Развивающее насилие — психология

Эмоциональное насилие в семье опаснее физического

Развивающее насилие - психология

Эмоциональное насилие в семье возникает в том случае, если кто-то из супругов проявляет скрытую или явную агрессию по отношению к своему партнеру. Слово «агрессия» в переводе с латыни звучит как нападение.

Агрессия в доме

Иными словами агрессия – это стремление напасть на более слабого партнера, чтобы подчинить его своей воле и верховодить, воздействуя на эмоции и психику партнера.

В большинстве случаев психологическое насилие проявляется в запугивании, постоянных угрозах и оскорблениях, а также в необоснованной критике и постоянных придирках со стороны семейного тирана.

Многие специалисты отмечают, что эмоциональное насилие в семье всегда регулярно повторяется, невзирая на постоянные заверения разбушевавшегося партнера, что в этот раз он попросту не сдержался. У многих женщин, чаще всего страдающих от эмоционального насилия, всегда возникает чувство незащищенности и вины.

Однако причины агрессивного поведения мужчины следует искать в нем самом и ни в коем случае не винить себя и корить за то, что сделала что-то не так.

Причины возникновения насилия в семье

Психологи определяют основные причины насилия в семье, влияющие на проявление мужской агрессии:

Отчего скандалы

  • Психологическая слабость. Желание самореализации за счет более слабой женщины. Это характерно для трусливых и слабых мужчин. Женщина не может дать отпор, поэтому психологически слабый муж постоянно терроризирует свою жену и детей, демонстрируя перед ними свою силу.
  • Психические отклонения. Наличие отклонений в психике, вызванных глубокой психологической травмой и проявляющихся в форме нарциссизма, социопатии и пограничных состояний. Часто причина кроется в глубоком детстве, когда мальчик рос на фоне грубого и неуважительного отношения отца к матери.
  • Потребность в самоутверждении. Мужчины с заниженной самооценкой прибегают к насилию над супругой, реализуя, таким образом, собственную потребность в самоутверждении.
  • Проблемы с коммуникацией. Неспособность к общению, вызванная низким уровнем образования и неумением договариваться.
  • Прошлый опыт. Немаловажную роль играет среда, в которой формировался и рос будущий мужчина. В одинаковой мере пагубное воздействие на мальчика могла оказать как вседозволенность в его собственной семье, так и строгое авторитарное воспитание.
  • Самореализация за счет жертвы. Стараясь обрести власть хотя бы в семье, мужчина стремиться доказать, что он – лидер и держит все под контролем. Стремление контролировать все действия жены и ее поведение объясняется неуверенностью мужчины в себе и в том, насколько прочными являются семейные узы.

Основные признаки насилия в семье

Все существующие признаки эмоционального насилия в семье делятся на три основных типа:

  1. вербальная агрессия;
  2. доминантное поведение;
  3. ревность и манипулирование.

Вербальная эмоциональная агрессия в семье

Это наиболее четко выраженная форма эмоционального насилия. Даже за время непродолжительного общения с домашним тираном можно легко определить основные признаки агрессии:

  1. Критика. Мужчина постоянно отпускает неприятные колкости в сторону жены, подчеркивая недостатки ее внешности, неумение готовить или следить за порядком в доме. К тому же обидные замечания бесцеремонно отпускаются даже при посторонних.
  2. Презрение. Любое занятие женщины, будь то работа, общественная деятельность, воспитание детей или ведение домашнего хозяйства подается в негативном ключе.
  3. Деспотизм. Мужчина не хочет и не умеет просить. Он требует беспрекословного исполнения его приказов.
  4. Унижение. Постоянные оскорбления в адрес женщины, звучащие на фоне вполне благоприятной обстановки.
  5. Словесные запугивания. Добиваясь своего, деспот часто прибегает к запретам, шантажируя женщину относительно общения с детьми и близкими, а также грозит побоями и сексуальным насилием. Часто мужчина запугивает женщину самоубийством, подробно описывая все, что он собирается при этом сделать.

Обвиняя жену во всех семейных неурядицах и проблемах, тиран снимает с себя чувство ответственности, добиваясь от своей жертвы раздражения, обиды, чувства вины и недовольства собой.

Доминантное поведение при насилии в семье

Семейный тиран всегда старается подчеркнуть свое превосходство и лидерство. Его можно узнать по следующим признакам иповедении при насилии в семье:

  1. Запрет на общение. Лишая жену возможности общаться с родственниками, друзьями и коллегами по работе, мужчина уже подает сигналы проявления агрессии. Насторожитесь, если ваш избранник изымает ваш телефон, не дает возможности общаться в социальных сетях через интернет, лишает вас возможности самостоятельно пользоваться транспортом. Деспотичный партнер может зайти настолько далеко, что начнет уничтожать и портить любые средства связи для того только, чтобы отрезать вам путь к общению.
  2. Слежка. Неуверенный в себе мужчина все время подозревает свою женщину. Поэтому в ход идут любые методы: проверяются телефоны, электронная почта, контакты в социальных сетях и даже устанавливается видеонаблюдение. Женщина все время находится в поле зрения такого мужчины.
  3. Постоянное присутствие. Мужчина стремится постоянно находиться рядом. В начальной стадии отношений женщина принимает это за проявление безграничной любви. Однако, стоит насторожиться, если требуя присутствия своей избранницы мужчина подолгу занимается своими делами.
  4. Ограничение на контакт с внешним миром. Тревожным звоночком для женщины должно стать требование не работать и все время находиться дома. На эмоциональное насилие в семье указывает и необходимость получить разрешение от своего партнера для того только, чтобы выйти из дома.
  5. Возложение роли добытчицы. Зачастую тиран не в состоянии найти высокооплачиваемую работу или не работает вовсе. Все заботы о материальном обеспечении семьи ложатся на хрупкие женские плечи. Но это не мешает мужчине вести себя по-хамски.
  6. Воздержание. Доминантное поведение проявляется в намеренном игнорировании жены в постели.

Эмоциональное насилие в семье может выражаться и в полной финансовой зависимости женщины с требованием строгой отчетности за каждую потраченную копейку.

Другие формы насилия в семье

Нет покоя в доме

Проявление ревности и вытекающий отсюда тотальный контроль также являются признаками эмоционального насилия. Если женщина не дает повода, но постоянно слышит упреки по поводу своего общения с противоположным полом, необходимо хорошо подумать, стоит ли продолжать отношения с ревнивцем.

Воздействие на психику партнера может носить и не явно выраженный характер. В этом случае имеет место манипулирование, которое можно распознать по таким характерным особенностям поведения, которые выражают формы насилия в семье:

  1. Бахвальство. Преувеличение своих достоинств, постоянное сравнивание своих достижений с результатами деятельности жены не в ее пользу.
  2. Угнетение. Тиран всегда стремится вызвать чувство вины у партнерши за все случившиеся неурядицы.
  3. Требование восхищения. Деспот нахваливает жену с той лишь целью, чтобы вызвать ответную лесть в свой адрес.
  4. Прессинг. Мужчина постоянно лжет и изворачивается, держит жену в неведении, заставляя ее нервничать. В этом случае, чтобы получить достоверные факты, женщина вынуждена выполнять нужные для деспота действия.

Стоит отметить, что при стечении определенных обстоятельств любой мужчина может выкинуть что-либо из приведенных фактов. Но далеко не каждый из них может считаться семейным тираном. Поэтому важно обратить внимание на главные признаки эмоционального насильника.

Механизм развития психологического насилия в семье

Начальный этап отношений характеризуется романтикой и возвышенными чувствами. В этот период сложно заметить проявление эмоционального насилия. Однако со временем появляются разногласия и начинают сыпаться упреки, за которыми уже можно определить появление начальной стадии воздействия на психику партнера. Начинает происходить развитие насилия в семье:

  • Снятие с пьедестала. Женщину должна насторожить негативная характеристика, которую ей начинает давать партнер. Не давая отпора, женщина оказывается загнанной в угол. У нее формируется заниженная самооценка, и она начинает думать, что она никому не нужна «такая».
  • Активный прессинг. На этой стадии усиливающиеся придирки формируют у женщины чувство вины. В угоду супругу она начинает стараться «исправиться», чем навлекает на себя усиливающиеся атаки гнева.
  • Полное подчинение. На этой стадии женщина начинает чувствовать себя полным ничтожеством. Это чувство усиливается из-за ограниченных контактов по воле мужа с родственниками и близкими. Женщина чувствует себя предательницей. Ей трудно поделиться с мужем своими переживаниями, и наступает точка слома.
  • Точка слома. Это состояние опасно тем, что женщина уже находится в безраздельной власти мужчины-тирана, который время от времени проявляет заботу и ласку. Невзирая на повторяющиеся вспышки гнева, женщина не покидает деспота, надеясь на то, что «это больше не повторится». Полностью раздавлена, она приходит к мнению, что лучше жить в плохом браке, чем коротать жизнь в одиночестве.

На фоне постоянных скандалов и неудовлетворенности жизнью может развиться тяжелая депрессия, порождающая ряд серьезных заболеваний.

Стоит отметить, что семейный деспот на людях выглядит вполне приличным мужчиной. Поэтому зачастую женщине никто не верит, даже ее родственники.

Черты психологического агрессора в семье

Эмоциональные насильники (агрессоры в семье) склонны терроризировать в тех, кто слабее, оправдывая свое агрессивное поведение. Тиран отличается подозрительностью, слабым самоконтролем, ревнивостью и постоянными перепадами настроения. Пуская пыль в глаза посторонним, деспот держит всех друзей и родственников в осознании своей непогрешимости и порядочности.

Зачастую отношения с насильником развиваются стремительно и ярко как в красивом кино:

  • Идеальные отношения. На первых свиданиях будущего тирана трудно распознать. Он увивается вокруг девушки, бесконечно восхищаясь всеми ее чертами.
  • Стремительное развитие событий. Деспот всегда форсирует события. Как только отношения достигают такой кульминации, что девушка отдаляется от всех друзей и родственников, ее влюбленный поклонник тут же предлагает ей руку и сердце.
  • Постепенное наращивание давления. Как только начинается совместное проживание, партнер прибегает к манипуляции, мотивируя тем, что он сильно скучает и не может оставаться долго без своей избранницы. При этом мужчина противопоставляет свое совместное пребывание с женщиной ее встрече с друзьями и родственниками.
  • Полный контроль. На этом этапе женщина полностью подчиняется воле тирана и начинает вести себя так, чтобы оправдать его ожидания вопреки собственным желаниям.
  • Шантаж. Как только избранница пытается разорвать этот замкнутый круг и пытается избежать контроля, шантажист напоминает ей о своих несчастьях, о ее прошлых грехах и проблемах, вызывая чувство вины и жалости к нему. В этом случае женщина уже не может оставить тирана.

Результаты и последствия эмоционального насилия

В том случае, если физическое здоровье не пострадает, психологические травмы возникнут в любом случае.

Постоянными спутниками женщины – жертвы эмоционального насилия станут ощущения тревоги и страха, стресс и депрессия, формируется синдром эмоциональной зависимости и завышенной потребности в любви, появляется чувство неуверенности и возникает стойкая апатия к себе и своим потребностям. Часто такие женщины начинают искать выход из сложившейся ситуации в алкоголе и наркотиках. Все это в конечном итоге может даже привести к суициду.

Если в подобной семье растут дети, эмоциональное насилие в семье на них скажется особенно пагубно. Наблюдая ежедневно за раздавленной и испуганной матерью, дети подсознательно копируют семейные отношения и во взрослой жизни не всегда смогут противостоять заложенной в детстве схеме супружества. Поэтому очень важно противостоять насилию, уметь вовремя его распознать и предотвратить.

Особенности противостояния эмоциональному насилию в семье

Каждая женщина в состоянии найти в себе силы, чтобы обезопасить себя и своих детей от подобных негативных факторов. Женщина бессильна лишь в том случае, если в силу сложившихся обстоятельств, подавление воли супруги является нормой в отдельных социальных группах.

Чтобы предотвратить насилие, необходимо:

  1. Провести детальный анализ своих отношений. Прежде всего, необходимо честно признаться себе самой и разобраться во всех проявлениях насилия, которые имели место быть. Стоит обратить внимание на регулярное повторение фактов насилия после пылких заверений мужа, что этого больше не будет.
  2. Раскрыть глаза родным. Невзирая на безукоризненные манеры мужа в общении с родственниками и друзьями, женщина не должна оправдывать его грубое поведение с нею и делать вид, что все в порядке.
  3. Уйти от тирана. В большинстве случаев лучшим выходом из сложившейся ситуации станет разрыв отношений и поиск нового партнера.
  4. Обратиться к специалистам. Очень важно вовремя обратиться за помощью к психологу. Особенно важно это сделать, когда возникают препятствия на пути к разрыву отношений.

Чтобы устранить возможные препятствия, необходимо подготовить почву на момент ухода: решить имущественные и финансовые вопросы, заранее обратиться к хорошему адвокату, чтобы определиться, как быть с детьми.

Уходить от деспота нужно, не терзаясь угрызениями совести и без задержки. Это даст возможность обрести свое «я» и заново построить отношения с другим человеком, не повторяя прошлых ошибок.

Источник: https://omolodet.ru/emotsionalnoe-nasilie-v-seme/

Психологическое насилие: что это и как бороться

Психологическое насилие: что это и как бороться

Физическое насилие в семье – тема обсуждаемая и громкая, тогда как случаи насилия эмоционального не вызывают такого общественного резонанса. Между тем, психологическое насилие бывает не менее, а порой и более опасно, чем насилие физическое.

Психологическое насилие: что это и как бороться

Читайте также:  Учеба (младший школьник) - психология

Муж-тиран – распространенная тема обсуждения. Если тирания сопровождается физическим насилием, тут все понятно – надо уходить. И чем скорее, тем лучше. Именно такой совет получат большинство женщин от подруг и родных, пожаловавшись на побои.

Однако, кроме физического, существует также насилие психологическое.

Психологическое насилие обсуждается крайне редко, а между тем, психологи уверяют, что для психики жертвы оно даже опаснее физического.

Если физическое насилие калечит тело, то психологическое – душу и саму личность жертвы.

Для начала стоит разобраться, что из себя представляет психологическое насилие.

Психологическое (моральное, эмоциональное) насилие – способ  нефизического давления на психику человека. Обычно такое давление осуществляется на четырех уровнях:

• Контроль поведения (тиран контролирует круг общения жертвы и ее действия, заставляет отчитываться за опоздания, может устроить допрос в духе – где была, с кем и почему так долго)

• Контроль мышления (жертве навязываются установки тирана)

• Контроль эмоций (эмоциональные качели, провоцирование эмоций – от положительных до резко отрицательных, манипуляция с целью вызвать определенные эмоции)

• Информационный контроль (тиран контролирует, какие книги читает жертва, какую слушает музыку, какие смотрит фильмы и телепередачи).

Как же это проявляется на практике?

Распознать психологического тирана бывает непросто. Первым признаком становится то, что с самого начала отношения очень эмоциональные. Они быстро перерастают в серьезные. Вам расскажут о безумной любви, о том, что только вы способны сделать его счастливым…

Проблемы начинаются чуть позже – партнер-тиран начинает критически высказываться о ваших действиях, друзьях, работе. Часто он настаивает на том, чтобы вы ушли с работы, мол, его средств достаточно, чтобы вас содержать…

Осторожнее!

На самом деле под видом любви  и заботы вы получите тотальный контроль – тиран стремится контролировать ваш круг общения, ваши действия, даже мысли. Средства не столь важны – это может быть ядовитое высмеивание или напротив – демонстрация столь искреннего огорчения, что вы сами начинаете ощущать себя виноватой в том, что расстроили этого прекрасного человека…

Результатом постоянного давления становится отказ от собственных установок и принятие установок партнера. Психологический тиран разрушает личность жертвы, ломает ее установки, занижает самооценку.

Жертва все чаще ощущает себя никчемной, глупой, несамостоятельной, эгоистичной – нужное вписать. Она все больше зависит от тирана.

А тот, в свою очередь, старательно взращивает в ней убеждение, что если бы не он – она бы никому больше не была нужна.

Тиран может вести себя подчеркнуто жертвенно. Но эта позиция ничего общего не имеет с настоящим принятием и жертвой. Это – некая эмоциональная кабала в духе «Я отдам тебе все – но ты всегда будешь мне должен».

Отличить психологическую тиранию от настоящей заботы бывает непросто. Ориентируйтесь на свои ощущения. Если вас преследует чувство вины перед партнером, но при этом вы четко не можете понять, за что именно чувствуете себя виноватой – это верный признак того, что вы подвергаетесь психологическому насилию.

Чем опасно эмоциональное насилие

Опасность психологического насилия в том, что при взгляде со стороны ничего особенного не происходит.

В какой паре не бывает ссор? Попытки пожаловаться на отношения редко встречают понимание близких – со стороны тираны всегда кажутся милейшими людьми, а жертва сама не может четко объяснить, почему ощущает дискомфорт. «С жиру бесишься» – слышит она.

C другой же стороны жертва обрабатывается тираном, который говорит ей, что все в порядке, у них прекрасные отношения – а плохо ей только потому, что она сама эгоистична, или не умеет быть счастливой, или не знает, как это должно быть…

Естественно, жертва начинает думать, что с ней что-то не так.

Ведь все вокруг твердят, что ее партнер – прекрасный человек и очень ее любит, а она, неблагодарная, чем-то недовольна… Жертва перестает доверять своим ощущениям, у нее пропадает критическое отношение к ситуации – она оказывается в полной эмоциональной зависимости от тирана. А в его интересах – продолжать ей внушать чувство вины и ощущение собственной неполноценности, чтобы и дальше сохранять контроль.

Что делать, если ваш партнер – психологический тиран?

Не пытайтесь убедить себя, что все в порядке – что вы сами виноваты, что на самом деле он заботится о вас… Как только вы поняли, что рядом с вами – тиран, нужно уходить. Чем дольше вы пробудете в таких отношениях, тем более разрушительному воздействию подвергнется ваша психика.

К сожалению, осознание обычно приходит довольно поздно – границы личности жертвы окончательно размыты, у нее недостаточно сил, чтобы дать отпор, она не верит в себя и уверена, что заслужила такое отношение. Поэтому вначале нужно понять, что проблема – не в вас, а в том, кто самоутверждается за ваш счет, навязывая вам ложное чувство вины и комплексы.

Следующий шаг – найти поддержку. Того, кто поддержит ваше решение уйти от тирана, того, кто сможет напомнить вам о причинах вашего решения, если вы вдруг дрогнете. Иначе вам будет тяжело выдержать давление окружения и самого тирана.

И наконец – попробуйте вспомнить, как вы жили без него. Во что тогда верили, о чем думали, с кем дружили, чем увлекались. Были ли вы счастливее тогда? Если да – вперед, к переменам!

Очень важно хотя бы на первое время после ухода максимально оградить себя от общения с бывшим партнером – необходимо набраться сил и вспомнить, кто вы на самом деле, вне отношений с тираном. Эта необходимость связана с тем, что тиран всегда предпринимает попытки вернуть жертву.

Только вернувшись, наконец, к своей личности, вы сможете трезво оценивать попытки давления и манипуляции вашими чувствами, отделить собственные установки от навязанных тираном.

Лучшее средство от последствий психологического насилия – новый роман с адекватным партнером. Не хуже действует и работа с грамотным психологом.

Помните: основной критерий правильности происходящего с вами – ощущение счастья. Если этого ощущения нет – значит, что-то идет не так. Доверяйте себе, не игнорируйте свои ощущения, цените себя – вы заслуживаете счастья точно так же, как и любой другой человек.

Источник: https://www.domashniy.ru/semya_i_dety/psihologicheskoe_nasilie_chto_eto_i_kak_borotsya/

Психическое и эмоциональное насилие

Психическое и эмоциональное насилие

Из истории: Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э. детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость; их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее; детей продавали и покупали.

 
Научными исследованиями установлено, что: насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье; ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями; для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство; более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома,  спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс.

несовершеннолетних находятся в розыске. 
Ученый-психолог

 Д. Гилл разделил детей — жертв жестокого обращения на несколько возрастных групп: первая — от 1 года до 2 лет;   вторая — от 3 до 9 лет (число случаев удваивается);третья — с 9 до 15 лет (частота снова понижается, пока не достигается исходный уровень, а после 16 лет постепенно совсем исчезает).Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции: 
— страх; — возмущение, протест; — обиду, чувство оскорбленное, жажду мести и компенсации; — разрушение «нравственных тормозов»; — стремление к обману, изворотливость; — потерю способности к здравому рассуждению; — ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»; — агрессивное поведение; — снижение самооценки; — ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).Виды насилияФизическое насилиеСексуальное насилие

Психологическое насилие

Психическим (эмоциональным насилием) являются эпизодические или регулярные оскорбления или унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения или отвержение, которые приводят к возникновению эмоциональных или поведенческих нарушений.

Психическим насилием будет также однократное воздействие тяжелой психической травмы, приведшее к возникновению острой реакции на стресс или посттравматических расстройств; а также случаи повторного воздействия менее тяжелых психических травм, в результате чего возникает расстройство адаптации[1]∗.

Некоторые авторы разделяют психическое и эмоциональное насилие. Так Н.О. Зиновьева и Н.Ф.

Михайлова под эмоциональным насилием над ребенком понимают «любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни» (3); а под психологическим насилием — «совершение по отношению к ребенку деяния, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей»

Психическое насилие  всегда осуществляется с прямым умыслом, целью родителей является наказание или изменение поведения ребенка путем  причинения ему душевных страданий.

основных проявлений (форм) психического насилия: отвержение, изоляция, терроризирование, игнорирование и развращение.

Отвержение проявляется в том, что взрослый отказывается признавать ценность ребенка и свою обязанность удовлетворять его основные потребности, не признается право ребенка просить или требовать что-либо от родителей.

При изоляции взрослый резко ограничивает социальные контакты ребенка, полностью контролирует круг его общения, препятствует установлению дружеских связей с другими детьми или доверительных отношений с другими взрослыми. В крайних случаях могут ограничиваться контакты даже с другим родителем. У ребенка возникает впечатления полного одиночества, изоляции от внешнего мира и других людей.

Терроризирование проявляется в постоянной вербальной агрессии, запугивании и угрозах со стороны взрослого, что создает у ребенка чувство страха, тревоги и неуверенности. Ребенок начинает воспринимать мир как враждебный и непостоянный.

Терроризированием являются не только угрозы физической расправой со стороны взрослого, но и запугивание возможными враждебными действиями со стороны других лиц (например, преступников или педофилов), которые взрослый рассматривает как заботу о безопасности ребенка.

При игнорировании взрослый лишает ребенка одного из важнейших условий нормального психического развития – обратной связи со значимым взрослым (отклика взрослого на обращение ребенка, его поведение). Игнорирование может быть следствием неадекватной педагогической тактики, эмоционального отвержения ребенка или психической патологии родителя.

Развращение проявляется в том, что взрослый способствует искаженной социализации ребенка, поощряет или прямо вовлекает в антисоциальное поведение, укрепляет проявления девиантного поведения. В результате подобных действий подросший ребенок отвергает общепринятые моральные нормы и правила поведения, оказывается социально дезадаптированным.

Непосредственно после перенесенной психической травмы состояние ребенка определяется острой реакцией на стресс. Специфические для психического насилия интеллектуальные и эмоциональные нарушения возникают некоторое время спустя после перенесенной психической травмы, поэтому они отсутствуют, если ребенок попал в поле зрения специалистов сразу же после ее получения.

На первом году жизни у ребенка формируется доверие к окружающим. Важнейшее значение для формирования у ребенка доверия к окружающим имеет удовлетворение этими лицами основных потребностей ребенка (в пище, заботе и внимании, любви и комфортных условиях).

В период от одного года до трех лет ребенок овладевает способностью автономного, независимого от матери существования. В частности, у него появляются навыки самообслуживания (умение самостоятельно есть и одеваться).

В возрасте от трех до шести лет ребенок исследует окружающий мир, усваивает границы допустимого поведения и общепринятые моральные нормы; понимает, что нарушение этих границ вызывает конфликты со сверстниками и взрослыми, причем следствием конфликтов со взрослыми нередко становится наказание; он узнает, что другие люди также обладают суверенными правами, нарушение этих прав должно вызывать у него чувство вины. Чтобы ребенок благополучно преодолел этот этап развития, взрослым, прежде всего родителям, необходимо обеспечить баланс между его инициативой, безопасностью и уважением прав окружающих.

В период от шести до двенадцати лет основной деятельностью ребенка становится учеба.

 С началом обучения в школе ребенок активно усваивает знания, у него формируются сложные социальные навыки, а также отношение к себе как к успешной и компетентной личности.

В связи с этим неуспешность в учебе или другой значимой для ребенка деятельности резко снижает его самооценку, ведет к формированию чувства неполноценности, нарушает взаимоотношение со сверстниками.

В возрасте от двенадцати до двадцати лет происходит переход от детства во взрослую жизнь. В этот период подросток усваивает соответствующую его полу модель поведения, осознает свою социальную позицию. На данном этапе развития основное влияние на подростка оказывают сверстники, а не взрослые.

Особенности поведения взрослых  при совершении эмоционального насилия

не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;

публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

сравнивают   с  другими  детьми  не  в  его  пользу,  постоянно сверхкритично относятся к нему;

обвиняют  его  во всех своих неудачах, делают из ребенка «козла отпущения» .

Читайте также:  Вольфганг кёлер - психология

Наиболее часто встречающимися последствиями психологические насилия над детьми являются:

  • отставание в психическом развитии, снижение интеллекта;
  • агрессивность;
  • импульсивность, недостаточная способность к контролю над собственным поведением;
  • низкая самооценка и  повышенная тревожность;
  • неумение устанавливать доверительные, эмоционально теплые отношения;
  • трудности в общении со сверстниками

Последствия жестокого обращения с детьми

уход в религиозные секты;

объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;

агрессивное, преступное поведение детей;

сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др

           Миф 1.Дети чаще подвергаются насилию в социально неблагополучных семьях (78 % положительных  ответов)
             Факт — Насилие в семье не ограничивается определенными социальными группами или слоями населения. Оно может присутствовать и в семьях с высоким уровнем образования и доходов.

Социально неблагополучные семьи более прозрачны, проблемы ребенка из такой семьи заметны окружающим и представителям органов власти. Семьи с высоким доходом более закрыты, и рядом с ребенком, страдающим от насилия в «социально — благополучной» семье, нет никого, кто бы мог за него заступиться.

Внешнее благополучие семьи не является гарантией безопасности ребенка. 
           Миф 2.    Физические наказания могут пойти ребенку на пользу
(17 % положительных ответов) 
                  Факт — Физические наказания оставляют в детях чувства страха и унижения и желание отомстить.

Они усиливают состояние ярости и фрустрации, при этом прививаемые таким путем нравственные нормы и ценности не усваиваются и не становятся внутренними ценностями. Наказание заставляет ребенка скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его. Родители, физически наказывающие детей, служат для них примером агрессивности.

                 Миф 3.    Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение
(51 % положительных ответов) 
                     Факт – Дети, как и другие люди, могут заставлять взрослых испытывать недовольство, раздражение и даже сильный гнев.

Но только взрослые ответственны за то, какие способы — насильственные или ненасильственные — они выбирают для выражения своего гнева. Приверженность взрослых к насильственным способам закрепляет, согласно теории социального научения, незрелые формы саморегуляции и деструктивные формы поведения у детей.
                   Миф 4.

   Случаи сексуального насилия в отношении детей – редкость
(30 % положительных ответов) 
                         Факт – По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии органы внутренних дел России ежегодно регистрируют 7-8 тыс. случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела.

Эти цифры не отражают реального положения дел, так как они регистрируют только те случаи насилия, когда преступники были арестованы и понесли заслуженное наказание. Случаев сексуального злоупотребления детьми в среднем в 3 раза больше, чем случаев избиения. Около 25 % женщин в нашей стране подвергались сексуальному насилию в детстве.

               Миф 5.   Сексуальное насилие над детьми чаще всего совершается незнакомцами (62 % положительных ответов) 
                   Факт — В 75-80 % случаев насильники знакомы детям, из них 45 % — это родственники: родители и лица, их заменяющие. В среднем считается, что 9 из 10 пострадавших детей знакомы с насильниками или связаны с ними родственными отношениями.

             Рекомендации родителям:
1.Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас. 
2.Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример. 
3.Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры. 
4.

Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка. 
5.Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям. 
6.

У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт. 
7.Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка. 
8.

Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами. 

Таким образом, давайте будем гуманны к своим детям и в первую очередь начнем с себя!

Источник: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/12/04/psihicheskoe-i-emotsionalnoe-nasilie

Психологическое и физическое насилие в семье — Мир детей

Психологическое и физическое насилие в семье - Мир детей

Подробности Опубликовано 14 Апрель 2014

Психологическое и физическое насилие в семье

Отношения детей и родителей строятся на схеме подчинения. Схемы могут быть двух видов. Первый вид, когда подчинение возникает на основе естественных ролей. Ребенок подчиняется родителям, слушается их.

Это естественный процесс воспитания, установление правил и запретов родителями и соблюдение требований детьми. Этот вид подчинения возникает в связи с различиями в компетентности.

Родители имеют больше жизненного опыта и делятся им с ребенком, ребенок принимает этот опыт. Этот процесс порождает естественное подчинение.

Второй вид подчинения в корне отличается от первого. Подчинение ребенка часто выступает как необоснованное и напоминает собой рабство, когда ребенка притесняют и в школе, и дома. Взрослые ущемляют его права, достоинство, он чувствует себя униженным. Существуют понятия физического, психического и психологического насилия над ребенком.

Физическое насилие — это нанесение любого умышленного телесного повреждения ребенку родителями или другими взрослыми людьми. Физическое насилие над ребенком может привести к ужасным последствиям, начиная от нарушения здоровья ребенка до летального исхода.

Психическое насилие — воздействие взрослого человека на психику ребенка методом угроз и запугивания с целью подавления сопротивления ребенка, отстаивающего свои интересы и права.

Психологическое насилие — это регулярное психическое воздействие, оказываемое на ребенка взрослыми на протяжении длительного времени, ведущее к формированию у него различного рода патологий и тормозящее развитие его личности.

Психологическим насилием можно считать следующие действия по отношению к ребенку:

  • постоянное оскорбление ребенка, унижение его достоинства:
  • частая критика в адрес ребенка, проявление к нему открытой неприязни;
  • угрозы ребенку физической расправой или лишением его возможностей удовлетворять свои потребности;
  • изолирование ребенка от общества, принуждение его к одиночеству, запрещение общаться со сверстниками;
  • требование от ребенка поведения и совершения действий, которые не соответствуют его возрастным возможностям;
  • обман ребенка взрослыми, регулярное невыполнение данных ему обещаний;
  • применение к ребенку акта физического насилия, которое вызвало у него тяжелую психическую травму;
  • ругательства, крики, постоянные обвинения и оскорбления ребенка;
  • унижение его достоинств, принижение достижений и успехов;
  • отказ ребенку в ласке, заботе, любви со стороны родителей, лишение его чувства безопасности в семье;
  • совершение родителями насильственных действий по отношению друг к другу, например, отец избивает мать;
  • аморальное влияние на развитие ребенка;
  • запугивание ребенка демонстративным избиением домашних животных.

Психологическое насилие в семье накладывает ужасный отпечаток на развитие личности ребенка. Последствия психологического насилия у детей младшего возраста могут проявиться в задержке развития, как физического, например, задержке роста, так и психического, например, в развитии речи малыша. Ребенок становится импульсивным, возбудимым, легко выходит из себя.

Из-за постоянного пребывания в напряженном состоянии у малыша появляются вредные привычки. Некоторые начинают грызть ногти, кто-то вырывает волоски из головы. Ребенок чувствует себя одиноким, покинутым, никому не нужным, он не видит смысла своей жизни. Из-за этого могут возникать мысли о самоубийстве, некоторые неоднократно совершают попытки уйти из жизни.

Запуганные, забитые дети становятся податливыми и уступчивыми, поэтому именно они часто бывают жертвами педофилов. Ребенка постоянно мучают ночные кошмары, в которых проявляется весь негатив, полученный от взрослых, и его собственные переживания. Из-за этих кошмаров ребенок боится засыпать, происходит нарушение сна.

Многочисленные страхи мешают ему нормально жить. Он боится темноты, боится сделать что-то не так и получить новую порцию родительского гнева. Ребенок не в силах изменить ситуацию, чувствует беспомощность и безнадежность. На этой почве его мучают депрессии. Ребенок запущен, одинок, о нем никто не заботится подобающим образом.

Родители не обращают внимания даже на его необходимые нужды — питание, одежда, жилищные условия, гигиену, здоровье. Такие дети очень часто отстают от нормы роста и веса, так как нередко голодают и вынуждены сами себе добывать еду, попрошайничая на улице. Одеты такие дети, как правило, в старую, неопрятную одежду.

Родители могут не следить даже за здоровьем ребенка, не делать прививок. У детей часто наблюдаются нарушения кожных покровов, различные экземы, дерматиты. Предоставленный сам себе ребенок, может начать прогуливать школу, у него падает успеваемость.

Именно дети, подвергающиеся психологическому насилию в семье, наиболее часто проявляют девиантное поведение.

Рекомендации родителям

Дети довольно часто подвергаются насилию со стороны взрослых, но родители не всегда правильно на это реагируют. Если ваш ребенок делится с вами, жалуется, что кто-то из родственников издевается над ним, не отмахивайтесь от него, особенно если он рассказывает об этом эмоционально и подробно.

Не осуждайте его, не говорите, что он сам виноват в том, что случилось. Ребенок — это человек, личность, никто не вправе унижать его достоинство. Всегда спокойно выслушивайте его жалобы, будьте на стороне вашего ребенка. Пусть он видит, что вы его поддерживаете и разделяете его переживания.

Не нужно убеждать его в том, что ничего страшного не случилось. Ребенок оскорблен, унижен. Этого нельзя допускать, а уж тем более говорить ему, что это нормально. Никогда не отвергайте его, считая, что его проблемы пустяковые. У детей несколько другое восприятие жизни, чем у взрослых.

Если ребенок говорит, что его что-то беспокоит, значит, его действительно что-то беспокоит.

Родители очень часто, сами того не желая, унижают и оскорбляют ребенка, подавляют в нем личность. Вот несколько советов родителям, как нельзя поступать по отношению к детям.

Никогда не угрожайте своему ребенку

Применение любой угрозу способно ослабить внутреннее «Я» малыша. Страх физической расправы, которую так часто обещают родители своим детям за непослушание, вызывает у ребенка чувство беспомощности, обиды и гнева. Дети живут сегодняшним днем. Они не могут воспринять угрозу будущего наказания адекватно, она действует негативно в момент ее обещания.

Никогда не унижайте своих детей

Очень часто, когда ребенок допустил какую-то ошибку, родители начинают обзывать его, называя балбесом, оболтусом, вруном, свиньей и т.п. Каждое подобное оскорбление личности ребенка наносит удар по его самолюбию и понижает самооценку. Унижая ребенка, вы негативно воздействуете на развитие его личности.

Никогда не заставляйте ребенка обещать вам что-то не делать

Очень часто, когда родителям не нравится поведение ребенка или какой-то поступок, они ругают малыша за это и требую чтобы он пообещал им никогда больше так не поступать. Ребенку больше ничего не остается, поэтому он обещает. Проходит немного времени, и он снова поступает точно так же.

Родители начинают возмущаться, обвинять ребенка в том, что он не сдержал обещание, наказывают малыша. Дело в том, что дети не осознают будущего, они живут настоящим. Не нужно вынуждать давать обещание, ребенок его даст, но все равно не сможет сдержать.

Более того, дети могут привыкнуть таким способом избегать проблем с родителями, не меняя своего поведения.

Никогда не требуйте от ребенка беспрекословного послушания

Это подавляет в нем личность. Нельзя заставлять ребенка делать то, что он делать не хочет. Лучше всего заранее предупредить его о том, что вы собираетесь делать, чтобы у него было время посопротивляться и свыкнуться с мыслью. Он должен чувствовать, что с ним считаются.

Проявляйте к своему ребенку уважение, ведь это развивает в человеке чувство собственного достоинства, поднимает самооценку и способствует росту личности. Если вы будете ценить и уважать мнение и желания малыша, то он научится делать то же самое по отношению к другим людям.

Никогда не требуйте от ребенка больше, чем он способен сделать в силу своих возрастных особенностей

Если от малыша требуют то, что он не в состоянии сделать, то он начинает чувствовать себя беспомощным и никчемным. К тому же он будет испытывать неприязнь к людям, которые вызвали в нем эти неприятные чувства к самому себе.

Никогда не заставляйте ребенка чувствовать себя плохим

Многие родители выбирают такой метод воспитания. Если ребенок что-то натворил, то, ругая его, они внушают ему, что хорошие дети таким образом никогда не поступают. Естественно, ребенок делает вывод что если он так поступил, значит, он плохой.

Читайте также:  Внутренняя и внешняя референция - психология

Навешивание ярлыка плохого ребенка не принесет пользы и не заставит ребенка стать плохим. Более того, навешивание ярлыков является причиной возникновения девиантного поведения.

Если все считают человека плохим, то он и ведет себя соответствующим образом.

Родители, никогда не забывайте, что ребенок — это маленький человек, а не игрушка. Ничто не может оправдать проявление жестокости и насилия по отношению к нему. Ребенок не раб.

У него есть свои желания и потребности, с которыми надо считаться.

Конечно, в силу возраста и развития, его решения не всегда правильные, не всегда приносят ему пользу, но нужно выбирать такие методы воспитания, которые могли бы координировать поведение, а не наносить ему вред.

Не нарушайте права ребенка, не подавляйте в нем личность. Помните, что любая жестокость порождает ответную жестокость.

Дети, которые подвергаются в раннем возрасте психологическому насилию в семье, затаивают обиду, а вырастая, начинают подсознательно мстить, выплескивать детские обиды на других людей, чаще всего на своих детей.

Это замкнутый круг, который вы в силах разорвать. Будьте гуманны к своим детям.

Источник: https://xn—-htbdalkp7av.xn--d1acj3b/to-parents/articles/3444-psikhologicheskoe-i-fizicheskoe-nasilie-v-seme.html

Профилактика насилия в школе — понимание психологии детей

Профилактика насилия в школе — понимание психологии детей

Профилактика насилия в школе — это не изоляция агрессивных детей и не увольнение учителей, которые применяют насилие. Проблема психологическая, но, несмотря на масштабность, она решаема. Избавиться от нее можно элементарным пониманием психологии детей, решив психологические проблемы таких учеников и учителей.

В настоящее время есть ответ на вопрос, как бороться с насилием в школах. Раскроем основные причины и, используя знания тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, покажем, что необходимо делать, чтобы в школах не было насилия.

Человек может существовать только среди других людей

Человек — социальная форма жизни. Ребенок может вырасти в развитого и реализованного человека только среди людей. Если младенец по стечению обстоятельств остается вне контакта с людьми, у него не будут появляться мыслеформы, он не сможет говорить, не сможет общаться.

Ребенок рождается неразвитым, он еще только должен стать человеком — то есть получить определенный уровень развития и воспитания. Поэтому дети без целенаправленного руководства взрослых могут сформировать только асоциальные группы, совершающие насилие в школах над одноклассниками и даже учителями.

Очень важно понимать, что значит — развивать ребенка. Неправильная интерпретация приводит к психологическим проблемам у детей, последствием которых и является насилие в школах. Развитие ребенка — это привитие ему качеств, часто противоположных тем, с которыми он рождается, противоположных тому, что есть.

Дети разные нужны, дети разные важны

А что «есть», когда рождается младенец? Возможны варианты.

Существует восемь векторов психики человека, свойства которых не пересекаются между собой — они все различны. И условия для развития им требуются различные. Чтобы правильно развить психику ребенка в соответствии с его врожденными свойствами, необходимо суметь увидеть, с каким набором векторов родился конкретный ребенок.

Психика не передается по наследству, она не материальна — у нее другие законы. Профилактика насилия в школе начинается с понимания, что большим заблуждением является убеждение — «Как меня воспитывали, так и я буду воспитывать детей». У родителей и детей может быть различная психика — различные желания, различные возможности и врожденные таланты.

Профилактика и решение проблемы насилия в школе — правильное развитие ребенка, который родился с системным аналитическим мышлением

Из детей, родившихся с аналитическим мышлением (с анальным вектором), вырастают лучшие сыновья/дочери, лучшие ученики, заботливые папы/мамы, верные мужья/жены, лучшие учителя, мастера своего дела. Это происходит при правильном развитии.

У них золотые руки, они любят чистоту и порядок — все по полочкам, стопочками, ровненько.

Перфекционисты. Но от природы они медлительны — качество не терпит суеты. Если их в детстве торопить, перебивать в разговоре, не давать достаточно долго посидеть на горшке, чтобы полностью завершить процесс очищения, — их психика приобретает обратные свойства.

Именно из этих детей при неправильном развитии вырастают садисты, которые угрожают и всегда приводят свою угрозу физического насилия в действие. В школьные годы они издеваются над детьми помладше, а когда вырастают и становятся учителями — над учениками. Это они виновники большинства случаев насилия в школе.

Психологическое насилие — это тоже они. Ученики и учителя, которые обесценивают всех и вся, «пачкают грязью». Мстительные, злопамятные, обидчивые.

Правильное развитие ребенка с логическим мышлением — предупреждение и профилактика насилия в школе

Дети с логическим мышлением (с кожным вектором) рождены, чтобы в будущем формировать и «держать хребет» государства — организованного кожными людьми устройства общества. Их суть — ограничение себя и других, приоритет жизненного принципа «польза-выгода» в целях сохранения государства. При нормальном развитии это будущие законотворцы и блюстители закона, инженеры, менеджеры, военные.

Это дети с гибким телом и психикой, очень чувствительной кожей.

Если их бить и унижать, то их психика переучивается на обратное и начинает получать удовольствие не от приятных прикосновений и поглаживаний, не от достижения высот в иерархии социальной лестницы, а от боли и унижения.

Так формируются мазохистские наклонности, такие дети неосознанно своим поведением провоцируют более старших учеников или учителей на побои и унижения, чтобы получить свою порцию удовольствия. Такие дети в школах нередко становятся жертвами насилия.

Как не вырастить в школе вора, наказывая за воровство

Есть еще одна особенность детей с кожным вектором, которая также может их делать потенциальными жертвами насилия со стороны учеников и учителей. У них врожденный «хаптильный рефлекс» — брать себе все, что хочется, даже если это чужое. Это поведение первобытного добытчика, его видовая роль.

Когда ребенок берет чужое, он еще не вор — он находится в процессе развития. При адекватной реакции на такое поведение и дальнейшем правильном воспитании он разовьется в законопослушного человека.

Но в реальной жизни, когда учителя и ученики не понимают истинных причин воровства, кожный ребенок может стать жертвой насилия — как физического, так и психологического.

И запускается сценарий, описанный выше: ворует, чтобы спровоцировать получение удовлетворения от боли и унижения. Жертва насилия сформирована.

Как помочь такому ребенку, системно-векторной психологии уже известно. Не надо спешить определять ученика в детскую колонию или спецшколу.

Чувство защищенности и безопасности, отсутствие которого и запускает этот «хаптильный рефлекс», наиболее эффективно может обеспечить только мама.

Поэтому ребенка необходимо оставить в привычных домашних условиях, где нужно создать здоровую психологическую обстановку. Заниматься развитием его природных свойств и уделить особое внимание культурному воспитанию.

Такое поведение — сигнал, что ребенку необходимо дополнительное внимание. Если неадекватно наказывать в школе, требовать наказания от родителей, сдавать в специальные учреждения или проводить показательные репрессивные мероприятия — вырастет вор. Ребенок получит повреждение психики и не сможет развиться в соответствии со своим предназначением.

Потенциальная жертва насилия в школе — кто он?

Особого внимания заслуживает насилие в школе над мальчиками со специфической внешностью — похожих на девочек. Это мальчики с кожно-зрительной связкой векторов. Эволюционно им была отведена роль жертв. Они добрые, красивые, стройные, с выразительными, чувственными глазами.

Эмоциональны, впечатлительны, жалеют птичек и кошечек, любуются цветочками и могут заплакать от сильных впечатлений и эмоций. Такими их делает образный интеллект (зрительный вектор).

Чтобы кожно-зрительные мальчики не становились жертвами, необходимо с раннего детства развивать их природные таланты — артиста или танцора, музыканта или певца — в коллективе девочек. Только рядом с девочками они чувствуют себя полноценными мальчиками и вырастают людьми с чувством собственного достоинства и без комплексов.

Вырастить правильно таких мальчиков — это действенная профилактика насилия в школе, так как уменьшается количество потенциальных жертв насилия.

От жертвы до массового убийцы

Обладатель абстрактного интеллекта (звукового вектора) — при высокой степени нарушения его психики и задержки развития (от криков родителей и учителей, громких звуков, оскорблений в его адрес) — может стать в школе или одиночкой, изгоем и жертвой, или убийцей. Вовремя распознать такого ученика или учителя — это не только профилактика насилия в школе, это спасение десятков жизней.

Те же подростки со звуковым вектором становятся первыми в употреблении и распространении наркотиков в школах. Ими движет поиск смысла жизни, желание «выйти за пределы». Не зная иного, они ошибочно пробуют такой путь. Это может оказаться еще одним фактором, вызывающим разного рода насилие.

При нормальном же развитии ребенок со звуковым вектором может восприниматься одноклассниками и учителями немного странным, чуть более замкнутым, отстраненным, рассеянным. Но жертвой он не станет.

Врожденный интеллектуальный потенциал позволяет ему хорошо учиться. К тому же звуковые дети нередко увлечены компьютерами, хорошо разбираются в программировании, компьютерных играх, что делает их привлекательными для сверстников.

Насилие в школах: что делать

Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет решить все психологические проблемы. В том числе те, что приводят к насилию в школах. Как было показано выше, базовой причиной насилия в школах является всеобщая психологическая безграмотность — незнание своей психики, психики своих детей, психики учителей.

Ложные установки последних десятилетий: «надо любить себя», «самое важное в жизни — уметь расслабляться», — привели к массовой дезориентации в вопросах социализации, в умении общаться и жить среди других людей. К развитию всевозможных психопатологий. К развитию лености ума: нежеланию изменять жизнь — свою, своих детей, общества.

Профилактика психопатологий в обществе — личная ответственность каждого человека.

  1. Ребенок должен получать от мамы чувство защищенности и безопасности. Только это позволит развиться в достаточной мере его природным свойствам. Профилактика насилия и агрессии — личная ответственность родителей, в их силах создание условий для гармоничного воспитания детей.
  2. Чем раньше ребенок начнет получать опыт общения в детском коллективе, тем более приспособленным к общению с людьми он вырастет. В профилактике насилия и агрессии ранняя социализация является одним из важнейших и необходимых условий развития. Когда дети попадают в детский коллектив — садик, школу, спортивную секцию, детский оздоровительный лагерь — они начинают ранжироваться в соответствии с природными свойствами, учатся взаимодействовать, отстаивать свое место в коллективе, считаться друг с другом. Возникает непроизвольное внутреннее ощущение: человек «чует», как позволительно вести себя с другими без ущерба для себя. Чует, кто слабее, а от кого лучше держаться подальше.
  3. Важным условием формирования любого детского коллектива является соблюдение природной иерархии — когда в классе присутствуют дети с различными типами психики, находящимися в определенном природном соотношении. Идеально, когда в классе есть ученик с уретральным вектором — природный вождь, который способен объединить детский коллектив вокруг себя, а не на базе неприязни к жертве.
  4. Каждый ребенок с детства должен иметь опыт ощущения радости жизни, опыт получения наслаждения от прикладываемых усилий при достижении желаемого. Каждый стремится делать то, что приносит ему чувство удовлетворения, чувство наслаждения. Только тогда он будет способен реализовать себя в обществе.
  5. Соблюдение принципа «не выделяться». Обычно жертвами насилия становятся дети, которые чем-либо выделяются среди других — одеждой, именем, социальным положением, внешним видом. Родителям надо осознанно относиться к выбору имени для своего ребенка. Профилактика насилия — это осознанное отношение ко всему, что может провоцировать насилие.

Воспитание счастливого человека

В период с 6 до 16 лет у ребенка при обязательном участии взрослых формируется культурная надстройка — способность чувствовать другого человека, сопереживать.

  1. Привитие навыка чтения книг на сопереживание поможет детям вырасти внимательными к людям, им будет легко общаться в любом коллективе. Это самая эффективная профилактика любого вида насилия!
  2. Важно отдать ребенка в правильные виды спорта — те, которые не провоцируют агрессию: плавание, легкая атлетика, футбол. Не нужно ребенка отдавать на борьбу. Чем владеет человек, тем неизбежно стремится воспользоваться. Ребенок будет искать повод применить полученные навыки и провоцировать конфликтные ситуации. Лучшая профилактика агрессии — не учить агрессии и не популяризировать ее.
  3. Навык делиться едой сделает вашего ребенка приятным и притягательным в общении. Эта сила отдачи чувствуется окружающими, вызывает к такому человеку доверительное отношение.

Более подробную информацию о воспитании и профилактике насилия в школе можно получить на бесплатном онлайн-тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Автор Галина Кузьменко

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Раздел: Системно-векторная психология

Источник: http://svp.expert/sistemno-vektornaya-psixologiya/profilaktika-nasiliya-v-shkole/

Ссылка на основную публикацию