Значение — психология

Значение психологии

Значение психологииЗначение - психология

Изучение человека составляет одну из важнейших задач науки, а среди наук о человеке психология занимает одно из первых мест. Изучение психологии, наряду с другими науками, необходимо для выработки научного; материалистического мировоззрения.

Известно, что идеалистическое учение о душе является опорой для всякого рода суеверий и предрассудков. Знание психологии, подлинно научное понимание физиологических основ психики, служит сильным оружием в борьбе с этими суевериями и предрассудками.

Особенно велико значение психологии у нас, в СССР, в эпоху перехода от социализма к коммунизму. Советская психология призвана вооружать знаниями, помогающими бороться с пережитками капитализма в сознании людей, и разрешать задачи коммунистического воспитания нашей молодёжи.

Психология даёт возможность разбираться в психической жизни людей.

Поэтому очень велико значение психологии для всякой работы, связанной с воздействием на людей и требующей уменья учитывать их психическое состояние и понимать их индивидуальные особенности.

А едва ли можно назвать хотя бы одну специальность, в которой человек не сталкивается с необходимостью понимать других людей, разбираться в них и воздействовать на них.

Товарищ Сталин назвал писателей «инженерами человеческих душ». Вряд ли нужно доказывать, насколько полезно для писателя знать законы душевной жизни человека. В известной степени «инженерами человеческих душ» являются и представители других специальностей, в первую очередь педагоги. Для них знание психологии совершенно обязательно.

Необходимо указать также на значение психологии для изучения литературы и истории. Уменье разбираться в психической жизни человека содействует более полному пониманию многих исторических и литературных фактов.

Изучение психологии помогает разбираться в своей психической жизни. Каждый человек знает по себе, как нелегко бывает иногда обозначить словом, описать своё собственное переживание. В то же время уменье назвать, описать своё переживание очень ценно: оно даёт возможность осознать это переживание, понять его и благодаря этому до известной степени овладеть им.

Психология даёт возможность понимать самого себя, знать свои сильные и слабые стороны. А знать себя необходимо для самовоспитания, для работы над собой, над исправлением своих недостатков, над развитием своих способностей.

Знать себя необходимо также для того, чтобы сознательно выбрать такую специальность, такую работу, в которой можно принести больше всего пользы родине и получить больше всего удовлетворения.

Знание психологии помогает правильно организовать умственную работу, в частности учебную работу. Какие приёмы заучивания являются наиболее экономными и ведут к лучшему усвоению знаний? Как организовать упражнения для выработки тех или других навыков? От чего зависит развитие наблюдательности, внимания, мышления? Все эти вопросы относятся к области психологических знаний.

Современная психология делится на ряд отраслей.

Наряду с общей психологией, изучающей закономерности психической жизни взрослого нормального человека, важнейшими отраслями психологии являются: детская психология, изучающая психику ребёнка, и патопсихология (от греческого слова «патос» — страдание), имеющая своим предметом болезненные уклонения в психике людей В психологической науке имеется ряд специальных отраслей, изучающих психическую жизнь в условиях определённых видов деятельности: психология труда, педагогическая психология, военная психология, психология искусства и др.

Источник: https://psyera.ru/znachenie-psihologii_7640.htm

Значение психологии в жизни человека и применение её в маркетинге

Значение психологии в жизни человека и применение её в маркетинге

Министерство науки и образования Украины

Харковський национальный университет

им. В.Н. Каразина.

по психологии и педагогике

на тему «Значение психологии в жизни человека и применение её в маркетинге»

                                           Студентки II курса

                                                      экономического факультета

                                                      заочного отделения

                                                      спец.  маркетинг

                                                      Ехичевой Екатерины  Александровны

Харьков, 2009 г.

В последние годы активно развивается и внедряется во все сферы жизни наука, именующая себя психологией.

Многие из нас покупают книги по психологии, проходят тренинги, посещают семинары, с интересом прислушиваются к комментариям психологов в различных ток-шоу по телевизору, некоторые даже являются завсегдатаями различных психологических форумов в Интернете.

  Спрос на психологические знания растет, а от него не отстает и предложение — на книжных прилавках можно найти издания по любому вопросу. Ставки психологов введены в штатное расписание учебных заведений, предприятий, управленческих структур.

Что же это — очередное веяние моды или необходимость? Мне кажется, что каждый из нас хоть раз задавался вопросом, «а зачем я изучаю тот или иной предмет?» На втором курсе наш «багаж знаний» должен пополниться знаниями в области психологии и педагогики. Так зачем же нам психология? Пригодится ли она нам в жизни или же станет очередной «наукой для общего развития»?

Я считаю, что психология – это одна из немногих наук, где человек пытается изучить сам себя. Многие приходят к этой области знаний для того, чтобы понять себя, объяснить те или иные переживания, чувства.

Каждый человек знает по себе, как нелегко бывает иногда обозначить словом, описать своё собственное переживание. В то же время умение назвать, описать своё переживание очень ценно: оно даёт возможность осознать это переживание, понять его и благодаря этому до известной степени овладеть им.

Психология даёт возможность раскрыть свои сильные и слабые стороны. А знать себя необходимо для самовоспитания, для работы над собой, над исправлением своих недостатков, над развитием своих способностей.

Конечно, некоторые приходят к каким-то выводам сами, но многие черпают информацию из книг и наш жизненный опыт только обогатится, если к нему добавятся научные знания по психологии.

 По своей природе человек – существо социальное. Поэтому неоспорима необходимость умения контактировать с окружающими. Все мы хотели бы понять, чего хотят окружающие нас люди, как лучше с ними ладить, как достичь нужного результата, как правильно выбрать стиль общения.

Тому, кто не владеет подобными знаниями, нередко приходится строить общение как придется, как получится. Отсюда возникает немало конфликтов и противоречий.  А ведь можно было бы достичь максимального результата, приложив минимум усилий. Крылатая фраза гласит: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление».

Как важно предстать в лучшем свете при знакомстве с важным для вас человеком или при приеме на работу. Да и вообще приятно, когда нравишься многим людям и тебя везде хорошо встречают.

  Психология помогает научиться управлять своим эмоциональным состоянием, например, не волноваться на экзамене, а если вдруг все-таки занервничал и забыл — есть способы вспомнить выученный ранее материал (даже есть способ хорошо сдать то, чего не учил вовсе).

Читайте также:  Аффилиация - психология

Психология также приходит к нам на помощь в построении личной жизни. Кроме умения правильно преподнисти себя крайне необходимо умение правильно выбрать брачного партнера, чтобы семья не тормозила развитие человека, а помогала добиться желаемого. В дальнейшем особо важно умение улаживать конфликты, поддерживать благоприятную атмосферу в семье.

Для каждого из нас семья — это эмоциональный тыл, и неблагополучие в ней заметно сказывается на учебе и на работе. Да и сам выбор поля деятельности не проходит без активного учасития психологии, т.к. при выборе профессии необходимо учитывть личные особенности характера, склонности, знать, какие навыки развиты лучше.

Также необходимо умение производить хорошее впечатление, убеждать, поддерживать благоприятную атмосферу в рабочем коллективе.

Знание психологии помогает правильно организовать умственную работу, в частности учебную работу. Какие приёмы заучивания являются наиболее экономными и ведут к лучшему усвоению знаний? Как организовать упражнения для выработки тех или других навыков? От чего зависит развитие наблюдательности, внимания, мышления? Все эти вопросы относятся к области психологических знаний.

Источник: https://vunivere.ru/work20934

Значение психологии

Значение психологииЗначение - психология

Знание есть плод досуга. Члены первобытного общества не имеют времени для накопления знаний: первобытные люди слишком заняты добыванием необходимых средств существования.

Но как только какая-нибудь община накопит известное количество богатств и создаст внутри себя класс людей, имеющих досуг (жрецы, воспитатели детей, принадлежащих к богатым семьям), то желающие приобретать знания получают возможность посвящать этому свою жизнь.

Наука возникает, благодаря любознательности. Присматриваясь к внешнему миру, люди замечают, что он полон явлений, еще не объясненных.

Но мало-по-малу человек заставляет неодушевленную природу обнаруживать свои тайны, открывает законы падения камня, морского прилива и отлива, распределения цветов радуги, — и вот появляется «мать наук» — физика.

Птицы, звери, рыбы имеют свои особые привычки, свое особое строение, наблюдение которых составляет исходную точку зоологии. Как физика и зоология, так и все прочие науки первоначально основываются на анализе.

То, что сначала представлялось простым, после тщательного исследования оказывается сложным и распадается на несколько простых частей; эти последние в свою очередь подразделяются на еще более простые части и т. д.

, пока наконец наука не доходит до своих элементов, т. е. до простейших предметов или процессов, которые уже не могут делиться на более мелкие составные части. Анализ сначала затрагивает предметы внешнего мира.

Как ребенок (история которого в сжатом, сокращенном виде представляет собою историю рода человеческого), получающий первые свои впечатления от окружающих его вещей и предметов и только впоследствии достигающий самосознания и начинающий говорить о себе «я», так и человечество на первоначальной стадии своего развития изучало только внешнюю природу и естественные предметы.

«Разум», говорить Локк, который в данном случае мог бы употребить слово с более широким значением и сказать «душа», — разум или душа, «подобно глазу, видящему окружающие вещи, не сознает сама себя; надо много искусства и труда, чтобы душа, рассматривая саму себя на расстоянии, могла сделать себя предметом своего собственного наблюдения». Предположим однако, что познание природы сделало некоторые успехи, что физик или зоолог собрал значительное количество наблюдений и расположил их в удовлетворительном порядке. Нельзя ожидать, что после этого жажда знания у него исчезнет; ибо чем больше мы знаем, тем больше желаем знать, так как умственный аппетит растет по мере его утоления. Ученый постарается скорее расширить пределы своей науки, открыть новые факты, несходные с теми, какие он уже изучил.

При этом он легко может задать себе следующий вопрос: как я могу открывать какие бы то ни было факты? Факты — одно; человек же, желающий ближе познакомиться с фактами и могущий понять и истолковать их, — другое.

Наш ученый может поэтому прийти к заключению, что стоит присмотреться к самому себе, отнесясь к себе, как ко всякому внешнему предмету. Конечно, для этого потребуется много «искусства и труда»; но цель, какой может достигнуть ученый, достойна этих трудов.

«Каковы бы ни были трудности, сопряженные с этим исследованием, — продолжает Локк, — я уверен, что свет, которым мы можем таким образом озарить нашу душу и сознание, окажется не только очень приятным, но и очень полезным».

Когда исследование это было предпринято, когда был поднять вопрос о различии между самим собою и внешними предметами, то возникла философия, а наряду с философией и психология.

Источник: http://o-psihologii.info/obshee/732-znachenie-psixologii.html

Особенности психологии как науки. Значение психологических знаний для человека

Особенности психологии как науки. Значение психологических знаний для человека

Есть много путей познания мира, мира людей, мира конкретного человека. Среди этих путей является непосредственной, а также культурно обусловлены: мифологический, художественный, научный, религиозный, практический и др. Каждый из культурно обусловленных путей существует в общественно организованных формах. Научный путь исследования человека и мира опирается на институт науки.

Этот путь является достаточно жестко формализованным, с четко определенными требованиями. Исследователь-ученый менее свободен в собственной профессиональной познавательной деятельности, чем исследователь-художник, но тот путь познания бытия, которым он идет, имеет свои преимущества. Эти преимущества касаются характера получаемого знания — обоснованного, логично обусловленного.

Все науки вместе образуют общность, которая базируется на применении научного метода для познания определенной сферы действительности. Отличаются науки прежде всего по той областью бытия (сущему), на которую они направлены и которая дает предмет изучения, а также по методу — тем разновидностью научного метода, который является наиболее родственным с исследуемой реальностью.

Психология — сложное и многоуровневое научное образование, оно существует в научной деятельности многих школ, между которыми не всегда имеется согласие в отношении ключевых вопросов.

Читайте также:  Дыхание и внутреннее состояние - психология

Прежде всего, восходящее, традиционное, наиболее адекватное названии и, наконец, самое простое определение психологии формулируется так: Психология — это учение о душе. Действительно, в переводе с древнегреческого «псюхе» — это душа, «логос» — слово, познание, наука.

Это наиболее общее определение психологии является базовым для создания других определений, определенная часть которых конкретизирует его, определенная часть — отрицает. Поскольку существование души не является наглядным, такое определение вызывает недовольство у некоторых представителей современной психологии, они считают, что традиционное определение не является научным.

В поисках научного определения психологии исследователи выстраивают более сложные конструкции, например: психология — это наука о закономерностях функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Эта формулировка является более подобным научного, однако имеет существенные недостатки.

Во-первых, оно некое «прервано»: не совсем ясно, о чью жизнедеятельность идет речь (видимо, о жизнедеятельность организма — но принадлежит ли биологический организм к предмету психологии?).

Во-вторых, если исследуется некая особая форма жизнедеятельности, то ее особенность следует сравнивать с другими («не особенными») формами того же самого, то есть находить нечто общее в психическом и непсихічному. В-третьих, психика — это не только форма жизнедеятельности. Это целый мир, который взаимодействует с тем-окружающим — миром, что его изучают естественные науки, но взаимодействует на основе собственной автономности как мира.

Особая сложность задача исследователя-психолога заключается в том, что объект, который он изучает и тот инструмент изучения, который он применяет, в определенном смысле является одно и то же. Психолог изучает психику с помощью психики.

В конце концов, без применения психики не могут происходить познавательные действия ни в одной науке, но если представители естественных наук могут свести субъективный момент в знании до допустимого минимума, то психологи от этого момента вивільнятись не могут и не должны.

Психологию нельзя считать природы наукой, хотя метод, благодаря которому она получила самостоятельность, заимствованный им именно из естественных наук. Нельзя его считать и социальной наукой, хотя социум не лежит вне ее научной вниманием.

Психология существует на стыке естественных и социальных наук, но имеет собственное неповторимое поле исследования-психическую реальность (так же и человек не является ни чисто биологической, ни сугубо социальным существом, а представляет собой, прежде всего, отдельный мир — а именно мир психическое).

Итак, особенности психологии как науки обусловлены прежде всего особенностями психической реальности. Из того, что психическая реальность имеет особый статус в человеческой жизни, вытекает и особое значение психологических знаний для человека. Каждый человек является миром и этот мир — психическое.

Он имеет определенные закономерности, что их изучает психологическая наука. Ориентироваться в этом мире — то есть в самом себе — не менее важно, чем ориентироваться в мире внешнем. Человек и окружающий мир — это две бездны, познавать их можно без конца.

Когда кто думает, что он знает себя досконально — это лишь свидетельство того, что этот человек столкнулась с определенными препятствиями в самопознании.

Большой слой бессознательного, в котором хранятся не только собственные психические тайны человека, но и всечеловеческий, в любой момент может эту человека удивить. Этот удивление может быть приятным или неприятным.

Путь жизни человека никогда не напоминает ровную линию, которую можно определить заранее. На этом пути человек встречается с жизненными кризисами.

Эти события для человека имеют больший вес, чем социальные, экономические, политические кризисы, которые влияют на ее психическое жизни лишь опосредованно.

Умение выйти победителем из собственного жизненного кризиса (а оно требует владения своим внутренним миром, возложение на себя ответственности за внутренние последствия своих поступков) является сложным образованием, в котором познавательный аспект играет не последнюю роль.

Источник: https://banauka.ru/2970.html

Значение психологии в жизни человека

Значение психологии в жизни человека

Развитие государственности, вхождение Украины в европейское и мировое экономическое, культурное, коммуникативный пространства обусловливают новый этап в развитии отечественной системы образования.

Современное образование, педагогика пытаются ответить на «вопрос жизни», которое века назад поставил известный отечественный ученый, педагог Н. Пирогов.

Этот вопрос заключается в том, какой должна быть современная человек, какие знания, а отсюда и образование, ей нужны: общечеловеческие или специальные, нам нужно готовить детей к тому, чтобы «быть человеком» или нам нужны только «купцы, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди «.

Для демократического и гармоничного общества не все равно, каким будет специалист с высшим образованием: только высококвалифицированным ремесленником или кроме профессиональной подготовленности, он еще и станет высококультурной, духовной личностью — станет интеллигентом. Каждого человека следует рассматривать не просто как носителя определенной суммы знаний, а как личность, гражданина государства с присущими ему ценностями, нравственностью, интересами. Поэтому таким важным для Украины является вопрос гуманизации образования.

При таком подходе большое значение имеет психолого-педагогическая подготовка студентов. Высокий уровень психологической и педагогической культуры необходимы человеку как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Знание психики других, приобретенные человеком с личного и социального опыта, важные и могут способствовать успешному ориентированию в социальной среде. Однако эти знания систематизированы, неглубокие и недостаточны.

Следствием недостаточного знания себя и других является значительный рост в мире и в нашей стране количества сердечных и невротических заболеваний, конфликтов (бытовых, связанных с профессиональной деятельностью, политических и др.

), большое количество семейных разводов, рост числа самоубийств и др..

Успешность человека в сфере межличностных отношений, профессиональной деятельности, способность противостоять манипулятивным технологиям, ее физическое и психологическое здоровье в значительной степени зависят от уровня психологических знаний и психологической культуры.

Психологическая культура личности (как элемент общей культуры) — совокупность психологических способностей, знаний, умений, навыков, которые помогают успешному самопознанию, самовыражению и самовоспитанию личности, а также успешному общению и взаимодействию в различных социальных группах.

Читайте также:  Счастье рафаэля пулена - психология

Но современный человек как в области личных, так и профессиональных отношений влияет также на других людей, на себя, с целью обучения и воспитания.

Педагогические знания дают возможность научиться ориентироваться в закономерностях, принципах обучения и воспитания, овладеть знаниями о различных формах, методах обучения и воспитания, приобрести навыки анализа проблемных педагогических ситуаций в семье, коллективе и др..

Поэтому Министерство образования и науки Украины и предусмотрело меры обязательной психологической и педагогической подготовки студентов.

Основные понятия и ключевые слова: духовность, интеллигент, гуманизация образования, манипуляция, психологическая культура личности.

Источник: http://estnauki.ru/semeynaya-psihologiya/89-psihologija-i-pedagogika/14537-znachenie-psihologii-v-zhizni-cheloveka.html

Задача психологии. Связь психологии с другими науками

Задача психологии. Связь психологии с другими науками

Психология, изучая сознание человека, обязана выяснить его сущность, законы его протекания и ту роль, которую оно выполняет в различных видах практической деятельности людей.

Мы знаем, что психическое (в том числе и сознательное) отражение деятельности есть функция мозга.

Поэтому задачей психологии является также исследование рефлекторной природы психики вообще и сознания человека в особенности.

Психика развивается. Одной из задач психологии является изучение закономерностей развития психики в животном мире, в истории человеческого общества и у отдельного человека в течение его жизни. Психология призвана выяснить основные стадии развития психики у животных в зависимости от изменения природных условий жизни организмов;

изучить, как возникло сознание людей и как оно изменялось в течение исторической жизни общества; исследовать закономерности развития психики детей в условиях их воспитания.

Сознание человека имеет сложное строение. Специальной задачей психологии является выяснение структуры сознания и вместе с тем детальное изучение определенных форм его проявления — психических процессов, психических состояний и психических свойств личности.

Одна из существенных задач психологии — исследование психологической стороны различных видов деятельности человека.

Все эти задачи психология решает в тесном содружестве с другими науками. Она использует данные многих наук и вместе с тем сама обогащает эти науки.

Здесь вы можете прочитать о  методах психологии

Психология человека и ее связь с наукой  философия

Прежде всего психология тесно связана с философией — диалектическим и историческим материализмом. Философия изучает наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления.

Психология опирается на эти законы в понимании психики животных и сознания человека. С другой стороны, философия использует научные достижения психологии для своего развития. Когда В. И.

Ленин перечислял науки, из которых должна сложиться диалектика и теория познания, он в числе других отраслей знания указал и психологию.

Психология непосредственно связана с анатомией и физиологией, и особенно с физиологией высшей нервной деятельности. Законы работы больших полушарий головного мозга объясняют физиологические механизмы отражательной деятельности животных и человека. Без опоры на эти законы невозможно материалистическое понимание психики.

Психологию часто относят к педагогическим наукам, и это не случайно: данные психологических исследований о развитии детей в процессе обучения и воспитания являются одним из важных источников теорий педагогики и частных методик, т. е.

методик преподавания различных учебных предметов — математики, физики, истории, географии, языка и т. д.

Конечно, психология, особенно детская и педагогическая, в свою очередь использует педагогические знания об общих закономерностях процесса обучения и воспитания детей.

Психология взаимно связана с такими науками, как логика, языкознание, литературоведение, искусствоведение, кибернетика. Психологи Б своих исследованиях используют данные биологии, антропологии и истории материальной культуры.

Значение науки психология в деятельности человека

Из сказанного видно, насколько велико значение психологии в системе научного знания современного общества. Но психология имеет и большое практическое значение, особенно в работе учителя.

Она вооружает педагога знанием возрастных особенностей психического развития детей от рождения до зрелости, а это служит необходимым условием правильной организации воспитания и обучения детей на разных возрастных ступенях.

Знание психологии помогает учителю успешно осуществлять умственное развитие учащихся и воспитывать у них общественно ценные свойства личности: познавательные интересы, склонность к труду и творчеству, коммунистические убеждения и идеалы, лучшие черты характера. Индивидуальный подход к учащимся невозможен без понимания психологических особенностей каждого из них.

Знание психологии необходимо нам и для самовоспитания. Научное объяснение таких явлений психики, как внимание, память, мышление, характер, способности, помогает человеку, особенно молодому, в совершенствовании ценных качеств своего ума, воли, характера.

В период развития страны психология призвана всемерно содействовать своими исследованиями решению важнейшей задачи всестороннего развития личности человека.

Процесс изучения науки психология в различных областях деятельности человека

Потребность использования психологических знаний в разных областях жизненной практики привела к развитию нескольких отраслей психологии. Каждая отрасль изучает психику человека в конкретных условиях его жизни и деятельности. Детская, или возрастная, психология изучает закономерности развития психики на разных ступенях формирования ребенка.

Педагогическая психология занимается изучением психической деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания. Психология труда изучает психику человека в процессе трудовой деятельности применительно к особенностям профессии.

Ее интересуют психологические вопросы организации труда, рационализации трудовых операций, повышения производительности труда и т. п.

В последние годы быстрый научно-технический прогресс вызвал к жизни новую отрасль психологии — инженерную психологию, которая изучает вопросы, связанные с деятельностью человека, стоящего у пульта управления автоматизированного предприятия.

Психология искусства изучает процесс восприятия художественных произведений и процесс художественного творчества.

Существуют и такие отрасли психологии, как медицинская психология (патопсихология), психология спорта, военная психология, криминальная психология, зоопсихология и др.

В настоящее время создаются еще новые отрасли психологии — космическая психология и социальная психология, у которых богатое будущее.

Космическая психология изучает особенности психической деятельности космонавта в процессе его работы — при подготовке к полету в космос и в космосе.

Социальная психология вызвана необходимостью изучать психологические особенности различных социальных групп, слоев и классов, психологию взаимоотношении личности и коллективов и др.

Психическая деятельность человека

Методы психологии

Источник: http://net22.ru/zadacha-psixologii-svyaz-psixologii-s-drugimi-naukami/

Ссылка на основную публикацию