Социализация — психология

Социализация (в психологии развития) — это… Что такое Социализация (в психологии развития)?

Социализация - психология

  • социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. С. может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда… …   Большая психологическая энциклопедия
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ —         процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.). С. рез т и… …   Энциклопедия культурологии
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ —         (от лат. socialis общественный), процесс усвоения человеч. индивидом определ. системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. С, включает как социально контролируемые процессы… …   Философская энциклопедия
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ — (лат. socialis общественный) процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм. Феномен… …   Новейший философский словарь
  • социализация —         СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis общественный) процесс включения личности в общество, усвоения ценностно нормативных содержаний, знаний, обычаев, традиций, богатства и многообразия культуры, а также обучение выполнению социальных ролей.… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психология, механизмов, соц. норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном об ве. С. охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью …   Российская социологическая энциклопедия
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ — (от лат. socialis общественный) совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта и фило онтогенетического формирования и …   Социология: Энциклопедия
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — понятие, возникшее в западной соц. и политич. психологии. Впервые С.п. стала предметом специального теоретич. исследования в 1959 г. Содержание этого понятия в западной литературе определяется по разному и иногда противоречиво. Для одних авторов… …   Российская социологическая энциклопедия
  • Уровень группового развития — качественная характеристика процесса группообразования, которая определяется степенью сформированности, зрелости межличностных отношений в конкретном сообществе. В мировой социальной психологии существует достаточно большое число самых разных… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Правовая социализация — Правовая социализация  это процесс усвоения человеком системы правовых знаний, ценностей и норм, благодаря которому происходит его успешная адаптация к общественно правовой жизни. Ее результатом является принятие индивидом части культурно… …   Википедия

Источник: https://psychology_pedagogy.academic.ru/17567/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%28%D0%B2_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%29

открытая библиотека учебной информации

открытая библиотека учебной информации

В первую очередь, экспериментатор имеет возможность устранить посторонние влияния, снять излишнюю «зашумленность» си­туации и тем самым отчетливее проследить интересующую его зависимость.

Недостаток:Для успешного проведения естественного эксперимента ча­сто необходима полная неосведомленность его участников о том, что их изучают, что созданная ситуация является экспе­риментальной, в противном случае результаты эксперимента бывают сильно искажены.

Лабораторный экспериментэто исследование, проведен­ное в некоторой искусственной обстановке (к примеру, в лабо­ратории), в основе которого лежит специально созданная си­туация, позволяющая экспериментатору фиксировать интере­сующие его зависимости.

В отличие от естественного, лабора­торный эксперимент предполагает организацию достаточно ис­кусственной, необычной для учащихся системы заданий и условий их выполнения.

Испытуемый в условиях лабораторного эксперимента знает, что с ним экспериментируют, но, как пра­вило, лишен информации о характере задач, которые решает социальный психолог в эксперименте.

Перенесение эксперимента в лабораторные условия дает исследователю ряд преимуществ (достоинств):

Во-вторых, лабораторные условия позволяют конт­ролировать сразу несколько переменных и точно регистриро­вать ответы-действия испытуемых.

В-третьих, использование специально оборудованных помещений, измерительной аппара­туры, тренажеров позволяет экспериментатору моделировать реальные условия, которые в повсœедневной жизни не так часто встречаются или недоступны для наблюдения. К примеру, ла­бораторный эксперимент дает возможность исследовать лич­ность и группу в экстремальных условиях, стрессовых ситуа­циях.

Одним из первых в России лабораторный социально-психо­логический эксперимент освоил В. М. Бехтерев, начав иссле­дование эффективности групповой деятельности. Им было по­казано, что точность восприятия, продуктивность памяти, на­блюдательность индивидов, реализующих совместную деятель­ность в группах, выше, чем при работе в одиночку.

Техника лабораторного эксперимента совершенствовалась далее в лабораториях Б. Г. Ананьева, Ф. Д. Горбова, Е. С. Кузь­мина, В. С. Мерлина, В. Н. Мясищева, Л. И. Уманского, А. С, Чернышева и др.

Особое место среди лабораторных экспериментов в соци­альной психологии занимает аппаратурный эксперимент.

В со­циально-психологических исследованиях очень часто использу­ются приборы, дающие возможность моделировать групповую деятельность, — гомеостаты(впервые были предложены Ф. Д. Горбовым и М. А.

Новиковым) и групповые интеграторы(впер­вые были созданы в лаборатории Л. И. Уманского).

В основу конструирования подобного рода приборов поло­жен принцип зависимости выполнения задания группой от согласованности действий всœех членов группы

Другим примером аппаратурного эксперимента может слу­жить использование аутокинœетического эффекта(зрительной иллюзии движения неподвижной светящейся точки в полной темноте) при исследовании внушаемости членов группы. Выяснилось, что на ответ испытуемого оказывает определœенное влияние мне­ние других испытуемых, а наличие или отсутствие этого влия­ния связано с принадлежностью этих других к референтной группе индивида и их социометрическим статусом.

Проведение эксперимента в социально-психологических ис­следованиях всœегда связано с определœенными трудностями и требует от экспериментатора не только превосходного владе­ния техникой его проведения, но прежде всœего умения правиль­но его планировать, сконструировать общую гипотезу, опреде­лить выбор логической схемы, определяющей характер про­цедур и порядок различных этапов эксперимента͵ составить ре­презентативную выборку испытуемых и т. д. Следует иметь в виду, что на достоверность и надежность полученных данных влияет личность экспериментатора, его умение работать с ис­пытуемыми, степень его совместимости с ними, а также добро­вольное согласие испытуемых на участие в эксперименте. Вот почему непременным условием успешного проведения социально-психологического эксперимента должно быть неукоснитель­ное выполнение всœех положений и правил, связанных с его по­становкой и реализацией.

Социализация процесс и результат включения индивида в социальные отношения.

Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.

В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, ᴛ.ᴇ. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности».

Социализация осуществляется через ряд условий, которые бывают названы «факторами». Такими факторами социализации являются: целœенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.

Воспитание и обучение (в узком смысле) — это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определœенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности.

Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, ᴛ.ᴇ. когда взаимодействуют два или более индивидов. К примеру, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом.

Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные воздействия (в том числе воспитательные), а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта.

Ребенок активен потому, что у него существуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка.

В случае если же воспитатели постараются устранить активность ребенка, заставляя его «спокойно сидеть», пока они осуществляют свою «воспитательную деятельность», то этим они смогут добиться формирования не идеальной и гармоничной, а ущербной, деформированной, пассивной личности.

Активность ребенка будет либо полностью подавлена, и тогда личность сформируется как социально неадаптированная, тревожная, либо (при наличии определœенных индивидуальных особенностей, таких, как сильный тип нервной системы и пр.) активность будет реализовываться через различные компенсаторные выходы (к примеру, то, что не разрешено, ребенок будет стараться сделать скрытно и т.п.).

В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения и благодаря этому может происходить изменение его психики. Известно, что у человека есть психические процессы, отличающиеся от психических процессов у животных.

Констатируя такое отличие, Л.С.Выготский выделяет «низшие психические функции» (НПФ) и «высшие» (ВПФ). НПФ (наглядно-действенное мышление, непроизвольное внимание, эмоциональная память и др.) есть у животных и человека. В случае если человек не имеет возможности взаимодействовать с другими людьми, то его психика исчерпывается только НПФ.

Выготский показал, что для того, чтобы ребенок перешел на более высокий уровень развития (ᴛ.ᴇ. к ВПФ), крайне важно специальное обучение, суть которого сводится к ознакомлению ребенка со знаками, универсальным выражением которых является слово.

Знак это заместитель, имеющий значение того предмета или процесса, который он замещает. К примеру, слово «окно» замещает известный всœем предмет, и при произнесении этого слова каждый человек понимает (ᴛ.ᴇ. «расшифровывает» значение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ содержится в знаке), о чем идет речь.

Высшие психические функции — это речь, словесно-логическое мышление, произвольное внимание и пр. Этот уровень психики и есть результат социализации, однако он не единственный.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, понятия «развитие психики» и «социализация» пересекаются, но не тождественны друг другу. Развитие психики включает в себя спонтанные процессы, обусловленные созреванием (то, что наблюдается у животных или людей, лишенных общения с другими людьми, к примеру Маугли), и социальное развитие ВПФ (рис. 7).

Социализация есть изменение психики и формирование личности, хотя как развитие психики не исчерпывается социальными процессами, так и формирование и развитие личности

Рис.7. Соотношение понятий «социализация» и «развитие психики»

Соотношение понятий «социализация» и «развитие психики» не сводимы лишь к социализации. Такое развитие осуществляется, как минимум, посредством двух процессов:

§ социализации;

§ саморазвития, саморазвертывания личности.

При этом личность в процессе своего существования может быть включена в самые различные социальные отношения, регуляторы (принятые нормы, правила) которых могут противоречить друг другу. Так, к примеру, ценности, «прививаемые» в школе ребенку, могут существенно отличаться от тех, которые приняты в его компании во дворе и пр.

У человека может быть несколько референтных (значимых, мнение которых он разделяет) групп, и если ценности, принятые в этих группах, сильно отличаются, то это приводит к внутриличностному конфликту. В том случае, когда в системе референтных групп, ᴛ.ᴇ.

в жизненном пространстве человека, нет глубоких и серьезных противоречий, то могут тем не менее быть отдельные, противоречащие друг другу правила или какие-либо ситуативные положения. Это не приводит к внутриличностному конфликту, но может стать причиной того, что человек задумается, будет «переживать», рефлексировать по поводу какой-то своей личностной проблеме.

Такое переживание также способно привести и к развитию личности, так как может существенно изменить всю жизнь человека, но это уже не будет называться социализацией.

Социализация начинается с воздействий на индивида, поскольку родители ребенка уже социализованы, а ребенок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо (к примеру, если ребенок хочет есть, то сообщает это криком), затем он становится способен взаимодействовать со взрослыми и, далее, воспроизводить имеющийся у него социальный опыт в своей деятельности.

Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но, в силу диалогичности сознания (М.Бахтин, В.Столин), рефлексии, человек может воздействовать и на себя как социальный объект. Такие воздействия не считаются социализацией, но могут составлять основу развития личности.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, соотношение понятий «социализация» и «развитие личности» может быть представлено аналогично тому, как и соотношение понятий «социализация» и «развитие психики» (рис. 8).

При этом следует учитывать, что внесоциальное развитие психики основано на процессах созревания, биологических законах «развертывания» программ поведения, а развитие личности вне социальных взаимодействий представляет собой форму активности личности, которая первоначально проявилась в результате социализации.

Рис.8. Соотношение объемов понятий «социализация», «развитие психики» и «развитие личности«

Читайте также

  • — Социализация.

    Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации. Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль­турных норм и социального опыта, необходимых для успеш­ного … [читать подробенее]

  • — Лагерь представляет собой социальную организацию в рамках которой наиболее вероятна ресоциализация личности: военный

    Личность как структурный элемент общества представляет собой целостность ________свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения: социальных Лидера,… [читать подробенее]

  • — КАК ПРОИСХОДИТ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

    Глава 4 Социализация Раздел 1 Основные составляющие общества. Глава 4 СОЦИАЛИЗАЦИЯ Глава 4 Социализация Раздел 1 Основные составляющие общества. Краткое содержание Случаи, когда социализация не… [читать подробенее]

  • — Социализация

    В психологии. МнимыеПодлинные Ложные Разумные Их удовлетворение ведёт к физической и Побуждают личность к общественно- полезной духовной деградации личности, наносит деятельности, способствуют ее нравственному и вред природе и обществу. физиологическому… [читать подробенее]

  • — СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЖИЛЫХ

    Глава 4 Социализация Раздел 1 Основные составляющие общества. В последнее время социологи начали изучать еще один тип социализации: социализацию пожилых. Приспособление к старости не обязательно представляет собой процесс роста. Развитие личности может… [читать подробенее]

  • — СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ОТВЕТ НА КРИЗИС

    Глава 4 Социализация Раздел 1 Основные составляющие общества. Социализация пожилых Ресоциализация Изменение личности Восемь стадий человеческого развития по Эриксону Социализация как постоянный… [читать подробенее]

  • — Социализация.

    Лекция 8 В этой лекции мы максимально подробно рассмотрим феномен социализации. Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжительной: в 14-15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью. Так было в… [читать подробенее]

  • — Политическая социализация

    Это процессы обучения, в ходе которых индивиды усваивают личностные характеристики, знания, способности и ценности, определяющие их политическое сознания и политическое поведение. Агенты политической социализации те же, что и просто социализации. Семья. Общий итог… [читать подробенее]

  • — Тендер и социализация

    Тендер обладает по меньшей мере двумя взаимосвязанными компонентами: ген-дерно-специфическими моделями поведения и тендерными концептами. Представители теории социального научения исследуют то, как усваиваются гендер-но-специфические модели поведения и как их… [читать подробенее]

  • — Сопровождение и социализация выпускников приемных семей, детских домов семейного типа. Разработка образовательного маршрута воспитанников (4 ч).

    Профессиональная ориентация воспитанников приемных семей и детских домов семейного типа (4 ч). Профессиональная деформация приемных родителей, родителей-воспитателей: пути и способы преодоления (4 ч). Механизмы реализации социальных гарантий и льгот детям,… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/psihologiya/view/852424_socializaciya

    Социализация личности. Этапы социализации личности

    Социализация личности. Этапы социализации личностиВ существующих условиях социальной жизни наиболее актуальным выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества.

    Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.

    Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида.

    В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

    Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях.

    Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо.

    Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям.

    В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.

    Этапы социализации личности

    Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.

    • Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.
    • Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.
    • Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

    Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса.
    Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности. Современная социология способна решать данные вопросы неоднозначно.

    Среди основных стадий можно выделить: дотрудовую стадию, трудовую стадию, послетрудовую стадию.
    Основные этапы социализации личности:

    • Первичная социализация — процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;
    • Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

    Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.

    • Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.
    • Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.
    • Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.
    • В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступить в возрасте 30 лет.

    Именно юные годы наиболее активно используются для становления в собственной жизни и выбора социального сообщества.

    Источник: http://www.edu-psycho.ru/socializaciya-lichnosti.html

    Социализация и приобретение социального опыта

    Социализация и приобретение социального опыта

    Социализация – это термин, который встречается очень часто в самых разных трудах и на слуху у специалистов. В то же время отсутствует единое толкование этого понятия.

    Понимание термина «социализация»

    Рассмотрим, как понимают этот термин разные специалисты.

    Чаще всего под социализацией могут подразумевать два явления:

    •  процесс, благодаря которому человек приобретает социальный опыт при взаимодействии и при общении с обществом;
    •   это результат приобретения личностью социального опыта благодаря осуществлению совместной деятельности и благодаря общению с обществом.

    То есть под социализацией может рассматриваться, как сам процесс приобретения социального опыта, так и результат этого процесса.

    И тут важно особенно отметить, что как правило социализация – это стихийный процесс, который происходит в результате множества случайных взаимодействий.

    Социализация личности и воздействие на процесс воспитания

    Но социализация также может протекать и в обстоятельствах, заранее спланированных для того, чтобы оказывать формирующее воздействие на личность. Во втором случае процесс социализации протекает во время руководимого целенаправленного процесса воспитания.

    Во времена еще советской психологии были разработаны модели социализации детерминированного типа, которые рассматривали это явление очень однозначно: под социализацией понимался личностный рос под воздействием официальных образовательных учреждений.

    Сам термин «социализация» начал использоваться психологами еще в середине прошлого века. Психологи того времени рассматривали социализацию с трех различных направлений. Это может быть и результат целенаправленного социального обучения. Это может быть результат стихийных процессов взаимодействия с обществом и общения с другими людьми. Это может быть процесс самореализации личности.

    Согласно Кродуэллу Г.М. социализацию следует рассматривать как процесс, во время которого личность приобретает социальный опыт, образует с обществом социальные связи и отношения. Во время этого процесса у человека рождаются убеждения, также он учится одобряемым в обществе формам поведения, что позволит ему нормально существовать в этом обществе.

    Обычно процесс социализации никогда не прекращается и протекает на протяжении всей жизни человека. Однако чаще всего его относят к периоду раннего становление в детском и юношеском возрасте.

    Социализация личности как психологическая проблема

    В нашем государстве социализацию начали рассматривать, как психологически значимую проблему чуть позже, чем за границей. А именно – ближе к семидесятым годам.

    Сначала этой проблемой занимались философы и социологи. Они для изучения темы критически анализировали появляющиеся за рубежом концепции.

    В то же время проблеме стали активно уделять внимание многие ведущие советские психологи. Особенно этим вопросом занимались социальные психологи.

    Например, известный психолог Б.Г. Ананьева изучала психологические эффекты этого явления. В.С. Мерлина посвятила свою работу изучению процесса формирования индивидуальности наряду с социализацией. Свои монографии изучению процесса посвятил И.С. Кон. Также известны и другие работы этого периода времени, заложившие базовые основы для дальнейшего развития темы.

    Истоки психологии социализации

    В 80-е годы тему социализацию также активно изучали и другие ученые психологи. Г.М. Андреева выпустила пособие по психологии социализации. А Б.Ф. Ломов опубликовал теоретические концепции и методологические принципы по этой теме. Ученые защищали диссертации на тему социализации молодежи.

    Прошло немного времени, и к вопросам социализации стали присматриваться со стороны отечественной педагогики. Эту проблему особенно активно разрабатывали с точки зрения социальной педагогики, которая должна была применяться для управления целенаправленного воздействия на личность с целью формирования в ней социально важных качеств.

    Много внимания этой теме уделила в своей монографии Р.Г. Гурова, которая описывала проблемы процесса воспитания с точки зрения социализации.

    Также на проблемы социализации начали постепенно обращать внимание представители и других направлений – это юристы и криминологи. Их больше всего заинтересовала проблема десоциализации.

    Социализация личности в гуманитарии

    В результате интерес к процессу социализации проявили многие направления гуманитарных наук. Явление стали рассматривать не только с точки зрения психологии, но и педагогики. Также представители педагогической психологии стали прорабатывать эти вопросы.

    В результате возникла необходимость в том, чтобы дать единое точное понятие для этого термина. Также нужно было показать, чем социализация личности отличается от личностного развития и почему ее нельзя называть воспитанием.

    В первых редакциях термина отражалось понимание того, что социализация личности есть не что иное, как процесс приобретения ценностей общества, внедрение в окружающий социум.

    Например, с точки зрения И.С. Кона социализацию нужно рассматривать как приобретение у индивида опыта социальной жизни, благодаря которому происходит становление личности человека. примерно также понимает это явление и Б.Д.

    Парыгин. Он писал о том, что с помощью социализации человек «внедряется» в социальную среду, становится более к ней приспособлен.

    Также социализация личности способствует возникновению у человека определенных функций в обществе и ролей.

    Социальный опыт в процессе социализации

    Прошло время, и термин «социализация» стал претерпевать значительные изменения. Ученые перестали рассматривать это явление односторонне. Теперь уже стало понятно, что социализация личности – это не просто усваивание личностью существующих в обществе ценностей. Есть и другая сторона – человек должен уметь активно воспроизводить существующие в обществе отношения.

    Г.М. Андреева писала о том, что существует две стороны процесса социализации. С одной стороны личность усваивает социальный опыт благодаря тому, что находится в окружении социальной среды. Однако с другой стороны (что является мене изученным) личность активно воспроизводит существующую в социуме систему связей, активно действуя, включаясь в эту среду.

    Подобная точка зрения была и у Б.Ф. Ломова. Он писал о том, что личность очень активно внедряется в общественную жизнь, приобретает множество новых связей с людьми. Социальные качества улучшаются и формируются благодаря тому, что человек принимает участие в разных жизненных сферах деятельности.

    Это способствует тому, что социальный опыт становится все более прочным. И чаще всего именно эти процессы ученые воспринимают как социализацию.

    Развитие социальной жизни личности

    Однако есть и другая сторона вопроса. Ведь человек, начиная действовать в разных направления общественной жизни, начинает расти, как личность самостоятельная и автономная. Получается, что развитие социальной жизни человека способствует и его индивидуальному формированию личности.

    Получается, что более правильно будет воспринимать социализацию, как двусторонний процесс. Он включает в себя изучение системы социальных отношений и личное их воспроизводство.

    Отечественная психология предлагает два типа определения для термина: широкое и узкое. Узкий смысл термина заключается в том, что это процесс вхождения человека в общественную среду и адаптация к ней. Широкий смысл заключается в исторических процессах. Эту точку зрения описывал Б.Д. Парытин.

    Также нужно рассмотреть содержание социализации. Оно включает в себя систему всех влияний социума, которым подвергается человек. Это могут быть культурные явления, произведения искусства, политические концепции, воздействие СМИ.

    Также сюда включается и то, как сам человек относится ко всем этим факторам влияния. Особенности характера человека, а также его социальная ситуация оказывают сильное влияние на содержание процесса социализации.

    Модели поведения человека

    Т.Шибутани писала о том, что содержание явления заключается в том, каковы имеются у человека модели поведения, какие у него привычки, какие у него взгляды. На это оказывает большое влияние национальная психология – стереотипы, принятые в обществе, общий эмоциональный фон.

    Человек все чаще находится внутри тех или иных социальных групп, что оказывает непосредственное влияние на его социализацию. Люди в этих группах взаимодействуют друг с другом, у них устанавливаются многоуровневые связи, формируются отношения между собой. Так приобретаются навыки взаимодействия с обществом. Человек с самого рождения испытывает потребность в общении.

    Можно выделить три главные жизненных сферы, оказывающие влияние на социализацию. Сюда включается деятельность личности, его общение с другими индивидами, его самосознание. Человек в каждой из этих сфер жизни приобретает новые социальные связи и формирует их.

    Согласно А.Н. Леонтьеву, социализация личности позволяет расширить спектр видов деятельности. Благодаря этому процессу он приобретает новые способности. Также в каждом виде деятельности он начинает лучше ориентироваться, образуются активные связи между ними. В результате человек лично выбирает те виды деятельности, которые лучше раскрывают его индивидуальную личность.

    Выделяется ведущий вид деятельности, вокруг которого центрируются все остальные. Развивается иерархия типов деятельности и поведенческих моделей. Так человек начинает усваивать новые для себя роли, воспринимает их значимость для себя, расширяет свои возможности в обществе.

    Таким образом, сущность рассматриваемого нами явления проявляется в двух аспектах одного процесса. Во-первых, человек активно усваивает социальный опыт благодаря тому, что все время взаимодействует с окружающей его социальной средой и формирует систему связей с обществом. С другой стороны, человек активно воспроизводит усвоенные им социальные связи во время своей деятельности.

    Именно эти два аспекта социализации чаще всего рассматриваются в различных работах авторов, которые воспринимают социализацию, как полноправную тему в познании социальной психологии.

    Важно понимать, что личность не просто приобретает тот или иной социальный опыт. Этот опыт преобразуется, рождая определенные ценности и установки в сознании человека.

    Получается, что человек не пассивно воспринимает социальны опыт, но активно применяет его для приобретения собственных моделей поведения. Он совмещает новый опыт с уже имеющимся и вырабатывает собственные социальные качества.

    Если воспринимать взаимодействие человека с обществом с позиции, что это взаимодействие двухстороннее и оказывает взаимное влияние, то можно сказать, что обе стороны процесса становятся субъектами развития.

    В результате мы делаем вывод, что каждый отдельный человек внутри социального окружения – это не только объект социальных отношений, но и его субъект.

    Виды социализации

    Существует несколько видов социализации, которые распределяются в зависимости от периода, когда они проистекают.

    1. Первый период социализации. Это время начинается от момента рождения и заканчивается периодом взрослого человека. Это очень важный этап социализации. Обычно на него оказывают самое сильное влияние родители в семье ребенка.
    2. Второй период социализации (его еще называют вторичной социализацией или ресоциализацией). В это время человек замещает уже имеющиеся поведенческие модели новыми. Часто это происходит в результате разрыва прежних шаблонов. Человек усваивает новые шаблоны поведения. Этот период социализации продолжается на протяжении всей жизни человека.

    Типы социализации

    Также выделяют следующие типы социализации:

    1. Групповая. Она возникает внутри определенной социальной группы. Обычно протекает внутри той группы, в которой чаще всего находится ребенок. Нормы и правила этой группы он усваивает в первую очередь.
    2. Гендерная. Она учитывает то, к какому полу относится ребенок. Мальчикам свойственно усвоение мужского поведения. А девочкам – женского.
    3. Организационная. Это тот тип социализации, который протекает во время организации трудовой деятельности. Человек учится взаимодействовать с начальниками, с подчиненными, с коллегами. Он учится правильно относиться к процессу труда.
    4. Досрочная. Этот тип подразумевает как бы тренировку будущих видов деятельности. Например, девочки любят играть в дочки-матери, репетируя свою будущую взрослую жизнь.

    Факторы социализации

    На процессы социализации оказывают влияния следующие группы:

    • семья человека;
    •  его ровесники;
    •  образовательные заведения, в которых он обучается;
    • религиозная принадлежность человека;
    • система права в стране;
    • СМИ.

    Критерии социального развития

    Существуют следующие критерии этого явления:

    • система ценностей и установок у человека, его стереотипы и его картина мира;
    • насколько человек адаптирован к окружающей его социальной среде;
    • личностная социальная идентичность.

    Итак, социализацию мы будем воспринимать как двусторонний процесс, содержание которого заключается в усвоении и воспроизведение социального опыта в результате внедрения личности в социальную среду.

    Источник: https://podrastu.ru/razvitie/socialnoe/sosializasija-lichnosti.html

    Ответы к экзамену по социальной психологии — Понятие социализации

    Page 45 of 48

    Понятие социализации

    Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки (Кон, 1988. С. 133). В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание».

    По объему понятия «развитие личности» и «социализация» в этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личности кажется значительно более четко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то притушен, коль скоро в центре внимания — социальная среда и подчеркивается направление ее воздействия на личность.

    вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание». Как известно, термин «воспитание» употребляется в нашей литературе в двух значениях — в узком и широком смысле слова.

    В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия.

    В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д.

    Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество, и, как часто говорится в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется.

    Сделав это уточнение, можно так определить сущность социализации: социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

    Содержание процесса социализации. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена особо. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

    Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей (Леонтьев, 1975. С. 188), т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса.

    Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение.

    Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Как следствие этого возникает и второй процесс — центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей.

    Наконец, третий процесс — это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

    Вторая сфера — общение — рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью.

    Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е.

    умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие

    третья сфера социализации — развитие самосознания личности. становление в человеке образа его Я. С точки зрения социальной психологии здесь особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задает этот процесс.

    Играет ли роль тот факт, что количество групп может варьировать весьма сильно, а значит, варьирует и количество связей общения? Или такая переменная, как количество групп, вообще не имеет значения, а главным фактором выступает качество групп (с точки зрения содержания их деятельности, уровня их развития)? Как сказывается на поведении человека и на его деятельности (в том числе в группах) уровень развития его самосознания — вот вопросы, которые должны получить ответ при исследовании процесса социализации.

    Стадии процесса социализации

    особое значение для развития личности имеет период раннего детства.

    Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия.

    Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

    а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина.

    Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека.

    Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос.

    Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э.Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость).

    Лишь последний из возрастов — «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности (Берне, 1976. С. 53; 71—77).

    Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.

    Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития.

    Институты социализации. На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки.

    На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций.

    Что касается дошкольных детских учреждений, то их анализ до сих пор не получил прав гражданства в социальной психологии. «Оправданием» этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа.

    Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации

    В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз.

    Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив.

    Однако не все аспекты проблемы при этом освещаются: можно сказать, к примеру, о таком повороте этой проблемы,как причины отрыва личности от трудового коллектива, уход ее в группы антисоциального характера, когда на смену институту социализации приходит своеобразный институт «десоциализации» в виде преступной группы, группы пьяниц и т.д. Идея референтной группы

    Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах.

    Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы.

    Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

    Естественно, что каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное «извлечение» из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

    Для личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации. Так, при определении стадий социализации необходимо учитывать социально-экономические различия города и деревни, историко-культурные различия стран и т.п.

    Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни.

    В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.

    Содержание процесса социализации:

    1)Освоение новых видов человеческой деятельности (игровая, общение, труд, творчество).
    2)Освоение новых форм и видов общения с людьми в группах и обществе, развитие своего коммуникативного потенциала.
    3)Развитие самосознания личности. Становление образа Я, который выражается в самооценке, самоотношении, и уровне притязаний.

    4)Развитие основных социальных потребностей человека и адекватных способов их удовлетворения.
    5)Половая социализация — процесс освоение человеком своей половой роли и осознания себя принадлежным к мужской или женской группе (полоролевая идентификация).

    Половая роль — система общественных предписаний в виде определенной модели поведения которой должен соответствовать человек, чтобы общество признало его мужчиной или женщиной. Содержание половых ролей кратко выражается в понятиях мускулинности и феминности.

    Содержание половы ролей не является раз и навсегда данными хар-ми, а меняется от истории, культуры, экономических условий жизни. Ребенок усваивает свою половую роль на примере взрослых людей. В подростковом возрасте наслаивается опыт общения со сверстниками. Свою половою роль дети впервые осознают в 3 года, в 5-6 лет они понимают необратимость своего пола.

    Половая идентичность — единство поведения и самосознания ч-ка причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующие половой роли.
    6) Политическая социализация — самая поздняя по времени — осознание ч-ом себя в роли субъекиа политической д-ти.
    Стадии процесса социализации.
    1. Дотрудовая (детство, отрочество, юность). 2.

    Трудовая (Период зрелости до выхода на пенсию) 3. Послетрудовая.
    Институты социализации. (Первые три – основные)
    1. Семья.
    2. Первичные социальные группы (В детском саду, классы в школах).
    3. Средства массовой коммуникации.
    4. Религиозные конфессии с их программами для детей и молодежи.
    5. Организации по досугу детей и молодежи.
    6.

      Юридическая система. Профилактика правонарушений среди детей и молодежи.
    7. Политические партии с молодежными парламентами и организациями.
    8. Субкультура ровесников.
    Все эти институты воздействуют на развивающуюся личность как целенаправленно, так и стихийно.

    Стихийность проявляется: а) в расхождении у взрослых между словом и делом; б) в определенном психологическом климате семьи; в) неконтролируемый личный пример; г) семейные традиции, праздники, ритуалы.
    Механизмы социализации.
    Это способы, с помощью которых происходит усвоение социального опыта на разных стадиях процесса социализации.
    1)Подражание.

    Бессознательное копирование поведения других людей. С возрастом этот механизм становится сознательным и целенаправленным.
    2)Конформность. Используется в основном взрослыми людьми (усвоение чужого мнения)
    3)Идентификация.

    Применительно к социализации — идентификация это способ психологической связи человека с другими людьми, в результате которого все действия и идеи в человеке вызывают такие влияния, как если бы они протекали в нем самом. Благодаря идентификации, человек может идентифицировать с кем либо.

    Личностью или социальной группой (находит сходство сними — перенимает способы поведения). Механизмы идентификации наиболее актуальны в подростковом возрасте.
    Эффекты, результаты социализации.
    В идеале результат социализации — это зрелая, гармонично развитая личность, законопослушный гражданин.
    В реальности далеко не все люди проходят процесс социализации. Если человек жил в обществе — он уже частично социализован.
    В отличие от целенаправленного образования, процесс социализации отчасти стихиен, то есть его результаты для различных людей различны. И не всегда поддаются контролю и коррекции.

    Источник: http://spargalki.ru/psyhologiya/117-soci.html?start=44

    Ссылка на основную публикацию