Отрочество — психология

Психология отрочества

Отрочество - психология

Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.

Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга.

В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

Половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые.

На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития.

Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение.

Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Развитие психических функций. Продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями.

Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, то есть рассуждает гипотетико-дедуктивно.

Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др.

С интеллектуальным развитием тесно связано начинающееся в этот период становление основ мировоззрения.

Подросток приобретает взрослую логику мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти.

Развиваются различные формы речи, в том числе письменная.

С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и тому подобное.

В подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. В свой мир фантазий подросток никого не допускает, он может рассказать о них только самому близкому другу.

Игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь. Смутные побуждения предстают перед ним в яркой образной форме.

Развитие самосознания. Последовательно появляются 2 особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».

Чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11 – 13 л.).

Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их.

Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

Наряду с чувством взрослости Д.Б. Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости – стремление казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих.

Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться подросток, какой характер приобретает его самостоятельность – в отношениях со сверстниками, использовании свободного времени, различных занятиях, домашних делах. Важно и то, удовлетворяет его формальная самостоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости или нужна самостоятельность реальная, отвечающая глубокому чувству.

Примерно в 15 лет, после поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» – система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

Примерно в 11 – 12 л. возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно.

Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие и взрослые.

Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой.

С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом возрасте склонность к уединению, чувства одиночества, непонятости и тоски. Эти новые чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляются в аффективных вспышках и появляющейся вдруг на время замкнутости.

Физическое «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образует большой пласт «Я-концепции» – так называемое реальное «Я».

Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны еще 2 – оценочный и поведенческий.

Для подростка важно не только знать, какой он на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности.

Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников.

«Я-концепция» включает в себя и идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального.

Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.

Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию.

Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростка развивается саморегуляция.

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – «Я-концепцию».

Подростковые реакции. Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и в общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля, а также в разнообразных увлечениях – неучебных занятиях.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/248-2008-09-03-18-43-28.html

Статья по психологии (7 класс) на тему: Возрастная психология. Отрочество

Отрочество

Хобусаров Софрон Романович, классный руководительVII «б» класса Хоринской СОШ им. Г.Н. Чиряева Верхневилюйского улуса

        Возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека и развитие его личности на разных этапах онтогенеза. Возрастная психология изучает: детскую, подростковую, юношескую психологию, психологию взрослого человека, а также геронто-психологию.

Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития: выделяются основные достижения развития личности и негативные образования, сопутствующие развитию; выделяются новообразования, которые характеризуют особенности развития личности на конкретной ступени развития, в том числе – особенности развития структуры самосознания.

Отрочество, подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности (от 11-12 до 14-15 лет). В этот период подросток проходит еще один путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и колоссальные достижения он обретает чувство взрослости, приходит к порогу юности.

По инерции детства большая часть подростков остро реагирует на свои восприятия, память, речь, мышление и старается придать им блеск и глубину; они переживают радость от приобщения к познанию; моральные ценности, качества личности – самостоятельность, смелость, воля, также становятся для них объектом самовоспитания. Интенсивно умственно работая и столь же интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность.

Отрочества – период, когда подросток начинает заново оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние – и в первую очередь это относится к родительской семье.

 Отчуждение по отношению к семье выражается в негативизме – в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм – первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска собственной уникальной сущности.

Отрочество – это период, когда подросток начинает высоко ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве.

Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т. п.

При этом именно в отрочестве человек начинает постигать, как глубоко (а иногда и непоправимо для дружбы) ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выяснении отношений, ссор, дружба, таким образом, не только учит прекрасным порывам и служению другому, но и сложным рефлексиям на другого не только в момент доверительного общения, но и в проекции будущего.

Отрочество при всей сложности психических взаимодействий с другими людьми (взрослыми и сверстниками) имеет глубинную привлекательность своей направленностью на созидание. Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых, продуктивных форм общения – со сверстниками, со своими кумирами, с теми, кого любят и уважают.

Отрочество, благодаря потребности познать себя (идентификация с собственным Я) и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность, лишает подростка спокойной душевной жизни.

Однако рефлексии на себя и других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства – и подросток уходит в состояние психологического кризиса. Субъективно это тяжелые переживания.

Но кризис обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, с которых он даже не подозревал в детстве.

Условия и образ жизни

§1. Социальная ситуация в жизни отрока.

Социальная ситуация как условие развития и бытия в отрочестве принципиально отличается от социальной ситуации в детстве не по внешним обстоятельствам, а в большей мере по внутренним причинам.

Подросток продолжает учиться в школе, однако сама социальная ситуация трансформируется в его сознание в совершенно новые ценностные ориентации – подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы.

Для подростка происходят сдвиги в шкале ценностей, все освещается проекцией рефлексии; и прежде всего самые близкие: семья. Как бы ни складывались условия жизни в подростковом возрасте, ориентация на семью и потребность в ней в этот период жизни чрезвычайные.

В отрочестве, как и в детстве, подросток продолжает посещать школу. Однако в отрочестве меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению.

Так, если в детстве, в младших классах, ребенок был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками.

Именно взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса в отрочестве.

Подросток, не игнорируя ученье, придает особое значение общению.

В общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельности.

Общаясь со сверстниками, подросток постигает разные формы взаимодействий человека с человеком, учится рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления.

Если в детстве игра – это особая школа социальных отношений, то в отрочестве общение становится самой этой школой. Именно в этот период подросток учится осмысливать свои конформные и негативные реакции на предлагаемые ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор возможности поведения, учится подавлять импульсивные действия.

Так как большую часть времени подросток проводит в школе, то правильно считать, что в стенах школы создаются условия для развития его личности.

Для отрока все-таки наиболее значим другой отрок, подростки рвутся друг к другу, они жаждут общения. И самые сладкие часы их жизни, когда, наконец-то, они могут вновь встретиться. Это обычно происходит после школы.

Конечно же, каждое историческое время дарует нам светлых отроков, которые размышляют о смысле жизни, о духовном в человеке, о своем    предназначении в жизни, как и обо всем другом, ценимом человечеством во все времена.

В то же время каждое историческое время формирует и подростков, тяжелых для себя и окружающих; подростков, которые идут по жизни через темные стороны человеческого бытия. Они кучкуются возле злачных мест, присваивая агрессивные формы воздействия на окружающих. И здесь они делятся друг с другом своим опытом.

Для некоторых подростков именно в этом возрасте судьба как бы уже предопределена: разнополюсные ориентации в отрочестве уже к себе и другим.

Но жизнь в действительности куда сложнее: неожиданные катаклизмы в один момент могут сломать отрока  или долго не давать ему прийти в себя; в то же самое время в жизни отрока может произойти такое событие, в результате которого он как бы заново увидит мир, в его сознании произойдет переворот и он сам станет «другим человеком»,

Безусловно, социальная ситуация жизни отрока во многом определяет его становление как личности. Но в ней самой нет тех определенных условий, конкретных людей и обстоятельств, которые бы на отрока исключительно благотворное или исключительно негативное влияние.

Да и сами отроки крайне редко бывают однозначно чистыми и духовными или «грязными» и «неизменными»: сколь разнообразны условия жизни, столь многогранны и отроки.

Читайте также:  Психология сознания - психология

Конкретное время определяет во многом ориентации сензитивного к нему отрочества: «каковы веки, таковы и человеки».

Социальная ситуация обладает таким разнообразием условий и всевозможных провокаций для испытания подростком  самого себя, что взрослый в силу уже сложившихся ценностей подчас не может даже их себя представить.

Подросток может стремиться к самому прекрасному достоянию человеческого духа, для этого он идет в консерваторию, в картинную галерею, путешествует и т.д.

Он же может обследовать катакомбы, искать контакты с бездомными в предвкушении неизведанного, изучая меру человеческого падения.

Можно сказать, что в отрочестве происходит  чрезвычайное расширение социальных условий бытия подростка: и в пространственном отношении, и в плане увеличения диапазона духовных проб.

В отрочестве человек стремится пройти через все, чтобы затем обрести себя. Конечно, это опасное стремление для несформировавшегося личности.

На этом пути без поддержки со стороны взрослого друга подросток может остаться в асоциальном пространстве, так и не поднявшись на высоты духовной жизни.

Социальное пространство

§1. Общение – исключительно значимая деятельность в жизни отрока

        Общение для подростка – исключительно значимая деятельность и условие бытия, имеющие для него особенный смысл.

Содержание  обучения отражено в специфике вербального языка подростков и в невербальных язычных формах.

Языковая культура подростков содержит стремление к нескольким тенденциям: 1) овладеть системой словесных и невербальных знаков, образующих язык субкультуры; 2) овладеть системой словесных и невербальных знаков, образующих язык подростковой субкультуры; 3) развить в себе способность оперировать в социальном пространстве среди реальных людей (сверстников и взрослых) значениями  современной (а иногда и ушедшего) системы словесных знаков, придавая отдельным значениям уникально понимаемые смыслы, и тем самым утверждая себя как неповторимую личность.

Конечно, овладевая знаниями языка, отрок испытывает чрезвычайные трудности, которые могут приводить его в отчаяние. Однако он вновь и вновь прорывается в реальность социального пространства, выражаемого многими уровнями речевой культуры.

При этом одни подростки легко прекращают попытки проникнуть в верхние этажи значений языка, обесценивая неясные для них смыслы, другие стремятся проникнуть в многообразие мира значений духовной культуры человечества и придать им свои индивидуальные смыслы.

Следует специально указать на некое «залипание» части подростков в празднословии и сквернословии.

Реализуя потребность в общении, некоторые подростки, чтобы удержать внимание собеседников, затевают суетные, бессмысленные беседы, не контролируя ход своих мыслей и не имея конечной цели для того, о чем и ради чего они говорят. Этот способ общения через говорение, ради говорения может стать отвратительной привычкой и остаться в обиходе взрослого человека.

Речевая культура каждого нового поколения подростков может быть показателем общего развития духовности нации. Эта простая мысль доступна уму и духовному строю подростков – важно только вовремя довести ее до их сознания.

Помимо расширения физического жизненного пространства, отрочество становится периодом, когда человек начинает сознательно формулировать свои ценностные ориентации. Отрок стремится быть социально ориентированным и быть «как все» в отношении к нормативному поведению.

В то же он стремится утвердить в мире свою уникальность, быть «лучше, чем другие», настаивает на том, чтобы «его» «не путали с другими». Соединение двух тенденций – быть «как все» и, стало быть, уметь следовать за нормативностью поведения, и одновременно быть «иным», чем другие, — создает для подростка большую напряженность при выборе своего поведения.

Подросток нередко становится подтверждением ассоциативному поведению, что утверждает его в собственных глазах.

Вхождение  в социальное пространство при развитой рефлексии позволяет отроку проникнуть в глубины своей индивидуальности. Одни подростки начинают тяготеть к существованию внутри защищающего группового «Мы», другие – к автономности не только во внешнем, но и во внутреннем мире.

Тонкие отроческие рефлексии, отраженные в автобиографических документах, открывают многообразие позиций отрока в отношении к нормативности социального пространства и особенности своего внутреннего мира.

Одни отроки тяготеют к групповому конформизму, для других приспособление выступает как невозможное, одни могут приспособиться к окружающему миру и при этом пытаются делать свой выбор в жизни; другие прячутся от реального социального пространства в воображаемый мир.

Для подростка социальное пространство лишь приоткрывает потенциал его будущих возможностей: восхождения или низвержения, овладения системой обязанностей и прав  или превращения в зависимую социальную единицу (или асоциального субъекта).

Отрочество – период, когда человек прорастает из детства в новое состояние, переживает начало становления себя как личности.

Именно в отрочестве (в период с 12-13 15-16 лет) начинает проявляться тенденция к личностному развитию, когда сам подросток, рефлексируя на себя, прилагает усилия к становлению себя как личности.

В этот период происходит явная интенсификация развития одновременно в двух направлениях:

  1. Стремление к освоению и овладению всем диапазоном социального пространства (от подростковых групп до политической жизни страны и международной политики);
  2. Стремление к рефлексии на свой внутренний, интимный мир (через самоуглубление и обособление от сверстников, близких, всего макросоциума).

При этом важно отметить, что в отрочестве намечается еще больший разрыв, чем в детстве, между путем, пройденным разными подростками от естественной инфантильности детства до углубленной рефлексии и выраженной индивидуальности личности.

Поэтому-то одни подростки (независимо от количества лет – паспортного возраста и роста) производят впечатление малых детей, а другие – интеллектуально, морально и социально-политически достаточно развитых людей.

Поэтому-то мы наблюдаем это типичные для нашего времени, для нашей культуры разведение диапазона возрастного спектра на два уровня, где на нижнем располагаются инфантильные дети, подростки по возрасту, а на верхнем – те, кто символизирует своими психическими и социально-политическими достижениями потенциальные возможности возраста. Именно эти подростки демонстрируют способность не быть поглощенными обществом, входить в него с горячностью отрочества и не давать обществу располагать ими по своему усмотрению. Получая от общества массовидные шаблоны в оценке национальных, политических, религиозных или атеистических идей, такой подросток может достаточно успешно ориентироваться в этих ценностях и, обладая развитой рефлексией, сознательно искать собственное решение на любую социально значимую проблемную ситуацию.

В подростковом возрасте многие отроки начинают стремиться утвердить себя в качестве лидера. Подростки, готовые к социально-политической рефлексии, становятся практическими лидерами, они выступают как образец для инфантильных сверстников и положительно влияют на их ориентацию и продвижение в процессе учебы. По существу эти подростки и есть лидеры.

Юность – период жизни после отрочества до взрослости. В этот период человек может пройти путь от неуверенного отрока, притязающего на взрослость,  до действительного повзросления. В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей.

Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе; по отношении к другим людям, а также к моральным ценностям, в юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до максимума и испытывает свой ум и свою душу в пределах от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, низменного, злого.

Знаменательно для самого юноши и для всего человеческого, если он выбрал для себя путь духовного рода и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям.

Как бы страстно ни была юность направлена на поиск своего места в мире,  сколь ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, она многого не знает – еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей.

Литература

  1. Мухина В.С. «Психология детства и отрочества». М., 1998 г.
  2. Хрестоматия по возрастной психологии. (Учебное пособие для студентов).
  3. Менчинская Н.А. «Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. Дневники развития дочери».
  4. Гермогенова М.Д. «Социальная психология». Як., 2000 г.
  5. Гермогенова М.Д. «Педагогическая психология». Як., 2000 г.
  6. Гермогенова М.Д. «Психология человека». Як., 2000 г.
  7. Фридман Л.М. «Психопедагогика общего образования». М., 1997 г.
  8. Лишин О.В. «Педагогическая психология воспитания». М., 1997 г.
  9. Лебедев В.И. «Психология и управление». М., 1990 г.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/03/23/vozrastnaya-psikhologiya-otrochestvo

Детство, отрочество, юность: этапы взросления. Что такое отрочество? :

В данном материале мы расскажем, что такое отрочество, детство, юность. Кратко рассмотрим каждый период человеческой жизни, укажем общепринятые возрастные разграничения.

Детство

Ах, детство… Пора светлая и прекрасная, когда растёт маленький человечек. Шаг за шагом знакомится он с окружающим его миром. Это такой период, когда у малыша начинают формироваться навыки: он учится говорить, ходить, читать, считать, самостоятельно одеваться.

В это время также малыш начинает узнавать, изучать и усваивать те культурные навыки, которые присущи обществу, в котором он существует. В разные эпохи развития человечества, у разных народов период детства подразумевал неодинаковое социальное, а главное, культурное содержание. С течением самой истории меняется понимание детства.

В качестве примера можно привести такую пословицу, которую часто в древней Руси применяли к данному этапу: «С рождения и до пяти лет относись к ребёнку как к царю-батюшке, с семи лет и до двенадцати — как к слуге, а после двенадцати – как к равному».

В настоящее время к наукам, которые изучают период детства, можно отнести педагогику, психологию, социологию, историю, этнографию, каждая из которых по-своему рассматривает этот возрастной период.

Отрочество

Следующий этап, который следует за детством, — отрочество. Ребёнок растет, развивается, обучается и начитает учиться общению. Условно можно разделить этот этап на два отрезка: начальная школа, когда ведущим видом деятельности является обучение, и средняя школа — здесь главенствующим является уже общение.

Отрочества возраст в разный исторический период менялся, сейчас этот период определяется с семи до пятнадцати лет жизни ребёнка. Этот этап жизни ребёнка еще называют подростковым периодом. Что такое отрочество? Это ещё и тот период развития, когда человек становится половозрелым.

Раздражимость и повышенная чувствительность, легкая возбудимость и беспокойство, агрессивная тактика самозащиты и меланхолическая пассивность, — все эти крайности именно в таком сочетании характерны для данного периода жизни. Так устроено современное общество, что каждый подросток стремится как можно быстрее обрести статус взрослого человека. Но увы, такая мечта малодоступна.

Как говорится, год за годом своим ходом. Поэтому, как часто и бывает, подросток в этот этап своей жизни приобретает не чувство взрослости, а чувство неполноценности.

Что такое отрочество? Этот период характерен влиянием знаковых систем: подросток становится потребителем. Потребление является смыслом его жизни. Для поддержания своего чувства личности и приобретения значимости в кругу сверстников подросток становится обладателем определенного набора вещей.

Юность

После отрочества приходит пора юности. Главной и самой важной особенностью этого периода является переход к самостоятельной взрослой жизни. Наступает так называемый этап зрелости.

К концу юношеского периода, примерно к двадцати двум годам, завершается процесс созревания человеческого организма: рост, половое созревание, формирование костно-мышечной системы. Черты лица приобретают определенность. В этот период степень личностной зрелости значительно уступает зрелости организма.

Профессиональное самоопределение именно на этом этапе является ведущим критерием. Этот момент является значительным шагом к самостоятельности. Многие виды психических функций, таких как внимание, сенсомоторные реакции, некоторые виды памяти, достигают максимального развития.

Умение вести самостоятельный образ жизни, которое в этот период требует от юношей и девушек ответственного поведения и инициативы, является главным признаком социальной адаптации и в целом показывает позитивный ход развития личности молодого человека. Личные привязанности ставятся в приоритет перед коллективными отношениями.

Итак, детство, отрочество, юность -важнейшие годы формирования личности человека.

Годы взросления

Все три этапа можно разбить на следующие примерные временные рамки:

  • Детство, которое охватывает годы жизни ребёнка с момента рождения и примерно до семилетнего возраста.
  • Отрочеству отводятся годы с семи лет и до четырнадцати.
  • С четырнадцати и до двадцати двух — двадцати трёх лет время принадлежит этапу юности.

Описанные возрастные рамки не являются строго определенными, для каждой культуры и страны они могут быть немного сдвинуты. Но в целом картина возрастного разграничения выглядит именно таким образом, и она на текущий момент является устоявшейся.

Вместо заключения

Итак, в статье мы рассмотрели, что такое отрочество, юность и детство. Каждый из этих этапов жизни важен исходя из того, какое влияние он может оказывать на становление личности человека в целом, определение его профессионального пути развития, усвоение им общечеловеческих ценностей, формирование нравственного сознания и выбора гражданской позиции.

Источник: https://www.syl.ru/article/343726/detstvo-otrochestvo-yunost-etapyi-vzrosleniya-chto-takoe-otrochestvo

Отрочество

Отрочество

Отрочество (7-14) – один из наиболее сложных периодов в жизни человека. Причем первая его половина как будто очень даже ничего. Ребенок осваивается в школе, где предметы еще более-менее просты, играет, смотрит мультики – красота!

Сложности начинаются, когда мальчик становится подростком. Его накрывает волна гормонов, тело стремительно меняется, и не всœегда так, как хочется. Плюс появляется отчаянное желание доказать всœем вокруг свою взрослость.

Но самое проблемное место вовсœе не в данном. Основная проблема — ϶ᴛᴏ девушки. В случае если совсœем точно – их внимание и благосклонность.

До начала пубертатного периода (ᴛ.ᴇ. периода полового созревания) мальчики и девочки часто играют в одной компании, вместе.

А потом что-то неуловимо меняется. И вот вместо единой дворовой компании появляется две.

Даже если они пересекаются (к примеру, собираются в одном и том же месте), то уже всœе равно появляются ʼʼмыʼʼ и ʼʼониʼʼ, компания мальчиков и компания девочек.

Οʜᴎ как-то взаимодействуют, часто воюют, но всœегда закрыты для лиц противоположного пола. А лицам противоположного пола страсть как хочется попасть в эти закрытые компании.

Читайте также:  Лженаука - психология

Желание это, правда, обычно прикрыто очень мощным страхом, но он, как многие другие страхи, лишь указывает на силу и значимость желания.

При этом сам факт появившегося интереса еще не объясняет, каким образом происходит искажение развития мужчины. Дело не в самом интересе, а в том, что с этим интересом происходит.

А происходит вот что – кто-то получает много благосклонного внимания от девушек, а кто-то – мало, а то и вовсœе ни капельки.

Штампом молодежного кино давно уже стало показывать, что в любых подростковых смешанных коллективах есть лидеры, пользующиеся повышенным вниманием и благосклонностью противоположного пола. Хоть и штамп, но – так ведь оно и есть. Думаем, вы можете вспомнить свою школу, свой класс и там обязательно будут один, два парня, в которых была влюблена половина девочек класса.

Ну, или не половина, а две-три. Но всœе равно, они были влюблены в этих парней, а других даже не замечали.

В случае если анализировать, что же такого есть в обозначенных парнях, то при внимательном подходе, мы увидим, что между ними есть сходство – каждый из них обладает тем, что мы назвали ʼʼресурсʼʼ.

Ресурс в данном случае — ϶ᴛᴏ какая-то особенность, полученная без усилий, позволяющая его владельцу получать внимание противоположного пола без дополнительных вложений.

Чаще всœего ресурсом является внешность. Почти в любом классе или другом подростковом коллективе есть парень, которого девочки любят лишь за то, что он красив (смазлив, привлекателœен).

Другой вид ресурса – деньги. Скажем, у подростка богатые родители и у него всœегда есть возможность отвести друзей и девушек в клуб, кино, боулинг и так далее. За что его и любят.

Качество и долговечность такой любви мы сейчас не рассматриваем.

Еще один вариант ресурса – мотоцикл или даже автомобиль. Наличие транспортного средства важно для многих девушек. Обладая машиной, парень получает их внимание.

Ресурсом должна быть всœе что угодно – интересная история (к примеру, мальчика выгнали из трех школ, а он не говорит за что; его одноклассниц это будет привлекать, поскольку – тайна, а девушкам такого возраста тайны нравятся), умение рассказывать анекдоты, петь, танцевать, наличие постоянно свободной квартиры, родственников за рубежом и пр.

Главное, что наличие ресурса позволяет получать внимание девушек, не прикладывая никаких, или почти никаких усилий.

Здесь важно отметить – главный признак ресурса состоит по сути в том, что он есть сам собой, его владелœец ничего не делал для того, чтобы его получить. Ну, или делал крайне мало.

К примеру, внешность. Это ресурс, который от владельца зависит постольку поскольку – безусловно, за внешностью нужно следить, но если у одного кожа вечно прыщавая (ну такой вот метаболизм у человека), а у другого – чистая (тоже такой метаболизм), то какие здесь бывают усилия? Вот уж правда – дано свыше.

То же касается машины, денег, квартиры и прочих вещественных ресурсов.

Вот, к примеру, сын одной моей знакомой. Высокий, широкоплечий, симпатичный. Отец – дипломат. Девушки вокруг парня так и вьются.

Как мы видим, всœе перечисленные качества были получены парнем в прямом смысле ʼʼпо праву рожденияʼʼ. Он ничего не сделал (да и как он мог что-то сделать?), чтобы выбрать отца и внешность.

Парень, кстати, сказать, далеко не дурак, и голова на плечах у него есть. Другое дело, что почти всœем его сверстницам сейчас его интеллектуальные способности не нужны. Иначе они увивались бы не вокруг него, а вокруг другого парня из его класса – обладателя изрядного ума, но никакой внешности и родителœей очень среднего достатка.

В этом месте на тренинге у нас спрашивают: ʼʼА как же всякие умения – ведь чтобы их достигнуть, нужно учиться. Почему же вы их называете ресурсами?ʼʼ.

Отвечаем. Умение петь, танцевать, играть на гитаре, кататься на роликах — ϶ᴛᴏ не то, что дано свыше. Даже в пении важен не только голос, но и минимальное умение им пользоваться. И, тем не менее, умения тоже бывают ресурсом.

Дело вотв чем. Некоторым овладение умением дается легко (тот самый случай, когда работает оговорка – ʼʼили делал крайне малоʼʼ). Уверены, вы можете вспомнить, как вы сами, ваши друзья или знакомые легко, играючи приобретали какое-то умение.

Понятие ʼʼспособностиʼʼ еще никто не отменял, и у кого-то их больше, у кого-то меньше. По этой причине умение, полученное благодаря врожденным или приобретенным способностям, мы тоже с чистой совестью называем ресурсом.

Потому что в его приобретение почти не было вложений со стороны владельца.

Более подробно тему ресурса мы разберем позже, характеризуя кривые пути развития мужчины.

Мы понимаем, что постоянные отсылки к будущим главам могут вызывать раздражение. Мы сознательно идем на данный риск, потому что в противном случае книга потеряла бы структурированность и превратилась бы в хаотичный текст. Нам же хочется, чтобы читатель входил в тему постепенно, успевая переваривать информацию.

Итак, подросток, обладающий ресурсом, получает внимание девушек, не прикладывая к этому особых усилий. Подросток, ресурсом не обладающий, такой роскоши не имеет.

  • — Отрочество Богоматери

    Экстаз св.Терезы Кающаяся Мария Магдалина Здесь есть едва ли не всё для спиритуализма Барокко. Причём передано это в плоскости сильнейшего конфликта плоти и духа. От Ренессанса – чувственная притягательность молодого, полнокровного женского тела, и как бы… [читать подробнее].

  • — Трилогия Толстого «Детство», «Юношество», Отрочество

    Социально-историческое и общечеловеческое содержание Иудушки Головлева Пророческий, по выражению Горького, смех салтыковской сатиры проделывал огромной исторической важности очистительную работу, революционизировал сознание и волю целых поколений… [читать подробнее].

  • — Отрочество

      Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после… [читать подробнее].

  • — ОТРОЧЕСТВО И ГРЕЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КРАСОТЫ

    Рассуждая о греческой любви к мальчикам, ни в коем случае нельзя забывать об одном: что речь никогда не идет о мальчиках — детях нежного возраста (именно в таком значении это слово наиболее употребительно у нас), но только о мальчиках, достигших половой зрелости. Именно… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/394426_otrochestvo

    Юношеский возраст

    Юношеский возраст

    Юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.

    Выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

    В юношеском возрасте завершается процесс физического созревания личности. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность вступления в брак. В этом возрасте встает задача выбора профессии, многие начинают трудовую деятельность.

    В юности происходит расширение временного горизонта — будущее становится главным измерением; личность устремляется в будущее, определяется жизненный путь и выбор профессии.

    В 9 и 11 классе школьник попадает в ситуацию «выбор» — завершения или продолжения образования.

    Социальная ситуация развития в ранней юности — «порог» самостоятельной жизни.

    Ранняя юность (старший школьный возраст) отличается крайней неравномерностью развития как на межличностном, так и внутрииндивидуальном.

    Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации.

    Кризис 17 лет возникает на рубеже привычной школьной жизни и новой взрослой жизни. Если подросток покидает школу в возрасте 15 лет, то кризис смещается к этому возрасту.

    Ведущая деятельность в юности — учебно-профессиональная и профессиональное самоопределение. В этом возрасте происходит избирательное отношение к школьным предметам, посещение подготовительных курсов для поступления в вуз.

    В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению, которая включает: — сформированность теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии; — развитость потребностей (занять позицию взрослого человека, потребность в общении, труде, нравственные установки, целостные ориентации);

    — становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих потребностей и интересов.

    Мышление в юности — формально-логическое и формально-операциональное. Это абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды.

    Интерес к школе и учению у старшеклассников заметно повышается, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний.

    Увеличивается объем памяти, применяются рациональные приемы произвольного запоминания материала. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства, развивается критичность мышления.

    Развиваются специальные способности, часто связанные с профессиональной областью (математические, технические и др.). Собственные мысли, чувства, и поступки индивида становятся предметом его мысленного рассмотрения и анализа, возникает способность различать противоречия между мыслями, словами и поступками. Появляется возможность для создания идеалов (семьи, общества, морали).

    Юноши и девушки склонны к формулированию широких философских обобщений, к теоретизированию и выдвижению гипотез.

    Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее — центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

    Э. Эриксон поиск самоопределения рассматривал как поиск личностной идентичности.

    Он считал, что кризис идентичности включает ряд противосостояний: — временная перспектива или расплывчатое чувство времени; — уверенность в себе или застенчивость; — экспериментирование с различными ролями или фиксация на одной роли; — сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация; — отношения лидер / последователь или неопределенность авторитета;

    — идеологическая убежденность или спутанность системы ценностей.

    Многие исследования посвящены развитию и качеству Я-концепции. Отрицательная Я-концепция (низкая самооценка и низкий уровень притязаний, слабая вера в себя) воздействует негативно и приводит к социальной пассивности, одиночеству, деградации, агрессивности и преступности.

    Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу. Самопознание и познание других подводит к постановке задач самосовершенствования.

    В юности вырабатывается ценностные ориентации, складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, других людях, о самом себе.

    В юности активно развивается сфера чувств, в целом характерно оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Эмоциональная сфера значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается внутренняя восприимчивость и способность к сопереживанию.

    Оценки окружающего часто бывают категоричны и прямолинейны.

    Общение юношей и девушек со взрослыми, с родителями предполагают растущую демократизацию взаимоотношений, влияние родителей по многим важным проблемам остается преобладающим.

    Содержание общения со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познание самого себя, жизненных планов и путей их реализации, профессиональных интересов, взаимоотношений между людьми.

    Эффективное взаимодействие с близкими взрослыми возможно только в условиях сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимоподдержки.

    Доверительность в общении — важнейшая основа для новой гармонии родительско-детских отношений.

    Общение со сверстниками продолжает играть большую роль в жизни юношей. В этом возрасте происходит увеличение потребности в общении, расширение его круга, а также углубление и индивидуализация общения.

    Дружеские отношения более избирательные, тесные и глубокие.

    Однако свойственные возрасту, требовательность и критичность по отношению к другому, бескомпромиссность, эгоцентричность, порождают трудности и напряженность во взаимоотношениях.

    В ранней юности сильнее, чем в предыдущие возрастные этапы, проявляется потребность в уединении. В уединении проигрываются роли, которые им недоступны в реальной жизни.

    Проявление любви в юношеском возрасте обычно принимает форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви. Во всех своих проявлениях первая любовь — это важное испытание в юности, во многом влияющее на развитие личности.

    Источник: https://psyera.ru/yunosheskiy-vozrast-110.htm

    Кон И.С., Фельдштейн Д.И. ОТРОЧЕСТВО КАК ЭТАП ЖИЗНИ И НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА

    И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн

    ОТРОЧЕСТВО КАК ЭТАП ЖИЗНИ И НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА1

    Когда ребенок становится подростком,  подросток — юношей, юноша —взрослым? На «полюсах» вопрос более или менее ясен: никто не назовет 12-летнего юно­шей, а 20-летнего — подростком. Но применительно к 14—18-летним употребляются оба эти термина. Слу­чайно? Ошибка? Ни то, ни другое.

    Грани перехода от детства к зрелости условны. И не потому, что кто-то чего-то недодумал. Неопределенность возрастных групп объясняется объективными факторами.

    Она значи­тельно старше научно-теоретической революции, аксе­лерации и других ультрасовременных процессов, из ко­торых ее обычно выводят.

    Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. «Отрок» буквально означает «не имеющий права говорить» (от слов «от» и «реку»).

    В словаре Даля подросток определяется как «дитя на подросте», около 14—15 лет, а юноша — как «молодой», «малый», парень от 15 до 20 лет и более. Но это деление весьма условно.

    Лев Толстой в своей три­логии считает хронологической гранью между отроче­ством и юностью 15-летие, а герою «Подростка» Ф.М.Достоевского уже перевалило за 20.

    Возрастные категории всегда обозначают не только и не столько возраст и уровень биологического разви­тия, сколько общественное положение, социальный ста­тус лица. В наше время подростковый (отроческий) период — это возраст от 11 до 15—16 лет.

    Периодизация жизненного пути всегда включает указание на то, какие задачи должен решить человек, достигший определенного возраста, чтобы своевремен­но перейти в следующую фазу жизни.

    Во многих древних обществах переход от детства к взрослости оформлялся особыми ритуалами, благода­ря которым подросток не просто приобретал новый со­циальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя, причем символическое наступление социальной зрелости зачастую не совпадало по срокам с половым созреванием. Некоторые ритуалы такого ро­да существуют и сегодня — торжественное вручение паспорта, аттестата зрелости, посвящение в рабочие или в студенты и т.п.

    Читайте также:  Шизофрения - психология

    Как писал Л.С.Выготский, переходный возраст включает в себя два ряда процессов. Натуральный ряд составляют процессы биологического созревания орга­низма, включая половое созревание, социальный ряд — процессы обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не синхронны.

    Во-первых, различны темпы физического и психиче­ского развития. Один мальчик в 14—15 лет выглядит уже почти взрослым, другой только-только еще начинает расставаться с детством. Вспомните фильм «Зав­тра — третье апреля». Все играющие в нем ребята — сверстники-шестиклассники, но одному можно дать все 16, а другому — не больше 10.

    Такие же значительные различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зре­лости, уровне самостоятельности детей, причем разли­чия эти не исключение, а правило.

    Во-вторых, существуют большие внутренние диспро­порции: отдельные биологические системы организма могут созревать в разное время.

    Еще больше вариаций в психике: старший подро­сток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других — еще совершенно ребенком. Пласты детства в нем причудливо уживаются с пластами взрос­лости.

    В-третьих, социальное возмужание по времени не­тождественно физическому. Физическое созревание подростка происходит сегодня значительно быстрее и  заканчивается раньше, чем в прошлом столетии. С со­циальным же созреванием дело обстоит гораздо слож­нее. Сроки обучения за последние годы заметно удли­нились.

    Современная молодежь учится значительно дольше, чем ее сверстники в прошлом. Позже начи­нается и ее трудовая деятельность. Напротив, средний возраст  вступления в брак уменьшился; молодые люди раньше обзаводятся собственной семьей, хотя некото­рые из них еще какое-то время сохраняют материаль­ную зависимость от родителей.

    Отсюда и неопределен­ность нормативных критериев социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании.

    Пытаясь сформулировать общий критерий социаль­ной зрелости, некоторые социологи считают им начало самостоятельной трудовой жизни. Этот критерий действительно очень важен.

    Но начало трудовой жизни, достижение экономической самостоятельности и при­обретение стабильной профессии часто хронологически не совпадают друг с другом.

    Если взять за основу этот критерий, то получится, что раньше всего созревает сельская  молодежь,  потом  рабочая,  а  позже    всего — учащаяся молодежь, студенчество.

    У работающей молодежи действительно раньше формируется чувство личной ответственности, она раньше узнает цену труда. Студенчество дольше со­храняет относительно независимый социальный статус.

    Не все так просто для работающей молодежи. Мно­гие из тех, кто рано начинает работать, еще не завер­шили ни общего, ни профессионального образования и не считают свою профессию постоянной. Среди этой части  молодежи  велика «текучесть», часты нарушения трудовой дисциплины и т.д.

    <\p>

    Социальное созревание определяется несколькими критериями. Это завершение образования, приобрете­ние стабильной профессии, начало трудовой деятельно­сти, экономическая самостоятельность, политическое и гражданское совершеннолетие, служба в армии (для мужчин), вступление в брак, рождение первого ребен­ка.

    Но здесь, как и в сроках физического созревания, существуют большие различия и между разными группами молодежи, и в развитии отдельной личности. Юноша может быть достаточно зрелым в сфере трудо­вой деятельности, оставаясь в то же время на подро­стковом уровне в своих отношениях с девушками или культурных запросах и наоборот.

    Соответственно и воспитательный подход к нему в разных сферах жизни должен быть дифференцированным.

    Вступление в жизнь — не одномоментное событие, а длительный процесс, биологические, социальные и пси­хологические аспекты которого имеют свой собственный временной ритм,    неодинаковый у  разных людей  и  в разных конкретных условиях.

    Подростковый, отроческий, возраст от 11 до 15—16 лет — переходный прежде всего в биологическом смысле. Социальный статус подростка мало чем отли­чается от детского. Все подростки — школьники — и находятся на иждивении родителей или государства.

    Их основная деятельность — учеба.

    Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность его — чувство взрослости.

    Оно выражает­ся в том, что уровень притязаний подростка предвос­хищает будущее его положение, которого он фактиче­ски еще не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родите­лями, педагогами и с самим собой.

    В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него….

    Длительность подросткового периода часто зависит от конкретных условий воспитания детей, от того, на­сколько велик разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к ребенку и взрослому. От ребенка требуют послушания, от взрослого — инициативы и самостоя­тельности. Ребенкавсячески ограждают от вопросов пола; в жизни взрослых отношения полов играют важ­ную роль.

    Контрастность детства и зрелости, между которыми он «находится», затрудняет подростку усвоение взрос­лых ролей и порождает много внешних и внутренних конфликтов.

    Здесь важно подчеркнуть одно обстоятельство. Ав­торы, и это понятно, говорят о подростке, характеризуя наиболее общие, типичные черты его физического и психологического облика. Между тем есть и проблема индивидуальных различий. Так называемого среднестатистического подростка реально не существует.

    Боль­ше того, разговоры о подростке без учета того, маль­чик он или девочка, беспредметны. Общие закономер­ности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от ок­ружающей подростка среды и условий воспитания, но и от особенностей организма или личности.

    Переходный возраст (в широком понимании этого слова) всегда считался критическим.

    Но насколько резкими и всеобъемлющими оказываются перемены в личности? Разные психические качества изменяются по-разному: одни — быстро, другие остаются относи­тельно прежними на протяжении всей жизни.

    Различна и степень возрастной изменчивости личности в целом: одни люди сильно меняются при переходе от детства к юности, а другие — нет. У одних отрочество и юность протекают бурно и болезненно, у других — спокойно и плавно….

    Школьное детство представляет собой длительный этап жизни развивающегося человека. Семилетний ре­бенок за десятилетие достигает моральной, обществен­ной и физической зрелости, проходя ряд своеобразных возрастных периодов — младший школьный, подрост­ковый, старший школьный (юношеский).

    Важную фазу в общем  процессе становления человека как личности занимает подростковый возраст, ко­гда на основе качественно новых, характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются осно­вы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных пред­ставлений и социальных установок…

    Занимая переходную стадию между детством и юностью, отрочество представляет исключительно сложный этап психического развития. Говоря о нем, важно учитывать различия между младшими и старшими подростками, …

    понимая, что нет ка­кого-то «среднеподросткового» возраста, практически приходится ориентироваться на типичное, характерное для всего этого периода.

    С одной стороны, по уровню и особенностям психического развития отрочество — это типичная эпоха детства, с другой — перед нами растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни, в ус­ложненной деятельности которого реально намечается направленность на новые формы общественных отношений.

    В подростковом возрасте происходит бурный рост, развитие и перестройка организма ребенка. Не­равномерность физического развития, когда преимуще­ственно происходит рост костей туловища и конечностей в длину, приводит к угловатости, неуклюжести, потере гармонии в движениях.

    Осознавая это, подросток стес­няется и старается замаскировать свою нескладность, недостаточную координацию движений, принимая по­рой неестественные позы, пытаясь бравадой и нарочи­той грубостью отвлечь внимание от своей наружности.

    Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фи­гуры, позы или походки вызывают часто бурную реак­цию, ибо подростка угнетает мысль, что он смешон инелеп в глазах окружающих.

    Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности.

    Заметное развитие в этот период при­обретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать пре­пятствия и трудности. В отличие от младшего школь­ника, подросток способен не только к отдельным воле­вым действиям, но и к волевой деятельности.

    Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в од­ном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах.

    Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы посту­пить наоборот.

    Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В этот период уже может быть преднамеренное внимание.

    Избирательным, целенаправленным, анализирую­щим становится и восприятие. Значительно увеличи­вается объем памяти, причем не только за счет лучше­го запоминания материала, но и его логического ос­мысливания. Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер организованных, регу­лируемых и управляемых процессов.

    Существенные сдвиги происходят в интеллектуаль­ной деятельности подростков. Основной особенностью ее в 10—15 лет является нарастающая с каждым го­дом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретнообразным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Важная особенность этого возраста — формирование активного, самостоя­тельного, творческого мышления.

    Бурно развиваются чувства подростков. Их эмоцио­нальные переживания приобретают большую устойчи­вость. Под влиянием окружающей среды … происходит формирование мировоззрения подростков, их нравствен­ных убеждений и идеалов. Складываются и развиваются моральные чувства патриотизма, интернационализма, ответственности и др.

    Этот возраст характеризуется и сложными эстетическими чувствами, формированием эстетического отношения к действительности. При значительной склонности к романтическому у подростков более реалистичным и критичным становится вообра­жение.

    Детям подросткового возраста присущи повышенный интерес к своей личности, потребность в осо­знании и оценке своих личных качеств. Анализируя и оценивая свое поведение, подросток постепенно сравнивает его с поведением окружающих, людей, прежде всего своих товарищей.

    При этом он дорожит мнением не только товарищей, но и взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшать взаимоотношения с другими людьми.

    Возможность осознать, оценить свои личные каче­ства, удовлетворить свойственное ему стремление к самоусовершенствованию подросток получает в систе­ме взаимодействия с «миром людей». И сам этот мир воспринимается им именно через посредство взрослых людей. Подросток ждет от них понимания, доверия.

    Показательны в этом плане данные опроса большой группы восьмиклассников. На вопрос, уважают ли они взрослых, подростки ответили: «Да, но только тех, кто считается с нами».

    Если же взрослые не считаются с тем, что подросток уже не маленький ребенок, то с его стороны возникают обиды и разнообразные формы протеста — грубость, упрямство, непослушание, замкнутость, негативизм.

    Однако непослушание, своеволие, негативизм, упрямство отнюдь не представляют собой обязатель­ных черт характера подростка.

    Лишь как следствие неправильного подхода к подростку, когда не учиты­ваются его психологические особенности, как следствие недоработок воспитания порой возникают конфликты и кризисы, ни в коей мере не являющиеся роковыми и неизбежными.

    Так, непонимание или игнорирование взрослыми истинных мотивов поведения подростка, реагирование лишь на внешний результат его деятель­ности или, что еще хуже, приписывание подростку не соответствующих действительности мотивов приводят его к внутреннему сопротивлению воспитательным воз­действиям. Он не принимает требований взрослых, по­тому что эти требования, даже абсолютно правильные, не имеют для него подлинного смысла, а возможно, даже имеют другой, противоположный смысл.

    Подросток, как уже отмечалось, стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его мелочно контролируют, наказывают, требуют послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, инте­ресами.

    К сожалению, в школьной и семейной практи­ке часть педагогов и родителей до сих пор в своих рассуждениях и действиях придерживаются «удобной» формулы: подросток — ребенок, и поэтому он должен беспрекословно слушаться учителя, родителей уже по­тому, что они взрослые.

    Многие взрослые заявляют подросткам 12 и даже 15 лет: «Тебе рано возражать, слушай и делай так, как тебе говорят. Вырастешь, тогда и будешь спорить».

    Ошибочное представление, будто подросток еще маленький ребенок, не способный к проявлению собст­венной инициативы, ставит того в зависимое положе­ние, исключает возможность сотрудничества с ним. На­пример, в некоторых семьях самостоятельность подро­стков — понятие весьма относительное.

    Матери и отцы, сознавая необходимость изменения отношений с расту­щими детьми, стараются шире вовлекать их в семей­ные дела, в разнообразный труд, дают им те или иные поручения. Но при этом подростки сами не выбирают дела, не участвуют в его планировании, все строго ре­гламентируется взрослыми.

    Отсутствует принцип до­бровольности, дети не привлекаются к обсуждению со­вершаемых дел, что глушит инициативу, творчество ребят. Ошибка в данном случае заключается в том, что взрослые не учитывают психологических особен­ностей детей разных возрастов, плохо используют их возможности, в том числе активность, энергию подро­стков, их стремление к самостоятельности.

    Предоста­вить детям самостоятельность, свободу в выборе дейст­вия мешает мысль «как бы чего не вышло». Родители создают всевозможные ограничения, надзор. Между тем позиция настоящего воспитателя по отношению к воспитанникам — это прежде всего позиция старшего товарища, авторитетного друга.

    Только это ведет к обеспечению подлинного единства взрослых и детей, к ликвидации той обособленности родителей и подрост­ков, при которой они живут разными интересами, одни командуют — другие выполняют команды. В жизни подростка много времени отводится учебе, ибо подросток — всегда учащийся.

    Однако он стремит­ся занять определенное место в обществе, что требует его участия в многоплановой общественно полезной деятельности. Не учитывая этого, мы не поймем, поче­му у школьника со вступлением в подростковый воз­раст часто резко меняется отношение к учебе, обостря­ются отношения с окружающими.

    Родителям, не знающим возрастную психологию, представляется, что в условиях жизни и деятельности ребенка, ставшего подростком, ничего существенно не изменилось. Потому-то успехи или неудачи в учебе остаются по-прежнему критериями оценки детей взро­слыми.

    Но,  занимая  большое    место  в  жизни  подростков, учеба не может полностью удовлетворить их личные притязания, растущее самосознание, жажду активной общественно значимой деятельности. Наряду с нею вмире интересов подростка очень важное место зани­мают спорт, техническое и художественное творчества и многое другое.

    1 В мире подростка / под ред. А.А.Бодалева. – М.: Просвещение? 1980. – С. 16—28.

    Источник: http://ebooks.grsu.by/psihologia/kon-i-s-feldshtejn-d-i-otrochestvo-kak-etap-zhizni-i-nekotorye-psikhologo-pedagogicheskie-kharakteristiki-perekhodnogo-vozrasta.htm

    Ссылка на основную публикацию