психика – субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением.

Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Развитие психики реализуется в разных формах:

· филогенез – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида;

· онтогенез – формирование структур психики в течение жизни отдельного индивида;

· социогенез – развитие процессов познания, межличностных отношений, поведения, обусловленных различиями в культурах.

Поведенческий подход в психологии.

Психология относится к наукам, изучающим поведение, однако не любой уровень поведения относится к предмету её изучения. Рассмотрим, что же в поведении человека изучает психология.

Традиционно выделяют следующие уровни поведения:

· инстинкты (врождённые формы поведения);

· научение (приобретённые формы поведения);

· психологическая (интеллектуальная) деятельность.

Инстинкты связаны главным образом с удовлетворением физиологических потребностей организма и выполняют функцию сохранения или продолжения рода. Они возникают в ходе эволюционного развития, являются полезными приспособлениями окружающей среды. Происхождение их объясняется законами эволюции (Ч.Дарвин).

Следующий уровень поведения – научение. Реакция этого уровня является результатом лично накопленного опыта. Пример подобной реакции – условный рефлекс, описанный И.Павловым.

Следует отметить, что существует связь между первым и вторым уровнями поведения: условный рефлекс возникает на основе безусловного или инстинктивной, наследственной реакции.

Научение не создаёт новых реакций, оно комбинирует врождённые реакции, замыкает новые условные связи между врождёнными реакциями и меняющимися стимулами окружающей среды.

Условные рефлексы, настраиваясь над безусловными их видоизменяют (опыт И.Павлова).

Уровень разумного (интеллектуального)поведения, наиболее представленный у человека даёт ему шанс, став личностью, овладеть своим поведением, стать субъектом своей деятельности, иметь возможность её формировать, регулировать, быть ответственным за её результаты, приобретая свободу выбора.

Поведение конкретного человека является продуктом трёх основных линий развития: эволюционного, исторического, онтогенетического. Причём каждый этап развития поведения является отправным пунктом для дальнейшего развития, т.е. один процесс подготавливает следующий.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/10161.html

Развитие психологических подходов к личности

Здравствуйте, читатели сайта!
Наша команда специалистов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас интересует, в чем заключается суть развития психологических подходов к личности? Жду вашего подробного ответа.  

В начале хочется отметить, что данная дисциплина, психология, масштабна. И для того, чтобы ее усвоить наилучшим образом, рассмотрим следующие понятия, к которым мы будем обращаться по мере разбора данной темы: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ПОДХОД, РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ.    

  1. ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности
  2. ПСИХОЛОГИЯ – это сложная и многоуровневая наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.
  3. ПОДХОД – это направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы.
  4. СОЦИАЛИЗАЦИЯ – это сложный процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
  5. РАЗВИТИЕ – это сложный и многоуровневый процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

 
Стоит отметить, что данный подход включает в себя методологические принципы:
— Личностный принцип, согласно которому все психические процессы, состояния, способности представляют собой не изолированные функции, а в широком смысле способности личности, имеющие ее в своем основании. Так, например, не просто восприятие, память, мышление, а способность личности воспринимать мир.  

Стоит добавить, что принцип развития, согласно которому личность развивается в следующих направлениях:

а) возрастном; б) индивидуальном; в) социальном и социально-психологическом; г) культурно-историческом; д) духовно-нравственном;

е) субъектном — как субъект деятельности, общения, жизненного пути; подразумевает, что личность проходит определенные, последовательно развертывающиеся во времени стадии, следующие одна за другой или отрицающие одна другую, на каждой из которых в личности возникают новые качества.

 

На этом наш урок подошел к концу. Я полагаю, что Вы усвоили пройденную тему, которая относится к одной из основных при изучении такой науки, как психология. Если же что-то осталось сложным из данной темы, Вы всегда можете задать волнующий Вас вопрос.  

Источник: http://ru.solverbook.com/question/razvitie-psixologicheskix-podxodov-k-lichnosti/

Ссылка на основную публикацию