Семья как проект — психология

Психологический климат в семье Руководители проекта Артемьева Н.В. – учитель обществознания Маркова С.В. – учитель психологии. — презентация

Семья как проект - психология

1 Психологический климат в семье Руководители проекта Артемьева Н.В. – учитель обществознания Маркова С.В. – учитель психологии<\p>

2 Зачем человеку семья? Проект по обществознанию и психологии для учащихся 8 и 11 классов<\p>

3 Проблемные вопросы Как складывается психологический климат в семье? Какое влияние оказывает психологический климат на членов семьи? Чем отличается благоприятный психологический климат в семье от неблагоприятного? Какое влияние оказывают семейные традиции на психологическое здоровье семьи?<\p>

4 «Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон для взаимоотношений для каждого» Виктор Кротов<\p>

5 Роль семьи в жизни человека Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей. Для ребенка семья – это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития<\p>

6 Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования<\p>

7 Семья заботится о самых слабых членах общества – стариках и детях, восполняет общество, сохраняя его стабильность и гуманистические черты.<\p>

8 Знаешь ли ты, что семейные отношения в нашей стране переживают кризис. Об этом свидетельствуют факты: рост количества разводов, падение рождаемости и рост смертности, увеличение числа социальных сирот, рост числа одиноких стариков<\p>

9 Основой стабильности семьи, устойчивости внутрисемейных отношений, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды является благоприятный психологический климат в семье<\p>

10 Что определяет внутрисемейные отношения? Почему в одних семьях царит атмосфера любви, доверия, уважения, стремление быть вместе? В других семьях — отчуждение, раздоры, взаимная агрессия, эмоциональный дискомфорт от пребывания в семье?<\p>

11 Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным, и как долго сохранятся семейные отношения<\p>

12 Работая над проектом, ты узнаешь Какие факторы влияют на создание психологического климата в семье? Как влияет стиль семейных взаимоотношений на внутрисемейный психологический климат? Какую роль играют семейный уклад и традиции в создании эмоциональной атмосферы в семье?<\p>

13 Знаешь ли ты, что В современном обществе семья все больше становится институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем»?<\p>

14 Знаешь ли ты, что Психологический климат в семье влияет на психологическое здоровье личности? Что потребность в любви, принадлежности, принятии и заботе по большей части удовлетворяется в семье?<\p>

15 Знаешь ли ты, Что благополучие человека, ощущение самоценности зависит от семейного микроклимата? Что «важней всего погода в доме», а с остальными проблемами можно справиться с помощью близких людей – твоей семьи?<\p>

16 Работая над проектом, ты не только узнаешь, что способствует созданию благоприятного климата в семье, но и как влияет неблагополучие в семье на жизнь человека<\p>

17 Ты получишь опыт проектной деятельности, навыки работы в команде, умения выявлять проблему, ставить цели, искать средства для ее решения, работать с информационными ресурсами, проводить социологические исследования и делать выводы<\p>

18 Возможно, ты поймешь, что семья важна и нужна человеку Возможно, ты внесешь свой вклад в создание или поддержание благоприятного климата в своей семье. Ты перестанешь спорить по пустякам, посмотришь внимательно в глаза уставшего отца и вечно озабоченной мамы.<\p>

19 Ты вспомнишь, что давно не видел бабушку и не разговаривал с дедом. Ты поможешь младшему брату или сестре выполнить уроки. Ведь они – твоя семья Они нуждаются в тебе, также как ты нуждаешься в них. Вместе вы сила и любые трудности вам по плечу<\p>

20 Возможно ты учтешь полученные знания в будущем, когда перед тобой встанет вопрос: «Создавать или нет семью?» И, ответишь положительно, признавая семью ценностью. И приложишь усилия для создания психологически здоровой семьи<\p>

21 Народная мудрость гласит: «На что клад, коли в семье лад» Как ты думаешь, о чем это?<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/256235

Семья как система взаимоотношений

Семья как система взаимоотношений

Читайте также: Отрочество. Мы ждём перемен

Мы продолжаем серию публикаций отрывков из книги греческого психолога Павла Кириакидиса «Семейные взаимоотношения», перевод которых выполнен монахиней Екатериной специально для портала Матроны.РУ. Как распределяются роли в семье?

Человек живёт в самых разных системах (к примеру, в социальной, политической, философской системе и пр.), зависит от них, прямо или косвенно подвергается их влиянию. Но, пожалуй, единственной системой, которая самым непосредственным и существенным образом влияет на человека с рождения и до глубокой старости, является его так называемая «расширенная»  семья.

Семья — это система взаимоотношений

В семье важны не только её члены сами по себе, но также отношения и связи между ними. Другими словами, для семьи имеет значение не только её структура, но и организация, которая зависит от способов взаимодействия её членов. Мало того, ни одно явление семейной жизни невозможно изучать и трактовать как отдельный элемент, но всегда только по отношению ко всей системе конкретной семьи.

Члены семьи обычно взаимосвязаны друг с другом очень крепкими узами. Эти связи гораздо более прочные, чем может на первый взгляд показаться. Влияние семьи происходит даже после удаления из неё: человек может покинуть семью, но это отдаление будет только «физическим», телесным.

В психологическом и духовном плане он никогда не покинет ту семью, из которой ведётся его происхождение. С психосоциальной точки зрения человек всю свою жизнь составляет часть семьи, из которой вышел, а также той семьи, которую сам создал.

Эта преемственность поколений называется родом.

Одной из отличительных черт, присущих семье как системе является тот факт, что брак и семейная жизнь, разумеется, ставят определённые ограничения на свободу каждого из членов семьи, но при этом и семья, в свою очередь, является ответственной перед каждым своим членом.

Быть абсолютно «автономным» в семье невозможно, поскольку её члены находятся в постоянном физическом, социальном и психологическом взаимодействии, они зависят друг от друга, нуждаются друг в друге.

В то же время, семья должна предоставить своим членам, во-первых, личное пространство, в котором им было бы уютно и комфортно, где они чувствовали бы себя свободными и могли отдохнуть и расслабиться, а во-вторых, уверенность в получении эмоционального тепла, защиты и поддержки, без которых человеку трудно созреть и проявить себя как личности.

Второе важнейшее качество семьи как системы — это её динамичность и изменчивость. Семья по природе своей не статична.

Любое изменение, которое происходит с одним из членов семьи, напрямую влияет на всех остальных. Точно так же и перемена, произошедшая со всей семьёй в целом, влияет на каждого члена семьи по отдельности.

Одним из видов таких изменений является изменение ролей членов семьи.

Семейные роли

Согласно социологическому определению, социальная роль — это совокупность образцов поведения, которую окружающие ожидают от человека. Каждый человек играет множество ролей, в зависимости от того социального окружения, в котором он живёт. С точки зрения социологии, роли делятся:

  • на относящиеся к «естественному статусу» (пол, возраст и, в целом, всё то, что относится к биологической сущности человека) и
  • те, которые относятся к его «приобретённому статусу» (например, профессия, членство в каком-либо клубе и пр.).

Вступая в брак, каждый человек получает новую роль, которая становится главенствующей по отношению к тем, что у него были до сих пор.

Роли сына или дочери, тесно связанные с родительским домом, ослабляются, потому что дети выросли и теперь сами стали супругами.

С рождением детей особенно важной становится родительская роль обоих супругов, которая имеет большое значение для нормальной семейной жизни.

Семья — это система, которая может правильно функционировать лишь в том случае, если каждый член семьи хорошо знает свою роль или же учится исполнять те роли, которые от него ждут другие люди. В «расширенной», традиционной семье младшие её члены узнают не только свою роль, но и роли многих других членов семьи.

Каждый человек в семье получает свою идентичность. Он осознаёт, кто он, что от него ждут другие люди, понимает, что бы он сам хотел получить от окружающих, как ему добиться признания сначала в рамках своей семьи, а потом и в обществе.

Семья должна брать на себя основную задачу воспитания и социализации ребёнка. В то же время, в современных условиях, другие социальные институты — средства массовой информации, детский сад, школа и пр., — дают свои образцы поведения.

С малых лет на детей может повлиять чуждый конкретной семье менталитет и представления о жизни. И, тем не менее, как бы ни влияло общество на представления человека о своей идентичности, именно в семье мальчик готовится стать мужчиной и отцом, а девочка — женщиной и матерью.

Пример старших членов семьи помогает младшим получить идентичность своего пола и научиться играть соответствующие социальные роли.

В семье, как и в других социальных группах, имеет место взаимозависимость ролей, например отец-сын, мать-дочь, дедушка-внук. Без внуков не может быть дедушки, а без сына или дочери человек не может играть роль отца или матери.

Правильное распределение ролей и обязанностей между членами семьи помогает ей нормально функционировать. Очень важно, чтобы каждый член семьи хорошо знал свою роль, роли других, а также, чтобы его поведение соответствовало этому знанию. Ни одна роль не может быть отделённой и независимой от другой.

Все роли каждого члена семьи соединяются со всеми ролями, которые играют другие члены.

Насколько более чёткими являются границы каждой роли в представлениях всех членов семейства, настолько эффективнее люди могут общаться друг с другом, не оставляя при этом возможности для недоумений или попыток неправильно истолковать поведение человека в семье.

Отрицание или смешение ролей зачастую приводит к большим проблемам.

К примеру, множество конфликтов между супругами происходит от того, что на другого члена семьи полностью возлагается ответственность, которая, по сути, является общей обязанностью.

Семейные конфликты имеют своей подоплёкой тот факт, что люди не умеют — или не хотят — распределять семейные роли и хорошо исполнять их.

С течением времени происходит изменение представлений общества о той или иной семейной роли, также человек в течение своей жизни физически, психически и социально развивается, благодаря чему его социальные семейные роли меняются. Это ожидаемый и естественный процесс, который, впрочем, связан с рядом проблем и не всегда является положительным.

Немецкий философ и социолог Макс Хоркхаймер писал: «Идеальная современная мать планирует воспитание своего ребёнка почти по-научному, начиная со строго сбалансированного питания и заканчивая столь же строго определённым и рассчитанным количеством похвалы и наказания, что советуют все популярные книги по психологии. Поведение матери по отношению к ребёнку становится всё более рационалистическим, женщины воспринимают свою материнскую роль как профессию. Даже любовь становится средством педагогики. Спонтанность, естественная безграничная забота и материнское тепло по отношению к детям исчезают».

Современная «нуклеарная» семья возлагает на женщину — супругу и мать — ряд сложных и тяжёлых ролей, с которыми ей бывает не под силу справиться в одиночку. Мужчина — супруг и отец — начинает участвовать в различных работах по дому.

В результате границы между ролями мужчины и женщины в ведении домашнего хозяйства всё менее заметны, хотя эта роль по-прежнему традиционно считается женской.

Именно поэтому в семье при обсуждении проблем, связанных с обязанностями по дому, должны превалировать чувство ответственности и любовь мужчины.

Особое внимание хотелось бы обратить на роль отца в современной семье. Многие мужчины исполняют эту роль весьма «фрагментарно». Почему это происходит? Мужчина может слишком посвящать себя работе, в результате чего «теряется» семья. Или его не привлекает семейный досуг, отдых со всей семьёй.

Возможно, он «убегает» из семьи из-за поведения супруги, каких-то семейных проблем, которые он не в состоянии или не хочет решать и пр. Иногда мужчина является инфантильным, он всё ещё считает себя частью родительской семьи, зависит от неё и не обладает личной «автономией».

Плохие бытовые условия тоже могут стать причиной или поводом к стремлению мужчины находиться вне дома большую часть своего времени, а значит, к неисполнению им своих обязанностей по отношению к семье.

В некоторых случаях члены семьи играют не те роли, которые, теоретически, должны были бы, но те, которые их вынуждают играть обстоятельства (например, работа маленьких детей, родительская роль дедушек и бабушек и т. п.).

Когда на одного из детей в семье перекладывается часть родительской роли, то это может оказаться одновременно и необходимой помощью семье в определённых обстоятельствах, и началом больших психологических проблем между этим ребёнком и его братьями и сёстрами.

Ребёнку, «исполняющему обязанности» матери или отца, придётся преодолевать зависть, нежелание слушаться, а иногда и ненависть других детей…

Ещё одной проблемой, связанной с переменой или смешением ролей, является общение с пожилыми людьми в семье. Общение внуков с дедушками и бабушками — необходимый и радостный аспект семейных взаимоотношений. В то же время, общение старших членов семьи с молодой супружеской парой обычно наполнено трениями и конфликтами.

Бабушки и дедушки, как самые старшие члены семьи, занимают сегодня почётное, хотя и не главное, место в семейной иерархии.

И всё же зачастую их поведение трактуется членами семьи как не вполне адекватное и вызывает у их собственных детей чувство недоумения или раздражения.

Чаще всего за такими действиями и подобной реакцией стоит опять же неумение каждого члена семьи грамотно распределить семейные роли или вовремя осознать и приспособиться к перемене своих ролей.

Одной из проблем изменения ролей в семье является так называемый «разрыв поколений». В самом широком и древнем смысле проблема отцов и детей олицетворяет собой извечную борьбу старого и нового.

 Естественно ожидать, что у детей будут собственные представления о мире и своём месте в обществе, которые отличаются от мнения старших. Пожалуй, этот конфликт можно назвать не «столкновением ролей», а «столкновением точек зрения», имеющихся у каждого поколения.

Родители и дети, похоже, смотрят на мир «с разных колоколен»:

РОДИТЕЛИДЕТИ
1. Более консервативны.1. Открыты всему новому.
2. Хранят традиции.2. Изначально настроены против традиций.
3. Волнуются о будущем своих детей.3. Их интересует настоящее.
4. Защитники традиционной нравственности.4. Считают для себя возможной любую нравственность.
5. Более недоверчивы.5. Доверчивые.
6. Им необходима, прежде всего, безопасность.6. Их привлекают приключения и риск.
7. Стремятся к спокойствию и тишине.7. Им нравится шум.
8. Научены опытом своей жизни.8. Готовы на любой новый опыт.
9. Заботятся о порядке и пр.9. Отличаются беззаботностью и безалаберностью.
10. Ограничивают себя религиозными ценностями.10. Для них характерны вольность и распущенность.
11. Беспокоятся о том, «что скажет общество».11. Им безразличен контроль со стороны общества.
12. Первоочередная задача — «семейная выгода», даже когда она достигается не вполне честным путём.12. Не принимают бесчестных и неблагородных поступков.

Одна из миссий каждой семьи — помочь детям поставить свои цели в жизни и научить их быть настойчивыми в их достижении. Родители, которые не дают своим детям ничего, кроме денег и удовольствий, создают в них большую психологическую пустоту, особенно опасную в подростковом и постподростковом возрасте.

Источник: http://www.matrony.ru/roli-v-seme/

Статья «Семья как объект психологического исследования»

Статья

Семья как объект психологического исследования.

Определений семьи в научной литературе достаточно много, причем некоторые из них настолько давно вошли в общественное сознание, что трудно установить авторство этих определений.

Приведем традиционное определение данного понятия, встречающееся во многих справочных изданиях.

Семья – это важнейшая форма организации личной жизни, вид социальной общности, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, т. е.

на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство [8, с. 21].

Многие специалисты используют определение семьи, предложенное А.Г.

Харчевым: «семья – это исторически – конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [8, с. 22].

В рамках психологического подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями [8, с. 10].

Для человека семья – главный и основной компонент среды, в котором он живет первую четверть своей жизни и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь. По мнению В. Н.

Дружинина, специфической особенностью семьи является ее «несвобода» – в смысле навязывания человеку определенных правил жизни.

Однако эта несвобода имеет свои преимущества, поскольку она обеспечивает членам семьи возможность оптимально удовлетворять свои естественные и культурные потребности.

В. Н. Дружинин предлагает простую систему своеобразных координат, относительно которых происходит самоопределение психолога в выборе семьи как объекта психологического исследования. Он говорит о том, что исследовательские подходы к семье можно расположить на двух условных шкалах:

• «нормальная — аномальная семья»;

• «идеальная — реальная семья».

Рассматривая первую шкалу, В. Н.

Дружинин определяет понятие «нормальная семья» как семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членам и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, он считает аномальными.

В рамках второй шкалы понятие «идеальная семья» определяется как нормативная модель семьи, которая принимается обществом и отражается в коллективных представлениях и культуре, главным образом религиозной.

Под реальной семьей понимается конкретная семья как реальная группа и объект исследования. Психологи исследуют реальные семьи с точки зрения их отклонения от нормы [8, с. 12].

С точки зрения известного семейного психолога Г. Навайтиса, семья – группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Эти потребности наиболее успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей.

Американский социальный психолог Д.

Майерс предлагает недвусмысленное определение: группа – это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «мы» [8, с. 26].

В науке принято рассматривать семью как систему. Семейная система – это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система – это самоорганизующаяся система, т.е. поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой.

Исходя из этого понятно, что люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу.

Объектом психотерапевтического воздействия является вся семейная система целиком, а не отдельный человек, элемент этой системы.

С позиций семейной психотерапии выделяют три типа семьи:

  1. Стабильные семьи – субъективно удовлетворенные своим браком и оцениваемые окружающими как благополучные.

  2. Проблемные семьи – обратившиеся за консультацией к психологу в связи с неудовлетворенностью своими семейными отношениями и осознающие возможность распада семьи. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи. [1, с. 34].

  3. Нестабильные семьи – семьи, не преодолевающие конфликт при наличии негативной семейной ситуации и принявшие решение о расторжении брака.

Важным отличием проблемных семей от нестабильных являются цели их прихода к психологу. Члены проблемных семей хотят улучшить семейные отношения, чтобы избежать расставания. А члены нестабильных семей обращаются к психологу с целью получить психологическую помощь и поддержку в процессе развода, осуществить развод как можно безболезненнее для всех членов семьи.

Для того чтобы семья была успешной и благополучной, каждый член семьи должен выполнять необходимые для поддержания баланса системы функции

[8, с. 39].

В психологии семьи понятие «функция» используется практически во всех своих значениях:

– это роль, которую семья как социальный институт и малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу;

– это внешнее проявление свойств семьи в системе ее взаимосвязей с обществом;

– функция есть зависимость между процессами, происходящими в самой семье;

– чаще всего функция семьи понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей. Фактически каждая функция соответствует некой потребности или группе потребностей, например, потребности в любви, защите, общении, отцовстве и материнстве, духовной, физической близости и др. [8, с. 34].

Потенциальная конфликтность семьи может быть связана с нарушениями этого параметра. Рассогласования возникают в ряде случаев:

– функциональная ценность члена семьи понимается по-разному;

– функция выполняется не полностью или искажается;

– поведение члена семьи игнорируется или используется нежелательное для него подкрепление;

– функция не соответствует индивидуальным особенностям члена семьи;

– требуется резкое изменение обязанностей [8, с. 39].

Семья не является чем – то статичным, с течением времени она меняется. Для описания изменений, происходящих с семьей на протяжении всего ее существования, используется понятие «жизненный цикл семьи».

Понятие «жизненный цикл семьи» используется в первую очередь для описания ряда характерных для семьи важнейших событий, а «расстояние» от одного события до другого называется «стадией жизненного цикла» [8, с. 100].

В психологической литературе критериями для деления жизненного цикла семьи на стадии являются изменения отдельных функций семьи, структуры семьи, способов внутрисемейной коммуникации. Обычно одновременное изменение всех названных показателей происходит при рождении в семье детей, поэтому чаще всего стадии выделяются следующие:

– период добрачного ухаживания;

– молодая брачная пара без детей;

– семья с маленькими детьми;

– семья с детьми–школьниками или подростками;

– отделение детей от родителей;

– супружество в позднем возрасте.

Развитие семьи можно рассматривать по аналогии с развитием индивида как чередование этапов спокойного и бурного развития. Момент перехода от одной стадии развития к другой обозначается как кризис [8, с. 102].

Наиболее вероятными моментами, когда семья будет нуждаться в психологической или психотерапевтической помощи для продолжения своего существования, являются как раз моменты кризисов.

Семейный кризис – состояние семейной системы, характеризующееся на-рушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения [7, с. 24].

Семья, находящаяся в состоянии кризиса, не может оставаться прежней; ей не удается функционировать адекватно изменившейся ситуации, оперируя знакомыми, шаблонными представлениями и используя привычные модели поведения.

Выделяют следующие характеристики семейного кризиса:

– обострение ситуативных противоречий в семье;

– расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов;

– нарастание неустойчивости в семейной системе;

– генерализация кризиса, то есть его влияние распространяется на весь диапазон семейных отношений и взаимодействий.

В семейном кризисе можно выделить две потенциальные линии дальнейшего развития семьи:

– деструктивная, ведущая к нарушению семейных отношений и содержащая опасность для их существования;

– конструктивная, заключающая в себе потенциальную возможность перехода семьи на новый уровень функционирования.

Семейные нормы и правила – это те основания, на которых строится жизнь семьи [7, с. 25]. Они могут касаться как режима дня, так и возможности открытого выражения чувств.

Отсутствие правил и норм – это хаос, который представляет серьёзную опасность для психического здоровья, так как он не даёт оформиться и внутренним психическим структурам. Многие дети и подростки с делинквентным поведением – выходцы из хаотичных семей.

Нечёткость правил и норм, их непроговорённость способствует росту тревоги, может приводить к конфузии, сбивать с толку, тормозить развитие как всей системы при переходе к новым этапам её жизни, так и отдельных её членов.

Правила – это то, что позволяет членам семьи ориентироваться в реальности и придаёт устойчивость семье в целом благодаря тому, что каждый знает свои права и обязанности. Нередко именно дефицит правил становится главным источником обид и конфликтов.

Семейный конфликт – столкновение противоположных желаний и потребностей, интересов, целей, позиций, мнений или взглядов супругов, других членов семейного взаимодействия [7, с. 26].

Принято различать понятия семейных нарушений и трудностей.

Семейные трудности – это негативные, неприятные, деструктивные отношения между супругами, другими членами семьи, связанные с неудовлетворенностью базовых личных и семейных потребностей.

Семейные нарушения – расстройства согласованности межличностных семейных отношений, отклонение от нормы в семейном функционировании.

Современная семья является настолько сложной системой со столь неоднозначными функциями, что даже в процессе ее нормальной жизнедеятельности и развития ей приходится переживать критические ситуации и сложности, когда она нуждается в помощи специалистов.

Библиографический список

  1. Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяева – М.: Академия, 2002. – 156 с.

  2. Александров А. А. Современная психотерапия. Курс лекций – СПб.: Академический проект, 1997. – 335с.

  3. Александров А. А. Психотерапия: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2004. – 480 с.

  4. Глэддинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 736 с:

  5. Коваль Н. А. Психология семьи и семейной дезадаптивности : Учеб. пособие / Н. А. Коваль, Е. А. Калинина – Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007. – 351с.

  6. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии / Пер. с англ. А.Д. Иорданского. – М.: Класс, 1998. – 304 с.

  7. Олифирович Н. И., Зинкевич – Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.

  8. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.

  9. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 129 с.

  10. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учеб. пособие для врачей и психологов – изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: Речь, 2006, – 352 с.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/statya-semya-kak-obekt-psikhologicheskogo-issledovaniya.html

психология семьи устроена так, что без понимания “зачем семья”..

психология семьи устроена так, что без понимания “зачем семья”..

Супруги достигли высокого социального и финансового статуса, они успешны в карьере и в своей профессии. Часто они воспринимают свою карьеру как бизнес-проект, и реализуют этот бизнес-проект по всем законам менеджмента.

А ведь семья — это тоже проект! Вернее, на семью можно посмотреть как на проект. Если призадуматься, то можно найти несколько схожих моментов. К сожалению, ценный опыт из бизнеса или построения карьеры сами супруги самостоятельно обычно не применяют для решения своих семейных проблем. А ведь из бизнеса и управления карьерой можно позаимствовать много полезного.

Например, планирование. Карьеру мы обычно планируем: думаем, какие знания нам надо подтянуть, какие навыки надо прокачать, под руководством кого поработать. Семью же мы пускаем на самотек. Обычно супруги считают, что семья как-то сама собой будет развиваться, причем в правильном направлении.

Все знают, что карьера сама себя не построит, но в отношении семьи почему-то существует обратное убеждение.

Нам кажется, что семья должна как-то “сложиться”, а семейное счастье должно “прийти” и “получиться”. Само.

И это несмотря на то, что из нашей профессиональной жизни мы прекрасно знаем, что если забросить какое-то дело, оно будет деградировать, что даже налаженный бизнес нуждается как минимум в присмотре.

Другой вариант заблуждения — один из супругов возлагает ответственность за семью на второго, в полном объеме.

Даже если у супругов есть успешный опыт партнерства в бизнесе, и они не по наслышке знают, что залог успеха — это распределение ответственности по различным сферам деловой деятельности.

Почему-то, в семье эта логика “забывается” — и супруги начинают перекидывать вину за семейные сложности друг на друга.

Понятно, что еще до этапа планирования, должен быть этап постановки цели. Чтобы достичь профессионального успеха, нужно как-то сформулировать для себя, что считать таким успехом. В какую сторону расти, к чему стремиться, какую должность и какой доход считать достижением, а какие — промежуточной ступенью.

В семейной жизни работают те же принципы. чтобы быть счастливыми, нужно видеть и чувствовать цель совместной жизни, ее смысл

Мы понимаем, зачем на карьера — для денег, статуса, для творчества и созидания. А чтобы ответить на вопрос “зачем Вам семья”, нужно время подумать.

Тем не менее, психология семьи устроена так, что без понимания “зачем семья” далеко не уедешь. Здесь те же законы работают, что и в других сферах жизни: без понимания “зачем это мне” нет сил на реализацию, нет энергии.

Отсутствие ясной цели в профессиональной жизни может проявляться как временный застой, приступы демотивации.

В семейной жизни такая проблема проявляет себя увеличением дистанции между супругами, охлаждением, приступами раздражительности, нежеланием выполнять какие-то семейные обязательства.

Также, как и бизнес — семью можно создавать. Также, как и проблемы в бизнесе, проблемы в семье можно решать. Надо быть осторожными — нельзя просто взять и скопировать какие-то приемы из бизнеса для решения семейных сложностей. Напрямую это не работает.

Но опыт,знания и навыки, которые мы накопили в ходе профессиональной деятельности, могут нам очень помочь в решении проблем внутри семьи. Надо их только адаптировать под семью и под конкретную ситуацию, и они будут работать на ваше семейное счастье и комфорт.

 Устинова Юлия
Клинический психолог,
Системный семейный психотерапевт, 
Сертифицированный специалист по психотерапии
психосоматических расстройств и онкопсихологии

Источник: http://www.ustinova.pro/semya-kak-karera/

Что такое семья

В этой статье мы последовательно рассмотрим, что такое семья с психологической точки зрения.

Семья — это естественная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия. Эти стереотипы  оказывают прямое влияние на создание семейной структуры, что, в конечном итоге определяет функционирование каждого члена семьи, очерчивая диапазон его поведения.

Каждая семья имеет свою структуру, отличную от формальной, привычной системы ролей. Но какой бы ни была психологическая структура семьи, ее главная задача — поддерживать индивидуальность, создавая условия для ее развития и, в то же время, создавать ощущение принадлежности к целому, чему-то большему, чем отдельный индивид.

Далеко не всегда мы ощущаем себя частью этой структуры, пребывая в уверенности, что являемся вполне самостоятельными единицами, неким целым, взамиодействующим с такими же самостоятельными единицами.

Но, на самом деле семья представляет собой некую целостную систему, формирующуюся и развивающуюся по своим собственным определенным законам, и оказывающую значительное влияние на каждого члена данной структуры.

Нравится нам или нет, но каждый из нас является частью механизма, представляющего собой нечто большее, чем сумма этих частей, и развивающегося по своим законам. Поэтому часто наше поведение обусловлено не нашими желаниями, а необходимостью выполнять функции, «продиктованные» семейными законами, семейной структурой, тем распределением семейных ролей, которое сложилось.

Но не только семья влияет на поведение и способы взаимодействия ее членов, но и наоборот, каждый член семьи может повлиять на семью в целом, меняя свое поведение.

Это очень хорошо заметно, когда ребенок вступает в период отрочества, и из послушного мальчика или девочки превращается в довольно непредсказуемое и мало управляемое существо. Всю семью начинает «штормить».

Родители пытаются взять под контроль свое чадо, диктуя ему, что и как нужно делать, пытаясь повернуть ситуацию вспять, т.е. вернуть все, как было.

Это еще одна тенденция любой системы — стремление к гомеостазу, т.е. стабильности, неизменности. Но наша жизнь не статична и постоянно вносит свои коррективы.

Поэтому любые изменения, особенно неожиданные и сильно выраженные, такие как рождение, смерть, переезд, смена школы, травма, развод и т.п.

оказывают сильное стрессогенное воздействие не только на каждого члена семьи, но и на семью, как единую систему в целом.

Если такие изменения необратимы, то семья оказывается вынужденной поменять свою структуру и привычные роли, сменить алгоритмы взаимодействия, научиться функционировать по-другому. Потом наступает период затишья, и так продолжается до нового семейного «шторма».

 Если резюмировать ответ на вопрос что такое семья, то семья — это целостная система,  представляющая собой нечто большее, чем отдельные ее части, и функционирующая и развивающаяся по своим особым законам.

Более подробно о семье, ее функциях, структуре, этапах развития, проблемах и переломных моментах смотрите в моих следующих статьях.

Friend me:

Запись опубликована в рубрике Семья с метками Отношения, семья. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://psyholog-praktik.ru/family/chto-takoe-semya

Ссылка на основную публикацию