Тоталитарные и деструктивные секты — психология

Секреты деструктивных культов и тоталитарных сект — Сектаинфо

Тоталитарные секты вербуют своих членов очень эффективно. Но вопреки распространенным мифам, массовый гипноз, «промывание мозгов» и применение физической силы здесь не при чем.

После громких скандалов и судебных разбирательств, многие крайности, свойственные прежним методикам «обращения», уже почти не используются.

Гораздо чаще приемы психологического кодирования сочетаются с эффективными маркетинговыми методами и добротной рекламой.

Секрет успешности религиозно-мистических организаций прост. Они используют три основные потребности каждого человека: потребность в общности, структурированности и значимости для окружающих. Этим торгуют все культы.

В современном обществе очень распространен вирус одиночества. Тинейджеры, несчастливые супружеские пары, матери-одиночки, пожилые люди и работники крупных корпораций —– сегодня все жалуются на социальную изоляцию.

Родители признаются, что их дети слишком заняты, чтобы повидаться с ними или просто позвонить им. Живущие под одной крышей супруги, каждый из которых занят своими делами, могут не общаться неделями.

Клубы и дискотеки для молодежи выполняют ту же функцию, что и продовольственные рынки для разведенных женщин, утративших последнюю надежду.

Потребность в общности — это нечто большее, нежели обычное желание эмоциональных отношений с другими людьми. Она требует и крепких связей преданности между индивидуумами и организациями.

Таким же образом, как человек ощущает дефицит дружеских отношений с другим человеком, он ощущает влечение к тем социальным институтам, которые, по его мнению, достойны его уважения, любви и преданности.

Все мы хотим принадлежать чему-то большему и лучшему, нежели мы сами.

Это понимают во многих коммерческих компаниях, службы персонала которых прилагают усилия для культивирования «корпоративного духа». Однако результаты исследований показывают, что у работников большинства фирм остается весьма негативное впечатление от исполняемой ими «миссии».

Чувство общности обычно отсутствует, поэтому термины «преданность компании», «лояльность фирме» и «корпоративная солидарность» имеют для большинства людей тошнотворное звучание. Психологический климат в компаниях остается изменчивым и эмоционально неудовлетворительным.

Даже если в фирмах и стремятся придать трудовой деятельности неформальный характер — пикники по выходным, праздничные вечеринки в офисе — отношения на работе в основном остаются не более чем поверхностными.

Сегодня чувство общности — это дефицит. А религиозные культы, в первую очередь, предлагают одиноким людям безусловное принятие. Новичок всегда подвергается «артобстрелу любовью». Его окружают люди, которые предлагают ему дружбу и излучают одобрение.

Эти неожиданные сердечность и внимание так высоко ценятся, что члены культов часто предпочитают отказаться от контактов со своими семьями и бывшими друзьями, жертвуют заработанные на протяжении всей жизни деньги, отказываются от наркотиков и даже от секса.

Культ продает и нечто значительно большее, чем чувство общности. Он также предлагает структурирование окружающей действительности. Культы налагают жесткие ограничения на поведение. Они требуют и создают дисциплину, а некоторые заходят так далеко, что достигают нужного уровня послушания через побои, принудительный труд или заточение.

Американский психиатр Г. Сухдео пишет: «Современное общество так богато альтернативами, а люди вынуждены так много из чего выбирать, что часто не способны эффективно принять свои собственные решения.

Они хотят, чтобы другие решали за них, а они будут следовать за ними. Часто люди готовы существенно ограничить свою свободу, лишь бы принести какую-то определенность в свою жизнь».

Культ же регламентирует все стороны жизни: когда есть, когда спать, когда молиться, когда заниматься сексом, когда сеять, когда собирать урожай.

Последний жизненно важный продукт, который продают религиозные культы и тоталитарные секты — это «значимость», осмысленность существования. Каждый культ имеет свою собственную версию реальности — религиозную, политическую, культурную. Культовая секта всегда претендует на обладание окончательной истиной.

Те, кто живет во «внешнем мире» и неспособны принять ценность этой истины, объявляются либо заблуждающимися, либо «слугами сатаны». Имеет место жесткое разделение на «Мы» и «Они».

Причем для деструктивных культов «Мы» — это всегда «настоящие люди» во всех смыслах, тогда как «они» — не совсем люди (полулюди, недочеловеки, «заблудшие», «слуги дьявола» и т.п.)

В связи с этим всем деструктивным культам присуща политика «двойных стандартов». Любовь, сердечность и искренность уместны только по отношению к «своим».

Что же касается «чужих», то во имя праведной и справедливой цели допускается ложь, обман, и даже физическое насилие по отношению к противникам. «Во имя дела Бога надлежит скрывать правду от Божьих врагов». Это — характерная особенность всех деструктивных учений.

Она присуща и мунистам, и мормонам, и Свидетелям Иеговы, и кришнаитам, и «Белому братству», и саентологам, и сатанистам, и сотням менее известных культов.

Четко разграничивается информация для «внешнего» и для «внутреннего» пользования. Например, содержание книг и журналов для «посвященных» (тех, кто уже доказал свою надежность и входит в т.н. «внутренний круг») очень отличается от литературы для новичков и представителей «внешнего» мира. В последней обычно публикуются пропагандистские материалы.

А литература для опытных членов секты — это, в первую очередь, справочники и пособия по методам вхождения в контакт, инструкции по вербовке, разговорники, в которых собраны ключевые слова и фразы, и т.п. Например, Вы можете сравнить содержание журналов «Сторожевая башня» (для всех) и «Наше царственное служение» (для «своих»), которые можно найти в библиотеках.

Они издаются «Церковью Свидетелей Иеговы».

Все новички, как правило, проходят через специализированные центры обучения, где их учат методам установления контакта и способам вербовки новых членов.

Культовое учение вколачивается неофиту во время круглосуточных занятий, оно проповедуется непрерывно, пока он или она не начинают использовать его терминологию, словарь и метафорический язык в процессе собственного существования.

«Смысл жизни», который пропагандируется вероучением, может быть полностью абсурдным для постороннего наблюдателя, но это не имеет значения.

Содержание культового послания почти не существенно. Его сила состоит в обеспечении целостности, синтеза, в предложении альтернативы существующему положению вещей.

Как только данная структура принята рекрутом секты, это помогает ему организовать большинство хаотической информации, которая бомбардирует его извне.

Сразу ослабевает постоянный стресс от информационной перегрузки и путаницы, которые имеют место быть в современной жизни. Структура обеспечивает не правду, как таковую, а порядок, и, таким образом, смысл существования.

Давая членам секты ощущение, что реальность обладает определенным смыслом и что они должны донести это чувство другим людям, культ предлагает жизненную цель и последовательность в нашем непоследовательном мире. К сожалению, очень часто смысл жизни адептов учения сводиться к многочасовому попрошайничеству на улицах и охоте за новыми членами секты.

Для вербовки последователей используются разнообразные методы психологического влияния. Ф. Зимбардо и М. Лайппе в своей книге «Психология изменения установок и социальное влияние» приводят их перечень, типичный для большинства деструктивных культов и тоталитарных сект:

  1. Технология «Step by step» — небольшая уступка, на которую соглашается вербуемый, влечет за собой все более и более существенные уступки: «приходи к нам — проведи у нас выходные — останься еще на недельку — отдай нам свои деньги».

  2. Новичка постоянно уверяют, что принятие идеологии секты наилучшим образом решит любые его личные проблемы.
  3. Сила групповой динамики. Здесь имеют значение и количество, и личное обаяние, и обходительность членов общины, вступающих в личный контакт с посвященным.

    Немаловажное значение имеет сексуальность — часто к новичкам специально приставляются привлекательные представители противоположного пола.

  4. Отсутствие возможности протестовать или спорить: новичка постоянно пичкают все новой и новой информацией, занимают различными мероприятиями, он никогда не остается наедине с собственными мыслями.
  5. Позитивное подкрепление: улыбки, вкусная пища, внимание и забота, уделяемые гостю общины и т.п.

Последний метод нуждается в уточнении. Подкрепляется и одобряется не любое поведение новичка, а только желательное. Если он произносит в ответ на вопрос то, что хотят от него услышать, вокруг расцветают улыбки, каждое его слово воспринимается с радостью.

Отрицательный или неуверенный ответ — и слушатели хмурят брови, избегают его взгляда. Сгущаются тучи. В какой-то момент человек начинает понимать, что если он и дальше хочет, чтобы его окружали сердечность и внимание, он должен начать говорить и вести себя так, как хотят его новые друзья.

А дальше вступает в силу один из законов социальной психологии — внешние действия постепенно становятся внутренними убеждениями.

Опасность заключается в том, что описанные психологические манипуляции происходят незаметно и членами сект не распознаются. У новичков складывается впечатление о спонтанности своих эмоций, добровольности поведения. Все психологические изменения интерпретируются ими как признаки «духовного выздоровления»

«Бомбардировка любовью» обычно проводится в наилучших психологических условиях — вдали от семьи, от друзей, от искушений. Особенно сильный эффект достигается, когда теплый прием сочетается с красотой окружающей природы. В этом случае отказаться от повторного визита бывает очень сложно.

Куда более скрытно ведется наблюдение за новичками, их проверка, тестирование, оценка. Обычно каждый новичок становится после первого визита объектом глубокого изучения.

Вербовщики, миссионеры, проповедники, руководители общин высказывают мнения, иногда противоречивые, по каждому конкретному случаю. Ведутся специальные картотеки. Фиксируются изменения в поведении. Определяются перспективы и целесообразность дальнейших контактов.

Дело не в том, чтобы распахнуть ворота секты перед всеми «божьими детьми», а в том, чтобы вербовать крестоносцев.

Все секты и тоталитарные культы систематически избавляются под разными предлогами от сочувствующих, но не обладающих нужными качествами лиц. Это — один из самых главных секретов, о котором очень не любят говорить представители данных организаций. И одно из главных отличий деструктивных культов от традиционных религий — последние обычно открыты для всех желающих..

Казалось бы, руководители и лидеры культов не должны отказывать в приеме никому. На самом деле вербовщики, как работающие на улицах, так и ходящие по домам, должны направлять в центры только «позитивных» — подходящих, специально отобранных лиц.

Из воспоминаний бывшего члена «Церкви Единения»: «Мы охотились за «идеальным новопосвященным».

Он должен был примерно соответствовать следующему описанию: от восемнадцати до двадцати четырех лет, серьезный, оптимист, идеалист, верующий, с крепким здоровьем, ищущий истину и смысл жизни, с открытым характером, холостяк, не имеющий крепких связей с семьей, постоянного жилья, профессии. Но мы подходили и к другим людям, к примеру, к богатым посетителям в холлах роскошных гостиниц, к деловым людям».

Рассказ бывшего саентолога: «Мы никогда не обращались к больным, беднякам, отбросам общества. У них — больной дух и они не годятся для выполнения миссии. Нам говорили, что ими мы будем заниматься позже. Прежде всего, следовало набрать энергичных людей».

Каждому культу нужны рядовые солдаты, готовые к самопожертвованию ради пророка, но победы немыслимы без привлечения в свои ряды генералов, уже занимающих нужные посты в цитадели, которую нужно покорить.

Если на улицах миссионеры устанавливают контакт по большей части с «позитивными» по их мнению молодыми людьми, то метод «стучись в каждую дверь» нацелен на обращение в свою веру представителей благополучных и привилегированных слоев общества: высокооплачиваемых специалистов, бизнесменов, адвокатов, журналистов, политических деятелей.

Обычно представители социальной элиты официально не входят в состав «семьи». Гораздо чаще они возглавляют дочерние организации и предпочитают не афишировать свои связи, особенно финансовые, с представителями того или иного культа.

Организации-ширмы имеют чаще всего нейтральные названия («Общество борьбы за мир», «Международный общественный фонд», «Ассоциация за прогресс» и т.п.) и выполняют ряд функций. Во-первых, прикрывающие организации маскируют религиозное или экстремистское содержание культа, чтобы преждевременно не отпугивать потенциальных членов.

Во-вторых, они служат инструментом влияния на общественное мнение и лоббируют во властных структурах интересы своих настоящих руководителей.

На сегодняшний день в странах СНГ действуют более 150 фондов, объединений, ассоциаций, которые фактически являются филиалами различных организаций религиозно-мистического толка.

Много таких филиалов у «Церкви Саентологии», у «Церкви Единения», «Церкви Христа», «Детей Бога», «Общества Трансцедентальной медитации».

Последнее даже имеет в ряде стран собственную политическую партию — «Партию естественного закона».

Эти и другие культы на самом деле являются транснациональными бизнес-корпорациями с жестко контролируемой организационной структурой. Это — финансовые империи, каждой из которых принадлежат сотни предприятий, газет, журналов и которые имеют храмы или филиалы в большинстве крупных городов мира.

***
Рассмотренные в данном обзоре принципы и методы универсальны. Они используются не только религиозно-мистическими культами тоталитарного толка, но и всеми организациями закрытого типа, культивирующими жесткое разделение на «Мы» и «Они».

Спецслужбы, террористические группировки, экстремистские организации, мафиозные сообщества, финансово-политические кланы… Как и деструктивные культы, эти объединения предлагают чувство общности, структурированность и значимость по чрезвычайно высокой цене: очень часто нужно безоговорочно отказаться от себя.

Безусловно, для большинства людей это не есть единственной альтернативой бесцельности и бессмысленности существования. Как правило, членами таких группировок становятся люди определенного психологического склада, имеющие сознательное или подсознательное стремление к такого рода «спасению». Но об этом — в следующий раз.

Игорь Молчанов

http://www.gilbo.ru/

Источник: http://www.sektainfo.ru/kabinet-psihologa/pochemu-lyudi-popadayut-v-sekty-faktory-riska/sekrety-destruktivnyh-kultov-i-totalitarnyh-sekt/

§2.Деструктивные секты

Деструктивная секта (от латинского destructio – разорение, нарушение нормы, глагол destruere – разорять, разрушать) это собирательное понятие, отражающее свойства секты наносящей вред своим участникам и/или не состоящим в ней лицам и отличающаяся определённой строгой организацией и структурой ограничивающей свободы личности шире рамок ограничений декларируемых самим религиозным учением которому следует секта. Безусловно, употребление по отношению к секте эпитета «деструктивная» не означает, что она занимается разорением или тем более разрушением в явном виде, но всё равно делает это, что будет расшифровано и пояснено далее. Как я выяснил в предыдущем параграфе – сама по себе секта не обязательно предполагает что-то плохое или вредоносное как для самих участников, так и для прочих, сторонних лиц, поэтому эпитет «деструктивная» отражает группу как раз тех видов сект, которые наносят вред своим участникам или чужакам, либо всем сразу. Я понимаю, что критерии вреда широки и под ним можно понимать в том числе и саму религию, причём почти любую, как обезоруживающее разум и личность мировоззрение, поэтому здесь следует под вредом понимать урон социальному, психическому и биотическому здоровью и/или экономическому благополучию индивида. А также этот урон может нанести или наносит такая деструктивная секта в том размере, когда этот урон наносится явно, например, увечьями или финансово, либо когда жертве после него требуется чья-либо квалифицированная помощь, например, психиатра для преодоления последствий.Деструктивные секты можно разделить на две группы по основному направлению их вредного воздействия: первая – тоталитарные секты, структура и свойства которых направляют вред, прежде всего на своих участников – сектантов, а вторая – агрессивные секты, деструктивные побуждения и деятельность которых направлена, как правило, вовне – на чужаков. Важно понимать, что практически любая деструктивная секта может, сочетать в той или иной степени внутри себя как агрессивное восприятие чужаков, так и тоталитаризм по отношению к своим сектаторам; может, но не обязательно это делает.Тоталитарная секта (от латинского totalis – весь, целый, полный) это секта с авторитарной иерархией вмешивающейся в все аспекты деятельности её участника, сектанта, то есть старающаяся установить над ним полный, тотальный контроль. Тоталитарная секта рассматривает своих участников прежде всего как человеческий ресурс и ограничивает их свободы вне рамок устанавливаемых самой религией или религиозным учением, которому следует данная секта. Вредное влияние, которое оказывает такая секта, заключается в жёстком ограничении свобод участников, в том числе поборы или использование участников в интересах секты и её административной группы, выходящее за пределы этических и зачастую правовых рамок. А также соответствующие и как правило незаконные методы вовлечения в секту, удержания в ней и воздействия на участников для достижения результатов необходимых узкому управляющему кругу лиц.В тоталитарной секте личная, культовая и общественная деятельность контролируется административно-религиозной группой секты, в главе которой стоит лидер или его преемник. Часто под ширмой религиозной организации скрывается мошенническая структура, основной целью учредителей которой является безвозмездное получение благ или полезных услуг от других участников. Важно только понимать, что если это даже религиозная организация или выдающая себя за неё, если она не имеет основной религии от которой и происходит выражает несогласие в тех или иных деталях с оригиналом, то и сектой не является. Ошибочное именование сектами таких организаций, в том числе заведомо мошеннических и ведёт к дискредитации самого понятия и в свою очередь вполне мирных и безвредных в известных рамках религиозных организаций – настоящих сект, то есть результат незнания и безграмотности.

Читайте также:  Критика деструктивная и конструктивная - психология

Основные признаки тоталитарной секты:

  • В-первых, это должна быть, прежде всего, по-настоящему секта, что почему-то для многих не очевидно и «сектой» называют любую неофициальную религиозную организацию или даже не религиозную;
  • В секте установлен жесткий контроль над деятельностью участника, который касается даже деятельности не затрагиваемой или не регламентируемой религией или учением секты. Либо учение искусственно составлено (изменено оригинальное религиозное учение) для установления широкого и глубокого контроля над участниками. В втором случае можно говорить о изначальной цели – контроль участников. А тоталитарной секта может стать в связи, например, с наступающим распадом из-за исчерпания учения или интереса участниками и введением тоталитарного характера как попыткой сохранения секты;
  • Контроль за деятельностью участников, как правило, выпадает за всякие разумные рамки принятые в обществе и других религиозных организациях, даже в самых аскетичных и строгих;
  • Жесткий контроль тоталитарной секты над своими участниками в конечном итоге заключается в том, что такую секту крайне сложно покинуть, для этого создаются всяческие препятствия, которые тоже не редко выходят за разумные рамки.

Необходимо отметить, что активные действия участников по привлечению новых сектантов не являются прямым свидетельством её тоталитарности, так как задача расширения количества участников может быть обусловлена нормальными причинами и сама по себе здоровое стремление организации – рост.

Агрессивная секта (от латинского aggressio – нападение) это секта, декларирующая и осуществляющая избирательную или общую агрессию, по отношению к не состоящим в секте по религиозному признаку, то есть деятельность, нарушающую правовые и этические нормы, принятые в обществе.

Причём не обязательно наносится фактический вред объектам агрессии, то есть чужакам, декларирование агрессии, например, в форме неприязни уже ставит секту в группу агрессивных, но понятно, что декларирующая секта отличается своей агрессивностью от секты действующей.

Однако, последнее лишь отражает степень агрессии какой-либо секты, но не выводит её за рамки данной группы.Агрессивная секта не обязательно тоталитарная, сектанты первой могут без всякого принуждения, исходя из своих убеждений и по своей воле, занимать и реализовывать агрессивную позицию по отношению к чужакам.

Поэтому эти два вида деструктивных сект хоть и могут сочетаться в какой-либо конкретной секте, но не обязательно требуют или предполагают это, тем более примеры обратного – независимого существования тоже имеются, следовательно, эти виды не следует смешивать или полагать наличие агрессивности при обнаружении тоталитаризма в секте или наоборот.

Рассмотрев в этом и предыдущем параграфе суть секты, её основные признаки и виды деструктивных сект, можно перейти от теоретических конструкций к наглядным примерам, а главное сравнить всё изученное по сектам с сатанизмом и выяснить является он сектой или нет, и если да, то какой.

Источник: http://sargelas.com/ks-destruktivnye-sekty

Тоталитарные деструктивные секты

Ни для кого не секрет, что в настоящее время в связи с отсутствием в нашей стране какой бы то ни было официальной идеологии, кроме фетиша оголтелой наживы, ее место стремятся занять различные околорелигиозные учения. (Традиционные религии не в счет.

) За каждым таким учением стоят те, кто их создал и пропагандирует, кому это выгодно. Секты возникают, видоизменяются, исчезают, нередко сохраняя неизменными своих лидеров, перерастают из оккультных в криминальные или – хуже того – в политические группы.

Очень трудно учесть даже их общее количество, ибо они динамичны, хотя количество это измеряется уже числом с тремя нулями. Существенное большинство этих организаций – иностранного происхождения, и есть мнение (не совсем безосновательное), что конец нити ведет к западным разведкам.

Основное препятствие для решительной борьбы государства с этим злом – этическое понятие свободы совести, за которым (в том или ином его законодательном варианте) прячутся руководители сект.

Второе главное препятствие – коррупция, ибо всякая сколько-нибудь влиятельная секта в первую очередь ищет и находит того, кто защищал бы ее интересы «сверху».[28][28] Тем не менее, имеется успешный зарубежный опыт законодательной борьбы с сектами.[29][29] Причем, практика показывает, что только решительные меры могут дать желаемый эффект.

Столь активная деятельность таких организаций оказывается успешной не только из-за тщательного планирования и жесткой внутренней структуры, не только из-за попустительства властей, но и вследствие личностных особенностей той категории потенциальных и состоявшихся адептов, на вовлечение и удержание которых направлена вся их активность. Всё это, как правило, оказываются люди доверчивые, с низкой способностью к критическому анализу действительности, и к отстаиванию собственного мнения, интересов и свобод.

Необходимо твердо помнить, что конечной целью деятельности подобных сект всегда является нажива.

Разумеется, что внешний вид при этом может до некоторых пор сохраняться весьма благопристойный, но рано или поздно неофит оказывается в умственной, а то и физической кабале.

Плоды его усилий полностью присваиваются сектой, а вся ее пропагандистская и идеологическая деятельность, в конечном счете, направлена на подавление воли индивида.

Идеология сект всегда включает компонент видимой добровольности принудительных поступков и суждений.

Признаки и критерии оценки деструктивности религиозной организации и использования ею психологического насилия

Конституцией Российской Федерации гарантируется свобода вероисповедания. При этом на территории России действует множество традиционных и нетрадиционных религиозных организаций, не являющихся деструктивными.

Поэтому появляется проблема правильной идентификации религиозной организации, оценки ее характера.

Оценить деструктивность культа и наличие в его деятельности психологического насилия можно по следующим общим для некоторых деструктивных религиозных организаций признакам и критериям.

1. Характер лидерства:

— есть ли претензии на «харизматическое» лидерство: провозглашение божественности или исключительных мудрости, могущества или духовности, требование беспрекословного согласия с властью и привилегией;

— характер подчинения руководству: даже если лидер производит серьезные изменения в определенной идеологии, от последователей ожидают, что они соответственно приспособят свои взгляды, демонстрируя таким образом свою верность лидеру (группе лидеров);

— строгая обязанность подражать лидеру;

— есть ли документы, удостоверяющие личность лидера (рекомендации, наличие прошлых криминальных историй);

— практикуется ли открытость к обратной связи, есть ли возможность сдерживать власть лидера (лидеров) или противостоять ей.

2. Характер и структура доктрины:

— наличие «внутренних» доктрин (только для использования внутри культа) и для внешнего окружения (только для других, фасадные, чисто рекламные);

— формулируется ли в той или иной форме убеждение, что {«цели оправдывают средства»,} и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует достижению целей группы;

— индоктринация тоталитарного мировоззрения (синдром «мы/они»), приводящего к преобладанию групповых целей над индивидуальными и к одобрению (оправданию) аморального поведения при претензиях на добро;

— утверждение, что верования группы представляют собой абсолютную истину, и они выше мирского закона; внушение, что членство в группе дает доступ к особым силам и привилегиям.

3. Характер создания и поддержания членства в группе:

— активная и пассивная вербовка, включающая в себя разнообразные виды обмана, в том числе агитацию и сбор средств при скрываемых целях и без полного раскрытия использования техник контроля сознания, использование «фасадных групп»,

— использование манипуляции, включая: создание атмосферы секретности и элитарности (элитарная ментальность), проведение ритуалов посвящения (включающих меры предосторожности), поддержание чувства исключительности, манипуляции посредством чувств страха и вины;

— использование техник контроля сознания: провоцирование у личности эмоциональных пиков и спадов, создание ситуации отчуждения (отделение от семьи, друзей и общества), изменение в ценностях и замещение их культом как новой «семьей», наличие фактов постепенных или резких личностных изменений, необъяснимых только самостоятельной активностью данного человека;

— внушение, что чувства выше мыслей (эмоции, инстинктивные ощущения, интуиция и тому подобные рассматриваются как более заслуживающие доверия, чем рациональные умозаключения), постоянное манипулирование чувствами рядовых участников со стороны лидера и других адептов;

— разрыв связей с прошлым (семьей, друзьями, целями, интересами), изменения в целом во временной ориентации (счастье обещается только через хорошее внешнее поведение, как оно навязывается группой);

— постоянная клевета на критическое мышление, характеризующая ум, рациональное мышление и умственную деятельность как нечто чуждое или пагубное для адепта;

— ограничение свободы выхода из культа с помощью индоктринации различных фобий (фобия на выход из культа, боязнь «внешнего» мира, боязнь сверхъестественных санкций за отступничество от культа) и психологической, а иногда и физической изоляции члена группы, желающего выйти из культа, как в самой группе, так и от иного социального окружения;

— внушение взгляда на мир с позиции поляризованности (культ- хороший, мир вне культа — плохой);

— создание прямой и скрытой зависимости (психологической, физической, финансовой) и наличие эксплуатации адептов культа его лидерами;

— отсутствие у адептов возможности задавать вопросы и получать на них полные и точные ответы.

К сожалению, в рамках настоящего пособия мы не можем уделить внимание подробному рассмотрению вопроса, и ограничимся приведением минимально необходимых сведений о самых активно действующих сектах.

Сатанизм

Из наиболее известных объединений сатанистов можно назвать:

«Церковь сатаны», «Международную ассоциацию люциферистов кельтско-восточного обряда», «Зеленый орден».

В Америке и Западной Европе действует целый ряд других дьявольских культов: «Тысяча первая церковь Трапезонда» (Сан-Франциско), «Церковь последнего суда» (Лос-Анджелес), «Общество Асмодеуса» (Вашингтон), «Международная Ассоциация ведьм и колдовства» (Нью-Йорк), Международный центр магии (г.

Блуа, Франция), различные группы культа Вуду (языческий культ вест-индского происхождения), секта паладинов (культ Афины Паллады, их главой в прошлом веке был Альберт Пайк (род. в 1809 г.), США), культ Исиды, культ Кали (Кали — богиня зла, обычно изображаемая жаждущей крови, с высунутым языком, серьгами из тел младенцев и ожерельем из человеческих черепов) и другие.

К сатанистским культам, действующим в России, относятся: «Южный крест», «Черный ангел», «Черный дракон», «Российская церковь сатаны», «Синий лотос», «Зеленый орден», «Общество сатаны».

В последние годы в нашей стране отмечена повышенная активность этих криминогенных сект. Они проникают в высшие учебные заведения, например, в МГУ, снимают ночами элитные рестораны, клубы (в первую очередь секс-клубы) и кафе, охотно дают интервью журналистам.

Читайте также:  Темп жизни - психология

Сатанизм, как «религия» может быть кратко охарактеризован, как материалистический гедонистический культ. Основным признаком можно назвать наличие этики «зеркальной» по отношению к христианству.

Провозглашается животная природа человека, а это обстоятельство служит оправданием для его скотского поведения, как в плане потребления благ, так и в плане поведения по отношению к другим людям.

Поучительно и радостно, однако, то, что идеологам сатанизма не удалось создать полностью «отрицательную этику». Сатанист все-таки обязан быть и честным, и великодушным, и тому подобное, – правда, только по отношению к единомышленникам.

По отношению же к остальным людям за ним сохраняется «моральное право» на месть, на пропорциональное (и даже непропорциональное) воздаяние и прочие «права». В центре традиционного сатанизма находится поклонение персонифицированному и могущественному дьяволу.

Психологу небезынтересным покажется тот факт, что сама персона дьявола наделяется позитивными характеристиками: выдержкой, честностью во мнениях, терпимостью, свободолюбием. Тем самым для молодого, восторженного и неокрепшего ума велик соблазн рассматривать этот образ чуть ли не как образ «положительного революционера».

Известно, что подросткам и юношам, на которых, в основном, направлено идеологическое влияние сатанизма, свойственна тяга к независимости, к оригинальности, и т.п.

Именно поэтому сатанизм, как система убеждений, привлекает их, и они искренне верят, что делают при этом что-то оригинальное, хотя этой «оригинальности» больше семи тысяч лет.

Психологу-практику важно понимать, что при работе с клиентом, вовлеченным в подобную секту, следует искать внутренние причины этого в самом подростке (юноше) – в его характерологических чертах, поведенческих паттернах, устойчивых ролях в среде сверстников, в его жизненных целях и планах. Именно это, а не «убеждения», которыми тот попытается отгородиться, окажется подлинной причиной его несчастья.

Саентология

Вплотную к сатанизму примыкает так называемая «церковь саентологии»[30][30] созданная неким Роном Хаббардом, писателем-фантастом и, к слову, — одним из учеников знаменитого сатаниста Алистера Кроули.

«Саентология» – дальнейшее развитие не состоятельной в научном смысле т.н. «дианетики», первоначально создававшейся Хаббардом как «наука», но многократно разоблаченной многими видными учеными, в том числе и Эрихом Фроммом.

Не потянув на научность, «саентологии» ничего не оставалось, как сделаться «церковью».

«Церковь саентологии» вообще церковью в христианском смысле этого слова не является, так как место бога практически занимает Хаббард, и каждый адепт вносит свою лепту в культ его личности, что подтвердил Федеральный Суд по Трудовым Спорам ФРГ в приговоре от 22 марта 1995 года.[31][31]

Книга Хаббарда «Дианетика — современная наука душевного здоровья» содержит сведения из области психологии, смешанные с информацией из книг по оккультизму и магии, а «инграммы» (engramme) — главное понятие в саентологии. — на деле являются псевдонаучной версией древних представлений о карме. Источниками саентологии предположительно являются:

— дешевая научная фантастика;

— надерганные из научно-популярной литературы идеи современной Хаббарду психологии (сейчас уже порядком устаревшие);

— учения необуддизма и неоиндуизма, упрощенные мэтрами европейской теософии;

— оккультизм (магия и сатанизм.

Основная деятельность «саетнологов» сводится к выкачиванию денег из своих адептов. Эта организация имеет разветвленную мировую сеть и владеет капиталом приблизительно в 400 млрд. долл.

«Фронтовые» и дочерние организации «Церкви саентологии»:центры дианетики, гуманитарные центры Хаббарда, система Хаббард-колледжей (Административная технология Хаббарда), организации «Нарконон» (центры, провозглашающие своей целью борьбу с наркоманией) и «Криминон» (центры реабилитации осужденных), гуманитарные центры детоксикации человека и др.

«Свидетели Иеговы»

«Свидетели Иеговы» – одно из поздних направлений в протестантизме, которое можно отнести к так называемым вторичным протестанским церквям, возникшим на основе лютеранства и кальвинизма с теми или иными отклонениями от них в своем вероучении.

Возглавляет общины «Свидетелей Иеговы» Бруклинский центр, в аппарате которого свыше двух тысяч работников. Центр имеет около 100 филиалов, разбросанных по всему миру. Всего же среднее число «Свидетелей Иеговы» (по их же данным) на начало 2003 года достигло 5 миллионов 400 тысяч человек в 232 странах.

Общины иеговистов называются «собраниями», которые возглавляются советом старейшин. Один из старейшин назначается «надзирателем», или пресвитером. Собрания объединяются в округа, а те — в «обводы», возглавляемые разъездными надзирателями, которые подчиняются краевому комитету во главе со «слугой края».

Собрания состоят из нескольких «студий» по 10-15 человек. Занятия студий проводятся на квартирах, собрания студий – в школах, ПТУ. Ежегодно в Санкт-Петербурге проводятся конгрессы «Свидетелей Иеговы», которые собирают целые стадионы.

Студии и собрания занимаются изучением Библии по своим журналам и брошюрам, причём от «брата» или «сестры» требуется почти дословный пересказ содержания брошюры и её интерпретации Библии. Темы для обсуждения на студии всегда соответствуют журналу, выпущенному организацией на момент обсуждения.

Для вовлечения в свою церковь новых членов организуются не только массовые мероприятия, но и проводится индивидуальная работа — беседы с прохожими на улицах, в парках, разговор с людьми в транспорте, обязательный обход квартир.

Квартиры обходятся всегда двумя хорошо подготовленными «свидетелями». Ведётся учёт времени общения с кем-либо и часов занятий на дому.

Больший статус получают те, у кого больше часов (60 часов проповедничества в месяц – статус «подсобного пионера», 90 часов – «общего пионера», 140 и более часов в месяц – «миссионера»).

Руководители всех подразделений строго соблюдают субординацию и неукоснительно следуют инструкциям Бруклинского центра.

Большое внимание иеговисты уделяют распространению религиозно-пропагандистской литературы. В настоящее время их литература издается более чем на 160 языках. В том числе «Сторожевая башня» — на 125 языках тиражом почти 22 млн. экземпляров, журнал «Пробудитесь!» — на 81 языке тиражом около 18 тыс. экземпляров.

Кроме этого издаётся огромное количество всевозможных брошюр и песенников на десятках языках тиражами в десятки миллионов экземпляров. Все эти издания печатаются на качественной бумаге, имеют много красочных иллюстраций, а ряд изданий — твёрдые переплёты. Журнал «Сторожевая башня» выходит дважды в месяц, а «Пробудись!» — один раз.

В этих журналах и брошюрах открыто заявляется: «Мы даем ответ на все жизненно важные вопросы, которые часто встают перед людьми…».

К 2003 году по всему миру в разных отделах, типографиях, жилых помещениях и на фермах работало почти 14 тыс. добровольных работников. С 1920 года по 2003 год организация, по различным подсчетам, выпустила свыше 9 миллиардов книг, брошюр, журналов более чем на 200 языках.

Одна из наиболее отличительных особенностей «Свидетелей Иеговы» — открытая спекуляция на Библии. Достаточно сравнить журналы и брошюры Свидетелей Иеговы за несколько десятков лет.

Провозглашая жизнь по библейским законам, «Свидетели Иеговы» с неприязнью отзываются о приверженцах других религиозных культов, а также о тех, кто не принял их «весть».

Иеговисты говорят о пороках современного мира, и это справедливо. Но они ничего сами не делают, чтобы помочь этому миру исправиться. Располагая огромными денежными средствами, эта организация не создала ни одного благотворительного фонда.

«Свидетели Иеговы» утверждают, что помогают людям другим образом, а именно — проповедуя детальное изучение Библии.

Но в этом изучении они делают упор не на нравственном наследии Библии (десяти заповедях и всем с ними связанным), а на слепой вере в истинность каждого библийского слова.

Вопросы для самопроверки:

1) Каковы социально-политические причины активизации деятельности религиозных сект на территории России?

2) Каковы критерии, по которым можно отличить тоталитарную деструктивную секту?

3) Перебирая в уме типы акцентуаций характера, проанализируйте для каждого опасность вовлечения в тоталитарную секту.

Тема 17

Источник: https://infopedia.su/2x8b1d.html

Тоталитарная секта (деструктивный культ)

«Это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому, духовому, психическому и физическому состоянию личности, а также к созидательным традициям и нормам сложившившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом, практикующая скрытое психическое насилие, выражающиеся в целенаправленном установлении отдельным лицом или группой лиц в своих целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного у них согласия, неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам, сремящися к незаконному обогощанию и незаконной власти.

Здесь следует отметить необходимость различать понятие «секта» и «тоталитарная секта». Сектами можно назвать большинство новых религиозных движений как выходцев из (ответвлений) от каких-либо традиционных религий и это слово не несет в себе характеристики такой организации, как чего-то плохого».

Справочник 1997 год, Белгорад «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера».

Термин «тоталитарный» возник в политологии. В словаре русского языка под редакцией С.Н. Ожегова тоталитаризм определяется как режим, характеризующий полным подавлением демократических свобод и прав личности как насилие.

Впервые этот термин был введен итальянцами П. Габети и Дж. Алиендола для обозначения фашисткой диктатуры. Позже феномен тоталитаризма изучался такими авторами, как Х. Аренд, Р. Арон, К. Фридрих, в России В. Ядовым и многими другими.

В результате это явление оказалось сегодня достаточно изученным, и его признаки обстоятельно проанализированы и описаны в литературе.

В их числе отмечаются: контроль над сознанием и поведением; подавлением личности; запрет на получение информации извне; фиксирование внимания на определенном противнике, что должно содействовать некритическому сплочению сторонников одной идеологии; культ харизматического лидера, вождя, который наделяется чертами абсолютной прозорливости, «данной свыше» и выводится из-под всяких нравственных оценок его поведения, деятельности; призыв жертвовать реальными интересами семьи, общества и государства ради безраздельного «служения» организации; всеобщее личностное порабощение, которое, однако, в сознании членов культа иллюзорно воспринимается как «самопринуждение» ради общих интересов самоизоляция от внешнего мира т д.

Деструктивный культ

Деструктивные культы – это такие группы и организации, которые используют крайние и неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания своих членов, контролируют мысли, чувства и поведение своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров и самодовлеющей группы.

Большинство из них используют религиозное прикрытие, но есть политические, коммерческие, псевдотерапевтические, восточные, медитационные и даже группы по избавлению от алкоголя и наркотиков, в которых одна форма зависимости просто заменяется другой.

Именно с последним связаны «успехи» ряда адептов секты АУМ в избавлении от алкоголя и наркотиков, которыми восхищались некоторые московские и петербургские психологи, не сумевшие или не пожелавшие вникнуть в дело несколько глубже и профессиональнее.

Ряд деструктивных культов используют множество прикрытий и ипостасей, чтобы уйти из-под контроля общественного мнения и ввести в заблуждение потенциальные жертвы.

Справочник 1997 год, Белгорад «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера».

Преступность в сфере духовности и психологии личности:
социально-психологические и психиатрические аспекты деятельности тоталитарных сект (деструктивных культов) в России

«Российское общество за последние несколько лет столкнулось с проблемой, проявившейся на Западе 20-25 лет назад: интенсивное и массовое освоение асоциальными личностями такой ниши для преступной деятельности, как психика и душа человека.

Происходит это в форме организации различного рода групп, обещающих своим приверженцам самые желанные и ценные для них блага – духовные, социальные, материальные, — в обмен на полное подчинение и поклонение лидеру, идеологии и дисциплине такой группы.

Фактически осуществляется ничем и никем не контролируемое ложное рекламное заманивание, бесстыдно использующее самые значимые и укорененные ценности как наживки для вовлечения людей в процесс дальнейшей целенаправленной обработки сознания.

Попавший в ловушку подобной группы человек за короткое время подвергается такому воздействию, которое во многих случаях превращает его в безвольный инструмент удовлетворения паранойяльно-маниакальных амбиций лидера и его ближайшего «придворного» окружения.

Полностью подавляется прежняя личностная идентичность, разрушаются все прежние социальные связи, адепту группы внушается негативное отношение ко всему внегрупповому социуму. В зарубежной, прежде всего американской, литературе это явление обозначается понятием «деструктивные культы», а процесс десоциализации и навязывания культовой структуры личности – понятием «контроль сознания» (mind contr) или «реформированием мышления» (thought reform)».[6]

Ф.К. Кондратьев, доктор медицинских наук, профессор ГНЦ СОЦ и судебной психиатрии им. В.П. Сербского.

Е.Н. Волков, канд. философских наук, доцент кафедры общей социологии и социальной работы Нижнегородского государственного университета
им. Н.Л. Лобачевского

«Духовное оздоровление»

«Именно самые простые истины человек постигает позже всего».

Людвиг Андреас Феербах.

Очень часто в наше время «учителя» ложной духовности привлекают к себе людей обещаниями помочь или с легкостью решить все проблемы как внутренней, так и внешней их жизни.

Обрести ценой совсем малых усилий устойчивое счастье, постоянное блаженство, крепкое здоровье – кто этого не желает? Ныне многие ищущие духовной опоры, а порой просто жизненного успеха или хотя бы благополучия, поддаются на приманку проповедников «трансцендентальной медитации», не понимая, что присоединились на самом деле к сонмам современных язычников.

И счастлив тот, кого отрезвит простая мудрая мысль:

«Не велика истинная цена тому, что дается легко»

«Пока человек не приобрел знания и опыта, перед ним всегда стоит опасность падения», т.е. готовность отдаться любому сверхъестественному побуждению без какого-либо исследования.<\p>

[1] Приложение № 1. Рекламное объявление «Секреты гармонии семейной жизни».

[2] Приложение № 2. Международное общество сознание Кришны («МОСК»).

[3] Приложение № 3. «New Age».

[4] Приложение № 4. Рекламное объявление «Впервые в Краснотурьинске Притху Прабху».

[5], 6 Приложение № 4.1. «БХАВАД-Гита» (как она есть) Свами Прабхупада.

7 Приложение № 4.2. «Христос и Кришна свет и тьма».

Читайте также:  Радушие - психология

8 Приложение № 5. Рекламное объявление «Уникальная лекция».

9 Школа идийской философии Брахманизма «Человек является чужим, не имеющим ничего общего в этом мире».

[6] Приложение № 6. Преступность в сфере духовности и психологии личности

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/26581.html

Тоталитарные деструктивные секты отечественного происхождения

«Белое Братство» — наиболее одиозная и агрессивная секта, возникшая на волне «перестройки», «свободы совести», «плюрализма» в Киеве в 1990 г. Ее основатели: Мария Мамонтова (Цвигун), она же Мария Дэви Христос, и Юрий Кривоногов, он же Юоанн Свами, а также Иоанн Креститель, Адам, Илия, архангел Михаил, а иногда даже Бог Отец.

Отсюда и аббревиатура этой секты — ЮСМАЛОС, в которой выражена идея божественной троицы, так как Мария Дэви представляется как живое воплощение Иисуса Христа и одновременно его мать и невеста. В основе этого «учения» лежат догматы восточных религий — карма, реинкарнация (многократное переселение душ), третий глаз, астральный мир, каббала, нирвана и т.д.

, а также идеи гностиков, христианские ереси.

Предсказывая близкий конец света, Мария Цвигун призывала своих последователей оставить своих родных и близких и следовать за ней, запрещала жениться и рожать детей. В качестве «избранных» она называла только 144 тыс.

«счастливчиков», отнесенных ею к 7-й расе по уровню сознания, которые только и войдут в «Новый Иерусалим».

Для 6-й расы — 600 млн менее активных и преданных людей — она предрекала 1000-летнее нахождение в чистилище, а всех остальных людей считала демонами, подлежащими уничтожению.

Мария Цвигун перенесла клиническую смерть, что привело к серьезным физиологическим и психическим изменениям, чем в определенной степени можно объяснить ее явно неадекватное восприятие действительности, уход в мистику и создание соответствующей атмосферы в среде ее последователей.

«Белым Братством» неоднократно инспирировались массовые беспорядки, хулиганские действия, а внутри секты были отмечены самоубийства, ритуальные самосожжения.

К Православию эта секта относится крайне враждебно, непримиримо. Для них православные — это слуги дьявола, учение Христа — сатанинское, а сам Христос — утративший силу, мертвый бог.

Их действия направлены на дискредитацию христианских духовных ценностей, отвращение от Православия как можно большего числа людей, вовлечение в секту духовно не окрепших людей и даже уголовных элементов, совершение актов вандализма и насилия.

В настоящее время оба руководителя данной секты отбывают уголовное наказание. К сожалению, это не привело к ликвидации секты, а в Москве среди их последователей появилась еще одна крупная фигура — «Папа Петр Второй» (Виталий Ковальчук), ставший одним из руководителей в 1992 г. Во многих городах России, Белоруссии, Украины действуют законспирированные группы «Белого Братства».

Секта последователей Порфирия Иванова. П.Иванов родился в 1898 г., имел 4 класса образования. Жил и проповедовал на хуторе Верхний Кондрючий (Луганская область Украины), умер в 1983 г.

По словам его последователей, 25 апреля 1933 г. на него нашло «просветление», вызванное якобы тем, что в него вселился Дух Святой и с тех пор он стал воплощением Бога Отца, основателем новой мировой религии второго пришествия Бога на землю. Для христиан он — Новый Христос, для мусульман — Махди, для буддистов — Май Грейя.

После «просветления» он обрел особые свойства: претерпевал любой мороз, круглый год ходил обнаженным, мог долго находиться под водой и голодать. Разработал свою систему закаливания и «слияния» с природой.

В его учении, носящем оккультно-религиозный характер и называемом «Детка», нет ничего от христианства. Он отрицал бессмертие души, в церковь не ходил, Богу не молился, креста боялся. Свое примитивное учение он приравнивал к Евангелию.

И если правила закаливания в какой-то степени можно признать безобидно оздоровительными, то учение в целом явно связано с сатанизмом.

Его последователи — «ивановцы» — кроме системы закаливания переняли и основные его идеи. Так, доведя себя до состояния экстаза, применяя методы медитации, они, по их заверениям, обретают экстрасенсорные способности, слышат потусторонние голоса и даже общаются с «духом учителя».

«Ивановцы» не признают церковные таинства, как и их «учитель», отрицают неизбежность загробного возмездия, так как не верят в бессмертие души, не признают Православную Церковь и церковную иерархию.

Для них символ веры звучит так: «Верую в Отца и Сына Бога второго пришествия Порфирия Иванова, в церковь ивановскую, беспоповскую, в самопокаяние»[50].

В настоящее время учение «ивановцев» можно прямо трактовать как неоязычество с элементами магии, медитации. Однако, несмотря на это, у Иванова достаточно поклонников и последователей.

Часть из них не признает себя сектантами, утверждая, что они заимствовали у Иванова только систему закаливания. Однако это далеко не так.

Для «ивановцев» характерна сектантская «избранность» и наличие якобы особой «божественной просветленности», что и было продемонстрировано на больших по своим масштабам конференциях, состоявшихся в 1992 г. в Москве и других городах России и СНГ. Летом 1995 г.

в Москве прошла международная конференция, собравшая сотни представителей стран СНГ. В 1998 г. к 100-летию со дня рождения П.Иванова был снят фильм «Чтобы жить…», пропагандирующий его оккультно-религиозную систему.

Секта Порфирия Иванова была квалифицирована как деструктивная оккультно-религиозная организация в сборнике «Правоохранительные органы и религиозные организации», выпущенном в 1997 г. Главным информационным центром МВД России, а также в экспертном заключении Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий № 49-э от 28 февраля 1998 г.

К сожалению, многие люди считают, что «ивановство» — это не более чем один из методов народной медицины, основанный на закаливании и здоровом образе жизни, и даже не подозревают о его религиозной сущности, основанной на язычестве, примитивном оккультизме и шаманизме, а ее основатель — несомненно психически больной и одержимый своими бредовыми идеями человек.

Церковь последнего завета (секта Виссариона) основана С.А.Торопом, бывшим сотрудником милиции г. Минусинска. Этот «пророк» не имеет даже среднего образования. По его утверждению, в 1990 г. ему пришло откровение от Небесного отца, что он является новым мессией, Сыном Божиим, проводником Духа Святого Великой мудрости Творца — Виссарионом.

С этого же времени он начал проповедование своего «учения», основная идея которого заключается в том, что оно (учение) объединяет такие религии, как даосизм, буддизм, иудаизм, христианство, ислам, беря из них лучшее и отбрасывая «их ложные недостатки», что и составило части единого целого, в котором заключается сущность единой религии. Свою задачу С.

Тороп видит в том, чтобы передать людям этот «Последний завет»[51].

Возникновение этой секты в Минусинске имело под собой определенную основу. В то время там существовало общество уфологов, состоящее из местной интеллигенции, изучающее неопознанные летающие объекты, внеземные цивилизации, различные восточные оккультные учения.

Так возникла харизматическая культовая община, а ее лидер поставил себе задачу построить «Город солнца» на озере Тиберкуль в районе горы Сухой Красноярского края. На его призыв откликнулись представители интеллигенции из Москвы, С.

— Петербурга и других крупных городов России и, оставив свою работу, продав квартиры и все имущество, целыми семьями стали переселяться в этот «город» (по существу, в барачные условия) и вести примитивный образ жизни, подчиняясь во всем своему неграмотному лидеру, лечившемуся ранее в психиатрических больницах от алкоголизма и уволенного за это из милиции.

Его проповеди — типичное зомбирование с использованием гипноза.

При этом члены общины в обязательном порядке должны придерживаться особой диеты, не содержащей никаких животных продуктов; запрещается даже употребление меда и растительного масла. Ограничивается потребление жидкости.

Естественно, что в таких условиях работа мозга нарушается, воля подавляется. Запрещено пользоваться услугами врачей, что приводит иногда к смерти от истощения и неоказания вовремя медицинской помощи.

По словам Виссариона, свои откровения он получает, контактируя с «высшим космическим разумом» через Владимира Плесина, бывшего эстрадного певца, который увидел «учителя» в Москве на одном из его выступлений в Строгановском училище.

Адепты этой секты утверждают, что деятельность их сообщества якобы имеет благословение Русской Православной Церкви, однако это откровенная ложь[52].

На самом деле учение Виссариона представляет собой «примитивно состряпанную теософскую систему, куда включены несовместимые понятия, позаимствованные из различных религий: иудаизма, буддизма, даосизма; языческие мифологии и модные ныне псевдовосточные гипотезы»[53].

В начале своей деятельности С.Тороп вел активную пропагандистскую кампанию не только в России, но и за рубежом — в Болгарии, Германии, США, посещал даже Индию и Израиль.

Однако в настоящее время в секте наступил явный кризис, в том числе и из-за отсутствия денежных поступлений со стороны новых адептов, которых становится все меньше.

Существует опасность, что, постепенно все более удаляясь в тайгу, фанатичные «виссарионовцы» могут прибегнуть к массовому самоубийству, на что их прямо толкает «учитель», оправдывая в своих проповедях самовольный уход из жизни.

«Богородичный центр», он же Церковь Божьей Матери Преображающейся, Российская вселенская Мариинская церковь, Церковь третьего завета; последнее название — Русская православнаяцерковьБожией Матери «Державной».

Основатель секты — Иоанн Береславский (настоящее имя — Вениамин Яковлевич Янкельман) — человек достаточно эрудированный, по его утверждению, закончил Институт иностранных языков им. Мориса Тореза. По некоторым сведениям, он лечился в психиатрической больнице от шизофрении, имеет вторую группу инвалидности[54].

По его утверждению, в 1984 г. в Смоленске перед иконой Божией Матери Одигитрии ему было видение, которое он истолковал как посланное ему откровение.

Впоследствии уже в Москве ему стало являться некое бесформенное серое облако, из которого раздается голос Божией Матери, диктующий ему откровения, которые он и записывает (сейчас насчитывается свыше 20 томов таких «откровений»).

В результате он объявил себя «пророком» и создал «единственную истинно православную церковь».

Конечно, его «епископство» — это самозванство, а учение, претендующее на роль всеобъемлющей мировой религии, восходящей к «катакомбной» церкви (первые века христианства), — воинственно-агрессивное, полностью отменяющее Священное писание и Священное предание.

Согласно его учению Бог являет себя миру только через Богородицу, которая заменяет Христа в роли правителя мира и спасителя человечества. К библейским Ветхому и Новому заветам он добавляет третий, который исходит якобы от Богородицы и доходит до людей через Береславского, почему он присвоил себе звание «матриарха».

При этом, как ни странно, именно женщины в секте находятся на положении лиц второго сорта, а слово «мать» — самое ругательное среди адептов этой секты, потому что в обряд посвящения в секту входит отречение от собственной матери, оскорбление ее памяти, если она уже умерла, и нанесение ей побоев, если еще жива.

По представлению Береславского, матери — это живые упыри. В таком извращенном сексуальном представлении о матери, по всей вероятности, отразились его детские комплексы (по Фрейду).

В секте проповедуется отказ от брака, семьи, дети изолируются от родителей, поселяются небольшими группами под строгим контролем со стороны доверенных лиц; они задавлены непосильной работой, их избивают, насилуют[55]. В то же время столь жесткий режим не распространяется на руководителей секты и на так называемый Легион Божией Матери, представляющий собой как бы гвардию секты.

Богослужения, проводимые сектантами, представляют собой настоящий шабаш с элементами оккультизма и поп-шоу, когда по сцене вприпрыжку носится со своими последователями их «пророк», а потом выходит и говорит речь, зачастую используя ненормативную лексику.

Опасность этой секты и в том, что, используя любовь русского человека к Божией Матери, ее адепты вовлекают в секту доверчивых людей, не открывая им истинной сущности своего учения, соблазняют малоцерковных людей, балансирующих между Православием и ересями. Среди сектантов также много людей, занимавшихся ранее оккультизмом, йогой, теософией.

Эта секта отвергает все традиционные структуры, обряды и таинства Русской Православной Церкви, поскольку, по их мнению, она не имеет легитимной преемственности от «катакомбной» церкви, которой обладает Иоанн Береславский.

Руководители «Богородичного Центра» отлучены от Церкви и лишены сана как «впавшие в ересь». Ничего общего с подлинным Православием эта секта не имеет, а лишь позорит своими действиями Церковь, поскольку «богородичники» выдают себя за православных священников, проникая таким образом в больницы, в места лишения свободы, в другие государственные учреждения.

Секта эта, несомненно, тоталитарная, где все построено на неограниченной власти личности над адептами, и деструктивная, так как разрушает физическое, психическое и нравственное здоровье своих членов.

«Богородичный центр» активно ищет выход за границу, устанавливает контакты со сходными группами и объявил об объединении с ними во «Вселенскую Мариинскую Церковь».

В 1979 г. в России возникла новая харизматическая секта — Истинно православная восточная небесная апокалиптическая Церковь Откровения Иоанна Богослова, основателем которой явился И.Я.

Голошубов (брат Иоанн), который целью своей деятельности поставил обновление традиционного Православия посредством раскрытия тайн «Апокалипсиса» — пророческой новозаветной книги, написанной, по преданию, учеником Христа — Иоанном Богословом.

Основав в 1987 г. новую церковь, Голошубов выступает в роли современного Иоанна Богослова, который воплощает якобы явившегося на землю Иисуса Христа.

Его церковь выступает против официального Православия, против деятельности РПЦ, особенно в области ее социальной политики, призывает своих последователей не участвовать в социальной жизни страны вообще.

Эта «церковь» принципиально отказывается от государственной регистрации и поэтому об ее подлинных целях, задачах и направлениях деятельности судить сложно.

Источник: https://cyberpedia.su/6x514b.html

Ссылка на основную публикацию