Речь — научная теория — психология

Психология речи. — Основные психологические теории, рассматривающие процесс формирования речи

Речь — научная теория - психология

Страница 6 из 38

Основные психологические теории, рассматривающие процесс формирования речи.

В последние годы ведется немало споров и дискуссий по вопросу о том, является способность к усвоению речи у человека врож­деннойили нет. Мнения ученых в этом вопросе разделились: одни стоят на позиции неврожденности этой способности, другие придер­живаются точки зрения о ее генетической обусловленности.

С одной стороны, есть убедительные доказательства того, что ни о какой врожденности речи человека говорить нельзя.

Это, к примеру, факты отсутствия каких бы то ни было признаков члено­раздельной человеческой речи у детей, выросших в изоляции от говорящих на родном языке людей и никогда не слышавших чело­веческого голоса.

Это также данные многочисленных неудачных опытов обучения высших животных языку человека, умению пользо­ваться хотя бы элементарными понятиями. Только у человека, причем лишь в условиях правильно организованного обучения и воспитания, может появиться и развиться вербальная понятийная речь.

С другой стороны, имеются не менее достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что многие высшие животные обладают развитой системой коммуникаций, по многим своим функциям на­поминающей речь человека. Высшие животные (обезьяны, собаки, дельфины и некоторые другие) понимают обращенную к ним речь че­ловека, избирательно реагируют на эмоционально-экспрессивные ее аспекты.

Имеются определенные экспериментальные доказательства того, что дети с рождения способны отличать речь человека и выделять ее из множества других звуков, избирательно на нее реагировать и очень быстро обучаться.

Если иметь в виду то, что основное отличие врожденных и приобретенных форм поведения состоит в том, что наследственно обусловленные (имеющие соответствующие задат­ки) его виды при наличии соответствующих внешних условий разви­ваются быстрее, то вполне можно допустить, что какие-то генотипические факторы, способствующие быстрому усвоению ребёнком столь сложной формы поведения, какой является речь, все же сущест­вуют.

Полностью приобретенное поведение, не имеющее врожденных за­датков для развития, формируется и прогрессирует медленно, совсем не так, как это имеет место в случае усвоения речи.

Сначала при его развертке появляются простейшие элементы приобретенного поведения, которые становятся своеобразными задатками, и только затем на их основе конструируются более сложные формы поведения. Этот процесс, как правило, длителен и охватывает весьма значительный период времени в жизни индивида.

Примером тому является процесс усвоения детьми понятий, который завершается лишь к под­ростковому возрасту, хотя речь оказывается сформированной уже в возрасте около трех лет.

Другим доказательством возможного существования врожденных предпосылок к усвоению речи у человека является типичная последовательность стадий ее развития.

Эта последовательность одинакова у всех детей независимо от того, где, в какой стране и когда они родились, в условиях какой культуры развивались и на каком языкеговорят.

Дополнительным, косвенным доказательством той же самой мысли является следующий факт: речь ребенком, как известно, не может быть усвоена раньше определенного периода времени, например до одного года жизни. Это становится возможным лишь тогда, когда в организме созревают соответствующие анатомо-физиологические структуры.

Основная трудность, которую необходимо разрешить, для того чтобы найти окончательный ответ на вопрос о наличии или отсутствии у человека прирожденных (генотипических) факторов, определяющих усвоение им языка, состоит в том, что факты, которые обычно используют для доказательства или опровержения положений, связанных с обсуждаемым вопросом, допускают различные толкования. Да и сами эти факты порой достаточно противоречивы.

Приведем примеры.

1. В США, в Калифорнии, был обнаружен ребенок в возрасте около 14 лет, с которым никто не общался по-человечески, т.е. с помощью речи, примерно с 2-месячного возраста. Естественно, что он не владел речью и не проявлял никакого знания языка. Несмотря на значительные затраченные усилия, обучить его пользоваться речью по-настоящему так и не удалось.

2. В одном из проведенных психологами исследований изучался процесс речевого развития у шести глухих с рождения детей. Их родители имели вполне нормальный слух и долгое время не позволяли своим детям пользоваться в общении языком, а только мимикой и жестами.

Однако еще до того, как эти дети получили возможность воспринимать и понимать речь людей по движениям губ, самостоятельно произносить звуки речи, т.е. прежде чем они приобрели какие бы то ни было знания в области своего родного языка, они уже начали пользоваться жестами.

Эти дети, в конечном счете, неплохо овладев речью, прошли в ее развитии те же стадии, что и здоровые дети.

Сначала они научились правильно пользоваться жестами, обозначающими отдельные слова, затем перешли к двух-трехсловным жестам-предложениям, наконец, к целым многофразовым высказываниям.

Весьма интересен, но не менее сложен и следующий вопрос: в состоянии ли высшие животные осваивать человеческую речь? Многочисленные ранние опыты обучения речи обезьян не дали удовлетворительного ответа на данный вопрос. Антропоидов в этих опытах обучали вербальному языку и пользованию понятиями, но все эти попытки завершились неудачно.

Впоследствии ученые, занимающиеся этой проблемой, отказались от обучения животных высшей форме речи человека, связанной с мышлением, и решили попробовать научить животных пользоваться человеческим языком мимики и жестов, тем, который употребляют глухие от рождения люди. И опыт удался.

Одно из наиболее известных и плодотворных исследований по­добного типа было проведено в 1972 г. Его авторы, американские ученые Б.Т.Гарднер и Р.А.

Гарднер, предприняли попытку обучить шимпанзе женского пола пользованию некоторыми спе­циальными знаками, заимствованными из американского варианта языка глухих.

Обучение началось, когда шимпанзе было около одного года (примерно то же время, когда начинает активно усваивать речь человеческий ребенок), и продолжалось в течение четырех лет. Все те, кто ухаживал за животными, должны были в общении с ними пользо­ваться только языком мимики и жестов.

Поначалу люди активно подкрепляли любые попытки обезьяны самостоятельно воспроизвести и практически использовать в обще­нии с человеком тот или иной демонстрируемый ей жест.

Позднее, после того как экспериментатор, взяв руки обезьяны в свои, в нужный момент изображал в течение достаточно длительного периода време­ни изучаемый жест, она научилась хорошо пользоваться подобного рода знаками.

В конечном счете, животное самостоятельно стало осваивать новые жесты, просто наблюдая за тем, как их исполь­зует человек.

К возрасту около 4 лет Уоши (так звали обезьяну) могла уже вполне самостоятельно воспроизводить около 130 различных жестов, а понимала еще больше. Подобного рода положительный результат затем был получен и другими исследователями. Например, Ф.Г.Паттерсон, обучая жестовому языку обезьяну-гориллу по имени Коко с 1 года и до 7 лет, научил ее пользоваться в общении с людьми 375 знаками.

Эти исследования, конечно, окончательно не доказывают, что животные — в данном случае высшие человекообразные обезьяны — в состоянии усваивать именно человеческую речь, понимать и пользо­ваться ею на уровне понятий.

Высшие, понятийные формы речи им все же недоступны, а те знаки, которыми они учатся пользоваться, не выходят за пределы реализации коммуникативной функции.

Более того, до сих пор нет каких-либо убедительных фактов, свидетельствующих о том, что животные в состоянии складывать из знаков предложения, менять порядок слов для выражения одной и той же мысли. Иначе говоря, в мире животных не установлено пока никакого движения вперед к слиянию мысли и слова.

Существует множество теорий, объясняющих формирование и развитие речи.

Как и другие концепции, касающиеся поведения, они расходятся в вопросе о том, является ли речь чисто человеческим приобретением, и если да, то можно ли считать ее структуры универсальными и наследственными или же это приобретенные структуры, различные в разных культурах. С другой стороны, многие споры связаны с тем, зависит ли развитие речи от развития мышления, или, напротив, речь служит основой для развития познавательных функций.

Рассмотрим кратко, как различные школы психологов отвечают на эти вопросы.

Источник: http://LibSib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-rechi/osnovnie-psichologicheskie-teorii-rassmatrivaiuschie-protsess-formirovaniya-rechi

Речь — научная теория

Речь — научная теория

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Развитие, изменение лексического состава языка, его грамматического и звукового (строя возможно лишь при непрерывном воспроизводстве языковых структур в живой речи.

Отсутствие речевой коммуникации приводит к гибели языка или, при наличии достаточного количества письменных документов, к его консервации на определённом уровне развития, как в случае с латинским и древнегреческим языками.

При этом грамматический строй языка остаётся неизменным, лексика не отражает изменений, происходящих в окружающем мире и человеческой деятельности, а фонетический строй может быть лишь теоретически реконструирован на базе языков-«потомков».

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе её развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности.

И. П. Павлов отмечал, что только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления.

В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).

В ходе «продуктивных» видов речевой деятельности — говорения и письма — задействуются следующие основные группы мыслительно-физиологических механизмов:

  • механизм программирования речевого высказывания (передаваемого смысла);
  • группа механизмов, связанных с построением грамматической структуры высказывания, поиском нужных слов по семантическим признакам, выбором определённой звуковой (при устной речи, см. звук речевой, фонема) или графической системы (при письменной речи, см. графема, буква); Согласно современным исследованиям, выполнение данных функций локализовано в ЦНС преимущественно в участке височной коры, называемом Зоной Брока (Зоной Бродмана 45) и явившемся одним из последних этапов эволюции человека.
  • физиологические механизмы, обеспечивающие реальное осуществление речевого высказывания (физический процесс «говорения» или «письма»).

Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека. Лингвистическая сторона речевого поведения человека изучается психолингвистикой.

Литература

  • Выготский Л.С. Мышление и речь.
  • Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.

Источник: https://knigarazuma.ru/article/rech__nauchnaya_teoriya

Теоретическая психология

Теоретическая психология

Теоретическая психология является мета разделом психологии, который выделяется из состава других психологических наук тем, что противопоставляется практическим психологическим наукам, таким как: психотерапия, инженерная психология, психотехника и так далее.

Она занимается изучением человеческой психики – ее свойств, функций и закономерностей, а также изучает психологию человека – его убеждения, поведение, черты характера, личностные особенности и все то, что на них влияет.

Теоретическая психология – это, в сущности, научная психология, общая психология и академическая психология. Поэтому, научную психологию или даже в целом психологию, как таковую, и психологию теоретическую, можно считать синонимами.

Читайте также:  Формальная логика - психология

Хотя теоретическая психология заслуживает того, чтобы быть выделенной в отдельную отрасль знания. Но вместе с тем она должна быть тесно связанна с практической психологией. Все-таки, в большинстве случаев любые исследования, и не только в психологии, начинаются с теорий, а точнее, с допущения чего-либо.

К тому же, психологической науке необходима саморефлексия [самоотражение, самовосприятие, самоосмысление], для изучения многочисленных психологических теорий и концепций. Ну что же, давайте посмотрим, какую пользу мы можем извлечь из теоретической психологии.

Так вот, теоретическая психология изучает различные психологические закономерности, коих довольно-таки много, а также вырабатывает практические рекомендации общего плана для прикладных специалистов, занимающихся решением различных проблем и задач прямо или косвенно связанных с психологией. Ключевое слово здесь – теория. Именно вокруг теории все крутится.

А теории могут быть разные, как с точки зрения их правильности и точности, так и с точки зрения их уместности. Иногда, одна теория верна в той или иной ситуации, иногда другая.

Это хорошо понимаешь, когда долгое время работаешь с людьми и понимаешь, что работать с ними по учебнику невозможно, всегда требуется особый подход к решению одних и тех же проблем, которые возникают у разных людей в разных ситуациях. Вообще, когда в психологии речь заходит о теориях, то обычно можно услышать такую фразу: “сколько психологов — столько теорий”.

Что в общем-то, верно. Я бы только добавил к этому, что психологи должны быть людьми думающими, мыслящими, они должны быть исследователями в своей области, ищущими какие-то свои пути в психологии, для понимания, объяснения и донесения до других людей важных истин. Только в таком случае они могут стать авторами какой-то значимой для этой науки теории.

В остальных случаях, психологи, как и многие люди других профессий, являются носителями чужих теорий, которые, в случае их незначительных изменений, совсем необязательно станут их собственными теориями, если только эти изменения не окажутся весьма существенными.

Другими словами, теорий в психологии много, потому что опыт у разных психологов разный, и потому что человеческая психика сложна в понимании, ее нельзя описать несколькими формулами и объяснить несколькими универсальными законами.

Поэтому в теоретической психологии, как в философии, всегда будет место новым теориям, концепциям, направлениям, которые можно развивать, но не всегда есть возможность проверить их на практике. В конце концов, наш пытливый ум всегда ищет то, чего нет и чего мы пока еще не знаем. А тот факт, что в психологии еще очень много тайн, которые человечеству предстоит раскрыть, не вызывает никаких сомнений. Поэтому теоретическая психология помогает нам, по сути, познать самих себя, причем как изнутри, так и извне.

Если говорить о психологии по умолчанию, под которой многие психологи подразумевают именно теоретическую психологию, то она определенно не сводится исключительно к теории, поскольку в ней немало внимания уделяется практике, которая позволяет проверить или развеять некоторые старые теоретические знания и в то же время порождает новые теории, благодаря полученным результатам. Так что размышлять нам всегда будет над чем. Но тем не менее, современная академическая психология, которую преподают студентам-психологам и о методах которой можно узнать из учебников, в основном является теоретической. Что, впрочем, не мешает дополнить эти знания знаниями из области практической психологии, чтобы самостоятельно синтезировать теорию с практикой и прийти к определенным полезным умозаключениям. Для меня психология никогда не сводилась и не сводится в большей степени к теории или практике, я любое направление в психологии и не только в психологии, но во всех остальных науках и даже вненаучные формы знания, считаю полезным с практической точки зрения, так как любые достоверные знания всегда имеют широкое применение, если его найти. Знания, информация – это ценность сама по себе, а уж как человек этой ценностью распорядится, зависит от его фантазии и возможностей. Да и ситуации в жизни могут быть самые разные, поэтому никогда не знаешь, какие твои знания могут оказаться для тебя полезными в жизни.

Есть ли польза от теоретической психологии? Естественно, есть. Как и от любых других теоретических знаний. Вообще, многое из того, что мы с вами знаем – это в основном теория, не подтвержденная нашими собственными практическими действиями и жизненным опытом. А некоторые знания, которыми мы руководствуемся по жизни, вообще ни чьей практикой и ни чьим опытом не подтверждены.

Скажем, никто из нас точно не знает – есть ли жизнь после смерти или нет, и что вообще ждет человека после того, как он умрет. Но при этом, огромное количество людей верят в жизнь после смерти, верят в существование ада и рая, или верят в перерождение, в реинкарнацию. А другие, наоборот, верят в то, что никакой такой жизни после смерти нет.

Другими словами – никто точно не знает, что ждет человека после смерти, но при этом разные люди верят в разные теории и эта их вера, эти их неподтвержденные ни кем знания об их будущем, сильно сказываются на их текущей жизни, на их поведении.

Одни стараются не грешить, а другие стараются взять от жизни, как можно больше, любыми возможными способами, невзирая ни на какие преграды, как внутренние, так и внешние. Можем ли мы с полной уверенностью сказать, что одни люди правы, а другие нет? Конечно, нет. Но мнение по этому поводу у нас может быть, вопрос только в том, насколько сильно мы верим в его правильность.

Поэтому теория очень важна для нашей жизни, особенно такая теория, которая сильно влияет на наше поведение и наше внутреннее состояние. С помощью теоретических знаний можно управлять, как собой, так и другими людьми, и теоретическая психология создает такие знания.

Она создает такие знания, в которые мы верим, не имея возможности их проверить, а некоторые из них мы вполне успешно применяем на практике, подтверждая таким образом их истинность. Также и практические результаты мы описываем с помощью теоретической психологии, а затем опять создаем новые концепции, новые теории, новые знания, благодаря своей фантазии.

Так что диапазон работы у практической психологии довольно-таки большой. Главное для нас – не ограничивать себя ни какими рамками, не научными, ни какими-либо другими. Тогда мы сможем выдвигать самые необычные теории и искать подтверждение им, тем самым открывая, познавая, исследуя и в конечном счете изменяя и совершенствуя наш мир.

Лично мне очень нравится теоретическая психология, а вернее, нравится размышлять о различных закономерностях человеческого поведения, человеческих убеждений, человеческих мечтаний и делать из этого далеко идущие выводы.

Мне нравится мечтать и фантазировать, потому что я считаю, что чем больше мы будем выходить за пределы допустимого и известного, тем дальше сможем продвинуться в своих делах, в том числе и таких делах, которые никак не связаны с психологией.

Скажем, можно создать успешный бизнес, опираясь на какую-нибудь необычную, но по-своему гениальную идею, которая еще никем не была опробована на практике и поэтому неизвестно, какой окажется реакция людей на нее. Это, конечно риск, но он может привести к большому успеху.

Сегодня такое время, когда креативное мышление особенно ценится, хоть и не всеми и не везде. А креативность в свою очередь, берет свое начало из теоретических размышлений, которые позволяют нам заглянуть за пределы известного.

И что особенно важно, отталкиваясь от известных нам закономерностей, с помощью теоретических размышлений можно создавать новые теории и новые знания, допускать наличие новых возможностей и совершать новые открытия.

Для меня это особенно важно, потому что я не ученый и у меня нет возможности проводить полноценные научные эксперименты, тогда как тяга к новым знаниям у меня огромная, и чтобы утолить свое любопытство и по возможности сделать какие-то свои собственные открытия, пусть даже они уже кем-то сделаны, а я о них просто не знаю, мне приходится изучать научные статьи и опираться на чужие открытия в той или иной области. Это непростая, но очень интересная работа.

Работать с информацией и создавать на ее основе новую информацию, которая была бы не просто чьей-то фантазией, а опиралась бы на проверенные научные данные и имела бы высокую вероятность достоверности, это действительно интересно и в некоторых случаях очень полезно.

Тут вам и творческое мышление задействуется, и аналитическое, и логическое, в общем, мозг напрягается очень сильно и результатом его труда может стать что-нибудь очень важное и новое, что внесет в психологию существенный вклад, а возможно и мир изменит.

Человек ведь пока еще является загадкой для самого себя, так как он не в силах управлять собой, не в силах совладать со своей природой и полностью подчинить ее своему разуму. А это говорит о том, что мы пока еще очень мало о себе знаем.

А представьте, что будет, когда мы узнаем себя лучше, когда научимся еще эффективнее контролировать себя, абстрагировавшись от своей животной сущности, мешающей нам поступать мудро, руководствуясь не своими примитивными желаниями, а здравым смыслом. Человек качественно изменится, он эволюционирует и перейдет на новую ступень развития.

И это позволит ему создать новую цивилизацию, которая быть может станет для него раем на земле и откроет перед ним новые, еще более грандиозные возможности. Ради таких перспектив имеет смысл погружаться в глубокие раздумья, размышляя о психологии человека.

Вообще, если задуматься, то вся наша картина мира, которая находится у нас в голове, вся наша жизнь – это множество теорий, которые в совокупности описывают известный нам мир.

Для нас внешний мир является в большей степени виртуальным миром, потому что он формируется у нас в голове, он не что иное, как наше представление о мире, наше теоретическое представление о нем, даже если часть этой теории основана на нашем или чужом жизненном опыте.

Ведь любое реальное событие, свидетелями которого мы являлись, воспринимается разными людьми по-разному, а следовательно, оно по-разному запечатлеется в памяти разных людей. Кто-то, например, вы, помнит одно, кто-то другое, а кто-то третье, в зависимости от отношения человека к тому или иному событию.

Наш жизненный опыт – это теория, основанная на нашем отношении к тем событиям, из которых этот опыт состоит. А опыт у каждого человека свой, кто-то в одной ситуации добился одного результата, а кто-то, в точно такой же ситуации, другого.

Соответственно мнение об этой ситуации и разных людей будет разным, и они отразят его в своих высказываниях, в своем мнении, в своем описании жизни.

И нельзя будет сказать, что один человек прав, а другой нет, ибо каждый прав по-своему, но опыт у них будет разный, а следовательно, разными окажутся и те знания, которыми они поделятся с другими людьми – для которых эти знания будут теоретическими.

Читайте также:  Эффект неожиданности - психология

И совсем необязательно, что эти теоретические знания позволят вам повторить опыт других людей, то есть, что вы сможете использовать их на практике. Ведь в точности повторить чужой опыт непросто, согласитесь, особенно в тех ситуациях, когда речь идет об очень сложной деятельности, на которую оказывает воздействие масса различных факторов. Но в теории мы можем знать, что те или иные вещи возможны, а значит имеет смысл к ним стремиться. Например, мы знаем, что в теории психоанализ способен помочь людям справиться с огромным количеством проблем, но ведь чтобы такую помощь оказать, каждому конкретному человеку, психолог должен грамотно проделать необходимую работу, что далеко не всегда удается сделать, даже очень хорошим специалистам. Но ведь неудача в этой работе не обесценивает данную теорию, верно? Нужно просто стараться работать как можно лучше, чтобы добиться успеха в каждом отдельно взятом случае.

https://www.youtube.com/watch?v=u5lvC2Jxblk

Подводя итог всему сказанному, а вернее, написанному, хочу заметить, что теоретическая психология способна очень продуктивно работать с различными психологическими знаниями. Ведь любые знания необходимо обдумывать, анализировать, оценивать, необходимо теоретически осмыслять каждый представленный ими факт, чтобы понимать его природу.

Тогда эти знания будут нам понятны, и мы сможем ими эффективно пользоваться. Естественно, любую теорию необходимо время от времени проверять практикой, насколько это возможно, чтобы от нее была реальная польза. Но даже сами по себе теоретические построения, позволяющие заглянуть за рамки известного – это чрезвычайно полезный вид работы.

Теоретические рассуждения позволяют прийти к отличным идеям, которые могут быть смелыми, дерзкими, даже наглыми и потому прорывными, с которых, как правило, начинается все новое в нашей жизни, что делает ее лучше. Так что заниматься теоретической психологией не менее полезно, чем практической. А уж про интерес и говорить нечего.

Ведь с помощью теории можно вообразить много всего необычного, а затем искать подтверждение своим домыслам и догадкам, чтобы найти истину или узнать о том, где ее нет.

Источник: https://psichel.ru/teoreticheskaya-psihologiya/

Психологические теории речи

Психологические теории речи

Поиск Лекций

Рассмотрим основные психологические теории, объясняющие процесс формирования речи. Одна из них – теория научения.

Данная теория утверждает, что подражание и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития речи у человека.

Предполагается, что у ребенка имеется врожденная потребность и способность к подражанию, в том числе звукам человеческой речи. Освоение речи, таким образом, сводится к научению всем ее основным элементам.

Автором следующей теории речевого развития является Н.Хомский. Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи в ее основных атрибутах.

Эти задатки созревают примерно к годовалому возрасту и открывают возможности для ускоренного развития речи с одного года до трех лет. Данный возраст называется сензитивным для формирования речи. В более широких возрастных границах он охватывает период жизни человека от года до половой зрелости.

В течение всего этого периода времени развитие речи обычно происходит без осложнений.

Еще одна популярная теория усвоения языка называется когнитивной. Согласно ей развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Предполагается, что речевое развитие зависит от развития мышления, а не наоборот (Ж. Пиаже).

Развитие речи можно рассмотреть и с психолингвистических позиций в плане становления все более совершенной структуры речи. Под этим углом зрения процесс речевого развития представляет собой непрерывно и циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно богатыми.

Усвоение речи ребенком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их формируется связная, осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном направлении.

Речь и мышление ППП 41

Проблема взаимосвязи речи и мышления , его роли в общении и

формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии.

Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек

отражает реальный мир, в котором он живет , как он получает субъективный

образ объективного мира, составляет значительную часть всего содержания

Источник: https://poisk-ru.ru/s57374t1.html

Материал по теме: Современные исследования речи

Введение.

       Актуальность темы исследования. Речь является основным средством человеческого общения.

Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абст рактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явле ния, законы, правила и т.п.).

Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства.

Благодаря речи как сред ству общения индивидуальное сознание человека, не ограни чиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо, большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств; восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь пси хология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Развитие речи образуется в раннем детстве и много тестов исследует аспекты развития речи. Это область, где также проявляется тесная связь теории с практикой: многие психологические тесты были выведены из экспериментов, производившихся в рамках основных исследований. В настоящее время работы, в частности, Л. С.

Выготского, Брунера, Осгула, Ж. Пиаже и А. Р. Лурия оказывают влияние на развитие диагностических средств минимально также интенсивно, как это было во времена Бине. Целый ряд работ  был посвящен анализу голоса и речи.

Осциллографическим анализом речи занимался уже Джемелли и лишь трудоемкость метода не позволила его шире использовать в рутинной диагностике.

Популярному, ранее, наблюдению за ростом запаса слов у ребенка уже не посвящается  такого большого внимания, так как при этом можно добиться только весьма приблизительного количественного указателя. Буземанн в 1925 году обратил внимание на то, что соотношение глаголов и имен прилагательных коррелирует с эмоциональной устойчивостью.

Таким образом, вышеизложенное обусловило выбор данной темы курсовой работы. И не претендуя на исчерпывающее освещение всего комплекса вопросов этой обширной темы, мы остановимся на тех, которые представляются мне наиболее актуальными.

Цель исследования: выявление и анализ сущности и развития речи, определение основных психофизических особенностей речи. Для достижения указанных целей, в работе поставлены следующие задачи:

а) провести анализ  понятия и видов речи;

б) обозначить и раскрыть основные особенности  процесса развития речи;

в) предложить и обосновать главные положения относительно психофизических особенностей речи человека.

Предмет исследования – речь.

       Объект исследования – дети дошкольного возраста.                                    Для решения поставленных задач использовались методы исследования:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по данной теме.
  2. Изучение работ отечественных и зарубежных теоретиков- психологов, посвящённые проблемам человеческой речи.

                                                                                                                                                                                                                Глава 1. Психологические исследования речи.                                         1.1Теории формирования речи. Особенности и виды речи.

       По своему жизненному значению речь имеет полифункцио нальный характер.

Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, ин формации (письменные тексты), средством управления поведе нием других людей и регуляции собственного поведения че ловека.

Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функцио нальных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д.[1,с.

189] Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя — средства мышления. Пись менная речь чаще всего выступает как способ запоминания ин формации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диа лог — двустороннего обмена информацией.  

     Важно отличать язык от речи. Их основное различие заклю чается в следующем. Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь же — это совокуп ность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной.

В речи выра жается психология отдельно взятого человека или общности лю дей, для которых данные особенности речи характерны, язык отражает в себе психологию народа для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке. 

      Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Связывающим звеном между языком и речью выступает зна чение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в еди ницах речи.[9,с.239]

Речь вместе с тем несет в себе определенный смысл, харак теризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения мо гут быть одинаковыми.

Речь человека может быть сокращенной и развернутой. В развер нутом типе речи говорящий использует все возможности сим волического выражения смыслов, значений и их оттенков, пре доставленные языком.

Этот тип речи характеризуется: большим словарным запасом; богатством грамматических форм; частым употреблением предлогов для выражения логических, временных и пространственных отношений; использованием безличных и неопределенно личных местоимений; употреблением подходящих понятий, уточняющих прилагательных и наречий для  обозначения того или иного специфического положения дел; более выраженным синтаксическим и грамматическим структурированием высказываний; многочисленной подчини тельной связью компонентов предложения, свидетельствующей о предвосхищающем планировании речи.[12,с.640]

Сокращенное речевое высказывание достаточно для пони мания среди хорошо знакомых людей и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет выражение и восприятие более слож ных, абстрактных мыслей, связанных с тонкими различениями и дифференциальным анализом скрытых взаимосвязей. В случае теоретического мышления человек чаще пользуется развернутой речью.

Читайте также:  Проблемы с учебой (подросток) - психология

       Рассмотрим основные психологические теории, объясняющие процесс формирования речи. Одна из них — теория научения. Данная теория утверждает, что подражание и подкрепление яв ляются основными механизмами формирования и развития речи у человека.

Предполагается, что у ребенка имеется врожденная потребность и способность к подражанию, в том числе звукам человеческой речи.

Получая положительное эмоциональное под крепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала зву ков человеческой речи, затем фонем, морфем, слов, высказыва ний, правил их грамматического построения. Освоение речи, та ким образом, сводится к научению всем ее основным элементам.[9. с.

239] Данная теория, однако, не в состоянии удовлетворительно и полностью объяснить процесс усвоения языка, в частности ту быстроту, с которой в раннем детстве ребенок осваивает речь.

Кроме того, для развития любых способностей, в том числе и речевых, необходимы задатки, которые сами по себе не могут быть приобретены в результате научения (по крайней мере до того, как научение началось). С позиции данной теории трудно понять детское словотворчество, а также те моменты в разви тии речи ребенка, которые не имеют аналогов у взрослых, т.е. такие, которые никак не усвоишь методом подражания.

Опыт показывает, что взрослые подкрепляют у ребенка не столько грамматически правильные, сколько умные и правди вые, оригинальные и семантически точные высказывания. Имея это в виду, в рамках теории речевого научения, трудно объяс нить быстрое формирование правильной грамматики речевых высказываний у детей.

Автором следующей теории речевого развития является Н. Хомский. Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвое нию речи в ее основных атрибутах.

Эти задатки созревают при мерно к годовалому возрасту и открывают возможности для ус коренного развития речи с одного года до трех лет. Данный возраст называется сензитивным для формирования речи.

В бо лее широких возрастных границах он охватывает период жизни человека от года до половой зрелости (имеется в виду не только усвоение языка как средства общения, но и освоение его на понятийном уровне как средства мышления)[1].

В течение всего этого периода времени развитие речи обычно происходит без осложнений, но вне его язык усвоить или трудно, или вообще невозможно. По данной причине взрослые иммигранты хуже усваивают чужой для них язык чем их малолетние дети.

Еще одна популярная теория усвоения языка называется ког нитивной. Согласно ей развитие речи зависит от присущей ребен ку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Этим, в частности, и объясняет ся детское спонтанное словотворчество.

Предполагается, что речевое развитие зависит от развития мышления, а не наоборот (Ж. Пиаже). Установлено — и это одно из основных исходных положений данной теории, — что первые высказывания малы шей обычно относятся к тому, что они уже понимают. Дети, кроме того, обычно говорят о том, что для них интересно.

Сле довательно, на развитие речи влияет и мотивация ребенка.[15,с.345]

Развитие речи можно рассмотреть и с психолингвистических позиций в плане становления все более совершенной структуры речи.

Под этим углом зрения процесс речевого раз вития представляет собой непрерывно и циклически повторяю щиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно богатыми.

Вначале мысль формируется в слово, которое одновременно вы ступает и как фраза, и как предложение, без дальнейшего линг вистически тонкого членения. Та же бедность форм и вариаций характерна для обратного процесса движения от слова к мысли.

Затем этот процесс разворачивается по вертикали и по горизонтали. Последнее движение характеризуется расширением возможностей представления мыс ли в словах на разных уровнях. Например, на уровне предложе ния и фразы одна и та же мысль может быть выражена по-разному людьми с богатой речью.

Усвоение речи ребенком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их формируется связная, осмыс ленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление.[16,с.479] Процесс перевода мысли в слово идет в обратном направлении.

      Таким образом, мы рассмотрели 3 теории формирования речи: теория научения, теория речевого развития, когнитивная теория. В организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвое нию речи в ее основных атрибутах.

Развитие речи зависит от присущей ребен ку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Усвоение речи ребенком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы.

На базе их формируется связная, осмыс ленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном направлении.

1.2 Речь как средство общения.

       В филогенезе речь первоначально выступала, вероятно, как средство общения людей, способ обмена между ними инфор мацией. В пользу такого предположения говорит факт наличия у многих животных развитых средств коммуникации и только у человека способности пользоваться речью при решении интел лектуальных задач.

У шимпанзе, например, имеется относи тельно высокоразвитая речь, которая в некоторых отношени ях человекоподобна. Речь шимпанзе, однако, выражает только органические потребности животных и их субъективные состо яния.

Это — система эмоционально-экспрессивных выражений, но никогда не символ или знак чего-либо, находящегося за пре делами животного. Язык животных не имеет   тех значений, которыми богата человеческая речь, и тем более смыслов.

В разнообразных формах жесто-мимического и пантомимиче ского общения шимпанзе на первом месте находятся эмоцио нально-выразительные движения, хотя и очень яркие, богатые по форме и оттенкам.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2012/01/03/sovremennye-issledovaniya-rechi

Речь в психологии

Речь является одним из важнейших достижений человечества. Именно этот «инструмент» позволяет нам не только общаться, но и использовать опыт предыдущих поколений. В психологии речь тоже имеет огромное значение, она напрямую связана с уровнем развития рассматриваемой личности.

Многие наверняка наблюдали за маленьким ребенком, когда он занят своими игрушками. Малыш, играя, разговаривает сам с собой. И ему совсем не важно, что его собеседником является он сам. Такое понятие речи в психологии называется внутренней, так как впоследствии, когда ребенок вырастет, он будет опять же вести диалог с самим собой, только его уже не будет слышно окружающим.

Речь – это не только физическое действие (произношение звуков и слов), но и мыслительная деятельность. Выражая свои размышления словами, вы передаете собеседнику свои мысли. Язык и речь в психологии – два тесно связанных понятия.

В психолингвистике и психологии речь выполняет следующие функции:

  1. Средство существования, так как именно с помощью речи передается и усваивается информация. К примеру, с помощью объявления, наклеенного на стену, вы узнаете, что впереди стоящий дом лучше обойти, так как там производятся ремонтные работы. Это яркий вариант письменного языка и речи в психологии.
  2. Средство общения. Важнейшее свойство речи в психологии. Существует древняя библейская легенда о вавилонской башне. Когда-то, на заре всего человечества люди говорили на одном языке, однажды они решили построить такую высокую башню, которая достала бы до Бога. И это им удавалось – работа была слаженной. С каждым днем башня поднималась все выше и выше. Богу это не понравилось, и он наказал людей-строителей, сделав так, что все они заговорили на разных языках и перестали понимать друг друга. Грандиозная стройка остановилась, так как люди не могли обмениваться информацией.
  3. Средство интеллектуальной деятельности. Речь в психологии играет решающую роль в процессах памяти, восприятия, воображения и мышления.

Проблема речи в психологии заключается иногда не в том, что люди говорят на разных языках, а в том, что они, произнося те же слова, могут вкладывать совершенно разный смысл, из-за чего и происходит путаница. Иногда, чтобы понять собеседника, приходится вставать на его место, пытаться примерить к себе его чувства и эмоции.

Именно поэтому чаще всего и происходят ссоры между двумя любящими людьми – что-то недосказывается, что-то, в порыве ссоры, наоборот выставляется на всеобщее обозрение. Иногда несколько слов, сказанных сгоряча, могут стать причиной разрыва. Поэтому к такому понятию, как речь следует относиться очень внимательно, помните, что не зря говорят, что слово не воробей, вылетит –не поймаешь.

Кроме всего прочего, речь с точки зрения психологии – способ воздействия на собеседника. К примеру, можно уговорить преподавателя не ставить плохую оценку, если вы обладаете талантом убеждения.

Или же, наверное, не раз так бывало, что вы помогаете какому-то незнакомому вам человеку только потому, что это была его просьба, выраженная вежливо и так настойчиво, что вы не сумели отказать.

Именно поэтому теории речи в психологии уделено так много внимания.

Психологи, занимаясь с людьми, пытаются найти такие слова, которые убедят оппонентов в том, что их страхи беспочвенны или же не стоят такого внимания. Речь в данном случае будет играть роль своеобразного «лекарства», так как только таким способом и можно будет переубедить тех, которым мешают жить их же комплексы.

Как правильно общаться с людьми?

Умеете ли вы правильно общаться с людьми? И проблем с коммуникабельность у вас нет? Ну тогда вы счастливый человек, который справится с любой ситуацией и всегда найдёт тех, кто с радостью окажет ему свою помощь. Не можете похвастаться вышеперечисленными навыками? Ничего страшного, ведь учиться никогда не поздно.

Как понять, что человек врет?

Вы наверняка не раз задавались вопросом: «Как понять, честен ли с тобой собеседник или он выдаёт желаемое за действительное?». И хотя ловких врунов на сегодняшний день действительно развелось немало, существует несколько признаков, которые помогут вам распознать обман.

Пожалуй, стать идеальной женой мечтает каждая женщина. Но ведь это очень непростая задача — во всем угождать мужу, при этом не превращаясь в унылую домохозяйку. Непростая, но решить ее можно — прислушайтесь к нашим советам.

В современном мире нам очень часто приходится разговаривать по телефону, поэтому без знания правил телефонного этикета не построить ни карьеру, ни найти новых друзей или партнеров по бизнесу.

Источник: http://kak-bog.ru/rech-v-psihologii

Ссылка на основную публикацию