Развитие эмоциональной выразительности — психология

Развитие эмоциональной выразительности

Санкт-Петербург | 10 и 11 декабря двухдневный интенсив актерского мастерства от Сергея Беседина «Развитие эмоциональной выразительности». Чувствуешь зажатость на сцене или в общении с другими людьми? У тебя есть шанс справиться с этой проблемой.

Скажите, бывает ли у вас так, что вам становится тяжело выразить то, что вы чувствуете? Это можно проследить в эмоциональные моменты. Бывает ли, что вам тяжело выразить такие чувства, как:

  • благодарность
  • любовь
  • желание прийти на помощь
  • желание быть рядом с человеком в трудную минуту

То есть, вам кажется, что вы готовы выразить то, что чувствуете, и вам этого искренне хочется, а вместо этого почему-то молчите.

Это зажим! И, между прочим, вы в эти моменты не только опять и опять досадуете по поводу того, что вы скованы. Тут еще одна опасная штука таится. Организм выделил энергию для того или иного действия, а вы эту энергию не потратили, и происходит интоксикация.

Энергия все равно будет истрачена, но уже не на то, на что вы планировали. Как правило, такая энергия ищет выхода в ссорах, негативных эмоциях и т.д.

Теперь не удивительно, что, например, в транспорте люди ругаются друг на друга, ведь это, как ни странно, проще, чем признаться дорогому человеку в любви.

Интересно получается, правда? То есть, вы не нашли в себе смелости признаться в любви (а энергия организмом была выделена), вечером вы едете в метро, вам наступили на ногу, и.… . вот тебе, дамочка в ляпердовых очках, все, что я о тебе думаю!

Зажимы актерам следует ликвидировать! Как следует их ликвидировать и тем, кто хочет обрести внутреннюю свободу и лучшее понимание себя!

Развитие эмоциональной выразительности — это интенсив, программа которого подойдет, как людям, которые хотели бы играть на сцене, так и для тех, кто мечтает в обычной жизни стать более выразительным, интересным, притягательным, разным.

Ведущий: Сергей Беседин. В 2001 году окончил Школу-студию при Крымском Академическом русском драматическом театре им. М. Горького, в 2007 году — Национальный университет театра, кино и телевидения им. И. К. Карпенко-Карого, мастерская Николая Рушковского.

Сергей Беседин — прекрасный наставник, способный понятно, интересно и доступно передавать знания в области актерского мастерства и режиссуры, как людям, которые вообще никогда не изучали актерское мастерство, так и тем, кто уже имеет навыки актерской игры.

Сергей любит предмет и любит людей, а это залог успеха тренингов, основанных на актерском мастерстве

Программа интенсива:

День первый:

  • Знакомство и погружение в игровой процесс через актерские упражнения
  • Работа с вниманием, памятью и реакцией. Упражнения на индивидуальную и групповую работу.
  • Нахождение социальных зажимов и работа по их устранению
  • Блок ВОПРОС — ОТВЕТ

День второй

  • Импровизация
  • Упражнения на общение и взаимодействие
  • Упражнения на индивидуальную работу, исследование себя
  • Блок ВОПРОС — ОТВЕТ

Работа актёра заключается не только в исполнении ролевого материала или репетициях с партнёром. Для полноценного развития творческой личности необходим индивидуальный тренинг. Это, если хотите, актёрская гигиена.

За время нашего интенсива вы сможете провести самоанализ, «диагностику» своего творческого инструмента.

Получите необходимый набор упражнений по развитию речевого аппарата, координации речи и тела, способности видеть и воспринимать.

Всё это вы сможете в дальнейшем применять как самостоятельно, так и в составе небольших групп в 2-3 человека. Занимаясь самостоятельно, вы продолжите развитие и творческий рост даже, если не сможете посещать групповые встречи.

Источник: http://formusical.ru/master/razvitie-emotsionalnoy-vyrazitelnosti/

Как развить эмоциональность

Любая ситуация, событие, впечатление у человека сопровождаются эмоцией. Психологи понимают под этим словом переживание своего отношения к происходящему, прошедшему или тому, что может произойти.

В обычной речи слово «эмоция» трактуется более широко: психический компонент – переживание, дополняется физиологическим – сопутствующими изменениями в организме.

Есть люди, которые от природы испытывают слабые эмоции, однако при желании можно развить эмоциональность.

Эмоция выполняет важные функции:

  • она побуждает к действию, регулирует поведение. Бывает, что под воздействием эмоций отключается мышление – тогда вы действуете, не осознавая, что делаете. Это мотивационная функция;
  • выраженная эмоция позволяет понять человека, не зная его языка. Это коммуникативная функция;
  • выразительные движения, мимика, отражающие эмоцию, позволяют сообщить окружающим о своих потребностях, предупредить их об ожидающей опасности или, наоборот, удовольствии. Это сигнальная функция;
  • защитная функция позволяет человеку спастись от опасности. Под воздействием эмоции в кровь выделится тот или иной гормон и человек замрет или побежит. Эти механизмы вырабатывались тысячелетиями эволюции и до сих пор сильны.

Что такое эмоциональность

В психологии эмоциональность характеризует качество, содержание и динамику эмоций. Она может быть сильной, когда эмоции ярко выражены, а может быть слабой, когда событие не оставляет следа в душе человека или когда этот след не заметен окружающим.

Люди, далекие от психологии, под эмоциональностью понимают эмоции, выраженные ярко, заметно для окружающих. Эмоциональным называют человека с непосредственным, живым, восприятием.

Особенности развития эмоций у детей

Человек не рождается с готовым набором эмоций – в течение жизни происходит развитие эмоций, они превращаются из простых в сложные, увеличивается их количество. Самое глобальное эмоциональное развитие случается в раннем детстве.

Первые эмоции появляются у младенца в связи с удовлетворением или не удовлетворением его начальных потребностей. Он испытывает удовольствие, когда сыт, когда ему комфортно. Если ребенку холодно или жарко, если он не может уснуть или голоден, то он испытывает недовольство.

Когда ребенок становится старше, его эмоции усложняются, они развиваются в процессе игры и исследовательского поведения. На первой ступени развития эмоций малыш получает удовольствие при достижении результата. Потом доставлять радость начинает сама игра – здесь эмоции связаны с протеканием процесса деятельности, но не с его завершением.

Ребенок растет и учится предвосхищать эту эмоциональную палитру. В таком варианте развития эмоции зарождаются в начале действия, и уже результат и процесс выполнения не являются главными для него. Это момент соединения эмоции и интеллекта, в этом случае у будущего поступка оцениваются и последствия с результатами, и его общий смысл с предполагаемыми переживаниями.

К школьному возрасту эмоции усложняются, они обретают более широкий смысл, разные переживания объединяются или борются друг с другом. Это развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста и младших школьников приводит к возникновению внутренней стороны жизни ребенка.

Эмоции по-прежнему возникают из ситуаций, отношений, существующих во внешнем мире. Но их интерпретация в сознании, описательные «картинки» о них формируются под воздействием уровня желаний ребенка.

От этой внутренней логики также зависит, в какие события ребенок включается, а какие оставляет без внимания, и как он себя ведет.

Разделение внутренней и внешней жизни – признак готовности ребенка к школе. Общение с учителем и коллективом на уроках, учебная деятельность требуют сдерживать свои чувства, не выплескивать их на окружающих. Первое время ребенку это трудно, потому что дошкольник обычно сопровождает свои эмоции мимикой, движениями тела, междометиями.

Для него это одно из средств общения, ведь роль эстетических эмоций в развитии личности ребенка огромна. А в начальной школе эти моторные реакции начинают постепенно заменяться речевыми. К концу младших классов речь ребенка становится заметно выразительнее, интонации обогащаются. Младший школьник учится справляться с волнением – держать его в себе.

Он уже может отложить свои желания, подчиниться требованиям учителя и сконцентрироваться на занятиях.

Упражнения для детей

Детство – время, когда закладывается основа гармоничного развития эмоциональности. Для становления личности важно осознавать свои чувства. Для общения необходимо понимать состояние собеседника. Как и языку, ребенок учится этому самостоятельно, схватывая буквально из воздуха. Но все же не стоит пускать на самотек развитие эмоциональной сферы.

Чтобы помочь ребенку развить эмоциональную сферу:

  • в первую очередь не отгораживайтесь от ребенка гаджетами, больше разговаривайте с ним обо всем;
  • пока ребенок совсем маленький, проговаривайте его эмоции за него, рассказывайте, как с ними можно справляться;
  • когда ребенок подрос, регулярно спрашивайте его, что он чувствует в данный момент, что понравилось ему сегодня в садике, а что огорчило;
  • поощряйте сюжетные игры на разные темы и дидактические игры на развитие эмоций;
  • вместе слушайте музыку и обсуждайте ее с малышом;
  • сообща читайте литературу, обсуждайте поведение героя, его мотивы, переживания;
  • не ограничивайте контакты ребенка со сверстниками;
  • следите, чтобы чувства ребенка не заключались сугубо пределами личных переживаний, но могли быть реализованы в конкретных действиях;
  • поощряйте труд, который может быть полезен для окружающих;
  • развивайте у ребенка эмпатию.

Упражнения для взрослых

Проведен не один тренинг по сдерживанию эмоций, опубликовано множество советов на эту тему. Их полезно использовать в деловом общении: с начальством, коллегами.

Если речь заходит о гармоничном развитии, когда взрослый человек или подросток задумывается о развитии творческого начала, эмоции лучше не сдерживать. Переживания придают остроту ощущениям, делают личность яркой и интересной для окружающих.

Значение эмоций в жизни человека неоценимы. Они обеспечивают нам способность к переживанию и сопереживанию, поддерживают живой интерес к окружающей действительности. Эмоции помогают личности глубже познать себя. С помощью переживаний человек узнает уровень своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков.

При встрече двух людей кто-то один из них непременно берет на себя доминирующую функцию создания эмоциональной атмосферы. Но кто это будет и какой настрой он создаст? Лучше самому быть автором эмоциональной атмосферы, уметь легко настраивать окружающих на позитив. Для этого и нужно развивать эмоциональность.

Существуют определенные особенности развития эмоций. Следующее упражнение делайте после предыдущего, не меняйте порядок:

  1. Лицевая гимнастика. Неразработанные мимические мышцы блокируют эмоциональную выразительность. Если вы склонны к порядку, по очереди шевелите всеми мышцами лица. Если любите импровизировать – корчите рожи.
  2. Выразительное чтение. Найдите текст, прочтите его, пометьте нужные для каждого предложения или даже слова интонации. А теперь сыграйте этот текст перед зеркалом или друзьями, запишите на магнитофон, проанализируйте.
  3. Повышение энергетического уровня и темпоритма. Начните двигаться чуть быстрее своего обычного темпа. Делайте привычные действия с большей энергией.
  4. Тренировка акцентов. Сначала попробуйте отработать настоящие удары, имитируя рубку дров. Потом подключите «ударные» выдохи, их лучше сопровождать звуком «ха!» Далее попытайтесь делать такие «удары» в речи – акценты.
  5. Гимнастика для «прокачки» эмоций – это тренинг для быстрой смены состояния. Практикуйте ее по утрам, чередуйте позитивные/негативные энергичные/вялые состояния. Последним пусть идет энергичное и позитивное состояние, это взбодрит вас, и ваш день пройдет активно.

Курсы для начинающих актеров помогут вам научиться владеть своей мимикой, а также лучше «читать» эмоции собеседника. Вы сможете маскировать свои эмоции или имитировать те, которые вам выгодны в данной ситуации. Немного кропотливого труда и вы достигните полного контроля над своей мимикой и телом. Автор
Лигаев Юрий

Читайте также:  Конфронтация - психология

Источник: https://www.teatr-Benefis.ru/staty/psihologiya/razvit-emocionalnost/

Познание | Развитие коммуникативных способностей средствами эмоциональной выразительности

Автор: Лобачева Ольга Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 134
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие коммуникативных способностей средствами эмоциональной выразительности
Дата публикации: 16.05.2016
Раздел: дошкольное образование

Назад

Визитная карточка Место работы: МБДОУ «Детский сад № 134» г. Дзержинск Нижегородская область Должность: педагог-психолог Образование: высшее Педагогический стаж работы – 20 лет Стаж работы в должности – 13 лет Квалификационная категория: II категория

Развитие коммуникативных способностей

средствами эмоциональной

выразительности

«Вести ребенка в мир человеческих отношений – одна из

важнейших задач воспитания личности ребенка

дошкольного возраста»

В.А.Сухомлинский

Актуальность

• объективный рост внешних факторов: темп, насыщенность жизни событиями, напряженность • однобокость развития ребенка: одностороннее «взращивание» интеллекта • отчужденность людей друг от друга: разрушение дворовой субкультуры • дефицит общения • чрезмерная занятость родителей: напряжение, стрессы • равнодушие к чувствам и поступкам других людей

Теоретическое обоснование

• Т. Шибутани: «Отсутствие опыта общения ребенка со сверстниками, притупляет способность понимать других людей». • Д.Б. Эльконин: «Эмоционально-положительный фон вокруг ребенка — фактор благополучного психического и физического развития». • Л.С. Выготский: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать». • Изучение ценностных ориентаций дошкольников, особенностей их взаимных оценок и самооценок проводилось в исследованиях Репиной, Горяйновой, Стеркиной. Изучению совместной деятельности детей и влияния ее на взаимопонимание посвятили свои работы Л.А.Кричевский, Т.А.Репина, Р.А.Иванова и Л.П. Бухтиарова.

НОВИЗНА

Новизна опыта состоит в оптимальном комбинировании известных методов и приёмов при разработке занятий, консультаций и различных мероприятий; в использовании песочной терапии, сказкотерапии; по-новому рассматривается степень их воздействия на создание интереса к развитию эмоциональной сферы детей, формированию коммуникативных способностей в процессе специально организованных занятий, а также в повседневной деятельности.

Цели и задачи

Цель — создание условий для:

• повышения осознанности ребенком своих эмоциональных проявлений и умения их контролировать; • развития общения детей со сверстниками, воспитания нравственных чувств и приобретения необходимых жизненных навыков.

Задачи:

1. Использовать систему развивающих занятий с детьми, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков у детей. 2. Обучать педагогов методам и приемам психогимнастики, использованию дидактических пособий для расширения «банка эмоций» дошкольников и создания благоприятной среды в группе. 3. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах развития эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков детей.

Этапы работы

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

• анкетирование родителей «Выявление эмоционально неблагополучных детей» • анкетирование воспитателей; • наблюдение за дошкольниками в разных видах деятельности; • использование диагностического инструментария для выявления уровня развития эмоциональной сферы.

Диагностический инструментарий

• Детский тест тревожности. Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. • Диагностика эмоциональной сферы методика В.М. Минаевой. • Проективная методика исследования личности «Несуществующее животное» М.3. Друкаревич. • Анкетный метод оценки эмоциональной и нервно-психической сферы детей. • Проективные рисуночные методики «Рисунок семьи», • «Нарисуй человека, которого ты любишь больше всего». • Графическая методика «Кактус» Панфиловой М.К. и т.д. • Наблюдение • Анкетирование

тест 1

тест 2

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

Показатели на 2012-2013 гг.

тревожность

агрессивность

эмоционально благо-

получные дети

низкий

средний

высокий

Тест 1: Исследование личностных качеств («Несуществующее животное») Тест2: «Анализ развития коммуникативных навыков в общении»

Основные формы работы

коммуникативные игры песочная терапия психогимнастические разрешение сюжетно-ролевых ситуаций свободное и тематическое рисование подвижные игры прослушивание музыкальных театрализованная деятельность игры и упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера Умение видеть, слышать, ощущать, воспринимать и принимать себя в целом. Знакомство со своими индивидуальными особенностями, отличиями и возможностями.

Раздел 1.

Умение видеть, слышать, воспринимать других.

Раздел 2.

Развитие коммуникативных способностей.

Раздел 3.

Раздел 4.

Овладение своими психологическими состояниями, доступными возрасту навыками когнитивного контроля, релаксации, элементами аутотренинга; умение адаптироваться к критическим ситуациям.

Программа включает в себя 4 основных раздела, направленных на

формирование у дошкольников позитивного отношения к самому

себе, своим сверстникам, овладение своими психологическими

состояниями, развитие различных коммуникативных способностей.

Релаксация:

Целью проведения релаксации является способствование снятия у детей внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя.

Использование в работе с детьми релаксационных упражнений помогает решить следующие задачи: • формирование положительных эмоций и чувств • умение настраиваться на предстоящую работу, успокаиваться, снимать эмоциональное напряжение.

Повышению качества работы по развитию эмоций способствует рациональная организация развивающей среды в группах и кабинете педагога-психолога, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов, позволяющая варьировать формы и способы организации жизнедеятельности

тест 1

тест 2

10

20

30

40

50

60

70

Показатели на 2014-2015 гг.

тревожность

агрессивность

эмоционально

благополучные дети

низкий

средний

высокий

Тест 1: Исследование личностных качеств («несуществующее животное») Тест2: «Анализ развития коммуникативных навыков в общении »

Перспективы и возможности

использования опыта

• Продолжить работу по формированию адекватного эмоционального поведения воспитанников в коллективе; • Внедрение инновационной работы для усовершенствования работы; • Включать упражнения по развитию методов саморегуляции и самосознания в любые занятия в качестве физкультминуток, а также использовать в свободной деятельности детей. • Осуществление координации работы специалистов по оптимизации данной технологии.

Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний,

умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими, и в

социальной адаптации детей.

Литература

• Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М. 2005 • М.А. Панфилова Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М., 2002 • Запорожец А. В., Неверович Я. 3., Кошелева А. Д. и др. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. — М., 1986. • Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995. • Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. – М., 1996. – 160с. • Калинина Р. Р. Психолого–педагогическая диагностика в детском саду. – СПб., 2003. – 144с. • Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. • Краснощёкова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. • Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка. — М.,1997. – 384с. • Смирнова Е. О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. • Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. – М., 2000. – 287с. • Хухлаева О., Хухлаев О., Первушина И. Маленькие игры в большое счастье. • Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. • Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. М., 2007

.

• Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2000. • Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение детей 5-7 лет. Ярославль, 2001. • Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2000. • Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010. • Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – Спб.: Речь, 2001.

В раздел образования

Источник: http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=2047

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Эмоциональная выразительность, напряженность речи ( лит.  [1]

Усиливаетэмоциональную выразительность слова или целого предложения, к которому относится; соответствует по значению словам: ну, ну просто, ну прямо.  [2]

Полное соответствие своему практическому назначению, эмоциональная выразительность являются необходимыми качествами архитектуры. Вместе с тем создание архитектурных сооружений требует значительных затрат общественного труда и времени на добывание и производство строительных материалов, производство и возведение конструкций.

Поэтому в круг требований архитектуры наряду с удобством и красотой входят требования технической целесообразности и экономичности зданий. Формула единства пользы, прочности и красоты была провозглашена еще древними теоретиками архитектуры.

Уже в этой формуле выражается важнейший принцип органического единства материальной и художественной сторон архитектуры.  [3]

Исследования в этом направлении показывают, чтоэмоциональная выразительность речи достигается за счет сложного взаимодействия лексических, грамматических и акустических средств.  [4]

Значительную трудность представляют существительные и прилагательные, обладающиеэмоциональной выразительностью.

В некоторых случаях суффикс играет настолько важную роль, что может изменить смысл всего высказывания.

Русский язык очень богат суффиксальными уменьшительными, дающими возможность передавать много различных оттенков: небрежность в их переводе может легко привести к существенным искажениям подлинника.  [5]

Включая в себя, с одной стороны, систему рассуждений и доказательст а с другой-средстваэмоциональной выразительности, действующие заразительно на собеседника, убеждение не сводится ни к одной из названных сторон.  [6]

Открытые пространства, образуемые растительностью, водой, рельефом, и все формы связей искусственно созданных элементов с природными играют большую роль в достиженииэстетической, эмоциональной выразительности облика города, комфорта среды для жизни населения. Поэтому при изучении архитектурно-ландшафтных качеств природных факторов городской территории необходимо исходить из решения проблемы формирования ландшафта города в целом.  [7]

Настоящий бич для лектора — злоупотребление отглагольными существительными, которые, неуместно и неумело использованные, тоже создают суконную, деревянную, сухую, лишеннуюэмоциональной выразительности и интеллектуальной насыщенности, скучную речь. Они не только тесно связаны с канцеляризмами, но и служат в значительной мере строительным материалом для них.  [8]

Прием контраста или нюанса не может быть искусственно, формально присвоен той или иной композиции — он должен явиться следствием действительных свойств данного объекта — функциональных, конструктивных, тектонических. Только в тех случаях, когда контрастные или нюансные отношения соответствуют логике построения композиции, они становятся сильным средствомэмоциональной выразительности.  [9]

Наиболее перспективен в этом плане, на наш взгляд, метод оценки состояния больного с использованием характеристик речи.

Речь теснейшим образом связана с психической жизнью человека, отражая тончайшие изменения его настроений, эмоций, чувств.

Способность же человеческого уха улавливать малейшие сдвиги состояния говорящего наталкивает на мысль о существовании устойчивых физических коррелятовэмоциональной выразительности речи.  [10]

Ситуативные изменения присущего человеку индивидуального темпа речи позволяют судить об изменении его состояния.

Так, люди начинают говорить быстрее, когда они взволнованы, когда говорят о своих трудностях, хотят в чем-то убедить собеседника или уговорить его.

Медленная речь может свидетельствовать об усталости, угнетенном состоянии или плохом самочувствии. Аналогичные результаты получены при анализеэмоциональной выразительности вокальной речи.  [11]

Но не хочу, о други, умирать. О арфа скальда, долго ты спала. При риторическом восклицании служит для усиленияэмоциональной выразительности ( книжя.  [12]

Разъясняет и уточняет содержание предшествующего предложения или отдельного его члена, в знач. Я хотел бы начать мои запивки с девятнадцатого сентября прошлого года, то есть ровно с того дня… Николай был одетпо-дорожному, то есть штаны были всунуты в сапоги и старый сюртук туго-натуго подпоясан кушаком.

Разъясняет содержание предшествующего предложения или отдельного его члена, внося поправку, исправление в сказанное ранее, в знач. Придаетусиленную эмоциональную выразительность значению слова, к к-рому относится, приблизительно в знач. То есть каторжный труд-велосипеды теперь иметь.

Читайте также:  Невроз - психология

У меня в предмете был человек, то есть, я вам окажу, просто первым сорт.  [13]

Самостоятельный портрет, не связанный с религиозным культом, возник в Германии в последней трети XV столетия. Следует заметить, что немецкий портрет отличался от портретной живописи итальянского Возрождения.

Немецкие художники были безразличны к красоте, для них главное — пефедать характер, добитьсяэмоциональной выразительности образа, иногда — в ущерб идеалу, в ущерб красоте.

Быть может в этом проявляются отголоски типичной для средневековья эстетики безобразного, где красота духовная могла таиться в безобразной внешности. В итальянском Возрождении на первый план вышла эстетическая сторона, в северном — этическая.  [14]

Страницы:      1

Источник: http://www.ngpedia.ru/id632203p1.html

Элементы практической психологии

Эмоции проходят общий для высших психических функций путь развития — от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам.

На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его близких людей, которое со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов, превращается в высшие эмоциональные процессы — интеллектуальные и эстетические, составляющие эмоциональное богатство личности.

Новорожденный ребенок способен испытывать страх, обнаруживающийся при сильном звуке или внезапной потере равновесия, неудовольствие, проявляющееся при ограничении движений, и удовольствие, возникающее в ответ на покачивание, поглаживание.

Если рассмотреть эмоциональные реакции в качестве индикаторов обусловивших их потребностей, то можно заключить, что врожденной способностью вызывать эмоции обладают следующие потребности: самосохранения (страх), в свободе движений (гнев) и в получении особого рода раздражении, вызывающих состояние явного удовольствия.

Именно эти потребности определяют фундамент эмоциональной жизни человека [78]. Если у младенцев страх вызывается только громким звуком или потерей опоры, то уже в 3–5 лет формируется стыд, который надстраивается над врожденным страхом, являясь социальной формой этой эмоции — страхом осуждения.

Он определяется уже не физическими характеристиками ситуации, а их социальным значением. Гнев вызывается в раннем детстве лишь ограничением свободы движений. В 2–3 года у ребенка развиваются ревность и зависть — социальные формы гнева. Удовольствие побуждается прежде всего контактным взаимодействием — убаюкиванием, поглаживанием. В дальнейшем развивается радость как ожидание удовольствия в связи с растущей вероятностью удовлетворения какой-либо потребности. Радость и счастье возникают только при социальных контактах.

Положительные эмоции развиваются у ребенка в игре и в исследовательском поведении. Бюлер [50] показал, что момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере роста и развития ребенка: у малыша удовольствие возникает в момент получения желаемого результата.

В этом случае эмоции удовольствия принадлежит завершающая роль, поощряющая доведение деятельности до конца. Следующая ступень — функциональное удовольствие: играющему ребенку доставляет удовольствие не только результат, но и сам процесс деятельности.

Удовольствие теперь связано не с окончанием процесса, а с его содержанием. На третьей ступени, у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия.

Эмоция в этом случае возникает в начале игровой деятельности, и ни результат действия, ни само выполнение не являются центральными в переживании ребенка.

Здесь хотелось бы сделать отступление и обратить внимание на сходство механизмов развития высших форм внимания и предвосхищающего удовольствия.

Опережающий действие контроль, из которого развивается произвольное внимание, и опережающее действие удовольствие — разные формы развития предвосхищения, в основе и того и другого явления лежит воображение, т. е.

особые формы преобразования информации при записи ее в память.

Развитие отрицательных эмоций тесно связано с фрустрацией — эмоциональной реакцией на помеху к достижению осознанной цели [384]. Фрустрация протекает по-разному в зависимости от того, преодолено ли препятствие, сделан его обход или найдена замещающая цель.

Привычные способы разрешения фрустрирующей ситуации определяют формирующиеся при этом эмоции. Часто повторяющееся в раннем детстве состояние фрустрации может у одних закрепить вялость, безразличие, безынициативность, у других — агрессивность, завистливость и озлобленность.

Нежелательно при воспитании ребенка слишком часто добиваться выполнения своих требований прямым нажимом.

Настаивая на том, чтобы ребенок немедленно выполнял требования взрослого и не давая ему возможности достигнуть поставленной им самим цели, взрослые создают фрустрирующие условия, способствующие закреплению упрямства и агрессивности у одних и безынициативности у других.

Чтобы добиться желаемого поведения у ребенка, можно использовать его возрастную особенность — неустойчивость внимания, отвлечь его и изменить формулировку указания. В этом случае для ребенка создается новая ситуация, он выполнит требование с удовольствием и у него не будут накапливаться отрицательные последствия фрустрации.

На развитие агрессивности влияет мера наказания. Оказалось, что дети, которых дома строго наказывали за агрессивные поступки, проявляли во время игры с куклами большую агрессивность, чем дети, которых наказывали не слишком строго. В то же время дети, которых наказывали за агрессивные поступки по отношению к куклам, были менее агрессивны и вне игры, чем те, которых совсем не наказывали [331].

Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым.

Но кроме любви для возникновения эмоциональной чуткости необходима и ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах, а если таковых нет, то о домашних животных.

Нужно, чтобы ребенок сам о ком-то заботился, за кого-то отвечал, и тут неоценимую пользу может принести щенок, котенок или другое животное, за которым ребенок ухаживает и по отношению к которому он является «старшим».

Важно не только не создавать условия для развития отрицательных эмоций, не менее важно не задавить положительные, ведь именно положительные эмоции лежат в основе нравственности и творческих способностей человека. Некоторые родители задаривают детей большим количеством дорогих и красивых игрушек.

И когда их много, дети теряют радость обладания ими, перестают их ценить и беречь — все можно бросить, сломать.

Из такого безразличного и безответственного отношения к игрушкам формируется пренебрежительное отношение к вещам как предметам человеческого труда: впоследствии не будут цениться ни свои, ни чужие, ни государственные вещи.

Родители, и особенно бабушки и дедушки, часто невольно тормозят развитие детей, лишая их радости самостоятельных открытий в играх. Они забывают, что дети предпочитают маленькие и невыразительные игрушки — их проще приспособить к разным играм.

Большие, выполненные натуралистически игрушки очень мало способствуют развитию воображения. Дети интенсивнее развиваются и получают значительно больше удовольствия, если одна и та же палочка выполняет в различных играх и роль ружья, и роль лошадки, и еще много других функций. В книге Л.

Кассиля «Кондуит и Швамбрания» дано яркое описание отношения детей к игрушкам: «Точеные лакированные фигурки представляли неограниченные возможности использования их для самых разнообразных и заманчивых игр… Особенно же были удобны обе королевы: блондинка и брюнетка.

Каждая королева могла работать за елку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея». [123, с. б].

Психология bookap

Ребенок более эмоционален, чем взрослый. Последний умеет предвидеть и может адаптироваться, кроме того, он умеет ослабить и скрыть проявление эмоций, коль скоро это зависит от волевого контроля.

Беззащитность, недостаточный для предусмотрительности опыт, неразвитая воля способствуют эмоциональной неустойчивости у детей. Попутно отметим, что у детей воля может проявляться в виде негативизма — непослушания, неповиновения, отрицания.

Лишь при более высоком развитии она выступает как стремление к цели. Понимание этого требует от родителей быть более терпимыми к негативизму детей. Круг факторов, вызывающих у человека эмоциональное возбуждение, с возрастом расширяется.

Более разнообразными становятся способы выражения эмоций, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций, вызванных кратковременным раздражением.

Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса и т. п. Выразительные движения частично врождены, частично развиваются социально — путем подражания. Получены доказательства врожденности некоторых проявлений эмоций. Установлено, что у маленьких детей — слепых и зрячих — мимика одинакова.

Например, поднятие бровей при удивлении представляет собой инстинктивный акт и встречается и у слепорожденных. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной, в то время как у слепорожденных она не только не совершенствуется, а сглаживается, что свидетельствует о ее социальной регуляции.

В каждом обществе существуют нормы выражения эмоций, отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности. Избыток мимической, жестикулятивной или речевой выразительности может оказаться свидетельством недостатка воспитания и как бы поставить человека вне его круга. Воспитание учит, как проявлять эмоции и когда их подавлять.

Оно вырабатывает в человеке такое поведение, которое понимается окружающими как мужество, сдержанность, скромность, холодность, чопорность, невозмутимость.

Источник: http://bookap.info/praktik/granovskaya_elementy_prakticheskoy_psihologii/gl24.shtm

«Выразительность исполнения, как средство эмоционального восприятия музыки»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

ЩЁЛКОВСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическое сообщение

на тему: «Выразительность исполнения, как средство эмоционального восприятия музыки»

Преподаватель МБУДО ДМШ ЩМР МО

Андреева Т.П.

2014г.

Содержание

Введение

1. Теоретические исследования в области развития музыкальной выразительности исполнения у младших школьников игре на фортепиано.

2. Эмоциональность восприятия музыки.

3. Тембровая окраска музыки.

4. Исполнительская реализация музыкальной выразительности

Заключение.

Введение

В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе эстетическое воспитание должно стать приоритетным направлением развития личности человека. Музыка всегда признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание оказывает незаменимое воздействие на общее развитие ребенка: совершенствуется эмоциональная сфера, оттачиваются умственные способности: мыслительные (мышление, воображение, память, внимание, восприятие) и аналитические процессы (анализ, синтез, моделирование, структурирование, логика, сравнение), осуществляется физическое развитие ребенка (моторика пальцев, рук, мимика, пластика и координация движений). Музыкальное искусство предоставляет огромные возможности для развития внутреннего мира ребенка, его душевных, эстетических качеств. Музыкальное воспитание — средство формирования личности. Развитие эмоциональной культуры школьников средствами музыки — фундаментальная цель эстетического воспитания.

Такой подход характерен для современной музыкальной педагогики. Он основан на специфике музыки как вида искусства, на особенностях содержания музыкального искусства. Музыка отражает действительность в движении, в динамике развития. Как и в других видах искусства, центром этого движения является человек с его мышлением, субъективным восприятием объективно существующей реальности.

Составной и неотъемлемой частью музыкального воспитания является обучение детей игре на музыкальных инструментах (в нашем случае — на фортепиано) и, соответственно, развитие музыкальной выразительности исполнения произведений.

Вопрос развития музыкальной выразительности исполнения детей на фортепиано сложен и многогранен. Данная проблема привлекала и привлекает внимание представителей различных отраслей науки и искусства — психологов, педагогов, музыковедов Психологические аспекты этой проблемы освещены в исследованиях С.Л.

Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др., а также в трудах музыкантов-психологов Б.М. Теплова, Б.В. Асафьева, В.Г. Ражникова, Л.Л. Бочкарева, А.В. Вицинского и др. Методические вопросы раскрыты в работах таких педагогов-музыкантов как Г.Г. Нейгауз, Я. Мильштейн, С.И. Савшинский, Л.А. Баренбойм, А.Д.

Читайте также:  Можно ли управлять своими эмоциями? - психология

Артоболевская, С.С. Ляховицкая, Г.М. Цыпин, Б.Е. Милич, Т.Б. Юдовина-Гальперина и др.

Вряд ли нужно доказывать, что обучение игре на фортепиано младших школьников должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, ассоциативному художественно-образному мышлению. Эти способности являются необходимым условием становления всесторонне развитой личности.

Для формирования эстетического восприятия музыки, а также для формирования умения исполнять музыкальные произведения важно не только различать отдельные средства музыкальной выразительности, но и понимать содержание музыки, переживать. Д.Б.

Кабалевский обращал внимание педагогов на то, что музыка только тогда будет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети по-настоящему научатся вслушиваться в нее и размышлять о ней.

Каждого учащегося надо, прежде всего, научить слушать музыку, заинтересовать, глубоко воспринимая услышанное для того, чтобы у него появилась потребность выражать свои чувства в собственном исполнении.

Б.М. Теплов в своей работе «Психология музыкальных способностей» писал: «Основой музыкального произведения являются чувства, эмоции, настроение. Музыка есть путь к познанию мира человеческих чувств.

Лишенная выразительности музыка перестает быть искусством.

Выразительная музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции».

Касаясь стороны выразительности музыкальных произведений, особое место уделяется вопросам ассоциативного мышления.

Богатство воображения, ассоциативные представления способны обогатить и оплодотворить замысел музыканта. Ассоциативное мышление помогает выявлению образности, выразительности композиторского замысла.

Идейное понимание содержания музыкального произведения дает толчок раздумьям исполнителя.

Важно, однако, помнить, что это понимание, эти раздумья зависят во многом от музыкального воспитания, от культуры чувств, предполагающей положительную реакцию, правильную эстетическую оценку объективно ценного художественного произведения.

Итак, чтобы сформировать гармонично развитую личность, необходимо развить эмоционально-эстетическую сферу учащихся. Но это невозможно сделать без развития выразительности исполнения музыкальных произведений.

Несмотря на важность проблемы, наблюдения на практике показывают, что при обучении детей игре на фортепиано часто не уделяется достаточного внимания работе над музыкальной выразительностью.

Это, в частности, объясняетсядолким разбором и изучением текста произведения,сконцентрированностью методов обучения на технической стороне разучивания и исполнения музыкального материала, недостаточным вниманием педагога к развитию тонкости слуховых, зрительных и других ощущений учащихся, незнанием или неумением использовать детьми исполнительских средств выразительности при игре. Следовательно, упускается возможность более длительной работы над музыкальной выразительностью при исполнении музыкальных произведений.

Теоретические исследования в области развития музыкальной выразительности исполнения.

Далее хотелось бы остановиться на сущности понятия «музыкальная выразительность исполнения»

Музыка, как и каждый из видов искусства, имеет свои особенности, свои условности, свои специфические черты.

Вместе с тем, музыке неотъемлемо присущи качества, объединяющие ее с другими искусствами; говоря иными словами, музыка подчиняется общим законам искусства.

Основным из этих законов является тот, что любое искусство есть воплощенное в художественных образах отражение объективной действительности сознанием человека.

Художественный образ вообще и музыкальный образ в частности — явление чрезвычайно сложное, оказывающееся итогом деятельности самых различных воспринимающих, осмысляющих и творческих способностей человека.

Музыка воздействует комплексом выразительных средств. Это и ладогармонический склад, и тембр, динамика, метроритм, темп. Все это передает настроение, основную мысль музыкального произведения, вызывает ассоциации с жизненными явлениями, переживаниями человека.

Обратившись к психической, душевной жизни человека, мы увидим, что все непосредственно связано с деятельностью и проявляющееся внешне, можно без всяких оговорок назвать выразительным. Так, скажем, лицо человека яснее и глубже всего отражает душевную жизнь его обладателя. Поэтому мы говорим, так или иначе, о выразительности человеческого лица или его частей — глаз, рта, носа, бровей.

Голос человека наиболее глубоко и отчетливо отражает человеческие эмоции, темперамент, характер. Поэтому мы не менее часто говорим о выразительности человеческого голоса.
Понятие «выразительное» неоднозначно в своем употреблении. Так, в словаре русского языка данное понятие определяется как «хорошо выражающее что-нибудь, яркое по своим свойствам, внешнему виду.

Выражение — внешний вид, отражающий внутреннее состояние» Понятие «выразительное» может заменяться понятием «выразительность» . В словаре по психологии понятие «выразительность» — это латинское слово «экспрессия» (от латинского expressio — выражение) — выразительность; сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции, т.е.

выразительность, являются внешним проявлением эмоций и чувств человека.

В энциклопедическом словаре термин «музыкальное исполнение» трактуется как «творческий процесс воссоздания музыкального произведения различными исполнительскими средствами, художественное истолкование (интерпретация) музыкального сочинения музыкальное пополнение.

Связано с индивидуальными особенностями и техническими возможностями исполнителя, которые проявляются в динамике, темповых отклонениях, артикуляции, фразировке, различных способах звукоизвлечения.

В исполнительских школах, стилях, направлениях отражаются исторические, социальные и национальные черты, художественные вкусы эпохи» .

Исполнительская деятельность заключает в себе огромные возможности для раскрытия индивидуальных особенностей, она максимально развивает самостоятельность, устанавливает нужные ассоциативные связи.

Главной целью исполнительской деятельности является глубокое проникновение в содержание произведения, постижение и передача того, что составляет духовный мир композитора, его эмоциональности и понимание действительности.

Раскрытие содержания произведения невозможно без нахождения нужного звучания, которое обеспечивается тесной взаимосвязью музыкально-слуховых представлений со всей системой исполнительских знаний, умений, навыков, а также способностью исполнителя проявлять свои чувства, эмоции [8].

Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать понятие «музыкальная выразительность исполнения» как отражение внутреннего эмоционального состояния исполнителя.

Что же такое эмоциональное восприятие музыки?

Эмоциональность восприятия музыки.
Эмоциональные переживания всегда сопровождаются более или менее глубокими изменениями деятельности нервной системы, мышечной системы, сердца, дыхания и т.д. Эмоции способны охватывать весь организм человека, дезорганизовывать или, напротив, улучшать его деятельность. Эмоциональные реакции проявляются и во внешних движениях, выразительных или экспрессивных. Язык эмоций — это универсальные, сходные для всех людей наборы экспрессивных знаков, выражающие те или иные эмоциональные состояния. Эмоциональный мир личности — не просто красивый образ. Психика человека едина и целостна, она вся пронизана эмоциональными переживаниями.

Эмоции детей развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. В процессе музыкальной деятельности у учащихся формируются новые потребности и интересы.

Они начинают интересоваться не только узким кругом вещей, которые непосредственно связаны с удовлетворением его органических потребностей в пище, тепле, физическом уходе.

Их интересы распространяются на более широкий круг окружающих предметов, явлений, событий, эмоциональные переживания становятся ярче, сложнее и содержательней.

Развитие чувств и эмоций учащихся является важнейшей педагогической задачей педагога-музыканта

Особенно большое значение при занятиях искусством имеет эмоциональное воздействие педагога на учащегося. Учитель передает ученику свое отношение к музыке, к изучаемому произведению, свое искреннее увлечение, свой восторг.

Сила и глубина воздействия художественных образов не только оставляет след в сознании детей, но и определяют порой их поступки, нравственные суждения. Художественные образы исполняемого музыкального произведения будят в детях эстетические чувства, заставляют звучать самые сокровенные струны души.

Дети всегда переживают отраженные в музыкальных образах чувства радости, любви, грусти, сострадания, бодрости, мужества — всего человеческого, что несет в своих образах музыка.

Было бы ошибкой считать, что работа над выразительностью и эмоциональностью исполнения — это второстепенный этап работы над произведением. Навыки и умения формируются успешнее, если они эмоционально окрашены. Нужно с самого начала работы искать выразительный звук, стремиться подчеркнуть жанровые признаки при исполнении, выбирая нужные штрихи, динамическое звучание, темповые отклонения и др.

Сущность выразительной игры — оживление каждого звука. Каждая нота отмечается в сознании и чувстве. Но это — не анализ, а как бы проведение через себя. Для музыкальной игры надо привлечь всего себя.

Выразительность возникает тогда, когда каждая фраза идёт из сердца исполнителя и проникает в душу слушателя -«стучит в сердце».

Именно на этом уровне личной интонации происходит «заражение» слушателя — идёт эмоциональный отклик.

Выразительная игра не может не опираться на внутреннее понимание. Выразительность начинается с прорыва поверхности нотного текста на некоторую глубину. И оттуда оживляется и освещается каждая нота и каждая фраза. Подлинно выразительно играющий музыкант непосредственно касается слушателя своими звуками.

Тембровая окраска звука

Живой звук — означает, что исполненный звук излучает из себя некую энергию. Звук «сигнализирует» слушающему, что он жив, трепещется, колышется, сообщает что-то о себе. Энергия в живом звуке — содержит в себе множество различных эмоциональных составляющих. Живой звук получается тогда, когда он имеет смысл для самого играющего. Если, скажем, пальцы извлекают звук равнодушно, механически, неосознанно — звук неживой. Когда мы через пальцы хотим продолжиться в звуке, пальцы становятся дышащими и живыми, излучающими нашу энергию, жизненную силу и передают ее, — тогда звук оживает.

Все передают пальцы. Начиная заниматься на инструменте, ученик часто играет все «чужими» пальцами. По традиционной методике обучения игре педагог более всего озабочен внешним движением. Накопление музыкальных знаний для него — фундамент, на котором он намерен впоследствии надстроить более тонкие художественные элементы.

Исполняемая музыка, как известно, в той или иной мере окрашена нашим чувством. Но не просто окрашена. Чувства представляют один из пластов музыкального исполнительства.

Звуковые образы, возникающие в процессе воспроизведения идей, мыслей и чувств, содержащихся в произведении, органически включаются в музыкально-слуховые представления, формирующиеся у исполнителя в процессе работы а затем у слушателя.

То, что в начале носит эскизный характер, постепенно, по мере технического овладения произведением, помогающего осмыслить его содержание, начинает облекаться во все более конкретную и яркую звуковую форму. Техническая оснащенность и даже чистота звукоизвлечения и ритмическая точность не обеспечивает еще оценки исполнения как «музыкального».

Окраска звучания, тончайшие сочетания света и теней, соотношение динамических оттенков, осмысленность фразировки, — вот что является решающим в этом определении.

Выразительное музыкальное исполнение обусловливается развитыми музыкально-слуховыми представлениями, формирующимися в процессе работы над произведением.

Музыкальная выразительность имеет прочные основы. Прежде всего, музыка способна очень ярко и глубоко передавать переживания человека — постольку, поскольку они в самой жизни находят звуковое проявление. (В жизни человек, даже глубоко переживающий, может молчать.

Но в музыке подобного человека можно отобразить только так, как если бы он проявлял свои эмоции звуками).

Главным орудием таких проявлений оказывается человеческий голос, неисчислимо разнообразные и разнохарактерные интонации которого способны выражать человеческие чувства, переживания, настроения.

Источник: http://psihdocs.ru/virazitelenoste-ispolneniya-kak-sredstvo-emocionalenogo-vospri.html

Ссылка на основную публикацию