Жажда — психология

Жажда — Психологос

Жа́жда — физиологическое ощущение, относящееся к разряду общих чувств и служащее сигналом того, что организм нуждается в воде.

Животное тело всё время беспрерывно теряет воду поверхностью кожи, лёгкими и почками. Эти потери в особенности бывают усилены при сухом тёплом воздухе, при усиленной мышечной или умственной работе и при возбуждённых состояниях организма. Эти потери воды требуют возмещения.

Когда содержание воды в теле падает ниже определённого уровня, то возникает потребность в воде, сознательным выражением которой является жажда. Как голод служит сигналом к принятию пищи, так жажда — к приёму воды.

Оба эти ощущения могут быть, согласно Нотнагелю, выделены в особую группу внутренних ощущений, так называемых «нутритивных», к которым может быть отнесено также и ощущение одышки, свидетельствующее о потребности организма в кислороде воздуха.

Обеднение тела водой ведёт рано или поздно к ощущению жара и сухости в глотке, распространяющемуся на весь рот и губы. Рот, язык, губы делаются сухими. Слизистая оболочка их черствеет, грубеет, может даже трескаться; слюна делается густой, клейкой, движения языка затрудняются и он липнет к нёбу.

По мере продолжения жажды, к указанным явлениям присоединяются неприятное чувство стягивания глотки и жара в сфере полости рта и губ, а впоследствии к этим местным явлениям присоединяются учащённые пульс и дыхание, общее лихорадочное возбуждённое состояние с беспокойством и бредом и сухой горячей кожей.

Такое состояние, поддерживаемое в течение суток и более, ведёт неминуемо к смерти; картина страданий при крайних степенях жажды, по-видимому, мучительнее той, какая наблюдается при крайних степенях одного только голода. Утоление жажды достигается, конечно, различно, смотря по тому, имеет ли ощущение жажды местное происхождение или общее.

Местным образом она может возникать вслед за вдыханием сухого горячего воздуха или при соприкосновении нёба, зева, глотки и т. д. с различными гигроскопическими солями, отнимающими от слизистых оболочек названных мест воду. В таком случае для утоления жажды достаточно местного увлажнения полости рта и зева.

Когда же жажда обусловлена общим обеднением тела водой, то она устраняется введением больших масс воды или в желудок, или прямо в кровь. Дюпюитрену удавалось утолять сильную жажду собак введением воды прямо в вены. Введение через рот воды в желудок утоляет жажду также главным образом потому, что проглоченная вода поступает из пищеварительного канала прямо в кровь, а из неё в ткани.

Клод Бернар показал на собаках с желудочной фистулой, у которых проглоченная вода вытекала наружу через желудочный свищ, что одного увлажнения слизистых оболочек глотки и желудка вовсе недостаточно для устранения жажды, а что для этой цели требуется задержка воды в теле.

К тому же, в сущности, выводу пришёл и Иваншин: ему не удавалось на себе уничтожить сильного чувства жажды продолжительным проглатыванием мелких кусочков льда, хотя последние должны были и увлажнять, и охлаждать слизистую оболочку как глотки, так и желудка. При этом жажда хотя и переставала быть жаждой, но превращалась в другое крайне неприятное нервное состояние, сопровождавшееся судорожным стягиванием глотки.

Наступающее при высоких степенях жажды лихорадочное повышение температуры обуславливается, вероятнее всего, ослаблением потерь воды испариной, уносящей, как известно, немало животной теплоты. Такое ослабление водяных потерь во время сильной жажды зависит как от обеднения всего тела водой, так и большего связывания воды в теле при избытке поваренной соли.

Так, Иваншин прямыми опытами с кормлением собак одной только солониной без воды доказал, что возникающая в них при этом жажда сопровождается повышением температуры тела на градус и более, устраняющимся при введении в них воды. Подобно всякому ощущению, жажда должна иметь свой нервный механизм; но в чём он состоит — пока ещё не выяснено окончательно.

Из того, что жажда преимущественно локализируется в полости зева, глотки и вообще полости рта, можно было бы думать, что в образовании этого ощущения в качестве центростремительных нервных проводников участвуют ветви тройничного, блуждающего и языкоглоточного нервов и что периферические окончания их в слизистых оболочках путей, наиболее подвергающихся высыханию, возбуждаются первыми при обеднении тела водой и дают таким образом повод к возникновению жажды. Но опыты Лонже и Шиффа показали, что собаки с перерезанными с обеих сторон вышеуказанными нервами ощущали жажду по-прежнему. Подобными опытами отчётливо доказывается, что ни глотку, ни желудок нельзя считать за места специального возникновения жажды, а источником последней служит весь организм при резко наступающем обеднении его водой; а что ощущение жажды прежде всего сказывается на поверхности зева и глотки — объясняется просто тем, что обеднение крови водой прежде всего и сильнее всего отражается на путях, наиболее подверженных высыханию, каковыми являются глотка, зев и вообще вся полость рта. Не подлежит, однако, сомнению, что ощущение местной жажды, то есть в полости глотки, зева и рта, может возникать и тогда, когда об обеднении крови водой не может быть и речи, например после принятия солёной пищи, при известных душевных волнениях и т. д. Объяснить это можно тем, что эти местные влияния вызывают в слизистой оболочке глотки, зева и т. д. временные изменения, подобные тем, какие получаются на ней при общем обеднении крови водой. Но разница между местной и настоящей общей жаждой в том, что первая и без введения воды рано или поздно сама исчезает и что она быстро утоляется увлажнением глотки и зева, тогда как вторая с течением времени только усиливается и может быть унята только увеличением содержания воды в теле путём введения её или через желудок, или в кровь, или под кожу.

Настоящая жажда есть, следовательно, общий сигнал, даваемый сознанию всеми тканями и органами тела о недостатке в них воды.

Доводят ли они это своё состояние до головного мозга по нервным соединительным путям или же через сгущающуюся при этом кровь, действующую в таком виде как возбудитель определённых центров ощущения жажды, об этом трудно сказать что-либо определённое.

Физиологи склонны признавать существование специального центра жажды, возбуждаемого преимущественно сгущающейся при обеднении тела водой кровью.

О локализации центра жажды в продолговатом мозгу говорит, по-видимому, тот факт, что некоторые ушибы продолговатого мозга влекут за собой сильную жажду без всякого видимого высыхания глотки, без обеднения тела водой, и это усиление жажды, или, как его называют, полидипсия, исключительно обязано центральному возбуждению, вызванному механическим путём (Нотнагель).

Полидипсия наблюдается при различных физиологических и патологических условиях; из физиологических условий укажем тут на усиленное потение, на мучнистую солёную пищу, на сильные душевные волнения угнетающего характера, каковы страх, опасение чего-либо, ожидание и т. д.

Наклонность волнующихся ораторов во время и в особенности в начале речи к глотанию воды, то есть временная полидипсия ораторов, обусловлена, по-видимому, тем, что неуверенность или боязнь неудачи сильно угнетает, ослабляет слюноотделение, рот вследствие этого делается сухим и появляется ощущение местной жажды. В том же положении находится и юношество во время экзаменов и т. д. Из патологических условий, обуславливающих полидипсию, укажем на лихорадку, поносы, холеру, кровотечения, сахарное мочеизнурение и т. д. В этом последнем случае богатая сахаром кровь сильно отнимает воду у тканей и усиленно выводит её через почки из тела.

Ослабление жажды или адипсия наблюдается в более редких болезненных случаях, характеризующихся подавленной мозговой деятельностью, там, где чувство жажды не достигает сознания.

Люди выносят жажду несравненно труднее многих животных, в особенности холоднокровных.

Особенной выносливостью в этом отношении отличаются верблюды, которые могут неделями обходиться без воды, даже при путешествиях по горячим пустыням.

Внешние ссылки

  • Жажда (ЭСБЕ)

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/zhazhda

Жажда признания. Естественные социальные потребности человека

У человека есть несколько базовых потребностей, которые обязательно должны быть реализованы. Иначе он ощущает себя несчастным и неудовлетворенным жизнью, даже если другие его желания выполняются.

Одна из таких потребностей – жажда признания. Она основана на инстинкте доминирования – одном из базовых инстинктов наравне с инстинктом размножения, поиском пищи и потребностью в безопасности.

Эти инстинкты сильнее любого воспитания, представлений о хорошем и плохом или усилий воли. Поэтому желание почувствовать собственную значимость в глазах других людей невозможно подавить или игнорировать.

Многие из нас воспитаны в представлении, что обращать на себя внимание, выделяться, вообще думать о себе – нехорошо. Но все, что мы можем сделать – это заставить эту потребность искать себе другие выходы. И, как правило, психика находит их: мы начинаем «добывать» значимость нездоровыми способами.

Самые распространенные способы удовлетворения базовой потребности в признании:

  • Услужливость и уступчивость, стремление быть для всех хорошим даже в ущерб себе
  • Позиция жертвы, чтобы вызвать жалость и получить внимание
  • Асоциальное, вызывающее поведение
  • Сильная занятость на работе, любая слишком интенсивная деятельность без отдыха
  • Психологические игры
  • Зависимости, болезни
  • Попытки доказать себе и другим превосходство, силу и власть

Все это ведет к потере сил и ресурсов и в итоге заставляет человека жить не своей жизнью.

Стремление быть хорошим

Один из самых простых способов реализовать базовую социальную потребность в признании – радовать других людей. Это не такое уж плохое желание, если идет из искреннего желания дать счастье окружающим, из собственной наполненности.

Но когда мы делаем доброе дело или оказываем услугу с основной мотивацией покрасоваться и получить признание – это становится не очень здоровым. Более того, мы тратим ресурсы на других, в то время как нам самим может их не хватать.

Позиция жертвы

Вызвать к себе жалость – популярный способ получить внимание и признание.

Если у человека стоит запрет на достижения и привлечение к себе внимания ими, можно, по крайней мере, сказать «смотрите, какой я несчастный».

Главный подвох состоит в том, что от позиции жертвы потом сложно отказаться – вторичная выгода в виде признания слишком важна, а получать его таким образом довольно просто – не нужно делать никаких усилий.

Еще на эту тему в статье «Состояние жертвы. Что делать и кто виноват?»

Асоциальное поведение

Для многих этот способ становится основным. Здесь кроется множество вторичных выгод. Это и способ получить внимание, и возможность доказать свою силу, особенность, отличие от других. Люди, которые ведут себя демонстративно не так, как все, постоянно привлекают внимание, причем оно не всегда негативное – кто-то одобряет их, кто-то осуждает. Но главное – о них говорят и ими интересуются.

Трудоголизм

Социально одобряемый способ доказать свою значимость, но в реальности – такой же нездоровый, как все остальные.

Переутомление, неумение вовремя остановиться и спланировать действия, и порой даже неспособность заметить что-то важное.

Кроме одобрения окружающих трудоголик получает прекрасный повод не решать проблемы в различных сферах своей жизни и не оставаться наедине с собой – ему просто некогда.

Еще на тему зависимости от работы читайте в статье «Лентяи и трудоголики – кем быть выгоднее?»

Психологические игры, зависимости и болезни

Практически любая игра помогает кому-то из участников ощутить свою важность. К примеру, «Я не понимаю» – там ведущий снова и снова не понимает то, что ему объясняют, получая возможность не действовать, плюс дополнительное внимание. Здесь значимость получает тот, кто объясняет ведущему раз за разом одну и ту же вещь. Он ощущает себя умным и значительным.

О других играх читайте в статьях:

  • «Если бы не ты»
  • Игры, которые мешают нам быть счастливыми

Болезни – распространенный способ получить внимание и сочувствие окружающих. Конечно, мало кто заболевает специально, чтобы получить желаемые бонусы. Но бессознательно так поступают сплошь и рядом. Большинство из нас устроены так, что невольно начинает уделять больше внимания заболевшим близким и друзьям – и устоять перед таким искушением довольно сложно.

Зависимость – тоже своего рода болезнь.

И с ее помощью можно не просто получить внимание, но и начать бесконечную игру с множеством участников, где одни будут осуждать зависимого и преследовать его, другие – помогать ему.

Если речь идет об алкоголизме, то в процессе можно стать агрессором, потом жертвой. И все это можно затянуть на неопределенное время. В статье о состоянии жертвы подробно описано, как зависимость может стать игрой.

Самоутверждение за счет других

Показать другим свою силу, превосходство или власть – для многих главный способ ощутить значимость. Это напрямую связано с нестабильной самооценкой и ее разными типами.

Человеку с такой самооценкой с детства внушено представление о том, что нужно делать, чтобы чувствовать себя адекватно, «в плюсе». Это своего рода «условия признания».

Если он не выполняет их, у него возникает нехватка признания.

Подробнее о нестабильной самооценке читайте в статьях:

Как получать значимость здоровым способом?

  • Реализовываться в любимом деле
  • Получать одобрение окружающими за то, что для вас естественно
  • Одобрять самого себя
  • Давать признание другим

Реализация

Лучшее, что можно сделать, чтобы получать признание – добиваться успеха в той деятельности, которая для вас естественна, то есть реализовываться в любимом деле. Там постепенно придут и деньги, которые тоже подкармливают нашу жажду признания. Это самый надежный, но не быстрый путь.

Одобрение окружающими без подстройки под них

В отличие от попыток подладиться и подольститься под людей, это вполне здоровый способ получить признание. Здесь вы не пытаетесь подстроиться под чьи-то ожидания, а находите то, что действительно вам свойственно и при этом вызывает одобрение.

Возможно, вы удивитесь, но таких качеств немало. Вы можете понаблюдать за собой и другими, но самое простое – спросить у близких, друзей и коллег, за что они вас ценят. Вы можете получить много интересной и вдохновляющей информации.

Очень часто то, что кажется нам само собой разумеющимся, окружающие видят как очень ценное качество.

Признание в собственных глазах

Есть еще один способ, который может помочь вам получить значимость прямо сейчас. Просто вспомните свои положительные качества и достижения. Возможно, вы привыкли к ним и не придаете им значения. Но они есть и они реальны прямо сейчас.

Приучите себя постоянно помнить о своих сильных сторонах: ведите дневник достижений и восхищения собой, регулярно хвалите себя. И принимайте похвалы других, радуйтесь им, не прячьтесь за «ой, ну что вы».

Читайте также:  Профессиональная коммуникация - психология

Благодарите и признавайте позитивное внимание в вашу сторону.

Признание самого себя не заменит вам внимания других – все-таки человек – социальное животное. Но значительно снизит напряжение, в котором  мы часто оказываемся из-за нехватки значимости.

Давайте признание другим

Теперь, когда вы знаете, насколько людям важно получать признание, многое в поведении окружающих станет вам понятнее. Попытки приукрасить свои достижения, высокомерие и хвастовство, попытки давать советы, демонстрация силы или психологические игры – все это часто обусловлено именно жаждой признания.

И если вы будете смотреть на это с пониманием и добротой, признавая право окружающих на ваше внимание и принятие – вы сможете получить признание совершенно особого рода – от людей, благодарных вам за то, что вы заметили их и оценили.

Давайте внимание и признавайте значительность других. В ответ они будут признавать вашу.

Вадим Куркин

Источник: https://vadimkurkin.com/blog/zanimatelnaya-psikhologiya/zhazhda-priznaniya-estestvennye-sotsialnye-potrebnosti-cheloveka/

Жажда любви

Вы когда-нибудь слышали высказывание «замучить любовью»? Например, когда спрашиваешь: «Как дела семейные?», а тебе отвечают: «муж/жена замучил(а) своей любовью, сил нет…» Разве можно замучить любовью? Оказывается еще как можно, если Вас любит личность c невротическими признаками (эмоциональные расстройства и нарушения настроения, навязчивые мысли или побуждения к действиям). Любовь, конечно, относится к базовым человеческим потребностям, и потому без ее удовлетворения человечество просто не смогло бы существовать, но если это невротическая потребность в любви, то партнеру такого человека будет не сладко. Потому, как базовая потребность в любви превратится в ненасытную жажду, которую невозможно насытить не при каких обстоятельствах.

Невротические признаки личности встречаются независимо от пола, однако чаще наблюдаются у женщин, это объясняется менее устойчивым равновесием их вегетативной нервной системы.

Итак, суть невротической потребности в любви в том, что любовь воспринимается через собственное отражение в другом. Согласно психологу Карен Хорни, можно выделить признаки невротической потребности в любви.

Навязчивый характер Переживание отсутствия любви для взрослого человека не имеет катастрофического характера. Он может быть успешен, радоваться, получать удовольствие и даже чувствовать себя счастливым и тогда, когда не чувствует себя любимым.

При невротической потребности человек не может жить без получения свидетельств любви. Человек настолько зависим от проявления к нему, по крайней мере, симпатии, что может всерьез расстроиться из-за неприветливо¬го тона в разговоре с малознакомым человеком.

Неспособность быть одному, страх одиночества.
Как только чело¬век, потребность в любви которого носит невротический характер, оказывается в одиночестве, он испытывает достаточно сильную тревожность. Он старается, чтобы все время кто-нибудь был рядом с ним.

Так, жена может по несколько раз в день звонить мужу на работу, обсуждая с ним несущественные вопросы и требуя внимания. Постоянное внимание партнера или детей обладает сверзначимостью.

Поэтому если партнер выражает недовольство слишком «плотным» и частым общением, отрывающим его от собственных занятий, жаждущий любви чувствует себя на грани катастрофы.

Расставаясь со своим партнером, такой человек не способен ждать, когда на его горизонте появится подходящий человек, и останавливает свой выбор на первом попавшемся кандидате, который может совершенно не подходить по своим качествам. Главное, чтобы он соглашался быть рядом.

По причине сильного страха одиночества, любой партнер становится сверценным, и жаждущий любви готов платить за нее любую цену, вплоть до унижения. В таком случае, конечно, он не получает удовлетворения от отношений, но и не находит в себе сил разорвать их.

Вновь оказаться в одиночестве – еще более непереносимо.

Манипулятивные способы получения внимания и любви
Невротическая потребность в любви прибегает к следующим манипулятивным способам ее получения:
• подкуп («Если ты будешь любить меня, я для тебя сделаю все, что ты захочешь»);
• демонстрация беспомощности («Ты не можешь лишить меня своего внимания, ведь я без тебя просто погибну»);
• призыв к справедливости («Я столько делаю для тебя! Ты про¬сто обязан отплатить мне своим вниманием и любовью» или «Я бы на твоем месте проявил больше внимания к человеку, который…»);
• угрозы, шантаж («Если ты настолько невнимателен ко мне, ты не получишь сексуального удовлетворения сегодня», «Если ты покинешь меня, я убью себя»).

Ненасыщаемость
Невротическую потребность в любви невозможно насытить. Жаждущий любви никогда не бывает удовлетворен количеством и качеством проявленного в его адрес внимания.

Поскольку сам он не уверен в собственной ценности для партнера, ему нужны постоянные подтверждения своей значимости в глазах близкого человека.

Бесконечные требования внимания приводят к прямо противоположному результату: партнер начинает отдаляться и, стремясь отдохнуть от непомерных требований, все чаще оставляет страждущего любви в одиночестве или демонстрирует ему свою холодность.

Требования абсолютной любви Невротическая потребность в любви оборачивается требованиями абсолютной любви. 1.

«Меня должны любить, несмотря на самое неприятное и вызывающее поведение; а если меня не любят, когда я веду себя вызывающе, значит, любили не меня, а удобную жизнь рядом со мной». 2.

«Меня должны любить, не требуя ничего взамен; иначе это не любовь, а извлечение выгоды из общения со мной».

3. «Если человек меня любит, он должен приносить мне жертвы; если человек ничем не жертвует ради меня, то он не любит меня» (жертвами могут быть деньги, время, убеждения, личные цели, привычки, характер).

Постоянная ревность к партнеру
Невротическая потребность в любви сопровождается постоянной ревностью к партнеру.

Эта ревность возникает не только при реальной опасности утраты любви, чаще всего — в обстоятельствах, когда партнер увлеченно занимается другим делом, восхищен другим человеком, уделяет время общению с окружающими его людьми.

Ожидается, что все внимание партнера должно принадлежать только жаждущему любви. Только он может быть абсолютным владельцем и распорядителем его времени, интересов и симпатий.

Болезненное восприятие отказа и возражений
Испытывая невротическую потребность в любви, такие люди чрезвычайно болезненно относятся к любому возражению или отказу.

Необходимость ждать ответа или встречи, желание партнера уделить время самому себе или другим людям отзывается в нем почти невыносимой болью и в его понимании является свидетельством собственной незначимости и отвержения.

При таких обстоятельствах неизбежно накопление большого количества обид. Однако гнев и обиды в адрес партнера сочетаются с невозможностью разорвать с ним отношения.

Условия развития ненасытной жажды любви

Основным условием является чрезмерная привязанность ребенка к одному из родителей, от которой он не освобождается и во взрослом возрасте. Он может ссориться с матерью или отцом, может желать от них избавиться или поступать наперекор их воле.

И не потому, что так будет лучше, а потому что так будет по-другому. Но и в этом он остается зависимым от родителей. Избавившись, по его мнению, от своей детской зависимости, он продолжает строить свои отношения с партнерами по той же самой схеме.

Почему таким людям не удалось повзрослеть? Почему они так ненасытно жаждут любви? Причинами могут быть:

1. Безжалостно-поглощающее отношение родителей (чаще матери) к своему ребенку.
Такая мать стремится удержать ребенка около себя. Он не должен уметь быть свободным и независимым. И поэтому она до такой степени окружает его заботой и контролирует каждый его шаг, что у него просто нет никакой возможности стать взрослым.

2. Холодно-вежливые взаимоотношения в семье, когда родители не любят друг друга, но очень стараются не ссориться и не показывать открыто каких-либо признаков неудовлетворения.
В этой атмосфере ребенок чувствует себя неуверенно: он не знает, что чувствуют и думают его родители.

Зато он ощущает холодность, когда ему демонстрируют любовь. В то время как ребенок чувствует недовольство, напряжение и отчужденность, ему пытаются внушить, что в семье царят мир и покой.
То, что ему говорят, не совпадает с тем, что он видит и переживает, и это влечет за собой развитие сильного беспокойства.

Развившееся беспокойство можно успокоить только одним — получить любовь во что бы то ни стало.

3. Ребенок сначала получает достаточно много любви и внимания, но потом по каким-либо причинам ситуация изменяется, и ребенку начинают уделять значительно меньше внимания и любви (или совсем не уделяют), но зато предъявляют высокие требования.

Такое может случиться, например, когда рождается новый ребенок, и все внимание родителей направляется на него. Старшему же постоянно напоминают, что он теперь уже большой и не должен требовать прежней заботы и теплоты.

Или у родителей могут измениться различного рода обстоятельства, вследствие чего они слишком заняты и устают настолько, что на ребенка у них не остается ни сил, ни времени.

При любом варианте развития жаждущие любви — это «недолюбленные» люди, которые вновь и вновь стремятся «исправить» ход событий, вырваться из замкнутого круга недополучения любви.

В итоге, очевидно, что способ отношения человека к другим людям всегда представляет собой отражение его истинного отношения к себе. Человек, не знающий любви, не может узнать любовь в других и не умеет любить сам. Ему просто негде было этому научиться.

Возможно Вам будут интересны следующие статьи:

  • Типы любви
  • Зависимость от любви
  • Конфликты в браке: теория потребностей
  • Измены: почему люди изменяют?
  • Любовь: зачем она и для чего?
  • Правила комментирования

    Источник: http://www.psytalk.spb.ru/mamam/nevroticheskay-lubo/

    Куда приводят жажда власти и звездная болезнь

    Часто о высокомерных людях, которые ведут себя вызывающе и всячески демонстрируют диктаторские наклонности, мы говорим: «у них мания величия».

    Но на самом деле мания величия — это симптом психического расстройства.

    В результате изменений в клетках головного мозга у пациентов часто возникает эйфория, им начинает казаться, что они очень важные, могущественные или обладают какими-то уникальными способностями.

    А на самом деле они страдают маниакальным синдромом или паранойей. И без помощи доктора здесь не обойтись, — пишет Сегодня.

    Другое дело — жажда власти. Принято считать, что это — одна из основных потребностей человека. Ею грешат люди с завышенной самооценкой, которые многого добились в жизни: сделали карьеру, поставили на ноги мощный бизнес.

    В какой-то момент человеку начинает казаться, что он лидер, за которым готовы идти люди и от которого зависят их жизни. Есть и другой вариант — не имея достоинств или талантов, человек стремится любой ценой принизить других людей, получить право ими распоряжаться, самоутвердиться за счет других.

    Но нездоровые амбиции могут привести человека вовсе не на вершину жизни, а в тупик.

    ПРИЗНАКИ ЗВЕЗДНОСТИ

    Если вы:

    Противитесь переменам.

    Не интересуетесь мнением других.

    Перестаете переосмысливать и проверять на прочность свои предположения и задумки.

    Уверены, что никто никогда не справится с тем, что умеете вы.

    Мало заботитесь о том, как ваше поведение выглядит со стороны.

    Постоянно напоминаете о своих подвигах.

    Думаете только о своем статусе, и любого, кто способен вас затмить, уничтожаете.

    Неожиданные трудности поражают вас: «Как это могло произойти со мной? Этого не может быть!». Знайте — звездная болезнь уже на пороге.

    ВЛАСТЬ НАД МИРОМ

    Любодара Любченко, практический психолог:

    Откуда же берется «голубая» королевская кровь в обычном человеке? Источников множество, но все они из детства. Во-первых, короли появляются из маленьких неудачников. Человек не верил в свои силы и даже не предполагал, что может достигнуть чего-то, но очень хотел доказать окружающим, что может быть достойным уважения и почитания.

    И однажды принял решение доказать всему миру свое могущество. Началась гонка за «вершиной», прилагались усилия, не возбранялось ходить по головам и т.д. А когда удача улыбнулась, успех опьянил и стало казаться, что к твоим ногам может упасть весь мир. Вторая группа властелинов мира берется из «вседозвольщиков».

    Им с раннего детства внушают исключительность: «Ты — единственный самый лучший на земле», «Тебе абсолютно все можно». Дети верят и вырастают с конкретной установкой: «Я — самый лучший, значит, все остальные — ничтожество. Я — исключительный». Вероятно, рано или поздно жизнь обломает такого царя, но пока это случится, он успеет натворить немало бед.

    «Людовики III» вырастают из бедняков, в том числе, если бедность их травмировала. Не все дети, живущие в нищете, чувствуют унижение в связи с этим. Но те, которые успели возненавидеть бедность, постараются всеми силами сбежать от нее.

    В этом нет ничего плохого, до тех пор, пока не начнутся крайности, и следом за ненавистью к явлению придет и ненависть к людям, которые каким-то образом с этим явлением связаны, то есть к любым людям, живущим бедно, по мнению «короля».

    Где же выход? В духовном росте. Если человек, добившись многого в жизни, остается духовно сильным, он не превратится в жаждущего власти монстра.

    В обратном случае, дух человека остается слабым несмотря на внешние атрибуты власти и силы. А что же движет человеком, если дух слаб? Эго, которое коварно устраивает подмену ценностей.

    Оно бесконечно требует новых и новых признаков всемогущества. При этом насытиться не сможет никогда.

    ТРУДНО БЫТЬ КОРОЛЕВОЙ

    Юлия Кеня, психотерапевт, специалист по феноменологии:

    Трудно быть и наследником престола, особенно оставшись без короны и скипетра, принадлежавшего далеким предкам. Живет человек в XXI веке в простой квартире и не находит себе места, потому что чувствует, что ему должен принадлежать мир, а принадлежат лишь ноутбук и кот.

    Такое бывает нечасто, и объяснить это явление можно с точки зрения феноменологии. В моей практике был случай: интеллигентная, толковая женщина 30 лет пожила во Франции, побывала замужем, сменила массу работ и постоянно чувствует себя не на своем месте.

    Зарплата у нее 2000 гривен и совершенно очевидно, что такой суммы может хватить только на еду и оплату квартиры, а она стремится ездить на такси, питаться исключительно в кафе и ресторанах.

    Конечно, через два дня после зарплаты деньги резко заканчиваются, а ощущение: «я — королева» никуда не девается.

    Она сама осознавала, что это чувство очень мешает жить, и пыталась разобраться в его природе. И вот выяснилось, что ее родственники какие-то вельможи, а прапрадед был знаменитым на весь мир фармацевтом с огромным состоянием.

    Читайте также:  Ананкаст: тяжелая судьба педанта - психология

    Это открытие стало временным облегчением, ведь очевидно, что любое чрезмерно выдающееся явление в роду (например, огромное богатство или беспробудная нищета) остаются в памяти наследников даже на бессознательном уровне, а также в привычках, семейных традициях и приданиях.

    Таким образом, давно растерявшая или никогда и не получившая богатство семья как бы вдруг взращивает принца или принцессу, тяжело воспринимающих свою реальную жизнь. Советов в такой ситуации может быть несколько. Необходимо сначала исключить психологическое заболевание, которое вполне может развиться на такой почве.

    Если тут все «чисто», то надо работать в разных методиках психотерапии с принятием себя и своей теперешней жизни, потому что направить ее в нужное русло есть возможность у каждого человека, пока он жив. Главное — действовать. Если же зацикливаться на своей «отверженности» от реальных богатств предков, то можно довести себя до депрессии.

    Источник: http://discussiya.com/2014/03/20/where-lead-lust-for-power-and-star-fever/

    Психология власти

    Власть является категорией отношений, взаимосвязи и взаимозависимости. Но психология власти – асимметричное понятие, выделяющее в себе две разнонаправленные категории: достижение и подавление. Эти понятия взаимосвязаны между собой. Достижение какой-либо цели происходит только через подавление, а необходимость подавления может возникнуть только ради достижения этих самых целей.

    Психология власти и социальная психология

    Социальная и психологическая комплексность состоят в том, что социальная психология находится на стыке психологии и социологии продолжает проводить изучение психологических проблем, которые обусловлены и необусловлены социальными проблемами, а также раскрываются в полной мере.

    Психология жажды власти

    Жажда власти представляет собой опасность. Многие замечают в кругу своего общения людей, которые не в силах совладать с такими качествами, как упрямство и самоконтроль. Возможно, что это происходит от того, что многие считают путь наверх простым и тем самым пренебрегают чувствами других.

    Было установлено, что даже маленькое переживание своей власти оказывает влияние на каждого. Разумеется, что сложно не заметить преображение коллеги, знакомого или друга после назначения на высокую должность – заметны требовательность, жесткость и нетерпение. При этом сразу возникает мысль: «Я таким не буду, если меня повысят».

    Но, как было выяснено: даже малейшее повышения в карьере может значительно повлиять на поведение.

    Психология жажды власти над женщинами

    На сегодняшний день многие мужчины стремятся управлять женщинами, и, разумеется, не очень довольны, когда им не хотят подчиняться. Так как обе стороны напрямую зависят друг от друга, несложно понять, что из-за напряженности между ними будут возникать конфликтные ситуации и разлады, которые приведут к неизбежному – боли и расставанию.

    Как вести себя как настоящий мужчина?Поведение настоящего мужчины не имеет четких предписаний, однако качества, которые ценились в людях всегда, наряду с мужеством и силой, из любого представителя сильного пола сделают настоящего мужчину.
    Подсознание — как им управлять?

    Говорят, все что снами происходит в жизни — результат работы нашего подсознания. В этой статье мы расскажем, как можно научится управлять им и что для этого необходимо усвоить.

    Нимфомания у женщин — признакиНередко нимфоманию ошибочно принимают за сексуальную распущенность, поэтому женщинам, страдающим нимфоманией приходится нелегко, особенно в период лечения и реабилитации.Биологические ритмы и работоспособностьОт биологических ритмов человека напрямую зависит работоспособность и активность. Эта статья расскажет о биоритмах, их влиянии на организм и жизнедеятельность в целом.

    Источник: http://kak-bog.ru/psihologiya-vlasti

    Ненасытная жажда любви, Практическая психология

    Я часто слышу от женщин заявления, типа: «Я отдала ему все! А он, не благодарный, отталкивает меня. Это так несправедливо!». Подобные ситуации не редки в моей практике.

    Но, какое отношение они имеют к ненасытной жажде любви? — спросите вы.

    А все дело в том, что на такое самопожертвование способен только человек, который осознанно или нет, ожидает ответной «платы» любовью и вниманием со стороны обласканного им человека.

    Такие люди настолько зависимы от чувства другого человека, что готовы идти ради этого на разные жертвы, подчиняться, приспосабливаться, и все во имя любви. Но их действия отнюдь не бескорыстны. Они жаждут ответной любви. И эта жажда велика и неутолима. Они требуют ежедневного, ежечасного подтверждения чувств к ним другого человека и оказания видимых знаков внимания.

    Такие люди говорят «Я тебя люблю» не потому что хотят просто выразить свои чувства (хотя одно другому не мешает), а чтобы получить ответное признание в любви. Они будут продолжать оказывать всяческие знаки внимания в адрес другого человека, пока не добьются ответных слов или действий.

    Ненасытная жажда любви проявляется не просто в ожидании знаков внимания, но и в требовании каких-то жертв со стороны возлюбленного. В качестве таких жертвоприношений могут выступать подарки, потраченное время или усилия, эмоции и мысли.

    Такой человек делает своего возлюбленного центром своей жизни и основным источником всех благодеяний, которые может получить.

    И смотрит на него в постоянном ожидании этих благодеяний, пытаясь как-то задобрить свое «божество», чтобы оно захотело дать в ответ как можно больше внимания и заботы.

    Логика проста: чем больше я заботы отдам, тем больше получу в ответ. Поэтому «объект» любви окружается плотным кольцом удушающей любви и внимания. Любые колебания настроения, любые реакции и даже ход мыслей отслеживается, чтобы понимать, «на каком свете» находится любимый, и что от него можно ожидать.

    Первоначально такое внимание приятно человеку. Но рано или поздно он начинает чувствовать себя скованным, опутанным плотными кольцами заботы, которая просто душит его. Естественно, что он пытается от них освободиться.

    Поэтому, он начинает больше времени проводить вне дома, стараясь избежать удушающих объятий партера, задерживается на работе. Но даже и здесь до него могут дотянуться липкие пальцы невротической любви.

    Постоянные звонки, с требованием внимания (пусть он только попробует не взять трубку!), а то и внезапный визит на работу с той же целью, делают его жизнь абсолютно невыносимой.

    Естественно, что такое поведение жаждущего любви партнера вызывает у его визави желание сбежать, что он и делает. Это может быть как физический уход, так и психо-эмоциональный, проявляющийся в увеличении дистанции и снижении степени эмоционального вовлечения. Т.е.

    человек начинает вести себя как некоторое роботообразное существо, которое запрограммировано на выполнение минимума функций, но не более.

    Он делает все, что положено примерному супругу, просто играя роль, в то время как его внутренняя жизнь принадлежит только ему, или же он делит ее с кем-то еще, но не с официальным партнером.

    Чувствуя такое отдаление от себя объекта своих желаний и одновременно источник всех благ, отвергнутый партнер меняет тактику, прибавляя к попыткам заслужить любовь еще и эмоциональный шантаж. Он начинает жаловаться, взывая к чувству вины своего обожаемого обидчика. Эти жалобы могут быть адресованы не только обидчику, но и озвучены всем, кто сможет или захочет их выслушать.

    Поскольку человеку действительно плохо (ведь рушится его чудесный мир), то к этому еще могут присоединяться различные соматические симптомы, т.е. развиваться или обостряться различные заболевания. В общем, обиженный партнер будет всем своим видом демонстрировать степень и глубину нанесенного ему вреда.

    Второй вариант развития событий выражается в виде взывания к попранному чувству справедливости: «Я для тебя… А ты…» И первая, и вторая стратегия могут сработать только лишь на какое-то время. А дальше наступает следующий этап, когда в ход идут более сильные аргументы.

    Обманутый в своих ожиданиях начинает угрожать сделать что-то себе или же «испортить жизнь» своему партнеру, если тот не образумится и не вернет все «как было». Часто такие меры срабатывают, и человек добивается каких-то чисто формальных знаков внимания и заботы, за которыми таятся страх и враждебность. Так и продолжается до тех пор, пока один из партнеров не выдерживает такой жизни…

    Если же по каким-то причинам обманутый партнер не может или не хочет прибегать к столь сильным мерам воздействия, то он продолжает страдать молча.

    При этом его состояние здоровья становится все хуже, а болезни плохо поддаются лечению, поскольку душевные раны не лечатся пилюлями.

    В итоге результат примерно тот же — натянутая забота и внимание к больному человеку, скрывающая за собой враждебность и желание избавиться от гнетущей ситуации.

    Грустно, не правда ли? А ведь причина такого поведения заключается в том, что человек, столь ненасытно жаждущий чужой любви в глубине души уверен, что его любить нельзя. Он попросту недостоин этого. Отсюда и столь острая реакция на любую критику, даже мягкую и справедливую. Она лишь подтверждает чувство собственной никчемности и недостойности любви, вызывая мучительную боль.

    Отсюда и столь сильная надежда возродиться в силе любви другого человека, и неизбежно следующее за ней разочарование и отчаяние. Постепенно надежды в душе становится все меньше, а боли и отчаяния все больше. В итоге, человек, в попытках избежать этой боли, отстраняется от других людей, становясь психологическим отшельником.

    Такое искаженное представление о себе закладывается в детстве, когда ребенок, видя негативную реакцию родителей на свои поступки или попросту невнимание, безразличие с их стороны, решает, что причина их поведения в нем, что с ним что-то не так. И будь он другим (умнее, красивее, послушнее и т.п.), то они бы вели себя с ним иначе.

    Вот тогда он и начинает пытаться заслужить любовь родителей, пытаясь выбороть у жизни то, что должно быть дано ему по праву рождения. Ребенок делает вывод, что сам по себе он не значим и не достоин любви просто так, он должен заслужить ее своими поступками на благо других людей, жертвуя своими интересами во имя внимания с их стороны.

    О том, что можно сделать для того, чтобы изменить ситуацию и свое поведение в ней, мы поговорим в моей следующей статье .

    4 комментария: Ненасытная жажда любви

    Да…хорошая и четкая статья….Прям все как у меня случилось в жизни…до мельчайших подробностей. Прекрасно все описано и разжевано….

    но только вот не совсем я согласен с причинами ненасытной жажды любви…Часто они бывают весьма просты…Один из супругов(к примеру) имеет трепетное, возвышенное отношение к любви, а другой приземленное, больше аппелирующее к разуму, а не к чувствам…и другому это не нравится в нем… Своим поведением и отношением, первый пытается показать, как бы он хотел, чтобы к нему относились, а второй не может этого дать в силу и воспитания другого….возможно и генетически-менталитетных причин….но хуже всего, когда человек просто не желает открыть в себе новое….рискнуть в хорошем смысле этого слова и подарить ответную любовь своему родному человеку…. Если бы люди стремились отдавать и не только в ответ. и не только то, что имеют….но и могут больше иметь….то не было бы проблем,касательно этой тематики…Как женщины ,так и мужчины смогли бы найти не только ключ к сердцу своего возлюбленного, но и нащупать замочную скважину глубокой потаенной двери сердца, и в доверии друг другу увидеть истинную красоту личности, имеющей возможность дорасти до высоких вершин и в конце концов дойти до самого прекрасного и достойного восхищения- ОБРЕСТИ НАСТОЯЩУЮ ВЗАИМНУЮ ЖЕРТВЕННУЮ ЛЮБОВЬ, в которой и есть настоящее счастье.

    Да, хорошо бы люди могли переступить через себя и открывать в себе что-то новое, и дарить это новое своим любимым. Или же переступить через себя и не ждать высокого полета от того, кто родился с обрезанными крыльями….

    Но бывает же что люди любят друг друга. а если человек не способен на ответное чувство надо вообще таким запрещать вступать в отношения и иметь детей так как страдают все в окружении такого человека.

    Я тоже очень любил одну женщину но она любила но не так совсем как мне бы хотелось.

    Когда я её полюбил я хотел чтоб это было на всю жизнь мы расстались уже полгода не виделись а я до сих пор её люблю и не знаю разлюблю ли вообще неужели я какой то не такой как все что не могу любить всех подряд.

    Каждый человек любит так, как он на то способен. И если она любила Вас не так, как Вам бы того хотелось, то у Вас 2 выхода: принять ту любовь, которую она Вам способна дать или расстаться с этим человеком.

    Надеяться, что что-то изменится — утопия, особенно если ни Вы, ни она не готовы меняться. А на счет того, что Вы не готовы любить всех подряд, то это вовсе не значит, что Вы не такой.

    Гораздо важнее ответить себе на вопрос, почему Вы выбрали именно этого человека и оставались с ней даже тогда, когда понимали, что ее любовь не та, которая Вам нужна?

    Источник: http://razvitielife.ru/vospitanie/psikhologiya/24823-nenasytnaya-zhazhda-lyubvi-prakticheskaya-psikhologiya

    Жажда жизни

    Жить нужно жадно, проживая каждое, даже самое маленькое впечатление с любовью и благодарностью за возможности, дарованные тебе. Отключить вечно недовольного критика в голове, который нам постоянно диктует, как нужно правильно и по-взрослому поступить, выключить все, что мешает испытывать эту неутолимую и спасительную жажду – жажду к жизни.

    Жажда жизни – это нужна энергетика, которая подзаряжает, дает нашим истокам раскрыться и увидеть новые горизонты, достигать поставленных целей не напрягаясь и не испытывая внутреннего давления, а как будто легко и играючи, в пространстве больших возможностей, где обстоятельства и люди складываются нужным образом и все происходит очень и очень вовремя.

    Дайте себе возможность встречать каждое мгновение и истинным наслаждением, жизнь так коротка, и все мы этого заслуживаем.

    Для этого, как показывает практика моего большого и разнообразного, даже я бы сказала диаметрально разного опыта , стоит поставить себе несколько зарубок — Ты не идеальный, не совершенный и вообще не Бог.

    Не стоит задавать слишком высокую планку и потом расстраиваться и впадать в самобичевание оттого, что не все совершенно и совершено из задуманного. Хочешь садомазохизма? Займись сексом, получишь не занижение собственной самооценки, потери энергетики и даже оргазмы, если повезет.

    — Перестать рассуждать о том, что будет совершенно великого завтра. Миллионы блестящих идей так и остались под сукном, потому что ждали подходящего «завтра» своих создателей. Твое блестящее завтра – выход из зоны комфорта сегодня.

    Читайте также:  Жизненные ограничения - психология

    Жажда жизни – это в том числе и амбиции, хлесткость и резкость, умение рисковать и проигрывать. — Впусти и культивируй привычку радоваться тому, что происходит именно здесь и сейчас, в этом дне, каким бы он не казался.

    Привычка радоваться изменит восприятие жизни, изменить тебя и перепишет набело, сделает новым и другим человеком.

    И не надо врать, что радоваться нечему. Ходишь сам? Красиво за окном? Есть еда? Информационное поле? Улыбнулся ребенок на улице? Родители живы?Есть пища и еда? Это уже как минимум 7 поводов для радости

    — Умей отдавать. Поступками, улыбкой, комплиментом, общением, да и просто пожеланием всему миру всего самого доброго, стоя в пробке. Парадокс в том, что именно отдавая, ты получишь еще больше, и так до бесконечности.

    Дари то, что у тебя есть с радостью, и ты увидишь, каким щедрым может быть мир по отношению к тебе.

    — Люби и будь любимым. Котом, собакой, сотней друзей, детьми и бабушкой на лавочке, у которой ты ежевечерне интересуешься, как давление и день прошел. День, в котором ты не услышал и не сказал « люблю», пустой и бессмысленный, один из триллионов дней в мусорной яме Вселенной — Создай окружение – тех единомышленников, которые будут заражать тебя своим эмоциональным зарядом, будут учить и вдохновлять. — Учись! Всегда, везде и во всем. Промедление, остановка подобны смерти. Привыкни в тому, что узнавать что-то новое – это норма жизни, ежедневная и неизменная.

    Друзья мои, читатели и просто обитающие, я желаю вам всегда испытывать жажду жизни, пить ее полной, переливающейся чашей, обожать каждый ее глоток и проживать нашу такую прекрасную и сказочную Жизнь с радостью.

    Источник: http://krasnoblog.ru/zhazhda-zhizni/

    Владимир Высоцкий. Часть 15. Жажда жизни сильней

    Высоцкий желал, и желал страстно. Неистово страдая от ненаполнения главного векторального желания вождя — ощущать цельность со стаей, он «рвался из сил, из всех сухожилий», демонстрируя ежесекундную готовность отдачи по нехватке.

    ..

    0 1296 11 Декабря 2014 в 22:01

    Часть 1. Детство: дом на Первой Мещанской в конце
    Часть 2. Юность: на Большом Каретном
    Часть 3. Путь к театру
    Часть 4. Достоевский по Станиславскому и по Высоцкому
    Часть 5. Дорогие, любимые, единственные
    Часть 6. Мастер и Марина
    Часть 7. Голос Высоцкого: мои песни – это почти крик
    Часть 8.

    Поэзия Высоцкого: Бывало, Пушкина читал всю ночь до зорь я
    Часть 9. Военная лирика: я кругом и навечно виноват перед теми…
    Часть 10. Театр Любимова – любимый театр
    Часть 11. Космический смех Высоцкого или Лукоморья больше нет
    Часть 12. Счастлив, что перехлестнулись наши судьбы
    Часть 13.

    Вадим Туманов: был побег на рывок
    Часть 14. Злой мальчик Иван Бортник

    Нередко можно услышать мнение, что Высоцкий не был запрещаем и гоним. Наоборот. Частые поездки за рубеж (роскошь по тем временам), жена — французская кинозвезда, заметные роли в кино и на сцене, сумасшедшая популярность, большие деньги, наконец, чего ему не хватало, чего еще мог желать человек в стране давно победившего «всеобщего равенства»?

    Высоцкий желал, и желал страстно. Неистово страдая от ненаполнения главного векторального желания вождя — ощущать цельность со стаей, он «рвался из сил, из всех сухожилий», демонстрируя ежесекундную готовность отдачи по нехватке.

    «В скрученном виде», в виде магнитофонных пленок, он был без малого в каждом доме, но в толпе на Калининском проспекте около магазина «Мелодия» стоял не узнаваемый никем. Он был мифом, легендой, голосом на затертой пленке.

    Такое случается с поэтами после смерти.

    Но Высоцкий-то был жив! И хотел живого общения со зрителями, читателями, слушателями.

    В самой читающей стране мира, где тоннами издавалась «макулатура», навязываемая в нагрузку к дефицитным изданиям, тексты Высоцкого печатались крайне редко с большими купюрами и доходили до мизерного количества читателей.

    В театре, на концертах, сколько бы людей он ни собрал, это были избранные счастливчики. Тому, кто ощущает в себе способность к безграничной отдаче, «ограниченного контингента» получающих не просто недостаточно, а мучительно, невыносимо мало.

    Психическая сущность и мощь темперамента Владимира Высоцкого диктовали ему иные масштабы — за пределами понимания из неуретральных систем координат. Этот человек никак не укладывался в принятые усредненные нормы. Он был иным по определению, по сути своего психического устройства.

    Это вызывало восторг народа и бешенство тех его «отдельных представителей», кто, даже имея в распоряжении рычаги государственного управления, не мог сладить с Высоцким, сгладить его, уравнять с другими, предсказуемыми. Недаром, отвечая на вопрос составленной А.

    Меньшиковым анкеты «Хочешь ли быть великим?», Владимир Высоцкий искренне ответил: «Хочу и буду».

    Ниже мы постараемся системно показать, как четырехкратная уретральная жажда жизни одного человека обнуляет препятствия, чинимые на самом высоком уровне, и почему со стороны кажется, что никаких препятствий не было.

    По вертикали

    Ошеломляющий успех песен Высоцкого в фильме «Вертикаль» (1967) дал старт активной концертной деятельности артиста. Его приглашали в альпинистские клубы, закрытые НИИ и КБ — «ящики». Большим тиражом вышли гибкие пластинки с песнями из фильма.

    Строки Высоцкого растаскивали на цитаты: «Лучше гор могут быть только горы», «Если друг оказался вдруг»… В 1968 г. альпинисты Л. Белозеров и И. Казаков совершили восхождение на безымянную вершину на Памире, которую хотели назвать пиком Высоцкого.

    Инстанции название не утвердили.

    Афиш концертов Высоцкого не было. Это были такие «расширенные квартирники» для своих с одним отличием — их можно было запретить без объяснения причин, что происходило нередко. Люди с трудом доставали билеты и сдавали их в кассу — «Артист заболел». Очевидная ложь никого не могла ввести в заблуждение.

    Роли Высоцкого в кино хорошо известны. Из дня сегодняшнего трудно себе представить, каков был путь к этим ролям, сколько раз его «прокатывали», вырезая из пленки и титров, не утверждали на роли, браковали написанные для фильма песни, которые потом жили своей жизнью, ничем не напоминая проходной фильм, где должны были звучать.

    Фильм Киры Муратовой «Короткие встречи» с Высоцким в главной роли лег на полку на десять лет. Посмотреть его в 1967 г. успели немногие. Нескольких закрытых показов оказалось достаточно, чтобы фильму был вынесен приговор, обжалованию не подлежащий.

    Не устраивала Муратова, показывающая жизнь во всех ее противоречиях, не устраивал Высоцкий, остававшийся в кадре самим собой. Пройдут годы, и «Короткие встречи» станут признанной классикой кинематографа.

    А тогда Муратову фактически признали профессионально непригодной.

    Похожая судьба постигла и «Интервенцию» Геннадия Полоки. Этот замечательный фильм-бурлеск (в терминах инстанций — «пошлый балаган») зрители увидят только через восемнадцать лет после завершения работы над лентой.

    Упорный Полока видел в главной роли только Высоцкого и добился утверждения его кандидатуры. Владимир Высоцкий создавал на съемочной площадке особую атмосферу, заставляющую всех играть в одном — его — ключе. Вспоминает В. Смехов: «Высоцкий, играя главные роли, не становился премьером труппы, капризным баловнем славы и толпы, нет. Он оставался вожаком племени».

    Ему не требовались дублеры-каскадеры, все трюки Высоцкий выполнял сам, импровизировал на ходу, брал на себя режиссерские функции, усложняя и развивая действие. Полока позволял Высоцкому «вести», не давил на актера.

    В результате фильм только выиграл, а роль революционера Бродского, будто специально созданная под Высоцкого, стала эталоном, на котором учат молодых актеров. Это сейчас.

    А тогда «так много Высоцкого в кадре» было заведомым «непроходняком».

    Титанические усилия режиссера по пробиванию фильма, включая коллективное письмо съемочной группы Л. И. Брежневу, ни к чему не привели. Кадры с Высоцким монтажеры пытались сократить до минимума, как вызывающие наибольшую неприязнь властей предержащих.

    Вольница Высоцкого, его вызывающая свобода были не нужны наверху, требовался комедиант, танцующий по указке. Таким не был. Только угроза Полоки снять с титров свое имя прекратила цензурные издевательства над отснятым материалом. Фильм признали неудачным, затраты списали на счет киностудии «Ленфильм», ленту распорядились «смыть». Не успели.

    Выкраденная неизвестными не искаженная цензурой копия картины нелегально показывалась по «ящикам» страны.

    «Ему я руку протянул — он руку не берет…»

    Сразу после «Интервенции» Высоцкий снялся в роли поручика Брусенцова в фильме Евгения Карелова «Служили два товарища». Карелов, как и Муратова, и Полока, видел в данной роли только Высоцкого. Брусенцов — не отработанный на экране многократно кожный стандарт белого офицера, а нечто большее.

    Хотелось донести до зрителя, привычного к непобедимой и легендарной Красной армии, трагедию Белого движения. Сделать это можно было одним способом — показав уретральную ментальную общность людей, волею судьбы оказавшихся на пике разделения, по разные стороны фронта в братоубийственной гражданской войне.

    Кожный актер здесь не годился.

    Высоцкий врос в своего героя плотью и кровью. «Никто не ждал, что поручик Брусенцов станет столь глубоким актерским созданием. Все произошло от совпадения роли со стихийным «нутряным» темпераментом Высоцкого. Стихия в нем действительно жила, но было и другое. Равнодушие ко всем накопленным в подобных ролях приемам; способность пройти мимо этих штампов, даже краем их не зацепив» [1].

    Как это не раз бывало, образ, созданный Высоцким, затмил другие линии. Персонажи «двух товарищей», виртуозно сыгранные Роланом Быковым и Олегом Янковским, на экране явно недотягивали до Брусенцова-Высоцкого.

    Не талантом — оба актера играли замечательно и именно то, что положено по фильму.

    Янковский — кожно-зрительного со звуком сына священника Некрасова, одержимого идеей всеобщего равенства, Быков — анально-кожно-мышечного оральника Карякина, пытающегося в силу отведенных ему природой свойств контролировать процесс мировой революции.

    Герои фильма, совершенно разные в психическом, оказываются в водовороте стремительно меняющегося ландшафта. Сраженный пулей Брусенцова, гибнет прекрасный Некрасов.

    В неистовом уретральном гневе-отчаянии вождя без стаи Брусенцов стреляет в человека, с которым мог бы быть в одной связке, умерщвляет идею, которую мог бы нести в будущее, да не сложилось: нет у него стаи, нет и будущего. Убивая Некрасова, Брусенцов проходит точку невозврата.

    Начинается обратный счет его жизни до рокового момента, когда уретральное психическое не сможет смириться с позором бегства.

    «Я думал, что это будет лучшей ролью…»

    Прекрасный фильм, талантливые актеры, а симпатии зрителей на стороне уретрального белогвардейца. Такого нельзя было допустить. Сцены с Высоцким безжалостно кромсают. Фактически уничтожается любовная линия Брусенцов — сестра милосердия Саша (Ия Саввина).

    Почему вдруг венчались эти люди, когда успели объясниться и полюбить друг друга, неясно. Вспоминает И. Саввина: «Нашу лучшую сцену с Володей вырезали и выбросили. Мне ее так жалко, ну просто не передать! Как он там работал, сколько было любви, сколько нежности у этого Брусенцова… И вот эту сцену вымарали.

    Это была так называемая постельная сцена…

    «Я думал, что это будет лучшей ролью, которую мне удастся вообще когда-нибудь сыграть в кино. Так оно и было бы, если бы дошло до вас то, что снято. Но этого не получилось».

    Сколько горечи в этих словах Высоцкого! Только понимая уретрального вожака изнутри психического, можно приблизиться к ощущениям человека, неистовая отдача которого была пресечена за ненадобностью. Сколько их еще будет на его коротком веку — вымарываний, замалчиваний, отмен и отказов.

    Но он сыграет лучшую, самую сложную роль в мировой драматургии — Гамлета. И станет великим. Не видит уретральный вожак кожных ограничений. Не ощущая в психическом кожных «флажков», вылетает он за них с непозволительным запасом — в будущее.

    Прошу тишины

    Вторая половина 60-х в СССР — время разрушения иллюзий. Оттепель закончилась, оскалилась снаружи Пражская весна, изнутри свирепела цензура, искусство нервно оглядывалось на некомпетентных, но всемогущих партийных кураторов.

    Нехватка от сердца идущего, доходчивого и в то же время наполненного большими смыслами слова была велика. Владимир Высоцкий со всей страстью отдавал в эту нехватку свои баллады-исповеди. Одним из первых его больших выступлений был концерт в Куйбышеве в Доме культуры им. Дзержинского.

    Пригласил Высоцкого городской молодежный клуб. Вскоре оказалось, что желающих послушать любимые песни больше, чем может вместить зал ДК.

    На следующий день после отъезда артиста телефон в клубе звонил не переставая. Те, кто не смог попасть на концерт, требовали повторного выступления. Организаторы обратились к Высоцкому снова, но теперь певца ждал не Дом культуры, а Дворец спорта на 5 тыс. мест, где он отработал два концерта.

    Люди стояли в проходах, сидели на ступеньках, на перилах, на каждом стуле теснились по двое. Такого столпотворения Высоцкий не ожидал, но быстро справился с волнением. «Братцы, — обратился поэт к собравшимся, — мне никогда не приходилось выступать перед такой массой людей. Прошу тишины». Зал послушно затих, концерт прошел на одном дыхании.

    В тот же день Высоцкий вылетел в Москву: вечером он был занят в спектакле.

    Выступления в Куйбышеве не прошли безнаказанно для организаторов. Министр культуры Е. Фурцева рвала и метала: как могли допустить Высоцкого до Дворца спорта?! Полетели головы.

    Но даже отстранив от работы весь куйбышевский обком, министр не в силах была бы изменить главного: уретральный вожак впервые получил в ощущения многотысячную стаю и с легкостью овладел ею. Обратной дороги не было.

    Ощутив масштаб своего темперамента и реальную нехватку в своей отдаче, Высоцкий уже не сможет идти на понижение.

    В прошлом остались сомнения в своем предназначении. Теперь только вперед.

    Природная власть над сердцами людей и производная от этой власти великая ответственность за свое творчество станут гарантами его недосягаемости для «загонщиков».

    Ни гнусные пасквили в центральной прессе, ни запреты концертов не смогут повлиять на славу Владимира Высоцкого, на всенародную любовь к нему и желание видеть и слышать своего кумира — глашатая и главаря.

    Ну вот исчезла дрожь в руках, Теперь — наверх! Ну вот, сорвался в пропасть страх Навек, навек, — Для остановки нет причин — Иду, скользя… И в мире нет таких вершин, Что взять нельзя!

    (1969)

    Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/vladimir-vysotskii-chast-15-zhazhda-zhizni-silnei

    Ссылка на основную публикацию