Действие: основания и целесообразность — психология

Успех в жизни

Как только вы возьмете себе за правило каждый день, неделю, месяц намечать себе определенную цель, к вам постепенно придет умение ставить перед собой и более долгосрочные задачи, а также планировать свою жизнь в ближайшем будущем.

Немного позднее мы рассмотрим вопрос, каким образом определить, правильную ли цель вы избрали, то есть верна ли психологическая целесообразность. Но важно уже сейчас понимать, правильной ли является та цель, которую вы поставили перед собой.

Как же сделать это?

Разумеется, нет ничего приятного в трате времени и сил на цели, которые в конечном итоге не будут вас удовлетворять. В таком случае, после того, как вы запишете в свой план определенную цель, необходимо пройти тест, ставя перед собой определенные вопросы.

Спросите себя, является ли ваша цель именно той целью, которой вы хотите достичь. Попробуйте визуализировать тот момент, когда вы осуществите желаемое. Удовлетворяет ли вас полученный результат в полной мере? Вполне возможно, что осуществление задуманного принесет определенные отрицательные моменты.

К примеру, если вы хотите иметь катер, то это, без сомнения, может быть отличным отдыхом и развлечением, однако надо быть готовым к тому, что расходы по содержанию этого приобретения перевесят все возможные удовольствия.

Но, конечно, существует и вероятность, что расходы были вами предварительно учтены, или же вы продумали дополнительные варианты в виде катера напрокат, что не сулит вам никаких дополнительных проблем.

Достижима ли ваша цель? Продумайте этот вопрос, опираясь на реальности жизни.

Вероятно, вы сможете победить в марафоне, но что насчет Олимпийских игр? Стоит ли ваша цель того, чтобы добиваться ее, невзирая на возможные последствия? Не пострадают ли окружающие в случае вашего успеха? Не изменится ли с ее достижением установленный порядок вещей, который до того момента был вполне гармоничным и для вас, и для окружающих? Готовы ли вы к тому, что за любую цель придется платить определенную цену? Итак, будьте разумны и смотрите на вещи реалистично – не только на ту деятельность, которую вам придется развивать для достижения цели, но и на жертвы, которые неизбежны ради того, чтоб добиться желаемого. Подумайте, стоит ли овчинка выделки? Таким образом психологическая целесообразность будет определена.

Если вы обдумаете поставленные вопросы и честно ответите на них, то вы тем самым сможете не только сэкономить собственное время, но и избежать возможных разочарований и огорчений в будущем.

Мы не рассматриваем сейчас вопрос о том, получится ли у вас выполнить свою задачу. Мы уже говорили, что наше сознание всегда способно найти достаточные причины для того, чтобы отступить, и в конечном итоге ваше предприятие замрет на полдороге.

Вопросы, которые мы рассматриваем именно сейчас, призваны определить в вас силу вашего желания и уверенность, свойственную вам. Если ответы на поставленные вопросы отрицательные, то, похоже, у вас нет достаточно серьезных причин для осуществления этих целей.

И цена, которую предполагает полученный успех, не оправдывает тех усилий и жертв, которые вам пришлось принести.

Отвечая отрицательно, вы тем самым даете понять себе, что цель эта не является на самом деле важной для вас, но, отказываясь от нее, вы должны понимать, почему поступаете подобным образом.

Это действительно имеет большое значение, потому что, не понимая четко причин отказа от цели, подсознательно вы взращиваете в себе чувство вины, которое будет то и дело прорываться с вопросом о том, почему вы отказались от собственной мечты и не рискнули идти до конца.

С положительным ответом все гораздо проще – вам просто необходимо рассмотреть те меры, которые нужно принять для достижения цели, а также для роста ваших усилий.

Добиться этого достаточно несложно, если цель соответствует вашей системе ценностей.

Именно тогда вы способны посвятить себя достижению цели в полной мере, а также можете осуществлять контроль своего поведения, вырабатывая уверенность в себе, не обращая при этом внимания на слова или мысли окружающих по поводу ваших действий.

Каждый день, прожитый вами, состоит из 1440 минут. Итак, вам необходимо организовать свою жизнь таким образом, чтобы из всего этого времени хотя бы один процент уходил на постижение новых способностей и навыков, на планирование и обдумывание будущего.

Поверьте, вы будете удивлены тем, какой результат могут принести вам всего 14 минут, потраченных подобным образом. Если вы уверены, что цель, поставленная вами, действительно важна, то вам необходимо каждый день предпринимать шаги для того, чтобы достигнуть ее.

Не превращайтесь в человека, который после долгого и тщательного планирования и изучения откладывает составленные планы в долгий ящик, не в состоянии приступить к их реализации, так как вам никак не подворачивается удобный случай, чтобы начать.

Какой бы ни была ваша цель, если она действительно важна для вас, то концентрируйтесь на подготовке до тех пор, пока не появиться возможность – тогда не упустите шанс увидеть и распознать ее, чтобы мгновенно приступить к выполнению задуманного.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей

Источник: http://www.yourfreedom.ru/psixologicheskaya-celesoobraznost/

Педагогическая психология: учебник для вузов

Формирование современной педагогической психологии определяется гуманитарными идеалами научности, направленными на становление самостоятельного, жизнеспособного человека как уникального духовного образования в условиях обучения и воспитания.

Принцип социальной целесообразности.

Развитие педагогической психологии обусловлено системой социальных ценностей и ожиданий, принятых в рамках образовательной системы и в обществе в целом, которые определяют социальную целесообразность тех или иных действий теории и практики.

Так, на настоящем этапе социально целесообразным становится создание таких образовательных систем, которые способствуют воспитанию самостоятельной, автономной личности, способной к определению и реализации целей собственного развития и дальнейшего развития общества.

Любое психическое явление или система, ставшие предметом изучения педагогической психологии, анализируется с точки зрения социальной целесообразности на двух уровнях:

– уровень адаптации (непротиворечие индивидуальных норм субъекта общественным требованиям при обеспечении своей жизнедеятельности);

– уровень преобразования себя и общества (создание новых общественно-исторических форм, способствующих развитию данного человека (системы) и прогрессу общества в целом).

Принцип единства теории и практики. Образовательная практика является основным источником проблем для теоретических и экспериментальных исследований педагогической психологии, а также критерием оценки их результативности. Психолого-педагогическая теория и практика взаимно влияют друг на друга.

Выделяются три ключевых вопроса при организации взаимодействия теории и практики педагогической психологии:

Зачем? Поиск смысловых оснований применения новых психологических знаний человеком (вовлечение человека в событийную общность с новым знанием и с психологом, приобретение личностного смысла в новом знании, приобретение потенциала для совершения дальнейших преобразований).

Что? Определение целей психологического воздействия (в зависимости от понимания природы человека и его развития);

Как? Оценка эффективности применяемых психотехник (целесообразность применения, характер влияния психолога, краткосрочные и долгосрочные результаты влияния психолога и т. д.).

Принцип развития. Целью любого воздействия теории и практики педагогической психологии является становление, развитие участников образовательного процесса и системы образования в целом. Любое явление и процесс изучается в развитии и становлении, а не в качестве завершенной системы. Эффективная система образования и воспитания гармонично сочетает в себе развитие трех типов:

– рост и созревание – приобретение психических новообразований путем их биологического вызревания в процессе онтогенеза без активного вмешательства со стороны участников образовательного процесса. Примерами образовательных систем, основанных на данном типе развития, являются системы свободного воспитания личности (Вальдорфская школа, школа М. Монтессори и др.);

– формирование – приобретение психических новообразований за счет интериоризации общественного опыта и норм, активно транслируемых взрослыми участниками образовательного процесса. Образовательные подходы, основанные на данном типе развития, – бихевиористический и деятельностный;

Читайте также:  Место личности в новом мире наук о поведении - психология

– преобразование – приобретение психических новообразований через самостоятельный поиск средств собственного психического развития.

Данный тип развития осуществляется при содействии взрослых участников образовательного процесса, основная задача которых состоит в создании возможностей для самосовершенствования ребенка.

Гуманистическая педагогика, экзистенциально-гуманистический и субъектный подходы к образованию реализуют данный принцип развития на практике.

Принцип детерминации позволяет устанавливать взаимосвязь предмета исследования с предыдущими или последующими событиями и отношениями его жизни, прогнозировать его дальнейшее поведение в зависимости от определенных воздействий среды. Выделяется два типа детерминации:

Каузальная детерминация устанавливает такие отношения между психическими явлениями, когда событие/отношение прошлого опыта неизбежно приводит к формированию определенного психического качества человека.

Например, девиантное поведение подростка позволяет предположить наличие неблагоприятных факторов семейного воспитания данного ребенка и выработать программу их оптимизации.

Недостатками интерпретации, построенной на каузальной детерминации, являются влияние стереотипов, а также жесткая привязанность к прошлому опыту субъекта, невозможность рассмотрения уникальных возможностей субъекта в преодолении каких-либо трудностей.

Целевая детерминация устанавливает такие отношения между психическими явлениями, когда цели и ценности субъекта направляют и определяют его жизнедеятельность. Психологическая помощь девиантному подростку в данном случае будет строиться на основе выявления его жизненных целей и ценностей, а также формирования самостоятельных навыков достижения данных целей.

Принцип системности. Предмет исследования рассматривается как компонент системы, имеющей самостоятельную цель функционирования. В педагогической психологии целью любой системы является развитие ее участников, осуществляемое на различных уровнях:

индивидуальном, который включает в себя генотипические, когнитивные, эмоционально-волевые, потребностно-мотивационные, личностные особенности и т. д.;

социальном, в котором содержатся коммуникативные навыки участников, выполнение социальных ролей, принципы существования социальной общности и т. д.;

духовном, имеющем ценностно-смысловые основания существования человека, субъектность человека – баланс между индивидуальными и социальными детерминантами поведения, отраженную субъектность – вклад в культуру и жизнь других людей.

После того как установлен состав уровней системы, анализируются взаимоотношения между ними, выявляются закономерности их функционирования, изучается генезис системы и системные качества изучаемого предмета.

В психологии, в том числе педагогической, к настоящему моменту сложились два методологических подхода к изучению человека: естественнонаучный и гуманитарный (психотехнический).

Естественнонаучный подход направлен на построение истинной картины происходящего, познание объективных, общих законов природы.

Психолог занимает позицию отстраненного исследователя, не влияющего на происходящее с исследуемым объектом. Исключено влияние собственного отношения к происходящему, ценностей, которые признает исследователь.

Различные типологии, классификации являются результатом использования математических методов обработки результатов.

Гуманитарный подход концентрируется на наиболее сущностных проявлениях человеческой природы: ценностях, смыслах, свободе, ответственности.

Для этого подхода наиболее важным становится не столько понимание психологических закономерностей и фактов, сколько отношение человека к этим фактам, смыслы, которые он им придает.

В гуманитарном познании акцент смещается с выявления общих закономерностей на поиск индивидуального, особенного. Кроме того, в гуманитарном подходе признается сложность, противоречивость и изменчивость человеческого бытия.

Педагогическая психология как наука нуждается в накоплении эмпирических данных, их систематизации и объяснении. Для этого в рамках естественнонаучной парадигмы сформированы две исследовательские стратегии:

стратегия наблюдения, обеспечивающая сбор данных в контексте поставленной исследователем задачи, накопление эмпирического материала, для того чтобы в дальнейшем выйти на описание закономерностей наблюдаемого процесса или явления;

стратегия естественнонаучного констатирующего эксперимента, которая позволяет обнаружить явление или процесс в контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание.

Ребенок, педагог или родитель выступают здесь для психолога в качестве объекта исследования, испытуемого.

Программа исследования формируется заранее, влияние психолога на изучаемый процесс должно быть сведено к минимуму;

третья стратегия формирования того или иного процесса с заданными свойствами предполагает активное взаимодействие психолога с другим человеком.

Появление этой стратегии связано с тем, что современная педагогическая психология становится наукой не об устоявшемся личном сознании человека, но о сознании становящемся, развивающемся, сознании духовно растущего человека, совершающего усилие и работу по своему развитию.

Процедуры, используемые для реализации этой стратегии, гибкие, зависящие от особенностей взаимодействия. Психолог проявляет заинтересованность в происходящем. Для реализации третьей стратегии особенно важны умения психолога интерпретировать, понимать, рефлексировать, проблематизировать и вступать в диалог с другим человеком.

Интерпретация. В основе каждого языка лежат некоторые понятийные конфигураторы, которых мы условно назвали «интерпретационные схемы». Факты, помещаемые в личные интерпретационные схемы, приобретают различные смыслы. Возможность вхождения в смысловое поле другого ведет к пониманию людьми друг друга.

Понимание трактуется как искусство «схватывания» смыслов коммуникации, действий людей, фактов и событий, возникающих в контексте определенной ситуации.

Источник: https://profilib.net/chtenie/133299/avtorov-pedagogicheskaya-psikhologiya-uchebnik-dlya-vuzov-3.php

Целесообразность Целесообразный

09.05.2014 by petr8512

Красота – это наивысшая степень целесообразности.

Автор афоризма: Ефремов Иван

Нельзя ради желаемого рисковать необходимым.

Автор афоризма: Пушкин А. С.

Надо быть идиотом, чтобы ездить на внедорожнике по городу.

Автор афоризма: Ливингстон Кен

       Целесообразность  как качество личности –  способность действовать в соответствии с целью,  с оправданной для себя и других позицией, вполне разумно, практично и полезно.

     Когда в Вэйском царстве освободилось место первого министра, тот был сильно уязвлён, узнав о назначении другого сановника. Он пришёл к более удачливому сановнику и сказал: — Давай поговорим о наших заслугах, хорошо? — Давайте.

— У кого из полководцев в его армии солдаты и офицеры с радостью идут на смерть, у вас или у меня? — У вас. — Кто умеет управлять чиновниками, быть близким народу, наполнять сокровищницу государства, я или вы? — Вы.

— Кто защищает страну так, что сильная вражеская армия и голову повернуть не смеет в нашу сторону, вы или я? — Вы.

— В таком случае, если во всех отношениях я выше вас, почему же по положению вы выше меня? — Могу и я задать вопрос? Когда государь малолетний, а государство неустойчиво, когда сановники не поддерживают его, а народ ещё не доверяет ему, кому в таком случае доверить государство — вам или мне? Он некоторое время молчал, а потом ответил: — Вам. — Вот поэтому-то я и нахожусь выше вас. Возможно, другой человек из показной скромности и воздержался бы от последней реплики, но новый первый министр заботился не о минутном впечатлении, а определял простые и ясные отношения с бывшим соперником в будущем. Ведь взгляд из будущего всегда спокоен и ясен.

    Любой перечень заслуг в прошлом не перевесит целесообразности в будущем. Имеющий путь никогда не поступает «потому, что». Он всегда поступает «для того, чтобы». Самое слабое «для того, чтобы» сильнее самого сильного «потому, что».

Советую почитать:  Цепкость Цепкий

     Целесообразность – это когда твои действия предопределены и соответствуют цели, при этом определенная цель сама становится причиной совершаемых действий. Целесообразность – дочь причинности.

 В органическом мире она проявляется в приспособлении структур, функций живого к условиям среды, в определенной направленности процессов в живых организмах. В общественной жизни многие процессы направляются целеполагающим сознанием человека.

В личностном плане целесообразное действие, поступок – это то, чему присуща цель.

     Порой человек растрачивает своё время неосознанно, бесцельно или методологически не верно. Например, молодой человек решил узнать, в чем смысл жизни. Засел в библиотеке и долгие годы грыз гранит науки.

Перечитал тысячи книг, но так и не понял, в чём смысл человеческого бытия, в чем смысл предназначения человека.  Ошибка его состояла в нецелесообразности действий.

Нужно было не по библиотечным каталогам путешествовать, а искать лучшего наставника, который уже прошел этот путь, за которым стоит длинный ряд ученической преемственности, авторитетное знание и тысячи представителей, которые своей жизнью доказали истинность выбранного ими знания. Сколько бы времени было сэкономлено. Сколько бы не прочитано ненужных книг. Ближайший путь к успеху состоял в нахождении самого лучшего учителя.

    Один человек после четырнадцатилетней тяжёлой аскетической жизни приобрёл способность ходить по воде как посуху. Несказанно обрадованный этим, он прибежал к своему наставнику и сообщил ему об этом. Учитель ответил ему: — Бедный человек, ты потратил четырнадцать лет тяжкого труда на то, за что перевозчику платят несколько монет.

     Огромное преимущество человеческого разума над животным — разводить окружающие образы на целесообразные и нецелесообразные. Человек может рассуждать, разбирать видимые образы на целесообразные и нецелесообразные.

Читайте также:  Теория социального научения джулиана роттера - психология

Животные  делят объекты на «приятные» и «неприятные».

Способность разума отделить целесообразное от нецелесообразного подразумевает, что человек, если в нем проявлена целесообразность спокойно может подавить нецелесообразное и принять целесообразное.

Советую почитать:  Целостность (Цельность)

     Например, ребенок не понимает, что скушать одно мороженое может быть и целесообразно, но ум ему говорит: — Съешь десять штук. Нецелесообразность всегда подчиняется велению ненасытных чувств и желаниям вожделенного ума. На следующий день температура, боли в горле, словом, ангина.

      Целесообразность – подчиненная разума.

Мартин Лютер Кинг писал: «Трусость спрашивает — безопасно ли это? Целесообразность спрашивает — благоразумно ли это? Тщеславие спрашивает — популярно ли это? Но совесть спрашивает — правильно ли это? И приходит время, когда нужно занять позицию, которая не является ни безопасной, ни благоразумной, ни популярной, но ее нужно занять, потому что она правильная».

     За замужней женщиной стал ухаживать мужчина. Похотливый ум и возбужденные чувства нашептывают ей: — Ну, это всего лишь один раз. Голос чувств – голос нецелесообразности.

Если в женщине проявлена целесообразность,  она посредством разума охладит свои чувства и скажет себе: — У тебя семья, надежный муж и дети. Представь на минуточку, что они узнают о твоем поведении. Что будет? Развод. Презрение детей.

Послушав разум, она принимает целесообразное решение и отбрасывает нецелесообразное.

       Немного юмора. Насреддин сказал жене: — С каждым днём я всё больше и больше удивляюсь той целесообразности, с которой устроен этот мир — сделано, кажется, всё для пользы человека.

— Что именно ты имеешь в виду? — Возьмём, например, верблюдов. Как ты думаешь, почему у них нет крыльев? — Не имею представления. — Хорошо, тогда представь себе, что у верблюдов выросли крылья.

Тогда они смогли бы постоянно нарушать наш покой, садясь на крыши домов и донимая нас сверху плевками.

     Философ Александр Драгилев пишет: «Если душа знает, что ее цель обретение свободы от иллюзии, и она умеет принимать то, что поможет ей в достижении цели, тогда она духовно развита. Тогда этот человек духовного развитый.

А если он понимает, что слава, власть, стяжательство лишь больше закабалит его в этом мире и при этом все равно ищет уважение окружающих, ищет признание нынешнего поколения и следующего поколения, то значит, что он умозрительно это понимает, но такой человек не развит духовно.

Он еще не умеет, не способен сделать этот шаг — отказаться от нецелесообразного».

Советую почитать:  Ценность Ценный

   Некогда один торговец дал в долг какому-то человеку полмонеты. Прошло много времени, а тот всё не возвращал долг. Тогда торговец пошёл востребовать долг. На пути ему встретилась большая река. За переправу торговцу пришлось заплатить какому-то человеку две монеты.

Оказавшись на том берегу, он пошёл к должнику, но так и не смог повидать того. На обратном пути снова надо было переправляться через реку — снова заплатил две монеты. Так ради того, чтобы вернуть долг в полмонеты, торговец потерял четыре монеты. К тому же натерпелся в пути немало.

То, что ему задолжали, было ничтожно, издержки же — довольно значительны. В результате люди были удивлены его поведением и смеялись над ним.

С людьми, живущими в бренном мире, происходит то же самое: ради ничтожной славы и выгоды они разрушают великие поступки, ради своего собственного тела пренебрегают правилами поведения и долгом. В результате они сейчас пользуются дурной славой, а потом в виде воздаяния терпят муки.

Источник: https://podskazki.info/celesoobraznost/

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ

Целесообразность, целеполагание и целенаправленность не только развертывают деятельность в плане возможности и действительности, но и в определенном смысле связывают, опосредуют внешнюю и внутреннюю стороны, факторы деятельности.

Так, целесообразность можно рассматривать как «комбинацию» (взаимоопосредствование) причинности, относящейся к миру явлений, и законосоообразности. Она, с одной стороны, имеет вид причинности (одно полагается другим, например, функция или орган живого организма имеет основание не в себе, а в целом), с другой, она имеет С У Б Ъ Е К Т

П С И Х И Ч Е С К О Е

(Д У Х О В Н О Е)

/ощущение / ЧУВСТВО/ ПОТРЕБНОСТЬ/

ВОСПРИЯТИЕ ЭМОЦИЯ ВЛЕЧЕНИЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЖЕЛАНИЕ

ЗНАНИЕ СКЛОННОСТЬ

СОЗНАНИЕ ВОЛЯ

Мышление

О Т Р А Ж Е Н И ЕП О З Н А Н И ЕИ С К У С С Т В ОИ Г Р О В А Я Д Е Я Т.С П О Р ТП Р Е О Б Р А З О В А Н И ЕУ П Р А В Л Е Н И Е

Физический

Т р у д

Ф И З И Ч Е С К О Е

(МАТЕРИАЛЬНОЕ)

О Б Ъ Е К Т

Рис. Схема «ВИДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

замкнутый вид, зациклена (та же функция или орган существуют и развиваются на основании собственных законов). Или возьмем такой пример: мы моем яблоки перед едой.

Воздействуя на них таким образом, мы запускаем «механизм» причинной связи: одно явление — мойка — вызывает другое явление — очищение поверхности яблок от грязи и микробов. Второе есть следствие первого. В то же время это второе заранее предполагалось в качестве цели мойки.

Причинно-следственная связь как бы замкнулась на себе, зациклилась. В результате действия субъекта оказываются целесообразными, буквально сообразными цели, а не просто цепью причин и следствий.

Заслуживают внимания попытки объяснить «механизм» целесообразности с помощью понятий биокибернетики. «Новые аспекты проблемы органической целесообразности, — пишет И.Т.

Фролов, — раскрывает развитие биокибернетики, в частности принцип обратной связи, согласно которому в живых системах происходит обратное воздействие конечного эффекта, результата процесса на его исходный пункт, начало.

Отношение целесообразности выступает здесь как специфическая форма взаимодействия, позволяющая обнаружить определенную направленность процессов, их обусловленность конечными результатами, предстающими в качестве целей (разумеется, речь идет не о сознательных целях, а лишь об их аналогах, объективных по самой своей природе). Условность подобного использования понятия целесообразности не является осознанием для отказа от него»[204]. Обратная связь является одним из факторов, превращающих простую причинную связь явлений в целесообразную деятельность.

(Следует заметить, что автоматическое устройство, хотя в нем и используется принцип обратной связи, не осуществляет целесообразной деятельности, так как оно лишь средство человеческой деятельности, а не цель сама по себе. Живые организмы, в отличие от автоматов, имеют цель сами в себе, являются, как еще отмечал Гегель, причиной самих себя, causa sui).

Обратная связь означает постоянное соотнесение цели с промежуточными результатами. По смыслу своему она является опосредствующим звеном между целью и результатом, т. е. ее роль аналогична роли средства. Отрицательная обратная связь, по всей видимости, играет роль корректирующего средства. Положительная обратная связь — роль усиливающего средства.

Категория цели, как основание целеполагающей и целенаправленной деятельности, — не только достояние человеческого сознания, но необходимый элемент всякой психической деятельности. Когда парящий в небе орел видит на земле бегущего зайца, то он устремляется к зайцу как к цели.

Читайте также:  Деиндивидуализация - психология

Орел ставит перед собой общую цель (образ зайца, имеющий значение цели), ищет и выбирает конкретную цель (соотносит конкретный образ бегущего зайца с общим образом-целью) и затем стремится достичь ее.

Ориентировочная деятельность, свойственная не только человеку, но и животным, имеющим психику, в принципе невозможна без целеполагания и целенаправленных действий. Говоря об этом, мы, однако, не ставим знак равенства между человеческими целями и целями животных. Между ними имеется глубокое качественное различие.

Человеческая деятельность на порядок выше деятельности самых развитых животных. Об этом можно судить хотя бы по таким признакам человеческого целеполагания как способность мечтать или выдвигать идеи. У животных цели имеют, так сказать, конкретно-ситуативный характер. Они не «заглядывают» далеко в будущее.

Цель жизни

Жизнь — это деятельность вообще, совокупная деятельность живого организма, существа, жизнедеятельность в самом глубоком смысле этого слова. У живых организмов и живых существ она — биологическая форма деятельности, у человека — биосоциальная форма.

На фоне жизни как общей, интегральной деятельности человек осуществляет специальные или специализированные формы деятельности, такие как общение, познание, практическая деятельность, труд, отдых и т. д. Эти формы деятельности существуют и развиваются лишь в общем контексте жизни, жизнедеятельности субъекта.

Цель «задает» целостность деятельности. Если это цель жизни, то она определяет целостность жизни. У человека, не имеющего цели жизни, и жизнь не реализуется как органическое целое в биосоциальном, т. е. человеческом смысле. «Жизнь без цели — человек без головы» — гласит народная мудрость.

Не всякий человек ставит перед собой цель жизни, но если ставит, то этим человек полагает ее как целенаправленную деятельность.

Вообще в реальной жизни существует целое дерево целей. Цель жизни — это главная или общая цель жизни. Помимо нее существуют либо подчиненные, промежуточные, либо побочные цели. Подчиненные и промежуточные цели — это цели, осуществление которых открывает путь к главной цели жизни, приближает к ней.

Побочные или параллельные цели — это цели, которые формируют всю «кухню» жизни, обусловливают полноценное гармоническое развитие человека. В своей сумме они не менее важны, чем главная цель жизни (например, цель укрепить здоровье средствами физической культуры, построить дом, различные увлечения, хобби). В некоторых ситуациях возникает конфликт между главной целью жизни и побочными целями.

Этот конфликт может завершиться либо победой главной цели жизни, либо победой побочных целей.

Главная цель жизни — это цель, осуществление которой оправдывает жизнь человека в целом, как личности, субъекта, стоящего где-то наравне с обществом, осознающего свои цели как цели человека вообще или цели того или иного сообщества людей. В главной цели жизни по логике вещей сливаются воедино стремления человека как индивидуума и цели общества.

Проблема определения цели жизни сродни проблеме выбора профессии. Более того, первая является, как правило, продолжением второй.

В формировании цели жизни «участвуют» и случайность, и необходимость, и внешние обстоятельства, стимулы, и внутренние побуждения, мотивы.

В некоторых случаях бывает и так, что человек не останавливается на выборе какой-то одной цели жизни (яркий пример: две жизни А.П. Бородина как композитора и химика).

Если цель поставлена, то она становится законом деятельности, категорическим императивом, необходимостью, которой человек подчиняет свою волю.

Таким образом, мы видим две стороны сознательной жизнедеятельности: целеполагание (поиски цели, выбор цели) и целенаправленность (целеустремленность, движение к цели, вернее, от цели к результату). Обе стороны важны для человека в равной степени.

Понимая важность цели и связанных с ней целеполагания и целеустремленности, не следует, однако, абсолютизировать ее. Жизнь в некотором смысле есть единство цели и бесцельности, т. е. единство организованности и неорганизованности, труда и отдыха, напряжения и расслабления.

Бесцельность реализуется прежде всего в том, что наряду с главной целью жизни существует множество побочных целей. Поиск и реализацию побочной цели (и вместе с тем отвлечение от главной цели) можно интерпретировать как бесцельность.

Говорят же, что нельзя все время работать, думать об одном, что нужно отвлечься, развлечься, отдохнуть, снять напряжение, переключиться на другой род деятельности.

Не случайно современный человек все больше внимания уделяет побочным занятиям, хобби, интуитивно сознавая, что напряжение труда, главной цели, главного дела жизни может просто уничтожить его.

Нужно также иметь в виду, что жизнь человека не всегда протекает на уровне целеполагания и реализации целей. Человек может совершать целесообразные действия, минуя стадию целеполагания, чисто инстинктивно, безотчетно.

Например, потребность в отдыхе, сне может «реализоваться» в виде цели (поисков ночлега и т. п.) или непосредственно — человек незаметно для себя уснул в метро.

Или такой пример: когда человек случайно касается рукой горячего предмета, то он отдергивает ее — здесь совершено целесообразное действие, но нет целеполагания и сознательного стремления к цели.

Когда возникает необходимость целеполагания? Вероятно тогда, когда между потребностью и ее удовлетворением имеется какое-то препятствие (не очень большое, но и не очень маленькое) или для удовлетворения потребности нужно совершить сложные ориентировочные действия.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/22297.html

Сознательность и целесообразность праксиологии

Деятельность человека разумна, осмысленна и, как правило, целесообразна. «Рациональность -черта, действительно внутренне присущая всем видам человеческой деятельности», -отмечает Э. Кассирер.

Рациональность означает способность человека разумно определять цели своей деятельности и свободно и сознательно управлять ими. И. Г. Фихте отмечал, что человек действует не по необходимости, как природа, но по осознанному намерению. Поэтому моральная задача человечества -преобразование природы и общества.

Он подчеркивал, что человек будет вносить порядок и план в общее разрушение, через него само тление будет строить, и смерть будет призывать к новой прекрасной жизни. «Там, где ступает человек, пробуждается природа, под его взглядом готовится она получить от него новое, прекрасное создание.

…В его атмосфере воздух становится легче, климат мягче и природа проясняется в надежде превратиться через него в жилище и хранительницу живых существ».

Сознательность и целесообразность свойства, указывающие на видовые отличия человеческой деятельности от активности животных. Однако они не существуют «в чистом виде», и было бы упрощением исключать из понимания человеческой деятельности свойства, противоположные названным.

В частности, задумаемся над вопросом, вся ли человеческая деятельность сознательна? Фактически деятельность предполагает выработку некоторых навыков (а профессионализм доводит многие навыки до автоматизма); в деятельности дают о себе знать неосознаваемые влечения, установки, опыт, следы прошлых впечатлений, иногда это впечатления, полученные в младенческом возрасте (прочитайте удивительное произведение Михаила Зощенко «Повесть о разуме»). Есть основание утверждать, что деятельность представляет собой единство полярностей «сознательный бессознательный». Крайние ситуации -абсолютно бессознательная и абсолютно подчиненная сознанию деятельность -можно представить лишь как некую абстракцию, чрезвычайно редко встречающуюся в жизни. Больше того, буквальное, полностью подконтрольное сознанию действие чаще всего неэффективно.

Сознательность обусловливает целесообразный характер деятельности, поскольку постановка цели предполагает осознание своих потребностей и наличной ситуации как условия их удовлетворения. Целесообразная деятельность ориентирована на некий заранее запланированный результат.

Энтони Гидденс в своем труде «Устроение общества» обращает внимание на значимость незапланированного результата деятельности человека. Но деятельность, как мы убедимся в этом при последующем изложении, может быть и бесцельной, самоценной, т.е.

деятельностью ради удовлетворения потребности в самом процессе. Конечно, бессознательная деятельность бессмысленна, так как не преследует никакой цели, но результат ее может быть вполне целесообразным (не умеющий плавать, барахтающийся в воде человек, не тонет).

Но не всякая бесцельная деятельность бессознательна (например, игра).

Источник: http://news.zancor.ru/index.php/filosofiya/131-soznatelnost-i-tselesoobraznost-praksiologii

Ссылка на основную публикацию