Эмоциональные расстройства — психология

Симптомы и диагностика эмоциональных расстройств

Границей расстройства личности является состояние, характеризующееся быстрым сдвигом настроения, импульсивностью, враждебностью и хаосом социальных отношений. Люди с пограничным расстройством личности, как правило, перемещаются от одного эмоционального кризиса к другому.

В общей популяции, быстрый переход настроения к импульсивности и враждебности являются нормальным явлением в детстве и ранней юности, но сглаживаются с возрастом. Тем не менее, при эмоциональном расстройстве детского возраста, быстрый переход настроения усиливается у подростков и сохраняется в зрелом возрасте.

В начале взрослой жизни, люди с этим расстройством имеют весьма изменчивые настроения и склонны к сильному гневу.

Характеристика эмоциональных расстройств

Основными чертами этого расстройства являются:

  • отрицательные эмоции — эмоциональная лабильность, тревожность, неуверенность, депрессия, суицидальное поведение;
  • антагонизм — враждебность;
  • расторможенность — импульсивность, слабое осознание риска.

Стремление нанести себе вред и импульсивные суицидальные попытки наблюдаются у тяжело больных людей с пограничным расстройством личности.

Эмоциональные расстройства диагностируется только если:

  • начинаются не позднее, чем в начале взрослой жизни;
  • отклонения происходят дома, на работе и в обществе;
  • результатом поведения становится клинически значимый дистресс или нарушения в социальной, профессиональной или других важных областях пациента.

Эмоционально неустойчивое расстройство личности не должно быть диагностировано, если симптомы могут лучше объяснить какое-либо другое психическое состояние, особенно на фоне предшествующей черепно-мозговой травмы.

К основным нарушениям эмоциональной сферы относят:

  • эйфория — беззаботное проявление состояния кажущегося отсутствия проблем;
  • гипертимия — повышенное настроение;
  • морио — благодушное нелепое веселье;
  • экстаз — высшая степень положительных эмоций;
  • гипотимия — понижение настроения;
  • депрессия — снижение настроения с более глубокими душевными переживаниями;
  • дисфория — тоскливо-злобное настроение с ворчливостью, брюзжанием, со вспышками гнева, ярости, с агрессией и разрушительными действиями;
  • апатия — состояние безучастности, равнодушия, безразличия;
  • паралич эмоций — потеря возможности радоваться, расстраиваться или переживать какие-либо другие эмоции;
  • эмоциональная слабость — лёгкая и капризная изменчивость настроения;
  • эмоциональная тупость — душевная холодность, опустошение, чёрствость, бессердечие;
  • эмоциональная холодность — утрата более тонких эмоциональных границ. Чаще всего проявляется на фоне отсутствия сдержанности в общении с другими людьми;
  • амбивалентность эмоций — одновременное испытание различных, порой противоречивых чувств к одному и тому же объекту;
  • растерянность — чувство недоумения, беспомощности, бестолковости;
  • эксплозивность — возбудимость с бурными вспышками ярости, гнева и агрессии, в том числе и на самого себя.
  • эмоциональная вязкость — навязчивые эмоции.

Диагностические критерии

  • Пациенту следует приложить неистовые усилия, чтобы принять или хотя бы образно согласиться с реальным или воображаемым отказом.
  • Стиль нестабильных и интенсивных межличностных отношений характеризуется чередованием между крайностями идеализации и девальвации.
  • Нарушение идентичности очень заметно и проявляется в виде настойчивой нестабильной самооценки или самоощущений.
  • Импульсивность проявляется по крайней мере в двух областях, которые встречаются в жизни пациента наиболее часто, например, расходы, секс, токсикомания, неосторожная езда, переедание. В некоторый случаях отношение к ситуациям может перерасти в манию.
  • Периодическое суицидальное поведение, жесты или угрозы, а также — частые попытки нанести вред собственному здоровью.
  • Аффективная нестабильность по причине выраженной реактивности настроения, например, интенсивная эпизодическая дисфория, раздражительность или беспокойство, как правило, длятся несколько часов и только в редких случаях больше, чем несколько дней.
  • Хронические чувства пустоты.
  • Частые жалобы на все подряд, сильный гнев или трудности его контроля, например, частые проявления темперамента, постоянная агрессия, рецидивирующие драки.
  • Переходные, связанные со стрессом, параноидные идеи или тяжелые диссоциативные симптомы.
  • Образец внутреннего опыта и поведения должны заметно отличаться от ожиданий культуры личности.
  • Прочная клиническая картина, характеризующаяся негибкостью и распространена в широком кругу личных и социальных ситуаций.
  • Подобное поведение приводит к клинически значимому дистрессу и нарушениям в социуме пациента, особенно в области профессиональной деятельности.

Принципы и общее управление эмоциональными кризисами

Проявление клинических признаков эмоционального расстройства личности определяет применение следующих психотерапевтических маневров со стороны специалиста:

  • поддерживать спокойствие и не угрожающую позицию;
  • попытаться понять кризис с точки зрения пациента;
  • изучить возможные индивидуальные причины проявления эмоционального расстройства;
  • необходимо применение открытых тестирований, желательно в виде простого опроса, который позволит определить причины, стимулировавшие начало и ход текущих проблем;
  • стремиться стимулировать пациента на размышления о возможных решениях его проблем;
  • воздерживаться от предложений решения до получения полного разъяснения проблем;
  • изучить другие варианты возможной помощи, прежде чем рассматривать варианты фармакологического вмешательства или стационарного приема;
  • предложить соответствующую последующую деятельность в пределах согласованного времени с пациентом.

Кратковременное применение фармакологических схем может быть полезно для людей с эмоционально лабильным расстройством в период кризиса. Перед началом краткосрочной терапии для пациентов с эмоциональным расстройством личности, специалисту необходимо:

  • убедиться, что не существует негативного действия выбранного препарата с другими, которые принимает пациент на момент прохождения курса;
  • установить вероятные риски назначений, в том числе возможный прием алкоголя и запрещенных наркотиков;
  • учитывать психологическую роль назначаемого лечения для пациента, возможную зависимость от препарата;
  • гарантировать, что препарат не используется вместо других более подходящих вмешательств;
  • использовать только один препарат на начальных стадиях терапии;
  • избежать полипрагмазии, когда это возможно.

При назначении краткосрочного лечения эмоциональных расстройств, связанных с наркозависимостью, следует учитывать следующие условия:

  • выбрать препарат, например, седативный с антигистаминным эффектом, который имеет низкий профиль побочных эффектов, малый уровень привыкания, минимальный потенциал для злоупотребления и относительную безопасность при передозировке;
  • использовать минимальную эффективную дозу;
  • первые дозировки должны быть, как минимум на треть ниже терапевтической, если есть значительный риск передозировки;
  • получить явное согласие пациента с целевыми симптомами, мерами мониторинга и предполагаемой продолжительностью лечения;
  • прекратить прием препарата после испытательного срока, если не наблюдает улучшений целевых симптомом;
  • рассмотреть альтернативные методы лечения, в том числе психологические и психотерапевтические, если целевые симптомы не улучшились или уровень риска рецидива не снижается;
  • корректировать все свои действия с личным участием пациента.

После появления сглаживания симптоматики или ее полного отсутствия, необходимо провести общий анализ проведенной терапии с целью определения, какая именно стратегия лечения оказалась наиболее полезной. Это должно быть сделано с обязательным участием пациента, желательно его семьи или лиц, осуществляющих уход, если это возможно, и должна включать в себя:

  • обзор кризиса и его предшествующих причин, принимая во внимание внешние, личные и взаимосвязанные факторы;
  • аналитика использования фармакологических средств, в том числе преимуществ, побочных эффектов, проблем безопасности в отношении синдрома отмены и роли в общей стратегии лечения;
  • план прекращения лечения фармакологическими средствами;
  • обзор психологических методов лечения, в том числе их роль в общей стратегии лечения и их возможной роли в осаждения кризиса.

Если медикаментозное лечение не может быть остановлено в течение одной недели, необходимо проводить регулярный осмотр препарата для контроля эффективности, побочных эффектов, злоупотребления и зависимости. Частота осмотра должна быть согласована с пациентом и записана в плане общей терапии.

Возможные индивидуальные приемы терапии

Пациенты, страдающие эмоциональными расстройствами на фоне проблем со сном, обязательно должны быть ознакомлены с общими рекомендациями о гигиене сна, в том числе процедурами перед сном, о том, что требуется избегать употребления продуктов, содержащих кофеин, просмотра сцен насилия или захватывающих телевизионных программ или фильмов, а также — использовать деятельность, которая может поощрять сон.

Специалистам необходимо учитывать индивидуальную переносимость снотворных пациентом. В любом случае, при эмоциональных расстройствах будут назначены легкие антигистаминные препараты, оказывающие седативное воздействие.

В каких случаях может потребоваться госпитализация

Прежде чем будет рассмотрена госпитализация в психиатрическое отделение для пациента с эмоциональным расстройством личности, специалистами будут проведены попытки разрешения кризиса в виде амбулаторного и домашнего лечения или других доступных альтернативах госпитализации.

Объективно, госпитализация для пациентов, страдающих эмоциональным расстройством, показана, если:

  • проявление кризисов пациента связано со значительным риском для себя или окружающих, которые не могут быть купированы другими приемами, кроме принудительного лечения;
  • действия пациента, подтверждающие необходимость его помещения в лечебное учреждение;
  • подача заявления от родственников пациента или его обслуживающих лиц о возможности рассмотрения помещения его в лечебное учреждение.

Источник: http://onevroze.ru/simptomy-i-diagnostika-emocionalnyx-rasstrojstv.html

Эмоционально-неустойчивое расстройство личности

Эмоционально неустойчивое расстройство личности – это состояние, при котором у больного проявляется выраженная  импульсивность, неуравновешенность. При этом больному очень сложно самостоятельно контролировать такие проявления.

Люди с этим расстройством склонны к действиям без учета их последствий, у них всегда неустойчивое настроение, а сильные аффективные вспышки могут возникать из-за самого мелкого повода. По оценкам специалистов, этот недуг отмечается у 2-5% населения. Чаще болезнь поражает женщин.

Специалисты выделяют два вида такого расстройства: импульсивный тип и пограничный тип.

Симптомы

У больных с эмоционально-неустойчивым расстройством личности определяются выраженные симптомы такого состояния.

Эмоциональное расстройство у человека выражается сильной возбудимостью и раздражительностью, которая, как правило, сочетается со злопамятностью, злобностью, взрывчатым характером. Такие люди возбудимы, у них отмечается вязкость аффективных реакций.

Частые колебания настроения у них сочетаются с ярко выраженными взрывами эмоций. Аффективные колебания развиваются как последствие воздействия внешних причин, которые очень часто бывают незначительными.

Люди, у которых развивается эмоционально неустойчивое расстройство личности, почти всегда ищут причины для недовольства, их все раздражает. Как правило, такие больные не могут адекватно оценить ситуацию ввиду того, что им не хватает рассудительности.

Эмоциональное расстройство личности побуждает человека воспринимать все обычные события, которые происходят в жизни каждый день, с оттенком трагичности.

Следовательно, большинство ситуаций вызывают у них серьезное напряжение эмоционального характера, и, как следствие, серьезные вспышки гнева.

Последнее особенно часто проявляется при семейных конфликтах, что, в итоге, ведет, к бурным проявлениям негодования и даже к физическому насилию.

Такие больные не склонны адекватно реагировать на возражения, они не могут долго выслушивать чужое мнение и крайне категоричны во всех спорах.

Интересы других людей их практически не волнуют, так как они категорически уверены в собственной значимости. Но при этом такие люди не способны осознать, что они являются виновниками конфликтов.

Наоборот, они склонны считать, что все окружающие их не ценят и не могут понять.

Именно поэтому правильное лечение эмоционального неустойчивого расстройства личности позволяет не только улучшить состояние больного человека, но и устранить напряжение в семье, которое возникает из-за его болезни.

Типы расстройства

Органическое эмоционально лабильное расстройство подразделяются на два типа. Это импульсивный и пограничный варианты развития болезни.

Людям с импульсивным типом свойственны постоянные проявления очень сильной эмоциональной возбудимости. Изначально это расстройство проявляется еще у детей в раннем дошкольном возрасте.

Такие малыши часто кричат, они постоянно проявляют озлобленность. Если родители декларируют определенные запреты или ограничивают их свободу, то такие действия вызывают у детей выраженные реакции протеста.

При этом они проявляют агрессию и злость.

Когда такой ребенок идет в школу, признаки заболевания становятся более выраженными, из-за чего их, как правило, считают «трудными» детьми. Они очень подвижны, постоянно шалят и при этом не реагируют на замечания. Такие школьники склонны к капризам и постоянной обидчивости.

Раздражительность часто сочетается с жестокостью и угрюмостью. В коллективе таким детям общаться со сверстниками очень сложно, так как они неуживчивы и часто демонстрируют злопамятность. Общаясь со своими сверстниками, они стремятся быть лидерами, диктовать собственные порядки и командовать.

В итоге такие проявления ведут к конфликтам. А вот к учебе такие дети чаще всего относятся без особого интереса. Их сложно увлечь какими-то оригинальными подходами к школьным предметам и внеклассным занятиям.

Как следствие, школу дети с этим расстройством заканчивают с трудом, и в дальнейшей жизни им очень трудно удержаться на стабильном рабочем месте.

Для сформированной психопатии возбудимого типа характерны приступы злости, ярости, к которым часто примешивается резкое двигательное возбуждение. В период запальчивости такие люди способны совершать абсолютно необдуманные действия, которые могут нести опасность для окружающих людей.

Такое поведение особенно ярко проявляется у людей с импульсивным типом эмоционального расстройства во время алкогольного опьянения. Несмотря на то, что такие люди демонстрируют активность, они часто не способны действовать направленно и договариваться с окружающими людьми, находя компромисс.

Среди больных такого типа встречаются люди, для которых характерна расторможенность влечений, склонность к  сексуальным эксцессам.

При условии правильного влияния со стороны окружения и особого подхода к воспитанию психопатические проявления у человека могут со временем стабилизироваться, а иногда и полностью компенсироваться. При таких условиях примерно к 30-40 годам поведение человека становится более стабильным, а проявления эмоциональной возбудимости заметно уменьшаются.

Но возможен и иной путь развития такой формы эмоционального расстройства. В таком случае психопатические особенности усиливаются. Этому способствует увлечение алкоголем, беспорядочная жизнь, нетерпимость и несдержанность в желаниях. В таких случаях социальная адаптация нарушается. В особо тяжелых случаях такие люди могут совершать поступки, ведущие к нарушению закона.

Читайте также:  Ноты любви - психология

Пограничный тип эмоционального расстройства проявляется по-другому. При установлении диагноза это состояние следует дифференцировать с шизофренией, шизотипическим расстройством, аффективными расстройствами, фобиями.

Для пограничного типа личности характерна обостренная впечатлительность, живое воображение, активность когнитивных процессов. Люди демонстрируют постоянное желание быть включенными в сферу интересов, которые для них актуальны.

Такие люди особенно чувствительны к тем преградам, которые могут возникать на пути к самореализации, они всегда стараются функционировать на максимуме возможностей. Такие люди даже на самые обычные события могут реагировать слишком ярко и даже в некоторой степени гиперболизировано.

В обычной ситуации они испытывают чувства, которые здоровые люди способны переживать исключительно в период стресса.

У людей с пограничным типом эмоционального расстройства уже в подростковом возрасте наблюдается очень сильная внушаемость, склонность к фантазированию.

Они очень быстро меняют свои увлечения, а также не могут завести стабильные отношения со сверстниками. На школьные порядки и на правила, установленные родителями, они могут вообще не обращать внимания.

Поэтому, имея неплохие интеллектуальные возможности, такие дети демонстрируют плохую успеваемость.

Пограничные личности также отличаются лабильностью самооценки, нарушением аутоидентификации, непостоянством целей и жизненных убеждений. Им легко внушить любую мысль, они поддаются внешнему влиянию.

Среди таких пациентов встречается много тех, кто демонстрирует те формы поведения, которые не одобряются в обществе. Это может быть постоянное пьянство, наркомания, а также криминальные действия.

Люди с эмоциональным расстройством пограничного типа очень быстро становятся зависимыми от других людей, причем это могут быть даже незнакомые личности. Больные демонстрируют в таких связях сверхценные привязанности, из-за которых возникают серьезные конфликты и страдания. Иногда они могут практиковать при этом суицидальный шантаж.

Такие люди, как правило, ведут неровную жизнь, в которой наблюдаются постоянные перемены в семейных делах и социальной жизни. Они очень часто переходят от одной крайности к иной.

Например, бурные и всепоглощающие чувства сменяются внезапным расставанием, а увеличение каким-то делом – резкой потерей интереса к нему.

Но все же такие люди способны находить выход из сложной ситуации и приспособиться к новым жизненным обстоятельствам.

При развитии пограничного расстройства личности у больных периодически проявляются продолжительные периоды высокой активности, чувства острого восприятия окружающих явлений.

Но под влиянием некоторых жизненных событий такие периоды сменяются дистимическими фазами.

Тогда человек ощущает, что его психические возможности снижаются, иногда, в особенно тяжелых случаях, наблюдается проявление психической анестезии.

Диагностика

Диагностику проводит специалист-психиатр. В процессе установления диагноза важно дифференцировать данный тип расстройства с органическим расстройством личности, при котором наблюдаются сходные симптомы, однако кроме них также присутствуют дисмнестические и когнитивные нарушения, расстройства влечений.

Основой для установления такого диагноза являются наблюдения врача за поведением больного, в частности, обнаружение нарушений в эмоциональном реагировании, мышлении, восприятии и других неадекватных проявлений.

Лечение

Для лечения эмоционально-неустойчивого расстройством личности практикуется применение как индивидуальной, так и групповой психотерапии, гештальт-терапии. Также применяется поведенческая терапия и методы контроля над импульсами. Практикуется прием медикаментозных средств — препаратов лития и противосудорожных препаратов.

Если у пациента наблюдаются приступы тревоги, врач назначает лечение транквилизаторами. При регулярном снижении настроения у больного с таким расстройством практикуется прием антидепрессантов. Людям с высоким уровнем возбудимости назначается курс лечения нейролептическими средствами.

Терапию необходимо назначать таким образом, чтобы обеспечить процесс перестройки личности больного, сформировать у него новые установки и изменить его отношение как к себе, так и к и окружающему их миру.

Кроме того, лечение предполагает позитивное воздействие на больного с целью успокоения тревоги, астенических нарушений, слишком сильной возбудимости.

Следовательно, такое лечение может продолжаться на протяжении многих лет.

Профилактика

Профилактика проявления эмоционально неустойчивого расстройства личности у детей предполагает, прежде всего, обеспечение благоприятных условий для воспитания и развития ребенка.

При постоянном проявлении с его стороны агрессии и импульсивности родители должны обязательно проконсультироваться у психолога либо у психиатра.

Важно гармонизировать обстановку в семье, чтобы ребенок рос в доброжелательной и позитивной обстановке.

Еще одна важная мера профилактики – отказ от алкогольных напитков и психоактивных веществ.

Источник: http://medside.ru/emotsionalnoe-rasstroystvo

Эмоции. Нарушение эмоций

Практически всегда нарушение эмоций сопровождает различные психические болезни: как легкие неврозы, так и тяжелые формы шизофрении. Но прежде, чем разбирать патологии данной сферы психики, необходимо разобраться, что же такое эмоции в норме.

Эмоция – это переживание отношения индивида к себе и окружающему миру. Более того, они помогают в коммуникации между людьми, а также благоприятно влияют на процесс запоминания (эмоционально окрашенные вещи запоминаются гораздо лучше).

Эмоции состоят из трех компонентов:

  1. Реакции – это элементарные психологические реакции, которые возникают на внешний раздражитель (вас напугали – вы испугались).
  2. Состояния – это настроение и страсть.
    • Настроение – это слабо выраженное эмоциональное состояние, которое в течение определенного отрезка времени влияет на состояние личности и его поведении.
    • Страсть – это сильная и стойкая эмоция, которая сильно влияет на направление мыслей и действий человека, которая по интенсивности похожа на стресс, а по продолжительности – на настроение.
  3. Свойства – устойчивые характеристики конкретного индивида (возбудимость, лабильность, ригидность и реактивность).

Важно знать эту классификацию, поскольку все нарушения эмоций затрагивает тот или иной компонент.

Классификация эмоций

По полярности эмоции:

  • Положительные.
  • Негативные.

По влиянию на организм:

  • Стенические – повышают активность (радость, ненависть).
  • Астенические – снижают активность (эйфория, грусть).

По сложности:

  • Высшие – развитые на основе сознания (патриотизм, совесть и т.д.).
  • Низшие – развитые на инстинктах и жизненных потребностях (удовольствие от еды, удовлетворения жажды и т.д.).

Кроме того, американский психолог К. Изард выделил четыре фундаментальных эмоции: радость, печаль, гнев и страх.

Патологии эмоциональных реакций

К ним относиться аффект – это кратковременное сильное возбуждение, которое сопровождает негативные эмоции. Существует два вида аффекта.

Патологический аффект

Это нарушение эмоций и психической деятельности в целом, которое сопровождается сумеречным помрачением сознания, агрессивным состоянием и амнезией. К нему приводят неожиданная психическая травма и посттравматическое стрессовое расстройство.

Патологический эффект разделяют на несколько фаз:

В первой происходит осознание случившегося и фокусировка внимания на ситуации.

Во второй – мгновенное помрачение сознания, агрессивное неконтролируемое поведение.

В третей – такое же быстрое истощение резервов организма и глубокий сон. Иногда он заменяется прострацией (слабость, вялость, безразличие к окружающему миру).

Интересный факт!

Человек с патологическим аффектом не привлекается к уголовной ответственности и даже не направляется на лечение в психиатрическую клинику. Это связанно с тем, что это очень редкое состояние и даже если оно появилось у человека – оно исчезает бесследно еще до поступления в психиатрическую клинику.

Физиологический аффект

Такое же нарушение эмоций, но человек полностью контролирует свои действия и впоследствии у него отсутствует амнезия. Человек в таком состоянии признается полностью адекватным и, в случае правонарушения, несет наказание.

Патологии эмоциональных состояний и свойств

Патологии силы эмоций

Сензитивность – повышенная эмоциональная чувствительность к раздражителям.

Эмоциональная холодность – монотонное, ровное и почти безразличное отношение ко всем событиям независимо от их значимости. Шизофрения и шизоидная психопатия часто сопровождаются этим расстройством.

Эмоциональная тупость – значительное обеднение эмоциональных проявлений и контактов. Тоже характерно для шизофрении.

Апатия – полное безразличие, которое вызывает отсутствие каких-либо желаний и побуждений.

Паратимии или расстройство адекватности эмоций

Амбивалентность – это состояние, когда предмет или ситуация вызывает две противоположные эмоции (например, ненависть и любовь).

Интересный факт!

Часто влюбленный человек говорит, что он может сразу ненавидеть и любить. Это не амбивалентность, поскольку за некоторые моменты в поведении он может ненавидеть, а за некоторые – любить. То есть, это отношение не к человеку, а к элементам поведения. Амбивалентность, как психическое расстройство, подразумевает противоположные эмоции непосредственно к объекту или ситуации.

Неадекватность эмоций – несоответствие эмоции причине ее возникновения (например, смех на похоронах).

Симптом «дерево и стекло» – нарушение эмоций при шизофрении, когда отношение к общественным и личным событиям – равнодушное (дерево), но повышенная чувствительность к незначительным вещам. Например, пациент абсолютно равнодушно относился к своей матери, которая ежедневно проведывала его в больнице, но очень переживал за свою кошку.

Регрессивная синтонность (аутизм наизнанку) – человек с данным расстройством очень общительный, открытый и раскованный. При этом у него теряется грань между табуированным и разрешенным в социуме.

Например, он может ходить голышом в публичных местах. В отличие от эксгибиционизма, это не связанно с сексуальным удовлетворением.

Больной, наоборот, считает это абсолютно нормальным поведением и считает всех вокруг закомплексованными.

Патологии настроения

Патологически повышенное настроение

Гипертимия – ощущение подъема сил, чувства радости и бодрости. Это основной симптом маниакальных симптомов.

Экстаз – гипертимия с сильным восторгом и восхищением.

Эйфория – ощущение удовольствия, удовлетворения, беззаботности и благополучия. В отличие от предыдущего расстройства не характерно повышение моторной активности. Напротив, может быть снижение двигательной и интеллектуальной активности. Характерно для интоксикаций.

Мория – вид эйфории с веселым возбуждением и ребячеством, глупыми шутками и всегда со снижением интеллекта. Часто бывает при деменции.

Патологически сниженное настроение

Гипотимия – нарушение эмоций, которое сопровождают различные негативные эмоции (грусть, печаль, подавленность и т.д.). Например, депрессивный синдром сопровождается длительной беспричинной гипотимией.

Дисфория – болезненно сниженное настроение для которого характерно раздражительность, злоба и мрачные чувства, которые возникают и пропадают внезапно. Дистрофия может длиться часами или даже днями. Характерно для тяжелых форм эпилепсии и органических поражениях головного мозга. Если у человека эпилептоидная психопатия – это расстройство выходит на первый план.

Тревога – ощущение, которое сопровождается ожиданием беды и, как следствие, внутренним напряжением и дискомфортом. При патологических состояниях тревога иррациональна и не имеет реального обоснования. Встречается при острых психозах, психопатиях, депрессии.

Страх – переживание опасности и непосредственной угрозы без реального обоснования. Встречается при фобиях, психозах, галлюцинациях.

Синдромы, связанные с расстройством эмоций

Здесь описаны лишь отдельные симптомы, которые характеризуют то или иное нарушение эмоций. Их комбинации образовывают синдромы нарушения эмоций. К ним относятся депрессивный и маниакальный синдром, про которые вы можете почитать в соответствующих статьях.

Источник: http://popular-psychiatry.com/simptomi/narushenie_emociy.html

Основы клинической психологии

. . .

Эмоции являются особым классом психических состояний, отражающих в форме непосредственного переживания общее позитивное или негативное отношение человека к окружающему миру, людям и самому себе. Это переживание определяется соответствием свойств и качеств, имеющихся у объектов и явлений реальности, специфическим потребностям и нуждам индивида.

Сам термин «эмоции» происходит от латинского глагола emovere — двигать, возбуждать, подбадривать, волновать. Эмоции всегда выполняют функцию побуждения к активности, поэтому эмоциональную сферу личности иногда называют эмоционально-волевой.

Наличие эмоций обеспечивает живые организмы, обладающие развитой нервной системой, более активным целенаправленным поведением по удовлетворению своих потребностей. В настоящее время признается тот факт, что эмоции играют существенную роль в обеспечении информационного взаимодействия организма и среды /1/.

Физиологическую основу эмоций составляет активность нервного аппарата, компенсирующая в процессе жизнедеятельности организма дефицит информации, необходимой для организации действий по удовлетворению потребностей.

Таким образом, эмоция есть результат отражения какой-либо потребности человека и оценки вероятности ее удовлетворения в наличных условиях на основе индивидуального и генетического опыта. Выраженность эмоционального состояния зависит от значимости потребности и дефицита информации, необходимой для ее удовлетворения /41/.

Читайте также:  Как устанавливать и поддерживать формат в отношениях - психология

Отрицательные эмоции возникают у человека при дефиците необходимой для удовлетворения потребности информации, тогда как положительные — при наличии всей необходимой информации. Особое внимание информационная теория эмоций обращает на то, что возникновение эмоции связано не с наличием потребности, не с ощущением комфорта или дискомфорта, а с оценкой перспективы удовлетворения потребности.

В эмоциях имеется три составные части:

1) аффект (острое переживание приятности или неприятности, эмоциональное напряжение, возбуждение);

2) когниция (осознание своего состояния, обозначение его словом и оценка перспективы удовлетворения потребности);

3) экспрессия (внешнее выражение в телесной моторике или поведении).

Относительно устойчивое и всеобъемлющее эмоциональное состояние называется настроением. В связи с тем обстоятельством, что потребностная сфера человека включает помимо биологических социальные потребности, эмоции, возникающие на основе относительно стабильных социальных и культурных потребностей, получили название чувств.

Различают первичные (основные) и вторичные (сложные) эмоции. К первичным эмоциями относят: радость, печаль, тревогу, гнев, отвращение, стыд, удивление.

К вторичным эмоциям относят различные смешения первичных эмоций, а также эмоций и их узких интерпретаций (например, гордость — это радость, содержащая элементы внутренней каузальной атрибуции причастности себя к возникновению позитивного события).

Расстройства эмоциональной сферы заключаются в болезненных переживаниях тех или иных эмоциональных состояний. Основное нарушение заключается в изменении эмоционального состояния в сторону угнетения или подъема. Нарушения в эмоциональной сфере включают в себя гипотимию, гипертимию, паратимию, а также нарушения динамики эмоций.

Гипотимия представляет собой хроническое снижение эмоциональности по всем трем компонентам (аффект, когниция, экспрессия), что выражается в угнетении всех психических процессов, снижении общей активности человека и его безразличии к внутренним и внешним стимулам.

Основное эмоциональное состояние при гипотимии — подавленность и тоска (иногда злобно-тоскливое настроение дисфория).

Крайним проявлением гипотимии является депрессия — хронически сниженное настроение, характеризуемое ярко выраженным ощущением неадекватности, чувством отчаяния, пессимизмом.

Одним из менее выраженных проявлений гипотимии является дистимия — хронически сниженное, подавленное настроение, когда все становится трудным и ничто не доставляет удовольствия (ангедония).

Дистимия характеризуется наличием мрачных размышлений, сниженной самооценкой, чувством безнадежности, плохим сном, человек теряет интерес к событиям повседневной жизни, испытывает трудности в концентрации внимания, часто утомляется, но других нарушений психической и социальной деятельности нет. Она часто возникает у людей, испытавших длительный стресс или внезапную утрату. В отличие от депрессии, состояние обычно ухудшается к вечеру. Дистимические нарушения часто трактуются как невротическая депрессия. Однако однозначного ответа, является ли дистимия только расстройством эмоциональной сферы, или она связана с личностными (невротическими) изменениями, пока нет.

Гипертимия представляет собой устойчивое эмоциональное возбуждение, чрезмерную эмоциональность.

Основное эмоциональное состояние при гипертимии — эйфория: ощущение очень сильного душевного подъема, сопровождающееся чувством безудержного оптимизма, благополучия и повышенной моторной активностью. Для обозначения крайнего проявления неадекватно повышенного настроения используется термин «мания».

Маниакальные состояния характеризуются повышенным настроением, увеличением объема и темпа психической и физической активности. Различают две формы маниакальных расстройств: гипомания и мания.

Гипомания — легкая степень мании, когда отмечается постоянный легкий подъем настроения (как минимум в течение нескольких дней), повышенная энергичность и активность, чувство благополучия и физической и психической продуктивности.

Также часто отмечаются повышенная общительность, чрезмерная фамильярность, повышенная сексуальность и сниженная потребность в сне. Сопровождается повышенным самомнением и грубым поведением.

При этом сосредоточение и внимание страдают, что приводит к значительным нарушениям трудоспособности.

Мания — неадекватное обстоятельствам приподнятое настроение, которое может варьировать от беспечной веселости до неконтролируемого возбуждения. Сопровождается гиперактивностью, речевым напором и сниженной потребностью в сне.

Внимание рассредоточено, отмечается выраженная отвлекаемость, поведение расторможено, самооценка завышенная, идеи величия. Могут возникать нарушения восприятия (более яркое восприятие цветов, озабоченность мелкими деталями).

Человек предпринимает экстравагантные, необдуманные шаги, бездумно тратит деньги, становится агрессивным или сексуальным в неподходящих обстоятельствах. В некоторых случаях приподнятое настроение быстро сменяется подозрительностью и раздражением.

Паратимия представляет собой одновременное сосуществование двух противоположных по модальности эмоциональных состояний или несоответствие эмоциональной реакции вызвавшему ее поводу (эмоциональная неадекватность).

Наиболее часто паратимия проявляется в симптоме «стекла и дерева», который является сочетанием сниженной эмоциональности с повышенной ранимостью, чувствительностью к отдельным аспектам реальности, при этом сила и качество эмоциональной реакции не соответствуют значимости раздражителя.

Нарушения динамики эмоций связаны с состояниями эмоциональной лабильности или ригидности. Эмоциональная лабильность представляет собой быструю и частую смену настроения.

Эмоциональная ригидность заключается в замедлении эмоциональной реакции, застревании на какой-то одной эмоции даже в отсутствие вызвавшего ее раздражителя.

Основными расстройствами динамики эмоций являются биполярное аффективное расстройство и циклотимия.

Биполярное аффективное расстройство характеризуется повторными эпизодами смены настроения и значительного нарушения активности (чередование состояний мании и депрессии), когда подъем настроения и активности сменяется снижением настроения и активности. Раньше биполярное аффективное расстройство трактовалось как маниакально-депрессивный психоз. Сегодня считается, что смены настроения могут наблюдаться и без психотических симптомов.

Циклотимия — менее выраженное состояние хронической нестабильности настроения с многочисленными эпизодами легкой депрессии и легкой приподнятости. Временами настроение может быть нормальным. Изменения настроения при циклотимии обычно воспринимаются человеком как не связанные с текущими жизненными событиями.

Нарушения в эмоциональной сфере могут выступать как самостоятельные расстройства, как компонент других психических расстройств и как последствия состояний значительной фрустрации.

Те или иные эмоциональные состояния признаются патологическими, когда их содержание, частота возникновения, интенсивность и устойчивость признаются людьми неадекватными с социальной или индивидуальной точек зрения.

По содержанию эмоциональные состояния признаются патологическими, когда они не соответствуют обстоятельствам, при которых принято испытывать такие состояния. Например, различают содержательно специфичные (т. е.

связанные с определенными обстоятельствами) и неспецифичные эмоции.

Примером служит различение тревоги как общего беспредметного смутного чувства напряжения и беспокойства и страха как эмоционального состояния, возникающего в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула.

По частоте возникновения, интенсивности и устойчивости (продолжительности) эмоциональные состояния признаются патологическими, когда они не вписываются в принятые культурой временные рамки их допустимого проявления и мешают выполнению различных социальных функций и обязанностей. Расстройства обычно характеризуются чрезмерной частотой возникновения, излишней интенсивностью и значительной продолжительностью отрицательных эмоций при недостаточности положительных эмоциональных состояний.

На признание эмоций патологическими также влияет степень осознанности и реалистичности эмоциональных состояний. Например, тревога может возникать в результате осмысленного прогноза развития ситуации или спонтанно, без видимых причин. Тревога также может быть признана окружающими неоправданной, т. е. не соответствующей реально складывающейся ситуации.

В современной клинической психологии главную роль в возникновении эмоциональных нарушений отводят когнитивным факторам (мыслям, представлениям, фантазиям). Следует различать эмоциональные состояния и эмоциональные реакции.

Эмоциональные состояния возникают в определенных ситуациях, поэтому они характеризуются интенсивностью и продолжительностью (устойчивостью). Эмоциональные реакции связаны с кратковременным повышением интенсивности психического возбуждения под воздействием какого-либо сильного раздражителя.

С прекращением деятельности раздражителя прекращается и эмоциональная реакция. Эмоциональные нарушения связаны с изменением эмоциональных состояний.

Выделяют две группы условий возникновения эмоциональных нарушений: внешние ситуационные условия, внутренние личностно обусловленные условия.

Как правило, жизненные ситуации воспринимаются и интерпретируются нами, принимая форму мыслей, представлений или фантазий, окрашенных той или иной соответствующей содержанию этих мыслей эмоцией.

Следовательно, эмоции связаны с содержанием наших представлений о ситуациях, в которых мы оказываемся.

Эти ситуации могут быть связаны как с частными условиями жизни индивида, так и с эпохальными, культурными, экономическими и политическими событиями, влияющими на жизнь и благосостояние человека (или воспринимаемыми как влияющие и имеющие значение в частной жизни индивида). Другими словами, каковы условия жизни человека с точки зрения возможностей удовлетворения его потребностей, таковы и эмоции, обеспечивающие субъективную оценку этих условий и мотивацию деятельности в данных обстоятельствах.

Внутренние личностно обусловленные условия связаны с особенностями психофизиологических механизмов эмоциональности и особенностями восприятия и когнитивной переработки информации о внешних событиях.

Психофизиологическую основу эмоций составляют нейрохимические и нейрогормональные процессы в диэнцефалической и лимбической системах мозга (гипоталамус, таламус, ретикулярная формация и миндалевидное тело).

Главными биохимическими веществами, обеспечивающими эмоции, являются серотонин, адреналин, норадреналин, дофамин, ацетилхолин и опиаты. Изменение баланса этих веществ в организме может приводить к затруднениям в возникновении определенных эмоциональных состояний.

Так, снижение уровня серотонина или норадреналина в мозге приводит к депрессии. С действием дофамина связана возможность возникновения положительных эмоций, с действием адреналина и норадреналина — отрицательных.

В зависимости от уровня тестостерона и кортизола умеренное содержание в мозге норадреналина, адреналина, серотонина, дофамина и опиатов может лишать человека яркой эмоциональности (высокий уровень тестостерона и низкий — кортизола) или провоцировать состояние растерянности (низкий уровень тестостерона и высокий — кортизола).

С особенностями восприятия связано проявление основных первичных эмоций. У человека имеются врожденные формы эмоций, связанные с реагированием на генетически предопределенные внешние и внутренние стимулы среды.

Генетически обусловленные эмоциональные реакции могут определять возникновение сложных эмоций в позднем возрасте, поскольку с ними связана «готовность» к возникновению соответствующих эмоциональных состояний. Так, можно говорить о генетически предопределенной готовности к боязни каких-либо объектов внешнего мира (пауков, змей, чужих людей).

Восприятие человеком реальности управляет возникновением этих врожденных эмоциональных реакций в актуальном поведении.

На ранних этапах жизни большую роль играют процессы обусловливания тех или иных эмоциональных реакций и их закрепление (например, под воздействием травматического опыта раннего детства).

Те или иные эмоциональные состояния могут развиваться как привычные — на основе восприятия повторяющихся ситуаций.

Возобновляющиеся ситуации приводят к постепенному «выключению» когнитивных процессов оценки однотипных ситуаций и автоматизации непосредственного эмоционального реагирования на восприятие сходной ситуации.

Так, человек, имеющий опыт неудач (например, во время занятий в классе), уже только при одном попадании в класс начинает ощущать тревогу. Образование эмоций при этом не рефлектируется и причины состояния не осознаются.

Оценка информации, связанной с воспринимаемой ситуацией, составляет основную функцию эмоций. Сознательная оценка результируется в мыслях, ожиданиях, имеющих эмоциональную окраску.

Негативные оценки (и соответственно, негативные эмоции) возникают из определенных систематических ошибок при переработке информации о ситуации. Эти ошибки касаются личности человека и перспектив удовлетворения его потребностей в этой ситуации /54/.

К ошибкам мышления, производящим устойчивые эмоциональные состояния, относят:

произвольные выводы из имеющейся информации;

избирательное игнорирование или пренебрежение какой-то частью информации;

чрезмерная генерализация информации (распространение ее на более широкий класс событий);

переоценка или недооценка информации;

персонализация ответственности за удачу/неудачу в данных условиях;

жесткая дихотомия информации («хорошо/плохо», «черное/белое» и т. п.).

Эмоциональные состояния также связаны с содержанием «Я-концепции» (самооценки, оценки своего прошлого и будущего), каузальной атрибуцией личностно значимых событий и ожиданиями от предстоящих событий.

Так как восприятие и когниции принимают активное участие в возникновении и поддержании эмоциональных расстройств, то, соответственно, эмоции, активируя в памяти соответствующие им мысли и образы, поддерживают сами себя, что обеспечивает устойчивость эмоциональных нарушений.

Выделяют следующие классы эмоциональных нарушений: тревожные расстройства и расстройства настроения. При этом в качестве самостоятельных расстройств аффективной сферы могут рассматриваться только расстройства настроения.

Тревожные расстройства правильнее определять не как аффективные, а как нарушения преимущественно когнитивного компонента эмоциональности (в международной классификации болезней они классифицируются в рамках особого типа расстройств — невротических или связанных со стрессом).

Источник: http://bookap.info/genpsy/osclin/gl12.shtm

Эмоциональные расстройства

Эмоции представляют собой одну из важнейших сторон психической деятельности, характеризующей переживание человеком действительности.

Лебединский и Мясищев, указывая, что существенным в определении эмоций является их связь с отношением человека к окружающему и самому себе, видят в них «интегральное выражение измененного тонуса нервно-психической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организма человека».

Читайте также:  Дерзить - психология

Один из ведущих зарубежных исследователей эмоций Изард подчеркивает, что целостное определение эмоций требует учета трех компонентов, характеризующих это явление: а) переживаемого или осознаваемого ощущения эмоций; б) процессов, происходящих в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; в) поддающихся наблюдению выразительных комплексов эмоций, в частности тех, которые отражаются на лице. Отмеченным выше подчеркивается интердисциплинарный характер области, исследующей эмоции, к которой привлечено внимание психологов, нейрофизиологов, врачей и других специалистов.

Разделом психологии — общей и специальной,— способствовавшим интенсификации ряда направлений в исследовании эмоций, явилась область экспрессивных проявлений человека, соотношения эмоций и экспрессии, с выходом на изучение эмоциональной коммуникации между людьми (Бодалев и др.).

При изложении особенностей эмоциональных расстройств, учет которых важен для медицинской практики, целесообразно исходить из группировки эмоций, предложенной Мясищевым.

В этом случае отдельно рассматриваются: 1) эмоциональные реакции, для которых типична отчетливая связь возникших переживаний с внезапными обстоятельствами, их вызвавшими, 2) эмоциональные состояния, характеризующиеся изменением нервно-психического тонуса и 3) эмоциональные отношения (чувства) с эмоциональной избирательностью или связью эмоций определенного вида с определенными лицами, объектами или процессами.

Расстройства эмоциональной сферы характерны для больных неврозами (F40-F48). Типичными для современной клиники неврозов являются болезненные эмоционально-аффективные реакции и состояния страха, снижения настроения и др.

Состояния страха при неврозах (F40-F48) условно можно рассматривать в виде трех основных клинических вариантов: невротической тревоги, невротического страха и невротической фобии. Изучали (Немчин) реакции больных на раздражители — слова и фотографические сюжеты — различной степени эмоциональной значимости для больного.

По степени эмоциональной значимости слова и фотосюжеты были условно разделены на три группы: 1) индифферентные, содержание которых не было включено в систему патогенных переживаний; 2) отражающие патогенные переживания больных и особенности болезненной симптоматики; 3) отражающие особенности психотравмирующей ситуации.

Регистрировали ЭЭГ-реакции и КГР. При исследовании больных с невротической тревогой электрофизиологические реакции были значительно более выраженными на раздражители, имеющие отношение к содержанию патогенных переживаний и психотравмирующей ситуации.

Причем реакции на раздражители, отражающие содержание патогенных переживаний, связанных с болезнью, оказались особенно выраженными. При невротическом страхе были отмечены сходные изменения ЭЭГ и КГР. Однако более выраженными были изменения, вызванные раздражителями, связанными с содержанием самого страха.

У больных третьей группы с невротическими фобиями наиболее выраженными и продолжительными были сдвиги, вызванные словами и фотографическими сюжетами, отражающими особенности психотравмирующей ситуации.

В целом больные неврозами характеризуются достаточно высокими показателями сенситивности, тревожности, лабильности эмоций, импульсивности и низкими — фрустрационной толерантности. В соответствии с клиническими представлениями сенситивность и тревожность относительно выше у больных неврозом навязчивых состояний (F42), лабильность эмоций и импульсивность — в группе больных истерией (F44).

В еще большей степени к эмоционалльно-аффективным реакциям, в том числе патологического характера, склонны лица, страдающие психопатиями (F60-F69) (в особенности с истерической (F60.4), эксплозивной (F60.3), эпилептоидной (F60.30) клиническими формами психопатий).

В последние десятилетия многочисленные исследования были посвящены изучению таких эмоциональных состояний, которые называются ситуациями напряженности, или стрессовыми ситуациями.

Здесь остановимся лишь на фрустрации, так как число публикаций в отечественной литературе по этой проблеме весьма невелико.

Фрустрация рассматривается как один из видов психических состояний, выражающихся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи (Левитов).

Показатели фрустрации у больных неврозами (F40-F48), за исключением интрапунитивного направления и типа реакции «с фиксацией на самозащите», статистически достоверно отличаются от таковых в контрольной группе здоровых лиц (Тарабрина).

У больных преобладает экстрапунитивное направление фрустрационных реакций при меньшей частоте импунитивных, причем доминирует тип реакций «с фиксацией на удовлетворении потребностей», то есть для больного неврозом более характерно в ситуации фрустрации требование помощи от другого лица для ее разрешения.

Одновременно наблюдались значимые различия по показателю GCR, который статистически достоверно меньше у больных неврозами по сравнению с контрольной группой здоровых (соответственно 48,9 и 64,3).

Большое значение в диагностическом и лечебно-реабилитационном планах имеет снижение, притупление эмоциональности. При этом обнаруживается более или менее выраженное безразличие по отношению ко всем явлениям жизни.

Состояние апатии — общего эмоционального снижения — встречается при многих заболеваниях, однако особенно ярко эмоциональная тупость проявляется при шизофрении (F20-F29).

Больной, отношение которого к членам семьи до начала заболевания характеризовалось любовью и привязанностью, становится к ним безразличным, теряет интерес к окружающему; утрачивается дифференцированность эмоциональных реакций, появляется неадекватность в переживаниях.

Блейхер приводит результаты исследования больных шизофренией методом «пиктограммы», позволяющим ярко охарактеризовать особенности их эмоциональности.

Избираемые больными для опосредованного запоминания образы оказываются лишенными эмоционального содержания, а их связь со словом-раздражителем мотивируется больными резонерски, с учетом не столько существенных, сколько «слабых» признаков.

Автор приводит следующие примеры пиктограмм больных шизофренией: к слову «печаль» — развернутая книга («В книге Рокуэла Кента есть печаль, сомнения, мировая скорбь»), «героический поступок» — стрела («Я думаю о воинах древности») и т. д.

При исследовании больных шизофренией по методу ТАТ отмечено отсутствие у них субъективного отношения к содержанию рисунка, они не выделяют эмоциональный подтекст его, нет переживания особой интимности обследования, обычно связанного с непроизвольной идентификацией с героями составленных рассказов, отражающих, например у больных неврозами, конфликты и значимые для них ситуации и отношения. Такой же характер носит и описание больными шизофренией юмористических рисунков — юмор либо им недоступен, либо в сюжете рисунка юмор переносится на другие, совершенно неадекватные объекты. Проявлением выраженных эмоциональных изменений, эмоциональной тупости в эксперименте по методу Роршаха является уменьшение у больных шизофренией цветовых интерпретаций.

С помощью методики аудиторского анализа Бажин и Корнева изучали особенности распознавания эмоциональных состояний больными шизофренией.

Больные шизофренией с клинически определяемыми явлениями эмоционального снижения сохраняют способность воспринимать и правильно интерпретировать экспрессивные признаки эмоционального состояния говорящего.

У апатичных, вялых и равнодушных больных чувствительность к эмоциональным стимулам не только сохранена, но в некоторых случаях даже обостряется.

Данные, полученные при использовании методики аудиторского анализа, нашли подтверждение в другой работе, в которой у больных шизофренией (F20-F29) одновременно исследовалось восприятие речевой и мимической экспрессии. Коэффициент корреляции между показателями точности опознания эмоционального состояния диктора и идентификации мимики равнялся 0,5.

В работе Беспалько также подчеркнуты ограниченность широко распространенных представлений об эмоциональных расстройствах при шизофрении и необходимость большей их дифференциации, в частности, для целей восстановительной терапии.

Автор выдвигает предположение, что из трех видов эмоций: эмоциональных реакций, состояний и отношений — в начале заболевания шизофренией страдает главным образом филогенетически самая новая система эмоций — участвующая в формировании эмоциональных отношений.

Именно вследствие этого появляются необычные ранее для» больного склонности, искажения высших этических чувств, изменяются отношения к близким и т. п. Эмоциональные же реакции и эмоциональные состояния можно рассматривать как менее специфичные при шизофрении, хотя они и занимают существенное место в их клинических проявлениях.

Для подтверждения данных предположений автор приводит результаты исследований, целью которых было выявление особенностей восприятия мимики здоровыми и больными шизофренией.

Резкое увеличение крайних оценок мимики (по предъявляемым фотографиям разных лиц) у больных шизофренией сопровождалось параллельным увеличением крайних оценок в семантическом дифференциале. Так как семантический дифференциал отражает эмоциональные отношения, то на характеристиках мимики, замечает автор, вероятно, сказывается патологическое искажение эмоциональных отношений, и уже вторично это влияет на оценки мимики.

Указанные работы в своем значении выходят за рамки изучения особенностей эмоциональных расстройств при шизофрении. Освещая более общие проблемы соотношения экспрессии и эмоций, эмоциональной коммуникации, опосредованно эмпатического потенциала личности больного, они представляют интерес для разработки психологических и социально-психологических основ психотерапии и реабилитации.

Заслуживают внимания исследования, проведенные Богатской на больных шизофренией (F20-F29) с апато-абулическим дефектом.

С помощью специально разработанной психофизиологической методики и методики «незаконченных предложений» даже у этой группы больных с так называемой эмоциональной тупостью были выявлены «эмоциональные островки» в виде одного или нескольких эмоционально-значимых отношений (к работе, семье, своему будущему). Именно на эти «эмоциональные островки» были ориентированы психотерапевтические и социотерапевтические воздействия.

Примером заболевания, при котором обнаруживают яркие изменения эмоционального состояния, является маниакально-депрессивный психоз (F31). При маниакальной фазе отмечается патологически повышенное, радостное настроение — эйфория. Окружающее воспринимается больными в радужных, светлых тонах.

При депрессивной фазе, напротив, изменение эмоционального состояния имеет противоположную направленность и характеризуется как меланхолическое (депрессивное). Для него характерны мрачные оценки происходящего, пессимистические взгляды на будущее.

При обеих фазах заболевания отмечают также изменения познавательных процессов, в частности мышления (бредовые идеи переоценки личности в одной фазе и идеи самообвинения, самоуничижения, греховности — в другой).

С целью изучения влияния собственного аффективного состояния аудитора на распознавание эмоциональных характеристик речи исследовали больных, находившихся в депрессивной фазе маниакально-депрессивного психоза. Оказалось, что наибольшие трудности возникали при идентификации состояния пониженного настроения, в то время как распознавание других эмоциональных состояний существенно не менялось.

Эмоционально-аффективные расстройства обычны для больных с органическими заболеваниями головного мозга (F00-F09).

Повышенная раздражительность, эксплозивность характерны для лиц, перенесших травмы головного мозга (S06); эмоциональная гиперэстетическая слабость и «недержание эмоций» — с сосудистыми церебральными заболеваниями (I00-I99); раздражительность, недержание аффекта, эйфория, тревожно-боязливое или безучастно-депрессивное настроение наблюдаются при различных органических заболеваниях головного мозга.

Описаны нарушения эмоционально-аффективной сферы у больных с височной эпилепсией (G40).

Изменения имеют либо пароксизмальный, либо перманентный характер и проявляются в виде страха, тревоги, снижения настроения, злобности, реже — в виде приятных ощущений в различных органах, чувства «озарения», «нахождения в раю».

У больных джексоновской эпилепсией (G40) эмоциональные расстройства были значительно менее выраженными, чем при поражении медиобазальных отделов височных долей.

Эмоциональные нарушения при опухолях височной доли (D43) сходны с теми, которые отмечены при височной эпилепсии. У подавляющего большинства больных они также наблюдались при локализации опухоли в медиобазальных отделах височных долей и, как правило, отсутствовали при расположении опухоли в поверхностных отделах височной доли.

Таким образом, приведенные данные подтверждают известные представления о роли медиобазальных отделов височных долей в генезе эмоциональных расстройств.

В качестве примера адекватного планирования и проведения экспериментально-психологических исследований эмоционально-аффективной сферы больных в соматической клинике, направленных на изучение внутренней картины болезни, повышение эффективности психотерапевтических и психогигиенических мероприятий, можно привести работы Зайцева и его сотрудников, в которых использовался ассоциативный эксперимент. С помощью методики свободных вербальных ассоциаций у части больных инфарктом миокарда (I21) были выявлены ассоциативные комплексы, свидетельствующие о наличии психологической доминанты, отражающей представления о болезни и возможном неблагоприятном ее исходе. Характерные для больных инфарктом миокарда расстройства в эмоционально-аффективной сфере нашли отражение в эмоционально насыщенных ассоциациях и в готовности продуцировать словесные ассоциативные комплексы с аффективной окраской. Так, от слов «раненый, мертвый, могила», связанных с тематикой военных лет, больной перешел к комплексу «морг, больница, инфаркт, смерть». Этот комплекс указывал на имеющуюся у него психологическую доминанту, отражающую особенности внутренней картины болезни. Представляет интерес, что у всех больных инфарктом миокарда, у которых до лечения были выявлены подобные ассоциативные комплексы, они исчезали под влиянием лечебно-реабилитационных воздействий. В контрольной группе здоровых в процессе того же эксперимента отмечены смысловые ассоциации обычного содержания.

Источник: https://psibook.com/books/17/11.html

Ссылка на основную публикацию