Тело и душа (н.и.козлов) — психология

Козлов психология отношений

Тело и душа (Н.И.Козлов) - психология

Практическая психология на каждый день

Ключи от квартиры.

Книга 1. Мудрость в повседневных контактах

Часть 1. Секреты семейного общения

Что делает людей родными

Hасколько близки близкие люди?

Душа, откройся! — Hетушки.

Кому говорят правду?

Hи капли холодного, острого, злого!

Костя и Лида: житейские мелочи.

Можно ли вообще обойтись без ругани?

О благодарности и наоборот.

Hе было печали — поженились.

Оставьте раздражение за порогом.

Без предупреждения — не стрелять!

Hе бей пострадавшего.

Часть 2. Искусство общения (философия и технические подробности)

Есть такая техника!

Простые секреты бесконфликтности

Включите душевное зрение.

Создайте теплую атмосферу.

Ищите то что вас сближает.

Hастройтесь на волну собеседника.

Hе кидайте в собеседника булыжники.

Без нужды не задевайте.

Избиение под знаком юмора.

Разрешите вас поправить?

Дипломатия — искусство договариваться

Чем Сократ может помочь молодым людям.

Философия Мира и Истины.

Искусство полемического боя

Тест «Что вы за птица?»

Ответьте на вопросы.

Что показывает тест?

Если вы хотите меняться.

Что нужно Голубю.

Что нужно Страусу.

Что нужно Ястребу.

Часть 3. Ты да я, да мы с тобой (психология межличностных отношений)

О невротиках, любви к себе и людям

Возвратитесь в потерянный рай.

Все начинается с любви.

То, чего не хватало Карлсону.

По какому закону вы живете?

Разрешите другому быть Другим

Принцип невмешательства и жизнь (психологический практикум)

Почему они понравились друг другу? (секреты привлекательности)

Мне нравится нравиться.

О Человеке объективном и социальной справедливости.

О Человеке внешнем и как это делается.

Часть 4. Как жить в мире с людьми и миром

О Философии жизни

Размышления о Виноватых.

Мой Кодекс взаимоотношений (с короткими комментариями)

Кто кому что должен.

О договоренностях и обещаниях.

О вине тех, кто меня подводит.

О моей вине и совести.

О тех, кто меня оставит в одиночестве.

О тех, кто меня оставит в беде.

Тем, кого могу оставить я.

О любви и привязанностях.

Экзамен на человечность

Hа чем вы ломаетесь?

Достоинство, или Внутренняя безмятежность.

Как взрослые люди впадают а детство.

Жизнь без ненависти (психологический практикум).

«Маша и Вася» (психологический практикум, 1 серия).

«Вася и Маша » (психологический практикум, 2 серия).

Книга 2. Что мне делать с самим собой?

Часть 1. Личность и судьба

Что мы узнаем о жизни еще до ее начала.

Сказка — ложь, да в ней — намек.

А какой урок добрым молодцам?

Разрешите Гадкому утенку превратиться в Лебедя.

Личности души моей

Увидели личность — присвойте ее!

О ролевом диапазоне.

Hе вязнуть в прошлом, чтобы создать будущее.

Ваше будущее определяете вы, а не ваше прошлое.

Как в душе? — Порядок!

Потратьте силы на отдых.

Отчего мы устаем?

Источники душевной энергии

Подключение к Высшим энергиям.

Искренняя любовь к себе.

Часть 2. Мир душевной жизни

Кто душе хозяин?

Давайте не будем себя обманывать.

Хотим ли мы свободы переживаний?

Почему люди не «меняют кассеты»?

Условный психологический выигрыш.

Когда неприлично быть счастливым.

Hаше Тело — дом нашей Души

Какое тело вас оформляет?

Такое лицо вам носить не следует.

Душа управляемая: прикладные методики.

Философия личного счастья (наставления по правилам душевной

Ступени мудрости переживаний.

Будьте живым и зрячим.

Зачем переживать плохое?

Цените то, что имеете.

Hа мелочи реагировать стыдно.

Hе переживайте, а действуйте.

Hет худа без добра?

Что делать со страхом один на один (а также со злостью,

раздражением и пр.)

Книга 3. Как делать семью

Часть 1. Любовь, влюбленность и семья (закономерности и парадоксы)

Hа чем стоять семье?

Кризис Института Семьи

Как мы влюбляемся, или Любовь — одна, подделок — много

Сказки любви и о любви.

Сердце можно обмануть.

Сердце можно подкупить.

Сердце можно увлечь, «зацепить».

Сердце может ошибиться.

Когда спадает пелена.

Такая разная любовь

Фирма ‘МИФ’ и регулируемая любовь.

Практикум «Заказ любви у Господа Бога».

Молодость проходит. А любовь?

Hе ищите товар получше.

Страница не для молодежи.

Анатомия супружеских конфликтов, или Что разваливает семью

Что кажется до свадьбы и что оказывается после.

Война, в которой не бывает победителей.

Hевидимый враг — личностные кризисы

Часть 2. С кем и как строить семью (практическое руководство)

Любовь и расчеты

Реализм против романтизма.

Какой человек вам нужен?

Hа пороге семьи

Какое предложение делают обычно.

А как надо? Вопросник Семейного договора.

Плюсы и минусы пробного брака.

Hаука семейного сосуществования

Просто сближаться или строить отношения?

О совместном проживании.

О праве на личную жизнь.

Современные формы семьи

В наших условиях

Верность и семья.

Поймите, подумайте и договоритесь.

Две модели семьи.

Самая Страшная Тайна женщин.

Зачем мужчине нужна Жена?

Зачем женщине нужен Муж?

Всемирный заговор женщин.

Будни супружеской жизни (психологический практикум).

Юля: «Hадо было развестись, чтобы начать жить так хорошо «.

Правила решения спорных вопросов

Часть 3. Что в семье недопустимо, или Для семьи вместо Уголовного

КП, или Поведение в семейном конфликте.

Формы протеста против КП.

О нечестности: как подобное лечить подобным

Когда оба виноваты (психологический практикум)

Книга 4. Психология сексуальной жизни

О здоровом отношении к сексу

Hравственно ли заниматься сексом?

Hравственность и ее суррогаты.

Гармония интимных отношений

Уважение и раскованность.

При чем здесь семейные отношения.

Об эротике в российском варианте.

Помоги мне сделать тебя счастливой

Тайны женской души и тела.

Секс коммуникация (психологический практикум).

Общие моральные разрешения.

Секс разнообразный и радостный

Первая Основная, или Заветы Папы Римского.

Что делать мужчине?

Сексуальная жизнь мужчины

«Уймитесь волнения, страсти».

Право на свободный секс.

О мужчинах, которые не умеют наслаждаться.

Только без паники!

В чем сила Слабого.

Чтобы лет до ста.

Сексуальная жизнь женщины

Женщина и счастье.

Удовлетворение и оргазм.

Возможности мужчины ограничены женщиной.

Об антиподе нравственности.

Мораль против семьи.

Что делает девушке честь?

Так все-таки: «Лишил целомудрия или подарил радости любви и

Козлов Н.И.. Книги онлайн

Николай Иванович Козлов (род. 16 августа 1957) — российский писатель, профессор, доктор психологических наук, создатель учебного центра «Синтон».

За последние десять лет книги Н. И. Козлова разошлись по России тиражом свыше 10 млн. экземпляров.

Это книга о вкусной и здоровой жизни. Как живой и пристрастный собеседник, она поможет обычному человеку открыть в себе психолога — психолога-практика, психолога по жизни, а тем, кто уже психолог, — не потерять в себе Человека.

Поскольку истинная правда — всегда объемна, то книга вам поможет увидеть, кроме правды своей, правду другого человека, совсем разную правду мужчин и женщин и правду общечеловеческую — правду детей, которыми, похоже, является каждый из нас. Книга всерьез отвечает на много веселых как.

Специально для молодежи — как знакомиться на улице, для всех — в какие игры мы играем, когда просто живем, зачем мы ссоримся и как жить по-другому, о силе слабости, чем по правде определяется наше отношение к изменам и каков Кодекс порядочного человека — в общем, как стать богатым и здоровым, а не бедным и больным.

На страницах — психологические практикумы и тесты, медитации и провокации, деловая информация и нужные анекдоты, то есть все, чем может и должна быть наполнена реальная жизнь.

Заодно узнаете о жизни психолога изнутри, зачем и какая психология нужна именно вам, что такое Lifespring, НЛП и другие психологические тренинги для нормального человека, познакомитесь с жизнью удивительного Клуба «Синтон» и как стать в жизни — Мастером. Вот так простенько и все под одной обложкой. Хорошая встреча!

Как относиться к себе и к людям, или практическая психология на каждый день

Философские сказки, или весёлая книга о свободе и нравственности

Истинная правда, или учебник для психолога по жизни

Книга для тех, кому нравиться жить, или психология личного роста

Формула успеха, или философия жизни эффективного человека

Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства

Темы, поднимаемые в книге, — на гребне массового читательского спроса. Это современный вариант книг Д. Карнеги, только основанный на российском материале и включающий более широкий круг вопросов: не только деловое и повседневное общение, но и личностный рост, семья, секс.

Большое место автор уделяет проблемам семьи и секса, анализирует конкретные ситуации, спорит со многими укоренившимися предрассудками и показывает пути гармонизации отношений в паре.

Книга содержит большое количество прикладной информации: психологических советов и рекомендаций, задачек психологического практикума (с анализом возможных решений), тестов на личностные особенности с упражнениями для освобождения от нежелательных черт и выработки нужных. Книга написана простым, ярким, живым языком, весело (по форме) и серьезно, практично — по сути.

Все взято из жизни и к жизни приложимо. Книгу можно начинать читать с любой страницы, так как каждая ее глава — это законченное произведение. Книга адресована прежде всего молодежи, а также всем тем, кто верит в возможность изменения своей жизни, хочет жить более осмысленно и радостно.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Избранные места из книги «Простая правильная жизнь».

Ты все время жил чужой волей, и поэтому ты сейчас уже не хочешь ничего? Ты разучился хотеть? Боишься выбирать и тебе уже проще жить, как все, и тихо все это ненавидеть. Эта книга о том, как научиться видеть завтра и сделать свою жизнь радостной?

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

В философском смысле это книги человека, который так ни в чем и не разобрался. Чувство превосходства над другими людьми (в данном случае презрение к женщинам) — вот он показатель глубоких невычищенных комплексов и заморочек.

В теме популярной психологии впервые читателям предлагается такое полное энциклопедическое издание.

Любовь и семейные отношения, смысл жизни и эффективная коммуникация, воспитание детей и лучшие методики самосовершенствования – по всем этим темам читатель найдет ответы на ключевые вопросы и, главное, разумные практические рекомендации, а также примеры из лучших мировых психологических исследований, статей, тренингов и методик.

Автор энциклопедии, Николай Иванович Козлов, один из самых известных российских психологов. Его книги-бестселлеры «Как относиться к себе и к людям», «Философские сказки», «Простая правильная жизнь» и другие знакомы десяткам миллионов читателей. Н. И.

Козлов – доктор психологических наук, профессор, президент Ассоциации психологов синтон-подхода, аккредитованный член ЕАС (Европейская ассоциация консультирования), ректор Университета практической психологии, основатель и научный руководитель крупнейшего в России тренинг-центра «Синтон», главный редактор портала «Психологос», самого популярного психологического портала.

Тебе не позволяли хотеть самому? Ты все время жил чужой волей, и поэтому ты сейчас уже не хочешь ничего? Ты разучился хотеть? Боишься выбирать и тебе уже проще жить, как все, и тихо все это ненавидеть.

Но есть другое предложение: начинать жить снова, потому что сегодня – это не жизнь, а жить все равно хочется, и жизнь стоит того, чтобы ее прожить полной грудью, со всей скоростью! Начинается такая жизнь непросто.

Она начинается с детства, а детство – с игры в «Хочу» и «Не хочу». И протестов против того, что «Надо».

Эта книга о том, как научиться видеть завтра и сделать свою жизнь.

Чем детализированнее и конкретнее вы видите свой завтрашний день, тем точнее вы ставите перед собой задачи, тем эффективнее работаете. Но если употреблять день за днем только полезную и калорийную пищу, душа все-таки попросит разнообразия или хотя бы немного специй.

Читайте также:  Общение с жертвой изнасилования - психология

Эффективнее всегда работает тот, кто делает это с Радостью.

Эта книга о том, как правильно организовать свою работу, чтобы она не была тяжелой обязанностью, а приносила радость и.

Источник: http://anekt.ru/lyubov-i-brak/kozlov-psixologiya-otnoshenij/

Читать

Читать

© Козлов Н. И., текст, 2014

© ООО «Издательство «Эксмо», 2014

* * *

Все, во что мы по-настоящему вкладываем душу, становится нашим любимым. Эта энциклопедия потребовала от меня полной самоотдачи и стала моим любимым ребенком, тем более что работа над ней была радостью: я уже знал, насколько этот труд необходим.

Энциклопедия родилась из «Психологоса» – интернет-портала, систематизирующего весь объем знаний, подходов и вопросов практической психологии.

Без всякой раскрутки «Психологос» за несколько лет оказался одним из самых популярных и востребованных психологических ресурсов в Интернете, и каждый день ко мне приходили и приходят письма с благодарностью за эту работу.

От меня здесь – ответная благодарность: автору важно понимать, что его труд людям нужен.

«Психологос» я когда-то начал писать для себя, поскольку огромный массив информации, упражнений и тренингов требовал систематизации, а вики-движок оказался очень удобным. Были надежды на то, что труд станет коллективным.

Но они не оправдались: коллеги щедро делились когда энтузиазмом, когда критикой и сомнениями, но собственные статьи предоставляли редко, честно признаваясь: «Покритиковать – с удовольствием, а вот писать что-то систематично и в позитиве – тяжеловато, да и ответственность слишком велика».

Тем не менее без поддержки моих друзей, коллег и соратников эта книга едва ли была бы возможна. Моя любовь, признательность и благодарность – Александру Гамалееву, Павлу Зыгмантовичу, Тимуру Владимировичу Гагину, Игорю Олеговичу Вагину, Ольге Паратновой, Лиле Тришкиной, Елене Прокофьевой, и самой мудрой женщине на свете – моей любимой жене Марине Смирновой.

Создавая энциклопедию, я искренне старался быть максимально объективным, мои коллеги также приложили к этому все силы, но делать вид, что данная книга не несет отпечаток авторского взгляда, невозможно. Это не энциклопедия вообще, это видение современной психологии с точки зрения синтон-подхода.

Притом что в этой традиции сотни моих коллег и я работали уже по крайней мере два десятка лет, мы долго не давали ей названия: нам казалось, что это не какой-то особенный подход, а просто здравый смысл.

Однако работа над энциклопедией показала необходимость оформления этого подхода как самостоятельного направления, отличного от гештальттерапии, НЛП, психоанализа и других современных течений практической психологии.

Сегодня можно утверждать, что синтон-подход – центральное направление российской практической психологии.

Именно в рамках и на базе синтон-подхода в последние десятилетия производились наиболее серьезные научные исследования результатов тренинговой практики, было воспитано большинство лучших ведущих личностных тренингов России, сформировалось несколько десятков самостоятельных тренинговых школ.

Синтон-подход в настоящее время показывает самую высокую результативность в области личностных тренингов и успешно применяется в консультативной практике.

Важно, что синтон-подход – это очевидно интегративное психологическое направление, построенное на базе самостоятельных отечественных разработок, в первую очередь на базе культурно-исторической теории Л. С. Выготского, включающее в себя достижения большинства современных психологических подходов. Сегодня, когда так актуально объединение усилий психологов-практиков всех направлений, синтон-подход может выступить основой для него.

Жизнь подталкивает нас, психологов, к сотрудничеству. Наша задача – создать общую систему, в которой следующие за нами профессионалы будут работать еще качественнее. Только вместе, объединяя усилия, мы сможем адекватно отозваться на запросы жизни, сможем сделать то, чего ждут от психологов люди.

Сегодня ситуация в сфере практической психологии более всего напоминает феодальную раздробленность Древней Руси: множество изолированных княжеств (психологических школ), не понимающих и не желающих понимать друг друга.

Мы прочувствовали это при формировании энциклопедии в полной мере. Когда читаешь статьи разных авторов, кажется, что каждый автор логичен, – только до тех пор, пока эти работы не положишь рядом и не попробуешь их объединить. Не объединяются.

Все трещит и ползет, поскольку у каждого психолога своя терминология. В статьях присутствовала иллюзия логики, поскольку понятия были не определены и использовались произвольно, поворачиваясь удобным боком в удобном контексте.

Так работают фокусники, но так не может быть построена наука. Наука начинается с определения понятий, с четкого понимания того, о чем мы говорим.

Во всех статьях, где говорится о чувствах, слово «чувство» может иметь только один смысл и одно определение, и если автор утверждает, что чувства о нас заботятся, это должно относиться и к чувствам ужаса, отчаяния и кошмара. Если мы в одном месте пишем, что каждый человек является личностью, а в другом – «личностью не рождаются, личностью становятся», то очевидно, что это два разных понимания личности и они должны быть разведены.

Работа над энциклопедией показала и доказала необходимость сотрудничества. Каждый из нас начнет работать качественнее только тогда, когда мы, психологи, начнем сотрудничать. Врачи поняли это раньше нас, и специалисты, работающие над одной проблематикой, непременно контактируют друг с другом.

Окулисту, например, не обязательно сотрудничать с хирургом, но хирурги заботятся, чтобы удачные находки одного могли обогатить работу всех. В психологии, к сожалению, до сих пор царит феодальная раздробленность, где чуть ли не каждый психолог работает в своем собственном стиле, отмежевываясь от коллег.

Однако если они не будут искать сотрудничества, то не создадут направление. Если последователи одного направления будут отгораживаться от коллег другого направления, мы еще долго не создадим единую систему. Великолепно работать самому – мало.

Наша задача – создать общую систему, в которой следующие за нами профессионалы будут работать еще качественнее.

Жизнь подталкивает нас к сотрудничеству, и сейчас – хорошее время. Сегодня у практиков появился интерес к теории, а академическая психология начинает поворачиваться лицом к практике.

Только вместе, объединяя усилия, мы сможем адекватно отозваться на запросы жизни, сможем сделать то, чего ждут от психологов люди.

Синтон-подход – подход сотрудничества, он открыт для всех психологов-практиков с научным мировоззрением.

Хочется верить, что энциклопедия окажется востребованной в вузовских курсах практической психологии, станет учебной базой для начинающих практикующих психологов и понятийным стандартом для профессионалов.

Психология человека – внутренние особенности, отличающие одного человека от другого. У каждого из нас есть свои особенности: разный объем памяти и разная скорость реакции, с детства мальчики любят играть в машинки и дерутся, девочки играют в куклы и ябедничают, с возрастом у всех нас меняются ценности и интересы.

В психологию человека включают его способности, навыки, умения, в том числе управление своими эмоциями, его мировосприятие, установки и убеждения, его Я-образ, его цели и ценности, характер и темперамент, потребности и чувства.

«Снизу» психология человека определяется генетикой человека, строением и рисунком его тела, «сверху» – общественным окружением, в котором человек социализируется, откуда он берет образцы поведения, которое его так или иначе строит и воспитывает.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=564672&p=1

Психология телесности. Душа, тело, плоть

Психология телесности. Душа, тело, плоть

Психология — наука разнополярная, как и весь окружающий нас мир. Во всем его многообразии всегда можно выделить склонности к противоположностям. Есть те, кто работает, а есть те кто говорит что работает.

Одни занимаются классической болтологией, несущей минимальный вклад в знание как таковое, другие же говоря гипотезами столь углубленными, что порой невозможно найти ключ к пониманию или для его создания нужны года.

Для начала ознакомьтесь с первой частью введения в телесную психологию. Вам необходимо понять основное различие психологии телесности и трансперсональной парапсихологии.

Если и далее продолжать то попустительство и вакханалию которая творится на наших глазах, то в будущем без смеха будет трудно говорить о психологии как о науке. Все терапии и тренинги направленные на «лечение» души это, грубо говоря, обман или плацебо-практики.

Лечение требуется лишь телу, которое деформируется подобно хрусталику глаза со временем, искривляя информацию.

Во первых в психологии телесности душа рассматривается как структура, как реально существующая часть человека, а не гипотеза.

Удивительно, что до сих пор продолжаются споры о ее существовании, и всем философам размышляющим в материалистическом ключе с видением бездушного тела как механизма, можно только посочувствовать.

Во вторых тело человека отдельная структура, которая подконтрольна душе. В третьих изучается центр соприкосновения души и тела — плоть, по Сартру это прослойка между душой и телом.

Д-р психологии Зинченко В.П. приводит сравнение существования души и тела с образом качелей, что конечно интересно и красиво звучит, но не является истиной.

Душа это структура управляющая телом и каждый человек способен подавить любой телесный инстинкт, что говоря образами скорее похоже на стрелку часов (однонаправленное движение, тело не может воздействовать на душу, но она может бездействовать).

На протяжении всей жизни душа управляет телом — тикают уходящие часы и крутится стрелка управления телом.

С первой секунды жизни, еще в утробе матери, человек начинает движение. Ваше воображение в данный момент может преобразовать это движение в прямую линию (от рождения к смерти), но это движение во всех пространствах одновременно, это увеличение.

Мы поглощаем реальность, преобразуя ее в нас на столько, на сколько это позволяет наш жизненный потенциал. Это область большая, чем традиционно принятая в общей психологии и именуемая мышлением и коэффициентом мышления, который является лишь преобразующим аппаратом, в отличие от жизненного потенциала души.

Тут и возникает проблема однонаправленного движения, образуются рамки в которые загоняется бытие души. Рамки тела, не может воздействовать, будет блокировать. То есть в обыденном понимании душа управляющая телом способна контактировать с объективностью лишь через тело.

Но это не совсем так и опыты Салпатека о движении глаз младенца тому доказательство. Душа человека способна напрямую взаимодействовать с душой другого, что пытался объяснить Мюллер в концепции специфической энергии органов чувств — человек передает энергию.

Когда мы смотрим на что-либо мы отдаем энергию получая преобразование от мышления, когда же мы соприкасаемся взглядом с другим человеком образуется взаимный обмен энергией. Притяжение образуемое при зрительном контакте, нечто родственное с андрогенией описанной в диалоге Платона «Пир».

В рамках телесной психологии психика является областью тела, а душа это вся совокупность энергии, всеобъемлящий нервный импульс наполняющий тело и психику в частности. Мышление, память, воображение, воля, эмоции и прочие механизмы психики ничто иное как механизмы тела.

Излюбленная мыслителями тема бессмертия души, гипотетически может быть доказана телесной психологией, практически это невозможно. Распадаясь тело высвобождает душу (энергию), которая изначально была частью вселенной, она возвращается на свое первостепенное место.

Смерть относительна, изменяется лишь форма существования. Прозаически выражаясь, душа — вырванный из вселенной элемент помещенный в тело. Помещает душу в тело связь ДНК матери и отца (слияние энергий), кстати шанс рождения именно вас, а не вашего брата или сестры 1025.

В данном случае психология телесности способна объяснить современную трудность зачатия, так как превалирующее большинство стремится не отдавать, а получать удовольствие от процесса, что является областью тела, а не души.

Вся проблема в неумении управлять своим телом, а изначально попросту в нежелании прикладывать усилия.

Источник: http://1vc0.ru/nauka/psyhology/psixologiya-telesnosti-dusha-telo-plot.html

Н. И. Козлов. Формула личности

Н. И. Козлов. Формула личности

Не все сложное ложно.
Не все простое пустое”

Борис Заходер

            С Николаем Козловым судьба свела нас еще при советской власти, когда тексты подобной вольности издавались только в Самиздате, ибо еще было совершенно актуально замечание Игоря Сельвинского (правда, осмотрительно вложенное в уста немецкого чиновника конца 30-х годов): “… печать у нас свободная — да, да! Несвободную цензура не пропустит!”. Детище Н. Козлова — Синтон — делало тогда лишь первые шаги, длительность его жизни и пути развития прогнозировать было трудно, а будущие читатели еще не подозревали о существовании такого автора как Козлов. За эти годы многое изменилось, в том числе и психология.

Читайте также:  Трансперсональная психология - психология

          На давно и глубоко психологизированном Западе эти изменения носят эволюционный характер (“Эволюция психотерапии” — так называлась конференция, проходившая в США в 1985 году; сейчас с ее материалами можно познакомиться в 4-хтомной книге с тем же названием), в России же, как всегда, революционный — со всеми плюсами и минусами революционных процессов. В числе бесспорных плюсов — высвобождение собственного и оригинального творческого потенциала и вхождение в мировую психологическую культуру. Но достижения на этом многотрудном пути часто заслоняются не менее бесспорными минусами, главный из которых — широкое распространение (восполь-зуюсь образом З. Фрейда) “дикой” психологии и психотерапии в самых разных видах, объединяемых разве что поверхностностью непрофессионализма и самонадеянностью энтузиазма. Тут бы, казалось, в самую пору отделить овнов от козлищ, первым (начиная с Автора) воспев осанну, а вторых предав анафеме, и вся недолга. Но приосанившиеся от гордости и осененные сановностью овны, как правило, начинают благоухать козлом пуще самих козлищ … идеи костенеют в идеологиях, мышление оборачивается мышлением, а психология — психоложеством … Так что оставим это малопочтенное занятие любителям, коих, к сожалению, всегда достаточно, и вернемся к психологии.

          Мимо вашего внимания не прошло, что слова психология и психотерапия зазвучали в одном ряду. И это совсем не удивительно, когда речь заходит о психологической практике (в русскоязычную литературу это понятие ввел Федор Василюк: “Значение психологической практики для психологии трудно переоценить.

Психологические службы не просто “важны” для психологии, она обретает в них свое тело, не больше и не меньше. Психологические службы для психологии то же, что школа для педагогики, церковь для религии, клиника для медицины.

Психологическая практика — источник и венец психологии, альфа и омега, с нее должно начинаться и ею завершаться (хотя бы по тенденции, если не фактически) любое психологическое исследование социальная позиция психолога. Он сам формирует цели и ценности своей профессиональной деятельности …

сам несет ответственность за результаты своей работы. И это резко изменяет и его отношение к людям, которых он обслуживает, и его отношение к самому себе и участвующим в работе специалистам другого профиля, и, главное, сам стиль и тип его профессионального видения реальности”[1]. Ранее о том же, но иначе писал Бруно Беттельгейм: “…

всеобщий принцип, согласно которому мы должны искать наиболее успешные пути совместного бытия …, гораздо рациональнее, нежели теория, оправдывающая любые поступки … некими убедительными причинами. Этот принцип … дает нам мощный стимул подумать о собственных мотивах и способах поведения и собственных позициях. [2].

Позволю себе заметить, что отказ от теорий — штука очень разная. Одно дело — отказ неуча и невежды. Другое — отказ Мастера, владеющего теорией настолько глубоко и свободно, что он может позволить себе продвигаться дальше по пути, как говорил Карл Маркс, восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному.

“Жизнь, — да! — есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является обмен веществ”, и “Человек, — кто же станет спорить? — есть совокупность общественных отношений”, как указали классики марксизма, а “Душа, — как гениально сформулировал Григорий Сковорода, — это то, что делает траву травой, дерево — деревом, а человека — человеком. Без нее трава — сено, дерево — дрова, а человек — труп”. Однако психологии этих общих определений мало и она вынуждена пускаться в восхождение  к чему-то более осязаемому, конкретному, зримому — тут и психоанализ, и бихевиоризм, и когнитивная психология, и гештальт-терапия, и много других теорий. Но в психологической практике и они оказываются чересчур общими — вот, карабкались-карабкались от общего к частному, а человек — такой-какой-он-есть и не объяснимый никакими теориями ни по отдельности, ни вместе — вновь где-то наверху и никак не хочет спуститься и устроиться раз и навсегда ни на кушетке Фрейда, ни на “горячем стуле” Перлза, ни … на каком-нибудь еще прокрустовом ложе “теории имени Кого-То”. Возвращаясь к Беттельгейму и Василюку: вот этот-то принцип психологической практики — принцип поиска наиболее успешного совместного (с собой, с другими, с миром) бытия — и реализуется во множестве вполне конкретных практик, одной из которых является жизнь и деятельность Синтона.

Многообразие этих практик, развивающихся, как правило, за стенами университетов и НИИ, нередко вызывает непонимание и раздражение у находящихся внутри этих стен, что, конечно, заслуживает сожаления, но, к счастью, не мешает: в каждом монастыре свой устав и на всякий роток не накинешь платок.

Хотя без попыток установить свой устав для всех или, скажем так, считать все монастыри своими не обходится: и психотерапия как часть медицины, и академическая психология с ее походами “в народ” (спортивная, педагогическая, юридическая, медицинская, инженерная, космическая и т.д. и т.п.) часто склонны мерить всю психологическую практику по своим только меркам. Отчасти их можно понять.

Одних смущает отсутствие четко прописанной теоретической базы и конкретных, воспроизводимых методик как “лекарств” или “инструментов”. Другие полагают, что психолог в такой работе изменяет своей роли (выходит за ее границы, отходит от нее). Третьих повергает в растерянность само многообразие форм психологической практики, не укладывающихся ни в какие “периодические системы”.

На самом же деле психологическая практика выступает в роли “четвертой силы” (Абрахам Маслоу, как известно, назвал гуманистическую психологию “третьей силой” вслед за психоанализом и бихевиоризмом), с которой не считаться уже нельзя и которая снимает (в философском смысле) в себе весь предшествующий опыт психологии и психотерапии.

Итак, к понятиям психологии, психотерапии и психологической практики добавилось понятие философии. И, надо сказать, недаром, ибо психологическая практика в известном смысле слова есть практика философская — практика помогающего жить осознаваемого и осознающего, действенного, совершающего ответственные выборы мировоззрения.

Редуцировав статус психологии до статуса академической науки, мы позабыли на время, что психология, собственно говоря, вырастала из философии, которая, в свои очередь и время вырастала из религии, а религия — из осознавания человеком мира и себя в нем. Говоря позабыли, я, разумеется, помню о глубоко философской психологии Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др.

, но хочу лишь подчеркнуть то, что связано с психологической практикой, а не только с теоретической психологией. В последнее время философия все настойчивее напоминает о себе психологам. Недавно мы с Д. А.

Леонтьевым попытались назвать самые значительные работы в психологии последних лет и единодушно отдали первые два места Мерабу Мамардашвили (“Психологическая топология пути”, “Картезианские размышления”, “Кантианские вариации”) и Александру Лобку (“Антропология мифа”). А Мартин Бубер, а Фритьоф Капра, а Грегори Бейтсон, а …

(продолжите сами)? Наконец, трудно не вспомнить, что одна из предыдущих книг Николая Козлова называлась “Философские сказки”.

Есть в этом некие важные знамение и  знак: дело не только и даже не столько в жизни на пороге третьего тысячелетия (цифра — всего лишь цифра, да и неизвестно, когда оно настанет — в момент обнуления тысячелетия уходящего или год спустя), но и в переживаемом человеческой цивилизацией переходе от индустриальной к информационной эпохе, в которой психология, сохраняя свою идентичность, проделывает рост и связанные с ним изменения. В рамках мировоззрения индустриальной эпохи каждый должен делать свое дело, исправно функционировать на своем поле:  философия — удел философов, а философствование прочих — где-то между созерцанием собственного пупа и ковырянием в носу. И не без едкого сарказма некоторые академические психологи именуют философствующих психологов-практиков “гуру”, а то и склонны видеть в их формах работы “опасное” сектантство. Между тем, человеческий диалог (субъект-субъектное взаимодействие или, по Мартину Буберу, общение “Я — Ты”) вне и без философии попросту невозможен, как, впрочем, и отношения субъект-объектные (Я — Оно).  “Психология по жизни”, “философия по жизни”, — говорит об этом Н. Козлов.

          Ни одна из психологических теорий не исчерпывает всей психологии, ни одна из психологических школ не может методически обеспечить всю работу, и психолог-практик является, по определению, эклектиком. Рискну утверждать, что никто из психологов и психотерапевтов не использует какой-то один подход в стопроцентно “чистом” виде: просто в разных гештальтах работы разные ее формы и методы образуют фигуры, которые рождаются из фона других форм и методов и потому без них невозможны. Психолог-практик, в отличие от ортодоксов и фанатов той или иной школы, эту объемность осознает и использует, творя для каждого клиента адресованную именно ему помощь и привнося то неповторимое свое, из-за которого говорят, что у каждого психотерапевта своя психотерапия, у каждого психолога своя практика. Действительно, проучившись по одним и тем же учебникам у одних и тех же учителей, психологи-практики работают более или менее по-разному, ибо они работают прежде всего самими собой, так что из их работы не торчат уши теорий, методов, техник и т.д. В книге, которую вы держите в руках, эта особенность отрефлектирована, выпукла и подчеркнута, порой вызывая мысли типа: “От скромности не помрет”, но на самом деле приглашая читателя к паритетному диалогу осознающих и принимающих себя человеческих и профессиональных “Я” без салонных экивоков ложной скромности.           Каждый читатель волен — и сделает это! — сам решить, что такое Синтон — теория, концепция, направление, метод … В конце концов, это не так важно, как важно то, что Синтон — жизнеспособное и развивающееся воплощение психологической клубной работы. Если не впадать в советскую мегаломанию создания “центров”, организуемых по приказу сверху для решения всех проблем не менее, чем в городе или регионе, а лучше — во всей стране, но вместо реализации этой утопии лишь снимающих пенки с работы, оставляя воз задач там, где он и был, то надо сказать, что психологические клубы представляют собой структурный элемент совсем другой социальной конструкции: человек — группа — община — город — регион — страна. Никоим образом не подменяя собой другие виды психологической практики и практической психологии/психо-терапии, они выполняют задачи не только созидания психологической культуры, психологической поддержки и психопрофилактики, но и социального строительства. Пока таких клубов совсем немного, и учитывая, что они в неволе государственного регулирования не размножаются, значение публикации живой и заразительной книги Николая Козлова трудно переоценить. На первый взгляд странная, а по существу закономерная вещь (ее Автор отмечает уже во введении) состоит в том, что очень многих замечательных психологов-практиков и психотерапевтов никакими силами не заставить писать (вот ведь за Милтоном Эриксоном в основном записывали), тогда как довольно многие борзо пишущие не в состоянии справиться с простейшей практической ситуацией. Я не думаю, что дело здесь только в подвешенности языка и литературных способностях, хотя, конечно, и в них тоже. Дело, скорее, в самом языке, который в психологической практике голографически диалогичен и, если и переводим на язык слов, то смыслы кроются не только в самих словах, но и в паузах, ритмике, фонематической музыке, в чем-то неявном и в своей неявности как раз самом важном. В книге И. Кальвино “Невидимые города” приводится разговор Марко Поло и Кублош Кхана. Поло описывает мост — камень за камнем. “Но на каком из них держится мост?” — спрашивает Кхан. “Мост, — отвечает Поло, — держится не на каком-то из камней, а на линии души, которую образуют камни, — на арке”. Тогда Кхан спрашивает, зачем же Поло говорит о камнях, если только арка важна? “Без камней нет арки” — отвечает Поло. Психология третьей и четвертой волны формирует совершенно особые запросы к языку и построению текстов — запросы, отличающиеся от запросов академических сообществ и художественной литературы, а точнее — синтезирующие их таким образом, чтобы камни самых обычных слов образовывали арку души, а камни разных теорий — арку психологической практики. Поэтому я бы очень слукавил, если бы промолчал о стиле книги и ее конструкции. Она сделана чрезвычайно любовно — так готовят к выходу в свет любимого ребенка — и проработана до мелочей самим автором, начиная с содержания и кончая расположением текста, его композицией, рисунками и т.д. Вместе с тем, она непривычна — не просто лишена академизма, но активно антиакадемична по содержанию, стилю, языку, отношению к авторитетам (ну, что это такое — похлопывать по плечу Будду, иронизировать на Милтоном Эриксоном или переходить на “ты” с Карлом Роджерсом?!), отсутствию той, по выражению Н. Тимофеева-Ресовского, звериной серьезности, которая способна на корню засушить любую работу. Она может вызывать недоумение, раздражать и даже бесить, но все это лишь до той поры, пока мы не распознаем в ее построении почерк работы автора как тренера, ясно видящего цели своей работы и не подменяющего их желанием во что бы то ни стало понравиться всем без исключения, но берущего на себя смелость провоцировать, мужество конфронтации, расчетливость бегуна на длинные дистанции, широту приглашающего к пиру хозяина, лукавость доброты и молчаливую осведомленность проводника. Она построена так, что не соглашаясь с тем или иным утверждением Автора, читатель тоже (если, конечно, хочет) работает собой — во внутреннем диалоге с Автором вынужден не отвергать, а опровергать, то есть брать урок, активно развиваться — и как человек, и как профессионал. Что же касается содержания книги, то читателю мои оценки не нужны — он будет выносить собственные суждения: это вопрос диалога Автора с читателем — диалога, который в толмачах не нуждается.           Была когда-то в журнале “Наука и жизнь” такая рубрика — “Мысли людей великих, средних и песика Фафика”. Так вот, песик Фафик грустно и мудро заметил, что “нет собаки, на которой нельзя наловить блох”. Кто-то оценивает собаку по количеству найденных на ней насекомых, кто-то по красоте, кто-то по агрессивности, кто-то по уму, кто-то по преданности, кто-то по способности саночки возить, кто-то по  … Это дело выбора. Мне же остается пожелать читателю хороших выборов — в отношении к этой книге и к жизни.

Читайте также:  Игра «круг и я» - психология

Научный директор Института психотерапии и консультирования “Гармония”,  председатель Российского попечительского совета Международной школы психотерапии, консультирования и ведения групп,

докт. мед. наук В.Е. Каган

Источник: http://userdocs.ru/psihologiya/11343/index.html

Трудная задачка — делать жизнь с Н.И. Козлова. Статья. Когнитивная психология и психотерапия. Самопознание.ру

Трудная задачка — делать жизнь с Н.И. Козлова. Статья. Когнитивная психология и психотерапия. Самопознание.ру

Книги Николая Ивановича Козлова я знаю очень давно. Мы ведь почти ровесники. По ним я воспитывала моего сына, который отличался нестабильностью характера. К ним возвращалась, когда искала ответы на собственные вопросы.

Если открыть мою книгу желаний, датированную аж 2008 годом, я тогда осваивала достигаторство и «хотелку», можно найти и строчки «встретиться с Н.И. Козловым и стать его соавтором».

Скромное такое заявление, над которым я и работаю…

А встреча реальная состоялась ровно год назад, когда был создан первый Университет практической психологии. Я опять была на распутье. За плечами более 10 лет посещений различных тренингов, тонны психологической литературы и поиски, поиски себя и собственного места под солнцем.

Меня разрывало от идей и от нехватки единомышленников. И знания, долгие годы копившиеся во мне, требовали своего применения. У меня уже были билеты в Каир, я решила открывать там школу иностранных языков. Но и желание учиться в университете не давало покоя.

«А надо ли это мне, такой умной и продвинутой? Ведь я и так всё знаю!» И я написала письмо Козлову. И не поверите! Он мне ответил. Я спрашивала, есть ли мне смысл снова учиться? Я была пролётом в Москве, и он назначил мне встречу у метро. Я ехала из Домодедово и волновалась.

Узнаю я его или нет? Что будет? Любим мы, девушки, бежать впереди паровоза.

Узнала я его сразу. Поджарый, в оранжевой яркой куртке, с мальчишеским выражением лица. То есть с такой хитрецой-лукавинкой. Казалось, что я была уже с ним знакома. Мы ехали в автомастерскую, говорили по дороге, и уже спустя 30 минут разговора всё моё высокомерие исчезло.

Полностью меня вывел из равновесия вопрос Козлова: «А зачем?» Он всё время повторял: «А зачем тебе это, а зачем тебе то? А кто твои будущие клиенты?» Ну, и так далее. Я вышла из машины с головой набекрень, точнее с мозгами набекрень. Оказалось, что мозгов у меня не так уж и много. Что в голове у меня полная каша.

А работы, прежде всего с собой, непочатый край. Я решила учиться. Затем в Каире была долгая эпопея с возвратом билетов, я потеряла кучу денег. Отказалась от идеи создания школы. А главное! Когда я написала Козлову, что прилечу учиться, то в ответ получила: «Наташа, набор закончен. Жду тебя в следующем году».

Но это было уже чересчур! Понятно, что после этого, с моей-то волей, я была на занятиях в первый день.

После года знакомства, конечно, у меня нет той эйфории, что была раньше. Я вижу Николая Ивановича более реально, без идеализации, просто как достойного человека, с которого мне по-прежнему хочется брать пример. Вопросы для интервью я собрала со знакомых, которым, как и мне, интересна личность Н.И.

 Козлова. Все мы знаем, что позитивный подход к жизни — основополагающий подход в Синтоне. Но декларировать и быть — разные вещи. Н.И. Козлову это удаётся. Поэтому этот вопрос и стал началом нашего интервью. Подчёркиваю, ответы Н.И. Козлова всего лишь мой субъективный пересказ. То, что услышала я.

Интервью

Трудно ли всегда быть позитивным? Как вы выпускаете негатив?

Н.И. : «Какая разница, трудно или нет… Это просто — надо! Позитивным быть — правильно, это моя обязанность и перед собой, и перед другими.

Сказать, что это как-то особенно сложно — тоже не так, это такой же навык, как и держать ложку в руке, и всё со временем становится просто привычным: привычка быть бодрым, привычка спокойно размышлять, привычка поддерживать окружающих… Бывает, что возникает раздражение — ну, бывает.

Когда-то хочется гаркнуть — можно и гаркнуть, если это уместно, но чаще уместным оказывается другое: внимательность и мягкость. Негатив разрешён, но использовать его нужно только тогда, когда это оправданно. Иногда позитив люди не понимают — значит, донесём необходимое на языке другом.

Всяко бывает… А так позитив — это моё целостное отношение к жизни. Жизнь, похоже, у нас всё-таки только одна: может, лучше прожить её лучше радостно и с любовью?»

Если бы вы были Богом, с чего бы начали переустройство мира?

Н.И. : «Начал бы с воспитания. Просто плодить людей, которые живут не по-людски — как-то глупо. Надо их сделать для начала приличными».

Верите ли вы в различные «откровения», (это огромный раздел литературы), которые, якобы продиктованы свыше, в подсказки из космоса?

Н.И. : «С «откровениями» — не ко мне, а к коллегам-психиатрам. Как они решат, так и правильно. Я знаю, что многие достойные и более того, великие люди в откровения верили: Жанна д`Арк, Игнатий Лойолла, даже Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт — все они с откровениями были знакомы и в предсказания верили.

Если ты в детстве поверил, что тебя ждут великие свершения, ты будешь готовить себя к великой жизни, и это — прекрасно! У тебя появился жизненный стержень, та самая поддержка, которая необходима каждому человеку.

Другое дело, когда взрослые люди отключают свою голову и полагаются на откровения, как на авось — это или слабость, или глупость».

Что вас особенно радует?

Н.И. : «Более всего меня радует, когда день прошёл дельно. Когда я смог достучаться до людей, и они меня услышали».

Как вы считаете, люди в общей массе за последнее время сильно изменились? В худшую или в лучшую сторону?

Н.И. : «Не ставил себе никогда такого вопроса. Мне не приходиться выбирать: кто приходит, с теми и работаем.

Да, люди меняются, это видно и по моим тренингам, тренинги постоянно приходиться обновлять, потому что от людей звучат всё новые запросы и требования.

Я не всем изменениям рад, но единственный вопрос, который стоит здесь передо мной: «А что мне делать в этой ситуации? Что мне сделать, чтобы люди всё-таки становились умнее, сильнее и порядочнее?»

Вы умеете летать? В любых смыслах?

Н.И. : «Всегда умел и продолжаю летать. Это моё состояние души. Моё состояние души — полёт».

Ваша любимая книга? Есть ли настольная, которую вы постоянно перечитываете?

Н.И. : «Такой нет. Сегодня чукча не читатель…».

Считаете вы себя поэтом? Стихотворцем? Ваши любимые строки. Свои? Чужие?

Н.И. : «Поэтом себя считаю, стихи, хорошие, писал. Сегодня пишу редко, и посвящаю их только своей любимой жене.

Какова на ваш взгляд роль женщины в России?

Н.И. : «Сегодня эта роль — не очень понятная и мало удачная. Женщины боролись за свою свободу, во многом получили её, а что теперь с ней делать — не понятно.

Общество становится всё более женским, воспитание детей идёт по женскому типу, мужчин становится всё меньше, мужчины всё чаще превращаются баб, а женщины в результате вынуждены превращаться в мужчин.

Это никого не устраивает, но что делать в этой ситуации, пока не ясно. Ясно одно: от этого страдают все, и, в первую очередь, женщины».

Если бы вам встретился инопланетян, что самое главное вы бы рассказали ему о Земле, землянах?

Н.И. : «Что он здесь, наверное, не надолго. Жизнь здесь бестолковая, похожа на плохо организованный муравейник. Мы к этому привыкли, а ему, наверное, это не понравится. Пусть летит обратно, к встрече приличных людей нам нужно ещё подготовиться».

Если бы вам разрешили выбирать субстанцию, вещь, предмет, в которую вам захотелось бы переселиться после смерти, что бы вы выбрали?

Н.И. : «Чайка, альбатрос? Я хотел бы стать птицей, которая любит свободу и парит в высоком голубом небе».

Слово гуру, обращённое к вам, вас не напрягает? Как вы относитесь к этому «званию»?

Н.И. : «Совсем не напрягает. Лишь бы слушали и учились дельному».

Что вы желаете своим ученикам?

Н.И. : «Работать!»

Ваше самое радостное и яркое событие за последнее время..

Н.И. : «Пока я жив, хорош каждый момент моей жизни. Написал статью — хорошо. Пообщался с детьми — хорошо. Поработал в течение дня плодотворно — замечательно».

Вот в жизни с Николаем Ивановичем всегда так. Коротко, чётко, лаконично. Так хочется о перламутровых пуговицах поговорить, но он так на тебя смотрит, что понимаешь, ты полная дурочка и лучше помолчать.

Я вот, лично, совсем не полная. И где-то не дурочка. Но рядом с Н.И. , честно, это чувство у меня возникает. Да, я хочу во многом быть на него похожей. Но, и дурочкой оставаться хочу. Иначе, кто меня пожалеет, кто даст совет, кто, наконец, заставит почитать сайт Психологос, чтобы разобраться в себе? Конечно, он, наш Николай Иванович!

Я вот как женщина рассуждаю. Хотела бы я такого мужа, как Н.И. Козлов?

Ой! Тут аж, страшно подумать! Какая ответственность! А какая требовательность должна быть к себе? Это как любить-то надо, а?

Вот-вот. Тут мы и спотыкаемся, мечтающие о любви. Мы видим, что мы хотим. И совсем не осознаём то, что можем дать. По-моему в этом плане Н.И. Козлов — идеальный пример, как надо жить, и как надо соответствовать нашему избраннику. Его жена Марина — прежде всего единомышленник, как надо жить в браке. По любви и взаимной мудрости. И примеривать на себя их жизнь — право каждого.

Я же, взрослая и мудрая, но при этом, как написано в моём твиттере, «не тётка с авоськами», хотела бы учиться у Н.И. Козлова очень многому. Именно у него, у Личности, которая сама себя сделала и своим примером показывает, как надо жить позитивно, радостно, гармонично, счастливо, улыбчиво, весело, с полной отдачей, в гармонии с миром и с собой. А главное — в любви.

Николай Иванович, я с вами! Кто со мной?

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/trudnaya_zadachka__delat_zhizn_s_kozlova/

Ссылка на основную публикацию