Будда — психология

Буддизм и современная психология

Примерно полгода назад, на сайте coursera я посмотрел видеокурс Роберта Райта

Курс мне очень понравился своим срединным путём между сухой наукой и “беседами за жизнь”.

Вообще,  Роберт Райт мне именно этим и близок. Он совмещает в себе талант рассказчика и учёного-исследователя. Он открыт к своему незнанию, а потому открыт и к  знанию, а так же, способен на пальцах объяснять сложные вещи.

Несколько лет назад я посмотрел одно из его выступлений на конференции TED  и тут же всем сердцем полюбил – и выступление и самого Роберта.

Ну вот, а здесь целый курс о буддизме и современной психологии, об их соотношении. Как это мне может быть не интересно?

Но курс был на английском и я не решался рекомендовать его читателям этого блога.

И вот, благородный аноним с сайта коллективных переводов  Notabenoid перевёл курс на русский, и теперь я с лёгким сердцем присоединяюсь к рассеиванию вечного и доброго.

Итак, курс

В своём курсе Роберт  сравнивая основные положения Буддизма и эволюционной психологии,

задаётся вопросами:

Начинают ли уже нейроучёные понимать, как работает медитация?

И если начинают, то может ли естественнонаучное объяснение практики медитации подорвать её духовное значение?

На чём основаны базовые буддийские принципы понимания сознания?

Особое внимание Роберт уделяет таким парадоксальным буддийским утверждениям, что “я” не существует, а большая часть воспринимаемой реальности является в некотором смысле иллюзорной.

Имеют ли эти радикальные утверждения какой-то смысл, в свете современной психологии?

И наконец, как такое мировоззрение может повлиять на нашу повседневную жизнь?

Может ли практика медитации помочь нам становиться не только более счастливыми, но и лучшими людьми?

Видео с русскими субтитрами.

Чтобы вывести на экран субтитры необходимо:

1.В нижнем правом углу, направить курсор на изображение зубчатого колёсика (появится надпись “Settings”).

2.Кликнуть на это изображение колёсика.

3.Появится табличка. В одной из граф будет надпись “Subtitles / SS (2)”

4.Кликните на стрелочку справа “>”

5.Появится ещё одна табличка, где будут графы  “English” и “Russian”.

6.Выберете нужное.

Первая лекция

Первая часть

Введение: религиозный буддизм и секулярный буддизм

В первой части первой лекции, Роберт делает общий обзор курса, его основных идей и положений. Немного рассказывает о себе и почему его заинтересовала эта тема.

Вторая часть

Чувства и иллюзии

В ней Роберт рассматривает наши эмоции в двух ракурсах: в свете буддийского учения и с точки зрения эволюции.

Третья часть

Первая и Вторая Благородные Истины

Название говорит само за себя. В этой лекции Роберт рассматривает что имеется в виду под словом дукха в буддийском мировоззрении.

Четвёртая часть

Эволюционная психология и Первая и Вторая Благородные Истины

В этой лекции Роберт рассматривает первые две Истины с точки зрения эволюционной психологии и нейронауки.

Пятая часть

Разговор в кабинете

В этой части Роберт поменял место, и говорит из своего кабинета. Это более неформальный разговор, в котором Роберт в основном отвечает на вопросы и обратную связь слушателей курса.

Вторая лекция

Первая часть

Восьмеричный путь

В этой части Роберт рассказывает о Третей и Четвёртой Благородных Истинах и о Благородном Восьмеричном пути, как всегда, соотнося буддийские взгляды с современной психологией и нейронаукой.

Вторая часть

Медитация

В этой части Роберт делает обзор основных видов медитации, связывая результаты практики с вИдением как с точки зрения Буддизма, так  и современной психологии.

Третья часть

Практика Осознанности и мозг

Исходя из названия, можно догадаться, что Роберт в этой части обращается к результатам исследований мозга медитаторов, коих за последние два десятилетия накопилось достаточно много.

Четвёртая часть

Можно ли доверять вашим чувствам?

Основная тема этой части – может ли буддийский рецепт практики помочь нам видеть жизнь и мир яснее?

Пятая часть

Разговор в кабинете

Опять ответы на вопросы слушателей курса.

Третья лекция

Первая часть

Речь Будды о “Не-я”

В этой части Роберт пытается объяснить буддийскую доктрину о “Не-я” – не существовании “я”. Что это значит? В каком смысле меня нет, если я переживаю себя как вполне существующего?

Вторая часть

Что же Будда имел в виду?

Продолжение объяснения идеи “Не-я”.

Третья часть

Современная психология и “Я”

В этой беседе Роберт переходит от взглядов древних буддистов к взглядам и экспериментов современной психологии. Под современной психологией Роберт имеет в виду ту, что стала развиваться с середины  прошлого века.

Четвёртая часть

Разговор в кабинете

Ответы на вопросы слушателей курса.

Четвёртая лекция

Первая часть

Иллюзии о самом себе

Что является мной, а что нет? Что я могу контролировать в себе, а что нет? Что влияет на формирование моего восприятия самого себя определённым образом?

Такие вот интересные вопросы.

Вторая часть

Чем ментальные модули не  являются

В этой части Роберт рассказывает о так называемом Модульном подходе к сознанию или Модульной моделью сознания, и задаётся вопросом: Если  сознательное “Я” — это не то, что определяет наше поведение и направляет ход наших мыслей, тогда что же выполняет эту работу?

Третья часть

Чем являются ментальные модули

Продолжение темы ментальных модулей.

Четвёртая часть

Разговор из кабинета

Ответы на вопросы слушателей курса.

Пятая лекция

Первая часть

Выбрать “Я” с помощью медитации

В этой части Роберт, продолжая обращаться к Модульной модели сознания, утверждает, что через практику медитации мы можем яснее увидеть свои идентификации и выбрать те, которые посчитаем значимыми.

Вторая часть

Контроль “Я”

Третья часть

Переживание “Не-Я”

К сожалению, на этом, видео с русскими субтитрами заканчиваются.

Будем надеяться, что благородный человек из Notabenoid продолжит свою подвижническую работу на благо всех чувствующих существ.

Вы можете подписаться на YouTube канал

Буддизм и современная психология

и регулярно проверять обновления.

Я тоже собираюсь их проверять и при появлении новых переводов, буду добавлять сюда.

Если же вы знаете английский, то просто перейдите на оригинальный курс на сайте курсера и досмотрите его там:

Buddhism and Modern Psychology

Если вы больше любите читать тексты, то мой коллега Николай Перов, в своём блоге, проделав большую работу, пересказал лекции Роберта Райта, добавив свои примечания.

В любом случае, это может быть интересным чтением и дополнением к лекциям:

Медитация и код эволюции

А совсем недавно, Роберт издал книгу с теми же идеями, что и в курсе:

 Why Buddhism Is True

Немного о Роберте Райте

Роберт Райт (Robert Wright) – преподаватель Пенсильванского университета, журналист, теолог и обладатель ряда премий за свои бестселлеры на тему науки, эволюционной психологии, истории, религии и теории игр.

В число наиболее известных его работ входят “Эволюция Бога” (“Evolution of God”), “Не-ноль: Логика человеческой судьбы” (“Nonzero: The Logic of Human Destiny”), “Моральное животное” (“Moral animal”) и “Трое ученых и их боги: Поиск смысла в информационную эпоху” (“Three Scientists and Their Gods: Looking for Meaning in an Age of Information”).

На русском языке издавались Эволюция Бога и Моральное животное.

Также две его речи на конференции TED:

Прогресс-это не игра с нулевой суммой

Эволюция сострадания

 Что я ещё предлагаю от себя

Если вам интересна практика, то, посмотрите, что я предлагаю в ближайшем будущем:

Планы на осень

Ближайший облачный ритрит называется

Если из вышеперечисленного вам ничего не подходит, то зайдите на страницу

Школа Будда в городе

и посмотрите, чего там есть (а там уже много чего есть – что-то бесплатно, что-то за разумные деньги –Denarii sapiens, так сказать).

Или на страницу

Будда в городе в фейсбуке. Там я пощу всякие полезные и вдохновляющие материалы.

Вы так же можете вступить в

Облачную сангху

для поддержания свой практики.

Подписаться  на рассылку и получить бесплатное

Краткое руководство по Практике Осознанности

А если хотите сделать практику медитации повседневной полезной привычкой, присмотритесь к программе

90 дней

Всего вам доброго и, надеюсь, до следующих встреч. И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.

А теперь идите и медитируйте!

Источник: http://buddhavgorode.com/buddhism-and-modern-psychology/

Индивидуальные сессии Не-Двойственной терапии

Работая с клиентом, мы встречаемся на поле психотерапевтического подхода, поле «раздвоенного сознания», откуда вместе совершаем захватывающий прыжок в сферу духа — сферу пробуждённого ума.

«Мы уже являемся целостными» такова отправная точка психологии Будды.Дальнейшее действие заключается в высвобождении этой целостности.

Возможными техниками её раскрытия являются восточные традиции медитации и западные техники психотерапии.

— сессии проводит Мира,  запись по телефону, продолжительность 1 час

Позволь Дыханию Жизни дышать тобой

За время практики, клиенты обращаются ну с очень разными ситуациями в жизни.
Я очень много лет провела в терапии, ретритах, медитативных техниках и своих дисциплинах! Большая благодарность этому времени, это запускает механизм осознавать, понимать.

Конечно трансформация происходила! Но все равно чего то не хватало?!! Моя жизнь как практикующего, с знаниями, переживаниями, порой даже с очень такими крутыми «статуэтками осознаний, пополняли мои полки». С остановкой в практиках, на тогда, боль была тут как тут, и чего то не хватало..

Потом я стала встречать просветленных Мастеров..

..и в конец, Встреча с Нукуну.

Каждая встреча с ним, это вспоминание, обучение,  проживание своих историй в ином подходе, где каждая ситуация, переживание — травма, Прямо Сейчас- это дверь к себе, там где нет разделения, а значит и боли.

Такой иной подход в встрече с переживаниями, оказался естественным. Боль, конфликт возникает из разделения, отвержения опыта, мы можем это переживание называть и узнавать о нем, но так и не вобрать.

В подходе Не-Двойственной терапии (Будда-Психология), пси техники мы используем как вход, и переживание есть дверь, далее же когда ум затихает, мы с клиентом двигаемся в пространство, где происходит высвобождение целостности, и переживающий и переживаемое, есть суть Одно. Из этого- простота, расширение, легкость, ясность, сила, любовь, благодарность . . Сейчас..  Жизнь происходит. 

«Оно терпеливо ждет, когда мы дадим Этому хоть не большой шанс» Нукуну

 
Приглашаю  на индивидуальные сессии.

Также возможна комплексная работа, ребалансинг и не-двойственная терапия. 

Техники и методики работы с человеком в Западной психологии сосредоточились на работе по устранению дефекта в человеке взамен раскрытия человеческой целостности.

Читайте также:  Жена гения - психология

Восточная психология (психология Будды) исходит из идеи о том, что человек уже является целостным, целостность не нужно привносить извне, ведь она — средоточие его сущности. Этой сущностью является Будда, — естесственное состояние человека, состояние просветлённого.

Рождённый в единстве с божественным, человек не нуждается в специальных изменениях, чтобы вновь обрести с ним связь. Ему всего лишь необходимо вспомнить о своей подлинной природе, о том, кем он является на самом деле.

Начиная с 1960х гг. в Западной психологии развивалось более комплексное, холистическое восприятие человеческой природы. А. Маслоу, В. Райх, Ф.

С Перлз и другие стали разрабатывать методики клиентоцентрированной терапии, телесно-ориентированной терапии, гештальт- психологии, — техники, которые оказались идеологически близки Восточной парадигме восприятия человека.

В терапии не — двойственности (Non-Dual Therapy, NDT) данные техники используются наряду с техниками диалога различных частей «Я», НЛП, семейных расстановок, энеаграммой, различными техниками медитации.

Источник: http://ommeera.com.ua/category/budda-psihologia/

Буддийская наука, психология и религия

Буддийская психология изучает то, как мы познаём явления. Другими словами, это наука о познании (между буддийской психологией и наукой чёткого различия нет). Две темы буддийской психологии: как мы познаём явления (наука о познании) и как быть с эмоциональными трудностями.

Способы познания явлений

Самое важное – распознать отличия между достоверными и недостоверными способами понимания, или познания, явлений. Буддизм может сказать об этом очень многое. Достоверный способ познания можно определить как точный и уверенный.

Точный означает верный, соответствующий реальности: это может быть подтверждено другими. Уверенный значит, что мы в нём совершенно убеждены. Это не состояние ума, когда мы думаем: «Может, это так, а может, по-другому. Точно я не знаю».

Каковы же достоверные способы познания явлений? Существует так называемое обнажённое восприятие: мы видим, слышим, обоняем, чувствуем вкус и чувствуем физические ощущения (это происходит и в наших снах, но тогда это умственное восприятие). Если мы кого-нибудь видим, нам нужно, чтобы это было достоверно.

Это не всегда достоверно: «Мне показалось, я что-то там видел, но я не совсем уверен»; «Я думал, что видел вас в толпе, но я не совсем уверен. Мне показалось, я видел вас, но на самом деле это был кто-то другой»; «Я думал, вы сказали так, но, возможно, я ошибся и услышал неверно».

Это не достоверно, не так ли? В этом нет точности и уверенности.

У искажения множество причин. Например, я снимаю очки и вижу перед собой лишь расплывчатые пятна. Но вы не существуете как пятно, не так ли? Это воспринимается искажённо, потому что не всё в порядке с моими глазами.

Если бы я спросил другого человека: «Вы видите вон там пятно?» – он бы ответил, что нет. Так я узнал бы, что это ошибка. Итак, сейчас мы говорим о точном и уверенном восприятии, и у нас есть обнажённое восприятие.

Познание на основе вывода также достоверно. Но оно достоверно, если не является неточным. Это вывод, рассуждение. Классический пример: «Если там есть дым, значит, там есть и огонь». Вдалеке на горе мы видим дым из трубы. Наше восприятие достоверно: мы видим дым, поэтому можем предположить, что там есть огонь, хотя самого огня мы не видим. Если есть дым, должен быть и огонь. Это достоверно.

Но некоторые явления невозможно познать даже с помощью логики, например имя человека, живущего в том доме. Для таких случаев нужен достоверный источник информации.

Это тоже одна из разновидностей выводов: тот человек – достоверный источник информации, следовательно, он говорит правду. Лучший пример на эту тему: «Когда мой день рождения?» Знать день своего рождения самостоятельно невозможно.

Мы можем выяснить это лишь из достоверного источника информации: спросить у мамы или проверить запись о рождении.

Разновидностей выводов множество. Есть выводы, основанные на широко известных условностях. Вы слышите звук: как вы узнаёте, что это слово? Откуда вы знаете его значение? Если подумать, это совершенно поразительный процесс.

В сущности, мы просто слышим звуки, но, зная определённые условности, заключаем, что звук, которым мы слышим, – это звук слова, и делаем вывод, что у него есть определённый смысл.

Конечно, это необходимо проверить, потому что иногда человек говорит одно, а мы думаем, что он имеет в виду совершенно другое.

Такова наука о познании как аспект буддийской психологии. Мы должны проверять: «Я заключаю, что, сказав это, вы имеете в виду вот это.

Верно или нет?» Мы часто не понимаем, что имеют в виду другие, не так ли? Человек говорит: «Я тебя люблю» – и мы думаем, что у него сексуальный интерес, хотя имелось в виду совсем другое.

Неправильный вывод может повлечь множество недоразумений. Итак, если вывод достоверен, он точный и уверенный.

Предположение недостоверно: «Я предполагаю, что вы имеете в виду это, но я не уверен». Предположение – это, по сути, догадка: «Мне кажется, вы имеете в виду это». Оно может быть правильным или неправильным, но оно неуверенное: «Я думаю, вы имеете в виду это». Это предположение, мы не уверены.

Далее, существует нерешительное колебание: «Вы имеете в виду это или то?» Мы колеблемся.

Когда наше представление о чём-либо полностью ошибочно – это искажённое познание. Это совершенно не то, что человек имел в виду.

Так работает познание, и буддизм уделяет этому большое внимание. Вне зависимости от нашей культуры, очень полезно понимать, правилен или неправилен наш способ познания. Если мы всё же не уверены, нужно это осознать и попытаться исправить, снова исследовав реальность. Так что это полезно для всех. Буддийская религия и ритуалы здесь не нужны.

Беспокоящие эмоции

Другая важная тема буддийской психологии связана с эмоциями. Мы испытываем как положительные, так и отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции – беспокоящие, они нарушают покой ума. Речь идёт о таких чувствах, как гнев.

Беспокоящие эмоции определяют как состояния ума, которые, появляясь, заставляют нас терять спокойствие ума и самообладание: мы немного расстраиваемся или нервничаем. Так, когда мы в гневе, наша энергия потревожена: вы можете это почувствовать.

Мы говорим и делаем то, о чём потом можем пожалеть, просто действуем компульсивно (прим. ред.: под влиянием навязчивого побуждения).

В буддизме мы много слышим о карме. Под кармой имеется в виду именно такая компульсивность поведения, основанная на предыдущей привычке. Поэтому, когда появляется сильная привязанность, желание или жадность, мы тоже неспокойны. Мы расстроены, потому что хотим что-то иметь и у нас нет самообладания, как с шоколадкой, которую я просто должен съесть.

Это беспокоящие эмоции. Но, с другой стороны, есть и положительные. Буддизм не призывает избавиться от всех эмоций. Есть такие чувства, как любовь – желание, чтобы другие были счастливы и обладали причинами счастья, вне зависимости от их поступков, их отношения ко мне или к моим любимым.

Есть сострадание – желание, чтобы другие были свободны от страдания и его причин. Есть терпение, уважение – положительных эмоций тоже много. Мы должны научиться различать, какие из наших эмоций и действий созидательные, а какие разрушительные.

В буддизме не только большое разнообразие учений о том, какие бывают эмоциональные состояния, позволяющие их распознавать, но и множество методов, которые помогают избавиться от беспокоящих состояний ума.

Помните, мы говорили о заблуждениях и проекциях, не имеющих отношения к реальности? Одна из самых заметных – каким образом мы существуем.

Я уже упоминал в простой форме: что мы считаем себя самыми важными, что мы существуем прочно и независимо, что всё всегда должно быть по-нашему и мы должны нравиться всем.

Интересно обдумать следующее: «Даже Будда нравился не всем. Почему же я должен ожидать, что всем понравлюсь?» Помнить об этом очень полезно.

Мы думаем так: «Я – это твёрдый предмет у меня в голове, хозяин звучащего в ней голоса, который беспокоится: “Что я должен делать? Что обо мне думают люди?”» Как если бы в голове сидело маленькое «я» с экраном, на котором появляется вся информация, и динамиками, соединёнными с органами чувств, и заставляло бы тело двигаться, говорить: «Сейчас я сделаю это. Теперь скажу то». Это беспокоящее заблуждение о самих себе. Откуда мы знаем, что оно беспокоящее? Потому что все мы чувствуем себя незащищёнными. В таком образе мыслей есть незащищённость и беспокойство о себе: «Что обо мне думают люди?» – и так далее.

Такие проекции у нас есть не только о себе, но и обо всём вокруг. Мы видим различные объекты и преувеличиваем их хорошие качества и даже проецируем на них достоинства, которых нет. Влюбившись, мы думаем: «Это самый прекрасный человек в мире», – и вообще не замечаем недостатки, которые у него или у неё, возможно, есть.

«Это самый красивый и желанный человек, которого я когда-либо встречал». Если мы не сблизились, появляется страстное желание: «Я хочу, чтобы он был моим партнёром, моим другом».

Когда же мы с ним подружились, возникает привязанность (мы не хотим его отпускать) и жадность (хотим, чтобы он уделял нам всё больше и больше времени).

Это беспокоящее состояние ума, не так ли? Нам необходимо увидеть реальность: у всех есть свои достоинства и недостатки. Часто мы думаем: «Я самый важный человек. Значит, в твоей жизни я единственный. Ты должен уделять мне всё своё время», – и это совершенно нереалистично.

Мы полностью забываем, что в жизни друга или партнёра есть не только мы, но и другие люди, другие дела, которыми он занимается. Поэтому мы злимся и чувствуем неуверенность в себе.

А если он нам не звонит, мы преувеличиваем проблему, не желая видеть в отношениях с этим человеком вообще ничего хорошего.

Мы гневаемся, хотим прекратить подобное с нами обращение и кричим: «Почему ты мне не позвонил? Почему не пришёл?» В основе этого – идея, что есть маленькое «я»; что я должен всегда получать желаемое; я должен быть самым важным; и невозможное: я должен быть единственным человеком в жизни другого.

Буддизм предлагает очень ясный анализ того, почему мы расстраиваемся, что не так с нашим мышлением и чувствами. Наш ум заставляет явления выглядеть определённым образом, а мы верим, что это соответствует действительности, – вот в чём проблема.

И есть различные методы, чтобы, образно выражаясь, проколоть шарик нашей фантазии. Мне может казаться, что я единственный, кто существует: ведь, закрыв глаза, я никого больше не вижу, а голос в моей голове по-прежнему есть. Но это глупо. Это не реальность и не имеет к ней отношения.

Читайте также:  Распознавание искаженных качеств - психология

Когда я закрываю глаза, вы не перестаёте существовать. Вот основы буддийской психологии.

Развитие любви и сострадания

Теперь о любви и сострадании.

В буддизме много методов для развития этих качеств, и каждый может извлечь из них пользу (опять же, следовать религиозным аспектам буддизма для этого не обязательно).

Любовь и сострадание основаны на том, что все равны: все хотят быть счастливы и никто не хочет быть несчастлив. Всем нравится быть счастливыми. Никому не нравится быть несчастными. Мы все равны.

Все мы взаимосвязаны. Моя жизнь полностью зависит от доброты и работы других. Подумаем о людях, которые растят нашу пищу, перевозят её и привозят в магазины. Другие люди строят дороги и производят грузовики для перевозки продуктов.

А откуда берётся металл? Кто-то должен добывать его в шахте, чтобы сделать грузовик. А резина для шин? Откуда она появилась? В этом производстве тоже работает так много людей.

А горючее и динозавры, тела которых, разложившись, превратились в нефть? Размышляя так, мы видим, что все взаимосвязаны и зависимы друг от друга. С точки зрения глобальной экономики это ещё более очевидно.

Тогда на основе понимания, что все равны и зависят друг от друга, мы думаем так: «Какие бы проблемы ни возникали, их нужно разрешать». Потому что, как сказал один великий буддийский мастер из Индии: «У проблем и страданий нет хозяина. Страдания должны быть устранены не потому, что это мои или ваши страдания.

Они должны быть устранены просто потому, что причиняют боль». Поэтому проблема, например, с окружающей средой – не моя или ваша, а общая: у неё нет хозяина. Её следует решить просто потому, что это проблема, которая создаёт трудности для всех.

Вот так мы развиваем любовь и сострадание, пользуясь методом, который не имеет отношения к религии и основан исключительно на логике и реальности.

Источник: https://studybuddhism.com/ru/prodvinutyy-uroven/nauka-ob-ume/emotsionalnaya-gigiena/buddiyskaya-nauka-psihologiya-i-religiya

Психология буддизма. Чистая природа человека и чувство вины

Понятие чистой изначальной внутренней природы занимает центральное место в буддийском учении о психологии личности. Где западная психология идет от места повреждения и болезни, буддийская психология начинает  с места целостности и совершенства.

Однажды монах, ремонтируя  крупные трещины в статуе Будды, пристально вглядываясь в него, заметил золотое отражение. Когда глина со статуи была удалена, свету открылся ныне всемирно знаменитый Золотой Будда.

Эта метафора вновь открывают для нас нашу основну – добро. Золотой Будда представляет нашу истинную, неизменную природу. Глина и грязь, которая покрывала статую так долго представляет  тревогу, страх и неуверенность в себе, которая часто отравляет нашу повседневной жизни.

Чтобы осознать и признать наши внутреннее добро мы должны сначала удалить слои всего того, что скрывает нас от самих себя. Первый шаг в этом процессе  — это развитие определенного чувства  сострадания к самому себе.

Это само-сострадание исходит из понимания того, что мы на самом деле чувствуем в данный момент: страх, тревогу, ненависть к себе, неуверенность. Следует признать эти чувства в себе и  изучать, что является их мотивацией.

Понимание нашей мотивации является неотъемлемой частью перехода от состояния болезни к состоянию здоровья.

Западная психология основывается на модели причинности, насквозь «промазанной» чувством вины. Мы часто довольно быстро  готовы взвалить вину на себя или кого-то вне нас – родителей, воспитателей, супругов, партнеров и даже эфемерные бессознательные мотивы, предложенные психодинамической моделью Фрейда.

Буддийская психология, напротив, основывается на личной ответственности. Вместо того чтобы искать  чью-то вину, будь то внутреннюю или внешнюю, как импульс нашего бедствия, буддизм просит нас прежде всего присутствовать в нашем опыте и нашей реакции на него, а затем заглянуть внутрь, чтобы найти его источник.

  Как только мы признаем наши чувства, и себя, а не кого-то  «другого»,   источником этих чувств, мы можем избавиться от инерции, которую они создают.

Мы больше не поймны в непродуктивную динамику вины и защиты, но признаем себя хозяевами своих чувств,  и тем самым освобождаемся от  повседневной тирании, которую мы могли бы в противном случае наложить на себя.

Этот признание себя хозяином является высшей свободой. Это освобождает нас от ловушки обвинения себя и других, которая держит нас застрявшими  в  дисфункциональных мыслях и бесплодных моделях поведения. Да, это мы создаем тюрьму, но и ключ от нее тоже находится в наших руках.

авторcкие права защищены

No tags for this post.

Источник: http://znaharka.com.ua/psihologiya-buddizma/

Психология буддизма

Владимир Козлов

ПСИХОЛОГИЯ БУДДИЗМА

Москва, 2010

ББК 88.4 + 53.57

УДК 159.99

Козлов В.В. Психология буддизма. Москва, 2010 – с.

Рецензенты:

Заслуженный деятель РФ, президент МАПН,

доктор психологических наук, профессор Новиков В.В.

академик МАПН,

доктор психологических наук, профессор Мазилов В.А.

член-корреспондент РАН,

доктор психологических наук, профессор Петренко В.Ф.

кафедра социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова

Монография профессора Козлова В.В. представляет оригинальное многогранное описание не только биографии Будды из клана шакьев, но и психологическую интерпретацию сознания и человеческого развития в буддизме. Немалый интерес представляют и буддистские практики с точки зрения современной прикладной психологии

Книга адресована психологам, философам, культурологам, буддологам. Книга может быть интересна и полезна не только студентам аспирантам, ученым и преподавателям, изучающим вышеназванные предметы, но и буддистам.

Козлов В.В., 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1

^

ГЛАВА 2

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУДДИЗМА

ГЛАВА 3
МЕТОДЫ САМОПОЗНАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ

Это та психология (буддистская)

которую через 25 лет будут изучать все.

У. Джеймс, 1903г.

Введение

Судя по эпитету, который принадлежит выдающемуся американскому психологу и одному из отцов – основателей трансперсональной парадигмы, уже 80 лет психология буддизма должна была бы быть вплетенной в ткань европейской культуры.

Увы, великий и могучий Ульям Джеймс, как и многие ученые в жизни, воспринял свои желания за действительность, хотя он гениально предвосхитил саму тенденцию – интерес к буддийской психологии за последнее столетие заметно вырос.Буддизм — самая древняя из трех мировых религий и одновременно он является наиболее сложным теоретическим философским, психологическим, мифологическим построением.

Христианст­во моложе буддизма на пять, а ислам — на целых двенадцать столетий, даосизм и конфуцианство на несколько столетий.

Буддизм старше эллинской философии, а когда буддийские архаты решали проблемы онтологии бытия, варварская Европа еще ходила в шкурах…Основное число последователей буддизма живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Сингапуре, Малайзии, Мон­голии, Корее, Вьетнаме, Японии, Кам­бодже, Бирме, Таиланде, Лаосе.

В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в послед­ние годы буддийские общины возникли в Москве, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Ярославле, городах Прибалтики (особенно в Риге и Талине). С конца XIX — начала XX в. последователи буддизма появились в странах Европы, в США, Австралии и Африки.

На сегодняшний день в мире пред­ставлены практически все сколько-нибудь значительные направле­ния и школы, существующие на Востоке. По данным Центра буддизма в Лумбини, сегодня в мире насчитывается около 600 млн. мирян, исповедующих буддизм, и около 1,5 млн. монахов и монахинь.

Возникнув более двух с половиной тысяч лет назад в Индии как экзистенционально-философское учение, буддизм создал уникальную по масштабности и разнообразию каноническую литературу и многочис­ленные философские, психологические, религиозные институты и школы.

Гибкость и глубина философс­ких положений, тонкость психологических интерпретаций и универсализм этики буддизма содействовала его экспансии и интеграции в различные культуры, религии и идео­логии.

Язык и смысловое поле буддизма многомерно и в зависимости от угла зрения буддизм можно рассматривать и как философию, и как психологическую систему, и как модель мира, и как нравственное учение, и как культурный комплекс, и как образ жизни и, в конце концов, как религию.

Изучение буддизма является краеугольным камнем в адекватном понимании социально-психологических, этических, политических, экономических и культурных систем стран, в которых существовали и имеются в нас­тоящее время буддийские общины.

Попытка понять роль буддизма в истории, культуре в совре­менной жизни привела к созданию буддологии — науки, изучающей буддизм и все проблемы, которые в связи с ним возникают. В рамках этой науки существует огромное количество литературы, написан­ной на разных языках в разных странах мира: лишь за последние сто лет буддизму посвящено свыше 150 тыс.

исследований, моногра­фий, статей, учебников и комментарий. Психология буддизма представляет собой именно раздел буддологии, который опредмечивает для исследования комплекс психологических свойств, механизмов, состояний, которые хотя и раскрывались в буддизме, но не вычленялись в качестве специальной дисциплины.Автор данной книги в последние тридцать лет увлечен буддизмом.

Более глубокое занятие проблемным полем этой индийской философско-психологической и религиозной системы началось в 1981 году, когда профессор Михаил Семенович Роговин подверг жесткой и многосторонней критике лекцию «Психологические аспекты буддизма», которую я прочитал в курсе истории психологии, будучи еще студентом.

С тех пор прошло 29 лет и, хотя я многократно пытался изложить свое понимание буддизма (писал статьи, включал экскурсы в буддийскую психологию и методологию в учебники и монографии), решимость написать книгу созрела только сейчас, 3-го мая 2009 года.

Может быть, решающим фактором для этого был буддийский ритрит, который я провожу сейчас в Лумбини, на территории Непала, в месте, где 25 столетий назад родился принц Сидхарта, основатель буддизма.

Хотя ритриты я проводил во многих странах, в которых буддизм значим как религиозная система (Тайланд, Лаос, Бирма, Малайзия, Монголия, Индонезия, Шри-Ланка, Непал, Бурятия) с 1997-го года, только лекционная работа в Лумбини с группой сподвигнула меня к тому, чтобы изложить этот материал в форме книги.

Читайте также:  Типы темперамента по гиппократу - психология

Эта книга – плод исследований не только теоретического характера, но и достаточно глубокого погружения в випассану, тантрические практики, включенного исследования психотехник разных школ буддизма. Это происходило в разных странах мира.

Но особенно мощными по интенсивности были практики в местах Силы – на Байкале, Телецком озере (Алтай), Бурятии, Южном Урале (Иремель, Зюраткуль, Долгобродское), Тянь-Шани, Кар-Каралинске на территории Казахстана, на Иссык-Куле, Балтийском, Черном море и др.

Были очень разные группы: по образования от студентов до академиков РАН, уровню материального достатка от безработных до миллионеров, возрасту — от 18 до 65 лет разных рас и национальностей. В каждый раз они требовали особого языка изложения и состояний, из которых содержание материала по буддизму для них был доступен.

Нельзя сказать, что я могу безупречно воспроизвести все эти тексты, но опредмечивая различные аспекты буддийской психологии, чувствую возможность воспроизвести ткань мышления, поток сознания, который когда-то был рожден во время изложения теоретического материала.

Именно это чувствование дает мне веру, что книга состоится и будет полезна не только тысячам учеников, которые посещали мои семинары, но и множеству других людей, которые интересуются изысканной культурой философствования и психологического мышления в буддизме.При этом к своей грусти и печали, мне достоверно известно, что изучить буддизм невозможно.

Не хватит жизни и интеллектуальных усилий, даже самых мощных и усердных, чтобы освоить даже частную школу буддизма. Несмотря на это, в тексте книги мы будем придерживаться принципа ясности и простоты изложения. Это не означает, что буддизм прост.

Это философско-психологическое направление и вправду развивалось в течение двух с половиной тысяч лет и в самые тяжелые годы это развитие происходило еще сильнее и глубже. Одно радует сердце – буддизм всегда был попыткой понять Будду. Мышление даже самого продвинутого буддиста устроена совершенно по другому, чем мое или друзей моих профессоров, студентов, аспирантов или докторантов.

Мышление европейское и буддистское по своей устремленности и содержанию целей и ценностям чрезвычайно разные.Самая большая ценность мышления это истина.Что касается буддистской модели мышления – истина уже сказана Буддой во всех подробностях. Она не только изложена, но также показано, каким образом достигнуть этой истины, каков путь к нему.

Во временном отношении истина уже была, она уже существует реально много сотен и тысяч лет. Единственное, что может человек, он может понять и соприкоснуться с сокровищем, а при большой удаче – овладеть тем сокровищем, которое уже давно обнаружено и показано миру.

Эпистемилогическая модель буддизма заключается в систематическом воспроизведении уж понятой и раскрытой Буддой из клана шакьев полноценной, непреклонной, достоверной истины.В европейском мышлении все диаметрально по другому. В европейском мышлении все, что изложено, не обладает качеством истины. Вот истина сказанная ложь. Европеец захвачен идеей эволюции, что истина может быть открыта на каком то чудесном этапе развития человечества. Она еще не открыта. Вот должен кто-то придти и должен сделать качественный эпистемологический рывок, раскрыть истину, добыть ее.Истина всегда находится впереди и в будущем, но за далью и даль, все время открываются «новые горизонты» возможности ее раскрыть. Всегда в мышлении европейца есть оптимистическое «завтра» с пессимизмом и скукой по отношению к «сегодня». Для европейца нет авторитетов, отношение к ним всегда критично и почитание условно с легкой долей иронии и скепсиса. Любая теория в европейском мышлении обладает недостаточностью, недостоверностью, незавершенностью. В некотором смысле для европейского мышления нет интеллектуальной и эмоциональной опоры. С одной стороны именно по этой причине европеец никому и ничему окончательно не доверяет, с другой стороны он вечно обеспокоен по поводу надежности своей жизни и своего понимания, с третьей – он вечный ребенок, вопрошающий – «Почему» и не находящий окончательного, правильного ответа в силу того подозрения, что взрослые лгут.Я излагаю буддизм для европейца, хорошо представляя его отношение к любому тексту и к любому авторитету. Буддист, вне сомнения, в этих текстах не нуждается в силу того, что у него уже есть авторитетное изложение буддизма в соответствии с традицией, в которую он вошел и гуру, которого он почитает.С возрастом каждый понимает, что во многом книги читаются не для того, чтобы пережить истину. Радость, печаль, грусть, энтузиазм, восторг, желание сопереживания, возбуждение, сострадание – вот малая толика чувств, которые нам может дать книга.Самое большее, что дает книга – понимание и ясность осознания важной проблемы жизни, раскрытие простора знания, которое сопровождается прекрасным чувством: «Вот оно как на самом деле».Возможно выполнение предельной задачи – чтобы читатель задумался и начал мыслить проблему самостоятельно. Пробуждение самостийности осмысливания бытия в мире, на мой взгляд, не менее важно, чем духовное просветление. Может и более важно – только самостоятельность осмысления и понимания реальности делает человека человеком и обеспечивает эволюцию цивилизации.Изначально эта книга планировалась для тех, кто хочет ясно представлять мифологию, философию и психологию буддизма. Мы постараемся достигнуть этой цели с минимальными потерями смыслов, которые существуют в буддизме.

^

Биография Будды

Имени я не имею,

Радости я не желаю,

Голос глаголящий я.

Что возвещаю я, — правду,

Что я ищу, — лишь свободы,

Освобожденья от пытки

Всех и всего, что живет.

Ашвагоша. «Жизнь Будды»

Если бы я смог написать биографию Будды «как это было» и живо рассказать о личности Шакьямуни, то гений мой был беспределен.Недостаточно быть буддистом или буддологом, чтобы написать достоверную биографию отца-основателя этого кардинально нового арийского мировоззрения.

Недостаточно быть историком или писателем, даже поэтом или высококлассным психологом, чтобы сделать соответствующий правде жизни описание этой масштабной личности. Одновременно я осмеливаюсь описать личность Будды в силу двух простых причин.Во-первых, больше я ничью биографию не знаю настолько подробно из всех живших и живущих на земле.

Ни биографию своего отца, ни биографию своей матери, ни других родственников – братьев и сестер. Я не знаю так подробно биографию Владимира Ленина, хотя его биография была предметом исследования пионерского детства, комсомольской юности и коммунистической взрослости.Я не знаю так глубоко биографию обожаемого с юности Фридриха Ницше.

Я даже биографию своего научного руководителя профессора Новикова Виктора Васильевича не знаю так, хотя и описал его достаточно подробно.Во-вторых, личность Будды для меня является идеальной. На мой взгляд, это наиболее возможно полная человеческая реализация, пиковое проявление человеческих возможностей и способностей.

Дело не в моей идеализации или идеализации тысяч людей, которые думали о личности Будды. Личность была такова. Несмотря на это, мы постараемся личность Будды описать предельно взвешенно и достоверно.

Большинство современных ученых, занимающихся историей этой философско-психологической доктрины и религии, на основании сохранившихся до наших дней письмен­ных источников, считают основателя буддизма реальной исторической личностью.

В текстах канонического буддизма, фольклоре (гимнах и преданиях), художественные произведениях и научных иссле­дованиях основателя буддизма называют разными именами. Он по рождению принц, названный Сидхартхой (Сидартой), из рода Гаутама, клана шакьев (Шакьямуни – «человек из клана шакьев»). Одновременно он Будда, Татхагата, Джина, Бхагаван и др.

Все они отражают черты и свойства личности основателя буддизма. Некоторые определяют его как реального, мирского человека. Другие опираются на привнесенные описания и качества совершенного богоподобного существа в рели­гиозно-мифологических текстах. Они необходимо заменили реальную личность сперва совершенномудрым Гуру и, в конце концов, имеющим только трансцендентное измерение Богом.

В настоящее время известны пять текстов, описывающих биографию Будды: «Махавасту», написанная во II в. н. э.; «Лалитавистара», появившаяся во II — III вв. н. э.; «Буддхачарита», изложенная одним из буддийских философов, поэтом Ашвагхощей (I—II вв. н. э.); «Ниданакатха» (примерно I в. н. э.); «Абхинишкраманасутра», вышедшая из-под пера буддийского схоласта Дхармагупты.

Несмотря на реальность исторической личности, существуют разногласия в определении времени жизни Гаутамы. Даты имеют временной размах почти 600 лет — от IX до III в. до н. э. Согласно официальному буддийско­му летосчислению, Гаутама родился в 623 г. и умер в 544 г. до н. э.. Большинство исследователей – историков, считают датой его рождения 564 г., а смерти — 483 г. до н. э.

, иногда округляя их до 560 и 480. Автор недавно был на месте рождения принца Сидхартхи, и своими глазами видел даты 483 и 564 в одном из храмов в Непале.

Излагая биографию Будды, мы должны представлять, что она (биография) существует на трех языках, организованных в три канонических учения буддизма:- язык мифа и сказки, поучительных историй и притч, где Будда выступает в качестве высшей добродетели и проявляет божественное происхождение, обладает сверхвозможностями как Бог на Земле.

Это язык образов и символов, которыми насыщены тексты Малой Колесницы – Хинаяны и некоторые сутры Махаяны. Потребность в этом языке всегда существовала для основной массы людей.

Как и два с половиной тысяч лет назад, так и сегодня, огромное количество людей Востока и Запада, где популярен буддизм, больше мыслит на языке образов и эмоций и им вполне присущ мифологический способ мышления и выраженная потребность молиться Богам, чем последовать по стопам человека, уже открывшего истину. В сутрах Большой колесницы существует та же тенденция.- язык историй из жизни Будды и диалогов с учениками, которые проявляют личность Будды как гуру, Учителя и образца для подражания для миллионов монахов. Этот язык организован в язык предписаний и историй, имеющих нравственное содержание и заповедей для тех, кто встал на путь пробуждения — садхану.- язык философии и психологии буддизма, где Будда является ученым человеком, ищущим истину. Здесь наиболее полно раскрывается личность Будды, т.к. она состоит из откровений человека своим близким друзьям. Это язык тантраяны, мантраяны, ваджраяны. Это язык алмазной колесницы.На этих трех языках Будды имеет три персонификации для человека, изучающего буддизм:- Бог- Великий Учитель, — человек, ищущий истину.

Давайте раскроем все эти три биографии, тем более, все они являются живыми и убедительными для разных людей одновременно.

Источник: http://shkolnie.ru/pshologiya/49519/index.html

Ссылка на основную публикацию