Третья позиция восприятия — психология

Техника «Трехпозиционное описание»

Третья позиция восприятия - психология

Техника «Трехпозиционное описание»

Это самая мощная техника NLP для решения конфликтов! И, что самое главное, она позволяет не только выявить причины возникновения межличностных конфликтов, которые вполне могут возникать в ходе общения, но и, используя различное видение ситуации, — разрешать их, вырабатывая новые стратегии поведения. Использование данной техники для успешных коммуникаторов является обязательной нормой, как для делового общения, как и любого другого вида межличностного взаимодействия.

Довольно часто, в момент межличностного общения люди «застревают» в одной (чаще излюбленной) из позиций восприятия, что может вызвать нарушение коммуникации из-за однобокости взгляда на неё и привести к нежелательным эффектам – конфликту, взаимному раздражению, недопониманию сути общения, уходу от целей общения к выяснению отношений и т.п.

Для того, чтобы перейти непосредственно к технике, вначале разберём, что же такое позиции восприятия и сколько их существует.

Позиции восприятия

В современном НЛП выделяют, как минимум 3 позиции восприятия (существуют так же 4-я и 5-я), которые определяют качество межличностного общения и несут в себе глубоко закодированные излюбленные стратегии восприятия мира человеком.

Именно из-за несоответствия позиций восприятия результатом более 80% общения будет — неэффективная коммуникация.

То есть, результатом участники общения останутся недовольны, и шансов выстроить конструктивное взаимодействие между ними, практически не будет.

1-я позиция восприятия

Первая позиция — позиция Я.

Восприятие мира из Вашей личной карты. Оценка события со своей собственной точки зрения, основанная на Вашей системе ценностей. Внешний мир Вашими глазами. Это ассоциация с самим собой.

Когда Вы говорите о себе, пользуясь местоимениями первого лица: «Я вижу, я слышу, я чувствую»

Посмотрите данное видео. Обратите особое внимание на мальчика, который, несмотря на внушение окружающих («Обе пирамидки – белые!»), тем не менее, говорит: «Эта пирамидка белая, а эта — черная!». У мальчика есть свое видение и свой взгляд на происходящее, а мнение других для него не так важно.

Кадры из фильма «Я и другие»

2-я позиция восприятия

Вторая позиция восприятия — Я в позиции «Другого», взгляд на ситуацию глазами другой стороны, с точки зрения его картины мира и его интересов.

Восприятие мира из карты другого человека. Оценка события с точки зрения другого человека, основанная на его системе ценностей. Внешний мир чужими глазами. Это ассоциация с другим человеком (объектом).

Когда Вы ассоциируетесь с кем-то и реагируете на то, как Вы выглядите, пользуясь местоимениями второго лица: «Ты выглядишь, ты чувствуешь, ты слышишь».

Когда мы хотим, чтобы человек перешел на нашу позицию, мы говорим: «Попробуй стать на моё место», «Посмотри на это моими глазами».

Когда мы сами хотим оказаться во 2-й позиции, то говорим: «Будь на моем месте Вася, он бы…», «Леня бы на моем месте…»

Посмотрите следующий видео сюжет. Он прекрасно демонстрирует «западение или залипание» человека во второй позиции. Если на все смотреть с точки зрения партнера, то, чаще всего, будем иметь дело с проявлением негативной стороны этой позиции.

Например, понимая чувства заботы и потребности окружающих, человек может легко «вестись» на поводу более референтных людей, подчиняться их прихотям, забывая о своих целях и потребностях. Что и демонстрирует актриса по отношению к Эдди Мерфи.

Кадры из фильма «Поездка в Америку»

3-я позиция восприятия

Третья позиция восприятия — это взгляд на себя и ситуацию со стороны, позиция стороннего наблюдателя: «Ничего личного!».

Восприятие мира с более широкой карты. Оценка события с точки зрения нейтрального/независимого/объективного наблюдателя, выходящая за рамки убеждений и ценностей первой и второй позиции. Это не просто диссоциация от события, а возможность выйти за границы карт 1-й и 2-й позиции на более обширное пространство.

При рассказе о себе (1-я позиция) или о другом (2-я позиция) употребляются местоимения третьего лица: «Он думает, хочет, она видит, слышит, они чувствуют». Если при диссоциации мы просто смотрим на себя со стороны, то из 3-ей позиции мы смотрим на себя как на элемент системы, что позволяет нам уделять максимум внимания взаимоотношениям (связям), которые сложились в этой системе.

Воспитательница из видео примера, который полезно посмотреть, относится к детям душевно и эмоционально, майор Пэйн – деловито, объективно и абсолютно безэмоционально. Со стороны может показаться даже, несколько жестоко. Однако, в этой позиции, майор Пейн руководствуется ВАК — очевидными фактами и чётко преследует поставленную цель.

Кадры из фильма «Майор Пэйн»

Суть данной техники нлп

Основная задача техники «Трехпозиционное описание»заключается в развитии способности человека во время межличностного общения видеть коммуникативную ситуацию с трех позиций восприятия:

  1. Со своей точки зрения (1-я позиция «я сам»);
  2. С позиции Вашего собеседника (2-я позиция «Другой»);
  3. С позиции стороннего наблюдателя (3-я позиция «Наблюдатель»).

рисунок-схема техники «Трехпозиционное описание»

Описание техники:

1. Определите конфликтную ситуацию, которую требуется разрешить.

2. Диссоциируйтесь от этого воспоминания. Просмотрите этот эпизод как фильм или слайд. Как себя ведут участники конфликта? Как они одеты? Как двигаются? Если трудно диссоциироваться, следует применить двойную диссоциацию или прозрачный экран.

3. Ассоциируйтесь с собой (первая позиция), Опишите свое состояние в В, А, К системах. Опишите оппонента. На каком расстоянии Вы видите его? Как он выглядит? Как звучит его голос? Как выглядит фон? Опишите проблему со своей точки зрения, возможные пути разрешения конфликта.

4. Диссоциируйтесь (третья позиция). Посмотрите, что изменилось в конфликте.

5. Ассоциируйтесь с оппонентом (вторая позиция). Опишите человека в первой позиции. Как он выглядит? Как ведет себя? Как выглядит фон из этой позиции? Опишите проблему с этой точки зрения, возможные пути ее решения.

6. Вновь Диссоциируйтесь. Как сейчас выглядит конфликт, его участники? Что изменилось? Какие ресурсы им нужны для разрешения конфликта? Откуда их можно взять и каким образом добавить? Добавьте ресурсы. Что изменилось после добавления ресурсов?

7. Повторите шаги 3, 4, 5 до тех пор, пока решение не будет найдено и конфликт не будет разрешен.

Нет предела совершенству!
Развивайте в себе все самое лучшее
«Киевский Центр НЛП и тренингов» желает вам в этом удачи!

Киевский Центр НЛП и тренингов – только лучшие техники НЛП в Украине.
Здесь вы всегда можете изучить он-лайн классику и новейшие модели НЛП.

Источник: http://www.kcnlp.com.ua/tekhniki-nlp/tekhnika-trekhpozitcionnoe-opisanie/

Пять позиций восприятия в НЛП

В нейролингвистическом программировании (НЛП) есть такое понятие, как позиции восприятия. Эта техника НЛП похожа на фрейминг, и тоже позволяет посмотреть на ситуацию с разных точек зрения. Также, как и фрейминг, позиции восприятия воздействуют на наше поведение, и на наше общение, делая их более гибкими и эффективными.

Позиции восприятия — определенные мысленные положения человека относительно событий, которые он воспринимает. Изменяя точку зрения, относительно которой человек оценивает то, что происходит с ним и вокруг него, можно расширить свое понимание происходящего.

Мир при этом становится как бы более многомерным, наполненным большим количеством вероятных исходов. Наша оценка происходящего является основой наших действий.

Применение позиций восприятия дает возможность управлять своим настроением, своими эмоциями, и своими решениями, а также возможность улучшить способность общаться с другими людьми.

Всего в НЛП существует пять позиций восприятия. Три из них являются основными, а две — дополнительными. Давайте разберем их подробнее.

Первая позиция восприятия

Позиция с точки зрения «Я». Человек все оценивает от первого лица, и не принимает во внимание мнения, эмоции и точки зрения других людей. Общаясь с другими, человек в этой позиции сконцентрирован на таких вопросах, как: «Что я могу ответить на это?», «Как это повлияет на меня?», «Будет ли мне это выгодно?» и так далее.

Вторая позиция восприятия

Позиция с точки зрения «Он».  Человек ставит себя на место другого человека, и пытается рассмотреть ситуацию с его точки зрения. Такая позиция повышает гибкость в общении, и эффективность в реагировании на ситуации, которые требуют коллективных усилий. Также эта позиция эффективна, когда нужно оценить самого себя в глазах других людей.

Чтобы перейти в эту позицию, нужно постараться увидеть себя глазами другого человека, услышать свой голос его ушами, воспринять свою речь и свое поведение с его стороны, понять, какие эмоции испытывает человек от общения с Вами.

Общаясь с другими людьми в этой позиции, человек задается вопросом: «Как воспримет мои слова собеседник?», «Как это повлияет на него?», «Будет ли мое предложение ему выгодно?».

Третья позиция восприятия

Подразумевает полное абстрагирование от ситуации, и рассмотрение ее как бы со стороны, а не с точки зрения кого-либо из участников. Данная позиция дает возможность оценивать происходящие события максимально объективно.

Для того, чтобы войти в эту позицию, нужно спросить себя:»Как это бы выглядело для постороннего наблюдателя?» При этом постороннего наблюдателя можно представлять себя по разному.

Например, представьте себе, как бы происходящее выглядело с точки зрения бизнесмена, спортсмена, политика, рабочего.

Можно также попытаться посмотреть на ситуацию глазами знакомых Вам людей, или людей, которых Вы уважаете, и на которых хотите быть похожими.

Читайте также:  Ключи желания - психология

Четвертая позиция восприятия

Является одной из двух дополнительных позиций в НЛП-технике. Основой ее является взгляд на происходящее со стороны системы, частью которой человек является в данный момент. Системой может быть организация, в которой Вы работаете, компаньоны по бизнесу, семья.

Чтобы войти в позицию восприятия системы, нужно посмотреть на себя и других людей глазами системы, в которую Вы все вместе входите. Вопросы, которые можно задавать с этой позиции, следующие: «Что сделать, чтобы в выигрыше были все?», «Как будет лучше для организации?», «Как сделать, чтобы всем было хорошо?»

Пятая позиция восприятия

Эту позицию называют еще позицией ангела. Основа позиции — восприятие с точки зрения того, что приносит наибольшую пользу миру. В этой позиции большую роль играет забота о других людях, духовность. Вопросы, которые задают себе люди в этой позиции: «Как я могу им помочь?», «Чем я могу быть полезен людям?»

Ни одна из этих позиций восприятия не является хуже, или лучше других. Все они одинаково важны. Эти позиции мы постоянно неосознанно меняем, но если Вы научитесь это делать сознательно, то сможете быстрее и лучше реагировать на происходящее с Вами.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах «Все курсы» и «Полезности», в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях. Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

    Подписаться на блог: Дорога к Бизнесу за Компьютером

Источник: http://pro444.ru/uspeh/pyat-pozicij-vospriyatiya-v-nlp.html

Модель НЛП:: Трёхпозиционное описание

Для сбора информации и оценки коммуникативной ситуации в НЛП используется так называемое трёхпозиционное описание.

Другие названия: «три позиции восприятия», «позиционные переходы», «трёхпозионное восприятие», а иногда просто «трёшка»

Модель заимствована у Вирджинии Сатир

Эта модель использует информацию, моделируемую при помощи ассоциации и диссоциации.

  • 1-я позиция: «Я-сам», ассоциация в себя. Оцениваю ситуацию со своей точки зрения.
  • 2-я позиция: «Я-другой», ассоциация в другого. «Встаю на место» другого человека, «смотрю его глазами».
  • 3-я позиция: «Наблюдатель», диссоциация. Оцениваю ситуацию как квалифицированный в данном контексте наблюдатель.

1-я позиция восприятия

Первая позиция восприятия предполагает, что человек оценивает ситуацию со своей точки зрения, исходя из собственных интересов и ценностей. Несмотря на кажущуюся простоту это не всегда сделать достаточно легко – все три позиции восприятия в сознании могут быть «сцеплены» и человеку может быть трудно отделить свои интересы от интересов другого человека.

Или от оценки ситуации со стороны. Так же обычно есть предпочтительный способ оценки ситуации – в НЛП это метапрограмма «Фокус силы» или «Референция».
В первой позиции восприятия человек говорит о себе в первом лице: «Я должен сдать этот экзамен». Невербалика характерна для ассоциации – выраженные эмоциональные реакции, большая подвижность и тонус мышц и т.д.

2-я позиция восприятия

Вторая позиция восприятия предполагает «ассоциацию в другого» — в данном случае, в другого участника общения. Понятно, что если других участников несколько – вторых позиций тоже может быть несколько.

Например, при оценке семейного конфликта, определение взглядов на ситуацию самой жены (клиентка) производится из первой позиции, а оценка этой же ситуации с точки зрения мужа и свекрови – из соответствующих вторых позиции, с ассоциацией, соответственно, в мужа и свекровь.

При этом под второй позицией понимают именно состояние «ассоциации в другого», а не результат логического анализа этого самого другого. То есть вторая позиция – способ использовать возможности бессознательного для моделирования карты другого человека. Для того, чтобы эту информацию вытащить (вернее, создать, её же там фактически нет, бессознательно просто создаёт её по мере надобности), нужно определить, что вам собственно нужно. Ответить на вопросы, высказать «свою» точку зрения

Во второй позиции восприятия человек обращается к себе во втором лице: «Ты же хочешь сдать эти экзамены».
Аналогично первой позиции, невербалика характерная для ассоциации.

Вход во вторую позицию – часто встречающийся способ обучения. Например, дети регулярно разыгрывают ситуации – принимая роли то родителей, то преступников, то животных, — моделируя поведенческие навыки. Обучение актёрскому мастерству так же предполагает развитие навыка «ассоциации в другого»

Рекомендации как войти во вторую позицию присутствуют в языке, вспомните все эти»встать на его место» и «посмотреть его глазами». В большинстве случаев, эти рекомендации нужно понимать почти буквально — ведь это инструкция, описание внутренней стратегии перехода во вторую позицию. Итак, давайте перечислим фразы, которые описывают как стать другим:

  • встань на его место;
  • взгляни его глазами;
  • почувствуй как он;
  • посмотри на это с его точки зрения;
  • посмотреть с его колокольни;
  • походить в чужих башмаках (это английский вариант);

Обратите внимание, часть инструкций кинестетические: «встань на его место», «походи в его башмаках», —  а часть визуальные: «взгляни его глазами», ­«посмотри с его точки зрения». В любом случае, вы как бы мысленно входите в образ его тела или надеваете этот образ на себя.

3-я позиция восприятия

Третья позиция восприятия предполагает диссоциацию от ситуации. При этом предполагается, что человек является экспертом в том, что происходит, и может дать взвешенную оценку и рекомендации участникам. Третья позиция предполагает отсутствие эмоциональной включённости и ориентацию на анализ ситуации.

То есть в третьей позиции человек не отстаивает чью-то точку зрения, а анализирует процесс, взаимосвязи и может дать рекомендации участникам, как им достигнуть цели. Если цель определена. Соответственно, человеку в третьей позиции нужно задавать рамку оценки — например, если это разрешение сложной ситуации между бизнес-партнёрам, то поиск взаимовыгодного решения.

В третьей позиции человек говорит о себе в третьем лице: «Для Ивана важно сдать эти экзамены».

Невербалика характерна для диссоциации: отстранённая «застывшая» поза, низкий тонус мышц, слабые эмоциональные реакции. Часто переход в дигитальную модальность с соответствующей невербаликой.

Рекомендации по входу в третью позицию восприятия тоже присутствуют в языке:

  • посмотри со стороны;
  • выйди из ситуации;
  • анализируй это;
  • подумай об этом без эмоций;
  • побудь беспристрастным наблюдателем.

Для перехода в третью позицию можно порекомендовать как визуальный способ диссоциации – посмотреть на себя со стороны, — так и дигитальный – проанализировать ситуацию.

Кстати, каждую из позиций восприятия можно заякорить, что облегчает использование каждой точки зрения

Часто для облегчения переходов по позициям используют пространственные якоря – то есть одно место в пространстве соответствует первой позиции, другое – второй, и ещё одно место рядом – третьей позиции восприятия

4-я позиция восприятия

Желание добавить к трём позициям четвёртую регулярно возникает в умах максимально продвинутых НЛПеров. Я встречал несколько предложений по поводу четвёртой позиции — от варианта с инверсией метапрограмм, до варианта с инверсией ценностей. Более-менее прижился вариант, который предложил Роберт Дилтс: «Я-система».

Он действительно достаточно удачен и предлагает четвёртой позицией «ассоциацию в систему» с которой работаете. Например, позиция «семья», «отдел», «команда», «город», «биржа». Естественно, мы предполагаем, что система обладает целями, ценностями, убеждениями и т.д.

Это даёт лучшее ситуации, которые вряд ли можно вытащить на уровне простой «трёшки».

Использование трёхпозиционного описания

Трёхпозиционное описание или его элементы регулярно используются в различных техниках и моделях НЛП.

  • При разрешения коммуникативных конфликтов. Существует даже техника с трудно запоминаемым названием «Разрешение коммуникативной проблемы при помощи трёх позиций восприятия».
  • Для анализа текущей коммуникативной ситуации. Естественно, при этом обычно всё делается в голове, и никто по стульям не пересаживается.
  • Для выявления намерения других участников ситуации.
  • Для дачи обратной связи самому себе и другим участникам. Одно из условий «обратной связи высокого качества».
  • Для анализа системных взаимодействий и тенденций изменения системы. Тут, правда, уже используется четырёхпозиционное описание.

Проверочный тест

Проверочный тест по теме

Источник: http://trenings.ru/entsiklopediya-nlp/modeli/911-model-nlp-trjokhpozitsionnoe-opisanie.html

Третья и последующие позиции восприятия

Переходя к третьей позиции, вы начинаете вести себя как третья сторона, совершенно посторонний человек, а не непосредственный участник общения; вы становитесь в собственном смысле слова независимым, предельно объективным наблюдателем. Вы занимаете отстраненную, научную точку зрения, исполняете роль бесстрастного зрителя. При этом вы отстраняетесь от обстоятельств и ключевых фигур, вы как бы отступаете в тень и просто наблюдаете за происходящим.

Эта позиция может отражать любую точку зрения, отличающуюся от точек зрения участников общения.

Читайте также:  С кем и как дружить стоит - психология

Например, вы можете взглянуть на события с позиции консультанта, или одного из родителей, или случайного свидетеля, или школьного учителя и так далее, переходя на любой уровень отстраненности.

Спросите себя: «Как это выглядело бы с точки зрения того‑то и того‑то?» Такой подход раскроет перед вами поистине бесконечное число точек зрения.

КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ

У каждой позиции есть свои преимущества. Они просто отличаются друг от друга, предлагают различное содержание в разных контекстах, разных обстоятельствах. Совмещением этих точек зрения открывается возможность наиболее полного восприятия любого переживания.

Хотя позиции восприятия выглядят очень разными, на практике мы обычно перемещаемся между ними, осознавая лишь то, что «обдумываем» вопрос. Конечно же, каждый человек отдает предпочтение тому или иному образу мышления.

Тот, кто склонен размышлять с отстраненной, объективной, обезличенной и абстрактной точки зрения, с большой легкостью пользуется третьей позицией восприятия, а человек, который без труда сопереживает другим, «чувствует их настроение», естественным образом склоняется ко второй позиции.

Наконец, тот, кто обычно погружается в собственные, субъективные переживания, тем самым автоматически, руководствуясь инстинктом, занимает первую позицию восприятия.

Вы можете развить свои способности и научиться смещаться ко всем трем позициям, подстраиваться к позиции собеседника и таким образом укреплять раппорт. Опытные продавцы, посредники и консультанты чаще всего пользуются в своей работе всеми позициями.

Помимо выгод в общении, смена различных позиций восприятия способствует возникновению творческих идей и поискам решения трудных проблем. Подобный образ мышления буквально создает у нас в голове новые нейросети.

Необычность восприятия, его «своеобразие» заставляет разум уделить особое внимание новым ощущениям. При переходе к непривычным позициям восприятия у нас начинаются неожиданные прозрения и интуитивные открытия.

Итак, преимущества этого приема дают возможность выйти за границы сферы общения и совершенствовать все стороны нашего мышления.

Позиции восприятия образуют часть подхода под названием тройное представление, разработанного Джоном Гриндером и Джудит Делозье в их совместной книге «Черепахи на спуске».

Смысл этого подхода сводится к тому, что благодаря свободным перемещениям между тремя позициями восприятия мы можем лучше понять карту собственного мышления и чужие карты действительности. Мы можем ощутить привкус богатства и разнообразия человеческого восприятия.

Это умение поможет вам устанавливать раппорт, который необходим для того, чтобы вызывать перемены в себе и других.

СЕГОДНЯШНИЙ УРОК:

РЕЗЮМИРУЮЩАЯ ПРЕСУППОЗИЦИЯ

Обучение – это жизнь. Мы не можем не учиться

Все родители знают, насколько быстро учатся дети до школы. Жизнь в эти годы кажется им захватывающим приключением.

К сожалению, после того, как ребенок начинает отождествлять обучение со школой (которая нередко оставляет печальные воспоминания), темпы подлинного обучения резко снижаются.

Мы не в силах ограничить обучение стенами школьного класса: обучение просто означает естественный для нас, людей, процесс жизни, выживания и достижения желаемого.

Мы учимся всякий раз, когда «промахиваемся» мимо цели, пробуем что‑то новое и добиваемся того, чего хотели (а это прекрасно удается даже новорожденным).

Мы остаемся в режиме обучения все то время, пока нам приходится извлекать смысл из целого потока поступающих сенсорных стимулов.

Действительно, мы не всегда называем этот (в основном подсознательный) процесс обучением, но, несмотря на это, наша система продолжает действовать безукоризненно – мы просто не можем не учиться.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Вспомните человека, с которым вам трудно наладить отношения, и попробуйте занять вторую позицию. Постарайтесь видеть, слышать и ощущать так, как это делает выбранный вами человек. Обратите внимание на то, как меняется ваше отношение к этому человеку, какие перемены возникают в вашем поведении.

Вспомните человека, вызывающего у вас крайне отрицательные чувства. Попробуйте перейти к третьей позиции восприятия.

Вы можете «примерять» взгляд самых разных наблюдателей: умудренного опытом друга, старика, пятилетнего ребенка, почтенного наставника и так далее.

Обратите внимание на то, что проблемы теряют эмоциональный накал, а вы словно отдаляетесь от происходящего, благодаря чему можете рассмотреть картину под неожиданным углом.

Представьте реальное собеседование или встречу с глазу на глаз, которые предстоят вам в будущем. Выбирайте то событие, в котором вы хотите добиться определенного результата, но испытываете сомнения в успехе.

Расставьте в комнате стол и стулья так, словно устраиваете настоящий разговор, займите «свое» место и мысленно произнесите то, что намерены сказать (первая позиция). Пересядьте на место собеседника, «войдите в его шкуру», и выслушайте самого себя, задаваясь вопросом о том, чего «он» хочет (вторая позиция»).

Вернитесь на свое место, вспомните реакцию собеседника и подумайте о том, какие изменения нужно внести в свое поведение, чтобы вызвать более удачный отклик.

Отойдите в другой конец комнаты и сыграйте роль «режиссера» (третья позиция). Мысленно прокрутите «увиденную» сцену и оцените (с точки зрения режиссера), какие изменения нужно внести, чтобы улучшить разговор и добиться намеченного результата беседы.

Оказавшись на этой, более объективной позиции, вы можете испытать совершенно иные впечатления и соответственным образом перестроить свои планы.

Конечно, вам не обязательно переходить на различные позиции восприятия именно таким, «театральным» способом, но он может помочь вам овладеть этим искусством.

Найдите в опыте прошлого те случаи, когда, по вашей оценке, вы потерпели неудачу. Возможно, вам вообще хотелось бы забыть об этих провалах. Постарайтесь найти по меньшей мере три примера того, какую пользу этот опыт уже принес или может принести в будущем.

Обратите внимание, что даже болезненные обстоятельства приносят полезные уроки. Воспользуйтесь своими творческими способностями. Начните замечать в любых событиях признаки обучения, а также извлекать урок из давних воспоминаний.

Следите за тем, какие позиции восприятия вы при этом занимаете.

Вспомните различные примеры письменных материалов, которые служат иллюстрацией тем или иным позициям восприятия. Какую форму письменного изложения вы понимаете лучше? Какая из них оказывает на вас большее влияние? Какими способами вы можете отразить разные позиции восприятия на письме и в речи?

УРОК ТРИНАДЦАТЫЙ

ПОКОРЯЯ ВРЕМЯ

В этой главе:

– Кодирование времени

– Время в различных культурах

– Сквозь время и во времени

– Как определять линию времени

Ряд авторов и преподавателей НЛП воспользовались принципом линии времени, чтобы описать, как мы запоминаем и храним переживания во времени. Наше поведение и восприятие самих себя зависит от уникального прошлого опыта, совокупности воспоминаний. Переживания в пространстве и времени делают нас уникальными. Они определяют то, что мы называем сознанием и личностью.

Конечно, наши переживания соединены с временной продолжительностью, а воспоминания относятся и к далекому прошлому, и к недавним событиям. В то же время мы нередко заглядываем в будущее. Таким образом, индивидуальная линия времени отражает уникальную хронологию переживаний человека.

Она определяет кодирование воспоминаний (прошлое, настоящее и будущее) для последующего хранения в мозге.

КОДИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

О нейрологии памяти мы знаем очень мало, но идея линии времени, или хронологической последовательности жизненных переживаний, выглядит вполне здравой.

Нам необходимо, например, каким‑то образом определять, когда случилось то или иное событие – пять минут или пять лет назад; не менее важно для нас понимать, что воображаемые события будущего еще не случились в действительности.

В конечном счете все мы опираемся на одни и те же сенсорные сигналы (зрительные образы, звуки и ощущения) независимо от того, думаем ли о прошлом или о будущем.

Судя по всему, сами по себе зрительные впечатления, звуки и ощущения не содержат какого‑либо кодирования с точки зрения времени.

Например, в некоторых случаях давние воспоминания связаны с очень яркими картинами, которые выглядят так, словно все это произошло лишь вчера. С другой стороны, нам иногда трудно вернуться к достаточно свежим воспоминаниям.

Судя по всему, кодирование осуществляется на уровне субмодальностей (см. седьмой урок).

Размещение всех переживаний в хронологическом порядке, по‑видимому, требует еще одного уровня понимания, то есть нейрологического процесса, придающего смысл событиям с позиции времени.

Мы почти ничего не знаем об этом аспекте мышления как протекающем в мозге процессе, однако идея линии времени (во многом напоминающая сравнение дороги с жизнью или образ реки от истоков до устья) может послужить нам полезной метафорой.

Ваша уникальная личность, сложившаяся к данному мгновению, в буквальном смысле отражает индивидуальную линию времени.

Она включает, например, все решения, принятые вами в прошлом и оказавшие влияние на настоящее, то есть включает личную историю, расписанную по часам, дням и годам.

Эта индивидуальная «летопись» приносит важные знания, которые помогают нам лучше понять самих себя. Кроме того, она может стать помощником в осуществлении перемен. Вы можете принять решение пользоваться временем совершенно иначе.

Некоторые приемы, основанные на идее линии времени, позволят вам изменять саму нейрологию воспоминаний.

Вы можете манипулировать ими в самом позитивном смысле этого слова и добиваться благодаря этому текущих результатов.

Читайте также:  Тоталитарные и деструктивные секты - психология

Наконец, вы можете просто изменить их по собственному желанию (точно так же, как на седьмом уроке вы меняли свои воспоминания путем смены субмодальностей и изменения своих ощущений).

У каждого из нас есть своя, индивидуальная линия времени. Например, все мы воспринимаем время по‑разному, несмотря на то что измеряем его во всеобщих, стандартных единицах. Одни люди ведут себя так, словно в их распоряжении сколько угодно времени, а другие – так, будто двадцати четырех часов в сутки им явно недостаточно.

Кстати, это далеко не всегда связано с характером работы и умением распоряжаться своим временем. Такое поведение отражает, скорее, черты характера, образ мышления и, в частности, то, как человек кодирует время. Это отражено в старой шутке: «Если хочешь, чтобы дело было сделано быстро, обратись к самому занятому сотруднику».

Форма внутреннего восприятия времени определяет, насколько оно влияет на человека и как он им распоряжается.

Согласно теории линии времени, все мы храним время линейно. События разворачиваются линейно, последовательно, одно после другого. Случившееся год назад произошло раньше, чем то, что случилось вчера. Впрочем, на этом сходство между нами и заканчивается. В силу индивидуальной уникальности все мы кодируем (то есть храним в мозге) разницу во времени по‑своему.

Итак, как же мы «управляем» временем в голове? Вы можете уловить определенные намеки на это благодаря словам, которыми люди пользуются в повседневном общении (подобно тому, как сенсорные предикаты указывают на предпочитаемые ими системы представления).

Выражения типа: «Когда‑нибудь ты оглянешься назад и поблагодаришь меня» или: «Оглядываясь назад, ты увидишь, что все это просто смешно» предполагают, что воспоминания о прошлом мы храним где‑то позади себя. Сходным образом, мы говорим, что «заглядываем вперед», когда размышляем о еще не случившемся.

В этих случаях мы в очередной раз инстинктивно пользуемся метафорами, связанными с пространством, местоположением. Однако сейчас нам стоит обсудить определенные культурные различия в представлениях о времени.

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/6881.html

Техника Три позиции восприятия

Техника Три позиции восприятия

Если, ты научишься использовать этот эффективнейший инструмент, он позволит тебе видеть причины конфликтов, которые возникают в ходе коммуникаций, как в семье, так и в деловом и повседневном общении, успешно разрешать их и таким образом приобретешь поведенческую гибкость. Ты можешь проработать прошлый конфликт, который беспокоит и может еще повториться и предполагаемый «трудный разговор» в будущем.

Техника Три позиции восприятия

В основе техники лежит наша способность воспринимать происходящее с разных позиций, «из себя», с позиции оппонента и нейтрального наблюдателя. Все три позиции важны и естественны, однако чаще всего мы склонны использовать преимущественно одну из них, а две другие будут казаться нам менее привычными и естественными.

Разработчики НЛП, наблюдая за людьми, обладающими естественным даром успешного общения, заметили, что все они в своей коммуникации постоянно переключаются между всеми тремя позициями. Таким образом коммуникация получается действительно эффективной и полной.

Ведь если мы воспринимаем ситуацию только из одной позиции, то мы мы теряем две важные части мозаики!

Техника Три позиции восприятия смоделирована специалистами НЛП с основателя гештальт терапии Фредерика Перлза

1)    Когда мы воспринимаем ситуацию «из себя»: мы видим то что происходит, своими глазами, слышим своими ушами, мы понимаем, что мы чувствуем и что мы хотим в этой ситуации. Другими словами мы полностью ассоциированы с собой, своими чувствами и потребностями в ситуации. В НЛП такое восприятие мы называем Первой позицией.

2)    Однако у нас есть и другая позиция восприятия: иногда мы можем как будто «поставить себя на место другого человека», «оказаться в его шкуре».

Тогда мы как будто воспринимаем ситуацию его глазами, слышим то что происходит его ушами и даже получаем доступ к его чувтсвам и переживаниям. В НЛП такое восприятие называется Второй позицией.

Входить во Вторую позицию – это врожденная естественная способность человека, именно она лежит в основе способности к эмпатии и сопереживанию.

3)    Третий способ воспринимать происходящее – это восприятие из Третьей позиции, так будто Вы являетесь нейтральным наблюдателем, «мухой на стекле» и вас совершенно не касается и не волнует то, что происходит «за стеклом».

В этой позиции нет доступа к чувствам и потребностям, мы просто объективно регистрируем происходящее, как это делала бы видеокамера.

Третья позиция, также, является естественным и полезным способом восприятия происходящего, она автоматически включается у нас как защитный механизм, когда мы попадаем в кризисные травмирующие ситуации.

Хочешь результат, используй лучшее!

С любовью, Специалист по улучшению жизни.

Татьяна Мишкина

Источник: http://lifebetter.ru/uluchshi-otnosheniya/tehnika-tri-pozitsii-vospriyatiya.html

Развитие личности

Развитие личности

Профессор -философ  первокурсникам: 

— Все крупнейшие философы говорят об одном и  том же:  » Счастье не в том,чтобы обладать желаемым, а, в даже  пусть и не имеющим шансов на успех, самом состоянии достижения желаемого.

 В предыдущей статье «Как научиться понимать других людей? » я писала о том, что каждый человек имеет предпочтительную позицию восприятия.

В тоже  время,  умение быстро переходить от одной позиции к другой дает нам дополнительные ресурсы и возможности. Поэтому неплохо бы обратить внимание и на свои слабые стороны.

— Вот ты со мной общаешься, но никогда не спрашиваешь:

— «Как твои дела?»

— «Ну…. И как твои дела?»

— «Лучше не спрашивай!»

Если для вас приоритетна система ценностей других людей , стоит задуматься о том, чтобы укрепить ПЕРВУЮ ПОЗИЦИЮ восприятия

Чаще задавайте себе вопрос о своих истинных желаниях. Подумайте, что для вас по-настоящему важно, обращайте внимание на собственные мысли и чувства. Очень хорошо завести полезную привычку каждый день делать что-нибудь  лично для себя, покупать себе небольшие подарочки.

Если вы все время находитесь в «Я -ПОЗИЦИИ» ( 1-ой позиции), то попробуйте  представить себя как бы со стороны, воспринимающим собственные слова и действия

Такой диссоциированный взгляд   поможет вам увидеть  гораздо больше.

Разбудите в себе любопытство по-поводу других людей. Чаще задавайте вопросы: «А что бы я делал на месте этого человека? Какие бы мысли  испытывал, если поступил как он?»  Подстройка  по поведению   или по другим физиологическим маркерам (темпу речи, дыханию, жестам и  пр.), а также по ценностям  помогает лучше понимать людей и укреплять ВТОРУЮ ПОЗИЦИЮ восприятия.

Фильм «Чего хотят женщины» — прекрасная иллюстрация, как это может происходить. Главный герой этого фильма (которого играет  Мэл Гибсон) — закоренелый эгоист, вдруг начинает слышать мысли женщин. И перед ним открывается новый неизведанный мир.

Посмотрите небольшой отрывок из этого фильма.

Третья позиция восприятия позволяет видеть  большую систему, частью которой вы являетесь

Как только вы переходите в третью позицию, ваше видение становится более объективным: плохая новость кажется  не столь ужасной, а хорошие события могут показаться вам еще лучше. Потому что  ваше отношение  ко всему становится более осознанным.

Когда вам хорошо удается переходить во вторую позицию по отношению к другим людям: видеть, то что они видят, чувствовать то же самое, ваша третья позиция становиться сильнее, и вы получаете более широкое и объективное видение.

Больше наблюдайте, задавайте себе вопрос: «Что происходит между этими людьми? На что я обращаю особое внимание?».

Очень полезно почаще выходить в третью позицию по отношению к себе.

Если в вашей жизни есть ситуации, которые вам хотелось бы пересмотреть, попробуйте на некоторое время ассоциироваться (физиологически и психологически) в проблемное состояние ( в 1 -ую позицию ). Затем  выйдите из неё (в прямом и  переносном смысле), сделав шаг в сторону, и «стряхните» это состояние.

После этого важно перейти в новое пространство: для этого отойдите еще на пару метров. И мысленно посмотрите на себя  (ту, которой вы были в 1 позиции: неуверенную, испуганную, разгневанную и пр.) Это будет уже взгляд из 3-ей позиции восприятия.

— Как вы воспринимаете себя со стороны?

— Чтобы вы хотели услышать от  себя?

— Что бы посоветовали?

Ваше восприятия себя из 1-ой и 3-ей позиции будет обязательно отличаться (если этого не произойдет, значит,  вы  перенесли  «первую позицию» вместе с собой).

Такой взгляд со стороны поможет вам увидеть  такие альтернативные варианты, которые до этого просто не приходили вам в голову.

Ну что же, удачи вам! И помните, что  еще Сократ говорил о том, что незнание является причиной всех бед. Поэтому, любой конфликт можно рассмотреть с точки зрения недостаточности информации  в одной из позиций восприятия. Так что, все в ваших руках!

Позиции восприятия в реальной жизни:  «Женщина подарила своей начальнице почку, а та ее уволила»

Н у а напоследок, немного улыбок ( в тему)

Вот как бывает иногда в первой позиции:

Источник: http://ways4you.ru/nlp-dlya-zhizni/pozitsii-vospriyatiya.html

Ссылка на основную публикацию