Путь воли — психология

Психология воли (стр. 1 из 3)

Введение.

Очень часто, когда необходимо принять какое-либо решение, человек понимает, что необходимость действовать, но не спешит. Многие из нас, зная, что наступил период сессии, откладывают все дела на потом, думают, что еще достаточно времени…

Так почему же люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, удовлетворения даже остро необходимых потребностей? Почему люди всегда с разной интенсивностью приступают к решению стоящей перед ними проблемы? Почему при столкновении с трудностями одни сразу же все бросают, а другие действуют с двойной силой?

На эти вопросы отвечает такая особенность психики как воля.

Воля (англ. volition ,will )способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели ,преодолевая при этом внутренние препятствия (т. е. свои непосредственные желания и стремления).

Цель данной работы – охарактеризовать понятие воля и описать волевые качества личности.

Понятие воли.

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это — способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

Задача воли – управление нашим поведением, сознательная саморегуляция

нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для

нормальной жизни.

Функция волевой регуляции – повышение эффективности соответствующей

деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное

действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью

волевых усилий.

В традиционной психологии воля либо рассматривалась как самодовлеющий источник человеческой активности, обусловливающий независимость поведения от объективных причин, либо отрицалась вовсе путем сведения ее к др. психическим процессам.

В современной психологии утверждается объективная детерминированность волевых действий, подчиненность волевых (как и всех других) процессов собственным специфическим закономерностям.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли,

энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как

первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют

поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше

свойств.

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание,

уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько

позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве

с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как

характерологические. Назовем эти качества вторичными.

Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека,

связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями.

Это — ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те в

которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду:

деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются

только к подростковому возрасту.

Волевые акты.

В основе волевого поведения лежит сложный психологический механизм. Он включает в себя специфические и общие для любой целенаправленной деятельности компоненты.

Общим является опосредствованность поведения (в отличие от импульсивного, ситуативного) внутренним интеллектуальным планом, выполняющим функцию сознательной регуляции деятельности.

При этом внутренний интеллектуальный план направлен на поиск тех действий, которые при данных конкретных условиях могут привести к достижению поставленной цели. Однако такая форма регуляции еще не характеризует собственно волевое поведение.

Специфичным для него является наличие внутреннего интеллектуального плана, организующего все имеющиеся у человека в данный момент побуждения в направлении такой их иерархизации, при которой ведущим мотивом становится сознательно поставленная цель.

Волевой акт включает в себя борьбу разнонаправленных мотивационных тенденций. Если в этой борьбе берут верх непосредственные побуждения (в т. ч. и нравственного порядка), деятельность осуществляется помимо ее волевой регуляции.

В отличие от этого волевое поведение предполагает наличие таких психических процессов, посредством которых человек усиливает мотивационные тенденции, идущие от сознательно поставленной цели, и подавляет др. Решающая роль в этом процессе принадлежит мысленному построению будущей ситуации.

В этом случае человек отчетливо представляет себе положительные последствия тех действий, которые он совершит, следуя сознательно поставленной цели, и отрицательные последствия действий, продиктованных непосредственным желанием .

Если в результате такого предвидения будущих последствий возникнут положительные эмоции, связанные с достижением сознательно поставленной цели, и они окажутся сильнее имеющихся у человека переживаний, порождаемых непосредственным побуждением, то эти переживания и выступят в качестве дополнительной мотивации, обеспечивающей перевес побуждения со стороны сознательно поставленной цели. Таким образом, активность во внутреннем интеллектуальном плане выступает как условие, порождающее новые мотивационные тенденции. Именно во внутреннем интеллектуальном плане настоящая ситуация, отражаясь в свете будущей, обретает иной смысл ,что и определяет завершение борьбы мотивов и принятие решения в пользу волевого поступка, а в тех случаях, когда человек намечает и способы достижения поставленной цели, — и создание намерения .

Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути

осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт

связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать,

осмыслить суть возникшей проблемы.

Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед

собой вопроса: «Что случилось?» Уже сам по себе характер данного вопроса

свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия,

хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие

фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс

осуществления деятельности.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени

удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек,

поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции

практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия,

воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных

процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого

контроля над ними.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий.

Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности.

В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с

процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться

научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с

учением.

Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны с

актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает

сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые

действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с

сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее

осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее

выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля

исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент

осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно

отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и

реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного

способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и

старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля

исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя

тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и

желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой

регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого

контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и

до конца.

Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более

сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически

это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с

высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо

Источник: http://MirZnanii.com/a/201951/psikhologiya-voli

Определение понятия воли в психологии, свойства и структура

Главная > Психология > Определение понятия воли в психологии, свойства и структура

Воля – это, пожалуй, одно из самых сложных понятий в мире психологии.

Вера в себя и собственные силы, умение себя дисциплинировать, проявление решительности в необходимое время, мужество и терпение – это все явления, которые воссоединяются в одно целое, образуя главную героиню нашей статьи. Психология охватывает несколько толкований понятия воли. В нашей статье мы постараемся узнать об этой таинственности как можно больше.

Что такое воля: определения

  1. Воля представляет собой осознанное регулирование каждым индивидуумом своих поступков и действий, выполнение которых требует моральных и физических затрат.

  2. Воля — это форма психического отражения, в которой отражаемым объектом выступает поставленная цель, мотивация её достижения и существующие объективные препятствия для реализации; отражённым принято считать субъективную цель, борьбу противоречий, собственное волевое усилие; результатом проявления воли является достижение цели и удовлетворение собственных желаний.

    Стоит отметить, что препятствия, с которыми приходится сталкиваться человеку, являются как внутренними, так и внешними.

  3. Воля — это сторона сознания, которая является своеобразным рычагом деятельности и регуляции начала, призванное создавать усилия и удерживать их в течение такого времени, сколько это необходимо.

Короче говоря, можно объединить все вышеизложенное и сделать вывод, что воля – это умение каждого человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им собственной деятельности и разнообразных психических процессов.

Воля и её основные признаки

  1. Основное волевое свойство заключается в умении не только правильно ставить цели, но и достигать их. Короче говоря, если вы целеустремлённый человек, который привык достигать своих целей, то вы наделены хорошо развитыми волевыми качествами.
  2. Вторым признаком проявления волевых качеств является решительность.

    Если у человека развито это качество, то он способен молниеносно, но при этом обдумано подходить к выбору своих целей, не забывая о методах их реализации.

  3. Настойчивость — это правильная мотивация, которая способна не только помочь вам в достижении поставленной цели, но и существенно укрепит вашу волю.

    В психологии настойчивых людей позиционируют как тех, которым по силам трезво оценивать сложившиеся ситуации, отыскав в ней то, что поможет достичь желаемых целей.

  4. Выдержка. Благодаря этой характеристике человек в той или иной степени затормаживает все функции, порой, спуская все на нет.
  5. Самодисциплина и самостоятельность.

    Если человек в своей жизни способен без чьей-либо помощи поставить перед собой цель и идти к принятому решению, то у него хорошо развиты волевые качества.

Виды и характеристика воли

Современная психология подразделяет это явление на три наиболее распространённых вида в психике человека:

  1. Свободная или же духовная воля. Эта черта характера в большей степени развита у глубоко верующих людей. Почему бы в качестве примера на не привести образ жизни монахов. Они самостоятельно приняли серьёзное решение, оставив все материальные ценности за пределами своей жизни.
  2. Естественное волевое качество играет роль рычага, которой позволяет делать выбор, мыслить, придерживаться своих взглядов и принципов, а также контролирует поведение.
  3. И заключительный вид – это вынужденные волевые качества, которые возникли в результате навязывания мыслей, убеждений, решений. В этом случае вы вынуждены придерживаться установленного плана в результате со сложившимися обстоятельствами в вашей жизни.

Развитие воли в характере человека

Эта отличительная черта характера человека отличает нас от поведения прочих живых существ на планете. Принято полагать, что это сознательное качество, которое образовалось вследствие образования социума и общественного труда. Воля тесно взаимодействует с познавательными и эмоциональными процессами, которые проходят в человеческой психике.

Ей подвластно проявлять всего две функции:

  • тормозную;
  • побудительную.

Функционирование первого качества проявляется в виде сдерживания тех поступков, которые противоречат вашим предубеждениям, признакам, нормам морали и прочее.

Что касается второго качества, то он побуждает нас к активным действиям и реализации поставленных целей.

Благодаря совокупности этих двух, взаимодействующих между собой функций, у каждого человека есть возможность развивать у себя волевые качества, преодолевать жизненные трудности, которые стоят на пути собственной реализации и счастья.

Стоит отметить, что, если качество жизненных условий, начиная с рождения, были неблагоприятными, то вероятность того, что у ребёнка будут хорошо развиты волевые качества – мала.

Но верьте и знайте, что мужество, настойчивость, решительность и дисциплинированность всегда можно развить, благодаря кропотливой работе над собой.

Для этого необходимо уделять время различным видам деятельности, подавляя внешние и внутренние препятствия.

Перечень факторов, которые способствуют торможению развития волевых качеств у детей:

  • избалованность;
  • жёсткие родители, которые полагают, что подавление решений ребёнка пойдёт ему на пользу.

Характеристики воли

  • Тесная взаимосвязь с понятием и мотивом “надо”;
  • Формирование четкого интеллектуального плана, который позволяет идти к реализации задуманного;
  • Осознанная опосредствованность;
  • Взаимодействие с иными психическими процессами, например: эмоции, внимание, мышление, память и прочее.

Воля в структуре характера и её воспитание

Самовоспитание и развитие собственных волевых качеств является неотъемлемой частью самосовершенствования каждой личности, исходя из чего, необходимо разработать правила и программы по разработке самовоспитания “силы воли”.

Если силу воли рассматривать как самопроизвольное управление, то оно должно включать в себя самостимуляцию, самодетерминацию, самоконтроль и самоинициацию. Давайте рассмотрим каждое понятие более подробно.

  • Самодетерминация (мотивация)

Детерминация или, как мы привыкли говорить, мотивация – это обусловленность поведения человека, которая была побуждена определёнными факторами или причинами.

В произвольном поведении человека причина действия и поступка таится в самом человеке. Именно он отвечает за реакцию организма на раздражитель.

Однако, принятие решения является более сложным процессом, который охватывает больше протекающих явлений.

Мотивация — это процесс формирования намерения действовать или бездействовать. Сформированный фундамент своего поступка называется мотивом. Довольно часто, чтобы постараться понять причину действий другого человека, мы задаёмся вопросом, а какой мотив побудил человека к совершению этого поступка.

Подведя итоги всего вышеизложенного, хочется отметить, что у одного человека все составляющие волевых качеств проявляются неоднородно: одни лучше, другие хуже.

Это свидетельствует о том, что воля неоднородна и в зависимости от различных жизненных ситуаций.

Следовательно, можно полагать, что единственной для всех случаев силы воли нет, в обратном случае она бы проявлялась одним человеком либо крайне успешно, либо стабильно плохо.

Но это не говорит о том, что нет смысла заниматься самосовершенствованием и воспитанием своей силы воли. Следует полагать, что на пути можно встретиться с существенными трудностями, поэтому необходимо обзавестись терпением, мудростью, тактом и человеческой чуткостью.

Источник: https://obrazovanie.guru/psihologiya/opredelenie-ponyatiya-voli-v-psihologii-svojstva-i-struktura.html

Понятие воли в психологии

Понятие воли в психологии

Воля – одно из сложнейших понятий в психологии. Существует несколько толкования данного понятия:

  1. Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. (Советская общая психология)
  2. Воля – это форма психического отражения,  в которой отражаемым является объективная цель, стимулы ее достижения, возникающие объективные препятствия; отраженным становится субъективная цель, борьба мотивов, волевое усилие; результатом является действие и удовлетворение достижением цели. Препятствия, которые приходится преодолевать человеку на пути к достижению цели, могут быть как внутренними, так и внешними.
  3. Воля – это сторона сознания, его деятельностное и регулирующее начало, призванное создавать усилие и удерживать его так долго, как это необходимо.

Другими словами воля  — это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.

Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно сдерживать внешние проявления эмоций или даже показать совершенно противоположное.

Основными функциями воли являются побудительная, стабилизирующая и тормозная.

Побудительная функция воли обеспечивается активностью человека. В отличие от реактивности, когда действие обусловливается предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачиваются), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища).

Стабилизирующая функция – поддержание активности на должном уровне при возникновении внешних или внутренних помех.

Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.

Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможным без процесса торможения.

В своем единстве побудительная и тормозная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели.

Исходя из основных функций воли можно говорить волевой регуляции поведения.

Волевая регуляция поведения – это сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или сдерживание их.

Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные условия – наличие препятствий и преград.

Внешние препятствия – время, пространство, противодействие людей, физические свойства вещей и др;

Внутренние препятствия – отношения и установки, болезненные состояния, усталость и тд.

Чаще всего в жизни человека воля проявляется в следующих типичных ситуациях, когда:

• необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, установками, несовместимыми друг с другом;

• несмотря ни на что надо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;

• следует воздержаться от исполнения принятого решения в силу изменившихся обстоятельств.

Воля не является изолированным свойством психики человека, поэтому она должна рассматриваться в тесной связи с другими сторонами его психической жизни, прежде всего – с мотивами и потребностями.

Воля особенно нужна тогда, когда непосредственно побуждающие к деятельности мотивы и потребности относительно слабы или есть сильные, конкурирующие с ними мотивы и потребности. Волевой человек подавляет одни свои мотивы и потребности ради удовлетворения других.

Можно сказать, что воля заключается в способности действовать в соответствии с целью, подавляя непосредственные желания и стремления.

Волевой акт (действие)

Основным составляющим воли является волевой акт (действие). Волевые действия характеризуются наличием цели, а также препятствий, трудностей, наличием своеобразного напряжения, переживаемого в ходе их выполнения.

Различают простые и сложные волевые действия.

Рис.1. Структура простого волевого действия

Рис.2. Структура сложного волевого действия.

Связь воли с другими психическими процессами

Могучим двигателем воли являются чувства. Равнодушный ко всему человек не может быть человеком сильной воли, потому что воля предполагает осознание своих чувств, их оценку и власть над ними. «Рабы своих страстей» (игроки, наркоманы и т. п.

) – всегда безвольные люди.

Волевое действие само по себе способно породить новое сильное чувство – чувство удовлетворения от выполненного долга, преодоленного препятствия, достигнутой цели, на фоне которого часто забывается старое, подавленное чувство.

Глубока связь воли и с мышлением. Волевое действие – это действие обдуманное: прежде чем заставить себя поступать так, как необходимо в данных обстоятельствах, человек должен понять, осознать, продумать свои действия. Прежде чем преодолевать внешние препятствия, стоящие на пути к цели, надо найти оптимальные пути, обдумать замысел действия и составить его план.

Также волевое действие тесно связано с эмоциональной сферой личности и воображением. Выполняя его человек испытывает определенные эмоции, предполагает воображаемый результат.

Физиологические основы воли

Физиологические механизмы волевого поведения, волевых действий могут быть представлены следующим образом.  В теменной части коры больших полушарий расположена двигательная область.

Она связана со всеми участками коры, в том числе, с корковыми концами всех анализаторов.

Эта связь обеспечивает то, что возбуждение, возникшее в каком-либо участке коры, имеет возможность достигнуть двигательной области и вызывать в ней аналогичный процесс.

        Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости (это рабочий очаг в коре). Ретикулярная формация имеет важное значение в общем механизме волевого регулирования: своеобразный фильтр, отбирающий одни импульсы, идущие к коре, и удерживающие другие, не имеющие жизненного важного значения.

П.К. Анохин выдвинул понятие акцептора действия. Сущность его в том, что нервные процессы опережают течение внешних событий.
На основе прошлого опыта человек (и животные) предвосхищает и предвидит будущие воздействия на нервную систему. На основе сигнала в мозге восстанавливается весь комплекс нервных связей, вся система ассоциаций, выработанные многократным повторением.

Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии (болезненному безволию).

Воля, как регулирующая сторона сознания, имеет условно-рефлекторную природу. На основе временной нервной связи складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь создает условия целенаправленности поведения.

Человеку присуща способность накапливать информацию и действовать на ее основе, а также обобщать полученные извне сведения, знания, что достигается при помощи второй сигнальной системы.

На основе второсигнальных связей осуществляется вся сознательная и целесообразная регуляция человеческого поведения, происходит выбор места, времени, характера, способа, интенсивности действия при реализации полученной информации.

У человека механизм предварительного реального действия развит гораздо лучше, чем у животных, система ассоциаций восстанавливается на основе самого минимального и отдаленного по содержанию раздражителя (слова, предмета, его свойства и т.д.).

Таким, образом, сознательно-управляемое поведение представляет собой результат взаимодействия сложных мозговых физиологических процессов и воздействия внешней среды.

Волевые свойства личности

С детского возраста человек выполняет действия и совершает поступки, в той или иной мере регулируемые волей. Жизненная практика закрепляет регулирование действий в виде волевых свойств личности.

К волевым свойствам личности относятся следующие:

1. Целеустремленность (проявляется в умении ставить и достигать общественно значимые цели).

2. Решительность (проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения). У него не хватает сил побороть противоречивые мысли и чувства, направить их в какое-то определенное русло.

Все это приводит к тому, что человек упускает время, а потом, когда все-таки оказывается перед необходимостью сделать выбор, хватается за первую попавшуюся, может быть, даже за самую худшую цель. Нерешительность проявляется и в том, что человек, не продумав, не взвесив, принимает поспешное решение.

3. Настойчивость (проявляется в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью).

Есть люди, которые на первый взгляд кажутся исключительно настойчивыми. Близкое же знакомство с ними показывает, что они просто упрямы. Упрямец признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными или, во всяком случае, не лучшими.

4. Выдержка (или самообладание) (проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели). Самостоятельность (умение по собственной инициативе ставитъ цели, находить пути ее достижения и практически выполнять принятые решения).

Свойством воли, противоположным самостоятельности, будет внушаемость. Люди, отличающиеся внушаемостью, не могут по собственной инициативе начать и закончить более или менее сложное волевое действие; Они проявляют активность в том случае, если получают указания, распоряжения, совет.

Они быстро поддаются влиянию других людей.

К волевым свойствам личности относят и такие, как смелость, отвага, мужество, стойкость, дисциплинированность. Но они в значительной мере являются индивидуальным сочетанием рассмотренных выше волевых качеств.

Людей с высоким уровнем развития определенных волевых свойств справедливо называют людьми сильной воли. Есть люди, у которых низок уровень развития всех волевых свойств.

Таких людей обычно называют слабовольными. Воля как регулятор поведения формируется в процессе жизни и деятельности.

Первостепенное значение в развитии воли и формировании волевых свойств личности имеет повседневный регулярный труд.

Источник: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/05/23/ponyatie-voli-v-psihologii

1. Понятие воли в психологии

Возрастные особенности волевой регуляции у подростков и старшеклассников

Проявление воли в разных ситуациях может свидетельствовать о свойствах и волевых качествах личности. Понятие «волевые качества», а также точный выбор этих качеств не определены. И поэтому ряд ученых задаются вопросом о том…

Волевая регуляция поведения и деятельности младших школьников

Глава 1. Понятие воли в психологии

Волевые качества личности

Понятие личности в психологии

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает…

1. Теоретическое понятие воли

1.1 Понятие воли

Термин «воля» представляет проблему для психотерапевта. Он так давно был изгнан из лексикона терапии, что когда его привлекают сейчас, терапевту трудно его признать, словно старого знакомого…

1. Общее понятие о воли. Функции воли

Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая гая преодолевать сопротивление, а также другие желания и потребности на пути к намеченной цели. Например, если человеку не хочется пить горькое лекарство, но он знает…

Дефекты воли в психопатологии и юриспруденции

Глава 1 Понятие воли

Понятием «воля» оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. Современная психиатрия рассматривает волю как психический процесс, заключающийся в способности к активной планомерной деятельности…

Особенности волевой сферы студентов первого и пятого курсов

1.1 Проблема воли в зарубежной и отечественной психологии

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема воли относится к числу наиболее дискуссионных не только в отечественной, но и в мировой психологии…

Особенности развития волевых качеств у детей 6-7 лет

1.2 Характеристика воли. Структура и качества воли

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том…

Психические особенности принятия образа тела у склонных к полноте людей

1.1 Понятие образа в психологии

Понятие образа является одним из центральных в психологии, поскольку именно образы, отражая объективную реальность, являются содержанием психики субъекта. Кроме широкого толкования этого понятия существуют и другие его значения. Так, например…

Психологическая характеристика сознания

1.8 Понятие воли

Понятием “воля” оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. В толковом словаре Ожегова воля трактуется как способность осуществлять поставленные перед собой цели. В античности в европейской культуре представление о воле…

Психология личности предпринимателя

1 ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Понятие «личность» относится к наиболее сложным и дискуссионным категориям психологии. В русском языке слово «личность» близко понятиям «лицо» и «личина» (маска), т. е. относится скорее к внешним проявлениям психики…

Развитие воли и произвольности в детском возрасте

1. ПОНЯТИЕ ВОЛИ И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Свобода воли и личная ответственность

1. Понятие свободы воли

В современности проблема воспитания воли имеет большое значение для педагогики. В связи с этим разрабатываются различные методики, имеющие цель в тренировке способности поддержания усилий для достижения цели…

Формирование настойчивости в процессе занятий по волейболу

1. Понятие воли, волевых качеств

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том…

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/25783

Сила воли / Статьи / Личное развитие и самореализация

Сила воли – необходимый параметр, который мы «прокачиваем» на пути развития личности. Большинство людей склонны полагать, что силу воли развивать сложно, и нет иного выхода, кроме как подчинить себя жесткой дисциплине.

Однако я вижу иной подход. Развивать силу воли легко! Соль в том, чтобы понять, что собой представляет сила воли в своей сущности.

Тогда Вам не придется подавлять себя бессмысленными ограничениями, в попытках подталкивать спящий ум и ленивое тело к сомнительным целям.

Итак, что собой представляет сила воли? Поверхностному взгляду воля представляется как подчинение самого себя определенным правилам и управление своей внутренней и внешней деятельностью, которое проявляется, когда мы преодолеваем препятствия. Это лишь один из возможных подходов. И если на этом определении силы воли мы остановимся, то сделаем большую ошибку, потому что в таком определении воля действительно представляет собой нечто вроде болезненного напряжения в попытке совершить невозможное. И совершать эту попытку настолько тяжело, что, в целом зачастую, в этом не видно никакого очевидного смысла. В таком ключе действительно проще забыться в повседневности, и жить своими маленькими радостями и слабостями. Однако я хотел бы предложить иной взгляд на этот вопрос.

Что собой представляет сила воли? Почему одни люди превозмогают себя, и добиваются успеха, а других после нескольких попыток инерция возвращает на рельсы повседневности? Почему успешным людям усилия доставляют радость, а подавляющему большинству уныние?

Секрет в том, чтобы посмотреть на сущность силы воли иначе. Силу воли можно рассмотреть с разных аспектов. И тот аспект, на котором я хотел бы сейчас сделать акцент, является ключом к тому, чтобы проявлять силу воли без напряжения. Фактически в таком русле, для проявления воли не понадобится проявлять напряженных психических усилий вообще!

Сила Воли – это желание. Когда десять лет назад, я начал понимать, что для достижения моих целей мне необходима каждодневная практика, в течение двух лет, не смотря на огромные усилия, я не мог начать практику.

Те два года, я проявлял «глупую волю» в напряженных попытках сконцентрировать внимание. И, конечно, ничего не получалось. Два года мой ум мучался, вспоминая пятьдесят раз в день о моих целях.

Тогда я мечтал найти учителя, который помог бы мне разрешить мои проблемы, фактически оказать медвежью услугу, проделав всю необходимую работу за меня.

Спустя время в голове начало рождаться понимание. Два года ум фанатично гонялся за целями, которых я до конца не понимал, даже не подозревая об этом (например, хотел наростить мышечную массу и для этого постоянно употреблял говяжий протеин).

Когда я начал понимать то, к чему я иду, то, чего я на самом деле желаю, все проблемы с проявлением силы воли для каждодневной практики были разрешены мгновенно. Я просто понял, что я действительно этого хочу.

Я хочу практиковать! Потому что…

Кажется, целых два года, я пытался себя убедить в том, что мне нужна практика, потому что я слышал от «продвинутых», что только благодаря каждодневной работе над собой появляется шанс добиться успеха.

Но лишь спустя время мне стало очевидно, что именно мотивация решает проблематику проявления силы воли. Мы делаем что-то, когда действительно хотим этого, когда осознаем причины, по которым нам нужно это делать.

Мотивация появляется, когда мы понимаем, чего хотим.

Если человек хочет бросить дурную привычку, ему необходимо себя мотивировать, понять, чего он реально хочет. Если цели туманны и возникают сомнения, двигаться в заданном направлении одним лишь решением ума очень сложно.

В это время как раз проявляется «глупая» слепая воля, управитель которой еще не понял, чего хочет на самом деле. Следуя таким решениям, Вы ощущаете трение, словно пробираетесь через тернистый лес в гору.

И все потому, что нет понимания, нет желания и мотивации двигаться в заданном направлении.

Обыватель иной раз проявляет потрясающей силы волю в следовании своим слабостям. И все лишь потому, что не осознает последствия своих действий, не понимает, чего хочет. Все, что нужно сделать, это понять, почему Вы желаете развиваться и повышать качество собственной жизни, увидеть все возможные бонусы нового начинания.

Иногда после честного разбора своего желания, Вы вдруг осознаете, что вовсе этого не хотели, и, оставив ложную цель позади, сэкономите время и силы, необходимые для реализации Вашего истинного предназначения.

Чтобы понять, чего Вы желаете на самом деле, необходимо самому себе разжевать все очевидные последствия Ваших действий в сфере приложения силы воли. Уж самому себе, наедине с собою врать просто глупо.

Чтобы увидеть все возможные блага, которые Вы обретете в ходе развития, попробуйте рассмотреть цель во всех возможных аспектах, среди которых: общение с ближними, работа, отношения, эффективность действий, материальное обогащение, трансформация личности, глубина познания, профессионализм и др.

Для этой цели можно, также использовать статью «Перспективы развития личности».

На данном этапе повествования, полагаю, мы можем попробовать осветить сущность силы воли еще чуть глубже. Сила воли – это утонченное преобладающее желание. Утонченное потому, что когда оно проявляется, более грубые желания кажутся бессмысленными.

Когда мы реально хотим развиваться, и двигаться к успеху, потворство слабостям видится неоправданным и неуместным. Сила воли является преобладающим желанием потому, что она затмевает другие тенденции ума, даже если они тянут нас в противоположную сторону.

Когда мы чувствуем подобную мотивацию, мы честны по отношению к себе, и двигаться по жизни становится легко, потому что у нас не возникает психологических противоречий.

Если человек понял, что хочет денег и власти, возможно, это означает, что данное относительно «тонкое» желание преобладает над грубым вожделением, апатией и слабостью. Еще более тонкие желания: осознанность, любовь, тепло и святость. Когда нас «разрывают» желания, побеждает то, что стимулирует сильней.

Иногда побеждают грубые желания. Так происходит, когда тонкое желание не было распознано, не проявилось в полную силу и в итоге забылось. Мотивация может забываться, уходить на второй план, уступая место слабостям.

В такие моменты, необходимо просто снова вспомнить, чего мы хотим, вспомнить все плюсы при следовании пути развития. Уровень подобной памяти напрямую зависит от нашей осознанности. Тонкие желания сильней, потому что их энергетика по своей вибрации интенсивней.

Вопрос в том, как научиться различать и распознавать тонкие тенденции собственного сознания. Чтобы руководствоваться утонченными желаниями, необходима осознанность, благодаря которой мы начинаем глубже понимать себя, свое место в жизни и свои желания.

Осознанность позволяет распознавать наши истинные цели, при этом сама является величайшей из них.

ХОТИТЕ УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ ЕЩЕ БОЛЬШЕ?

Тогда прочитайте книгу

«СОДиС — Система Организации Дел и Самореализации» ©

Практическое руководство по наведению порядка в жизни и успешной самореализации при поддержке онлайн-органайзера «Личные цели». Более 120 методов, техник и стратегий организации дел, планирования и достижения личных целей.

Источник: https://ManProgress.com/ru/articles/sila-voli.html

Психология воли

Взгляды разных авторов на развитие (закалку, укрепление, тренировку) воли имеют некоторые общие недостатки.

Во-первых, это одностороннее понимание воли, при котором одни главным в воспитании воли считают формирование морального компонента, другие – развитие собственно волевого усилия, третьи – развитие волевых качеств (а отсюда и разные теории формирования воли). Во-вторых, это отношение к воле как к чему-то материализованному, наподобие мышцы или клинка из стали.

Г. Мюнстерберг, отмечая роль внимания и представления в формировании произвольных действий, писал, что слабая воля ребенка – это его неспособность длительно удерживать внимание на цели.

Отсюда и подход автора к решению проблемы развития воли: «Ребенок должен, постепенно развиваясь, приобрести способность к тому, чтобы настойчиво держать перед своим умственным взором цель предпринимаемого действия.

Не существует никакой особой волевой способности, которую надо было бы упражнять, нет никакой особой душевной силы, необходимой для перехода от представления цели к ее осуществлению. Внимание, устремленное на намеченную цель, – вот что надо постоянно упражнять в течение школьной жизни». И далее Г.

Мюнстерберг заключал: «Научиться хотеть того или иного – не это важно. Главное – научиться действительно выполнять то, что намечено , и не отвлекаться всякими случайными впечатлениями» [1997, с. 186–187].

Как уже говорилось, воля – это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических феноменов. Это и сознательное управление своими действиями, и волевое усилие, и специфические его проявления (волевые качества).

Надо развивать не абстрактную волю, и даже не абстрактную силу воли, а конкретные компоненты воли и конкретные проявления силы воли (волевые качества), причем специфичными для них методами.

Непонимание этого приводит, например, к таким весьма странным рекомендациям: «осознание поставленной цели может закалить волю» или «тренировать волю надо, прежде всего преодолевая свои недостатки (лень, неаккуратность, дурные привычки и т. п.)» (Гоноболин [1973, с. 120]). Сначала, значит, устраним недостатки, а потом примемся за развитие положительных качеств.

А вот еще одна рекомендация того же автора: «Для воспитания воли нужна постоянная, систематическая работа над собой, которую нужно начинать как можно раньше [курсив мой. – Е. И. ]». Спрашивается, когда ребенок должен начать сознательно воспитывать свою волю – с младенчества? Эти общие рекомендации звучат как декларации, заклинания, но мало способствуют успеху дела.

Н. Д. Левитов отмечал, что «по вопросу о воздействии на волю путем воздействия на сознание существовали две односторонние и потому ошибочные точки зрения. Согласно одной (ведет свое начало от Сократа), человеку достаточно осознать, как надо поступать, и он будет так поступать.

При всей важности значения сознания и убеждений для силы воли, – продолжал Н. Д. Левитов, – нельзя сказать, что между сознательностью и убежденностью человека и его волей имеется всегда соответствие.

Факты показывают, что к числу слабовольных (невыдержанных, капризных, упрямых, недисциплинированных) учащихся нередко относятся те, которые хорошо понимают отрицательное значение этих качеств. Неправильна и противоположная точка зрения (Рибо) об антагонизме между сознанием и волей.

Воспитание воли и волевых черт характера должно опираться на сознательность учащихся» [1958, с. 176].

Роль деятельности . Ф. Н. Гоноболин, В. И. Селиванов, А. Ц. Пуни и другие авторы считают, что волевые свойства личности формируются в процессе деятельности.

Поэтому для развития силы воли (волевых качеств) чаще всего предлагается путь, кажущийся наиболее простым и логичным: если сила воли проявляется в преодолении препятствий и трудностей, то и путь ее развития идет через создание ситуаций, требующих такого преодоления. Однако практика (в частности, занятия спортом) показывает, что это не всегда приводит к успеху.

Говоря о развитии силы воли и волевых качеств, следует учитывать их многокомпонентную структуру. Один из компонентов этой структуры – моральный компонент воли, по И. М. Сеченову, т. е.

идеалы, мировоззрение, нравственные установки – формируется в процессе воспитания, другие (например, типологические особенности свойств нервной системы), как генетически предопределенные, не зависят от воспитательных воздействий, и у взрослых людей практически не изменяются. Поэтому развитие того или иного волевого качества в значительной степени зависит от того, в каком соотношении в структуре этого качества находятся указанные компоненты.

Признавая значимость формирования установок, нравственных качеств и других психических феноменов, могущих оказать решающее влияние на принимаемые человеком решения, все же не следует перегибать палку, как это делал В. Э.

Чудновский, который писал: «А что представляет собой тренировка воли, как не формирование определенных мотивов?» [1981, с. 52]. Конечно же, развитие силы воли состоит не только в формировании мотивов поведения и деятельности.

Это и процесс адаптации к опасной ситуации, приводящий к снижению остроты возникающих отрицательных эмоциональных состояний, и овладение приемами самостимулирования, и формирование мотива достижения, и выработка установки на преодоление трудности.

Не исключена и возможность тренировки собственно волевого усилия, хотя доказать наличие таковой возможности трудно в связи с тем, что нет методик измерения интенсивности волевого усилия.

Трудно согласиться и с предложениями формировать волю в целом (А. Ц. Пуни [1959]), поскольку нет воли в целом, а есть отдельные и специфические ее проявления – волевые качества.

Роль требований. Большое значение для формирования волевой сферы личности ребенка имеет не только предъявление к нему требований, вербализуемых в словах «надо» и «нельзя», но и контроль за выполнением этих требований.

Если взрослый говорит «нельзя», а ребенок продолжает осуществлять запрещаемое действие, если после слов «надо убрать игрушки» ребенок убегает и невыполнение требований остается для него без последствий, то нужный стереотип волевого поведения не вырабатывается.

С возрастом трудность предъявляемых к ребенку требований должна возрастать. В этом случае он сам убеждается в том, что взрослые считаются с его выросшими возможностями, т. е. признают его уже «большим».

Однако при этом надо учитывать меру трудностей, которые должен преодолеть ребенок, и не превращать развитие его волевой сферы в скучное и нудное занятие, при котором развитие воли становится самоцелью, а вся жизнь ребенка превращается, как писал С. Л.

Рубинштейн, «в одно сплошное выполнение разных обязанностей и заданий».

В подходе к развитию воли, полагал С. Л. Рубинштейн, имеются две крайности, каждая из которых таит в себе серьезную опасность.

«Первая заключается в том, что ребенка изнеживают и волю его расслабляют, избавляя его от необходимости делать какие-либо усилия; между тем готовность употребить усилие , чтобы чего-нибудь достигнуть, – совершенно необходимая в жизни, не дается сама собой, к ней нужно приучать ; лишь сила привычки может облегчить трудность усилия: совершенно непривычное, оно окажется непосильным . Другая – тоже не малая – опасность заключается в перегрузке детей непосильными заданиями. Непосильные задания обычно не выполняются. В результате создается привычка бросать начатое дело незавершенным, а для развития воли нет ничего хуже. Для выработки сильной воли первое и основное правило – доводить раз начатое дело до конца, не создавать привычки бросать незавершенным то, за что взялся. Нет более верного средства дезорганизовать волю, как допустить один за другим ряд срывов, раз за разом не довести до конца начатое дело» [1999, с. 610].

Чем меньше возраст ребенка, тем больше требуется ему помощь в преодолении трудностей для того, чтобы он увидел конечный результат своего усилия.

Непродуманное, а порой и неправильное воспитание может снижать волевую активность человека, способствовать развитию упрямства (как отрицательного проявления упорства, настойчивости) и повышенной чувствительности к неблагоприятным эмоциональным состояниям.

Замечено, что наиболее устойчив и плохо подавляем страх у людей с повышенной чувствительностью к опасности, развитой в детстве. Постоянное одергивание, грубый окрик, чрезмерное фиксирование внимания ребенка на его недостатках и опасностях предстоящей деятельности, поддразнивание и т. п.

ведут к неуверенности, а через нее – к тревожности, нерешительности, боязни.

Роль учета половых особенностей . В. К. Кузьменков [1970б] провел двухлетний эксперимент по самовоспитанию старшеклассниками воли, в котором обозначились различия в развитии тех или иных волевых проявлений в зависимости от пола.

Девушкам удалось значительно быстрее, чем юношам, добиться успехов в исправлении своих недостатков. Девушек, которые научились приказывать себе, выработали самостоятельность, преодолели упрямство, развили решительность, упорство и настойчивость, оказалось больше, чем юношей.

Однако они отставали от юношей в развитии смелости, принципиальности, мужества.

Самовоспитание силы воли . Самовоспитание воли является частью самосовершенствования личности и, следовательно, должно осуществляться в соответствии с его правилами и прежде всего – с разработкой программы самовоспитания силы воли.

В качестве иллюстрации к рассматриваемому вопросу приведу выдержку из учебного пособия «Практические занятия по психологии» [1989], где даны рекомендации спортсменам по развитию у себя силы воли.

Составление программы самовоспитания силы воли . В начале программы следует указать цели и задачи спортивного совершенствования: перспективную цель (на 3–4 года вперед), годичную (общую и по периодам тренировки), очередные или ближайшие задачи.

Потом рекомендуется поставить перед собой конкретные задачи и описать пути и средства решения каждой из них. Затем, с учетом слабых сторон в развитии волевых качеств, нужно наметить и записать в тетрадь задачи, пути и средства самовоспитания этих качеств.

При этом необходимо:

1) наметить при выполнении физических упражнений систему препятствий и трудностей, преодоление которых требует проявления запланированного волевого умения (имеется в виду: длительная физическая нагрузка и борьба с утомлением; риск и опасность, ограниченность времени на принятие и выполнение решений; повышенная ответственность за исполнение двигательных действий; необходимость действовать по личному почину);

2) предусмотреть благоприятные условия для выполнения физических упражнений, которые стимулировали бы активность по преодолению препятствий и трудностей (таковыми могут быть, например, занятия на красивой местности, помощь и страховка, соревновательный или игровой метод тренировки);

3) отработать и начать использовать индивидуально пригодные приемы самостимуляции волевых усилий:

а) использовать мобилизующие приемы, логически обосновывающие необходимость выполнения намеченных действий (самоубеждение, обращение к чувству долга и др.), вызывающие стенические переживания (самоободрение, самопобуждение, игра на самолюбии и др.), принуждающие непосредственно к действиям (самоприказание, самозапрещение);

б) использовать организующие приемы, связанные с отвлечением, переключением, распределением и сосредоточением внимания, идеомоторной подготовкой, регуляцией дыхания и др.;

4) установить обязательные для себя правила в воспитании целеустремленности (поставил цель – иди к ней твердо; выполнение плана – основа успеха; окончил день – подведи итоги), настойчивости и упорства (делай не то, что нравится, а то, что нужно; препятствия для того и существуют, чтобы их преодолевать), решительности (сначала пойми – потом решай; если решил – делай), выдержки и самообладания (научись владеть собой; делай все и всегда наилучшим образом), самостоятельности и инициативности (не полагайся только на тренера, пусть даже самого лучшего; не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание, – действуй по собственному почину; будь самым строгим судьей для самого себя);

5) пополнить свои знания с целью наиболее квалифицированного решения поставленной задачи (изучение специальной литературы и опыта других спортсменов, наблюдение, экспериментирование, консультации у специалистов и т. д.).

Использование психорегулирующей тренировки . В. К. Калин и В. П. Мунтян использовали для развития способности к волевому усилию систематические занятия психорегулирующей тренировкой (ПРТ). Эксперименты показали, что после цикла занятий испытуемые стали проявлять в мышечной работе бо?льшую реактивность, т. е.

быстрее мобилизовывать имеющиеся у них ресурсы. В умственной работе значительно легче стала удаваться «отстройка» от помех, повысилась скорость работы, а количество ошибок уменьшилось (что свидетельствует о повышении концентрации и устойчивости внимания).

Авторы связывают это улучшение с развитием в результате занятий ПРТ регулирующей функции второй сигнальной системы.

Источник: http://bookap.info/lichnost/ilin_psihologiya_voli/gl9.shtm

Ссылка на основную публикацию