Самоактуализация подробнее — психология

самоактуализация — это… Что такое самоактуализация?

Самоактуализация подробнее - психология

   САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (с. 518)

   В наши дни психологическая терминология широко внедрилась в повседневную лексику. Даже не очень эрудированный обыватель вместо беспокойства говорит о стрессе, плохое настроение именует депрессией, а крайнюю степень обескураженности спешит выразить клинической формулой: «Я в шоке!» При этом он даже не отдает себе отчета, насколько неадекватно использует специальные термины.

   Увы, нечто подобное можно с сожалением наблюдать даже в среде профессионалов. Отчасти виной тому многозначность некоторых психологических понятий, отсутствие четких дефиниций и трактовок. Нередко разные специалисты не могут прийти к взаимопониманию, поскольку в одни и те же слова вкладывают разный смысл.

   Особенно в этом отношении «везет» популярным терминам, вошедшим в моду вместе с соответствующими теориями.

Так, по мнению многих, эдиповым комплексом можно «страдать», забывание объясняется преимущественно вытеснением, да и вообще под психоанализом понимается едва ли не всякий анализ поведения, чужого и собственного (в результате «психоаналитиков» за несколько лет стало больше, чем сантехников).

   В последние годы одним из таких модных (как в профессиональном сообществе, так и за его пределами) словечек стало одно из центральных понятий гуманистической психологии — самоактуализация.

Психологические словари трактуют этот термин весьма расплывчато (что, впрочем, вообще характерно для терминов гуманистической психологии). И индивидуальные трактовки, даже среди профессионалов, возникают неоднозначные.

Одна из них, весьма популярная, подразумевает, что самоактуализироваться означает просто-напросто стать самим собой. Для этого, разумеется, необходимо понять, кто же ты есть на самом деле, освободиться от предрассудков, иллюзий и комплексов. Потом остается только сказать: «Вот таков я! Принимайте меня таким, каков я есть.

Кому не нравится, я не виноват». В итоге самоактуализирующейся личностью начинает считать себя любой безответственный Нарцисс с дурными манерами, который не только не стремится преодолеть свои очевидные недостатки, но и начинает гордиться ими, так как якобы получил этому научное обоснование.

Автор сборника психотерапевтических анекдотов иронизирует по этому поводу: «На ближайшей сессии начните почесываться, рыгать и сплевывать на пол. Настоящий психолог-гуманист воспримет эти спонтанные проявления как явные свидетельства вашего личностного роста».

   Разумеется, настоящий психолог гуманистической ориентации воспримет нарисованную картину как пародию, в которой гиперболизация одних аспектов и недооценка других привели к грубому искажению самой идеи самоактуализации. Поэтому, дабы не впадать в такой карикатурный дилетантизм, необходимо разобраться, в чем же состоит суть этой идеи.

   Д.А.Леонтьев, которого по праву можно отнести к представителям гуманистического направления отечественной психологии, так определяет это понятие: «Самоактуализация — процесс развертывания и созревания изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей». И далее он цитирует А.Маслоу, которому принадлежит наиболее подробная и популярная теория самоактуализации: «Разные авторы называют ее по-разному: самоактуализация, самореализация, интеграция, психическое здоровье, индивидуализация, автономия, креативность, продуктивность, — но все они согласны в том, что все это синонимы реализации потенций индивида, становление человека в полном смысле этого слова, становление тем, чем он может стать».

   Но тут возникает серьезный вопрос: если в некоем конкретном человеке заложены низменные влечения, порочные и даже преступные наклонности, то во что же, не приведи Господь, вышьется его самоактуализация?! Здесь мы сталкиваемся с принципиальным моментом гуманистической теории, согласно которой ничто порочное и низменное в человеке изначально не заложено, а потому естественным образом развернуто быть не может. Наоборот, природа человека изначально позитивна (в некоторых трактовках — по крайней мере нейтральна), и любые деструктивные тенденции возникают вследствие деформаций естественного развития. Ответственность за такие деформации несет общество, которое искусственными условностями и ограничениями, а то и прямыми репрессиями подавляет и искажает подлинные проявления человеческого естества… В этом принципиальное отличие гуманистической теории от психоанализа. По Фрейду, если дать людям полную волю, они примутся насиловать друг друга, и только социальные ограничения сдерживают деструктивную человеческую природу.

   Проблема состоит в том, что ни одна из противоположных точек зрения не может быть обоснована научными методами. Неудивительно, что и упреки в адрес диаметрально разнящихся подходов во многом схожи: и фрейдистская, и гуманистическая доктрины многими исследователями объявляются ненаучными.

Поскольку их постулаты невозможно исследовать и доказать, они могут выступать лишь предметом веры, а это уже иная духовная сфера, отнюдь не наука. Тут невольно вспоминается упрек, высказанный однажды в адрес теории Леопольда Сонди: «Это не наука, это идеология».

На что ученый возразил: «Горе науке, которая не стремится стать идеологией!» Не вдаваясь в бесперспективную дискуссию по данному вопросу, хочется лишь добавить: горе идеологии, которая выдает себя за науку.

   Существует, правда, еще бихевиористский подход, вовсе отрицающий врожденные задатки: все личностные образования расцениваются как привнесенные извне. Соответственно воспитание сводится к поощрению позитивных реакций и подавлению негативных.

И еще ни в какую доктрину не оформился родственный подход, который признавал бы наличие в человеке разнонаправленных тенденций: человек по природе своей не ангел и не животное, он изначально несет в себе и то и другое, и в зависимости от того, что будет подавляться, а что — поощряться, и возобладает соответствующая тенденция.

Может быть, в оформлении такого подхода и сострит будущее психологической мысли? Время покажет. Ясно лишь, что, если такой подход возобладает, само понятие самоактуализации выйдет из моды. Но до этого пока далеко.

Хотя гуманистическая психология в качестве «третьей силы» в мировой психологической науке реально сошла на нет, ее идеологический пафос продолжает окрашивать идеи многих современных психологов, а плодов ее практического применения (в частности, свободного воспитания, политкорректности и т.п.) еще недостаточно, чтобы ее окончательно дискредитировать.

   Сама по себе идея самоактуализации высказывалась задолго до оформления гуманистической психологии в реальную «третью силу». Ее истоки можно найти в работах Адлера, Юнга, Хорни и даже Маркса. Идея реализации заложенного в человеке потенциала звучит и у С.Л. Рубинштейна.

Впервые идея самоактуализации получила концептуальное оформление в работах Курта Гольдштейна (его имя у нас малоизвестно, хоть он и считается идейным предтечей сразу нескольких научных школ, в частности гештальтпсихологии).

Гольдштейн выступал, с одной стороны, против господствовавшего в современной ему биологии и психологии принципа гомеостаза, редукции напряжения как основной движущей силы поведения, а с другой стороны, против элемента ристского подхода к целостному живому организму (этот принцип целостности и подхватили гештальтисты).

Организмом, согласно Гольдштейну, движет тенденция максимально полно актуализировать заложенные в нем возможности, способности, свою «природу». Гольдштейн противопоставлял идею самоактуализации как единственной потребности живого организма постулированию многих частных «так называемых потребностей».

Он связывал осуществление заложенной в индивиде тенденции к актуализации с неизбежным конфликтом с силами внешнего окружения. Нормальный и здоровый организм, актуализируясь, преодолевает препятствия, порождаемые столкновением с миром. Позднее Гольдштейн переместил акценты с биологической актуализации на сущностную реализацию человека. Невозможность самореализации предстает одновременно как причина и как главное следствие душевных недугов.

   Много общего с идеями Гольдштейна содержится в концепции «стремления к актуализации» Карла Роджерса.

Под стремлением к актуализации Роджерс понимает свойственную всем живым организмам направленность — «стремление к росту, развитию, созреванию, тенденцию проявлять и активизировать все способности организма в той мере, в какой эта активизация способствует развитию организма или личности (self)».

   Для Абрахама Маслоу идея самоактуализации выступила краеугольным камнем не только теории личности, но и целой философско-мировоззренческой системы.

Теория Маслоу началась с эмпирического обобщения и выделения особого типа людей — самоактуализирующихся личностей, которые, по его оценке, составляют всего около 1 % населения и представляют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей.

(Правда, поставив перед собой задачу привести конкретные примеры, Маслоу не смог насчитать свыше четырех дюжин персон, более или менее отвечающих его критериям.

) Маслоу, однако, признавал наличие стремления к самоактуализации у большинства (а возможно, и у всех) людей, более того — наличие у большинства людей способности самоактуализироваться, хотя бы в принципе. Неутешительная реальность объясняется отчасти тем, что многие люди не осознают своего потенциала и не понимают пользы самоусовершенствования.

К тому же социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения (примером могут служить культурные, а по сути своей искусственные стереотипы мужественности и женственности).

Читайте также:  Организация времени - психология

Исходя из этого, актуализация высших потенциалов в общей массе возможна только при «хороших условиях». Или, более того, людям нужно «способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. По мнению Маслоу, ни одно общество в истории человечества не предоставляло максимальной возможности для самоактуализации всех его членов. Соответственно, необходимы глобальные культурные и политические трансформации, а это, честно говоря, уже сильно напоминает очередную социальную утопию.

   Критика в адрес понятия и теории самоактуализации, прежде всего в ее наиболее развитой форме — в теории Маслоу, была постоянной и обильной.

Основные критические замечания сводятся к следующим: 1) исследование самоактуализирующихся личностей, выполненное Маслоу, не отвечает критериям научной достоверности; 2) критерии выбора этих людей субъективны и связаны с системой ценностей самого автора; 3) самоактуализация в понимании Маслоу является не единственным механизмом развития и самоосуществления личности, что обнаруживается, в частности, в сравнительно-культурных исследованиях; 4) концепция самоактуализации в соответствии с выделенными Маслоу критериями рисует образ эгоцентричной личности, не учитывая моменты социальных взаимодействий; 5) самоактуализация не может выступать как конечная цель развития, она достигается как побочный продукт сознательной ориентации на что-то иное; 6) не все потенции, заложенные в человеке от рождения, могут и должны быть реализованы, развитие предполагает выбор, какие потенции реализовывать, а какие нет; 7) концепция самоактуализации не позволяет объяснить конфликты и кризисы в индивидуальном развитии… Впрочем, этот длинный список можно продолжать еще долго. Давайте просто отдавать себе отчет, что, воспевая самоактуализацию, мы солидаризируемся с отнюдь не однозначной и не бесспорной концепцией — не столько психологической, сколько мировоззренческой. Хотя о том, что позитивное мировоззрение лучше негативного, спору нет.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

Источник: https://psychology.academic.ru/2186/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Самоактуализация — личности по Маслоу, потребности, развитие

Самоактуализация - личности по Маслоу, потребности, развитие

Таким образом, можно говорить о том, что данный механизм проявляет себя в виде стремления к любому выявлению и внешнему выражению индивидом своих возможностей.

Следует отметить, что возможность самоактуализации во многом зависит от условий внешней среды, социальных условий и других факторов, но в то же время она никоим образом не может быть навязана или трансформирована из вне.

Также примечательно то, что данное стремление не имеет перед собой какой-либо внешней цели и определяется сугубо внутренней позитивной природой человека. Самоактуализация часто лежит в основе гуманистических направлений психологии, засматриваясь как комплекс свободы личности, стремления к развитию индивида, реализации всех потенциалов и желаний человека.

Самоактуализация личности

Следует отметить, что проблемой самоактуализации в большей степени были заинтересованы такие специалисты как К. Роджерс и А. Маслоу.

Таким образом, сама суть данного понятия происходит из классических направлений гуманистической психологии.

Более того, формирования термина непосредственно связано со становлением гуманистической психотерапии в середине 0-го века, когда она заняла одно из ведущих месте наравне с уже популярным к тому моменту психоанализу.

Некоторые специалисты, в частности сам А.

Маслоу, полагали, что именно такие механизмы как самореализация и самоактуализация личности представляют собой абсолютно ведущие потребности человека, способные собой заменить даже пищу и сон.

Также специалисты выделяли целый ряд качеств, некоторых общих особенностей черт характера индивидов, которые являются весьма успешными в рамках самоактуализации или уже достигли в ней больших высот:

Если подвести итог, то можно с уверенностью сказать, что подобный подход является «золотым ключиком» к счастливой жизни, ведь такие люди пребывают в полной гармонии с собой.

перейти наверх

Самоактуализация Маслоу

А. Маслоу стал известен как основатель течения гуманистической психологии. В отличие от своих современников, коллег и специалистов, он стремился к изучению психологической нормы.

То есть обращал куда больше внимания на здоровых индивидов, творчески развитых, а также, в последствии, на тех, кто достиг определенных вершин в рамках самоактуализации.
Самоактуализация Маслоу, вернее, его теория относительно данного психологического процесса, основывается на внутреннем переживании индивида.

С точки зрения специалиста это было переживание абсолютное, раскрепощенное, живое и чистое, то есть не обремененное «подростковой застенчивостью».

Также Маслоу предложил свой список характерных черт, которые он выделил как ведущие для личности, устремленной в самоакутализации:

• Такая личность обладает более точным и результативным восприятием окружающей действительности и способна более адекватно контактировать с ней. • Абсолютное принятие себя и своей личности, окружающей среды, других людей. • Такие люди несколько спонтанны, они открыты, никогда не хитрят, при этом всегда четко знают свою цель и двигаются к ней. • Они автономны.

Независимы от окружающего их социума и каких-либо культурных условностей. При этом нередко нуждаются в определенном уединении, изоляции. • Они способны к более глубоким и крепким межличностным взаимоотношениям. Также способны отделять цель от средств и разделять понятия «добро» и «зло».

• Достаточно часто они испытывают чувство союза с окружающими их, редко являются беспристрастными.

• Как правило, это творческие люди.

Главное предположение Маслоу относительно самоактуализации заключалось в том, что для достижения поставленных целей и избегания разочарования в природе человека, индивиду необходимо, прежде всего, отказаться от навязанных ему иллюзий относительно ее. То есть такие люди изначально воспринимают себя и окружающих такими, какими они есть на самом деле.

перейти наверх

Потребность в самоактуализации

В гуманистической психологии потребность самоактуализации рассматривается как основное внутренне проявление индивида к стремлению развития. К примеру, К.

Роджерс в свое концепции предполагал, что самоактуализация базируется на заложенном в любом живом существе качестве или даже целом явлении, которое в буквальном смысле толкает его на движение вперед.

То есть данная теория основывается на предположении существования определенного врожденного качества, которое, по словам К. Роджерса, существует всегда и только ждет определенных положительных условий для того, чтобы проявиться.

В то же время, если рассматривать теорию А. Маслоу, главной мотивирующей силой к развитию человека может служить сильное чувство переживания индивида, направленное на его внутреннее самосознание и личностный опыт.

Также данная природа предполагает, что самоактуализация отображается и в механизмах гедонизма, то есть наслаждения высшими благами, находя свое отображение в чувстве абсолютной удовлетворенности жизнью, внутренней гармонией, просветлением.

перейти наверх

Развитие самоактуализации

Сегодня, в современном мире, развитие самоактуализации является не только актуальным вопросом, но и весьма проблематичным.

Бурный темп жизни, развитие технологий, постоянные новые условия, которые диктует наш век – все это ставит перед каждым человеком задачу приспособления к данным условиям.

Очень часто самоактуализация воспринимается как психологическое новообразование, своеобразный комплекс. Который весьма прочно связан с достижением максимальных вершин, возможностей и навыков во всех актуальных для индивида сферах его жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=1n1xKY5pgb4

Успех в этом направлении задает дальнейший темп развития субъекта. Процесс актуализации себя обеспечивает сохранение целостности внутреннего мира, его баланс. Вместе с тем, гармония психологической организации личности во многом сама определяет мотивацию индивида к дальнейшим действиям и развитию себя как уникальной личности.

Самоактуализация всегда оставалась и остается актуальным вопросом для любого человека – она оказывает большое положительное влияние на позитивный опыт и фундамент во внешнем мире и проявлениях человека, что неуклонно ведет к его внутреннему позитивному опыту и росту самооценки.

Источник: http://PsyTheater.com/samoaktualizaciya.html

Что такое самоактуализация личности и как ее повысить

Что такое самоактуализация личности и как ее повысить

О достижении внутренней гармонии написано бесчисленное количество трудов как эзотерического, так и вполне научного содержания. Сегодня речь пойдет об одном из важных понятий гуманистической психологии, или «психологии развития человека», а именно — самоактуализации.

Что же это такое и чем оно может быть полезно погрязшему во внутренних конфликтах современному человеку?

Понятие самоактуализации личности тесно связано с работами американского психолога Абрахама Маслоу.

Он выделил процесс самоактуализации как один из наиболее «высших» и ценных проявлений личного развития человека.

Самоактуализация стоит на вершине знаменитой пирамиды потребностей Маслоу и представляет собой последний этап полноценного развития: на нём человек полностью принимает себя как личность, личные ценности и ценности других людей, гармонично использует собственные способности для развития себя и окружающего мира, получая удовлетворение от самого этого процесса.

Читайте также:  Знаки превосходства и подчинения - психология

Сам психолог рассматривал состояние как «не состояние, когда человек приобрел нечто ценное, а состояние, когда у человека ничего не отняли». Иными словами, как атрибут полноценной и самодостаточной личности.

Самое несомненное достоинство самоактуализации — исчезновение внутреннего конфликта.

Подавляющее число бессознательных диссонансов и возникающих на их основе невротизмов — результат глубинного неприятия человеком навязанных извне критериев успеха, ценностей.

Однако, внешне принимая их, он вынужден постоянно оправдывать себя в их достижении. Актуализированная личность если не безразлична, то как минимум, снисходительно относится к постоянной гонке за традиционным «успехом».

Второе достоинство — мотивация: когда человек действительно рад тому, что делает, его эффективность многократно возрастает. На самом деле, мотивация в обычном понимании «кнута и пряника» перестает работать для актуализированного человека: он просто делает то, что ему нравиться, не ориентируясь на результат и сопровождающие его ценности, получая максимум удовлетворения от процесса.

Прежде чем перейти к вопросу о достижении самоактуализации, отметим важный факт: это — не «черно-белое» понятие, которое либо есть, либо его нет: самоактуализация существует в разных степенях, и достижение её — медленный и плавный процесс, который разнится в зависимости от типа личности.

К сожалению, достигнуть высокой степени самоактуализации сложно: в большинстве случаев это означает отвергнуть общепринятые в обществе понятия успеха, которые основаны на высоком доходе и статусе.

Да и действительно найти то занятие, которое доставит максимум интереса и позволит ощутить себя «в своей колее», не так просто: в современном мире приходится уделять много времени однообразной работе как минимум для того, чтобы поддержать собственную жизнь.

А постоянный пресс общественного мнения пытается навязать потребительские ценности и стремление попробовать и успеть всё, овладеть всем.

Сам Маслоу утверждал, что универсальной методики по достижению самоактуализации быть не может. Но, основываясь на вышеизложенном, мы можем предложить некоторые методы, которые помогут частично повысить уровень своей актуализации:

– Не старайтесь успеть всё. Вы можете повысить собственную эффективность, но всё равно останутся неизведанные области. Вместо попытки охвата всего сосредоточьтесь на том, что вас действительно привлекает.

Для этого понаблюдайте за своими интересами. Что улучшает, а что — ухудшает настроение, дает или отнимает энергию. Держите рядом блокнот или телефон для того, чтобы записывать эти ощущения.

Как правило, 13-15 дней достаточно для составления картины своих предпочтений.

– Многие испытывали состояние крайнего увлечения, когда занимались любимым делом, а всё происходящее вокруг переставало иметь значение. Зачастую этот момент сравнивают со счастьем.

У актуализированных людей подобное происходит чаще, а при высокой степени саморазвития — частично сопровождает любую деятельность.

Поэтому максимально акцентируйте своё свободное время на данных увлечениях: если ради этого придется пожертвовать частью дохода или несколькими не очень важными знакомствами — не останавливайтесь.

– Постарайтесь определить личные и навязанные ценности: что ценно для вас, а что ценно для других. Сделать это можно, оценив реакцию людей на ваши увлечения.

– И, наконец, если вас заинтересовало это направление, ознакомьтесь с трудами Абрахама Маслоу, и вполне возможно, вам удастся кардинально изменить жизнь к лучшему и даже достигнуть высокой степени самоактуализации и развития личности.

Источник: http://www.lichnoe-razvitie.com/samorazvitie/abraham-maslou-samoaktualizaciya.html

Анализ психологических аспектов самоактуализации личности

Библиографическая ссылка на статью:
Тараканова А.А. Анализ психологических аспектов самоактуализации личности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/51047 (дата обращения: 11.01.2018).

Проблема самоактуализации личности всегда представляла интерес для исследователей из различных областей психологии. Но наиболее полное раскрытие данной проблемы мы можем наблюдать в работах представителей гуманистического направления. Главным предметом изучения гуманистическая психология провозгласила личность как уникальную, открытую систему, способную к саморазвитию.

Каждый человек обладает своим уникальным «я», в течение жизни он способен развиваться и открывать новые грани своего сознания, развивать и совершенствовать свое внутреннее «я».

Поэтому представители данного направления отрицали учения бихевиоризма и психоанализа, отказываясь принимать тот факт, что человек – всего лишь совокупность психических и физиологических функций.

Личность человека невозможно рассматривать лишь как совокупность поведенческих реакций (бихевиоризм) или бессознательных влечений (по З. Фрейду). Ее необходимо изучать как постоянно развивающуюся и совершенствующуюся систему.

Анализируя методическую литературу и труды различных психологов-практиков, можно выделить психологические аспекты, лежащие в основе процесса самоактуализации.

Во-первых, следует отметить, что центральное положение в гуманистической психологии занимает личность, а точнее индивидуум как обладатель уникальных характеристик.

Его практическая деятельность направлена на осознание и раскрытие своих потенциальных возможностей, а, значит, достижение желаемой позиции в социуме и удовлетворения собственных амбиций, достижение определенной внутренней гармонии.

Именно на это и направлен процесс самоактуализации личности, это то, к чему стремится индивид.

К. Гольдштейн в своих работах утверждал, что проблема самоактуализации личности никогда не потеряет своей уникальности. По его словам, самоактуализация – это потребность в удовлетворении заложенного природой потенциала. Потребность – значит недостаток чего-либо.

В точки зрения психологии, человеку всегда будет присуще стремление в достижении недостающих ему качеств и характеристик, это составляет основу развития личности.

Гольдштейн отмечает, что стремление к самоактуализации является единственным мотивом человеческих поступков и жизнедеятельности в целом.

Отсутствие необходимых условий в социуме для достижения «идеала» своего психического и интеллектуального развития, по Гольдштейну, является единственным препятствием на пути к самоактуализации [1, 25].

Здесь возникает проблема ограничения или подавления врожденных свойств личности и ее стремления к «нахождению себя».

Можно справедливо утверждать, что давление со стороны общества, определенный социальный заказ государства, негативное влияние авторитарных методов обучения и воспитания, стереотипные модели поведения и другие внешние факторы препятствуют самоактуализации.

Социальное давление или определенное психологическое воздействие со стороны социума принуждает человека отказываться от собственных суждений и мотивов поведения, слепо подчиняясь социальным нормам.

Суммируя опыт, полученный отечественными и зарубежными учеными, занимавшимися проблемами развития личности, можно выделить психологические предпосылки достижения желаемого уровня самоактуализации индивидуума:

  1. Осознание личностного потенциала индивидуума, нахождение путей и мотивирование его к деятельности, направленной на саморазвитие;
  2. Выявление психологических препятствий на пути к самоактуализации и их устранение;
  3. Обеспечение возможности реализации внутренних потенций в учебной и профессиональной деятельности.

Очевидно, что успешность данного процесса в большей степени зависит от условий «среды», в которой развивается личность.

Как справедливо утверждал А. Маслоу (его концепции были рассмотрены в предыдущих параграфах), все препятствия, встающие на пути самоактуализации, ставит перед человеком общество.

Негативные привычки, «ложные» потребности и нежелание личностного развития формируются под действием социума.

По его мнению, человечество достигнет той идеальной точки развития лишь тогда, когда будут стерты все «социальные рамки» и человек станет хозяином своей жизни [2, 69].

Все это, соответственно, подводит нас к проблеме модернизации современной системы образования и воспитания.

Подводя итог данного исследования, можно прийти к выводу, что гуманистическая психология и ее концепции самоактуализации личности получили наибольшую распространенность благодаря тому факту, что впервые человеку дали понять, что он может быть тем, кем захочет, он сам определяет свое будущее, несмотря на мнения окружающих. Все это придает человеческой жизни определенный смысл.

В конечном итоге, процесс самоактуализации приводит к становлению личности не только в психологическом плане.

Достижение желаемого уровня развития личности влияет, прежде всего, на качество знаний, умений и навыков, определяет уровень его компетенций и обуславливает успех будущей профессиональной деятельности.

Коренным образом меняются модели поведения и формы общения с окружающими людьми, приближаясь в своей сущности к тем «идеалам», которое общество вкладывает в понятия «личность, индивидуальность» [3, 77].

Различные аспекты гуманистического подхода нередко подвергались критике со стороны представителей других направлений в психологии. Многие до сих пор критикуют иерархию потребностей А.

Маслоу, утверждая, что определенный идеал (как конечная цель развития личности) может быть достигнут на всех уровнях человеческих потребностей.

Также критике нередко подвергается тот факт, что самоактуализация личности является единственной и конечной целью развития человека.

Однако идеи гуманистической психологии и, в частности, концепции, разработанные Карлом Роджерсом и Абрахамом Маслоу, приобрели большую популярность не только в психологической науке, но и за ее пределами.

Читайте также:  Экстраверт и интроверт по айзенку - психология

Понятие «самоактуализация» широко употребляется в настоящее время как специалистами в области психологии, так и людьми, далекими от нее.

Стоит отметить, что в большинстве случаев данный термин все больше употребляется не по его первоначальному значению, так как «самоактуализация» нередко ошибочно ставят в один ряд с термином «самореализация».

Проблема самоактуализации личности занимает одно из главенствующих мест в современной психологии. На протяжении многих лет этой проблеме уделяется много внимания со стороны психологов и, все же, еще остается достаточное поле для исследования.

Библиографический список

  1. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. – М.: Международная педагогическая академия, 2001.
  2. Маслоу А. Мотивация и личность. Перевод А.М.Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 1999.
  3. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2000

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/51047

Самоактуализация

Самоактуализация (самовыражение) — реализация собственных склонностей и способностей. Центральное понятие гуманистической психологии. Главные ценности — личная свобода, стремление к развитию, к реализации внутреннего потенциала и собственного «Я хочу!» .

Потребность в самоактуализации

Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт — сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе.

Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать.

Ученые гуманисты по-разному трактовали потребность в самоактуализации.

Маслоу считал, что потребноссть самоактуализации вступает в силу только после удовлетворения других, более низких потебностей (голод, жажда и др — Пирамида потребностей Маслоу)

Курт Гольдштейн — в отличие от Маслоу считал. что самоактуализация — это самая большая потребность, которая в здоровом организме может затмить на какое-то время и голод, и жажду и другие потребности.

Самоактуализация как личностностная направленность, проект и специализация

Самоактуализация как способ жизни — одна из личностных специализаций, наряду с межличностной гармонией и деловой успешностью. Самоактуализацию как способ и стиль жизни выбирают люди с направленностью на Рост и развитие.

Типовые черты, навыки и особенности самоактуализирующейся личности:

1. Умеет заниматься делом, но дело должно быть любимое. 2. Внешнему влиянию не подвержен: советов не ищет, в указаниях не нуждается, предпочитая все решать по-своему, руководствуясь только собственными целями и ценностями. 3.

Легко меняет свой стиль и тактику, способен быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. 4. Любит читать, учиться и разносторонне повышать свою квалификацию. 5. Не любит рутины, и, как творческая личность, между при-вычным проверенным и новым возможно перспективным как правило выбирает новое. 6.

Ведет себя в целом позитивно, доброжелательно относится к окружению. 7. Эмоционально открыт и расположен к установлению близких, доверительных, глубоких отношений с другими сотрудниками. 8. Не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции, не просчитывая заранее их последствия.

9. Спокойно, с самопринятием относится к тому, что когда-то он в том числе и на работе может быть раздражительным, злым и агрессивным. 10. Для него важны его эмоции, чувства и потребности — он всегда к ним прислушивается, ощущая, что ему подходит, а что нет. 11.

Хорошо видит и высоко ценит свои положительные качества. 12. Живет сегодняшним днем и моментом, не тяготясь прошлым и не готовя себя к будущему.

13. Принимает себя без самоедства таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, а иногда вопреки последним.

Характерные убеждения самоактуализирующейся личности:

«Люди в массе своей скорее добры. Большинству людей можно доверять. Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, не являются проявлениями их человеческой природы. Защищая собственные интересы, люди обычно не забывают интересы окружающих».

«Хорошо, когда мужчины и женщины сочетают в себе и традиционно мужские, и традиционно женские свойства характера».

«Эмоциональное и рациональное в человеке чаще всего не противоречат друг другу».

«Зрелый человек совсем не обязательно должен осознавать причины каждого своего поступка».

«Неспособных к творчеству — нет. Способность к творчеству — природное свойство человека».

«Люди должны быть образованными. К примеру, каждый человек должен иметь представление об основных законах физики».

«Создание в жизни нового — важнее, чем приносить людям пользу».

«Понять, что я хочу сам — как правило важнее, чем понимать, что от тебя ожидают окружающие».

«Любимая работа — как правило, важнее, чем счастливая семейная жизнь».

«Выбирая для себя какое-либо занятие, надо делать то, что интересно, а не считаться с тем, насколько это необходимо».

«В работе важнее всего удовлетворение от процесса работы, а не полученный результат».

«Меня мало волнует проблема самоусовершенствования».

Оценка со стороны

Описывая коротко, это счастливый, свободный, с удовольствием занимающийся своим любимым делом, терпимо и доброжелательно относящийся к людям хорошо образованный одиночка.

В семье существовать может, но изначально к ней приспособлен мало, характер трудноват.

С точки зрения руководителей, человек с такими личностными особенностями более всего востребован в качестве высококвалифицированного специалиста, на других же ролях (рядовой сотрудник, менеджер, руководитель) его деловая успешность под большим вопросом.

С позиции Синтона, самоактуализация — одна из позиций восприятия, а именно первая (личная) позиция, и у человека этичного обязательно должна дополняться и другими, следующими за нею позициями.

Самоактуализация и позиция Творца

Самоактуализация и жизнь Творца — это разные вещи. Для Творца важно развитие в той мере, в которой онн нужно окружающему миру: его фокус внимания смещен с себя на окружающих. Во многом Творец похож на самоактуалзирубщуюся личность: он тоже безупречно работает, развивает себя. Единственное — для него то не самоцель, а средство достижения более высокой цели.

Самоактуализация и безупречность

Безупречная работа: или делай хорошо, или не делай никак! Одно из условий самоктуализации, девиз многих творческих людей.

Взялся за какую-то работу — веди ее грамотно, толково! Не умеешь так — учись, ищи способы, средства, ресурсы — но дело должно быть сделано качественно. То есть самоактуализация это сочетание безупречной работы и высших ценностей.

Я веду свой бизнес — здорово, я буду вести его качественно, толково, развивая дело, ища новые возможности для улучшения своего дела, честно вкладываюсь, от души и по полной программе.

Возвращаюсь домой — дома живу не абы как — а от души, красиво и качественно.

Стремление к лучшему, к развитию
Научился делать хорошо: здорово — учись делать лучше.

Позитивное отношение к трудностям
Трудности — это интересно! Трудности — это простор для развития!

Другими словами — самоактуализация- это не процесс и не результат — это привычка жить качественно, без халтуры, так как правда можешь.’

Условия самоактуализации

Согласно А. Маслоу, стремление к самоактуализации более характерно для людей, уже удовлетворивших более простые мотивы в пирамиде потребностей Маслоу. У женщин после рождения ребенка стремление к самоактуализации обычно уменьшается, их начинает устраивает просто более простая и стабильная работа.

Самоактуализация — цель или средство?

Если верить А. Маслоу, то самоактуализация — это самоцель, то есть высшая цель человека. Насколько это справедливо? Это еще вопрос. Как собственно цель самоактуализация хороша тогда, когда в основе поступков человека лежит нечто светлое и доброе и в его душе нет места лени: тогда да -тогда я вополощая то, что во мне заложено, совершаю большие дела и всем от этого хорошо.

Если же принять во внимание, что очень часто люди ленятся и упираются, хотят вовсе не большого и светлого, а попить пива на диване возле телевизора, чтобы при этом было много денег и мало работы и в этом состоит их самоактуализация — насколько тогда логично считать самоактуализацию самой главной целью человека?

Самоактуализация — это всегда «хочу!», а иногда и часто в жизни есть место «Надо!».

Источник: http://syntone.ru/psy_lib/samoaktualizatsiya/

Ссылка на основную публикацию