Психосинтез — психология

Психосинтез

Психосинтез - психология

Психосинтез – это одна из ветвей трансперсональной психологии, представляющая интеграцию нескольких подходов и нашедшая применение не только в психотерапии, но и в системах обучения, использующих интегральный подход, который также применяется как действенный метод самостоятельного изучения и развития собственной личности. Основой данной концепции является теория психосинтеза Ассаджиоли, не являясь новым результатом исследования или изобретения, однако представляет собой объединение нескольких различных школ психологии. Взяв наиболее созвучные собственным идеям и действенные методы психоанализа, юнгианства и других направлений, и соединив их, была получена новая система, позволяющая человеку самостоятельно проводить анализ своей личности, ее потребностей и производить корректировку и перестройку.

Психосинтез Ассаджиоли

Принципы психосинтеза включают первоначальное познание себя на глубинном уровне, присвоение контроля над составляющими собственной личности, дальнейшее создание нового высшего объединяющего центра для всех личностных структур и перестройка общей картины или отдельных частей в соответствии с новым центром. Высокая эффективность подхода наблюдается в терапии психосоматики и схожих нарушений, основой которых является внутренний конфликт субличностей, поскольку основная цель психосинтеза направлена на осознание происходящих внутренних процессов и установление более гармоничных отношений внутренних частей человека между собой. Подобная работа с частями, именуемыми субличностями, начинается со знакомства с каждой из них, принятия ее такой, какая есть на данном этапе, после чего следует трансформация, нахождение нового соответствующего места, интеграция в единую структуру и синтез нового.

Теория психосинтеза Ассаджиоли включается в себя взаимоперетекающие задачи, начиная от постижения своей истинной сущности (высшей, центральной), поиск гармонии через это знание и последующее выстраивание гармоничных отношений и адекватного взаимодействия с внешним миром и окружающими людьми.

Происходит это путем исследования и открытия собственного бессознательного опыта и таящихся там качеств, высвобождение подавляемых призваний и желаний.

Впоследствии начинается кропотливая работа по присвоению высвободившейся подавляемой энергии, умению ее контролировать, путем отождествления себя с каким-то качеством или феноменом или разотождествления.

При открытии всех качеств собственной личности, происходит неизбежное смещение центра, перестраивание ориентиров и возникает необходимость в гармоничном соединении всех составных частей (известных и вновь открытых, как оцениваемых позитивно, так и внушающих ужас).

Подобные трансформации затрагивают как внутренний мир, так и внешние его проявления. Невозможно открыв истинный свой талант и осознав высшее предназначение в его реализации не начать двигаться по этому пути во внешней жизни.

Подобные стремления и поиски не являются самоцелью, но служат показателем наличия качественного контакта различных личностных частей с реальностью, показывая целостность и неразрывность проявления человека.

В случае несоответствия установления контакта с окружающими людьми внутреннему ощущению или неадекватности производимой деятельности можно говорить о потере контакта с одной или несколькими субличностями, неэффективной жизненной стратегии.

Основная направленность психосинтеза – это формирование новой или реконструкция прежней личности на основании новых открывшихся возможностей и вокруг нового образовавшегося центра. Для того чтобы лучше представить как работают принципы психосинтеза, стоит обратить внимание на модель личности в данной концепции.

Роберто Ассаджиоли выделял в личности низшее бессознательное (жизненно важные инстинкты, самые сильные и животные энергии, яркие эмоции – является источником творческого вдохновения и патопсихологических состояний, эйфорический состояний и кошмаров), среднее бессознательное (зона преобразования неосознаваемых процессов в осознаваемые, где происходит своеобразная формулировка зреющих для проявления на сознательном уровне процессов и чувств), высшее бессознательное (инстинктивное стремление к самосовершенствованию, парапсихические процессы, неосознаваемые и неконтролируемые проявления гуманности и героизма, стремления к высоким чувствам). К сознательной части относится поле сознания (та часть, которую человек способен осознавать), сознательное Я (видение себя со стороны, самовосприятие), высшее Я (истинная сущность человека, возвращение к которой происходит из всех остальных состояний). Отдельное место отводится коллективному бессознательному, представляющему своеобразную незримую связь всех бессознательных частей различных людей между собой, вне зависимости от местонахождения и эпохи (т.е. связь с опытом каждого ныне живущего и всех умерших предков).

Взаимодействие всех этих частей обычно у людей происходит неконтролируемо, а под влиянием установок общества, полученных травм, наложенных запретов, появляются преграды для свободного протекания энергии и гармоничного взаимодействия всех уровней и субличностей.

Психосинтез своими техниками позволяет наладить природное течение энергии и раскрыть полный потенциал психической энергии, заложенной в человеке.

Техники психосинтеза

Чтобы познать личность и определить ее составляющие компоненты необходимо проанализировать все, что предоставит сознание и бессознательное, чтобы потом разграничить присущие личности элементы и навязанные из вне, определить степень развитости имеющихся и недостающие. Для этого используют технику разотождествления и работу с субличностями.

Разотождествление направлено на отделение истинной сущности человека от элементов, не имеющих к ней отношения.

Сюда относятся оценки общества, которые человек начинает воспринимать как внутреннюю реальность (когда педагог называет ученика тупым, формируется образ себя глупого и утрачивается способность к стремлению и проявлению интеллектуального потенциала) или же длительное пребывание в определенной роли заставляет в восприятии слиться с ней (так, люди сливаясь с болезнью, называют себя диабетиками, или, погружаясь в материнство представляются как мама Мишеньки). В подобных ситуациях происходит работа над пониманием, что присвоенные элементы могут быть лишь составной частью личности, но не могут быть ее основной характеристикой. Отделившись от подобного восприятия себя через роль, психологически у человека появляется выбор оставить подобный конструкт, если он приносит пользу или убрать его из своей действительности не только на психическом уровне. Отождествление своей личности с ограниченными проявлениями приводит к быстрой потери стабильности, поэтому необходим поиск долгоиграющих характеристик или развитие способности переключаться между несколькими.

Работа с субличностями предполагает похожее взаимодействие, но только не отдельным элементом или характеристикой, а с целым набором качеств, складывающихся в довольно самостоятельный образ.

Примерами подобных образов могут служить социальные роли, предполагающие множество нюансов и отличий, но сочетающихся в одном человеке (любящий отец семейства будет проявлять сочетание качеств определенно отличающихся от начальника отдела).

И именно взаимодействие эти субличностей между собой оказывает непосредственное влияние на состояние человека (тот у кого, субличности жены и любовницы прекрасно ладят между собой, не ощущает проблем, у кого же они конфликтуют, рискует оказаться в клинике с неврозом).

Именно работа с конфликтующими субличностями представляет основную ценность, но в некоторых случаях (когда субличность нежелательна или разрушительна) происходит ее отстранение, подобно разотождествлению с качеством.

Причем оценку важности той или иной субличности должно производить истинное Я человека, а не мнение психотерапевта или предусмотренные обществом правила и нормы. Задача же терапевта, разотождествления и диалогов между субличностями в том, чтобы услышать стремления истинного Я и гармонизировать работу окружающих частей (налаживая контакт, перемещая, дистанцируя или удаляя).

Важным приемом в психосинтезе является ведение тетради для анализа собственных состояний и поступков, поскольку записи помогают отследить особенности каждой субличности, а также время и причин ее выхода наружу и активизации. Часто эмоциональные реакции, как и поведенческие детали забываются, считаются случайными, а ведение записей позволяет сложить все это в единый образ.

Психосинтез требует постоянно анализа своей личности, меняющихся тенденций и течений ее развития, поскольку невозможно отредактировать состояние и работу единожды и навсегда. Развиваясь и меняя потребности. Соотнося свое текущее состояние с уровнем развития навыков каждый раз необходимо вырабатывать или корректировать путь дальнейшего развития.

Источник: http://psihomed.com/psihosintez/

Психосинтез

Психосинтез - психология

Начало концепции психосинтеза заложено в тезисах Ассаджиоли (Assagioli R.); автор представил их в 1910 г. на соискание ученой степени доктора наук по психоанализу.

Он развивал свои идеи и соединил в практической деятельности различные приемы психотерапии, высказывая эти взгляды в лекциях, публикуемых статьях и брошюрах, одна из которых была издана на английском языке в 1927 г.

под названием «Новый метод лечения — психосинтез».

В 1926 г. в Риме Ассаджиоли основал Институт психосинтеза. Вторая мировая война прервала его деятельность, но с 1946 г. лекции по П. читались в Италии, Швейцарии и Англии. В 1957 г.

в США была основана Ассоциация по исследованию психосинтеза, а во Флоренции (Италия) возобновил свою деятельность Институт психосинтеза. В 1959 г. был создан Центр психосинтеза в Париже, а в 1965 г.

Индийский институт психосинтеза.

Слово «психосинтез» и такое выражение, как «ментальный синтез», использовались многими психологами и психиатрами. Только в области психотерапии следует выделить Жане (Janet P.), который говорил о synthese mentale.

Начав с рассмотрения явлений психологического автоматизма, он обнаружил, что существует много видов психической деятельности, протекающей независимо от сознания пациента. Другие исследователи, в том числе Фрейд (Freud S.), также отмечали синтезирующую функцию «Я». Но они использовали этот термин только в плане лечения функциональной диссоциации, т. е.

восстановления состояния, существовавшего перед диссоциацией вследствие психологической травмы или сильного конфликта. Юнг (Jung С. G.) упоминал синтез, имея дело с трансцендентальной функцией, а Кречмер (Kretschmer W.) и др.

использовали слова «синтез», «психосинтез», «синтез бытия», «синтетическая психотерапия» в более глубоком и широком смысле — как развитие цельной и гармоничной личности.

Главной целью психосинтез является гармонизация и объединение в единое целое всех качеств и функций человека, что требует конструктивного использования всех освобожденных и активизированных побуждений личности. В свою очередь, это рождает много проблем и психосинтетических задач, связанных с межличностными отношениями и специальной интеграцией (психосинтез мужчины и женщины, психосинтез человека с различными группами людей, психосинтез между группами, психосинтез между нациями, психосинтез всего человечества).

Психосинтез разрабатывался и использовался главным образом в психотерапии, но его принципы и методы могут применяться и в других областях, в первую очередь в психологической или психической гигиене для предотвращения невротических и психологических нарушений, в области образования. Особенно полезно применение П.

при обучении одаренных и сверходаренных детей, у которых сверхсознательные функции пробудились или пробуждаются и их активность необходимо направлять и интегрировать с действием других функций. Еще одна сфера применения психосинтеза — межличностные и межгрупповые отношения, требующие регулирования и гармонизации.

Наконец, психосинтез может использоваться человеком для самовосприятия, ускорения внутреннего роста и самоактуализации, что должно быть целью, внутренней потребностью, жизненной экзистенциальной необходимостью каждого.

Таким психосинтезом должен заниматься или, по крайней мере, пытаться серьезно заниматься любой врач, общественный работник и педагог (включая родителей).

В основе психосинтеза лежит сознательное и целенаправленное использование самоидентификации или дисидентификации. Начинается оно с создания динамичного центра, на котором основан весь процесс синтезирования психологического многообразия в органическое целое.

Самоидентификация является эффективным средством управления различными элементами личности и основана на фундаментальном психологическом принципе: «Над нами доминирует все, с чем наше «Я» идентифицировало себя.

Мы управляем всем, от чего мы себя дисидентифицировали».

Интересно, что каждый человек имеет определенный тип самоидентификации, и тем не менее очень немногие когда-либо спрашивали себя, что это на самом деле значит, как это наиболее сознательно осуществить и какие последствия это влечет. «Самоидентификация», или «аутоидентификация», — достаточно неопределенный термин, и поэтому следует выделять три его различных значения.

Первое значение: индивидуум идентифицирует себя с тем, что составляет для него высшую ценность и чему он придает наибольшее значение. Этот тип самоидентификации может быть, с одной стороны, доминирующей функцией или фокусом сознания, а с другой — главной функцией или ролью, играемой в жизни.

Например, девушка, которая участвует в конкурсе красоты, идентифицирует себя со своим телом и его совершенством. В этом ее фокус и точка самоидентификации, она прилагает всевозможные усилия для улучшения и сохранения своего тела.

Спортсмен также идентифицирует себя со своим телом, но с иных позиций — с его мышечной силой и управляемостью. Группа интеллектуалов идентифицирует себя с умом, с мощью своего мозга и рассматривает себя в основном как мыслителей. У других более заметна самоидентификация с ролью.

Например, многие женщины идентифицируют себя с ролью матери, а потому действуют и живут только как матери. Этот тип самоидентификации не дает переживания чистого «Я». Последнее, чувство собственной личности, тесно связано и почти сливается с фокусом оценки или ролью.

Это приводит к тяжелым последствиям: 1) индивидуум не знает и не реализует себя на самом деле; 2) идентификация с одной частью своей личности исключает или значительно уменьшает способность к самоидентификации с другими частями и составляет камень преткновения в П.;

3) отношение как к ролевому, так и к доминантному типу самоидентификации; сам жизненный процесс делает их поддержание невозможным, например, старение прекрасной женщины, потеря силы атлетом, разрушение роли матери, взросление или смерть детей.

Все это может привести к серьезному кризису: индивидуум чувствует себя потерянным, и это трагедия многих людей, которая зачастую приводит к крайнему самоотрицанию — самоубийству.

Второе значение, которое дают термину «самоидентификация», — это внутреннее ощущение чистого самосознания независимо от любого содержания или функции его в смысле личности. Переживание чистого «Я», самосознания своей личности, независимой от всего внешнего, не возникает спонтанно, а является результатом определенного внутреннего экспериментирования.

Третье значение «самоидентификации» — осуществление высшего, или духовного, «Я». Оно отличается от переживания чистого «Я», но неотделимо от него полностью, так как существует одно «Я». Выделяют лишь различные уровни самоосуществления. Между самосознанием нормального уровня и полным духовным самоосуществлением имеются промежуточные стадии, или уровни.

Процесс достижения чистого самосознания на уровне личности не прямой. Здесь все время присутствует «Я», но прямого осознания его присутствия нет. Поэтому необходимо устранение всех частичных идентификаций.

Эту процедуру можно выразить одним словом — интроспекция, что означает направление умственного взора или наблюдательной функции ума на мир психологических фактов, психологических событий, которые мы можем осознавать.

Читайте также:  Отождествление/разотождествление - психология

С помощью интроспекции мы приобретаем более сфокусированное, ясное осознание того, что Джеймс (James W.) назвал потоком разума, непрестанно текущим в нас. Это именуют также и позицией внутреннего наблюдателя.

Первая область внутреннего наблюдения, или интроспекции, — это ощущения, возникающие в теле; вторая — калейдоскоп эмоций и чувств; третья — сфера умственной деятельности, ментального содержания.

На практике существует постоянное взаимодействие между ощущениями, эмоциями и умственной деятельностью. Различие обусловлено лишь фокусированием внимания наблюдателя. Имеется отличие между этими тремя взаимосвязанными областями психологической деятельности и наблюдателем как таковым.

Объективное наблюдение спонтанно и неизбежно вызывает чувство дисидентификации от любого содержания этих областей. Напротив, осознается стабильность и неизменность наблюдателя, который начинает понимать, что он может не только пассивно следить, но и в разной степени влиять на спонтанный поток, последовательность различных психологических состояний.

Таким образом, он осознает себя отличным, дисидентифицированным от психологического содержания. Иными словами, человек должен активно различать содержание поля сознания и его центр, то, что его творит, — «Я».

Здесь необходимо использовать метод последовательных дисидентификации от различных групп или слоев этого содержания — физических, эмоциональных и ментальных — с учетом адаптации метода в терминологии и языке к культурному уровню пациента.

При лечении самоидентификация должна быть использована как можно раньше, так как это облегчает применение и усиливает действие всех остальных приемов.

Методы самоидентификации являются основными не только в лечении психосинтезом; в образовании и интеграции личности они могут играть роль защитного механизма против постоянного избыточного потока влияний, внутренних и внешних, которые пытаются захватить «Я» и требуют идентификации.

Эти приемы рассматривают также как часть повседневной духовной гигиены, поэтому самоидентификацию рекомендуют использовать в психотерапии как можно чаще, минимум 1 раз в день.

Психосинтез может стать: 1) методом психологического развития и осуществления истинного «Я» (самоактуализации) для тех, кто отказывается быть рабом своих внутренних иллюзий или внешних влияний, кто не хочет пассивно подчиняться игре психологических сил и решил стать хозяином своей собственной жизни; 2) методом лечения психологических и психосоматических нарушений, когда причина беспокойства — бурный и осложненный конфликт между сознательными и бессознательными силами или когда нарушения обусловлены глубинными и мучительными кризисами (не вполне понимаемыми самим пациентом), часто предшествующими фазе самоактуализации; 3) методом интегрального обучения, который не только благоприятствует развитию способностей ребенка или подростка, но и помогает ему обнаружить и осознать свою истинную духовную природу и создать на ее основе гармоничную, целесообразно живущую личность.

Психосинтез рассматривают и как индивидуальное выражение более широкого принципа — общего закона межличностного и космического синтеза. С более исчерпывающей, всеобъемлющей точки зрения всемирная жизнь сама по себе выступает для нас как борьба между разнообразием и единством — усиление и стремление к единению.

Выделяют личностный психосинтез и духовный психосинтез Личностный психосинтез помогает избавиться от избытка энергии, высвобождаемой при исследовании бессознательного, и служит для управления избытком эмоциональной энергии, которая у многих людей составляет часть их натуры.

Такой психосинтез для многих пациентов является чрезвычайно желательным и вполне удовлетворительным достижением, превращая их в гармоничные личности, приведшие в порядок свой внутренний мир и отношения с обществом людей, к которому они принадлежат и которому приносят пользу.

Духовный психосинтез — более широкий и высокий тип П. по сравнению с личностным и ориентирован на людей, которые не могут быть удовлетворены достижением последнего, хотя другим и это может казаться значительным успехом.

В нашей стране психосинтез как метод лечения и профилактики нервно-психических расстройств до недавнего времени практически не применялся, подобно другим психодинамически-ориентированным методам психотерапии.

Источник: https://psyera.ru/3377/psihosintez

Принципы и техники психосинтеза

Принципы и техники психосинтеза

В этой статье мы рассмотрим с вами понятие психосинтеза, его виды, техники психосинтеза. Здесь вы найдете ответы на вопросы, что такое психосинтез, принципы и техники, разработанные в этом направлении. Каковы направления психосинтеза?

Кратко расскажем вам об истории зарождения психосинтеза. Роберто Ассаджиоли создал психосинтез. Первоначально ученый занимался изучением и развитием психоанализа, но счел его методы недостаточными для того, чтобы достичь гармонии личности, поэтому создал другую отрасль науки – психосинтез.

Рекомендуем: Психокинез — это

Психосинтез Ассаджиоли – это не что иное, как развитие и самосовершенствование человеческой личности.

Прибегнув к помощи психосинтеза, каждая личность сможет понять, что имеет способность управлять своими психическими процессами.

Созданные техники и упражнения, разработанные специально для психосинтеза, позволяют устранить препятствие в виде рационального ума, найти проблему, скрытую в психике человека, и тем самым получить возможность ее решить.

Определение. Основные понятия

Психосинтезом называется метод, с помощью которого можно управлять сознанием и психической активностью человека. Психосинтез не является сугубо терапевтическим методом, он может быть использован каждым желающим для повышения психологической устойчивости.

Целью психосинтеза является объединение всех качеств и функций человека, только такая гармония позволяет активировать побуждения для дальнейших действий.

Сенсомоторный психосинтез – данный метод психологии направлен на управление состояниями сознания посредством психологического воздействия на сознание человека, то есть внушения, для помощи в решении определенных терапевтических проблем.

Рекомендуем: Что такое персонификация?

Интерактивный психосинтез базируется на этнокультурной и межкультурной символике и способах генерации особых переживаний, способствует созданию у человека целостного и единого «Я».

Рассмотрим этапы психосинтеза:

  • Первым делом необходимо обнаружить свои комплексы, которые складывались на протяжении многих лет с самого младенчества, поскольку они оказывают большое влияние на формирование неврозов.
  • Путем разбора своих проблем происходит открытие новых граней самого себя, улучшение себя и совершенствование.

Познание самого себя, своего сознания является в психосинтезе лишь начальной ступенью.

Основной принцип психосинтеза состоит в том, что человек способен к осознанию всех граней бытия, различных и отличных от себя.

Все мы отождествляем себя по-разному: чьи-то отождествления связаны с красотой и телом (модели, спортсмены); иные же связывают себя с интеллектом (ученые); третьи же на первое место ставят чувства (влюбленные люди). Сейчас мы привели пример «неполезного» отождествления, поскольку оно не дает вам возможности познать себя со всех сторон.

Нам необходимо «изъять» из своего внутреннего мира все комплексы, дурные мысли, то есть отделить их от внутреннего «Я». «Изъятые комплексы» необходимо разложить перед собой и постараться, разобравшись в них, избавиться от этих элементов внутреннего мира, чтобы освободиться от скованности. Необходимо учиться управлять ими.

Рекомендуем: Диссоциация: подробнее про явление

Ни в коем случае нельзя подавлять негативную энергию внутри себя, пуская все на самотек. Управление негативом подвластно лишь тому, кто познал все грани своей сущности.

Как контролировать элементы личности

Для обретения контроля над некоторыми из элементов личности психологи прибегают к методу работы над субличностями. Что такое субличность? Сейчас мы поясним.

Субличность – это часть личности человека, которая образуется вокруг какой-либо потребности, со временем становится больше и начинает стремиться к независимому существованию. Такие образования возникают в любом возрасте человека, имея при этом свой собственный стиль и характер. Можно наблюдать усиление их влияния в человеке, поскольку они имеют свои цели, отличные от других.

Рекомендуем: Психология личности

Нет понятий «плохая» или «хорошая» субличность. Это неотъемлемая часть нас самих, которая выражает наши мысли, желания и потребности. Однако она может принести вред, если мы позволим ей одержать над собой верх.

Чтобы не позволить субличности захватить нас, существует несколько правил обращения с ней:

  • Необходимо определить и отделить друг от друга разные стороны своей личности, они могут быть противоположны друг другу. Нельзя заключать их в бессознательные цепи разума, необходимо признать и принять их.
  • Необходимо сопротивляться и бороться с тем, что одерживает над нами верх, не позволяя бросать себя из стороны в сторону.
  • Субличности не должны противостоять друг другу, они должны дополнять друг друга и делать человека сильнее.
  • Необходимо возведение всех субличностей на высшую ступень и полное раскрытие каждой из них.
  • Познание каждой из них. Необходимо проделать большую сложную работу, и в результате мы познаем свое истинное «Я».

Этапы психосинтеза

Рассмотрим этапы, из которых состоит процесс психосинтеза:

1. Первый шаг связан с выбором идеальной личности, к которой нам предстоит стремиться. Нужно представить ее, быть может, нарисовать или же описать, каким вы хотите быть. Важно понимать, что представить и стать – это две разные вещи, и с этого все только начинается.

2. Необходимо задействовать все внутренние силы и энергию на пути к идеалу. Должны гармонировать все части личности, нельзя стремиться лишь какой-то из частей. Только их совместное постижение сможет помочь вам сделать следующий шаг.

3. Третий шаг трудоемок – теперь с помощью имеющихся уже качеств развиваем те, которые вы хотите приобрести для своей «идеальной» личности.

4. Соединение воедино всех своих качеств. Пребывание в гармонии с самим собой, со своим разумом. Буква сама по себе просто знак, но из букв складываются целые шедевры литературы.

Сегодня мы поговорили о психосинтезе. Психосинтез направлен на постижение нами самих себя, принятие и избавление от комплексов, которые так часто мешают нам в повседневной жизни.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/psixosintez.html

Психосинтез

Психосинтез - психология

Психосинтез -одно из направлений трансперсональной психологии, исходящей из того, что за пределами нашей личности есть другая психическая реальность. Как, чем и в каких случаях может быть полезен этот подход?

1926. В Риме психиатр Роберто Ассаджиоли (Roberto Assagioli, 1888 — 1974) основал Институт психосинтеза. После Второй мировой войны Институт возобновил работу во Флоренции, а в США появилась Ассоциация психосинтеза.

Создатель психосинтеза вдохновлялся идеями Фрейда, но не был ими полностью удовлетворен. Он хотел связать все достижения психоанализа и включить в поле исследований творческий потенциал человека и его трансцендентальность.

Психосинтез – особый подход в психологии, предлагающий свою модель личности человека и представление о ее месте в мире.

Психосинтез – одно из направлений трансперсональной психологии, которая исходит из наличия психической реальности за пределами человеческой личности.

В основе психосинтеза – представление о том, что помимо обыденного «Я» существует высшее «Я», которое ведет нас по пути развития.

Психосинтез призван помочь человеку установить связь с его высшим «Я» и таким образом создать психический центр, вокруг которого собираются, «синтезируются» все части личности.

Психосинтез – практика личностного развития. При помощи упражнений и самонаблюдения клиент сначала знакомится с разными своими субличностями – то есть психологическими образованиями, каждое из которых имеет свои желания, мысли, побуждения. Обычно человек отождествляет себя, не замечая этого, с какой-то из своих субличностей: «Я голодная» или «Я злой».

Клиент учится отделять себя от своего текущего переживания: «Я испытываю чувство голода», «Мной пытается овладеть гнев». Он начинает осознавать субличности и разотождествляться с ними, получая возможность контролировать их и разрешать противоречия между ними. Затем он решает, какой личностью он хотел бы стать, и развивает недостающие качества.

Конечная цель – создать целостную личность с устойчивой структурой.

Индивидуальный сеанс проходит лицом к лицу со специалистом. Чтобы клиент пришел к целостному видению себя, ему предлагают наблюдать за своим телом, эмоциями (грусть), поведением (агрессивность), сводя воедино различные «я».

Специалист использует рисунок, письмо, лепку, осознанные сновидения — все, что способствует самовыражению и позволяет вернуться к гармонии.

Групповая терапия поднимает вопрос личностного развития: сеансы выстраиваются вокруг тем «Кто я?», «Прислушаться к себе» и содержат групповые упражнения на чувственное восприятие.

Психосинтез применяется в педагогических целях – для обучения одаренных детей, в управлении бизнесом – для урегулирования групповых отношений, в терапии пары – для гармонизации отношений, в индивидуальной терапии – для пробуждения осознавания, развития гибкости ума и самореализации. У психосинтеза нет противопоказаний, и он может стать дополнительной поддерживающей терапией для тех, кто проходит курс лечения по другим методам.

При еженедельных 45-минутных сеансах продолжительность курса индивидуальной терапии колеблется от нескольких недель до нескольких месяцев. Стоимость сеанса в среднем 2000 рублей.

Источник: http://www.psychologies.ru/psychotherapy/methods/psihosintez/

Психосинтез

Психосинтез - психология

После того, как мы выявили или создали объединяющий центр, у нас появляется возможность построить вокруг него новую личность — органичную, внутренне согласованную и объединенную в одно целое.

Это и есть собственно психосинтез, также имеющий несколько стадий. Прежде всего необходимо разработать план действий, сформулировать «внутреннюю программу». Мы должны визуализировать, мысленно представлять свою цель, — то есть новую личность, к созданию которой мы стремимся, — и ясно сознавать задачи, возникающие перед нами в связи с ее достижением.

Некоторые люди ясно видят свою цель с самого начала. Они способны составить четкое представление о том, кем они могут и хотят стать.

Это представление должно быть реалистичным и «достоверным», то есть согласованным с естественным ходом развития данного индивида и потому осуществимым, — по крайней мере, отчасти: это не должен быть невротический, нереалистичный «идеализированный образ», как его называет Карен Хорни.

Подлинная «идеальная модель» потребного развития заключает в себе динамическую созидательную силу, она облегчает достижение цели путем устранения неясностей и неопределенностей; она сосредоточивает усилия человека и подключает к делу великую суггестивную силу образов.

Люди с более пластичной психической конституцией, которые живут спонтанно, руководствуясь скорее знаками и предчувствиями, нежели определенными намерениями, находят затруднительным сформулировать для себя такую программу и затем строить новую личность по намеченной схеме: они могут даже категорически отвергать такой метод. Они предпочитают вверять себя водительству внутреннего Духа или воли Божией, предоставляя Ему решать, какими они должны стать. Они полагают, что быстрее достигнут цели путем устранения, по мере возможности, помех и сопротивления высшей Силе со стороны своей личности, или путем расширения канала связи с высшим Я при помощи устремления к нему и служения ему, полагаясь во всем остальном на действие его созидательной силы и повинуясь ей. Другие люди занимают сходную позицию, но выражают ее иначе; они говорят о настрое на космический порядок, вселенскую гармонию, о предоставлении Жизни действовать в них и через них (у-вей, «недеяние» даосов).

Читайте также:  Методология: требования к понятию «личностный рост» - психология

Оба метода эффективны, и каждый из них подходит для соответствующего типа личности. Но желательно знать, понимать значение и в какой-то степени применять оба метода, что позволит избежать крайностей и ограниченности, присущей каждому из них в отдельности.

Так, последователи первого метода должны следить за тем, чтобы не сделать свое «идеальное представление» чересчур косным; они должны быть готовы видоизменить, расширить или даже вообще сменить его, если их последующий опыт, знакомство с неизвестной ранее точкой зрения или новые прозрения укажут на необходимость такого изменения.

С другой стороны, последователи второго метода должны остерегаться стать чересчур пассивными и безответственными, принимая порывы бессознательных сил, желаний и стремлений низшего порядка за указания и наития свыше. Кроме того, они должны развивать в себе способность стойко переносить неминуемые периоды внутреннего бесплодия и мрака, когда сознательная связь с духовным Центром обрывается и личность чувствует себя покинутой.

Все многообразие «идеальных моделей» можно разделить на две основные группы. К первой относятся образы, олицетворяющие гармоничное развитие, всестороннее личное и духовное совершенство.

Идеал такого рода выдвигают перед собой главным образом интроверты. Вторая группа идеальных образов олицетворяет совершенство в определенной сфере деятельности. […] Это идеал художника, учителя, ученого и т. д.

Как правило, такие модели предпочитают экстраверты.

После того как идеальная форма определена, начинается практический психосинтез, построение новой личности как таковое. Эта работа может быть разделена на три главные части:

1. Использование всех имеющихся в распоряжении энергий. К ним относятся: а) силы, высвобождаемые в процессе анализа и разложения бессознательных комплексов; б) стремления, скрыто присутствующие на разных психологических уровнях и до сих пор обойденные вниманием. Чтобы использовать эти бессознательные силы, многие из них нужно «трансмутировать», превратить в нечто иное.

Это становится возможным благодаря свойственной им пластичности и изменчивости, фактически, такая трансмутация протекает в нас постоянно. Подобно тому, как энергия тепла превращается в энергию движения или электроэнергию и наоборот, наши эмоции и влечения превращаются в физические действия или деятельность ума и воображения.

И наоборот, идеи возбуждают эмоции или превращаются в планы, а затем в действия.

Случаи таких трансмутаций наблюдались и отмечались многими людьми.

[…] Важные положения и примеры, касающиеся теории и практики преобразования внутренних энергий можно найти в индийской Йоге, христианском мистицизме и аскетике, трудах по духовной алхимии, а некоторые моменты этого явления были освещены психоанализом.

Таким образом, мы располагаем достаточной основой для формирования науки о психических энергиях (психодинамики), а также надежных методик, способных производить желаемые изменения в нас самих и других людях.

2. Развитие недостающих или недостаточно развитых для достижения нашей цели сторон личности.

Такое развитие может осуществляться двумя путями: с помощью методов вызывания и самовнушения или с помощью систематической тренировки неразвитых психических функций (таких как память, воображение, воля) — тренировки наподобие той, что применяется, например, в области физической культуры, при наработке технических навыков пения, игры на музыкальных инструментах и т. д.

3. Согласование и соподчинение (координация и субординация) различных психических функций и энергий, создание устойчивой структуры личности.

Такая структура представляет собой любопытную и наводящую на размышления аналогию с устройством современного государства, граждане которого входят в различные объединения, общественные классы, профессиональные группы и т. д.

, и в котором есть органы управления разного уровня, — например, городского, областного, республиканского.

* * *

Так в общих чертах выглядит процесс психосинтеза. Следует уточнить, однако, что все вышеупомянутые стадии и методы тесно взаимосвязаны и прохождение их не предполагает строгой последовательности определенных периодов или фаз.

Живой человек — не здание, для которого сперва должен быть заложен фундамент, затем возведены стены и, наконец, положена крыша.

Выполнение широкой внутренней программы психосинтеза можно начинать одновременно с разных точек, с разных сторон, а разные методы и действия можно, в зависимости от обстоятельств и внутреннего состояния, чередовать в течение более или менее продолжительных отрезков времени.

Поначалу все это может показаться чересчур сложным, но унывать не стоит.

Безусловно, помощь компетентного психотерапевта или учителя значительно облегчит задачу; с другой стороны, искомого результата можно достичь и без посторонней помощи, своими силами, путем проб и ошибок.

После того как усвоены предварительные сведения о психологических принципах и законах психосинтеза, а также изучены различные психосинтетические методики, все остальное становится делом практики, опыта, ума и интуиции, рост которых зависит от возникающей в них потребности и от постоянства прилагаемых усилий. Таким образом формируется новая, возрожденная личность и начинается новая жизнь, настоящая жизнь, по сравнению с которой предшествующая может показаться лишь подготовкой к жизни, едва ли не внутриутробным периодом развития.

Если мы возьмем теперь психосинтез как целое, то увидим, что его нельзя рассматривать ни как частную психологическую теорию, ни как конкретную психотехническую процедуру.

Психосинтез — это прежде всего динамическая, даже драматическая концепция нашей психической жизни, предстающей как непрерывное взаимодействие и борьба множества разных, в том числе противодействующих сил с объединяющим центром, который постоянно пытается управлять ими, согласовывать их между собой и использовать.

Кроме того, психосинтез применяет множество методик психологического воздействия, нацеленных в первую очередь на развитие и совершенствование личности, а затем — на гармонизацию ее отношений с Я и все более полное объединение с ним. Эти две фазы можно назвать, соответственно, «личностным» и «духовным» психосинтезом. В зависимости от области и цели применения, психосинтез служит или может служить:

1. Методом психического развития и Самопостижения для тех, кто не желает оставаться рабом внутренних фантазмов и внешних влияний, кто не желает больше принимать пассивное участие в игре собственных психических сил и решил стать хозяином своей жизни.

2. Методом лечения психических и психосоматических расстройств, обусловленных либо острым запутанным конфликтом между различными группами сознательных и бессознательных сил, либо теми мучительными глубинными кризисами, которые нередко предшествуют фазе Самопостижения, но значение которых сам пациент не вполне понимает и неспособен оценить должным образом.

3. Методом интегрального воспитания, которое служит не только развитию различных способностей ребенка или подростка, но помогает ему обнаружить и осознать свою истинную духовную природу и построить под ее руководством гармоничную, яркую и эффективную личность.

Индивидуальный психосинтез можно рассматривать также как частное проявление более широкого принципа, всеобщего закона межиндивидного и космического синтеза.

В самом деле, изолированных индивидов не существует; каждый индивид тесно связан с другими индивидами, все индивиды взаимосвязаны.

Более того, все индивиды включены в надиндивидную духовную Реальность, и каждый из них является ее частью.

Так, отдельного человека можно рассматривать не только как комбинацию более или менее согласованных элементов, но и как элемент или клетку человеческой группы: эта группа, в свою очередь, включена в сообщества, образующие более многочисленные и сложные группы — от семейных до городских и региональных групп и общественных классов, от союзов рабочих и объединений работодателей до больших национальных групп, до человечества в целом.

Между индивидами, равно как и между группами, возникают конфликты, удивительно схожие с теми, которые можно обнаружить в каждом индивиде. Поэтому разрешать их (межиндивидный психосинтез) следует по тому же плану и примерно теми же методами, с помощью которых осуществляется индивидуальный психосинтез.

Более пристальное изучение этого параллелизма может оказаться весьма продуктивным и поможет нам выявить глубинный смысл и подлинную ценность многочисленных попыток синтеза и построения органических систем — как в практической, так и в чисто теоретической сфере, — которые все чаще предпринимаются различными национальными, социальными, экономическими, научными и религиозными группами.

С еще более широкой и всеобъемлющей точки зрения вся жизнь вселенной предстает пред нами как борьба между множественностью и единством, как усилие и стремление к единению.

У нас возникает ощущение, что Дух (представляется ли он нам божественным Существом или космической энергией), который действует в тварном мире, привнося в него порядок, гармонию и красоту, а также объединяя всех существ узами любви, осуществляет — медленно и тихо, но верно и неотвратимо — не что иное, как Высший Синтез.

Источник: http://bookap.info/psyanaliz/assadzholi_psihosintez/gl6.shtm

психосинтез — это… Что такое психосинтез?

  • психосинтез — психосинтез …   Орфографический словарь-справочник
  • Психосинтез — (итал. Psicosintesi, англ. Psychosynthesis)  метод психотерапии[1], саморазвития[2] и интегрального обучения[3], основанный на теории, разработанной итальянским психологом и психиатром Роберто Ассаджиоли. Содержание …   Википедия
  • ПСИХОСИНТЕЗ — (от греч. psyche душа и synthesis соединение) англ. psychosynthesis; нем. Psyc hosynthese. Метод психотерапии, заключающийся в обобщении, толковании и разъяснении больному информации, полученной при психоанализе. Antinazi. Энциклопедия социологии …   Энциклопедия социологии
  • психосинтез — сущ., кол во синонимов: 1 • синтез (18) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов
  • ПСИХОСИНТЕЗ — Начало концепции П. заложено в тезисах Ассаджиоли (Assagioli R.); автор представил их в 1910 г. на соискание ученой степени доктора наук по психоанализу. Он развивал свои идеи и соединил в практической деятельности различные приемы психотерапии,… …   Психотерапевтическая энциклопедия
  • Психосинтез — – одно из направлений современной динамической психологии, изучающее «синтез существования», «синтетическую психотерапию» в смысле воссоздания целостности и гармоничности личности, в том числе сознательной и бессознательной ее частей. Впервые… …   Словарь-справочник по социальной работе
  • психосинтез — (психо + синтез) метод психотерапии, заключающийся в обобщении, толковании и разъяснении больному информации, полученной при психоанализе; в советской психиатрии не применяется …   Большой медицинский словарь
  • Психосинтез — Термин психоаналитической терапии, заключающийся в обобщении, толковании и разъяснении больному информации, полученной методами психоанализа. По C. Jung, это метод конструктивного синтеза, обобщения главным образом продукции бессознательного –… …   Толковый словарь психиатрических терминов
  • психосинтез сенсомоторный — управление состоянием и сознанием субъекта в процессе особого диалога суггестивного. Заключается в поэтапном формировании у него целостного образа моделируемой действительности посредством специальной последовательности тестовых заданий,… …   Большая психологическая энциклопедия
  • Психосинтез (psychosynthesis) — Психосинтетический подход Роберта Ассаджоли основан на представлении об унификации выражения личности чел. глубоким источником цели и направления, называемым трансперсональным Я. П., по сравнению с большинством др. методов терапии, в большей… …   Психологическая энциклопедия

Источник: https://psychology.academic.ru/2031/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B7

Методологические основы интерактивного психосинтеза

Психологические представления человека об окружающем мире и о своих собственных возможностях существенно влияют на психическое и физическое самочувствие носителя этих представлений.

Поскольку у человека кроме отражения внешнего мира и общей для всех людей среды обитания, имеется еще и свой собственный внутренний, отображаемый мир, то, естественно, возникает вопрос: как эти миры взаимодействуют между собой? Внутренний мир, скрытый от чужих глаз, открывается самому человеку лишь посредством психических образов.

Психические образы – это элементы внутреннего мира человека, при помощи которых он отображает и «расшифровывает» внешний мир для самого себя.

У каждого человека есть центральный психический образ – Образ самого себя. Этот образ имеет психическое происхождение, однако, он способен оказывать большое влияние на многие биологические процессы организма человека. Положительный, позитивный «Образ Я» наполняет тело приятными чувствами легкости, силы, уверенности, отрицательный – чувствами тяжести, слабости, беспомощности.

«Образ Я» проявляется в поведении, в мимике (в выражении лица), проявляется телесно в жестах, в движениях человека, в действиях, в эмоциональных реакциях, и даже в образе мыслей.

«Образ Я» способствует возникновению постоянного физического напряжения в одной части тела и исчезновению его в другой, что оказывает заметное влияние на обменные процессы в организме человека и работу его внутренних органов.

Собственный «Образ Я» может в целом или по отдельным частям устраивать или не устраивать человека, может нравиться, раздражать или вызывать тревогу.

Некоторые части «Образа Я» могут противоборствовать и даже взаимно исключать друг друга, способствуя психосоматическим заболеваниям или обострению личностных проблем человека.

«Образ Я», остается пространством коммуникации между сознанием и телом человека (между когнитивной и чувственно-физической частью личности). Как любой психический образ, «Образ Я» подвержен двухсторонней динамике природного и культурного характера.

Наличие такого рода природно-культурной связи дает нам надежду на выявление биоинформационного механизма преобразования чувственной ткани человеческого тела. Это значит, что, эффективно используя этот механизм, можно замедлить старение человеческого организма, улучшить обмен веществ, сбалансировать работу психических и физиологических функций.

Интерактивный психосинтез. Идея метода интерактивного психосинтеза сформировалась в диалогах двух близких по духу и профессиональным интересам психологов В.В. Кучренко1 и К.С. Лисецкого.

Методологическую основу интерактивного психосинтеза составляют: аналитическая психология К.Г. Юнга; психосинтез Р. Ассаджиоли; гуманистическая психология К. Роджерса; мультисубъектная и персонологическая парадигмы В.А. Петровского; сенсомоторный психосинтез В. Кучеренко; онтосубъектный подход К.С. Лисецкого.

В жизни нередко бывает так: человек много знает, много понимает, много умеет, даже знает, что он хочет и как этого достичь, но никак не может исполнить свои желания. Что–то внутри ограничивает его, мешает ему, «распыляет» его возможности.

В таких случаях психологи говорят, – не хватает внутренних ресурсов. В процессе интерактивного психосинтеза осуществляется развитие способности человека к объединению в единое целое всех его разрозненных качеств, функций и личностных ресурсов.

Речь идет об интеграции глубинных сил и мотиваций, находящихся за внешней причинностью человеческого поведения. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником творческих сил и развития индивидуальности человека.

В качестве единицы анализа психики К.Г. Юнг предложил понятие архетипа как врожденной модели восприятия, мышления и переживания на различных уровнях психики человека: животном, общечеловеческом, родовом, семейном и индивидуальном.

В процессе исследования собственной психики, человек встречается со своим бессознательным в процессе понимание символов, которые можно встретить во всех сферах жизни: в сновидениях, искусстве, религии, отношениях с другими людьми. Внимание и открытость к этим процессам способствует гармонизации жизни человека.

Читайте также:  Гуманистический подход - психология

Цель аналитической психотерапии состоит в том, чтобы помочь человеку установить (или восстановить) здоровую связь с бессознательной сферой его личности, реконструировать нарушенное единство и целостность. Встреча сознания с символическими посланиями бессознательного обогащает жизнь и способствует психологическому развитию.

В бессознательной сфере личности сохраняются архетипы, которые являются общими для всех людей. Их содержания являются ответами на главные вопросы человечества: жизнь, смерть, смысл, счастье, свобода.

Архетипы коллективного бессознательного можно представить как ДНК человеческой души. Все человеческие существа имеют общую физическую наследственность и предрасположенность к примерно определенным физическим формам (например, иметь две руки, одно сердце), и точно так же все мы имеем врожденные психические предрасположенности в виде архетипов, которые и образуют коллективное бессознательное.

Начало концепции психосинтеза заложено в тезисах Р. Ассаджиоли: автор представил их в 1910 г. на соискание ученой степени доктора наук по психоанализу. Книга была издана на английском языке в 1927 г. под названием «Новый метод лечения – психосинтез». В 1926 г. В Риме Ассаджиоли основал Институт психосинтеза.

Вторая мировая война прервала его деятельность, но с 1946 г. лекции по психосинтезу читались в Италии, Швейцарии и Англии. В 1957 г. в США была основана Ассоциация по исследованию психосинтеза, а во Флоренции (Италия) возобновил свою деятельность Институт психосинтеза. В 1959 г. был создан Центр психосинтеза в Париже, а в 1965 г.

Индийский институт психосинтеза.

Термин «психосинтез» и такое выражение, как «ментальный синтез», использовались многими психологами и психиатрами. Только в области психотерапии следует выделить П. Жане, который говорил о synthese mentale.

Начав с рассмотрения явлений психологического автоматизма, он обнаружил, что существует много видов психической деятельности, протекающей независимо от сознания пациента. Другие исследователи, в том числе З. Фрейд, также отмечали синтезирующую функцию «Я». Но они использовали этот термин только в плане лечения функциональной диссоциации, т. е.

восстановления состояния, существовавшего перед диссоциацией и утраченного вследствие психологической травмы или сильного конфликта.

Юнг упоминал синтез, имея дело с трансцендентальной функцией, а Кречмер и др. использовали слова «синтез», «психосинтез«, «синтез бытия», «синтетическая психотерапия» в более глубоком и широком смысле – как развитие цельной и гармоничной личности.

Главной целью психосинтеза является гармонизация и объединение в единое целое всех качеств и функций человека, что требует конструктивного использования всех освобожденных и активизированных побуждений личности.

Психосинтез разрабатывался и использовался главным образом в психотерапии, но его принципы и методы могут применяться и в других областях, в психогигиене и стрессопрофилактике, для предотвращения невротических и психологических нарушений, в области образования, науки, культуры, спорта, косметологии, развития творческих способностей людей. Особенно полезно применение психосинтеза при обучении одаренных и сверходаренных детей, у которых сверхсознательные функции пробудились или пробуждаются, а их активность необходимо направлять и интегрировать с действием других функций. Еще одна сфера применения психосинтеза – ежличностные и межгрупповые отношения, требующие регулирования и гармонизации. Психосинтез может использоваться человеком для саморазвития, ускорения внутреннего личностного роста, развития креативности и скрытых способностей.

В основе психосинтеза лежит сознательное и целенаправленное использование самоидентификации или дисидентификации.

Самоидентификация является эффективным средством управления различными элементами личности и основана на фундаментальном психологическом принципе: Над нами доминирует все то, с чем наше «Я» идентифицировало себя.

Нами управляет все то, с чем мы себя отождествляем. Гонимый страхом пустоты, человек иногда идеализирует что попало. Мы управляем всем тем, от чего мы себя дисидентифицировали. С чем мы себя разотождествили.

Отождествления могут быть позитивными и негативными, стойкими или временными. Мы сдаемся на милость чувствам и впадаем в депрессию, или отграничиваем (подавляем) эти чувства и прячемся от них.

Каждый человек имеет свой определенный тип самоидентификации, и, тем не менее, мало кто, когда-либо, спрашивал себя, что это на самом деле значит, как это наиболее сознательно и эффективно делать, какие последствия это имеет для личной и социальной жизни.

Все известные психотерапевтические механизмы, сколько бы их не придумывали различные специалисты, сколько бы они не критиковали друг друга, сводятся к двум основным.

Первый описал З. Фрейд. Это «осознание, скрытой в бессознательной сфере человека причины его страданий, которое (осознание) может давать сильный лечебный эффект» (психоанализ!).

Иногда он срабатывает, когда вместо истиной причины ее подменяют «похожей на истинную», «находят виноватого», «потусторонний источник темных сил» и т.д., способствуя, тем самым, возникновению у пациента обсессивно – компульсивного растройства. Тем не менее, исцеление может действительно произойти.

Так иногда бывает в различных духовных или целительских практиках, когда в процессе религиозно окрашенных переживаний возникает лечебный эффект. Про психологический механизм исцеления, большинство целителей не имеют понятия, но по наитию иногда им пользуются весьма успешно.

Бывает, что целители искренне сами верят, что они принимают на себя чужие страдания и грехи, но в этом случае — это либо их иллюзия, либо невежество.

Второй механизм основан на согласовании внутренних, смысловых, эмоционально «заряженных» душевных противоречий или восстановлении подавленной изнутри личностной автономии ограниченной неосознаваемыми предписаниями. Этот механизм описан К. Юнгом и Р.

Ассаджиоли (психосинтез!) Все остальные «чудо методы», во всем их многообразии и творческой фантазии различных целителей и психотерапевтов в изначальном смысле сводятся к этим двум, независимо, на сколько понимают это целители и психотерапевты или нет. Естественно если понимают, то работают значительно эффективнее.

«Лучше летать высоко и быстро, чем низко и медленно», – так говорила мудрая утка, вожак стаи Акка Кнебекайзе, из сказки «Чудесное путешествие Нильса на диких гусях».

Интеракция – восстановление подавленной изнутри личностной автономии, понимается авторами как динамическое взаимодействие между изменчивыми и устойчивыми, выраженными в символической форме, фрагментами «Я»; непрерывный творческий диалог конфликтующих смысловых позиций; обмен и взаимодействие проективными символами в процессе создания внутриличностной системы самоподдержки. Интерактивное взаимодействие между фрагментами «Я» осуществляется и осознается в пространстве «мультисубъектной сети» личности. В этом, собственно, заключается отличие нашей методики от классического психосинтеза Ассаджиоли.

Не редко люди в повседневной жизни становятся жертвами собственных иллюзий или, разного рода, фантомов, не всегда осознаваемых комплексов. Это проявляется как своеобразная «ослепленность» или «загипнотизированность» обманчивой «поверхностью» вещей или событий.

Неудовлетворенность, эмоциональная неустойчивость, неуверенность в своих мыслях, силах, настроениях и действиях, как правило, результат незнания или непонимания себя. Человек не всегда понимает, как лучше управлять своей жизнью, поэтому вынужден вращаться в кругу своих ошибок. Из-за этого, у некоторых не удается Жизнь.

Психосинтез – динамическая концепция психической жизни, представляющая собой отражение непрерывного взаимодействия и борьбы множества разных, в том числе и противодействующих сил (мотивов, целей, ценностей, внутренних «субличностей», «эмоционально заряженных смысловых сгустков жизненного опыта», «информационных сущностей» – представлений о себе и Мире, «застревающих в теле эмоций и чувств»). Взаимодействие или борьба каждой из этих сил, как между собой, так и с объединяющим их всех центром (с идеальным представлением о себе, с собственным, главным «Я»), происходит постоянно и не всегда осознается. Человек буквально «соткан» из противоречий, согласованных или рассогласованных друг с другом. Тем не менее, у его «Образа Я», всегда есть синтезирующая функция. « Образ Я» – Синтезатор множества различных, частичных, фрагментарных маркированных «Я»: «я-идеальное», «я-реальное», «я-возможное», «я-физическое», «я-социальное», «я-эмпирическое», «я-фантастическое» и др. Каждое частичное «Я», входящее в единую «Я-концепцию» личности, тем не мене, постоянно пытается управлять остальными, согласовывать их между собой «по своему усмотрению». Это не метафора, не аллегория, это легко заметить и понять в процессе рефлексии целей, независимо выдвигаемых каждым отдельным «Я». Несовпадение целей между фрагментами «Я» – основа противоречивости и даже хаотичности личности.

В жизни человека многое зависит от того, «Кто?» из этих отдельных фрагментарных «Я», в каждый конкретный момент жизни человека, исполняет главную командную функцию.

Интерактивное взаимодействие всех внутренних сил и ресурсов человека, а не только их психологическая интеграция, способствует созданию нового качественного эффекта, который мы назвали «Эффектом избыточных возможностей субъекта в ситуациях высокой степени неопределенности» (Синергетический эффект). Интерактивный психосинтез способствует созданию у человека эффективного и дееспособного центрального, объединяющего «Образа Я» и высокопроизводительной надежной «сети» фрагментарных условно суверенных «я», способной к саморазвитию, самовосстанавлению, самоподдержке и др.

Интерактивный психосинтез сочетает этнокультурную и межкультурную символику и способы генерации особых переживаний «пролонгированного инсайта».

Методика Интерактивного психосинтеза помогает быстро и качественно развивать креативные способности участников тренинга, их творческий потенциал и чувство юмора, открывать новые психологические ресурсы и скрытые возможности человека.

Человек – дитя двух матерей: природы и культуры. Он существует в соответствии с биологическими законами природы, и параллельно, должен жить, соблюдая правила общественной жизни.

Правила социальной организации человеческих сообществ (искусственная социальная реальность), часто вступают в противоречия с естественными, биологическими законами функционирования живой материи. Это легко увидеть даже в основных заповедях всех мировых религий.

При естественном отборе в природе, принцип «не укради», выглядит по меньшей мере противоестественно. Другие заповеди, так же построены на запретах и ограничениях биологически обусловленных форм существования.

Не будем подробно анализировать причины несогласованности природного и культурного в человеке, это сфера другой науки, в нашем случае просто повторим известную идею Бердяева о том, что человек буквально «соткан из противоречий». Для нас главный вопрос – вопрос необходимости и возможности согласования противоположных сил переполняющих человека живущего в определенном социуме.

Человек наделен не только языком чувств, но и языком слов, символов, знаков. Это два разных по своей природе языка и хранилища памяти, при помощи которых человек постоянно «записывает» и хранит события и переживания происходящие в его жизни.

Тексты переживаний (эмоциональные воспоминания) и тексты словесных описаний пережитого редко совпадают. И чем меньше они совпадают, тем больше в человеке накапливается внутренняя рассогласованность и соответственно психическое напряжение по поводу того или иного пережитого события.

Особенно ярко это проявляется в отношении психических травм. Пред депрессивное состояние можно охарактеризовать как одновременное существование и постепенное усиление противоположных желаний.

Я хочу как природное, телесное существо этот объект, и одновременно хочу (мое «Я» хочет) быть хорошим с точки зрения социума, осуждающего данное хотение, запрещающего хотеть этот объект. Такое психологическое состояние явно неравновесное и не гармоничное. «Я = Эго» и «Я = Тело».

Но, между Эго и Телом нельзя поставить знак равенства, иногда они могут противоречить друг другу при постановке жизненноважных задач. Это противоречие обостряется в переживании одного и того же актуального опыта. Если такое состояние долго продолжается, появляются психосоматические расстройства.

Необходимы способы согласования внутренних противоречий «переполняющих» личность человека. Нужны средства, которые бы помогали объединять два параллельных потока одновременно существующего «расщепленного» переживания, записанного на разных языках человеческого Опыта (на языке чувств и на языке слов) в единый психофизический континуум.

Интерактивное взаимодействие между двумя «языковыми системами» и различными фрагментами личности человека (условно суверенными частными «я») способствует разрешению конфликта между когнитивной и сенсорно-перцептивной (психомоторной) сферой человека. Интерактивное взаимодействие формируется из текстов разрешительного характера, «кредитуя» состояние личной уверенности человека и возрастание чувства «Я – смогу!»

Основные стадии интерактивного психоситеза.

  1. Глубокое познание себя. Выявление фрагментарных «я» в личности человека и специфики их взаимосвязи в процессе решения жизненно важных задач развития личности.
  2. Развитие понимания и интерактивного контроля над выявленными элементами и фрагментами личности.
  3. Постижение «истинного Я».

    В данном случае, имеется в виду «Я», нецензурированное со стороны «Супер Эго», а так же выявление и создание объединяющего дееспособного центра согласующего «Я» и надежной сети фрагментарных, условно суверенных «я» во главе с адекватным согласующим «Я» — администратором.

  4. Формирование и перестройка личности вокруг нового центра.

Интерактивный психосинтез не имеет жестких ограничений и противопоказаний. Работа может походить как индивидуально, так и в группе. Количество сессий может быть от 6 до 18, длительностью по 1,5-2,5 часа. Курс интерактивного психосинтеза можно рекомендовать всем желающим.

Всем, кто решил стать эффективнее в коммуникации, науке, искусстве, самообразовании, бизнесе, спорте, взаимоотношениях с самим собой и окружающими. Исключения составляют люди с психическими патологиями и дураки.

В процессе работы, по желанию участников можно записывать все, что им захочется на любом (бумажном, магнитном) носителе информации (фото, аудио, видео). Можно посещать занятия повторно, выборочно, эпизодически. Можно выбирать индивидуальную или групповую форму участия. Присутствовать публично или анонимно.

Можно по своему усмотрению решать вопрос о целесообразности продолжения своего участия в тренинге. Можно по желанию окончательно или временно прекращать занятия в группе интерактивного психосинтеза. Не запрещено переходить в другие группы или на другие формы работы. Можно все, что не вредит жизни и здоровью других людей.

Постоянная творческая генерация проявления чувства юмора, в процессе психокоррекционной сессии, защищает участников тренинга от обмана «ложным мистицизмом», «колдовским мошенничеством», облапошивания доверчивых людей за счет «психологических фокусов».

С другой стороны, интерактивный психосинтез сохраняет «таинственную» сферу личности и энергию душевной жизни человека.

Источник: http://mognovse.ru/wht-metodologicheskie-osnovi-interaktivnogo-psihosinteza.html

Ссылка на основную публикацию