Эрик эриксон — психология

Эрик Эриксон: когда невозможно стать кем-то другим

Эрик Эриксон - психология

Автор Татьяна в 26/04/2015. Биографии Ученых

Эрик Эриксон

Наиболее известен Эрик Эриксон за разработанные им этапы психосоциального развития и идею кризиса идентичности.

Его теории знаменуют собой важный сдвиг в научной мысли — внимание с тех пор было обращено на личность человека.

Вместо того чтобы сосредоточиваться только на событиях раннего детства, его психосоциальная теория изучает влияние социума на личность на протяжении всей жизни человека.

Теория стадий психосоциального развития помогла привлечь интерес ученых и положила начало новым исследованиям в области человеческого развития. Эриксон расширил всем известную психоаналитическую теорию, исследуя развитие на протяжении всей жизни — в том числе событий детства, зрелого возраста и старости.

Биография Э. Эриксона

Ранние годы

Эрик Эриксон родился 15 июня 1902 во Франкфурте (Германия). «Широко известна версия, согласно которой его мать и отец разошлись ещё до его рождения. Однако бытует мнение, что он появился в результате связи его матери с другим мужчиной.

Он никогда не видел ни своего настоящего отца, ни первого мужа матери», — сообщается в некрологе Эриксона, который появился в The New York Times после его смерти в 1994 году. Молодая мать, Карла Абрахамсен, какое-то время растила Эрика сама; позже она вышла замуж за врача — доктора Теодора Хомбергер.

То, что Хомбергер не был на самом деле его биологическим отцом, от Эрик скрывали ещё в течение многих лет. Когда он, наконец, узнал правду, он пришёл в замешательство.

Этот ранний опыт поспособствовал развитию у Эрика интереса к процессу формирования личности. Позже он писал, что ещё ребенком он чувствовал смятение насчёт того, кто он такой и как он вписывается в общество.

Его интерес к личности подпитывал и собственный опыт в школе. В еврейской школе, которую он посещал. его дразнили за высокий рост, голубые глаза и светлые волосы — нордическая внешность мальчика выделяла его среди остальных детей. В гимназии же его не принимали из-за еврейского происхождения. Эти ранние переживания оказали сильное влияние на его работу на протяжении всей его жизни.

Карьера и дальнейшая жизнь

Закончив среднюю школу, Эриксон пробовал себя в искусстве и провел некоторое время в путешествиях по всей Европе. По совету своего друга Эриксон начал изучать психоанализ и даже получил свидетельство Венского общества психоаналитиков.

Также он стал преподавать в школе, созданной Дороти Берлингем, подругой Анны Фрейд. Он работал с Берлингем и Фрейд в течение нескольких лет, познакомился с Зигмундом Фрейдом и даже какое-то время был пациентом Анны. «Тогда еще психоанализ не был столь формален», — вспоминает он.

— «Я платил мисс Фрейд $7 в месяц, и мы встречались почти каждый день. Мой анализ дал мне возможность осознать себя, не бояться быть самим собой. Тогда мы не использовали все эти псевдонаучные термины — защитный механизм и т.д.

— так что процесс самоосознания, иногда даже весьма болезненный, проходил свободной обстановке».

Он встретил с учительницу танцев по имени Джоан Серсон, которая преподавала в той же школе. Они поженились в 1930 году и воспитали троих детей. Его сын, Кай Т. Эриксон — известный американский социолог.

В 1933 году Эриксон переехал в Соединённые Штаты, где ему была предложена должность преподавателя в медицинской школе при Гарварде. Он изменил своё имя — из Эрика Хомбергера превратился в Эрика Эриксона, — возможно, для того, чтобы создать свою собственную идентичность.

В дополнение к должности в Гарварде он открыл частную практику и занялся детским психоанализом.

Позже он преподавал в Калифорнийском университете в Беркли, Йельском университете, психоаналитическом институте Сан-Франциско, центре Остин Риггс и центре углубленного изучения поведенческих наук.

Он опубликовал целый ряд книг на основе своих теорий и исследований, в том числе «Детство и общество» (Childhood and Society) и «Жизненный цикл завершён» (The Life Cycle Completed). Его книга «Истина Ганди» (Gandhi’s Truth) была удостоена Пулитцеровской премии и национальной премии.

Он умер 12 мая 1994 года.

Восемь этапов психосоциального развития

Эриксон был нео-фрейдистом: он принял многие из основных концепций теории Фрейда, но при этом разработал и собственые.

Его теория психосоциального развития основана на эпигенетическом принципе, предлагающем, что все люди в своём развитии проходят серию из восьми этапов.

На каждом из этих этапов люди сталкиваются с кризисом, который должен быть успешно преодолён — только тогда возможны условия для формирования психических качеств, занимающих центральное место в тот или иной период развития.

Так же, как и психоаналитик Зигмунд Фрейд, Эриксон считал, что личность развивается в несколько этапов. Основное отличие его теории заключается в том, что она описывает влияние социального опыта на всю жизнь, а не только на детство: психосексуальное развитие, по сути, заканчивается с наступлением взрослой жизни, психосоциальное же длится всю жизнь — от рождения и до самой смерти.

Эрик Эриксон и кризис идентичности

Вы когда-нибудь чувствовали, что занимаете не своё место в жизни? Сомневались ли в том, что знаете реального себя? Если ваш ответ — «да», то вы испытывали (а может быть, и сейчас испытываете) кризис идентичности.

Термин «кризис идентичности» принадлежит именно Эриксону; он считал, что это один из самых важных конфликтов, с которыми сталкиваются люди в процессе развития.

По мнению Эриксона, кризис идентичности представляет собой время интенсивного анализа, исследование себя с различных точек зрения.

Вклад в развитие психологии

Эрик Эриксон в течение длительного времени изучал культуру и быт народов сиу (Южная Дакота) и юрок (Северная Калифорния). Он использовал полученные знания о культурных, экологических и социальных факторах для дальнейшего развития психоаналитической теории.

Фрейд был сосредоточен на психосексуальных аспектах развития, идеи Эриксона поспособствовали расширению его психоаналитической теории. Эриксон также внес вклад в наше понимание личности и того, что она формируется и «шлифуется» в течение всей жизни.

Его наблюдения за детьми тоже сыграли определённую роль в его работе. «Вы смотрите, как играет ребёнок», — процитировали его в некрологе.

— «И это то же, самое, что вы наблюдали бы за тем, как рисует художник, потому что в игре ребёнок говорит, не произнося ни слова. Вы можете видеть, как он решает свои проблемы. Вы можете видеть также, что происходит не так, как нужно.

Маленькие дети обладают особенно огромным творческим потенциалом, и все, что творится у них на душе, поднимается на поверхность в свободной игре».

биография, Эрик Эриксон

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Источник: http://aboutyourself.ru/osnovy-psixologii/biography/erik-erikson-kogda-nevozmozhno-stat-kem-to-drugim.html

Психосоциальная теория личности Э.Эриксона

Психосоциальная теория личности Э.Эриксона

Эрик Эриксон — один из ведущих психологов XX века, основоположник эгопсихологии и выдающийся учёный с непростой судьбой. Его необычное происхождение и новаторские взгляды стали причиной увлечения психологией, и в конечном счёте подарили миру одну из самых интересных и «работающих» на практике теорий личности.

Основные тезисы теории личности Э.Эриксона

Как и большинство своих современников, Эриксон был психоаналитиком, но его взгляды расходились с классической фрейдовской теорией.

Как и Фрейд, Эриксон рассматривал структуру личности исходя из её трёх основных составляющих: Ид, Эго и Супер-Эго.

Но в отличие от основоположника психоанализа, Эриксон отдавал ведущую роль в формировании и становлении личности Эго, а не бессознательным инстинктам.

Кроме этого, учёный не был согласен с фрейдовской градацией основных жизненных кризисов, которая насчитывала 5 этапов, а само развитие личности по Фрейду завершалось в пубертальном возрасте.

Эриксон был убеждён, что человек развивается всю жизнь и в процессе своего становления переживает 8 кризисов, каждый из которых соответствует определённому возрасту и отвечает за формирование отдельных черт характера.

К тому же учёный полагал, что важную роль в становлении личности играет общество, в котором человек живёт. Эриксон доказывал существование тесной связи между психическим развитием индивида и влиянием социумом.

Поэтому хоть главная роль в его теории и принадлежит Эго, но само Я формируется под воздействием специфических культурных и социальных ценностей окружения личности. К такому выводу учёный пришёл, проанализировав особенности воспитания детей в двух различных культурах: коренной индейской и «белой» американской.

Эриксон отметил, что каждый стиль воспитания принимается в своём социуме, как единственно правильный и именно он определяет ожидания общества, которые ребёнок должен оправдать. С этим механизмом тесно связано понятие «групповой идентичности» — чувства единения с окружающими людьми.

Позже в процессе своего развития, у человека начинает формироваться «эгоидентичность» — чувство целостности и непрерывности своего «Я».

Жизненные кризисы личности по Э.Эриксону

Согласно теории Эриксона, человек переживает 8 основных жизненных кризисов, которые тесно связаны с процессом формирования эгоидентичности.

Первый кризис приходится на 1 год жизни. В это время у ребёнка закладывается доверие/недоверие к внешнему миру. Если малыш на первом году жизни получает достаточное количество ласки, любви и заботы, то он вырастает открытым и доверчивым. Если же, наоборот, ребёнок сталкивается с равнодушием, то в будущем он будет скрытным, застенчивым и несклонным доверять людям.

В возрасте 2–3 лет ребёнок переживает второй кризис, который влияет на становление самостоятельности/стыдливости. В это время происходит приучение к чистоплотности и родители помогают малышу самостоятельно справляться со своими естественными потребности, а ребёнок получает первый опыт автономии. Чрезмерный родительский контроль и наказание за промахи провоцируют развитие чувства стыда.

Примерно с 3 до 6 лет малыш переживает третий кризис связанный со становлением самостоятельности. Поощрение инициативы и похвала родителей стимулируют развитие самостоятельности и независимости. Напротив, властный контроль и сплошные запреты лишают ребёнка свободы мышления и инициативности во взрослой жизни.

Четвёртый кризис приходится на время младшей школы. Именно там ребёнок сталкивается с «групповой идентификацией» и стремится занять «своё» место среди сверстников. Этот кризис определяет развитие коммуникативности и навыков сотрудничества.

В подростковом возрасте человек переживает пятый центральный кризис, который сильно влияет на дальнейшую жизнь. В это время подростки «примеряют» роли значимых взрослых, копируют их поведение и ищут самих себя.

Шестой кризис припадает на годы молодости (20–35 лет), когда личность находится в поиске любимого человека, с которым можно было бы создать семью и воспитать детей. Если на этом этапе семьи не возникает, то человек переживает чувства одиночества и изоляции.

Седьмой кризис припадает на возраст 40 лет. В этот период происходит переосмысление жизненных ценностей, появляется интерес к обучению молодого поколения и стремление поделится своим опытом с детьми.

Восьмой кризис – завершающий жизненный кризис, связанный с переживанием старения. На этом этапе человек подбивает итоги уходящей жизни и осознает неизбежность смерти. Если личность не может простить своих прошлых ошибок и не принимает свою смертность, то человек доживает последние дни в страхе и тревоге

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/psihosocialnaya-teoriya-lichnosti-eeriksona

Эрик Эриксон Биография (1902-1994)

Эрик Эриксон

  • Эрик Эриксон родился 15 июня 1902 г.
  • Он умер 12 Мая 1994 года.

Детство:

Эрик Эриксон родился 15 июня 1902 во Франкфурте, Германия. «Общая история была в том что его мать и отец разошлись до его рождения,  он был ребенком своей матери от внебрачного союза. Он никогда не видел своего родного отца или первого мужа своей матери,» сообщил некролог Эриксона, который появился в Нью-Йорк Таймс в 1994.

Его молодая еврейская мать воспитала Эрика одна, какое-то время прежде, чем жениться на враче, докторе Теодоре Хомбергере. Факт, что Хомбергер не был фактически  биологическим отцом, много лет скрывался от Эрика. Когда он, наконец, узнал правду, он остался с чувством заблуждения о том, кто он был на самом деле. Этот ранний опыт помог зажечь его  интерес в формировании личности.

Его интерес в идентичности был далее развит основанный на его собственных событиях в школе. В его школе-храме другие дети дразнили «скандинавом», потому что он был высоким, белокурым, и голубоглазым.

В средней школе он был отклонен из-за его еврейского происхождения. Эти ранние события помогли подогреть его интерес в формировании идентичности и продолжили влиять на его работу в течение его жизни.

Карьера:

Когда он закончил среднюю школу, Эриксон баловался искусством и потратил некоторое время на путешествие по Европе. По  предложению друга Эриксон изучил психоанализ и получил свидетельство из Вены Психоаналитическое Общество.

Он также стал учить в школе, созданной Дороти Берлингем, другом Анны Фрейд. Он продолжил работать с Берлингемом и Фрейдом в школе в течение нескольких лет, встретил Зигмунда Фрейда на вечеринке, и даже стал пациентом Анны Фрейд. «Психоанализ не был так формален тогда,» он вспомнил.

«Я заплатил мисс Фрейд 7$ в месяц, и мы встречались почти каждый день. Мой анализ, который дал мне самосознание, принудил меня не бояться быть мной. Мы не использовали все те псевдонаучные термины тогда — защитный механизм и т.п.

— таким образом, процесс самосознания, болезненного время от времени, появился в атмосфере освобождения.»

Он встретил канадского преподавателя танца по имени Джоан Серсон, которая также преподавала в школе, где он работал. Пара женилась в 1930 и родили трех детей.

Эриксон переехал в Соединенные Штаты в 1933 и предлагался обучающее положение в Медицинской школе Гарварда. Он также поменял свое имя от Эрика Хомбергера Эрику Х. Эриксону, возможно поскольку способом подделать является собственная идентичность.

В дополнение к его положению в Гарварде у него также была частная практика в детском психоанализе.

Позже, он начал учить в Калифорнийском университете в Беркли, Йельском университете, Сан-Франциско Психоаналитический Институт, Центр Остина Риггса и Центр Специальных исследований Бихевиоризма.

Он опубликовал несколько книг о своих теорий и исследований, в том числе Детство и Общество и Жизненный Цикл Завершен. Его книга Ганди Истины был удостоен Пулитцеровской Премии и национальной книжной Премии.

Читайте также:  Формальная логика - психология

Вклады в психологию:

Эрик Эриксон провел время, изучая культурную жизнь Sioux Южной Дакоты и Yurok северной Калифорнии. Он использовал знание, которое он получил культурных, экологических, и социальных влияний, чтобы далее развить его психоаналитическую теорию.

В то время как теория Фрейда сосредоточилась на психосексуальных аспектах развития, добавление Эриксоном других влияний помогло расширить и расширить психоаналитическую теорию. Он также способствовал нашему пониманию индивидуальности, поскольку это развито и сформировано в течение продолжительности жизни.

Его наблюдения за детьми также помогли готовить почву для дальнейшего исследования.

«Вы видите, что ребенок играет,» он цитировался в его некрологе Нью-Йорк Таймс, «и это так близко к наблюдению краски художника, поскольку в игре ребенок говорит вещи, не произнося слово. Вы видите, как он решает свои проблемы.

Вы можете также видеть что случилось. У маленьких детей, особенно, есть огромный творческий потенциал, и независимо от того, что находится в них, повышается до поверхности в свободной игре.»

Его сын, Кай Т. Эриксон, является отмеченным американским социологом.

Как решить проблемы своим умом? Узнайте из книги «Как стать умнее»:

  • Как развивать своё мышление
  • Как быстро отличить умное поведение от глупого
  • 5 приёмов управления концентрацией
  • Как повысить энергетику своего тела
  • Семь правил сильного мышления
  • Как противостоять обману
  • Как достичь своих целей

Смотреть подробное описание книги!

Источник: https://psichov.net/erik-erikson-biografiya-1902-1994/

Эрик Эриксон (Хомбергер) биография

Эрик Хомбергер (Эриксон) родился в 1902 году в Германии, неподалеку от Франкфурта. Его воспитывали мать, еврейка датского происхождения, и отчим, работавший педиатром, еврей по национальности, с которым мать познакомилась, когда Эрику было три года.  Мальчик не знал, что он незаконнорожденный, считал отчима своим настоящим отцом и носил его фамилию, Хомбергер (Hopkins).

Его настоящий отец, датчанин, протестант по вероисповеданию, расстался с его матерью еще до рождения сына. Высокий, голубоглазый блондин, Эрик в большей степени воспринимался окружающими как датчанин. Однако воспитанный в иных традициях, он себя таковым не считал.

Позже Эриксон признавался, что именно это — несколько запутанное происхождение — способствовало его острому интересу к идентичности.

В юности Эриксон изучал живопись и странствовал по Европе, мечтая стать художником (Wurgaft). Приятель предложил ему работу: давать уроки изобразительного искусства детям из «окружения Фрейда».

Джоан Серсон, будущая жена Эриксона, училась на психоаналитика и познакомила его с психоанализом (любопытно, что в дальнейшем психоаналитиком стал он, а она — художницей).

На протяжении трех лет Эриксон проходил психоанализ у дочери Фрейда, Анны, после чего был принят в ряды аналитиков как «аналитик светский» — поскольку у него не было  медицинского образования. В 1933 году Эриксоны покинули Германию, где антисемитизм приобретал все более агрессивные формы.

Они ненадолго остановились в Дании, а затем отбыли в Соединенные Штаты. Именно тогда, желая  подчеркнуть произошедшее в его жизни изменение идентичности, Эрик Хомбергер  взял себе фамилию Эриксон.

Эриксон, хотя у него не было степени бакалавра (и даже университетского диплома), работал детским аналитиком и преподавал в Гарварде.

Он был принят в Гарвардскую психологическую клинику под руководством Генри Мюррея (Erikaon и стал автором Драматургического теста в хорошо известном исследовательском отчете Мюррея Explorations in Personality (1938).

На разных этапах своей карьеры он также сотрудничал с Йельским институтом человеческих отношений, отделением консультативных исследований при Институте человеческого развития в Калифорнийском университете Беркли и Центром Остен Риггс в Беркшире.

Помимо клинических исследований и изучения развития личности, он вел антропологические исследования и наблюдал особенности личностного развития в среде двух американских индейских культур: сиу в Пайн Ридж, Южная Дакота, и юрок, калифорнийского племени рыболовов.

В период, когда Эриксон был профессором психологии и читал лекции по психиатрии в Калифорнийском университете Беркли, Соединенные Штаты захлестнула волна паники из-за «коммунистического засилья» в сфере образования.

В итоге от сотрудников факультета требовали, помимо традиционной, дополнительной присяги на верность конституциям государства и штата. Эриксон и еще несколько человек отказались, что привело к их увольнению, хотя оно и было опротестовано судом.

Поскольку Эриксон стал гражданином Америки в зрелом возрасте, а в годы Второй мировой войны по заказу правительства проводил психологические исследования, анализируя речи Гитлера и занимаясь другими изысканиями военного характера (Hopkins), его нельзя было обвинить в антиамериканизме из-за занятой им позиции. Объясняя свой поступок, Эриксон (Erikson) заявил, что антикоммунистическая истерия, спровоцировавшая требование присяги на верность, представляла опасность для исторической роли университета как места свободного поиска истины и смысла, в котором студенты обучаются критическому мышлению. Вне всяких сомнений, подобные взгляды Эриксона подкреплялись личным «знакомством» с германским тоталитаризмом при нацистах.

Хотя Эриксон считал себя фрейдистом, он предложил много теоретических инноваций, подчеркивавших роль социальных факторов в развитии эго. Наиболее показательным является его теоретическое положение о развитии эго на протяжении всей жизни.

И я 80 лет он и его жена по-прежнему сохраняли активность, интервьюируя группу пожилых калифорнийцев, чтобы глубже познать особенности этого этапа человеческой жизни (Erikson, Erikson & Kivnick). Эриксон скончался в доме для престарелых в Массачусетсе.

12 мая 1994 года, в возрасте 91 года.

Невзирая на то, что у Эриксона не было «ни медицинского образования, ни какой-либо ученой степени, за исключением сертификата Ассоциации учителей им. Монтессори»  (Fitzpatrick), его вклад в психологию преобразил наше понимание человеческого развития и отношений между индивидом и обществом.

Наиболее важным вкладом Эриксона была модель развития личности, которая охватывает весь период человеческой жизни. В результате его деятельности концепция развития эго (при том, что она никоим образом не является исключительной заслугой Эриксона (ср.

Hartmann; Loevinger) приобрела гораздо  большую популярность.

Эрик Эриксон (Хомбергер) биография

Ганс Айзенк и теория типов личности.
Психоаналитическая теория Фрейда.
Аналитическая психология — теория Юнга.

Источник: http://5psy.ru/obrazovanie/erik-erikson-biografiia.html

Эрик Эриксон (психолог)

Эрик Гомбурґер Эриксон (нем. Erik Homburger Erikson р. 15 июня 1902, Франкфурт-на-Майне, Германия — † 12 мая 1994, Харвидж, штат Массачусетс, США) — американо-немецкий психолог еврейского происхождения.

Работал в области психологии развития и психоанализа. Известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризиса идентичности.

Биография

Он родился в результате внебрачной связи его матери Карлы Абрахамс, еврейки по происхождению, с гражданином Дании (более детальной информации, кроме фамилии, об отце Эриксона нет).

Карла Абрахамс происходила из известной еврейской семьи, которая вела свой род из северных немецких земель.

Ее отец, Йозеф, был торговцем сухофруктами в Копенгагене, братья Эйнар, Николай, Макс и Аксель занимались благотворительностью (в том числе кухней для малоимущих иммигрантов из России, преимущественно евреев). Ее мать, Генриетта, умерла когда Карли было 15 лет.

Формальная академическое образование Эриксон продолжалась до 18 лет, когда он закончил классическую гимназию. В гимназии Эриксон изучал латынь, греческий язык, античную и немецкую литературу и давнюю историю. После окончания гимназии Эриксон отправился в путешествие по Европе.

Как и многие молодые люди того поколения, он пытался «найти себя». После года странствий Эриксон возвращается и поступает в художественную школу. Изучает живопись в Мюнхене, а затем отправляется во Флоренцию. Жизнь художника вполне подходило для молодого человека, не хотела остепениться.

Такой образ жизни давал ему свободу и время для самопознания.

Эриксон возвращается домой в возрасте 25 лет, намереваясь жить оседло и преподавать живопись. Его приглашают в Вену, учить детей, родители которых проходят курс психоанализа. Эриксон преподавал живопись, историю и другие предметы. Ему была предоставлена ​​возможность создать собственную образовательную программу.

Общество людей, которые занимались психоанализом, в 20-х было достаточно неофициальным. Психоаналитики, пациенты, их семьи и друзья собирались вместе на пикники и светские вечеринки. Во время таких встреч Эриксон познакомился с Анной Фрейд и другими выдающимися психоаналитиками. Эриксон прошел негласный отбор и был признан подходящим кандидатом для изучения психоанализа.

В 1927 Эриксон начал проходить ежедневные психоаналитические сеансы с Анной Фрейд в доме ее отца. Эриксон сомневался, сможет ли художник стать психоаналитиком, однако Анна Фрейд убедила его в том, что психоанализ понадобится людям, помогающим другим пользователям.

Большую часть своей долгой и плодотворной карьеры Эриксон пытался следовать этому принципу — как художник, он создавал изящные зарисовки новых концепций и перспектив.

Эриксон закончил обучение психоанализа в 1933 и стал полноправным членом Венского психоаналитического общества. Из-за распространения нацизма в Европе Эриксон, как и многие другие психоаналитиков, решил эмигрировать в Америку.

Канадско-американское происхождение его жены позволило ему легко сделать это. Эриксоны поселились в Бостоне, где Эриксон стал первым в городе детским психоаналитиком.

Ему предложили место в Гарвардской Медицинской школе и в престижной Центральной больницы Массачусетса. Кроме того, он начал заниматься частной практикой и сотрудничать с Гарвардской психологической клиникой, которой руководил Генри Мюррей.

В те годы Эриксон общался с такими блестящими и влиятельными мыслителями, как Мюррей, антропологами Рут Бенедикт и Маргарет Мид, социальным психологом Куртом Левиным.

В 1936 Эриксон получил место в Йельском Медицинской школе и, работая там, отправился в свою первую антропологическую экспедицию в Южную Дакоту — наблюдать за детьми индейского племени сиу.

В его работе, посвященной сиу, сочетаются культурная многогранность антропологического полевого исследования и дальновидность первоклассного клинициста. В племени сиу Эриксон обнаружил новый феномен.

Он обратил внимание на такие психологические симптомы, как отсутствие ясного образа себя и собственной личности, связанное с ощущением потери культурной традиции. Похожие симптомы Эриксон позже обнаружит у ветеранов Второй мировой войны, перенесших тяжелое эмоциональное потрясение.

В 1939 Эриксоны переехали в Калифорнию и прожили десять лет в Сан-Франциско. Эриксон продолжил аналитическую работу с детьми и руководил исследовательскими проектами в Калифорнийском университете Беркли.

В 1950 вышла в свет известная книга Эриксона «Детство и общество».

В ней сформулированы и изложены практически все основные эриксоновскому идеи: концепция личности, жизненного цикла; дается сравнение различных культур и вводится понятие психобиографии.

Книга «Детство и общество» переведена на десятки языков и используется в качестве учебника для студентов и аспирантов в курсе психологии, в психиатрических учебных центрах и на психологических курсах.

В том же году Эриксон оставляет Беркли, потому что не желает подписывать предложенную маккартистами присягу. Как и многие другие либеральных ученых, Эриксон отказался ставить свою подпись, так как считал что происходит охота на коммунистических ведьм и, это является свидетельством паранойи, охватившей общество.

Эриксоны возвращаются в Массачусетс в центр Остина Риггса, ведущий институт обучения и исследования психоанализа. Там Эриксон изучает биографию Мартина Лютера и пишет книгу «Молодой человек Лютер» (1958), которая представляет собой удивительное сочетание психоанализа, биографического и исторических исследований.

Эта книга вызвала большой интерес у психоаналитиков, психологов, историков и ученых других социальных дисциплин.

В 1960 Эриксон становится профессором в Гарварде. Двумя годами позже он отправляется в Индию и встречается там со многими индусами, которые лично знали Ганди и по-разному относятся к его первому мирному протеста в Индии.

Личность Ганди, духовного и политического революционера, глубоко заинтересовала Эриксона. Ганди удалось трансформировать негативное индийское бессилие в эффективно действующую политическую технологию.

В 1969 году Эриксон опубликовал работу о Ганди.

В 1975, после ухода в отставку, Эриксон с женой возвращается из Гарварда в Сан-Франциско. Их последние работы и исследования, которые продолжались вплоть до его смерти в 1994 году, посвящены главным образом старости и последней стадии жизненного цикла.

Научные идеи

Эрик Эриксон был последователем Фрейда. Он смог расширить психоаналитическую теорию и выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.

В процессе воспитания детям передаются ценности и нормы общества.

В одинаковых по уровню социально-экономического развития обществах дети приобретают непохожих черт личности через различные культурные традиции, связанные с основным видом занятий, и принятые стиле воспитания.

Читайте также:  Ключи печали - психология

По мнению Эриксона, развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах.

Вместе с тем, последовательность стадий развития ребенка зависит от «биологического начала». Ребенок в процессе созревания проходит ряд стадий.

На каждой из них она приобретает определенного качества (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

До 17 лет происходит медленное, постепенное развитие центрального образования — идентичности личности.

Идентичность — психосоциальная тождественность — позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения.

Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нации, социальный класс, профессиональную группу и т.д.) и переживанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность — условие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным».

Важным моментом периодизации по Эриксону является наличие кризисов — «поворотных пунктов», моментов выбора между прогрессом и регрессом. В каждой личностной черте, которая появляется в определенном возрасте, содержится глубинное отношение человека к миру и к самому себе.

Это отношение может быть положительным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, что вызывает негативные сдвиги в развитии, регресс.

Ребенку и взрослому человеку приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и тому подобное.

Когда выбор сделан и достоинство закреплена, противоположный полюс отношения продолжает открыто существовать и может оказаться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезными жизненными неудачами.

Труда

  • Einsicht und Verantwortung; Frankfurt aM (1964) 1971
  • Identität und Lebenszyklus. Drei Aufsätze; Frankfurt aM 1966; 2. Aufl. 1973
  • Der junge Mann Luther. Eine psychoanalytische und historische Studie. 1975.
  • Gandhis Wahrheit. Über die Ursprünge der militanten Gewaltlosigkeit. 1978.
  • Jugend und Krise; Stuttgart 1970
  • Der vollständige Lebenszyklus; Frankfurt aM 1988; 2. Aufl. 1 992
  • Childhood and Society; New York 1950; Kindheit und Gesellschaft; Zürich 1957

Источник: http://info-farm.ru/alphabet_index/eh/ehrik-ehrikson-psikholog.html

Эрик Эриксон: немецкий психолог — о современных проблемах — Центр развития интеллекта «Пифагорка»

Эрик Эриксон: немецкий психолог — о современных проблемах — Центр развития интеллекта «Пифагорка»

«Все проблемы идут из детства!» — сегодня эта фраза имеет высокую популярность.

Многие опытные ученые и психологи пишут книги и проводят мастер-классы, на которых рассказывают о создании счастливого детства ради идеального будущего.

С этим мнением сложно спорить, но детство — не единственная область, влияющая на жизнь человека. Кроме того, беззаботные первые годы жизни — не гарантия безоблачного будущего.

Эрик Хомбургер Эриксон, выдающийся психолог из Германии, не делал особенного акцента на каком-то конкретном периоде жизни личности, зато он разработал восемь возрастных категорий, показал, как сильно культура влияет на развитие человека, и стал одним из самых неоднозначных и противоречивых последователей Фрейда.

Биография

Эрик Эриксон родился 15 июня 1902 года в Германии. Как и все немцы, он оказался очень трудолюбивым, педантичным и наблюдательным мальчиком.

Возможно, молодой Эрик стал увлекаться психологией, потому что сам столкнулся с некоторыми проблемами в детском возрасте и юношестве. Существует предположение, что родители известного ученого не сумели сохранить брак и разошлись, оставив Эрику серьезную психологическую травму.

Отца будущий психолог по одной из версий никогда не видел, по другой — был знаком с родителем, но не общался. Кроме семейных проблем, Эриксон постоянно терпел насмешки и издевательства со стороны одноклассников: ребятам казалась смешной внешность мальчика.

Он посещал занятия в еврейской школе, и его высокий рост, голубые глаза и светлые волосы очень часто оказывались причиной для едких шуток.

Эти негативные события подтолкнули Эриксона к изучению личности и способов ее развития. Повзрослев, молодой ученый пробовал себя в искусстве, путешествовал по миру и даже был преподавателем, а чуть позже познакомился с Зигмундом Фрейдом, открыл частную клинику и занялся детским психоанализом.

Не по Фрейду

Несмотря на схожие взгляды с Фрейдом, Эриксон выделял и свои отдельные теории, которые иногда противоречили направлениям Зигмунда.

Например, Эрик выходил за рамки отношений «ребенок — семья» и говорил о том, что на развитие личности человека сказываются не только семейные ценности и фамильные традиции, но и исторические условия, а также — уровень культуры в социуме.

Каждая из его теорий — результат внимательного наблюдения за людьми разных культур, с разной системой ценностей.

Одно из самых главных различий между великими учеными заключается в подходе к изучению личности. Фрейд считал, что большое внимание нужно уделять детству, а Эриксон не ограничивался одним возрастным периодом и с уверенностью замечал, что необходимо охватывать весь период жизни человека.

Кризис — это хорошо

Почти у каждого человека слово «кризис» вызывает грустные ассоциации. Эрик заявлял, что кризис — это завершающий этап любой стадии. Другими словами, он необходим для того, чтобы человек имел возможность развиваться дальше.

Еще одно большое открытие, которое любят использовать современные психологи, — кризис идентичности. Эриксон считал, что людям свойственно искать свое место в жизни и сомневаться в выбранном пути.

Кстати, в этом вопросе известные психологи снова не сошлись во мнениях: Фрейд принял фатальную позицию, заявив, что любая личность обречена на социальное угасание при возможности подчиниться своим инстинктам и стремлениям, Эриксон придерживался радужных взглядов и объяснял, что личностный кризис приводит к дальнейшему развитию и помогает найти верный путь в жизни.

Восемь стадий развития

В своей книге «Детство и общество» Эриксон подробно описал восемь стадий развития личности.

Первая стадия — «Младенчество: доверие — недоверие». Фундаментом для формирования здоровой личности служит именно эта временная ступенька, потому что в период младенчества ребенок чувствует внутреннюю определенность, знакомится с окружением и учится воспринимать мир, как уютное и безопасное место.

Вторая стадия — «Раннее детство: самостоятельность — сомнение». Первый пункт уже подготовил комфортную площадку для здоровой личности и подарил ребенку определение и доверие, следующий период — самостоятельное знакомство с окружающими предметами. Ученый советует в этот период давать малышу возможность самому исследовать мир и укрепить чувство своей нужности, полезности и любознательности.

Третья стадия — «Возраст игры: инициатива — вина». Эриксон называет эту стадию последним дошкольным конфликтом. В этом возрасте у ребенка формируется чувство ответственности за себя и свои вещи. Успехи в развитии позволяют конкурировать со сверстниками: кто быстрее бегает, кто лучше читает, кто красивее пишет.

Ребята легко соглашаются на соревнования и различные игры, чтобы доказать окружающим свое преимущество в любом начинании. Разрушительным действием в этот период оказывается слишком жесткий родительский контроль, который навязывает ребенку чувство вины и лишает способности в будущем требовать любовь и внимание.

Четвертая стадия — «Школа: трудолюбие — неполноценность».

Эриксон считал, что трудолюбие возникает, когда дети начинают изучать свою культуру и исторические особенности, многие ребята открывают в себе логический ум или творческие порывы.

Опасность этого пункта кроется в возможной неблагоприятной среде в школе. Если ребенок сомневается в своих способностях, неуверенно чувствует себя при сверстниках, это может негативно повлиять на обучение и развитие.

На четвертой стадии периоды детства завершаются, но Эриксон в оставшихся направлениях в книге «Детство и общество» описывает последовательное развитие личности.

Важнейшие труды ученого и сегодня используют в своей практике лучшие психологи.

Эрик Эриксон сделал несколько основательных открытий: написал подробную «инструкцию» по пунктам для качественного развития человека; доказал, что кризис идентичности — это необходимый рубеж и способ личного роста.

А еще выразил оптимизм по вопросу страхов и комплексов, ведь психолог считал, что все проблемы — это своеобразный вызов для человека, который необходимо преодолеть, чтобы продолжить свое развитие.

Лидия Озерова

Источник: https://pifagorka.com/articles/erik-erikson-nemeckij-psixolog-o-sovremennyx-problemax

Л. Хьелл, Д. Зиглер — Теории личности

Л. Хьелл, Д. Зиглер - Теории личности

Zweigenhaft R. L. (1975). Birth order, approval seeking, and membership in Congress. Journal of Individual Psychology, 31, 205–210.

Ansbacher H. L. (1984). Alfred Adler revisited. New York: Praeger.

Brome V. (1978). Jung: Man and myth. New York: Atheneum.

Hannah B. (1976). Jung: His life and work. New York: Putnam.

McGuire W. (Ed.) (1974). The Freud/Jung letters. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Mosak H. (Ed.) (1973). Alfred Adler: His influence on psychology today. Park Ridge, NH: Noyes.

Stepansky P. E. (1983). In Freud's Shadow: Adler in context. Hillsdale, NJ: Analytic Press.

Многие исследователи после Фрейда пытались пересмотреть психоанализ, чтобы показать значение эго — процессов и проследить их развитие. Наиболее выдающимся из так называемых эго — психологов был Эрик Эриксон. Как и для других постфрейдистов, для Эриксона наибольшее значение имело эго и его адаптивные способности в связи с проблемой развития индивидуума.

Однако из этого не следует, что в своей теории он пренебрег биологическими или социальными факторами. По сути дела, Эриксон настаивал на том, что любой психологический феномен может быть понят в контексте согласованного взаимодействия биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов.

К другим особенностям теоретической ориентации Эриксона относятся следующие: 1) акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении всей жизни человека; 2) упор на «нормальном», или «здоровом», а не на патологическом; 3) особое значение, придаваемое им достижению чувства идентичности; 4) попытки сочетать клинические наблюдения с изучением культурных и исторических факторов в объяснении структуры личности. Описанные Эриксоном «восемь возрастных периодов человека» представляют его наиболее оригинальный и важный вклад в теорию личности. Его попытка показать влияние культуры на развитие личности явилась стимулом для всех, кто изучает поведение человека, разрабатывать новые подходы в изучении главных психологических проблем, с которыми сталкивается сегодня человечество. Мы рассмотрим в этой главе основные идеи Эриксона.

Появлению эго — психологии предшествовал ряд родственных теорий, посвященных, главным образом, влиянию различных аспектов социального и культурного окружения на развитие личности.

Подобно направлениям, представленным Адлером и Эриксоном, в этих теориях была осуществлена попытка поиска новых путей анализа взаимоотношений между родителями и ребенком, изучения процессов мотивации и личности в целом.

Создатели этих теорий отказались от декларированного Фрейдом признания решающего значения инстинктивных сексуальных мотивов в природе человека.

Из этой группы ученых — ревизионистов мы выбрали представителей, наиболее энергично подвергавших сомнению и даже полностью отказавшихся от принципов классического психоанализа: это Эрих Фромм и Карен Хорни. Теоретические взгляды этих двух достойных внимания персонологов мы кратко обсудим в конце главы.

Сын отца — датчанина и матери — еврейки, Эрик Эриксон (Erik Erikson) родился в 1902 году в Германии, недалеко от Франкфурта. Его родители развелись еще до его рождения, и мать затем вышла замуж за д — ра Теодора Гомбургера.

Маленькому Эрику в течение нескольких лет не говорили о том, что д — р Гомбургер приходился ему отчимом.

Позже, подписываясь под своими первыми психоаналитическими статьями, Эриксон использовал фамилию отчима, хотя, когда он натурализовался как американский гражданин в 1939 году, он выбрал отцовскую фамилию.

В отличие от других персонологов, упомянутых в этой книге, Эриксон не получил формального высшего образования после окончания школы. Он учился в «гуманистической гимназии» в Германии и, несмотря на то, что был посредственным студентом, преуспевал в изучении истории и искусства.

Вскоре после окончания гимназии, в пику настояниям отчима выбрать профессию врача, Эриксон отправился в путешествие по Центральной Европе. Годом позже он поступил в художественную школу, однако скоро он не смог усидеть на месте и отправился в Мюнхен для обучения в известной Академии художеств.

Спустя два года, Эриксон путешествует по Италии, посещает Флоренцию, загорает и бродит по художественным галереям.

В 1927 году «мораторий» на работу закончился, и он был принят по рекомендации школьного товарища Петера Блоса преподавателем в маленькую экспериментальную американскую школу в Вене. Школа была основана Анной Фрейд для детей, чьи родители обучались психоанализу. Некоторые из молодых студентов Эриксона сами подвергались психоанализу, и «герр Эрик», как его нежно называли, присоединился к ним.

Эриксон начал изучать психоанализ на горном курорте вблизи Вены. Там он, будучи младшим преподавателем, впервые познакомился с семейством Фрейда, а потом был принят кандидатом для занятий в Венском психоаналитическом институте.

С 1927 по 1933 годы Эриксон продолжал изучать психоанализ под руководством Анны Фрейд. Это было его единственное формальное академическое образование, не считая свидетельства, выданного Ассоциацией учителей им.

Марии Монтессори в Вене.

В Вене Эриксон женился на канадке Джоан Серсон, которая тоже посещала экспериментальную школу Анны Фрейд. В 1933 году семья Эриксона (включая двоих сыновей) отправилась в Копенгаген, где Эриксон попытался получить гражданство и помочь созданию в этой стране центра обучения психоанализу.

Когда стало ясно, что эта идея неосуществима, семья эмигрировала в Соединенные Штаты и поселилась в Бостоне, где годом раньше было основано психоаналитическое общество. Следующие два года Эриксон практиковал в Бостоне, специализируясь в лечении детей.

Он также был штатным сотрудником клиники Генри Мюррея в Гарварде и занимал должность научного сотрудника по психологии в отделении нейропсихиатрии Гарвардской медицинской школы.

Эриксона даже зачислили кандидатом на соискание степени доктора по психологии в Гарварде, но он отказался от этой научной программы после неудач на первом курсе.

Читайте также:  Самоактуализация подробнее - психология

В 1936 году Эриксона приняли на должность преподавателя в медицинскую школу Йельского университета.

В 1938 году он предпринял экспедиционную поездку в резервацию Пайн — Ридж в Южной Дакоте с целью наблюдения за воспитанием детей у индейцев племени сиу.

С этого исследования начался интерес Эриксона к изучению влияния культуры на развитие ребенка — тема, которой он уделял много внимания в дальнейшей профессиональной работе.

В 1939 году Эриксон направился в Калифорнию, где подвел итоги своей аналитической работы с детьми и углубился в антропологию и историю. С 1942 года он — профессор психологии в Университете Беркли, Калифорния.

С этого времени начался интенсивный период глубоких клинических наблюдений и размышлений; Эриксон становится главной фигурой в области психоанализа.

Однако его деятельность в должности профессора в Беркли закончилась, когда он отказался присягнуть на лояльность во время антикоммунистической кампании.

Позднее он был восстановлен в должности как политически благонадежный гражданин, но предпочел отказаться из солидарности с теми, кто обвинялся в этом же «преступлении». Свою первую книгу «Детство и общество» он опубликовал в 1950 году (она была переработана и переиздана в 1963 году).

Благодаря этой работе он скоро получил мировое признание как ведущий представитель эго — психологии.

В 1951 году Эриксон поступил в Центр Остен Риггс в Стокбридже, штат Массачусетс, — частный центр восстановительной терапии для подростков с психическими нарушениями.

Эту работу он совмещал с преподаванием в должности профессора в разных университетах США.

В течение следующего десятилетия его труды и исследования вылились в теорию психосоциального развития, первоначально сформулированную в книге «Детство и общество».

В 1960 году, после года работы в Центре передовых исследований в области бихевиоральных наук в Пало — Альто, штат Калифорния, Эриксон снова возвратился в Гарвард, где проработал до 1970 года.

После ухода из Гарварда Эриксон продолжал уделять много времени применению своей схемы жизненного цикла человека к изучению известных исторических личностей и американских детей, преимущественно из групп социальных меньшинств.

Его великолепное психобиографическое исследование истоков идеи Ганди о непротивлении злу насилием «Истина Ганди» (1969) получило Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию в области философии и религии.

Кроме этого, он опубликовал еще три важных книги: «Молодость Лютера: психоаналитическое и историческое исследование» (1958), «Инсайт и ответственность» (1964а); «Идентичность: кризис юности» (1968а), а также второе издание «Юность: изменение и вызов» (1963b).

Роберт Коулз, психиатр из Гарварда и студент Эриксона, подтвердил признание достижений своего наставника в области теории и практики психоанализа в монографии «Эрик Эриксон: плоды трудов» (Coles, 1970).

Несмотря на уже немолодой возраст, Эриксон до своей смерти (в 1994 году) продолжал активную деятельность в Центре Эриксона в Кембридже, штат Массачусетс. В число его недавних публикаций вошли: «В поисках общей почвы» (1973); «История жизни и исторический момент» (1975); «Игрушки и рассуждения: стадии ритуализации опыта» (1977); «Идентичность и жизненный цикл» (1979); «Зрелость» (1978); «Целостный жизненный цикл» (1982); «Жизненная вовлеченность в старости» (1986).

Источник: https://profilib.net/chtenie/75964/l-khell-teorii-lichnosti-67.php

Теории личности

Страница 14 из 42

Эрик Эриксон: эго — теория личности.

Эриксон строил свою теорию исключительно в связи с развитием эго. Хотя он неизменно настаивал на том, что его идеи не более, чем дальнейшее систематическое продолжение концепции Фрейда о психосексуальном развитии в свете новых открытий в социальных и биологических науках. Однако Эриксон реши­тельно отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам.

Во-первых, в его работе отчетливо виден решительный сдвиг акцента от ид к эго, что сам Фрейд лишь частично признавал в последние годы своей деятельности. С позиции Эриксона, скорее именно эго составляет основу поведения и функци­онирования человека.

Он рассматривал эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация; параллельно идет развитие ид и инстинктов.

Подобный взгляд на природу чело­века, названный эго-психологией,радикально отличается от раннего психодина­мического мышления тем, что эго-психология описывает людей как более рацио­нальных и поэтому принимающих осознанные решения и сознательно решаю­щих жизненные проблемы.

В то время как Фрейд считал, что эго борется, пытаясь разрешить конфликт между инстинктивными побуждениями и мораль­ными ограничениями, Эриксон доказывал, что эго — это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия, мышления, внима­ния и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится все более и более компетентным.

Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуально­го взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья.

Если Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности ребенка, то Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребенка.

Он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадле­жащими к различным культурам, чтобы показать: развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой цен­ностей.

В-третьих, теория развития эго охватывает все жизненное пространство инди­видуума (т.е. от младенчества до зрелости и старости). Фрейд, напротив, огра­ничился влиянием ранних детских переживаний и не уделял внимания вопросам развития за пределами генитальной стадии.

И наконец, в-четвертых, у Фрейда и Эриксона различные взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Целью Фрейда было раскрытие сущности и особенностей влияния на личность неосознаваемой психической жиз­ни, а также объяснение того, как ранняя травма может привести к психопатологии в зрелости.

Эриксон, наоборот, видел свою задачу в том, чтобы привлечь внима­ние к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциаль­ного характера. Его теория ставит во главу угла качества эго, т.е. его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития.

Возможно, это последнее разли­чие является ключевым для понимания концепции Эриксона об организации и развитии личности.

Фрейдовскому фаталистическому предупреждению о том, что люди обречены на социальное угасание, если отдадутся своим инстинктивным стремлениям, противостоит оптимистическое положение о том, что каждый лич­ный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий. Зна­ние того, как человек справлялся с каждой из значимых жизненных проблем или как неадекватное разрешение ранних проблем лишило его возможности справ­ляться с дальнейшими проблемами, составляет, по мнению Эриксона, единствен­ный ключ к пониманию своей жизни.

Пока мы касались только основных теоретических расхождений между Эриксоном и Фрейдом. Однако стоит отметить, что существуют и вопросы, по которым между ними существует согласие. Например, оба теоретика сходятся в том, что стадии развития личности предопределены, а порядок их прохождения является неизменным.

Эриксон также признает биологические и сексуальные основы всех более поздних мотивационных и личностных диспозиций, а также принимает фрейдовскую структурную модель личности (ид, эго, суперэго).

Однако, несмотря на наличие сходных положений, многие персонологи считают, что теоретические посылки Эриксона отличаются от таковых в классическом психоанализе.

Эпигенетический принцип.

Центральным для созданной Эриксоном теории развития эго является положе­ние о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии сэпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон по­нимает следующее:

1) в принципе личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, рас­ширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодей­ствия;

2) общество в принципе устроено так, что развитие социальных возможнос­тей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последователь­ность развития.

В книге «Детство и общество» (1963) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго (как говорят, на «восемь возрастов человека»). Согласно его утверждению эти стадии являются результа­том эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически.

Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценно функционирую­щая личность формируется только путем прохождения в своем развитии после­довательно всех стадий.

Кроме того, согласно Эриксону каждая психосоциаль­ная стадия сопровождается кризисом — поворотным моментом в жизни индиви­дуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индиви­дууму на этой стадии.

Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикла человека характеризуется специфичной именно для данной фазы («фазоспецифи­ческой») эволюционной задачей — проблемой в социальном развитии, ко­торая в свое время предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение.

Характерные для индивидуума модели поведения обусловле­ны тем, каким образом в конце концов разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис. Конфликты играют жизненно важную роль в тео­рии Эриксона, потому что рост и расширение сферы межличностных отноше­ний связаны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии.

В то же время он отмечает, что кризис означает «не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации».

Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрения оценки, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно (т.е.

на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый пози­тивный компонент (например, базальное доверие и автономию), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем.

Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающему­ся эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнения).

Хотя на пути развития лично­сти возникают теоретически предсказуемые и вполне определенные конфликты, из этого не следует, что на предшествующих стадиях успехи и неудачи обязатель­но одни и те же. Качества, которые эго приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним конфликтам или меняющимся услови­ям. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

Все восемь стадий развития в психологической теории Эриксона представле­ны в табл. 1.

В крайнем левом столбце перечислены стадии; во втором столбце указан приблизительный возраст их наступления; в третьем противопоставлены позитивные и негативные компоненты каждой стадии; в крайнем столбце справа перечислены сильные стороны эго или его достоинства, приобретаемые благодаря успешному разрешению каждого кризиса. В соответствии с принципом эпигенезиса каждая стадия основывается на разрешении и интеграции предшествовавших психосоциаль­ных конфликтов. Эриксон выдвинул предположе­ние, согласно ко­торому все кризисы в той или иной степени имеют место с самого начала постнатального периода жизни человека и для каждого из них есть приори­тетное время наступления в генетически обусловленной последовательности развития.

Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой универсаль­ную особенность человеческого развития, Эриксон указывает при этом на куль­турные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии.

Например, ритуал посвящения в юноши существует во всех культурах, но очень широко варьирует и по форме проведения, и по влиянию на человека. Более того, Эриксон считает, что в каждой культуре наличествует «решающая коорди­нация» между развитием индивидуума и его социальным окружением.

Речь идет о координации, называемой им «зубчатым колесом жизненных циклов» — зако­не согласованного развития, согласно которому развивающейся личности обще­ство оказывает помощь и поддерживает ее именно тогда, когда она особенно в этом нуждается.

Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и воз­можности поколений переплетаются. Эта сложная модель обоюдной зависимости между поколениями отражена в его концепции взаимозависимости.

Источник: http://LibSib.ru/obschaya-psichologiya/teorii-lichnosti/erik-erikson-ego-teoriya-lichnosti

Ссылка на основную публикацию