Карлос кастанеда — психология

Карлос Кастанеда

Карлос Кастанеда – американский писатель, исследователь индейской магии. Автор бестселлеров рассказывал в книгах о том, как расширить границы восприятия, познать Вселенную. Работы Кастанеды в научном сообществе считали художественной литературой, но некоторая информация представляла интерес и для ученых.

Детство и юность

Информация в биографии Карлоса Кастанеды разнится. Ученый рассказывал, что в бумагах указано имя Карлос Аранья, но после переезда в Америку решил взять фамилию матери – Кастанеда.

Карлос Кастанеда

Писатель также рассказывал о том, что родился 25 декабря 1935 года на территории бразильского города Сан-Паула. Родители были зажиточными гражданами. Юный возраст матери и отца не позволял им воспитывать сына. На тот момент родителям едва исполнилось 15 и 17 лет соответственно. Это повлияло на то, что мальчика передали на воспитание сестре матери.

Но женщина скончалась, когда ребенку исполнилось 6 лет. А в 25 лет молодой человек потерял и биологическую мать. Карлос не слыл послушным ребенком. Юношу часто наказывали за связи с плохими компаниями и нарушениями, в том числе школьных правил.

В 10 лет Карлос отправился в путешествие, которое закончилось в интернате Буэнос-Айреса, но через 5 лет Кастанеду вновь ждал переезд. На этот раз пунктом назначения стал Сан-Франциско. Здесь юношу воспитывала приемная семья. Завершив обучение в Hollywood High School, Карлос отправился через океан – в Милан.

Карлос Кастанеда в молодости

Молодой человек поступил в Академию изящных искусств Брера. Но долго постигать азы изобразительного искусства не сумел из-за отсутствия соответствующего таланта. Кастанеда принимает непростое решение и возвращается на калифорнийский берег США.

Постепенно в душе Карлоса просыпалась любовь к литературе, психологии и журналистике. Молодой человек в течение 4 лет посещал курсы в City College, расположенный в Лос-Анджелесе. Содержать парня было некому, поэтому Кастанеде приходилось тяжело работать. Будущего писателя пригласил на должность помощника психоаналитик.

Работа Карлоса заключалась в упорядочивании записей. Каждый день Кастанеда слушал рыдания и жалобы других людей. Только спустя некоторое время юноша понял, что многие клиенты психоаналитика похожи на него.

В 1959 году Карлос Кастанеда официально стал гражданином Соединенных штатов Америки.

После этого важного шага молодой человек сделал еще один – поступил в Калифорнийский университет, где получил диплом по антропологии.

Молодой Карлос Кастанеда

Журнал Time предложил другую версию биографии писателя. В 1973 году была опубликована статья, в которой сказано, что родился автор бестселлеров 25 декабря 1925 года в Кахамаркае, городе на севере Перу.

В качестве подтверждения журналисты использовали данные иммиграционной службы.. Не совпадали данные относительно мест учебы писателя. По мнению исследователей, Кастанеда учился в Национальном колледже св.

Девы Марии Гваделупской в Лиме, позже поступил в Национальную школу изящных искусств, расположенную в Перу.

Литература и философская мысль

Кастанеда не прекращал научную работу. Мужчина писал статьи о лекарственных растениях, которые использовали североамериканские индейцы. В командировке и произошло знакомство с человеком, изменившим восприятие мира Карлоса, – Хуаном Матусом.

Книги Карлоса Кастанеды пропитаны знаниями, полученными во время обучения у Хуана Матуса. Этот человек прославился магическими способностями. Эксперт в этой области был хорошо знаком с древними шаманскими практиками. Критики не воспринимали всерьез представленную в работах Кастанеды информацию, называя это невозможным и невероятным.

Дон Хуан

Но это не отталкивало поклонников Карлоса. У мужчины появились последователи, которые и сегодня продолжают деятельность Кастанеды. В учениях дон Хуан предстает мудрым шаманом. Некоторые люди видят в описании мага индейского колдуна. Но, по мнению писателя, это больше представитель академической науки.

В книгах Карлос описывал представление Хуана Матуса о мире, в основе которого лежат неизвестные для европейца понятии. Кастанеда представил новое устройство мира, на которое влияла социализация.

Ученики дона Хуана предпочитали жить по правилам учителя. Этот образ жизни называли Путь воина.

Маг утверждал, что все живые существа, в том числе люди, воспринимают энергетические сигналы, а не объекты. Организм и мозг обрабатывают полученные данные и создают собственную модель мира.

По мнению Матуса, познать все невозможно. Любые знания будут ограниченными. Эту идею переносил в книги и Кастанеда.

Книги Карлоса Кастанеды

Обычно человек воспринимает лишь малую часть получаемой информации. В учениях дона Хуана ее обозначают как тональ. А та часть, в которой включены все аспекты жизни Вселенной, была названа нагвалем. Карлос Кастанеда истинно верил в то, что расширить тональ возможно, но для этого нужно пройти Путь воина.

Писатель рассказывал в книгах о возможности изменения местоположения энергетического поля человека, которое способствует поглощению внешних сигналов и развитию. По мнению Хуана Матуса, точки можно разделить на жестко фиксированную, множественное положение, полное осознание.

Карлос Кастанеда

Максимального уровня внимания человек способен добиться в случае прекращения внутреннего диалога. Ради этого придется поступиться жалостью к собственной личности и жизни, отказаться от веры в бессмертие, постичь искусство сновидения. Итогом многолетнего сотрудничества с Матусом стала книга «Учение дона Хуана». Эта работа позволила Кастанеде получить степень магистра.

В 1968 году Карлос продолжил учиться у дона Хуана. На этот раз писатель собрал достаточное количество материала для создания новой книги «Отдельная реальность». Работу опубликовал только через три года.

Спустя год выходит очередной бестселлер Кастанеды под названием «Путешествие в Икстлан». Карьера ученого развивается стремительно.

Труды, написанные под воздействием индейского мага, помогли получить докторскую степень.

С этого дня о Карлосе Кастанеде начинают ходить слухи. Постепенно писатель «стирает личную историю». В учениях дона Хуана этот этап описывается как первая ступень к развитию.

Общение с индейцем заканчивается книгой «Сказки о силе». Здесь Кастанеда рассказывает о том, что Матус покидает мир.

Теперь Карлосу приходится вспоминать и самостоятельно разбираться с новой для себя системой мировоззрения.

На протяжении 20 лет жизни Карлос Кастанеда создал 8 книг, каждая из которых становилась бестселлером. Работы автора разбирали на цитаты. Постепенно писатель уходил от обыденности и предпочитал жить в укромном месте, не общаясь ни с кем. Заботами об устройстве быта, публикации книг занимались сторонние лица.

Помимо создания книг, Кастанеда пытался постичь магию. Мужчина практиковал это направление так, как учил дон Хуан. С Карлосом постичь мир пытались Тайша Абеляр, Флоринда Доннер-Грау, Кэрол Тиггс, Патрисия Партин.

Только в начале 1990 годов автор бестселлеров вновь предстал в обществе. Ученый вернулся к преподавательской деятельности в Калифорнийский университет. Позже стал ездить по США и Мексике с платными семинарами.

Карлос Кастанеда преподавал в университете

В 1998 году мир увидел две книги от Карлоса Кастанеды. Это «Магические пассы» и «Колесо времени». Работы оказались итогом жизни писателя.

В трудах автор рассказывает о наиболее важных моментах постижения Вселенной, представляет сложную информацию в форме афоризмов.

В книге под названием «Магические пассы» Карлос описывает комплекс движений, ставший инструментом для расширения границ познания.

В числе работ Карлоса Кастанеды присутствуют бестселлеры «Сила безмолвия» и «Огонь изнутри». О загадочной личности автора книг сняли не один документальный фильм.

Личная жизнь

В личной жизни Карлоса Кастанеды не все было просто. Через год после получения американского гражданства писатель отвел к алтарю Маргарет Раньян. О девушке не сохранилось никакой информации.

Карлос Кастанеда и его жена Маргарет Раньян

Тем не менее, брак продлился только лишь полгода. Несмотря на это, с официальным разводом супруги, которые уже не жили вместе, не торопились. Бумаги оформили спустя 13 лет.

Смерть

Загадки преследовали Карлоса Кастанеду на протяжении жизни. Официальная дата смерти американского антрополога обозначена как 27 апреля 1998 года. Но известно миру о кончине писателя стало 18 июня того же года. Эксперты утверждают, что в течение продолжительного времени Карлос страдал от тяжелого заболевания – рака печени, который убил автора многочисленных книг.

Цитаты

Библиография

  • 1968 — «Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки»
  • 1971 — «Отдельная реальность»
  • 1972 — «Путешествие в Икстлан»
  • 1974 — «Сказки о силе»
  • 1977 — «Второе кольцо силы»
  • 1981 — «Дарорла»
  • 1984 — «Огонь изнутри»
  • 1987 — «Сила безмолвия»
  • 1993 — «Искусство сновидения»
  • 1997 — «Активная сторона бесконечности»
  • 1998 — «Колесо Времени»
  • 1998 — «Магические пассы: практическая мудрость шаманов древней Мексики»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/4749-karlos-kastaneda.html

Чем опасен Карлос Кастанеда?

Кросспост из психологического журнала «Искусство быть собой».
Запись из раздела: Статьи о психологии
Текст написан 7 дней назад, проверьте свежие обновления.

Карлос Кастанеда, страшный и ужасный. Властитель дум, изменивший своими книгами многие жизни. Человек без личной истории. Невольный идол и вдохновитель психоделической революции, породивший целую плеяду паразитов-подражателей. Он начал свой путь, как молодой ученый, а закончил то ли растворением в своем собственном мифе, то ли сумасшествием. Все знают о нем, но никто не знает его самого.

Его книгам можно отказать в фактической достоверности, его самого можно упрекнуть в опошлении собственных же идеалов, можно обвинить его во лжи, но нельзя отнять того, что написанные им «сказки о Силе» остаются великолепным выражением поэзии и сущности духовного поиска.

Вы ведь помните начатый еще год назад цикл Не сотвори себе кумира? И если кто-то так подумал, то, нет, я его не забросил, и как раз к годовщине сайта приготовил очередную статью.

В первую очередь, она обращена к тем, кто уже читал Кастанеду и имеет хотя бы общие представления о том, кто он такой и о чем его книги.

Но по всем основным позициям можно провести параллель и с любой другой системой духовного поиска, которая вам может быть знакома.

Для тех, кто не в теме. Кастанеда — американский то ли писатель, то ли антрополог, то ли мистик. Прославился тем, что написал серию книг-отчетов о своем обучении у индейского шамана дона Хуана, реальное существование которого, однако, осталось под вопросом. Общую информацию можно почерпнуть из Википедии — там достаточно толковая обзорная статья. А мы перейдем к сути дела.

Основная критика свалилась на Кастанеду из-за первых двух его книг, где больше внимания уделяется магическим практикам, сопряженным с приемом различных естественных галлюциногенов. И хотя Кастанеда не подразумевал никакой наркотической пропаганды, так вышло, что первые книги были многими восприняты, как призыв лизать марки, жевать кактусы и курить траву.

Но начиная уже с третьей книги, Кастанеда сам признает, что, неправильно расставив акценты, совершил ошибку, и теперь заново рассказывает ту же самую историю, но уже в совершенно другом ключе. Именно с третьей книги начинается тот Кастанеда, который по-настоящему изменил ход многих личных историй.

На этом тему «наркотической» опасности кастанедовских книг закрываем, как банальную и скучную, и переходим к психологическому их воздействию, которое куда интереснее.

Дон Карлос

За всей мистической атрибутикой книги Кастанеды скрывают совершенно простую и четкую систему взглядов, которая, однако, часто ускользает и от самых рьяных его почитателей.

Здесь и далее я намеренно буду подразумевать, что автор данной системы именно Кастанеда, дабы на корню отсечь все сомнения на тему реальности дона Хуана. В конце концов, совершенно не важно, кто автор.

Концепция, предложенная Кастанедой, в мельчайших подробностях описывает путь подготовки ученика от полной его социальной бессознательности до состояния просветления.

Там есть все: от решения базовых социально-психологических проблем, которыми занимается обычная наша психология, до технологии достижения принципиально иных и более высоких состояний сознания, которыми обычно занимаются духовные учения.

Сложность понимания книг Кастанеды заключается в том, что книги эти — художественные, и как таковые, они не имеют своей прямой целью стройного изложения эзотерической системы знания. И хотя Кастанеда несколько раз пытается разложить все по полочкам, целостную систему можно восстановить только после многократного прочтения и осмысления.

Но отличное литературное обрамление само по себе оказывает мощное влияние — оно действует, как ловушка для ума, заставляя его в погоне за сюжетом, все глубже погружаться в магический мир. А формат дневниковых записей, придает повествованию почти осязаемую реалистичность и зовет читателя войти в приоткрытую перед ним дверь.

Что ни говори, а Кастанеда — отличный писатель, умеющий увлечь читателя за собой, оторвать его от земли, от привычных умственных построений и зашвырнуть его в совершенно иной мир — таинственный, пугающий, непредсказуемый, но сказочно манящий.

Основная канва повествования разворачивается вокруг Пути Воина — особого мировоззрения и соответствующего образа жизни, который постепенно трансформирует обычного социального человека в настоящего мудреца, Человека Знания. Оба эти понятия условные, поскольку никакой особой воинственности и никакого конкретного тайного знания тут не подразумевается. Это просто образы, хорошо передающие суровый дух противостояния собственным демонам.

В других традициях Путь Воина соотносится с системой практик, необходимых для очистки и подготовки сознания к будущей трансформации, а просветление, которое наступает, когда сознание окончательно к этому готово, соответствует статусу Человека Знания. Как говорит дон Хуан, — «Когда становишься человеком знания, путь воина заканчивается».

Таким образом, Путь Воина — это своеобразный мостик из социально обусловленного состояния сознания, к состоянию вне всяких условностей, к полной Свободе, которая и есть конечная цель всякого Пути.

Принципы Пути Воина безо всяких противоречий включают в себя всю современную психологию, и даже сверх того — далеко выходят за ее рамки. Черпал ли Кастанеда вдохновение из уже существующих учений или творил что-то свое — тоже не так уж и важно. Даже если это просто талантливая компиляция, ее ценности это не умаляет.

Читайте также:  Вожак - психология

Язык Кастанеды простой и хлесткий, он сбивает с ног, не оставляя читателю шансов ускользнуть от правды о самом себе.

А выразительной четкостью формулировок и бритвенной остротой сделанных наблюдений, Кастанеда легко затыкает за пояс всех академических психологов, вынужденных из соображений политкорректности ходить вокруг да около.

У Кастанеды талант называть вещи своими именами, и этому у него стоит поучиться любому психологу.

Теоретическую базу и практическую сторону Пути Воина описывать здесь бессмысленно — задумчивые исследователи целые тома по этому поводу исписывают. Коль появится такой интерес, можно будет эту тему продолжить в других статьях, так что пишите заинтересованные комментарии. А пока двигаемся дальше.

Шило на мыло

Каким образом люди вообще попадают в эзотерику? Откуда возникает желание променять теплую и уютную привычную жизнь на невзгоды и тяготы Пути Воина?

Первая, самая распространенная и самая нездоровая причина — это самообман неудачника. Раз ничего не получается — пойду в воины. Такие люди составляют основной костяк любого мистического течения.

Их привлекает возможность встать в позу и продемонстрировать всем вокруг свою возвышенную необыкновенность.

Кто-то потом эту стадию проходит и двигается дальше, а кто-то застревает в ней до самого конца.

Вторая причина — своеобразный духовный нонконформизм, романтика поиска или побег от скуки. Для этих людей Путь Воина становится хобби — необычным развлечением, которому можно уделять некоторое количество свободного времени, а потом хвастаться перед друзьями своими открытиями. Опять же, некоторые из них потом идут дальше, но большинство просто находят себе другое развлечение.

Третья группа самая малочисленная — это те, кого сама жизнь поставила перед выбором, те, чье выживание находилось на грани, а Путь Воина стал единственным возможным выходом из ситуации. Таких людей немного.

Иногда, они встречают своего дона Хуана, как это было с Кастанедой (он, кстати, был тогда на грани самоубийства), иногда, ищут свой путь на ощупь, иногда, находят своего учителя внутри, как это было с Юнгом.

Так или иначе, никто по доброй воле не станет покидать насиженное место.

А вот цитата из мира психологии.

Путь Воина — это лишь противовес обычной социальной жизни, а не самостоятельная ценность. «Воинская» система ценностей нужна только для того, чтобы вырвать человека из привычной колеи, из привычной системы взглядов, но менять шило на мыло совершенно бессмысленно. Суть и цель Пути Воина не в том, чтобы подчинить себя более правильным ценностям, а в том, чтобы отказаться от ценностей вовсе.

В противном случае, если не происходит полного отказа от всяких ценностей, человек оказывается распятым на кресте противоречащих друг другу принципов. Вера в праведность Пути Воина не позволяет больше наслаждаться обычными социальными играми, а подавленные, но не отброшенные, социальные интересы никак не дают целиком посвятить себя воинскому образу жизни.

Возникает чудовищный внутренний конфликт, от которого человек становится дважды неуверенным в себе: теперь и член общества из него никудышный, и воин паршивый — ни то, ни се. И от этого на душе становится совсем тяжело.

Путь Воина — это лишь клин, который нужен, чтобы выбить другой клин. Не более того. В конечном счете, важна верность самому себе, а не тому или иному образу жизни. Система ценностей Пути Воина важна, как точка опоры, которую можно использовать, чтобы перевернуть мир привычных своих взглядов. Делать же из него религию — крайне опасно.

Сверхспособности
вместо просветления

У йогов есть замечательная метафора, которая хорошо иллюстрирует данную проблему. Они говорят, что есть путь, а есть цветы у дороги. Цветы эти красивые и чудесно пахнут, но не они являются целью путешествия, они его лишь сопровождают, да и то не обязательно.

Описанный Кастанедой мир магов с их способностями превращаться в животных, мгновенно перемещаться в пространстве и быть в двух местах одновременно — это только цветы у дороги. Сущность Пути Воина не в том, чтобы развить в себе эти умения, и реальное продвижение по пути никак от них не зависит. Дерево рубят — щепки летят, но никак не наоборот.

Сверхспособностями больше всего увлекаются как раз те неудачники, которые не смогли утвердиться в социальной жизни, а теперь хотят утереть всем нос своими магическими фокусами. Иногда, это у них получается, но психологически они так и остаются наивными маленькими человечками с непомерными амбициями.

Кастанеда неоднократно обращает внимание на то, что конечная цель пути — Свобода, и в первую очередь, это свобода от потребности в самоутверждении, в утешении, в признании. Чувство собственной важности — это очень тяжелая ноша. Можно стать настоящим магом, но так остаться при этом полнейшим ничтожеством.

А посмотрите, чем заполнены форумы любителей Кастанеды — одно сплошное самолюбование и погоня за спецэффектами. Как и предрекают индусы, в эпоху Кали-Юги дешевая демонстративная эзотерика становится очень популярной.

Настоящий Путь Воина совершенно бесхитростен — нечем хвастаться и не перед кем. Ни крыши над головой, ни твердой почвы под ногами — одна сплошная неизвестность и полное одиночество. «У воина нет ни чести, ни достоинства, ни семьи, ни имени, ни родины, есть только жизнь, которую нужно прожить» — кому нужно такое путешествие?

Культ отсутствующей личности

Другая опасность, подстерегающая доморощенных воинов, — это желание вступить в то или иное сообщество любителей Кастанеды.

https://www.youtube.com/watch?v=j5k5N44zX1k

Многоуважаемая РПЦ в своей книге по (популярному) сектоведению перечисляет несколько организаций, действующих в этом направлении, в том числе, и в России.

Сей любопытный документ называет Кастанеду основателем секты, но основную критику направляет не на сущность учения, а на деятельность этих самых центров, групп и обществ свидетелей последователей Кастанеды.

Но опасность не в том, что, гипотетически, можно попасть под влияние этих горе-сектантов от Кастанеды, а в самом стремлении найти себе духовное пристанище, круг сообщников-единомышленников.

Вокруг всякого значимого учения рано или позно начинают возникать разного рода тусовки.

Люди общаются между собой, делятся опытом, открытиями и переживаниями, и на каком-то этапе такой взаимообмен вполне может способствовать настоящему развитию.

Но если задержаться внутри такой тусовки дольше необходимого, она быстро перестает быть подспорьем и становится препятствием для дальнейшего развития.

В случае кастанедовского учения все осложняется еще и тем, что оно само подразумевает создание своей группы. У дона Хуана была группа магов, у Кастанеды тоже была, вот и читатели считают, что им срочно нужно искать себе группу или сколачивать свою собственную.

То же касается и поиска своего личного дона Хуана. В книгах несколько раз упоминается, что только учитель может показать ученику «темную сторону силы».

И вот едут в Сонору последователи Кастанеды со всего мира, собирают кристаллы, ищут мескалито, бродят по пустыне, собрав глаза в кучу, и пристают к старым индейцам в потрепанных шляпах.

А другие, кому подобный активный поиск не по карману и не по духу, вздыхают и вообще отказываются от всякого поиска — нет дона Хуана под рукой, значит придется жить обычной жизнью.

Однако настоящий поиск всегда происходит в одиночестве, наедине с собой, и чем дальше, тем более глубокого внутреннего уединения он требует.

Учитель, гуру или бенефактор даже при всем своем желании не сделают из ученика Человека Знания. Они могут подсказать, подтолкнуть, показать пример, но взрастить в себе новую личность ученик может только сам.

Только он сам несет ответственность за результаты своего поиска.

Дон Хуан говорит — «Доверяй своей личной силе, одного этого уже будет достаточно, чтобы пройти свой путь». «Но избран ли я для этого пути?» — сомневается ученик. А ответ один: степень собственной избранности может определить только сам ученик, вступив на путь и пройдя по нему.

Чтобы двигаться по своему пути, не нужен учитель, не нужны попутчики и не нужно само учение, нужна только вера в себя и свое предназначение, и только по вере этой воздастся.

И все-таки…

В последних книгах Кастанеды пошла совсем уж какая-то мистификация, а начатое им на новой волне движение Тенсёгрити и вовсе выглядит до крайности противоречиво. Он сам, конечно, подводит под это дело какую-то объяснительную базу, но выглядит это неуклюже и доверия не вызывает.

Можно было бы предположить, что такой поворот событий связан с потребностью в деньгах, но это тоже не кажется убедительным, поскольку гонорары за постоянно переиздаваемые по всему миру книги должны были быть баснословными. Может он запутывал какие-то следы, может занимался неделанием, а может окончательно двинулся от своих экспериментов.

Много споров ходит о реальной личности Кастанеды, о том, каким он был на самом деле и насколько соответствовал идеалам Пути Воина. Рассказы ходят всякие — верить им или нет, пусть каждый решает сам для себя.

Также не прекращаются и, наверное, никогда не прекратятся пересуды о том, был ли дон Хуан реальной личностью или это лишь собирательный образ. Кастанеда до самого конца придерживался своей легенды и утверждал, что дон Хуан и его линия магов существовали на самом деле, и он действительно проходил у них обучение.

Под вопросом находится и то, достиг ли Кастанеда своей конечной цели. Некролог говорит, что Кастанеда умер от рака печени в 1998 году.

В интернете есть скан официального свидетельства о смерти некоего Carlos Castaneda, но для «верующих в Кастанеду» всегда остается надежда, что дон Карлос все еще где-то бродит по земле, а если и нет, то не потому, что его доконала болезнь простых смертных, а потому что пришел его час и он, как полагается настоящему Человеку Знания, сгорел огнем изнутри.

И все-таки… книги Карлоса Кастанеды для многих людей оказались тем самым кубическим сантиметром шанса, который открывает путь к настоящей Свободе. Суровый мужской дух его сказок о Силе — это как раз то, чего так не хватает современной культуре, тонущей в инфантильной бескостной женственности.

Путь Воина — это смертельная битва за собственную свободу, схватка со своими страхами и демонами, в которой еще неизвестно, кто победит. Кастанеда не рассуждает о божественной любви и всепрощении, он беспощаден в своих суждениях. Общество погрязло в жалости к себе, люди слабы и глупы, но у каждого есть шанс вырвать себя из этой дремоты.

А закончим еще одной цитатой швейцарского дона Карлоса, который разделял и проповедовал те же самые ценности.

p. s.

Домашнее задание: К. Г. Юнг «О становлении личности».

Другие статьи на ту же тему

Источник: https://satov.livejournal.com/43795.html

Автор: Кастанеда Карлос

   Американский писатель и антрополог (доктор философии по антропологии), этнограф, мыслитель эзотерической ориентации и мистик, автор книг-бестселлеров, посвящённых шаманизму и изложению необычного для западного человека мировоззрения. Сам Кастанеда пользовался термином магия, однако, по его словам, это понятие не полностью передают суть учения, основанного на традициях древних и новых «видящих» — толтеков, — «Пути воина».

   Карлос Кастанеда утверждал, что встретил индейца из племени яки, мексиканского мага Хуана Матуса в 1960 году, что полностью изменило его жизнь.

Поначалу Кастанеда в рамках антропологической практики в Калифорнийском Университете в Лос-Анджелесе хотел исследовать кактус пейотль, и именно с этой целью обратился к дону Хуану, который являлся знатоком местных растений. По счастливой случайности их свёл вместе общий знакомый.

Согласно Кастанеде, в дальнейшем, дон Хуан, считавший себя принадлежащим традиции магов (толтеков в терминологии последнего), выбрал его в ученики исходя из специфического признака, который дон Хуан называл особенной структурой его «энергетического тела».

   Как впоследствии оказалось, дон Хуан видел в нём нагваля, или лидера группы видящих, способного продолжить линию магов, к которым принадлежал дон Хуан.

Согласно книгам Кастанеды, «магия» линии дона Хуана заключалась в изменении и обострении восприятия и осознания своей жизни, что, согласно учению, позволяет существенно расширить и даже кардинально изменить представления о познаваемом.

То есть «магия» — это не фокусы с доставанием «чего-то» из ниоткуда, а трудоёмкая энергетическая и медитативная практика. По окончании обучения Карлос Кастанеда стал убеждён, что он оказался свидетелем совершенно иной когнитивной системы («синтаксиса иного типа»), нежели европейская.

Термином «магия» Кастанеда был недоволен, так как считал его неточным, поэтому впоследствии в поиске более точного термина заменил его на сибирское слово «шаманизм», которое тоже не соответствовало действительности, так как отображает знания о взаимодействии с окружающими духами, что является лишь очень малой частью учения.

   Первая книга Карлоса Кастанеды была опубликована в 1968 году под названием «The Teachings of Don Juan: A Yaqui Way of Knowledge» («Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки») и в краткие сроки стала бестселлером (с тиражом в несколько миллионов экземпляров).

Некоторое время она имела успех и в академической среде антропологов, но впоследствии с выходом других работ Кастанеды мнения о его исследованиях разделились. В дальнейшем Карлос Кастанеда опубликовал ещё 11 работ, посвящённых учению дона Хуана, неизменно становившихся бестселлерами во многих странах мира.

За годы жизни он множество раз удостаивался как и величайших похвал (вплоть до того, что он предложил новую парадигму), так и жёсткой критики (вплоть до того, что он выдумал дона Хуана).

Читайте также:  Больные точки в душе - психология

Источник: https://www.litmir.me/a/?id=394

Наследие Кастанеды. Часть 1

Наследие Кастанеды

Книги Кастанеды появились в России в начале 70-х годов.

Самиздатовские анонимные переводы перепечатывались на машинке около двух десятков лет, пока наконец в конце 80-х годов не появились официальные издания (поначалу в тех же переводах). О тех читателях, кто довольствовался первыми двумя повествованиями и решил, что ему все ясно, речи нет.

Третья книга — «Путешествие в Икстлан» («Journey to Ixtlan», 1972) — оказалась для читателей настоящим наркотиком. Для того, кто проникся ее тайнами, началось мучительное ожидание.

И когда «стало можно» многие российские издательства не только выпустили уже известные к тому времени книги Кастанеды, но и очень быстро переводили все самое свеженькое, совсем немного отставая от Америки. Сколько читателей и последователей сегодня у Кастанеды в России — сказать трудно.

Но известно, что книги его не залеживаются на прилавках, да и на книжных полках тоже, и, как в прежние времена, передаются из рук в руки, зачитываются до дыр.

Какова же конечная цель «пути знания», которым следует Кастанеда — следует за индейскими магами? По первому впечатлению — та же, что и у большинства оккультных и религиозных учений: достижение той или иной формы личного бессмертия. А с обывательской точки зрения все это выглядит как замысловатый способ покончить счеты с жизнью.

Вершина, к которой стремятся дон Хуан и его соратники-маги, — одновременный уход из этого мира всей честной компанией в другой, неизвестный нам мир. Однако это не пресловутое «спасение души», покидающей бренное тело и стремящейся, по вере ее, к желанному раю.

Индейские маги уходят «без останков», превращаясь вместе с телом в некую энергетическую субстанцию и сохранив осознание, но не по причине случившейся (вольно или невольно) смерти, а вполне сознательно выбирая время и место.

Получить возможность такой трансформации, а главное, попытаться в этой жизни познать тот запредельный мир, куда отправишься, завершив земные дела, — смысл многолетней работы мага, полной неведомых, но вполне ощутимых смертельных опасностей. Правда, с точки зрения самих магов, личное бессмертие — полная ерунда.

Превращение ученика в мага — это процесс стирания личности.

Но, кроме того, маг способен в мгновение ока перенестись в любую точку земного шара и — того больше — быть одновременно в разных местах, он может превратиться в какую-нибудь зверюшку и воспринимать мир, как она.

А еще они удивительно терпеливы, уравновешенны, жизнерадостны, одним словом — безупречны. И все эти невероятные возможности достигаются при исполнении безобидного, на первый взгляд, условия — полного изменения отношения к миру и к себе в этом мире.

Мы знаем мир не таким, каков он есть на самом деле.

Человечеству это известно с незапамятных времен, и наука что-то заметила, но доказать так и не смогла.

Мы готовы допустить, что у собаки лучше, чем у нас, нюх, а у кошки — слух. Мы смирились с тем, что экстрасенсы видят «ауру», а ясновидящие — будущее и потерянный кошелек. Все это как бы продолжение наших достоинств.

Ну не могу я прыгать, как кенгуру, но просто прыгать-то… Однако очень трудно представить себе, что кошка, собака и кенгуру живут вообще в другом — каждый в своем — мире, да и каждый из нас выстраивает свой собственный мир, только похожий на другие человеческие миры.

Маленькие дети видят и чувствуют значительно больше, чем взрослые. Родители учат ребенка интерпретировать увиденное определенным образом, дают вещам имена, тем самым ограничивая его восприятие довольно жесткими рамками.

Теперь уже то, что не вписывается в эти рамки, автоматически относится к разряду «не верь глазам своим» и к сознанию и близко не подпускается. Так складывается «описание мира», заставляющее нас быть такими, какие мы есть.

Как часто разные люди произносят одни и те же слова, вкладывая в них свой смысл, и, естественно, не могут договориться, подозревая друг друга во всех грехах. А все очень просто: у каждого — свое описание мира, свое представление о том, как должно быть, какое место он занимает в этом мире.

Остановитесь на секунду и подумайте: что вы делаете даже тогда, когда ничего не делаете? Скорей всего, беседуете с самим собой. Мысли перепрыгивают с одной темы на другую, прокручивая несостоявшуюся отповедь несправедливому шефу, оправдание перед женой, мораль нашкодившему сыну и воспоминание о вчерашнем матче…

Казалось бы, что может быть естественнее и привычнее этого внутреннего диалога, где ты всегда прав, обижен несправедливо и уверен в своем таланте, которого не видят только идиоты…

Однако все известные способы медитации, к какой бы школе они ни относились, направлены как раз на выключение внутреннего диалога, избавление от случайных мыслей.

Чего ради? А для того, чтобы услышать голос безмолвия, несущий знание.

Знание, невыразимое в словах, знание, которому можно только следовать… Но мы его не слышим, потому что непрерывно говорим, говорим сами с собой, оправдываясь, обличая, пережевывая старые и грядущие неудачи…

Мы ждем интереса или хотя бы внимания к своей персоне.

https://www.youtube.com/watch?v=C8V2DHs866A

Наши комплексы неполноценности сродни мании величия. Пусть лучше все осуждают, пусть ненавидят, только бы замечали.

Чувство собственного достоинства — основа нашей жизни в социуме. Получи оно заметную пробоину — и жизнь пойдет под откос!

А странные существа, называющие себя магами, насмешливо называют это все «чувством собственной важности » и утверждают, что на поддержание его уходит большая часть энергии человека. Ни на что другое ее просто не остается, а посему от этого чувства следует избавляться.

Увы, для человека европейского склада это невероятно сложно. У многих последователей Кастанеды оно не только не уменьшается, а наоборот — странным образом усиливается, уже на околомагической почве!

Карлос Кастанеда вовсе не собирался ломать свою жизнь каким бы то ни было образом. Она, может быть, сложилась не слишком удачно, но все-таки была, как у людей. И проблемы свои решать он предполагал тоже по-человечески.

Если учесть, что с магом, доном Хуаном, он встретился не юношей, прямо скажем, а в 35 лет, можно представить, как глубоко в его сознании укоренились социальные нормы, каким жестким было его «описание мира». Много лет понадобилось магу, чтобы заставить Карлоса взглянуть на мир другими глазами.

Сначала с помощью «растений силы»: их применение Карлос на собственном опыте и по своей воле (однако под контролем и с соответствующими комментариями учителя!) два года изучал, после чего покинул дона Хуана с твердой уверенностью, что не вернется к нему ни за что! Но необычная реальность, с которой он столкнулся, принимая галлюциногены, не отпускала его. С трудом удерживая съезжающую «крышу», он вынужден был разыскать дона Хуана и продолжить непонятное образование.

Карлос рассказывает, что его обучение шло двумя путями: в нормальном состоянии, когда любую информацию он мог записать, «переварить» и запомнить, и в особом состоянии сознания (абсолютно не имеющем отношения к наркотикам!), в котором ему преподносились наиболее важные сведения. Какие? — он вспомнить потом так вот запросто не мог. Он встречался с другими магами — сподвижниками дона Хуана и их учениками, с ним происходило нечто совершенно невероятное — и он возвращался в свой Лос-Анджелес, потеряв где-то несколько суток, слегка, правда, удивляясь, но даже не пытаясь восстановить ход событий! Только спустя добрых два десятка лет (!) в его памяти начали восстанавливаться «пропавшие» страницы жизни. К тому времени дон Хуан и его группа уже покинули этот мир, но как это происходило, Карлосу удалось вспомнить далеко не сразу.

Лежа не диване, так легко вместе с Кастанедой следовать за доном Хуаном, путешествовать по горам среди кактусов, свободно перемещаться из Лос-Анджелеса в Сонорскую пустыню, а оттуда запросто — в Оахаку (то есть из северной Мексики в южную)… Не обязательно магическими способами (хотя и это, конечно, тоже), а нормально, на автомобиле. Но стоит взглянуть на карту, и многие вещи перестают казаться такими уж простыми.

Из книги в книгу Кастанеда задает дону Хуану одни и те же вопросы… Правда, получает на них разные ответы.

Наверное, не стоит так уж слепо доверять Кастанеде: он и сам говорит, что книги эти написаны не писателем, но магом.

Вспомним: в своей официальной биографии Кастанеда не только убавил себе десяток годков, но и мать свою «похоронил» на двадцать лет раньше, чем на самом деле, представившись прямо-таки сиротой. (У магов это называется стиранием личной истории.

) Кастанеда произвел фурор тем, что сделал всеобщим достоянием практически неизвестные западной науке представления индейцев об устройстве мира и человека.

Источник: https://psibook.com/library/1330/3.html

Кастанеда Карлос — Эзотерика — Каталог статей — Библиотека эзотерики «Библиотека Тайн»

Кастанеда Карлос

 УЧЕНИЕ ДОНА ХУАНА

Книга 1.

Карлос Кастанеда, самый таинственный, самый знаменитый автор второй половины XX века, сдвинувший точку сборки всего человечества.

Первая книга — это еще не «настоящий» Кастанеда, ибо молодой антрополог пока не может принять магический мир своего учителя дона Хуана и пытается писать «научный обзор» происходящих вокруг него невероятных событий. Но здесь начинается величайшая духовная одиссея современности.

скачать файл

ОТДЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Книга 2.

Реальность индейских магов и их союзников так опасна для привычной системы восприятия, что Карлос, антрополог из Лос-Анджелеса, написав свою первую книгу, пытается сбежать от нее навсегда. Но Сила решает иначе: через два года он вернулся — и начался новый цикл обучения.
«Отдельная реальность», как и первая книга КК, — описание опыта, которого он еще не понимает.

скачать файл

ПУТЕШЕСТВИЕ В ИКСТЛАН

Книга 3.

Тот, кто ступил на Путь Воина, путь с сердцем, уже никогда не станет простым обывателем.

Дон Хуан открывает Карлосу аспекты этого Пути — искусство быть недостижимым, стирание личной истории, концепцию «смерти как советчика», принятие ответственности за свои поступки.

В «Путешествии в Икстлан» мы впервые встречаемся с союзниками — устрашающими неорганическими существами, которых маг, имеющий достаточно личной силы, может превратить в незаменимых помощников.

скачать файл

СКАЗКА О СИЛЕ

Книга 4.

Из самой магической, самой невероятной из книг Кастанеды «Сказки о силе» Ты узнаешь, что привычная нам картина мира — лишь крохотный островок тоналя в бесконечном, непознаваемом и не поддающемся никаким формулировкам мире волшебства — нагвале.

В этой книге заканчивается рассказ о непосредственном обучении Кастанеды у дона Хуана. Финал обучения — непостижимый разумом прыжок в пропасть. Карлос и двое других учеников дона Хуана и дона Хенаро, навсегда простившись с Учителями, прыгают с вершины столовой горы.

В ту же ночь Учитель и Бенефактор ушли навсегда из этого мира.

скачать файл

ВТОРОЕ КОЛЬЦО СИЛЫ

Книга 5.

Спрыгнув со скалы в пропасть, Карлос остался в живых. Он возвращается в Мексику, чтобы узнать, был ли реальным этот невероятный прыжок.

Неожиданно он встречается с группой женщин-магов, тоже учениц дона Хуана, и, чтобы не погибнуть в стычке с ними, обнаруживает в себе магическую способность выходить из своего тела в виде могущественного дубля.

Он узнает, что все атаки на него были спланированы самим доном Хуаном для того, чтобы он открыл в себе силу и осознал себя как нового Нагваля. В результате взаимодействия с безупречной женщиной-воином Ла Гордой, Карлос принимает на себя ответственность лидера новой партии Нагваля.

скачать файл

ДАР ОРЛА

 Книга 6.

  Автор пытается возглавить новый отряд магов. Получается это у него пока плохо. У всех учеников периодически возникают странные воспоминания о событиях, которых не было и не могло быть в мире обычного восприятия. Конфликты между Кастанедой и другими учениками все возрастают.

И вдруг с помощью Ла Горды новый Нагваль вспоминает, что в связи с особой структурой своего энергетического тела — светящегося кокона — он не может быть их лидером. Пути их расходятся. С ним остается только Ла Горда.

Они вместе уезжают в Лос-Анджелес, где занимаются совместными путешествиями в сновидении и в состоянии повышенного осознания пытаются вспомнить все то, что происходило с ними в годы ученичества.

скачать файл

ОГОНЬ ИЗНУТРИ

 Книга 7.

«Огонь изнутри» — полный переворот в восприятии учения дона Хуана. Кастанеда вспоминает, сдвигая свою точку сборки в те же состояния повышенного осознания, в каких проходило его обучение. Он обретает свою целостность.

Мы снова встречаемся с доном Хуаном и знакомимся с потрясающей концепцией «мелких тиранов» — возможностью рассматривать любую негативную ситуацию в качестве средства обучения и избавления от чувства собственной важности.
Будь внимателен, читатель.

Всего лишь понимание этой концепции полностью изменит Твое восприятие мира и Твою жизнь — конечно же, к лучшему.

Читайте также:  Административное решение конфликта - психология

скачать файл

СИЛА БЕЗМОЛВИЯ

 Книга 8.

  И снова абсолютно новый взгляд на мир вообще и на мир магов в частности. Эта книга вспоминания о встречах с доном Хуаном в состояниях повышенного сознания, об абстрактных ядрах и сталкинге, о модальности времени и овладении Намерением.

Но главное, о чем мы узнаем из этой книги, — вся магия нужна лишь для того, чтобы мы знали: сила в кончиках наших пальцев. Все обучение магии понадобилось дону Хуану лишь для того, чтобы разрушить у Карлоса привычное восприятие мира и осознать свое могущество.

Могущество, которым реально владеет каждый.

Источник: http://www.ezospirit.com.ua/publ/ehzoterika/kastaneda_karlos/2-1-0-26

Что такое Учения Карлоса Кастанеды? Учения Карлоса Кастанеды — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки — это первая книга, написанная Карлосом Кастанедой, давшая начало целой серии (всего 10 произведений). Изданная в 1968 году «Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки» имела большой успех, как впрочем, и все последующие, ставшие бестселлерами.

В книге рассказывается о начальном периоде обучения (с 1960 по 1965 годы) Карлоса Кастанеды у шамана дона Хуана Матуса, индейца из племени яки. Автор постигает под присмотром дона Хуана различные эзотерические практики, с помощью галлюциногенных препаратов открывает для себя новую реальность — выход из тела, полёты, ясновидение и т.д.

С самого начала многие критики ставили под сомнение описываемые Кастанедой фантастические факты, но сторонников это не смущало. Они утверждали, что если даже повествование во многом и является вымыслом автора, то это никак не касается действенности эзотерических практик, описываемых Кастанедой.

Интересно, что книга была написана в качестве магистерской диссертации по антропологии. Это придаёт некоторую сложность при её восприятии из-за специфики научного языка и формы изложения. Большой объём фактического материала с очень подробным описанием практик, дневниковыми заметками и др. некоторым читателям может показаться избыточным.

Популярность произведения Кастанеды во многом объясняется историческим контекстом, в котором оно было издано.

Шестидесятые годы — время молодёжных протестных движений — самым известным из которых были хиппи («дети цветов»), расцвет наркотической субкультуры и т.д.

 Свойственные этому времени ценности во многом коррелируют с учением дона Хуана. Например, обретение состояния изменённого сознания через употребление галлюциногенных средств.

При пристальном рассмотрении, особенно учитывая последующие книги о доне Хуане, читатель видит — что учение дона Хуана очень многопланово — это целый эзотерический мир, живущий по своим законам.

Главный акцент ставится не столько на употребление растительных препаратов, дающих возможность перейти в изменённое состояние сознания, сколько на путь человека, стремящегося к знанию. Как говорит дон Хуан: «человек идёт к знанию так же, как он идёт на войну — полностью пробуждённый, полный страха, благоговения и безусловной решимости.

Любое отступление от этого правила — роковая ошибка, и тот, кто её совершит, непременно доживёт до дня, когда горько пожалеет об этом».

Философский характер альтернативного восприятия мира, характерный для дона Хуана, постоянно противопоставляется ощущению окружающего, присущему современному городскому человеку, образ которого отражён в Карлосе.

Слова дона Хуана: «Слишком сильное сосредоточение на себе порождает ужасную усталость. Человек в такой позиции глух и слеп ко всему остальному. Эта странная усталость мешает ему искать и видеть чудеса, которые во множестве находился вокруг него. Поэтому кроме проблем у него ничего не остаётся«.

«Все пути одинаковы: они ведут в никуда. Есть ли у этого пути сердце? Если есть, то это хороший путь; если нет, то от него никакого толку. Оба пути ведут в никуда, но у одного есть сердце, а у другого — нет. Один путь делает путешествие по нему радостным: сколько ни странствуешь — ты и твой путь нераздельны.

Другой путь заставит тебя проклинать свою жизнь. Один путь даёт тебе силы, другой — уничтожает тебя«. Большой акцент делает дон Хуан на предостережении Карлоса о врагах, которые поджидают того на пути: «У человека есть четыре врага: это страх, ясность, сила и старость.

Страх, ясность и сила могут быть побеждены, но не старость. Это самый жестокий враг, которого нельзя победить, можно лишь оттянуть своё поражение«.

В дополнение к природным галлюциногенам, которые Карлос на начальном этапе принимает для своего преображения, старый колдун особо подчёркивает важность определённых физических упражнений, таких, как скашивание глаз для изменённого видения или «поступь силы» для безопасного передвижения ночью через пустыню. Результатом обучения явилось полная трансформация личности героя и всего его восприятия действительности.

По мнению Кастанеды, в древнем мире человек обладал знаниями о космическом порядке вещей. Мексиканским шаманам удавалось воплотить этот порядок вещей в то, что сегодня именуется энергетической структурой.

Эта структура в своё время получила название «путь воина».

Идя по этому пути, человек не только становился развитым умственно и физически, но и получал доступ к тайному знанию, позволяющему ему управлять своей жизнью.

Путь воина, по мнению Кастанеды — это образ жизни, ориентированный на восприятие и осознание сигналов, которые нам посылает Вселенная.

Будучи сложной системой практик, путь воина ориентирован на расширение представлений человека об окружающем мире. Этот путь сложен и труден, идущему по нему суждено претерпеть много страданий.

Но если человек решил вступить на путь воина, то он никогда не станет прежним.

Без страха и упрёка. Воин должен быть безупречен. На нем не должно сказываться то, что происходит вокруг. Воин никогда не сердится на себя, он полностью принимает себя во всей своей полноте.

Он не опускает ни перед кем голову, и не позволяет никому опустить голову перед собой. Преуспевание на его пути для воина зависит от личной силы, а его сила зависит от персональной безупречности.

Главной ценностью для воина является его свобода. Под ней подразумевается не только свобода от социума, но и свобода от себя самого.

Лишь отойдя от зацикленности на самом себе, идущий по пути воина получает возможность исследовать уровни своего внутреннего восприятия.

Путь воина — это принесение в жертву ясности во имя неопределённости и свободы. Ведь лишь не будучи в чем-то абсолютно уверенным, можно быть готовым ко всему.

Смерть как новое рождение

Смерть — это единственное, в чем воин уверен до конца. Путь воина состоит в том, чтобы, осознавая свою преходящесть, ценить жизнь во всех её проявлениях. Идя по пути воина, человек постепенно избавляется от чувства собственной значимости: ведь смерть равняет нас всех.

Тем не менее, толтеки не воспринимают смерть как точку, после которой нет возврата. Для идущего по пути воина смерть — это, скорее, новый рубеж, переступив за который, можно продолжить жить в иной форме. Каждому человеку предстоит встреча со смертью.

Но исход этой встречи может быть принципиально разный: он предопределяется тем, насколько человек был к ней готов.

Что же касается этой жизни, то путь воина состоит в том, чтобы осознавать, что здесь и сейчас у тебя есть все необходимое для поддержания собственного существования. И если полностью принимать то, что происходит с тобой в течение этой жизни, то итогом её станет не распад, а освобождение и возрождение в ином качестве.

Из куколки — в бабочку

В соответствии с учением толтеков, человек по своей природе отнюдь не является венцом творения. По своей структуре он эквивалентен кокону, из которого со временем должно вылупиться нечто большее, более совершенное.

Для того, чтобы выйти на иной уровень бытия, человек должен пройти процесс преображения.

Для этого ему следует произвести в своём «коконе» ряд трансформаций, итогом которых должны в идеале стать энергетические изменения на структурном уровне самого человека.

В результате этих изменений человек после смерти не остаётся куском органики, а трансформируется в энергию в чистом виде. Пожалуй, весь путь воина основан на постепенном приготовлении к этому знаковому по своей природе переходу.

Так или иначе, на сегодняшний день путь воина не имеет ничего общего с религией и верой. Его скорее можно описать как практический способ изменить свою жизнь. По этому пути идут те люди, которым небезразлична их судьба в этом мире. И сегодня пойти по пути воина может позволить себе любой. Исход зависит от того, насколько сильно его намерение и насколько чисто его сердце.

Источником знаний о Пути Воина для Кастанеды был нагуализм.

Наугализм — это магико-религиозное учение центральноамериканского индейского племени тольтеков.

Изучение данной практики почти не велось до середины 20-го века, когда в печати появились всемирно известные произведения Карлоса Кастанеды, посвящённые его обучению у индейского шамана Дона Хуана.

До этого времени в научной среде господствовали самые общие представления о нагуализме, которые принципиально не выделяли его среди аналогичных верований других народов. Считалось, что основой нагуализма является вера в существование связи между человеком и духом животного-покровителя.

Нагуаль — это название такого духа, который призывался индейцем для получения помощи в трудной ситуации. Обретение нагуаля связывалось с определённым обрядом индивидуальной инициации, во время которого индеец достигал трансового состояния с помощью специальных духовных практик и психотропных веществ.

Особое место уделялось важности правильной концентрации внимания, в также осознания иллюзорности и субъективности воспринимаемого мира.

Здесь возникают понятия «тоналя» — образ окружающего мира, который преломляется через матрицу человеческого восприятия, и «нагуаля» — реального мира, который только в очень небольшой мере можно познать посредством имеющихся у человека органов чувств. Нагуаль — это реальность, очищенная от субъективной интерпретации, находящаяся вне восприятия.

Взаимодействие тоналя и нагуаля является ключом, с помощью которого человек может трансформироваться, обрести магию в самом широком смысле этого слова.

Можно провести некоторую аналогию с западной психологией, если рассматривать тональ — как сознательное, а нагуаль — как бессознательное. Индейцы говорят, что человек живёт в нагуале, а в тонале он только воспринимает, думает и говорит.

С другой стороны, нагуаль — это нечто большее, чем бессознательная часть человека, он сродни эфиру, который находится везде и взаимодействует со всем.

Кастанеда выделяет ещё одно принципиальное понятие нагуализма — «точка сборки«, которое основывается на следующих постулатах:

  1. Вселенная состоит из скоплений энергетических полей, которые представляют из себя нити света.
  2. Существует единый источник энергетических полей, непостижимых размеров, который индейцы называют Орлом.
  3. Люди, как и вселенная, также состоят из бесконечного числа нитеподобных энергетических полей.
  4. Энергетические поля имеют форму светящегося шара, на котором есть точка особой яркости.
  5. Восприятие возникает, когда поля рядом с данной точкой взаимодействуют с идентичными энергетическими полями вне шара. Эта точка называется «точкой сборки».

Из этого следует тезис о крайней ограниченности человеческого восприятия, которому доступен лишь небольшой объем, окружающий точку сборки, плюс искажаемого огромным грузом понятий, шаблонов, схем, стереотипов и т.п.

Смещение точки сборки является ключевым фактором внутренней трансформации в нагуализме.

Этот процесс может произойти либо в результате долгих и постоянных эзотерических практик, либо спонтанно — в результате какого-либо серьёзного психического потрясения, тяжёлого личностного кризиса и т.п.

 Противоположные силы, препятствующие трансформации, фиксирующие точку сборки — страх смерти и эго, проявляющееся в чувстве собственной важности и жалости к себе.

Нужно отметить, что нагуализм наиболее эффективен при его практике в «естественной среде«, среди индейцев тольтеков, как это делал Кастанеда.

Европейцу самому сложно воспринять философские понятия и связи нагуализма, а тем более практиковать различные техники, в том числе связанные с приёмом психотропных веществ.

Но знание основ нагуализма позволяет обогатить внутренний мир, осознать, насколько близки духовные практики различных религий и народов земли. Для практических занятий нагуализмом необходимо провести серьёзную работу по его адаптации для других культур, не связанных с индейцами яки.

Ценность описываемых Карлосом событий и фактов в том, что мы можем взглянуть на них с его точки зрения — современного молодого человека, являющегося продуктом нашего мира.

Через его эмоциональные переживания, катарсис, читатель знакомится с живыми знаниями и практиками индейцев, а не с сухими антропологическими выводами учёных, которые сами никогда не погружались в предмет своего исследования.

Кем же был сам Карлос Кастанеда?

Его смело можно причислить к одной из загадок двадцатого века, так как фактически подтверждённых сведений о жизни этого человека очень мало.

Достоверно о нем известно только то, что он — автор десяти книг-бестселлеров и основатель компании «Cleargreen», которая ныне владеет правами на творческое наследие Кастанеды.

Всё остальное — не более чем предположения, если не сказать — домыслы.

Кастанеда родился в 1925 году — по некоторым сведениям в Бразилии, по другим — в Перу. В 1951 году он иммигрировал в США. Есть сведения, что здесь он подрабатывал таксистом, писал стихи, изучал живопись, торговал в магазине спиртным. В 1960 году произошло событие, коренным образом изменившее жизнь Карлоса Кастанеды.

Кастанеда, тогда студент Калифорнийского университета, приехавший в Мексику за «полевыми материалами» для своей дипломной работы, встретил дона Хуана Матуса. Дон Хуан стал духовным учителем Кастанеды и в течение двенадцати лет передавал подопечному сокровенные знания своего племени. Литературно-научные искания Кастанеды были оценены, и в 1973 году К.

Кастанеда получил степень доктора философии и стал профессором Калифорнийского университета, защитив там диссертацию по антропологии, почти идентичную его третьей книге «Путешествие в Икстлан» (Journey to Ixtlan, 1972). Скончался Карлос в 1998 году, после кремирования его прах был отправлен в Мексику.

Согласно легенде Кастанеда «как бы растворился в воздухе«, хотя по более рациональной версии причиной смерти был рак печени.

Работы Карлоса Кастанеды оказали большое влияние на многие эзотерические направления, получившие толчок к активному развитию в конце двадцатого, начале двадцать первого века. Безусловная заслуга Кастанеды в том, что он фактически был первым, кто открыл эзотерику на серьёзном уровне для массового читателя.

Стоит отметить, что своеобразный жанр Карлоса Кастанеды — дневниковые записи диалогов ученика с Учителем и применяемых практик — стал весьма популярен и у других авторов, пишущих о магии и пограничных состояниях сознания. Можно привести в качестве примера книгу «Хохот шамана» В.

Серкина, действие которой происходит в Магаданской области. Всемирно известный писатель П. Коэльо часто упоминает в своих произведениях Карлоса и дона Хуана.

Имена героев книг Кастанеды стали нарицательными, их высказывания постоянно цитируют, введённые Карлосом понятия стали универсальным языком, используемым при диалоге различных эзотерических школ.

Спасибо, за интерес к теме «что такое Учения Карлоса Кастанеды»!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/ucheniya_karlosa_kastanedy/

Ссылка на основную публикацию