Условный рефлекс — психология

Условные рефлексы

Условный рефлекс - психология

Условные рефлексы образуются и закрепляются в течение индивидуальной жизни у человека, как правило, при обязательном участии коры головного мозга.

И. П. Павлов, однако, считал возможным образование условных рефлексов и без участия коры: «Не исключается,— говорил он,—то, что когда-нибудь, при каких-нибудь особенных условиях условные рефлексы образуются и вне больших полушарий, в других частях мозга». Он считал условный рефлекс универсальным физиологическим явлением в животном мире.

Условные рефлексы протекают по рефлекторным дугам, образовавшимся в результате замыкания связей в коре больших полушарий, причем вызываются такими раздражителями, которые до замыкания этой связи были нейтральными, т. е. не вызывали данной реакции .

Схема, показывающая различие механизмов безусловного и условного рефлексов:

А — безусловный рефлекс; а — вкусовой рецептор (язык); 6 — нервный центр, управляющий слюноотделением;
в — слюнная железа; 1— центростремительный и 2 — центробежный нервные пути Б — условный рефлекс: а — вкусовой рецептор (язык); б — нервный центр, управляющий слюноотделением; в — слюнная железа; г — зрительный рецептор (глаз); д — корковый отдел зрительного анализатора; 1— центростремительный и 2 — центробежный нервные пути; 3 — соединительный нейрон (временная связь)

Всякий нейтральный внешний раздражитель, если он несколько раз совпадает во времени с действием на организм безусловного раздражителя, начинает вызывать свойственную этому безусловному раздражителю ответную реакцию организма. Например, вид пищи, при первом ее предъявлении не вызывавший слюноотделения, начинает это слюноотделение вызывать после того, как многократно совпадает с попаданием пищи в рот, т. е. с безусловным раздражением.

Лучше всего условные рефлексы образуются тогда, когда при сочетании безусловного и нейтрального раздражителей нейтральный несколько предшествует безусловному.

Условные рефлексы характеризуются следующими особенностями:

а) представляют собой не постоянную,а временную нервную связь между внешним раздраженим и ответной реакцией организма. Все условные рефлексы предполагают образование в коре больших полушарий временных нервных связей.

Образовавшись при условии совпадения нового раздражителя с уже действующим, эти связи не сохраняются постоянно, а с течением времени ослабевают и могут даже полностью исчезнуть.

Для поддержания их на известном уровне необходимо через определенные промежутки времени подкреплять образовавшиеся связи путем повторного сочетания условного раздражителя с тем, на базе которого был выработан данный условный рефлекс.

Отдельные условные рефлексы у человека, выработанные на основе многосторонней связи нескольких раздражителей и постоянно подкрепляемые в процессе жизненной практики, часто не угасают; например, разнообразные действия в быту — при приеме пищи, при одевании, при общении с людьми, речь на родном языке и т. д.

Наоборот, условные рефлексы в тех видах деятельности, которые не являются повседневными (например, игра на музыкальном инструменте, чтение и письмо на иностранном языке, спортивная игра и т.д.) нуждаются в систематически проводимых подкреплениях путем повторения этих видов деятельности;

б) не врождены, но приобретаются животным в течение жизни;

в) являются не видовыми, а индивидуальными: они могут быть различными у отдельных представителей одного и того же вида животных; например, дрессированное животное имеет такие условные рефлексы, которыми не обладает животное того же вида, не подвергшееся дрессировке;

г) имеют сигнальное значение, что является их главной, наиболее существенной особенностью.

Совпадение во времени безусловного и нейтрального раздражителей является необходимым условием для того, чтобы нейтральный раздражитель оказался способным вызывать реакцию, ранее свойственную только безусловному раздражителю.

Благодаря такому совпадению нейтральный раздражитель как бы «сигнализирует» организму о предстоящем воздействии безусловного раздражителя, вследствие чего он и называется сигналом;

д) могут быть основой образования новых, более сложных условных рефлексов. На базе уже закрепленных условных рефлексов могут быть образованы новые, называемые условными рефлексами первого, второго и т. д. порядка.

У собак были экспериментально выработаны условные рефлексы третьего порядка, у человекообразных обезьян — четвертого порядка.

Человек же имеет выработанные в течение жизни, в процессе воспитания и обучения, условные рефлексы самых высоких порядков, наслаивающиеся на многочисленные рефлексы, выработанные в предшествующем жизненном опыте.

Источник: http://suxxessology.com/obschaya-psychologiya/item/45-uslovnye-refleksy.html

Рефлекс условный

Рефлекс условныйприобретенная реакция организма на определенный раздражитель, возникшая в результате сочетания воздействия этого раздражителя с положительным подкреплением со стороны актуальной потребности.

Источник: Краткий словарь психологических терминов

рефлекс приобретенный) — рефлекс, образуемый при сближении во времени любого первоначально безразличного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего рефлекс безусловный. Понятие введено И. П. Павловым для обозначения динамической связи между раздражителем условным и реакцией субъекта, первоначально основанной на раздражителе безусловном.

В его основе лежит выработка новых — временных — связей. При повторных действиях раздражения, если оно не подкрепляется (не служит удовлетворению жизненной потребности), реакция на него ослабевает и исчезает. В основе такого угасания лежит процесс коркового торможения.

В ходе экспериментальных исследований определены правила выработки рефлексов условных: совместное предъявление раздражителей — первоначально индифферентного и безусловного — при некоей отсроченности второго; при отсутствии подкрепления раздражителя условного безусловным временная связь постепенно затормаживается.

В результате образования рефлекса условного раздражитель, прежде не вызывавший соответственной реакции, начинает ее вызывать, становясь раздражителем сигнальным (условным — обнаруживающимся при определенных условиях).

Различаются два вида рефлексов условных:

1) рефлексы условные классические — получаемые указанным способом;

2) рефлексы условные инструментальные (оперантные) — при их выработке подкрепление безусловное дается лишь по возникновении определенной двигательной реакции (-> обусловливание оперантное).

Механизм формирования рефлексов условных первоначально понимался как проторение пути между центрами рефлексов условного и безусловного. Ныне принято представление об их механизме как сложной функциональной системе со связью обратной — организованной по принципу кольца, а не дуги.

У животных рефлексы условные образуют систему Сигнальную, где раздражителями сигнальными являются агенты их среди обитания; У человека наряду с системой сигнальной первой, порождаемой воздействиями среды, существует система сигнальная вторая, где как раздражители условные выступает слово — «сигнал сигналов».

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

англ. conditional reflex) — временная связь, вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей. У. р. осуществляется высшими отделами мозга и основан на временных связях, образующихся между определенными нервными структурами в индивидуальном опыте животного и человека.

Безусловные рефлексы в принципе одинаковы у всех представителей одного вида, а У. р. индивидуальны и бесконечно разнообразны. Термин «У. р> был введен И. П. Павловым (то же самое В. М. Бехтерев и др. рефлексологи называли «сочетательным рефлексом». — Ред.). На основе экспериментальных исследований Павлов сформулировал правила выработки У. р.

и закономерности их проявления.

Основное условие образования У. р. — наличие подкрепления: совпадение или близость во времени (однократное, но гораздо чаще многократное) индифферентного раздражителя с безусловным при некотором опережении первого.

В результате индифферентный раздражитель начинает вызывать ответную реакцию, которую ранее он никогда не вызывал. Напр., если сочетать сигнал звонка или вспышку электролампы с кормлением животного, то начинается пищевая реакция (слюноотделение, поворот головы, пробежка в сторону кормушки и т. п.), которую без сочетания никогда бы не вызывал.

Характерная черта У. р. — их временный характер. Если основное условие выработки У. р. перестает соблюдаться и условный раздражитель не подкрепляется безусловным, то временная связь тормозится, а У. р. исчезает.

Это торможение, по Павлову, относится к «внутреннему (условному) торможению». Основная причина развития внутреннего торможения — неподкрепление условных раздражителей или их отдельных компонентов.

Различают несколько видов такого торможения: 1) угасатель-ное, которое вырабатывается при однократном или многократном неподкреплении условного раздражителя; 2) дифференцировочное — при неподкреплении одного из индифферентных раздражителей и продолжающемся подкреплении др.

; 3) условное (в узком смысле), возникающее, когда ранее выработанный и продолжавший подкрепляться условный сигнал перестает получать подкрепление в сочетании с к.-л. новым агентом (который называется «условным тормозом»).

Если подкрепление отодвигается во времени, от действия сигнального раздражителя, то развивается запаздывающее торможение, занимающее период между началом действия условного сигнала и отсроченным подкреплением.

Проявлением безусловного торможения являются внешнее и запредельное торможение. Внешнее торможение- подавление условно-рефлекторной деятельности при действии (побочного) экстрастимула, вызывающего ориентировочную реакцию, или при экстренном переключении н. с. на более значимое событие (см.

Башня молчания). Запредельное торможение возникает в нервных клетках коры при воздействии очень сильными раздражителями. Основная его функция — препятствовать разрушению клеток под влиянием чрезвычайных по силе возбуждений. Поэтому запредельное торможение называется также охранительным (см.

также Парабиоз).

Установлено, что на один и тот же раздражитель в неодинаковых условиях (разное время дня, освещение, разные экспериментальные камеры и т. п.) можно выработать разные У. р. Напр.

, если звук высотой 1000 Гц в одной камере подкреплять пищей, а в др. — раздражением лапы животного током, то в 1-й камере этот звук становится сигналом пищевого У. р., а во 2-й — оборонительного рефлекса.

Это явление получило название переключения У. р., или условнорефлекторного переключения.

В настоящее время принято различать класг сические и инструментальные У. р. Классические У. р. называют также «У. р. 1-го типа», инструментальные — «У. р. 2-го типа», или «оперантными».

В классических У. р., которые впервые были изучены и описаны в школе Павлова, ответная реакция повторяет, воспроизводит безусловную реакцию, вызываемую безусловным подкреплением. При выработке инструментальных У. р., которые были открыты и исследованы амер. бихевиориста-ми (напр., Б. Ф.

Читайте также:  Недостатки и особенности - психология

Скиннером), животное или человек научается в ответ на определенные раздражители производить соответствующие действия, которые либо обеспечивают получение положительного подкрепления (пища, особь др. пола, познавательный или коммуникативный эффект), либо избавляют их от действия болевых травмирующих агентов (реакция избегания). Напр.

, в ответ на определенный сигнал или на обстановку, в которой изучается научение, животное нажимает на рычаг, чтобы получить пищу (или чтобы выбраться из клетки, через пол которой пропускается электрический ток).

Условная двигательная реакция является в этих случаях как бы средством, инструментом для получения подкрепления (отсюда и название — инструментальные У. р.). См. также Рефлекс. (Д. А. Фарбер)

Добавление: У исследователей У. р. и у некоторых психологов возникает соблазн свести богатство душевной жизни к У. р. Подобный соблазн вызван иллюзией всепонимания. По этому поводу А. А.

Ухтомский писал: «Работники по условным рефлексам переживали это внутреннее убеждение, что они до тонкости понимают те силы, которые управляют текущим внутренним миром человека и мотивами его поведения.

Не понимая хорошенько своих ближайших опытов на собаках, они храбро перерабатывали свои умозаключения на внутренний мир человека. И это делало их невеждами по преимуществу» (Заслуженный собеседник. — Рыбинск, 1997, с. 230-231).

За пределами науки были и решения Павловской сессии АН СССР и АМН СССР 1950 г., согласно которым психика отождествлялась с высшей нервной деятельностью, а психология — с учением об У. р. Никакой вины в этом И. П. Павлова не было. (В. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

понятие, введенное И.П. Павловым. У.р. — динамическая связь между условным раздражителем и реакцией животного, первоначально основанной на безусловном раздражителе.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

conditioned reflex) — приобретенный рефлекс, при котором функциональные связи между возбуждением рецепторов и характерным ответом эффекторных органов устанавливается в процессе обучения. В классических опытах Павлова собак обучали ассоциировать звук колокольчика со временем кормления, так что в ответ на звон колокольчика у них начинала вырабатываться слюна вне зависимости от того, давалась им пища или нет.

Источник: Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г

Словообразование. Происходит от лат. reflexus — отраженный.

Автор. И.П.Павлов.

Категория. Форма рефлекса.

Специфика. Динамическая связь между условным раздражителем и реакцией индивида, первоначально запускаемой безусловным раздражителем.

В ходе экспериментальных исследований были определены правила выработки условных рефлексов: совместное предъявление первоначально индифферентного и безусловного раздражителей при некоторой отсроченности второго; при отсутствии подкрепления условного раздражителя безусловным временная связь постепенно затормаживается.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Введенный Павловым термин для обозначения того, что обычно называется обусловленной реакцией.

Реакция стала употребляться вместо рефлекса, поскольку является более общим и нейтральным термином, обусловленный возникло из ошибки в переводе.

Некоторые исследователи возвращаются к слову условный, и во многих исследованиях классического обусловливания теперь упоминается условная реакция.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

рефлекс, образующийся при сближении времени любого первоначально индифферентного раздражителя, с по¬следующим действием раздражителя, вызывающего безусловный реф¬лекс. В результате образования У.р.

раздражитель, прежде не вызывав¬ший соответствующей реакции, начинает ее вызывать, становясь сиг¬нальным (условным, т. е. обнаруживающимся при определенных усло¬виях) раздражителем. Различают два вида У.р.: классические, получае¬мые по указанной методике, и инструментальные (оперантные).

Источник: Гроголева О. зоопсихология и сравнительная психология. Словарь основных понятий

рефлекс, образующийся при сближении во времени любого первоначально индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс. Термин У. р. предложен И. П. Павловым. В результате образования У. р.

раздражитель, прежде не вызывавший соответствующей реакции, начинает ее вызывать, становясь сигнальным (условным, т.е. обнаруживающимся при определенных условиях) раздражителем. Различают два вида У. р.: классические, получаемые по указанной методике, и инструментальные (оперантные) У. р.

, при выработке которых безусловное подкрепление дается только после возникновения определенной двигательной реакции животного (см. Оперантное обусловливание). Механизм формирования У. р. первоначально понимался как проторение пути между двумя центрами — условного и безусловного рефлекса. В настоящее время принято представление о механизме У.

р. как сложной функциональной системе с обратной связью, т.е. организованной по принципу кольца, а не дуги. Условные рефлексы животных образуют сигнальную систему, в которой сигнальными раздражителями являются агенты их среды обитания.

У человека наряду с первой сигнальной системой, порождаемой воздействиями среды, существует вторая сигнальная система, где в качестве условных раздражителей выступает слово («сигнал сигналов», по И. П. Павлову).

Источник: Словарь по истории психологии, 2007 г

Син.: Рефлексы сочетательные (по Бехтереву). Рефлекс (см.), приобретенный в процессе индивидуальной жизни.

Формируется в результате многократного сочетания индифферентного и биологически значимого раздражителей, в результате чего индифферентный раздражитель становится причиной рефлекторного действия, характерного для соответствующего биологически значимого раздражителя.

Другими словами, со временем в таких случаях биологически значимый раздражитель подменяется индифферентным.

Источник: Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, 2010 г

рефлекс, вырабатывающийся  при определенных условиях в течение жизни животного или человека; Р. у.

образуется при сближении во времени любого первоначально индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс; в результате образования Р. у.

раздражитель, прежде не вызывавший соответствующей реакции, начинает ее вызывать, становясь сигнальным раздражителем

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

термин И.П.Павлова, обозначает выработанную путем научения физиологическую реакцию на индифферентный стимул. Синоним: Условная реакция, Обусловленная реакция.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

термин, введенный в физиологию и психологию И.П. Павловым; рефлекс, вырабатываемый при определенных условиях в индивидуальном опыте животного или человека; У.р. образуется на базе безусловного или др.

условного рефлекса. Органом У.р. является кора мозга; У.р. образуется на основе первой сигнальной системы, а у человека на основе второй сигнальной системы, где важную роль играет слово (сигнал-сигналов) И.П.

Павлов.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

индивидуально приобретенная, сложная приспособительная реакция организма животных и человека, возникающая при определенных условиях на основе образования временных нервных связей между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловнорефлекторным актом. Система взаимосвязанных у.р. образует динамический стеротип. Термин «у.р.» предложен И.П. Павловым.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Источник: https://vocabulary.ru/termin/refleks-uslovnyi.html

Условный рефлекс. Павлов И. П

Статья из Большой медицинской энциклопедии

Статья из Большой медицинской энциклопедии

Условный рефлекс — это теперь отдельный физиологический термин, обозначающий определенное нервное явление, подробное изучение которого повело к образованию нового отдела в физиологии животных — физиологии высшей нервной деятельности как первой главы физиологии высшего отдела центральной нервной системы.

Уже давно накоплялись эмпирические и научные наблюдения, что механическое повреждение или заболевание головного мозга и специально больших полушарий обусловливало нарушение высшего, сложнейшего поведения животных и человека, обыкновенно называемого психической деятельностью.

В настоящее время едва ли кто из лиц с медицинским образованием подвергнет сомнению положение, что Наши неврозы и психозы связаны с ослаблением или исчезновением нормальных физиологических свойств головного мозга или с большим или меньшим его разрушением.

Тогда возникает неотступный фундаментальный вопрос: какая же связь между мозгом и высшей деятельностью животных и нас самих и с чего и как начинать изучение этой деятельности? Казалось бы, Что психическая деятельность есть результат физиологической Деятельности определенной массы головного мозга, со стороны физиологии и должно было идти исследование ее подобно тому, Как сейчас с успехом изучается деятельность всех остальных частей организма. И, однако, этого долго не происходило. Психическая деятельность давно уже (не одно тысячелетие) сделалась объектом изучения особой науки — психологии. А физиология поразительно недавно, только с семидесятого года прошлого столетия, получила при помощи своего обычного метода искусственного раздражения первые точные факты относительно некоторой (именно двигательной) физиологической функции больших полушарий; с помощью же другого, тоже обычного, метода частичного разрушения были приобретены добавочные данные в отношении установления связи других частей полушарий с главнейшими рецепторами организма: глазом, ухом и другими. Это возбудило было Надежды как физиологов, так и психологов в отношении тесной связи физиологии с психологией. С одной стороны, у психологов стало обыкновением начинать руководства по психологии с предварительного изложения учения о центральной нервной системе и специально о больших полушариях (органах чувств). С другой стороны, физиологи, делая опыты с выключением разных частей полушарий, обсуждали результаты на животных психологически, по аналогии с тем, что происходило бы в нашем внутреннем мире (например Мунковское «видит», но не «понимает»). Но скоро наступило разочарование в обоих лагерях. Физиология полушарий заметно остановилась на этих первых опытах и не двигалась существенно дальше. А между психологами после этого опять, как и раньше, оказалось немало решительных людей, стоящих на совершенной независимости психологического исследования от физиологического. Рядом с этим были и другие пробы связать торжествующее естествознание с психологией через метод численного измерения психических явлений. Одно время думали было образовать в физиологии особый отдел психофизики благодаря счастливой находке Вебером и Фехнером закона (называемого по их имени) определенной численной связи между интенсивностью внешнего раздражения и силой ощущения. Но дальше этого единственного закона новый отдел не пошел. Более удалась попытка Вунд-та, бывшего физиолога, а затем сделавшегося психологом и философом, применить эксперимент с численным измерением к психическим явлениям в виде так называемой экспериментальной психологии; таким образом был собран и собирается значительный материал. Кое-кто математическую обработку числового материала экспериментальной психологии, по примеру Фех-нера, называет психофизикой. Но сейчас не диво встретить и между психологами, а особенно между психиатрами, многих горько разочарованных в деятельной помощи экспериментальной психологии.

Итак, что же делать? Однако чувствовался, воображался и намечался еще один путь для решения фундаментального вопроса.

Читайте также:  Групповая психотерапия - психология

Нельзя ли найти такое элементарное психическое явление, которое целиком с полным правом могло бы считаться вместе с тем и чистым физиологическим явлением, и, начав с него — изучая строго объективно (как и все в физиологии) условия его возникновения, его разнообразных усложнений и его исчезновения, — сначала получить объективную физиологическую картину всей высшей деятельности животных, т. е. нормальную работу высшего отдела головного мозга вместо раньше производившихся всяческих опытов его искусственного раздражения и разрушения? К счастью, такое явление давно было перед глазами многих; многие останавливали на нем внимание и некоторые даже начинали было изучать (особенно надо упомянуть Торн-дайка), но останавливались почему-то в самом начале и не разработали знания его в основной, существенный метод систематического физиологического изучения высшей деятельности животного организма. Это явление и было тем, что теперь обозначает термин «условный рефлекс» и энергичное изучение которого вполне оправдало только что высказанную надежду. Поставим, сделаем два простых опыта, которые удадутся всем. Вольем в рот собаки умеренный раствор какой-нибудь кислоты. Он вызовет на себя обыкновенную оборонительную реакцию животного: энергичными движениями рта раствор будет выброшен вон, наружу и вместе с тем в рот (а потом наружу) обильно польется слюна, разбавляющая введенную кислоту и отмывающая ее от слизистой оболочки рта. Теперь другой опыт. Несколько раз любым внешним агентом, например определенным звуком, подействуем на собаку как раз перед тем, как ввести ей в рот тот же раствор. И что же? Достаточно будет повторить один лишь этот звук — и у собаки воспроизведется та же реакция: те же движения рта и то же истечение слюны.

Оба эти факта одинаково точны и постоянны. И оба они должны быть обозначены одним и тем же физиологическим термином «рефлекс». Оба они исчезнут, если перерезать либо двигательные нервы к ротовой мускулатуре и секреторные нервы к слюнным железам, т. е.

эфферентные приводы, либо афферентные приводы от слизистой оболочки рта и от уха, или же, наконец, разрушить центральные станции перехода нервного тока (т. е.

движущегося процесса нервного раздражения) с афферентных приводов на эфферентные; для первого рефлекса это будет продолговатый мозг, для второго — большие полушария.

Никакая строгая мысль не найдет ввиду этих фактов возражений против этого физиологического заключения, но вместе с тем видна уже и разница между этими рефлексами. Во-первых, их центральные станции различны, как только что указано.

Во-вторых, как ясно из постановки наших опытов, первый рефлекс был воспроизведен без всякой подготовки, без всякого условия, второй был получен при специальном приеме. Что же это значило? При первом — переход нервного тока с одних приводов на другие произошел непосредственно без особенной процедуры. Во втором — для этого перехода нечто требовалось предварительно.

Всего естественнее представить себе дело так. В первом рефлексе существовало прямо проведение нервного тока, во втором должно быть произведено предварительное образование пути для нервного тока; такое понятие давно уже было в нервной физиологии и выражалось словом «Bahnung».

Таким образом, в центральной нервной системе оказывается два разных центральных аппарата: прямого проведения нервного тока и аппарата его замыкания и размыкания. Было бы странно остановиться в каком-то недоумении перед таким заключением.

Ведь нервная система на нашей планете есть невыразимо сложнейший и тончайший инструмент сношений, связи многочисленных частей организма между собой и организма как сложнейшей системы с бесконечным числом внешних влияний.

Если теперь замыкание и размыкание электрического тока есть наше обыденное техническое приспособление, то неужели можно возражать против представления об осуществлении того же принципа в этом изумительном инструменте? На основании изложенного постоянную связь внешнего агента с отйетной на него деятельностью организма законно назвать безусловным рефлексом, а временную — условным рефлексом.

Животный организм как система существует среди окружающей природы только благодаря непрерывному уравновешиванию этой системы с внешней средой, т. е. благодаря определенным реакциям живой системы на падавшие на нее извне раздражения, что у более высших животных осуществляется преимущественно при помощи нервной системы в виде рефлексов.

Первое обеспечение уравновешивания, а следовательно, и целостности отдельного организма, как и его вида, составляют безусловные рефлексы как самые простые (например, кашель при попадании посторонних тел в дыхательное горло), так и сложнейшие, обыкновенно называемые инстинктами, — пищевой, оборонительный, половой и др.

Эти рефлексы возбуждаются как внутренними агентами, возникающими в самом организме, так и внешними, что и обусловливает совершенство уравновешивания. Но достигаемое этими рефлексами уравновешивание было бы совершенно только при абсолютном постоянстве внешней среды.

А так как внешняя среда при своем чрезвычайном разнообразии вместе с тем находится в постоянном колебании, то безусловных связей, т. е. связей постоянных, недостаточно и необходимо дополнение их условными рефлексами, временными связями.

Например, животному мало забрать в рот только находящуюся перед ним пищу, тогда бы оно часто голодало и умирало от голодной смерти, а надо ее найти по разным случайным временным признакам, а это и есть условные (сигнальные) раздражители, возбуждающие движения животного по направлению к пище, которые кончаются введением ее в рот, т. е. в целом они вызывают условный пищевой рефлекс.

То же относится и ко всему, что нужно для благосостояния организма и вида как в положительном, так и в отрицательном смысле, т. е. к тому, что надо взять из окружающей среды и от чего надо беречься.

Не нужно большого воображения, чтобы сразу увидеть, какое прямо неисчислимое множество условных рефлексов постоянно практикуется сложнейшей системой человека, поставленной в часто широчайшей не только общеприродной среде, но и в специально-социальной среде, в крайнем ее масштабе до степени всего человечества. Возьмем тот же пищевой рефлекс.

Сколько надо разносторонних условных временных связей и общеприродных и специально-социальных, чтобы обеспечить себе достаточное и здоровое пропитание, — а это все в основном корне условный рефлекс! Нужны ли для этого детальные разъяснения?! Сделаем скачок и сразу остановимся на так называемом жизненном такте как специально-социальном явлении.

Это — умение создать себе благоприятное положение в обществе. Что же это, как не очень частое свойство держаться со всяким и со всеми и при всяких обстоятельствах так, чтобы отношение к нам со стороны других оставалось постоянно благоприятным; а это значит — изменять свое отношение к другим лицам соответственно их характеру, настроению и обстоятельствам, т. е.

реагировать на других на основании положительного или отрицательного результата прежних встреч с ними. Конечно, есть такт достойный и недостойный, с сохранением чувства собственного достоинства и достоинства других и обратный ему, но в физиологической сущности тот и другой — временные связи, условные рефлексы.

Итак, временная нервная связь есть уни-версальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое — то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений или из букв, слов и мыслей. Какое было бы основание как-нибудь различать, отделять друг от друга то, что физиолог называет временной связью, а психолог — ассоциацией? Здесь имеется полное слитие, полное поглощение одного другим, отождествление. Как кажется, это признается и психологами, так как ими (или по крайней мере некоторыми из них) заявлялось, что опыты с условными рефлексами дали солидную опору ассоциативной психологии, т. е. психологии, считающей ассоциацию фундаментом психической деятельности. И это тем более, что при помощи выработанного условного раздражителя можно образовать новый условный раздражитель, а в последнее время убедительно доказано на животном (собаке), что и два индифферентных раздражения, повторяемых одно за другим, связываются между собой, вызывают друг друга. Для физиологии условный рефлекс сделался центральным явлением, пользуясь которым можно было все полнее и точнее изучать как нормальную, так и патологическую деятельность больших полушарий. В настоящем изложении результаты этого изучения, доставившего к теперешнему моменту огромное количество факторов, конечно, могут быть воспроизведены только в самых основных чертах.

Основное условие образования условного рефлекса есть вообще совпадение во времени один или несколько раз индифферентного раздражения с безусловным. Всего скорее и при наименьших затруднениях это образование происходит при непосредственном предшествовании первого раздражения последнему, как это показано выше в примере звукового кислотного рефлекса.

Условный рефлекс образуется на основе всех безусловных рефлексов и из всевозможных агентов внутренней и внешней среды как в элементарном виде, так и в сложнейших комплексах, но с одним ограничением: из всего, для восприятия чего есть рецепторные элементы в больших полушариях. Перед нами широчайший синтез, осуществляемый этой частью головного мозга.

Читайте также:  Стиль жизни эффективного человека - психология

Но этого мало. Условная временная связь вместе с тем специализируется до величайшей сложности и до мельчайшей дробности как условных раздражителей, так и некоторых деятельно-стей организма, специально скелетно- и словесно-двигательной.

Перед нами тончайший анализ как продукт тех же больших полушарий! Отсюда огромная широта и глубина приспособленности, уравновешивания организма с окружающей средой. Синтез есть, очевидно, явление нервного замыкания. Что есть как нервное явление анализ? Здесь несколько отдельных физиологических явлений.

Первое основание анализу дают периферические окончания всех афферентных нервных проводников организма, из которых каждое устроено специально для трансформирования определенного вида энергии (как вне, так и внутри организма) в процессе нервного раздражения, который проводится затем как в специальные, более скудные в числе, клетки низших отделов центральной нервной системы, так и в многочисленнейшие специальные клетки больших полушарий. Здесь, однако, пришедший процесс нервного раздражения обыкновенно разливается, иррадиируется по разным клеткам на большее или меньшее расстояние. Вот почему, когда мы выработали, положим, условный рефлекс на один какой-нибудь определенный тон, то не только другие тоны, но и многие другие звуки вызывают ту же условную реакцию. Это в физиологии высшей нервной деятельности называется генерализацией условных рефлексов. Следовательно, здесь одновременно встречаются явления замыкания и иррадиации. Но затем иррадиация постепенно все более и более ограничивается; раздражительный процесс сосредоточивается в мельчайшем нервном пункте полушарий, вероятно, в группе соответственных специальных клеток. Ограничение наиболее скоро происходит при посредстве другого основного нервного процесса, который называется торможением. Дело происходит так. Мы сначала имеем на определенный тон условный генерализованный рефлекс. Теперь мы будем продолжать с ним опыт, постоянно его сопровождая безусловным рефлексом, подкрепляя его этим, но рядом с ним будем применять и другие, так

Источник: http://www.easyschool.ru/books/12/49/

Блог Ильи Винштейна

Психология условных рефлексов и реакций

Я думаю, не будет поспешным сказать, что эксперименты в области высшей нервной деятельности животных укажут немало направлений для познания и самопознания человека. И. П. Павлов, создатель науки о высшей нервной деятельности, 1928.

Из поколения в поколение мы восторгаемся умением и явным желанием цирковых животных выполнять трюки и слушаться команд дрессировщиков. Многочисленные зрители восхищенно наблюдают за дрессированными тюленями, дельфинами и даже касатками в огромных аквариумах. Но как этих животных учат делать любопытные и захватывающие трюки?

Собаки и звонки

Условный рефлекс был открыт лауреатом Нобелевской премии, русским физиологом Иваном Павловым (1849–1936). Благодаря его экспериментам прославилась знаменитая Собака Павлова.

Если голодное животное видит или обоняет пищу, у него выделяется слюна. Это естественный рефлекс, упрощающий процесс поглощения пищи и пищеварение.

Вначале Павлов исследовал собак, измеряя количество и качество слюны, способствующей эффективному пищеварению.

Павлов обнаружил, что если регулярно звонить в звонок непосредственно после того, как собака видит мясо, то со временем достаточно лишь звонка, без мяса.

Прием этот работает и с людьми, и с любой пищей, и со многими другими различными звуками.

Условный рефлекс вырабатывается успешнее всего, если безусловный стимул (еда) совпадает по времени с условным (звонок), и если оба стимула достаточно сильные и ярко выраженные (большой кусок сочного мяса и очень громкий звонок).

Теория

Условный рефлекс формируется в конкретных условиях, когда так называемый нейтральный (посторонний) стимул поступает совместно с конкретным стимулом, которому обычно соответствует конкретная реакция.

После некоторого числа повторений нейтральный стимул начинает сам по себе вызывать реакцию. Это и есть условный рефлекс: реакция, которую вызывает нейтральный стимул. Чтобы закрепить рефлекс, эту связь нужно поддерживать: если звонок звенит снова и снова, а мясо не появляется, реакция возникает все реже. Итак:

• еда — это безусловный стимул;

• слюноотделение в ответ на еду — это безусловный рефлекс;

• звонок — это условный стимул;

• слюноотделение в ответ на сам звук звонка — это условный рефлекс.

Условный рефлекс может увеличивать или снижать вероятность поведения. Результаты очевидны и понятны: степень условности возрастает с каждым предъявлением, но каждое предъявление вызывает меньший рост степени условности, чем предыдущее. Иначе говоря, со временем степень закрепления снижается.

Обусловленные суеверия

Один известный случай хорошо иллюстрирует то, что психологи называют «суеверным поведением». У психолога, изучавшего животных, в лаборатории жили голуби. Оказалось, что они могут распознавать и различать разные формы и цвета. Они легко привыкали к испытанному методу «пища за правильный ответ».

Однажды исследователь уехал домой на выходные и забыл выключить автоматическую подачу корма для некоторых птиц. И каждые полчаса машина выдавала им порцию вкусной еды. Конечно, голубям это представлялось как награда за то, что они делали. И тогда они вели себя одинаковым образом каждые 30 минут — и получали пищу.

Именно с таким промежутком времени птицы были готовы «отрабатывать». Одни стучали клювом по клетке, другие поднимали оба крыла, кто-то делал пируэты, а кто-то благодарно ворковал.

Пища подавалась сама по себе, без условий, но голуби «видели связь», считали это следствием того, что они делали, и достойным вознаграждением за их труды.

Другое известное исследование проводилось среди детей от трех до шести лет: руководители эксперимента раздали детям мешочки и познакомили с механическим клоуном — Бобо был того же роста, что и дети. В начале эксперимента каждый ребенок выбирал, какую игрушку он хотел бы выиграть.

Затем детям объясняли, что клоун станет давать им стеклянные шарики, которые нужно класть в мешочек. Чтобы получить игрушку, нужно было набрать определенное количество шариков. Бобо выдавал шарики по запрограммированному расписанию, независимо от поведения детей. За детьми наблюдали через полупрозрачное зеркало по восемь минут в течение шести дней.

В результате оказалось, что 75 процентов детей придумали себе суеверные реакции.

Одни дети вставали перед Бобо и строили ему смешные рожи, другие трогали его лицо или нос, кто-то еще ерзал или качал бедрами. Одна девочка улыбалась Бобо, другая целовала его в нос. В каждом случае дети делали это регулярно, в течение нескольких сессий. Все они верили, что шарики дают именно за то, что они делают. Все они выработали классический условный рефлекс.

Власть музыки

Рекламщики знают, что определенные мелодии ассоциируются у людей со вполне определенными событиями, настроениями и товарами, то есть музыка может увеличить их предрасположенность делать покупки. На самом деле музыкальные сигналы могут влиять на людей, даже если они и не осознают, что рядом играет музыка.

В одном исследовании психологи включали либо традиционную французскую музыку (аккордеон), либо традиционную немецкую (духовой оркестр в стиле немецких пивных — «ум-па-ум-па») и наблюдали за продажами вина с контрольных стоек, где были представлены французские и немецкие вина, не отличающиеся по цене и по букету. В те дни, когда играла французская музыка, 77% проданного вина было французским, в те дни, когда это была немецкая музыка, 73% вина было из Германии. Покупатели выбирали вино, соответствовавшее музыке, с вероятностью в три-четыре раза большей, чем вино, не соответствовавшее музыке.

Обусловленный страх

Классическое обусловливание (формирование условных рефлексов) влияет как на чувства, так и на поведение. Можно выработать у животного рефлекс на сигнал, но легко подавить эту реакцию, если ассоциировать этот сигнал с неприятным ощущением — например, ударом током или обливанием холодной водой.

А у человека, например, можно вызывать и излечивать фобии с помощью обусловливания.

Можно заставить маленького ребенка бояться кошек, если каждый раз, когда он видит, слышит или трогает кошку, раздается громкий звук. В результате у ребенка быстро разовьется «фелинофобия» — боязнь кошек.

Но этот рефлекс можно и погасить, если постепенно столкновение с кошкой связывать для ребенка с каким-то приятным стимулом.

Систематическое снижение чувствительности (десенсибилизация) было впервые описано необихевиористом Джозефом Вольпе (1958) и нашло применение в работе с людьми, фобии которых связаны с конкретными ситуациями — боязнью закрытых помещений или выступлений на публике.

Человека просят представить то, что вызывает у него страх, и, пока он воображает эту ситуацию, терапевт помогает ему расслабляться. Сочетание релаксации и столкновения с воображаемым источником тревоги уменьшает страх — это так называемое «взаимное торможение».

Если пациент научится сохранять расслабленное состояние при предъявлении тревожного стимула, то стимул постепенно потеряет свою силу.

Гашение

Но выработка условных рефлексов может меняться. От условных рефлексов можно так же легко избавиться, как и выработать их. Это происходит с помощью так называемого гашения. Со временем, если звонку не сопутствовало появление пищи, у собаки переставала вырабатываться слюна, когда она слышит звонок.

Но после того, как реакция слюноотделения совсем исчезает, рефлекс можно выработать заново, возобновив прежние условия опыта. Даже после окончательного гашения рефлекс довольно быстро возобновляется. В дальнейшем исчезнувшая реакция может проявиться снова.

Это называется спонтанным возобновлением рефлекса.

Источник: http://www.winstein.org/publ/1-1-0-265

Ссылка на основную публикацию