Позитивная психология (по Селигману) | Дан Воронов
Вслед за гуманистами (Маслоу, Роджерс, …) в психологию начинают включаться те черты характера и особенности человеческого поведения, которые характерны для удовлетворённых, счастливых людей, не обременённых психическими нарушениями.
C 1998 года работы нового поколения психологов под руководством Мартина Селигмана стали базироваться уже не столько на авторитетах (как гуманизм), сколько на научных экспериментах, позволяющих лучше понять такие феномены, как счастье (happiness), оптимизм (optimism) и удовлетворённость жизнью (well-being).
Сайт ассоциации: www.ippanetwork.org.
Лучшее ещё лучше
У каждого человека есть собственный, строго определенный и передающийся по наследству уровень удовлетворённости жизнью, к которому он постоянно тяготеет. Но с другой стороны этот уровень наполовину зависит и от умения правильно использовать обстоятельства, мыслить, чувствовать.
Новая, позитивная психология (positive psychology) опирается на стремление расширения беспройгрышности в играх-с-ненулевой-суммой и покоится на трех столпах:
- выявление положительных черт характера, сильных сторон;
- изучение позитивных эмоций и чувств, оптимизма, влияния наличия смысла жизни;
- исследование позитивных явлений (демократия, семья, сотрудничество), которые способствуют развитию.
Главная цель — определить и раскрыть одаренности и таланты человека, сделать его жизнь более наполненной, а не просто избавить от психологических расстройств.
Положительные свойства личности
В позитивной психологии мы не ставим диагнозы, а развиваем в людях их способности, достоинства, шлифуем таланты. Таланты (музыкальный слух, красота или умение быстро бегать) даются от природы и это определенная предрасположенность тела.
Достоинства — положительные (связаны с нравственностью) свойства личности. Являются выработанными, приобретенными от социализации: может развить по силе проявления любое достоинство в себе любой человек. Достоинства (поступать достойно) — способы проявления добродетелей. Только стабильное проявление на практике добродетелей подтверждает их наличие.
Основные добродетели (virtues) у большинства народностей: Мудрость и знание, Мужество, Любовь и человечность, Справедливость, Умеренность, Трансцендентность (Духовность).
Конечно, толкование этих добродетелей у разных этносов и в разные эпохи не может быть совершенно одинаковым.
Самурай понимает мужество не так, как Платон, а гуманизм Конфуция не совпадает с caritas Фомы Аквинского.
Любому человеку одни добродетели присущи в значительной степени, тогда как другие — в очень малой. Ииндивидуальные достоинства (обычно ярко выраженные 4-5 характеристик из 24 найденых): использование заряжает меня энергией, приносит подлинное счастье; быстро усваиваю и учусь их новым проявлениям в разных ситуациях. Вот все 24 из CSV на mindmap (нажать для увеличения):
Проявление ваших достоинств не уменьшает, ущемляет достоинств других людей! Наоборот, положительный пример вдохновляет и вызывает у людей крайне позитивные эмоции. Общество поощряет людей, чьи образы служат вдохновляющими примерами, иллюстрируют какие-либо достоинства и добродетели (положительные ролевые примеры в кино и СМИ).
Развитие достоинств и добродетелей, равно как их использование в повседневной жизни, сводится к умению делать выбор. Мы чувствуем ещё большие позитивные чувства если достойный поступок потребовал напряжения воли. Проявления достоинства связано с усилием воли, поэтому мы считаем похвалу заслуженной и гордимся собой по праву.
Позитивные эмоции
Когда у вас позитивный настрой, окружающие проявляют большую симпатию, и с ними легче установить дружеские, любовные или другие отношения. Жизнерадостные люди гораздо отзывчивее и охотнее помогают (альтруизм). В число положительных свойств также входят способность не требовать мгновенного воздаяния за добрые дела, забота о будущем и юмор.
Позитивные эмоции (восхищение, блаженство, экстаз, трепет, восторг, эйфория, кайф, энтузиазм, возбуждение; волнение, оживленность, энергичность, ликование, веселье, радость, бодрость, энтузиазм, влечение; комфорт, гармоничность, развлечение, насыщение, расслабление) играют важнейшую роль в процессе эволюции — повышают наши интеллектуальные, физические и социальные возможности и создают резервы, всегда доступные в случае угрозы или необходимости. Здоровье зависит от положительных эмоций.
Эмоции — это способ адаптации/балансирования. Негативные эмоции действуют как ограничители — активизируют критический образ мыслей: человек пытается понять, что не так, а затем устранить проблему. Это адаптация за счет устранения, уничтожения — вторая сторона проигрывает.
К сожалению, в головах многих психологов (ещё со времён Фрейда) засела до сих пор недоказанная теория «невыраженная эмоция найдет выход».
Отсюда появились абсолютно варварские ритуалы бить кукол или всякие места «провентилирования» душевные ран, где собираются люди и «вываливают» друг на друга свои «истории тяжелого детства».
На самом деле выражение гнева порождает ускорение запуска гнева — навык импульс контроля сделает вас здоровее и расслабление. А прошлое и так само изменится если изменить схемы своего отношение к настоящему и будущему.
Позитивный настрой задает совершенно особый образ мышления — становимся свободнее, терпимее, подходим к любой проблеме творчески, открыты для новых идей и впечатлений. Располагает к конструктивному творческому и терпимому подходу, когда в глаза бросаются не минусы, а достоинства и пути их развития. Это адаптация за счет сотрудничества — все выигрывают.
Положительные эмоции свойственны участникам беспроигрышных игр, тогда как отрицательные сопутствуют «игре на вылет». Отрицательные чувства сигнализируют о том, что нам пред стоит победа или поражение.
Позитивные — влекут к игре, в которой проиграть нельзя. Располагая людей к творчеству и терпимости, позитивные эмоции увеличивают социальный, интеллектуальный и физический потенциал.
Прошлое/будущее
Удовлетворенность прошлым можно приобрести, если систематически благодарить людей и прощать ранивших. Обижаясь на кого-угодно ты делаешь хуже в первую очередь себе и своему организму (обижаться, кстати, можно и на себя). Возможно прийдется совершить определенный сложный ритуал чтобы простить за значительный проступок. Но это того стоит.
Если вас это обрадует, то знаменитая стратегия решения дилеммы заключенного «Око за око» на долгосрочных взаимоотношениях эффективнее в варианте «Око за око с прощением». Прощение позволяет случайным образом выйти из цикла взаимного (око за око) предательства. Она лучше всего работает, когда в игру вводится недопонимание — решение одного игрока сообщается другому с ошибкой.
Оптимизм
Удовлетворенность будущим: оптимисты глубоко уверенны в постоянстве своей удачи. Когда случается что-то хорошее, они мгновенно к этому привыкают: считают, что такие вещи закономерны и будут радовать их всю жизнь. Достигая очередного успеха они стараются еще больше — глубокая уверенность «куда бы я не пошел везде мне повезёт».
Оптимизм (learned optimism) — профилактика приобретенной беспомощности. Оптимистичные люди обычно помнят больше приятных событий, чем их было в действительности, и быстрее забывают неудачные эпизоды.
Стоит развенчивать и опровергать автоматические пессимистические мысли. Обычно мы действуем не напрягая разум: спешим — не извлекаем уроков из жизненного опыта. Вдумчивое отношение к происходящему требует неторопливой работы мысли — практика медитации хотя бы по двадцать минут дважды в день помогает научится «наблюдать за собой».
Люди, склонные к пессимизму, нередко цепляются за какую-нибудь одну причину, по их мнению, наиболее существенную и «все объясняющую». Хотя почти всё, что с нами происходит, обусловлено не одной, а множеством причин — всегда найдется несколько объяснений и позиций толкования. Чтобы установить, насколько верны ваши подозрения, взвесьте все возможные причины.
Настоящее
Всякое удовольствие непременно содержит в себе хотя бы один мощный чувственный компонент — один из тех, что философы называют «грубыми чувствами»: экстаз, трепет, оргазм, восторг, веселье, достаток или комфорт.
Повторные попытки испытать то же удовольствие малоэффективны (привыкание). Электрическая стимуляция определенных участков мозга вызывает очень сильное желание снова испытать нечто подобное.
Удовлетворить его может только повторная стимуляция, которая, к несчастью, вызывает еще большую тягу — крысы без остановки стимулировали себя до наступления смерти.
Желание проходит, если крыса несколько минут терпит «ломку».
Удовольствия можно растягивать — выбирать оптимальный режим и полностью включаться. Смакование — это осознание своего удовольствия и неторопливая, размеренная забота обо всех этапах его переживания.
Удовлетворение
Самые пагубные пристрастия удовольствий — наркотики, курение, алкоголь. Шансы стать наркоманом существенно сокращаются, если человек радуется жизни, не боится будущего, занимается спортом и добросовестно трудится.
Мы смешиваем два понятия в одном слове «люблю»: любим икру, любим стук капель дождя о крышу, любим почесать спину (удовольствия телесные), и тут же добавляем, что любим волейбол, прекрасные стихи и добрые дела (духовные удовлетворения).
Удовольствия бледнели на фоне тех чувств, которые испытуемые ощущали, совершив добрый поступок, развивая свои достоинства. Добрым поступкам сопутствует удовлетворение, чего не происходит, если мы что-то делаем только для удовольствия.
Также «кайф» удовлетворения связан с глубокой поглощенностью, самозабвением, увлеченностью потоком, который нам дарит любимое занятие. «Поток» (Чиксентмихай) — состояние психологического роста, полной включености в деятельность. (см мой видеокаст) При важных делах на выходе обычно появляется fiero.
Смысл
Люди, ориентированные в жизни на нечто более высокое, чем собственное существование и уверенные что их текущие действия ведут к достижению благородной цели чувствуют себя значительно счастливее по сравнению с бессмысленно существующими. Что лично меня не удивляет.
Источник: http://dan.kiev.ua/2010/12/08/pozitivnaya-psihologiya-po-seligmanu/
Позитивная психология и ее добродетели
Позитивная психология – это понятие означает намного больше, чем просто позитивное мышление человека. Появление позитивной психологии стало революционным событием в истории этой науки. До этого момента психология затрагивала в основном негативные аспекты человеческой психики, не обращая внимания на факторы, позволяющие человеку эффективно справляться с трудностями.
Целью позитивной психологии является подготовка людей к решению любых задач и проблем, которые встречаются на их пути. Помочь справиться со всеми испытаниями, призваны психологические качества человека, приобретенные на основе жизненного опыта. Эти качества в позитивной психологии рассматриваются как ключевые факторы счастья и называются добродетелями.
Добродетели и сила духа на пути к счастью
Добродетели – это система мыслей, ассоциаций, эмоций, мотивов и действий. Характерным их достоинством является то, что они приносят пользу как человеку, обладающему ими, так и обществу в целом.
Еще одним аспектом позитивной психологии является воспитание силы духа. Это способность справляться с проблемами и трудностями.
Сила духа зависит от добродетелей, и в целом от характера человека.
Вместе с тем, школа позитивной психологии утверждает, что добродетели и силу духа можно развивать, и тем самым сознательно влиять на качество жизни и степень счастья.
Семь добродетелей
1 Добродетель – это умение прощать. Прощение – это способ борьбы с горьким опытом. Это способность трансформировать негативные эмоции, связанные с источником несправедливости в эмоции положительные или нейтральные. Не существует никаких сомнений, что людям будет жить легче, когда в них не накапливается чувство несправедливости и они не держат обиды на других людей.
2 Добродетель – это благодарность, которая позволяет увеличить ощущение счастья с помощью простого механизма: чем чаще мы чувствуем признательность, тем больше мы видим хорошего вокруг.
3 Добродетель – это духовность, одно из самых трудных для определения качество.
Проще всего ее можно описать как психологический механизм, сочетающий в себе два стремления – стремление к праведной жизни в обществе и стремление к личному совершенствованию. Можно сказать, что духовность – это поиск истины.
Наиболее распространенным способом ее достижения является религиозность. Вера в высшее существо, помогает некоторым людям приблизиться к ощущению счастья.
4 Добродетель – это мудрость. Еще одно качество, позволяющее достичь счастья. Мудрость – это глубокое знание жизни, а также умение находить решение для выхода из различных ситуаций. Мудрость увеличивается с возрастом.
5 Добродетель – это любовь. Говоря о счастье нельзя игнорировать такую ее составляющую как любовь. Позитивная психология признает связь между привлечением любви и ощущением счастья и причисляет ее к списку добродетелей. Таким образом, когда мы любим, даже если это чисто платоническое чувство, мы становимся счастливее.
6 Добродетель – это надежда. Среди множества добродетелей, позволяющих достичь счастья, нельзя обойтись без надежды. Надежда – это предвидение будущего в выгодном для человека свете, оптимистичный взгляд, который позволяет пережить даже самые трудные события.
7 Добродетель – это смирение, или способность признать собственные ошибки и слабости. Смирение – средство примирения с самим собой. Это важно, поскольку оно помогает человеку оставаться счастливым даже перед лицом неудач и поражений.
Конечно, это не все добродетели, и список можно продолжать. Вышеперечисленные семь добродетелей – это достоинства, призванные помочь людям достичь счастья и позитива в жизни.
И, как отмечает позитивная психология, человек в состоянии сам формировать и развивать добродетели. Каждый из нас может стать счастливым, просто нужно немного поработать над этим.
Не важно, будет ли он это делать самостоятельно, работая над собой и своим мировосприятием или запишется на тренинги к практикующему психологу.
Источник: http://inetmari.ru/2011/03/pozitivnaya-psixologiya-i-ee-dobrodeteli/
Пять ступеней позитивной психотерапии
Пятиступенчатая позитивная психотерапия является терапевтической стратегией, лечебные аспекты которой взаимосвязаны с семейной терапией и самопомощью. В рамках индивидуальной, семейной и (или) групповой терапии пациент постепенно приобретает навыки самопомощи согласно девизу: «Если тебе нужна рука помощи, поищи ее на конце собственной руки».
Эти пять ступеней:
- наблюдение дистанцирование;
- инвентаризация;
- ситуативное ободрение;
- вербализация;
- расширение системы целей.
Пять ступеней — показательная модель того, как могут взаимодействовать различные психотерапевтические направления.
Могут быть привлечены гештальттерапевтические, поведенческие, психосоматические, гипнотерапевтические, медикаментозные и физиотерапевтические методы лечения. Пять ступеней имеют три функции.
Общая и межличностная функция
Пять ступеней содержатся в любых межличностных отношениях.
В них реализуется способность слушать (наблюдение-восприятие), ставить целенаправленные вопросы (инвентаризация), мотивированно соглашаться с вербально и невербально воспринятым (ситуативное ободрение), целенаправленно поставить проблему (вербализация) и, наконец, поддерживая отношения, направить взгляд на другие цели или точки зрения (расширение системы целей).
Из этого понятно, что пять ступеней играют особую роль прежде всего для терапевта.
С их помощью он может ориентироваться в незнакомом ему мире переживаний, чувств и мыслей пациента, не боясь заблудиться, и в то же время в достаточной степени отстранившись от его собственных концепций.
Это означает также, что терапевтическая техника, методика или прием из терапевтического набора трюков являются вторичными, тогда как самостоятельное исследование терапевта при помощи пятиступенчатой стратегии оказывается первичным.
Терапевтическая функция первого интервью
Пятиэтапная схема исходит из модели процесса конфликта. Это можно наглядно представить на таком примере:
Когда мы сердимся на кого-нибудь, например, из-за его невежливости, это близко к тому, что мы ощущаем внутреннюю тревогу, открыто браним его или говорим с другими о его слабостях. В дальнейшем мы вдруг перестаем воспринимать его как человека со своими разнообразными способностями, а видим в нем только невежу, грубияна, который унизил нас своей неучтивостью.
Мы уже не в состоянии замечать его положительные качества, так как негативные переживания будто бросили тень на отношения с этим человеком. Следствием будет то, что мы не будем готовы объясниться с ним, и любое объяснение превратится в конечном счете в борьбу за власть или взрыв эмоций. Коммуникация нарушена.
В конце концов, это заходит настолько далеко, что люди начинают ограничивать собственные цели.
Ступени в этой модели конфликта, как и модель лечения в позитивной психотерапии, соответствуют возможностям, которыми располагает человек для решения конфликтов и проблем. Гипотетическая модель конфликта не должна ограничиваться только этим.
Мы в большей степени направляем свое внимание на исключительные особенности каждого конфликта, которые предполагают свои особенные возможности решения.
Эти возможности решения тем не менее появляются не изолированно рядом друг с другом, а связаны один с другим в терапевтическом процессе, так как одна ступень может служить подготовкой и развитием другой.
Практически это означает, что хотя пятиступенчатая стратегия может быть применена для каждого пациента, то пространство, которое занимают отдельные этапы, как и специально используемые методы, должны соответствовать потребностям конкретной ситуации.
Уже первое интервью охватывает две ступени дифференциально-аналитического процесса: наблюдение-дистанцирование и инвентаризацию. Однако эти ступени прежде всего касаются терапевта: они обеспечивают ему полный обзор конфликтной ситуации пациента. Процесс, в который включается здесь терапевт, захватывает затем и пациента.
Он учится при помощи наблюдения-дистанцирования узнавать конкретные условия своего конфликта и в дальнейшем при инвентаризации получать доступ к менее конфликтным личностным сферам.
Это формирует многонаправленное терапевтическое отношение, в котором участвуют терапевт, пациент и окружающий мир в качестве равноправных партнеров психотерапии, собственно говоря, психосоциотерапии.
а) Ступень 1: наблюдение и дистанцирование
Симптоматика, позитивное толкование симптомов, факторы, способствующие их проявлению, первое их возникновение, транскультурный подход, поговорки и притчи (дополнительные перспективы).
Терапевтические акценты: развитие способности слушать и воспринимать всецело. Как участники конфликта, члены семьи пациента, как правило, потеряли дистанцию от своих противоречий. Это способствует развитию невротических и психосоматических расстройств.
Участники конфликта ведут себя точно так же, как и тот, кто стоит перед картиной, почти уткнувшись в нее носом: он видит лишь маленькую часть, зато очень четко. В каком содержательном и цветовом сочетании находится эта часть, он не видит.
Он потерял из виду картину как целое и вместе с этим ее смысл.
Опросник «Первое интервью в позитивной психотерапии» в составе WIPPF (Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной терапии по Peseschkian, Deidenbach, 1988) дает всеобъемлющее представление о пятиступенчатом процессе. На этом этапе с его помощью выясняются важные аспекты.
Симптоматика, факторы, способствующие проявлению симптомов, и их первое возникновение. Терапевт устанавливает отношения с пациентом и при известных обстоятельствах с его семьей (привязанность).
Он уделяет им время, приглашает на беседу, наблюдает ситуацию, которая представляется ему при встрече, и выслушивает их.
Наряду с этим он структурирует эту информацию и выясняет собственные чувства, которые возникают у него в ответ на высказывания пациента.
Мы стараемся использовать все доступные источники, которые дают нам ситуативную и анамнестическую информацию о представленных симптомах и сопутствующем им поведении.
При наблюдении внутри терапевтической ситуации происходит нечто очень важное: каждый член семейной группы получает сначала возможность представить себя сам, не ожидая при этом негативной реакции или даже наказания со стороны терапевта.
Позитивное толкование: параллельно с выяснением симптоматики терапевт дает (сначала для себя) общую позитивную переинтерпретацию имеющегося расстройства. Она должна учитывать, какое значение имеет болезнь для пациента и его семьи.
Этот процесс помогает терапевту дистанцироваться от своих собственных: восприятия и модели мышления; вместе с этим он позволяет избежать повторения невротической концепции пациента. Терапевт в подходящей ситуации сообщает результаты своего мысленного эксперимента пациенту и его семье.
Впоследствии он дает то толкование, которое обеспечивает практически эффективнейшее изменение точки зрения.
Успех этого процесса, разумеется, не должен приводить к соблазну нетерпеливо выделить позитивную переинтерпретацию из ее живых связей, так как при таких обстоятельствах она может быть воспринята как циничная насмешка (терапевт может при возникающих здесь трудностях отрефлексировать свои собственные проблемы с четырьмя измерениями идеалов).
Позитивный процесс в своей альтернативной концепции приводит к новым исходным ситуациям, которые основательно могут изменить устои семьи. Одновременно с этим происходит нечто большее: семья учится преодолевать свои конфликты иными способами и отказываться от патологических фиксаций. Это первый шаг к самопомощи.
На практике это выглядит следующим образом: мы спрашиваем о том значении, какое имеет симптом для человека и его социальной группы, выделяя при этом также «позитивную» сторону: какие позитивные аспекты имеет покраснение? Какие преимущества создает заторможенность? Какие функции выполняют нарушения сна? Что значит для меня тот факт, что я боюсь? и т.д.
Мы применяем другие оценочные возможности (переоценка, позитивное толкование, изменение точки зрения) не потому, что они объективнее: при этом мы преследуем цель сделать нашу систему отношений, взаимосвязей пациента «и окружающего его мира относительной и инициировать альтернативные возможности решения. На этом мы оставляем исходный симптом и двигаемся к тем областям, где пациент чувствует себя «позитивно», т.е. малосимптомно, относительно Я-сильным и способным к сопротивлению. Таким образом, здесь выделяются два аспекта: переинтерпретация симптома и подход к способностям пациента.
Транскультурный подход. Мы спрашиваем о том, как одно и то же нарушение или заболевание воспринимается и оценивается в различных культурных традициях, как другие люди той же культуры, что и пациент, и его семья, преодолевают эти состояния и какое особое значение имеют для них конфликты и каково их содержание.
Эта относительность понимания болезни важна, помимо прочего, и для семейной динамики. В этом содержится определенная функция болезни; она вносит существенный вклад в отношения между членами семьи. При этом второстепенное значение имеет психический, психосоматический, психотический или соматический характер болезни.
Поговорки. Богатый арсенал для мобилизации ресурсов пациента, вместо того чтобы упорно решать давно известные проблемы, — притчи и народная мудрость, которые терапевт может предлагать как контрконцепции: здесь покидается улица с односторонним движением в коммуникативной структуре пациент—терапевт.
В межличностных отношениях, так же как и в переживаниях и душевной переработке, при сопоставлении притч начинаются процессы, которые мы описываем как «функции» этих историй: функция зеркала, функция модели, медиаторная функция, депонирование, истории как носители традиций, как межкультурные посредники, как помощь в регрессии, как контрконцепции, как побуждение к изменению точки зрения. Притчи применяются в позитивной терапии не произвольно, а целенаправленно в рамках пятиэтапного лечения.
б) Ступень 2: инвентаризация
Терапевтические акценты: развитие способности целенаправленно ставить вопросы. Проблемы в последние 5 лет (10 пунктов)? Как перерабатывались проблемы? Пациенту коротко представляются 4 формы переработки конфликтов, которые в то же время играют важную роль при их возникновении.
В данной ситуации его спрашивают: «Что произошло с Вами, Вашей семьей и Вашим окружением в этих областях в последние пять лет?» При этом терапевт принимает во внимание время возникновения симптомов или их прогрессирование.
Кроме того, пациента информируют о значении микротравм согласно девизу «Капля камень точит!».
Механизмы реакции на конфликты: какое влияние оказывают проблемы и заболевания на состояние общего благополучия, профессиональную деятельность, партнера, семью и другие межличностные отношения, планы на будущее? Какое значение имеют тело и здоровье, профессия и работа, социальные контакты, общественные события, вопросы о смысле и планах на будущее для пациента и его семьи?
Модели для подражания: «путешествие в прошлое» или корни конфликтов: отношения с отцом, матерью, братьями, сестрами и другими значимыми лицами в детстве; время, терпение, идеал родителей, брак родителей, контакты с внешним миром, «жизненная философия» родителей, семейные девизы, обычаи.
Актуальные способности: какие оказывают микротравматическое воздействие? Задерживались ли способности в своем развитии, пренебрегали ими или они сформированы односторонне? Какое влияние оказывает это в психодинамическом, семейном и социальном аспектах?
Задача терапевта прояснить содержание конфликта и его динамику во всех трех аспектах.
Например, с пациенткой, страдающей анорексией, при помощи позитивной интерпретации (например, «способность разделить тяготы мирового голода»), транскультурного сравнения, поговорок и притч исследуются актуальные способности, которые содержательно связаны с симптомом (например, неверность партнера), как она на это реагирует (механизмы реакции на конфликты) и когда она обучилась этому способу реагирования (измерения идеалов). Результаты представляются с точки зрения пациента, в присутствии партнера также с его точки зрения: что означает, например, болезнь жены для партнера, какое влияние оказывает это на профессиональную деятельность, контакты и перспективы на будущее для других? Какое значение имеет «верность» или «неверность» для партнера и какие стереотипы (измерение идеалов) наблюдаются у него? На этой основе происходит анализ конфликта, который способствует пониманию существенных конфликтных потенциалов в этих партнерских отношениях как для терапевта, так и для самих партнеров, независимо от того, присутствует второй участник конфликта или нет. Этим обеспечивается начало терапевтической работы.
в) Ступень 3: ситуативное ободрение
Терапевтические акценты: развитие способности выделять малоконфликтные составляющие и позитивные аспекты симптоматики. Какие позитивные аспекты имели эти события для Вас и Вашего окружения? Как Вы преодолевали предшествовавшие события и проблемы?
Делая акцент на тех моментах, которые мы переживаем как позитивные и вдохновляющие, нам становится легче считаться с теми моментами, которые мы воспринимаем как неприятные и негативные.
Кратко говоря, это и есть основной принцип ситуативного ободрения в позитивной психотерапии.
Я имел возможность постоянно убеждаться, что если партнер или семья постоянно сталкиваются с конфликтами и проблемами, то ситуация зачастую накаляется до такой степени, что она становится неконтролируемой.
Если же мы заинтересуемся тем, что объединяет семью, несмотря ни на что, то мы ободрим членов семьи, способствуя восстановлению уже давно ушедших в прошлое позитивных отношений. Тем самым мы создаем общий базис, на котором семейные конфликты могут конструктивно преодолеваться, даже если ситуация в конце концов решится разводом или расставанием.
г) Ступень 4: вербализация
Терапевтические акценты: развитие способности целенаправленно обращаться к не пережитым до конца событиям и конфликтам.
Какие проблемы еще открыты для Вас, какие должны быть решены в ближайшие 4 — 6 недель? При помощи техник позитивной психотерапии конкретизируются те конфликты, которые до сих пор оставались невысказанными или неосознанными.
Терапевт может рассмотреть ключевой конфликт в семье пациента как отношения сдержанность-открытость и совместно с членами семьи выработать стратегию поведения.
Мы спрашиваем конкретно: по отношению к кому и как часто возникают конфликты в области сдержанности-открытости? Как и когда они проявляются? Каких актуальных способностей они касаются («Какое отношение это имеет к справедливости, бережливости!» и т.д.)?
В то время как на предыдущих ступенях мы создавали ситуативные предпосылки, старались расшатать застывшие позиции и поощряли способность к пониманию, теперь начинается непосредственное семейное обсуждение: у каждого расширился собственный базис, и каждый приобрел при помощи техник позитивной психотерапии тот язык, которому он доверяет решать конфликты, вместо того чтобы просто пассивно терпеть их. Тот искаженный язык, который или полностью исключает чувства, или состоит лишь из стереотипов, знаменует нарушение межличностных отношений.
д) Ступень 5: расширение системы целей
Развитие способности вкладывать энергию не только в проблемы, но и в другие жизненные сферы. Что бы Вы сделали, если бы у Вас больше не стало проблем? О чем Вы мечтаете? Чему бы Вы могли научиться у людей, которые ведут себя иначе, чем Вы?
Умный торговец не станет вкладывать весь свой капитал в один-единственный проект. Он вложит его в различные проекты. Нарушенные коммуникации обычно приводят к ограничению контактов. Партнера наказывают тем, что ему что-то запрещают или отстраняются от него.
Следствием этого становится охлаждение или отчуждение в межличностных отношениях. Этот процесс мы называем служением цели. Основным принципом расширения цели является то познание, что наши партнеры обладают еще целым рядом возможностей, помимо тех областей, которые в настоящий момент конфликтны.
Основой для расширения цели служит контрконцепция, или концепция расширения.
Уже сама по себе каждая встреча с партнером, который представляет иные концепции, является по крайней мере потенциальным расширением цели: что бы Вы сделали, если бы у Вас не стало проблем? О чем Вы мечтаете? Что бы Вы хотели сделать, если бы Вы однажды смогли позволить себе стать неразумным? Чему Вы можете научиться у других людей, которые ведут себя иначе, чем Вы?
Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/lectures/positive-psychotherapy/460-2008-09-30-18-30-47.html
Забудьте о позитивном мышлении! ученые говорят,… — анатомия успеха
Ученые из разных стран пытались найти научное объяснение феномену «позитивного мышления», о котором так часто рассказывают психологи и прочие шарлатаны. И не нашли: позитивное мышление в действительности приносит больше вреда, чем пользы.
Суть концепции позитивного мышления состоит в том, что нам всем нужно больше улыбаться и чаще мечтать. Мол, если мы визуализируем нашу мечту, то у нее больше шансов стать реальностью. Но упрямая наука говорит об обратном: чем больше мы мечтаем, тем более несчастными и неуспешными в результате будем.
Британская газета The Guardian рассказывает об эксперименте, проведенном в 2011 году психологом Габриэль Оттинген из Нью-Йоркского университета. Тот оставил добровольцев без воды.
Одной их части предложили как можно больше думать о воде, мечтать о ней, а другой — таких инструкций не давали.
В итоге оказалось, что люди из первой группы не имели мотивации людей встать и направиться к кулеру или водопроводному крану. У вторых такой проблемы не было.
Газета The Times рассказывает, что Оттинген проводил массу подобных экспериментов.
Наблюдая за людьми, которые мысленно воображали реализацию незначительных фантазий (например, о победе на конкурсе эссе), исследователи обнаружили, что у них понизилось кровяное давление.
Это удивительно: позитивные фантазии помогают нам расслабиться до такой степени, что это отражается в физиологических тестах», — приводит издание слова из книги Оттинген «Переосмысление позитивного мышления», вышедшей в США на прошлой неделе.
В общем, чем больше люди фантазируют, тем меньше у них шансов на успех в новом начинании. Это прямо противоречит одному из центральных постулатов популярной психологии: идее, будто мысль о желанном будущем приближает его в нашей реальности.
В общем, позитивное мышление — это один из величайших обманов, отнимающих силу к действию, а не благо.
«Даже концентрация на цели, эта повсеместная мотивационная техника всех менеджеров, не является однозначно позитивной, — пишет по этому поводу The New York Times.
— Слишком рьяное сосредоточение на целях может исказить глобальную миссию организации в отчаянной попытке реализовать какую-нибудь узкую задачу, к тому же исследования ряда профессоров бизнес-школ показывают, что сотрудники, одержимые целями, могут нарушать этические нормы».
Древние философы и духовные учителя понимали необходимость достижения равновесия между позитивным и негативным, оптимизмом и пессимизмом, желанием успеха и безопасности и готовностью к провалу и неопределенности.
Стоики советовали практиковать «мысленное предварение зла», т.е. намеренную визуализацию самого худшего сценария.
Это помогает уменьшить тревогу по поводу будущего: когда вы трезво представляете самый негативный вариант развития событий, вы обычно приходите к выводу, что можете справиться.
Психологи Джули Норем и Нэнси Кантор провели ряд исследований, сравнивая стратегических оптимистов и защищающихся пессимистов.
Если вы стратегический оптимист, вы представляете себе самый лучший исход событий и потом радостно строите планы о его реализации.
Если вы защищающийся пессимист, даже если вы были успешны в прошлом, вы знаете, что на этот раз все может быть по-другому. Вы начинаете представлять все то, что может пойти не так.
Так вот исследователи обнаружили, что пессимисты преуспевают чаще, и именно из-за этой особенности характера. Происходит это потому, что тревога, если она не переходит определенные пределы, трансформируется в действие. Представляя себе самый худший сценарий, защищающиеся пессимисты получают мотивацию для более объемной подготовки и более усердных усилий.
Характерный пример такого пессимиста — Стив Джобс, полагает The Wall Street Journal. Можем ли мы преуспеть, размышляя о смерти чаще, чем мы это обычно делаем?
Источник
Присоединяйся! |
Источник: https://anatomyofsuccess.ru/post/107318400231/zabud-te-o-pozitivnom-myshlenii
Три уровня психики по Фрейду
Заберите вашу бесплатную книгу!
Приветствую вас, читатель s-mind.ru! Обратимся к доктору Зигмунду Фреду и обсудим выделенные им три уровня психики. Доктор Фрейд лечил истерию гипнозом и добился в своих методах и исследованиях довольно неплохих результатов.
Фрейд впервые из всех психологов начал применять такой метод: пациент под полным гипнозом повествует о тех обстоятельствах, которые привели его к нервному срыву, гипнотизёр заставляет пациента переживать те же самые ощущения заново. Пройдя во второй раз через все мучения, пациент просыпается после гипноза как бы уже освобождённым от зависимости и от обстоятельств, которые имели место в прошлом.
Фрейд несколько лет применял этот метод и за это время смог сделать открытие, которое он считал прорывом в сфере психоанализа.
Это трансфер, суть которого заключалась в том, что чувства, терзающие больного по отношению к его близкому окружению, переносятся непосредственно на самого психотерапевта, который ведет сеанс гипноза.
Таким образом, во время лечения этим способом появляется «призрачное» третье лицо.
Именно благодаря проведённым исследованиям, Фрейд сумел вычислить три составляющие человеческой психики, которые можно назвать тремя этажами души. О них речь и пойдёт ниже.
Параллельно изучению трансфера, доктор Фрейд разрабатывает учение непосредственно о человеческой психике. Психика человека имеет три уровня – бессознательный, подсознательный и само сознание.
Бессознательный уровень психики человека,
как правило, оказывает огромное влияние на его жизнь в целом, и также на отношение к жизни и смерти. Бессознательное увлечение, как считает Фрейд, есть самая главная причина всех эмоций и переживаний.
Подсознание человека
можно назвать особым видом материи, который до сих пор не изучен, и вряд ли в ближайшее врем учёные смогут дать объяснение подсознательному уровню. Фрейд считал, что подсознание, это именно та часть человеческой психики или души, которая связывает в одну сеть само сознание и бессознательную часть человека.
Сознание человека,
это его самый верхний уровень, это то что отличает человека от остального животного мира, это есть разум человеческий. Но сознание напрямую имеет зависимость от двух предбудущих уровней. Между этими тремя уровнями существует тесная взаимосвязь, и в этой взаимосвязи переплетаются все чувства человека, эмоции, страхи, желания и многое другое. Так же именно на подсознании рождаются сновидения.
Доктор Фрейд сновидения считал очень важной частью человеческой жизни и настоятельно рекомендовал всем обращать на них пристальное внимание. Так как они рождаются именно на подсознательном уровне, а подсознательный уровень — это не что иное, как связующее звено между бессознательным и сознанием.
Фрейд считал, что самым важным уровнем, именно фундаментом в человеческой психике является бессознательный уровень. Ведь именно на этом уровне рождаются психические силы, которые невозможно контролировать самостоятельно.
К этим силам относятся желания, стремления, страсть и аффект. Они являются доминирующей частью человеческого поведения. И, конечно, самой главной действующей силой в поведении человека доктор Фрейд считал либидо.
Либидо порождает сексуальную энергию, которую Фрейд считал самой мощной, и именно на либидо, по его мнению, основывалось все поведение человека.
По мнению Фрейда, именно от либидо зависят все чувства, которые способен человек испытывать.
Более того, Фрейд предположил, что именно умение любить (имеется в виду любовь к людям, родителям, к себе и половая) напрямую зависит от мощности сексуальной энергии.
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Запись имеет метки: бессознательное, подсознание, психика, сознание, Фрейд
Источник: http://s-mind.ru/tri-urovnya-psixiki-po-frejdu/
7 упражнений для развития позитивного мышления
Позитивное мышление – это дорога к свободе, к новому уровню жизни, к успеху и личностному росту. Каждый человек может стать успешным творцом своего будущего. Ведь наше будущее это только мысленный образ, идея, которая пока не имеет реализации и формы в материальном мире.
Каждый человек изначально обладает всем необходимым, чтобы быть счастливым, любимым и успешным. Наше будущее – это результат нашего мышления сегодня.
Поэтому практика позитивного мышления – это тот самый инструмент формирования реальности, который способен изменить нашу жизнь к лучшему.
Почему позитивное отношение к жизни так важно?
- позитивное мышление вызывает позитивные чувства и эмоции: счастье, радость, удовлетворенность собой, умиротворение, в то в время как негативное мышление вызывает в основном, негативные эмоции: страх гнев, ревность, разочарование, уныние;
- положительные эмоции влияют не только на на психологическое здоровье, они укрепляют иммунитет, повышая устойчивость к болезням; практикуя упражнения позитивного мышления вы сможете избавиться от ряда заболеваний, вызванных негативными установками и переживаниями;
- оптимизм заразителен – вы сумеете легче привлекать в свою жизнь нужных и более позитивно настроенных людей, что приблизит вас к достижению целей;
- позитивный настрой повышает вашу энергетику и приближает к осуществлению ваших желаний, в том время как негативное мышление запускает противоположные процессы.
Позитивное мышление: самые эффективные упражнения
Тут важно понимать, что негативные мысли – это наш выбор, наша вредная привычка, которую можно заменить на полезную. Упражнения на формирование позитивного мышления действуют по тому же принципу, что и физические упражнения. Для того чтобы быть в хорошей физической форме – важны регулярные, желательно ежедневные тренировки.
Точно также обстоят дела и мышлением. Позитивное мышление – результат ежедневной работы над собой. По разным данным на формирование новой привычки нашему мозгу требуется от 21 до 60 дней.
Практикуя упражнения, направленные на формирование позитивного мироощущения ежедневно в течение не менее месяца, позитивный настрой станет для вас привычкой.
Избавляемся от негативных слов
Проследите за своим и мыслями и высказываниями. Если вы часто повторяете вслух, или про себя фразы: «…я не сомневаюсь», «…у меня не получиться», «мне не везет» — это явный признак преобладания негативных установок. Старайтесь менять каждое негативное утверждение на позитивное. Для этого отлично подойдут аффирмации.
Будьте благодарны!
Это пожалуй, одно из самых мощных и эффективных упражнений. Благодарность обладает колоссальной силой. Благодарите абсолютно за все что, есть в вашей жизни, даже за трудности и разочарования, ведь они делают вас сильнее, обогащают ваш жизненный опыт.
Посмотрите на свою жизнь с точки зрения того, что у вас уже есть, а не с точки зрения того, что чего не хватает. Ежедневно находите и записывайте 5 положительных моментов своей жизни, за которые вы испытываете благодарность.
Такое простое упражнение научит вас держать фокус на положительных сторонах происходящего.
Упражнение «Мой идеальный день»
Эта методика была предложена Мартином Селигманом, американским психологом, основателем позитивной психологии. Чаще всего это техника используется при постановке целей. В то же время она отлично помогает удерживать фокус внимания на позитиве, на том, что вы хотите, а не на том, чего не хотите.
Выделите время и опишите в подробностях свой идеальный день. Уделите особое внимание вашим личным предпочтениям и жизненным ценностям, определите, что важно лично для вас, например:
- провести время с близкими;
- найти время для любимого хобби;
- отдохнуть на природе;
- поработать над интересным проектом;
- побездельничать, ничего не делать, полистать журнал;
- таким образом, это может быть любой вид деятельности, который приносит вам радость и удовольствие.
Следующий этап – воплощение в жизнь, т.е. нужно просто прожить ваш «идеальный день» и отметить для себя что получилось, а что нет.
Какие эмоции вы при этом испытали? Радость, удовлетворение, умиротворение…? Если что-то не вышло, просто нужно написать новый «идеальный день» и опять прожить его в реальной жизни.
Упражнение выполняется до тех пор, пока вы не почувствуете удовлетворение от происходящих изменений в вашей жизни.
Упражнение «+5»
Суть этого упражнения очень проста: необходимо сделать ревизию всех негативных событий, который занимают ваш разум. Для каждого негативного события нужно найти 5 выгод, 5 положительных сторон конкретной проблемы, например, вас уволили с работы (тьфу-тьфу). Выгоды от сложившейся ситуации:
- появилась прекрасная возможность отдохнуть немного;
- работа все равно не приносила удовлетворения, поэтому появилась возможность найти что-то более интересное;
- можно отоспаться;
- отличный шанс устроится более высокооплачиваемую должность и добиться успеха на новой работе;
- отсутствие зарплаты – замечательный повод научиться более рационально вести личный бюджет.
Упражнение «Мирный договор с прошлым»
Вы когда-нибудь замечали, сколько времени вы тратите на переживание негативных событий прошлого, постоянно прокручивая их в вашей голове. Это просто огромный поглотитель жизненной энергии и драгоценного времени.
Вместо того, что созидать свое будущее, ваша энергия уходит на переживание минувшего, которого уже не существует. Негативные образы прошлого вызывают негативные эмоции в настоящем, а те , в свою очередь вызывают новые неприятные воспоминания.
Помните, что эмоции всегда генерируются мыслями, и только вы можете изменить ваши модели мышления. Для этого нужно:
- простить ваших обидчиков, как в прошлом, так и в настоящем;
- концентрировать внимание на текущем моменте, находить радость в том, что вы делаете сейчас в данную минуту времени;
Визуализация
Не смотря на то, что про визуализацию уже очень много написано, от этого её эффективность ни капельки не снижается. Не секрет, что наш разум работает и мыслит посредством образов. Образы влияют на все, что нас окружает: на то, что чувствуем, что мы делаем, как достигаем своих целей, как строим отношения с окружающими людьми.
«Воображение важнее знания» — слова Эйнштейна. Чем более позитивные картины вы будете рисовать в своем воображении, тем больше хорошего ста нет проявляться в вашей жизни. Сначала идея, потом воплощение. Секрет визуализации прост – создавая в своем уме позитивные образы своей жизни и самих себя, мы влияем на свое сознание.
Есть еще одно условие – только регулярные, ежедневные занятия визуализацией дают ощутимый эффект, помогают настроиться на позитивное мышление в будущем и навсегда. Правда в том, что визуализация не работает только у тех, кто делает ее от случая, к случаю, и ждет мгновенных результатов: сегодня помедитировал – завтра стал миллионером.
Медитация
Техника медитации – отличное средство для концентрации и успокоении ума. Регулярная медитативная практика способствует духовному и физическому здоровью, учит ментальному самообладанию.
Преимуществ медитации много, и одно из них это развитие позитивного мироощущения. В медитативном состоянии легче избавиться от большого количества негатива, который вас беспокоит.
Медитацию можно сочетать с визуализацией и аффирмациями – так эффект получиться еще сильнее. Изменить негативное отношения к деньгам поможет денежная медитация.
Итак, как только вы станете хозяином своего сознания, и сможете превращать каждое событие жизни в положительный, вдохновляющий опыт, вы навсегда избавитесь от волнений, сомнений, разочарований. Вы больше не будете заложником своего прошлого – вы станете творцом своего прекрасного будущего.
О мышах, мышеловках, позитиве и нашем восприятии:
Читать далее..
- Как научиться позитивно мыслить
- Как развить ясновидение
- Медитация на деньги
Источник: http://www.manalfa.com/samorazvitie/pozitivnoe-myshlenie-uprazhneniya
7 тел человека
7 тел человека
У всех у нас есть 7 тел. Давайте кратко вспомним (или заново узнаем) о каждом.
Многие из нас считают, что физическое тело – это и есть весь человек, но это не так. ТЕЛО ФИЗИЧЕСКОЕ – это лишь скафандр истинного человека, который состоит из тонких тел.
Наши глаза устроены так, чтобы видеть только плотно-материальные объекты. Но если мы станем развиваться духовно, то откроются более совершенные участки мозга и видение тонкоматериальных объектов.
И в нашем мире существуют люди, видящие тонкие планы окружающей жизни.
ЭФИРНОЕ ТЕЛО является матрицей физического тела, но в виде тонком, духовно-материальном. Если органы эфирного тела здоровы, то автоматически они здоровы и в плотном теле. А эфирное тело будет здорово, когда ментальное и астральное тела создадут здоровые и чистые органы в нем путем чистых мыслей и добрых желаний.
«Видящим» эфирное тело представляется серовато-фиолетовым; от него во все стороны исходят короткие бледно-голубоватые лучи, так называемая АУРА здоровья.
Если эти лучики перпендикулярны поверхности тела, человек здоров; у больного же они опадают вниз и спутаны, особо в той области тела, которая болеет.
Именно эти короткие лучики, которые являются проявлением жизненной силы, отталкивают от человека болезни.
Некоторые источники ставят в пояснениях Эфирное тело после Ментального – четвертым,– поясняя это тем, что по вибрациям, существующим у современного человека с его расширенным сознанием, оно превосходит оба предыдущих.
АСТРАЛЬНОЕ ТЕЛО – тело наших эмоций, чувств и желаний. И только тогда, когда наши чувства и желания будут полностью контролироваться нашими высокодуховными телами, тогда потребность в теле астральном отпадет.
— Астральное тело неразвитого человека представляет собой облачную неясно очерченную массу астральной материи низшего типа, которая способна отвечать на животные вожделения.
Окраска его тусклая – коричневые, мутно-красные и грязно-зеленые тона. Различные страсти проявляются в них как тяжелые волны; так, половая страсть вызывает волну мутно-карминного цвета.
А порыв злобы – красную молнию с синеватым оттенком.
— Астральное тело среднеразвитого человека больше по размерам, имеет светящийся вид. А проявление высших эмоций вызывает в нем прекрасную игру цветов. Очертания его ясны, оно получает сходство со своим владельцем. И «колеса» чакр в нем уже ясно видны, хоть и не вращаются.
— Астральное же тело духовно развитого человека состоит из тончайших частиц астральной материи и представляет собой прекрасное зрелище по сиянию и окраске.
Невиданные оттенки появляются в нем под влиянием чистых и благородных мыслей.
Вращение «колес» указывает на деятельность высших центров; отсутствие грубых частиц делает его неспособным отвечать на вибрации низких желаний и они проносятся мимо, не притягиваясь и не задевая его.
Мыслительное или МЕНТАЛЬНОЕ ТЕЛО дано нам для того, чтобы думать обо всем для проживания в вечности.
Ментальное тело имеет более высокие вибрации, чем астральное, и когда оно включено полностью, астральное тело не участвует в совместной работе.
Ментальное тело является выражением Личности, но Синтез воплощения сохраняется в высшей, бессмертной природе человека.
Оно развивается путем очищения мыслей и расширения сознания.
У высокоразвитого человека оно представляет собой прекрасное зрелище быстро пульсирующих нежных и ярких световых оттенков.
Люди, занимающиеся умственной и мыслительной деятельностью, редко погружаются в ту атмосферу чувств и желаний, которые столь важны для человека, занятого физическим трудом.
Бессмертная Триада души человека имеет названия Манас – Атма — Буддхи – (иначе деятельность – воля — мудрость).
КАУЗАЛЬНОЕ ТЕЛО (манас) хранит память всех наших жизней, которые мы когда-то проживали во вселенной.
Были мы выходцами из разных миров, были мужчинами и женщинами, богатыми и бедными, царями и нищими…
Всем нам стерли память на время, чтобы не нанести вреда в теперешнем существовании.
Все люди, имеющие с нами контакт, имели его в прежних жизнях, и память о прежних отношениях может лишь повредить.
АТМИЧЕСКОЕ ТЕЛО хранит всю информацию о нашей настоящей жизни – со дня рождения и по сегодняшний день. Оно не исчезает со смертью физического тела, а присутствует с нами до тех пор, пока мы не выучим и не поймем всех предназначенных нам уроков.
ТЕЛО БУДДХИ является самым главным. Оно суммирует весь опыт нашей души, который накопился за всю историю нашего существования в вечности.
Лишь в сфере Духа (Атма – Буддхи) существует полное Единство, которое говорит, что мы все едины по происхождению, едины по способу нашей эволюции и едины по общей цели нашего бытия. Единственное различие между нами – то, что одни начали свой путь раньше, а другие позже. Одни шли быстрее, а другие медленнее.
Признание всеобщего Братства и желание осуществить его в земной жизни явлается самым сильным двигателем для развития Высшей природы человека.
Материал взят из эзотерической литературы
Источник: https://znaxar.com/articles/6615-7-tel-cheloveka.html