Религия — психология

Религия и психология (religion and psychology) — это… Что такое Религия и психология (religion and psychology)?

Почему одни люди глубоко религиозны, в то время как другие не верят в Бога и никогда не посещают богослужений? Почему нек-рые люди становятся пресвитарианцами, а другие членами епископальной церкви, пятидесятниками, католиками или буддистами? Почему нек-рые верующие испытывают глубокие религиозные переживания, тогда как другие воспринимают религию как «скучную обязанность»? Почему нек-рые люди находят в своих религиозных убеждениях успокоение и поддержку, в то время как другие ввергаются в переполняющее чувство вины и самоосуждения? Какова роль религии для психич. здоровья, психотер., прояснения ценностей и нравственного поведения?

Это лишь часть вопросов, ответы на к-рые интересуют психологов, занимающихся изучением религии. Несмотря на то, что многие пытались дать определение психологии религии, по-видимому, никому не удалось это сделать лучше, чем профессору Роберту Таулессу из Кембриджа. Он писал, что психол.

изучение религии пытается «понять религиозное поведение, применяя к нему психологические закономерности, выведенные на основе изучения нерелигиозного поведения». Хотя психология религии иногда и исследует парапсихол. феномены, осн.

акцент все же делается на более традиционных формах религиозного опыта, включая молитву, обращение в веру, мистические переживания, отправление религиозных обрядов и участие в религиозных общинах и культах. Такие исслед.

тж поднимают вопросы консультирования, однако психология религии все же в большей степени фокусируется на понимании религиозного поведения или опыта.

Психология религии существует с начала XX в., и одно время быстро и продуктивно развивалась, однако после возникновения бихевиоризма интерес к ней упал и она прекратила свое существование практически на 50 лет. Лишь относительно недавно она воскресла и стала восприниматься как оправданная и вызывающая уважение область исслед. для психологов.

Фрейд, невзирая на свою характеристику религии как «иллюзии», «универсального невроза» и «наркотика», к-рый, как он надеялся, «человечество преодолеет», тем не менее проявлял большой интерес к религиозному поведению и написал на эту тему неск. статей и 3 книги. Юнг, Адлер и др. представители раннего психоаналитического движения, продолжившие изучение религии, подходили к ней с менее критических и более признающих психол. ценность теологических убеждений позиций.

В США изучение религии считалось важной ветвью ранней общей психологии. Г. Стэнли Холл, напр., использовал научные методы для изучения религии.

Однако, гораздо большую известность и влияние оказал цикл Джиффордовских лекций Уильяма Джеймса. Опубликованная Джеймсом в 1902 г.

книга под названием «Многообразие религиозного опыта» (Varieties of religious experience) является, пожалуй, единственным классическим психол. исследованием религии.

Некоторые сферы интереса

Методология. Сложность религиозного поведения и опыта привела психологов к использованию разнообразных измерительных инструментов.

К ним относятся анализ личных отчетов и интроспекции; клиническое, естественное и включенное наблюдение; использование анкет, опросников и глубинных интервью; анализ документов, таких как дневники и автобиографии религиозных людей; использование личностных тестов; изучение религиозных документов, включ. Библию; и использование эксперим. процедур.

Научное изучение религии делает успехи, но этот прогресс идет медленно и трудно, поскольку челов. религиозные феномены (такие как «вера», «убеждение», «обращение» и «приверженность») слабо поддаются точному определению и измерению.

Психологические источники религии. Религия — широко распространенный феномен; она имеет долгую историю и оказывает сильное влияние.

Фрейд полагал, что толчком к ее возникновению служила борьба первобытных людей с чувством вины и сексуальными импульсами. Более совр. психологи отказались от поиска ист.

корней религии и вместо этого сконцентрировались на психол. источниках возникновения и существования религии в современности.

Религиозное развитие. На протяжении жизненного цикла у людей меняются взгляды на окружающий мир и восприятие Бога. Детская вера, по-видимому, является простой и магической. По мере взросления человека, его моральные ценности, представления о сверхъестественном и участие в религиозной деятельности претерпевают серьезные изменения.

Религиозный опыт. Это одна из осн. областей интереса психологов, занимающихся изучением религии. Уильям Джеймс проанализировал причины и влияние обращения в веру, мистических переживаний, праведности и молитвы.

Последующее изучение в данной области дополнилось исследованиями глоссолалии, религиозного содержания снов, психол.

основ медитации, влияния религиозного убеждения и ритуала, чудесных исцелений, измененных состояний сознания, влияния исповеди и прощения, влияния оккультных и культовых феноменов, объяснения чудес, употребления наркотических средств с целью вызова религиозных переживаний, и религиозных влияний в области психопатологии.

Динамика религиозного поведения. Прайзер считает, что религия не только влияет на людей, но и сама зависит от особенностей челов.

восприятия, интеллектуальных процессов, мышления, лингвистических функций, эмоций, моторного поведения, межличностных отношений и отношения к вещам, идеям и к самому себе.

Несмотря на свое сегодняшнее незначительное место в психологии религии, изучение взаимосвязи общепсихологических и религиозных феноменов представляет потенциальный интерес для будущих исслед.

Религия и социальное поведение. Соц. психологи испытывают особый интерес к соц. организации церквей и синагог, соц. структуре и влиянию религиозных общин, ролям религиозных лидеров и характеру религиозных обрядов и семинаров.

См. также Религиозное поведение

Г. Р. Коллинз

.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/937/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Что такое Психология религии? Психология религии — это… Самопознание.ру

Понятие религии за всё время существования данного слова постоянно менялось и сложно дать однозначное определение ему. Однако можно с полной уверенностью сказать, что каждый человек следует той или иной религии, верованиям.

И это могут быть не обязательно традиционные религиозные течения (христианство, буддизм индуизм, иудаизм и пр.), речь идёт также об атеизме, поклонениях деревьям, солнцу, луне или деньгам, увлечениям.

Всё это накладывает свой отпечаток на психику человека и является одним из важнейших факторов, которые психологи учитывают во время консультаций.

Так возникла необходимость появления такого направления в психологии, как психология религии.

Оно изучает психологическую закономерность возникновения, функционирования, развития и исчезновения религиозных проявлений в индивидуальной и групповой психологии, направленность, структуру и содержание этих проявлений, ту роль, которую оказывают они на нерелигиозные сферы жизни людей. Исследованиям подвергаются не только религия, но и духовность.

Данное направление использует различные психологические исследовательские методы к религиозным традициям и разного рода течениям и возникло в 19 веке преимущественно в США и Европе.

В своём развитии она претерпела множество изменений от ухода в атеизм (отрицание могущества Бога и превознесение на первое место человека) до создания направлений, комбинирующих психологию и теологию (Христианская ассоциация психологических исследований, библейское консультирование Аамса и пр.).

Большое влияние на развитие психологии религии оказали З. Фрейд, А. Маслоу, Джеймс Лейб, школа Кларка, Фридрих фон Хюгель, Жозеф Маршал, Антуан Вергот, Фридрих Хайлер, Ролло Мэй и ряд других психологов.

Современная психология религии:

  • Ищет объяснения поведению верующих людей в целом, а также представителей различных религиозных течений в частности;
  • Изучает процессы религиозных переживаний, их роль в жизни индивидуума;
  • Изучает психологию религиозных групп и религиозного культа, включая механизмы поведения и общения верующих, религиозное сознание в разные исторические эпохи, и влияние на сознание человека религиозных обрядов;
  • Изучает влияние религии на духовное развитие общества.

Психология религии не затрагивает философские вопросы о существовании Бога, а помогает решить те психологические конфликты, которые могут возникнуть у верующих той или иной концессии. Для этого психолог должен знать основные моменты различных религиозных течений, особенности той или иной религии, чтобы оказать квалифицированную помощь.

В то же время психолог данного направления не берёт на себя роль священника, а решает именно возникшую психологическую проблему, чем оказывает огромную помощь в работе священнослужителей, которые далеки от вопросов психологии.

В результате такой работы психолог помогает человеку, который занимается активно духовной практикой, устранить психологические барьеры, которые возникают на пути духовного развития, улучшить свои отношения с родными и близкими, коллегами по работе. Это способствует более гармоничному развитию личности. Также он помогает устранить страхи и сомнения, которые могут возникнуть, когда человек только начинает свой духовный путь.

И в данном случае различается пастырское консультирование и светское, которое отличается тем, что психолог не просто облегчает состояние обратившегося к нему человека, но и направляет его затем к священнику из традиции этого человека.

Таким образом, психология религии призвана найти эффективные средства воспитания и укрепления религиозности, научить использовать священнослужителей данные психологии в своей деятельности, а также помочь человеку в его гармоничном и целостном развитии.

Что есть реальность? И как определить её?

Так, всё же, как объясняет нам реальность квантовая психология? Квантовая психология объясняет нам это так, человек своим сознанием сам творит свою реальность. Но как это понять? Как человек может что-то создавать в этом мире, ведь он ни Бог, в лучшем случае… Читать дальше

Существует некоторое количество политеистических систем. У каждой системы существуют свои божества, которые связаны с тем временем и потребностями народов, для которых они имели огромное значение. Мы понимаем, что каждый из нас является носителем очень ёмкого и разнообразного генетического набора… Читать дальше

Не встречаю последние года полтора случайных людей. И случайных событий в моей жизни не происходит. Либо меня кто-то учит быть добрее и сострадательнее к окружающим людям, причём, как неосознанно для себя, так и вполне сознательно, либо я вынужден учить людей тому же самому. Правда, не всегда методы… Читать дальше

Сегодня я затрону жизненно важную тему, которая относится к тем людям, кто посвятил свою жизнь или какой-то её отрезок какой-либо духовной или религиозной традиции. В наше время у каждого интересующегося вопросами духовности или ищущим Бога есть возможность познакомиться с разными религиозными или… Читать дальше

Спасибо, за интерес к теме «что такое Психология религии»!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/psihologiya_religii/

Психология и религия (стр. 1 из 2)

ПСИХОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ

Век техники: научно-техническая революция свершилась, набирает силу информационная революция. Мы уже перестали следить за космическими полетами, они стали обыденными. Тем более удивительно, на фоне открытий 20 века, что практически не меняя своих основ, уверенной поступью в век грядущий входит религия, в частности христианство, которому весь мир уже отметил начало второго тысячелетия.

Сегодня меньшее удивление вызывает тот факт, что электронно-вычислительные машины стали умещаться в дипломат (а некоторые экземпляры даже в карман пиджака). Большей загадкой выглядит то, что в век высоких технологий, когда в Дедов Морозов перестали верить даже самые маленькие, религия, являющаяся по мнению классиков марксизма «»искаженным отражением реального мира»», имеет огромную паству.

70 лет борьбы Советской власти с «»религиозным опиумом»» пошли насмарку — церкви восстанавливаются и строятся новые.

Сегодня борьба за души идет не между верующими и атеистами, а между сторонниками различных конфессий, хотя и здесь прогресс — они начали активно договариваться друг с другом.

В чем же дело, почему религия столь живуча? Правда ли, что без религии не может быть нравственности?

Может быть, попытки «»научного подхода»» к религии, где не последнее место занимал диалектический материализм, заранее были обречены на неудачу?

Вопросы остаются открытыми. Я не собираюсь «»опровергнуть религию»», как всякий нормальный человек с уважением отношусь к вере и верующим любых вероисповеданий.

В данном случае меня, как исследователя, интересует лишь факт, что православие живо и будет, без сомнения, жить дальше.

Почему верующих в существование НЛО несравненно меньше, хотя очевидно, что инопланетяне — это более правдоподобно, чем чудеса, которые совершил Христос?

Попробуем взглянуть на религию с точки зрения современного знания о психическом, с точки зрения психологии.

Психологические основы религии.

Потребностная модель человека.

Большинство современных психологов полагают, что источником активности высокоорганизованных существ являются их потребности, побуждающие действовать определенным образом и в определенном направлении.

Несомненно, потребностная модель человека позволяет объяснить его поведение наилучшим образом. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние напряженности, а затем устремленности.

Побуждение — это потребность, имеющая направленность на цель, достижение которой поможет ему удовлетворить возникшую потребность. Когда человек, совершая конкретные действия, удовлетворяет потребность (в еде, во сне, в общении и т.д.), его поведение закрепляется.

Если потребность не полностью удовлетворена, или остается совсем не удовлетворенной, поведение человека в схожих обстоятельствах остается альтернативным.

Наблюдаемые факты доказывают, что степень удовлетворения в схожих условиях, полученная при достижении человеком цели, влияет на его поведение в будущем.

Абрахам Маслоу, один из наиболее почитаемых психологов в теории менеджмента, выделял следующие потребности: физиологические, в безопасности, социальные (в общении и др.), в уважении и самовыражении. Конечно, этот список человеческих потребностей не полон.

Зададимся вопросом, а что если обращение людей к Богу обусловлено в большей мере наличием конкретных потребностей, которые ему не удается удовлетворить иным способом.

ПОТРЕБНОСТИ, УДОВЛЕТВОРЯЕМЫЕ В ОБЩЕНИИ С БОГОМ

Одна из важнейших потребностей человека — потребность в безопасности. Новый завет четко определяет будущее верующих и неверующих.

Так, Иоанн Креститель говорил народу: «»Я крещу вас в воде, но придет тот, кто могущественнее меня, я не достоин развязать ремни Его сандалий. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

Лопата, которой Он просеивает зерно от соломы, уже у Него в руках, зерно он соберет в хранилище, а солому сожжет в неугасимом огне»». (Ев. От Луки, 3:16,17).

Еще четче устрашение дано в письме к Евреям (12:25,26): «»Если те, кто отказался слушать Его, говорящего на земле, не избежали своего наказания, то тем более не избежим его и мы, к которым Он обращается с небес.»»

Недаром, в православных церквях всегда больше людей пожилого возраста: они ближе к смерти, и они хотят защититься от страха смерти, иногда и не очень веря в Бога, на всякий случай.

· Кроме безопасности христианство обещает своей пастве удовлетворение в такой важной потребности, как потребности в прощении (а кто из нас не грешен?).

Попрекая Симона, в дом которого вошла блудница, Христос сказал: «»Ты видишь эту женщину? Я пришел к тебе в дом, а ты не дал Мне даже воды, чтобы вымыть ноги, а она обливает Мне ноги слезами и вытирает их своими волосами! …

Говорю тебе, что ее грехи прощены, потому что она проявила такую большую любовь»». (Ев. От Луки, 7:44-47).

· Несомненно, верующие через Бога имеют возможность удовлетворять такие потребности, как потребность в общении, особенно в общении, когда нужно поделиться о сокровенном. Для этого у верующих есть Бог, которому можно рассказать о своих проблемах, болезнях, попросить о лучшем для себя и близких.

Кроме того, верующие, собираясь вместе, даже если они мало общаются друг с другом, чувствуют свою принадлежность к общей группе, удовлетворяя такми образом естественную потребность любого «»человеческого организма»», воспитанного в обществе людей.

Этим я объясняю увеличение количества верующих среди студентов.

· Потребность в самоуважении часто соседствует с потребностью в мщении тем людям, которые нас обидели. И хотя христианство учит прощать врагов своих, всегда имеется возможность ожидать, что сбудется, написанное в Писании:

«»Счастливы нищие, потому что вам принадлежит Царствие Божие. Счастливы вы голодные, потому что будете насыщены»».

Счастливы вы, плачущие теперь, потому что вы будете радоваться и смеяться …

Но горе вам, богатые, потому что вы уже получили свое утешение.

Горе вам, сытые, потому что вы будете голодать.

Горе вам, веселящиеся, вы будете рыдать и плакать»». (Ев. От Луки, 6:21-25).

Хотя мы не располагаем статистическими данными, известно, что к Богу чаще обращаются люди, у которых есть серьезные проблемы — одиночество, тяжелая жизнь. Если они находят для себя утешение в общении с Богом, то они становятся верующими. При этом Церковь не сидит сложа руки, она активно использует средства, позволяющие ей воздействовать на эмоциональную сторону человека.

ЧУВСТВА ВЕРУЮЩИХ

Исследования показывают, что человек глубже воспринимает те объекты, ту информацию, которая воздействует одновременно на большее количество органов чувств.

Несомненно, православная, католическая и протестантская церковь использует это знание испокон веков.

Верующие мы или нет, но мы не можем не восхищаться католическими костелами и православными соборами — подлинными произведениями искусства.

Органная музыка в костеле, хор в православной церкви воздействуют на чувства верующих сильнее, чем мысль проповедника, обличенная в словесную форму.

Американцы пошли еще дальше: песни евангелистов положены на современную музыку, что, несомненно, привлекает в церковь Христа молодежную аудиторию.

Любовь к Богу

Но, несомненно, главное чувство, которое культивируют все религии — это любовь, и, соответственно, высшей формой любви (чистой, бескорыстной) эти религии представляют любовь к Богу:

«»Один из учитилей закона … спросил (Иисуса):

— Какая из заповедей самая важная?

Иисус ответил:

— Самая важная заповедь это: «»Слушай Израиль! Господь Бог наш — единственный Господь. Люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей дешой твоей, всем разумом и всеми силами твоими»»;

— Вторая заповедь: «»Люби ближнего твоего, как самого себя»». Нет заповедей важнее этих двух»». (Ев. От Луки, 12,28 :31).

Следует при этом отметить, что человеческая любовь даже к божеству подразумевыает совершенство того, кого мы любим. Трудно, всем сердцем, любить нечто.

Поэтому, например, евангелисты, обращаясь к детям, по сути, проповедуют любовь к Христу, который изображен в … известном американском фильме «»Иисус Христос»» (см.иллюстарции к книге Христианская мораль и этика: основы общества. М, 1995).

Несомненно, герой этого фильма не только внутренне совершенен, но и внешне довольно привлекателен (вспомним — у человека должно быть все прекрасно …).

Мне кажется, что попытки доказать тем, кто образщается к Богу, что Бога нет, что это фантазия человека, возникшая из его беспомощности перед силами природы, также малорезультативны, как информация о том, что «»Курение опасно для здоровья!»», обращенная к людям, удовлетворяющим свои ежедневные потребности в курении.

Очевидно, что пока потребности человека, управляющие его действиями и мотивами действий, существуют (то есть всегда), и пока каждый конкретный человек не найдет для способов реализовать эти потребности помимо Бога, у религии не будет проблем с потенциальными верующими.

Говорят, что XXI век будет веком психологии, и, вероятно, познание психологических процессов — это первый шаг человека к самому себе, к Человеку.

Повторюсь, что в данной статье я не собирался «»опровергнуть религию»».

Меня, как маркетолога, интересовал лишь вопрос, почему количество верующих с годами не только не убывает, но даже возрастает, почему православие живо и будет, без сомнения, жить дальше? Очевидно, что пока каждый конкретный человек не найдет для себя способов реализовать все свои потребности помимо Бога, у религии не будет проблем с потенциальными верующими.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вы хотите, чтобы ваша туристическая фирма процветала? Тогда вам нужен маркетинг, помогающий понять потребности существующих и потенциальных клиентов.

Ошибка тех, кто полагает, что маркетинг как наука появился лишь в 70-е годы нашего века в том, что они просмотрели опыт Церкви, применяющей современную теорию маркетинга уже две тысячи лет.

Вы хотите получать стабильный доход? Тогда обратитесь к опыту служителей культа.

Источник: http://MirZnanii.com/a/206034/psikhologiya-i-religiya

Психология религии

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ — одна из отраслей знания, изучающих религию; она имеет дисциплинарный статус, является, с одной стороны, проблемной областью психологии, в рамках которой выступает в качестве прикладной, с другой — наряду с философией, социологией, феноменологией, историей религии представляет собой раздел религиоведения.

Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религ. явлений индивидуальной, групповой и общественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т. п.

), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, групп, общества.

Как научная дисциплина, психология религии формируется в конце 19 — начале 20 века, хотя психологические знания о религии накапливались с прошлого тысячелетия.

Существенный вклад в становление психологии религии внесли немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт, американский психолог и философ У. Джеймс, немецкий философ В. Дильтей, американский психолог Дж. Леуба, французский психолог Т.

Рибо, американский психолог Э. Старбе, французский психолог Т. Флурнуа и др.

Различают конфессиональную и светскую психологию религии, которые имеют разные мировоззренческие предпосылки и ставят перед собой неодинаковые задачи. Реализуются общепсихологические и социально-психологические подходы к изучению религии.

Научно-психологическую основу изучения религии составляют: 1) учение о психологических основах религии; 2) совокупность положений, раскрывающих специфику религиозно-психологических явлений (свойств, процессов, состояний), присущих личности и группе; 3) раскрытие многообразия религ.- психологического опыта; 4) анализ психологических аспектов религ.

деятельности и отношений — культа, религиозные проповеди, обучения, воспитания, общения верующих и т. д.; 5) методика психологических исследований религиозности.

Социально-психологический подход к анализу процессов, состояний, личностных свойств осуществляется в связи с принадлежностью индивидов к определенным общественным системам, классам, слоям, этносам, демографическим и профессиональным группам, религиозным объединениям, организациям и общинам.

В психологии религии используются различные методы исследования: метод объективного наблюдения, анализ биографий, проективные тесты, личностные опросники, метод семантического дифференциала, методы исследования установок и диспозиций личности, социометрия, интроспекция и др.

Для объяснения религиозных явлений привлекаются различные психологические теории — бихевиоризм, гештальтпсихология, интеракционизм, теория поля, психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм), когнитивизм, гуманизм, психология «самости», трансперсонализм, культурно-историческая теория и теория деятельности.

В рамках конфессиональной психологии религии выделены психологическая экзегетика, пастырская психология, пастырская психотерапия и др.

Среди российских философов, психологов научно-психологические подходы к изучению религии на рубеже 19—20 веков и позже нашли выражение в трудах как конфессиональных, так и неконфессиональных авторов: Н. А. Бердяева, В. М. Бехтерева, А. И. Введенского, Н. Н. Ланге, Н. Н. Лапшина, Л. М. Лопатина, Н. О. Лосского, Е. Н. Трубецкого, С. Л. Франка, Г. Г. Шпета и др.

В 20—30-е годы в России психологический анализ религии осуществлялся в контексте рефлексологии. Были изданы переводы трудов западных исследователей, однако в целом общего интереса к их изучению у психологов не обнаруживалось. Лишь после более чем тридцатилетнего перерыва — в 60-х годах проблемы психологии религии привлекли к себе внимание отечественных исследователей.

Важную роль в организации разработки указанных проблем сыграла Всесоюзная конференция по проблемам психологии религии (1969). На ней обсуждался широкий круг общеметодологических, теоретических и конкретно-прикладных проблем; она «узаконила» место психологии религии в рамках отечественных исследований.

Вслед за этим появилось значительное количество работ по различным вопросам психологии религии.

Ныне исследования в области психологии религии ведутся в институтах психологии РАН, Психологическом институте Российской Академии образования, в Российском независимом институте социальных и национальных проблем, в Московском, Санкт-Петербургском, Екатеринбургском, Ростовском-на-Дону университетах, других научных и учебных учреждениях страны.

С развитием отечественной психологии религии тесно связано одно из направлений социально-психологической науки, получившей название религиозной психологии. Понятия «Психология религии» и «Религиозная психология» очень близки, часто их не различают (т. е. рассматривают как синонимы) из-за того, что у них один объект изучения. А между тем религиозная психология отличается от психологии религии определенным срезом своих исследований.

И. Н. Яблоков

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 396-398.

Источник: http://ponjatija.ru/node/14793

Религиоведение. Религия как предмет исследования. — Психология религии

Страница 8 из 47

Психология религии

Представление о религии будет неполным, если ограничиться лишь выяснением ее места в обществе. Она представляет собой не только социальный, но и психологический феномен, а потому должна быть рассмотрена также в ее отношении к внутреннему миру человека. Это и есть предмет психологии религии.

Психологический анализ религиозных представлений и верований имеет самостоятельное значение наряду с социальным. Эти два подхода дополняют друг друга.

Вместе они помогают составить более полное и точное представле­ние о том, что такое религия.

Религия является предметом психологического анализа в той мере, в какой речь идет о переживаниях индивида или группы людей, в какой мере и каким образом влияет на них религия, каков их религиозный опыт.

В традиционном понимании психология — знание о душе — имеет своей целью помочь человеку сделаться лучше. В таком понимании психология руководствуется моральными мотивами или же религиозными — заботой о спасении души. Религии мира действительно имеют достаточно разработанную систему психологического воздействия на человека.

Священник воспринимает­ся прежде всего как врачеватель и воспитатель души. В Древнем Египте жрецы были “целителями душ”. В античной Греции эту функцию выполняли уже и философы, которые в заботе о человеческом счастье полагались на разум.

Психология религии представляет собой область, в которой граничат, соприкасаются между собой теология, философия, физиология.

Психологический подход к изучению религии оформляется в самостоя­тельную дисциплину к концу XIX в., в первую очередь, благодаря работам американца Джеймса (Джемса) и немца Вундта, а затем и известного австрийского психиатра Фрейда.

Ее предмет составляли индивидуальные чувства, связанные с религией (религиозный опыт индивида), и “религиозное общение”, обретение веры или переход из одной веры в другую, воздействие религиозной веры на поведение индивидов или групп людей.

Религия рассматривается как стержень, основа внутренней духовной жизни личности, а затем и как средство групповой и социальной интеграции (социальная психология).

В первой половине XX века сложились три подхода к объяснению человеческого поведения (в частности религиозного): один из них сводил все к врожденным инстинктам; другой — утверждал, что врожденных стимулов не существует и человеческое поведение является результатом социальных условий; наконец, третий подход был представлен психоанализом, идущим от работ Фрейда.

Сторонником первого подхода был Джеймс. В работе “Многообразие религиозного опыта” он утверждал, что религия имеет эмоциональную, а неинтеллектуальную природу. Религиозность является результатом особеннос­тей психики того или иного человека, корни религии лежат в области индивидуальных чувств и настроений.

Говоря о психологическом подходе к изучению религии, нельзя обойти вниманием и вопрос о психологических корнях религии.

Возникновение религиозных верований связано не только с особенностями человеческого познания (гносеологические корни религии), но и с эмоциональным состоянием людей, их настроениями, чувствами, переживаниями.

Поэтому следует говорить не только о гносеологических, но и о психологических корнях религии.

Еще со времен античности мыслители писали о чувстве страха как причине возникновения религии. “Страх создал богов” — это крылатое выражение древнеримского поэта Стация повторяли философы Возрождения и Нового времени.

Религию рождает не всякое чувство страха. Было бы неправильным считать, что страх отдельного индивида как его временное состояние ведет к религии.

Лишь постоянные и устойчивые отрицательные эмоции, в том числе и страх как повторяющееся переживание, могут создать благоприятную почву для усвоения человеком религиозных верований и представлений.

У людей слабых, не имеющих силы воли и твердого характера, страх смерти может способствовать возникновению религиозных идей о личном бессмертии, загробной жизни.

Помимо страха благоприятную почву для обращения человека к религии создают также и другие отрицательные эмоции: чувства горя, скорби, одиночества, порождающие психологическую потребность в утешении и объяснении случившегося.

Постоянное накопление отрицательных переживаний при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства избавления от гнета этих чувств, прибегая к помощи религии.

Как отмечали еще древние философы, церковь умело использует страдания людей, создавая иллюзию освобождения от них с помощью веры в Бога, противопоставляя неизбежным страданиям на земле перспективу блаженства после смерти.

Итак, в XIX — XX веках границы изучения религии значительно расширились. Оказалось, что подобно природным явлениям, историческим событиям, искусству и морали, религия поддается научному описанию и объяснению. Чтобы решиться рассматривать религию как предмет науки, нужна значительная смелость.

Ведь религия в отличие от обычных вещей и явлений в силу своей особой, божественной природы считалась иррациональной, недоступной научному анализу.

С середины прошлого века благодаря исследованиям мифа, социологии и психологии религии, ее сравнительно-историческому анализу формируется представление о религии как о сложном феномене культуры, выполняющем в обществе ряд важных функций.

Источник: http://LibSib.ru/religiovedenie/religiovedenie-religiya-kak-predmet-issledovaniya/psichologiya-religii

1.1 Соотношение религии и психологии

До сих пор не утихают споры в научной и церковной среде о том, нужны ли религия и психология друг другу и что они могут предложить друг другу.

Вот несколько взглядов на соотношение психологии и религии:

Наиболее простой вариант предполагает, что религия и психология не имеют друг к другу никакого отношения, никак не связаны и у них нет практически ничего общего. В наиболее ясной формулировке данное мнение выражено в статье «Христианская психология: за и против» проф. А.В.

Петровским: «Психология, как и всякая наука, не может перекрещиваться с верой, с религией. Моя позиция такова: наука и религия существуют в параллельных, непересекающихся плоскостях, а если они и пересекаются, то только в области этики» [1]. Этой же точки зрения придерживается проф. М.Ю.

Кондратьев: «Эти две сферы мироощущения находятся в непересекающихся плоскостях» [1].

С подобным взглядом можно согласиться в том случае, если рассматривать психологию только и исключительно как науку.

Однако как только научная академическая психология выходит из стен лабораторий и институтов, она становится практической психологией и психотерапией, где в процессе живого общения встречаются два неповторимых человека со своими мировоззрениями и религиозными убеждениями.

Здесь психология и психотерапия уже не столько наука, сколько «искусство, с помощью которого человек получает возможность изменить собственную жизнь. Искусство такое же, как литература, живопись или фотография. Это интересный, уникальный вид творчества, в котором активно участвуют, по меньшей мере, двое».

[2] И если наука вряд ли может быть религиозно-ориентированной, то не вызывает сомнения, что искусство и творчество обязательно несут на себе отпечаток духовных устремлений человека. Вероятно, именно это имеет в виду о. Андрей Лоргус, когда пишет о том, что «психология является одновременно искусством и наукой познания души». [3]

Если научное противопоставление религии и психологии основано преимущественно на парадигме научной методологии, то церковное неприятие психологии проистекает из сомнений в полезности психологических теорий и методик. Как пишет психолог А. Г.

Фомин, «сегодня в церкви можно часто услышать вопрос: «зачем нам нужны психологи? Они своими разговорами только смущают людей, подменяя священство и уводя народ с пути духовного на путь плотской и душевный» [4].

С этой точки зрения любая психологическая помощь, оказанная человеку, в действительности является злом, поскольку формирует у человека ложное убеждение в том, что можно достичь исцеления души вне Церкви и Бога, отвращая его тем самым от истинных ценностей. Как отмечает о.

Андрей Лоргус, «несмотря на то, что отошло в прошлое противостояние психологии и церкви, священнослужители и богословы по-прежнему относятся к психологии отрицательно» [5].

Второй взгляд на соотношение религии и психологии подразумевает, что либо религия входит в область психологических знаний, либо сама психология включена в область знаний религии.

В качестве примера такого включения религии в область психологии приведем взгляды К.Г. Юнга, основателя аналитической психологии. В своей статье «О религии» Юнг писал: «Когда я называю религию системой психотерапии, это отнюдь не игра слов».

Но при этом сама суть религиозных учений, опыт, отраженный в догматах вероучений, это прежде всего опыт встречи с бессознательным. Именно архетипы коллективного бессознательного, с точки зрения Юнга, являются источником мифологии, религии, искусства. По выражению А.М.

Руткевич, в учении Юнга религии «буквально растворяются … в индивидуальной и коллективной психологии» [6].

Сюда же можно отнести и взгляды Зигмунда Фрейда, и отечественную психотерапию периода господства коммунистической идеологии. Сторонники данного подхода исходят из той точки зрения, что феномен религии и религиозного сознания может быть полностью объяснен в рамках психологических, психоаналитических или психиатрических категорий.

Примером обратного включения — т.е. психологии в область религии — можно считать взгляд на психологию как на «религию безбожного века». Книга проф. Поль Вица «Психология как религия: культ самопоклонения» может служить хорошим примером подобной точки зрения.

Наконец, третий взгляд на соотношение психологии и религии подразумевает частичное пересечение этих областей знания. Именно этой точки зрения придерживается большинство православных психологов и психотерапевтов.

С одной стороны, далеко не все аспекты религии могут быть подвергнуты психологическому исследованию. «Нельзя включить в строку отчета любого анализа чувство, которое называют любовью.

И если такое чувство связывает двоих людей, то это такое преимущество, которое не подлежит психическому исследованию», писал известный психолог и психиатр Эрик Берн [7].

Бог, благодать, любовь, подлинное смирение, обожание — все это выходит за рамки научного познания.

С другой стороны, не все психологические концепции и методики представляют интерес для религии. Например, механизмы работы памяти или методики изучения иностранных языков никогда не входили в сферу религии, поскольку не имеют духовного измерения.

Наконец, далеко не все психологические подходы могут быть признаны приемлемыми для православного мировоззрения.

По этой причине «мы не пользуемся техниками программирования, директивного гипноза, йоговской медитации, системных расстановок и других, механизм действия которых нам представляется недостаточно ясным и безопасным как для клиента, так и для терапевта», пишет психолог Елизавета Жудро [7].

А что же объединяет религию и психологию? Психологические знания, которые гармонично сочетаются с православным миропониманием человека, дополняют религиозные представления и открывают новые грани в познании человека и мира. В этом случае мы получаем православно-ориентированную психологию.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/34104

Психология религии

Психология религии как самостоятельная научная дисциплина сложилась на рубежеXIX—XX вв. на пересече-

нии религиоведения. философии, социологии и психологии.

В концеXIX в. психологические исследования религии начали проводиться во многих странах. Первые шаги в данном направлении связаны с деятельностью американских психологов Ст. Холла, У. Джемса, Дж. Леуба, Э. Старбэка, впервые поставивших изучение религии на эмпирическую основу.

Успехи американских психологов в изучении сознания и поведения верующих привлекли к проблемам психологии религии внимание европейских ученых. Во Франции в данном направлении работали психологи Т. Рибо и Т. Флурнуа, психиатры П. Жане, Э. Мюрисье, Ч. Бинœе-Сангле, в Германии — психолог В. Вундт, теологи К. Гиргензон, Г. Воббермин, В. Грюн.

Основные направления и школы.

Психология религии, развиваясь в русле различных течений буржуазной философии и психологии, усваивала присущие им идеалистическую методологию, социальные установки, понятийный аппарат.

Наибольшее влияние на нее оказали два психологических направления: функционализм и фрейдизм, на базе которых сложились самостоятельные школы психологов-религиоведов.

С момента своего возникновения и до второй мировой войны буржуазная психология религии развивалась в основном в рамках функционализма. Последний не представлял собой однородного течения, объединяя психологов как идеалистической, так и стихийно-материалистической ориентации.

Функциональной психологии были присущи эволюционно-биологический подход к объяснению психики, попытка трактовать психические явления с точки зрения их адаптивной функции.

Психологи-религиоведы, стоявшие на позициях функционализма, рассматривали религию как форму приспособления организма к окружающей среде, как реакцию на неудовлетворительные внешние или внутренние условия.

При этом, ограничив проблему неудовлетворенности психологическими рамками, психологи-функционалисты не сумели увидеть глубокие социальные корни, порождающие эту неудовлетворенность в классово антагонистическом обществе. В результате они абсолютизировали адаптивно-приспособительные функции религии и пришли к выводу о ее непреходящем значении в жизни людей.

Внутренняя противоречивость функционализма особенно проявилась в творчестве крупного психолога-религиоведа концаXIX — началаXX в. У. Джемса. Его книга ʼʼМногообразие религиозного опытаʼʼ (1902 ᴦ.

) приобрела широкую известность и была переведена на многие языки. У. Джеме рассматривал религию как явление психологическое, и притом сугубо индивидуальное.

В его трактовке религия полностью лишилась социального содержания и сводилась к многообразию субъективных переживаний верующих (ʼʼопытовʼʼ), связанных со сверхъестественным, или богом.

В научной деятельности Джемса здравый смысл и склонность к естественнонаучному эмпиризму сочетались с тягой к религии, которую он защищал с позиций ʼʼпрактической пользыʼʼ. Джеме утверждал:

религия является исключительно ценным в психологическом отношении элементом духовной жизни общества. Он заложил основы той аргументации, которая и сегодня используется апологетами религии для ее психологической защиты.

Другим направлением, оказавшим значительное влияние на развитие буржуазной психологии религии, был фрейдизм, основанный австрийским психиатром 3. Фрейдом.

Понимание Фрейдом религии тесно связано с основными принципами его социальной философии, суть которой состоит в сведении социального к индивидуально-психологическому, в утверждении примата бессознательных, главным образом сексуальных, мотивов в жизнедеятельности человека, в отрицании качественного различия между нормой и патологией.

Исходя из этих принципов, Фрейд определял религию как ʼʼколлективный невроз навязчивостиʼʼ, как ʼʼмассовую иллюзиюʼʼ, в базе которой лежит неудовлетворительное вытеснение бессознательных влечений. Биологизиро-вав религию, Фрейд пришел к грубому искажению ее природы и сущности.

Учение Фрейда нашло сторонников как в Европе, так и за ее пределами. Среди его последователœей наибольшее внимание религии уделил швейцарский психиатр К. Юнᴦ.

Он отошел от универсализации ʼʼсексуального бессознательногоʼʼ, положив в основу своей концепции учение о ʼʼколлективном бессознательномʼʼ — глубинном слое человеческой психики, аккумулирующем якобы психологический опыт предшествующих поколений.

Именно здесь Юнг искал истоки религии, этой, по его определœению, ʼʼсамой ранней и наиболее универсальной формы духовной деятельности людейʼʼ. Рассматривая религиозность как решающее условие психического здоровья личности. Юнг защищал религию с откровенно фидеистических позиций.

Несколько иную интерпретацию религия получила в работах крупного представителя реформированного психоанализа Э. Фромма. Возникновение религии он связывал с экзистенциальной ситуацией, порожденной якобы извечным конфликтом природного и социального начал в человеке.

Религия, расширительно трактуемая Фроммом как ʼʼлюбая система мысли и действий, дающая человеку основу для его ориентации и объект поклоненияʼʼ, воспринимается как средство разрешения этого конфликта͵ как защитный механизм, предохраняющий индивида от невротических комплексов.

Хотя Фромм критически относится к ʼʼтеистическимʼʼ религиям и ратует за религию без бога, в центре которой стоит человек, его концепция объективно обосновывает и оправдывает существование любой формы религии.

При всœей пестроте существующих в современной буржуазной психологии религии течений и школ она имеет следующие особенности:

1. Психологизация религии.

Рассматривая религию как субъективно-психологический феномен, вне связи с историей, экономикой, политикой, культурой, буржуазные психологи ищут ее истоки в личных переживаниях индивида.

Связывая религиозность с одиночеством, неудовлетворенностью, страданиями и не видя социальной подоплеки этих явлений, они приходят к выводу о вечности и неизбежности существования религии.

2. Игнорирование гносœеологического анализа религиозных верований. Отказ от решения вопросов о природе объекта религиозных представлений ведет буржуазных психологов, с одной стороны, к признанию возможности существования сверхъестественного, а с другой — к отождествлению религии с иными формами духовной деятельности, в т.ч. с моралью и наукой.

3. Субъективизм в трактовке функций религии. Оценивая религию с позиций субъективного удовлетворения, испытываемого верующим, без учета объективных психологических и социальных последствий воздействия ее на личность, буржуазные психологи делают вывод, что религия является ценным образованием в духовной жизни людей.

Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/79036_psihologiya_religii

Ссылка на основную публикацию