Метод: выработка несовместимого поведения — психология

Метод 5. Выработка несовместимого поведения

Метод 5. Выработка несовместимого поведенияМетод: Выработка несовместимого поведения - психология⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 16Следующая ⇒

Здесь вступают добрые феи: позитивные методы, позволяющие избавиться от нежелательного поведения.

Одним из изящных методов является обучение субъекта выполнению другого действия, физически несовместимого с нежелательным.

Например, некоторые не любят, когда собаки побираются у стола. Я сама этого терпеть не могу – ничто не может так испортить мне аппетит как собачье пыхтение, несчастные глаза и тяжелая лапа у меня на колене в тот момент, когда я собираюсь положить в рот кусок мяса.

Решением этого вопроса методом 1 будет выставить собаку из столовой или запереть в другой комнате на время еды. Но существует также возможность управлять попрошайничеством выработкой несовместимого поведения – например обучить собаку лежать на пороге столовой пока люди едят.

Первым делом вы обучаете собаку ложиться, постепенно добиваясь того, чтобы это поведение контролировалось стимулами. Затем вы можете сделать так, чтобы собака во время вашей еды выполняла команду «Иди, ляг!», укладываясь в любом месте. Вы подкрепляете это поведение пищей, когда тарелки пусты.

Отойти и лечь несовместимо с попрошайничеством у стола; собака физически не может быть одновременно в двух местах, и поэтому попрошайничество угасает.

Однажды я видела дирижера симфонического оркестра, который продемонстрировал блестящее использование несовместимого поведения во время репетиции оперы. Внезапно хор вступил в диссонанс с оркестром.

Казалось, что они запомнили один из тактов в несколько укороченном виде. Поняв в чем дело, дирижер выискал звук «з» в тексте этого такта и попросил хор усилить этот звук.

Получилось забавное жужжание, но удлинение этого звука было несовместимым с ускоренным исполнением данного такта, и проблема была решена.

Я впервые воспользовалась Методом 5, когда столкнулась с потенциально очень серьезной проблемой у дельфинов.

В океанариуме «Жизнь моря» в представлении, идущем в открытом бассейне, одновременно участвовали три типа исполнителей: группа из шести маленьких изящных вертящихся дельфинов, громадная самка афалина по имени Ало и хорошенькая девушка с Гавай, которая плавала и играла с дельфинами в одной из частей представления. Вопреки общепринятому мнению, дельфины не всегда дружелюбны, а афалина особенно склонна к тому, чтоб похулиганить и подразнить. Ало, двухсотсемидесятикилограммовая афалина, начала изводить пловчиху, когда та спускалась в воду, она бросалась под нее и подкидывала в воздух или же хлопала ее по голове хвостовым плавником. Это терроризировало девушку, и в самом деле было очень опасно.

Нам не хотелось выводить Ало из представления, так как прыжки и удары по воде делали ее звездой.

Мы начали конструировать небольшой загон, в котором ее можно было бы запирать, пока выступает пловчиха – решение вопроса по методу 1, – а тем временем начали вырабатывать несовместимое поведение.

Мы сделали так, чтоб Ало нажимала на подводный рычаг, расположенный в другом конце бассейна, и получала в награду за это рыбу.

Ало с энтузиазмом выучилась по нескольку раз за каждую рыбку нажимать на рычаг; она даже принялась охранять рычаг от других дельфинов. И во время представлений тренер Ало опускал рычаг в воду и подкреплял его нажимание все время пока пловчиха была в воде и играла с вертунами.

Ало не могла нажимать свой рычаг и одновременно находиться посреди бассейна и атаковать пловчиху; эти два поведения были несовместимы. К счастью, Ало предпочитала нажимать на рычаг, чем издеваться над пловчихой, так что это поведение угасло (пловчиха, однако, никогда полностью не доверяла этому фокусу и была полностью спокойна только тогда, когда Ало была за надежной решеткой).

Выработка несовместимого поведения является хорошим способом преодоления неправильных ударов в теннисе, а также любых других двигательных навыков, выработавшихся неверным образом. Мышцы «обучаются» медленно, но прочно; если что-либо вошло в ваш двигательный стереотип, это трудно переделать.

(Уроки фортепьяно в детстве приносили мне одно расстройство, потому что было такое впечатление, что в каждой фразе мои пальцы заучивали по неверной ноте, и я каждый раз спотыкалась на этом месте.) Единственный способ преодолеть это – выработать несовместимое поведение.

Если взять в качестве примера неверный удар в теннисе – то прежде всего надо разложить в уме движение на составные части – поза, положение, движение ног, начало движения, его продолжение, окончание – и очень медленно воспроизвести каждый элемент движения или повторить какой-либо один элемент.

Поработайте над совершенно другим ударом, серией новых движений. Когда мышцы начнут осваивать новую комбинацию, можно соединить движение и убыстрить темп.

Когда вы начнете использовать движение в игре, на полной скорости, то первое время вы не должны обращать внимание на то, куда летит посланный вами мяч; отрабатывайте только структуру движения. Теперь в вашем распоряжении должно быть два удара – старый, неправильный, и новый.

Они несовместимы, вы не можете выполнить два удара одновременно. Но хотя вам никогда не удастся полностью освободиться от старого стереотипа, вы можете свести его к минимуму, заменяя новым.

Когда этот двигательный навык станет прочным, вы снова можете сосредоточить свое внимание на том, куда летит мяч. И надо ожидать, что при более техничном ударе мяч тоже будет вести себя лучше.

(Точно так же я подходила к решению проблем, возникающих при обучении игре на фортепьяно.)

Выработка несовместимого поведения очень полезна для исправления собственного поведения, особенно, когда дело касается эмоциональных состоянии, таких, как печаль, беспокойство, чувство одиночества.

Некоторые типы поведения совершенно несовместимы с чувством жалости к себе: танцы, хоровое пение, любая интенсивная двигательная активность, даже бег. Вы не можете быть заняты ими и в то же время барахтаться в несчастье.

У вас ужасное настроение? Испробуйте метод 5.

Пример метода 5. Выработка несовместимого поведения

Понимающие люди часто используют этот метод. Пение и игра в машине избавляют как родителей, так и детей от скуки. Развлечения, отвлечения, занятия приятными вещами являются хорошей альтернативой при многих напряженных жизненных ситуациях.

Поведение Метод воздействия

Сосед по комнате повсюду разбрасывает грязные вещи Купить корзину дня белья и поощрять соседа, когда он кладет белье в корзину. Стирайте белье вместе, сделайте так, что наполнение ящика станет поводом к общению. Забота о чистоте белья несовместима с пренебрежением к нему

Собака во дворе лает всю ночь Обучите ее ложиться по команде; собаки, подобно большинству из нас, редко лают лежа. Кричите команду через окно или установите в собачьей будке переговорное устройство. Вознаграждайте похвалой

Дети слишком расшумелись в машине Пойте песни, рассказывайте разные истории, играйте в игры: «Привидение», «Я слежу за всем своим глазочком», «20 вопросов», «Найди земляной орешек» и т. д. Даже трехлетний малыш может распевать «Найди земляной орешеек». Это несовместимо с перебранкой и криками.

Муж обычно приходит домой в плохом настроении Приурочьте к моменту его возвращения домой какую-нибудь приятную деятельность, несовместимую с брюзжанием, например игру с детьми, занятие любимым делом. Неплохо полчасика провести в уединении. Мужу необходимо переключение на домашнюю жизнь

Неправильный удар при игре в теннис Отработайте заменяющий его совершенно новый удар (см. текст)

Бастующий или ленивый служащий Поручите ему или ей работать быстрее или упорнее над каким-либо определенным заданием; наблюдайте и похвалите, когда работа завершена

Нелюбовь к написанию благодарственных писем Выработайте несколько заместительных видов поведения: если кто-либо посылает вам чек, напишите несколько благодарственных слов на его обороте, когда получите по нему деньги, об остальном позаботится банк. В отношении других видов подарков, позвоните отправителю в тот же день и скажите спасибо. Тогда вам никогда не придется писать писем

Кошка влезает на кухонный стол Обучите кошку сидеть в кухне на стуле, используя ласку и пищевое подкрепление. Очень старательная или голодная кошка может так привязаться к стулу, что его можно далеко отставить от плиты, и кошка будет там, где вам это нужно, а не на столе

Грубый водитель автобуса вывел вас из себя Ответьте на ворчание и ругань, приветливым взглядом, милой улыбкой и какой-либо расхожей вежливой фразой: «Доброе утро» или, если водитель действительно бранит вас: «Спасибо, все в порядке». Такой сбивающий с толку, несоответствующий ситуации ответ иногда восстанавливает вежливый тон

Взрослый отпрыск, который с вашей точки зрения может жить самостоятельно, хочет обратно вернуться к вам Помогите ему или ей найти другое местожительство, даже если вам на первых порах придется платить за него

Источник: https://lektsia.com/5x2a5e.html

Карен Прайор. Часть IV

Карен Прайор. Часть IV

КАРЕН ПРАЙОР
НЕ РЫЧИТЕ НА СОБАКУ

Читайте также:  Ворует подросток - психология

Часть IV ОТУЧЕНИЕ: КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОДКРЕПЛЕНИЕ, ЧТОБЫ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ЧАСТЬ IV

ОТУЧЕНИЕ: КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОДКРЕПЛЕНИЕ, ЧТОБЫ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Итак, вы знаете о том, как сформировать новое поведение, а как вам избавиться от нежелательного поведения, которое уже имеется? Люди и животные всегда совершают то, что с нашей точки зрения лучше бы они не делали. Дети устраивают потасовку и кричат в машине. Собака лает всю ночь. Кошки дерут когтями мебель. Ваш сосед по комнате всюду разбрасывает грязные вещи.

От кого-нибудь из родственников слышишь постоянные придирки с требованием телефонных звонков. Все это — нежелательные виды поведения. Существует восемь способов избавиться от нежелательного вида поведения. Всего восемь.

И не важно, является ли это поведение укоренившимся, как в случае неряшливого соседа по комнате, или внезапным, как в случае детей, бесчинствующих в машине. Все, что вы можете предпринять по этим поводам, будет вариацией на тему одного из восьми методов.

(Я не касаюсь здесь сложных сочетаний поведенческих проблем, которые возникают у человека с психическими нарушениями или у непредсказуемо свирепой собаки; я рассматриваю только отдельные проявления нежелательного поведения.) Вот эти восемь методов.

Метод 1. “Убить зверя”. Это безусловно подействует. Вам никогда больше не придется снова иметь дело с данным поведением у данного субъекта.

Метод 2. Наказание. (Предпочитаемо всеми, хотя оно почти никогда не приносит действительной пользы.)

Метод 3. Отрицательное подкрепление.

Метод 4. Угашение: поведению предоставляется возможность исчезнуть самому по себе.

Метод 5. Выработка несовместимого поведения. (Этот метод имеет особую значимость для спортсменов и владельцев домашних животных.)

Метод 6. Добиться, чтобы данное поведение совершалось по сигналу. (В последующем вы перестанете давать этот сигнал. Это наиболее изощренный метод, применяемый тренерами дельфинов для того, чтобы избавиться от нежелательного поведения.)

Метод 7. “Формирование отсутствия”: подкрепляется все что угодно, кроме нежелательного поведения. (Вежливый способ превратить неприятных родственников в приятных.)

Метод 8. Смена мотивации. (Это основной и самый лучший способ.)

Источник: http://lackyhunter.narod.ru/States/Karen_Pryor_part4.html

Книга Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека. Содержание — Выработка несовместимого поведения

Физическое устранение

Этот метод хорош тем, что гарантирует избавление от нежелательного поведения навсегда. Он жесток, но иногда неизбежен, когда проступок слишком серьезен для того, чтобы повторяться, и нет возможности легко его изменить.

Существует много простых и широко распространенных модификаций этого метода: отправить ребенка в его комнату, когда он вмешивается в разговор взрослых; привязать собаку, чтобы она не гонялась за машинами, и т. д.

Мы привыкли считать такие меры наказанием, однако суть их в том, чтобы только прекратить данное поведение, физически лишая человека или животное возможности так себя вести или избавляясь от присутствия его самого. Следует помнить, что этот метод ничему не учит. Переучивания не происходит потому, что нельзя изменить поведение, которое не осуществляется.

Ребенок, запертый в своей комнате, может быть, чему-нибудь научится (вероятнее всего — обижаться и бояться вас), но при этом он не учится тому, как, не мешая взрослым, вступить в вежливый разговор с ними.

Наказание

Это наиболее распространенный в практике метод. Однако наказание — довольно грубый и неэффективный способ изменения поведения. В большинстве случаев оно не помогает вовсе. Почему?

Во-первых, наказание не совпадает по времени с поведением, а потому поведение уже нельзя изменить; более того, слишком отсроченное наказание дети вообще не связывают с проступком, а воспринимают только как бессмысленную жестокость.

Во-вторых, даже если человек и понимает, за что его наказали, это не помогает ему изменить поведение. Наказание не учит ребенка, как получать более высокие отметки. Научиться же изменять свое поведение самому выше возможностей большинства детей и даже многих взрослых: ведь не всегда можно проконтролировать свое поведение. Поэтому наказания- часто приводят к тому, что дети просто пугаются.

Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку и если само это наказание является неожиданностью для воспитуемого.

Вообще при применении наказаний следует помнить о следующих моментах:

Наказание не должно рассматриваться ребенком как произвол или месть с вашей стороны. Только тогда, когда сам ребенок признает, что наказание наложено справедливо, оно оказывает воспитательный эффект.

Воспитывает не страдание или неудобство, связанные с наказанием, а только чувство стыда, которое испытывает ребенок.

Если же ребенок не считает наказание справедливым, следует отказаться от него, так как оно приведет только к тому, что ребенок озлобится на вас.

Детьми всегда воспринимаются как несправедливые наказания, наложенные в состоянии гнева или раздражения. Наказывая, нужно быть совершенно спокойным; нужно своим видом дать понять ребенку, что наказывать его вам не хочется, что это вам неприятно, но что вы считаете это своим долгом.

Наказывая, ни в коем случае не оскорбляйте ребенка, не задевайте его личности.

Желательно, чтобы ребенок заранее знал, что за определенные проступки его ждет определенное наказание; еще лучше, чтобы он сам участвовал в выработке этой системы наказаний, тогда наказание воспринимается как естественное следствие поступка: мы ведь не обижаемся на молоток, когда по неосторожности ударяем себе по пальцам.

Если есть малейшая возможность, следует переложить обязанности наказывающего на кого угодно: на совет отряда, на старосту, на звеньевых, на родительский комитет. Воспитатель должен стремиться избавиться от этой обязанности.

Когда наказание наложено, никогда больше не вспоминайте ни о нем, ни о вызвавшем его поступке.

Не изменяйте вашего обычного стиля общения с ребенком из-за его проступка, не дуйтесь, не обижайтесь на него, этим вы не только наказываете его за проступок, но осуждаете его самого, его личность.

Прежде чем наказать, задайте себе вопрос: «Зачем я хочу наказать ребенка? Чего я хочу от него добиться?» Если же вы задаетесь вопросом «за что?», значит, вы подсознательно просто хотите отомстить ребенку.

Отрицательное подкрепление

Секрет применения отрицательного подкрепления состоит в том, чтобы сразу прекратить его, как только поведение улучшилось хоть немного.

Например, малыш бросился на мать и начинает лупить ее по ногам кулаками. Мать дает отрицательное подкрепление: отворачивается от него, перестает обращать на него внимание. Но как только ярость сменяется сопением и потерянным видом, мать сейчас же снова обращает свое внимание на ребенка, обнимает, прижимает к себе, заводит разговор.

Другой секрет применения отрицательного подкрепления в том, чтобы ученик считал его объективным, т. е. понимал, что сам вызвал его своим поведением и каким именно поведением. Если же он этого не будет осознавать, то станет действовать по принципу «не пойман — не вор», считая, что ваше отрицательное подкрепление чисто субъективно.

Интересно, что есть такие категории обучаемых, на которых отрицательное подкрепление совершенно не действует и не подходит для них, например младенцы. Они просто на это не реагируют. Можно сказать, что дети рождаются для радости, а не для повиновения. К той же категории относятся щенки и все дикие животные.

Угашение

Угашение — это игнорирование поведения, от которого вы хотите избавиться. Игнорирование же — это отсутствие подкрепления.

Подкреплением данного нежелательного поведения (раздражительности, злобы, желания поссориться и т. п.) является реакция именно на это поведение.

То есть игнорирование заключается в том, что вы ведете себя так, как будто этого поведения вообще нет. Но нужно игнорировать поведение, а не человека!

Как, например, поступать с детьми-нытиками? Как только нытье начнет принимать настойчивый гнусавый тон, сообщите ребенку, что это на вас абсолютно не действует, и больше не обращайте на него внимания. Как только нытье прекратится, спешите подкрепить это улыбкой, ласковым словом, объятием. Если он опять начнет ныть, прекратите это поднятием бровей или уничтожающим взглядом.

Или другой пример: муж, который всегда приходит домой в плохом настроении. Если жена, чем более он раздражен, тем больше торопится ему угодить, то она подкрепляет, закрепляет его раздражительность. Если жена обижается, начинает злиться — то же самое.

Если же жена не теряет веселого настроения, не особенно спешит удовлетворить требования мужа, не расстраивается, то это в значительной степени делает раздражительность и проявления настроения и характера мужа безрезультатными.

Игнорируя поведение, но не человека, можно добиться, чтобы многие неприятные явления угасли сами собой, так как от них не будет никакого результата.

Выработка несовместимого поведения

Выработка несовместимого поведения состоит в том, что воспитуемого приучают делать что-то хорошее или нейтральное в ситуации, в которой он обычно ведет себя плохо. Нельзя делать одновременно два дела, а потому нежелательное поведение автоматически угашается.

Читайте также:  Самоуважение - психология

Этот метод часто используется для самовоспитания. Особенно полезен он тогда, когда у вас плохое настроение, вы испытываете печаль, чувство одиночества и т. п. Некоторые типы поведения совершенно несовместимы с чувством жалости к себе, из-за которой возникают такие настроения: танцы, хоровое пение, просмотр юмористической передачи, бег и т. п.

28

Источник: https://www.booklot.ru/genre/nauchnoobrazovatelnaya/prochaya-nauchnaya-literatura/book/elementarnaya-pedagogika-ili-kak-upravlyat-povedeniem-cheloveka/content/2353992-vyirabotka-nesovmestimogo-povedeniya/

Метод 5. Выработка несовместимого поведения

Метод 5. Выработка несовместимого поведенияМетод: Выработка несовместимого поведения - психология

Здесь вступают добрые феи: позитивные методы, позволяющие избавиться от нежелательного поведения.

Одним из изящных методов является обучение субъекта выполнению другого действия, физически несовместимого с нежелательным.

Например, некоторые не любят, когда собаки побираются у стола. Я сама этого терпеть не могу — ничто не может так испортить мне аппетит как собачье пыхтение, несчастные глаза и тяжелая лапа у меня на колене в тот момент, когда я собираюсь положить в рот кусок мяса.

Решением этого вопроса методом 1 будет выставить собаку из столовой или запереть в другой комнате на время еды. Но существует также возможность управлять попрошайничеством выработкой несовместимого поведения — например обучить собаку лежать на пороге столовой пока люди едят.

Первым делом вы обучаете собаку ложиться, постепенно добиваясь того, чтобы это поведение контролировалось стимулами. Затем вы можете сделать так, чтобы собака во время вашей еды выполняла команду «Иди, ляг!», укладываясь в любом месте. Вы подкрепляете это поведение пищей, когда тарелки пусты.

Отойти и лечь несовместимо с попрошайничеством у стола; собака физически не может быть одновременно в двух местах, и поэтому попрошайничество угасает.

Однажды я видела дирижера симфонического оркестра, который продемонстрировал блестящее использование несовместимого поведения во время репетиции оперы. Внезапно хор вступил в диссонанс с оркестром.

Казалось, что они запомнили один из тактов в несколько укороченном виде. Поняв в чем дело, дирижер выискал звук «з» в тексте этого такта и попросил хор усилить этот звук.

Получилось забавное жужжание, но удлинение этого звука было несовместимым с ускоренным исполнением данного такта, и проблема была решена.

Я впервые воспользовалась методом 5, когда столкнулась с потенциально очень серьезной проблемой у дельфинов.

В океанариуме «Жизнь моря» в представлении, идущем в открытом бассейне, одновременно участвовали три типа исполнителей: группа из шести маленьких изящных вертящихся дельфинов, громадная самка афалина по имени Ало и хорошенькая девушка с Гавай, которая плавала и играла с дельфинами в одной из частей представления. Вопреки общепринятому мнению, дельфины не всегда дружелюбны, а афалина особенно склонна к тому, чтоб похулиганить и подразнить. Ало, двухсотсемидесятикилограммовая афалина, начала изводить пловчиху, когда та спускалась в воду, она бросалась под нее и подкидывала в воздух или же хлопала ее по голове хвостовым плавником. Это терроризировало девушку, и в самом деле было очень опасно.

Нам не хотелось выводить Ало из представления, так как прыжки и удары по воде делали ее звездой.

Мы начали конструировать небольшой загон, в котором ее можно было бы запирать, пока выступает пловчиха — решение вопроса по методу 1, — а тем временем начали вырабатывать несовместимое поведение.

Мы сделали так, чтоб Ало нажимала на подводный рычаг, расположенный в другом конце бассейна, и получала в награду за это рыбу.

Ало с энтузиазмом выучилась по несколько раз за каждую рыбку нажимать на рычаг; она даже принялась охранять рычаг от других дельфинов. И во время представлений тренер Ало опускал рычаг в воду и подкреплял его нажимание все время пока пловчиха была в воде и играла с вертунами.

Ало не могла нажимать свой рычаг и одновременно находиться посреди бассейна и атаковать пловчиху; эти два поведения были несовместимы. К счастью, Ало предпочитала нажимать на рычаг, чем издеваться над пловчихой, так что это поведение угасло (пловчиха, однако, никогда полностью не доверяла этому фокусу и была полностью спокойна только тогда, когда Ало была за надежной решеткой).

Выработка несовместимого поведения является хорошим способом преодоления неправильных ударов в теннисе, а также любых других двигательных навыков, выработавшихся неверным образом. Мышцы «обучаются» медленно, но прочно; если что-либо вошло в ваш двигательный стереотип, это трудно переделать.

(Уроки фортепьяно в детстве приносили мне одно расстройство, потому что было такое впечатление, что в каждой фразе мои пальцы заучивали по неверной ноте, и я каждый раз спотыкалась на этом месте.) Единственный способ преодолеть это — выработать несовместимое поведение.

Если взять в качестве примера неверный удар в теннисе — то прежде всего надо разложить в уме движение на составные части — поза, положение, движение ног, начало движения, его продолжение, окончание — и очень медленно воспроизвести каждый элемент движения или повторить какой-либо один элемент.

Поработайте над совершенно другим ударом, серией новых движений. Когда мышцы начнут осваивать новую комбинацию, можно соединить движение и убыстрить темп.

Когда вы начнете использовать движение в игре, на полной скорости, то первое время вы не должны обращать внимание на то, куда летит посланный вами мяч; отрабатывайте только структуру движения. Теперь в вашем распоряжении должно быть два удара — старый, неправильный, и новый.

Они несовместимы, вы не можете выполнить два удара одновременно. Но хотя вам никогда не удастся полностью освободиться от старого стереотипа, вы можете свести его к минимуму, заменяя новым.

Когда этот двигательный навык станет прочным, вы снова можете сосредоточить свое внимание на том, куда летит мяч. И надо ожидать, что при более техничном ударе мяч тоже будет вести себя лучше.

(Точно так же я подходила к решению проблем, возникающих при обучении игре на фортепьяно.)

Выработка несовместимого поведения очень полезна для исправления собственного поведения, особенно, когда дело касается эмоциональных состоянии, таких, как печаль, беспокойство, чувство одиночества.

Некоторые типы поведения совершенно несовместимы с чувством жалости к себе: танцы, хоровое пение, любая интенсивная двигательная активность, даже бег. Вы не можете быть заняты ими и в то же время барахтаться в несчастье.

У вас ужасное настроение? Испробуйте метод 5.

Работы которые могут быть Вам интерессными obshee-sobranie-chlenov-kooperativa.html

obshee-sobranie-chlenov-organizacii.html

obshee-sobranie-chlenov-tovarishestva-ego-kompetenciya-i-poryadok-prinyatiya-reshenij.html

obshee-sobranie-chlenov-tovarishestva.html

obshee-sobranie.html

obshee-sobranie-potrebitelskogo-obshestva-kompetenciya-i-pravomochiya.html

obshee-sobranie-sobstvennikov-pomeshenij.html

obshee-sobranie-sobstvennikov-pomeshenij-v-mnogokvartirnom-dome.html

obshee-sobranie-sobstvennikov-pomeshenij-v-mnogokvartirnom-dome-upravlyaemom-tovarishestvom.html

obshee-sobranie-sobstvennikov-v-zaochnoj-forme.html

obshee-sobranie-trudovogo-kollektiva.html

obshee-sobranie-uchastnikov-korporativnoj-organizacii-status-obshego-sobraniya.html

obshee-sobranie-uchastnikov-obshestva.html

obshee-sobranie-uchastnikov-osu.html

obshee-sostoyanie-i-osnovnie-vidi-deyatelnosti-transnacionalnih-bankov.html

obshee-s-prirodoj.html

obshee-stroenie-deyatelnosti.html

obshee-stroenie-gipofiza-tropnie-gormoni-adenogipofiza.html

obshee-stroenie-glikolipidov.html

obshee-stroenie-i-funkcii-sensornih-sistem.html

obshee-stroenie-krovenosnih-sosudov.html

© domain.tld 2017. Design by Design by toptodoc.ru

Источник: http://toptodoc.ru/metod-5-virabotka-nesovmestimogo-povedeniya.html

Про воспитание кошек: как отучить кошку…

Про воспитание кошек: как отучить кошку…

У кошек, как и у людей, бывают плохие привычки – грызть цветы, разрывать мебель,  использовать не по прямому назначению хозяйскую обувь… Не слишком опытные кошководы часто, сталкиваясь с проблемным поведением  своих любимцев, впадают в отчаяние. Хотите узнать, как отучить кошку царапаться, гадить в тапки, спать на подушке? Книга Карен Прайор «Не рычите на собаку!»  — для Вас.

В этой статье кратко остановимся на методах, описанных дрессировщицей. Захотите подробностей и примеров – читайте книгу. Она того стоит, ведь предложенная система базируется на тонком знании психологии поведения (бихейвиоризм), а потому универсальна и подходит не только для воспитания домашних животных, но и для «дрессировки» себя и других людей.

В основе всего — принцип обучения с подкреплением, который годится не только для избавления от дурных привычек, но и для выработки полезных навыков – например, приучение кошки к туалету, к когтеточке, к месту, обучению некоторым трюкам.

Существуют два вида подкрепления: положительное и отрицательное. Положительное подкрепление — это нечто, желаемое субъектом: пища, ласка или похвала. Негативное подкрепление — это то, чего субъект хотел бы избежать: нахмуривание бровей, неприятный звук, физическое воздействие…

Например, если вы зовете питомца, и он подходит к вам (действие), а вы его ласкаете (положительное подкрепление), то в дальнейшем он более охотно будет приходить на зов.

Подкрепление должно совершаться в правильный момент – четко в связи с действием, которое предполагается закрепить. Оно говорит субъекту, что именно вам нравится. У объекта обучения должно выработаться четкое понимание, какое действие поощряется.

Запоздалое подкрепление непонятно:

Собака садится, но к тому времени, когда хозяин говорит: “Хорошая собака”, собака уже снова стоит. За что, думает животное, его хвалят? За то, что оно встает.

Слишком раннее подкрепление тоже неэффективно. Подкрепление поведения, которое еще не совершилось, не подкрепляет его. В этом случае подкрепляется только совершающееся поведение в данное время: вероятнее всего — выпрашивание подкрепления.

По поводу отрицательного подкрепления нужно помнить, что если оно происходит после поведения, на которое должно воздействовать, то это не подкрепление, а обычное наказание – совершенное изменить нельзя, за него можно только «ответить».

Эффективнее для обучения ситуации,  когда отрицательное подкрепление дается в момент совершения действия, и его можно остановить или избегнуть немедленным изменением поведения. Таким образом, прекращение отрицательного подкрепления будет положительным подкреплением.

Читайте также:  Лайфспринг - психология

И соблюдение времени подкрепления будет очень важным — при изменении поведения в нужную сторону отрицательное воздействие должно тут же прекратиться!

Отучение: как использовать подкрепление, чтобы избавиться от нежелательного поведения кошек

Существует всего восемь способов избавиться от нежелательного поведения. Среди них 4 отрицательных метода и 4 метода, базирующихся на положительном подкреплении. Автор описывает преимущества и недостатки каждого метода.

Метод 1. “Убить зверя”

Несмотря на страшное название (сохранено авторское), метод не обязательно связан с жестокостью. Он заключается  в том, чтобы  прекратить нежелательное поведение, физически лишая субъекта возможности его осуществления или избавляясь от присутствия самого субъекта.

Например: — временная изоляция «хозяина» и «новичка» друг от друга при появлении в доме второго животного, чтобы они не подрались (особенно на время отсутствия, когда человек не может держать ситуацию под контролем); — ограничить доступ кота в помещение во время ремонтных работ, чтобы он не испачкался и не уследил краской всю квартиру (объяснять коту бесполезно, потому что это есть его любимая комната); — чтобы кошка не убежала во время транспортировки, ее перевозят в специальной переноске (кошке нельзя словами объяснить куда и зачем ее везут, как нужно вести себя в пути; временное ограничение свободы – для ее собственной безопасности);

— найти кошке других хозяев, потому что теперешние хозяева не справляются / уезжают и не могут взять ее с собой / у новорожденного аллергия на животных…

В любом случае, метод 1 ничему не учит субъекта. Это непедагогичная «высшая мера», которая применяется в крайнем случае. Однако иногда она может быть оправдана, потому что безусловно и быстро решает проблему.

Метод 2. Наказание

Если поведение неправильное, мы, прежде всего, думаем о наказании, которое в большинстве случаев не помогает вовсе. Но, как правило, «воспитатель» не делает вывод о бесполезности наказания. Он приходит к заключению, что наказание было недостаточным и начинает его усиливать!

Наказание обычно не работает, так как оно не совпадает по времени с нежелательным поведением. Прошлое поведение изменить нельзя. Более того, у животных почти никогда не образуется четкой связи между наказанием и прежними действиями. Также большинство животных не способны на основе наказания сделать правильные выводы  и адекватно скорректировать будущее поведение.

Кошки, особенно неспособны по части ассоциирования наказаний со своими преступлениями. Как правило, они просто пугаются и ничему не учатся, когда их наказывают. Вот почему кошек нельзя обучать карательными методами! Но они сама живость при обучении на положительном подкреплении.

Метод 3. Отрицательное подкрепление

Отрицательным подкреплением является любое неприятное событие или стимул, действие которого можно прекратить или избежать, изменив поведение. Как уже говорилось выше, отличие отрицательного подкрепления от наказания заключается в том, что отрицательное подкрепление, происходит во время поведения, а не после него, и может быть “выключено” изменением поведения.

Психолог Гарри Фрэнк предполагает, что сопротивление отрицательному подкреплению составляет принципиальное различие между дикими и одомашненными животными. Все одомашненные животные восприимчивы к отрицательному подкреплению — их можно погонять, заставлять, выгонять вон, и вообще оказывать разное давление. Кошка – исключение.

У кошки отсутствует восприимчивость к отрицательному подкреплению. Применяйте для нее другие методы!

Карен  Прайор допускает только одно тонкое отрицательное подкрепление в работе в кошками: брызнуть водой ей в мордочку.

Метод 4. Угашение

Метод предполагает исчезновение поведения, которое пропадает само собой вследствие отсутствия подкрепления. Поведение, которое не приводит ни к каким результатам — ни к хорошим, ни к плохим, а именно ни к каким, — скорее всего затухнет.

Например, некоторым кошкам по ночам страшно хочется бегать и играть. Утихомирить очень сложно, но можно разрешить беситься вечером, а еще лучше активно с ними поиграть, чтоб «дурь вышла». Тогда кошка по-настоящему устанет и потеряет интерес к ночным сафари.

Но не означает, что Вы можете игнорировать любое поведение, и оно исчезнет. Метод применим не ко всем ситуациям.

Метод 5. Выработка несовместимого поведения

Одним из изящных позитивных методов, имеющих особую значимость для владельцев домашних животных, является обучение субъекта выполнению другого действия, физически несовместимого с нежелательным.

Метод сочетает в себе действенность метода 1 (например, физически нельзя быть одновременно в двух местах), и мягкость – животное не ограничивается принудительно, не ущемляется его свобода; оно добровольно выбирает выполнение действия, за которое получает положительное подкрепление, вместо нежелательного поведения, которое подкрепления не получает.

Метод 6. Связать поведение с определенным сигналом

Аксиомой теории обучения является то, что организм обучается совершать действие в ответ на определенный ключевой стимул, и поведение начинает подчиняться стимулу только тогда, когда он есть — в его отсутствие поведение начинает угашаться. Эту естественную закономерность можно использовать для того, чтобы избавиться от любого типа нежелательного поведения, сделав так, чтобы оно осуществлялось только по сигналу, а затем, перестав давать этот сигнал.

Рассуждая логически, этот метод не должен был бы работать, но он может оказаться поразительно эффективным, и иногда его действие почти мгновенно.

Метод 7. Выработка отсутствия определенного поведения

Этот прием очень полезен в тех случаях, когда вам не надо получить от субъекта какую-то определенную деятельность, и Вы просто хотите, чтоб он прекратил имеющийся тип поведения. В этом случае подкрепляется все, кроме того, что Вам нежелательно.

Метод 8. Смена мотивации

Исчезновение мотивации какого-либо поведения зачастую является самым приятным и эффективным методом. Только чтобы менять мотивацию, необходимо точно знать, что она собой представляет, а мы часто даже не осознаем наших собственных побудительных мотивов.

Когда имеются затруднения в поведенческом плане, Карен Прайор советует подумать о возможных мотивах этого поведения, не упуская такие возможные причины как голод, болезнь, одиночество или страх.

Если есть возможность устранить основополагающую причину и таким способом снять или изменить мотивацию, это обязательно нужно сделать!
Какой из перечисленных методов для какой проблемы с кошкой подходит, решайте сами.

Бывают и сложные привычки, требующие использования нескольких методов.

Примеры применения 8 методов для решения поведенческой проблемы «Кошка залазит на кухонный стол»

Метод

Воздействие

Метод 1 «убить зверя»

Не пускайте кошку в кухню, отдайте кошку другим хозяевам

Метод 2. Наказание

Наорите, отшлепайте, прогоните из кухни

Метод 3. Отрицательное подкрепление

Воспользуйтесь брызгалкой, или просто примите угрожающую позу, сочетая это со зловещим “нельзя”. Кошка не будет влезать на стол, правда, только в вашем присутствии.

Метод 4. Угашение

Пренебрегите этим поведением. Оно не исчезнет, но вы можете преуспеть в угашении собственного неприятия кошачьей шерсти в еде.

Метод 5. Выработка несовместимого поведения

Обучите кошку сидеть в кухне на стуле, используя ласку и пищевое подкрепление. Очень старательная или голодная кошка может так привязаться к стулу, что его можно далеко отставить от плиты. И кошка будет там, где вам это нужно, а не на столе.

Метод 6. Добиться, чтобы данное поведение совершалось по сигналу

Обучите кошку по сигналу вспрыгивать на стол, а также по сигналу спрыгивать с него (это производит впечатление на гостей). Затем вы можете выработать длительность времени, в течение которого она ожидает сигнала (естественно, это время должно длиться весь день)

Метод 7. “Формирование отсутствия”: подкрепляется все что угодно, кроме нежелательного поведения.

Дать кошке лакомства, когда она не находится на столе, имеет смысл только тогда, когда в Ваше отсутствие дверь на кухне закрыта, с тем чтобы пребывание на столе не могло стать самоподкрепляемым.

Метод 8. Смена мотивации

Подумайте, почему кошка влезает на стол? 1) ищет пищу: убирайте пищу со стола, 2) любит валяться на высоком месте, откуда ей все видно: устройте полку или подставку, которая была бы выше поверхности стола, расположенную достаточно близко, чтобы вам было удобно ласкать кошку, и, чтобы обеспечивался хороший обзор кухни. Кошка, скорее всего, предпочтет это место.

Если изложенное в данной статье Вас заинтересовало, для более глубокого понимания изложенного метода дрессировки животных, себя и других читайте книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку!»

15.04.2011

Источник: http://www.33cats.ru/care/item/49-kak-otuchit-koshku.html

Ссылка на основную публикацию