Роль — психология

Роль | Мир Психологии

Роль - психология

Роль (социальная роль) (англ. role) — социально нормированное поведение человека, занимающего определенное положение в группе (организации, обществе); к роли относятся также права и обязанности.

Кроме того, роль можно определить как формы поведения (действия), ожидаемые от субъекта в разных ситуациях в силу его принадлежности к тем или иным группам и социальным позициям. Однако ожидаемость — не единственная характеристика Р.

, они также предписываются, осваиваются, исполняются, нарушаются, принимаются или отвергаются. Примеры типов Р.: гендерные Р., возрастные, семейные, служебные, профессиональные, игровые и т.д. Нередко роль разных людей тесно взаимосвязаны и скоординированы (напр.

, отец-сын, учитель-ученик, продавец-покупатель, врач-пациент, священник-прихожанин); такие роли называются реципрокными.

Понятие Роль наполняется конкретным содержанием в этнографических (обычаи, обряды), эргономических, социологических, социально-психологических и т.п.

исследованиях, хотя во многих сферах общественной жизни и деятельности Р., как правило, эксплицитно формулируются в должностных инструкциях, правилах пользования (напр.

, метрополитеном), религиозных заповедях и т.п. См. также Конфликт ролевой. (Б. М.)

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Роль — в психологии социальной — социальная функция личности; соответственный принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе отношений межличностных. Понятие роли ввел Д. Мид (-> интеракционизм).

Индивидуальное исполнение роли человеком имеет определенную «личностную окраску», зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной роли; от ее значимости для него, от стремления больше или меньше соответствовать ожиданиям окружающих. Диапазон и количество ролей определяются многообразием групп социальных, видов деятельности и отношений, в кои включена личность, и ее потребностями и интересами.

Различаются:

  1. роли социальные, обусловленные местом индивида в системе отношений социальных — роли профессиональные, социально-демографические и пр.;
  2. роли межличностные, определяемые местом индивида в системе отношений межличностных — лидер, отверженный и пр.

Выделяются также роли активные, исполняемые в данный момент, и латентные, не проявляемые в данной ситуации. Кроме того, различаются:

  1. роли институционализованные — официальные, конвенциональные; связаны с официальными требованиями организации, куда входит субъект;
  2. роли стихийные — связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.

В западной социологии и психологии распространены различные ролевые концепции личности, методологически склонные игнорировать социально-исторические условия, определяющие требования и ожидания к ролевому поведению человека. Порой личность предстает как набор мало взаимосвязанных ролевых масок, определяющих ее внешнее поведение безотносительно ее внутреннего мира, при этом игнорируются своеобразие личности, ее активное начало и целостность.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Роль (фр. role — рулон бумаги, на которой в раннем французском театре была написана партия актера)

  1. в социальной психологии – любая модель поведения, включающая определенные права, обязательства и обязанности, ожидаемая индивидом от самого себя и/или окружающими от него;
  2. в психопатологии — воображаемая и нередко реализуемая модель поведения, в которой отражаются болезненные потребности, желания и опасения пациента.

Слишком глубокие игровые перевоплощения у детей (и не только детей), длящиеся иногда годами, рассматриваются одними авторами как признак патологического фантазирования, другими авторами — продуктивного аутизма, что, в общем-то суть одно и то же.

Присвоение роли, «срастание» с нею, то есть абсолютно полное отождествление себя с нею взрослыми индивидами определенно не связано со зрелостью личности, которая по каким-то в внутренним и/или внешним причинам дистанцирутся от всего того, что является ее самостью, а указывает, скорее, на высокую самовнушаемость, то есть на предрасположенность к развитию нарушений самоосознавания.

Некоторые актеры, особенно работающие по системе К.С. Станиславского, сообщают, например, о том, что им бывает очень трудно выходить из сценической роли, другие говорят даже о том, что какие-то детали из играющимися ими ролей (манера говорить, ходить, образ мышления и др.

) навсегда остаются с ними, включаются в структуру их Я, потому, вероятно, что такие детали соответствуют изначальной или изменившейся в ходе личностного развития внутренней сущности этих деятелей искусства; литературный образ, созданный драматургом в пьесе; текст, произносимый актером.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Роль — слово, происходящее из раннего французского театра, где ролью назывался рулон бумаги, на котором была написана партия актера.

В социальной психологии это обычно относится к любой модели поведения, включающей некоторые права, обязательства и обязанности, которые ожидаются от индивида, которым его обучают и поощряют выполнять в данной социальной ситуации.

Фактически можно зайти настолько далеко, чтобы утверждать, что роль человека это то, что ожидается от него другими и в конечном счете после того, как определенная роль будет полностью усвоена и самим человеком.

Роли могут иметь довольно разнообразные проявления.

Они могут быть кратковременными – например, победитель в игре; они могут быть неопределенными по времени – например ребенок, родитель, супруг; или они могут быть фактически постоянными – например, мужчина, женщина, чернокожий.

Этот термин также используется некоторыми специальными способами, как показано в следующих статьях. См. статус и стереотип, которые употребляются таким образом, что их значения пересекаются со значением термина роль.

предметная область термина

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ — обычно требуемое от мужчины поведение, связанное с ориентацией на задачу, решение проблем (в семье — еще и на материальное обеспечение).

КОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ (лат. conventio — соглашение) — представление о предписанном образце поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации, если известна социальная позиция, занимаемая им в совместном действии. 

СЕКСУАЛЬНАЯ РОЛЬ/ИДЕНТИЧНОСТЬ — аспекты половой роли/идентичности, относящиеся к генитально-эротическим свойствам и поведению.

назад в раздел: словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/rol

Роль психолога и особенности психологической помощи

Роль психолога и особенности психологической помощи

Различные виды психологической помощи призваны устранить психологические проблемы, скорректировать нарушения поведения. Психологическая помощь может быть представлена в виде психологической коррекции, консультирования, тренинга или психотерапии.

Психологическая коррекция

С 70-х годов прошлого века психологической коррекцией называют определенное воздействие на элементы психологической структуры личности. Роль психолога сводится к достижению клиентом эффективной жизнедеятельности и стремления к развитию. Термин «психологическая коррекция» широко распространен в России и иногда употребляется, как синоним слова «психотерапия».

Специалисты, принимающие идентичность терминов, аргументируют свою точку зрения тем, что психологическая коррекция проявляется в разных отраслях деятельности человека. Например, в педагогике или в обычных житейских ситуациях. То есть, на бытовом уровне роль психолога, по сути, может выполнять преподаватель.

С другой стороны, психологическая коррекция широко применяется в медицине и требует от практикующего специалиста наличие высшего медицинского образования. 

Особенности психологической помощи при лечении неврозов приводят к выводам от том, что оба термина являются этапами лечения пациента.

Сегодня особая роль отводится восстановительной медицине. Это своего рода комплекс мер, построенный на системе знаний из разных отраслей, который мобилизует внутренние ресурсы человека и улучшает качество его жизни. Применяются, как правило, приемы немедикаментозного лечения.

Основная деятельность психолога в этом случае будет направлена на определение доли психологического фактора индивидуально для каждого случая. Методы психологической коррекции будут рассматриваться, как составляющие части психотерапии.

Таким образом, психологическая коррекция представляет собой один из методов психологической профилактики и идентична понятию психологического вмешательства.

Психологическое консультирование

При психологическом консультировании основная деятельность психолога направленна на выявление незадействованных ресурсов, достижение состояния психологического комфорта преодоление тревожных состояний и помощь в самоорганизации. Обычно применяют проблемно-ориентированный или личностно-ориентированный подход, а также метод поиска скрытых ресурсов.

Роль  психолога состоит в достижении следующих задач:

  • эмоциональная поддержка;
  • внимание к переживаниям;
  • расширение сознания;
  • выход тупика и решение проблем;
  • повышение стрессоустойчивости;
  • творческий подход к освоению мира.

Выделяют несколько этапов психологического консультирования:

  1. Наличие проблемы, которая не осознается клиентом. Этап имеет место быть, когда на посещении психолога настаивает кто-то из окружения консультируемого.
  2. Появилось осознание проблемы. При этом нет желания проблему решать.
  3. Осознание необходимости посторонней профессиональной помощи.

  4. Активные действия пациента для решения проблемы.
  5. Сохранение результатов.

Особенности психологической помощи напрямую зависят от того, как именно протекают перечисленные выше этапы. Пациент может подолгу отрабатывать каждый этап или продвигаться быстро и целеустремленно.

А может возвращаться к более ранним этапам.

Основная деятельность психолога технически проявляется следующим образом: 1) установить контакт; 2) дать возможность выговориться; 3) эмоционально поддержать; 4) отработать проблему совместно; 5) обозначить зоны ответственности каждой стороны; 6) сформулировать возможные решения;

7) выбрать оптимальный вариант;

8) подкрепить решение мотивацией.

Психологический тренинг

Тренинг открывает новые возможности личностного роста клиента, позволяет отработать новые навыки и схемы поведения. В ходе работы формируются навыки саморазвития и самокоррекции.

Момент непосредственно лечения в тренинге отсутствует, поэтому его может проводить психолог или психотерапевт.

 Основная деятельность психолога на протяжении нескольких сеансов состоит в том, чтобы ускорить навыки саморазвития участников в комфортной и безопасной обстановке.

В основе тренинга лежит ряд общих принципов, таких как определение предмета анализа «здесь и сейчас»; искренности участников и их работы над самопознанием; активного участия; определенных форм обращения к членам группы. Роль психолога заключается в достижении клиентами взаимопонимания с окружающим миром, улучшения субъективного самочувствия и получения успеха.

Психотерапия

Психотерапевтическое воздействие при поэтапном рассмотрении во многом схоже с психологическим консультированием.

Особенности психологической помощи в психотерапии продиктованы общими факторами воздействия на клиента: -сотрудничеством между обеими сторонами; -уверенностью в реальности решения проблемы; -применением информативных обучающих элементов; -коррекцией поведения посредством одобрения врача; -социализацией клиента;

-использованием методов убеждения.

Психотерапия за счет комплексного подхода имеет широкий спектр показаний и различается только объемом и направленностью.

Комплекс лечебных психотерапевтических мероприятий определяется тем, насколько сильно выражен психогенный элемент в природе заболевания.

  Важным элементом основной деятельности психолога является недопущение повторной невротизации, то есть прогнозирование результатов болезни.

Неадекватная реакция клиента на болезнь также может быть показанием для психотерапии. Особенно, если заболевание усугубляется.

В этом случае важно улучшить настроение больного и содействовать позитивному восприятию окружающей среды. Важно наблюдать за социально-психологическими последствиями болезни.

 Длительная болезнь может негативно повлиять на социальный статус и сделать невозможной реализацию определенных потребностей. 

Это может привести к занижению самооценки, мнительности, снижению работоспособности. Как следствие, могут проявляться неадекватные поведенческие элементы. Ключ к решению проблем заключается в индивидуальном подходе с учетом психологических особенностей личности.

Источник: https://krasnov.tv/rol-psixologa/

Психологические роли

Психологические роли

Для человека характерно огромное количество различных свойств и особенностей.

Они-то и определяют специфику протекания познавательных процессов, интеллектуальные и иные способности, стили мышления, восприятия, общения, эмоционального отреагирования, морально-нравственные качества и множество иных составляющих.

Сочетание психологических качеств и свойств носит уникальный характер, формируя специфический, не на что и ни кого иного не похожий человеческий образ.

Как известно, индивидуальность – неповторимое, уникальное сочетание различных свойств и качеств человека. Качества могут быть как биофизиологическими, так и психологическими, и социальными.

При этом первые два являются составляющими темперамента и характера. Так в рамках темперамента параметры указывают на биологические стереотипы реагирования (в первую очередь, эмоционально-волевого).

Напомним параметры, с помощью которых возможна диагностика темперамента˸

· эмоциональность;

· скорость мышления;

· скорость двигательных актов;

· общительность.

Всем известна повышенная эмоциональность в сочетании с быстро исчезающими аффектами (вспышками гнева, раздражительности; страха, ажитации и паники, радости и экстаза) у холериков.

Читайте также:  Методы мышления, или как думать, чтобы придумать? - психология

У меланхоликов эмоциональные переживания носят, как правило, более длительный характер, они более склонны к застреванию на определенных эмоциональных переживаниях различной модальности (депрессии, тоске, печали).

Сангвиники и флегматики, как правило, отличаются своей ʼʼтолстокожестьюʼʼ – невозмутимостью и отсутствием ярких эмоциональных реакций на внешние раздражители.

Таким образом, подытоживая проявления темперамента можно утверждать, что они являются биологическим продуктом, и отражают количественную сторону психической деятельности. Все параметры темперамента практически не изменяются от раннего детства до глубокой старости.

Характер называется психологической составляющей индивидуальности. Именно в ᴇᴦο чертах отражаются присущие индивиду поведенческие матрицы, которые изначально носят осознанный характер (воспитываются, прививаются, навязываются), а затем – автоматический.

Так человек к возрасту совершеннолетия практически завершает формирование черт характера, и ᴇᴦο поступки носят оттенок устоявшихся и не обсуждаемых правил. Как и темперамент, так и характер является устойчивой структурой, не склонной существенно изменяться в процессе жизни.

Важно заметить, что связь параметров темперамента и характера не является линейной. Так совершенно невозможно предсказать, какие черты характера будут присущи холерику, меланхолику, флегматику или сангвинику по завершении процесса социализации.

Основную роль в формировании черт характера играют формы и методы воспитания.

  • — Психологические роли и ролевые конфликты

      Помимо социальных ролей человек также выполняет различные виды ролей психологически (табл. 1). Психологические роли, которые играет индивид в разнообразных жизненных ситуациях, далеко не всегда гармонично дополняют друг друга. Ролевое функционирование личности… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/293412_psihologicheskie_roli

    РОЛЬ

    РОЛЬспособ поведения людей, отвечающий принятым нормам и зависящий от их статуса в конкретной группе или социуме в целом. По сути дела, роль, будучи социальной функцией личности, является динамическим аспектом статуса. Понятие «роль» и понятие «статус» еще в 1936 году введены и описаны американским психологом Р.

    Линтоном, который рассчитывал, опираясь на них, построить модель поведения людей в различных ситуациях.

    Традиционно различают роли социальные, детерминированные положением индивида в обществе в целом и потому являющиеся социальной функцией объективных социальных отношений (эта категория ролевой принадлежности и соответствующей ролевой активности находится в поле зрения, прежде всего, социологии, демографии и т. д.

    ), и межличностные, или групповые роли, обусловленные положением личности в системе межличностных отношений конкретного сообщества (лидер, ведомый, изолянт, среднестатусный и т. д.).

    Помимо этого, как правило, различают институализированные (либо официальные, формальные, либо «договорные», конвенциональные) роли, а также роли «спонтанные», возникающие в рамках актуально складывающихся неформальных обстоятельств совместной деятельности и общения.

    Если роль в определенном смысле «безлична», а ролевые предписания неизменны вне зависимости от конкретного носителя роли, то индивидуальным способом ее реализации является ролевое поведение. Именно это понятие характеризует личностные особенности конкретного носителя роли.

    Ролевое поведение учитывает уникальные индивидуально-психологические характеристики личности и неповторимые конкретные условия реализации ею социальной роли, в которых эта личность функционирует. Сколько исполнителей роли, столько и вариантом ее исполнения.

    В зависимости от решаемых задач и методологической базы того или иного направления, либо школы, встречаются самые разнообразные определения понятий «роль» и типологии ролей. В собственно социально-психологических исследованиях, роль чаще всего связывают с установками личности и процессом их изменений. Экспериментально зафиксировано, что роли и установки находятся в соотношении взаимозависимости. С одной стороны, личностные установки обусловливают как процесс ролевого самоопределения (например, индивид может осознанно отказаться от должности, связанной с контролем за другими людьми, поскольку данная ролевая функция противоречит его установкам), так и индивидуальные особенности ролевого поведения (в зависимости от установок индивид в роли руководителя может придерживаться того или иного стиля руководства).

    В то же время, если в силу каких-либо причин личность оказывается вынужденной исполнять роль, не отвечающую наличным установкам, это приводит к изменению последних. Ф.Зимбардо и М.

    Ляйппе описывают ряд экспериментов по изучению изменения установок под влиянием исполнения ролей, проведенных в середине прошлого века И.

    Джанисом: «В первых исследованиях на эту тему сопоставлялось изменение установок испытуемого в результате произнесения им импровизированной речи в защиту позиции, к которой он первоначально относился негативно, с изменением установок под влиянием прослушивания или чтения стенограммы уже подготовленной речи, из которой следуют такие же выводы. Выяснилось, что в тех случаях, когда речь была импровизированной, когда испытуемые выстраивали ее сами, тенденция к “потеплению” отношения к чужой и изначально неприемлемой установке проявлялась ярче. Это было верно даже тогда, когда студенты колледжа приводили аргументы в пользу призыва студентов на военную службу. Позднее… было проведено исследование, имеющее более прямое практическое значение: как добиться того, чтобы у курильщиков сформировалось более негативные установки по отношению к курению и чтобы в конце концов они вовсе отказались от своей вредной привычки?

    Для этого исследования были отобраны студентки колледжа, каждая из которых выкуривала по крайней мере 15 сигарет в день; случайным образом их разделили на две группы: группу разыгрывания ролей и контрольную.

    Каждую студентку из первой группы просили сыграть роль пациентки: она лечится “от сильного кашля, который никак не проходит” и пришла к врачу уже в третий раз… Во время этого третьего визита она узнает, что у нее обнаружен рак легких и необходима срочная операция..

    . Конечно же, она должна немедленно бросить курить…

    Затем были разыграны минипьесы, в которых экспериментатор исполнял роль доктора, а испытуемая выступала в роли женщины, узнавшей, что она может умереть из-за того, что много курит. Студентки из контрольной группы не принимали столь активного участия в исполнении этой малоприятной, даже устрашающей роли, а просто прослушивали магнитофонную запись одного из сеансов активной ролевой игры…»1.

    Как выяснилось впоследствии, «по сравнению с испытуемыми из контрольной группы, участницы ролевой игры выражали более глубокую убежденность в том, что курение вызывает рак легких, и опасения, что оно причинит вред их собственному здоровью. Кроме того, участницы ролевой игры уверенно сообщали о своем твердом намерении бросить курить. …

    Результаты телефонного опроса, проводившегося через две недели после сеансов эксперимента, показали, что студентки из контрольной группы ежедневно выкуривали на 4,8 сигарет меньше, чем прежде…

    Но при активном “погружении” в эту ситуацию посредством исполнения роли сила эффекта удваивалась: по сообщениям студенток из первой, «ролевой» группы, они в среднем за день выкуривали на 10, 5 сигарет меньше прежнего»2.

    Для понимания характера влияния роли на установки имеет смысл использовать типологию, разработанную С. Дэниэлс на базе ролевой теории Дж. Морено. В рамках данной типологии выделяются три вида ролей, с точки зрения их функциональности и влияния на личность: прогрессивные (функциональные), роли совладания и регрессивные (дисфункциональные).

    Прогрессивные, или функциональные роли способствуют не только формированию позитивных установок, но и личностному развитию в целом. При этом они совершенно не обязательно носят внешне привлекательный характер.

    Так, в приведенном примере отказу от вредной и, более того, смертельно опасной привычки способствовало пребывание испытуемых в эмоционально тяжелой и, попросту говоря, страшной роли онкологического больного.

    Роли совладания в наименьшей степени влияют на установки, поскольку, как правило, представляют собой крайне ригидный, доведенный до автоматизма поведенческий паттерн, обычно усвоенный в детстве и направленный на обеспечение, прежде всего, физического выживания индивида. Примером такого рода может быть роль чистоплотного ребенка, который, не дожидаясь родительского напоминания, дважды в день чистит зубы, моет руки перед едой и т. д.

    Наконец, регрессивные, или дисфункциональные роли приводят к формированию деструктивных, разрушительных установок, а, в конечном счете, к деградации личности. Более чем красноречивое подтверждение этому было получено в ходе имеющего скандальную известность (был даже снят художественный фильм) эксперимента, проведенного Ф. Зимбардо в 1971 г.

    в Стэнфордском университете в США. Как пишет Д.

    Майерс, «Зимбардо, также как многих других, давно интересовал вопрос: являются ли тюремные зверства порождением порочных преступников и злобных охранников или сами роли охранника и заключенного ломают и ожесточают даже жалостливых людей? Приносят ли жестокость в заведение сами люди или же заведение делает людей жестокими?»1.

    Для этого Ф. Зимбардо предложил студентам-добровольцам в течение двух недель исполнять роли охранников и заключенных в импровизированной тюрьме.

    Для понимания социально-психологической подоплеки дальнейших событий существенно важно, что в описываемый период Стэнфордский университет представлял собой, по сути дела, закрытое учебное заведение для выходцев из богатых англосаксонских семей.

    Студенты с детства воспитывались на принципах протестантской морали и этики и воспринимали друг друга как членов единой привилегированной касты. Вот что произошло дальше: «Кинув монетку, Зимбардо выбрал охранников из числа студентов. Он выдал им униформу, дубинки, свистки и проинструктировал, как поддерживать дисциплину.

    Оставшихся студентов заперли в камерах и заставили надеть унизительную робу. После веселого первого дня, когда все «вживались» в свои роли, охранники, заключенные и даже экспериментаторы оказались пленниками ситуации. Охранники стали унижать заключенных, некоторые из них придумали жестокие и оскорбительные правила.

    Заключенные не выдержали, взбунтовались, а потом впали в апатию. Так возникло, писал Зимбардо “все растущее несоответствие между реальностью и иллюзией, между выполнением роли и самоидентичностью…. Эта тюрьма, которую мы сами создали, стала поглощать нас как созданий своей собственной реальности”. Углядев опасность социальной патологии, Зимбардо вынужден был уже через шесть дней прекратить эксперимент, рассчитанный на две недели»2.

    Эксперимент Ф.

    Зимбардо, ставший на долгие годы объектом жесточайшей критики, не только продемонстрировал опасность дисфункциональных ролей для личности и общества, но одновременно еще раз убедительно подтвердил феноменальную эффективность ролевой симуляции не только как метода изменения установок и модификации поведения, но и как средства обучения. В самом деле участники эксперимента не только стали разделять установки, свойственные охранникам и заключенным, являвшимся для данного контингента испытуемых «людьми с другой планеты», но и очень быстро освоили предметную сторону деятельности, знакомой им разве что по кинофильмам.

    В результате, ролевые игры получили самое широкое распространение не только в социально-психологической и психотерапевтической практике, но и в смежных областях деятельности, например, при обучении иностранным языкам методом «погружения».

    В практической работе социального психолога различные модификации ролевых игр используются для решения самых разнообразных задач. Но, пожалуй, наиболее часто к ролевой симуляции и, так называемой, технике обмена ролями обращаются при работе с конфликтными ситуациями.

    Эффект данной техники основан, прежде всего, на возможности для каждого из участников взглянуть на ситуацию глазами другого. Это чрезвычайно важно с точки зрения продуктивного разрешения конфликта, поскольку, по справедливому замечанию Г.

    Лейтц, «тем самым повышается ролевая гибкость, значение которой мы оценим верно только тогда, когда учтем тот факт, что деструктивный потенциал в отношениях напрямую зависит от степени фиксации контрагентов на прежней своей точке зрения. Но поменявшись ролями, они воспринимают ту же самую ситуацию с позиции другого.

    Благодаря этому сознание обоих расширяется». Как следствие, каждому из участников конфликта, «…знакома уже не только половина реальности своей ситуации, то есть “реальность со своей точки зрения”; оба теперь осознают реальность в полном объеме.

    Это всеобъемлющее сознание складывается из переживания в собственной роли и из переживания в роли визави. Такой целостный опыт обеспечивает более объективную оценку ситуации “по ту сторону добра и зла”»1.

    Читайте также:  Внутренний родитель - психология

    Таким образом, использование ролевой симуляции и техники обмена ролями для разрешения конфликта позволяет отсечь личностные проекции участников, обусловливающих и усиливающих такие искажения восприятия, как предубеждение в пользу самих себя, тенденции к самооправданию, фундаментальную ошибку атрибуции, негативные стереотипы, от сути разногласий, а также минимизировать искажения восприятия, связанные с коммуникативным процессом. Тем самым, ситуация освобождается от подлинно деструктивных составляющих конфликта, поскольку, с точки зрения современной социальной психологии, «во многих конфликтах содержится лишь небольшое ядро подлинно несовместимых целей; главная проблема — искаженное восприятие чужих мотивов и целей»2.

    Понятия «роль» и «ролевое поведение» для практического социального психолога выступают и в качестве первостепенного предмета изучения, и в качестве своеобразного интерпретационного «ключа» при характеристике и содержательном объяснении психологической сути процессов группообразования и личностного развития в условиях конкретных сообществ людей.

    Источник: https://vocabulary.ru/termin/rol.html

    Роль психологии в жизни человека (стр. 1 из 2)

    УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

    КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

    Письменная работа

    Роль и значение психологии в нашей жизни

    Выполнил: Сулима К. Ю.

    магистрант

    ИС — 1,5 г.о.

    Проверил: Маульшариф М. М.

    Алматы 2010 г.

    Психология имеет большое значение не только для решения ряда основных теоретических вопросов о психологической жизни и сознательной деятельности человека.

    Она имеет также практическое значение, возрастающее по мере того, как основным вопросом общественной жизни становится управление поведением человека на научных основах и учет человеческого фактора в промышленности и общественных отношениях

    Психологическая наука имеет большое практическое значение для ряда областей, из которых мы упомянем лишь главнейшие.

    Первой из этих областей является область промышленности и труда, а тот раздел прикладной психологии, который занимается связанными с этими областями вопросами, называется инженерная, психология и психология труда.

    Современная индустрия, включающая управление механизмами, транспортом, авиацией и т.п., предполагает сложное взаимодействие системы человек-машина.

    Сложная техника должна быть приспособлена к возможностям человека; необходимо создать такие условия, при которых управление системами протекало бы в оптимальном варианте и могло бы осуществляться о наименьшими затратами времени к с наименьшим числом ошибок.

    Эти требования должны прежде всего относиться к рациональному построению пультов управления, которые в современных механизмах состоят из большого числа индикаторов, требующих того, чтобы они были максимально обозримы и чтобы информация, которая ими дается, была максимально доступна.

    Естественно, что эти требования могут быть удовлетворены лишь при учете законов человеческого восприятия объема человеческой памяти и тех способов их организации, Которые могли бы наилучшим образом приспособить машину к возможностям человека.

    С другой стороны, современная индустрия ставит ряд вопросов подбора людей, наиболее подходящих к условиям тех или иных форм работы, перед организацией условий, которые обеспечивали бы оптимальные условия сохранения внимания и минимального истощения человека. Они ставят вопрос о том, какие психологические факторы необходимо учесть для обеспечения максимальной надежности работы и минимальной аварийности.

    Все эти вопросы разрабатываются инженерной, психологией и психологией труда, которые становятся важной составной частью научной организации производства.

    Второй сферой практического применения психологии является обучение и воспитание подрастающего поколения иначе говоря сфера педагогики.

    Известно, что возрастающий объем знаний, которые должны быть усвоены в процессе школьного обучения, требует наиболее рациональной организации методов обучения. Это существенно зависит от психологических особенностей ребенка, возраста детей и их познавательных процессов при обучении в школе.

    Педагогическая психология является той отраслью прикладной психологии, которая должна обеспечить научное обоснование программ и методов обучения, установить круг тех понятий, которые доступны детям соответствующего возраста и те способы подачи материала, которые обеспечат его наилучшее усвоение.

    Развившийся за последнее время новый раздел педагогики – программированное обучение (или теория программированного, поэтапного усвоения знаний) вносит научную психологическую основу для разработки оптимальной последовательности предлагаемого материала и применение наиболее эффективных методов обучения.

    Такие вопросы, как степень развернутости процесса поэтапного усвоения знаний, соотношение наглядных и словестно-логических средств обучения, способы оптимальной формулировки правил, приемы, обеспечивающие адэкватное усвоение понятий и перенос принципов, усвоенных в процессе обучения, составляют только часть тех вопросов, которые изучаются педагогической психологией, вносящей существенный вклад в научное обоснование педагогического процесса.

    Второй стороной использования психологии для рационального построения обучения и воспитания является анализ тех психологических особенностей детей, которые мешают их успешному обучению.

    Известно, что успешность обучения зависит не только от рационально организованных программ и методов, но и от состава учащихся. В каждом классе наряду с успевающими учениками имеются и такие, которые не могут успешно овладеть школьной программой и задерживают успешную работу всего класса.

    Однако существенным является тот факт, что неуспеваемость которую обнаруживают эти ученики, может иметь различную основу

    Одни ученики не успевают потому, что они являются умственно отсталыми, и органическое недоразвитие их мозга делает их неспособными воспринимать сколько-нибудь сложный материал. Эти дети должны быть выведены из массовой школы и переведены в специальную, вспомогательную школу.

    Другие являются полностью нормальными детьми, но их неуспеваемость связана с тем, что они, пропустив известную часть программы, не могут успешно продвигаться дальше и усвоение дальнейшего материала не имеет в их знаниях нужной основы. Эти дети нуждаются в специальных дополнительных занятиях, которые могут ликвидировать их пробелы.

    Третьи ученики обнаруживают трудности в обучении потому, что они являются физически ослабленными, перенеся какое-нибудь заболевание.

    Они могут успешно сосредотачивать свое внимание лишь в течение ограниченного времени, быстро истощаются и не в состоянии овладеть соответствующим материалом; они должны учиться при соблюдении соответствующего режима и в этих условиях могут успешно справиться с программой.

    Наконец, четвертая группа учеников испытывает трудности обучения не потому, что входящие в ее состав дети являются умственно отсталыми, а потому что они имеют какие-либо частные дефекты, например, дефекты слуха, которые препятствуют своевременному и полноценному речевому общению и приводят к временной задержке развития. Такие дети должны быть переведены в школы для тугоухих, где специальные приемы и методы позволят компенсировать их дефекты.

    Важнейшей задачей должно быть своевременное распознание тех причин, которые приводят к неуспеваемости различных групп детей и диагностики различных форм неуспеваемости.

    Эта задача может быть выполнена лишь при ближайшем участии психологов, которые могут описать психологические особенности неуспевающих детей, выяснить сановные причины задержки в их развитии и оказать существенную помощь в устранении описанных дефектов.

    Третьей сферой практического применения психологии является медицина.

    Известно, что протекание любой болезни зависит не только от болезнетворного агента и состояния организма, но и от того, как больной сам представляет свою болезнь, как относится к ней, как описывает ее, иначе говоря от того, что врачи-терапевты называют «внутренней картиной болезни».

    Однако само отношение к болезни связано с рядом психологических факторов, особенностям эмоционального строя личности, характера тех обобщений, которыми располагает личность.

    Изучение характерологических особенностей в строя личности, которым занимается психология, имеет поэтому важное значение в медицине, позволяет ближе подойти к научной основе практики психотерапии, психогигиены и психопрофилактики.

    Особое место занимает психология в специальных отраслях медицины – неврологии и психиатрии.

    Здесь она может оказать существенную помощь в решении двух важнейших вопросов – диагностика и природа заболевания, с одной стороны и восстановления нарушенных функций, с другой.

    Известно, что очаговые поражения мозга лишь частично выражаются в таких симптомах классической неврологии, как изменение чувствительности, рефлексов, тонуса, и движений. Значительная часть больших полушарий головного мозга не имеет прямого отношения ни к одному из упомянутых процессов и поражение этих участков мозга не приводит к их заметным нарушениям.

    Эти части больших полушарий связаны с осуществлением высших форм психической деятельности анализом поступающей информации, формированием планов и программ действий, контролем над протеканием сознательной деятельности.

    Именно поэтому поражение этих отделов мозга, не вызывая отчетливых физиологических симптомов может привести к заметным нарушениям сложных форм психической деятельности.

    В течение последних десятилетий возникла новая область психологической науки, о которой мы уже упоминали выше -нейропсихология.

    Она позволила увидеть, какие факторы, входящие в состав сложных форм психической деятельности связаны с определенными участками мозга и какие виды нарушения психических процессов имеют место при их поражении.

    Благодаря этому стало возможным ввести новый и практически важный метод диагностики локальных поражений мозга, использующий психологический анализ характера нарушений высших психических процессов топической (локальной) диагностики мозговых поражений.

    Этот метод прочно вошел в практику неврологической и нейрохирургической клиники и данные, которыми располагает психология для решения этих практических задач, будут приведены в соответствующих главах этой книги.

    Не менее важное значение имеет психология и для уточнения диагностики психических заболеваний.

    Нарушения восприятия и действия, памяти и мышления носят совершенно различный характер при различных формах умственного недоразвития и при различных психических заболеваниях.

    Поэтому применение методов экспериментальной патопсихологии в психиатрической клинике позволяет существенно уточнить диагностику психических заболеваний входит как существенная составная часть в общую психопатологию.

    Источник: http://MirZnanii.com/a/203259/rol-psikhologii-v-zhizni-cheloveka

    Роль психологии в системе наук, цели и задачи психологии

    Роль психологии в системе наук, цели и задачи психологии

    И роль и цель науки психологии глобальны. Их определяют по-разному и не только потому, что мнения ученых по этому поводу разнятся, но и потому что психология необычайно разнообразна и широка.

    Оглавление

    • 1 Уникальность роли психологии
    • 2 Цель и задачи психологии

    Уникальность роли психологии

    В последнее время все больше психология из науки теоретической превращается в практическую. Не теория определяет практику, а практическая необходимость и потребности общества определяют объекты психологических исследований. Включенность психологии в решение практических задач изменяет условия развития ее теории.

    Несмотря на это, практическая полезность психологии еще в недостаточной мере осознанна и оценена в нашем обществе. Она нужна во всех сферах жизнедеятельности, но чаще применяется лишь в педагогике, медицине, промышленности, политике, культуре и то не всегда в нужной форме и в достаточной мере.

    До сих пор ведутся споры о том, к какому роду наук относится психология, гуманитарная это дисциплина или естественно-научная.

    Все потому, что на протяжении многих веков психология была лишь «наукой о душе» в тени своей старшей сестры – философии.

    Она смогла стать отдельной дисциплиной только благодаря сближению с естественными науками (анатомией, биологией, физиологией, прочими) и перенятию у них экспериментальных методов изучения человека.

    Только в конце позапрошлого века, когда немецкий физиолог и психолог В. Вундт создал первую в мире психологическую лабораторию и начал идеальную по своей сути психику изучать экспериментальным путем, психологию признали настоящей самостоятельной наукой.

    Уникальность психологии и ее главная роль состоит в объединении всех других наук, изучающих человека. Она, оставаясь самостоятельной гуманитарно-естественной наукой, становится тем связующим звеном, которое объединяет другие области научного знания в общую систему знаний о человеке.

    Объектом исследования многих наук является человек, но только психология стремится интегрировать все знания о нем в единую систему.

    Своеобразным сцеплением между всеми науками служит «человеческий фактор». Нельзя не учитывать личность человека, к примеру, совершившего преступление (пересекаются психология и юриспруденция), больного (медицина), учащегося (педагогика), трудящегося (менеджмент), бастующего (социология) и так далее.

    Человек – сложная система. Нельзя рассматривать различные аспекты его существа в отрыве от остальных, хотя это делается довольно часто. А потом, когда возникают проблемы, с сожалением говорится: «Сказался человеческий фактор!».

    К примеру, врач, не учитывающий психологию больного, относится к нему лишь как к телу, и не понимает почему больной не выздоравливает; управленец, не осознающий ценности личности, относится к работнику как к машине, выполняющей поставленную задачу и никак не поймет почему работа не ладится.

    Роль психологии состоит в объединении этой наукой всех знаний о человеке для практического улучшения жизни и деятельности каждого конкретного индивида и всего общества.

    Читайте также:  Энциклопедия нлп - психология

    Цель и задачи психологии

    Цель теоретической психологии – изучать законы психической деятельности, психические процессы, состояния, свойства – весь класс психических явлений и способы их действия.  Для чего? Для того чтобы понимать как рождается, формируется и функционирует то самое субъективное отражение объективного мира, которое называется психикой.

    Цель практической психологии – оказывать психологическую помощь человеку на пути становления и развития его личности.

    Психодиагностика, психокоррекция, консультирование, психотерапия, тренинги, прикладная психология – все служит воплощению прекрасных и стройных теорий в жизнь.

    В конечном итоге все исследования ученых и работа психолога с клиентом нацелены на достижение психологического благополучия человека.

    Объектом (а точнее – субъектом) исследования и практического приложения психологических знаний всегда является личность, человек.

    Отсюда задачи психологии:

    • понять сущность, законы и закономерности психики,
    • проанализировать развитие психики в ходе филогенеза, онтогенеза, социального взаимодействия людей и их трудовой деятельности,
    • научиться регулировать, влиять, управлять механизмами психических явлений и процессов с целью помочь конкретному человеку/группе людей,
    • научиться применять получаемые знания на практике в различных отраслях и сферах жизни, лежащих на пересечении с психологией.

    А так как на пересечении с психологией лежат практически все области практики, она сталкивается со многими специфическими проблемами этих сфер. Эти проблемы комплексные. Включение психологии в состав междисциплинарных исследований эффективно лишь тогда, когда она обогащает их своими наработками и сама обогащается новыми идеями и подходами.

    Кроме науки психологии есть психология как система жизненных явлений. Именно о ней чаще всего говорят люди, произнося слово «психология». Для не-психолога, человека не решающего психологические научные и практические задачи, психология это не система научных знаний, а совокупность ощущений, интересов, мотивов, потребностей, чувств и так далее, то есть внутренний мир.

    Человека беспокоит прежде всего его внутренний мир и в этом плане цель психологии – познакомить человека с собой, направить его на путь познания себя и самосовершенствования.

    С этой целью пишутся книги, научные работы и статьи, поэтому создаются психологические службы, практикуют психологи-консультанты и психотерапевты.

    Психологические знания помогают взглянуть на себя, окружающих людей и мир с другой стороны, найти корни личных проблем и решить их, приобрести навыки саморегуляции, повысить уровень психологической культуры и так далее.

    Психология сильна своим многообразием, оно обеспечивает ее объяснительный и практический потенциал, стремительное развитие и популярность.

    Считаете ли Вы психологию самой важной и нужной наукой?

    Ждем Вашей оценки

    Источник: https://ourmind.ru/rol-i-cel-nauki-psixologii

    Роль психологии в жизни каждого человека

    Роль психологии в жизни каждого человека

    Роль психологии в жизни каждого человека актуальна во все времена. Общение – это один из самых важных инструментов, которые только есть у человека. Следует позаботится о своих навыках общения с людьми. Достаточно много банальных примеров, которые характеризуют малообразованность личности.

    ➔ Образованную личность оценивают не только по внешнему виду, но и по уровню красноречия.

    ➔ Занимайтесь больше спортом, тогда будет больше здоровья. Здоровье позволяет добиваться неимоверных успехов. Здоровье необходимо во всех видах деятельности. Очень часто люди ищут свое предназначение в жизни, но из-за отсутствия здоровья не получают желаемого результата.

    ➔ Сосредоточив свое внимание на одном из направлений, следует ему уделять максимальное количество времени. Несколько вариантов бизнеса, которые вы ведете одновременно, приведут только к незавершённым делам.

    ➔ Увлекаться каким–то хобби – это здорово, но не стоит ему уделять слишком много времени, если оно не приносит денежного вознаграждения и забирает все свободное время.

    ➔ Используя все свои знания и навыки можно добиться любой цели и решить любую поставленную задачу. Нет такой проблемы, которая не имела бы решения.

    ➔ Очень важно правильно поставить себе цель и твердо идти к ней. Осознав свое предназначение в жизни, можно твердо следовать к намеченной цели.

    ➔ Мотивировать себя очень важно для достижения любой цели.

    Психология играет важнейшую роль в жизни каждого человека. Без психологического настроя невозможно добиться ни одной цели. Теоретические и практические подходы психологии помогают обеспечить и достичь неимоверного результата в жизни.

    Прежде чем начать осуществлять задуманный план следует убедиться в том, что цель оправдывает средства. Надо знать свои талантливые стороны и недостатки и лишь только потом использовать психологию для решения поставленных задач.

    А что касаемо работы с людьми, то она подразумевает под собой глубокие психологические знания. Учитывая индивидуальность каждой личности, надо подбирать ключи к доверительному общению очень осторожно. Умение ладить с людьми и договариваться – это талант, который следует приобретать в результате кропотливой работы над собой и над своей квалификацией.

    Добиться успеха означает пройти путь до конца. Трудолюбие – это черта характера, которая выделяет человека среди общей массы, а знание психологии создаст прочный фундамент для эффективного общения с людьми. Одна из проблем общения – это внутренние барьеры, которые можно сломать.

    А если не получается работать с людьми, возможно стоит работать с техникой или природой.

    Запись опубликована в рубрике Успех с метками психология, путь к успеху. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

    Источник: http://www.vipbiz.org/2014/07/rol-psixologii-v-zhizni-kazhdogo-cheloveka.html

    Роли человека

    Каждый из нас играет свою роль в этой жизни, навязанную нам другими людьми, либо выбранную нами самими. Эта тема достаточно интересная, потому я ее уже затрагивал в своих ранних статьях. Помимо психологического анализа, тема ролей обращает еще и философский взгляд на себя.

    Поведение человека не является загадкой, но и не изучено до конца, что придает такой науке как психология, большие перспективы. Вы только вдумайтесь в суть вопроса о ролях человека, которые полностью формируют его поведение. Не надо только путать роль с маской, которую человек сознательно может на себя нацепить, дабы казаться тем, кем он хочет казаться.

    Роли в отличии от масок, человеком практически не осознаются, они им в основном управляют, если конечно он не возьмет их под контроль. Роль – это рефлекс, реакция, как инстинкт, только с определенным подтекстом. В отличии от инстинкта, роль – это полностью продукт человека, это продукт внешней информации, которая переходит во внутреннюю суть человека.

    Чтобы было понятнее, давайте рассмотрим пример с несколькими ролями, которые управляют нашим поведением.

    Допустим, вас обманули, и вы обижаетесь или злитесь, и вам кажется, что это вполне естественная реакция, которая должна быть в таком случае. Но это не так, это не естественная реакция, это ваша роль, и ей вы научились в процессе жизни. Кто-то научил вас испытывать обиду, злиться, переживать, ревновать, думать определенным образом и так далее.

    Все ваше поведение, это лишь смена ролей, согласно тем условиям, что вас окружают. А раз так, значит вы полностью предсказуемые и управляемые, чем разумеется можно пользоваться. И не надо думать, что это какой-то заговор группы лиц, которые пытаются подчинить вашу волю себе, это продукт социального происхождения, который возник в результате нашего взаимодействия.

    Ребенок берет пример с того что он видит, он культивирует то, чему его учат, ведет себя согласно окружению, полностью повторяя модель поведения других людей. Если бы он жил в лесу, подобно Маугли, тогда бы у него была роль соответствующая его окружению, он был бы диким и вел себя аналогично диким зверям.

    И большинство людей даже не понимают всей природы своего поведения, не говоря уже о способности им управлять.

    В психике заключается великая сила, о чем еще говорил Карл Юнг, но взять эту силу под контроль чрезвычайно сложно. Например такая элементарная вещь как контроль собственных эмоций, требует от человека невероятных усилий.

    И роль требует того же, достаточно нацепить на человека униформу, и он уже олицетворяет себя с той личностью, которую ему навязали. Все роли навязываются, в социуме это вполне естественный процесс. Он отображает интересы социума и в какой-то степени интересы личности, только вот не всегда роль может быть уместной.

    Да и потом разве не интересно каждому из нас знать ту истину, которая имеет место в каждой конкретной ситуации?

    Скажем отреагировали вы на ситуацию определенным образом, согласно реакции той роли, которую вы исполняли в это время.

    Но так ли должно было быть на самом деле, или быть может у этой ситуации, было иное решение? Этот вопрос тем более интересен, чем больше вы осознаете природу своего поведения.

    Самый простой способ к сознательности и определения себя как личности – это анализ каждого своего действия, каждого желания и поступка согласно ему. Вы должны пытаться понять, почему вы делаете то, что делаете, что толкает вас на это.

    Если вы найдете исток этого толчка, вы поймете найдете и его природу, вы найдете ту роль, которая включается в вас в конкретной ситуации. Понять что она из себя представляет и что дает, уже вопрос технический, примеров аналогичного поведения вокруг вас предостаточно. Все роли идут из детства, и дополняются в течении всей жизни.

    Я считаю, что свобода человека определяется прежде всего свободой его разума, ничто так не угнетает человека, как роль угнетенного, которая давит на его психику. Одна большая роль которую мы все вынуждены играть – это роль жизни, ведь каждый из нас должен жить согласно задумке нашего создателя.

    И если роли являются неотъемлемой частью нашей жизни, лучше выбрать ту, что максимально приближена к совершенству.

    Стать человеком просвещенным, может далеко не каждый, я не собираюсь философствовать на тему ролей, как собственно и в отношении всей психологии человека. Быть может я сделаю это в своих книгах, но сейчас могу сказать только одно, что каждому из нас под силу выбрать себе роль.

    Например вы можете не злится, а искать решение, не обижаться, а анализировать, не плакаться, а действовать и так далее. Зачем вам слабые роли, лучше уж быть сильным в этой жизни.

    Самый простой и примитивный способ определится с ролью – это самовнушение, это гораздо проще чем искать просветление, а результат придет быстро.

    Роль – это определенное состояние психики в конкретный момент, и это состояние должно быть наиболее эффективным и адекватным действительности.

    Проще говоря правильно себя вести, это выходить победителем из каждой ситуации, к чему можно придти если работать над этим.

    Это не теория и не философия, это практическая часть жизни, роль которую вы сами себе выбираете, будет вашей сознательной ролью, и тогда вы будете ею управлять сами, в отличии от тех ролей которые управляют вашим поведением, находясь глубоко в подсознании.

    Источник: https://psichel.ru/roli-cheloveka/

    Ссылка на основную публикацию