Знание — психология

Удивительные преимущества знания психологии

Знание - психология

Нужна мотивация, чтобы изучать психологию? Если так, прочитайте эту статью, чтобы узнать о многочисленных преимуществах изучения психологии, которые могут быть применены в повседневной жизни.

Поведение человека является сложным, и это может быть и интересно, а также полезно узнать причины, побуждающие к определенному поведению. Изучение психологии даст вам лучшее понимание людей, и вы сможете увидеть, что вы можете использовать эти знания в ситуациях повседневной жизни. Кроме того, области психологии открывают многочисленные возможности.

Психология дает представление о сложной работе человеческого сознания. Если этого недостаточно, давайте взглянем на некоторые преимущества обучения психологии.

Лучше понимать себя

Давайте будем честны, кто не заинтересован в понимании себя лучше? Мы все в тот или иной момент проходим личностные тесты в журнале или на сайте, чтобы понять работу нашего сознания и психики. Нет лучшего способа понять себя, чем через знания психологии.

Вопросы вроде «Почему вы чувствуете это, когда вы делаете …?», «Почему вы ведете себя именно таким образом?» и «Как вы стали человеком, которым вы являетесь сегодня?», все можно понять через понимание психологии. Разве это не удивительно? Как только вы поймете свое поведение, можно соответственно работать над ним.

Кроме того, это может помочь вам эффективно бороться с негативными эмоциями.

Повышенная способность сопереживать другим

Большинство проблем между людьми возникают оттого, что они не понимают друг друга. Они просто не могут понять точку зрения другого человека.

Психология помогает понять, почему люди думают, что они делают и каковы причины их реакции. В результате, вы способны сопереживать людям.

Вы можете не соглашаться с ними, но когда вы видите причину их убеждения или точку зрения, вы сможете лучше понять их.

Большая адаптивность в социальных группах

С повышенной способностью сопереживать другим, вы сможете лучше адаптироваться в любой социальной группе, будь то в школе, колледже, на работе или в других общественных группах, где есть разные типы людей.

Много времени, вы можете чувствовать себя неуместным в одной или нескольких из этих групп потому, что вы не можете соотнести себя с другими. Когда мы понимаем, что есть много других, подобных нам, мы сможем лучше адаптироваться.

Работа в команде имеет большое значение в большинстве профессий, а знание психологии поможет в создании командного духа.

Улучшение навыков общения

Психология объясняет, как люди общаются и что работает лучше всего. Поняв это, вы можете использовать соответствующие жесты и метод, который поможет вам улучшить свои навыки общения и сделать его более убедительным и эффективным.

Понимание психологии человеческого общения также сделает его легким для вас, чтобы избежать ошибок, которые приводят к нарушению связи. Результатом улучшения коммуникативных навыков являются более здоровые отношения с людьми.

Более того, в некоторых профессиях, как в продажах; где задействованы человеческие ресурсы, СМИ и многих других, где общение является ключевым, знание психологии может оказаться особенно полезным.

Улучшение навыков решения проблем

Знание психологии также поможет вам в более эффективном решении повседневных проблем. Когда у вас есть понимание того, как люди могут реагировать в определенной ситуации, вы можете разобраться в сложившейся ситуации с более выгодной стороны.

Более того, понимание своего собственного мышления, так же психология поможет вам справиться с проблемами, не теряя самообладания. Вы будете анализировать ситуацию и справитесь с ней успешнее чем, если бы вы не имели знаний в области психологии.

Лучшее понимание людей

Психология позволяет лучше понимать людей, смотреть на них в новом свете с более широкой точки зрения. Это поможет вам понять иррациональные эмоции и реакции человека.

В результате этого не только ваши отношения с ними улучшатся, но и вы будете в состоянии помочь им с их эмоциональными потрясениями.

Вам не нужно быть профессиональным психологом, чтобы помогать людям с их проблемами, вы можете использовать свои знания, чтобы помогать друзьям и семье и, конечно же, в первую очередь себе.

Возможности для карьерного роста

Существует множество возможностей для людей, обладающих знаниями в области психологии.

Карьеры в психологии – спортивный психолог, педагог-психолог, психолог-криминалист, психолог по конфликтам и т. д.

Если корпоративный мир очаровывает вас, есть большой спрос на организационных психологов. Вы так же можете совместить свои знания психологии с другой профессией и стать еще более успешным.

https://www.youtube.com/watch?v=1r-ueS4vmxc

Это были некоторые преимущества обучения психологии; в следующий раз, когда вы не поймёте чье-то странное поведение, вы, возможно, захотите рассмотреть вопрос об оказании психологической помощи.

Записаться на консультацию Вы можете с помощью формы обратной связи

Источник: http://Pendelson.ru/cognition/articles/97-about-psy/188-knowledge-of-psychology.html

Психология как наука. Специфика психологического знания. Отрасли психологии | Учеба-Легко.РФ — крупнейший портал по учебе

Психология (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах в психике людей и животных.

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает » psyche » — душа, » logos » — наука, учение, то есть — «наука о душе». Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями.

В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древнегреческих философов возникают в процессе практического познания человека, в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии.

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи.

Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого.

Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Психология — наука о психике. Психика – (как объект психологии) — свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

Область психических явлений – обычно понимаются факты субъективного, внутреннего опыта, м.б. сознательными и бессознательными. Но это и вся область от отражения простейшими животными отдельных свойств окружающей среды до сознательного представления сложных связей природного и социального мира, в которой живет человек.

Связана с общей психологией.

Психология — наука, изучающая психическую, «душевную» жизнь, как особую реальность. Она характеризует особенности конкретного индивида (св-ва психики, сознания как человека вообще), как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений, предпочтений, черт характера.

Связана с дифференциальной психологией.

Т. о., психология как наука, это:

  • Знание о психике субъекта
  • Знание о психологии субъекта

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных.

Отрасли психологии, области исследований и психологической практики формируются на основе следующих критериев:

1) предмет, с которым они связаны;

 2) связи с другими отраслями знания;

 3) общие или частные проблемы, которые они изучают;

 4) методы, которые они используют.

Общая психология изучает общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека. В рамках общей психологии изучаются общие закономерности познавательных, эмоциональных процессов и процессов регуляции деятельности, а также психические состояния человека.

Нередко в качестве отдельной отрасли фундаментальной психологии выделяют психологию личности, которая занимается изучением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей характера, мотивации, самосознания.

Дифференциальная психология (или психология индивидуальных различим изучает индивидуально-психологические особенности людей, их темперамент, характер, способности, личностные свойства.

Психофизиология изучает взаимосвязь психических явлений с работой организма, с деятельностью нервной системы. Особый научный интерес в рамках психофизиологии представляет исследование физиологических механизмов деятельности мозга, в результате которых возникают психические процессы, состояния, качества человека.

Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций. Специалисты по нейропсихологии исследуют нейронные процессы в головном мозге человека, которые лежат в основе восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания, эмоций.

Социальная психология изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, понимание людьми друг друга, межличностные отношения и воздействие людей друг на друга.

Психология развития (или возрастная психология) изучает общие закономерности развития различных психических процессов и личностных качеств человека, В рамках психологии развития выделяется детская психология, подростковая психология, психология юношеского возраста, психология взрослого человека, геронтопсихология (психология старости).

В качестве отдельной отрасли научной психологии выделяется психология аномального развития (или специальная психология), которая изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития. Психология аномального развития включает в себя несколько разделов.

Олигофрено-психология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга. Сурдопсихология изучает психологию развития ребенка при серьезных дефектах слуха. Тифлопсихология изучает психологию развития слабовидящих и незрячих детей.

Патопсихология изучает болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях.

Зоопсихология изучает психику животных, врожденные и приобретенные формы их поведения. Сравнительная психология занимается сопоставлением психики животных и человека.

Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся:

Читайте также:  Сомнения и колебания - психология

педагогическая психология;

медицинская психология;

психология искусства;

психология религии;

психология семьи и др.

Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания человека. К разделам педагогической психологии относятся психология обучения и воспитания, психология учителя, а также психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

В рамках педагогической психологии изучаются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выявляются психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, формирование мышления у учащихся, изучаются проблемы взаимоотношений учащихся друг с другом, а также с педагогами и родителями, исследуются индивидуально-психологические различия учащихся, особенности учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, психические проявления болезней, роль психики в возникновении и протекании болезней, в их лечении, а также в предупреждении болезней и укреплении здоровья.

Юридическая психология занимается приложением психологических знаний к изучению психологических проблем юридической практики. Подразделяется на криминологическую, судебную и пенитенциарную (или исправительную) психологию.

Экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты по экономической психологии исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы. Важное место в экономической психологии занимает психология торговли, которая изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов.

Психология труда — это знания о психологических особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной организации труда (НОТ).

В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью, закономерностей формирования трудовых умений и навыков, выяснение влияния производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека.

Психология труда включает в себя целый ряд отраслей психологического знания: инженерная психология (психология деятельности человека-оператора за пультом управления машиной), авиационная психология, космическая психология, транспортная психология, психология торговли, военная психология и др.

Политическая психология изучает психологические основы политических процессов, происходящих в обществе. Наиболее важные разделы этой отрасли психологии — психология пропаганды и агитации, проблемы имиджа политического деятеля и власти, изучение массовых социально-психологических процессов.

Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства эффективного процесса тренировок, а также психологические проблемы, связанные с соревнованиями.

Психология искусства исследует закономерности творческой деятельности писателей, поэтов, художников, музыкантов, актеров и режиссеров, психологические механизмы создания ими произведений искусства. Изучаются также особенности процесса восприятия и понимания людьми произведений искусства, разрабатываются психологические вопросы эстетического воспитания.

Психология религии — направление исследований психологических проблем религиозного сознания, представлений и чувств верующих людей, а также религиозных традиций, обрядов, культов.

Психология семьи занимается изучением психологических вопросов формирования семьи, анализом межличностных, интимных, экономических, хозяйственно-бытовых отношений супругов, взаимоотношений родителей и детей в семье, стилей семейного воспитания.

Источник: http://uclg.ru/education/psihologiya/lecture_lec_psihologiya_kak_nauka__spetsifika_psihologicheskogo_znaniya__otrasli_psihologii.html

«Знание психологии усложняет жизнь, но применение психологии делает жизнь ярче и богаче»

С 1 по 3 февраля прошла Зимняя школа для абитуриентов магистратуры факультета психологии НИУ ВШЭ.

День первый

Зимняя школа состоялась в одном из подмосковных пансионатов, но перед тем, как отправиться туда, участники — около сорока человек из многих регионов России и стран СНГ — побывали на самом факультете психологии.

Взяв на себя роль гидов, преподаватели факультета Зарина Лепшокова и Екатерина Осипова (сотрудницы Международной научно-учебной лаборатории кросс-культурных исследований и одновременно преподаватели магистерской программы «Прикладная социальная психология») помогли абитуриентам ознакомиться с кафедрами и научными лабораториями, лекционными и семинарскими аудиториями, тренинговыми и компьютерными классами. Затем об истории факультета психологии, его образовательных программах, ближайших и перспективных планах рассказали научный руководитель факультета Владимир Шадриков и и.о. декана Владимир Штроо.

В пансионат участники Школы приехали ближе к вечеру 1 февраля. Прежде всего, важно было прояснить целевые установки и ожидания и выбрать интересующие направления подготовки, чтобы записаться на участие в мероприятиях следующего дня работы Школы.

Поэтому, поселившись в комфортабельных номерах, абитуриенты собрались в главном зале пансионата, где и состоялось основное событие дня — взаимное знакомство, проведенное преподавателями кафедры психологии личности и одновременно двух ее магистерских программ — «Исследование, консультирование и психотерапия личности» и «Персонология и экзистенциальная психотерапия» — Анной Пауковой и Еленой Станковской.

Также участникам предстояло сделать выбор между измерениями и психоанализом: между программами «Измерения в психологии и образовании» (совместная программа с Институтом развития образования ВШЭ) и «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование», знакомство с которыми открывало следующий рабочий день Школы.

День второй

Перед теми, кого заинтересовала возможность применить психоаналитический подход в бизнес-консультировании, выступил руководитель программы Андрей Россохин.

Слушатели Школы узнали, что это первая и единственная программа в России, направленная на профессиональную подготовку магистров в области как клинического, так и прикладного психоанализа, в равной степени сочетающая в себе теоретическое и практическое, клиническое и психоаналитическое бизнес-образование.

Андрей Россохин особенно подчеркнул практическую ориентацию магистерской программы, представляющей собой скорее один большой мастер-класс, чем привычное университетское обучение.

На факультете психологии ВШЭ создается Центр психоанализа и психологического консультирования, который станет базой для постоянной практики бакалавриата и магистратуры.

Для проведения мастер-классов привлекаются руководители и топ-менеджеры ведущих отечественных и зарубежных кампаний, а будущие магистры будут проходить практику в качестве психоаналитически ориентированных консультантов в их компаниях.

Презентация Андрея Россохина быстро переросла в живую дискуссию, слушатели задавали множество вопросов, в том числе, о роли психоанализа в бизнес-консультировании, о перспективах психоанализа в России, о различиях между бизнес-консультированием и коучингом.

После общего рассказа о программе у «школьников» была возможность больше узнать о психоаналитически-ориентированном коучинге (об этом рассказала преподаватель Марина Мусатова) и психоанализе финансов и финансового поведения (доцент Виталина Чибис), а также попробовать проработать свои личные истории в формате психоаналитически-ориентированной психодрамы, проведенной: заместителем заведующего кафедрой психоанализа и бизнес-консультирования Светланой Федоровой.

Особым событием для слушателей стал мастер-класс одного из видных представителей новой бизнес-элиты, генерального директора компании «Свеза» (входящей в «Северсталь-групп») — Андрея Кашубского, сумевшего найти рецепт успеха в альянсе психологии, психоанализа и бизнеса, чем он охотно делился с присутствующими.

Его мастер-класс «Как стать лидером?» достаточно быстро превратился в брифинг, гостя забросали вопросами о ключевых компетенциях лидера, о психоаналитическом бизнес-консультировании, трендах программ развития лидерства, об уровне психологической культуры российских менеджеров.

Основываясь на собственном опыте работы с психоаналитическим коучем, Андрей Кашубский рассказал о важности новой магистерской программы для современных и динамично развивающихся компаний и их руководителей.

Бизнес ждет новое поколение профессионально подготовленных психоаналитических бизнес-консультантов и рассчитывает, что они будут способствовать развитию организаций, их сотрудников и руководителей, отметил Кашубский.

Параллельно с этим вторая группа участников в рамках презентации магистерской программы «Измерения в психологии и образовании» знакомилась с принципами проведения измерений в образовательных программах, особенностями компьютерного тестирования, инструментами оценки персонала в организациях, различиями в тестировании нового типа (на примере ЕГЭ) и традиционными экзаменами.

День «измерений» открылся приветственным словом соруководителя магистерской программы Юлии Тюменевой.

Это первая и пока единственная в России программа, где предлагается современная, разработанная по стандартам аналогичных программ американских университетов, подготовка специалистов в области разработки тестов.

«Школьники» узнали, что происходит в мире тестологии в нашей стране и за рубежом, а также в каких областях востребованы специалисты этого профиля.

Более глубокое погружение участников в «измерения», проходило с опытным «ныряльщиком» Дмитрием Аббакумовым, студентом 2 курса магистратуры. На его мастер-классе удалось заглянуть по другую сторону экрана компьютера и изучить анатомию компьютерного тестирования. Известно, что в наше время компьютерное тестирование становится все более популярным.

А как генерируются варианты теста? Какой путь проходят ответы испытуемого прежде, чем превратиться в отчет, выводимый на экран монитора? Как компьютер подбирает индивидуальные задания для каждого испытуемого? А какая математическая модель отвечает за валидность и объективность теста? Что ждет компьютерное тестирование в XXI веке? Эти, а также многие другие вопросы были рассмотрены на лекции Дмитрия Аббакумова.

На мастер-классе преподавателя программы Евгения Осина участники ознакомились с основными направлениями современных исследований в психологии.

Как сосуществуют сегодня качественные и количественные методы? Что предпочесть — тест или интервью? Тема оказалась волнующей и вызвала бурное обсуждение, но чем больше становилось известно, тем больше вопросов возникало у участников мастер-класса.

И очень логичным оказался плавный переход к групповой дискуссии, в рамках которой обсуждались особенности традиционного экзамена и активно внедряемого сегодня единого тестирования.

В процессе дискуссии, которую вела доцент Елена Карданова, участникам была предоставлена возможность найти ответ на вопрос, что же все-таки лучше: тест или традиционный экзамен? Участники Школы, разделились на две команды и подготовили выступление в защиту своей позиции.

Одним из наиболее долгожданных для слушателей Зимней школы оказался мастер-класс «Оценка персонала в организации», который совместно представили студенты второго курса магистратуры Анисья Ярёменко и Дмитрий Аббакумов.

«Школьникам» представилась возможность не только поучиться созданию карты компетенций и использованию эффективных методов оценки персонала, но и «создать» идеального специалиста по измерениям и примерить на себя его «пиджачок».

Завершился день общешкольным просмотром и обсуждением актуальной кинокартины о социально-психологических закономерностях возникновения протестных социальных групп.

День третий

О психологии в бизнесе участники Школы смогли узнать от ведущих преподавателей-практиков, имеющих богатый опыт психологической работы с бизнесменами, с организациями и с запросами рынка в целом.

Дискуссия об основных психологических проблемах бизнес-организаций, во время которой соруководитель программы, заведующая кафедрой теории организаций Наталья Иванова поделилась опытом работы с поступающими к ней запросами от бизнесменов, сменилась мастер-классами Елены Бескинской по специфике проведения ассессмент-центров и Виктории Белоусовой о роли коучинга в сопровождении бизнес-процессов. Для знакомства с научно-исследовательской составляющей магистерской программы у участников была возможность при профессиональной поддержке преподаватель Андрея Ловакова и Владимира Штроо проанализировать типичные ошибки в проведении организационно-психологических исследований. Завершилась презентация программы «Психология в бизнесе» тренингом одного из наиболее востребованных навыков в бизнесе — тренингом делового общения.

Презентацию магистерской программы «Исследование, консультирование и психотерапия личности» провел ее руководитель Александр Орлов. Сначала он познакомил участников Зимней школы, ориентированных на консультативную и психотерапевтическую работу, с преподавателями программы: Вениамином Колпачниковым, Еленой Кирилловой и Анной Пауковой.

Читайте также:  Принцип "запрещено все, что не разрешено" - психология

Сама презентация была оформлена как путешествие участников по страницам веб-ресурса магистерской программы. Значительное внимание было уделено специфике магистерской программы — ее ориентации на человекоцентрированный подход (Person-CenteredApproach), разработанный крупнейшим психологом и психотерапевтом XX века Карлом Роджерсом.

Многочисленные вопросы слушателей  были связаны прежде всего с партнерством магистерской программы с Центром изучения человека, США, Всемирной ассоциацией человекоцентрированной и экспириентальной психотерапии и консультирования, Великобритания, Московской службой психологической помощи населению и Обществом человекоцентрированного подхода, Россия.

Дальнейшая работа была построена как череда тематически разнообразных практических занятий — мастер-классов, проводившихся под руководством преподавателей магистерской программы «Исследование, консультирование и психотерапия личности».

 В рамках мастер-класса по психологическому контактированию участники Школы могли познакомиться сразу с тремя преподавателями магистерской программы.

Старший преподаватель Елена Кириллова сначала рассказала, а потом и продемонстрировала пре-контакт — начальную стадию установления психологического контакта между клиентом и консультантом (психотерапевтом).

Доцент Вениамин Колпачников провел занятие, в процессе которого у участников была возможность побывать и консультантом (психотерапевтом), и клиентом, поучаствовать в общей сложности в 8 двухминутных мини-сессиях, качество психотерапевтического слушания в которых модерировалось ведущим — в результате все участники работы на своем опыте почувствовали и поняли, насколько важными в консультационной (психотерапевтической) работе являются установки и мотивации слушающего. Профессор Александр Орлов рассказал об основных зонах контакта клиента и консультанта (психотерапевта), а также о связи этих зон контакта с эффективностью консультационной (психотерапевтической) работы.

Во второй половине дня старший преподаватель Елена Кириллова провела мастер-класс, посвященный специфике психотерапевтического высказывания.

Она рассказала участникам о своем диссертационном исследовании и его результатах, а затем наглядно продемонстрировала особенности интенционального состава психотерапевтического высказывания, а также возможности авторской диагностической методики интент-анализа психотерапевтического дискурса для исследовательской и супервизионной работы. Продолжился день мини-конференцией о возможностях раскрытия творческого потенциала в психотерапии, построенной в форме обсуждения презентаций, докладов и сообщений участников Зимней школы.

Завершил насыщенную программу дня мастер-класс профессора Александра Орлова и преподавателя Анны Пауковой, посвященный онтопсихологическому и процессуальному способам психотерапевтической работы со сновидениями.

В ходе этого мастер-класса участники не только узнали об этих способах, но и смогли увидеть специфику этих форм работы с материалом сновидений на примере двух психотерапевтических сессий с участниками-волонтерами.

Практическая работа оказалась настолько захватывающей, что ее обсуждение вышло за рамки отведенного времени и было продолжено за вечерним чаем.

День четвертый

В завершающий рабочий день Школы ее участники смогли познакомиться еще с двумя магистерскими программами факультета психологии: «Прикладная социальная психология» и «Персонология и экзистенциальная психотерапия».

Занятия, посвященные магистерской программе «Прикладная социальная психология», начались с презентации руководителя программы, профессора Надежды Лебедевой, во время которой можно было подробно обсудить вопросы поступления, трудоустройства выпускников, преимуществ программы.

Далее координатор программы, доцент Александр Татарко провел мастер-класс «Элементы кросс-культурного менеджмента» — обсуждались сase-studies из сферы управления международной организацией. Все случаи были взяты из личного профессионального опыта автора мастер-класса.

У участников была возможность поработать в мини-группах и оценить, какие социокультурные факторы необходимо принимать во внимание в сфере управления, организации и менеджмента международных компаний. Автором второго мастер-класса «Психологический анализ рекламы» была преподаватель магистерской программы «Прикладная социальная психология», профессор Алла Купрейченко.

Абитуриенты магистратуры познакомились с основными психологическими проблемами создания рекламы и приобрели уникальный практический навык самостоятельной оценки эффективности рекламных продуктов.

Вторая половина дня состояла из практикума и групповой дискуссии по просмотренным видеоматериалам. Видеосюжеты, подготовленные командой Международной Лаборатории социокультурных исследований, послужили предметом социально-психологического анализа.

Российско-австрийская магистерская программа «Персонология и экзистенциальная психотерапия» вначале была представлена ее соруководителем, профессором Еленой Старовойтенко.

Она рассказала об уникальном сочетании в содержании данной программы теоретических и практических разработок Московской школы персонологии и Венской школы экзистенциального анализа.

Программа рассчитана на тех, кто интересуется современной психологией личности, экзистенциальной психотерапией и консультированием, а также желает приобрести опыт самопознания и развивающего общения в группах.

В качестве достоинства программы было отмечено партнерство с Венским Международным обществом экзистенциального анализа и логотерапии GLE-International, президентом которого является соруководитель магистерской программы Альфрид Лэнгле.

На мастер-классе выдающегося консультативного психолога, ординарного профессора НИУ ВШЭ Вадима Петровского, «школьникам» было предложено поразмышлять о любви и разных уровнях ее проявления с учетом анализа явных и скрытых транзакций, происходящих между партнерами.

Философские и феноменологические темы решимости, согласия с собой, принятия себя поднимались в групповой дискуссии под руководством Владимира Шумского и Елены Уколовой, одним из выводов которой стало понимание того, что «знание психологии вначале несколько усложняет жизнь, но затем применение этих знаний на практике делает жизнь ярче и богаче».

Возможность применить психологические знания о мужском и женском началах, присутствующих во внутреннем мире каждого человека, представилась в процессе анализа видеофрагментов кинокартины «Орландо», модерируемого Анастасией Исаевой, а также в процессе разбора наиболее частых запросов, с которыми обращаются современные россияне к психологу-консультанту и психотерапевту. То, что знание психологии делает жизнь ярче и богаче, удалось доказать и в ходе экзистенциального анализа личного опыта переживания любви и эротики, которым делились участники Зимней школы на мастер-классе Владимира Шумского, Елены Уколовой и Елены Станковской. Практическая работа и опыт самопознания были настолько захватывающими, что рабочий день участников завершился гораздо позже намеченного.

В целом четыре дня интенсивной работы, по признанию некоторых из слушателей Зимней школы, открыли для них столько возможностей в психологии как науке и практике, что отчасти выбор собственного направления даже несколько усложнился. Но в одном участники Школы не сомневаются — что скоро увидят друг друга и ставших уже «своими» преподавателей на студенческой Олимпиаде, а затем, если все сложится, — и на занятиях в магистратуре Вышки в следующем учебном году.

Источник: https://www.hse.ru/news/admission/47530297.html

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Эссе на тему «Зачем мне знание психологии»

психология семейный детский проблема

Задав самой себе вопрос для чего же мне нужна психология, я задумалась.

Ведь психология вошла сегодня в плоть и кровь людей, в жизненные установки, менталитет, в повседневный быт, речевую деятельность каждого из нас. Наша речь насыщена психологическими терминами.

Психология несет знания о мотивах поведения людей, о внутренней, скрытой жизни человека, о побуждениях к действию, о его воле и безволии, о способности сохранить свой статус, человеческое достоинство в самых неблагоприятных условиях, то, что является отличительной особенностью человека.

В поиске ответов на основные вопросы бытия наши предшественники оставили нам не одни только ошибки и заблуждения, но и гениальные прозрения и открытия. Они оставили не только ответы, но и много вопросов.

На одни из них со временем были найдены ответы, на другие ответов нет, как и две тысячи лет назад.

Сами взгляды на предмет психологии — душу — неоднократно менялись на протяжении минувших столетий. Платон полагал, что душа — это идея, она постоянна, неизменна и бессмертна, что она существует вне тела и, соединяясь с ним, оживляет мертвую материю.

Его ученик Аристотель учил, что душа присуща всем живым организмам, включая растения. По Демократу, душа материальна, состоит из атомов и смертна. Психологические знания стали необходимым компонентом современной культуры, и значение их будет возрастать.

Мы живем в исключительно напряженное время. Все большее количество людей не выдерживают этого напряжения.

Катастрофически растет число нервно- психических заболеваний, преступников, алкоголиков, наркоманов, разводов, катастроф, самоубийств (в том числе среди детей и подростков!).

А те, кому удается удержаться от срывов, «принимают удар на себя» в виде сердечно- сосудистых заболеваний, синдрома хронической усталости, бессонницы и неврозов.

Нашему обществу остро не хватает психологической культуры отношения к себе, к другим, к работе.

Ведь что значит психологическая культура в отношении самого себя, других? Это значит умение индивидуума правильно осознавать и оценивать в первую очередь себя, окружающее общество, мир. Ведь если ты знаешь свои психологические особенности, то проще и решить возникнувшие проблемы.

Зачастую психологические знания у нас откладываются уже на бессознательном уровне. Потому что некий жизненный опыт мы складываем в свои ячейки памяти и уже осознанно используем в дальнейшем.

Жизнь сама по себе очень часто предоставляет возможность накапливать знания психологии. Мы начинаем разбираться в себе, в людях, в ситуациях- и именно поэтому начинаем читать книги по психологии, размышлять, разговаривать. Знания нам эти нужны для построения отношений с родными, коллегами, друзьями, детьми. И также очень важно умение помочь в трудной ситуации хотя бы правильным словом.

Так же есть ряд профессий в которых необходимы азы психологии. Это те профессии когда напрямую идет общение с человеком.

Так же часто психологические приемы помогают нам наладить контакт с человеком. Например, используя прием, когда «подстраиваешь свои интонации, жестикуляцию» под собеседника для наиболее успешного решения вопроса.

В семейной психологии такие знания и навыки нам нужны чтоб уметь сглаживать острые углы, уметь идти на компромисс, в конце концов просто понимать слова и действия своего партнера.

Изучать детскую психологию мы конечно, чаще начинаем, когда появляются свои дети. Эти знания нам необходимы, что бы понимать почему так а не иначе поступил наш ребенок, зачем ему это? Умение понимать его психологический возраст и проблемы, связанные с воспитанием на том или ином этапе его жизни. И вот когда у нас появляются дети, мы еще больше начинаем понимать родителей.

Читайте также:  Искатели счастья - психология

В общении с окружающими людьми тоже нужно уметь применять те знания, уметь эмоционально «разгружаться», а не выливать свое «помойное ведро», набитое негативными эмоциями на головы окружающих (зачастую ни в чем не повинных ) людей.

Таким образом, можно подвести итог. Психология нам нужна для того чтобы познать себя и может быть отчасти мир. Мы живем в то время, когда нам необходимы эти знания, ведь не зря их копили для нас много веков. И это нам поможет в некотором роде «разгрузить» себя и хотя бы своих близких.

Понять и помочь кому-то, не просто для галочки, а потому что ты можешь это сделать.

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=510633

Психологические знания в жизни людей

Где и как применяются психологические знания в сфе­ре образования.Образование явилось одной из первых обла­стей, где стали сознательно и целенаправленно применяться психологические знания.

Не случайно поэтому психология как учебная дисциплина давно стала обязательной при под­готовке работников образования. Впервые это произошло в начале XX в. в США. Во второй половине XX в. в высших учебных педагогических заведениях России изучалось уже не менее четырех обязательных психологических дисциплин.

Это — общая психология, психология развития, педагогиче­ская психология и социальная психология.

Приведем лишь некоторые иллюстрации к использова­нию психологических знаний в современном образовании.

Для того, например, чтобы точно определить цели и содер­жание образования, надо знать не только задачи, которые общество ставит перед системой образования, но и возмож­ности человека по освоению соответствующих знаний.

Ме­тоды обучения должны учитывать индивидуальные осо­бенности учащихся, позволять им не только успешно осва­ивать предлагаемые знания, но и психологически разви­ваться. Эти требования касаются и подбора учебной лите­ратуры.

Учителю психологические знания необходимы для того, чтобы он мог успешно обучать детей, а также, понимая их психологию, находить индивидуальный подход к каждому ребенку, рассчитанный на то, чтобы максимально помочь ему в психологическом развитии.

Как используются психологические знания в медици­не.

Медицинская практика, связанная с предупреждением, диагностикой и лечением различных заболеваний, пожалуй еще раньше, чем образование, оказалась самым тесным об­разом связанной с использованием психологических знаний. С древнейших времен было замечено, что успешность лече­ния прямо зависит от того, поверит ли больной в возможно­сти врача, в излечимость его заболевания.

На протяжении нескольких тысячелетий тело и душу че­ловека лечили не только медики, но и представители различ­ного рода вероучений, например с помощью разного рода культов, обрядов.

Все они активно использовали знания о психологии человека и оказывали психологическое воздейст­вие на него, с тем, чтобы избавить от разного рода недугов, переживаний. Более того, начиная с XVIII в.

некоторые вра­чи стали добиваться даже официального признания в меди­цине методов психологического воздействия на человека с помощью внушения, гипноза именно как методов терапии или лечения различных заболеваний и к началу XIX в. доби­лись этого.

В XIX в. возникла и получила распространение психоте­рапия как практика использования психологических знаний и методов для лечения не только нервных и душевных, но также органических заболеваний. В XX в.

получение науч­ных и практических психологических знаний стало обяза­тельным для врача, правда, несколько позднее, чем в сфере образования для учителя.

Сейчас, например, во всех меди­цинских вузах России преподают такие психологические ди­сциплины, как клиническая психология1, нейропсихология, патопсихология и ряд других.

1 Клиническая психология — это отрасль психологических знаний, касаю­щихся нарушений психики при различных заболеваниях, способов их психоло­гической диагностики и лечения с помощью психологических средств.

Каково значение психологических знаний в экономике, политике, области права, других сферах человеческой де­ятельности.Не в последнюю очередь профессия психолога стала привлекательной в последние годы благодаря тому, что она нашла применение в экономике, политике, области пра­ва. Рассмотрим соответствующие этому примеры из жизни.

Успех в экономике, как известно, зависит от спроса на тот или иной товар, спрос — от рекламы, а то и другое, вместе взятое, — от людей, то есть от потенциальных покупателей.

Как более или менее точно определить, будет ли данный товар пользоваться спросом? Для этого необходимо знать не только потребности людей, но и психологию потребителей. Принимая решение о приобретении того или иного товара, люди далеко не всегда руководствуются исключительно ра­циональными мотивами.

Чаще люди склонны к эмоциональ­ному поведению, поэтому вряд ли человек будет покупать то­вар у продавца, который ему несимпатичен, даже если этот товар необходим покупателю. Он скорее продолжит поиски и обратится к другому продавцу.

Реклама должна учитывать многое, что касается обыденной психологии людей, а также их образование, культуру, настроение, отношение и многое другое. С середины XX в. психологическое обеспечение и обоснование рекламы стало ее неотъемлемой частью.

Значение психологических знаний в политике было осоз­нано еще раньше, в начале XX в., когда эти знания стали применять в пропаганде для целенаправленного изменения отношения людей к тем или иным политикам и политиче­ским событиям.

Несколько позднее психологические знания нашли обязательное применение в избирательных кампани­ях, и мы являемся живыми свидетелями того, как активно эти знания использовались на выборах, проходивших в на­шей стране за последнее десятилетие (имеются в виду выбо­ры двух российских президентов).

Что касается юридической практики, то там так же, как в образовании и в медицине, психологические знания используются не только в практике, но и при учебной подготов­ке юристов. Для юристов, например, преподают такие пси­хологические дисциплины, как юридическая психология, пе­нитенциарная психология1.

Пенитенциарная (исправительная) психология — отрасль юридической (правовой) психологии, изучающая психические явления, вызываемые применением уголовного наказания, и процесс перевоспитания лиц, осужденных за совершение преступлений.

Психологические знания при­меняют в процессе дознания, в судопроизводстве, в местах отбывания наказания.

Научная психология

Что изучает психология как наука.Прежде чем отве­чать на этот вопрос, следует уточнить, что в настоящее вре­мя словом «психология» объединяются несколько десятков частных наук, поэтому сформулированный выше вопрос правильнее поставить так: что изучают современные психо­логические науки?

Эти науки, конечно, исследуют те явления, которые вы­ше, в §1 этой главы, были названы психическими. В связи с необходимостью изучения данных явлений в науке ставят­ся и решаются вопросы о сущности, происхождении и клас­сификации этих явлений, о тех законах, которым они под­чиняются в своем функционировании и развитии.

Психология как наука изучает, как изменяются психоло­гические явления в зависимости от состояния организма и внешних воздействий, которые на человека оказывают при­рода и общество.

В психологии, вернее, в ее областях, кото­рые находятся на стыке психологических наук и наук о строении и работе организма (это — анатомия, физиология человека и животного), также рассматриваются вопросы о том, как психологические явления зависят от устройства и работы организма.

Для психологической науки познание психических явле­ний не выступает в качестве единственной задачи. Вторая задача, которую берет на себя психология, — это выяснение связей, которые существуют между психикой и поведением, и на этой основе — научное объяснение самого поведения че­ловека и животных.

Таково современное представление о предмете психоло­гии. Оно возникло в начале XX в. и сложилось к его середи­не. Однако таким понимание предмета психологии было не всегда. Раньше психологию просто определяли как науку о душе, или о психике, и ученые не ставили перед собой зада­чу использования психологических знаний для понимания всего поведения человека.

Но такое определение оказалось явно недостаточным для решения задач, которые перед пси­хологией как практически ориентированной наукой поста­вил XX век. Для того чтобы психология стала признанной среди других наук, психологам XX в. пришлось обратиться к практике, и с этой задачей они успешно справились.

Тем не менее поучительно кратко проследить историю становле­ния предмета психологии в прошлом.

Когда и как возникла научная психология.Отвечать на этот вопрос можно по-разному, в зависимости от того, что понимать под научной психологией.

Если под научной пси­хологией иметь в виду только ту науку, которая существует и разрабатывается в наши дни, науку, которая соответству­ет современным требованиям, предъявляемым к наиболее развитым, естественным наукам, то временем возникнове­ния научной психологии следует считать лишь середину XIX в.

, когда она действительно стала экспериментальной наукой, когда были сделаны первые открытия, касающиеся связи психических явлений с физическими, когда была про­демонстрирована возможность точной количественной оцен­ки, то есть измерения психических явлений.

Однако если вести отсчет времени с тех пор, когда воз­никли научные знания вообще, когда знания о душе впер­вые стали рассматриваться как научные, тогда периодом возникновения научной психологии следует считать сере­дину I тыс. до н. э. Именно в это время были созданы и дошли до наших дней первые философские трактаты, где специально ставились и отдельно рассматривались вопросы человеческой души.

Так или иначе, но психология, как, впрочем, и многие другие современные науки, имеет как бы две даты своего рождения.

Одна дата относится к древности и представляет собой момент зарождения научных знаний вообще, а другая дата касается современности и характеризует возникнове­ние науки, которая является признанной сегодня и отвеча­ет запросам нашего времени.

Вместе с тем, несомненно, пер­воначально психология возникла, и долгое время разрабаты­валась как наука о душе в качестве философского знания наряду с логикой, этикой, эстетикой и рядом других облас­тей знаний, впоследствии ставших самостоятельными нау­ками.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/34768.html

Ссылка на основную публикацию