Психосинтетическая автобиография — психология

Клуб Здорового Сознания

Главная цель заключается в выявлении того, как повлияло и до сих пор влияет наше прошлое на настоящее. Это помогает выйти за рамки сложившегося под влиянием обстоятельств стереотипа поведения, который уже не отвечает вашим потребностям.

Здесь первостепенное значение имеет простое перечисление событий ради них самих, а не «автобиография» внутренних процессов, изучение тех условий, ситуаций и людей, которые оказали влияние на нашу жизнь, а также путей нашего взаимодействия с ними.

Для предоставления информации специалистам, которые будут работать с вашей автобиографией, необходимо кратко указать такие чисто формальные данные, как дата и место рождения, национальность, социально-экономический статус семьи, где вы воспитывались, число братьев и сестер, ваше место в семье, социальное окружение и естественные условия, в которых вы проживали. Попытайтесь указать влияние этих факторов на ваше развитие. Включая в автобиографию чисто внешние данные, укажите, какое воздействие, по вашему мнению, они оказали на вас как на личность.

Манера изложения

Обычно пути изложения автобиографии варьируют от человека к человеку. Некоторые люди используют хронологический подход, рассматривая год за годом. Другие начинают с тех событий, которые кажутся им наиболее заслуживающими внимания. Каждый из этих подходов может принести пользу и оказаться эффективным.

Иногда наилучший результат приносит их сочетание, то есть сначала описание основных моментов в хронологическом порядке, а затем их рассмотрение в зависимости от желания. Хронологический перечень служит здесь в качестве справочного указателя, не дающего пропустить что-то главное.

Желательно, чтобы запись велась в свободной и наиболее простой форме, даже если это повлечет за собой нарушение грамматических правил и повлияет на стиль. Самое важное — отразить поток мыслей, а не форму этого отражения.

Запись должна как бы фиксировать «поток сознания», где будут выделены какие-то главные моменты и темы, а не являться отражением попытки классифицировать данные по какой-то предопределенной схеме.

Попытайтесь описать свою жизнь честно и беспристрастно, не выбрасывая ничего, что, по вашему мнению, может представить вас в невыгодном свете. Необходимо отметить все, чего вы стыдитесь, а также указать ваши слабые места и болезненные точки. Попытка дать наиболее честное и объективное описание поможет вам вжиться в него и использовать его самым конструктивным образом.

Если вы вдруг обнаружите, что написанная автобиография очень объемна и запутана, то желательно поработать над ней еще какое-то время с целью создания более сокращенного и упорядоченного варианта.

Это позволит, во-первых, более отчетливо увидеть проблемы, во-вторых, иметь в распоряжении руководство, определяющее направление психосинтеза. Очень подробный вариант помогает излить накопившееся, выразить себя. Он больше подходит для личного пользования.

Краткое изложение может стать основой для работы в контакте с другими людьми, а также упорядочивает мысли и конкретизирует их.

Описание этапов развития

Каким человеком вы были в различные периоды жизни? Изменились ли вы? Воспринимают ли вас окружающие таким, каким вы представляетесь себе? Какие маски вы носите в обществе? Меняетесь ли вы каким-то образом, если хотите понравиться окружающим или защитить себя от них?

Постарайтесь проиллюстрировать все положения с помощью рисунков.

Как вы разрешили психологическую проблему тождественности своему полу? Какие чувства вы испытывали в связи с тем, что вы женщина или мужчина, изменились ли ваши взгляды на этот счет? Что вам нравится или не нравится в вашей половой принадлежности? Представьте себе, что вы лицо противоположного пола: каковы, по вашему мнению, преимущества и недостатки?

К каким моделям вы возвращались в жизни несколько раз? Бывали ли случаи стереотипного конфликтного поведения, которое неоднократно повторялось в самых различных ситуациях? Извлекали ли вы какие-то уроки из вашего жизненного опыта?

Частные вопросы

Каково ваше самое раннее воспоминание (то, насколько оно реально или вымышленно, не имеет значения)? Опишите любой из детских снов, который вы видели несколько раз.

Укажите любое травматическое событие, например болезнь, несчастный случай, смерть, разлуку, насилие, сексуальные проблемы и т. д. Как это повлияло на вас?

Модель и смысл жизни

Какую разновидность архетипической модели отражает описываемая вами жизнь? Напишите мифическое произведение или сказку, повествующую о вашей жизни.

Нарисуйте портреты главных персонажей, изображенных в архетипиче-ской форме.

Какие названия или подписи вы бы хотели использовать в сочетании с рисунками? Принимаете ли вы ваш жизненный опыт или отвергаете его? Каковы, по вашему мнению, глубинный смысл и цель вашей жизни?

Источник: https://psy-space.ru/?page=psihosinteticheskaya-avtobiografiya

Психосинтетическая автобиография

Цель психосинтетической автобиографии

Цель предлагаемой работы состоит в том, чтобы осознать, каким образом ваше прошлое определило ваше настоящее и продолжает влиять на него; благодаря этому у вас появится возможность освободиться от тех форм обусловленного поведения, которые вас больше не устраивают.

Под автобиографией в данном случае подразумевается описание внутренней жизни, а не просто фиксация внешних событий; речь идет также об изучении условий, событий и лиц, определивших вашу нынешнюю жизнь, и анализе ваших взаимоотношений с ними, вашей роли в этих взаимоотношениях.

Разумеется, для возможных читателей автобиографии можно будет дать короткую справку о важнейших фактах вашей внешней жизни, включая дату и место рождения, национальность, социально-экономическое положение родителей, количество сестер и братьев, ваше место среди них, а также общее описание социальной и природной среды, в которой вы расли.

Попробуйте выяснить влияние этих факторов на ваше развитие. Когда вы включаете в автобиографию записи о внешних событиях, всякий раз указывайте, какое они, по вашему мнению, имели на вас влияние.

описание метода (креативного решения)

Автобиографию можно писать по-разному. Некоторые предпочитают хронологический подход, рассматривая поочередно каждый год своей жизни, тогда как другие углубляются в описание событий, которые особо привлекают их внимание. Возможны оба эти подхода.

Иногда более результативным оказывается их сочетание: главные события описываются в хронологическом очерке, а затем последний углубляется более произвольным образом, выступая перечнем подлежащих рассмотрению событий.

Записи желательно вести в наиболее доступной для вас форме, даже если для этого придется пренебречь правилами грамматики и совершенством стиля. Главное – сдвинуть дело с мертвой точки, начать писать любым возможным для вас способом.

Возможно, запись «потока сознания» с последующим выделением главных тем и сюжетных линий окажется в этом плане более эффективной, нежели попытка втиснуть факты в какую-то заранее заданную схему.

Старайтесь описывать свою жизнь как можно более честно и беспристрастно, избегайте тенденции опускать те места, которые, на ваш взгляд, могут представить вас в невыгодном свете.

Впоследствии вы увидите, как полезно отмечать для себя те стороны жизни, которых вы стесняетесь и которые хотели бы скрыть; поэтому в автобиографии имеет смысл специально отмечать «болезненные места».

Попытка как можно более честно и объективно взглянуть на свою жизнь поможет вам глубже понять ее и занять по отношению к ней более конструктивную позицию.

Если ваша автобиография покажется вам растянутой и бессвязной, можно дополнить ее более сжатым и упорядоченным вариантом, который бы позволил вам яснее увидеть «узор» своей жизни. Первый, более пространный вариант поможет вам выявить и определить материал, необходимый для личного пользования, а сокращенный облегчит общение с другими людьми и поможет упорядочить свои мысли.

Каким вы были на разных этапах своей жизни? Как вы изменились? Видели ли вас окружающие таким, каким вы видели себя сами? Какие маски являли вы миру? Как вы изменяли себе, чтобы добиться признания окружающих или чтобы защититься от них?

Сделайте рисунки, иллюстрирующие ответы на эти вопросы.

Как вы решили задачу определения своей половой принадлежности? Как вы почувствовали себя мужчиной или женщиной и изменилась ли ваша позиция по этому вопросу? Что вам нравится и что не нравится в вашем поле? Что бы вам нравилось или не нравилось, если бы вы были другого пола?

Опишите кризисы роста или поворотные пункты жизни, после прохождения которых ваше отношение к ней изменилось. Нередко такие события переживаются людьми как «испытание», «посвящение» или «проба на прочность».

Не обнаружили ли вы в своей жизни каких-то повторяющихся комбинаций событий? Случалось ли вам вступать в схожие конфликты в несходных ситуациях? Извлекли ли вы какие-то уроки из своего жизненного пути? Какие именно?

Какое ваше самое раннее воспоминание? Не имеет значения, воображаемое оно или действительное.

Опишите сны, неоднократно посещавшие вас в детстве.

Опишите события, которые оставили в вас болезненный след: например, болезнь, катастрофу, смерть, развод родителей, насилие, половые излишества и т.д. Как они повлияли на вас?

Описывая свою жизнь, попробуйте определить, какой она выражает архетип жизненного пути. Придумайте миф или сказку о своей жизни. Запишите и проиллюстрируйте ее, изобразив основных персонажей в форме архетипов. Как бы вы их назвали (названий может быть несколько)? Принимаете ли вы свой жизненный опыт?

В чем вы усматриваете цель и смысл своей жизни?

Источник: http://www.planerka.info/item/Psixosinteticheskaya-avtobiografiya

Психосинтетическая автобиография

ЦЕЛЬ АВТОБИОГРАФИИ

Цель предлагаемой работы состоит в том, чтобы осознать, каким образом ваше прошлое определило ваше настоящее и продолжает влиять на него; благодаря этому у вас появится возможность освободиться от тех форм обусловленного поведения, которые вас больше не устраивают.

Под автобиографией в данном случае подразумевается описание внутренней жизни, а не просто фиксация внешних событий; речь идет также об изучении условий, событий и лиц, определивших вашу нынешнюю жизнь, и анализе ваших взаимоотношений с ними, вашей роли в этих взаимоотношениях.

Разумеется, для возможных читателей автобиографии можно будет дать короткую справку о важнейших фактах вашей внешней жизни, включая дату и место рождения, национальность, социально-экономическое положение родителей, количество сестер и братьев, ваше место среди них, а также общее описание социальной и природной среды, в которой вы расли.

Попробуйте выяснить влияние этих факторов на ваше развитие. Когда вы включаете в автобиографию записи о внешних событиях, всякий раз указывайте, какое они, по вашему мнению, имели на вас влияние.

СТИЛЬ ЗАПИСЕЙ

Автобиографию можно писать по-разному. Некоторые предпочитают хронологический подход, рассматривая поочередно каждый год своей жизни, тогда как другие углубляются в описание событий, которые особо привлекают их внимание. Возможны оба эти подхода.

Иногда более результативным оказывается их сочетание: главные события описываются в хронологическом очерке, а затем последний углубляется более произвольным образом, выступая перечнем подлежащих рассмотрению событий.

Записи желательно вести в наиболее доступной для вас форме, даже если для этого придется пренебречь правилами грамматики и совершенством стиля. Главное – сдвинуть дело с мертвой точки, начать писать любым возможным для вас способом.

Возможно, запись «потока сознания» с последующим выделением главных тем и сюжетных линий окажется в этом плане более эффективной, нежели попытка втиснуть факты в какую-то заранее заданную схему.

Старайтесь описывать свою жизнь как можно более честно и беспристрастно, избегайте тенденции опускать те места, которые, на ваш взгляд, могут представить вас в невыгодном свете.

Читайте также:  Бросил учебу юноша - психология

Впоследствии вы увидите, как полезно отмечать для себя те стороны жизни, которых вы стесняетесь и которые хотели бы скрыть; поэтому в автобиографии имеет смысл специально отмечать «болезненные места».

Попытка как можно более честно и объективно взглянуть на свою жизнь поможет вам глубже понять ее и занять по отношению к ней более конструктивную позицию.

Если ваша автобиография покажется вам растянутой и бессвязной, можно дополнить ее более сжатым и упорядоченным вариантом, который бы позволил вам яснее увидеть «узор» своей жизни. Первый, более пространный вариант поможет вам выявить и определить материал, необходимый для личного пользования, а сокращенный облегчит общение с другими людьми и поможет упорядочить свои мысли.

ВАШЕ ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ

Каким вы были на разных этапах своей жизни? Как вы изменились? Видели ли вас окружающие таким, каким вы видели себя сами? Какие маски являли вы миру? Как вы изменяли себе, чтобы добиться признания окружающих или чтобы защититься от них?

Сделайте рисунки, иллюстрирующие ответы на эти вопросы.

Как вы решили задачу определения своей половой принадлежности? Как вы почувствовали себя мужчиной или женщиной и изменилась ли ваша позиция по этому вопросу? Что вам нравится и что не нравится в вашем поле? Что бы вам нравилось или не нравилось, если бы вы были другого пола?

Опишите кризисы роста или поворотные пункты жизни, после прохождения которых ваше отношение к ней изменилось. Нередко такие события переживаются людьми как «испытание», «посвящение» или «проба на прочность».

Не обнаружили ли вы в своей жизни каких-то повторяющихся комбинаций событий? Случалось ли вам вступать в схожие конфликты в несходных ситуациях? Извлекли ли вы какие-то уроки из своего жизненного пути? Какие именно?

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Какое ваше самое раннее воспоминание? Не имеет значения, воображаемое оно или действительное.

Опишите сны, неоднократно посещавшие вас в детстве.

Опишите события, которые оставили в вас болезненный след: например, болезнь, катастрофу, смерть, развод родителей, насилие, половые излишества и т.д. Как они повлияли на вас?

ПУТЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ

Описывая свою жизнь, попробуйте определить, какой она выражает архетип жизненного пути. Придумайте миф или сказку о своей жизни. Запишите и проиллюстрируйте ее, изобразив основных персонажей в форме архетипов. Как бы вы их назвали (названий может быть несколько)? Принимаете ли вы свой жизненный опыт?

В чем вы усматриваете цель и смысл своей жизни?

ЦВЕТЕНИЕ РОЗЫ

И на Востоке, и на Западе некоторые цветы с древнейших времен считались символом высшего Я человека. В Китае это был «Золотой цветок», в Индии и на Тибете – лотос, в Европе и Персии – роза. Примером тому может служить «Роман Розы» французских трубадуров, «Вечная Роза» Данте и роза в центре креста – символ ряда духовных традиций.

Как правило, высшее Я символизировалось полностью раскрытым цветком, и визуализация этого символа, несмотря на его статичность, может оказать на человека сильный пробуждающий эффект. Но гораздо эффективнее стимулировать сверхсознательные процессы посредством динамической визуализации символа, – то есть визуализации превращения закрытого бутона в полностью раскрывшийся цветок.

Этот динамический символ развития выражает глубинную реальность, которая лежит в основе не только человеческого развития, но и всех природных процессов.

Имеется в виду фундаментальная сила жизни, неодолимое внутреннее давление которой служит причиной непрерывного роста и эволюции живого.

Эта внутренняя сила жизни в конечном счете и выступает тем фактором, который высвобождает из пут наше сознание и приводит к раскрытию нашего высшего Я.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Сядьте поудобнее и успокойтесь. Закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Расслабьтесь.
  2. Представьте куст розы с множеством цветов и нераспустившихся бутонов… Теперь обратите внимание на один из бутонов. Бутон еще покрыт зелеными чашелистниками, но на самой его верхушке можно увидеть крохотную точку розового цветка. Сосредоточьтесь на этом образе, поместив его в центр своего осознания.
  3. Очень медленно чашелистники начинают разъединяться, разворачиваясь наружу и открывая все еще закрытые лепестки… Чашелистники продолжают раскрываться до тех пор, пока вашему взору не откроется весь бутон.
  4. Затем лепестки также начинают разворачиваться, медленно разъединяясь… до тех пор, пока вы не увидите полностью раскрытую благоухающую розу… На этой стадии попытайтесь ощутить запах розы, ее ни с чем не сравнимый аромат.
  5. Теперь представьте, что розы касается луч солнца, который дарит ей свет и тепло… Некоторое время созерцайте розу, освещенную солнцем.
  6. Посмотрите в самый центр цветка. Вы видите, что там появляется обращенное к вам лицо мудрого существа, преисполненное любви и понимания.
  7. Расскажите ему или ей о том, что для вас важно в настоящий момент. Задавайте любые волнующие вас вопросы: о жизненных проблемах, предстоящих решениях. Отведите на это общение столько времени, сколько понадобится. (Если хотите, здесь можно прервать упражнение и сделать записи, отметив возможные прозрения, чтобы впоследствии оценить их.)
  8. Теперь отождествите себя с розой: представьте, что вы стали розой, или что цветок этот находится внутри вас… Сознавайте, что роза – и мудрое существо – все время пребывают в вас, что вы в любой момент можете соприкоснуться с ними и обрести их качества… Этот цветок, эта роза символизирует вас. Сила жизни, которая оживляет Вселенную и которая создала эту розу, наделила вас способностью к пробуждению, раскрытию своего внутреннего существа и проявлению всего того, что из него исходит.
  9. Теперь представьте, что вы становитесь всем розовым кустом… Сознавайте, что корни ваши прочно связаны с землей, питаются ее соками… Ваши листья и цветы растут вверх, питаясь теплом и энергией солнечного света.
  10. Осознайте, что все другие розовые кусты, другие растения и деревья оживляет одна и та же сила жизни, что все они являются частями одной планеты, великого целого. Сознавайте это некоторое время… Затем можете открыть глаза.
  11. Если вам захочется описать то, что произошло, уделите особое внимание диалогу с мудрым существом и тем прозрениям, которые, возможно, возникли у вас в ходе выполнения этого упражнения.

ВЫСШЕЕ Я

Высшее Я в психосинтезе определяется как онтологическая Реальность, как Существо, которое выступает на своем уровне неизменным Центром Жизни, источником излучаемых ею энергий. Личное я, самосознающее «я» человека представляет собой проекцию или проявления высшего Я на уровне человеческой жизни.

Для пояснения этого можно прибегнуть к аналогии, которая, правда, как и всякая аналогия, страдает приблизительностью и односторонностью. Связь между высшим Я и личным я подобна связи между Солнцем и планетой, – скажем, Землей.

Солнце – источник целого спектра излучений, которые воздействуют на планету и всех населяющих ее существ, создавая условия для их развития, эволюции, роста. Подобным же образом Я выделяет из себя («отбрасывает», проецирует) маленькую частицу, искру, крошечный центр самосознавания – «я».

Присущие этому я самосознавание, разумность и способность к действию растут, с одной стороны, благодаря «питательным сокам» окружающей среды, «почвы» его существования, а с другой, – благодаря животворному воздействию нисходящих энергий, излучаемых Я.

Можно сказать, что Я посредством я сознает, что происходит на личном уровне (физическом – эмоциональном – мысленном).

Личное я, в свою очередь, сознает Я посредством

  1. сознательного раскрытия себя нисходящим от Я излучениям;
  2. восхождения к Я, соприкосновения и частичного слияния с ним;
  3. проживания подлинно человеческого опыта во всей его полноте и привнесения в свою жизнь энергий высшего Я.

Человеку вполне доступно постижение высшего Я, и многие из тех, кто имел такой опыт, свидетельствуют, что Я может восприниматься как живая реальность, более того, – как живое Существо. Я обладает функциями, но Я – не функция. Я – существо человека, источник его жизни и бытия.

Поначалу ясность и полнота постижения себя как Я создает столь сильное и самодовлеющее чувство самотождественности «я – это Я», что высшее Я воспринимается как нечто неизменное и неподвижное.

Реальность этого переживания столь велика, что все другие заведомо изменчивые, преходящие переживания и реалии кажутся по сравнению с ним если не иллюзорными, то во всяком случае менее настоящими, менее ценными и значимыми.

Впоследствии, по мере того как высшее Я все теснее соприкасается с нашей повседневной жизнью, входит в нее и преображает ее своими энергиями, мы обнаруживаем, что оно пронизывает и организует все стороны нашей личности, участвуя во всех протекающих здесь процессах.

Некоторые качества, проявляемые Я: самостоятельность и независимость, созидательность, мудрость, всеобъемлющая любовь, чувство истины и ощущение большой скрытой силы, готовой явить себя в случае необходимости.

Некоторые результаты постижения Я: ощущение внутреннего руководительства, стойкость, целеустремленность, скромность, ответственность, сострадание и радость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По словам Ассаджоли, «основная цель психосинтеза состоит в том, чтобы высвободить, точнее, помочь высвобождению энергий высшего Я. Для этого нужно прежде всего способствовать интеграции, объединению индивида вокруг личного я, а затем осуществлению синтеза личного и высшего Я.

Следовательно, все рассматриваемые методики должны служить этой основной цели; они не являются неизменным набором средств, но могут применяться в произвольном порядке, а также видоизменяться психотерапевтами и воспитателями при условии, что последние помнят об основной цели терапии».

Тем самым он предостерегает нас от отождествления с нашей практикой, с конкретным набором средств.

Он напоминает нам о том, что есть нечто более важное, чем практика, что цель предпринимаемых нами усилий состоит в соприкосновении с нашей истинной природой, с высшим Я человека, – и в высвобождении энергий этого Я.

Живая практика – это любая практика, способствующая данному процессу в настоящий момент или вообще; если же практика данному процессу не способствует, то сколь бы совершенно и самозабвенно мы ее ни выполняли, пользы от нее нет.

Представленные здесь упражнения доказали свою эффективность, однако, выполняя их, нужно помнить, зачем это делается, – это делается затем, чтобы высвободить и привнести в наш мир энергии высшего Я человека. Необходимость в такого рода энергиях очевидна; как скоро и до какой степени мы сможем высвободить их для тех, кто в них нуждается, зависит только от нас самих.

Источник: https://cyberpedia.su/6xe27d.html

Методика «Психологическая автобиография»

Методика разработана Е. Ю. Коржовой

Назначение: глубинная психодиагностика субъективной картины жизненного пути.

Инструкция: Перечислите наиболее важные события, которые произошли в Вашей жизни, а также те, которые Вы ожидаете в будущем. Каждое событие, как состоявшееся, так и ожидаемое, было (будет) радостным или грустным. Попробуйте выразить свое отношение к указанным Вами событиям, оценив радостные от +1 до + 5, а грустные от -1 до -5. Отметьте рядом примерные даты событий.

Обработка и интерпретация данных: обработка производится с помощью специальных таблиц и включает несколько этапов. Определяется количество радостных, грустных, прошедших, будущих событий и событий в целом.

Читайте также:  Путь к самостоятельности - психология

Далее выявляется суммарный «вес» радостных, грустных, прошедших, будущих событий и событий в целом. Затем определяется среднее время антиципации и ретроспекции событий (отдельно подсчитывается для радостных, грустных и в целом).

Наконец, производится содержательный анализ с учетом видов (сфер) событий.

По каждой сфере подсчитывается общее количество событий, а также «вес» радостных (желательных) и «вес» грустных (нежелательных) событий. Кроме того, рассчитывалось количество видов событий, которое давало возможность оценить тематическое разнообразие субъективной картины жизненного пути личности.

Виды событий:

v Родительская семья

v Брак

v Дети

v Место жительства

v Здоровье

v Я

v Общество

v Межличностные отношения

v Материальное положение

v Учеба, повышение квалификации

v Работа

v Природа

v Досуг, развлечения

Методика «Историческое воспоминание»

Методика Трегубенко И. Назначение: психодиагностика индивидуальных исторических воспоминаний.

Инструкция: Вспомните и опишите какое-нибудь общественно-политическое или культурное событие в России или мире, которое запомнилось. Неважно, насколько точно Вы его знаете, главное, что оно почему-то запомнилось. В этом событии Вы могли участвовать, видеть его или просто слышать от кого-то. Это не проверка знаний. Опишите событие, а также Ваши мысли и чувства по поводу него.

Кроме того, в инструкцию были включены два вопроса: В честь кого Вас назвали? и С кем Вы ассоциируете свое имя?

Обработка и интерпретация:

В процессе анализа воспоминаний определяется тип события (сфера, к которой оно относится).

События могут быть общественно-политическими, то есть относящимися к политической, экономической и общественной жизни; культурными событиями – касающиеся культурной жизни, искусства, науки, спорта; и, наконец, природными событиями, к которым относятся землетрясения, наводнения, техногенные катастрофы. Далее указываем, является ли событие отечественным или же зарубежным.

Следующим параметром является тип автобиографического воспоминания:яркое, важное, переломное.

Следующим показателем исторического воспоминания является психологическая позиция человека относительно события, а именно Участник, Современник, Очевидец и Наследник исторического опыта.

Следующий параметр анализа воспоминаний — это «сила-слабость» ситуации.

Следующий параметр воспоминания – это объектная и субъектная позиция личности в воспоминаниях.

Предикаты в тексте воспоминаний, то есть слова, которые обозначают действия (как правило, глаголы).

Предикаты бывают двух видов: внешние – описывают действия, которые можно видеть и/или слышать; внутренние – известны только тому, кто переживает ситуацию (знать, хотеть, понимать и так далее).

Таким образом, можно определять, предикаты какого типа преобладают в рассказах респондентов.

Еще одна характеристика – включение в описание исторического события элементов собственной биографии.

Особый тип исторических воспоминаний- «ситуативный ответ». Респондент рассказывает о каком-то актуальном общественно-политическом событии, которое освещено в СМИ и имеет определенный общественный резонанс (например, переименование милиции в полицию).

Воспоминание также можно классифицировать по преобладающим эмоциям в описаниях.Так, они могут быть негативными (эмоционально отрицательными), позитивными (эмоционально положительные), амбивалентными (представлены как положительные, так и отрицательные эмоции) и нейтральными (отношение не описано).

Наконец, воспоминание обладает определенной актантной структурой, то есть включает действующих лиц (по схеме, которую предложил Альфред Адлер). Прежде всего, в тексте может присутствовать Я самого вспоминающего. Тут возможны варианты: человек упоминает себя как действующее (думающее, чувствующее) лицо («Я-ситуации»).

Другой вариант, когда рассказчик с кем-то объединяется, образуя так называемые «Мы-ситуации» (термин А. Адлера). В концепции А.

Адлера именно позиция «мы» в воспоминаниях указывает на развитость социального чувства, то есть когда у человека наблюдается тенденция осуществлять некую деятельность в сотрудничестве с другими людьми, а также быть полезным обществу.

Кроме того, в воспоминаниях могут присутствовать:

— фигуры родителей (как вместе, так и раздельно папы и мамы) – объединенность их в выше приведенном рассказе указывает на малый возраст респондентки в момент происходящего события;

— фигуры родственников (особый случай с бабушками и дедушками, поскольку они часто являются проводниками исторической памяти для молодого поколения);

— фигуры друзей, хотя они;

— наконец, могут присутствовать другие люди – как знакомые, так и неизвестные рассказчику.

Источник: https://megalektsii.ru/s48703t6.html

Инструкция по написанию автобиографии для психолога

ИНСТРУКЦИЯ!

Жизнь человека в значительной мере зависит от условий, в которых протекает его развитие. Душевные способности развиваются в зависимости от тех возможностей, которые имелись в жизни человека, а его современное душевное состояние является всего лишь результатом прошедших переживаний, впечатлений и жизненного опыта.

Подробная Ваша автобиография позволит психологу правильнее понять Ваши душевные переживания и более правильно оценить результаты психологического обследования. Поэтому ради собственных интересов правдиво укажите в биографии все важные события и обстоятельства Вашей жизни.

Результаты психологического исследования являются строго доверительными и их не имеет права просматривать никто, кроме психолога.

Поэтому вы можете приводить наиболее щекотливые данные без опасений, что кто-нибудь посторонний использует их Вам в ущерб! На последующих страницах находится подробная программа автобиографии, которая поможет Вам вспомнить и не позволит забыть чего-либо очень важного.

Не надо писать ответы или объяснения к каждому слову программы; если какие-то пункты Вас не касаются, о них не надо упоминать. Указывайте только то, что считаете важным и что, по Вашему мнению, поможет психологу лучше Вас понять.

Напишите, пожалуйста, биографию разборчиво и связно на свободных листах. Просьба, не писать непосредственно в тексте автобиографии. Затем передайте ее только в руки психолога.

СПАСИБО!

ТЕКСТ АВТОБИОГРАФИИ: Пишите, пожалуйста, связными предложениями, отрывочные ответы недостаточны. К тому же, они будут не очень хорошо характеризовать Ваши способности. Поэтому предстаете, что Вы просто пишите сочинение на тему

«Моя жизнь». ВНИМАНИЕ! После того, как Вы закончите писать свою автобиографию, отдайте ее лично в руки психолога и только ему! Иначе кто-то посторонний может узнать о Вас то, что Вы сами ему не хотели бы говорить!

Происхождение: Место рождения, среда (то есть, какие люди Вас окружали в детстве, чем они занимались, как они относились к Вам, т.е.

Ваши близкие родственники, друзья и знакомые родителей, соседи, Ваши друзья, «дворовая компания» и т.д.). Общественное положение семьи.

Время рождения и обстановка вокруг Вашего рождения (то есть, как отнеслись родители к Вашему появлению на свет, были ли они рады или говорили Вам, что Вы родились «не во время»).

Семья: Родители (имя и отчество отца и матери), воспитатели. Чем они занимались (кто они по профессии, где работали, их отношение к работе, что Вы сами можете сказать об их работе). Их взаимоотношения между собой и отношение к Вам.

Ваши братья и сестры (если есть): старшие или младшие (порядок рождения в семье), их возраст, чем они занимаются (где учатся или работают), как они относятся к Вам, а Вы — к ним. Как Вы сами оцениваете согласие в Вашей семье. Какие заболевания есть у Ваших родителей и других близких родственников.

Как складываются имущественные отношения в семье, кто из родителей или братьев и сестер обеспечивает семью. Можете ли Вы назвать свою семью достаточно обеспеченной для того, чтобы не думать о деньгах.

Воспитание: Где и как Вы воспитывались. Кто занимался Вашим воспитанием (родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, детский дом и т.д.). Как строго или, наоборот, свободно Вас воспитывали.

Какие Вы видите преимущества и достоинства Вашего воспитания, какие ошибки и недостатки. Посещали ли Вы детский сад, с какого возраста. Остались ли у Вас какие-либо впечатления от него.

Можете ли Вы вспомнить те чувства, которые у Вас связаны с посещением детского сада?

Школа: Когда Вы пошли в школу (с какого возраста), в какую (среднюю, специальную, вспомогательную, школу-гимназию и т.д.). Как Вы посещали школу (ходили ли туда с удовольствием или, наоборот, много прогуливали, не очень хотели туда ходить).

Прогуливали ли Вы уроки? С какого класса Вы начали их пропускать? Какова была Ваша успеваемость? Напишите те предметы, которые Вам нравились больше всего, какие не нравились вообще. Как складывались взаимоотношения с учителями и одноклассниками, кто из учителей пользовался у Вас наибольшим уважением и почему?

Особыепереживания: Опишите, пожалуйста, наиболее примечательные случаи и впечатления из Вашего детства. Это может быть какая либо поездка, отдых в деревне или пионерском лагере, прочитанная книга, увиденный фильм, встреча с интересным человеком, все что угодно. Случались ли у Вас такие сильные душевные потрясения, что Вы пытались свести счеты с жизнью?

Здоровье: Какими болезнями Вы болели? Лежали ли в больницах? Если да, то как долго? Состояли ли Вы на учете у психиатра? Лечились ли Вы в психиатрических больницах и по какому поводу? Происходили ли с Вами несчастные случаи? Были ли черепно-мозговые травмы? Как Вы питались до того, как попали в тюрьму? Много ли Вы курили? Употребляли ли Вы наркотики, какие и в каком количестве? Употребляли ли Вы алкоголь и сколько?

Источник: https://vunivere.ru/work30971

Психологическая автобиография

Психологическая автобиографиясобирательное наименование большой группы способов получения биографической информации от самого изучаемого человека. Эти методы позволяют получить данные психологического анамнеза, сведения о важнейших событиях и этапах жизненного пути личности, об ее отношении к прожитому и об особенностях ее антиципации.

Сведения общего характера (пол, возраст, образование, семейное положение, профессиональные сведения, состояние здоровья и т. п.) можно получить с помощью беседы, анкеты, биографических опросников.

Специфические сведения (оценка прошлых и возможных будущих событий, отношение к себе и другим, субъективное восприятие своего жизненного пути и т. п.) получают различными способами.

Наиболее распространенный и простой – устное или письменное повествование о своей жизни с одновременным описанием своего психического состояния в соответствующие периоды.

Повествование должна быть облегчено с помощью предлагаемой испытуемому схемы изложения. Схема содержит отдельные опорные точки, относящиеся к разным возрастным периодам жизни человека и к разным областям его деятельности.

Популярен в таких исследованиях прием автопортрета. Испытуемому предлагается начертить прямой горизонтальный отрезок, крайние точки которого олицетворяют рождение и смерть.

На отрезке испытуемый выбирает точку, соответствующую данному моменту его жизни. Тем самым он соотносит свое прошлое и будущее, оценивает свои временные возможности.

На этих двух участках им отмечаются наиболее важные события: свершившиеся в прошлом и ожидаемые в будущем. Эти вехи желательно сопроводить эмоциональной оценкой.

Еще один известный прием – управляемая фантазия. Он может осуществляться в разных вариантах. К примеру, ʼʼвживаниеʼʼ в свой воображаемый образ в старости с подведением итогов жизни. Или ʼʼускорение времениʼʼ путем неоднократного последовательного представления себя всœе старше и старше.

Из последних разработок укажем на методику Е. Ю. Коржо-вой, предложенную в 1994 ᴦ. для выявления самовосприятия жизненного пути личности [164]. Ответы и описания биографа касаются его прошлого, настоящего и возможного будущего, но преимущественно событий его недавнего прошлого.

Предусмотрена процедура формализации и унификации автобиографического материала, что дает возможность его количественного представления. Способы интерпретации данных, предусмотренные методикой, позволяют отнести ее к разряду событийно-биографических методов. А поскольку в анализе материала на первый план выступает личностное значение (т. е.

Читайте также:  Как формировать жизненный мир - психология

смысл) ответов, то данную методику (впрочем, как и в целом метод психологической автобиографии) можно отнести к группе экспрессивных проективных методов. Автором разработаны критерии анализа данных.

При интерпретации учитываются следующие особенности восприятия событий личностью: 1) формальные характеристики – продуктивность воспроизведения образов прошлого и будущего; значимость для себя данного события по сравнению с другими; желательность событий; степень влияния событий на последующий ход жизни субъекта; время их антиципации (предвосхищения) и ретроспекции; 2) содержательные характеристики – тип и вид значимых событий; их ʼʼоригинальность-популярностьʼʼ (частота встречаемости); их ʼʼсила-слабостьʼʼ (преобладающее влияние личностных или ситуационных переменных). Субъективная картина жизненного пути воспринимается как целостный образ человеческого бытия: ощущения, восприятия, эмоциональные и интеллектуальные переживания и оценки собственной жизни и в конечном счете отношение к ней. Анализу подлежит ряд компонентов этой внутренней картины своей жизни: 1) соматический (телœесный) компонент – отношение к своему здоровью, возрасту, изменениям в том и другом и т. п.; 2) личностный (индивидуально-психологический) компонент – отношение к себе как к личности; 3) ситуационный (социально-психологический) компонент – отношение к жизненным ситуациям, в которые был включен данный человек. Результаты по конкретному испытуемому сопоставляются с нормативными, полученными для кон-тингентов соматически здоровых и больных людей. Здоровые дифференцированы на две профессиональные группы: педагоги и инженерно-технические работники (ИТР). Методика позволяет проводить диагностику психических состояний. Возможно ее использование как для индивидуального, так и группового исследования и обследования.

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/393522_psihologicheskaya_avtobiografiya

Упражнение 2. Психосинтетическая автобиография

⇐ ПредыдущаяСтр 74 из 114Следующая ⇒

Цель написания автобиографии

Главная цель заключается в выявлении того, как повлияло и до сих пор влияет наше прошлое на настоящее. Это помогает выйти за рамки сложившегося под влиянием обстоятельств стереотипа поведения, который уже не отвечает вашим потребностям.

Здесь первостепенное значение имеет простое перечисление событий ради них самих, а не «автобиография» внутренних процессов, изучение тех условий, ситуаций и людей, которые оказали влияние на нашу жизнь, а также путей нашего взаимодействия с ними.

Для предоставления информации специалистам, которые будут работать с вашей автобиографией, необходимо

кратко указать такие чисто формальные данные, как дата и мес—то рождения, национальность, социально-экономический статус семья, где вы воспитывались, число братьев и сестер, ваше место в семье, социальное окружение и естественные условия, в которых вы проживали. Попытайтесь указать влияние факторов на ваше развитие. Включая в автобиографию чисто внешние данные, укажите, какое воздействие, по вашему мнению, они оказа-л и на вас как на личность.

Манера изложения

Обычно пути изложения автобиографии варьируют от человека к человеку. Некоторые люди используют хронологический подход, рассматривая год за годом. Другие начинают с тех событий, которые кажутся им наиболее заслуживающими внимания. Каждый из этих подходов может принести пользу и оказаться эффективным.

Иногда наилучший результат приносит их сочетание, то есть сначала описание основных моментов в хронологическом порядке, а затем их рассмотрение в зависимости от желания. Хронологический перечень служит здесь в качестве справочного указателя, не дающего пропустить что-то главное.

Желательно, чтобы запись велась в свободной и наиболее простой форме, даже если это повлечет за собой нарушение грамматических правил и повлияет на стиль. Самое важное — отразить поток мыслей, а не форму этого отражения.

Запись должна как бы фиксировать «поток сознания», где будут выделены какие-то главные моменты и темы, а не являться отражением попытки классифицировать данные по какой-то предопределенной схеме.

Попытайтесь описать свою жизнь честно и беспристрастно, не выбрасывая ничего, что, по вашему мнению, может представить вас в невыгодном свете. Необходимо отметить все, чего вы стыдитесь, а также указать ваши слабые места и болезненные точки. Попытка дать наиболее честное и объективное описание поможет вам вжиться в него и использовать его самым конструктивным образом.

Если вы вдруг обнаружите, что написанная автобиография очень объемна и запутана, то желательно поработать над ней еще какое-то время, чтобы создать более сокращенный и упорядоченный вариант.

Это позволит, во-первых, более отчетливо увидеть проблемы, во-вторых, иметь в распоряжении руководство, определяющее направление психосинтеза.

Очень подробный вариант помогает излить накопившееся, выразить себя. Он

больше подходит для личного пользования. Краткое изложение может стать основой для работы в контакте с другими людьми, а также упорядочивает мысли и конкретизирует их.

Описание этапов развития

Каким человеком вы были в различные периоды жизни? Изменились ли вы? Воспринимают ли вас окружающие таким, каким вы представляетесь себе? Какие маски вы носите в обществе? Меняетесь ли вы каким-то образом, если хотите понравиться окружающим или защитить себя от них?

Постарайтесь проиллюстрировать все положения с помощью рисунков.

Как вы разрешили психологическую проблему тождественности своему полу? Какие чувства вы испытывали в связи с тем, что вы женщина или мужчина, изменились ли ваши взгляды на этот счет? Что вам нравится или не нравится в вашей половой принадлежности? Представьте себе, что вы лицо противоположного пола: каковы, по вашему мнению, преимущества и недостатки?

К каким моделям вы возвращались в жизни несколько раз? Бывали ли случаи стереотипного конфликтного поведения, которое неоднократно повторялось в самых различных ситуациях? Извлекали ли вы какие-то уроки из вашего жизненного опыта?

Частные вопросы

Каково ваше самое раннее воспоминание? (То, насколько оно реально или вымышлено, не имеет значения.) Опишите любой из детских снов, который вы видели насколько раз.

Укажите любое травматическое событие, например, болезнь, несчастный случай, смерть, разлуку, насилие, сексуальные проблемы и т. д. Как это повлияло на вас?

Модель и смысл жизни

Какую разновидность архетипической модели отражает описываемая вами жизнь? Напишите мифическое произведение или сказку, повествующую о вашей жизни.

Нарисуйте иллюстрации главных персонажей, изображенных в архетипической форме.

Какие названия или подписи вы хотели бы использовать в сочетании с рисунками? Принимаете ли вы ваш жизненный опыт или отвергаете его? Каковы, по вашему мнению, глубинный смысл ицель вашей жизни?

⇐ Предыдущая69707172737475767778Следующая ⇒

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Источник: http://arhivinfo.ru/1-21981.html

Упражнение 2. Психосинтетическая автобиография

Цель написания автобиографии

Основная цель заключается в выявлении того, как воздействовало и до сего времени оказывает влияние наше прошедшее на истинное. Это помогает выйти за рамки сложившегося под воздействием событий стереотипа поведения, который уже не отвечает вашим потребностям.

Тут главное значение имеет обычное перечисление событий ради их самих, а не «автобиография» внутренних процессов, исследование тех критерий, ситуаций и людей, которые оказали воздействие на нашу жизнь, также путей нашего взаимодействия с ними.

Для предоставления инфы спецам, которые будут работать с вашей автобиографией, нужно

коротко указать такие чисто формальные данные, как дата и мес—то рождения, национальность, социально-экономический статус семья, где вы воспитывались, число братьев и сестер, ваше место в семье, соц окружение и естественные условия, в каких вы проживали. Попробуйте указать воздействие причин на ваше развитие. Включая в автобиографию чисто наружные данные, укажите, какое воздействие, по вашему воззрению, они оказа-л и на вас как на личность.

Манера изложения

Обычно пути изложения автобиографии варьируют от человека к человеку. Некие люди употребляют хронологический подход, рассматривая год за годом. Другие начинают с тех событий, которые кажутся им более заслуживающими внимания. Любой из этих подходов может принести пользу и оказаться действенным.

Время от времени лучший итог приносит их сочетание, другими словами поначалу описание главных моментов в хронологическом порядке, а потом их рассмотрение зависимо от желания. Хронологический список служит тут в качестве справочного указателя, не дающего пропустить что-то главное.

Лучше, чтоб запись велась в свободной и более обычный форме, даже если это повлечет за собой нарушение грамматических правил и воздействует на стиль. Самое принципиальное — отразить поток мыслей, а не форму этого отражения.

Запись должна вроде бы фиксировать «поток сознания», где будут выделены какие-то главные моменты и темы, а не являться отражением пробы систематизировать данные по некий предопределенной схеме.

Попробуйте обрисовать свою жизнь честно и объективно, не выбрасывая ничего, что, по вашему воззрению, может представить вас в нерентабельном свете. Стоит отметить все, чего вы стыдитесь, также указать ваши слабенькие места и болезненные точки. Попытка дать более добросовестное и беспристрастное описание поможет вам вжиться в него и использовать его самым конструктивным образом.

Если вы вдруг обнаружите, что написанная автобиография очень объемна и запутана, то лучше поработать над ней еще какое-то время, чтоб сделать более сокращенный и упорядоченный вариант. Это позволит, во-1-х, более ясно узреть трудности, во-2-х, иметь в распоряжении управление, определяющее направление психосинтеза. Очень подробный вариант помогает излить накопившееся, выразить себя. Он

больше подходит для личного использования. Короткое изложение может стать основой для работы в контакте с другими людьми, также упорядочивает мысли и конкретизирует их.

Описание шагов развития

Каким человеком вы были в разные периоды жизни? Поменялись ли вы? Воспринимают ли вас окружающие таким, каким вы представляетесь для себя? Какие маски вы носите в обществе? Меняетесь ли вы каким-то образом, если желаете приглянуться окружающим либо оградить себя от их?

Постарайтесь проиллюстрировать все положения при помощи рисунков.

Как вы разрешили психическую делему тождественности собственному полу? Какие чувства вы испытывали в связи с тем, что вы дама либо мужик, поменялись ли ваши взоры на этот счет? Что вам нравится либо не нравится в вашей половой принадлежности? Представьте для себя, что вы лицо обратного пола: каковы, по вашему воззрению, достоинства и недочеты?

К каким моделям вы ворачивались в жизни пару раз? Бывали ли случаи стереотипного конфликтного поведения, которое не один раз повторялось в самых разных ситуациях? Извлекали ли вы какие-то уроки из вашего актуального опыта?

Личные вопросы

Каково ваше самое преждевременное воспоминание? (То, как оно реально либо вымышлено, не имеет значения.) Опишите хоть какой из детских снов, который вы лицезрели как раз.

Укажите хоть какое травматическое событие, к примеру, болезнь, злосчастный случай, погибель, разлуку, насилие, сексапильные трудности и т. д. Как это воздействовало на вас?

Модель и смысл жизни

Какую разновидность архетипической модели отражает описываемая вами жизнь? Напишите сказочное произведение либо сказку, рассказывающую о вашей жизни.

Нарисуйте иллюстрации основных персонажей, изображенных в архетипической форме.

Какие наименования либо подписи вы желали бы использовать в купе с рисунками? Принимаете ли вы ваш актуальный опыт либо отвергаете его? Каковы, по вашему воззрению, глубинный смысл ицель вашей жизни?

Источник: http://sideref.ru/cont189500.html

Ссылка на основную публикацию