Путь к самостоятельности — психология

6 шагов на пути к самостоятельности

Путь к самостоятельности - психология

После рождения малыша у родителей возникает множество вопросов относительно его потребностей и воспитания. Активное познание ребенком окружающего мира формирует желание все делать самому. Самостоятельный ребенок — желание и стремление каждого родителя.

Что такое самостоятельность

Воспитывать самостоятельность у ребенка родители начинают в школьном возрасте, и перед ними возникает вопрос, какой метод воспитания выбрать. Для начала необходимо дать определение, что такое самостоятельность. В обширном понимании — способность руководить своей жизнью без посторонней помощи.

Для детей самостоятельность — это способность:

  • совершать действия без посторонней помощи (родителей, братьев, сестер);
  • делать ежедневные дела без контроля взрослых;
  • сознательно выполнить действие по просьбе родителей;
  • сознательно принимать решения в незнакомой ситуации;
  • осознанно действовать в непривычной среде;
  • оценивать свои поступки, предвидеть результат;
  • контролировать себя;
  • применять уже известные способы решения задач и действия в незнакомой среде.

Как вырастить уверенного малыша

В процессе воспитания перед родителями возникает не только вопрос о том, как воспитать в ребенке самостоятельность, но и как сделать его уверенным в себе. Для этого:

  • Хвалите за конкретное действие, процесс выполнения, приложенные усилия.
  • Перед сном говорите о своей любви, о том, что он сделал хорошего за день.
  • Доверяйте ребенку.
  • Советуйтесь с ним.
  • Устанавливайте правила, объясняйте их.
  • Слушайте, проявляйте интерес к его делам, увлечениям.
  • Объясните малышу, что мысли других людей могут отличаться от его и ваших взглядов.
  • Уважайте его. Не унижайте, не оскорбляйте, не смейтесь над ним.
  • Научите говорить нет, пусть даже окружающие скажут, что мама не воспитывает.

Как воспитать в ребенке самостоятельность

Самостоятельность не дается с рождения, она приходит постепенно в процессе роста, формирования личности. Поэтому на каждом этапе жизни малыша следует применять различные правила воспитания самостоятельности у ребенка. Существует множество средств и способов воспитания самостоятельности, которые сформированы в правила.

Самостоятельность по возрасту

Самобытность детей должна соответствовать их возрасту, не забегайте вперед. Каждый родитель начинает воспитывать малыша с пеленок, постепенно учит необходимым навыкам: самостоятельно есть, самостоятельно ходить, разговаривать, общаться с детьми, взрослыми, убирать игрушки и одеваться.

1. Воспитывайте с пеленок

Самый эффективный метод — воспитание детей с младенчества. Дайте возможность самостоятельно двигаться, сделать попытку сесть, поползти, встать на ноги, выбрать игрушку. Для младенца это проявление самостоятельности.

2. Оценивайте поступки

Давайте оценку поступкам, а не малышу. Поощряйте действия, стремление к самостоятельности. Например, малыш вымыл посуду, убрал игрушки, похвалите его, даже если сделал это недостаточно хорошо.

3. Учите чадо

Самостоятельный ребенок — результат кропотливой работы родителей. Прежде, чем требовать, нужно научить. Покажите, где место для игрушек, убирая их вместе, как пользоваться ложкой или рисовать.

4. Поощряете желания

Если чадо хочет все делать с вами, не отказывайте. Дети стараются подражать взрослым. Помогите, покажите, как правильно делать домашние дела.

Не ругайте, если он пропылесосит стол, уронит на пол тарелку в процессе мытья. Старайтесь максимально вовлекать малыша в домашние дела: уборку, приготовление еды, выбор продуктов, предметов быта.

Для этого используйте фразу: «Хочешь еще помочь маме, давай сделаем… вместе».

5. Помогайте понять ошибки

Не переделывайте вместо малыша. В силу возраста дети не могут выполнять действия, аналогично взрослым. Если малыш сделал что-то плохо, похвалите его и предложите переделать хорошо, только вместе. Так вы не отобьете желание помогать. Не стремитесь сделать дела, не дождавшись малыша.

6. Не торопите, не помогайте

Если позволяет время, дайте возможность малышу надеть брючки самостоятельно, проявив терпение. Он может сам попросить вас о помощи при необходимости. В процессе развития самостоятельности огромную роль играют образовательные учреждения. В детском саду все становятся самостоятельными, беря пример со старших детей.

На ошибках учатся

Ложный шаг — способ познать новое, развить самостоятельность. Вместо постоянного контроля, выделения ошибок, надо сказать: «Давай помоем посуду (уберем игрушки, завяжем шнурки) вместе».

Про обязанности

Определите обязанности каждого члена семьи. Малыш должен видеть, что делают все (родители, братья, сестры) и брать пример.

Не навязывайте ребенку обязанностей не по возрасту. Не заставляйте дошкольника 5 лет приглядывать за младшей сестрой, постоянно помогать. Это может привести к обратному эффекту.

Уважайте чадо, его выбор

Еще один способ развития самостоятельности — уважение желаний, интересов. Дитя должно самостоятельно решать, что ему интересно. Включайте малыша в процесс выбора одежды, кружка, задавайте вопрос, нужно ли ему это, зачем, чтобы получить ответ. Например, пойду на этот кружок, потому что хочу рисовать, быть сильным, красиво танцевать.

Очень интересен опыт воспитания детей в американских семьях. Там особое внимание уделяется правам ребенка с самого раннего возраста.

Нельзя

Сократите возможность тотального контроля. Непрерывный родительский контроль, ограничения приводят к снижению желания пробовать что-то новое. Сократите количество «нельзя». Все запреты должны касаться безопасности ребенка.

Верьте в чадо

Самостоятельный ребенок — малыш, которого поддерживали родители, верили, хвалили, помогали. При любой неудачной попытке мотивируйте малыша словами, побуждайте попробовать снова. Верьте, что у него все получится, и в это поверит сам малыш.

Развивайте ответственность

Ребенок должен осознавать свои поступки, предвидеть последствия действий, давать оценку поступку. Для этого укажите, например, на то, что может случиться, если он бросит чашку на пол.

Самостоятельная игра

Научите его находить занятия, играть самостоятельно. После года малыш должен находить себе занятие, не требовать постоянного внимания. С возрастом увеличений должно становиться больше. Этот пункт, при его выполнении, поможет людям, страдающим родительской опекой, снизить тотальный контроль.

Направляйте, не управляйте

С возрастом отпускайте чадо от себя. Дайте чувство уверенности. Объясняйте. Фокусируйте на важных моментах. Предоставьте право выбора.

Станьте примером

Без родительской активности, примера малыш не сможет оценить важность действий. Он останется в стороне, если родители не проявляют активность, интерес к определенным занятиям. Например, папе лень выносить мусор, вряд ли ребенок будет это делать.

Воспитание самостоятельности у ребенка — очень кропотливый процесс, который требует полной вовлеченности родителей. Придерживаясь простых правил, описанных выше, стать хорошей мамой просто.

Очень часто впервые сталкиваться с детской несамостоятельностью родителям приходится лишь тогда, когда ребенок начинает посещать детский сад, а то и вовсе отправляется в школу. И тут на бедного ребенка обрушиваются не только насмешки сверстников, но и крики любимых родителей: «Как же ты дошел до жизни такой, что не умеешь завязывать шнурки?!».

Но ведь самостоятельность — это не только наличие элементарных навыков самообслуживания.

Самостоятельный или непослушный?

Самостоятельность — это умение оценивать происходящие события, действовать в соответствии с ситуацией и осознанно принимать последствия своих действий.

Так, если малыш целый день не слазит с маминых рук, это ничего не значит, что бы там ни говорили вечно всем недовольные окружающие. Возможно, он приболел, расстроен, напуган, соскучился по тактильному контакту или даже чувствует, что маме грустно и одиноко, и пытается в меру своих детских силенок поддержать ее, отвлечь и утешить.

Если он знает, что хочет кашу, но готов перекусить йогуртом и подождать, пока мама сходит в магазин за крупой, если он хочет надеть босоножки, но, посмотрев на дождь за окном, со вздохом вытаскивает резиновые сапожки, если он устраивает скандал вероломному «диванному» папе, не сдержавшему обещания «вечером поиграть», — он вполне самостоятельный ребенок. Он знает, чего хочет, адекватно реагирует на происходящее вокруг и принимает решения, учитывая их последствия. Но разве с ним легко и удобно?

В отличие от самостоятельного, непослушный малыш будет капризничать по всем трем поводам, ведь для него, кроме его «хочу», нет иных аргументов. Но ему можно дать конфетку, накричать, заставить — и через минуту он уже забыл, чего там хотел, сделав все так, как решили вы.

Вырастить самостоятельного ребенка не так просто, как кажется на первый взгляд. И не только потому, что «он не хочет». А хотите ли этого вы?

Первый год жизни

Начинать действовать нужно с самого рождения. Специалисты утверждают, что уже с первых дней жизни крохи у родителей есть возможность заложить фундамент его характера. Воспитание самостоятельности у детей необходимо начинать как можно раньше.

Стоит руководствоваться разным подходом в общении с маленькой, зависящей от вас во всем, но уже отдельной личностью. И поскольку в общении очень важно понимание, полезно внимательно, без паники и чувства вины («мой малыш плачет — я плохая мать!») научиться различать разные виды звуков, которые кроха издает.

Как правило, мамы очень скоро начинают понимать, чего требует малыш: хочет ли он есть, спать, ему холодно или он просто соскучился и хочет обсудить события дня.

Побеседовать можно и перекликаясь через комнату, и покрикивая из кухни: «Да, мой хороший, ты абсолютно прав!», и извинившись: «Прости, отлучусь, мне нужно в душ».

Если малыш не умеет говорить, это еще не значит, что он глуп. И разницу между тем, что его игнорируют, бросают одного без предупреждения или, уважая его интересы, оставляют на несколько минут по необходимости, понимает прекрасно. Это не значит, что он не выскажет вам свое неудовольствие. Но ведь ивы, будучи взрослой, порой бываете недовольны в таких ситуациях и не стесняетесь в выражениях.

Малыш тянется к погремушке? Не спешите пододвинуть ее ближе. Он справится сам, не сегодня, так завтра. Кроха осваивает ползание и упорно движется к кубикам? Можете подставить ладонь под ступни, чтобы ему легче было отталкиваться, но до желанной цели пусть добирается сам.

Не стоит вскакивать и с умильным кудахтаньем нести к его ногам весь мир. Не лишайте своего будущего чемпиона возможности завоевывать свои победы. Но и про восхищение не забудьте. Сам кушает ложкой! Сам натянул носочек! Сам прилег подремать днем! Он у вас — просто молодец.

В возрасте до 2 лет ребенок увлечен игрушками. Предоставьте ему полную свободу деятельности. Пусть без помех закутывает в платочек экскаватор, а тарелочками из игрушечного сервиза украшает башню из кубиков. Специалисты рекомендуют не навязывать ребенку стереотипные действия. Дайте ему возможность дойти до всего самому, проявить самостоятельность, развить творческое мышление.

Кроме того, не приучайте его к тому, что вы постоянно находитесь рядом. Самостоятельный ребенок какой-то отрезок времени может и хочет заниматься с игрушками без ваших полезных, но необходимых подсказок и участия.

Конечно, это не значит, что он должен оставаться без присмотра. Спокойно занимайтесь своими делами, обмениваясь с крохой улыбками и отвечая на его вопросы, но не вмешиваясь в игры малыша.

В противном случае он будет требовать вашего присутствия постоянно. Ребенок будет не в состоянии развлечь себя самостоятельно, ему будет скучно и неинтересно одному, ведь вы убедили его, что без вас игрушки не имеют смысла.

Вам постоянно придется слышать просьбу «Поиграй со мной», ведь именно вы заняли место его любимой игрушки. Только вы знаете, как надо играть, во что надо играть, когда надо играть.

Без вас он играет неправильно! Да что он вообще без вас может? Стоп, стоп, кажется, вы немного заигрались.

«Самостоятельность» не равно «одиночество»

Так же обстоит дело и с помощью по дому. К двум годам уже можно и нужно приучать малыша убирать за собой игрушки.

Опыт показывает, что далеко не всем родителям это оказалось под силу, и груды игрушек по всей квартире — их удел на долгие годы.

Почему? Малыш строит «баррикады», чтобы отвоевать у вас личное пространство? Он — творческая личность, и эти «горы» — цельное пространство его фантазии? Или он просто ненавидит домашнюю работу и считает ее наказанием? Возможно, как и вы?

Начинайте убирать игрушки в игровой форме: игрушки очень устают и хотят пойти спать в свои домики. Первое время убирайте вместе, затем постепенно полностью перекладывайте это занятие на ребенка, и оно станет привычным.

Читайте также:  Цветотерапия - психология

Убранные игрушки — это не только скучный порядок, это освобожденное пространство для бега, для катания мячика, это чудесная чистая комната, полная свежего воздуха. Порадуйтесь с малышом результату его усилий: Молодец! Посмотри, как хорошо ты сделал сам!», и самостоятельность будет доставлять ему довольствие.

Но если малыш почувствует, что его навыки самообслуживания лишают его возможности ощущать ваши прикосновения: «Одевайся сам, а я пошла готовить завтрак», заботы: «Ешь сам, а я пока, стоя к тебе спиной, помою посуду», внимания: «Читай сам, а я пошла смотреть телевизор», он быстро перестанет быть самостоятельным. Так ведут себя старшие дети, лишенные привычного родительского внимания после появления в доме малыша.

Вы оставляете кроху в покое не только тогда, когда вам нужно отвлечься на домашние дела: «Отстань, готовить обед для меня важнее, чем заниматься с тобой». Ваши дела важны одинаково. Сейчас вы вместе уберете комнату, вместе приготовите обед, а потом вместе присядете отдохнуть.

Малыш сам, сидя рядом с вами на кухне, будет играть с крупой или коробочками, под искренние ваши похвалы и благодарность за помощь в готовке.

Он оденется сам, если вы быстренько обнимете и погладите его перед тем, как убежать на кухню, дав необходимую ему с утра порцию нежности и уверенности в вашей любви.

Малыш должен знать, что быть самостоятельным это обретение новых возможностей, а не потеря вашей заботы и внимания. И тогда разумная самостоятельность станет его вторым «я».

Я сам!

Три года — очень важный период в жизни ребенка, ознаменованный пресловутым кризисом «Я сам». И именно сейчас очень важно повести себя настолько правильно, чтобы не отбить у крохи охоту что-либо делать на долгие годы.

Вот здесь-то вечно спешащих мам и пап и подстерегают ловушки — «проще сделать самому». Позволить карапузу мыть посуду? Да он же зальет все кругом водой, обольется сам, обязательно что-нибудь разобьет, да еще и порежется, не дай Бог! Да, придется пока стоять рядом, руководить, контролировать.

Один, два, три раза. А на четвертый вы и сами поймете, что можете доверять своему ребенку это нехитрое дело. И не вмешивайтесь, если он не просит о помощи! Кроме того, даже если он и обольется с ног до головы — ничего страшного в этом нет.

Наоборот, ребенок должен быть готов встретиться с последствием своих действий.

Даже если у него что-то не получается, надо учить его ни останавливаться, ни опускать руки. То есть, если ребенок разлил в процессе уборки воду, вместо фразы «Какой ты безрукий» нужно спокойно показать ему, как сделать правильно.

Не менее важно предоставлять ребенку право выбора. Берите его с собой за покупками — пусть он сам выбирает понравившиеся вещи. Утром, собираясь в детский сад, спрашивайте у него, что бы он хотел надеть. Планируя выходные, интересуйтесь, что для него более увлекательно: сходить в парк или остаться дома почитать книжку. Приучайте его иметь свое мнение.

Для того чтобы вырастить самостоятельного ребенка, придется потрудиться. А кто говорил, что будет легко?

Из каждого правила бывают исключения

Если малыш расстроен, приболел, устал — не настаивайте на ежевечерней уборке и выполнении других обязанностей. Пусть уляжется в кроватку, устроится поуютнее, возможно, даже получит кружечку теплого молока прямо в постель, и спокойно уснет, набираясь сил и здоровья. Ведь порядок наводится для него, а не он живет в этой комнате ради поддержания в ней порядка.

6 шагов на пути к самостоятельности Ссылка на основную публикацию

Источник: https://nello.ru/vospitanie/razvitie/kak-vospitat-samostoyatelnogo-rebenka/

Самостоятельность Самостоятельный

Самостоятельность Самостоятельный

22.08.2013 by petr8512

Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее.

Автор афоризма: Ларошфуко Ф.

Быть свободным значит не предаваться безделью, а самостоятельно решать, что делать и чего не делать.

Автор афоризма: Лабрюйер Ж.

       Самостоятельность как качество личности –  способность жить за свой счет, отдельно от других; обладать собственной инициативой, ставить себе цели и самому их достигать.

В самом начале времён было дело, когда только-только были созданы все твари земные. Вышел перед ними специальный ангел с корзинкой, а в ней чего только нет, самые разные полезные качества, на любой вкус. Ну и стали все твари разбирать, кому что.

Лиса взяла хитрость, мышь — запасливость, муравей — трудолюбие и т. д. И как обычно бывает в таких случаях, последнему ничего не досталось. А кто был последним? Правильно, человек. И ему, самому обделённому, ангел отдал пустую корзинку.

Говоря человеческим языком — оставил способность учиться и наполнять корзинку по собственному разумению, самостоятельно.

       Самостоятельность становится качеством личности, когда человек  осознанно делает собственный выбор, начинает сам принимать решения, чувствует за них ответственность и имеет возможность оплачивать эти свои решения.

Самостоятельный человек под руководством разума сам распоряжается своей жизнью, сам обеспечивает свое существование, владеет навыками самоконтроля, не является рабом чужих мнений и оценок. Самостоятельному человеку не придет в голову осуждать кого-то, что его не содержат и что ему не помогают.

Он сам стоит на своих ногах, то есть добился финансовой независимости от других.

          Может сложиться впечатление, что самостоятельность – это делай, что хочу, только отвечай за это и вовремя плати. Это поверхностный подход к данному качеству личности. Желание «Я хочу» приходит к человеку по судьбе.

  У него возникает иллюзия, что он самостоятельно  решает, что ему делать в каждой жизненной ситуации. Это только иллюзия. К примеру, студент сдал сессию. Ум ему шепчет: «Сдал экзамены – уйди в запой. Ты заслужил». Студент, прислушиваясь к уму и чувствам, думает: «Я самостоятельный человек.

Имею желание и имею возможность напиться. Я свободен делать свой выбор». Но всё не так просто. Желание напиться пришло в настоящее из прошлого.

Настоящая свобода выбора, истинная самостоятельность возникают у человека, когда включается разум, который действует в режиме нужно это или не нужно, правильно так поступать или не правильно. Человек в отличие от животного может влиять на качество своей жизни, то есть самостоятельно творить свою судьбу.

Когда достигается унисон души и разума, когда человек делает выбор на базе их согласия, он проявляет подлинную самостоятельность. Следуя желаниям настоящего, а на самом деле пришедших из прошлого, человек проявляет несамостоятельность и зависимость от своей плохой судьбы. Это важный момент в понимании подлинной самостоятельности.

Советую почитать:  Суетливость Суетливый

          Самостоятельность – это не нитка без иголки, это не изоляция от других, это не пренебрежение мудростью жизни и ученической преемственностью. Самостоятельность положительна, если через нее реализуется благоразумие и здравомыслие.

Если человек действует самостоятельно только из желания подчеркнуть свою взрослость и независимость и при этом пренебрегает авторитетным, истинным знанием, его самостоятельность превращается в один из пороков – глупость, упрямство, неблагоразумие.

           Кратчайший путь к успеху – найти самого лучшего наставника, который по цепи ученической преемственности усвоил авторитетное знание, то есть знание, которое прошло проверку временем и дало миру множество примеров реализованной успешности. Глупая самостоятельность пойдёт другим путем.

Она откажется от наставника, и будет самостоятельно тратить годы на изучение различных первоисточников, заплутает в них и создаст в уме полный хаос и раздрай несистематизированного знания. Уйдут годы, чтобы сделать полученные знания частью своего опыта.

Иными словами, самостоятельность хороша, когда она подкреплена преемственностью всего лучшего, что создало человечество. Отрицание и игнорирование чужого опыта, неприятие мудрых советов – это признак не самостоятельности, а неуважительности к людям и откровенно выраженной глупости.

Такая негативная самостоятельность приводит к утрате разума под воздействием своего агрессивного эго. Эго сжигает разум. Поэтому такая самостоятельность крайне вредна и, соответственно, никому не нужна.

       Анекдот в контексте этих мыслей. Звонок в компанию, которая занимается ремонтом оргтехники: — Мой принтер стал плохо печатать! — Да, скорее всего, его надо просто почистить. Это стоит 40 долларов.

Но лучше вам прочесть инструкцию и выполнить эту работу самостоятельно. Удивлённый клиент: — А ваш директор знает, что вы так препятствуете бизнесу? — Да вообще-то, это его идея.

Мы получаем куда больше прибыли, когда позволяем нашим клиентам сначала самим попытаться что-то отремонтировать.

Советую почитать:  Сермяжность

        Психологи выделили целый ряд свойств, составляющих сущность самостоятельности и связанных с нею психических явлений: способность к самоутверждению, поддержанию стабильности Я, самоконтроль, умение регулировать собственное поведение и эмоциональные реакции, умение сохранять собственное мнение вопреки внешнему давлению, склонность брать на себя ответственность за важнейшие события своей жизни, а не винить в них других людей, объективные обстоятельства или судьбу и т. д. И.С. Кон пишет: «Самостоятельность как свойство личности предполагает, во-первых, независимость, способность самому, без подсказки извне, принимать и проводить в жизнь важные решения, во-вторых, ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и, в-третьих, убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно».

         Исполнять приказы легче, чем действовать самостоятельно. Но чужими зубами невозможно жевать и, кроме того, существует опасность потерять себя, раствориться в чужих вкусах и желаниях.

  Фрэнсис Скотт Фицджеральд в книге  «Ночь нежна» пишет: «Или думай сам — или тот, кому приходится думать за тебя, отнимет твою силу, переделает все твои вкусы и привычки, по-своему вышколит и выхолостит тебя». Есть такая притча о великом менеджере. Он придёт и скажет. Предложение всем показалось заманчивым. Но он пришёл и сказал: — Ничего не получится.

И всем сразу стало ясно, что, конечно же, ничего не получится. Что и не могло получиться ни при каких обстоятельствах. И почему именно не получится. И что именно произойдёт, если попытаться это всё же осуществить. Идея всем показалась нереальной.

Но он пришёл и сказал: — А почему нет?! И всем сразу стало ясно, что, конечно же, всё может прекрасно получиться, и посыпались предложения, что и когда конкретно нужно сделать. Дело пошло. Потом и эти немногие слова он стал экономить. Только посмотрит иронически или в согласии прикроет глаза, и всем всё становилось ясно: и в целом и в подробностях.

Его спросили: — Почему так получается? Ведь, в конце концов, оказывается, что мы и так всё знали сами. Почему же мы так беспомощны? — Не вы беспомощны, а я не совсем ещё бесполезен. Вам нужна монархия, а не монарх. Потом он тяжело заболел. И только изредка мог в течение нескольких лет что-то показывать глазами. Когда он умер, дела разладились.

Советую почитать:  Самоосмысление

       Разумная самостоятельность – несомненная добродетель.

Ее жирный плюс описал Робин Шарма в совершенно изумительной вещи «Монах, который продал свой «Феррари»: «Самое волнующее здесь то, что каждое проявление храбрости, каждое выражение доброты, каждый поступок, говорящий об ответственности перед собой, немедленно вознаграждается: каждый раз, когда ты делаешь то, что считаешь правильным, и следуешь собственной истине, а не диктату толпы, с тебя осыпается ещё один слой грязи, покрывающий твоё истинное «Я», и наружу пробивается и начинает светиться еще одна частица твоей золотой сущности».

Читайте также:  Метод: смена мотивации - психология

Источник: https://podskazki.info/samostoyatelnost/

Консультация на тему: ПУТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Консультация на тему: ПУТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

ПУТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

С первых дней жизнь ребёнка состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, одевание и раздевание, приём пищи, пользование туалетом и пр.

Выполняя бытовые процессы, ребёнок осваивает серию культурно-гигиенических навыков: мыть руки, чистить зубы, пользоваться ложкой и вилкой. Эти навыки – одна из составляющих культуры поведения человека в быту.

Они определяют содержание действий человека, за ними стоят нормы морали, правила поведения.

Навык – это частично автоматизированное действие. Он формируется в результате многократных повторений и характеризуется высокой степенью освоения, а также отсутствием поэлементного контроля. Человек не осознаёт, как он выполняет действие, оно совершается как бы само собой. Навык, ставший потребностью, это привычка.

Культурно-гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребёнка не имеют общественного мотива (сделать что-либо для другого), они направлены на самого себя.

Освоение культурно-гигиеническими навыками даёт возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а также предпосылки для самоконтроля. Начинает развиваться воля.

Ведь всякое действие даётся ребёнку с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло.

Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, надеть свитер правильно, а не задом наперёд. Мама сделает это лучше  да и быстрее.

И если взрослые спешат прийти ребёнку на помощь при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте».

Нужно добиваться того, чтобы ребёнок понял: для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Для ребёнка должно стать важным  качество выполнения действия, он должен учиться доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться.

При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, инициативность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.

Наверное, следует напомнить об обязательном условии формирования  культурно-гигиенических навыков – наглядном примере взрослых. Ребёнок очень наблюдателен, многое подмечает в поведении взрослых. При этом он начинает подражать их привычкам, манерам.

Трудно убедить ребёнка, что нужно аккуратно складывать свои вещи, чистить обувь, если окружающие не всегда так поступают. Взрослый должен требовать от ребёнка выполнения того, что он сам повседневно делает. К тому же должно соблюдаться единство требований со стороны всех воспитывающих.

  Пусть мама не помогает одеваться, но если это делает бабушка, тогда формирование навыка задерживается.

Нужно помнить, что ребёнку трудно правильно выполнять то, что кажется взрослым простым и обыкновенным. Поэтому необходимо быть очень внимательными, поддерживать всякое стремление ребёнка к самостоятельности, всякое проявление активности.

Похвала, умелое поощрение создают одно из необходимых условий формирования навыка, ведь если деятельность сопровождается положительными эмоциями, то она выполняется увереннее и быстрее осваивается. Радуясь своим успехам, ребёнок стремится их повторить.

Оценивать необходимо не ребёнка, а его действия, подчёркивать, что он правильно выполнил. А если сделал неправильно, то надо показать, как исправить ошибку.

«К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживают награды» (Дж. Рёскин).

Ещё один важный момент. Оценивать действия ребёнка нужно объективно, развёрнуто, обращая внимание на качество их выполнения. Причём делать это необходимо как по ходу процесса, так и по его окончании: «Ты правильно открыл кран, поэтому вода льётся понемногу и брызги не летят на пол».

Несколько слов о туалетных проблемах. Эта тема настолько насущна, что её необходимо коснуться. Не забывайте дать своему ребёнку одну очень важную инструкцию. Объясните  своему малышу, что ему придётся ходить в общественный туалет. Покажите, как пользоваться туалетной бумагой, как справляться со своей одеждой.

Эти навыки принадлежат к столь «низкой» сфере нашей жизни, что мы предпочитаем их не обсуждать. Поэтому наш ребёнок, покинув родные стены, сталкивается с проблемами, которые могут обернуться для него психологической травмой. Развивая ребёнка, читая ему, гуляя с ним по музеям и театрам, не забывайте о «низком».

Тем более что это «низкое» является элементарными гигиеническими навыками самообслуживания, которыми ребёнок должен овладеть дома, под вашим руководством.

    Итак, уважаемые родители, будьте начеку и не пропустите то время, когда ваш ребёнок уже сможет справиться с определённой долей ответственности за себя. Не бойтесь предоставить ему эту возможность.

Как узнать, когда он уже «готов»? Наблюдайте за ним, задавайте вопросы, намёками пытайтесь подвести его к желаемой модели поведения – маленькими шажками двигайтесь навстречу большой конечной цели. И помните главное правило: будьте реалистичны в своих требованиях.

Не забывайте, что у ребёнка всегда уходит больше времени на выполнение любого задания, чем у взрослого человека. Кроме того, детям необходимо много часов практики, поэтому вторым правилом, о котором следует помнить, является терпение.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/01/09/put-k-samostoyatelnosti

5 Шагов Стать Самостоятельным и Независимым Человеком

5 Шагов Стать Самостоятельным и Независимым Человеком

Если вы всегда думали о том, чтоб стать самостоятельным и независимым человеком, но все еще не уверены в том, как и с чего начать, здесь вы прочтете о пяти простых шагах, которые вы сможете использовать на своем пути к независимости.

Вы хотите меньше зависеть от других и быть более независимым? Были ли у вас моменты, когда вы хотели быть более самостоятельным и чтоб ваши близкие люди меньше беспокоились о вас?

Люди, которые являются независимыми, кажется, что знают, чего они хотят и как добиться этого. Они кажутся более уверенными и счастливыми. Они могут заботиться о себе и о других.

Они, кажется, имеют свои собственные мысли, и не так зависят от чужого мнения. Они являются добытчиками, когда речь заходит об их решениях и действиях, они – люди с независимым мнением.

Они берут на себя ответственность за себя, свои мысли и свои действия.

Если вы действительно хотите стать самостоятельным и независимым человеком, вам необходимо узнать об этих пяти шагах, которые помогут вам не только в этом, но дадут возможность достичь гораздо бо́льших высот.

1. Поймите, кто вы

Вы сможете быть тем, кем вы хотите быть, когда поймете, кто вы. Узнайте себя изнутри.

Задайте себе вопросы: Что делает вас счастливым? Что раздражает вас? Чем вам нравится заниматься? Что вы не хотели бы делать, даже за миллион долларов? Что вам не дано делать? Каковы ваши сильные и слабые стороны? Какие решения вы принимаете для себя? Являются ли они основными жизненными решениями, или это ваш мини-выбор, который вы делаете на ежедневной основе? Что у вас есть и чего вы сто́ите?

Когда вы поймете, кто вы есть, у вас появится возможность найти способы, чтобы улучшить себя и стать самостоятельным, свободным и независимым человеком, то, о чем вы мечтаете.

Только тогда, когда вы поймете сами себя, вы сможете стать на свой собственный путь к свободе и независимости.

Получите четкое представление о том, чего вы хотите достичь, прежде чем начать работать в этом направлении.

2. Верните свою силу

Одним из важнейших факторов на пути к независимой и самостоятельной жизни является освобождение от контроля со стороны других людей. Учитесь меньше полагаться на других, чтобы сделать что-то для себя, чтобы заботиться о себе и принимать решения за себя.

Насколько хорошо вы заботитесь о себе? Что ваша семья говорит о вас, когда дело доходит до вашей самостоятельности? Всегда ли вы нуждаетесь в них, чтобы уберечь себя от определенных негативных ситуаций в жизни? Вы хорошо управляете своим пространством (чистота вашей комнаты, автомобиля, или на столе)? Как вы можете продемонстрировать людям, что вы не будете причиной их беспокойства? Верните свою силу.

Вы постоянно опираетесь на других людей в поисках поддержки? Есть ли у вас проблемы с речью, потому что порой может показаться, что вы не имеете своего собственного голоса? Вы часто находитесь под влиянием других людей? Возможно, бывают случаи, когда у вас уже есть в голове решение, но слово лучшего друга или комментарий родного брата заставил вас изменить свое мнение, и вы удивляетесь, почему вы никогда не можете принять свое решение. Чем больше вы полагаетесь на других людей для подтверждения своего решения, тем труднее для вас стать самостоятельным и независимым человеком.

Когда вы ищите одобрения или разрешения у другого человека, вы отдаете ему свою силу. Начните возвращать свою силу обратно, и вы будете медленно освобождать себя от контроля со стороны этого человека.

Научитесь принимать свои собственные решения, почувствуйте себя комфортно со своим решением, и начните строительство самого себя.

Чем больше вы будете практиковать процесс принятия решений, тем больше у вас будет вероятности стать самостоятельным и независимым человеком, — хотя иногда вы будете делать ошибки.

3. Практикуйте мыслить самостоятельно

Мыслить самостоятельно означает исследовать свой выбор, взвешивая варианты для себя, ища мнения других людей (для подсказки, а не для подтверждения), и доказывая самому себе, что вы можете.

Возможно, ваше решение в конечном итоге окажется неправильным, но это не значит, что вы должны остановиться и отдать свою силу обратно другим людям.

Например, вы можете захотеть покинуть родительский дом после того, как вы закончили учебу и нашли работу — и это здорово, за исключением того, что ваша сплоченная семья возражает против этой идеи.

Если вы выясните, почему они не согласны с тем, чтоб вы жили отдельно, вы поможете себе самому. Возможно дело в финансах? Может быть, что вы самый младший (младшая) и ваши родные чересчур опекают вас? Возможно, они обеспокоены тем, что вы не будете посещать их?

Какие еще причины могут быть? Как вы можете сказать им о своем решении, учитывая их сомнения? Вы всегда умели позаботиться о себе? Если нет, то как вы можете начать это делать? Это может оказаться сложней задачей так, как стать самостоятельным и независимым человеком означает, что вы начнете создание своего собственного жилья, при этом убедившись, что имеете регулярное питание, заботитесь о своем здоровье, в состоянии оплатить арендную плату и счета, и так далее.

Чтоб стать самостоятельным и независимым человеком, вы должны частично думать головой других людей, принимать их мысли, то, как они думают о вас. Сейчас объясню.

Когда вы думаете с точки зрения другого человека, вы можете получить более глубокое понимание себя и применить это к различным аспектам своей жизни.

Понимание того, что есть две (или более) стороны в ситуации позволит вам просматривать эту ситуацию по-разному и более объективно.

4. Просите о помощи

Быть самостоятельным и независимым также означает, что вы знаете, когда обратиться за помощью.

Читайте также:  Жена гения - психология

Если вы растерялись или запутались, и хотите отказаться от своей силы и позволить другим решать за вас, помните, что у вас есть возможность обратиться за помощью, когда вам это нужно.

Не знаете, как приготовить еду? Учитесь, просматривая пошаговое приготовления пищи по видео или распечатайте рецепты.

Не уверены, какую профессию выбрать для себя? Найдите нескольких людей, которые уже отучились по интересующей вас профессии, и попросите у них совета, но помните это просто совет, а не призыв принять решение.

Если вы хотите стать самостоятельным и независимым человеком, а в будущем стать лидером, просите помощи у людей, и помните, что это не говорит о вашей слабости или что вы сдали свой контроль над собой. Это означает, что вы достаточно сильны для того, чтобы выяснить, что вам нужно сделать, чтобы двигаться вперед.

5. Исследуйте все новое для себя

Чем больше вы будете исследовать, тем больше доступных направлений вы найдете для себя.

Вы можете учиться чему-то новому, посещая новые места, или через чтение хорошо написанных книг. Учитесь у других людей, как они справляются с различными ситуациями в жизни, в которых вы не сильны.

Участвуйте в мероприятиях, если таковые имеются и задавайте вопросы. Поглощайте опыт других людей и применяйте его к своим собственным ситуациям.

Есть много других способов, чтобы исследовать и стать самостоятельным и независимым человеком.

Путешествуйте в одиночку, где вы сразу же научитесь быть более независимым и самостоятельным, вызывайтесь добровольно, чтобы быть лидером команды для проекта на работе, например, делайте свои ежедневные маленькие выборы, не посоветовавшись ни с кем, приступайте к другим проектам, не относящимся непосредственно к вашей сфере деятельности без зависимости от кого-либо, и так далее.

Заключение

Иногда мы попадаем в ситуации, когда у нас нет иного выбора, кроме как быстро вырасти – я имею в виду, вырасти в своих глазах и глазах других людей. Несмотря на то, что это может быть необходимо для нашего выживания и нашего развития как личности, это может оказаться трудным для нас — узнавать вещи сложным путем.

Когда мы активно учимся быть более независимыми и самостоятельными, мы живем своей жизнью, сами себя контролируем, и, как правило, расширяем права и возможности, чтоб думать и действовать на основе того, что мы считаем правильным для нас и тех, о ком мы заботимся.

Нам нужно стать самостоятельными и независимыми людьми в этом взаимозависимом мире, потому что в этом проявится наша индивидуальность и наш рост как личности.

Прямо с сегодняшнего дня начните нести ответственность за себя и принимать меры, чтобы жить с большей свободой и стать самостоятельным и независимым человеком!

Как стать самостоятельным и независимым человеком? Мнение психолога

Источник: http://uspeh-woman.com/5-shagov-stat-samostojatelnim-i-nezavisimim-chelovekom/

Воспитание школьника. Как приучить ребенка к самостоятельности?

Все родители хотят, чтобы чадо успешно справлялось со школьными делами и оставалось при этом веселым и здоровым.

И все мы знаем, что хорошая учеба – это не только пятерки в дневнике, но еще и организованность: умение собрать рюкзак, записать в школе домашнее задание, вовремя сделать уроки, лечь раньше полуночи, встать по будильнику и одеться… Как помочь ребенку установить контроль над всеми этими процессами? Ведь от них во многом зависит его самооценка, отношения с учителями и одноклассниками. Да и нам с вами, прямо скажем, будет радостнее жить и общаться с ребенком, если свои школьные обязанности он научится отслеживать сам, а мы оставим себе роль ненавязчивого контролера и подстраховщика.

Ужас и хаос учебной жизни

Ребенок ушел в школу, забыв дома пенал и плавки для бассейна, дома поздно пообедал и болтал ногами до вечера, затем внезапно схватился за уроки (обнаружив, что не записал задания по паре предметов), впопыхах собрал рюкзак и забрался в постель на час-полтора позже, чем стоило бы. Знакомая картина? Если нет, вас можно поздравить! – вы редкий вид среди родителей школьников. А большинство мам и пап годами размахивают кнутом и пряником, чтобы приучить ребенка к самостоятельности.

Но давайте разберемся со всем по порядку. Во-первых, нормальна ли детская беспечность и забывчивость? – психологи отвечают: да! В большинстве случаев, детям нужно немало времени, чтобы научиться самостоятельно справляться со своими обязанностями.

Формирование этого навыка продолжается вплоть до 13-15 лет, и это нормальный человеческий процесс. Ведь мы – организмы, а не механизмы, наша жизнь плавная и гибкая, она очень зависит от внешних условий и не всегда ровненько вписывается в рамки и клеточки.

А дети – особенно спонтанны и несобранны, и недаром возле школ всегда ставится дорожный знак «Осторожно, дети!» — это еще одно напоминание взрослым, что мы должны долго и терпеливо учить наших отпрысков быть внимательными и контролировать себя.

Кроме того, многое зависит от наследственности и особенностей нервной системы маленького человека, говорят специалисты. Если мама или папа в детстве «ловили ворон» и теряли тетрадки, то и ребенок не сможет продемонстрировать чудеса самоорганизации.

Тогда возникает второй вопрос: как, все-таки, приучать ребенка к организованности и самостоятельности? И здесь, прежде всего, нужно помнить, что вне зависимости от типа нервной системы и склонности к творческому хаосу, организованность – это навык, который можно поставить.

Иными словами, мы можем установить программное обеспечение под названием «Самоконтроль и дисциплина» в организм нашего ребенка. Но распаковка и установка этого ПО займет какое-то время и, может быть, пакет установится не с первого раза. Хотя при упорстве с нашей стороны – все получится.

Родители порой впадают в две крайности.

Первая крайность: пустить все на самотек, «бросить ребенка в воду, чтобы он научился плавать». В этом случае участие родителей в школьной жизни ребенка минимально (сходить на собрания, расписаться в дневнике), детка все делает сама — и сама же расхлебывает последствия своей забывчивости.

В такой ситуации ребенок может и «выплыть», а может и надолго забуксовать, упираясь в груду проблем, которые кажутся ему неразрешимыми.

При таком подходе родителями порой руководит сильная занятость, и очень часто – внушающая ужас идея, что «если я буду с ним нянчиться, он не научится организовывать себя сам НИКОГДА!»

Другая крайность – контролировать ребенка во всем, помогать ему просыпаться, завтракать, вести в школу, неотступно учить с ним уроки и отслеживать школьные задания, переживать за двойки и тройки больше самого ученика.

Родители действуют «из лучших побуждений», но здесь есть риск, что ребенок настолько привыкнет к поддержке и постоянному понуканию, что ему сложно будет брать ответственность за свою учебу (а в перспективе – и жизнь) на себя и осуществлять именно сознательный САМОконтроль.

И, наверное, где-то между этими крайностям лежит подходящая именно вашей семье золотая середина.

Подарите ребенку красивый и удобный ОБРАЗЕЦ

В когнитивной психологии существует наглядный расклад: чтобы ребенок научился самоконтролю, ему просто необходим эталон.

Источник: https://www.u-mama.ru/read/obaby/schooolers/7423.html

Стремление к самостоятельности

Глава 7

Возникновение стремления к самостоятельности

Рис. 7.1. Начальные этапы развития самостоятельности ребенка

Успехи ребенка, достигнутые на протяжении 3 лет, качественно меняют его поведение. Роль взрослого остается главной, но ребенок стремится действовать независимо от взрослого. Это приводит к противоречиям, которые разрешаются, если взрослый поддерживает стремление ребенка к самостоятельности (рис. 7.1).

Особенности осознания ребенком своего «Я» можно представить в виде схемы (рис. 7.2).

Рис. 7.2. Особенности осознания ребенком своего «Я»

Осознавая себя, ребенок сравнивает себя со взрослым:

  • он хочет быть таким, как взрослый;
  • он хочет выполнять такие же действия, как взрослый;
  • он хочет быть независимым и самостоятельным.

В определенный момент у ребенка является противопоставление своих желаний желаниям взрослого. Так возникает кризис 3 лет (табл. 7.1). Взрослый может сталкиваться с большими трудностями в общении с ребенком, с его упрямством и негативизмом.

Таблица 7.1
Кризис 3 лет

Симптомы

Основные характеристики

1. Негативизм ярко выражен

Проявляется чаще: — в отношении не к предметной ситуации, а к человеку; — не просто в желании выполнять какое-то указание взрослого, а делать наоборот;

— ребенок поступает наперекор и собственным ощущениям, впечатлениям и желаниям

2. Упрямство как немотивированная настойчивость

Ребенок добивается своего только потому, что он так захотел. Например, он отказывается идти домой с прогулки только потому, что не желает изменить свое решение

3. Строптивость

Постоянное недовольство тем, что предлагает взрослый, капризы по любому поводу. Ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше. Например, он проявляет нежелание идти с мамой за руку

4. Своеволие

Ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность

5. Бунт против окружающих

Проявляется реже в следующих формах:

— постоянные ссоры с людьми;

— очень агрессивное поведение

6. Обесценивание ребенком личности близких

Ребенок называет близких бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Кроме того, он резко меняет свое отношение к игрушкам: замахивается на них, отказывается играть с ними

7. Деспотичное

подавление

окружающих

Ребенок убежден, что все должны удовлетворять его желания, ведет себя как маленький тиран. В противном случае устраивает истерики, пытается задействовать слезы. При этом:

— появляется ревность, даже агрессия к младшим детям;

— ребенок требует постоянного внимания к себе

-144-

Ситуация. Во время разговора с внучкой Анечкой (3 года) бабушка похвалила ее. Вдруг девочка в ответ заявила: «Хочу бегать и кричать, как плохие мальчики», — и выжидательно посмотрела на

Какие черты личности ребенка проявились в разговоре?

Решение. Здесь проявился негативизм ребенка, спровоцированный желанием заявить о себе. Скорее всего, эта ситуация — порождение кризиса 3 лет.

Кризис 3 лет проявляется в трех сферах отношений ребенка:

  • отношение к предметному миру;
  • отношение к другим людям;
  • отношение к себе.

Ребенок все больше стремится к самостоятельности, не желает терпеть постоянную опеку взрослых, обижается на самые невинные замечания. У малыша отмечается обостренная чувствительность к своим действиям, которая проявляется в излишней стыдливости, застенчивости, смущении.

Например, Игорь не смог выполнить постройку из кубиков по просьбе мамы, засмущался, потом вывел маму из комнаты, вернулся и достроил постройку правильно.

Ребенка начинают тяготить его неумелость, неловкость, которые могут обнаружить другие люди. Зато малейший успех может вызвать бурную радость, хвастовство.

Например, Коля (2 года 8 месяцев) заявил своим родителям: «Я сегодня так устал! Я построил большой дом, помог Мише и Ване. Воспитательница сказала, что я хороший». В действительности ничего подобного не было, зато родители впервые похвалили Колю за хорошую постройку.

Протекание кризиса 3 лет зависит главным образом от отношения взрослого к ребенку.

Сохранение существующего (принятого) общения ведет:

  • к закреплению отрицательных черт поведения (негативизм, упрямство);
  • к охранению их на протяжении всего дошкольного возраста. Разумное поведение взрослого (последовательность, обязательность, уравновешенность и др.) ведет;
  • к предоставлению максимально возможной самостоятельности;
  • к смягчению проявления негативизма.

Помните! Притязания детей намного превосходят их реальные возможности.

Стремясь быть таким, как взрослый, ребенок хочет сам зажечь свет, сходить в магазин за покупками, сварить обед и т. д. Удовлетворить все его потребности нереально!

Удовлетворение потребностей ребенка возможно в игре, а для этого ему надо овладеть игровой деятельностью.

При правильно выстроенных взаимоотношениях (общении) в игровой деятельности период трудновоспитуемости проходит смягченно и сокращается.

Кризис 3 лет — явление субъективно трудное для самого ребенка и объективно трудное для близких ему взрослых.

Источник: http://5psy.ru/chitaem-knigi/stremlenie-k-samostoyatelnosti.html

Ссылка на основную публикацию