Жестовая гимнастика — психология

Практическое упражнение

Жестовая гимнастика - психология

Любая теория без практики не укладывается и не усваивается. Поэтому очень важно практиковаться в любом деле. На нашем блоге мы также будем постепенно, шаг за шагом, тренироваться в этом нелегком деле. Все упражнения построены логически для тех, кто с нуля начинает постигать язык телодвижений. Поэтому вы можете в любой момент познакомиться с ранее опубликованными материалами.

Перейдем к самим упражнениям. Если вы пробовали себя в интерпретации, то уже успели заметить, что читать книги о языке телодвижений легко, видеть сигналы сложнее, а объяснить совсем сложно.

Как вы помните, мы говорили о том, что очень важно не ошибиться и стараться учитывать условия. Интуиция — вещь замечательная, но ненадежная.

Вы также понимаете, что в интуитивном чтении языка жестов очень легко сделать ошибку.

Нам гораздо важнее подходить к пониманию языка жестов осознанно, а также уметь объяснить и воспользоваться полученными данными. А для этого необходимо тренироваться в словесном выражении ваших наблюдений (в их вербализации). Этому и посвятим первый блок упражнений.

Упражнение №1

Возьмите какое-либо изображение, картинку, где присутствует двое или больше людей и постарайтесь объяснить, что изображено на картинке с точки зрения языка тела. И для начала я попробую сделать это сама.

Вот, что можно на первый взгляд сказать о такой обычной фотографии. Постарайтесь вербализировать разные фотографии и картинки до такой степени, когда это будет отскакивать у вас от зубов.

Упражнение №2.

Продолжаем работать с этой же фотографией. Теперь попробуем не просто формально сказать, о том, что на фото, а постараемся интерпретировать, что происходит между людьми.

Похоже, что мужчина слева заинтересован в чем-то, что находится вдалеке. Возможно, ему хочется закончить разговор и уйти. Мужчина справа, наоборот, заинтересован в собеседнике, он чувствует себя уверенно, но напряженно, ему не очень нравится, что собеседник на него не обращает внимания.

Сразу нужно отметить, что интерпретация в упражнении 2 – это лишь догадки, не основанные на серьезных выводах. Самое главное в этом упражнении попробовать объяснить словами то, что вы видите. Позже, когда мы будем познавать элементы языка жестов и их совокупность, то наши догадки будут сменяться конкретными и обоснованными выводами.

Упражнение №3

Когда вы достаточно потренируетесь на картинках, переходите на реальные ситуации. И постарайтесь вербализировать то же самое, наблюдая за разговаривающими коллегами, незнакомцами в кафе или за домочадцами. Это упражнение гораздо сложнее и без отработки двух предыдущих дастся нелегко.

А на десерт вот такое фото, как раз для тренировки очень подходит. Тренируйтесь и совершенствуйтесь, позже это будет одним из ваших козырей. Попробуйте словами описать, что делает мужчина.

Самое сложное в умении интерпретировать язык жестов, мимики и телодвижений – это навык «улавливания» сигналов в «реальном времени».

Рассматривать фотографии можно очень долго и тщательно, а в реальном разговоре так сделать не получится, поэтому вторая часть упражнений направлена на тренировку восприятия сигналов в условиях самого разговора. Перейдем непосредственно к упражнениям.

Упражнение №4. Смотрим кино

Итак, для упражнения нам необходим телевизор или компьютер. Лучше всего, если фильм или передача будут записаны, чтобы всегда иметь возможность посмотреть заново.

Эксперимент заключается в том, что вы смотрите какой-нибудь фильм или  передачу и наблюдаете за телодвижениями с выключенным звуком.

Попытайтесь интерпретировать сигналы, понять по виду, о чем же может идти разговор, какие эмоции испытывает человек.

После этого следует вернуться на исследуемый отрезок, включить звук и проверить свои предположения. Лучше всего, если запишете на бумагу или проговорите кому-либо свои наблюдения, а потом проанализируете, в чем были правы, а в чем ошибались и почему.

Очень продуктивная тренировка может быть в том случае, если вы будете просматривать не художественный фильм, а неигровые фильмы или передачи. То есть те сюжеты, в которых люди ведут себя естественно, не играя роли. В игровых фильмах можно серьезно ошибиться, особенно если игра актера далека от идеала. И лишь хорошие актеры очень умело пользуются языком жестов, поэтому их игра убедительна.

Упражнение №5. Игра с друзьями

Для этих упражнений нам просто нужно общаться. В удобной неформальной обстановке попробуйте смоделировать ситуацию, предполагающую возникновение определенных сигналов тела. Например, задайте запутанный вопрос своим родным, близким, друзьям и посмотрите за возникающими сигналами мыслительного процесса, принятия решения, недоумения.

Если хотите потренироваться в интерпретации сигналов защиты, то в легком, приятном разговоре, постарайтесь высказать свое мнение так, чтоб ваш собеседник был заведомо противоположного мнения. Пытайтесь поспорить, с ним, настаивайте на своем.

Вы получите сразу букет сигналов защиты и, возможно, агрессии. Только не перегибайте палку, общайтесь на отвлеченные темы, не касающиеся личности человека.

Рассказывая о чем-либо очень сложном или малопонятном, вы можете наблюдать за сигналами, свидетельствующими о непонимании.

Только помните, что вы можете спровоцировать на конфликт ваших собеседников или обидеть их своими экспериментами, поэтому делайте упражнения только тогда, когда уверенны, что ваши друзья и знакомые адекватно отнесутся к этому. А в конце обязательно поблагодарите собеседника за эксперимент. Еще лучше, если вы заранее предупредите, что хотите кое-что проверить, сделать маленькое исследование, и вам нужна помощь. Только не говорите, в чем заключается эта помощь.

Еще можно потренироваться в группе. Дайте разные задания участникам разговора и следите за их реакцией. А потом можете все им объяснить и вместе проанализировать сигналы, которые они показали.

Успехов в тренировках! Напишите, что у Вас получилось!

Источник: http://razvitie-intellecta.ru/prakticheskoe-uprazhnenie-1/

rumagic.com

rumagic.com

Ваша задача — овладеть пространством жестов. А для этого вам нужна жестовая гимнастика, которая поможет вам разогнуть свои сгибатели, даст свободу рукам и ловкость пальцам. Гимнастику для пальцев мастеру общения делать так же естественно и необходимо, как гимнастику для лица.

• Да? Помните? Вам уже понравилось? Тогда сделайте ее еще раз: подвигайте губами влево. Вправо. По кругу. В другую сторону. Улыбнулись. Еще шире. Все сбросили, отдыхаем. Решение принято: буду делать это каждый день. Вот только — когда?

Итак, быстро шевелим свободными пальцами. Шевелим. Шире, свободнее, быстрее. Пальцы изображают весенний ручеек. Птичий свист с разной мелодикой и щелчками. Теперь наигрываем бодрые мелодии. Подключаем к пальцам свободные руки (пальчики продолжают свое мелькание), к рукам добавляем голову, лицо и все тело. Восторг!

Хорошо. Теперь собственно работа с кистями, потому что именно они дают самые яркие из самых сдержанных жестов. Сделайте:

Звезда вертикаль.

• Поставили? Энергия пальцев вселенную прорезает?

Звезда горизонталь ладонью вниз, открывать все пять пальцев, или указательный и средний раздвиньте, остальные вместе.

• Поиграйте напряженными пальчиками. Интересные ощущения!

Бутон пальцами вверх открывать, закрывать и щупать (вариант — быстро крутить, показывая со всех сторон).

• Если это сделали выразительно для себя — как это поняли окружающие?

Тарелочка (бутон совсем раскрытый) ладошкой вверх.

• Красиво? А как это прозвучит в каком вашем взаимодействии?

Изящный финал кистью вверх и вниз.

• Ну, иногда можно и покрасоваться.

А теперь ладонями двух рук поработайте с объемом пространства. Сделайте (как будто возьмите ладошками) веселый детский мячик. Теперь мячик превратился во взрослый крепкий мяч. А теперь в ваших руках целая сфера! А теперь — земной шар!

А теперь то же самое, но с разной направленностью: к себе, перед собой в руках, от себя вперед.

• Интересно? И где и когда это сможете использовать?

Владение жестом

Что может быть жестом? Хороший вопрос… Поворот тела — да, иногда это сильный жест. Наклон головы — да, и это может быть жестом. Победный взмах рукой — естественно, жест. Задумчивое шевеление пальцев, как будто шуршат купюры, — пальцевой жест.

Едва ли возможно составить каталог даже самых распространенных жестов, но некоторая подборка, возможно, интерес представляет.

Сделайте эти крупные жесты, постарайтесь поймать свои ощущения, представить, что чувствуют люди, перед которыми вы выступаете, и какие дополнительные смыслы эти жесты в вашу речь привносят.

Источник: http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/kozlov/3/j122.html

3.3. Упражнение «Жесты»

3.3. Упражнение «Жесты»

Раскрытие темы с жестов, как одного из способов невербального общения.

Время

20-25 минут

Размер группы

8-20 человек

Инструкция:

Знаете, есть такая фраза: чтобы заставить итальянца замолчать, нужно связать ему руки. Жесты являются одним из инструментов общения. С помощью них, можно значительно усилить эффект от своих слов. Следующее упражнение посвящено работе с жестами. Оно будет состоять из двух этапов. На первом этапе проведем гимнастику жестов.

Встаньте в круг. Внимание на ведущего.

  1. Быстро шевелим свободными пальцами. Шевелим. Шире, свободнее, быстрее. Пальцы изображают весенний ручеек. Птичий свист с разной мелодикой и щелчками. Теперь наигрываем бодрые мелодии. Подключаем к пальцам свободные руки (пальчики продолжают свое мелькание), к рукам добавляем голову, лицо и все тело. Восторг!
  2. Звезда вертикаль. Поставили? Энергия пальцев вселенную прорезает?
  3. Звезда горизонталь ладонью вниз, открывать все пять или через указательный и средний.
  4. Поиграйте напряженными пальчиками.
  5. Бутон пальцами вверх открывать, закрывать и щупать (вариант – быстро крутить, показывая со всех сторон).
  6. Сделайте тарелочку – бутон совсем раскрытый ладошкой вверх.
  7. Сделайте – изящный финал кистью вверх и вниз.
  8. А теперь ладонями двух рук поработайте с объемом пространства. Сделайте (как будто возьмите ладошками) веселый детский мячик. Теперь мячик превратился во взрослый крепкий мяч. А теперь в ваших руках целая сфера! А теперь – земной шар! А теперь, то же самое, но с разной направленностью: к себе, перед собой в руках, от себя вперед.

Молодцы. Второй этап упражнения заключается в том, что нам нужно продумать жесты для некоторых наших слов и фраз

Разделитесь на три команды

Внутри команд найдите жесты для:

  1. Акцентирования внимания, запрос на концентрацию внимания собеседника или группы.
  2. Сомнения, просьбы собеседнику быть осторожным и более внимательным.
  3. Возражения.
  4. Фиксации момента, подчеркивания апогея речи.
  5. Вкладывания ключевых слов в собеседника.
  6. Привлечение внимания.
  7. Сравнения, оценки позиций, тезисов.
  8. Высокой цели, идеала, стремления воодушевить аудиторию.
  9. Деликатный момент, призыв к вниманию, просьба постараться понять.

Дебрифинг

  • Какие ощущения у вас остались после упражнения?
  • Что вам показалось наиболее важным в этом упражнении?
  • Какие плюсы вы видите в применении жестов в общении?
  • Какие ограничения вы видите?

Слова ведущего. Основные правила для работы с жестами

  1. Максимум открытости, свободы в теле: руки разогнуты в локтях, локти подвижны, кисти свободно двигаются, пальцы разжаты, ладони раскрываются.
  2. Тело должно быть расслабленным, но в любой момент готовым к напряжению – в тонусе.
  3. Жестикуляция  не должна быть  непрерывной. Не жестикулируйте руками на  протяжении всей речи.

    Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.

  4. Жест всегда должен подкреплять некоторые слова.
  5. Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.
  6. Жесты должны быть согласованы с содержанием речи, должны  отвечать своему назначению.

    Их  количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность  детям предпочитают умеренную жестикуляцию.

  7. Как только вы овладели жестом, необходимо  посвятить некоторое время упражнениям  в  его технической отделке.

    Во время речи не следует специально думать о жестикуляции, кроме случаев, когда вам начнет казаться, что она чрезмерна и ее следует сократить.

  8. Жесты  должны  быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину.

    Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения  вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков.

Источник: Н.И. Козлов

/ ПечатьPDF /

Источник: https://trainingtechnology.ru/2008/10/22/33-uprazhnenie-zhesty/

Психическая гимнастика, как способ найти в себе силы | Психологический центр «Шаг в себя»

Психическая гимнастика основана на самовнушении. Удивительный факт, что методы самовнушения довольно давно применяются врачами для лечения разного рода болезней. Врач при этом выступает в роли педагога. Он учит больного, как проводить самовнушение, и успех зависит и от квалифицированности преподавания, и от характера самой болезни, и — в огромной степени — от усердия пациента.

Познакомившись с разнообразными медицинскими методами самовнушения (методы Бехтерева, Куэ, Якобсона и другие), можно убедиться, что часть из них, вернее, их «квинтэссенция» вполне годится для более широких целей здоровых людей.

С недавнего времени сеансы самовнушения стали популярны. Это так называемая аутогенная тренировка (саморасслабление, или релаксация). Этим методом самовнушения, в последнее время наиболее широко используемым в медицине, с успехом пользуются и некоторые известные спортсмены (Шмидт, Бажановский).

Для массового применения нужны методы упрощенные, «портативные», свободные от «специализированных» наслоений. Лучше всего применять эти методы в виде психической гимнастики, по аналогии с физзарядкой.

Психическая гимнастика — это минуты, отдаваемые исключительно самовнушению. В это время все силы психики обращаются на себя самое. Психика перестраивает себя по определенному, выбранному направлению, и одновременно, с каждым занятием, постепенно обретается и сама техника самовнушения.

Отработанные элементы этой техники могут потом включаться в любое время, в любой деятельности, в любой ситуации — точно так же, как и спортивные навыки, например навык бега или боксерский удар.

Вспомните состояние, которое бывает у вас, когда вы просыпаетесь утром после хорошего, освежившего сна. Тело еще расслабленное, теплое, в голове легко. Дыхание свободное.

Мысли могут принять любое направление, никакие эмоции, никакие заботы еще не давят на вас.

Вот это переходное состояние между сном и бодрствованием, но вызываемое произвольно, самоприказом, и составляет основу аутогенной тренировки По сути дела, это и есть состояние самогипноза.

Для овладения аутогенной тренировкой (по крайней мере элементарными навыками) нужен примерно месяц ежедневных занятий: проводить тренировку лучше всего днем и вечером, каждое занятие минут по 10—15. Лучше заниматься в уединении, но в крайнем случае это можно делать в любой обстановке.

Итак, вы начинаете.

Положение тела может быть любым, но лучше всего свободная поза, называемая «позой кучера»: сидя, голова полуопущена, предплечья опираются на слегка расставленные колени.

Один из наиболее распространенных способов состоит в сосредоточении на представлении о тепле и тяжести, наполняющих тело. Сначала это ощущение вызывается в одной из рук (у правшей — в пра¬вой, у левшей —в левой).

Вы упорно и максимально ярко представляете себе: «Моя правая рука становиться тажелой и теплой… Как вата, пропитывающаяся теплой водой…» Довольно скоро, обычно через минуту-две, вы действительно начинаете ощущать тепло и тяжесть в руке (это расширяются сосуды и расслабляются мышцы). Последовательными тренировками вы усиливаете это ощущение.

С каждым разом оно возникает все легче. Переходите к другой руке, наконец, учитесь вызывать такое же ощущение во всем теле.

Следом за этим рекомендуется сосредоточиваться на представлении: «прохлада в области лба». Сочетание двух этих ощущений (тепло и тяжесть тела, прохлада во лбу) создает состояние полной эмоциональной свободы и вместе с тем сосредоточенности, самообладания.

По другому способу такое же состояние достигается путем медленного маятникообразного сгибания-разгибания различных суставов тела — пальцевых, локтевых, легких маятникообразных покачиваний головы, туловища и так далее. Производя эти покачивания, вы стараетесь уловить, усилить и за¬крепить ощущение «наименьшего напряжения».

Мысль только одна: «Я совершенно расслаблен».

Наконец, то же ощущение эмоциональной свободы возникает при равномерном, неторопливом, несколько углубленном дыхании (вспомните «вздох облегчения»). Дыша так, тоже можно уловить состояние «наименьшего напряжения» («момент легкости») и научиться «включать» его в любой нужный момент.

Лучше всего освоить все три способа. В ходе тренировок каждый может найти свои, индивидуальные дополнительные приемы. В первое время при расслаблении часто клонит ко сну (гипнотический сон, вызываемый внушением врача, тоже легко переходит в обычный сон).

Но засыпать ни в коем случае не следует, надо удерживать это состояние, запоминать и снова воспроизводить возникающие в нем ощущения. Очень важно научиться быстро переходить из состояния расслабления в состояние максимального напряжения и обратно.

Этот навык усиливает работоспособность, повышает все более необходимую в наше время психическую подвижность. В конце концов приобретается умение моментально расслабляться или, наоборот, предельно мобилизоваться по молниеносному мысленному самоприказанию.

Овладение аутогенной тренировкой повышает волевой тонус и вместе с тем дает эмоциональную уравновешенность, способность «перехватывать» любую нежелательную эмоцию. Аутогенная тренировка создает «стартовую площадку» для дальнейшего совершенствования психики, для любых самовнушений.

Она как бы стирает с психики, как с доски, ненужные записи и готовит ее тем самым для новых. Она разминает психику, как мы разминаем кусок пластилина, готовясь слепить из него новую фигурку. Люди, в совершенстве овладевшие аутогенной тренировкой, отличаются особой гибкостью психики.

Между прочим, тренер одного знаменитого американского бегуна, олимпийского чемпиона на коротких дистанциях (к сожалению, забыл фамилию, помню лишь имя: Бобби) говорил: «Секрет Бобби в том, что он умеет расслабляться как никто другой. Он весь как на шарнирах». И это о спринтере, успех которого решает пулеподобный старт, вся задача которого — суметь моментально напрячься и максимально «выложиться» за кратчайшее время.

Перенесите это в психику, и станет ясно, что овладеть саморасслаблением стоит не только спортсмену.

Особенно необходимо это людям, испытывающим чрезмерное волнение в ответственных ситуациях (а таких людей очень много).

Овладев элементами аутогенной тренировки, можно двигаться дальше и во время занятий психической гимнастикой отрабатывать разнообразные формулы самовнушения. Здесь уже открывается масса возможностей, масса путей, которые каждый волен выбирать сам.

На фоне достигаемого аутогенной тренировкой «сосредоточенного расслабления» — начального самогипноза — вы максимально концентрируетесь на ярких образных представлениях или на выразительных, лаконичных словесных формулировках, выражающих суть того состояния, которого вы хотите добиться. Вы как бы «вживаетесь» в эти состояния, углубляя самогипноз. Неотступная концентрация внимания дает все необходимые результаты. Одним лучше помогает многократное сосредоточен¬ное повторение словесных формул, другим — безмолвное сосредоточение на невыразимых в словах образах и ощущениях.

Когда формула «доходит», это замечается по резкому, иногда прямо «скачкообразному» изменению самоощущения. Хорошо проводить утреннюю психическую гимнастику с «вживанием» в формулы самовнушения, еще лежа в постели, когда фон «сосредоточенного расслабления» готов сам собой.

Вот примерные утренние формулы (здесь и дальше я привожу их словесные выражения, но для себя их не обязательно выражать в словах, важно именно внутреннее содержание, смысл):

Свежесть и бодрость.

Я заряжен энергией.

Власть над собой.

Я владею своим временем.

Работа над собой приносит успех.

Впереди плодотворный день.

Воля собрана как пружина.

Приготовился.

Внимание!

Встать!

Быстро подняться и приступить к обычным утрен¬ним процедурам. Такие же формулы можно включать и в дневной сеанс психической гимнастики, осо¬бенно лицам с недостаточным волевым тонусом — расхлябанным, неорганизованным, отвлекаемым, малоработоспособным.

Формулы самовнушения для людей, у которых преобладают эмоциональные недостатки, должны выглядеть приблизительно так:

Спокойствие без усилий.

Я уверен в себе.

Полная непринужденность.

Свобода и легкость во мне.

Я людям приятен.

Я внутренне улыбаюсь.

Мне приятно с людьми.

Вечерние формулы должны успокаивать, расслаблять:

Освобождение от забот.

Покой и удовлетворение.

Мысли лениво уходят.

Формулы самовнушения должны утверждать, а не отрицать, быть наступательными, а не оборонитель¬ными. Психика наша не любит частичку «не», она ее как-то не признает. Нельзя формулировать: «Я не раздражаюсь», потому что «раздражаюсь» сильнее, чем «не». Правильно: «Я спокоен».

Формулы, которые приведены здесь, разумеется, не трафареты, а примерные образцы. Каждый сам, сообразуясь с собственной индивидуальностью, может найти подходящие для себя и своих целей формулы самовнушения. Их можно «импровизировать». Важно лишь быть упорным в их поиске и применении. Успех придет обязательно, он нарастает по принципу «снежного кома».

Но, вообще говоря, трех-четырех месяцев интенсивных занятий психической гимнастикой уже достаточно для заметной перестройки всего фона психики (я имею в виду прежде всего эмоционально-волевой «стержень»). Навык самообладания, вначале хрупкий, капризный, постепенно становится «второй натурой».

Но очень желательно не прекращать тренировки, потому что любой навык рано или поздно утрачивается без упражнения.

Материал из книги Охота за мыслью В.Леви

Источник: http://psihocentre.ru/psixicheskaya-gimnastika-kak-sposob-najti-v-sebe-sily/

Психологические тренинги. Телесно-ориентированная психотехника актера. Часть I

Этот психологический тренинг разрабатывался на основе принципов обучения актерскому мастерству по системе школ К. С. Станиславского и М. Чехова.

Занятия проводятся в группе. Минимальное количество 8 человек, максимальное – 20. 

Форма одежды: не стесняющие движения вещи, мягкая обувь.

Порядок проведения занятий.

Каждое занятие начинаться с разогревающих процедур (около 30 минут). Примерные упражнения.

Затем упражнения на внимание 

 А после них приступаем к ПЖ (психологический жест)

Духовное содержание частных движений. Душевный жест обладает общим характером, он происходит невидимо в душевной сфере и является прообразом физического жеста –  личного, видимого, характерного каждому отдельному человеку. «В них (в ПЖ) невидимо жестикулирует наша душа» (М. Чехов).

Невидимый психологический жест мы можем сделать видимым. Прежде чем переходить к упражнениям, полезно проиллюстрировать сказанное. Для этого прекрасно подходят рисунки, которые приведены в двухтомнике М. Чехова «Литературное наследие» (рис. 2, 3, 6, 15, 16 на с. 208-209, 213, 234-235).

Упражнения:

1. И. п. стоя, руки опущены вниз, близко к телу, голова и плечи опущены, ноги должны быть прямыми и плотно прижатыми друг к другу. Руки сначала следует напрячь, затем резко расслабить, бросить…

Каковы после этого ваши ощущения? Побудьте в этом состоянии. Произнесите фразу или слово, созвучное вам в этом психологическом жесте. Что для вас означал этот жест? Какие чувства он пробудил в вас? Каким движением хотелось бы его продолжить?

2. Преподаватель дает ученикам какой-то определенный психологический жест, например, «закрытие» и предлагает фразу, подходящую к данному жесту, например, «Я хочу остаться один».

Педагог предлагает участникам сделать частный жест или придать своему телу положение, которое будет созвучно данному психологическому жесту.

Затем преподаватель предлагает всем прислушаться к себе, к своим ощущениям и определить,  насколько положение его тела созвучно данному психологическому жесту и данной фразе».

Затем педагог дает команды для изменения положения каких-то отдельных частей тела или тела целиком (например, слегка наклоните голову в сторону и т.п.).

Каждая команда должна сопровождаться словами: «Прислушайтесь ко всем незначительным изменениям, которые происходят в вас».

Похожие изменения положения можно совершать даже в воображении, но обязательно надо прислушиваться к возникающим ощущениям.

3. Преподаватель предлагает участникам самим выбрать фразу и произнести ее, затем сам  меняет положение тела участника, его позу, а ученик должен произносить эту фразу в каждой из поз.

Интонации при произнесении должны быть подсказаны позой или движением и находиться в гармонии с ними.

Во время выполнения этих упражнений важно обращать внимание учеников на связь чувствительности тела, чрезмерного мышечного напряжения (если оно возникло),чувствительности самого участника к своему телу.

Как сказал Михаил Чехов: «Чрезмерное физическое напряжение истощает душевную силу. Сила должна быть внутренней».

После психологического жеста следует переходить к пластическому тренингу, зажимам.

На первых занятиях ученики должны познакомиться с самыми простейшими упражнениями, такими как:

  • напряжение – расслабление
  • перекат напряжения
  • зажимы по кругу
  • огонь – лед
  • растем
  • потянулись – сломались
  • ртуть
  • марионетки

Все эти упражнения вы найдете на нашем сайте:

Смотреть источник 1

Смотреть источник 2

Продолжение следует.

Источник: http://portal-etud.ru/content/psikhologicheskie-treningi-telesno-orientirovannaya-psikhotekhnika-aktera-chast-i

Золотые правила общения, или Как правильно жестикулировать руками при разговоре

Золотые правила общения, или Как правильно жестикулировать руками при разговоре

Жесты — полноценное средство коммуникации. С помощью жестов мы можем общаться, не зная языка, усиливать смысл сказанного, передавать чувства, когда слов не хватает. Научившись понимать язык жестов, вы начнете лучше разбираться в людях.

Жестикуляция во время разговора

Язык жестов — самый древний. На нем люди изъяснялись раньше, чем научились говорить и писать, — так считают некоторые ученые.

Однако любопытно, что люди жестикулируют преимущественно тогда, когда говорят, и очень редко, когда слушают. Это говорит о том, что жесты — неотъемлемая часть речи. Попытаемся поговорить на волнующую нас тему со связанными руками — и мы тут же начнем выразительнее «жестикулировать» мимикой, помогать себе головой и телом.

Благодаря жестам мы можем понять людей разных национальностей, не зная их языка. Правда, здесь следует быть осторожными, потому что один и тот же жест в разных культурах может иметь противоположное значение. Если мы в ответ на предложение болгарина утвердительно кивнем головой, он поймет это как отказ, а если покачаем головой из стороны в сторону, решит, что мы согласны.

Жест «Ок», когда большой и указательный палец образуют кольцо, будет неприличным в Турции, Греции и Бразилии. Обидятся и французы, поняв его как «Ты полный ноль, ничтожество».

Не рекомендуют в Греции протягивать ладонь вперед, показывая «Остановись!». Таким жестом, когда ладонь направлена в сторону другого человека, здесь «посылают».

Подняв в знак одобрения большой палец вверх в Таиланде или Иране, мы оскорбим жителей этих стран. Для них он будет означать то же, что и выставленный вверх средний палец в Европе.

В Австралии, Ирландии и Великобритании не стоит показывать жест в виде буквы V, означающий победу, если ладонь направлена на человека, — он поймет его, как «Иди отсюда!».

Темпераментные латиноамериканцы, итальянцы, испанцы, французы активно жестикулируют при разговоре — для них это норма. У северных народностей человека, чересчур размахивающего руками во время беседы, могут назвать невоспитанным, хотя он может быть просто сильно взволнован и возбужден. Правда, в этом случае от него хочется держаться подальше до тех пор, пока он не остынет.

Многие люди даже не догадываются, как много их жесты могут рассказать о них самих и об их намерениях наблюдательному человеку.

К примеру, приходит человек на собеседование — хочет работать начальником отдела продаж. И приносит с собой резюме, где написано, какой он эффективный и коммуникабельный. Смотрит на него рекрутер и видит, что сидит тот, поджав под себя ноги и скрестив на груди руки. «Да у него проблемы с общением!», — думает рекрутер и вежливо отказывает.

Или же подходит к нам знакомиться новый сосед. На его лице улыбка, но мы замечаем руки, сжатые в кулаки. «Э, да он не такой доброжелательный, каким хочет казаться!», — делаем мы вывод.

https://www.youtube.com/watch?v=CHKYbPOeHdA

На деловых переговорах наш вероятный конкурент, здороваясь, крепко жмет нашу руку. Да так, что его ладонь оказывается сверху. «Хочет доминировать, показывает, кто здесь главный», — понимаем мы.

С помощью одних жестов мы можем вызвать у людей антипатию и оттолкнуть их от себя, а с помощью других — заслужить репутацию человека интересного и харизматичного, с которым можно дружить и вести дела.

Зная язык жестов, мы сами сможем лучше разбираться в людях, понимать их поступки и предугадывать их действия, ведь далеко не все из них могут контролировать свои жесты так, как речь. Слова могут говорить одно, а жесты — совсем другое.

Вышесказанное относится к жестам неосознанным, подсознательным, которыми большинство людей не управляет. И именно эти жесты могут нам многое сказать о собеседнике. (Ведь существует еще язык осознанных жестов, с помощью которых общаются люди глухонемые.)

Существуют и ритуальные жесты. Один из них — рукопожатие. Этим простым жестом можно выразить многое: тот, чья рука окажется сверху, наверняка займет в переговорах главенствующее положение, он — негласный победитель; а тот, чья рука будет внизу, уже почти проиграл.

Австралийский писатель и бизнес-тренер Алан Пиз, автор книги «Язык телодвижений.

Как читать мысли окружающих по их жестам», советует: чтобы с самого начала поставить себя в равное положение с партнером и не допустить, чтобы он доминировал, руку для рукопожатия нужно протягивать, держа ладонь вертикально.

В этом случае ей легко управлять, и при необходимости ее положение можно подкорректировать. Кроме того, при рукопожатии нужно чувствовать давление руки партнера и своей рукой оказывать давление такой же силы.

Благодаря рукопожатию мы можем составить впечатление о человеке уже в первые минуты знакомства с ним.

О чем расскажут жесты

Знать, как толковать тот или иной жест, требуют от топ-менеджеров крупных компаний, а на Западе — и от менеджеров среднего звена.

  • О человеке, который во время разговора не знает, куда деть свои руки, словно они ему мешают, можно сказать, что он стесняется, нервничает, чувствует себя неловко.
  • Рассматривает свои прыщи и царапинки — занят своими мыслями, ушел в себя.
  • Дергает себя за ухо или кончик носа, крутит кончик усов или волос — настроен скептично, сомневается.
  • Почесывает грудь и живот — весьма самоуверен.
  • Качает или трясет ногой, постукивает рукой по столу, играет пальцами, крутит в руках разные предметы, щелкает суставами — нетерпелив, не может сосредоточиться или ему скучно.
  • Тому, кто довольно-таки часто трет виски, лоб, потягивается, вытягивает ноги и руки, не хватает жизненной энергии. Он пассивен и мечтателен.
  • Грызет ручку? Находится в состоянии внутреннего конфликта, чего-то опасается.
  • Руки сцеплены за спиной, подбородок устремлен вверх? Перед нами человек, привыкший командовать, авторитарный.
  • Руки сжаты в кулаки? Настроен агрессивно, но себя сдерживает.
  • Поставил локти на стол, а переплетенными пальцами или кулаками прикрыл рот? «Закрылся» от окружающих.

Некоторые из перечисленных жестов относятся к жестам-паразитам. Как известно, есть слова-паразиты, которые не несут никакой смысловой нагрузки и лишь замусоривают речь.

Но есть и жесты-паразиты, которые точно так же затрудняют восприятие.

Нелегко понять, о чем говорит оратор, который размахивает руками, дергает себя за галстук или усы, постоянно поправляет прическу или очки.

К таким же бессмысленным жестам относится и беспрестанное стряхивание невидимых пылинок, «ломание» себе пальцев, потирание переносицы, постукивание мелкими предметами по столу и пр. Кроме того, жесты-паразиты считаются неэтичными. Неэтично также показывать на кого-то или что-то пальцем, хватать собеседника за рукав, хлопать его по плечу, теребить в руках ручку или украшения, чесаться и пр.

Как стать «мистером язык тела»

Алана Пиза, написавшего «Язык телодвижений», называют «мистер язык тела». Он знает все о том, как разгадать мысли и чувства людей по их жестам. Он же рассказывает, «Как научиться говорить на языке телодвижений» и даже как его подделать и «сказать неправду, не раскрыв себя».

Опытные ораторы пользуются этими приемами и с помощью жестов располагают к себе слушателей, вызывая у них те или иные эмоции.

Итак, жесты должны быть мягкими, «округлыми». Движения рук — симметричными, широта жестов обеих рук — примерно одинаковой. Ошибка — жестикулировать одной рукой, когда вторая засунута в карман или висит вдоль туловища. Широкий жест покажет, что оратор — человек, уверенный в себе. Зажатый — что он стеснительный и закомплексованный.

Однако и здесь нужна мера. Излишне широкие и активные жесты у ораторов, которые возбуждены и плохо владеют собой. К широким жестам уместно прибегать перед большой аудиторией. В маленькой компании активная жестикуляция будет выглядеть как нелепое размахивание руками. Впрочем, в странах, где живут люди с горячим темпераментом, этим никого не удивишь.

Потренироваться симметричным жестам, когда обе руки одинаково активны, можно с помощью упражнения «левша».

Из названия понятно, что мы должны представить себя левшой, и всю работу, которую раньше выполняла правая рука, теперь будет делать левая. Это упражнение полезно и для образования новых нейронных связей.

Главное, не лениться, и тогда вскоре мы сможем левой рукой управлять даже компьютерной мышкой.

Жесты должны быть открытыми — ладони развернуты в сторону слушателей. Ошибка — держать их тыльной стороной к ним или прятать руки за спину, в карманы. Закрытые жесты с давних времен на уровне подсознания воспринимаются как опасность: кто знает, что там в руках — может, камень. Открытый жест показывает — мне скрывать нечего, вот я тут, перед вами, весь как на ладони.

Упражнения для тренировки жестов

Сделать свои жесты понятными, яркими и образными помогут следующие упражнения.

1. Отгадай слово

Здесь нужна компания как минимум из трех-четырех человек. Один человек придумывает слово (или фразу — например, пословицу) и «показывает» его с помощью жестов. Остальные должны угадать, что это за слово;

2. Зеркало — подражаем опытному оратору

В интернете, на том же YouTube можно найти множество выступлений ораторов с выразительной жестикуляцией. Например, того же Алана Пиза, или Брайана Трейси, или Опры Уинфри. Смотрим запись и «обезьянничаем» — копируем мимику и жесты нашей модели. Этому упражнению советуют уделять не менее получаса в день;

3. Мягкие жесты

Сначала разминаем запястья каждой руки, трясем ими, расслабляем, а затем выписываем кистями рук восьмерки и делаем волны;

4. Поглаживающие движения

Касаемся всех предметов мягко, ласково, словно берем в руки не чайник, и не книгу, и не чашку, а маленького хрупкого котенка;

Полезные советы

  1. Избавиться от мелких суетливых жестов-паразитов можно, если во время разговора сомкнуть большие и указательные пальцы так, чтоб образовался круг.
  2. Жесты должны быть законченными. Не подавляем их: начали поднимать руки — плавно заканчиваем движение, не обрываем его на полдороге, как это делают новички.

  3. Будем внимательны: следим, чтобы наши жесты соответствовали произносимому тексту. Психологи говорят, что люди больше верят невербальной информации, нежели словам. Непродуманные жесты могут вызвать у слушателей когнитивный диссонанс, сбить их столку и заставить усомниться в сказанном.

    Например, оратор утверждает, что рост продаж вырос, но при этом делает рукой жест сверху вниз.

    Слушатели в замешательстве: чему верить?

Может быть, проще отказаться от жестов вообще, если так сложно жестикулировать правильно? Но тогда нужно быть готовым к тому, что большую часть нашего выступления, к которому мы старательно готовились, слушатели не запомнят. Без подкрепляющей жестикуляции они усвоят процентов 40, а с ней — все 80.

Вряд ли и мы произведем на них впечатление. И нам не суждено будет стать оратором, собирающим полные залы. «Если вы думаете, что это будет легко, просто забудьте об этом. И никогда даже не пытайтесь стать успешными», — говорит мотивационный оратор Эрик Томас. — «Когда вы хотите преуспеть так же, как дышать, тогда вы преуспеете».

© Тимошенко Елена, BBF.ru

Источник: https://BBF.ru/magazine/26/7040/

Жесты в выступлении оратора. Упражнения для развития свободного жеста. Статья. Все Тренинги .ру

Жесты в выступлении оратора. Упражнения для развития свободного жеста. Статья. Все Тренинги .ру

Когда меня пригласили провести занятие по мастерству выступления оратора на большом тренинге «Инфо Королева — 2017» (И. Виноградовой и А.

Белановского), то подразумевалось, что я посмотрю видео обращения, которые подготовили участницы, и дам рекомендации, как им свои выступления улучшить.

Знаете какая проблема оказалась наиболее часто встречающейся? Неумение владеть руками: жесты либо вообще отсутствовали, либо были чрезвычайно зажатыми.

Локти у многих были буквально «пришиты» к бокам, а кисти совершали какие-то судорожные надоедливые движения. К сожалению, принимая решение начать свой интернет бизнес, немногие понимают, что поскольку он ведётся виртуально, то видео выступления — это неотъемлемая его часть.

И за одно занятие (которое было запланировано на тренинге) было просто невозможно поделиться достаточным количеством той информации, которая реально улучшила бы видео выступления участниц, а уж тем более выработать необходимые навыки.

Если вы серьёзно заинтересованы выглядеть на своих видео уверенно и профессионально, то вам как можно быстрее надо заняться упражнениями для развития пластики рук.

Давайте во-первых, выявим те жесты, от которых надо избавиться:

  • Мелкие и «недоделанные» жесты, чаще всего только кистями рук, которые больше похожи на конвульсивные подрагивания;
  • Однообразные и повторяющиеся жесты — их легко обнаружить в зеркале;
  • Слишком утрированные и неестественные движения руками, как будто подсмотренные в немом кино;
  • Жесты, в которых соединены пальцы рук в щепотку и закрыта ладонь — они не способствуют налаживанию контакта со зрителем;
  • От жестикуляции только одной рукой (поскольку другая занята пультом от проектора, листком бумаги или ручкой). Таких ораторов в шутку называют «однорукий бандит», и выглядит это не лучшим образом;
  • А также резкие и симметричные, так называемые «зеркальные» жесты.

Помимо этого, часто встречаются «жесты паразиты»: поминутное поправление волос или очков, потирание носа или подбородка, вращение какого-то предмета в руках. Чтобы обнаружить подобную жестикуляцию, лучше всего записать тренировочное видео и беспристрастно проанализировать его.

Если обнаружили подобные жесты — старайтесь сознательно их избегать. Ну а если никак не получается — создайте такие условия, когда их сделать невозможно: волосы соберите или подколите, очки снимите. А некоторые жесты можно заменить на похожие, но несущие смысловую нагрузку.

К примеру не галстук поправлять, а положить руку на сердце, не тереть подбородок, а принять позу задумчивости.

Выступление оратора похоже на дирижирование оркестром, он управляет зрителями, как дирижёр музыкантами.

Своими невербальными сигналами: жестами, мимикой и позой он создаёт контакт с аудиторией, и подсказывает соглашаться со сказанным или поставить под сомнение.

Именно невербальные сообщения являются тем фактором влияния, которые вызывает положительные или отрицательные эмоции зрителя подсознательно. Поэтому не «откладывая в долгий ящик» приступайте к предложенным упражнениям.

Упражнения для тренировки пластики рук

Упражнение «Мельница»

Поднимите локти рук до уровня плеча, а предплечья оставьте «болтаться» внизу. Из этого положения вращайте предплечьями, описывая круги по направлениям:

  • друг к другу 8–10 раз;
  • друг от друга 8–10 раз;
  • симметрично то в одну, то в другую сторону тоже по 8–10 раз.

После этого обычно ощущается лёгкая усталость в мышцах плеч. Если вы её не почувствовали, то можно добавить количество вращений. А также очень полезно массировать и разогревать упражнениями кисти рук, чтобы они позволяли делать вам мягкие и плавные жесты.

Упражнение «Вывешивание белья»

Представьте себе, что перед вами на стуле стоит таз с выстиранным бельём. Каждую воображаемую вещь берём двумя руками поднимаем на уровень груди, чтобы стряхнуть.

При этом фиксируем внимание на том, как локти отрываются от тела. А потом тянем руки к «верёвочке», расположенной чуть ниже уровня глаз, чтобы вывесить.

Так поступаем с 4–5 «мокрыми платочками», чтобы постепенно верёвку заполнить.

Это упражнение можно усложнить и представить воображаемую верёвку чуть дальше, чтобы надо было каждый раз дотянуться до неё. Таким образом мы заставим двигаться не только руки, но и корпус. Смотрите видео с демонстрацией предлагаемых упражнений, там показано, как сделать эти движения ритмично под счёт, а также не забывать «парковать» руки в одно из базовых положений.

Упражнение «Расскажи и покажи»

Эти упражнения не даром расположены именно в таком порядке: в первом вы только сосредотачиваетесь на движениях руками, во втором подключаете голос и считаете, а в третьем уже главными становятся слова, которые надо изображать руками.

Это, так называемый, изобразительный жест, который в выступлениях ораторов применяется редко, а вот для тренировки — то, что надо! Для изображения можно взять любой художественный текст, к примеру А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» или «Сказку о золотой рыбке».

Ниже привожу фрагмент текста, который демонстрирую на видео.

Риторику можно назвать одной из древнейших наук. В различные времена она занимала большее или меньшее место в развитии общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала. Ещё бы, ведь к появлению новорождённого или возвращению из победного похода, в дни свадеб или традиционных праздников люди… Читать дальше

Источник: https://VseTreningi.ru/articles/zhesty_v_vystuplenii_oratora_uprazhneniya_dlya_razvitiya_svo/

Упражнения по телесно-ориентированной терапии

Упражнения по телесно-ориентированной терапии

«Арка». Встаньте, расставив ноги на ширину плеч и слегка повернув носки внутрь. Максимально согните колени, не отрывая пятки от пола. Уприте кулаки в поясницу и прогнитесь назад.

Дышите животом и удерживайте эту позу около минуты. Обратите внимание на то, какие участки вашего тела напряжены. Если вы достаточно гибки и расслаблены, ваши ноги начнут дрожать.

Это естественная реакция тела на напряжение.

«Заземление». Расставьте ноги на четверть метра, слегка поверните носки внутрь и согнитесь в пояснице вперед. Согните колени и коснитесь пальцами пола. Перенесите весь свой вес на пальцы ног.

Глубоко дышите через рот. Медленно распрямите ноги, но не до конца. Глубоко дыша, удерживайте эту позу, пока ваши ноги не начнут дрожать. Прочувствуйте контакт с почвой под ногами.

Распрямляйтесь очень медленно, позвонок за позвонком.

«Свободная поза». Участники молча сидят в кругу, одного из них просят «устроить поудобнее» остальных. Он разнимает перекрещенные руки и ноги, опускает плечи, поворачивает головы участников.

«Снятие зажима». Сядьте в неудобную позу: оглянитесь, не поворачивая плеч и туловища; прижмите подбородок к ключице; поднимите вверх или подайте вперед плечи; коснитесь пальцами руки задней ножки стула. Сосредоточьте внимание на возникшем мышечном зажиме и снимите его усилием воли.

«Высвобождение двигательной активности». Встаньте и закройте глаза, мысленно исследуйте свое тело с головы до пят, зафиксировав особенно напряженные участки. Откройте глаза, осторожно подвигайте и потрясите своим телом, особенно в местах наибольшего напряжения, пока оно не расслабится. Проверьте тело еще раз и при необходимости повторите упражнение.

«Напряжение и расслабление рук». Согните руки, держа их перед грудью параллельно полу. Закройте глаза, дышите легко т равномерно, крепок сожмите кулаки. Затем резко напрягите все мышцы рук от плеча до кисти. Кулаки надо сжать так, чтобы мышцы начали вибрировать. Продолжайте дышать легко и равномерно. Напрягайте мышцы до такой степени, чтобы появилось легкое ощущение боли.

Опустите руки так, чтобы они свободно повисли вдоль тела. Расслабьте мышцы рук. Полностью расслабьтесь. Медленно вдыхайте и выдыхайте. Сосредоточьтесь на ощущениях тяжести и тепла в ваших руках, затем откройте глаза. Если ваши руки не стали теплыми, повторите упражнение. Оно поможет вам достичь быстрого физического расслабления, снять раздражение и беспокойство.

«Напряжение и расслабление тела». Лягте на спину. Полностью вытяните ноги, положите руки вдоль тела. Дышите легко и свободно. Крепко сожмите ягодицы. Затем напрягите икры и бедра.

Напрягите все ваше тело, одновременно делайте равномерные вдохи выдохи – удерживайте напряжение примерно минуту. Старайтесь не выгибаться вверх, чтобы не получился «мостик».

Даже когда вы достигли уровня максимального напряжения, ягодицы должны касаться пола.

Позвольте напряжению полностью уйти. Возьмитесь руками за колени и покачайтесь так несколько раз, чтобы расслабить мышцы позвоночника. Если упражнение удалось, вы почувствуете расслабление и тепло во всем теле.

Если вы слишком сильно вытягивали ноги, у вас может появиться ощущение покалывания в стопах и икрах. Упражнение помогает быстро освободиться от напряжения, расслабить мышцы позвоночника, уменьшить боли в спине.

«Тревожность и затрудненное дыхание» часто взаимосвязаны. Когда вы начинаете тревожиться, обратите внимание на ваше дыхание. Медленно выдохните весь воздух, повторите это четыре или пять раз. Затем спокойно вдохните, готовясь выдохнуть без усилий. Вы можете почувствовать поток воздуха в горле, во рту, в голове? Дайте воздуху выйти изо рта и почувствуйте его поток руками.

Вы держите грудную клетку расширенной, даже когда не вдыхаете воздух? Вы втягиваете свой живот, когда вдыхаете? Вы можете чувствовать, как спокойно вдыхаемый Вами воздух идет через нос, по трахее вниз, к тазу? Вы можете почувствовать, как заполняется воздухом и расширяется нижняя часть области ребер и грудная клетка?

Обратите внимание, не напряжено ли ваше горло, лицевые мышцы, свободно ли дышит ваш нос. Особое внимание уделите тому, не зажата ли ваша диафрагма. Сосредоточьтесь на этих напряженных участках тела и предоставьте себе возможность их освобождения.

«На четвереньках». Один встает на четвереньки, а другой, располагаясь сзади, обхватывает его таз и при выдохе партнера отводит его таз назад, при выдохе – вперед, тем самым помогая ему интегрировать дыхание и движение. Поменяйтесь ролями и затем поделитесь впечатлениями.

Источник: https://psyera.ru/2453/uprazhneniya-po-telesno-orientirovannoy-terapii

Методическое руководство. Занятия, упражнения для самостоятельного изучени русского жестового языка

Изучение жестики на основе языка слов будет проходить успешно при соблюдении данного методического руководства, рекомендованного с учетом общей методики обучения языку и специфики занятий по жестовой коммуникации.

Общие положения. Жестика, как и любая знаковая система, требует большой, серьезной и постоянной работы. Заниматься изучением речевых жестов следует систематически, выделив для этой цели определенное время, не менее 2-3 дней в неделю по 1,5-2 часа.

Учебный материал должен быть строго дозирован с учетом индивидуальных возможностей: подвижности кисти руки, развития зрительной памяти, наличия языковых навыков, а также конкретных условий: формы обучения (под руководством преподавателя или самостоятельно), речевой среды, организации практики и т. д.

К новому материалу следует переходить только после усвоения пройденного, постоянно закреплять и повторять знакомые жесты в разговорно-обиходной речи.

Самое большое внимание необходимо уделять непосредственному общению с неслышащими, в процессе которого формируется умение не только переводить словесную речь на жестику, но и понимать мимику.

Конкретные рекомендации. Ручная коммуникация — дактильный знак и речевой жест—воспринимается зрительно, поэтому основным принципом обучения должна стать наглядность. Наглядный характер обучения обеспечит восприятие речевого материала, его запоминание, будет способствовать продуктивности занятий, создаст условия для прочности и действенности знаний.

В настоящем учебном пособии принцип наглядности реализован иллюстративной подачей всего лексического материала. Дактильные знаки и речевые жесты для правильного их запоминания, образного дактильно-жестового перевода и повторения показаны в рисунках. Штриховые линии рисунка обозначают начало жеста, стрелки — движение руки (рук), сплошные линии — окончание жеста.

При групповом обучении речевой материал преподаватель демонстрирует, а иллюстрации используются для его закрепления и выполнения домашних заданий.

При самостоятельных занятиях вначале внимательно рассматриваются рисунки дактильных знаков, речевых жестов, точно воспроизводятся положение руки, конфигурация жеста, движение, обозначенное стрелкой, затем жесты отрабатываются в различных сочетаниях в указанных упражнениях и, наконец, повторяются во фразах по рисункам.

При рассмотрении каждого дактильного знака или речевого жеста для лучшего запоминания весьма полезно найти сходство их рисунка с изображенным предметом, действием.

Изучению жестики предшествует знакомство с дактилологией, так как пальцевая азбука быстро усваивается и дает возможность уже после нескольких занятий использовать ее в разговорной практике для свободного общения с неслышащими.

Вначале выполняются упражнения на развитие кисти руки, затем по группам прорабатываются дактильные знаки, далее по образцам дактилируются слова и фразы.

После усвоения всего дактильного алфавита с целью автоматизации, точности и скорости дактилирования упражнения с применением пальцевой азбуки продолжаются в курсе жестики, что обеспечивает также развитие навыков дактильно-жестового перевода.

При использовании пальцевой азбуки следует руководствоваться правилами дактилирования. Вслед за дактилологией и в сочетании с ней дается материал и упражнения на знаки чисел.

Затем для изучения основ жестики в учебное пособие включен, как указывалось выше, минимальный объем речевых жестов — 600 знаков, наиболее простых и часто встречающихся в разговорно-обиходной речи. Они сгруппированы по темам: «Человек», «Семья», «Школа», «Работа» и т. д.

В каждом разделе даются жесты, обозначающие предмет, действие, качество — это поможет активизации жестового словаря.

Речевой жест следует показывать правильно, четко, выразительно, повторять несколько раз, после усвоения употребить в различных сочетаниях, фразах, разговорах, образцы которых приводятся в конце каждой темы.

Словарь-разговорник не может быть освоен без речевой практики, поэтому изучать жестику лучше с собеседником или коллективно. Формы занятий при этом самые различные:

— показ и узнавание речевых жестов,

— беседа путем вопросов и ответов,

— разговор на заданную тему,

— перевод словесного рассказа на жестику,

— перевод жестики устной речью и т. д.

Учебное пособие содержит около 600 жестовых знаков. Значительную помощь обучающимся могут принести упражнения по переводу на жестовый язык небольших текстов, вначале самостоятельно составленных по пройденному материалу.

Но самой лучшей практикой по жесто-мимической речи, естественно, служат беседы с неслышащими, без помощи которых нельзя проверить, а затем и усовершенствовать свои знания по ручной коммуникации.

Начинать практику необходимо с первых дней занятий, поскольку жестика, как и язык слов, формируется в непосредственном речевом общении, которого так ждут наши неслышащие друзья.

Источник: http://i-folders.ru/zanyatie/metod.htm

Ссылка на основную публикацию