Психотерапевтическая группа и психологический тренинг — психология

Психологические психотерапевтические группы

В этом разделе я хочу познакомить Вас с такой формой работы, как психологическая (психотерапевтическая) группа. Если Вы никогда не участвовали в подобных группах, то Вам будет немало важно узнать, на каких принципах строится этот метод, и что Вы можете получить в результате участия в группе.

Психотерапевтические группы  позволяют  исследовать  многие  феномены отношений (взаимодействия с другими людьми) гораздо быстрее и динамичнее, чем это возможно  в индивидуальной терапии.

Например, если человек стеснительный, то он может быстро краснеть, бледнеть, переживать каждый раз, когда ему нужно будет говорить о себе или своих чувствах, отстаивать свою точку зрения, но краснеет и бледнеет он не всегда, а только в определенные моменты своей жизни.

 Вполне возможно, что когда-то сложилась такая ситуация, в которой ему как будто «не было места» — им могли не интересоваться, считали его мысли или чувства не достойными внимания,  просто не уделяли ему достаточно времени.

И теперь ему сложно говорить о себе, он привык все переносить молча и каждый раз стесняется рассказывать о своих проблемах, считая себя не слишком значимым человеком.

Зато на группе такая черта характера будет видна в динамике отношений не только окружающим, но и самому человеку, и он гораздо быстрее сможет сделать для себя важные выводы: в какие моменты он стесняется? каких именно проявлений? какие реакции других людей ему «неудобны» или не приятны? что ему нужно сделать, чтобы чувствовать себя лучше и изменить свои представления о себе, приобретя те важные изменения, которые ему нужны? Так, стеснительный человек начинает понимать, какие убеждения или мысли не давали ему возможности быть более активным в отношениях с другими людьми причиняли ему дискомфорт в отношениях.

Поскольку только на психотерапевтической группе мы сталкиваемся с живым процессом общения, все наши свойства и качества личности, стереотипы реагирования и убеждения проявляются гораздо быстрее.

Именно поэтому  психотерапевтические группы считаются наиболее эффективными с точки зрения проработки качества взаимодействия и личностных приобретений.

Поскольку рассчитаны на повышение уровня компетентности в общении.

Участвуя в  психотерапевтической группе, Вы понимаете, что в ней  нельзя спрятаться, быть неискренним или пребывать в маске.

Участники группы моментально реагируют на неискренность, отвержение, несправедливость, снобизм, высокомерие – на все то, что так мешает обычному человеческому общению.

Поэтому часто психотерапевтические группы называют «живыми», лечебными.

Подобный эффект достигается за счет того, что каждый участник делиться с другими своими чувствами, проблемами, желанием найти решение, имеет возможность раскрыться, а также рассказать о том, что с ним происходит в тот момент, когда он стакивается с определенными событиями на группе, что вызывает резонанс и у других участников группы.

Так создается единое поле переживаний, чувств, действий. Благодаря чему, в группе невозможно быть кем-то другим, казаться, а не быть.

Психотерапевтическая группа – не клуб и не группа по интересам.  Когда собирается столько людей, заинтересованных в своем личном развитии, получении определенных результатов, уже нельзя говорить о чем-то незначимом, стороннем, не играющим роли в сложившихся отношениях. Ведь на группу приходят люди, которые хотят разрешить серьезные проблемы в отношениях:

Как находить понимание и договариваться?

Как переживать отвержение?

Как научиться нравиться людям?

Как строить и развивать отношения?

Как разрывать отношения, которые себя изжили?

Как разрешать конфликты, отстаивать свои интересы?

Как справляться с переживаниями?

Как и когда, и с кем быть откровенным?

Как выбирать людей для себя?

Что делать, чтобы чувствовать себя более уверенным и защищенным?

Согласитесь, это вполне актуальные вопросы для нашей с Вами жизни, которые требуют внимания и вдумчивого подхода, искренности и активной работы над ними, чтобы добыть те ответы, которые будут приносить удовлетворение и позволят улучшить взаимоотношения в реальном мире, стать более разборчивым и внимательным в отношениях с людьми.

Только благодаря серьезному отношению и энергичному участию в группе, Вы сможете получить ощутимые результаты и почувствуете ценность психотерапевтической групповой работы.

Ценность психотерапевтической группы и участия в ней заключается в том, что только в условиях постепенного осознавания отношений в группе с другими людьми, можно научиться лучше ориентироваться в отношениях в реальном мире и стать более компетентным в общении человеком.

Итак, какой же опыт Вы сможете вынести, участвуя в психотерапевтической группе?

Вы научитесь:

  • чувствовать границы другого человека;
  • договариваться с другим человеком так, чтобы не навязывать своего мнения, не диктовать условия, а доносить свои мысли и чувства и быть услышанным, быть ясным и понятным, не манипулировать и не шантажировать;
  • справляться с тем, когда Вам пытаются что-то навязать, когда с Вами начинают конфликтовать и как с этим обходиться;
  • устанавливать доверительные и открытые отношения;
  • получать в сложных ситуациях поддержку и понимание;
  • оказывать поддержку другим людям;
  • говорить «Нет!», если не можете участвовать в каких-либо процессах и отношениях, обосновывать свои отказы, если это требуется и т.п.

Однако каждый человек выносит с группы только то, что ему было интересно и полезно, то, что он способен унести с собой – это говорит о том, что внимание человека часто обращено на те сферы его жизни, в которых он хочет достичь большей гармонии. Вполне возможно, что в следующие годы своей жизни, ему потребуется поработать над чем-нибудь другим, над какими-то другими аспектами своих взаимоотношений.

Ни один тренинг не даст такого детального опыта самоизучения в отношениях и понимания, как длительная  психотерапевтическая группа, которая проходит в течение 8 – 9 месяцев.

Если Вы действительно хотите разобраться в том, как Вы строите отношения, какой Вы или какая Вы в отношениях, понять истинные причины Ваших поступков, действий, реакций и выборов, то тогда лучше психотерапевтической группы просто нет метода.

Давайте сравним:

Тренинги дают новые навыки и способы действий, но не дают моментальных изменений.  Вы получаете инструмент для дальнейшей работы над собой. Тренинг дает  стимул к изменению и показывает путь, как это делать до тех пор, пока новый навык, понимание какого-либо процесса не станет Вашим новым инструментом.

Психотерапия – качественный и тщательный метод самопознания и развития, но занимает достаточно продолжительное время, от года до  трех лет и более.

Позволяет изучить Ваши возможности, способности, изменить убеждения, поведенческие реакции на многие события, очисться от  «старых» ран и заблуждений, а также изучить Ваши особенности построения отношений в паре (камерные отношения).

Динамика индивидуальной психотерапии в разы меньше, чем групповая динамика.

Краткосрочная психотерапия – эффективна в работе над конкретной проблемой, в процессе 5- 10 занятий Вы сможете разобраться в процессах и  причинах возникновения проблемы и научитесь с ней справляться. Например, краткосрочная психотерапия весьма эффективна в работе со страхами и фобиями.

Только участие в длительной психотерапевтической группе позволит Вам быстрее включиться в отношения, увидеть различные стороны Вашей личности и получить те результаты, изменения, которые Вы хотите получить.

Обычная психотерапевтическая группа идет в течение 9 месяцев. Как правило, группа является «закрытой», то есть после набора в начале года, новые участники не принимаются.

Чаще всего продолжительность занятий —  раз в неделю по два часа или раз в две недели по три часа. Участники группы обязуются,  в случае пропуска занятий, обязательно предупреждать заранее.

Правило, действующее для всех без исключения: сведения, полученные на группе, не разглашаются.

Групповая работа не рекомендуется людям с неустойчивой психикой, находящимся в остром состоянии, не умеющим сдерживать вспышки агрессии, ярости, эротические влечения.

Новая группа начинает действовать с октября месяца. О наборе в группу, бонусах и скидках, Вы узнаете из рассылки.

С октября начинает работать новая психологическая группа для женщин «Возвращение к себе«. Читайте более подробную информацию по группе здесь.

Открыт набор в психологические группы

В вечернее время, начало в 19.00. Стартует с октября.

Психологическая закрытая группа для женщин «Возвращение к себе».

Записаться можно здесь с пометкой названия группы.(запись закрыта)

Источник: http://mistressoffate.com/otkryt-nabor-v-psixologicheskie-gruppy/

Социально-психологический тренинг: понятие, цель, задачи

Психолог-практик помогает справиться с проблемами и трудностями, не только осуществляя психодиагностику, консультирование, психологическую коррекцию, психотерапию, но и через обучение и передачу своих знаний клиентам, через социально-психологический тренинг.

Тренинг: понятие, цель, задачи

Психолог передает теоретические знания в области психологии посредством бесед, лекций, семинаров. Информируя клиента о чем-то, что может помочь ему справиться с проблемой, психолог способствует развитию личности.

Традиционные методы обучения дают знания, но, к сожалению, не практические навыки. Для передачи навыков существует особая, активная форма обучения – тренинг.

Слово «тренинг» – это лексическая калька, взято оно из английского языка. Английское «training» переводится как «тренировка, обучение, воспитание, подготовка».

Социально-психологический тренинг – это метод моделирования жизненных ситуаций в безопасной обстановке, в тренинговой группе. Находясь в группе, можно воссоздать любую социально-психологическую проблемную ситуацию и на практике научиться ее разрешать.

Кроме социально-психологического, есть и другие виды тренингов:

  • бизнес-тренинги,
  • навыковые тренинги,
  • образовательные тренинги,
  • психотерапевтические тренинги,
  • тренинги для тренеров.

Цель социально-психологического тренинга – развить умения и навыки участников группы, которые поспособствуют личностному росту и повышению эффективности в области межличностного общения.

На тренинге можно развить:

  • речь: способность говорить четко, кратно, по существу, увеличить словарный запас;
  • наблюдательность и лояльность,
  • рефлексию, самоанализ, самоконтроль,
  • умение конструктивно критиковать, грамотно давать обратную связь;
  • ассертивность, научиться отстаивать свою позицию, не переходя к агрессивной или пассивной модели поведения;
  • восприимчивость к вербальной и невербальной экспрессии собеседника,
  • гибкость в общении,
  • научиться менять ролевые позиции, исходя из контекста общения;
  • душевно раскрыться и раскрепоститься;
  • приобрети иные полезные навыки и в целом вырасти как личность.

Задачи для участников группы определяются, меняются, дополняются в зависимости от специфики темы тренинга, но основными, как правило, являются:

  • понимание других людей в процессе общения,
  • понимание самого себя,
  • саморегуляция,
  • коррекция неадекватных навыков общения и поведения,
  • приобретение новых, адекватных и эффективных навыков и умений.
Читайте также:  Биология - психология

Тренинговая группа и психолог-тренер

История социально-психологического тренинга прослеживаются с давних времен, но формированием стройной теории и развитием практики, тренинг обязан американскому психологу К. Левину.

Теория тренинговых групп формировалась и применялась практически К. Левиным в 40–60-е годы ХХ века. Автор считал группу самым эффективным методом обучения, коррекции и психотерапии. И сегодня большинство психологов с ним согласны.

Группа людей – это социум в миниатюре. Оптимальное количество участников группы – 10-12 человек. Продолжительность тренинга может быть различной, но одно занятие, как правило,  длится не более 60 минут.

Тренинговые группы бывают:

  • закрытыми, с постоянным составом участников,
  • открытыми, в любой момент в такую группу может вступить новый участник.

Продуктивнее работают закрытые группы.

Процессы, происходящие внутри группы, называют «групповой динамикой», к ним относятся:

  • лидерство,
  • руководство,
  • деловые отношения,
  • межличностные отношения,
  • конфликты,
  • групповое принятие решений и другие.

Принципы организации тренинговых групп:

  1. Добровольность. Участники самостоятельно принимают решение, участвовать в тренинге или каких-то отдельных, предлагаемых тренером, упражнениях или нет. Принуждение неприемлемо.
  2. Информированность. Каждый клиент имеет право знать, что с ним будет происходить на тренинге.
  3. Самодиагностика. Участник тренинга должен быть заинтересован в самопознании и самораскрытии; суметь понять, сформулировать, признаться в существующей проблеме.
  4. Диалогизация взаимоотношений. В группе должно быть полноценное межличностное общение, основанное на взаимном уважении, заинтересованности, доверии.

Тренер для группы – лидер. Его стиль управления демократический, то есть групповые решения принимаются с учетом интересов как тренера, так и участников, а ответственность между ними распределяется поровну.

Работа психолога-тренера заключается в:

  • организации,
  • методическом обеспечении,
  • проведении тренинга.

Основные обучающие методы, которые используются тренер на занятиях, это:

  • разминка,
  • мини-лекция,
  • сбор мнений,
  • мозговой штурм,
  • упражнение, кейс,
  • групповая дискуссия,
  • ролевая игра,
  • деловая игра, метафорическая деловая игра,
  • видеоанализ и другие.

Психолог проводит групповые социально-психологические тренинги, совмещая в своей работе преподавательскую, ораторскую, организаторскую, экспериментальную и консультативную деятельность.

Психолог-тренер должен обладать достаточным уровнем квалификации, знаниями и опытом работы, быть харизматичным, остроумным, энергичным.

О социально-психологическом тренинге рекомендуем почитать психологическую литературу:

  1. Герман Марасанов “Социально-психологический тренинг”
  2. Николай Цзен, Юрий Пахомов “Психотренинг. Игры и упражнения”
  3. Александр Прутченков “Социально-психологический тренинг в школе”
  4. Елена Дагаева “5 тренинговых программ”под ключ”. Практическое руководство”>
  5. Татьяна Эксакусто “Групповая психокорркеция. Тренинги и ролевые игры, упражнения для личностного и профессионального развития”
  6. Михаил Кипнис “Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга”

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/socialno-psixologicheskij-trening

Психотерапевтические группы для взрослых и подростков

Психотерапевтическая группа – современный эффективный способ психологической помощи, поддержки и личностного развития!

Помощь психолога и психотерапевта можно получить, как минимум, двумя способами. С помощью индивидуальной консультации психолога или групповой психотерапии.

Групповой подход ничуть не хуже индивидуального, а иногда и превосходит его по эффективности.

Бывает так, что специалист-психолог рекомендует клиенту, проходящему индивидуальную терапию, на определенном этапе пройти курс психотерапии в группе.

Особенно показана групповая психотерапия тем, у кого решение личных проблем упирается в проблему взаимоотношений.

Чаще всего в группе можно встретить людей среднего возраста, от 28 до 43 лет. Однако, это не значит, что в 19 или 50 лет групповая психотерапия людям не подходит. Наоборот, именно в эти возрастные периоды велик риск потерять привычный круг общения и оказаться в одиночестве.

В эти периоды жизни клиенты, как правило, реже обращаются за психотерапевтической помощью. Некоторые люди комфортнее чувствуют себя в группе, если там есть хотя бы один человек его возраста, для других важнее найти общность в интересах и привычках, независимо от общества. При этом психологический комфорт в психотерапевтической группе — не самый важный пункт.

В группе очень важно быть готовым преодолеть начальный период адаптации к новым знакомым и новому методу.

Количество участников психотерапевтической группы — до 10 (в среднем 6-7 человек), 2 ведущих. Рекомендуемый срок посещения — не менее года. Группа собирается 1 раз в неделю на 1,5 часа.

Метод предполагает свободное общение без каких-либо действий. Участники в таком общении взаимно помогают обнаружить и решить проблемы друг друга. Динамика группового общения обладает глубоким терапевтическим потенциалом.

Перед включением в групповую работу необходимо проконсультироваться с ведущими группы. Обычно, во время первого знакомства всесторонне рассматриваются:

  • цели участия в группе
  • правила групповой психотерапии
  • насколько подходит клиенту данный метод
  • какие затруднения возможны
  • как они будут решаться.

Например, групповая психотерапия не рекомендуется людям, переживающим глубокое горе или другое острое эмоциональное состояние. Группу также не могут посещать те, кто по каким-либо причинам не готов выполнять правила или не согласен с ними.

Групповая психотерапия доступнее и экономичнее индивидуальной психологической консультации примерно в 3 раза. Средняя стоимость индивидуальной консультации – 3000 рублей/ 1час, средняя стоимость групповой психотерапии – 1500 руб/1,5 часа.

Но групповая психотерапии будет для Вас действительно эффективной только в том случае, если Ваша решимость преодолеть свои проблемы сильнее самих проблем хотя бы на 1%.

Групповая психотерапия:

Работа в группе позволяет решать те же проблемы, что и в индивидуальном консультировании. И вместе с тем, группа имеет ряд собственных преимуществ:

  • Групповое консультирование в разы дешевле. Час клиента в группе по эффективности равнозначен часу индивидуальной работы. При этом групповая терапия доказала свою значимость и ряд преимуществ перед индивидуальными сеансами.
  • Опыт, навыки и знания, полученные в психотерапевтической группе легче использовать в обычной жизни, потому что в группе, как в экспериментальной лаборатории, моделируются ситуации, типичные для семейных, служебных или дружеских отношений.
  • Участие в психотерапевтической группе позволяет вырабатывать разные стили взаимодействия с разными людьми. Группа дает возможность увидеть последствия своего поведения и исправить его, если в этом есть необходимость.
  • Психотерапевтическая группа дает возможность учиться на чужом опыте и видеть себя глазами разных людей.
  • Поддержка и эмоциональный заряд, который вы можете получить от психотерапевтической группы, переживается ярче, глубже и оказывает более сильное влияние, чем слова индивидуального консультанта.
  • Безопасность работы в психотерапевтической группе обеспечивается работой психотерапевта, который при необходимости поддерживает членов группы, испытывающих затруднения, и обеспечивает границы эффективного и безопасного общения для каждого участника.

В нашем Психологическом центре «Квартет» Вы можете принять участие в работе следующих групп:

Группы личностного роста (группы самопознания)

Участники ставят перед собой цели развития и самосовершенствования.

Эта форма психологического консультирования особенно подходит тем, кто хочет сделать успешную карьеру, научиться управлять своими эмоциональными состояниями, строить комфортные отношения с близкими людьми, открыть для себя новые ресурсы и жизненные перспективы. Особенно важен опыт участия в группах самопознания для руководителей, студентов психологов, которые готовятся к профессии консультантов, менеджеров-продавцов.

Сессии проходят раз в неделю или 2 раза в неделю по полтора часа. Размер группы – от 5 до 10 человек. Прежде чем принять участие в группе необходимо пройти собеседование. Время участия в аналитической группе не ограничено.

Вы можете посетить несколько занятий, а можете приходить в течение нескольких лет. Наиболее оптимальный срок участия в группе – 1,5-2 года.

Группы социально-психологического тренинга ограничиваются временем от 10 сеансов до 1 года.

Психотерапевтические группы

Мотивом участия в психотерапевтической группе является необходимость преодоления различных эмоциональных проблем (депрессий, навязчивостей, страхов, последствий длительного стресса или горя), изменения жизненных сценариев, коррекция взаимоотношений и т.д. Очевидно, что решение глубинных эмоциональным проблем происходит на фоне личностного развития и построения комфортных отношений с внешним миром.

Сессии проходят 1 раз в неделю по полтора часа. Размер группы – от 4 до 10 человек. Решение о включении в группу принимается по результатам предварительной индивидуальной консультации. Оптимальный срок участия в группе – 2-3 года.

Психотерапевтическая группа для подростков

  • Ведущие: Антон Сорин и Ольга Баранова
  • Направленность группы: преодоление трудностей жизненного самоопределения в кризисном подростковом возрасте, помощь в поиске собственной роли в коллективе и обществе, исследование и разрешение конфликтов со сверстниками, родителями и педагогами, а также внутренних проблем.Группа проводится в игровой, оптимальной для детей форме 1 раз в неделю, длительностью 1,5 часа. Количество участников – до 10 ребят. Группа работает с октября по апрель с перерывом на зимние каникулы. Перед включением в группу с родителями и детьми проводятся собеседования.В любые психотерапевтические группы, кроме подростковой, возможно включение психологов, обучающихся в вузах и начинающих практику, для решения задач профессионального самопознания и личных вопросов.Как понять, что такое группа и подходит ли она Вам?Как инструмент психологической помощи группа – это что-то    большее, чем музыка, песня или слова… Это оркестр, где звучание каждого выливается в симфонию. Совместная с другими участниками психотерапия зажигает в людях желание свершения, которое редко можно достичь в одиночку.Если для Вас выражение «чувство локтя» превратилось в пустой звук…Если Вы хотите чувствовать себя свободно в коллективе, но такое простое дело, как выполнение работы с товарищем, заменено жестким соперничеством…Если Вы забыли об удовольствии от совместного приложения сил с кем-либо…и хотите разобраться в своих психологических проблемах, а также узнать о своих психологических достоинствах, то ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГРУППА — для ВАС.

Источник: http://www.psy-77.ru/psihoterapevt/psihoterapevticheskie-gruppy-dlya-vzroslyh-i-podrostkov/

Психологический тренинг как метод практической психологии

·Соотношение понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция» и «групповой тренинг»

·Общее представление о психологическом тренинге

·Специфические черты и основные парадигмы тренинга

Соотношение понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция» и «групповой тренинг»

Вам неоднократно встречались слова «тренинг», «групповая психологическая работа», «групповая психотерапия». Что они означают? Имеется в виду одно и то же или это различные понятия?

Следует сделать несколько замечаний терминологического характера.

Для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы используется довольно большой круг терминов, границы области применения которых весьма размыты: групповая психотерапия, психокоррекционные группы, группы опыта, тренинговые группы, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории.

Часто группы одного и того же вида разные авторы называют по-разному. Без сомнения, подобное положение с неустоявшимися терминами связано с относительной новизной этой области практической психологии и в очень большой степени – с тем, что подобные группы работают на стыке психотерапии и психокоррекции, с одной стороны, и обучения – с другой (см. рис. 1).

Рис. 1. Соотношение понятий «психотерапия», «психокоррекция», «обучение»

Вследствие этого употребление любого термина является не вполне адекватным, поскольку чрезвычайно трудно определить, где проходит граница между психотерапией, психокоррекцией, обучением и собственно личностным развитием.

Все же, по-видимому, наиболее часто разнообразные формы групповой работы обозначаются понятием «тренинговые группы».

Осознавая относительность этого термина (впрочем, как и часто встречающегося термина «групповое обучение»), в дальнейшем мы будем пользоваться им, подразумевая под тренинговыми группами не только известные Т-группы, но и вообще все специально созданные малые группы, участники которых (психически здоровые люди) при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания).

Возникновение психологического тренинга как новой формы взаимодействия психолога с людьми, нуждающимися в психологической помощи, и этих людей между собой теснейшим образом связано с развитием групповой психотерапии и психокоррекцией. Вместе с тем мы считаем необходимым обозначить различие между этими понятиями.

Под психотерапией в настоящее время принято понимать комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

Условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности. (См.

«Психология. Словарь» под редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, 1990)

Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности (Г. Л. Исурина, 1990).

Групповую психологическую коррекцию обычно рассматривают не только (и не столько) как метод, применяемый в медицине, но и в качестве направления деятельности практического психолога (не обязательно врача-психотерапевта).

Групповая психотерапия гораздо старше психологического тренинга – ее возникновение в собственном смысле слова исследователи относят к 1904-1905 гг., связывая этот момент с врачебной деятельностью И. В. Вяземского (Россия) и Дж.

Прэтта (США), а появлением термина «групповая психотерапия» мы обязаны Дж. Морено, предложившему его в 1932 году. Между тем временем возникновения психологического тренинга принято считать только 50-е годы, когда М.

Форверг разработал новый метод, основой которого были ролевые игры с элементами драматизации и который был назван социально-психологическим тренингом – СПТ.

На основании большой экспериментально-исследовательской работы Форверг сделал вывод об эффективном влиянии СПТ на повышение интерперсональной компетентности за счет интериоризации измененных установок личности и их переноса на профессиональную деятельность.

В чем же состоят основные отличия группового психологического тренинга от терапии, коррекции и обучения?

Во-первых, в отличие от психотерапии цели тренинговой работы не связаны собственно с лечением. Ведущий тренинга ориентирован на оказание психологической помощи, а не на лечебное воздействие.

Это положение, разумеется, не исключает возможности применения оздоровительных процедур. В тренинге могут участвовать не только фактически здоровые люди, но и невротики и люди в пограничных состояниях психики.

В последнем случае практическому психологу (не имеющему медицинского образования) рекомендуется работать совместно с клиническим психотерапевтом.

Во-вторых, отличие психологического тренинга от психокоррекции определяется тем, что в тренинге уделяется внимание не столько дискретным характеристикам внутреннего мира, отдельным психологическим структурам, сколько развитию личности в целом. Кроме того, коррекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, на которую она ориентируется, в то время как в некоторых видах тренингов вообще не принимается категория нормы.

В-третьих, тренинговую работу невозможно свести только к обучению, потому что когнитивный компонент не всегда является в тренинге главным и может порой вообще отсутствовать.

Ряд специалистов считает наиболее ценным для участников тренинга получение, прежде всего, эмоционального опыта.

Впрочем, психологический тренинг очень тесно соприкасается с развивающим обучением, понимаемым в широком смысле слова.

При всем этом в тренинге могут применяться психотерапевтические, коррекционные и обучающие методы, что в целом ряде случаев не позволяет однозначно определить форму групповой работы.

Общее представление о психологическом тренинге

Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются: 1) в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний; 2) для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии. Мы в большей степени уделяем внимание рассмотрению группового тренинга в его втором значении.

В «Психологическом словаре» (1990) социально-психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении».

Групповой психологический тренинг не сводится только к социально-психологическому. Область его применения значительно шире, чем у последнего, и отнюдь не ограничивается развитием навыков эффективного общения и повышением коммуникативной компетентности.

Один из ведущих специалистов по тренингам в нашей стране Ю. Н.

Емельянов отмечает: «При этом термин «тренинг», по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением» (1985, с. 89).

Следуя этому подходу, он предлагает четко разграничивать учебный и тренировочный аспекты в работе группы. Можно согласиться с подобным взглядом, добавив, что тренинг – это не только метод развития способностей, но и метод развития разнообразных психических структур и личности в целом.

В настоящее время в литературе и практической работе термин «тренинг» трактуется гораздо шире, чем он понимался всего лишь несколько лет назад. Так, известный специалист в области нейролингвистического программирования и акмеологии А. П.

Ситников дает такое определение тренинга: «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящей в условиях моделирования различных игровых ситуаций… » (1996, с. 144).

При этом под антропотехникойон понимает такую составляющую акмеологической практики, которая направлена на преобразование «естественно данных человеку способностей» (М. К.

Мамардашвили) и формирование на их основе культурного феномена профессионального мастерства. Он выделяет три основные антропотехники: научение, учение и игру.

Расширение границ использования понятия «тренинг» связано, прежде всего, с увеличением диапазона целей, значительно более широкого по сравнению с ранее определявшимися целями (развитие компетентности в общении).

Так, целями специально организованных тренингов становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка новых поведенческих паттернов. А. П.

Ситников, например, понимает программно-целевую направленность разработанного им акмеологического тренинга «как ориентированность тренинга как системы обучения и подготовки профессиональных кадров на воссоздание целостного феномена профессионального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности» (1996, с. 172).

Нам представляется, что в нынешней ситуации термином «тренинг» охватывается настолько широкая область практической психологии, пересекающаяся с групповой психотерапией, психокоррекцией и обучением, что было бы неправомерным сужать диапазон применения этого термина, отказывая целому ряду психологических методов в праве называться тренинговыми.

Специфические черты и основные парадигмы тренинга

Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:

·соблюдение ряда принципов групповой работы;

·нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;

·наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);

·определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

·акцент па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;

·применение активных методов групповой работы;

·объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

·атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

В рамках этих черт существует огромное количество модификаций конкретных форм тренингов, сильно разнящихся между собой по целому ряду признаков. Особенно большой разброс имеется во времени работы групп: от двух дней до пяти и более лет с еженедельными встречами (например, в групп-анализе).

Важной общей чертой тренингов является их стадийность, обусловленная социально-психологическими закономерностями развития малой группы. Как правило, в процессе любого тренинга можно выделить три основные стадии: начальную, рабочую и конечную.

Иногда эти стадии характеризуют как этапы «оттаивания», «изменения», «замораживания».

Тренинга, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Такихпарадигм можно выделить несколько:

1. тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;

2. тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;

3. тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;

4. тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Парадигмы расположены в списке по степени уменьшения уровня манипулятивности ведущего и возрастания ответственности за происходящее на тренинге и осознанности участников группы.

«Дрессировщик» полностью берет ответственность на себя за изменения, происходящие в участниках, и абсолютно не интересуется уровнем осознанности групповых и внутриличностных процессов.

«Тренер» делегирует «тренируемым» только малую часть ответственности и занимается «натаскиванием» для развития необходимых умений и навыков.

«Учитель» способен осуществлять сотрудничество с участниками, однако занимает обычно позицию «сверху» и не рискует полностью отдавать членам группы ответственность за них. «Ведущий» берет на себя ответственность только за создание для участников благоприятных и безопасных условий, в которых возможен старт самоизменений.

Разное понимание психологического смысла тренинга находит свое отражение и в разнообразии названий специалиста, проводящего тренинг: ведущий, руководитель, директор группы, тренер, эксперт, фасилитатор и др.

Разумеется, далеко не каждый проводимый тренинг можно уверенно отнести к какому-либо одному из выделенных видов, поскольку обычно перед тренингом ставится не одна, а несколько частных задач, решение которых может осуществляться сквозными методами разных направлений.

Кроме того, в литературе не раз подчеркивалась значительная роль личности ведущего тренинговой группы, индивидуальный стиль и особенности которого могут порой идти вразрез с парадигмой того психологического направления, в котором он работает, и иметь большее значение, чем применяемые им методики и приемы.

Упражнения и приемы, характерные для той или иной психологической школы тренинга, являются не более чем инструментом, результат применения которого зависит не столько от качества этого инструмента, сколько от личности мастера, с ним работающего.

Вследствие этого мы считаем, что даже жестко манипулятивные внешне приемы нейролингвистического программирования могут быть использованы не в целях манипуляции, а в целях облегчения процессов самораскрытия и самоактуализации участников группы.

Материал взят из книги И.В.Вачков ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА

Источник: http://pcyhologia.ru/treningi/175-psihologicheskiy-trening-kak-metod-prakticheskoy-psihologii.html

Групповые формы психологической работы. Тренинги

На западе тренинги приобрели большую популярность в 70х годах двадцатого столетия. В России тренинги стали широко использоваться для личностного и профессионального развития почти на двадцать лет позже.

На сегодня тренинговая индустрия в крупных городах достигла своего пика и находится на этапе перенасыщения. Анонсируется огромное количество тренингов самой разной тематики. Однако не существует однозначной и достоверной статистики, насколько результаты оправдывают ожидания участников.

Как человеку, который не является специалистом в области психологии, понять, что такое «тренинг» и подходит ли ему данный метод?

Термин «тренинг» произошёл от английского training — обучать, тренировать. Тренинговые программы существуют разные, на данный момент их так много, что можно лишь очертить несколько самых крупных областей, где они могут применяться:

  • Бизнес-тренинги — тренинги для деловых людей, менеджеров, собственников бизнеса (например, time-менеджмент, тренинг ведения жёстких переговоров, целеполагание и др.);
  • Корпоративные тренинги — тренинги для персонала (например, тренинг продаж,  «верёвочные курсы», тренинг на сплочение команды и т.п.)
  • Обучающие и образовательные тренинги — используются в учебных заведениях;
  • Психологические тренинги (например, тренинг личностного роста, тренинг развития женской сексуальности, тренинг повышения уверенности в себе и т.д.)

Все группы тренингов основаны на механизмах поведенческой психологии. Иногда применяются дополнительно и другие техники и методы (такие, как нейролингвистическое программирование — НЛП). Большая часть тренинговой работы сводится к закреплению у участников желаемой реакции на определенные стимулы.

Для первых трёх групп из нашей классификации формат тренинга подходит оптимально, т.к. основная задача — это приобрести новые знания, сформировать на их основе навыки и умения.

Подходит ли метод тренинга для решения личностных проблем?

Не существует двух одинаковых проблем, как и людей. И даже если внешне проблемы выглядят «похоже», они могут быть вызваны совсем разными причинами. Таким образом, без исследования индивидуальных причин, которые привели к формированию личностных сложностей, нельзя однозначно сказать, какой метод психологической работы подойдет. В противном случае есть риск усугубить ситуацию.

Как правило, «корни» психологических проблем находятся на более глубинном уровне, чем только стереотипы поведения (на которых основан тренинг). И если не устранить причины, то проблема вернётся вновь.

В то же время нельзя отрицать пользы, которую может принести правильно подобранный тренинг. По мнению психологов Центра Эмбер, тренинги целесообразно использовать в сочетании с другими методами и техниками. Таким образом, после осознания индивидуальных причин проблемы и их устранения, тренинг выполняет задачу «репетиции» нового поведения, приближая и облегчая желаемые жизненные изменения.

Психотерапевтическая группа

Психотерапевтическая группа, в отличие от тренинга, характеризуется глубинностью. То есть предметом ее воздействия является не поведенческие реакции, а сама личность, эмоции, чувства.

Давайте сравним тренинг и психотерапевтическую группу, рассмотрев следующие определения (заимствованы из Википедии как наиболее популярного источника информации).

Тренинг — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок. Такие группы имеют стандартную программу для всех участников.

Групповая психотерапия —  форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей регулярно встречается под руководством психотерапевта для достижения следующих целей: разрешения внутренних конфликтов, снятия напряжения, коррекции отклонений в поведении, и иной психотерапевтической работы. Такие группы, как правило, не имеют жесткой программы, направлены на потребности каждого участника (которые определяются в ходе индивидуальной психодиагностики) и глубинной проработке причинпроблемы. Обычно такие группы более длительные, чем тренинги.

Это общее определение групповой психотерапии как метода, внутри которого можно выделить еще несколько более специфических направлений (гештальт-группы, группы встреч, психодинамические и другие).

Отличия психотерапевтической группы от тренинга:

  • глубина воздействия на личность (направленность не на стереотипы поведения, а на  проработку внутриличностного конфликта, истоков проблемы);
  • длительность во времени;
  • индивидуальный подход и решение для каждого участника (отсутствие единой стандартной программы);
  • ведущий имеет обязательную медицинскую подготовку, которая позволяет работать с невротическими элементами проблемы (как правило, «психотерапия» или «медицинская (клиническая) психология»).

Для каждой задачи есть свои средства решения. Для того, чтобы устранить психологические трудности, будь то неуверенность в себе или что-то еще, необходимо сначала проанализировать причины, которые привели к их появлению, и только после этого подбирать методы психологической работы. С этой целью психологи Центра Эмбер проводят психологическую диагностику, в ходе которой собирают информацию о человеке, его жизненной истории, с помощью специальных методик определяют особенности его личности. После этого специалист индивидуально составляет индивидуальный психологический «маршрут», подбирает методы дальнейшей работы, которые могут включать как групповые программы, так и индивидуальное, семейное консультирование и другие.

Запишитесь на психологическую диагностику по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Источник: https://emberint.ru/articles/treningi

Подростковые группы и тренинги

Невидимая сторона групповой работы с подростками. Психотерапевтические группы и психологические тренинги.

Семинар-погружение.

Подростковый возраст – это время решения возрастных задач, способствующих формированию личности. Работа в группе естественна для подростка, поскольку соответствует его ведущей деятельности.

Группа – это:

  • зеркало, в котором подросток может увидеть себя;
  • модель мира, с которым нужно учиться взаимодействовать;
  • другие люди, со своим уникальным опытом проживания различных ситуаций.

В группе  подросток сам отвечает на поставленные себе же вопросы:

Кто я? Какой я? На что способен?  Чему мне надо научиться? Чем могу и хочу поделиться? Чем я похож на других? В чём моя уникальность?

В группе подросток приобретает социально-психологические навыки и новые формы поведения, в группе – учится отстаивать свою позицию.

Для кого этот семинар:

Семинар  предназначен для  профессионалов, желающих расширить свои знания и инструментарий в области работы с подростками; психологов,  врачей, психотерапевтов, педагогов дополнительного образования, студентов медицинских и психологических факультетов, организаторов детского и подросткового отдыха, а так же родителей, которые хотят научиться лучше понимать своих взрослеющих детей.

Цель программы:

  • получение теоретических основ и расширение методологической базы для групповой работы с подростками в формате психологических тренингов и психотерапевтических групп.

В программе семинара:

  • Виды групповой работы с подростками. Психотерапевтические группы и психологические тренинги.
  • Значение тренинга в решении возрастных задач, удовлетворении возрастных потребностей подростка и в развитии его личности.
  • Роль тренера  как носителя модели поведения и нового опыта.

  • Особенности и структура психологического тренинга для подростков.
  • Составление тренинговых программ в зависимости от цели.
  • Методы и приёмы групповой работы в структуре тренинга: упражнения, дискуссии, ролевые и проблемные игры, групповые задания, шеринг.
  • Интегративный принцип применения методик.

  • Возможности использования притч и легенд для развития рефлексии.
  • Понятие тренингового пространства.
  • Динамика развития группы и роль игрового взаимодействия в тренинге.
  • Определение мотивации и глубинных запро​сов подростков.
  • Групповые правила – «За» и «Против».
  • Структура одного тренингового занятия.

    Принцип подбора основных упражнений и разминок.

  • Практическое применение различных технологий в соответствии с фазой групповой динамики и задачей:
    игры и разминки, влияющие на энергетику группы и создающие ее настрой;
    упражнения, направленные на достижение различных целей –  знакомство с членами группы и тренинговым пространством, самопрезентацию, установление контакта, проработку эмоций, поиск ресурсного состояния, создание атмосферы доверия и эмоционального комфорта, простройку временной перспективы и постановку целей, упражнения на подведение итогов и концентрацию ресурса;
    шеринг; различные способы обратной связи.
  • Значение завершающей фазы тренинга для осознания и интеграции участниками полученного опыта и ресурса.

В результате прохождения семинара вы:

  • Пополните знания об особенностях подросткового возраста.
  • Получите представление о методах групповой работы с подростками.
  • Сможете самостоятельно создавать тренинговые программы для подростков, исходя из поставленных задач.

  • Проживёте уникальный опыт группового взаимодействия.
  • Научитесь  применять  различные техники и методики  на практике.
  • Получите подборку игр и упражнений для дальнейшего использование в своей работе.
  • Расширите круг профессиональных контактов.

Рекомендуется:

  • прослушать семинар «Индивидуальное консультирование подростков».

Список литературы:

  1. Бубличенко М.М. Психологические тренинги на каждый день. Практикум.   –  Ростов н /Д : Феникс,  2016 .
  2. Емельянова Е.: Психологические проблемы современных подростков и их решение в тренинге.- М: Генезис, 2015.
  3. Кипнис М.Ш. Актёрский тренинг. Драма. Импровизация. Дилемма. Учебное пособие. – СПб:  «Лань», 2016.
  4. Кипнис М.Ш. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга. – М: Издательство АСТ , 2016.
  5. Копытин А.И. Психодиагностика в арт-терапии.- СПб: Речь, 2014.
  6. Леванова Е.А. Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А.Е., ТелегинаИ.О.
    Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия.- СПб: Питер, 2012.
  7. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. Отечественный и зарубежный опыт. /Под ред. Копытина А.И. – М: Когито-Центр, 2012.
  8. Мосс Д.  Игры, в которые мы играем.  Тренинг по системе Эрика Берна. 40 упражнений, чтобы понимать людей, воздействовать на них, освободиться от негативного сценария.- СПб: Астрель,
  9. Основы социально – психологического тренинга. Психологический практикум/ авт.- сост. М.А. Василенко. –  Ростов н /Д : Феникс,  2014.
  10. Телегина И. Большая психологическая игра, или Игра не в тренинге. -СПб: «Питер», 2013.
  11. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего.- М: Генезис,
  12. Фопель К. Мастерская историй. Сочинение личных историй в групповой психологической работе. – СПб: Генезис, 2013.
  13. Фопель К.Технология ведения тренинга. Теория и практика. – М: Генезис, 2013.
  14. Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге.- СПб: Речь, 2015.
  15. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Групповая психокоррекция. Тренинги и ролевые игры, упражнения для личностного и профессионального развития. Психологический практикум. – Ростов  н /Д : Феникс,  2014.

Источник: https://psyinst.moscow/trening/podrostkovye-gruppy-i-treningi/

Ссылка на основную публикацию