Раскаяние — психология

Евгений Ильин — Психология совести. Вина, стыд, раскаяние

Раскаяние - психология

Евгений Ильин

Психология совести: вина, стыд, раскаяние

© ООО Издательство «Питер», 2016

* * *

В современном мире имеет место тенденция обесценивания духовных ценностей. Особенно это касается таких понятий, как совесть, честность, честь. Примечательно, что многие люди даже не осознают до конца сути этих понятий, а иные знакомы с ними лишь на словах, забывая, что их нужно использовать на деле.

Совесть и честность значат для современного человека меньше, чем карьера или успешный бизнес. В нашем сугубо материалистическом мире доминирующей этической системой в бизнесе становится прагматизм.

Корпорации, например, охотно пожирают друг друга, продавая и покупая предприятия и компании. Для руководителей корпораций не существует таких понятий, как общее благо или интересы общества. У них есть только собственные интересы, а на уме нет ничего, кроме погони за прибылью.

Совесть и компетентность отходят на задний план, уступая место эгоизму, честолюбию и стяжательству.

Как отмечает В. В. Знаков (1999), в Великобритании в период с 1987 по 1991 год только по случаям предъявленных обвинений можно судить о том, что объем мошенничества увеличился более чем в два раза. По данным американских исследователей, за последнее время непродуктивное поведение сотрудников обходится фирмам в миллиарды долларов ежегодно.

Эти потери вызваны не техническими проблемами, не экономическими факторами или налогами, а поступками людей, которые присваивают товары, время или деньги своих работодателей, демонстрируя поведение, противоречащее духу сотрудничества, не соответствующее правилам, или проявляют безответственное отношение к своим коллегам, покупателям и контролерам (Батурин, Бормотов, Первухина, 2006). Поэтому важность наличия таких устойчивых черт личности работника, как совесть и честность, выходит на первый план при профессиональном отборе и консультировании компаний и коммерческих организаций. Ученые из Великобритании проводили в 2012 году исследование того, насколько изменилась оценка поведения людей за прошедшие двенадцать лет; люди оценивали, насколько они честны в различных вопросах (например, исследовалось отношение к тому, что их друг садится за руль, приняв алкоголь), как они относятся к измене супруга, с чем они могут смириться, что принять, а что нет. По поводу супружеских измен половина респондентов сообщили, что таковая вполне может быть оправданна, хотя недавно, при прошлом исследовании, таких заявлений было на 30 % меньше. Также более 60 % опрошенных признались, что оправдывают ложь, которая произносится в защиту их интересов. Ученые сделали вывод, что по многим параметрам проведенного исследования люди стали гораздо «терпимее» – менее моральными.

Опрос мнений российского населения о нравственности показал, что 69 % респондентов считают, что в последние 10–15 лет она в обществе упала, а 57 % респондентов отмечают растущий цинизм (Переверзенцев, 2007).

Как показал опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), россияне считают, что честность и порядочность детей стали меньше заботить их родителей: если в 1989 году на этих качествах делали акцент 73 % опрошенных родителей, то в 2014 году – только 58 %.

Среди современных молодых людей тема совести стала непопулярной: они «стыдятся говорить о высоком», а нравственные вопросы у них оказались «запретными» вплоть до вытеснения в область бессознательного, что в конечном итоге становится причиной серьезных личностных расстройств (Флоренская, 1991).

По данным Л. Ш. Мустафиной (2012), многие молодые москвичи считают, что совесть – это «бред», от которого нужно отвыкать, и что совесть человеку приходится демонстрировать другим для поддержания общественных связей, выказывая цинично-прагматичное отношение к ней.

В международных отношениях наблюдается политика «двойных стандартов», а «джентльменские соглашения» являются не больше и не меньше как средством манипулирования партнерами по переговорам. Пятна на совести легко оправдываются соображениями дела. Моральный императив Иммануила Канта «поступай только так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все» в наше время практически позабыт.

Поэтому многими исследователями отмечается, что на современном этапе развития общества необходимость в психологическом анализе таких духовно-нравственных явлений, как совесть, ее роли в становлении личности ощущаются с особой остротой.

Однако большинство авторов не склонны анализировать проблему совести как психологическую, относя ее к этике и морали. Но именно практическим психологам и психотерапевтам приходится заниматься разрешением проблем, связанных с совестью своих пациентов.

Как отмечает Б. С. Братусь (1985), психология старается вовсе игнорировать в своих исследованиях нравственную сферу либо рассматривает ее как некий довесок, «аккомпанемент» к продуктивной деятельности и производственным отношениям.

Как пишут И. К. Макогон и С. Н.

 Ениколопов (2013), ключевым фактором, сдерживающим систематические исследования этих эмоций, является проблема измерения, а именно необходимость наличия психометрических единиц измерений вины и стыда (Tangney, 1996).

Оценивая существующие работы, мы сталкиваемся с двумя проблемами: проблемой используемых определений чувств вины и стыда, а также проблемой того, насколько хорошо эти определения позволяют провести операционализацию рассматриваемых феноменов.

Имеющиеся исследования и публикации зарубежных и отечественных психологов в основном касаются эмоциональных проявлений совести – вины и стыда. При этом имеются разногласия по поводу соотношения совести и стыда, вины и стыда.

В данной книге помимо теоретического обзора публикаций по заявленной теме представлен обширный список отечественной и зарубежной литературы, а в приложении приведены методики изучения совести, вины и стыда. Кроме того, в приложении приводится методический материал в помощь родителям, воспитателям и педагогам, желающим проводить беседы с детьми на тему совести и связанных с ней феноменов.

Феномен совести с давних пор в основном был предметом рассмотрения представителей философии.

В древнегреческой философии не было слова для обозначения понятия «совесть»[1], несмотря на то что явление совести служило предметом анализа и изображения трагиками.

Так, Орест – главный герой одноименной трагедии Еврипида (480–401 гг. до н. э.

), – вероломно поднявший руку на свою мать и переживавший по поводу этого поступка, на вопрос «Какой недуг тебя томит?» без колебаний ответил: «Его зовут и у злодеев – совесть».

Источник: https://libking.ru/books/psy-social/587904-evgeniy-ilin-psihologiya-sovesti-vina-styd-raskayanie.html

РАСКАЯНИЕ

глубокое переживание, вызывающее у человека не только сожаление по поводу содеянного, но и стремление не допускать подобное в дальнейшей жизни.

   С психоаналитической точки зрения раскаяние сопряжено с противонравственными деяниями. Оно предполагает наличие чувств вины и совести.

Поэтому понимание раскаяния невозможно без обращения к эмоциональным переживаниям человека, связанным с бессознательным чувством вины.

   Представления о раскаянии содержались в работе З. Фрейда «Тотем и табу» (1913). Основываясь на исследованиях Ч. Дарвина, Р.

Смита, Эткинсона, он выдвинул гипотезу, согласно которой на заре становления человечества в первобытной орде правил жестокий, ревнивый отец, приберегающий для себя самок, не допускающих до них своих подрастающих сыновей и изгоняющий их из орды.

Однажды изгнанные братья объединились между собой, убили и съели отца, что естественно для каннибалов-дикарей. Устранив отца и утолив свою ненависть братья попали под власть усилившихся нежных душевных движений. «Это приняло форму раскаяния, возникло сознание вины, совпадающее здесь с испытанным всеми раскаянием».

Под воздействием данного чувства братья осудили свой поступок, объявили недопустимым убийство заместителя отца тотема и отказались от освободившихся женщин. Так, по мнению З. Фрейда, из сознания вины сына были созданы два основных табу, запрещавшие в примитивном обществе отцеубийство и инцест, что послужило началом развития религии, нравственности, культуры.

   В работе «Недовольство культурой» (1930) основатель психоанализа внес уточнение в понимание соотношений между раскаянием и виной. Он исходил из того, что раскаянием можно назвать то чувство вины, которое возникает после свершения чего-либо преступного. Оно относится только к деянию и предполагает наличие совести до деяния, то есть готовности почувствовать себя виновным.

Возвращаясь к убийству праотца, З. Фрейд подчеркнул, что «раскаяние было результатом изначальной амбивалентности чувств по отношению к отцу: сыновья его ненавидели, но они его и любили». После удовлетворения ненависти в агрессии «любовь проявилась как раскаяние за содеянное, произошла идентификация «Сверх-Я с отцом».

В наказание за отцеубийство власть отца получило Сверх-Я, налагающее запреты на повторение деяния. Поскольку склонность к агрессии против отца повторялась в последующих поколениях, то сохранившееся чувство вины усиливалось каждый раз при подавлении агрессии и перенесения ее в Сверх-Я.

Из этого следует, что чувство вины обнаруживается независимо от того, произошло ли отцеубийство на самом деле или от него воздержались, в то время как раскаяние возникает после свершенного деяния.

Проблема раскаяния привлекла к себе внимание и других психоаналитиков. Так, Э.

Фромм (1900–1980) считал, что подлинное раскаяние – это единственная форма человеческого опыта, которая может воспрепятствовать повторению однажды совершенного человеком преступления.

«Раскаяние – это сильное аффективное чувство: раскаявшийся испытывает омерзение к себе самому и своим поступкам». Если нет раскаяния, то возникает впечатление, что преступления вовсе не было.

   По мнению Э. Фромма, каждому следует задуматься о преступлениях, совершенных нами и нашими предками. Все нуждаются в том, чтобы покаяться открыто.

Однако индивидуального раскаяния недостаточно, поскольку оно не затрагивает преступлений, совершенных группой, нацией и особенно государством, которое не подчиняется требованиям совести. Как полагал Э.

Фромм, «до тех пор, пока мы не отважимся на «признание своей национальной вины», люди останутся в шорах стереотипного мышления: когда резко осуждаются преступления врагов при полной слепоте в оценке преступлений своего народа».   

Источник: https://vocabulary.ru/termin/raskajanie.html

Раскаяние

Моменты обращения грешника к Богу Конспект по нравственному богословию

Раска́яние – основанный на свободе воли человека, укор совести о совершенном грехе.

Раскаяние есть сожаление о том, что я поступил так-то, а не иначе. Следовательно, оно есть невольное признание того, что я мог бы поступить и по другому, правильно. Раскаяние – это первый этап покаяния. Раскаяние – сожаление, что грех совершён, покаяние – твёрдая решимость оставить грех, борьба с ним, перемена жизни.

При раскаянии человек не только осознает неправильность, ошибочность, греховность, но и горько сожалеет о поступке (помышлении, высказывании), тоскует, испытывает муки совести, страдает, томится, казнится.

В раскаянии нет еще отречения человека от себя прежнего, он раскаивается лишь в отдельном поступке.

При раскаянии разум признается в том, что цель оказалась неправильной, что средства оказались не те, что результат получился неожиданным. При этом испытываются эмоции от сожаления до стыда.

Раскаяние есть самая сильная форма сознательного самоосуждения. Раскаяние есть сумма из логической констатации ошибки и отрицательных эмоций.

Тупиковые пути раскаяния – уныние или попытка успокоить совесть в суете дел или самооправдании. Самоубийство Иуды – крайний случай раскаяния без покаяния.

***

В обиходе, как правило, отождествляются совместимые, но отнюдь не синонимичные термины — покаяние и раскаяние. Если судить по произошедшему с Иудой (см. Мф.27:3–5), раскаяние может быть и без покаяния, т. е. бесполезным, а то и погибельным.

Несмотря на свое созвучие в русском языке, в тексте Священного Писания этим терминам соответствуют разнокоренные слова μετάνοια (метания) и μεταμέλεια (метамелия).

Слово μετανοέω (метаноэо) значит «переменять свой образ мыслей», изменять видение, понимание смысла жизни и ее ценностей. А этимология слова μεταμέλεια (метамелия) (μέλομαι, меломэ — заботиться) указывает на изменение предмета заботы, устремлений, попечений.

Покаяние в отличие от раскаяния предполагает именно глубинное переосмысление всего в корне, перемену не только предмета стремлений, забот, но качественную перемену самого ума.

***

В Священном Писании встречаются, на первый взгляд, непонятные слова о раскаянии Бога. Например: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле» (Бытие 6:6). «Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем» (1Цар.

15:35), и тут же в этой главе выше (ст. 29) читаем: «и не раскаялся Верный Израилев: ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему». Это классический антропоморфизм.

Можно попытаться передать указанное выражение, как состояние сильной скорби, но это тоже будет антропоморфизмом. (См. Раскаяние Божие)

***

Олеся Николаева:
Анализ подоплеки греха Иуды и греха Петра приводят, в конечном счете, к противопоставлению этих евангельских персонажей, один из которых раскаялся, однако не покаялся в евангельском смысле «перемены ума» («метанойя») и, продолжая пребывать в греховном мраке, отчаялся и удавился, а другой – плакал горько (Мф.

Читайте также:  Вредные привычки: как избавляться - психология

26:75) и, исполненный любви ко Христу, прибег к Его милосердию, покаялся, был прощен, получил Господне благословение, стал первоверховным апостолом и засвидетельствовал свою верность Господу мученической кончиной.
Это говорит прежде всего о том, что между раскаянием Иуды и покаянием Петра существует кардинальная метафизическая разница.

Раскаяние оказывается лишь муками нечистой совести, не ищущей и не чающей, однако, прощения, не верящей в Того, Кто имеет власть оставлять грехи, Кто взял на себя грех мира (Ин. 1:29). Раскаяние, таким образом, может настичь и неверующего человека, но покаяние происходит исключительно перед лицом Господним, в преддверии приблизившегося Царства Небесного.

Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17) – с этими словами Господь выходит на проповедь после искушения Его сатаною в пустыне.

См. РЕШИМОСТЬ, ВОЛЯ

Источник: https://azbyka.ru/raskayanie

Раскаяние

07.11.2013 by petr8512

Не способный к раскаянию неисцелим.

Автор афоризма: Аристотель

Мы всегда отказываем живым в нежности, которую, раскаиваясь, напрасно предлагаем их теням.

Автор афоризма: Моруа А.

Раскаиваться хорошо, но не делать зла еще лучше.

Автор афоризма: Флобер Г.

     Раскаяние как качество личности –  способность осознать свою вину, испытывать глубокое чувство сожаления по поводу своего дурного, ошибочного поступка и навсегда наложить табу на весь спектр однотипных поступков.  

     Однажды ангел ослушался Бога, за что и предстал перед троном Судьи. Молил он, чтобы ему было разрешено искупить вину, и Бог сказал: — Я тебя не накажу, но за своё непослушание ты должен спуститься на землю и принести мне оттуда самую большую ценность. Полетел ангел на землю, кружил над горами и долинами, над морями и реками — всё искал самую большую в мире ценность.

Наконец, через несколько лет пролетая над полем битвы, он увидел, как умирает солдат, раненный в сражениях за отчизну. — Воды, воды! — молил воин пересохшими губами. Услышав его стоны, другой умирающий солдат подполз к нему, открыл флягу и стал поить товарища, на лице которого появилась улыбка. Когда фляга опустела, ангел подхватил её и принёс к трону Всевышнего.

— Всемогущий Бог, — сказал он, — это, наверняка, самая большая ценность в мире. — Конечно, — согласился Бог, — ценность немалая, но не самая большая в мире. Вернулся ангел на землю и после долгих поисков добрался до лазарета, где умирала сестра милосердия. Она выхаживала больных, когда поразил её неизлечимый недуг, и теперь ей оставалось жить считанные часы.

Когда она испустила последний вздох, ангел подхватил его, принёс к судейскому трону и сказал: — Всемогущий Бог, уж это, наверняка, самая большая в мире ценность. Улыбнулся Бог ангелу и сказал: — Самопожертвование — огромная ценность, но лети снова и принеси Мне самую что ни на есть большую ценность в мире.

Вернулся ангел на землю и на сей раз искал долго-долго, пока не заметил всадника, пробиравшегося сквозь лесную чащу. Тот был вооружён с ног до головы, а по его свирепому виду было ясно, что он — злодей. Пробирался же всадник к хижине своего врага, чтобы его убить. Хозяева хижины ни о чём не догадывались, в их доме горел свет.

Злоумышленник подкрался к окну, заглянул внутрь, и глазам его предстала такая картина: укладывая в постель маленького сына, мать учила его молиться и благодарить Бога за все благодеяния, которые Тот посылает людям. Эта сцена напомнила злодею его собственную мать, которая вот так же и его укладывала в детстве и так же учила молиться.

Сердце злодея смягчилось, по щекам покатились слёзы, и он пожалел о своих злых намерениях. Подхватил ангел одну слезу и принёс Богу. — Милостивый Бог, раскаяние — это уж, безусловно, самая большая в мире ценность. Бог ласково улыбнулся ангелу и сказал: — Теперь ты прав — в Моих глазах это наивысшая ценность.

Советую почитать:  Растерянность Растерянный

Раскаяние – это не освобождение от греха, это поворот на дорогу освобождения от него. Существует заблуждение, что раскаяние автоматически освобождает от грехов.

То есть сделал гадость, раскаялся и с новыми силами приступил к созданию новых гадостей.  Подчинился приятному голосу чувств, порывам эмоций, натворил непотребных дел, раскаялся и опять отдался порыву чувств.

На самом деле раскаяние означает попытку встать на дорогу очищения от скверны грехов. Не более того.

     Раскаяние – это не очищение слона. Когда слон искупается, на его коже налипают множество мошек и ему становится  ужасно не уютно.  Поэтому после купания слон ложится в пыль и начинает в ней кататься.

«Хорошее» купание, если опять по уши в грязи! Купание слона – отличная метафора  для ложного раскаяния. Человек совершает дурной поступок, раскаивается и потом опять совершает дурной поступок.

Алгоритм раскаяния по типу «купание слона» однозначно не работает.

     Законы Мироздания совершенны. Они не приемлют ложных раскаяний.

Франсуа де Ларошфуко пишет об одной из таких форм ложного раскаяния: «Наше раскаяние — это обычно не столько сожаление о зле, которое совершили мы, сколько боязнь зла, которое могут причинить нам в ответ».

Мартин Макдонах пишет еще более радикально: «А самое интересное вот в чем. Можно отправить на тот свет кучу народа, но если покаешься как следует, можешь в рай попасть».

      Полное раскаяние – это способность до конца осознать весь ужас своего нынешнего состояния. Чингиз Айтматов в замечательном романе «Плаха» пишет: «Раскаяние — одно из великих достижений в истории человеческого духа — в наши дни дискредитировано.

Оно, можно сказать, полностью ушло из нравственного мира современного человека.

Но как же может человек быть человеком без раскаяния, без того потрясения и прозрения, которые достигаются через осознание вины — в действиях ли, в помыслах ли, через порывы самобичевания или самоосуждение?»

      Перемены сознания к лучшему полностью соответствуют глубине раскаяния. Например, жена неоднократно изменяла мужу. И вот в жизни произошли такие события, что ей стало невмоготу чувствовать себя изменщицей, лгать и притворяться перед близким человеком. Но как любой грех, свершенный однажды, он требует повторения.

Когда переходила Рубикон супружеской верности, дьявол шептал: «Это только один раз и всё». Потом он уже с усмешкой произносил: «Ну, подумаешь, какое дело! Ничего страшного с тобой не случится. От тебя не убудет».  Словом, грех рождает привычку. У женщины уже возникла привычка изменять.

Она считала себя искренней, когда раскаивалась, но с ужасом обнаруживает, что раскаяние было, а привычка требует своё. Грех остался. Раскаяние не освободило ее от греха. Что нужно ей делать? Осознать, что она в начале пути освобождения от греха, что нужно быть максимально осторожной в сфере сладострастия, что нужно просто не замечать других мужчин.

Нужно продолжать раскаиваться и настораживаться все больше и больше до тех пор, пока полностью не осознаешь опасность греха.  Ещё Шарль Бодлер писал:

Советую почитать:  Разборчивость Разборчивый

Упорен в нас порок, раскаянье — притворно; За все сторицею себе воздать спеша, Опять путем греха, смеясь, скользит душа,

Слезами трусости омыв свой путь позорный.

     Когда человек приходит раскаиваться в церковь, он, в какой-то степени, побеждает свой эгоизм и тем самым усиливает силу раскаяния. Обещания самому себе не имеют особой силы, а когда ты рассказал священнику, то есть авторитетному лицу, это уже имеет силу, ибо в случае нарушения своих обещаний теряется уважение этого человека. Доктор О.Г.

Торсунов, рассматривая вопрос раскаяния и прощения, говорит: «Если вы у святого просите прощения, он всегда простит обязательно, в этом привилегия святого человека, всегда прощает, в любом случае. Нет никаких шансов не простить, не получить прощения, сто процентов. А что значит тогда прощение вообще? Это означает, признание своей вины.

Но здесь проблема заключается в том, что существуют два типа раскаяния. Раскаяние в уме, и раскаяние словом. Если человек раскаивается в уме, перед святым, это не работает, или работает очень слабо. Он должен раскаяться словом, рядом, потому что он должен… это закон. Я не знаю, как это, я не могу это объяснить, он должен подойти к нему и попросить прощения.

Но, когда мы оскорбляем простых людей, часто работает раскаяние в уме, очень часто. Не обязательно подходить, просить прощения, особенно, если человек не способен принять прощение. Он будет ругаться, злиться, топать ногами, понимаете? Если человек сам имеет форму ложного эго, то можно в уме просить прощения и реакции будут уничтожены.

Но всегда человек за оскорбление другого человека, даже ненароком, или даже в защиту истину, если он кого-то оскорбляет, он должен просить прощения, в любом случае. Иначе он будет страдать за это».

Советую почитать:  Развращение

       Раскаяние – это унисон со своей совестью. Это состояние правдивости. Тело человека, если говорить метафорично, должно быть заполнено слезами раскаяния. Первая стадия раскаяния – это ощущение вины, ощущение тяжести от дурного поступка. Человек начинает с энтузиазмом раскаиваться. Допустим, пройдет полгода, и наступает момент, когда  искреннее раскаяние приносит легкость и облегчение.

       Раскаяние – это бдительность в действии. Люди раскаиваются, чтобы вернуться к нормальной активной жизни, уйти от чувства вины и найти согласие с совестью.  Подлинное раскаяние – это когда я продолжаю жить в соответствии со своими нравственными критериями, со своей совестью.

То есть человек становится бдительным. Он уже не поддастся на чьи-то уговоры. Например, дружки предложили ему пойти на верное «дело», говорят, что он будет в большом наваре, что всё «раздеребеним по чесноку».

Но если человек искренне раскаялся, он проявит бдительность в действии – не попадется на приманку преступников.

    Раскаяние – это обед никогда так больше не поступать.  Раскаяние – это уход от дурных поступков по всему однотипному спектру жизнедеятельности. Например, человек раскаялся в пьянстве. Но перешел на таблетки, наркотики или стал токсикоманом. Это не раскаяние. Раскаяние предполагает комплексный уход от всех видов дурного поведения в данной сфере жизни.

Раскаяние в пьянстве одновременно подразумевает отказ от всех одурманивающих разум веществ. То есть раскаяние – это табу на весь спектр однотипной порочной деятельности. Частичное раскаяние не переводит личность к другому уровню сознания. Наоборот, оно может способствовать усилению его дурных наклонностей. Например, раскаялся в курении, но стал алкоголиком.

   Жил как-то волк; он растерзал множество овец и поверг в смятение и слёзы многих людей. Наконец, не знаю почему,  почувствовал он вдруг угрызения совести и стал раскаиваться в своей жизни; решил измениться и более не убивать овец.

Чтобы всё было по-настоящему, он отправился к священнику и попросил его отслужить благодарственный молебен. Священник начал службу, а волк стоял и плакал в церкви. Служба была длинная.

Волку случилось зарезать немало овец и у священника; поэтому священник со всей серьёзностью молился о том, чтобы волк изменился. Но вдруг, волк выглянул в окошко и увидел, что овец гонят домой.

Он начал переминаться с ноги на ногу; а священник всё молится, и молитве не видно конца. Наконец волк не выдержал и зарычал: — Кончай, поп! А то всех овец домой загонят и оставят меня без ужина!

Источник: https://podskazki.info/raskayanie/

раскаяние — это… Что такое раскаяние?

  • раскаяние — Раскаяние …   Словарь синонимов русского языка
  • Раскаяние —  Раскаяние  ♦ Repentir    «Это вид печали, – утверждает Декарт, – происходящий от сознания того, что мы совершили какой то дурной поступок; оно очень горько, потому что причина его зависит только от нас. Но это не мешает ему быть весьма полезным» …   Философский словарь Спонвиля
  • раскаяние — См. сожаление… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. раскаяние извинение, сожаление; угрызение; мука совести, самобичевание, угрызения совести, позднее сожаление, покаяние,… …   Словарь синонимов
  • Раскаяние — Раскаяние  отрицательно окрашенное чувство, сочетающее в себе сожаление по поводу своего поступка и чувство вины за его последствия. «Чистосердечное раскаяние» по действовавшему ранее Уголовному Кодексу РСФСР 1960 г. было одним из… …   Википедия
  • раскаяние —     РАСКАЯНИЕ, сожаление, угрызение     ПОКАЯНИЕ, самобичевание     ПОКАЯННЫЙ, устар. повинный     ИСКУПАТЬ/ИСКУПИТЬ, заглаживать/загладить     РАСКАИВАТЬСЯ/РАСКАЯТЬСЯ, жалеть/ пожалеть, казниться, каяться, сожалеть, разг. угрызаться, разг. сниж …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи
  • РАСКАЯНИЕ — РАСКАЯНИЕ, раскаяния, мн. нет, ср. Действие и состояние по гл. раскаяться раскаиваться, сожаление о совершенном дурном, неправильном, ошибочном поступке. «Того змия воспоминаний, того раскаянье грызет.» Пушкин. Преступник заявил о своем раскаянии …   Толковый словарь Ушакова
  • РАСКАЯНИЕ — РАСКАЯНИЕ, я, ср. Чувство сожаления по поводу своего поступка, проступка. Чувство раскаяния. Испытать р. Позднее р. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова
  • РАСКАЯНИЕ — «РАСКАЯНИЕ («Тоба»)», Туркменистан, Туркменфильм, 1996, цв., 83 мин. Притча. Сюжет философской притчи, смысл которой сводится к простой мысли о том, что «люди звери», развивается по трем назидательным направлениям: рассказ об ожидающем смерти… …   Энциклопедия кино
  • РАСКАЯНИЕ — (лат. poenitentia) мучительное чувство, связанное с мыслью о том, что дело идет не так, как оно – в соответствии с совестью – должно было бы идти. В раскаянии содержится намерение в будущем следовать голосу совести. Философский энциклопедический… …   Философская энциклопедия
  • раскаяние — Безграничное, безмолвное, бесплодное, беспокойное, бесполезное, боязливое, глубокое, горестное, горькое, душевное, жгучее, запоздалое, искреннее, искупительное, исступленное, лживое, липовое (простореч.), лицемерное, мнимое, мучительное,… …   Словарь эпитетов
Читайте также:  Лженаука - психология

Источник: https://psychology.academic.ru/2092/%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Покаяние

Покаяние

Под  покаянием (метанойей)  в  парадигме   православной  психологии  понимается  процесс  глубокого   качественного  преображения  (перерождения)  всего  падшего  человеческого естества   для  вхождения  с  помощью   благодати Святого Духа  в  свой  естественный  духовно-нравственный образ.

Можно сказать, что  покаяние – это  возрождение  человека  от  власти  порока  и греха  на  основе  глубокого осознания  своей греховности и обращение к Богу  для  достижения  телесно-душевно-духовной  чистоты.

 В  более   широком смысле под покаянием понимается кардинальное  изменение  человеком   взгляда на   мир   и   собственной   жизни от   самодостаточно-произвольной – к жизни по  высшему  духовно-нравственному  закону  и  заповедям  Евангелия.

Принцип покаяния:

 С точки зрения православной  психологии  за  таинством покаяния стоит не что иное, как новое  направление для  образования когнитивных  связей, направленных внутрь человеческой  души  (индивидуального и коллективного бессознательного).  Таким образом, покаяние  с  точки зрения  парадигмы нравственно-ориентированной  христианской  психологии – это  познание содержания пространства  души, которое    всегда  закрыто для  рационального  мышления.

Сам факт кардинального изменения  (обращения)  мышления в  процессе  покаяния  и является  основанием для  того, чтобы   считать покаяние  основанием  для  обращения  души к  истинной  вере.

Вот почему с момента покаяния (обращения)  по существу  и начинается весь процесс последовательного освоения умом внутреннего пространства души (сферы  психического бытия) с постепенной проработкой всех уровней психического бытия от внешнего уровня ощущений до глубоко внутреннего индивидуального и коллективного бессознательного (душевно-духовного).

В силу  того, что  покаяние – это не единовременный   акт  обращения, а непрерывный   процесс познания внутреннего пространства  души,  в святоотеческой традиции покаяние понимается в двух смыслах:

  • – единовременного акта, связанного с первоначальным обращением  сознания и
  • – постоянного действия по  самоисследованию  и очищению  совести и  внутреннего пространства души.

По той   причине, что процесс покаяния  сопряжён с  воздействием Святого Духа, в  православной  традиции   он  считается духовным таинством.

Вместе  с  тем,  с точки зрения  психологии в процессе покаяния  происходит  концентрация  внимания  на душевном  состоянии  человека  с  осмыслением  и оценкой  состояния  души  через  призму   совести.

  Иными  словами, в ходе   покаяния  происходит  таинство познания  человеком  содержания  и  реального  состояния   его собственной  души.

  В процессе  этого познания  содержания  своей  души,  происходит  глубокое  осмысление  человеком своего внутреннего  душевно-духовного устройства и что самое   важное –  объективная  оценка качественного состояния  души на  предмет соотношения основных качеств страстей  (гордыня, тщеславие, уныние, печаль, гнев, сребролюбие, похоть, чревоугодие и  др.)  и добродетелей  (любовь, смирение, трезвение, радость, кротость, нестяжание, целомудрие, воздержание и др.).

Главным  итогом   покаяния   можно считать осознание   человеком  всей  глубины  своей  повреждённости  эгоизмом  и  страстями, которые  буквально  связывают  тело, душу  и дух  (ум)  человека  в  виде  зависимостей  (аддикций), наклонностей, слабостей, пристрастий, привязанностей, вредных  привычек  и  т.д., подчиняя себе  всё  его существо.

Именно это  шокирующее  осознание человеком  доминанты  страстей  над  добродетелями и  является  основанием  для глубокого изменения всей основы и содержания психического бытия  с заменой  одних качеств (страстей) и соответствующих им нетварных энергий на  другие качества (добродетели).

Собственно, сам  процесс  покаяния  с  точки зрения  парадигмы христианской  психологии есть не  что иное, как отслеживание  основных  страстей, паразитирующих на   уровне  тела, души и духа  для их искоренения, как  сорняков  души.

Как видно из представленной схемы, в процессе  постоянного покаяния мышление  поступательно  уровень за уровнем  углубляется  во внутреннее  пространство  души  в  направлении  душевного и духовного.  При этом совершенно очевидно, что  Образом  покаяния является Христос, как  Логос и  Бог Слово,  т.е.  и  Путь и Истина.

Процесс  постоянной  работы  со страстями  (постоянное покаяние) при должной последовательности и правильности  приводит к удивительным переменам в душевном и психическом состоянии человека.

  Смысл  этих  перемен  состоит в  том, что отдельные  страсти души  постепенно заменяются качествами добродетели, в  результате   чего всё  состояние  человека  в  процессе  покаяния претерпевает  глубочайшее  качественное изменение.

Таким  образом,  начавшись на поверхностном уровне ощущений и мышления, в процесс  анализа и  познания  в  ходе  покаяния постепенно вовлекаются все внутренние структуры  психического бытия: чувство, интуиция, память, субъективные компоненты, аффекты и вторжения, вплоть до индивидуального и коллективного бессознательного (душевно-духовного).

В  итоге  под действием  покаяния  глубоко  и основательно  исследуется  и прорабатывается  вся когнитивная  сфера  человека  с  заменой  одних качеств и энергий  на  другие.

  Таким образом,  покаяние в свете парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии есть процесс глубокой  трансформации  личности за   счёт освобождения от влияния  страстей, составляющих основу «ветхого» человека  в направлении раскрытия   потенциала человека «нового», как  искупленного.

*   *   *

Источник: http://psyheo.by/pokayanie/

«Вина и раскаяние»

Кaждoмy из нac извecтнo тaкoe чyвcтвo кaк пepeживaниe вины. Oнo глoжeт нac изнyтpи, гнeтeт нac, мы oщyщaeм тяжecть нa дyшe. Hac тянeт мыcлeннo вepнyтьcя к cитyaции, cвoeмy пocтyпкy, к чeлoвeкy, пepeд кoтopым мы винoвaты.

 Имeeт мecтo пepeживaниe cвoeй плoхocти, нeдocтoйнocти, мoжeт быть дaжe иcпopчeннocти. Bce этo тяжeлo вынocить, хoчeтcя пocкopee нaйти кaкoe-тo yтeшeниe, ycпoкoeниe, пoлyчить пpoщeниe.

И тoлькo, пoлyчив этo пpoщeниe, мы мoжeм пoзвoлить ceбe вepнyтьcя к внyтpeннeмy paвнoвecию, кaк бы зaвepшить этy cитyaцию и oтпycтить ee.

Чyвcтвo вины дaнo нaм нe cлyчaйнo. Этo нeкoe иcпытaниe, пpoйдя кoтopoe личнocть cтaнoвитcя глyбжe, блaгopoднee, дyхoвнee. Этo пyть тpaнcфopмaции. Ho дaлeкo нe вceм людям yдaeтcя пpoйти eгo экoлoгичнo, в тoм cмыcлe, чтoбы пoдoйти к пoлoжитeльным внyтpeнним пepeмeнaм.

Mнoгиe кaк бы зacтpeвaют нa этoм чyвcтвe и тoгдa cтaнoвятcя oбъeктaми для мaнипyляции, кaк близкими людьми, тaк и oкpyжaющими дpyгими. Bыхoдит нa apeнy чyвcтвo coжaлeния, кoтopoe caмo пo ceбe oчeнь тoкcичнo и зaтягивaeт в вopoнкy пepeживaний, иcтoщaeт физичecки и тopмoзит paбoтy лoбных дoлeй.

Mыcли cтaнoвятcя пyтaнными, a эмoциoнaльныe peaкции мeшaют чeлoвeкy paзмышлять o ceбe в дoбpoжeлaтeльнoй фopмe.

Чтoбы пoлyчить жeлaeмoe oт пpoвинившeгocя, визaви, в cтopoнy кoтopoгo был coвepшeн aмopaльный пocтyпoк, мoжeт нaчaть мaнипyлиpoвaть. Haпpимep, yгpoжaть пoкoнчить c coбoй, или зaбoлeть тяжeлoй бoлeзнью, шaнтaжиpoвaть нeвoзмoжнocтью видeтьcя c peбeнкoм и иcпoльзoвaть paзныe дpyгиe cпocoбы.

И здecь вaжнo paздeлять cвoe дeйcтвитeльнoe внyтpeннee coвecтливoe чyвcтвo, oт чyжoй пoпытки иcпoльзoвaния ceбя в кaчecтвe oбъeктa мaнипyлятивнoгo вoздeйcтвия. Пpи этoм пapтнep мoжeт и нe ocoзнaвaть cвoю иcтиннyю мoтивaцию, пoтoмy кaк oн в тoт жe мoмeнт зaхвaчeн cвoими личными эмoциями.

Зaчacтyю этo бывaeт cдeлaть нe тaк пpocтo. Дeлo в тoм, чтo чyвcтвo вины пo бoльшeй чacти вoзникaeт из-пoд влияния вocпpиятия, иcкaжeннoгo эмoциoнaльными peaкциями. Тo, чтo чeлoвeк пepeживaeт, в бyквaльнoм cмыcлe мoжнo cчитaть нeким бeгoм пo зaмкнyтoмy кpyгy, cпpoвoциpoвaнным иppaциoнaльными мыcлями o ceбe.

Свoeгo poдa oптичecкoй иллюзиeй, нo oчeнь мoщнoй, зaхвaтывaющeй вce cyщecтвo. Для тoгo дoлжнo быть cфopмиpoвaнo нeкoтopoe ocнoвaниe, пpoтopeннaя дopoжкa, в oпытe чeлoвeкa, гдe eгo oбвиняли дaжe бeз ocoбых нa тo пpичин. Пoдoбнoe мы мoжeм зaмeтить, кoгдa чeлoвeк чyвcтвyeт винy, нaпpимep, зa плoхoe нacтpoeниe cвoeгo poдитeля.

Пepeживaющeгo винy, мoжнo зaмeтить пo тaким пpизнaкaм кaк: пoнижeнный мышeчный тoнyc, тихий гoлoc, гoлoвa нecкoлькo oпyщeнa, взгляд нe пpямoй, мoгyт быть oпyщeны и cвeдeны дpyг к дpyгy плeчи, гpyдь cтaнoвитcя кaк бы впaлoй. Пoдoбнoe пepeживaниe oтнимaeт мнoгo физичecких cил, oбщaя энepгeтикa cнижaeтcя, мoжнo oщyщaть глyбoкyю ycтaлocть и вялocть.

Хoтя в цeлoм нeльзя cкaзaть, чтo пpизнaки вины ocoбeннo зaмeтны, oни зaчacтyю дaжe мaлoзaмeтны для oкpyжaющих.  

Bинa вceгдa вызвaнa кaким-тo нaшим пocтyпкoм или бeздeйcтвиeм. Этoт пocтyпoк идeт вpaзpeз c мopaльными цeннocтями. Ocoзнaвaя eгo, чeлoвeк пapaллeльнo c этим иcпытывaeт чyвcтвo cтpaхa или тpeвoги.

Haпpимep, пoтepять близкиe oтнoшeния, pacпoлoжeниe, любoвь. Т.e. зa винoй вceгдa cтoит чтo-тo eщe, нeкoe пepeживaниe, мyки coвecти.

Haвepнoe, цeнтpaльным являeтcя cтpaх и жeлaниe быть любимым oднoвpeмeннo.

И эти чyвcтвa тpeбyют к ceбe дeликaтнoгo oбpaщeния и cмыcлoвoй oбpaбoтки.

Чeлoвeк чyвcтвyeт ceбя зaпyтaнным, мыcли и эмoции cмeшивaютcя oт жeлaния oпpaвдaть ceбя и пoнимaния coдeяннoгo. Идeт oчeнь aктивный пpoцecc внyтpи личнocти, нe дaющий пoкoя. Moжeт вoзникнyть пoтpeбнocть в изoляции ceбя oт лицa, пepeд кoтopым coвepшeн нeхopoший пocтyпoк. Oщyщeниe paзpывa oтнoшeний.

Пepeживaниe coбcтвeннoй нeпpaвoты – этo вoпpoc мopaли и цeннocти, тpeбyющий paзpeшeния в видe пpoщeния и pacкaяния. Пpинятия cвoих oшибoк и в цeлoм вoзмoжнocти их coвepшaть. Т.к. чeлoвeк нe мoжeт быть бeзyпpeчным, a oшибки вeдyт к нayчeнию и пoлyчeнию жизнeннoгo oпытa.

Кyльминaциoннoй тoчкoй в пepeживaнии чyвcтвa вины являeтcя pacкaяниe. Pacкaяниe – этo нe пpocтo чyвcтвo вины, мeждy ними ecть paзницa. B чyвcтвe вины бoльшe эмoций и peaктивных дeйcтвий. Pacкaяниe жe нe cтoль эмoциoнaльнo. Oнo cкopee paциoнaльнo и ocнoвaнo нa paзмышлeнии.

И cтaнoвитcя дocтyпным oт пoнимaния вceлeнcкoгo пpичиннo-cлeдcтвeннoгo зaкoнa, coглacнo кoтopoмy пpaвeдныe и нe блaгиe дeйcтвия личнocти oпpeдeляют eгo cyдьбy. Т.e. пoлeзнo былo бы coвepшить нeкyю мыcлитeльнyю пpoцeдypy, в цeнтpe кoтopoй coвepшaeтcя ocoзнaвaниe, кoгнитивнaя пepeoцeнкa cвoих дeйcтвий.

Пpи этoм oнa мoжeт cчитaтьcя пpoдyктивнoй и экoлoгичнoй пpи ycлoвии, чтo чeлoвeк бyдeт выпoлнять ee дpyжeлюбнo нacтpoeнным пo oтнoшeнию к caмoмy ceбe. Кaк бы cдeлaв yжe шaг дo этoгo – нaйти cпocoбы выхoдa из-пoд влияния эмoциoнaльных peaкций.

Имeннo этoт дpyжecтвeнный, иcкpeнний и любящий aкт, для нaчaлa coвepшeнный в cвoю cтopoнy, кaк к живoмy cyщecтвy, нe пpeтeндyющeмy нa coвepшeнcтвo, являeтcя нe зaмeнимым пoмoщникoм. Дaть ceбe пpaвo oшибитьcя и нe нaчaть ceбя oбвинять зa этo, yжe являeтcя хopoшим зaдeлoм.

Дaлee пocлeдyeт шaг зapoждeния peшимocти нe coвepшaть пoдoбных пocтyпкoв впpeдь. Peшимocть или нaмepeниe бyдeт ocнoвaнo нa тoм фyндaмeнтe, вo чтo чeлoвeк вepит, кaким идeям, цeннocтям и oбъeктaм дoвepяeт. Moжнo cкaзaть, чтo cилa твepдoгo нaмepeния в дaльнeйшeм пoмoгaeт eмy нa пyти к измeнeнию.

Читайте также:  Жизнь как проект - психология

Ha этaпaх зapoждeния нaмepeний oчeнь вaжнo cтaвить пepeд coбoй paзyмныe цeли, тo, чтo мoжнo дeйcтвитeльнo выпoлнить. Beдь cилa пpивычки oкaзывaeт нa нac вceх cильнoe вoздeйcтвиe и oт них нe тaк пpocтo избaвитьcя. Для этoгo тpeбyeтcя вpeмя, чтoбы пepecтpoить paбoтy нepвнoй cиcтeмы нa дpyгoй ypoвeнь, нoвыe cпocoбы и выхoды из зaтpyднитeльных cитyaций.

Пoдoбнaя пpaктикa пepeocмыcлeния нocит хapaктep пpeoдoлeния внyтpeнних oгpaничeний. Oнa пoмoгaeт пoнять  личнocтныe цeннocти, пoзиции, пpинять вaжныe peшeния. Pacкaяниe ocвoбoждaeт, дeлaeт чeлoвeкa cвoбoдным и oткpытым для жизни.

Источник: https://psynavigator.ru/publikacii/vina-i-raskayanie

Раскаяние — это что? В чем отличие раскаяния от покаяния

Казалось бы, ответ на вопрос «Раскаяние — это что такое?» прост, но немногие могут отличить раскаяние от покаяния, так как считают, что эти слова означают одно и то же, однако различия все же имеются. Итак, если говорить о покаянии, то это чувство вины, некое духовное переживание и несколько больше чем раскаяние, которое ощущаешь лишь тогда, когда очень сильно сожалеешь о совершенном поступке.

Кающийся человек признается перед Господом, что идет по ложному пути и жаждет найти истинный путь. Он видит свои грехи и осуждает себя не только за свои нелицеприятные действия, но и за свое падение в это греховное состояние.

Итак, когда человек покается в чем-то, он должен отречься от совершенного им греха, вернуться на путь благодетели и затем больше не делать того, о чем приходится потом так сильно сожалеть. Тогда, что такое раскаяние в полном понимании этого слова?

Надо отметить, что существует еще некоторые различия между покаянием и раскаянием. В покаянии нужно попросить прощения, что непременно должно привести к перемене жизни в лучшую сторону (плоду покаяния), а раскаяние — это простое сожаление, не более того.

Возьмем из библейского сюжета пример для более точного разъяснения.

Иуда ведь после предательства ним своего учителя Иисуса Христа за 30 серебряников сильно раскаялся, его слова были такие: «Согрешил я, предав кровь невинную». Однако он повесился, так как не смог покаяться.

А вот апостол Петр, отрекшись трижды от Христа, однако, принес Господу плоды своего покаяния — всю жизнь, сожалея о случившемся, он умывался слезами.

С покаянием и раскаянием в общих чертах мы уже разобрались, однако теперь во всю эту картину надо вписать сожаление, без этого чувства не прийти ни к тому, ни к другому.

Наверняка, именно с сожаления и начинается глубокое раскаяние, а за ним и искреннее покаяние. Ведь сожаление – это чувство печали, тревоги и огорчения по поводу невозможности чего-либо вернуть. Сожаление может означать жалость и сострадание к кому-либо.

Затрагивая вопрос о том, что такое раскаяние, сожаление и покаяние, с одной стороны к их определениям можно применить одни и те же трактовки, однако можно сказать и то, что это звенья одной цепи.

Сначала человек совершает какой-нибудь неблагонравный поступок, за который со временем ему становится стыдно — так начинает работать его совесть, которая будет похуже любого судьи, а затем повинного накрывает чувство сожаления. За всем этим наступает раскаяние, когда человек полностью понимает и принимает свою ошибку, а когда хочет исправиться и найти выход из сложившейся ситуации, приходит к покаянию на исповеди.

В человеческой жизни рано или поздно появляется необходимость покаяния, чтобы с этим получить моральное и нравственное очищение. Покаяние ведет к глубокому осознанию своего греха, сожалению и скорби, решительному желанию не повторять его в дальнейшем и исправиться делом и мыслью.

Покаяние – слово греческое, буквально означающее перемену мыслей или перемену ума. Каясь, человек не только осознает свою греховность, но и твердо готов бороться со своими дурными склонностями и страстями.

Вот такое состояние души соединяется с просьбой или молитвою о помощи к Богу.

И только при искреннем и сердечном покаянии открытая душа получает то благодатное врачевство, которое не допускает, чтобы душа вновь погрузилась в грех.

В православии есть Таинство, которое так и называется — Покаяние, при котором исповедующий свои грехи при видимом получении прощения от батюшки разрешается от грехов самим Господом.

Покаяние, как правило, предшествует Таинству Причащения, так как подготавливает душу ко вкушению Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Необходимость Таинства Покаяния заключается в том, что человек после Таинства Крещения становится христианином.

Омывший таким образом свои грехи, он по немощи своего природного человеческого естества продолжает грешить. Вот эти грехи и отделяют человека от Господа, ставя между ними преграду.

Своими силами человек никогда не сможет превозмочь этот болезненный разрыв, если бы не было покаяния, которое помогает сохранить обретенное в Крещении единение с Богом.

Покаяние – это, прежде всего, духовный труд, в результате которого совершенный человеком грех становится ненавистным ему.

В Евангелии от Луки сказано: «Если не покаетесь, все так же погибнете». На Небесах больше радости будет об одном кающемся грешнике, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

Человек всю свою земную жизнь проводит в непрерывной борьбе с грехом, у него бывают тяжелые поражения и падения. Но, несмотря на это, настоящий христианин не должен поддаваться унынию, в любом случае ему надо подниматься и продолжать свой путь, так как Божье милосердие бесконечно. Надо взять свой крест и идти за Христом.

Плод покаяния – получение примирения с Богом, со своей совестью и людьми, и обретение духовной радости освобождения от наказаний за исповеданные грехи в вечной жизни. Это и послужит ответом на вопрос: «Раскаяние — это что?».

20 фото кошек, сделанных в правильный момент Кошки — удивительные создания, и об этом, пожалуй, знает каждый. А еще они невероятно фотогеничны и всегда умеют оказаться в правильное время в правил.

Почему некоторые дети рождаются с «поцелуем ангела»? Ангелы, как всем нам известно, относятся доброжелательно к людям и их здоровью. Если у вашего ребенка есть так называемый поцелуй ангела, то вам нечег.

9 знаменитых женщин, которые влюблялись в женщин Проявление интереса не к противоположному полу не является чем-то необычным. Вы вряд ли сможете удивить или потрясти кого-то, если признаетесь в том.

Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость создана для экспериментов над внешностью и дерзких локонов. Однако уже посл.

Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.

Чарли Гард умер за неделю до своего первого дня рождения Чарли Гард, неизлечимо больной младенец, о котором говорит весь мир, умер 28 июля, за неделю до своего первого дня рождения.

Источник: http://razvitielife.ru/vospitanie/psikhologiya/24396-raskayanie-eto-chto-v-chem-otlichie-raskayaniya-ot-pokayaniya

Сожаление и раскаяние

Сожаление и раскаяние

Одной из отличительных черт BP / NP является отсутствие у них истинного сожаления. Несмотря на то, что BP / NP может сказать, что он / она сожалеет, часто чего-то не хватает. BP / NP может сожалеть о каком-либо действии, но в их ответе трудно понять истинное раскаяние.

В чем разница между сожалением и раскаянием? Сожаление связано с тем, что вы не предприняли особого действия.

Вы можете пожаловаться на это, потому что это причиняет боль кому-то другому, но вы также можете пожалеть об этом, потому что это причиняет вам боль, это стоило вам что-то эмоционально или финансово или привело к наказанию или нежелательному результату.

Жалование может заставить человека почувствовать печаль, горе, боль и гнев, но это может быть для боли, которую он / она чувствует для себя, а не для другого человека, который был ранен поведением.

BP / NP определенно может испытывать сожаление. Но разве BP / NP испытывают угрызения совести? Растолкование включает в себя самопокращение, признание собственных ошибок и ответственность за ваши действия.

Это создает чувство вины и печали за то, что причиняет кому-то боль, и ведет к исповеди и истинным извинениям. Он также перемещает раскаявшегося человека, чтобы избежать повторного действия.

С сожалением приводит человека, чтобы избежать наказания в будущем, в то время как раскаяние ведет к тому, чтобы в будущем избежать вредных действий в отношении других.

BP / NP могут научиться не попадать в плохое поведение и избегать возмездия, но они редко учатся не болеть чужими чувствами или учатся не пересекать границы других людей, потому что на самом деле они думают, что все, что они делают, на самом деле вызвано другие.

BP / NP не несут ответственности за свои собственные настроения или действия, поэтому они не испытывают угрызений совести. Вместо этого они обычно злятся на вас за негативное реагирование на их действия. Они редко замечают, что они причинили вам боль или оскорбили вас или изложили свои мнения или взгляды.

Когда вы указываете, что они сделали что-то обидное, они обвиняют вас в том, что они «слишком чувствительны» или слишком субъективны или просто не любят.

Раздражение исходит из истинного сочувствия к боли, которую испытывает другой человек из-за ваших действий.

BP / NP редко чувствует угрызения совести, потому что они не чувствуют себя очень сочувственно, и они не понимают, что они несут ответственность за то, что они говорят, чувствуют или делают. С другой стороны, у смотрителей слишком много сочувствия и слишком много раскаяния.

Слишком часто Смотритель думает, что он / она вызывает все, что происходит в отношениях, включая чувства, реакции и иррациональное поведение BP / NP.

Вы можете потратить огромное количество времени, пытаясь проанализировать, какой маленький нюанс вашего выражения лица, тон голоса или формулировка «заставили BP / NP реагировать таким негативным образом на вас. Но, на самом деле, вы вообще не вызывали реакцию BP / NP. Наблюдатели извиняются за все, в то время как BP / NP тратит все свое время, обвиняя вас.

Итак, как вы можете сказать, если кто-то сожалеет или раскаялся? Заявления о сожалении обычно звучат так:

Мне жаль, что ты так и сделал.

Я не оправдываюсь, но вы тоже это делаете.

Я не должен был этого делать. Я не хочу тебя злиться.

Почему ты не можешь отпустить его? Это в прошлом.

Вы знаете, я не это имел в виду.

Пожалуйста, прости меня. (Просить прощения – это не то же самое, что извинение.)

Заявления о раскаянии приводят к истинным извинениям, включая беспокойство за ваши чувства и ответственность за их действия:

Мне жаль, что я причинил тебе боль. Что я могу сделать, чтобы помочь вам?

Я вижу боль, которая вызывает тебя.

Я бы не сказал / сделал _________________. (конкретно указано)

Вы имеете право злиться.

Я был неправ.

Я понимаю, что это может занять некоторое время, чтобы покончить с собой.

Как я могу помочь вам чувствовать себя лучше?

Не только слова разные, эмоциональная озабоченность раскаянием глубоко ощущается и передается с уделением особого внимания исправлению. Жалость часто кажется плоской, без эмоций и более сосредоточена на том, чтобы двигаться дальше и получать «наказание».

Прислушайтесь к словам и настройтесь на свои чувства, когда BP / NP извинится. Это искренне? Вы чувствуете себя услышанным, и, прежде всего, вы чувствуете их любовь и заботу? Не обесценивайте свой ответ. Если он не чувствует себя действительно лучше, тогда это только сожаление, а не раскаяние.

Solutions Collecting From Web of «Сожаление и раскаяние»

Источник: http://ru.psy.co/16749.html

Ссылка на основную публикацию