Метод: смена мотивации — психология

Примеры метода 8. Смена мотивации

Метод: смена мотивации - психология

Если вы можете найти способ это сделать, этот способ всегда действует и является самым лучшим.

Поведение : Сосед по комнате повсюду разбрасывает грязные вещи.

Метод воздействия : Наймите горничную или домработницу, которая наводила бы порядок и стирала белье, так чтобы ни вам, ни вашему соседу по комнате не надо было этим заниматься. Это может быть наилучшим решением, если вы со своим соседом по комнате являетесь мужем и женой и оба работаете. Иначе неряшливый человек может сделать аккуратного более небрежным.

Поведение : Собака на дворе лает всю ночь.

Метод воздействия : Лающей собаке одиноко, страшной скучно. Занимайтесь и уделяйте ей внимание днем, с тем чтобы собака устала и спала ночью, или возьмите еще одну собаку, чтобы они спали ночью вдвоем.

Поведение : Дети слишком шумят в машине.

Метод воздействия : Усиление шума и ссор часто является следствием голода и усталости. Запаситесь соком, фруктами, печеньем, подушками для приятного проведения времени по дороге из школы до дома. А при длительном путешествии рекомендуется через каждый час останавливаться на десять минут и побегать (это полезно и родителям).

Поведение : Супруг обычно возвращается домой в плохом настроении.

Метод воздействия : Посодействуйте смене работы. Если причина кроется в голоде и усталости, встречайте его у порога крекерами с сыром и чашкой горячего бульона. Если дело в стрессе, один или два бокала вина могут быть решением проблемы.

Поведение : Неправильный удар при игре в теннис.

Метод воздействия : Перестаньте пытаться потрясти мир победами на теннисном корте. Играйте для собственного удовольствия. (Не применимо для теннисистов мирового класса — а может, применимо?).

Поведение : Бастующий или ленивый служащий.

Метод воздействия : Платите за сделанную работу, а не за часы, проведенные на работе. Оплата, ориентированная на конечный результат, иногда очень эффективна для служащих — выходцев с Востока. Это принцип постройки сарая: все работают как ненормальные, пока поставленная задача не завершена, затем все расходятся. Голливудские фильмы делаются таким способом.

Поведение : Отвращение к благодарственным письмам.

Метод воздействия : Мы не любим это занятие, так как это цепное поведение (см. метод 6), и поэтому трудно начать, особенно потому, что в конце этого действия нас не ждет положительное подкрепление (ведь мы уже получили подарок!).

Часто мы откладываем это дело, потому что считаем, что должны написать доброе, умное и совершенное по фирме письмо. Но если не так: все что должен знать адресат, так это что вы благодарны ему или ей за знак внимания.

Вычурные слова в благодарственных открытках не более нужны, чем вычурная каллиграфия на чеке. Своевременность ответа — вот что важно.

Поведение : Кошка влезает на кухонный стол.

Метод воздействия : Почему кошка влезает на стол? 1) ищет пищу, поэтому убирайте пищу со стола, 2) кошка любит валяться на высоком месте, откуда ей видно, что делается вокруг.

Устройте полку или подставку, которая была бы выше поверхности стола, расположенную достаточно близко, чтобы вам было удобно ласкать кошку и чтобы обеспечивался хороший обзор кухни, и кошка скорее всего предпочтет это место.

Поведение : Грубый водитель автобуса вывел вас из себя.

Метод воздействия : Не давайте поводов для проявления грубости: приготовьте заранее мелочь, знайте куда вы едете, не мешайте выходу, не задавайте бесконечных вопросов, с сочувствием относитесь к вынужденным остановкам и т. д. Водители автобусов проявляют раздражительность оттого, что пассажиры могут быть труднопереносимыми.

Поведение : Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами.

Метод воздействия : Взрослые люди, имеющие друзей, самоуважение, цель жизни, работу и крышу над головой, обычно не хотят жить с родителями. Помогите своим детям обрести первые три условия в тот период, когда они растут, и они, как правило, сами позаботятся о работе и крыше над головой. Тогда вы сможете остаться друзьями.

Источник: https://studlib.info/psikhologiya/712235-primery-metoda-8-smena-motivacii/

rumagic.com

rumagic.com

Исчезновение мотивации какого-либо поведения зачастую является самым приятным и эффективным методом. Человек, у которого достаточно еды, не станет воровать краюшку хлеба. Меня всегда приводит в содрогание вид матери, чей малыш устроил скандал в супермаркете, а она дергает его за руку, пытаясь заставить замолчать.

Конечно, можно ее понять — скандал ставит всех в неудобное положение, и рывок за руку является хорошо отработанным способом встряхнуть ребенка и заставить его замолчать, и гораздо менее привлекающий к себе внимание, чем окрик или шлепок (но как любой ортопед может вам сказать, это также очень верный способ получить вывих локтевого или плечевого сустава у маленького ребенка). Дело обычно бывает в том, что малыш хочет есть, а вид и запах такого количества пищи является для него сверхсильным раздражителем. Мало кому из молодых матерей есть на кого оставить ребенка, когда она идет за покупками, а работающим матерям и тем более. Приходится делать покупки прямо перед ужином, когда и они сами устали и голодны, а поэтому и раздражительны. Решить проблему можно, накормив малыша перед тем как идти или по дороге за покупками; чтобы привести в порядок расстроенные чувства малыша, матери, служащего, уплатившего взносы, да и любого раздраженного человека, достаточно что-нибудь положить в рот. Некоторые типы поведения самоподкрепляемы — т. е. сам процесс является подкреплением. Примеры тому — жевание резинки, курение, сосание пальца. Лучшим способом избавиться от этих типов поведения у себя или кого-либо другого является смена мотивации. Будучи ребенком я отказалась от жевательной резинки, потому что тетя сказала мне, что девочки, жующие резинку, выглядят вульгарно, а не выглядеть «вульгарно» было для меня намного важнее, чем получить удовольствие от жевания резинки. Курильщики отказываются от своей привычки, когда мотивы для курения начинают удовлетворяться другими способами или когда мотив для прекращения — скажем, опасение заболеть раком — перекрывает подкрепляющее действие самого курения.

Сосание пальца прекращается тогда, когда уровень уверенности ребенка в самом себе возрастает настолько, что он не нуждается больше в самоподдержании комфортного состояния. Чтобы менять мотивацию, необходимо точно знать, что она собой представляет, а мы зачастую знаем это очень плохо.

Мы очень склонны к поспешным выводам: «Она не выносит мой характер», «У шефа на меня зуб», «Из этого ребенка ничего хорошего не выйдет». Часто мы даже не осознаем наших собственных побудительных мотивов. Частично именно поэтому появились профессии психолога и психиатра.

Если даже у нас самих нет никаких нездоровых мотиваций, мы платим дорогой ценой за всеобщее внимание к скрытым мотивациям, особенно когда нам приходится вверять себя медицине.

Проблемы чисто физиологического свойства, если только это не совершенно очевидно, излишне часто считаются эмоциональными по своей природе и лечатся как таковые без глубокого обследования реальной физиологической причины.

Я встречала одного бизнесмена, которого лечили амфетамином, чтобы снять у него «чувство» переутомления, когда он был на самом деле переутомлен чрезвычайно напряженной работой. В городе Вест Кост недавно с полдюжины докторов поставили одной женщине диагноз неврастении и лечили ее транквилизаторами, т. е. не видели реальных физиологических причин наблюдаемых у нее симптомов. Она кончила бы свою жизнь в больнице для душевнобольных, если бы седьмой доктор не обнаружил, что она не симулирует болезнь, а на самом деле медленно погибает от отравления угарным газом из-за утечки в отопительной системе ее дома.

Я сама несколько раз попадала к врачам, которые давали мне нагоняй и рецепт на транквилизаторы, когда это было совсем не нужно — и я говорила врачу об этом, это были начальные стадии депрессивных состояний.

Конечно, иногда истинный мотив состоит в том, чтобы обрести необходимую уверенность, и тогда, (особенно если обещание облегчения исходит от сильной личности, которой доверяют) транквилизатор или даже таблетка сахара, или плацебо, может принести успокоение, снизить давление и облегчить состояние.

Святая вода и благословение тоже могут это сделать, если вы в них верите. Так называемый эффект плацебо тоже, вероятно, способствует поддержанию чар широко практикующих врачей. Ничего плохого я в этом не вижу. Мотивация, состоящая в необходимости приобретения уверенности заложена в природе человека.

При различных обстоятельствах самое трудное вычленить мотивацию, а не делать сразу поспешные выводы. Одним из способов это сделать является наблюдение за тем, что же в действительности способствует изменению поведения, а что не способствует.

Вот вам совет: если у вас иди вашего друга имеются затруднения в поведенческом плане, хорошенько подумайте о возможных мотивах этого поведения. Не забывайте возможности таких причин, как голод, болезнь, одиночество или страх. Если есть возможность устранить основополагающую причину и таким способом снять или изменить мотивацию, вы должны это сделать.

Мотивация представляет собой безбрежное море, исследованию которого ученые посвящают целые жизни.

В основном эта тема выходит за рамки данной книги, но поскольку мотивацию необходимо было затронуть в связи с нежелательным поведением, то, может быть, сейчас самое время обсудить один из приемов обучения, который используется для повышения уровня мотивации: депривацию.

Теория гласит, что если животное работает за положительное подкрепление, то чем более необходимо это подкрепление, тем интенсивней и надежней его работа. У лабораторных крыс и голубей часто вырабатывают условные рефлексы на пищевом подкреплении.

Чтобы поднять уровень их мотивации, их содержат на сниженном пищевом рационе. Обычно им дают столько пищи, чтобы поддерживать их вес на уровне 85 % от нормального. Это называется пищевой депривацией.

Депривация стала столь обычным приемом в экспериментальной психологии, что когда я начала эксперименты с обучением, то считала ее необходимостью при работе с крысами и голубями. Понятно, что мы не использовали депривацию у дельфинов.

Наши дельфины в конце каждого дня получали еды столько, сколько могли съесть, несмотря на то, заработали они ее или нет, потому что если дельфины получают недостаточное количество пищи, часто бывает так, что они заболевают и погибают.

Тогда я вспомнила, что я ведь вполне успешно пользовалась подкреплением пищей и лаской у пони и детей, без того чтобы сначала снизить проявляемую к ним любовь или кормление.

Может быть, пищевая депривация необходима только для мелких животных, таких, как крысы и голуби? Однако тренеры океанариума «Жизнь моря» вырабатывали на пищевом подкреплении различные типы поведения у свиней, цыплят, пингвинов, даже рыб и осьминогов, и никому из них даже не приходило в голову сначала морить бедное животное голодом.

Читайте также:  Руководитель - психология

Но я по-прежнему продолжала думать, что депривация может быть необходима при некоторых видах дрессировки, поскольку она так широко используется… пока я не увидела морских львов Дэйва Багера. Сама я никогда не работала с морскими львами, на первый взгляд мне показалось, что они работают только за рыбу, что они не вступают в контакт и презирают тренера.

Мне казалось также, что обучению поддаются только молодые животные. Все работающие животные, которых я видела, были относительно невелики, от 100 до 200 фунтов (45–90 кг), а морские львы в природе достигают гораздо больших размеров. Дэйв Багер, директор и тренер океанариума «Мир моря» во Флориде, показал мне такое, что я и не могла вообразить. Его морские львы с тем же успехом, как за рыбу, работали за подкрепление в виде общения и тактильных стимулов, и конечно же и за условные подкрепления и при вариативной шкале подкреплений.

Следовательно, их не надо было морить голодом, чтобы заставить выступить; во время и после дневного представления морские львы могли получать столько рыбы, сколько им было необходимо. В результате морские львы не огрызались — не проявляли раздражительности, как это бывает с любым голодным животным.

Они были дружелюбны по отношению к тем людям, которых знали, и с удовольствием давали себя трогать. Я была поражена, когда увидела, как тренеры в обеденный перерыв загорают в одной куче со своими морскими львами, причем молодые люди лежали на широченных боках зверей, а головы других морских львов лежали у них на коленях.

Другим результатом неприменения пищевой депривации было то, что эти морские львы росли… и росли! Дэйв предполагал, что большинство дрессированных морских львов в прошлом были маленькими не из-за своего юного возраста, а из-за заморенности. Актеры «Мира моря» весили 600, 700, 800 фунтов (270–360 кг).

Они были очень подвижными, не тучными, но они были громадными, как это и определено природой. И они работали интенсивно. Пять и более представлений в день были превосходны. Теперь я думаю, что попытки повысить мотивацию любым типом депривации не только не необходимы, но и вредны.

Снижение нормального уровня питания, внимания, общения или чего-либо другого, что субъект любит и в чем нуждается, прежде чем начать процесс обучения — и исключительно с целью сделать подкрепление более действенным, заставив субъекта в нем больше нуждаться, — является лишь слабой отговоркой дня плохой дрессировки.

Может быть, ею следует пользоваться в лабораторных условиях, но в реальных условиях только хорошее обучение создает высокую мотивацию, и ничего больше.

Если вы можете найти способ это сделать, этот способ всегда действует и является самым лучшим.

Поведение: Сосед по комнате повсюду разбрасывает грязные вещи.

Метод воздействия: Наймите горничную или домработницу, которая наводила бы порядок и стирала белье, так чтобы ни вам, ни вашему соседу по комнате не надо было этим заниматься. Это может быть наилучшим решением, если вы со своим соседом по комнате являетесь мужем и женой и оба работаете. Иначе неряшливый человек может сделать аккуратного более небрежным.

Поведение: Собака на дворе лает всю ночь.

Метод воздействия: Лающей собаке одиноко, страшной скучно. Занимайтесь и уделяйте ей внимание днем, с тем чтобы собака устала и спала ночью, или возьмите еще одну собаку, чтобы они спали ночью вдвоем.

Поведение: Дети слишком шумят в машине.

Метод воздействия: Усиление шума и ссор часто является следствием голода и усталости. Запаситесь соком, фруктами, печеньем, подушками для приятного проведения времени по дороге из школы до дома. А при длительном путешествии рекомендуется через каждый час останавливаться на десять минут и побегать (это полезно и родителям).

Поведение: Супруг обычно возвращается домой в плохом настроении.

Метод воздействия: Посодействуйте смене работы. Если причина кроется в голоде и усталости, встречайте его у порога крекерами с сыром и чашкой горячего бульона. Если дело в стрессе, один или два бокала вина могут быть решением проблемы.

Поведение: Неправильный удар при игре в теннис.

Метод воздействия: Перестаньте пытаться потрясти мир победами на теннисном корте. Играйте для собственного удовольствия. (Не применимо для теннисистов мирового класса — а может, применимо?).

Поведение: Бастующий или ленивый служащий.

Метод воздействия: Платите за сделанную работу, а не за часы, проведенные на работе. Оплата, ориентированная на конечный результат, иногда очень эффективна для служащих — выходцев с Востока. Это принцип постройки сарая: все работают как ненормальные, пока поставленная задача не завершена, затем все расходятся. Голливудские фильмы делаются таким способом.

Поведение: Отвращение к благодарственным письмам.

Метод воздействия: Мы не любим это занятие, так как это цепное поведение (см. метод 6), и поэтому трудно начать, особенно потому, что в конце этого действия нас не ждет положительное подкрепление (ведь мы уже получили подарок!).

Часто мы откладываем это дело, потому что считаем, что должны написать доброе, умное и совершенное по фирме письмо. Но если не так: все что должен знать адресат, так это что вы благодарны ему или ей за знак внимания.

Вычурные слова в благодарственных открытках не более нужны, чем вычурная каллиграфия на чеке. Своевременность ответа — вот что важно.

Поведение: Кошка влезает на кухонный стол.

Метод воздействия: Почему кошка влезает на стол? 1) ищет пищу, поэтому убирайте пищу со стола, 2) кошка любит валяться на высоком месте, откуда ей видно, что делается вокруг.

Устройте полку или подставку, которая была бы выше поверхности стола, расположенную достаточно близко, чтобы вам было удобно ласкать кошку и чтобы обеспечивался хороший обзор кухни, и кошка скорее всего предпочтет это место.

Поведение: Грубый водитель автобуса вывел вас из себя.

Метод воздействия: Не давайте поводов для проявления грубости: приготовьте заранее мелочь, знайте куда вы едете, не мешайте выходу, не задавайте бесконечных вопросов, с сочувствием относитесь к вынужденным остановкам и т. д. Водители автобусов проявляют раздражительность оттого, что пассажиры могут быть труднопереносимыми.

Поведение: Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами.

Метод воздействия: Взрослые люди, имеющие друзей, самоуважение, цель жизни, работу и крышу над головой, обычно не хотят жить с родителями. Помогите своим детям обрести первые три условия в тот период, когда они растут, и они, как правило, сами позаботятся о работе и крыше над головой. Тогда вы сможете остаться друзьями.

Преодоление привычек, имеющих сложный характер

В таблицах, приведенных в данной главе, я показала, как каждый из восьми методов может быть применен для решения определенных поведенческих проблем. Для некоторых случаев существует один или два способа решения, которые имеют преимущества перед другими.

Для собаки, которая лает по ночам от страха или одиночества, пустить ее внутрь дома или завести еще одну собаку обычно вполне достаточно, чтобы ее лай раздавался только в случаях настоящей тревоги. Что касается других проблем, то в зависимости от условий могут подойти различные методы.

Детей можно удержать от шума в машине несколькими способами, смотря по обстоятельствам.

Существуют, однако, другие поведенческие проблемы, в основе которых лежит множественная мотивация, которые чрезвычайно укоренились и не поддаются воздействию какого-либо одного из методов — проявления стресса в виде кусания ногтей, дурная привычка к хроническим опозданиям, появление зависимого поведения, такого, как курение.

Эти типы поведения могут быть снижены или преодолены сбалансированным использованием восьми методов, а для того чтобы приостановить данное поведение, нужна комбинация нескольких методов (опять-таки я веду речь о поведенческих проблемах у относительно здоровых людей, а не у лиц с психическими заболеваниями или травмами). Рассмотрим некоторые примеры отклонений поведения, требующих комплексного подхода.

Источник: http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/prayor/0/j92.html

Мотивация (стр. 1 из 3)

1. Изучение мотивации и мотивов человека. Методы изучения мотивации и мотивов

Выполнение задач, стоящих перед психологической наукой, в известной мере зависит от того, насколько успешным будет изучение различных сторон человеческой активности, закономерностей ее изменения и возможностей регулирования в нужном направлении.

Рассматривая мотивацию человека как психологический феномен, ученые столкнулись со многими трудностями, что потребовало от науки более интенсивной разработки проблематики человека как в теоретическом, так и в практическом отношении. Стала более очевидной необходимость познания закономерностей функционирования психики и знания того, как они обусловливают поведение человека в различных ситуациях.

Как известно, психическое развитие человека происходит в условиях весьма сложного и многообразного соотношения биологического и социального, оно определяется взаимосвязью органических задатков и деятельности индивида, реализуемой в конкретных социально-исторических условиях (Брушлинский А.Б., 1974). Будучи включенной в исторически сложившиеся формы деятельности людей, любая деятельность человека подчиняется законам общественного развития.

Изучение мотивационных процессов у человека есть, по сути дела, изучение личности в ее деятельности. Специфика человеческой деятельности заключается в том, что она всегда целенаправленна. Способность к целеполаганию – одна из принципиальных особенностей человека как разумного существа.

Выражая активную сторону сознания и нередко определяя способ и характер действий человека, цель, которую человек ставит перед собой, интегрирует в единое целое сложную структуру регулятивных процессов поведения, определяет то, что человек совершает данный поступок, а не иной.

Большое внимание взаимосвязи мотивов и целей деятельности уделяет С.Л. Рубинштейн. Именно это обстоятельство, по его мнению, определяет сознательную психическую жизнь индивида, проводит через нее хотя и изменяющуюся применительно к обстоятельствам, но все же единую жизненную линию.

И именно поэтому при изучении мотивации следует должное внимание уделить психологическому анализу деятельности.

Обусловленность психики человека исторически сложившимися формами деятельности предполагает необходимость рассмотрения проблемы мотивации также со стороны связи и взаимообусловленности деятельности и сознания.

Активность человеческой деятельности определяется не только жизненной потребностью организма, но также обусловлена осознанием зависимости удовлетворения индивидуальных запросов от выполнения определенных действий, направленных на удовлетворение как нужд самого человека, так и нужд общества..

Этим подчеркивается важнейшая роль сознания в деятельности человека как существа общественного по своей природе.

Читайте также:  Декларация о принятии реальности - психология

П.М.Якобсон обращает внимание на очевидную необходимость собственно психологических (в противовес нейрофизиологическим) способов причинного объяснения поведения человека. Невозможно, например, назвать причиной преступного поведения неустойчивость нервной системы, так как остается непонятным, почему многие люди с подобными психо-физиологическими данными таких поступков не совершают.

В течение более чем полувекового периода на западе было проведено много исследований по проблеме мотивации поведения, которые развивались, в основном, в рамках трех направлений: бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии, а также более поздних и современных модификаций этих течений.

Многие зарубежные теории мотивации построены на основании экспериментов с животными, поэтому в ряде случаев прямая экстраполяция на человека невозможна.

Кроме того, возникает вопрос: можно ли вообще эти теории рассматривать как истинно мотивационные? Не являются ли они биологическими теориями детерминации поведения?

Растущий интерес к психологии личности, к сложным динамическим переменам в ее деятельности и поступках делает изучение мотивации поведения человека насущной задачей психологической науки. Очевидно, что требуется критическое рассмотрение существующих точек зрения на проблему и поиск нового подхода к ее решению. Этому будет уделено внимание в следующих лекциях и семинарских занятиях.

Насколько важно знание людьми мотивов друг друга, особенно в совместной деятельности, известно всем. Однако выявление оснований действий и поступков человека – дело не простое, связанное как с объективными, так и с субъективными трудностями. Изучение психологического склада человека включает выяснение и таких вопросов:

— какие потребности присущи данному человеку;

— с помощью каких средств он предпочитает удовлетворить свои потребности;

— какие ситуации или состояния запускают то или иное поведение;

— что сильнее влияет на мотивацию – имеющиеся потребности или чувство долга, ответственности;

— какова направленность личности.

Ответ на большинство этих вопросов можно получить, лишь используя разноообразные методы изучения мотивов и личности.

Психологами разработано несколько подходов к изучению мотивации и мотивов человека: эксперимент, наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, анализ продуктов деятельности и пр. Все эти методы можно разделить на три группы:

1. Осуществляемый в той или иной форме опрос субъекта;

2. Оценка поведения и его причин со стороны (метод наблюдения);

3. экспериментальные методы.

Помимо этого, различают три общих методических подхода к изучению мотивов: косвенный, прямой и проективный.

При первом подходе процедура исследования требует от испытуемого таких действий, диагностический замысел которых для испытуемого остается неразгаданным. Например, исходным пунктом мотивационного теста при контролируемых условиях может являться избирательность в запоминании событий, неодинаковая осведомленность в различных областях, интенсивность стремления к чему либо.

Процедуры косвенного подхода к изучению мотивов иногда называют «объективными» тестами. Методология таких тестов разработана недостаточно, и процедуры косвенного подхода не нашли пока широкого применения.

Второй, прямой, подход основывается на собственных высказываниях обследуемых.. У данной процедуры имеются серьезные недостатки. Во-первых, ответы могут быть искажены (неосознанно) или сознательно фальсифицированы испытуемым, во-вторых, ответы требуют самооценки, что сопряжено со многими трудностями.

Соблюдение общих методических принципов опроса и тщательная проработка самих тестов могут предотвратить влияние большинства причин, приводящих к искажению поведения, или своевременно вскрыть эти искажения.

Трудность самооценки может быть устранена, если тест составлен правильно и его вопросы не требуют глубокого самоанализа.

Третий подход к изучению мотивов заключается в том, что испытуемому предлагается многосмысловой материал. Эти многозначные ситуации по разному воспринимаются испытуемыми с различной мотивационной сферой.. Существенным недостатком данных процедур является то, что высказывания обследуемых достаточно произвольно могут трактоваться экспериментатором и здесь нет объективных критериев.

В практике изучения мотивов поведения наибольшее применение нашли опросные листы и тесты, реализующие второй подход. Получаемая при этой процедуре информация имеет характер непосредственных реакций на вербальные индикаторы.

В качестве индикаторов используются вопросы, на которые испытуемый отвечает утвердительно или отрицательно, или высказывания, которые он считает верными или неверными.

Возможные ответы обычно даются заранее и требуют только отметки условным знаком.

Тесты по изучению мотивов построены на основе предположения, что причины, побуждающие поведение, осознаются человеком и могут быть качественно оценены. Таким образом, тесты мотивов являются психометрическими процедурами, направленными на определенные степени выраженности индиката.

Характер мотивов определяется посредством большого числа отдельных индикаторов (от 15 до 40), имеющих одну направленность. Ответ на один индикатор не считается достаточно надежным.

Большое число индикаторов способствует точности структурной и измерительной моделей.

Однако, идеальных методов, которые бы позволяли проследить весь процесс построения мотивов, выявить его существенные моменты и тем самым – структуру мотива конкретного действия или поступка. Практически нет.

В основном методы направлены на выявление личностных диспозиций (свойств личности, установок), которые как доминирующие тенденции, могут повлиять на принятие решения и формирование намерения, но отнюдь не известно, повлияли ли они на решение конкретно в данном случае.

Надо заметить, что выявление мотивов человека дело трудное, но не безнадежное.

Оно требует комплексного использования различных методик, позволяющие выявлять глубинные причины поведения человека (потребности, мотивационные установки, состояние в данный момент), а не только цели.

Однако при этом следует все же учитывать, что, как и любая психологическая диагностика, определение мотива поведения – это вероятностный процесс, не дающий в ряде случаев стопроцентной гарантии правильности диагноза.

2. Характеристика основных теорий мотивации в отечественной и зарубежной психологии

Научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации, положили начало еще великие мыслители древности — Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о «нужде как учительнице жизни».

Демокрит, например, рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду.

Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния [6, 9].

Гераклит подробно рассматривал побудительные силы, влечения, потребности. По его мнению, потребности определяются условиями жизни, поэтому свиньи радуются грязи, ослы золоту предпочитают солому, птицы купаются в пыли и золе и т. д.

Говоря о связи побудительных сил и разума, Гераклит отмечал, что всякое желание покупается ценою, поэтому злоупотребление вожделениями ведет к ее ослаблению.

В то же время умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека.

Источник: http://MirZnanii.com/a/197957/motivatsiya

Психологические правила управления мотивацией

Психологические правила управления мотивацией

03 апреля 2011 г.

Мотивация является одним из тех терминов, которые обозначают массу самых разных вещей в зависимости от того, кем мы сами являемся.

Способность к мотивации можно понимать как способность дать другому повод к совершению какого-либо действия или, с несколько отрицательным оттенком, способность склонить какого-нибудь человека к чему-либо.

Если я в этом смысле мотивирую его, то считаю, что здесь речь идет о чем-то позитивном.

Разве плохо то, что у человека появляется стимул? Если же я понимаю, что сам являюсь объектом мотивации, то у меня может возникнуть ощущение, что мной манипулируют, не столько побуждая к действию, сколько с помощью ловких трюков, навязывая определенную модель поведения. Именно потому, что речь идет о человеческом поведении, данная проблема является особенно щекотливой.

Отчасти искусство мотивации состоит в том, чтобы в конечном счете никто ничего не потерял. Вы достигаете своих целей, создавая мотивацию у других.

Если, например, у вас есть штат сотрудников, вы надеетесь, что стимулируя их определенным образом, добьетесь от них лучших показателей в работе.

Те же, которых как-то побуждают к тому или иному действию, должны либо вообще не замечать мотивации (и таким образом, просто радоваться своим успехам) или считать ее позитивной поддержкой, усиливающей их удовлетворение результатами своего труда.

В силу того, что граница между поддержкой и манипуляцией довольно зыбкая, искусство мотивации невозможно зафиксировать в виде строгого набора правил. Вместо этого здесь основу искусства мотивирования составляют ряд направляющих принципов и опыт, полученный в результате их применения на практике.

Кого можно мотивировать?

Объектом ваших усилий может стать любой человек, ибо любого можно подвергнуть мотивирующему воздействию, и это можете сделать вы. На самом деле мотивация начинается с вас самих.

Самомотивация — весьма важный процесс, но несмотря на то, что она в чем-то совпадает с мотивацией других, ее лучше всего рассматривать отдельно, вместе с другими навыками самосовершенствования, такими, как, например, самоутверждение.

Мотивация — это очень мощный инструмент воздействия, сфера влияния которого выходит далеко за пределы традиционных представлений о ней как средстве стимуляции персонала к работе.

С ее помощью, например, можно изменить настроение ваших близких, если скучно проходит отпуск. Или заставить человека более упорно трудиться, а команду людей действовать более сплоченно.

Вы можете убедить персонал компании принять на веру амбициозные планы и устремления ее директорского совета. В чем же суть проблемы?

При циничном взгляде на мотивацию она представляется в виде некоей утонченной манипуляции людьми; другими словами, мотивация есть способ заставить других делать то, что хочешь, при этом, в идеальном случае, они не должны этого даже осознавать.

Такой была точка зрения на мотивацию у одного нашего знакомого менеджера, который считал, что его сотрудники будут более продуктивно трудиться, если им внушить, что он о них очень заботится. Поэтому, утверждал он, очень важно всеми правдами и неправдами убедить их в этом.

Однако неискренняя, показная мотивация будет «работать» до определенного момента, но в конечном счете потерпит крах.

Чтобы мотивирующее воздействие было глубоким и длительным, оно должно стать чем-то большим: что-то вроде награды за труд всем участникам этого процесса.

Безусловно, все лица, участвующие в мотивации других людей хотят извлечь из нее какую-то пользу для себя, а не просто повысить эффективность труда или улучшить качество выпускаемой продукции, и уж, конечно, они не стремятся создать команду роботов, слепо подчиняющихся «линии партии».

Они хотят, чтобы люди, побуждаемые к действию, получали настоящее удовлетворение от своего труда. По-настоящему успешная мотивация не может только на словах апеллировать к чувствам и желаниям стимулируемых людей — в ней должно быть заложено действительное, неподдельное участие в них как личностях.

Индивидуум

Самые большие трудности в создании мотивации возникают при работе с индивидуумом. Ситуации могут быть самыми разными. Это может быть подтягивание отстающего работника или помощь человеку с низкой самооценкой.

Или, наоборот, вам придется иметь дело с талантливым индивидуумом, не нашедшем должного применения своим талантам.

Читайте также:  Воспитание широко и подробно - психология

Какой бы ни была специфика ситуации для мотивации, отправной точкой должна быть мысль о том, что вы имеете дело с отдельной личностью.

Вплоть до Нового времени, однако, власть придержавшие смотрели на остальное человечество как на пешки, которые можно в любой момент заменить.

О том же говорит и превалировавшее отношение к войне, рабству и классовому расслоению (что можно наблюдать и по сей день в некоторых частях мира).

Несмотря на то, что в основе западного общества вроде бы лежит совершенно другая этика, правящие классы так и не научились смотреть на остальных, как на личности.

Эта точка зрения не претерпела особых изменений и в эпоху индустриализации. В действительности новая эра технологических открытий и массового производства еще больше закрепила за рабочим образ винтика в гигантской промышленной машине.

Фильмы того времени, такие, как например, впечатляющая лента Фритца Ланга (Fritz Lang) «Метрополис», изображают рабочих, словно какие-то детали огромного механизма. Конечно, сейчас уже никто так не думает, но наследие прошлого все еще живо.

В основе такого подхода лежит вся та же бездушная система ценностей, возникшая на почве представления о людях, как о взаимозаменяемых деталях.

Поэтому так уж и повелось, что вначале руководство думает об организации предприятия, а потом занимается подбором кадров для него (у нас будет столько-то аналитиков, столько-то административных работников и столько-то менеджеров), вместо того, чтобы создавать предприятие под тот или иной персонал.

Но почему же так происходит? Не потому ли, что такой подход дает наилучшие результаты? Но ведь это не так. Тут, скорее, причина все в том же наследии нашего прошлого, а также, потому, что так делать — легче.

Однако мы живем в мире, где самый легкий подход не всегда самый превосходный. Каждый из нас по-своему уникален и нуждается в индивидуальном подходе. Если это создает проблемы для системы в целом, что ж — тем хуже для нее. Все равно на практике придется иметь дело с каждым работником отдельно. Ведь они все — индивидуумы

Независимо от применяемых приемов мотивации нужно учитывать определенные правила управления мотивацией, которые базируются на особенностях человеческой психики. Они отражают накопленный управленческий опыт и обеспечивают эффективность применяемых методов мотивации. Наиболее важные из этих правил могут быть сформулированы следующим образом.

1. Положительное подкрепление эффективнее и конструктивнее отрицательного, особенно в долгосрочной перспективе.Американский психолог Б. Скиннер пишет: «Человек, который был наказан, не становится в силу этого менее склонным вести себя по-прежнему, в лучшем случае он учится, как избегать наказания».

Положительное подкрепление активно формирует поведение в желаемом направлении, повышает самооценку, мотивирует овладение новыми навыками, увеличивает инициативность.

Люди редко считают, что их наказали справедливо, поэтому в долгосрочном аспекте негативное подкрепление вызывает открытое либо скрытое сопротивление.

2. Непредсказуемые и нерегулярные поощрения стимулируют лучше, чем ожидаемые и прогнозируемые.

Люди быстро привыкают к сложившейся системе стимулирования. Если поощрение становится ожидаемым, оно быстро теряет свою мотивирующую силу — человек просто перестает реагировать на него. Более того, отсутствие ожидаемого поощрения будет восприниматься как несправедливость.

Так что вместо стимулирующего наступает тормозящий эффект. Ярким примером действия данного правила является широко применявшаяся в предыдущие годы система «прогрессивок», когда за выполнение плана предприятием все его работники получали определенную надбавку к заработной плате.

Так как план выполнялся практически всегда, данная надбавка рассматривалась как составная часть заработной платы и мало стимулировала работников. Ее же редкое отсутствие вызывало недовольство среди работников. Следовательно, даже доказавшие свою эффективность системы поощрения работников необходимо время от времени менять.

3.

Поощрение должно быть конкретным и безотлагательным; чем больше временной интервал, тем меньше эффект.

Человеку должно быть совершенно точно известно за что конкретно произошло поощрение. Тогда эти желательные действия будут закреплены и получат дальнейшее развитие. Немедленное поощрение сильнее стимулирует работников и их окружающих, чем отложенное на длительный срок.

Оно может принимать различные формы. Например, президент компании IBM Т. Уотсон ввел практику выписывания чеков прямо на месте событий за достижения, которые он обнаруживал во время своих обходов предприятий.

4.

Большие и редко кому достающиеся награды обычно вызывают зависть, небольшие и частые — удовлетворение.

Свои достижения люди преимущественно оценивают путем сравнения с результатами других, а не по абсолютным показателям. Разница между собственным заработком и заработком коллеги является подчас более устойчивым фактором удовлетворенности, чем сам заработок.

Высокие, редко кому достающиеся награды, обескураживают остальных сотрудников, всех тех, кто их не получил. Они вызывают напряженность среди персонала, приводят к ухудшению взаимоотношений.

В то же время небольшие, часто и многими получаемые поощрения оказывают положительное воздействие на индивида и коллектив в целом.

Нужно подчеркнуть, что помимо денег существует также множество форм мотивации работников, не предусматривающих денежных вознаграждений, давно известно и обосновано в рассмотренных теориях мотивации. Неденежные формы мотивации можно сгруппировать следующим образом:

Общественное признание отдельной личности:

1. Планирование карьеры (т.е. план служебного роста).2. Внутренняя планировка кабинета, его размеры.3. Поездки на предприятия заказчика.4. Специально отведенные места для парковки машин.5.

Ежегодные конференции, на которых отмечаются заслуги сотрудника перед фирмой.6. Специальные статьи во внутрифирменной прессе.7. Специальные задания.8.

Почетные награды, вручаемые в присутствии коллег сотрудника.

9. Пластинка с фамилией и фотографией сотрудника, вывешиваемая у входа в фирму.

Общественное признание деятельности группы:

1. Статьи о достижениях группы сотрудников в информационном бюллетене фирмы с фотографией всех участников группы.2. Пластинки отдела с фамилиями сотрудников. 3. Организация обедов с руководством высшего звена.

4. Вручение сувениров всем сотрудникам группы.

Личное признание со стороны высшего руководства:

1. Благодарность в письменной форме на справках и отчетах, подготовленных сотрудниками.2. Письмо, направленное на дом сотруднику его руководителем, с выражением благодарности за конкретный вклад этого сотрудника в деятельность фирмы.

3. Открытки, направляемые сотруднику на дом по случаю его дня рождения или круглых дат трудовой деятельности с выражением признательности за его труд в последний год.

Вполне вероятны случаи, когда деньги не имеют стимулирующего влияния вовсе не потому, что человек увлечен исключительно самим содержанием трудового процесса либо на первый план выдвигает для себя вопросы карьеры и социального престижа. Есть причины иного свойства. Две из них обнаружены еще Ф. Тейлором и Э. Мэйо.

Во-первых, как показал Ф. Тейлор, размер премии должен составлять не менее 30% основной заработной платы, так как в противном случае она теряет свою стимулирующую силу из-за низкой «чувствительности»

Во-вторых, как обнаружил в ходе своих исследований Э. Мэйо, ближайшее социальное окружение, например, бригада, может блокировать активность своих членов путем установления неформальных норм выработки. Их превышение повлечет карательные санкции в отношении «отступника».

К. Киллен обратил внимание еще на целый ряд такого рода факторов. Первый из них — это недостаточные физические или интеллектуальные возможности человека. Дело в том, что далеко не каждому работнику по силам выполнять или перевыполнять необходимые нормативы для получения дополнительной оплаты.

Вторая причина нежелания больше работать, а значит, и зарабатывать, заключается в тяготении части сотрудников к социальным и психологическим контактам. Например, сотрудник может отказаться от работы в выходные дни за двойную оплату для того, чтобы провести время в кругу семьи или друзей.

Следующая причина может состоять в низком уровне притязаний (потребностей) отдельных работников из-за их неразвитости. У таких работников существуют достаточно низкий порог «насыщения», после которого они не хотят прикладывать дополнительные усилия по зарабатыванию денег.

Наконец, низкий эффект материального стимулирования может происходить из-за недоверия к администрации. Зная о негативном опыте прошлого, работники не захотят работать интенсивнее, опасаясь, что новые результаты станут трудовой нормой и в итоге за те же деньги придется работать больше.

То есть, для обеспечения эффективного управления мотивацией необходимо исследовать как факторы, влияющие на ее результативность, так и причины мотивационного торможения.

Источник: http://www.poranarabotu.ru/articleRubrik/article/1837/

Психология мотивации и влияния: практический дистанционный курс

Психология мотивации и влияния: практический дистанционный курсМенеджер, задействовав мотивы своих подчиненных, мобилизует их на достижение общей цели. Несколько одобрительных слов могут резко изменить отношение человека к учебной или профессиональной деятельности.

Руководитель, зная о мотивации своих подчиненных, может легко актуализировать у них необходимые для деятельности мотивы.

В этом курсе вы изучите практические методики и стратегии, которые широко и успешно применяются для влияния на людей.

Практические знания:

  • Виды мотивов: мотив самоутверждения, мотив идентификации, мотив власти, мотив саморазвития, мотив достижения, просоциальные (общественно значимые) мотивы, мотив аффилиации, вегетативная мотивация;

  • Зависимость уровня достижений от силы мотивации: оптимум мотивации; закон Еркса-Додсона, избыточная мотивация (перемотивация), мотив успеха и перемотивация;
  • Чувство беспомощности и пассивность: факторы возникновения беспомощности, условия формирования беспомощности, беспомощность и самооценка, приписывание причин неудачи (кто виноват);
  • Теории мотивации: теории потребностей, иерархическая модель классификации потребностей А. Маслоу, психоаналитическая теория мотивации, механизмы психологической защиты личности;
  • Страх и тревога: причины страха, динамика (фазы) развития страха, способы снижения волнения и тревоги.

Практические навыки:

  • Цели и активность личности: что такое цель, целеобразование, внешние и внутренние цели,

    осознание целей, влияние четко определенных целей на эффективность деятельности;

  • Успех и неудача: реакции на неудачу и мотивация, причины неудачи и условия успеха, защитные реакции на неудачу, риск и смелость в достижении успеха;
  • Чувство компетентности: уверенность в своей компетентности, повышение уверенности в своих возможностях (чувства компетентности), способности, самооценка и самоуважение;
  • Позитивное подкрепление (похвала, оценки, награды): виды позитивного подкрепления, ослабление интереса, самоподкрепление, деньги как позитивное подкрепление, негативное влияние денег на мотивацию;
  • Мотивация власти: власть, аффилиация и достижение, источники (средства) власти, реализация власти, сферы использования власти;
  • Мотивационные тренинги: мотивационное переключение, мотивационная (эмоциональная) фиксация, мотивация достижения: структура и развитие, 32 упражнения на развитие самомотивации и мотивирования других людей; тренинг разработки целей (как ставить перед собой цели и достигать их).
  • 5 stars
  • 4 stars
  • 3 stars
  • 2 stars
  • 1 stars

Для этого курса пока нет отзывов.

327 ОБУЧАЮЩИХСЯ

Источник: http://www.elitarium.ru/course/distancionnyj-kurs-psihologija-motivacii-vlijanija/

Ссылка на основную публикацию