Психология я
одно из направлений психоаналитической психологии, ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и отношений с другими процессами, имеющими место в психике человека.
Психология Я характеризуется смещением акцента исследования с Оно, что было основным объектом осмысления в период становления и первоначального развития психоанализа, на Я, что было инициировано работой З. Фрейда «Я и Оно» (1923).
Основатели и видные представители психологии Я – А. Фрейд и Х. Хартманн. А. Фрейд (1895–1982) – дочь З.
Фрейда, известный детский психоаналитик, автор работы «Защитные механизмы Я» (1936). Х. Хартманн (1894–1970) – австро-американский психоаналитик, опубликовавший книгу «Психология Я и проблема адаптации» (1939).
Как самостоятельное направление психология Я возникла в конце 30-х годов. Выдвинутые А. Фрейд и Х. Хартманном идеи о Я получили последующее развитие в работах Р. Шпитца (1887–1974), М. Малер (1897–1985), Э.
Эриксона (1902–1994) и др. психоаналитически ориентированных авторов. Все они так или иначе отталкивались от представлений З. Фрейда о структуре человеческой психики.
Но каждый из них попытался внести свою лепту в понимание природы, содержания и функций Я.
В классическом психоанализе, особенно в первые два десятилетия его развития, основное внимание уделялось рассмотрению роли и места бессознательных влечений человека в его жизнедеятельности. С публикацией З.
Фрейдом работ «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) и «Я и Оно» (1923) некоторые психоаналитики стали проявлять интерес к проблеме Я.
Исследование содержания Я, его функций и зависимостей от внешнего мира, Оно (бессознательного) и Сверх-Я (совести, идеала, родительского авторитета, самонаблюдения) стало важной и необходимой частью психоаналитических разработок.
Отталкиваясь от идей З. Фрейда о соотношении Оно, Я и Сверх-Я, представители психологии Я изменили направление анализа, в частности, переключили свое внимание с изучения бессознательных влечений на анализ конкретных защитных механизмов Я, используемых человеком в своей жизнедеятельности.
Это не означало, что в рамках психологии Я не придавалось никакого значения бессознательному. Напротив, после того, как З.
Фрейд выдвинул идею, согласно которой значительная часть Я не менее бессознательна, чем Оно, роль бессознательного в возникновении неврозов и в человеческой деятельности как таковой приобрела еще большее значение.
Представители психологии Я исходили из того, что, будучи бессознательными, защитные механизмы Я оказывают значительное воздействие на формирование соответствующих реакций человека на его внутренние страхи и переживания. Недооценка или неучет этих механизмов не способствуют пониманию ни причин возникновения неврозов, ни возможностей успешного избавления от них.
В отличие от бессознательных влечений, выявляемых с помощью психоаналитической техники толкования ошибочных действий, сновидений и симптомов психических заболеваний, анализ человеческого Я представляется делом более трудным.
В первом случае Я (сознание) подключается к осмыслению бессознательного.
Во втором случае само Я становится объектом анализа, то есть оно должно изучать, исследовать самого себя, что неизбежно порождает трудности психологического порядка.
Трудности изучения Я состоят, в частности, в том, что само Я не является исключительно и полностью сознательным. В образованиях Я присутствуют и элементы бессознательного, на что в свое время обращал внимание З. Фрейд. В одной из своих работ он, например, писал о том, что лишь одному Богу известно, какая часть Я бессознательна.
Изучение, осознание, понимание бессознательных элементов Я требует особых усилий со стороны человека.
Познание бессознательного Оно оказывается неполным без знания защитных механизмов Я, являющихся, как правило, бессознательными. Как подчеркивала А.
Фрейд, лишь анализ бессознательных защитных операций Я позволяет лучше и глубже понять те изменения, которые претерпевают бессознательные влечения человека.
Одна из важных задач психологии Я заключается в том, чтобы довести до сознания все, что является бессознательным, независимо от того, относится это бессознательное к Оно или Я.
Дело в том, что Я постоянно использует различные методы защиты при столкновении с инстинктивными требованиями. Имеется постоянная связь между конкретными неврозами и особыми способами, механизмами защиты.
Само собой разумеется, в клинической практике важно выявлять различные механизмы защиты, к которым прибегают невротики.
Механизмы защиты Я разнообразны: это и регрессия, то есть возвращение на предшествующие стадии психосексуального развития; и вытеснение, предполагающее подавление человеком его сексуальных влечений; и изоляция, проявляющаяся в уходе от реального мира; и проекция, то есть перенос внутрипсихических процессов вовне; и интроекция, благодаря которой внешний мир вбирается вовнутрь, и многие другие способы защиты человека от тех или иных опасностей.
Психология Я изучает механизмы защиты человека. В частности, ее представители пытаются определить, как и в какой степени эти механизмы оказывают воздействие на сопротивление пациента в процессе его лечения, какие симптомы психического заболевания возникают на их основе, каковы предпосылки их формирования в детском возрасте.
Благодаря раскрытию и познанию механизмов защиты Я становится возможным лучшее понимание бессознательных влечений человека, открывается перспектива безболезненного перевода их в сознание. Все это может способствовать изменению и укреплению человеческого Я.
При изучении личности психология Я уделяет особое внимание вопросам развития и адаптации (приспособления) ее к социальным и культурным условиям жизни. Я рассматривается в качестве инструмента адаптации. Нормальное и патологическое развитие личности определяются степенью ее адаптированности к окружающему миру.
Для Х. Хартманна Я – психическое образование или такая специфическая структура, благодаря которой личность может адаптироваться к внешнему миру. Для Р. Шпитца Я – источник регулирования процессов, протекающих в человеческой психике.
С точки зрения М. Малер, Я – сознательное начало, способствующее общению между людьми. В понимании Э. Эриксона, Я – основа для идентичности личности, то есть формирования чувства собственной тождественности и включенности в общество.
Многие идеи психологии Я были выдвинуты на основе развития детского психоанализа. Так, А.
Фрейд исходила из того, что при работе с детьми аналитик должен устанавливать такие эмоциональные отношения с ними, которые бы позволяли ему занять место идеала-Я ребенка.
Прежде чем начать свою освободительную аналитическую (терапевтическую) работу, он должен убедиться в том, что ему удалось окончательно овладеть этой инстанцией ребенка. В противном случае он не сможет положительным образом воздействовать на Я ребенка.
При работе со взрослыми аналитик ограничивается тем, что помогает пациенту приспособиться к окружающему миру путем укрепления его Я. По выражению А. Фрейд, психоаналитик не имеет ни намерения, ни возможности преобразовать окружающий человека мир в соответствии с его потребностями.
Ориентация психологии Я на приспособление человека к существующим условиям жизни вызвала критику среди психоаналитиков, усмотревших в подобной позиции конформистские (приспособительские) тенденции психоанализа. Так, например, французский психоаналитик Ж.
Лакан (1901–1981) выступил против американского варианта психологии Я с ее ярко выраженной направленностью на приспособление к американскому образу жизни. Один из представителей неофрейдизма Э.
Фромм (1900–1980) критически отнесся к соответствующим концепциям психологии Я, которые, как он считал, изменили бунтарский дух психоанализа на конформистский.
Однако в любом случае переход от анализа психологии бессознательного Оно к исследованию механизмов защиты Я способствовал обогащению психоаналитической теории и практики, в частности, результаты исследований представителей психологии Я способствовали формированию новых представлений о механизмах функционирования человеческого Я и защитных образованиях, возникающих в недрах психики.
Источник: https://vocabulary.ru/termin/psihologija-ja.html
Психология «Я ЕСТЬ». Часть 1
ГЛАВА 4
Психология «Я ЕСТЬ»
Чтобы прочесть, понять, переварить, усвоить и интегрировать теорию Коржибски, мне потребовалось изучать ее десять лет. Английский язык этого польского социолога, в 1933 году написавшего книгу о неврологии и мозге, сделал задачу непростой.
Однако гений Коржибски и влияние его идей о работе нервной системы настолько огромны, что «я» безоговорочно утверждаю: их необходимо изучить каждому психологу, желающему понять физиологию (из которой возникает психология).
Более того, без «интуитивного» понимания того, как устроена нервная система, очень трудно «схватить» или «понять» процесс возникновения «я».
«Я» осмеливаюсь утверждать это потому, что «постижение» или «интуитивное понимание» работы нервной системы помогает ясно и точно объяснить, каким образом «духовные» и «психологические» теории, гипотезы, верования и ритуалы создают огромные препятствия, мешающие, а не помогающие разгадать загадку: «КТО Я?»
Конечно, прежде всего «мне» следует признать, что «мое» применение структурного дифференциала Коржибски очень сильно отличатся от того, как видел это сам Коржибски. Более того, «я» сделал собственные дополнения, которые буду четко выделять, чтобы не возникло путаницы между идеями Коржибски и «моими» дополнениями.
Однако, может быть, в 2000 году Коржибски отнесся бы к моему описанию его труда 1933 года, как к примеру «связи времен» — это его собственный термин, описывающий уникальную человеческую способность создавать и использовать письменную и устную речь для сбора, хранения, накопления, развития, интеграции и передачи информации от старших поколений к младшим. Например, мы пишем книги, строим библиотеки, школы и т. д. Наш язык может помочь нам связать нить времен: в мы учимся у подготовке почвы для (Коржибски «Зрелость гуманизма»). Коржибски верил, что эта способность связывать время, присущая человеку, в корне отличает его поведение от поведения животных. Сэр Исаак Ньютон говорил об этом:
«Если я видел дальше, чем другие люди, это лишь потому, что я стоял на плечах гигантов».
Следовательно, «я» не просто хочу «сесть на хвост» Коржибски.
Я хочу стоять на его плечах и при этом смотреть с этой высоты иным взглядом, чем Коржибски в 1933 году — а именно, понимать, что структура того «я», которое «мы» называем «собой», — это побочный продукт функционирования нервной системы, произведенный в теле посредством электрохимических реакций нейропередатчиков.
Этот взгляд не является ни новым, ни анти-Коржибским. Но использование его структурных дифференциалов не будет означать, что мы видим механизмы выживания и самосохранения именно так, как нас учит система Коржибски; вместо этого мы покажем, что «я», которое, как тебе кажется, и есть «ты», возникает после того, как некое переживание уже произошло.
Следовательно, до появления «я» ТЕБЯ НЕТ. В этом и состоит основное отличие от труда Коржибски. Его интересовала связь времен и улучшение механизма выживания; «меня» интересует лишь Я ЕСТЬ ТО — ТЕБЯ НЕТ (или раскрытие того, кем ты являешься, путем раскрытия того, КЕМ ТЫ НЕ ЯВЛЯЕШЬСЯ) и осознание ТОЙ САМОЙ ЕДИНОЙ СУБСТАНЦИИ.
Рискну заявить, что краткое содержание следующих 100 страниц можно выразить так: «я», которое «ты» называешь «собой», заявляя: «Я — это…» («Я — это личность, мать, отец, муж, жена, дочь, сын, начальник, искатель истины, тот, кто всегда прав, не прав, обладает миссией и смыслом жизни, делает выбор») — все это фантазии, иллюзорные образы, рожденные нервной системой и образующие первый покров сознания. «Я», которое «ты» называешь «собой», возникает оттого, что химикаты, называемые нейропередатчиками, совместно сформировали Я ЕСТЬ; оно является личностью, и, что еще важнее, это «я» воображает, будто оно существует изначально и обладает свойством бытия, «того, что есть», в то время, как оно возникло уже после того, как действие совершилось. Более того, без этой химической реакции, порождающей Я ЕСТЬ и идею существования личности, не было бы ни «меня», ни «тебя», ни всего того, что «мы» считаем «собой». Может быть, именно поэтому ученик Гурджиева А.Р. Оридж, утверждал, что, глядя на человека, «ты» видишь его как смесь химических элементов (Оридж «О любви»).
«Я ЕСТЬ» — это побочный продукт нервной системы
УПРАЖНЕНИЕ
(Из Ориджа)
Посмотри на кого-либо.
Увидь его просто как смесь химических элементов.
«Посмотри» на «того» (или «ту»), кого ты считаешь «собой», и «пойми», что наблюдатель («я») возникает лишь в результате химической реакции.
«Спроси»: до химической реакции, создавшей наблюдателя, («я»), чем (или кем) было «я»?
Итак, теперь, когда мы в 1 части описали ТЕБЯ НЕТ на физиологическом уровне, мы можем принять это в качестве отправной точки для изложения теории структурных дифференциалов, с помощью которой мы опишем, каким образом нервная система создает концепцию Я ЕСТЬ, и что из этого следует.
ТЫ НЕ ЕСТЬ ЛИЧНОСТЬ…
НЕТ НИ ЛИЧНОСТИ, НИ ТЕБЯ.
В этих словах Нисаргадатты Махараджа мы снова «чувствуем», что до Я ЕСТЬ… ТЕБЯ НЕТ. Фактически, даже на более глубоком уровне мы понимаем, что Я ЕСТЬ возникает лишь после формирования нервной системы (мы вернемся к этому вопросу позже).
Более того, проводники (нейропередатчики) работают совместно под воздействием электромагнитных полей, и в результате этой работы появляется концепция Я ЕСТЬ и разнообразные обманчивые психологические (мифологические) учения и школы, вытекающие из нее.
Однако, прежде появления Я ЕСТЬ — ТЕБЯ НЕТ. Отсюда вопрос:
Цель этого изложения — дать очень краткое описание двух основных функций. Во-первых, как физика, так и йога утверждают: то, что мы называем Вселенной, — уплотнение, или сжатие, ТОЙ СУБСТАНЦИИ — Небытия или НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО СОЗНАНИЯ — которая «позже» образует сознание. В «Йога-Сутре» так говорится об этом:
«Проявленный мир — это эманация истинной реальности… можно считать ее узким отверстием, образованным в результате постоянно усиливающегося сжатия, или инволюции сознания» (Таймини, «Учение йоги», стр. 34).
Мы начнем с изложения «моей» версии структурных дифференциалов, которую мы можем назвать «субстанциональной диаграммой». Читатель может увидеть эту диаграмму на стр.
(вставить)
Источник: https://psibook.com/library/626/6.html
Я | саморазвитие | наша психология
Пришел в деканат философского факультета студент – посоветоваться по поводу проблемы, которая его, начинающего философа, сильно мучила. Увидев выходящего из дверей профессора, подошел к нему и робко спросил: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы мне помочь? У меня такая проблема: мне иногда кажется, что я не существую».
– «Кому кажется?» – спросил логик-профессор. «Мне», – ответил студент, покраснел и убежал. Эту байку рассказывал на лекции замечательный человек – Игорь Семенович Кон. Именно он вбросил всерьез в наше гуманитарное поле проблему «я».
Есть разные способы ответа на вопрос «Кто я?».
Но всегда это картинка, которая меняется в зависимости от того, кому этот образ транслируется: к одному мы оборачиваемся одним «я», к другому – другим. Наш ответ не столько отражает какую-то объективную реальность, сколько является нашим творческим продуктом, идентичностью, которую мы строим.
«Я» не меняется, а меняется та ролевая модель, на основе которой происходит взаимодействие.
Дмитрий Леонтьев – доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, директор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества, заведующий лабораторией позитивной психологии и качества жизни НИУ «Высшая школа экономики».
Автор более 600 публикаций. Лауреат премии Фонда Виктора Франкла города Вены (2004) за достижения в области ориентированной на смысл гуманистической психотерапии.
Ответ на вопрос «Кто я?» – это, собственно, идентичность человека. Проблема идентичности начала привлекать внимание психологов в пятидесятые годы. Эрик Эриксон в труде «Детство и общество» выдвинул свою знаменитую модель восьми стадий развития личности.
Подростковую стадию он связал с решением проблемы идентичности, с ответом на вопрос «Кто я?». Несколько лет спустя Эрих Фромм назвал потребность в идентичности и ответе на вопрос «Кто я?» одной из экзистенциальных потребностей, на основе которых строится человеческое существование.
Именно он впервые ввел важное различение, которое с тех пор стало общим местом в психологии и социологии. Мы можем давать личный ответ на этот вопрос и описывать себя в достаточно уникальных категориях, а можем давать ответ в терминах социальной идентичности через принадлежность к чему-то целому.
Кто я? Пси¬холог, православный, бизнесмен, гештальттерапевт – я определяю себя через часть какого-то целого. Но это, скорее, ответ не столько на вопрос «Кто ты?», сколько на вопрос «Ты чьих будешь?» – самая простая стратегия, лежащая на поверхности.
У каждого встречается энное количество подобных категорий, но это на самом деле не «я», а какие-то системы, в которых я себя нахожу.
В другом ключе к этой проблеме подобрались Карен Хорни и Карл Роджерс. Они, вслед за Фрейдом, стали различать «“я” реальное» и «“я” идеальное» – что я есть на самом деле и каким я хочу быть, – и анализировать следствия их расхождения.
Кстати, мы привыкли говорить: самоактуализация, самореализация – в русском языке «само» означает, что действие обращено на субъекта. В английском и в немецком языке соответствующие понятия более емкие, они означают не просто обращенное на себя действие, а реализацию некоего субъекта, называемого self.
Понятия немножко выхолащиваются при переводе на русский язык. Хорни показала, что мы можем реализовывать одно self, можем – другое. Мы можем реализовывать того себя, за кого мы себя действительно держим, а можем пытаться реализовывать некую идеальную картинку себя.
Но отличие идеала заключается как раз в том, что он не реален.
Хорни показала, что базовая развилка между здоровым развитием и всеми вариантами невротического развития проходит там, где я выбираю, реализовывать ли себя реального или идеального, то, что я есть, или то, чем мне хотелось бы быть.
Роджерс ввел интересное измерение, касающееся источников нашего представления о себе. Отчасти – из собственного опыта: я что-то делаю, у меня что-то получается или не получается. «А-а, какой я, оказывается» или «У-у, какой я, оказывается» становится частью я-концепции.
Но кроме этого, человеку говорят: «Ты плохой мальчик», или «Ты хорошая девочка», или более сложные конструкции, которые принимаем за чистую монету. Нам же все время очень много говорят о нас, в том числе диаметрально противоположное. Родители уверяют нас, что лучше нас никого нет на свете. Кто-то говорит прямо противоположное, не говоря уже о массе промежуточных вариантов.
Часто мы получаем чередующиеся послания, двойные послания, очень непоследовательные, неустойчивые, расщепляющие послания от разных родителей и разных значимых фигур, в общем – поди разберись. Мы как-то все это интегрируем в образ «я».
Роджерс показал, что жизнь наша идет более благополучно, если выводы о том, «какой я есть», мы извлекаем больше из собственного опыта, из потока феноменологии нашей жизни и непосредственных ощущений. А чем больше в я-концепции интроектов, чем больше мы верим слухам о себе, тем больше уязвимых точек и рисков.
Любопытна модель, построенная экзистенциалистом Эрнесто Спинелли. Он подчеркивает, что между постоянно движущимся опытом и стоп-кадром, который представляет собой наша я-концепция, есть небольшое противоречие. Он использует по отношению к я-концепции понятие седиментация – химический термин, который означает выпадение в осадок.
Опыт вступает в противоречие с тем, что человек до этого сам о себе знал, думал и считал.
Спинелли приводит такой пример: человек себя считал лицом традиционной сексуальной ориентации, но вдруг, общаясь с лицом одного с ним пола, начал испытывать непонятные волнительные ощущения, которые не укладываются в тот образ «я», с которым этот человек привык жить.
И это сразу – вызов! Можно дискредитировать, обесценить этот образ, сказать: «Нет, мне померещилось».
Как у Стругацких, «признать названное необъясненное явление иррациональным, трансцендентным, а следовательно, реально не существующим и как таковое исключить навсегда из памяти народа…» Либо я-концепцию надо менять, чтобы учесть новый опыт. Но никто без каких-то очень серьезных критических обстоятельств не хочет менять свою картину «я». Хотя бывают люди, которым эстетическая игра с собственным образом доставляет удовольствие. Само по себе это ни хорошо, ни плохо, но не типично. Как правило, люди ищут стабильность: если во мне ее нет, то где я ее найду?
Идентичность – это то, что мы видим в картинке наблюдаемого «я». Что же можно сказать о «я», которое смотрит, описывает образ того, «кто я»? Ничего и никогда.
Оно не имеет никаких характеристик: длины, высоты, цвета, вкуса или запаха… Это – условная точка, но она оказывается реальной в своих проявлениях. По аналогии с центром тяжести, который «кочует» по телу в зависимости от того, подняли ли вы руку или ногу, поели, какую одежду надели.
Но если проекция центра тяжести тела выйдет за пределы площади опоры, то можно мгновенно почувствовать реальность этой условной точки – вы упадете.
Есть и у нас «внутренний центр», как его назвал Ролло Мэй. Точка внутреннего центра так же реальна, как центр тяжести – про нее ничего нельзя сказать, но она имеет массу следствий. Более того, не каждый человек ее реально в себе ощущает.
Мы постепенно приучаемся ее в себе находить и говорить «я» как «внутренний центр». Мы говорим о себе в именительном падеже. «Я есть», «я хочу», «я могу», «я на том стою и не могу иначе».
Это все про «я-центр» или «экзистенциальное я», о котором ничего другого нельзя сказать, кроме того, что оно есть. Мы его можем не замечать, если в процессе нашего онтогенеза не помогали в этом, а мешали.
Немало стилей воспитания не дают ребенку почувствовать себя некой точкой, от которой идет активность. Восстановить это можно. При помощи серьезной психотерапевтической работы.
Внутренний центр – это центр пространства для каждого из нас: мы перемещаемся, и точка перемещается вместе с нами. В эту точку включается наше тело, если мы не дифференцируем ее и пытаемся понять, где у нас, например, болит. В этом случае тело становится объектом отношения. Если у меня все в порядке, я и есть мое тело.
Во-вторых, это центр во времени. Внутренний центр всегда в настоящем. В прошлом и в будущем может быть «я-концепция», или идеальное «я». Можно проецировать свое будущее, вспоминать, каким был в прошлом. Но «я-центр» – всегда в настоящем, здесь и теперь. В-третьих, это точка начала собственной активности, точка свободы, самодетерминации.
Это точка, из которой берет начало взгляд.
Чтобы сделать выбор, который поднимался в каждой лекции цикла «Краткий курс введения в жизнь»: «я живу» или «жизнь меня живет» – надо почувствовать это «я». Чаще всего «жизнь меня живет» характерно для тех, кому не удается нащупать «я-центр». Собственная активность может начаться только из него.
Философ Михаил Бахтин писал, что «я» – единственная точка в мире, из которой мы исходим, все остальные – мы находим. Возможность исходить мы имеем, найдя ощущение «я-центра». Иначе – мы обречены реагировать на стимулы и ожидания.
Только это «я» позволяет быть живым, выйти за пространство пленок, противопоставить себя им. Внутренний центр – та самая универсальная точка, куда мы можем поставить архимедов рычаг управления собственной жизнью.
Если ее нет, то и рычаг, с помощью которого можно «перевернуть мир», ставить некуда.
Источник: https://www.psyh.ru/ya/
Что такое Я-концепция?
Автор Татьяна в 18/04/2015. Опубликовано Психология личности
Я-концепция представляет собой образ самого себя, который формирует каждый из нас. Как именно он формируется и меняется ли с течением времени? На эти вопросы мы сегодня постараемся ответить.
Я-концепция складывается благодаря сочетанию целого ряда факторов; прежде всего, роль играет то, как мы взаимодействуем с важными людьми в нашей жизни.
Какие определения дают Я-концепции учёные?
Пасторино & Дойль-Портийо (2013)
Вейтен, Данн и Хаммер (2012)
Р.Дж. Крисп & Р. Н. Тёнер (2007)
Составляющие Я-концепции
Как и в случае с другими понятиями в рамках психологии, разные теоретики предлагают различные точки зрения на Я-концепцию.
Согласно теории, известной как теория социальной идентичности, Я-концепция состоит из двух основных аспектов: личностной и социальной идентичности.
Наша личностная идентичность включает в себя черты личности и другие характеристик, которые делают каждого человека уникальным.
Социальная идентичность включает в себя группы, к которым мы принадлежим — в том числе, нашу религиозную принадлежность и т.д.
Бреккен (1992) предположил, что существует шесть конкретных аспектов Я-концепции:
- социальный (способность взаимодействовать с другими);
- компетентностный (способность удовлетворить основные потребности);
- аффективный (осознание эмоциональных состояний);
- физический (ощущение внешности, здоровья, физического состояния и общего вида);
- академический (успехи в учении);
- семейный (функционирование в рамках семьи).
Психолог-гуманист Карл Роджерс полагал, что существуют три составляющих Я-концепции:
- Я-образ, или то, как вы видите себя. Важно понимать, что этот образ не обязательно совпадает с реальностью. Люди могут считать, что они лучше, чем есть на самом деле. С другой стороны, люди склонны также к формированию негативного образа, очень часто они воспринимают только или преувеличивают собственные недостатки и слабые места. Например, подросток может поверить, что он неуклюж и неловок, когда на самом деле он довольно обаятелен и симпатичен. Девушка может поверить, что у неё имеется избыточный вес, когда в действительности она стройна. Я-образ каждого человека, судя по всему, является результатом сочетания различных факторов, включая его физические характеристики, личностные качества и социальные роли.
- Самооценка, или то, насколько вы цените себя. Повлиять на самооценку могут самые разные факторы — в том числе и то, как мы сравниваем себя с другими и как другие реагируют на нас. Когда люди положительно реагируют на наше поведение, мы более склонны к формированию позитивной самооценки. Когда мы сравниваем себя с другими и находим в себе недостатки, это может оказать негативное влияние на нашу самооценку.
- Идеальное Я, или то, каким бы вы хотели быть. Во многих случаях то, какими мы видим себя и какими мы хотели бы быть, не совсем совпадает.
Соответствие и несоответствие
Как упоминалось ранее, наша самооценка не всегда совпадает с реальностью. Некоторые студенты могут считать, что отлично справляются с учебной программой, однако их отметки могут рассказать об обратном.
По мнению Карла Роджерса, то, в какой степени Я-концепция человека совпадает с реальностью, следует называть соответствием/соответствием.
Все мы склонны искажать действительность в определенной степени; соответствие случается тогда, когда наша Я-концепция довольно согласована с реальностью.
Роджерс считал, что несоответствие имеет свои корни в раннем детстве.
Когда родители устанавливают условия, при которых будут выражать привязанность к своим детям (выражая любовь, лишь только если ребёнок её «заслужит» определённым поведением и соответствием родительским ожиданиям), дети начинают искажать в памяти эти переживания, что заставляет их чувствовать себя недостойными родительской любви.
Безусловная любовь, напротив, способствует формированию соответствия Я-концепции реальности. Дети, перенёсшие такую любовь, не чувствуют необходимости постоянно искажать свои воспоминания, чтобы поверить в то, что другие люди любят и принимают их такими, какие они есть.
Источник: http://aboutyourself.ru/psi-lich/chto-takoe-ya-koncepciya.html
Основы психологии, общая психология!
В последнее время общая психология обогатилась знанием многих конкретных фактов из области человеческого сознания и дала им глубокое пояснение.
На основании этого возросло практическое значение психологии во всех отраслях человеческой деятельности — в обучении и воспитании, организации и рационализации процессов труда, в раскрытии сущности творческих процессов труда, в раскрытии сущности творческих процессов в области искусства, в разработке эффективных методов тренировки в разных видах деятельности.
Психологическая наука превратилась в серьезную и интересную область специальных знаний, овладение которыми необходимо для успешной работы в самых различных областях.
Значительное внимание в общей психологии уделено законам высшей нервной деятельности как физиологической основы психических процессов, использованы материалы экспериментальных исследований, широко представлена характеристика возрастных психологических особенностей детей.
Каждый человек рассматривается не просто как носитель некоторой суммы знаний, а и как личность, гражданин государства с свойственными для него свойствами личности, моралью, интересами, установками. Из-за такого подхода пересматриваются задачи психолого-педагогической практики усиливается и роль общей психологии, которая предшествует изучению других психологических и педагогических наук.
Общая психология с одной стороны остается в своем роде вступлением в психологическую науку, а с другого — берет на себя задание теоретической и практической подготовки к профессиональной деятельности, предоставляя необходимые знания о психологии личности и возможного личностного роста, деятельность и общение, межличностные отношения, развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер.
Область знаний, охватываемых психологической наукой многообразна, но данный ресурс посвящен в основном теории общей психологии. Для подачи материала в более систематизированной форме имеется несколько разделов, в которые Вы можете войти из меню сайта.
В разделе «Предмет психологии» раскрыты некоторые аспекты из истории психологии, материалистические и идеалистические направления в психологии.
В разделе «Физиологические основы психики» сделан анализ закономерностей высшей нервной деятельности.
В разделе «Ощущение» подробно освещено учение об ощущении и т.д.
Каждая статья из какого-либо раздела как можно больше и проще старается донести информацию до своего читателя и сделать прочтение как можно более удобным и привлекательным!
Если Вам интересна психология, надеемся, что сайт будет для Вас полезен. Следите за обновлениями, сайт постоянно пополняется все новыми и новыми вкусностями.
Источник: http://psyznaiyka.net/
Кто я
В каждом из нас сидят десятки личностей. Какая-то прячется глубоко, какая-то время от времени выступает на арену жизни и играет свою роль.
Уважаемые коллеги иногда пишут о том, как вытащить ту или иную личность наружу, помочь ей преодолеть робость или страх и проявить себя. Спасибо за помощь. Это решаемая задача.
Есть более важный вопросы. Кто из находящихся во мне личностей – истинный я? Кто имеет право сейчас играть свою роль? Что делать с остальными? Забить плетьми и посадить в вечный мрак? Загнать навечно в самый далёкий уголок подсознания и забыть?
«На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, …сапожник, портной. Кто ты есть такой? Выходи поскорей! Не задерживай добрых и честных людей». Кто не помнит считалочку из детства? Мы вернулись сейчас, во взрослой жизни, к необходимости осознания и решения этого детского вопроса. Кто я есть такой?
В каждом из нас находятся десятки личностей. Зачем их так много? Зачем они нужны?
Просыпаясь утром, каждый из нас – ребёнок. Протирая глаза, подходя к зеркалу – понимает, что нужно идти на работу, становится взрослым. На работе кто-то – министр, кто-то – медсестра.
Внутри министра может быть поэт, развратник, жадина, честный человек и алчный мошенник, капитан дальнего плавания, космонавт, работник цирка и конезаводчик.
Приходя домой, он может стать примерным семьянином и любящим отцом или ненавидящим супругом, борцом за чистоту и порядок в доме или разгильдяем.
Внутри медсестры может проснуться божественная сострадающая личность или чёрствая сотрудница, обиженная на мир за мизерную зарплату, проститутка или любящая жена, сексуально озабоченная натура или холодная нераскрытая женщина, художница или певица, альтруистическая творческая личность или расчётливый монстр, нацеленный на добывание денег любым путём. Их много, этих личностей. Некоторые спят и ждут своего череда, чтобы в своё время заявить о себе.
Какие-то из этих личностей постоянно проявляют себя, и мы создаём своё определенное мнение о себе или о другом человеке. На мой взгляд, для выполнения наших жизненных задач, для получения опыта и совершенствования души нужны все личности.
Каждая личность играет свою роль на определённом этапе жизненного пути. Время от времени мы производим переоценку жизненных ценностей и смещаем акценты на другие личности, дремлющие в нас. Некоторые личности теряют силу из-за того, что мы не уделяем им достаточного внимания.
Некоторые расцветают от прилива энергии и внимания.
И всё же, кто я? Совокупность личностей? Одна или две-три из них, самые главные? Как вывести среднее арифметическое, чтобы понять, кто я такой? У меня есть ответ, в котором я не претендую на 100%-ную истину. Вы, дорогие читатели, узнаете о нём чуть позже.
Это потому, что из меня вылезла личность типа графа Монте-Кристо. Она хочет на некоторое время утаить сокровище, а пока – выйти в мир и послушать людей.
Прошу, уважаемые коллеги и читатели. Если вам интересен вопрос, прокомментируйте. Как определить, кто ты есть такой? Где же истинное «Я»?
Автор — Николай Бабин
Источник
Новые статьи:
Старые статьи:
>
Источник: http://www.socionic.ru/index.php/psihologiyalichnosti/27087-kto-ya
– Психология лжи от А до Я –
В мире есть явления, которые в равной степени проявлялись во все времена начиная с глубокой древности. Так, специалисты уверенно заявляют: ложь была всегда, есть и будет.
Разница лишь в том, что современные люди, используя опыт поколений, научились искусно прикрывать свои истинные чувства.
Однако психолог, парапсихолог Сергей Шевцов-Ланг убежден, что любую ложь можно распознать, достаточно усвоить азбуку обмана.
Специалисты всего мира на протяжении нескольких десятков лет изучают психологию лжи. Этой теме посвящены диссертации, многотомные трактаты, телевизионные программы.
Все они по-разному освещают теорию обмана, однако единогласно подтверждают, что не существует людей, которые в совершенстве обладают техникой «сокрытия правды». Зато существуют люди, которые, не умея отличить истину от обмана, легко попадаются на удочку лжеца.
А между тем это может привести к серьезным неприятностям в самых разных жизненных ситуациях: будь то переговоры с партнерами по бизнесу, собеседование при устройстве на работу, построение любовных взаимоотношений и пр.
Потому в современном мире с его жесткими правилами и законами важно знать типичные признаки того, что вас пытаются ввести в заблуждение. «Распознать истинные чувства собеседника помогает его невербальное поведение.
Он может контролировать только свое сознание, однако мимикой, жестами, позами человека управляет бессознательное, иррациональное звено — подсознание. А оно никогда не лжет. И в тот момент, когда человек пытается кого-то обмануть, его подсознание посылает окружающим сигналы — различные микродвижения, которые противоречат словам», — объясняет психолог, парапсихолог Сергей Шевцов-Ланг.
Жесты
Жесты — зеркало человеческого подсознания. По ним можно определить, обманывает собеседник или говорит правду. Ложь, как подтверждают психологи, вызывает легкие зудящие ощущения в мышцах. Поэтому обманщики непроизвольно почесывают область лица и шеи.
Кроме этого, сигналом лжи могут быть такие признаки, как оттягивание воротничка, галстука, бус или часов, желание прикрыть рот руками, потирание глаз или век. Интересно, что выдать обманщика может также его нос. Американские ученые доказали, что осознанная ложь повышает кровяное давленое и стимулирует выработку в организме особых веществ катехоламинов.
Они активно влияют на слизистую носа, вызывают в нем дискомфорт. Именно по этой причине человек, который вводит собеседника в заблуждение, испытывает желание потрогать или почесать нос. Сергей Шевцов-Ланг добавляет: «Когда человек закрывает ладони или убирает руки в карманы — это признак того, что он врет. Выдать истинные чувства собеседника может и поза, в которой он сидит.
Он скрещивает ноги, пытается опереться руками на какой-нибудь предмет: стол, спинку стула, ноутбук и пр. Эти жесты говорят о том, что человеку некомфортно, что он что-то скрывает от вас».
Глаза
Лжеца безжалостно выдают его глаза. Самый яркий сигнал при этом — «бегающий взгляд». Если человек не может дольше нескольких секунд смотреть на один предмет, если он не может сконцентрироваться на чем-то, это верный признак того, что он вводит вас в заблуждение. Кроме того, психология лжи изучает поведение вегетативной нервной системы.
Она активно реагирует психологическое состояние лгущего человека: у него потеют ладони, выступает пот на лбу, учащается дыхание, а также изменяется размер зрачков. Именно по последнему признаку можно с легкостью определить, кто сидит перед вами — честный и открытый человек или плут. Если зрачки расширяются либо не изменяются, значит, человек говорит правду.
При попытке обмануть зрачки сужаются. Еще для уличения обманщика можно отследить траекторию движения глаз, которую специалисты называют «детектором лжи»: в разговоре лжец быстро перемещает взгляд по диагонали вправо-вверх и влево-вниз.
«Такой шаблон движения глаз объясняется достаточно просто: сначала человек «придумывает» свой ответ, а лишь потом его озвучивает, — комментирует психолог, парапсихолог Сергей Шевцов-Ланг. — Важно понять, что на лице человека, хочет он этого или нет, отображаются все эмоции и чувства. Особенно на левой стороне лица.
Ведь известно, что за речь и интеллектуальную деятельность отвечает левое полушарие головного мозга, а правое — за эмоции и сенсорную деятельность. Однако также известно, что правое полушарие управляет левым. И поэтому микродвижения левой половины лица контролировать практически невозможно».
Голос и речь
Ученые доказали, что у лжеца тембр голоса несколько выше, чем у человека, который говорит правду. Это происходит по той причине, что обманщик, не сумев полностью подчинить эмоции разуму, нервничает, боится разоблачения.
Изменению «высоты» голоса способствуют и некоторые психофизиологические процессы, происходящие в организме лжеца. Кроме этого, признаком обмана и актерской игры могут стать междометия, которые собеседник использует во время разговора.
Так, его многочисленные «хмм», «ааа», «эээ» — первый признак того, что человека застали врасплох, и что только в данный момент он придумывает ответ на заданный вопрос.
«Психология лжи — это наука, которая может научить распознавать обман, — объясняет Сергей Шевцов-Ланг.
— Однако надо понимать, что некоторые позы, жесты и речевые особенности — это индивидуальные характеристики людей, которые вовсе не являются обманщиками.
И потому, чтобы дать верную оценку человеку — врет он или говорит правду — нужно проанализировать все признаки лжи в совокупности. Это единственно верный способ определить истинного обманщика».
Источник: http://www.SergeyShevtsov.ru/psixologiya-lzhi-ot-a-do-ya.html
Портал знаний о Жизни
… что есть красота?И почему её обожествляют люди?Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Николай Заболоцкий
Хотите знать
какой образ создается у других людей при общении с вами и как это влияет на достижение ваших целей?
какие несоответствия внешнего образа и внутреннего содержания мешает построить личную жизнь?
как эффективно подавать себя для достижения личных целей?
А также:
почему блондинки ходят в розовом, а Марк Цукерберг приехал к инвесторам за деньгами в пижаме и тапочках?
Сейчас, как никогда, люди стремятся произвести максимально хорошее впечатление за рекордно короткое время. Поэтому становится так модно заниматься своим имиджем. И это правильно.
Наш зрительный образ всегда несет какую-то информацию о нас, о нашем характере, о наших вкусах и привычках – это своего рода визитная карточка. И это — инструмент влияния на окружающих. То, как нас воспринимают окружающие люди, определяет наши взаимоотношения и то, с какой скоростью мы достигаем своих целей (и достигаем ли).
Но пользуясь только лишь услугами имиджмейкера, мы можем столкнуться с тем, что ограничимся лишь созданием красивой картинки, в которой нам не очень комфортно и из которой мы не можем жить. А в жизни ничего особенно не изменится.
Если Вы действительно хотите увидеть образ и качество своей внутренней энергии и подобрать правильные инструменты имиджелогии, чтобы выразить его вовне (проявить), то вам нужно пойти чуть глубже.
Для этого важно начать не с внешних факторов, а с внутренних. Изнутри.
Нужно исследовать свою уникальность – что ЗА красивой картинкой? Что Вы за человек? Какие у Вас ценности? Что для Вас важно в жизни?
А затем создать более целостный образ, и разрешить противоречия, которые так нам мешают:
Как мы себя воспринимаем? И как нас воспринимают другие люди?
Кто мы есть, какие на самом деле, глубоко в душе? И как мы себя позиционируем, презентуем другим, какую маску мы создаем?
Кто мы сейчас? И кем мы хотим быть?
Кем мы хотим быть? И что от нас ожидает или даже требует наше окружение (муж, жена, родители, друзья, бизнес, карьера).
И здесь лучше обратиться к помощи специалистов
На нашем семинаре вам не придется много и подробно изучать соответствия цветов или записывать все возможные сочетания разных элементов гардероба.
Семинар начинается с того, что вы открываете себя настоящего, смотрите на себя со стороны. Кто вы есть на самом деле. Что именно вы хотите, чтобы люди знали о вас? И что вы сейчас транслируете окружающим своим внешним видом.
Затем Вы научитесь осознанно формировать свой образ. Что вы транслируете? Какое послание? Сообщение? Уверены ли вы что то, что считывают другие – это то, что вы хотите до них донести? Или что-то другое?
Вы обретете образ, соответствующий вам, в котором вам комфортно, и который говорит о том какие вы, сообщает окружающим то, что вы ХОТИТЕ сообщить.
И как заключительный этап — вы научитесь формировать гардероб, соответствующий состоянию Вашей души, отражающий Вашу индивидуальность и помогающий достигать Ваших целей в жизни.
Эта программа для тех, кто хочет обрести смелость быть собой. Быть настоящим. Быть целостным. И при этом быть результативным и счастливым.
Всегда грустно видеть как прекрасный удивительный гениальный человек выглядит как будто цена ему 3 копейки. И удивляется, что к его гениальным мыслям никто не спешит прислушиваться. И обижается. Хотя сам не позаботился о том, чтобы привести в соответствие форму и внутреннее содержание.
Приведите свой внешний вид в соответствии с тем, кто вы есть на самом деле и чудеса не заставят себя ждать. Вокруг вас начнут собираться совсем другие люди, а качество жизни изменится в лучшую сторону.
Приглашаем в увлекательное путешествие – путь к себе!
В программе:
Исследование кто я, какой я
Ваш реальный и идеальный образ
Вы глазами других людей. На что они обращают внимание в первую очередь и какое впечатление вы производите
Как Ваши желания и цели влияют на внешний вид
Психологические принципы формирования имиджа
Символическое значение цвета. Психологическое воздействие цвета
Правила формирования гардероба. Идеальная структура гардероба
Эффективная самопрезентация (умение себя подать)
И много творчества и вдохновения)
Записаться на тренинг
- Контакты «Центров Взаимоотношений» по городам и странам…
Источник: http://www.po-znanie.ru/obraz_moego_ya