Решение жизненных задач — психология

Психология решения личностных проблем

Психология решения личностных проблем — это область, которая находится на стыке двух других областей в психологии. Это психология мышления, которая занимается непосредственно решением задач, и психология личности, или конкретно тот раздел, который касается психологии жизненного пути личности, различных трудных жизненных ситуаций, кризисов и так далее.

Выделение какой-то отрасли в психологии предполагает, что у нее есть свой предмет изучения — для этой отрасли это, собственно, личностные проблемы. И прежде чем ответить на животрепещущий для всех вопрос «А как же их решить?», нужно понять, что это такое вообще. Что, собственно, мы решаем.

И на бытовом уровне этим словосочетанием очень часто пользуются если не просто люди, то, во всяком случае, психологи-практики, особенно консультанты, психотерапевты — довольно расхожее словосочетание.

Если вы захотите найти определение этому словосочетанию, то ни в одном словаре и ни в одном викисловаре в интернете вы не найдете этого определения, что довольно удивительно, потому что это, по-моему, самое любимое занятие ученых — давать определения.

Существует негласная договоренность между специалистами, что есть такое понятие, все мы примерно думаем об одном и том же. Но ученых такая ситуация, конечно, не устраивает, они хотят разобраться всегда, четко понять, в чем состоит суть явления, и для этого сначала разводятся понятия «проблема» и «задача».

Существует понятие «жизненная задача», которая стоит перед человеком, и он ее каким-то образом решает или не решает. А существует понятие «проблема». И надо сказать, что понятия «задача» и «проблема» существуют не только для личности, но и в психологии мышления: люди, которые исследуют способность решать задачи и проблемы, — тоже есть такое разграничение задачи и проблемы.

В качестве таких характеристик, очень важных для проблемы, выделяется ее сложность, противоречивость, непрозрачность условий — человек может не знать всех обстоятельств этой проблемы, и они могут раскрываться только по ходу решения. Это динамичность, то есть проблема сама по себе может развиваться, особенно если она очень сложная и задействует много внешних обстоятельств жизни.

Все эти характеристики тоже свойственны и личностной проблеме как одному из видов проблем. Особенно такая характеристика, как «сложность», «комплексность», выступает на первый план. Потому что проблема — любая, в частности, личностная — похожа на очень сложный механизм, в котором много рычажков, много колесиков.

И очень часто человек, который не является специалистом в этой области, не может точно предсказать, какие колесики закрутятся, если он потянет за какую-то веревочку или подкрутит какой-то рычажок.

Реакция может быть настолько цепной, что в итоге человек может получить совершенно не тот результат, который он думает получить.

Эту историю мы часто наблюдаем у клиентов, которые приходят к психотерапевту и просят сделать с ними что-то, чтобы жизнь, как им кажется, стала лучше. Но опытный специалист знает, что, избавив человека от одной проблемы, можно запросто привести его к другой. Например, клиент думает, что если он станет более уверенным в себе, то жизнь его изменится в лучшую сторону и все станет прекрасно.

Но по ходу работы выясняется, что за такой сдержанностью в поведении или неуверенностью очень часто скрывается высокий уровень агрессии.

Как только человек приобретает уверенность в себе, его отношения с людьми начинают резко портиться, потому что он выпускает наружу эмоции, которые раньше сдерживал и прятал под маской неуверенности.

Это один из простых примеров, а проблемы бывают гораздо более сложные. Поэтому вопрос решения проблемы далеко не такой простой, как вопрос решения какой-то жизненной задачи. И если говорить об определении личностной проблемы — что это такое, собственно? Есть понятие трудности, есть понятие трудной жизненной ситуации.

Есть очень много как будто похожих явлений, которые тоже могут быть отнесены к личностной проблеме. У психологов есть понятие «личностный смысл». Оно очень тесно связано с мотивами, потребностями, ценностями человека. Фактически это ответ на вопрос: а что для меня значит нечто? Что для меня значит этот предмет? Что для меня значит этот человек? Для меня лично.

Не для кого-то там. Это личностный смысл какой-то части реальности.

Личностную проблему — один из вариантов ее понимания — понимают как ситуацию, в которой человек испытывает очень большие затруднения или даже не имеет возможности реализовать свой личностный смысл, найти его или каким-то образом изменить, чтобы его внутренние ощущения гармонии, комфорта появились или вернулись.

Практические исследования в области психологии решения личностных проблем в России, к сожалению, не проводились. У нас пока не существует никаких эмпирических исследований на нашем материале. Но за рубежом эти исследования имеют уже больше 30 лет багажа, хотя с понятиями там все так же плохо, как и у нас.

Тем не менее было выявлено несколько интересных фактов о людях, которые демонстрируют хорошую и не очень хорошую способность решать личностные проблемы.

В частности, было установлено, что люди с хорошей способностью решать личностные проблемы более независимы в принятии решений, у них лучшие показатели по физическому здоровью, они чувствуют себя более уверенно и имеют более позитивный образ себя.

Интересен также факт, что решение сложных, в том числе сложных личностных проблем мало зависит от уровня интеллекта. Хотя, казалось бы, это прямая связь.

На бытовом уровне кажется, что чем умнее человек, тем лучше он решает какие-то проблемы, в том числе и личностные.

Оказалось, что это вовсе не так и, скорее всего, способность хорошо решать сложные проблемы связана с устойчивостью к неопределенности, то есть к непредсказуемости условий, к неясности будущего.

Есть люди с довольно хорошо развитым интеллектом, которые дезорганизуются в ситуации, когда человек не знает, что его ждет. И его интеллектуальные схемы, привычные способы решения оказываются неэффективными. В то же время человек с не таким хорошо развитым интеллектом, но с большей устойчивостью к той самой неопределенности вполне эффективно и успешно справляется.

Еще одна интересная гипотеза, которая проверялась в ходе исследований, была о том, что, вероятно, люди с техническим образованием будут лучше решать личностные проблемы, чем гуманитарии, потому что у них хорошие аналитические навыки.

Этих различий тоже не было выявлено, от направления образования эта способность не зависит.

Что касается самого процесса решения и результата решения личностной проблемы, то, очевидно, каждый человек так или иначе является интуитивным решателем: все мы сталкиваемся с этими проблемами и как-то пробуем их решить, эффективно или нет.

Но есть и профессионалы в этой сфере. Они относятся, безусловно, к психотерапевтам, к психологам-консультантам, к коучам. В предмет их деятельности входит решение проблемы, и существуют определенные технологии решения проблем, которым можно и нужно обучать.

Не все направления психотерапии и консультирования действительно проблемно ориентированные. Есть очень большое количество процессуально ориентированных школ, которые не ставят непосредственно задачу решать проблемы клиента, за клиента или вместе с клиентом.

Они ставят перед собой цель, скорее, вести клиента на этом пути.

Тем не менее хорошим результатом психотерапии очень многие специалисты считают именно решенную проблему, если человек приходил с таковой.

Решение проблемы предполагает несколько этапов. Они не специфические для личностной проблемы — они точно такие же, как и для любой другой проблемы: это постановка целей, определение условий, планирование — выдвижение гипотезы и планирование решения, это его реализация и проверка результатов.

Но личностная проблема характеризуется очень часто тем, что все эти этапы спутаны. Они не идут последовательно, а человек может перескакивать, пропускать какие-то этапы, возвращаться. Это очень часто происходит из-за того, что человек эмоционально включен в эту проблему.

И проблема тем и отличается, что не может быть задана извне, как задачка: такие условия — приди к такому результату, найди неизвестное. Проблема в принципе возникает только тогда, когда человек ее осознает как таковую.

Специалист, который помогает человеку решить проблему, как раз обладает такой схемой внутри своей головы и помогает человеку пройти от начала до конца или хотя бы до момента осознавания проблемы, что тоже часто является необходимым для ее решения и для изменения ощущения человека. опубликовано econet.ru

Источник: https://econet.ru/articles/66835-psihologiya-resheniya-lichnostnyh-problem

Жизненные задачи человека

В своей жизни мы ставим цели и определяем задачи, стремимся к достижениям и успеху. Однако помимо задач, которые мы формулируем сами, существуют те задачи, которые существуют несмотря на наши желания. Адлер говорит о трех жизненных задачах, которые определяются теми условиями, в которых существует человек, т.е.

задачи связаны с тем, что человек живет в определенном месте и развиваться должен в тех пределах и возможностях, которые все окружающее человеку представляет. Итак, три жизненные задачи по мнению Адлера — это работа, дружба и любовь.<\p>

Работа — это не то занятие, которое обеспечивает нам доход, работа — это любая полезная деятельность.

По Адлеру, работа создает удовлетворение и чувство собственной значимости, поскольку важность работы зависит от физической среды, нас окружающей. В течении всего существования рода человеческого, человек решал проблемы, которые ставила перед ним природа, приходилось что-то делать, чтобы улучшать качество жизни и совершенствоваться, т.е.

приходилось работать, таким образом, работа — жизненная задача человека.

Любовь — тесный союз ума и тела, величайшее сотрудничество между двумя людьми противоположного пола. Кстати для Адлера, любовь — только гетеросексуальная и основана на том, что отношения между полами очень существенны для продолжения рода.

Большое внимание Адлер уделяет кооперации (сотрудничеству) и говорит о том, что удачный брак, где люди очень успешно сотрудничают друг с другом, является лучшей средой для воспитания детей, т.к.

дети в таком браке научатся кооперации, а значит им не страшны не только неврозы, но и они станут более социально успешны и адаптированы.

Брак — это испытание нашей способности сотрудничать с другим человеком, если все удачно, то брачный союз будет крепким и надежным, если нет, то скорее всего возникнут конфликты, что будет являться неблагоприятной средой для воспитания детей.

Дружба — связь с обществом, в чем проявляется потребность человека взаимодействовать с другими людьми. С помощью дружбы, человек проявляет способность приспосабливаться к другим людям и тренирует толерантность ко всему происходящему вокруг. Ведь к другу мы всегда терпимее, даже если наши взгляды кардинально расходятся.

Все эти три задачи — составляющие одного целого, а именно необходимости поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой мы находимся. Разрешение одной задачи помогает разрешить и другие.

Если не ладится на работе, то откуда черпает силы человек? Из любви, например, благодаря чему идет и решает рабочие проблемы.

Работа, любовь и дружба, своего рода взаимозаменяемые ресурсы человека, необходимые для успешной жизни в тех условиях, в которых находится человек, как раса.

Возможно Вам будут интересны следующие статьи:

  • Сказка. Волшебство сказкотерапии.
  • Ищу работу или Где мое место?
  • 17 мая — Единый информационный день Детского телефона Доверия
  • Почему женятся те, кто не может ужиться в браке?
  • Психопатии: обзор по теме
  • Правила комментирования

    Источник: http://www.psytalk.spb.ru/psyvopros/jiznennie-zadachi-cteloveka/

    Методические основы решения психологических задач — Студопедия

    Мы уже говорили о том, что тема взаимодействия клиента и практического психолога задается текстом заказа.

    В этом тексте психолог выделяет систему оце­нок клиента, в которой он воспринимает психологичес­кую информацию, и создает необходимые условия для переформулирования текста заказа в психологическую задачу.

    Основной критерий психологической задачи связан с появлением у клиента вопроса о значении психологической информации.

    Вот в этот момент у психолога и возникает вопрос о том, как решать психологическую задачу клиента.

    Мы уже отмечали, что в профессиональной дея­тельности практического психолога большое значение имеет его позиция. Одной из главных составляющих позиций является обобщенная теория или содержание

    научных знаний практического психолога. Именно обобщенная теория и дает возможность ответить на вопрос, как решать психологические задачи клиента.

    История психологии как науки показывает, что все конкретные психологические теории связаны с исполь­зованием основных научных категорий, отражающих специфику предмета психологии как науки.

    Эти кате­гории как формы мышления о внутреннем мире чело­века по мере становления научного психологического знания наполнялись новым содержанием, уточнялись с помощью других категорий и понятий, но по форме оставались теми же.

    Отношение практического психолога к основным категориям психологической науки и определяет его исходную, методологическую позицию в решении пси­хологических задач клиента.

    Читайте также:  Волшебная таблетка - психология

    Какую научную категорию практический психо­лог считает основной, какой он видит связь ее с дру­гими категориями, как осуществляет конкретизацию этих категорий при анализе уникальной ситуации жизни клиента? Ответы на эти вопросы и позволяют увидеть и отрефлексировать содержание методологи­ческой основы решения психологических задач.

    Какие же психологические категории являются основными, то есть отражающими специфику предме­та психологии как науки?

    На наш взгляд, к ним можно отнести основные следующие научные категории: образ, действие, моти­вация, общение, индивид-личность.

    Эти пять научных категорий отражают специфику психической реальности, которая познается соответ­ствующими этой специфике методами. Как известно, основными методами психологической науки являют­ся следующие: экспериментальный (в различных ва­риантах), объективные наблюдения, психофизические методы, тесты, моделирование.

    Практический психолог пользуется этими метода­ми и научными категориями, но для решения не науч­ных, а психологических задач конкретного клиента.

    Остановимся несколько подробнее на содержании основных научных психологических категорий, со­ставляющих основу решения психологом задач кли­ента.

    Категория образа дает возможность выделить саму психологическую реальность в ее гносеологическом аспекте. Образ реален, он существует в системе жиз­ненных отношений между человеком и миром.

    В психо­логических исследованиях было выявлено соответствие образа структуре внешней среды, то есть зафиксиро­вана его отражательная природа. Отношение образа и реального мира не ограничивается ощущениями.

    Фи­зический мир представлен во внутреннем мире чело­века в виде сложных когнитивных структур, включаю­щих и ощущения и самые абстрактные понятия. Образ предстает как регулятор и координатор жизнедеятель­ности человека.

    Образ определяет процессы целеполагания, включен в построение модели будущего дей­ствия, в том числе и телесного действия. Образ мира, в котором живет человек, включает и образ самого человека — его физического «Я», схемы его тела как системы координат, ориентирующей человека в про­странстве и времени.

    Конкретные психологические теории используют различные содержательные характеристики образа для описания специфики психологической реальности, но все они выделяют ее динамичность — относительную устойчивость и изменчивость его параметров.

    Категория действия складывалась на основе реф­лекторной концепции.

    Идея интериоризации, то есть идея превращения внешнего действия во внутреннее, дала возможность проанализировать происхождение многих феноменов внутреннего мира человека, откры­ла перспективы понимания мыслительных актов чело­века, позволила выделить и осмыслить проблему целе­сообразности человеческих действий как проблему организации поведения.

    Категория действия позволила описать структуру человеческой активности, выделить в целостном пото­ке жизни отдельные виды деятельности и действий, их взаимосвязь и взаимозависимость, особенности пере­хода одного вида активности в другой.

    Категория мотивации описывает сферу побужде­ний, придающих действию направленность, избира­тельность, динамичность. Это сфера психодинамики, психоэнергетики. Категория мотивации — одна из самых сложных и противоречивых в современной

    психологии. Она включает в себя как аффектные, так и когнитивные образования, которые характеризуют отношение человека к разным аспектам окружающего мира, к самому себе как части этого мира — к своему внутреннему миру и к своему физическому телу.

    Категория мотивации позволяет выделить в содер­жании мотивации относительно устойчивые и относи­тельно изменчивые параметры, например, к первым относятся базисные потребности человека (в разных психологических теориях они описываются по-разно­му: потребность в самоутверждении и самоактуализа­ции, потребность в новых впечатлениях, потребность в признании). Относительно изменчивые параметры мотивации характеризуются через ценности человека, аффективные переживания, эмоциональные комплек­сы, черты личности и т. п.

    С помощью относительно устойчивых и относи­тельно изменчивых параметров мотивации есть воз­можность описать такие содержательные характерис­тики активности человека, как перспективы, цели, процессы иерархизации различных ценностей, меха­низмы принятия решении и механизмы выбора того или иного способа поведения.

    Описание содержания целей, потребностей и от­дельных мотивов человека позволяет ставить вопрос об их происхождении.

    Это дает возможность исследовать индивидуальную мотивацию человека с различных теоретических позиций, опирающихся на совершенно непохожие подходы к самому понятию индивидуаль­ность, например, бихевиоральный подход и психоди­намический подход, где индивидуальность мотивации объясняется различными факторами. В бихевиоральном большее внимание уделяется научению, в психо­динамическом — врожденным, инстинктивным фор­мам поведения человека.

    Но в любом случае (независимо от исходных тео­ретических положений исследователя или практика) применение категории мотивации приводит к анализу взаимодействия человека с человеком и человека с самим собой. Эта особая реальность описывается ка­тегорией общения.

    Категория общения характеризует объективные связи человека с социальной средой. Эти связи пред-

    ставлены в его внутреннем мире в особых формах, не сводимых к другим. К ним относятся также феномены социальной нормы, социального ожидания, социально­го стереотипа и т. п. Все эти феномены требуют и особых научных форм для мышления о них.

    Такими формами становятся в настоящее время научные кате­гории и понятия социальной психологии, изучающей эти феномены специальными методами.

    Как известно, «социальная психология — отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные группы, а также психологические особенности самих этих групп» 1 .

    Социальная психология изучает такие проблемы как конформность человека в группе, групповую струк­туру и групповую динамику, а также различные аспек­ты общения: коммуникативный, интерактивный и пер­цептивный.

    Коммуникативный аспект общения связан с обме­ном информацией. Интерактивный аспект общения про­является в возможности сотрудничать, помогать друг другу, координировать и согласовывать свои действия, Перцептивный аспект общения включает выделение индивидуальных свойств и качеств другого человека на основе идентификации, рефлексии и стереотипизации.

    В ходе изучения взаимодействия человека с други­ми людьми были выявлены разнообразные варианты индивидуальных реакций людей, которые имели своей причиной не непосредственное общение, а устойчивые качества, присущие самим участникам общения. Эти устойчивые качества и описываются научными психо­логическими категориями индивид — личность.

    Категории индивид — личность позволяют опи­сать неповторимые особенности человека.

    Множество параметров человека связано с его физиологическими особенностями (рост, вес, отпечатки пальцев, строение тела и др.

    ) и множеством параметров психологических, которые даже трудно перечислить: индивидуальность ощущений, восприятии, представлений, индивидуаль­ность действий, мотивации, общения (внушаемость, например).

    Описание индивидуальных различий существова­ло в психологии с момента ее зарождения как науки.

    По мере развития форм научного мышления о челове­ке появилась необходимость ввести категорию науч­ного знания, которая бы не только позволила выделить некоторые параметры человека, отличающие его от таких же параметров другого человека, но и зафикси­ровать целостность человека, то есть зафиксировать в полной мере неповторимость индивидуальной психо­логической реальности.

    Если посмотреть научные психологические тексты, то категория личности является одной из наиболее употребительных, но тем не менее одной из наименее проработанных. Это и естественно, так как эта катего­рия отражает не только неповторимость психической реальности исследуемого человека, но и неповтори­мость психической реальности человека исследующе­го — ученого-психолога.

    Нам представляется целесообразным в целях прак­тического исследования категорий индивид— лич­ность обратиться к некоторым философским положе­ниям, изложенным в работах Э.В. Ильенкова. Они были бы, на наш взгляд, продуктивны в применении их к анализу конкретных фактов жизни человека, с кото­рым работает практический психолог.

    Прежде всего, это положение о том, что личность не только существует, но и рождается как «узелок» в сети взаимных отношений людей. Этот «узелок» скреп­ляет эти отношения и одновременно дает возможность им развиваться в определенном направлении.

    «Личность и есть совокупность отношений чело­века к самому себе как к некоему «другому» — отно­шение «Я» к самому себе как к некоторому «Не-Я». Поэтому «телом» ее является не отдельное тело особи вида «Homo sapiens», а, по меньшей мере, два таких тела — «Я» и «Ты», объединенных как бы в одно тело социально-человеческими узами, отношениями, взаи­моотношениями» 1 .

    Понимание психической реальности, описываемой понятием личность, неразрывно связано с такими

    Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.,

    1 Ильенков Э.В. Что же такое личность /с чего начинается личность. — М. 1984. — С. 329.

    категориями, как осознание самого себя, образ «Я», самоощущение, самочувствие, самонаблюдение, и другими, раскрывающими целостность и уникаль­ность внутреннего мира человека.

    Особенность пси­хической реальности человека состоит в том, что она как уникальность, как единичность обнаруживается только через фактическое столкновение с другой лич­ностью. Это столкновение может носить самый раз­ный характер — комический, драматический, даже трагический.

    Но только там, где есть фактическое, реальное воздействие одного человека на другого, проявляется индивидуальность каждого из них.

    Содержание этого воздействия и дает основания говорить о подлинной или мнимой индивидуальности человека, о подлинной или мнимой личности. Эта про­блема — проблема подлинности личности — возника­ет потому, что самоощущение человека как индивиду­альности и его взаимодействие с другим человеком (людьми) как индивидуальности нетождественно.

    В са­моощущении, в рефлексии, человек может фиксировать свою индивидуальность, свою неповторимость, а во взаимодействии с другими людьми ведет себя шаблон­но, стереотипно, перенося одни и те же способы дей­ствия и построения отношений из одной жизненной ситуации в другую.

    Для других людей такой человек не является индивидуальностью, личностью, так как он потерял главное качество живой личности — свободу. Свободу или аутентичность, или идентичность, или воз­можность быть самим, то есть способность применять всеобщие способы действия к индивидуально неповто­римым жизненным ситуациям.

    Свободный человек делает то, что умеют делать все другие, но делает луч­ше. Таким образом, он создает новые эталоны работы, новые эталоны действия.

    Можно согласиться с тем мнением, что личность не только возникает в этих новых эталонах действия, но и сохраняет себя через создание все новых и новых эталонов, норм действия.

    Когда эти новые найденные эталоны и нормы дей­ствия становятся стереотипами, личность умирает;

    шаблонность, стереотипизация действия ведет к пси­хологической смерти, которая, к сожалению, может наступить раньше смерти физической и незаметно для самого человека. Такой человек своей безрадостностью и безличностью приносит много горя другим людям.

    Живая же личность приносит людям радость.

    Ее тайна заключается в том, что живая личность, «создавая то, что нужно и интересно всем, она делает это талантли­вее, легче, свободнее и артистичнее, чем это сумел бы сделать кто-то другой, волею случая оказавшийся на ее месте» 1 .

    Таким образом, категория личности выводит при ее обсуждении на такие важнейшие психологические и философские категории, как категория способнос­тей, таланта человека и категорию свободы. Без их конкретизации практическому психологу трудно ре­шать свои профессиональные задачи, о которых хоте­лось бы сказать словами Б.Л. Пастернака из «Детства Люверс»:

    «И чтобы не было суков в душе, чтобы рост ее не застаивался, чтобы человек не замешивал своей тупо­сти в устройство своей бессмертной сути, заведено много такого, что отвлекает его пошлое любопытство от жизни, которая не любит работать при нем и его всячески избегает. Для этого заведены все заправские религии и все общие понятия, и все предрассудки людей, и самый яркий из них, самый развлекающий — психология».

    Задания для самостоятельной работы

    Источник: http://razvitielife.ru/vospitanie/psikhologiya/27663-metodicheskie-osnovy-resheniya-psikhologicheskikh-zadach-studopediya

    Цели и задачи в этой жизни

    Многие люди на протяжении всей своей жизни, особенно в трудные минуты, задают себе вопросы: для чего я живу? Какова цель моего рождения? Что хочет от меня этот мир? Почему я так одинок, почему теряюсь в окружающем меня хаосе, в этом водовороте событий?.. Мы часто не находим ответов на эти вопросы. Но бывают моменты озарения, когда мы знаем, для чего, зачем и почему… Однако проходит немного времени, и наше знание покрывается пеленой забвения. Оно словно тает в воздухе.

    В этой связи вспоминается известный анекдот, когда папа объясняет мальчику, что такое философия: «Философия, сынок, — это когда в черной комнате ищут черную кошку, которой там нет, и при этом каждый кричит: “Нашел!”»

    И все-таки давайте попытаемся поискать ту самую «черную кошку» — цель нашего воплощения в настоящей жизни.

    Для этого попробуем сформулировать вопрос несколько иначе, а именно: какие у нас были цели и задачи перед этим воплощением в данное человеческое существо? Их можно определить по косвенным признакам, если оценивать прожитые годы нашей теперешней жизни. Ответ на данный вопрос становится понятным, когда мы находим причины своих поступков, желаний, намерений и т. п.

    Опыт людей описан в многочисленных книгах и рукописях, создававшихся на протяжении веков. Мы уже, наверное, можем сделать некоторые выводы относительно целей и задач, с которыми приходим в этот мир. Для этого приведу некоторые примеры подобных экспериментов. Одна личность решила прийти в этот мир в качестве подопытного кролика.

    Ей зачем-то понадобился опыт «летчика-испытателя», и всю жизнь над ней кто-то ставит эксперименты. Но если бы этот человек заранее знал о своем выборе, то, я думаю, он бы не так страдал и не задавал бы себе постоянно вопрос: «Почему это происходит именно со мной?» Так, значит, мы не жертвы, а добровольцы.

    Читайте также:  Психические процессы - психология

    Другой человек воплотился в этом мире, желая постоянно чему-то обучаться, причем любым способом. И сейчас в качестве уроков он очень часто получает «тумаки», процесс идет с трудом, и знания не усваиваются. Перед ним постоянно стоит задача — постараться осознать смысл происходящих с ним событий и извлечь из этого урок.

    Так значит, жизнь — это самая настоящая школа! А вот еще одна цель воплощения. Мы приходим сюда затем, чтобы отдать долги. Мы набрали их в прошлых жизнях, когда за счет других развлекались в свое удовольствие, и теперь нам, к сожалению, приходится платить по счетам.

    Или, возможно, мы в этой жизни выполняем данные нами обещания или клятвы, которые не успели исполнить в прошлой, поскольку преждевременная смерть не дала нам этой возможности. Среди нас встречаются и экспериментаторы, которые в настоящей реинкарнации являются творцами или сотворцами.

    Не удивляйтесь, когда такие люди считают себя отмеченными Богом, да, собственно, они и являются богами. Воплощаясь на Земле, они реализуют свой божественный творческий потенциал, который находит воплощение как в преобразовании окружающего мира в более гармоничные формы, так и в нахождении новых способов сохранения уже кем-то созданной гармонии.

    Есть и такие, у которых цель настоящего воплощения — наблюдение. Божественные наблюдатели, в этой реинкарнации они становятся глазами Бога, они пришли в этот мир, чтобы созерцать плоды творчества прошлых жизней — своих или их братьев по духу. Подобные воплощения, правда, в нашем мире можно встретить очень редко.

    Люди, несущие великую духовную и просветительскую миссию на Земле, приходят в наш мир нечасто. Впрочем, земная история сохранила память о подобных воплощениях — это Будда, Христос, Магомет, великие учителя и святые. Целью воплощения может быть и самосовершенствование, и просто «отдых» — в последнем случае мы будем придаваться праздности и развлечениям.

    Бывают и «несчастные» случаи, когда нас затягивает водоворотом воплощения случайно, вопреки нашему желанию, из-за плохой кармы. Подобная ситуация встречается не так уж редко. Конечно, в перечисленных выше примерах мы нельзя отразить все возможные цели и задачи воплощений, да это и не представляется возможным. Но очевидно одно: мы здесь, на этой «грешной» Земле, воплотились в результате определенных причин и следствий.

    Поэтому однажды поставленный вопрос: «Зачем мы пришли в этот мир?» — должен сопровождать нас всю дальнейшую жизнь, пока мы на него не ответим. Только тогда, когда мы найдем ответ, блуждания в тумане иллюзий подойдут к концу и мы сможем почувствовать под ногами твердую почву. Тогда мы увидим со всей ясностью цели нашего перевоплощения, и нас наполнит радость.

    Наконец, появится истинный смысл жизни, а не жалкая цель животной борьбы за существование, которая настолько глубоко вошла в сознание общества, что некоторые страны даже заложили ее в основу программ внутренней и внешней политики. Вспомните, например, популярные в наше время школы выживания.

    Школа выживания — только вдумайтесь в смысл названия! — это полное подчинение себя животным инстинктам. Это страшно! Это совершенная деградация! Это приближение человека к обезьяне и в дальнейшем вымирание его как вида! Современный человек за счет изворотливого ума извращает даже животные инстинкты.

    Он стал хищником, который уничтожает все живое на своем пути и даже саму среду своего обитания, но и этим не ограничивается, стирая с лица земли себе подобных.

    Несомненно, для достижения целей настоящего воплощения необходимо решить ряд промежуточных задач. Давайте для этого попытаемся ответить себе на простые вопросы. Правда, некоторым они могут показаться не очень простыми, а подчас так и вовсе сложными.

    Но несмотря на это, мы себе их зададим. Итак… 1. Что я хочу получить от этой жизни?

    2. Чего я хочу добиться в этой жизни и что мне необходимо для этого сделать?

    Для ответа на эти вопросы возьмем чистый лист бумаги и выпишем на него в столбик все то, что вам хочется иметь или добиться. Здесь вы можете описать любые желания, даже если они будут казаться слишком примитивными или несбыточными. Запишем сюда же наши стремления, цели и задачи, которые мы себе поставили. Когда список будет готов, объединим желания по темам.

    Например, «предметы быта», «транспорт», «личное», «семья» и т. п. Назовем получившуюся структуру матрицей желаний. Посмотрим, какие области наиболее перегружены, а какие отражают только одно-единственное желание. Составленный список является отражением нашей будущей кармы.

    Просмотрев внимательно матрицу желаний, мы можем сразу понять, какая из областей потребляет больше всего сил и энергии, а какая менее загружена. Пусть вам подобное занятие не покажется бесполезным. Во-первых, этот список составляется только раз в жизни, а во-вторых, подобная работа бывает полезна для выявления жизненных приоритетов.

    Особенно он вам может помочь в критические моменты, когда вы чувствуете себя окончательно загнанным и потерявшимся и не знаете, за что хвататься и куда идти.

    Теперь для примера выберем из списка какое – нибудь желание или цель и озвучим его, спросим себя (можно это сделать вслух): «Кто этого хочет?» То есть кто хочет реализации данного желания или цели? Как ни странно, на поставленный вопрос может быть несколько ответов.

    А может быть, есть желания, которые навязали другие люди?! Вот тут-то мы и начинаем впервые осознавать, понимать, что желания могут быть истинными и ложными, навязанными извне. Подвергнем всю матрицу желаний подобной проверке, задавая все тот же вопрос: «Кто этого хочет?» И так мы прорабатываем каждую строчку этого списка. В результате у нас два списка своих и чужих целей и желаний. Отбросив список навязанных нам обществом потребностей, желаний и целей, мы получаем личный список. Назовем его матрицей истинных желаний.

    Кстати, если вам интересно, можно отдельно составить список ложных желаний, которые мы считали своими: что хочет моя мама? что хотят моя супруга и мой начальник? и т. п.

    Именно истинные желания являются составляющими целей нашего воплощения.
    Если я им следую, то выполняю кармические задачи, поставленные в этом воплощении, и мне не придется все начинать заново в следующей жизни. Следуя ложным целям и желаниям, идя неверным путем, мы не выполняем жизненного предназначения и вместо того, чтобы улучшать свою карму, своими действиями только усугубляем ее.

    Конечно, мы вправе заниматься всем тем, чем хотим, и добиваться всего того, к чему стремимся. Однако, если мы не нарушаем основных законов мироздания, это ведет к улучшению кармы или в худшем случае вообще на ней не отражается. В противном случае в результате наших действий увеличивается негативная карма.

    Давайте вернемся к нашей матрице желаний и еще немного поработаем с ней. Расположим наши потребности, желания, цели и т. п. по уровням, ответив на определенные вопросы.

    Что хочет мое тело? Что хотят мои эмоции? Что хочет мое эго? Что хочет мой ум? Что хочет моя душа?

    Теперь матрица желаний будет иметь следующие уровни: тело, эмоции, эго, ум, душа.

    Итак, проведя такой простой анализ, уже можно примерно понять, ради каких целей и задач мы пришли в этот мир. Однако далеко не все ответы лежат на поверхности. Система программ на эту жизнь — это самый настоящий айсберг, у которого есть и подводная часть. Есть цели и задачи, о которых мы не знаем, или не хотим помнить, или даже не допускаем мысли о них.

    Что же именно сокрыто от нашего сознания? К этим скрытым от сознания областям обычно относятся долги перед другими людьми и миром, невыполненные задания прошлых жизней, которые нам уже надоели, и мы устали к ним снова и снова возвращаться вследствие бесконечных собственных ошибок и т. п.

    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что у нас в этой жизни есть несколько предназначений. Во-первых, мы пришли сюда за новым опытом, а также для самосовершенствования во всех мыслимых и немыслимых планах.

    Во-вторых, мы пришли исправиться, работая над ошибками, устраняя последствия прегрешений прошлых жизней и отдавая окружающему миру долги и обязательства, которые некогда взяли на себя. Мы здесь также для того, чтобы испытать на прочность свою духовность: насколько мы готовы жить по космическим законам и перейти на следующий уровень развития.

    Мы сами в свою очередь являемся испытанием для своих родителей, близких, друзей и т. п., как, впрочем, и они для нас. Мы постоянно проверяем силу их духа и веры в Высшие Силы. В этой жизни мы являемся наблюдателями и судьями себя и своих поступков, а также окружающих нас людей и социума в целом.

    Вот небольшой перечень целей и задач настоящей жизни, обычно скрытый пеленой забвения.

    Когда мы стремимся к жизненной цели, на пути часто появляются те или иные преграды. Как правило, мы умеем их преодолевать: для этого в нашем арсенале существует бесчисленное количество вариантов и способов. И все было бы нам по плечу, если бы не препятствия, которые находятся внутри нас самих.

    Это чувство вины, склонность к жертвенности, тяжесть невыполненного долга, обиды на окружающих людей и самих себя и конечно же страхи. Даже если мы узнаем цели и задачи на это воплощение, это знание не должно превратиться в слепую веру, мы должны ясно осознавать его и быть уверены в своей правоте.

    Наша вера в истинные цели и задачи, подкрепленная волей и знанием, позволяет реализоваться наиболее полно.

    Для решения задач необходимы силы и средства, а также время и место реализации, а это определяется исключительно кармическими законами. К сожалению, окружающий нас социум со своей ложной моралью и ложными целями отнюдь не заинтересован в реализации истинных целей нашего настоящего воплощения.

    Человек, следующий своему предназначению, становится свободным от клятв, обязательств, обетов, в том числе и религиозных, обещаний, миссий, которые общество придумало для того, чтобы опутать его сетями ограничений и посадить в ловушку собственных страхов.

    Зачем? Таким человеком легче всего управлять, ограничив свободу его воли и свободу выбора. Несомненно, те люди, которые препятствуют свободе выбора других и верно служат подобному, живущему в искаженном мире обществу, нарабатывают очень большую негативную карму.

    Чем тяжелее их карма, тем ниже они падут, и могут в итоге оказаться на самых низших уровнях воплощений — возродиться в демонических мирах. Путешествие по жизни — это не легкая прогулка, часто это очень серьезное испытание.

    Поэтому, чтобы не сойти с дороги, вы должны выработать свою собственную философию, которая позволит вам противостоять любой ложной идеологии, пытающейся сбить вас с истинного пути, предписанного кармой.

    Если на вашем жизненном пути встретится духовный партнер, который в трудные минуты может вас поддержать, — это случай, который следует рассматривать как подарок судьбы. Бывает, что встречаются и идеальные любовники — те души, которые из жизни в жизнь идут рука об руку, всегда, однако, воплощаясь с разными половыми признаками.

    Читайте также:  Метод заезженной пластинки в воспитании детей - психология

    На нашем жизненном пути никто не застрахован от ошибок. Но мы должны понимать, что имеем право ошибаться, поскольку жизнь — это еще и обучение, а тот, кто учится, должен иметь различный опыт. Не зря это так хорошо отражено в русской поговорке: «За одного битого двух небитых дают!» Мы должны научиться прощать себя, а также окружающих, понимая, что жизнь — это приобретение опыта и все люди, пришедшие в этот мир, появились здесь именно для этого.

    Итак, из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: мы сюда пришли для обучения и получения опыта, весь же негатив, с которым мы сталкиваемся в жизни, — следствие наших ошибок, вызвавших причинно-следственные кармические процессы.

    Источник: http://astro-germes.com/celi-i-zadachi-v-etoj-zhizni/

    Читать

    © Тыугу А., 2017

    © Тииделепп М., 2017

    © ООО «СУПЕР Издательство», 2017

    Будущее неудержимо влечет современных людей. Все говорят о развитии, о прогрессе, о росте. Все эти важные для нас слова связаны с будущим. Средства массовой информации, литература, фильмы, музыка, – вообще вся культура, рисуют различные более или менее фантастические картины будущего.

    Подготовка к завтрашнему дню кажется нам естественной частью жизни, и человек, который не заботится о будущем, скорее, исключение.

    Но так было далеко не всегда, и в первой главе мы разъясним более детально, каким образом мышление, чувства, воля и деятельность человека в сфере будущего изменились в ходе истории.

    Парадоксальным является то, что при глобальной ориентации на будущее жизнь вновь и вновь преподносит человеку сюрпризы. Природные процессы, которые, казалось бы, хорошо изучены и спрогнозированы, тем не менее, происходят неожиданно.

    В 2004 году предупреждали о большом наводнении в рождественские праздники в Индонезии. Но, тем не менее, для большинства из нас это все-таки произошло неожиданно.

    То же самое с изменениями в обществе: в 90-х годах много говорили о конфликте цивилизаций, но, тем не менее, атака на башни-близнецы в Нью-Йорке была страшным шоком.

    Странным образом оказывается, что вся массированная информация о будущем, которая до нас доходит, не затрагивает нас в достаточной мере. Когда прогноз становится реальностью, он почему-то застает нас врасплох, мы теряемся и не знаем, как справиться с новой реальностью.

    На подготовку к будущему направляется много энергии и сил, но когда ситуации материализуются, выясняется, что наше планирование не имело большого практического смысла. Вместо того чтобы быть готовыми к будущему, люди действуют, как будто они ничего не знали. Почему такое происходит?

    То же самое с личным развитием. Закономерности, которые формируют жизнь человека, хорошо изучены. Известно, что жизнь протекает этапами, которые имеют характерную динамику, а между этапами происходят кризисы. Но когда кризисы реально настигают нас, человек удивлен, что все это происходит с ним самим.

    В этом смысле интересное явление – страх перед смертью. Все, кажется, знают, что каждая жизнь заканчивается смертью, но, тем не менее, мы живем так, как будто мы бессмертны.

    Когда же смерть становится реальностью, до которой рукой подать, человек испытывает серьезный кризис, словно это стало для него полной неожиданностью.

    Почему же люди не относятся серьезно к прогнозам будущего, которые они сами же создают? Одна из причин состоит в том, что многочисленные прогнозы будущего, чаще всего, иллюзорны и противоречивы. Мы слышали много предсказаний о конце света, которые не исполнились.

    Люди интересуются будущим, это захватывает их, но они по опыту знают, что эти прогнозы и предсказания не всегда исходят из серьезных источников и нечасто сбываются.

    Очевидно, что необходимость увидеть будущее есть, но нет практических средств, которые имели бы истинную ценность.

    Можно сказать, что наше отношение к будущему, при всей своей рациональности, тем не менее, иррационально. Налицо огромный интерес к будущему, но в глубине души нет уверенности, что прогнозы могут реально помочь, и это порождает страх за свое будущее.

    В то же время, дело не в том, что абсолютно все представления о будущем являются неверными. Основной вопрос заключается в том, как отличать действительное, реальное видение будущего от иллюзорного.

    Задачи нашей книги – проанализировать причины и закономерности, в действительности формирующие будущее человека, и предложить некоторые методы, позволяющие подойти к любой ситуации сознательно и уменьшить напряжение относительно будущего развития событий.

    XX век и революционные изменения, которые он принес с собой, характеризуют по-разному.

    С одной стороны, подчеркивается научный прогресс и скачкообразный рост экономического благосостояния, плодами которого мы каждый день наслаждаемся.

    Другая сторона медали – это страшные войны и постоянные конфликты, как между этническими, так и между политическими группами. Также много говорится о чувстве отстраненности и одиночестве, которые приводят к душевным проблемам.

    Можно сказать, что то, что мы в наше время наблюдаем как проявление внешних феноменов, является одним из этапов процесса внутреннего развития, в течение которого жизнь наших чувств стала самостоятельной. Говорят, что Фрейд изобрел подсознание, хотя правильнее было бы сказать, что подсознание изобрело Фрейда.

    Это означает, что в развитии современного человека произошел перелом, который внешне характеризуется большими изменениями конца XIX и XX века. В наше время своим внутренним миром приходится заниматься гораздо больше.

    Если раньше внутренний мир действовал как налаженный автомат, то теперь приходится постоянно заботиться о том, как привести свои внутренние процессы в порядок.

    Другой большой вызов современного мира – это социальная жизнь, отношения как личные, так и профессиональные. Если ранее порядок и стабильность основывались на социальной лестнице и традициях, то в современное время очень многое зависит от самого человека.

    Говорят об обучении в течение всей жизни, о развитии самого себя, об оставлении старого и внедрении нового. Более чем когда-либо человек стоит перед задачей сделать самостоятельно выборы, касающиеся его жизни, профессии, семьи и т.

     д… ХХ век называют эпохой господства эмансипации, появления свободного независимого человека. Все эти процессы проявляются в понимании того, что свобода самому выбирать свою жизнь и свое будущее является одним из важнейших аспектов человеческого бытия.

    В то же время ясно, что возможность и необходимость стать самому главным героем своей жизни – не только привлекательная, но и устрашающая ответственность.

    И мы вынуждены спросить: если существует такой большой интерес к будущему, что же на самом деле мешает его увидеть?

    Как было сказано выше, интерес к будущему удовлетворяют, чаще всего, иллюзорными или пугающими картинами. Создается впечатление, что неумение человека справиться со своими страхами перед будущим не позволяет ему это будущее увидеть.

    И наоборот: когда страх ослепляет, тогда человек не хочет видеть то, что идет ему навстречу, и вместо этого он создает себе иллюзорные картины. Современное мышление о будущем похоже на постоянные попытки контролировать неконтролируемое, отсюда беспокойство и страх, что дела не идут так, как хотелось бы.

    Однако имея более ясный образ мышления и адекватные инструменты для прогнозирования, можно было бы принимать более взвешенные решения относительно будущего.

    Современный человек вновь и вновь ищет ответы на вопросы, касающиеся его жизни, и решения своих проблем: обращается к психологам, идет в группы терапии, ищет руководства в астрологии… Этот список можно продолжить.

    Все эти поиски более или менее вращаются вокруг вопроса: на что я мог бы опереться в этом запутанном клубке, который называют жизнью? Что в моей жизни предначертано, а что я могу сформировать сам? Зависят ли моя жизнь и успех от меня самого, или это предначертано некоей высшей силой или судьбой? Чем я могу руководствоваться, делая выбор и принимая решения в своей жизни? Как создавать гармоничные отношения, которые помогли бы мне и моим ближним в осуществлении своих целей и мечтаний?

    Во всех вышеприведенных вопросах центральное место занимает вопрос о свободе. Наш подход состоит в том, что жизнь человека проходит в динамическом поле сил между свободой и предопределением.

    Чем больше детерминизма – тем более ограниченным чувствует себя человек в жизни.

    Основной вопрос: как увеличить вокруг себя свободное пространство, где нет связывающих напряжений, пространство, которое в то же время увеличило бы возможность активно действовать в жизни, активно формировать свою жизнь?

    Источник: https://www.litmir.me/br/?b=602350&p=1

    решение жизненных задач

    Когда я училась в старших классах, мне особенно нравилась информатика, с ее логическими схемами – если –> то –> иначе –> все. А еще мне нравилась математика, при том, что я чистой воды гуманитарий.

    Любила решать задачки, примеры наперегонки с пацанами, правда в 11 классе у меня были существенные затруднения с интегралами, логарифмами и проч…
    Наверное из-за этого еще со школьной скамьи во мне сложилась стойкая неприязнь к непониманию, терпеть не могу, когда мне что-то непонятно – в себе, в людях, в происходящем вокруг.

    Как говорит моя подруга и родственница: “Жизнь – это процесс обучения”. И я соглашаюсь с ней. Сегодня более, чем когда-либо. Действительно, все мы приходим в этот мир, чтобы решать определенные жизненные задачи.

    С течением времени, в зависимости от того, насколько мы успешны в их решении, могут возникать новые, модифицироваться старые.

    В общем, все идет по схеме: “если –> то –> иначе –>…”, пункт “все” подразумевает конец времени, отпущенного на решение задачи, именуемой жизнь.

    Каждый, думаю, обращал внимание на то, что определенные жизненные ситуации с завидным постоянством повторяются. Точно ходишь и ходишь кругами: меняются участники, места, времена года, твой собственный возраст, но общий принцип сохраняется, будь он неладен.

    Так в чем же дело? Кто-то списывает это на неудачную карму, сглаз, судьбу, но я пришла к выводу, что дело тут совсем не в этом – это просто жизненные задачи, требующие решения.

    Более того, мы должны быть благодарны Богу, за то, что они все еще повторяются…
    Помните, как в решении сложных уравнений, когда на пути к ответу, ты должен был сделать несколько промежуточных действий? И вот ты сидишь, а ответ все не приходит, снова и снова ищешь, где ошибся.

    Только найдя эту ошибку, можно придти к правильному ответу. И ты снова и снова проделываешь этот путь от начала задачи, к ее концу, ищешь разные варианты, до тех пор, пока не найдешь правильное решение.

    О, сколько радости и удовлетворения приходило, когда правильное решение все же находилось! И все мы помним ощущение отчаяния, когда казалось, что правильного ответа НЕТ, что ты потратил почти что ВСЮ жизнь на эту дурацкую задачу и желал много-много чего тому, кто ее придумал.И мы улыбаемся, вспоминая детство, казусные ситуации…

    Вот также и в жизни. Ситуации, которые повторяются из раза в раз – это жизненные задачи, которые мы все еще не решили или решили неверно. Поэтому не стоит пенять на судьбу, нужно искать решения. С каждым неверным, неправильным решением, каждая следующая попытка дается все дороже… То ли время идет, и мы не так молоды и полны сил, то ли усталость накапливается… не знаю.

    Почему я пишу об этом? Это не просто досужие умствования, это реально пережитый опыт. Ровно три года назад в моей жизни была сложная ситуация. Сложная и в эмоциональном плане и в путях ее разрешения.

    Тогда я не решила ее верно и знала об этом. Теперь я обнаружила себя опять на том же месте, ровно с теми же ощущениями и переживаниями.

    Как Кэрролловская Королева, которая куда бы ни побежала, всегда оказывается там, откуда бежала.

    Что же делать? Что делать, если я не хочу опять возвращаться к этому состоянию, не хочу ходить кругами? Путь один – найти верное решение задачи.
    Сижу и думаю: как хорошо, что у нас есть Учитель… как хорошо, что Он совсем не такой, как мы. И как хорошо, что пока мы живы – у нас есть время на решение наших жизненных задач.

    Источник: http://yuol.ru/zhiznennye-zadachi/

    Ссылка на основную публикацию