Модальность — психология

Образовательный портал

Известны пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать и пробовать на вкус. В нашем мозгу сенсорная (полученная органами чувств) информация трансформируется в некоторое представление или модель.

Эти индивидуальные модели называются модальностями восприятия и переработки информации. В первую очередь мир воспринимается зрительно, на слух и в тактильных ощущениях. Остальные сенсорные каналы – обоняние и вкус представляют собой редко применяемые способы получения информации о мире.

Модальность, которая и используется чаще, чем другие, называется доминантной или ведущей модальностью.

По ведущему каналу восприятия людей можно разделить на 3 группы: визуалы — люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения, аудиалы — те, кто в основном получает информацию через слуховой канал, кинестетики — люди, воспринимающие большую часть информации через эмоционально-тактильный анализатор (осязание, обоняние, вкус, восприятие движений собственного тела с подключением эмоций). Доминирующая модальность восприятия может меняться в течение жизни.

Портреты типичных учеников.

Визуальный ученик смотрит вверх, когда говорит. Когда учитель читает, он всегда читает сам. Его тетрадь, как правило, аккуратная. Каждая часть материала пронумерована и отделена. Придает большое значение своему внешнему виду и порядку на парте. В рабочих таблицах отмечает то, что важно ему.

При устном предъявлении информации пропускает некоторую её часть. Визуал послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет её записанной именно на доске.

Визуал чаще всего остаётся в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное — возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков.

Тогда он предпочтёт выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

Аудиальный ученик проговаривает, шепчет, когда читает текст. Гораздо чаще отвлекается, чем визуальные ученики. Он способен повторить все слово в слово, даже когда он, казалось бы, не слушал. У него затруднения с вычислениями, поскольку при этом требуется удерживать отдельные числа в уме.

Он часто садится в классе за последнюю парту в углу класса, если ему предстоит серьёзная работа, так как он легко отвлекается даже на шёпот. В письменных работах его слог и пунктуация страдают. Он рассказывает лучше, чем пишет.

Если аудиал захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может «сесть на телефон» и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.

Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось «держать рот на замке».

Кинестетический ученик обычно активно реагирует на распоряжения, просьбы (например, вскакивает, чтобы раздать детям карточки, тетради или карандаши). Он редко поднимает руку, ждёт приближения учителя, старается прикоснуться к нему. Чтение сопровождает какими-либо действиями (например, водит пальцем по строчкам).

Этот ученик хорошо запоминает информацию, только если организовать игру, изображающую связь между словами, понятиями, событиями. Он постоянно тянется к тому, что перед ним, над головой, над партой, прикасается к другим детям. Если его сосед окажется также кинестетиком, то между ними возможны потасовки.

Кинестетик чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

Характеристика людей по типу модальности.

Советы  педагогам. 

В реальной школьной практике учитель должен обладать гибким стилем преподавания, включающим множество поведенческих реакций, воздействующих на зрительную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы.

Только воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определённые эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником.

Вне зависимости от ведущей модальности человек лучше всего запоминает тот материал, который задействует все анализаторные системы! Полисенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать её, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности.

Учителю необходимо помнить:

Работая с учеником-визуалом, нужно использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности. Выделять цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывать действия, использовать схемы, таблицы, диаграммы, наглядные пособия.

Такие учащиеся предпочитают сами читать текст учебника, чем слушать устное объяснение учителя. Ключевые слова визуальной модальности: видеть, наблюдать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива, картина, ракурс, отчётливо, ярко, туманно и т.д.

Ученик-визуал помнит только то, что реально видел на занятии, а внимание своё он обращает либо на яркие наглядные пособия, либо на громкий голос. Поэтому важные моменты в учебном материале необходимо проговаривать несколько громче. Визуал слушает, пока смотрит, затем переводит глаза вверх.

В этот момент происходит трансляция и построение внутреннего образа. Обязательно нужно дать ему на это время. И продолжить объяснение, когда он снова посмотрит на педагога. Визуал понимает и помнит только то, по поводу чего у него есть чёткие представления, яркие картинки. Неприятный крик может сбить картинку, смазать её.

В результате — быстрое забывание, пробел в знаниях. Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего места, в сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность.

Работая с учеником-аудиалом, необходимо использовать вариации голоса (громкость, высота, паузы). Ключевые слова аудиальной модальности: слышать, звучать, настраивать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть, скрежетать, согласовывать, громкий и т.д.

Ученик-аудиал помнит то, что обсуждалось в классе, интересные, богатые интонациями рассказы. Чтобы материал закрепился, он должен проговаривать его, повторять вслух. Аудиалы должны обучаться при использовании лингафонной системы и лекционных методов.

Аудиалам нужна тишина, незначительный шум в классе мешает им усваивать информацию. Они — самые отвлекаемые дети на занятиях, так как реагируют на любой звук.

Но в этом есть и свои плюсы — педагогу легко привлечь к себе внимание, постучав ручкой по столу, переставив с мягким стуком стул или начав говорить шёпотом.

Работая с учеником-кинестетиком, необходимо использовать жесты и прикосновения, помнить, что кинестетики (используя обонятельное, осязательное, мышечное, вкусовое восприятие) обучаются в основном посредством мышечной памяти. Хорошо запоминают они то, что реально делали своими руками.

Кинестетики лучше воспринимают информацию во время практической деятельности (выполнение иллюстраций, лепка, сбор гербария, лабораторная работа и т.д.). Чтобы запомнить новую информацию им надо её в буквальном смысле пощупать, пережить эмоционально, как бы пропустив через себя.

Чем больше преувеличений, тем лучше они запомнят материал. Позволяйте им «играть» роль различных частей из вашей информации. Учителю можно отражать телом ритм метронома (головой). Внимание кинестетика педагог может привлечь прикосновением или движением по комнате.

Ключевые слова кинестетической модальности: чувствовать, ощущать, притрагиваться, хватать, гладкий, шероховатый, холодный и т.д. С учеником-кинестетиком желательно говорить тише, мягче, глубоким низким голосом и прикасаясь, либо находясь очень близко. Кинестетикам необходим комфорт.

Тесная обувь или низкая температура в классе негативно влияют на протекание у них познавательных процессов.

Работа учителя  в трёх модальностях восприятия возможна абсолютно на всех уроках. Необходимо учитывать проявления ведущей модальности каждого конкретного ученика.

Например, нельзя заставлять кинестетика сидеть на уроке неподвижно, так как во время движения у него идёт более прочное запоминание материала. Визуалу необходимо разрешить иметь на уроке листок, на котором он в процессе запоминания может чертить, штриховать, рисовать и т.д.

Аудиалу  нельзя делать замечания, когда он в процессе выполнения сложного задания издаёт звуки, шевелит губами. Без этого он может не справиться с заданием.

Читайте также:  Автономия личности - чем характеризуется состояние саморегулируемости и независимости в психологии?

От визуала можно требовать быстрого решения задач; от аудиала — немедленного повторения услышанного им материала; от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого — он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!

Замечания ученикам необходимо делать на их языке: визуалу  – покачать головой, погрозить пальцем; кинестетику – положить руку на плечо, легко похлопать по нему; аудиалу  – сказать шёпотом «Ш-ш-ш».

Любое обучение эффективнее тогда, когда ведется с опорой на ведущую модальность восприятия ученика. Для обучения важно не только преобладание в восприятии, памяти, мышлении той или иной модальности, но и уровень её организации. Это выдвигает задачу развития у детей ресурсных модальностей и полимодальности с учётом доминирующего типа восприятия, т.к.

для успешной учебной деятельности часто бывает, важен не только или не столько применяемый тип восприятия, но и уровень владения им, обусловленный, прежде всего, уровнем общего умственного развития ребёнка.

Таким образом, при обучении целесообразно использовать не один сенсорный анализатор, а все анализаторы в равной степени с опорой на анализатор, представляющий доминантную модальность того или иного ребёнка.

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/site/3634-2013-10-15-18-53-55.pdf

Модальность восприятия информации

Модальность (репрезентативная система) — форма восприятия и представления информации в мышлении и памяти.

Различают три основных модальности:

  • визуальную,
  • аудиальную,
  • кинестетическую (тактильные, мышечные ощущения, чувства).

Есть также аудиально-дигитальная (ориентирована на внутренний диалог), но она встречается редко.

Основная модальность — модальность, чаще других используемая человеком сознательно, в его речи. Для ее определения необходимо, слушая речь человека, выделить предикаты (глаголы, прилагательные, наречия) и определить предикатов какой модальности используется больше.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на три категории: • Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения; • Аудиалы – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал;

• Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и другие) и с помощью движений.

Для визуального типа характерно: 1. В общении соблюдает дистанцию, часто смотрит на собеседника. 2. Любит порядок на рабочем месте, соблюдает порядок в комнате. 3. Красивый, аккуратный почерк. 4. Мало отвлекается на шум. 5.

Возможны трудности при восприятии аудиальной информации. 6. В речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, как видите). 7.

При общении взгляд направлен в основном вверх.

8. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами.

Для аудиального типа характерно: 1. При чтении и письме шевелит губами, проговаривая слова. 2. Может хорошо имитировать речь других людей, звуки природы. Хорошо декламирует. 3. Сильно отвлекается на шум.

4. Характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный). 5. При общении взгляд направлен в основном по средней линии.

6. Аудиал помнит то, что обсуждал, запоминает слушая.

Для кинестетического типа характерно: 1. При общении стоит близко к другому человеку, может часто до него дотрагиваться. 2. Характерна живая мимика, выраженная жестикуляция. 3. На столе, парте, в комнате возможен беспорядок. 4. Возможен неряшливый почерк. 5. Часто вертит в руках какой-либо предмет.

6. Возможны проявления различных эмоциональных реакций.

7. Чувствителен к эмоциональным методам обучения. 8. Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх). 9. При общении взгляд направлен в основном вниз.

10. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.

От визуала можно требовать быстрого решения задач, от аудиала – немедленного повторения услышанного им материала, от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого – он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения для усвоения информации.

Узнать больше о модальности восприятия, особенностях восприятия различных психотипов, а также о возможностях изучения типа модальностей для выявления истины и диагносцирования лжи, вы сможете из материалов раздела «Охотники за поведением».

Следите за нашими новостями и специальными предложениями в нашем Телеграм-канале.

Источник: http://anna-kulik.ru/2175

Модальности в НЛП

По мере развития сознания люди стали отражать в языке не только объекты, события, явления, и, наконец, самих себя, но также и своё отношение ко всему этому, всевозможные свои собственные состояния и особенности своего функционирования. Средствами для такого отражения являются модальности (от лат. modus — способ).

Субъективные модальности отражают субъективное отношение человека к чему-либо (весело — грустно, нравится — не нравится, хорошо — плохо).

Динамические модальности отражают динамические моменты ситуаций и взаимоотношений между людьми (я могу, я хочу, я думаю).

Наконец, целесообразно ввести перцептивные модальности отражающие особенности восприятия человеком окружающего мира (я нюхаю, я вижу, я слышу, я чувствую).

В нейролингвистическом программировании (НЛП) — новом направлении научной психологии, основателями которого являются Р. Бэндлер и Дж. Гриндер [7], ставится задача управлять поведением человека, с помощью предлагаемых в НЛП приёмов программирования и перепрограммирования психических процессов так, чтобы для человека открылся доступ к резервам его психики.

В НЛП принято выделять три перцептивные модальности: визуальную (зрительную – я вижу), аудиальную (слуховую – я слышу) и кинестетическую, основанную на телесных ощущениях (я чувствую). Человек может отражать мир в разных модальностях, но для каждого человека есть предпочтительная, основная модальность.

Основная модальность (полное название — модальность основной репрезентативной системы) каждого человека проявляется в особых словах, которыми человек пользуется, описывая воспринимаемый им мир. Они называются словами-предикатами (предикат вообще — логическое суждение, то, что в суждении утверждается о предмете).

Человек, у которого основной является зрительная модальность, будет применять слова, имеющие отношение к зрительному восприятию: видеть, перспектива, мрак, яркий, туманный, отчётливо, рассмотрение, сфокусировать и т.п.

Человек с основной аудиальной модальностью будет пользоваться словами, относящимися к слуховому восприятию: кричать, слышать, тишина, оглушить, согласовывать, рассказывать и т.п.

Человек с основной кинестетической модальностью будет предпочитать кинестетические предикаты: ощущать, притрагиваться, острый, твёрдый, тяжёлый и т.п.

Возможны также обонятельно-вкусовые предикаты: свежий, пряный, пахнуть, ароматный, вкусный и т.п. Соответствующая модальность в НЛП не вводится, так как, несмотря на важность для человека обоняния и вкуса, достаточно полная и адекватная картина мира на основе только этих ощущений не формируется.

Итак, для одного человека мир — это, прежде всего, то, что он видит, для другого мир наполнен словами и звуками, для третьего — мир состоит из ощущений.

Поэтому люди, предпочитающие разные модальности говорят как бы на разных языках, так что переход от одной модальности к другой естественно обозначить словом ”перевод”. Процесс перевода с одного языка на другой, как правило, довольно трудоёмкий. Ниже приводится таблица 2, облегчающая перевод с языка одной модальности на язык другой.

Чтобы общение для партнёра было лёгким и приятным, необходимо придерживаться основной модальности партнёра, подстраиваться к нему так, чтобы, избавить его от необходимости переводить.

Читайте также:  Игра «дорогой длинною...» - психология

Человек может сформировать достаточно полную и богатую картину мира на когнитивном, словесно-логическом уровне. Поэтому в НЛП рассматривается ещё одна модальность — дискретно-логическая, или, короче, просто дискретная. Соответствующие слова-предикаты: считать, верить, думать, рассуждать, логика, понятие, помнить, полагать и т.п..

Наконец, имеется бесчисленное количество неопределённых слов, которые не имеют модального оттенка: скучать, веселиться, требовать, русский, полезный, нищий, новый, и т.п.

Рассмотрим теперь пример перевода, когда одно и то же содержание высказано в разных модальностях.

(120) На занятиях по психологии воспитания изучается простенький тест: ”Типовое состояние семьи”. Инструкция к нему нацелена на то, чтобы испытуемый ощутил себя дома, в кругу семьи. Поэтому для разных людей она должна быть сформулирована по-разному.

Визуальная модальность: ”Представьте себе, что вы видите отчётливо входную дверь вашего дома. Вы вновь рассматриваете знакомую вам домашнюю обстановку. Члены вашей семьи заняты своими делами, — читают книги, смотрят телевизор. Увидев вас, они оторвались на минутку, смотрят на вас …”

Аудиальная модальность: ”Прислушайтесь, вот скрипнула входная дверь вашего дома. Вас окружают знакомые звуки, шорохи вашего дома, или же, наоборот, привычная тишина. Вы слышите голоса членов своей семьи, они что-то вам говорят…”

Кинестетическая модальность: ”Ощутите, что, наконец-то, вы пришли домой, открыли входную дверь, зашли внутрь. Вы сбросили с себя тяжёлую верхнюю одежду и чувствуете привычное тепло вашего дома. Вы также чувствуете, рядом с собой, членов вашей семьи…”

Дискретная модальность: ”Подумайте о том, что наконец-то вы дома.

Сколько человек в вашей семье? Все ли они сейчас дома? Что, если рассуждать логично, составляет самое главное в вашем понимании дома и семьи? Уверены ли вы, что поведение каждого человека в вашей семье направлено на достижение обоюдной выгоды и благополучия? Или же это мнение нельзя считать истинным?…”

В группе всегда есть студенты, предпочитающие разные модальности. Интересно наблюдать, что когда студенты слышат ”свою” инструкцию, их вид буквально преображается. И, наоборот, ”чужие” инструкции их совсем не затрагивают.

Желательно, чтобы о модальностях знали учителя и преподаватели. Иначе возможны затруднения в работе.

(121) Это произошло на государственном экзамене по методике преподавания иностранного языка и педагогике.

Весь вид отвечающей студентки: неподвижные, направленные как бы во внутрь глаза, заторможенность мимики и жестикуляции и то, что она как бы прислушивается к своему телу, показывает, что её основная система является кинестетической.

Преподавательница, ведущая экзамен, наоборот, — с большими подвижными, часто устремляющимися вверх глазами, с активной мимикой. У неё основная система — визуальная.

Из-за различия в модальностях экзамен складывается неблагоприятно для студентки. Преподавательница всё более и более раздражается, она не приемлет ответ студентки, и вообще, не желает её далее видеть и слушать.

Наконец, когда студентка сказала: ”Идёт диктант…”, преподавательница раздражённо её перебила: ”Ну, и как вы представляете себе эту картину! Разве диктант может ходить?” Преподавательнице показалось, что подобная лексика означает понижение стиля речи, и что на государственном экзамене такая речь неуместна.

При обсуждении и выставлении оценок психолог пытался защитить студентку, на основании того, что основные модальности студентки и преподавательницы не совпадают.

Но его соображения в пользу студентки были отвергнуты, по-видимому, потому, что члены комиссии по-настоящему даже не поняли о чём идёт речь.

Они были убеждены, что такие ”пустяки”, как рассогласование модальностей, не должны приниматься на экзаменах во внимание.

Источник: http://vestishki.ru/node/286

Методика на определение ведущей модальности

Модальность — форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной). Пища для нашей нервной системы бывает разной, и разными бывают наши предпочтения.

Кто-то предпочитает визуальную информацию, кто-то аудиальную (слуховую), кто-то — кинестетическую (прикосновения, внутренние ощущения и т.д.). Поэтому и сенсорный голод (недостаток впечатлений для зрения, слуха, осязания) следует утолять не чем попало, а информацией для ведущей модальности.

Ведущая модальность — это наше предпочтение в сенсорной пище, с помощью которой мы лучше всего понимаем происходящее. В решении любой задачи один человек нарисует на бумажке разные варианты, другой проговорит их вслух, третий разложит перед собой предметы.

Какая модальность для вас ведущая?
Инструкция: зачитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак «+», если вы согласны с  данным утверждением, и знак «-», если не согласны.

  1. Я люблю фотографировать, выбирать удачные ракурсы для снимков.
  2. Я долго помню то, что мне сказали.
  3. После тяжелого дня самое большое желание – принять удобное положение и расслабиться.
  4. Я узнаю по шагам, кто вошел в комнату.
  5. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
  6. Я не стану носить очень модную вещь, если она неудобна.
  7. Люблю петь, когда чем-нибудь занимаюсь.
  8. Мне очень приятно, когда в лицо дует легкий теплый ветерок.
  9. Для меня очень важны цвета, которые меня окружают.
  10. Я иногда разговариваю сам с собой.
  11. Стараюсь записать все важные дела, чтобы не забыть.
  12. Вечером я обязательно должен принять душ или ванну.
  13. Я люблю танцевать.
  14. Не могу уснуть, когда рядом тикает будильник.
  15. Не выношу беспорядка в комнате, где живу.
  16. Я часто слушаю плеер.
  17. Если мне приходится долго сидеть, я ужасно устаю.
  18. Люблю рассматривать репродукции картин.
  19. Мелодия прошлого лета переносит меня в него.
  20. Я люблю читать во время еды.
  21. Очень часто и помногу разговариваю по телефону.
  22. Я не худой человек.
  23. Люблю потягиваться, разминаться.
  24. Я умею слушать собеседника.
  25. Обожаю смотреть фильмы.
  26. У меня хорошая память на лица.
  27. Люблю слушать шум дождя.
  28. Не люблю спать на слишком мягкой постели.
  29. Меня развлекают пародии, умение подражать голосам.
  30. Много времени уделяю своему внешнему виду.
  31. Люблю массаж.
  32. В общественном транспорте я рассматриваю людей.
  33. Предпочитаю слушать чье-либо чтение вслух, чем читать самому.
  34. Я согласен с японской мудростью, что один цветок больше передает красоту, чем огромный     букет.
  35. Не могу долго ездить на машине.
  36. Много информации о собеседнике содержится в интонациях его голоса.
  37. Мне нравится, когда люди хорошо одеваются.
  38. В шуме не могу сосредоточиться.
  39. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой.
  40. Не люблю синтетических тканей.
  41. Найти удобную обувь для меня очень сложно.
  42. От яркости освещения в комнате зависит мое настроение.

Обработка результатов методики на определение ведущей модальности :
Визуал: 1, 5, 9, 11, 15, 18, 20, 22, 25, 26, 30, 32, 37, 42
Аудиал: 2, 4, 7, 10, 14, 16, 21, 24, 27, 29, 33, 36, 38
Кинестетик: 3, 6, 8, 12, 13, 17, 19, 23, 28, 31, 35, 39, 40, 41.

Интерпретация результатов:

Отличительные признаки
Способ получения информацииПосредством зрения – благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия
Восприятие окружающего мираВосприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка
На что обращают внимание при общении с людьмиНа лицо человека, его одежду и внешность
РечьОписывают видимые детали обстановки – цвет, форму, размер и внешний облик вещей.
Движения глазКогда о чем-нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок; когда слушают, испытывают потребность смотреть в глаза говорящему и хотят, чтобы те, кто их слушают, также смотрели им в глаза
ПамятьХорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде.
Читайте также:  Тренинги личностного роста - психология
Отличительные признаки
Способ получения информацииПосредством слуха – в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками
Восприятие окружающего мираИспытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки – мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но толь-ко не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей.
На что обращают внимание при общении с людьмиНа имя и фамилию человека, звук его голоса, манеру его речи и сказанные им слова.
РечьОписывают звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы, которые можно услышать в окружающей их обстановке, а также пересказывают то, что говорят другие люди.
Движения глазОбычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящему.
ПамятьХорошо запоминают разговоры, музыку и звуки
Отличительные признаки
Способ получения информацииПосредством активных движений скелетных мышц – участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении.
Восприятие окружающего мираПривыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться.
На что обращают внимание при общении с людьмиНа то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается.
РечьШироко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в разговоре свое тело, жесты, пантомимику.
Движения глазИм удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направляется в ту сторону.
ПамятьХорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты.

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/283-methods-to-determine-the-leading-modali

Понятие модальности психология

Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь

Tver state agricultural Academy, Tver

ПОНЯТИЕ МОДАЛЬНОСТИ В ГУМАНИТАРНОЙ ПАРАДИГМЕ

THE NOTION OF MODALITY IN THE HUMANITARIAN PARADIGM

Ключевые слова: модальность, категория языка и мышления, гуманитарная парадигма, функционально-семантическая категория.

Keywords: a modality, a language and thinking category, a humanitarian paradigm, functional-semantic category

Понятие модальности принадлежит к разряду универсальных категорий, исследуемых в различных областях науки. Категория модальности описана с точки зрения научных подходов философии, логики, психологии, языкознания.

The concept of modality belongs to the universal categories investigated in various fields areas of science. The category of modality is described from the point of view of scientific approaches in philosophy, logic, psychology, linguistics.

Модальность – одна из самых загадочных категорий языка и мышления. Термин «модальность» (от латинского «modus» – мера, способ) используется различными науками: философией, психологией, логикой, языкознанием, литературоведением.

В философии выделяются онтологическая модальность – способ существования какого-либо объекта или протекания какого-либо явления, и гносеологическая (логическая) модальность – способ понимания, суждения об объекте, явлении или событии.

Впервые понятие модальности встречается в «Метафизике» Аристотеля – он выделил три основных модальных понятия: необходимость, возможность и реальность. Отсюда оно перешло в классические философские системы. Различные суждения о модальности можно найти у средневековых схоластов.

В логике и философии Нового времени традиционным стало предложенное Кантом подразделение суждений на ассерторические (суждения о действительности), проблематические (суждения о возможности), аподиктические (суждения о необходимости), а также на суждения достоверные и вероятные.

В своей работе «Философия возможного» Михаил Эпштейн обобщает подходы к изучению модальностей в различных сферах гуманитарного мышления. Свою теорию возможного он основывает, опираясь на три основные, истинностные модальности бытия: действительное, возможное и необходимое. Понятие модальностей он относит к основополагающим.

Эпштейн выделяет модальность возможного как наиболее значимую, так как именно через неё определяются две другие модальности.

Модальность в психологии – одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (в зрении – это цвет, в слухе – тон и тембр, в обонянии – характер запаха и т. п.).

Модальные характеристики ощущений, в отличие от других их характеристик (пространственных, временных), отражают свойства объективной реальности в специфически закодированной форме (цвет отражает длину световой волны, тон – частоту звуковых волн и т. д.).

Понятие модальности наряду с ощущениями относится и ко многим другим психическим процессам, описывая качественные характеристики когнитивных образов любого уровня и сложности.

Модальности – это те тона или даже полутона общения и самовыражения, на которые обычный человек почти не обращает внимания, но которые он все-таки способен воспринять. Это особые качества поведения, самовыражения и восприятия. Характерные признаки общения в конкретной ситуации с применением тех или иных приемов.

В лингвистике модальность определяется как функционально-семантическая категория, выражающая разные виды отношения высказывания к действительности, а также разные виды субъективной квалификации сообщаемого, то есть, передаёт отношение говорящего к содержанию его высказывания, целевую установку речи, отношение содержания высказывания к действительности. Модальность может иметь значение утверждения, приказания, пожелания, допущения, достоверности, реальности, нереальности и др.

Термин «модальность» в современном языкознании трактуется необычайно широко, но в любой трактовке данного понятия обязательно есть элемент оценочности: «точка зрения».

Отношение в явном или скрытом виде включено в любое истолкование модальности.

В зависимости от того, что подвергается оценке – внеязыковая действительность или само высказывание, – выделяются, соответственно, два типа модальности: объективная и субъективная.

Категория модальности как одна из языковых универсалий, находит выражение на различных уровнях языка (морфологическом, синтаксическом, интонационном). Естественно, данная категория должна присутствовать и среди характеристик текста.

Ввиду того, что текст является главным объектом изучения литературоведов, категория модальности функционирует в литературоведении именно как категория, характеризующая текст в целом. Термин «модальность» в литературоведении представляет собой совокупность значений модальности как философско-этической категории и модальности как категории языкознания.

Модальность определяется как категория высказывания, отражающая отношение повествователя к изображаемой им действительности.

Таким образом, модальность принадлежит к разряду универсальных категорий, нашедших свое проявление в различных областях науки. Модальность лежит в основе целых научных подходов.

Понятием модальности оперируют философия, логика и психология, невозможно представить себе изучение языка без классификации высказываний по признаку модальности. Категория модальности нашла свое отражение и в литературоведении.

В этой области теория модальностей разработана ещё очень слабо, но уже наметились основные подходы к её трактовке.

Источник: http://getmedic.ru/psikhologiya/77414-ponyatie-modalnosti-psikhologiya-6

Ссылка на основную публикацию