Трансперсональная психология — психология

Трансперсональная психология: что это такое, подходы и техники

Трансперсональная психология - психологияРубрика: ТеорияОпубликовано 29.12.2017   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 8 мин   ·   Просмотры:

Трансперсональная психология – это научное течение в современных практиках психологии, которое базируется и прогрессируется на основах западной психологии, при этом внедряя в практику накопленные знания духовного и религиозного плана, адаптируя их под психотерапевтическую практику.

Она фокусирует свое внимание на глубинных сферах психики человека, процессах, которые развивают личность и динамику сознания, философских переосмыслениях, научно обоснованных представлений, опыты и мировые психологические технологии.

Трансперсональная психология в своем учении подразумевает нахождение в памяти человека процессов его созревания в утробе матери и последующего рождения.

Трансперсональная психология исследует предельно возможные способности и возможности каждого отдельно взятого человека, отсюда следует, что исследования проводятся в надличностной и сверхличностной сфере сознания. Здесь затрагивается тематика сверхчеловека и сверх существа.

Также изучается природа возникновения эмоциональных переживаний, их форма и причинно следственные связи.

На основании чего возникают переживания и эмоции, оттуда они берутся и во что способны трансформироваться, также можно продумать, куда эти эмоции можно направить, чтобы извлечь из этого максимум выгоды, в первую очередь для самого человека.

Объектом исследования трансперсональной психологии является – человек с творческой натурой, ищущий пути самосовершенствования и самопознания, со стремлением к всевозможным реализациям своих возможностей, при этом с адекватной и взвешенной стороны. Для начала необходимо эти возможности в себе раскрыть и вывести их на минимальный уровень.

В трансперсональной психологии мироздание – это гармоничная и целостная среда, в которой человек осознает свои возможности и понимает связь не только с окружающими людьми, но и со Вселенной в целом.

Подходы к самопознанию и саморазвитию

  • Психологическая терапия, основанная на телесном ориентировании. Концентрация внимания на предметах и контактах с ними.
  • Терапия искусством. Изучение новых произведений, ознакомление с творчеством различных эпох и народов.
  • Практики и техники дыхания. Холотропное дыхание, ребефинг.
  • Медитация. Достижение умиротворения, восстановление гармонии с самим собой.
  • Занятие йогой. Гармония с телом.
  • Анализ и проработка сновидений. Запоминание своих снов, попытки проанализировать их и понять для чего что-то снится и почему.
  • Активизация воображения.

Подходы и техники в трансперсональной психологии делают акцент на естественное, прямое и откровенное переживание с проявлением и выражением искренних эмоций, которые помогают человеку раскрыться и обнаружить эмоциональные проблемы, сделать открытие и прозреть.

Таким же образом могут решаться межличностные проблемы в отношениях при помощи привлечения бессознательных сил человека.

Предмет изучения

  • Сознание человека, способы его расширения и изучение полученных состояний.
  • Парапсихология. Исследование явлений, которые невозможно объяснить деятельностью органов осязания и чувств.
  • Возможность сужения сознания до определенного конкретного органа. Концентрация внимания на определенном органе для его изучения или диагностики с последующим лечением.
  • Духовенственные практики и религии и их влияние на психику, относительно психиатрии и психологии.
  • Влияние и действие препаратов психоделического плана на сознание человека.
  • Дыхательные гимнастики и практики и их влияние на психическое состояние. Сюда можно отнести холотропное дыхание и ребефинг.
  • Медитации. Влияние медитаций на психику.
  • Практики йоги.
  • Духовный рост и его психологическая составляющая.

Трансперсональная психология старается охватить полную картину существования человека, в то время как остальные науки отдают предпочтение ограниченной части реалистичных процессов.

Трансперсональная психология изучает широкий спектр явлений человеческих переживаний:

  • Изменения состояния сознания, сюда можно отнести и изменения при помощи регрессивного гипноза.
  • Многообразие состояния сознания.
  • Кризис духовной сферы.
  • Предсмертные переживания и состояния.
  • Интуиция и возможности её развития.
  • Творческие способности – их проявления и развитие.
  • Высшие сферы сознания и их состояния. Достижение и анализ.
  • Ресурсы личностного плана.
  • Феномены парапсихологического характера.

У трансперсональной психологии имеется несколько представителей ученых с различными подходами и концепциями.

Первые задатки трансперсональной психологии можно найти в работах Карла Юнга. По его теории исследование глубинных сфер психики возможно через личностное познание трансформирующиеся в знание и переходящее в бессознательное положение в подсознание.

Родоначальником трансперсональной психологии принято считать Уильяма Джеймса.

  1. Абрахам Маслоу. Родоначальник учения о самоактуализации личности. Учение построено на пиковых переживаниях, таких как кульминация (оргазм) в любовных отношениях и сексе, внезапные озарения и рождение новых идей, экстаз, расширение границ сознания, потеря своего «Я». Исследования Абрахама Маслоу являются основой для трансперсональной психологии.
  2. Станислав Гроф. Исследователь психоделических препаратов и их воздействия на психику. Действие препарата основано на изменение сознания и восприятия окружающей среды, а также воздействие на эмоциональную сферу. Подход основан на психотерапевтической работе с самопознанием, через принужденное изменение сознания под воздействием психотропных препаратов. Основатель методики холотропного дыхания. Техника холотропного дыхания основана на удалении блокировок, сдерживающих внутренние ресурсы и потоки энергии, которые можно использовать для активации подавленного сознания и трансформировать его в потоки положительной энергии и переживаний, направленных на познание чего-либо. В теории Станислава Грофа выделяется два вида сознания: сознание, ориентирующееся на реальность осязания и сознание, ориентированное на внутреннюю реальность, та, что не осязаема. При этом оба состояния реальны и способны взаимодействовать между собой. Основное достижение Станислава Грофа в трансперсональной психологии – это предположение о том, что практически все болезни психологического характера, только скрываются под личиной болезни, на самом деле таковыми не являются. Все психические болезни – это в основном кризисное состояние организма в плане личностного или духовного роста. От таких случаев никто не застрахован и а группе риска может оказаться любой человек.
  3. Владимир Майков. Научный деятель, адаптирующий и развивающий трансперсональную психологию в России по методикам и опытам западных коллег. Внедрение трансперсональной психологии и её методик посредствам тренингов, семинаров и вебинаров. Одна из методик: холотропное дыхание, как разрешение жизненных трудностей. Расширение сознания и выход за рамки своего «Я» при помощи дыхательных практик и упражнений.

Трансперсональная психология дает возможность понять, что психика человека богаче и запутанней, чем она представляется изначально. В человеческом подсознании скрываются тайны, которые в обычном состоянии нет возможности раскрыть. Из подсознания можно извлечь удивительные воспоминания, о которых сознание может и не догадываться.

Методики исследований

Трансперсональная психология применяет следующие методики:

  • Психофизиологическое исследование.
  • Психодиагностические методики.
  • Методики с использованием психоделических препаратов.
  • Дыхательные практики и техники.
  • Анализ работы органов чувств и осязания.
  • Воображение и визуализация.

Техники для инициализации изменений в сознании:

  • Изначальная фокусировка внимания на определенном предмете, внезапное переключение внимания на другой предмет.
  • Стимуляция через лишение возможности удовлетворить какую-либо потребность. В данном варианте идет отказ от удовлетворения жажды и отказ от воды во время выполнения физических нагрузок.
  • Усиление двигательной активности.
  • Воздействие температурными изменениями.
  • Воздействие при помощи акустических систем.
  • Ограничения или лишения движений.
  • Уединение. Ограничение в замкнутом, тихом и темном помещении.
  • Погружение человека в условия, при которых невозможно спать.
  • Холотропное дыхание.
  • Ребефинг. Основоположник методики и техники – Леонардо Орр.
  • Тета-хилинг.

Техника холотропного дыхания

Холотропная терапия направлена на пробуждение бессознательной части психики через технику дыхания, специальные физические упражнения и музыкальные произведения. Холотропное дыхание направлено на снятие блокировок, восполнение жизненных сил и энергетики, которая была подавлена или заглушена сознанием.

Дыханием активируется энергия, спонтанные неконтролируемые телодвижения открывают путь к трансформации и исцелению. Вновь приобретенная и открытая энергия пойдет по нужному направлению и в результате достигается обретение целостности своего «Я».

Итог холотропного дыхание – расслабление организма, нахождение решения для сложившейся ситуации.

Холотропное дыхание способно вызвать откровения и пробудить искренность, которое может быть невозможно или недоступно при интеллектуальном подходе и решении проблемы.

Техника ребефинга

Ребефинг помогает справиться с негативными эмоциями и выплеснуть отрицательную энергию из себя, при помощи проработки родовых травм, в течение переживания процесса рождения. Ребефинг состоит из пять этапов:

  1. Организация дыхания по определенной цикличности. Беспауное чередование вдохов и выдохов.
  2. Расслабление мышц, погружение в расслабленное состоянии психики человека.
  3. Внимательность, запоминание всего, что происходит до мельчайших подробностей. Восприятие окружающей обстановки с последовательной точностью.
  4. Трансформация восприятия и настроения. Устранение негативных эмоций и приобретение позитивных.
  5. Доверительное отношение ко всему, что происходит во время техники ребефинга.

Тета-хилинга

Основа тета-хилинга – сосредоточение и работа на обусловленной волне для достижения трансформации мозговой активности.

На помощь приходят постоянные тренировки и медитации, которые учат состояние человека прочувствовать в первую очередь свое энергетическое поле.

Техника исполнения тета-хилинга: человек визуализирует пульсирующий сгусток света и энергии у себя в груди, затем этот сгусток превращается в поток и стремиться подняться вверх над головой.

Через установленное время поток необходимо вернуть назад и сгруппировать его в сгусток в изначальном положении. Техника повторяется до тех пор, пока не будет потеряна связь с мыслительными процессами – такое действие и приводитв состояние тета.

Состояние тета характеризуется сосредоточенной работой на определенной волне.

Результат – спокойствие и умиротворенность от проделанных действий, наравне с этим возникает концентрация внимания.

Обучение

Получить знания по трансперсональной психологии может любой человек на эзотерических семинарах, либо пройти обучение в специализированном институте. Предпочтительнее обучатся в институте, так как информации в теоретическом и практическом плане больше, чем может предоставить семинар.

Основное требование в обучении трансперсонаьной психологии – это истинное и искреннее желание получить знания и научиться их правильно использовать, которое носит целостный характер и активизируется не поверхностным или мгновенным желанием получить сертификат или диплом, а опирается на непосредственную мотивацию изучения себя и мира, познание теоретических основ с желанием практиковаться в трансперсональной психологии.

Многие называют трансперсональную психологию не наукой, а недонаукой и открыто критикуют слабые стороны ненаучных оснований, подходов к изучению психики человека и психологии в целом, а также сомнительность полученных результатов и применение методов для их получения. Но, не смотря на все заявления, трансперсональная психология развивается и привлекает на свою сторону всё больше сторонников и единомышленников.

Применение трансперсональной психологии помогает просмотреть человека со всех сторон его жизни: поведения, реакций, эмоций и чувств, что в свою очередь дает возможность к развитию и самосовершенствованию, раскрытию в себе чего-то нового.

Трансперсональная психология раскрывает ресурс человеческого потенциала, его творческие возможности и способности к прозрению.

Источник: https://psihter.ru/teoriya/transpersonalnaya-psihologiya/

Трансперсональная психология: за и против

Трансперсональная психология: за и против

Судя по содержанию понятия, трансперсональная психология направлена на изучение того, что лежит за пределами личностного непосредственного опыта.

Читайте также:  Вместо упреков и обвинений - психология

Сам этот научный термин вызывает некоторые вопросы, особенно если придерживаться старой парадигмы, в которой личность трактовалась как нечто отдельное, наподобие «вещи в себе».

Как известно, предметом изучения психологии является психика, а трансперсональное направление, принятое на мировом уровне в качестве пятой отрасли научной психологии (наряду с бихевиоризмом, психоанализом, гештальтпсихологией и гуманистическим направлением), предлагает расширенную картину мира: человек, индивид, личность понимаются в качестве составляющей макро-и микрокосма. И существенно не только то, что является отражением непосредственного личного опыта, но и то, что влияет на психические и сознательные процессы вне эмпирики, на иных уровнях. А это – коллективное бессознательное, импульсы из космоса, глубинные механизмы, даже наследие из предыдущих жизней (теория реинкарнации вполне допускается трансперсональными психологами) – все процессы и феномены, которые осознать порой не представляется возможным даже после многочасового психоанализа. Все, что выходит за рамки отдельной личности. Заслугой этой отрасли психологической науки стало признание того, что психика существует уже у эмбриона, находящегося в материнской утробе, и «воспоминания» об этом можно извлечь, применяя определенные техники. Перинатальный период развития психики (до рождения), догадка о котором мелькнула еще у О. Ранка, стал подлинным революционным открытием трансперсональных психологов.

Истоки зарождения этого направления

Рассмотрим данный феномен глазами доктора филологических наук, доктора философских наук П. С. Гуревича, который участвовал в тематической радиопрограмме на станции «Маяк». Психологию вообще относят к числу самых молодых областей знания, а трансперсональной психологии всего-то более 50 лет. У истоков этого направления стоит фигура К. Г.

Юнга – его понимание коллективного бессознательного, интерес к мировой мифологии, религии и культуре как отражению универсальных законов человеческой психики, известных любому человеку априори, значительно расширили понимание феномена психического. Отто Ранк, последователь З.

Фрейда, одним из первых заинтересовался «сроками» зарождения психики и сознания, справедливо считая, что даже в утробе матери эмбрион уже обладает сознанием определенного вида и неким набором психических функций.
Через какое-то время научный мир потрясли книги С.

Грофа, врача-анестезиолога, дававшего пациентам ЛСД при медицинских показаниях и систематизировавшего видения, которые посещают этих людей. Гроф разделил эти видения на четыре разновидности:

  • образы размытые, наподобие картин импрессионистов (узоры, абстракции);
  • картины, истоком которых была жизнь больного (в том числе на очень глубинном, досознательном уровне);
  • видения из эмбрионального состояния (картины, объяснения которым могли дать только старшие родственники пациента – их человек наблюдал еще до рождения, буквально из утробы матери);
  • ощущения себя в облике человека иной эпохи (каменотеса, рыцаря и т. п.) – что косвенно отсылает к идее реинкарнации и заставляет принимать эту версию.

Как свидетельствует П. С. Гуревич, именно два последних типа видений стали настоящим потрясением для ученого мира и до сих пор вызывают ряд вопросов.

Перинатальный опыт и его влияние на последующую жизнь

Термин О. Ранка «травма рождения» получил широкое распространение в сообществе психологов.

Сегодня в контексте трансперсонального направления действительно правомерно говорить о первом травматическом переживании, которое связано с рождением человека, – выходе из материнской утробы, первой инициации, когда из водной среды индивид попадает в наш привычный материальный мир.

С этой точки зрения архетипически прочитываются все мифы о сотворении мира, о путешествии в лоно морских вод, о священном переходе через символическую реку (Лету), а также о связи водной стихии с иномиром.

Согласно учению С. Грофа, человеческий эмбрион проходит до рождения в мир четыре стадии, и каждая существенно влияет на его восприятие, оставляя значимый след в психике и косвенно воздействуя на дальнейшую судьбу.

  • 1 стадия – это «золотой век», когда он ощущает абсолютную безопасность, защиту материнской плацентой, беспроблемное существование.
  • 2 стадия – момент родовых схваток, пока еще без раскрытия матки. Это состояние сопоставимо с привычным нам ощущением «выхода нет».
  • 3 стадия – раскрытие матки, «свет в конце тоннеля», а также формирование сексуальности под влиянием импульса материнского организма (во время естественных родов женщина испытывает сексуальное возбуждение).
  • 4 стадия – «травма рождения», первый глоток воздуха, обязательный крик, смена окружающей среды и, как следствие, шок от всего происходящего.

С помощью холотропного дыхания С. Гроф вводил своих пациентов в особое состояние сознания – назвать его измененным не вполне корректно, скорее, это расширенное сознание, когда человек вспоминал очень многое из перинатального и младенческого опыта, а эти сведения не всегда возможно осознать даже после многочасовой психоаналитической работы.

Преимущества терапии с инструментарием трансперсональной психологии

Действительно, после работ С. Грофа стало возможным получать доступ к глубинному материалу, ранее не только считавшемуся недоступным, но даже не бравшемуся в серьезный расчет. Это экономит время и силы, позволяет непосредственно обращаться к проработке проблем пациента.

Основные положения трансперсональной психологии звучат очень современно, они вписываются в актуальную картину мира, созданную нынешними точными науками: сознание не индивидуально, оно имеет ряд тесных взаимосвязей с космосом, мирозданием.

Широко известны откровения ряда поэтов, писателей и музыкантов о том, что они воплощали свои произведения по принципу «перевода» с иного языка на язык искусства.

В этом языке есть все потенциалы и все смыслы, все открытия и все знание, которое только в определенные моменты приоткрывается человеческому сознанию. Широко известны примеры интуитивных научных открытий (знаменитый сон Д.

Менделеева, в котором окончательно оформилась его таблица химических элементов, законы Архимеда, Ньютона и другие). Можно ли их назвать, в строгом смысле, открытиями? Или это догадка, взгляд с неожиданной и нетипичной позиции на, казалось бы, обычное явление?

Согласно убеждениям трансперсональных психологов, понимание мозга человека должно утратить черты некоей сакральности и уникальности – мозг, по словам П. С. Гуревича, является лишь ретранслятором информации, поступающей из космоса или из Вселенной. Отсюда феномен архетипов, о которых говорил К. Юнг, — универсального априорного знания и понимания мира.

С этой точки зрения трансперсональная психология очень современна, она вписывается в квантовую парадигму мира, принятую сегодня.

Более того, она открывает широкие возможности для терапии пациентов, способствуя глубинному чувствованию и пониманию законов индивидуального через всеобщее.

Само по себе ощущение, что проблема переживалась и переживается многими, дает пациенту возможность ощутить свою связь с другими, осознать принадлежность к человеческому сообществу, а стратегии разрешения проблемы останется просто выбрать из имеющегося арсенала.

Кроме того, сама идея смерти становится условной: если я помню что-то из предыдущих жизней, то смерть условна. Я – больше собственной смерти, мое сознание никогда не умирало, менялась лишь телесная оболочка. И здесь, конечно, широкое поле для разрешения экзистенциальных вопросов.

Кроме того, несомненным достижением этой сферы знания стала перинатальная психология, благодаря которой будущие матери и отцы учатся взаимодействовать с ребенком еще до его рождения, укрепляя внутрисемейные связи и уменьшая подверженность травматизации в семье.

Что настораживает в трансперсональной психологии?

Прежде всего, отсутствие исследований ряда феноменов, точной научной аргументации. Да, С.

Гроф изучал около четырех тысяч детей, обобщая и фиксируя свой опыт, рассказывая многочисленные истории «узнавания» детьми тех мест, людей, населенных пунктов, где они никогда не были, умение говорить на языках, которые не изучались в этой жизни. Этих историй довольно много.

Но они несут на себе некий налет мистицизма и вызывают скепсис ввиду отсутствия точных научных доказательств. Это только подступы к феномену, сбор фактов, число которых впечатляет и, безусловно, заставляет с ними считаться.

Другой момент – иногда из-за наплыва видений и картин, которые не появляются избирательно и постепенно, а возникают во многом «случайно», можно столкнуться с шоком самого пациента. Здесь травматические переживания могут быть представлены «все сразу».

Такую диагностику вполне можно назвать «жесткой», в этом процессе не всегда есть постепенность, как, например, в многочасовом психоанализе, и тогда не всякий человек в состоянии справиться с потоком картин и видений уже постфактум, наедине с собой.

Здесь нужно предусмотреть усиленное сопровождение пациента и способы совладания с полученным знанием.
Но, в любом случае, размах мысли в трансперсональной отрасли психологии поражает и заставляет еще раз обратиться к самым насущным, «вечным» вопросам бытия.

Для кого-то это может стать подлинной находкой и выходом из тупика.

Источник: https://PsychoSearch.ru/practice/transpersonalnaya-psikhologiya/424-transpersonalnaya-psikhologiya-za-i-protiv

Трансперсональная психология

Трансперсональная психологияВведениеТермин «трансперсональная психология» имеет латинские и греческие корни. Греческое слово «психология» состоит из двух слов — «psyche», что означает душа, дух, дыхание и «logos», т.е. слово, рассуждение. Выходит, что первичное значение слова «психология» следующее: «слово души» или «слово духа».

Слово «трансперсональная» происходит от латинских «trans» и «persona», т.е. «сквозь», «через» и «маска». Таким образом, изначально «трансперсональная психология» подразумевает «слово души сквозь и по ту сторону маски».

Трансперсональная психология формируется А. Маслоу, С.

Грофом и другими известными учёными в конце 1960-х на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания, изменивших научные представления о значении духовных переживаний для человека и открывших их целительный эффект в психотерапии.

Трансперсональные психологи изучают трансцендентные факторы человеческой жизни, или духовный мир человека, а именно — его «трансперсональные» («трансэгоические») переживания.

Сторонники трансперсональной психологии рассматривают данное направление в качестве «четвёртой силы» психологии, наряду с психоанализом, бихевиоризмом и гуманистической психологией, которые в своих академических исследованиях не придавали должного значения неотъемлемым трансперсональным элементам жизни человека, таким как религиозные переживания, изменённые состояния сознания и духовность. Трансперсональная психология стремится учитывать и данные исследований в современной психологии и других науках, и результаты исканий разнообразных духовных традиций Востока и Запада. Особенностью трансперсональной психологии является интеграция различных школ психологии, философии (восточной и западной), а также других научных дисциплин (таких, как квантовая физика и антропология). Различные школы в трансперсональной психологии считаются лишь моделями («картами территорий»), которые стремятся (более или менее удачно) описать какой-то зачастую весьма ограниченный аспект действительности, но не могут претендовать на эквивалентность с самой реальностью. Трансперсональные психологи критикуют механицизм ньютоно-картезианской парадигмы и базируются на иной, холономной, парадигме.

Трансперсональная психология — это одно из направлений совре­менной психологии, развивающее основные теории и идеи европейской психологии на основе опыта мировых духовно-религиозных традиций, внеконфессиональных древних и современных экстатических и трансцендентных психотехнологиях. Согласно современному определению трансперсональная психология является всеобъемлющей моделью развития сознания, связывающей психологические и духовные дисциплины.

Читайте также:  Открытость - психология

Трансперсональная психология занимается исследованием предельных способностей и возможностей человека, она изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, ду­ховный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, пара-психологические феномены.

Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклас­сическую философскую антропологию, мировые духовные тради­ции, включая шаманизм, а также разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие, как медитация, холотропное дыхание, телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, актив­ное воображение, самогипноз и т.д.

Целью трансперсональной психологии является расширение существующего психологического знания путем привнесения новых точек зрения. За счет этого человек открывает для себя пути, ведущие к внутренним источникам мудрости.

Трансперсональная психология начала оформляться как самостоятель­ная область исследований в конце 60-х годов в США. Основателями этого направления выступили широко известные психологи, психо­терапевты и мыслители: А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, Э. Сьютич, М. Мерфи, С. Криппнер и др.

Трансперсональная психология имеет глубокие корни в истории культуры и религии, в мировых духовных практиках, которые научно обоснованы в классической и современ­ной психологии. Лидерами современной трансперсональной психо­логии являются С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С.

Крипп­нер и другие, каждый из которых развивает свое направление исследований, методы и школу.

Тематические разделы:

Холономная парадигма и трансперсональная психология

Особенности холотропных состояний сознания

Холотропные состояния сознания в духовной и ритуальной жизни доиндустриального социума

Сущность холотропного подхода

Синестезия

Картография внутреннего пространства

Трансформация личности

Использование метафоры в описании опыта переживаний холотропных состояний сознания

Интервью со Станиславом Грофом

Прикладные аспекты трансперсональной психологии

Прикладное значение трансперсональной психологии состоит в том, что она предлагает новый взгляд на психическое здоровье и патологию, обеспечивая интегративный, многоаспектный подход к человеку.

Трансперсональные (надличностные) переживания об­ладают особо мощными целительными возможностями, имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития. Трансперсональный опыт — это «перешагивание» семантических полей сознания, за границами которых отсутствует система знаков, описывающих переживание человека.

Именно в этот момент человек поднимается в своем восприятии над заложенными в него «призмами», через которые он видел этот иллюзорный мир.

Богатый спектр трансперсонального опыта включает также внетелесные переживания, во время которых развоплощенное сознание сохраняет способность оптического вос­приятия и может с различных позиций в точности наблюдать со­бытия, происходящие как в непосредственной близости, так и в от­даленных местах.

Возможны глубокие психологические прозрения, проливающие свет на нашу личную историю, на бессознательные силы, которые движут нами, на наши эмоциональные затруднения и межличност­ные проблемы.

Большинство этих интереснейших прозрений, которые открываются в расширенных (или холотропных) состояниях, сосредоточено вокруг философских, метафизических и духовных проблем.

В расширенных состояниях сознания можно пережить необычайные открове­ния, затрагивающие различные аспекты природы и космоса и на­много превосходящие нашу образовательную и интеллектуальную подготовку.

В настоящее время трансперсональная психология активно влияет на общегуманитарную парадигму, особенно через интегральный подход Кена Уилбера.

Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов, в психологическом оздоровлении общества.

Базовым методом трансперсональной психологии является холотропное дыхание. Метод был разработан доктором медицины Станиславом Грофом.

Источник: http://atpp.pro/transpersonalnaya-psihologiya.html

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология

Ни одна наука не является статичной, нуждаясь в постоянном развитии, и психология не стала исключением. Новым направлением, по которому многие специалисты проходят обучение, стала трансперсональная психология.

По сути, она является мостом между классической наукой и религиозными верованиями различных народов.

А перекинут этот мостик для обогащения знаний о человеческих возможностях, так как позволяет взглянуть на проблему с другой точки зрения, ранее недоступной классической науке.

Методы трансперсональной психологии

Новое психологическое направление занимается изучением сознания, не обходя стороной такие явления, как интуиция, духовный кризис, околосмертные видения, высшие состояния сознания, феномены и разнообразные состояния сознания.

Инструменты выбираются исходя из общего видения духовного развития человека, заимствуясь из мировых духовных традиций, философской антропологии и различные виды самопознания.

К примеру, для целей трансперсональной психологии могут быть использованы: медитация и психотерапия, имеющая телесную ориентацию, терапия искусством и активное воображение, самогипноз и работа со сновидениями. Но наиболее часто используемым приёмом является холотропное дыхание.

Главными элементами этой методики является особый режим дыхания (оно становится более глубоким и связным), помогающая музыка, специфические приёмы работы с телом для лучшего высвобождения энергии.

Методика доказывает свою эффективность при борьбе с вредными привычками, стрессами, невротическими и психосоматическими расстройствами. Также холотропное дыхание может быть применено для преодоления творческого застоя и поиска новых нестандартных решений.

Положительный эффект метода объясняется тем, что в повседневности люди воспринимают себя только со стороны физического «Я», что обедняет возможности его восприятия и самореализации.

Из-за непонимания собственной природы возникают внутриличностные противоречия, которые неизбежно ведут к разного рода расстройствам. Методика нова лишь для западных исследователей, имея при этом многовековую историю использования в рамках восточных духовных практик.

Книги по трансперсональной психологии

Несмотря на относительную новизну дисциплины, немало западных авторов уже успело задокументировать свои наблюдения. Поэтому каждый желающий пройти обучение трансперсональной психологии, может найти книги по теме.

  1. «Путешествие в поисках себя», написанная Станиславом Грофом, предназначена для всех, кто старается найти себя, активно используя метод холотропного дыхания. Это своего рода навигатор для всех «холонавтов» – начинающих и уже имеющих некоторый опыт.
  2. «1001 способ быть самим собой» от Александра Некрасова повествует о сложности оставаться собой, не поддаваясь воздействию окружающих, лепящих удобную для себя фигурку.
  3. «Квантовое сознание» Стивена Волинского увлекает оригинальным подходом к объяснению мироустройства, здесь физика и психология идут рука об руку, не споря, а дополняя друг друга.
  4. «Жизнь после жизни», написанная врачом Реймондом Моуди способна даже скептиков поколебать в своей уверенности относительнополного распада личности после смерти физического тела.
  5. «Исследование мира осознаваемых сновидений». Автором книги, Стивеном Лаберж, предпринимается попытка научить читателя входить в состояние осознанного сновидения, извлекая из этого пользу для личностного роста.

Конечно, это не полный перечень книг, но для первых шагов больше и не нужно. Главное, помнить, что ни одно письменное руководство не сможет помочь вам без желания применять полученные знания на практике.

В этой статье речь пойдет об одном из уровней познания — рациональном. Классификация методов и форм рационального познания достаточно многообразна и интересна.
Направленность личности в психологии

Направленность личности обусловлена факторами, которые побуждают человека к достижению определенных целей, а также инструментов, которыми он пользуется для их достижения.

Наличие хобби у мужчины характеризует его, как личность, только с самой лучшей стороны, а само хобби в состоянии рассказать о своем владельце очень многое. В этой статье мы рассмотрим самые популярные мужские увлечения.От самооценки личности зависит очень многое. Это и психо-эмоциональное состояние, и возможность добиваться поставленных целей, и качество жизни в целом. Эта статья расскажет о коррекции самооценки, если таковая необходима.

Источник: http://kak-bog.ru/transpersonalnaya-psihologiya

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология

текст раздела подготовлен по материалам В.Козлова, В.Майкова и Г.Карельского

Термин «» имеет латинские и греческие корни. Греческое слово «психология» состоит из двух слов — «psyche», что означает душа, дух, дыхание и «logos», т.е. слово, рассуждение. Выходит, что первичное значение слова «психология» следующее: «слово души» или «слово духа». Слово «трансперсональная» происходит от латинских «trans» и «persona», т.е. «сквозь», «через» и «маска».

Таким образом, изначально «трансперсональная психология» подразумевает «слово души сквозь и по ту сторону маски».
Уильям Джеймс был первым психологом, который использовал термин «transpersonal» (трансперсональное) в своем курсе в Гарвардском университете в 1905 году и он считается первым трансперсональным психологом за свою пионерскую работу «Многообразие религиозного опыта».

Мировые духовные и философские традиции являются предшественниками и носителями трансперсонального проекта в психологии. Следует различать между собой термины «трансперсональное», «духовное» и «религиозное».

Религиозные переживания относятся к системе верований, хотя и содержат некоторые трансперсональные элементы. Духовное относится к области человеческого духа и части человеческого опыта, которая не ограничена телесным переживанием.

Трансперсональные переживания, выходящие за пределы уровня эго, включают духовные переживания и вбирают в себя воплощенное человеческое переживание высших уровней.

Трансперсональная психология возникла в США в конце 60-х годов XX века на основе трансперсонального проекта в культуре. Основателями этого направления выступили известные философы, психологи и психотерапевты: А. Маслоу, Э. Сутич, С. Гроф, А. Уотс, М. Мерфи, и др.

Проблемное поле трансперсональной психологии обозначили специалисты психоаналитического, гуманистического и трансперсонального направлений, а также ученые из других областей знания: У. Джеймс, З. Фрейд, О. Ранк, В. Райх, К.Г. Юнг, К. Роджерс, А. Маслоу, Ч. Тарт, К. Уилбер, К. Прибрам, Д.

Чью, Ф. Капра и др.

Трансперсональная психология — это учение о трансперсональных (или надличностных) переживаниях, их природе, формах, причинах и следствиях.

Трансперсональная психология — это учение о тех проявлениях в областях психологии, философии, практической жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т.д.

, которые вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или понять.

Особенностью современной трансперсональной психологии является разнообразие взглядов на ее предмет, методы и основную проблематику. Они представлены теоретическими программами религиозных и духовных практик и психологических школ. Каждая из них выработала оригинальные объяснительные модели, в рамках которых накопился фактический материал и богатый опыт практических методов.

Во время дискуссий о том, как назвать новое психологическое направление, в 1968 году кругом его основателей — А. Маслоу, Э. Сутичем, С. Грофом и другими — было узаконено название «трансперсональная психология». Существует немало интерпретаций самого слова «трансперсональное».

Трансперсональный психолог Кен Уилбер слово «трансперсональное» поясняет как: «личное +…» и считает, что трансперсональная ориентация включает все остальные области личностной психологии и добавляет к ним более глубокие аспекты человеческого опыта, которые трансцендируют повседневные переживания.

Он считает, что трансперсональное — или «более чем персональное, надличностное» — это попытка более глубоко и научно представлять весь спектр возможного человеческого переживания.

Кен Уилбер утверждает, что трансперсональная психология исследует весь спектр сознания и она естественно обнаруживает себя в сочетании с другими трансперсональными подходами: трансперсональной экологии, трансперсональной философии, антропологии и социологии.

Р. Уолш и Ф. Воон считают что, трансперсональными можно назвать переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы индивидуальной, или личной самости, охватывая человечество в целом, жизнь, дух и космос.

Брюс Скоттон определяет «трансперсональное» как находящееся «за пределами личностного» и относит его к области за пределами общепринятого, персонального, индивидуального уровня.

Более специфично трансперсональное относится к развитию за пределами среднего функционирования, где такое высшее функционирование оказывается более распространенным, чем считалось раньше.

Трансперсональное развитие является частью континуума человеческого функционирования и сознания, простирающегося от предперсонального через персональное и к трансперсональному, в котором эго сохраняется, но оказывается в окружении более всеобъемлющих точек отсчета.

Развитие человеческого сознания, в соответствии с исследованиями основателей трансперсональной парадигмы психологической науки (У. Джеймса, К.Г. Юнга, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, К. Уилбера, С. Грофа и др.), происходит по следующей схеме: сначала дифференциация, независимость функционирующего эго и затем трансцендирование привязанности к этому эго.

Читайте также:  Эффективное наказание - психология

Прикладные аспекты трансперсональной психологии

Прикладное значение трансперсональной психологии состоит в новом взгляде на психическое здоровье и патологию, обеспечивая интегральный и интегративный подход к человеку. В настоящее время трансперсональная психология активно влияет на общегуманитарную парадигму, особенно через интегральный подход Кена Уилбера.

Трансперсональные дисциплины изучают трансперсональные переживания и связанные с ними явления, расширяя для этого возможности различных специальных областей знания.

Трансперсональные дисциплины не исключают и не обесценивают персональную сферу. Скорее, они помещают область персонального в более широкий контекст, охватывающий и трансперсональный опыт. Одна из интерпретаций термина трансперсональный подразумевает, что трансцендентное выражается через транс (trans) личностное.

Трансперсональное движение — это междисциплинарное движение, объединяющее и интегрирующее отдельные трансперсональные дисциплины.

Трансперсональная психиатрия — это область психиатрии, занимающаяся изучением трансперсональных переживаний и феноменов. Ее предметное поле то же, что и у трансперсональной психологии, с особым интересом к клиническим и биомедицинским аспектам трансперсональных явлений.

Трансперсональная антропология изучает кросс-культурные аспекты трансперсональных явлений и отношения между сознанием и культурой.

Трансперсональная социология занимается социальными аспектами и следствиями трансперсональных феноменов.

Трансперсональная экология изучает экологические аспекты, следствия и применения трансперсональных феноменов.

Трансперсональная наркология — трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса.

Эти определения характеризуют направления исследования и задачи трансперсональных дисциплин, эффективных в самоисследовании, самотрансформации, психотерапии неврозов и психозов и в психологическом оздоровлении общества.

. Метод был разработан доктором медицины Станиславом Грофом.

Тематические разделы:

Источник: http://www.terton.ru/transpersonalnaya-psihologiya.html

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология

В различных духовных философских и мистических традициях: веданта, буддизм, даосизм, суфизм, гностицизм, христианский мистицизм, каббала описывались переживания, которые в повседневной жизни мы не осознаем.

Многие из духовных систем являются продуктом многовекового изучения человеческой психики и сознания.

Различные мистические традиции и духовные учения Востока представляют особый интерес для исследователей трансперсональной психологии.

Современные исследования в области сознания принесли массу доказательств того, что модели человеческой психики, доминирующие сегодня в официальной психологии и психиатрии, поверхностны.

На основе многолетних данных психоделических исследований доктор философии, американский психолог и психиатр Станислав Гроф создал расширенную модель психики путем добавления двух больших областей – перинатальной и трансперсональной.

Ещё Карл Юнг утверждал, что психика младенца не является «tabula rasa». На основе многолетних клинических исследований «пионер» в изучении изменённых состояний сознанияСтанислав Гроф пришел к выводу, что наше бессознательное содержит перинатальные (то есть дородовые) и трансперсональные области.

Трансперсональная психология Станислава Грофа ставит во главу угла основополагающее значение повторного переживания событий детства и прежде всего собственного рождения.

Достижения в области психоделических исследований и холотропного дыхания свидетельствуют о том, что способность к мистическим переживаниям является главным правом человека от рождения.

Тяга к запредельным переживаниям — сильнейшая движущая сила человеческой психики.

Как пишет Станислав Гроф («Космическая игра»), измененные (холотропные) состояния сознания играли решающую роль в древних мистериях смерти и возрождения — сакральных таинствах, в которых посвящаемые переживали мощное психодуховное преображение.

Эти мистерии были основаны на мифологических повествованиях о божествах, символизирующих смерть и преображение. У древних шумеров это были Иштар и Таммуз, у египтян — Исида и Осирис, у греков — Аттис, Адонис, Вакх и Персефона.

Их месоамериканскими параллелями были ацтекский Кетцалькоатль, или Пернатый Змей, и Близнецы-Герои из майяского эпоса «Пополь-Вух».

Такие мистерии были широко распространены в странах Средиземноморья и на Среднем Востоке, примером чему служат шумерские и египетские храмовые посвящения, вакханалии и элевсинские мистерии, которые проводились в течение 2 тысяч лет и привлекали выдающихся людей античного мира. Среди «посвященных» были: Платон, Аристотель, Эпиктет, Еврипид, Софокл. Цицерон, участвовавший в этих мистериях, описал их в книге «О законах».

С древних времён жрецы, волхвы, шаманы, маги занимались изучением тайн человеческого сознания, разрабатывая методы, вводящие человека в «изменённое состояние сознания» — состояние медитативного сосредоточения – «Бардо Медитативной Концентрации», в котором человек проходил через циклы рождения, смерти и последующего воскрешения.

В древних мистериях смерти и возрождения, в священных и тайных обрядах, применялись психотехники, изменяющие сознание. Какие методики использовались в этих тайных обрядах, достоверно неизвестно.

Установлено лишь, что участники мистерий употребляли напиток кикеон – содержащий алкалоиды спорыньи, сходный по воздействию с ЛСД, а вино для вакханалий содержало сильнодействующие психоделические ингредиенты.

Станислав Гроф убеждён, что мистические состояния несут в себе глубокие терапевтические, преображающие и даже развивающие возможности.

В научно-фантастическом романе Грофа «Зов ягуара» символом духовного пробуждения людей становится таинственное воздействие древнего магического черепа из горного хрусталя, найденного во время раскопок города майя.

Соприкасаясь с черепом, его голографическим или компьютерным изображением, люди переживали сильные изменения в сознании.

Новые революционные данные требуют радикального пересмотра всего психологического мышления, аналогичного тому, через что пришлось пройти физикам в начале ХХ века, когда они перешли от ньютоновского понимания материи к квантово-релятивистской картине мира.

Новые сведения в области исследований сознания ставят под вопрос основные философские положения западной науки, подрывают ее материалистическую направленность.

Основанная на клинических данных, трансперсональная психология предлагает мировоззрение, сходное с восточной духовной философией.

Психологи утверждают, что главную роль в психике человека играет подсознание, или бессознательное, где рождаются мысли, желания, поступки, устремления — то, из чего в последующем складывается поведение человека.

Проведя множество экспериментов, Станислав Гроф сделал вывод, что человеческая сущность при определенных обстоятельствах может существовать вне своей физической основы.

Наше сознание безгранично и может преодолеть не только рамки физической оболочки, но и временные и пространственные законы.

По мнению Грофа, человек может функционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства и времени.

Нашу способность быстро отыскивать из громадного объема нужную информацию можно объяснить работой мозга по принципу голограммы. Станислав Гроф утверждает, что только голографическая модель в состоянии объяснить необычные феномены психики, наблюдаемые во время измененных состояний сознания.

Наша жизнь простирается гораздо дальше физического тела. Одно и то же сознание путешествует сквозь время. Вселенная составлена из уровней, которые сознание человека может пересекать и, возможно, мы живём сейчас на других уровнях, и даже в других вселенных.

В статье использованы акварельные пейзажи художника Ильи Ибряева

Источник: https://zhitanska.com/content/transpersonalnaya-psihologiya/

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология — появилась в 60-е годы XX в. Претендует на роль «четвертой силы». Ищет новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках первых «трех сил» — психоанализа, бихевиоризма и психологии гуманистической.

Первоочередно это относится к предельным возможностям психики, к так называемым мистическим переживаниям, мистическому сознанию и прочему, — формам особого духовного опыта, требующим при анализе взгляда не с традиционных научных позиций.

В центре психологии трансперсональной — «психологии за пределами личности» — так называемые состояния сознания измененные (-> сознание: состояние измененное), переживание коих может привести к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Лидер этого направления — С.

Гроф, разработавший метод дыхания холотропного, иначе называемого ребефингом.

Согласно мнению сторонников психологии трансперсональной, проживание рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания — что часто бывает связано со страданием и его преодолением — ведет к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в новые, более целостные отношения с миром. Основными теоретическими источниками психологии трансперсональной признаются психоанализ и восточные философские системы с выработанными в них представлениями об энергетической основе мира.

Главная отличительная черта подхода — модель души, в коей признаются значимость духовного и космического измерения и возможностей эволюции сознания, а также готовность последовать за клиентом в новые сферы опыта.

Используются, в частности, понятия бессознательного коллективного, сверхсознания и пр. В психотических состояниях видится духовный кризис и ресурс саморазвития.

Особые переживания, возникающие в измененных состояниях сознания, позволяют клиенту встретиться не просто с собственным бессознательным, но прожить опыт, соотносимый с духовным и космическим измерениями.

Головин С.Ю. — Словарь практического психолога


Трансперсональная психология (от лат. trans – сквозь, через + рersоna – личность и греч. psyche – душа + logos – учение) — ряд психологических направлений. Основными представителями трансперсональной психологии являются J.C. Lilly, T. Dethlefsen, J.C. Pierakos, L. Orr, С. Гроф , Р. Ассаджоли , К. Дюркгейм . В 1969 г. возник журнал Journal of Transpersonal Psychology.

Особое внимание в этом направлении обращается на феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это — формы измененного сознания, спиритический опыт, „ключевые переживания“, сверхсенсорное восприятие, медитативные практики, наркотический субъективный опыт, а также сознание изменяющие техники или вещества.

Есть общие основания у гуманистической и трансперсональной психологии — обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком. Но в данном направлении особая ориентация на цели, которые трансцендентируют индивида. А. Маслоу , который считается основателем гуманистической психологии, считал, что она служит лишь ступенькой к психологии трансперсональной.

В соответствии с его теорией потребностей, в психологической организации индивида должны быть удовлетворены сначала потребности физиологические, в безопасности, в социальных контактах и оценке, перед тем как индивид станет личностного готов к принятию трансперсонального опыта.

В силу этого считается, что сначала должны быть отработаны невротические и психосоматические нарушения, прежде чем будет начат путь расширения сознания. Вместе с тем, одни и те же феномены могут толковаться в клинической и трансперсональной психологии как диаметрально противоположные по знаку валентности. Уже З.

Фрейд (1930) трактовал медитативные („океанические“) ощущения адептов восточных религий как симптом инфантильной беспомощности, а Ф. Александер трактовал медитацию как „самоиндуцированную кататонию“. Различие между трансперсональным опытом и психозом заключается прежде всего в произвольности воспроизведения особых состояний сознания.

Хотя многие положения этого направления не могут пока получить статус вполне научных, в практическом плане многие находки получают дальнейшее развитие. Есть попытки трактовать трансперсональный опыт в контексте новых мировоззренческих представлений.

Это — относительность пространства и времени, материи и энергии, роль позиции наблюдателя (физика), диссипативные структуры (химия), аутопоэзис (биология), связь языка и действия (культурная антропология). В центре изменения сознания стоит применение различных техник или веществ. Это — сенсорная депривация , суггестивные и гипнотические техники, различные школы йоги, суфизма, даосизма, шаманизма, христианского исихазма, эротические техники, опыт наркотического опьянения, работа с различными энергетическими центрами.

Скачать книги по трансперсональной психологии

Источник: https://psychologiya.com.ua/transpersonalnaya-psixologiya.html

Ссылка на основную публикацию