Как формировать жизненный мир — психология

Жизненный мир — Психологос

​​​​​​​ Жизненный мир — метафорическая форма субъективного видения (внутренней картины) своей жизни.

Куда бы ни смотрел человек: вглубь себя, разбираясь со своими мыслями, намерениями и чувствами, или вовне себя, любуясь небом и пролетающими в нем быстрыми птицами, — он ощущает себя живущим в жизненном мире, видит свой жизненный мир: когда-то большой и светлый, иногда темный и трудный.

Жизненный мир человека (живого существа) подразделяется на внешний мир и мир внутренний. Жизненный мир — это видение (внутренняя картина) внешнего мира через призму мира внутреннего, внутренняя картина человека по поводу окружающего его внешнего мира. Смотри Внутренняя картина жизни

Жизненный мир человека изучает и психология, и другие науки.

Виды жизненных миров

Жизненные миры разных людей (разных живых существ) отличаются от жизненных миров других людей тем, что у него свое пространство, свое время, своих обитателей, свою историю и свое будущее.

В зависимости от того, какие ценности и верования есть в мире миры могут быть дружественным и враждебным, просторным и тесным, миром результатников и миром процессников, миром Высоких ценностестей и миром бытовых интересов. См.→

Как формируется жизненный мир

Метафора о мире родом из детства. Ребенок запоминает, какой мир обычно вокруг него, каким мир воспринимают родители и привыкает жить в той или иной картинке. В будущем — он может продолжать жить в том же мире по привычке, то ли сам формировать вокруг себя миры. См.→

Как пользоваться метафорой о мире

  • Метафора о мире во многом определяет трактовку жизненных событий, которые уже свершились или могут свершиться. Если, например, человек привык жить во враждебном мире — и видит, что ему улыбнулся другой человек, чужой и незнакомый, его первые мысли: «Втирается в доверие. Хочет отвлечь, а потом ударить.» Не потому что это правда, а потому что он привык жить в таком мире, где каждый каждому — волк, а главная задача — выжить, а не жить.
  • Обычно есть один мир в котором человек живет постоянно или большее количество времени — основной мир. Другими мирами он может пользоваться как инструментами. Например для лучшего контакта с бизнесменом из Делового мира лучше на какое-то время оказаться с ним в одном мире и разговаривать на одном языке.

Какой мир строить вокруг себя

Это решает каждый человек. Наверное, лучше, когда мир вокруг дружественный, но направленный на результат, а не просто на пообщаться.

Лучше, когда в мире есть Высокие ценности, и человек живет не только бытовым уровнем, только в таких мирах рождаются красивые люди и проживают простые правильные жизни.

Жить в изменяемом мире — здорово, он дарит энергетику и желание делать: я могу поменять то, что считаю нужным! Это — возможно! Когда законы ясные и четкие — жить проще, значит для себя лучше сформулировать четкие правила, но только самые необходимые.

Оптимальный для проживания мир — это мир Мастерская. Теплые и дружелюбные люди, большие и красивые свершения, Высокие Ценности и ясные ограничения. Практически бескрайние возможности развития. Возможность делать многое в этой жизни.

Сразу ли люди попадают в этот мир? Не сразу, чтобы жить в мире Мастерской нужно уже много уметь, билет в этот мир стоит недешево.

Если, например, человек привык жить в Джунглях, первым делом ему нужно привыкнуть к тому, что мир — дружелюбный. Потом к тому, что работать нужно на результат, а не ради самого процесса жизни.

Потом — нарабатывать ориентиры на Высокие Ценности и наконец оказываться в качественно новом, красивом мире.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/zhiznennyy-mir

Жизненный путь личности

Цели, поступки, отношение к окружающим, ведение личной жизни, формирование отношений, участие в профессиональной сфере. Эти области касаются индивида и в науке объединены под одним термином – жизненный путь человека.

Поскольку люди во время существования затрагивают множество областей, то изучают жизненный сценарий философы, психологи, этнографы, социологи. Но, ближе к жизненному пути психология. Эта наука изучает становление личности, постановку целей, достижение задуманного.

Что собой представляет жизненный путь личности?

Понятие жизненный путь личности

Что скрывается под этими тремя словами? Жизненный сценарий человека протекает по индивидуальной схеме. Нет одинаковых или похожих историй. Личность отличается от других существ на планете образом жизни. Человек не только существует и проходит этапы развития по отношению к временному отрезку, но и закладывает основы личностного становления.

Понятие жизненный путь личности включает множество аспектов и зависит от места обитания человека. Так законом установлена норма закончить среднее образование, обществом – выйти замуж или жениться, продолжить род.

Социум к этим понятиям устанавливает сроки, когда следует закончить учебу, создать семью. Нормы давят на человека и заставляют придерживаться установок. Не принято становиться студентом в 40 лет или жениться в 50.

Хочет человек или нет, но подсознательно он строит жизненный путь с учетом установленных норм. Небольшие отклонения и отличия являются индивидуальным жизненным сценарием.

Получается, на развитие жизненного пути человека влияют психологические, возрастные, общественные, социальные факторы и личные желания.

Проблема жизненного пути личности

В научном мире данным вопросом впервые озадачился Рубинштейн С.Л. Именно на него и его работу «Человек и мир» ссылаются при изучении предмета в высших заведениях и трактовании проблемы жизненного пути личности. В своих трудах автор ссылается на личную жизнь человека, которая оказывает влияние на развитие жизненного пути.

У каждой личности свои взгляды на отношения, быт и другие сферы. Совокупность этих понятий формирует жизненный мир человека. Отсюда вытекает мотивация личности и выстраивается индивидуальный сценарий. На развитие жизненного пути влияет качество и глубина отношений.

При их изменении корректируются действия человека, и меняется сценарий.

Личность развивается в зависимости от поступков, решений, ответственности. Участие в развитии отношений формируют субъекта жизни. Получается, что индивид меняется и развивается в ходе жизненного пути. Данное явление автор назвал деятельностным опосредованием.

Проблемой жизненного пути личности занимался ряд специалистов:

  1. Леонтьев А.Н. Его теория основана на том, что быт людей складывается из действий, которые они практикуют. На основании этого формируется индивидуальный сценарий. Следовательно, жизненный путь складывается только из тех видов деятельности, которые осуществляет конкретный человек.
  2. Ананьев Б.Г. Основной упор делает на происшествиях, с которыми человек сталкивается в жизни. Из них формируется индивидуальная жизнь личности. Происшествия автор разделяет на две группы, которые взаимосвязаны между собой. Первая касается среды и окружения. Это природные факторы, социальные изменения. Вторая группа формируется на фоне жизненных обстоятельств, другими словами исходит из поведенческого фактора.
  3. Абульханова-Славская К.А. Теории строится на том, что человек зависим от множества факторов: социальных норм, жизненных условий, структур. Личность опирается на условия, проводит сравнительный анализ. Главная задача индивида – это сравнить себя с установленными нормами и найти место в жизни. При этом социум заинтересован в развитии индивида. Но, человек самостоятельно создает условия для получения профессиональных навыков, формирует семейные отношения, заводит социальные связи. Из этого выходит основная мысль. Необходимо осознать жизненный путь как проблему, не допуская стихийного развития, а подключая усилия и ум.        

По мнению последнего автора, жизненный путь представляет структуру, складывающуюся из трех составляющих:

  • жизненной позиции – выбор человека как вести свою жизнь, который отображается на жизненных проявлениях;
  • жизненной линии – возможности и потенциал людей, которые зарождаются в настоящем и переходят в будущее;
  • смысла жизни – включает осознание конкретной личностью жизни, как целостной машины.

Влияние возраста индивида на жизненный путь личности

На жизненный сценарий влияют возрастные ожидания. Человек подстраивается под установленные нормы, иногда отклоняется от них. Изменения, касающиеся опережения следующего возрастного этапа вызывают у окружающих восхищение.

Таким образом, личность завоевывает авторитет. В свою очередь отставание от возрастных установок вызывает у общественности негативные эмоции. Человек реагирует на такие осуждения болезненно.

Из этого видна прямая связь, как влияет возраст индивида на жизненный путь личности.

Осталось выяснить, какой возраст рассматривается при притягивании личности к социальным нормам. Существуют следующие понятия:

  1. Биологический возраст. Не всегда совпадает с цифрой в паспорте. Для определения берется состояние здоровья человека, учитывается, как протекает обмен веществ. Полученные данные сравнивают со среднестатистическими показателями схожего индивида.
  2. Психологический возраст. Рассматривается развитие человека, эмоциональная и психологическая составляющая. Затем проводят сравнительный анализ, ориентируясь на психические показатели, признанные нормой для конкретного возраста. Из подобных исследований исходят заключения: гиперактивный, инфантильный или слишком умный человек.
  3. Социальный возраст. Изучаются навыки, которыми обладает личность на данный момент. Деятельность индивида сравнивается с общепринятыми нормами, которыми должен обладать среднестатистический человек.                                                  

Жизненный путь со стороны социологии рассматривается с учетом программ, установок, целей индивида. Психологи же изучают формирование взгляда человека на жизнь, реальное представление себя в будущем. Социология включает уровень оптимизма и представление будущего человеком с учетом определенных социальных групп и конкретных жизненных обстоятельств.

Развитие и жизненный путь личности

Рассматривая этот вопрос, за основу берут изучения Бюлера Ш. Для определения концепции, жизненный сценарий человека рассматривался с учетом линий развития (было найдено 97 видов). Линии касаются разных сфер: социальной, психологической, профессиональной, семейной, трудовой. На основании исследований были выведены 5 фаз, определяющие развитие и жизненный путь личности:

  1. Первая фаза не включается в жизненный сценарий человека. Считается, что от рождения и до возраста 16–20 лет личность еще не создала семью и не начала профессиональную деятельность.                
  2. Второй период посвящается поиску второй половинки, попытках завязать контакты. С 16–20 лет и до 30 человек пробует различные виды деятельности. В этот период появляются первые мечты, цели, наброски будущей жизни. Вторая фаза характеризуется жаждой действий наравне с неуверенностью и рассеянностью.
  3. Третья фаза включает зрелый возраст человека. Максимальный порог от 25 до 50 лет. Начало третьего периода определяется созданием семьи или постоянной профессией. Человек ставит реалистичные цели, достигает их. Благодаря этим действиям формируется самооценка личности.
  4. Четвертая ступень от 45 до 70 лет. Происходит постепенный спад жизненной активности. Профессиональная деятельность завершается выходом на пенсию, дети вырастают и покидают семейное гнездышко. Это время итогов и самокопаний. Для многих тяжелый период, поскольку включаются процессы старения, происходит биологическое увядание. Пожилой человек склонен к ностальгии, предается воспоминаниям, остается в одиночестве. Будущие планы строятся с учетом подведенных итогов и сегодняшних обстоятельств.
  5. Пятая фаза. В возрасте от 65 лет люди прощаются с работой. Цели, поставленные в юношестве, становятся неактуальными. Мысли человека остаются в прошлом, снижается социальная активность. Личность сосредотачивается на хобби, путешествиях, отдыхе. О будущем думать не хочется, так как очевиден скорый конец жизни. Подводится окончательная черта жизненного пути. Человек, выполнивший цели, чувствует удовлетворение. Личность, не достигшая поставленных задач, испытывает разочарование.

Выбор личностью своего жизненного пути

Человек так устроен, что жизненные ошибки и неудачи списывает на коварства судьбы. А удачу присваивает на свой счет, рассказывая какие титанические усилия были приложены для достижения цели.

Читайте также:  Теории сна - психология

Начните анализировать ошибки, понимать, почему произошло так. С этого и начинается выбор личностью своего жизненного пути. Анализа и понимания, что последует после совершения действий или поступков.

Жизненный путь человека включает доход, успех, профессиональную деятельность и мировоззрение. Отношение к окружающему миру формирует жизненный путь личности. Что вы выберете разрушение или созидание? Чтобы не было разочарований, ставьте достижимые цели и не проживайте жизнь понапрасну, раздражаясь, злясь и обижаясь на окружающих. Человек сам выбирает и формирует жизненный путь.

Источник: https://sunmag.me/sovety/18-03-2014-zhiznennyj-put-lichnosti.html

Реальный мир, жизненный мир, профессиональный мир: соотношение и развитие

Статья опубликована в рамках:

Выходные данные сборника:

РЕАЛЬНЫЙ  МИР,  ЖИЗНЕННЫЙ  МИР,  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ  МИР:  СООТНОШЕНИЕ  И  РАЗВИТИЕ

Демидова  И.Ф.

Канд.психол.наук,  доцент  ТИУиЭ,  г.  Таганрог

E-mail:  idema@list.ru

Человек,  рождаясь,  попадает  в  готовый  реальный  мир.  Этот  мир  не  однороден  по  своей  структуре,  он  обусловлен  временем,  в  котором  живет  человек,  обществом,  культурой,  в  которой  он  родился.

  В  этой  культуре  есть  свои  традиции,  нравственные  ценности,  институт  семьи  и  брака,  система  воспитания  и  образования,  мир  профессий,  рынок  труда,  также  в  каждом  обществе  своя  экономическая,  политическая,  религиозная  системы,  экологическая  ситуация.

  Все  это  вместе  будет  влиять  на  ребенка,  пока  он  будет  расти,  формируя  его  жизненный  мир,  определяя  смысл  его  жизни.

Жизненный  мир  –  это  интерсубъективный  мир,  конституирующийся  сознанием  составляющих  его  людей,  воспринимающийся  ими  как  само  собой  разумеющийся,  не  подлежащий  сомнению,  являющийся  для  живущих  в  нем  миром  общих  значений  и  смыслов  и  определяющий  жизненный  путь  человека.  Его  содержанием  являются  ценностные  и  смысложизненные  ориентации  человека.

В  своей  докторской  диссертации  Е.В.Некрасова  [1]  рассмотрела  становление  жизненного  мира  человека  в  детстве.  Она  высказала  гипотезу  о  том,  что  наиболее  активно  становление  жизненного  мира  происходит  в  кризисные  периоды  онтогенеза.

  Так,  кризис  раннего  детства  есть  следствие  образования  предметного  сознания,  за  которым  стоит  предметный  мир  ребенка.

  Предметное  сознание,  будучи  первой  ступенью  в  становлении  жизненного  мира  в  онтогенезе,  «заключается  в  актуализации  и  становлении  способности  отделить  «Я»  от  «не-Я»,  субъективное  от  объективного  и  строить  свой  предметный  мир»  [там  же,  с.31].

  Кризис  трех  лет  приводит  к  формированию  смыслового  мира  и  связан  с  развитием  речи  и  появлением  способности  обозначать  словом  предметы,  их  функции,  явления  и  ситуации.  В  результате  сознание  становится  также  смысловым,  что  приводит  к  кризису  семи  лет.

  Автором  показано,  что  смыслы,  открывающиеся  в  «акте  встречи  объективного  и  субъективного  времен,  связывают  объективную  реальность  с  текущими  состояниями  человека,  конституируют  их  соответствие  и  обеспечивают  бытие  жизненного  мира  как  реальности,  существующей  для  человека  «здесь  и  сейчас»  [там  же,  с.33].

Следующий  этап  становления  жизненного  мира  человека  в  онтогенезе  –  кризис  подросткового  возраста.  Формируется  ценностный  мир.

  Ребенок  стремится  осмыслить  свою  жизнь  в  целом,  действует  с  идеальным  образом,  эмансипируясь  от  непосредственной  ситуации;  появляется  рефлексия;  образуется  серьезное  отношение  к  собственной  жизни  в  целом,  что  привносит  определенную  свободу  поведения  в  любой  ситуации.  Подросток  становится  субъектом  саморазвития.

Что  касается  взрослого  человека,  то  дальнейшее  развитие  жизненного  мира  зависит  от  возможности  человека  оставаться  свободным,  т.е.  открытым  для  осуществления  еще  не  реализованных  возможностей,  включения  новой  информации  в  собственный  жизненный  мир.

  В  противном  случае  наблюдается  ригидность  образа  мира  и  образа  жизни,  невозможность  самореализации,  утрате  целей  и  смыслов  жизнедеятельности.  Развитие  и  усложнение  системы  жизненного  мира  возможно  за  счет  обретения  новых  смыслов.

  Данные  смыслы  черпаются  человеком  из  окружающих  его  «миров»  —  семейного,  культурного,  социального,  профессионального  и  др.

Первый  мир,  в  который  попадает  ребенок,  это  мир  семьи.  Его  родители  и  другие  родственники  уже  имеют  каждый  свой  жизненный  мир,  совокупность  этих  миров  образовала  уклад  семьи,  в  нашей  типологии  –  традиционалистский,  гедонистический  или  прогрессивный.

  Этот  уклад  надолго,  если  не  навсегда  определит  жизненный  мир  ребенка.  Недаром  многие  выдающиеся  психологи  и  психотерапевтические  практики  подчеркивают  роль  раннего  жизненного  опыта  ребенка  в  его  дальнейшем  развитии  и  самоопределении.

  Правда,  каждый  из  них  берет  свое  из  этого  опыта,  то,  что  согласуется  с  его  теоретическими  взглядами  и  положениями,  но  мысль  бесспорна.

Следующий  мир,  который  начинает  влиять  на  ребенка  –  мир  страны  и  культуры,  в  которой  он  живет.  Этот  мир  влияет  на  него  через  СМИ,  рекламу,  пропаганду  и  другие  компоненты  массового  сознания.  Приведем  такой  пример.

  Регулярно  ЮНЕСКО  проводятся  опросы  школьников  по  поводу  их  знаний  и  параллельно  проверяется  реальный  их  уровень.  И  результат  остается  неизменным  на  протяжении  последних  10  лет.  Самый  высокий  уровень  знаний  показывают  корейские  и  японские  школьники,  оценивая  при  этом  свои  знания  как  средние.

  Выше  всего  свои  знания  оценивают  американцы,  занимая  при  этом  достаточно  низкие  места.  И  это  влияние  идеологии.

Далее  ребенок  попадает  в  учебные  заведения,  и  на  его  жизненный  мир  начинает  влиять  система  образования.

  Она  формирует  не  только  систему  знаний,  но  и  мировоззрение,  которое  может  быть  научным  и  мифологическим,  действенным  и  созерцательным.

  В  нашу  задачу  не  входит  анализ  различных  образовательных  систем  и  определение  того,  какая  лучше,  какая  хуже,  но  приведенный  выше  пример  со  школьниками  как  раз  и  есть  отражение  образовательной  системы.

Обучаясь  в  школе,  ребенок  знакомится  с  миром  профессий.  К  сожаленью,  в  нашей  стране  это  знакомство  неудовлетворительное.  В  мире  существуют,  наверное,  десятки,  если  не  сотни,  тысяч  профессий.

  Какие-то  профессии  характерны  только  для  отдельных  стран,  например,  погонщик  слонов  или  оленевод,  другие  есть  во  всех  странах,  например,  юрист  или  врач.

  Но  знания  о  профессиональном  мире  даже  своей  страны  у  детей  складываются  стихийно,  в  школе  рассказывают  только  либо  о  самых  популярных,  либо  о  самых  востребованных  профессиях,  причем  рассказывают  весьма  поверхностно.

  В  результате  выпускники  школ  зачастую  не  знают,  каких  качеств  и  способностей  требует  та  или  иная  профессия,  смогут  ли  они  реализовать  в  ней  свои  потребности  и  ценности,  согласуется  ли  она  с  тем  жизненным  миром,  который  у  них  уже  сложился,  с  их  личностными  особенностями.

  Они  поступают  учиться  в  высшее  или  среднее  специальное  учебное  заведение,  на  них  начинает  оказывать  влияние  система  высшего  или  среднего  специального  образования.  По  окончании  учебы  они  попадают  в  профессиональный  мир  и  не  всегда  могут  его  согласовать  с  тем  жизненным  миром,  который  у  них  уже  сформировался,  либо  начинают  реализовывать  этот  мир  в  профессии,  что  также  не  всегда  протекает  гладко.  Примером  может  служить  коррупция,  которая  является  проявлением  гедонистического  или  инфантильного  жизненного  мира.

Но  все  эти  годы  ребенок  осваивал  еще  один  мир  –  мир  ценностей  и  смыслов.  Первоначально  он  их  присваивает  из  окружающих  миров:  семейного,  культурного,  массового  сознания.  Ценности  начинаются  с  первых  родительских  запретов  и  разрешений.

  Они  могут  быть  разные:  «Нельзя  быть  жадным,  дай  поиграть  мальчику  с  игрушкой»  или  «Правильно,  не  отдавай  своего!»  и  т.д.

  Затем  добавляются  мультфильмы,  реклама,  фильмы,  тиражирующие  образ  преуспевающего  человека,  добивающегося  всего  своим  трудом,  за  счет  удачи  (американская  мечта)  или  любой  ценой  (что  мы  наблюдаем  сейчас  чаще  всего).

  Дети  слышат,  какие  качества  ценятся  больше  всего  в  обществе,  как  их  можно  развить  в  себе,  за  счет  чего  добиться  успеха.  Они  формируют  для  себя  понятие  успеха,  пересматривают  традиционные  ценности,  отбирают  из  них  те,  которые  способствуют  этому  успеху,  пусть  неосознанно  формируют  для  себя  смысл  своей  жизни.

Естественно,  можно  выделить  и  другие  миры,  которые  окружают  человека,  но  нас  интересует  соотношение  четырех  уже  рассмотренных:  ценностно-смыслового,  образовательного,  профессионального  и  жизненного.

  Из  них  первым  формируется  ценностно-смысловой,  который  постепенно  становится  базовой,  но  составной  частью  жизненного  мира.  С  опорой  на  ценностно-смысловой  мир  человек  выбирает  профессию.  За  годы  обучения  его  жизненный  мир  укрепляется  и  затем  проявляется  в  профессиональном  мире.

  В  период  от  20  до  30  лет,  на  наш  взгляд,  жизненный  мир  стабилизируется  и  становится  первичным  по  отношению  к  поведению  и  разнообразным  жизненным  выборам.

  Его  изменение  возможно  крайне  редко,  только  в  кризисное  для  личности  время,  когда  выясняется,  что  жизненный  мир  не  «срабатывает»,  не  выполняет  свою  основную  функцию  интеграции  жизни,  объяснения  происходящих  событий,  человек  оказывается  в  растерянности  перед  жизненными  событиями.

  Это  ситуации  экзистенциального  выбора,  которые  описывают  экзистенциальные  психологи  [2;  3].  Но  и  в  этой  ситуации  человек  может  не  рискнуть  изменить  жизненный  мир,  он  предпочтет  выработать  защитные  механизмы.

Что  касается  образовательного  мира,  то  он  является  средством  развития  и  укрепления  жизненного  мира,  его  ценностно-смысловой  составляющей.

  При  различных  системах  обучения  проявляется  тенденция  к  формированию  того  или  иного  типа  жизненного  мира,  происходит  влияние  на  его  ценностно-смысловой  компонент.

  А  значит,  зная  этот  компонент  и  сам  жизненный  мир,  можно,  с  одной  стороны,  учитывать  их  в  процессе  обучения,  осуществляя  индивидуальный  подход,  а  с  другой  стороны,  развивать  мир  ценностей  и  смыслов,  обогащая  жизненный  мир.

Список  литературы:

1.Некрасова  Е.В.  Пространственно-временная  организация  жизненного  мира  человека.  Автореф.  дисс.  …  докт.  психол.наук.  –  Барнаул,  2005.  –  47с.

2.Экзистенциальная  психология.  Экзистенция.  Новое  измерение  психиатрии  и  психологии  /  Под  ред.  Р.Мэя.  –  М.:  Апрель  Пресс,  Изд-во  ЭКСМО-Пресс,  2001.  –  624  с.

3.Ялом  И.  Экзистенциальная  психотерапия.  –  М.:  Независимая  фирма  «Класс»,  1999.  –  576  с.

Источник: https://sibac.info/conf/psych/ii/35420

Семилетние циклы жизни человека

От 0 до 7 лет

Сильная связь с матерью. Горизонтальное познание мира. Создание чувств. Запах матери, молоко матери, голос матери, тепло матери, поцелуи матери являются первыми ощущениями. Период, как правило, заканчивается вылуплением из защитного кокона материнской любви и открытием более или менее холодного остального мира.

От 7 до 14 лет

Сильная связь с отцом. Вертикальное познание мира. Создание личности. Отец становится новым исключительным партнером, союзником в открытии мира вне семейного кокона. Отец расширяет защитный семейный кокон. Отец становится ориентиром. Мать была любима, отец должен быть обожаем.

От 14 до 21 года Бунт против общества. Познание материи. Создание интеллекта. Это кризис подросткового возраста. Появляется желание изменить мир и разрушить существующие структуры. Молодежь нападает на семейный кокон, затем на общество в целом. Подростка соблазняет все, что «восстает», — громкая музыка, романтические отношения, стремление к независимости, бегство, связь с маргинальными группами молодежи, анархистские ценности, систематическое отрицание старых ценностей. Период завершается выходом из семейного кокона.

От 21 до 28 лет

Вступление в общество. Стабилизация после бунта. Потерпев неудачу с разрушением мира, в него интегрируются, желая сперва быть лучше, чем предыдущее поколение. Поиски более интересной работы, чем у родителей.

Поиски более интересного места жизни, чем у родителей. Попытка создать более счастливую пару, чем у родителей. Выбор партнера и создание очага. Создание собственного кокона. Период обычно заканчивается браком.

С этого момента человек выполнил свою миссию и покончил с первым защитным коконом.

КОНЕЦ ПЕРВОГО КВАДРАТА 4×7 ЛЕТ.

После первого квадрата, завершающегося созданием собственного кокона, человек вступает во вторую серию семилетних циклов.

28-35 лет

Создание очага. После женитьбы, квартиры, машины появляются дети. Ценности аккумулируются внутри кокона. Но если четыре первых цикла не были пройдены успешно, очаг рушится. Если отношения с матерью не были прожиты должным образом, она будет досаждать своей невестке.

Читайте также:  Дистанция - коуч-система пошагового развития личности - психология

Если с отцом тоже, он начнет вмешиваться в дела молодой пары. Если бунт против общества не был пережит, есть риск конфликтов на работе. 35 лет — тот возраст, в котором плохо вызревший кокон часто взрывается. Тогда происходят развод, увольнение, депрессия, психосоматические болезни.

Тогда первый коко должен быть отброшен и…

35-42 года

Все начинается с нуля. После кризиса человек, обогащенный предыдущим опытом и ошибками, реконструирует второй кокон. Нужно пересмотреть отношения к матери, семье, отцу, зрелости. Это период, когда у разведенных мужчин появляются любовницы, а у разведенных женщин — любовники. Они пытаются воспринять то, что ожидают, уже не от брака, а от противоположного пола.

 

Отношения с обществом также должны быть пересмотрены. Отныне работу выбирают не с точки зрения ее безопасности, а по тому, насколько она интересна, или по тому свободному времени, которое она оставляет.

После разрушения первого кокона человек всегда испытывает желание как можно быстрее создать второй.

Новый брак, новая работа, новые отношения. Если избавление от паразитирующих элементов прошло благополучно, человек должен быть способен восстановить не похожий, а улучшенный кокон.

Если он не понял прошлых ошибок, он восстановит точно такую же оболочку и придет к точно таким же поражениям. Это то, что называется «бегать по кругу».

С этих пор все циклы станут лишь повторением одних и тех же ошибок.

42-49 лет Завоевание общества. Как только второй, улучшенный кокон восстановлен, человек может познать полноту жизни в браке, семье, работе, собственном развитии. Эта победа приводит к двум новым типам поведения.

Если человеку важны признаки материального благополучия: больше денег, больше комфорта, больше детей, больше любовниц или любовников, больше власти, он непрестанно увеличивает и обогащает свой новый улучшенный кокон.

Если человек отправляется на завоевание новых территорий, а именно духовных, то начинается истинное созидание его личности.

По всей логике, этот период должен закончиться кризисом самосознания, экзистенциальным вопросом. Почему я здесь, зачем я живу, что я должен сделать, чтобы жизнь приобрела смысл помимо материальных благ?

49-56 лет Духовная революция. Если человеку удалось создать или воссоздать свой кокон и реализоваться в семье и работе, он, естественно, испытывает желание обрести мудрость.

Отныне начинается последнее приключение, духовная революция.

Поиски духовности, если они ведутся честно, не впадая в легкость групповщины или готовых идей, никогда не будут закончены.

Они займут всю оставшуюся жизнь.

КОНЕЦ ВТОРОГО КВАДРАТА 4×7 ЛЕТ.

N.B. 1: Далее развитие продолжается по спирали. Каждые семь лет человек поднимается на один виток и вновь проходит через те же вопросы: отношения с матерью и отцом, отношение к бунту против общества и к семье.

N.B.

2: Иногда некоторые люди нарочно терпят крах в семейных отношениях или на работе, чтобы быть вынужденными начать все циклы заново.

Таким образом они пытаются избежать или отодвинуть тот момент, когда им придется перейти к духовной фазе, поскольку они боятся столкнуться сами с собой лицом к лицу.

опубликовано econet.ru

Из книги Бернарда Вербера «Империя ангелов»

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/108674-semiletnie-tsikly-zhizni-cheloveka

Системно-векторная психология. Жизненный сценарий – обусловленность или свобода выбора?

Автор: Татьяна Фарафонова, психолог

Пауло Коэльо.

Кто пишет сценарий нашей жизни? И почему он именно такой? Каким образом складывается жизненный сценарий человека? И можно ли что-нибудь изменить?

Попробуем разобраться, используя новейшие разработки в психологии.

Неосознаваемый план жизни

По теории Эрика Берна жизненный сценарий — это «неосознаваемый человеком план собственной жизни». «План этот составлен человеком еще в детском возрасте, подкреплен родителями, оправдан последующими событиями и завершается так, как было предначертано с самого начала».

По теории Берна любой жизненный сценарий, который проживает человек, ведет к определенной развязке.

Это означает, что, становясь взрослыми, мы проигрываем свой сценарий таким образом, что абсолютно бессознательно выбираем только те поведенческие модели, которые приведут нас к цели. Из его теории видно, что ребенок сам решает, каким будет план его дальнейшей жизни.

Но выбор он делает не из сознательных соображений, как взрослый, а на основании чувств, которые он, будучи ребенком, испытывает еще до того, как научился говорить.

Главное в жизни – это выживание

Одним из коллег Берна были описаны особенности, на основании которых идет формирование жизненного сценария: маленький ребенок выбирает стратегию поведения, способствующую его выживанию в этом мире, который кажется ему опасным и угрожающим его жизни. Главное – это выживание. Решения, основанные на способности выжить, и являются основой формирования «жизненного сценария человека».

Когда ребенок вырастает, он уже не помнит своих первых детских впечатлений. Обрывки этих воспоминаний могут всплывать во снах или фантазиях. Поэтому, осуществляя свой «жизненный сценарий» и поступая определенным образом, человек так и не узнает о тех решениях, которые были приняты им в детстве.

https://www.youtube.com/watch?v=xM2qMggUBQA

Рассматривая общие положения, эти теории, не объясняют, почему жизненный сценарий конкретного человека формируется определенным образом. От чего это зависит? И возможно ли изменить сформировавшийся сценарий? Точное понимание этих механизмов раскрывает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Невозможно развить то, чего нет

Согласно системно-векторной психологии психика человека представляет собой единую неделимую матрицу, состоящую из восьми векторов. Вектор — это совокупность врожденных свойств и желаний человека, определяющих его мышление, тип сексуальности, ценности и устремления, способ движения по жизни. Каждый человек обладает заданным ему природой набором векторов (т.е. свойств психики, желаний).

Этот набор психических свойств (векторов) и обуславливает жизненный сценарий человека.

Как показывает системно-векторная психология, жизненный сценарий — это всегда устойчивое, предсказуемое явление, связанное с проявлением векторов человека.

Жизненные сценарии каждого вектора имеют определенный диапазон (в зависимости от того, как человек развился в заданных ему свойствах): от позитивного до негативного.

Развитие векторальных свойств происходит с рождения и до достижения человеком пубертатного возраста – 14-16 лет. Оно зависит от влияния конкретного окружения, в котором происходит формирование человека (родители, социум). При этом действует принцип — в человеке невозможно развить то, чего в нем нет (т.е. невозможно развить свойства, которые не заданы ему его векторами).

Но не только развитие имеет значение. Большую роль играет и то, насколько полно человек реализует свой потенциал, не загоняет ли он себя в чуждые для себя рамки.

Влияние окружения

Как уже говорилось ранее, большое влияние на формирование жизненного сценария ребенка оказывает его окружение. При этом наиболее важным человеком в развитии жизненного сценария ребенка является его мать. Как объясняет системно-векторная психология, именно от матери ребенок получает бессознательное чувство защищенности и безопасности, которое необходимо для его полноценного развития.

Потеря чувства защищенности и безопасности ведет к нарушению развития психических свойств ребенка и возникновению различных негативных состояний, что в совокупности и формирует негативные жизненные сценарии.

Влияние на формирование жизненного сценария могут оказывать также другие значимые для ребенка люди: родные и близкие, учителя. Окружающие люди отпускают в адрес ребенка различные послания, на основании которых он воспринимает себя тем или иным образом. На основании полученного опыта ребенок учится воспринимать самого себя, других людей и мир в целом.

Послания родителей и значимых для ребенка людей могут быть как вербальными, так и невербальными. Ребенок тонко ощущает интонацию слов, адресованных ему, а также проявления тела, окружающие звуки и запахи.

Сценарным посланием могут стать повторяющиеся болезненные события либо однодневные послания, вызвавшие яркие впечатления в детской психике. Например, конфликты, крики, физическое наказание, болезни, расставание с родителями, переезд и другие.

Причем чувствительность к тем или иным факторам, их стрессогенность и последствия зависят от векторов ребенка (т.е. особенностей его психики).

Например, на ребенка со звуковым вектором вообще нельзя кричать, так как это может привести к различным тяжелым последствиям вплоть до аутизма или шизофрении.

Если из-за неблагоприятных условий в детстве человек не нарабатывает умений, которые бы позволили ему получать удовольствие от позитивной реализации своих задатков в семье и социуме, то он идет путем наполнения первичных (архетипичных) желаний. Например, в зрительном векторе это страхи, в кожном – воровство, жадность и т.д.

Очевидно, что сценарий жизни определяется не только внешними, но и внутренними факторами (особенностями психики). Известно, что, когда дети воспитываются в равных условиях, их жизненные планы могут быть отличными друг от друга. Это лишний раз подтверждает, что все люди имеют разный врожденный потенциал.

Формирование комплексов

В зависимости от степени развития и реализации векторальных свойств жизненный сценарий человека может быть как положительным, так и отрицательным.

Чем полнее человек реализует заданные ему от природы свойства, тем более позитивным образом складывается его жизненный сценарий, причем в каждом векторе прослеживаются свои закономерности.

Отрицательные сценарии жизни в СВП называются комплексами.

Комплексы — это самые устойчивые, жестко заданные поведенческие программы, которые, как и все другие, определяются бессознательным желанием человека получения удовольствия.

Формирование комплексов происходит в допубертатном возрасте и обусловлено неблагоприятными условиями развития ребенка, при которых его векторальные свойства остаются недоразвитыми, а в дальнейшем недостаточно реализованными.

Системно-векторная психология рассматривает следующие комплексы:

Возникновение того или иного комплекса возможно только при наличии у человека определенного вектора или связки векторов. В иных случаях формирование комплекса невозможно.

Так, например, комплекс неудачника может сформироваться только у человека, обладающего кожным вектором. У таких людей сценарий на неудачу проявляет себя даже при самых удачных жизненных обстоятельствах: они умудряются заболеть, потерять работу, проиграть или вообще спиться. Они сами бессознательно стремятся к неудаче, получая от этого свое удовлетворение.

Сценарий на неудачу закладывается в детстве, когда кожного ребенка бьют и унижают, часто за гиперактивность и мелкое воровство. Кожный вектор задает своему обладателю амбициозность, стремление к первенству, социальному и имущественному превосходству, невероятную гибкость. У него очень нежная и чувствительная кожа.

Побои – это удар по его сверхчувствительной зоне, унижение – удар по его свойствам, в результате чего гибкая психика вынуждена приспосабливаться к сверхстрессу, потере чувства защищенности и безопасности.

Как? Адаптацией этой немыслимой психической и физической боли – в ответ на удар у него начинают выделяться эндорфины, погашающие боль, вместе с этим человек испытывает чувство удовольствия и облегчения.

Фиксация такого механизма и приводит к тому, что в последующем человек будет искать боли (мазохизм) и неудачи, чтобы испытать хоть какое-то удовольствие (за счет выделяемых в ответ на удары жизни эндорфинов).

Таким образом, любое поведение человека обусловлено принципом наслаждения. И именно поэтому так сложно выйти из негативного сценария – нами руководит бессознательное стремление к удовольствию. Не осознавая его, мы не в силах его преодолеть.

Наши мысли сегодня определяют наши действия завтра

Несмотря на то, что сценарии могут быть абсолютно разными по содержанию, все они бессознательно ведут человека к получению наслаждения.

Вот только от чего он получает это наслаждение: от «кнута» или «пряника», будет зависеть от формирования психического компонента в детстве.

При этом у каждого есть определенная заданность, предполагающая определенный позитивный сценарий, но только от самого человека зависит, реализует он ее или нет.

Что нам дает системно-векторная психология? Возможность видеть реальность на уровне причин и следствий, скрытых от нас в бессознательном. Обычно мы видим лишь внешнее проявление на уровне нашего тела, а все сценарии работают на уровне психики. Осознавая их, человек может выйти из-под их управления.

• Чтобы негативный сценарий прекратил свое воздействие на человека, необходимо осознать механизм его формирования, бессознательные причины, которые заставляют нас поступать определенным образом, осознать свои истинные желания, заблокированные в детстве. Это создает все предпосылки, чтобы сознательно поменять принцип наслаждения, осознанно выбирать позитивные варианты наполнения наших природных устремлений.

Читайте также:  Что такое дарение и подарки - психология

Точное понимание психики человека через систему заданных от рождения векторальных свойств дает возможность увидеть весь механизм формирования жизненных сценариев, а также проследить причинно-следственные связи развития того или иного поведения, сценария. Кроме того, знания системно-векторной психологии позволяют повлиять на формирование жизненного сценария конкретного человека, а также помочь ему выйти из-под влияния уже сформированного негативного сценария.

Подробнее о жизненных сценариях и комплексах можно узнать на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Автор Татьяна Фарафонова, психолог

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел: Психология

Источник: http://svp.expert/psixologiya/zhiznennyj-scenarij-obuslovlennost-ili-svoboda-vybora/

Семилетние циклы жизни и кризисы

Жизнь каждого человека представляет собой длинную дорогу – путь, состоящий из определенных остановок, укрепляющих его сущность и направляющих его в выбранное русло.

Свою дорогу каждый прокладывает самостоятельно, однако на определенных этапах своего жизненного пути каждый человек сталкивается с личностными и психологическими проблемами. В 20-ом веке психологи проанализировали схожесть проблем разных возрастов и сформировали теорию семилетних циклов.

Суть этой теории заключается в том, что каждому возрасту, поделенному на отрезки в 7 лет, соответствует свой психологический кризис личности, который проявляется в современном обществе у абсолютного большинства. Каждые из выделенных циклом имеют свои устоявшиеся характерные особенности.

Путь человека от рождения до смерти

В этой статье мы рассмотрим эти особенности и основные возрастные кризисы с точки зрения психологии. Благодаря этой информации, я надеюсь, вы сможете взглянуть на свою жизнь под правильным углом и сделать ее более психологически комфортной — будете готовы к возможным предстоящим проблемам и с легкостью решите их. Поехали.

Зачастую мы неверно воспринимаем свой возраст

Прежде всего, нужно понимать, как следует воспринимать возраст.

В нашем постсоветском обществе распространено такое заблуждение, что существует два «возраста» — молодость, которая отождествляется со свободой, отсутствием ответственности и жизненных трудностей, и «конец молодости», который предполагает прекращение беззаботного периода и часто становится периодом депрессий и неудовлетворенности. Такая установка уже с ходу деструктивно влияет на психику и усиливает возникающие кризисы.

Конечно, правильно оценивать возраст следует, как определенное прожитое количество лет со времени рождения. При этом молодость лучше воспринимать не в разрезе внешней оболочки человека, но как умеренное состояние сознания и душевное равновесие. Это и является первоисточником молодости.

Каждый семилетний цикл заканчивается кризисом личности

Рассматривая возрастные семилетние циклы жизни, в том числе нужно опираться на оценку возраста с точки зрения количества лет со дня рождения.

Считается, что жизнь человека условно разбита на множество семилетних циклов, каждый из которых заканчивается кризисом, однако именно наличие таких кризисов дает толчок для дальнейшего человеческого развития.

В принципе, на этом и строится основная модель любого личностного и бизнес роста в наше время: постулат  «человек наиболее динамично развивается в кризисах» в данном контексте — абсолютно верен.

Также, примечательной особенностью, по мнению швейцарского астролога А. Руперти, является тот факт, что в разных возрастных циклах то или иное явление неоднократно повторяется (например, отношение к семейным ценностям), однако приобретает новые формы, видоизмененные либо совершенно противоположные.

Рассмотрим семилетние циклы жизни подробнее.

Человек появляется на свет от матери и в первые годы своей жизни практически не существует отдельно от нее. От матери он получает молоко и развивается психологически: формируются чувствительность, восприятие мира. Психологическая стабильность в этом возрасте сохраняется, благодаря надежной материнской защиты.

Ребенок только внедряется в окружающий мир, однако контактирует только с ближайшим окружением. К концу цикла, в 6-7 лет происходит кризисное состояние – с походом в школу ребенок знакомится с грузом ответственности и новыми требованиями к себе.

Это начало восприятия более отдаленной окружающей среды, не такой «надежной и теплой», что вызывает психологические колебания.

Именно с семилетнего возраста свою главную роль в жизни ребенка начинает играть отец. Цикл от 7 до 14 лет – это возраст, в котором происходит создание личности и выбор ориентиров для дальнейшего развития под контролем отца. Ребенок учится рассуждать логически и здраво оценивать ситуации, и пусть это пока еще мало получается, он делает огромные и важные шаги на пути к настоящему взрослению.

Основной кризис этого возраста 13-15 лет, также называется подростковым — гормональный бум в биологически созревающим организме способствует бурному эмоциональному развитию и приводит к эмоциональным нестабильностям. В том числе происходит непринятия авторитетов и ценностей большинства — начинает формироваться индивидуальность человека. В этом периоде главное — научиться контролировать собственные эмоции.

Возраст от 14 до 21 года – это время интеллектуального становления личности и выход во взрослый мир.

Нередко данный цикл сопровождается «кризисом подросткового возраста», однако на самом деле его нельзя считать кризисом – главной причиной бурного реагирования общества на окружение и на самого себя является обострение чувств, что свидетельствует всего лишь о переломном моменте в психологическом развитии подростка.

В конце цикла 18-21 год может наступить «кризис социализации». Когда юноша либо девушка не могут найти свое место в выбранном социальном круге, что может привести к депрессиям и дальнейшей замкнутости человека.

Также, главная задача этого периода — научиться доверять людям, т.к. это впоследствии сильно повлияет на отношения человека с окружающими, в том числе с противоположным полом.

В будущем может негативно отразиться на возможности обзавестись семьей.

Этот период характеризуется вступлением в общество и принятие общества и его законов.

 Главной задачей человека, искренне желающего преодолеть психологические колебания, становится создание стабильности в своей жизни – в большинстве случаев цикл заканчивается браком и созданием собственной семьи.

Окончание цикла является концом первого квадрата циклов 4*7 лет. С 28-летнего возраста человек вступает во вторую их серию, отбросив детские отголоски прошлого.

В период близкий к 28 годам у человека начинаются стандартные кризисы современной личности. В рассуждениях с самим собой человек может прийти к мыслям, что данная сложившаяся реальность его не устраивает, либо что он ничего в жизни не достиг (в сравнении с собственными ожиданиями).

Тут следует понимать, что жизнь только начинается, и в данном периоде сосредоточиться на собственном росте и собственных целях, а не рассуждениях о бесцельно прожитых годах. В дальнейшем именно принятие решений на данном этапе зачастую определяют, куда человек будет двигаться по жизни.

Возраст от 28 до 35 лет сопровождается созданием семейного очага, однако в случае неудач на прошлых циклах формирование очага будет происходить неверно. Нередко это приводит к разводам и рискам конфликтов, и такое обострение проблем оборачивается в «кризис среднего возраста».

Кризис 35 лет во многом сфокусирован на продолжении рода, а также развитии отношений. В случае если со взаимоотношением в семье, а также в своем социальном круге — все в порядке, то кризис минует личность, при условии, что предстоящие периоды жизни проходили в гармонии с самим собой.

В случае, если кризисы прошлых периодов не были преодолены — растет постоянная неудовлетворенность окружающими людьми, собой, и в следствие, собственной жизнью

В этот период, как правило, человек строит свою жизнь заново с позиции всего своего опыта, который он смог накопить к этому периоду: пересматривает отношение к миру, меняет внутренние приоритеты. Если избавление от тормозящих развитие элементов происходит удачно, человек улучшает свою жизнь, если нет – возвращается к тому, с чего начинал 8 лет назад.

Период жизни для себя. Человек достигает определенных успехов, преодолевает кризис среднего возраста – остается познать вкус жизни в браке, собственном развитии и работе. Такой цикл становится периодом физического и морального насыщения. Остается насыщение духовное – что и происходит.

Возможный кризис личности этого периода заключается в том, что фокус на духовные ценности у человека не происходит и он остается заложником своих материальных ценностей. В последствии, такая установка приводит к разочарованию в жизни

Главная задача – обретение мудрости, чтобы было, что передать и чему научить своих детей. К этому периоду человек либо доволен своей жизнью и встречает старость полный умиротворения и гармонии, либо напротив, превращается в ворчащего «злого старика» — если кризисы предыдущих циклов не удалось разрешить.

Основная проблема тут состоит в том, что в этот период жизни уже поменять ничего нельзя.

Как бы не говорили на разных тренингах о том, что изменить себя можно в любом возрасте, обрести гармонию в  возрасте 56  тогда, когда в остальных семилетних циклах жизни личностные кризисы не были разрешены — крайне проблематично.

Циклы жизни человека: рассвет, полдень, закат и сумерки.

Человека изменить нельзя. Измениться — можно

Дело в том, что нейронные связи в мозге, а вместе с тем и новые привычки мышления — формируются в этом возрасте крайне медленно уже по физиологическим причинам. Устойчивые же соединения сформированных связей предполагают определенные, привычные действия на раздражители.

Вся совокупность действий и мыслительных привычек образуют собой модель картины мира, которая и есть часть личности. Изменить эту модель практически невозможно из-за того, что человек видит мир «именно так», как видит и привык жить «именно так», а не по другому.

Реагировать как то иначе — он попросту не умеет.

В то время как обучиться новым привычкам, как я уже говорил — проблематично, выборочное восприятие подстраивается под его модель мира, удерживая личность в «целостности и сохранности». Фокусировка на изменение личностной модели мира, без сознательного желания со стороны личности, может привести к развитию психотических припадков у последней.

Поэтому, в данном случае рекомендуется принимать человека таким, какой он есть.

Совершенствование не имеет границ

В возрасте после 56 лет заканчивается второй квадрат циклов 4*7. В дальнейшем актуальной целью становится передача жизненного опыта, знаний, любви, возникает желание оставить след после себя, оставить наследие для последующих поколений. Далее, человек подводит итоги, и если он доволен свое жизнью, она продолжается далеко за обыденными пределами.

Подводя итоги сказанному, хочу еще раз отметить, что совершенствование не имеет границ. В том числе и  в возрасте. Из каждых правил есть свои исключения, и если человек хочет стать осознанным — он обязательно им станет. Посему, совершенствуйтесь и будьте готовы встретить кризисы с улыбкой. Ведь если все правильно делать, зная в какой период и почему они возникают — кризисы даст .

В заключении, полезный материал тем, кто хочет избавиться от собственных негативных установок, накопленных за период своей жизни:

  • Глубинные установки и верования
  • Работа с подсознанием

И напоследок — потрясающее видео:

Источник: http://free-psycho.ru/semiletnie-tsikly-zhizni-cheloveka/

Ссылка на основную публикацию