Обстоятельства жизни личности — психология

Жизненный путь личности

Цели, поступки, отношение к окружающим, ведение личной жизни, формирование отношений, участие в профессиональной сфере. Эти области касаются индивида и в науке объединены под одним термином – жизненный путь человека.

Поскольку люди во время существования затрагивают множество областей, то изучают жизненный сценарий философы, психологи, этнографы, социологи. Но, ближе к жизненному пути психология. Эта наука изучает становление личности, постановку целей, достижение задуманного.

Что собой представляет жизненный путь личности?

Понятие жизненный путь личности

Что скрывается под этими тремя словами? Жизненный сценарий человека протекает по индивидуальной схеме. Нет одинаковых или похожих историй. Личность отличается от других существ на планете образом жизни. Человек не только существует и проходит этапы развития по отношению к временному отрезку, но и закладывает основы личностного становления.

Понятие жизненный путь личности включает множество аспектов и зависит от места обитания человека. Так законом установлена норма закончить среднее образование, обществом – выйти замуж или жениться, продолжить род.

Социум к этим понятиям устанавливает сроки, когда следует закончить учебу, создать семью. Нормы давят на человека и заставляют придерживаться установок. Не принято становиться студентом в 40 лет или жениться в 50.

Хочет человек или нет, но подсознательно он строит жизненный путь с учетом установленных норм. Небольшие отклонения и отличия являются индивидуальным жизненным сценарием.

Получается, на развитие жизненного пути человека влияют психологические, возрастные, общественные, социальные факторы и личные желания.

Проблема жизненного пути личности

В научном мире данным вопросом впервые озадачился Рубинштейн С.Л. Именно на него и его работу «Человек и мир» ссылаются при изучении предмета в высших заведениях и трактовании проблемы жизненного пути личности. В своих трудах автор ссылается на личную жизнь человека, которая оказывает влияние на развитие жизненного пути.

У каждой личности свои взгляды на отношения, быт и другие сферы. Совокупность этих понятий формирует жизненный мир человека. Отсюда вытекает мотивация личности и выстраивается индивидуальный сценарий. На развитие жизненного пути влияет качество и глубина отношений.

При их изменении корректируются действия человека, и меняется сценарий.

Личность развивается в зависимости от поступков, решений, ответственности. Участие в развитии отношений формируют субъекта жизни. Получается, что индивид меняется и развивается в ходе жизненного пути. Данное явление автор назвал деятельностным опосредованием.

Проблемой жизненного пути личности занимался ряд специалистов:

  1. Леонтьев А.Н. Его теория основана на том, что быт людей складывается из действий, которые они практикуют. На основании этого формируется индивидуальный сценарий. Следовательно, жизненный путь складывается только из тех видов деятельности, которые осуществляет конкретный человек.
  2. Ананьев Б.Г. Основной упор делает на происшествиях, с которыми человек сталкивается в жизни. Из них формируется индивидуальная жизнь личности. Происшествия автор разделяет на две группы, которые взаимосвязаны между собой. Первая касается среды и окружения. Это природные факторы, социальные изменения. Вторая группа формируется на фоне жизненных обстоятельств, другими словами исходит из поведенческого фактора.
  3. Абульханова-Славская К.А. Теории строится на том, что человек зависим от множества факторов: социальных норм, жизненных условий, структур. Личность опирается на условия, проводит сравнительный анализ. Главная задача индивида – это сравнить себя с установленными нормами и найти место в жизни. При этом социум заинтересован в развитии индивида. Но, человек самостоятельно создает условия для получения профессиональных навыков, формирует семейные отношения, заводит социальные связи. Из этого выходит основная мысль. Необходимо осознать жизненный путь как проблему, не допуская стихийного развития, а подключая усилия и ум.        

По мнению последнего автора, жизненный путь представляет структуру, складывающуюся из трех составляющих:

  • жизненной позиции – выбор человека как вести свою жизнь, который отображается на жизненных проявлениях;
  • жизненной линии – возможности и потенциал людей, которые зарождаются в настоящем и переходят в будущее;
  • смысла жизни – включает осознание конкретной личностью жизни, как целостной машины.

Влияние возраста индивида на жизненный путь личности

На жизненный сценарий влияют возрастные ожидания. Человек подстраивается под установленные нормы, иногда отклоняется от них. Изменения, касающиеся опережения следующего возрастного этапа вызывают у окружающих восхищение.

Таким образом, личность завоевывает авторитет. В свою очередь отставание от возрастных установок вызывает у общественности негативные эмоции. Человек реагирует на такие осуждения болезненно.

Из этого видна прямая связь, как влияет возраст индивида на жизненный путь личности.

Осталось выяснить, какой возраст рассматривается при притягивании личности к социальным нормам. Существуют следующие понятия:

  1. Биологический возраст. Не всегда совпадает с цифрой в паспорте. Для определения берется состояние здоровья человека, учитывается, как протекает обмен веществ. Полученные данные сравнивают со среднестатистическими показателями схожего индивида.
  2. Психологический возраст. Рассматривается развитие человека, эмоциональная и психологическая составляющая. Затем проводят сравнительный анализ, ориентируясь на психические показатели, признанные нормой для конкретного возраста. Из подобных исследований исходят заключения: гиперактивный, инфантильный или слишком умный человек.
  3. Социальный возраст. Изучаются навыки, которыми обладает личность на данный момент. Деятельность индивида сравнивается с общепринятыми нормами, которыми должен обладать среднестатистический человек.                                                  

Жизненный путь со стороны социологии рассматривается с учетом программ, установок, целей индивида. Психологи же изучают формирование взгляда человека на жизнь, реальное представление себя в будущем. Социология включает уровень оптимизма и представление будущего человеком с учетом определенных социальных групп и конкретных жизненных обстоятельств.

Развитие и жизненный путь личности

Рассматривая этот вопрос, за основу берут изучения Бюлера Ш. Для определения концепции, жизненный сценарий человека рассматривался с учетом линий развития (было найдено 97 видов). Линии касаются разных сфер: социальной, психологической, профессиональной, семейной, трудовой. На основании исследований были выведены 5 фаз, определяющие развитие и жизненный путь личности:

  1. Первая фаза не включается в жизненный сценарий человека. Считается, что от рождения и до возраста 16–20 лет личность еще не создала семью и не начала профессиональную деятельность.                
  2. Второй период посвящается поиску второй половинки, попытках завязать контакты. С 16–20 лет и до 30 человек пробует различные виды деятельности. В этот период появляются первые мечты, цели, наброски будущей жизни. Вторая фаза характеризуется жаждой действий наравне с неуверенностью и рассеянностью.
  3. Третья фаза включает зрелый возраст человека. Максимальный порог от 25 до 50 лет. Начало третьего периода определяется созданием семьи или постоянной профессией. Человек ставит реалистичные цели, достигает их. Благодаря этим действиям формируется самооценка личности.
  4. Четвертая ступень от 45 до 70 лет. Происходит постепенный спад жизненной активности. Профессиональная деятельность завершается выходом на пенсию, дети вырастают и покидают семейное гнездышко. Это время итогов и самокопаний. Для многих тяжелый период, поскольку включаются процессы старения, происходит биологическое увядание. Пожилой человек склонен к ностальгии, предается воспоминаниям, остается в одиночестве. Будущие планы строятся с учетом подведенных итогов и сегодняшних обстоятельств.
  5. Пятая фаза. В возрасте от 65 лет люди прощаются с работой. Цели, поставленные в юношестве, становятся неактуальными. Мысли человека остаются в прошлом, снижается социальная активность. Личность сосредотачивается на хобби, путешествиях, отдыхе. О будущем думать не хочется, так как очевиден скорый конец жизни. Подводится окончательная черта жизненного пути. Человек, выполнивший цели, чувствует удовлетворение. Личность, не достигшая поставленных задач, испытывает разочарование.

Выбор личностью своего жизненного пути

Человек так устроен, что жизненные ошибки и неудачи списывает на коварства судьбы. А удачу присваивает на свой счет, рассказывая какие титанические усилия были приложены для достижения цели.

Начните анализировать ошибки, понимать, почему произошло так. С этого и начинается выбор личностью своего жизненного пути. Анализа и понимания, что последует после совершения действий или поступков.

Жизненный путь человека включает доход, успех, профессиональную деятельность и мировоззрение. Отношение к окружающему миру формирует жизненный путь личности. Что вы выберете разрушение или созидание? Чтобы не было разочарований, ставьте достижимые цели и не проживайте жизнь понапрасну, раздражаясь, злясь и обижаясь на окружающих. Человек сам выбирает и формирует жизненный путь.

Источник: https://sunmag.me/sovety/18-03-2014-zhiznennyj-put-lichnosti.html

Преодоление трудных жизненных ситуаций

В жизни каждого из нас возникают трудные жизненные ситуации, и все мы по-своему реагируем на неприятности и по-разному ищем выход из сложной ситуации. Одни мирятся и приспосабливаясь «плывут по течению».

Другие ищутвыход из трудной жизненной ситуациис помощью действий направленных на преодоление проблем и неприятностей. Кто-то замыкается в себе и вместо того, чтобы попытаться как-то преодолеть трудность предпочитает ее не замечать.

А многие, проклиная судьбу лишь жалуются на сложную жизнь и фактически не решая никаких проблем, впадают в депрессию.

Обобщить поведение людей в трудных ситуациях и описать пути преодоления трудностей можно по стратегиям преобразования, которые используются в этих ситуациях: совладение (приспособление и преодоление), защита и переживание. Но прежде чем поговорить о них подробно, пару слов о понятии «трудная жизненная ситуация».

Так понятие «трудная жизненная ситуация» растолковывает  один из ФЗ РФ — «Сложная жизненная ситуация — это ситуация, впрямую нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не способен самостоятельно преодолеть».

В этом законе приводятся и несколько примеровтрудных жизненных ситуаций – болезнь, инвалидность, сиротство, безработица, необеспеченность и нищета, отсутствие определенного места жительства, жестокое обращение, конфликты, одиночество и т.

д.

Российский психотерапевт, Федор Ефимович Василюк, изучающий аспекты трудных жизненных ситуаций, предлагает понимать их как ситуации невозможности, в которой человек сталкивается с трудностью реализации внутренних потребностей своей жизни (стремлений, мотивов, ценностей и т.п.).

Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между тем, что мы хотим (достичь, сделать и т.п.), и тем, что мы можем. Такое несоответствие желаний со способностями и возможностями препятствует достижению целей, а это влечет за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации.

Развивающийся человек, осваивая и познавая мир вокруг себя, но, не обладая достаточным жизненным опытом, неизбежно встретиться с чем-то для себя неожиданным, неизвестным и новым. Применение собственных способностей и возможностей в данной ситуации может оказаться недостаточным, потому может стать причиной разочарований.

А любая сложная жизненная ситуация приводит к нарушению деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими нас людьми, порождает переживания и плохие эмоции, вызывает различные неудобства, что может иметь отрицательные последствия для развития личности.

Поэтому человек должен знать как можно больше о возможных вариантах и путях преодоления трудных жизненных ситуаций.

Техники поведения, которые чаще всего люди используют в трудных ситуациях

Приемы защиты — группа неадаптивных (поведение, способствующие возникновению сильного психического дистресса) реакций на сложности: подавленность, молчаливое смирение, депрессия, а также избегание сложных жизненных ситуаций и подавление мыслей о причине и источнике возникшей трудности.

Преодоление — действия, нацеленные на достижение успеха, на изменение и преодоление трудностей. Они связаны с затратой энергии и с определенными усилиями; предполагают интенсивные раздумья направленные на решение сложной ситуации, высокий уровень психической саморегуляции, поиск необходимой информации и привлечение к решению проблемы других людей.

Настойчиво преобразуя любую трудную ситуацию, человек сильно меняется, но часто эти изменения являются неосознаваемыми и непреднамеренны.

Однако порой ситуация требует осознанного изменения своих особенностей, лишь только в этом случае можно достигнуть благополучия и преодолеть трудность.

В этом случае изменение личных свойств и отношений к сложной ситуации становится основной стратегией или важным составляющим элементом другой стратегии.

ПРИЕМЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

  • Приспособление к базовым моментам ситуации (общественным установкам, социальным нормам, правилам деловых отношений и т.п.). Освоив эту технику, человек свободно входит в мир морали и права, труда, культуры, семейных отношений. В нормальных социальных условиях данная техника предопределяет успешность. Например, она помогает свыкнутся с новыми условиями работы (в данном случае человек успешно проходит испытательный срок) или в случае переезда на новое место жительства. Однако если человек попал в трудную жизненную ситуацию, в ситуацию потрясений, когда что-то резко поменялось, где новые правила еще не сложились, а старые уже не действуют – эта техника не поможет.
  • Приспособление к особенностям и нуждам других людей будет иметь огромное значение в ситуации социальных потрясений. Изучение этой техники показали, что чаще всего ее используют в кризисные этапы развития общества. Рядом с ней еще один прием приспособления — забота о поддержании имеющихся установлении новых социальных контактов.
  • Выбрать себе роль и вести себя в соответствии с нею. Данную технику люди используют в таких ситуациях, когда источником переживаний и трудностей являются их личностные качества и свойства собственного характера (например, неуверенность в собственных силах или застенчивость), не позволяющие им свободно адаптироваться к новым условиям жизни, попросить о помощи и т.д. Этот прием заключается в сознательном применениимеханизма идентификации. Человек выбирает для подражания определенную модель поведения, это может быть герой кинофильма или персонаж книги, олицетворяющий уверенность, ну или приятель, обладающий этим недостающим качеством. В сложной жизненной ситуации он примеряет на себя роль этого персонажа: начинает по-другому себя вести, у него меняется походка, манера говорить, его речь становится убедительной, он даже начинает по-другому себя ощущать. Так как себя с выбранной ролью он отождествляет не полностью, а только «играет ее», то все свои провалы и неловкость относит к выбранному персонажу, а не к себе. Это помогает избежать смущения, быть более свободным от мнения окружающих и не снижать при промахах самооценку. При правильном выборе роли, она помогает справится с трудной ситуацией возникающей в общения, а также вызывает ощутимые подвижки не только в поведении, но и в собственных жизненных ценностях и установках.
  • Часто применяемой формой приспособления выступает отожествление себя с более удачливыми людьми или отождествление с серьезными и влиятельными объединениями и организациями. Перенесшие разочарования и неудачи люди, которые мнят себя неудачником, порой прибегают к такому приему. Идентифицируясь с успешным субъектом, они как бы прибавляют себе особые способности, а становясь сотрудником влиятельной и авторитетной организации, не только получают возможность почувствовать свою принадлежность к ней и говорить о «наших успехах», но и реально начинают чувствовать себя сильными и действуют более успешно и уверенно.
  • Техника выявления границ собственных возможностей, как правило, используется при внезапном изменении жизненных обстоятельств. Наиболее яркий пример – человек стал инвалидом. Попав в такую трудную жизненную ситуацию, люди вынуждены резко менять свой устоявшийся образ жизни. Поначалу они узнают о своих возможностях. Как человек, идущий по болоту прощупывает почву, они анализируют меру оставшихся способностей и пытаются восполнить потерянное. Стоит отметить, что к подомным тактикам прибегают и те, кто очутился в неизвестных или усложнившихся условиях.
  • Предугадывание и предвосхищение событий. Этим приемом пользуются люди, уже имевшие печальный опыт неудач или ожидающие неминуемого наступления приближающейся сложной жизненной ситуации (к примеру, сокращение по службе, предстоящая операция или смерть больного родственника). Предвосхищающая печаль или заранее составленное представление имеют адаптивное значение и позволяют человеку морально подготовиться к возможным трудным испытаниям и составить план предотвращения несчастливых обстоятельств. Как и любой другой прием совладания с трудной ситуацией, предвосхищающее совладание, в зависимости от той или иной ситуации, может быть как полезным, так и вредным.
Читайте также:  Аутофобия - психология

(+) Пример продуктивного применения предвосхищающего совладания – часто применяемый в некоторых зарубежных больницах опыт подготовки юных пациентов к намеченной операции.

Медперсонал под руководством квалифицированного психолога устраивают особые ролевые игры, в ходе которых проигрывается ситуация операции.

Подобная психологическая подготовка снижает страх детей перед операцией и существенно ускорить их выздоровление.

(-) Явным примером однозначно непродуктивного предвосхищающего совладания является, так называемый «симптом святого Лазаря», психологи выявили его при работе с некоторыми родственниками ВИЧ-инфицированных.

Он заключается в таком отношении к больному, словно тот уже мертв и оплакан (порой доходит до того, что члены семьи избегают всякое общение с заболевшим, не скрывая собирают деньги на поминки и готовятся к его похоронам).

[ad#728×90]

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ САМОСОХРАНЕНИЯ В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Это приемы борьбы с эмоциональными сбоями, которые, по мнению субъекта, наступают в связи с непреодолимыми трудными ситуациями.

  • Таковым является бегство от сложной ситуации. Происходит оно не только в физической, но и в чисто психологической форме — путем подавления мыслей о ситуации и внутреннего отчуждения от нее (это может быть отказ от повышений по службе, от других заманчивых предложений). Для людей, переживших большое количество различных неудач и разочарований, такое избегание сомнительных связей и ситуаций нередко становится, личностной особенностью. Для них это «последняя линия защиты».
  • Отрицание и непринятие, травмирующего, ошеломляющего и трагического события – еще один распространенный прием самосохранения. Попадая в трудную жизненную ситуацию и сталкиваясь с трагедией, непринятием и отрицанием ее, человек выстраивает психологический заслон на пути проникновения в свой внутренний мир этого травмирующего и разрушительного события. Он постепенно, переваривает его малыми дозами.

Техники преодоления сложностей с помощью приспособления и преобразования могут быть для человека как второстепенными, так и основными, как ситуационно-специфическими, так и характерными.

Ситуационно-специфическими являются: «сопротивление», «корректировка своих ожиданий», « «надежда», «использование шанса», «самоутверждение», «идентификация с судьбами и целями других людей», «полагание на других людей», «отсрочка удовлетворения своих нужд», «проявление агрессии в форме действия или необоснованной критики» и др.

ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СЛУЧАЯХ НЕУДАЧ

Здесь будут приведены приемы, которые люди используют в случае, когда для преодоления трудных жизненных ситуаций уже не осталось возможности их решить.

То есть человек попавший в неприятную ситуацию предпринял все усилия для того, чтобы ее как то решить, но проблема осталась нерешенной и у него нет другого выбора, как просто признать, что он потерпел неудачу.

Это поражение он переживает как крушение личности, ведь он поставил перед собой трудную задачу, приложил столько сил, надеялся, да еще и видел ее решение как часть будущей жизни.

Если человек не переживал серьезных неудач и провалов до этого времени, он чрезмерно уязвим. В подобной ситуации человек пытается любым образом сохранить или восстановить хорошее к себе отношение, чувство собственного благополучия и достоинства.

Наиболее часто в таких случаях люди пытаются обесценить неудачу, задействовав механизмы психологической защиты, которые помогают снизить груз эмоциональных переживаний и не требуют от них болезненного пересмотра отношения к себе. Среди таких приемов можно выделить:

  • Обесценивание объекта. Не сумев найти выход из сложной ситуации, в данном случае не сумев достичь важной цели (выйти замуж, поступить в институт, защитить диссертацию и т.д.), человек понижает ее значимость. Таким образом, он обесценивает свою неудачу («А надо ли мне это?», «Это не самое главное в жизни») и вписывает трудную ситуацию в свою биографию как незначительный эпизод.
  • Корректировка своих надежд и чаяний. Так как неудача для большинства людей неприятное и тяжело переживаемое событие, лишающее человека того что ему надо, он может прибегнуть к коррекции надежд и ожиданий. Часто это приводит к минимизации потребностей. Безусловно, такой способ спасает от неудач, сглаживает неприятные ощущения и переживания, но он обедняет будущее и ни как не повышает уважение себя как личности.
  • Акцептация — принятие ситуации, такой, как она есть в действительности. В психологии этот прием иногда называют «терпением» или еще чаще используют словосочетание «отпустить ситуацию» (т.е. прекратить не приносящие результата действия по изменению сложной ситуации). Это не молчаливый ответ на тяжелые жизненные обстоятельства, а осознанное решение, принимаемое после анализа жизненной ситуации и сравнения собственного тяжелого положения с еще худшим положением других людей. Эта техника может быть применима в ситуации инвалидности или тяжелого заболевания.
  • Положительное толкование своей ситуации. Эта техника похожа на предыдущую. Она заключается в использовании вариантов сравнения: люди сравнивают себя с кем-то, кто находится в еще более шатком положении («сравнение идет вниз»), или вспоминает о своих заслугах и успехах в иных областях: «Да, это у меня не получилось, но зато…» («сравнение идет вверх»). Помните, у одной из героинь популярного фильма Э. Рязанова «Служебный роман», были такие защитные фразы: «Я живу за городом, но зато рядом с электричкой», «У моего мужа была язва желудка, но зато операцию делал сам Вишневский» и т.п.

В жизни каждого из нас бываюттрудные жизненные ситуации. Даже в самые безмятежные времена мы сталкиваемся с трудностями.

Для одного это поиск работы или смена места жительства, для другого – собственная болезнь или болезнь близкого человека, развод или уход из жизни близких и родных людей. Так было и будет всегда.

Трудные жизненные ситуации возникают в жизни детей и взрослых, целых семей и народов.

В данной статье приведены приемы и техники в большой степени касающиеся приспособления к обстоятельствам, которые уже невозможно изменить.

Есть мнения, что подобные приемы свидетельствует о пассивной стратегии и о неспособности совладать со своей жизнью.

Но в действительности все не так однозначно, ведь иногда временное приспособление выступает как мудрая стратегия переживания трудной жизненной ситуации, учитывающая жизненные перспективы с их реальными особенностями.

Самый простой пример —  испытательный срок при приеме на работу диктует человеку правила игры, к которым он должен приспособиться, чтобы получить работу в хорошем месте и быть принятым в новом трудовом коллективе. Он знает, когда лучше промолчать, отказывается от самоутверждения и определенных форм поведения в пользу своего будущего.

Однако каждый вправе самостоятельно выбирать те приемы и стратегии из своего репертуара, которые помогут выйти из трудной жизненной ситуации. Далеко не всегда и не все мы в силах изменить. Самое большое, что мы можем сделать, это трезво взглянуть на ситуацию, направить максимум усилий на изменение того, что поддается улучшению, и найти способы сосуществовать с тем, что поменять нельзя.

Иногда чтобы разобраться в трудной ситуации, необходима помощь психолога. Однако не все готовы поделиться своими проблемами с чужим человеком. Тем, кто не готов к личной встрече можно посоветовать консультацию по телефону.

Телефонное консультирование это беседа с психологом обеспечивающая анонимность и особую доверительность.

Психолог, изучивший руководство по телефонному консультированию, способен дистанционно разобраться в ваших проблемах и помочь вам преодолеть трудности, не хуже чем если бы вы пришли на прием.

Источник: https://constructorus.ru/psixologiya/trudnaya-zhiznennaya-situatsiya.html

Что такое личность

Цели и задачи темы: дать учащимся представление о личности в целом, раскрыть сущность основных понятий, характеризующих ее, пробудить стремление к самопознанию и самовоспитанию.

Основные понятия:

  • всестороннее и гармоническое развитие,
  • личность, индивидуальность,
  • потребности, мотивы,
  • самооценка, самосознание,
  • направленность личности,
  • характер, самопознание.

Трудность раскрытия темы состоит в том, что в ней учащиеся знакомятся со многими достаточно сложными для них понятиями. Необходимо предупредить их, что на протяжении изучения всего курса, обсуждая самые разнообразные вопросы будущей семейной жизни, они будут постоянно возвращаться к этим понятиям.

Основные вопросы темы и их краткое содержание. Понятие о личности

Почему курс о подготовке молодежи к семейной жизни мы начинаем с разговора о личности? В создании семьи участвуют двое: он и она. Благополучие и счастье юноши и девушки, счастье будущей семьи и будущих детей во многом зависят от того, какие качества личности у них сформированы, что они представляют собой как личности.

Всестороннее и гармоничное развитие личности каждого человека является нашей целью. Но что это такое?

Всестороннее развитие — это не одинаковость способностей к любой деятельности. Оно не только не противоречит развитию индивидуальных особенностей, но прямо предполагает его. Хорошо писал об этом психолог Б. И.

Додонов: «Многосторонность личности необходимо развивать не путем преодоления «односторонних» увлечений, …а на основе воспитания и закрепления этих приверженностей («пламенных страстей» к чему-либо) с последующим превращением их в тот рычаг, с помощью которого подтягивается к высокому уровню развития вся личность в целом, во всем богатстве ее потенциальных возможностей». И дальше: «Воспитывать надо не безликих «разносторонних»… Воспитывать надо именно «практиков», увлеченных техникой, и интеллектуалов-теоретиков», которые уже в школе читают специальную литературу и т. д. и т. п. Но воспитывать так, чтобы их основные увлечения не отгораживали их от других сфер жизни, а помогали им — каждому по-своему — войти в эти сферы со своими специальными интересами».

Гармоническое развитие означает согласованность, соответствие в развитии разных сторон личности, соответствие ее направленности общественному сознанию и ценностям нашего общества, соответствие потребностей и возможностей (при этом не очень значительное осознаваемое опережение потребностей над возможностями является источником дальнейшего развития). Основным условием гармонического развития личности является формирование общественной направленности и способности правильно и критически оценивать самого себя.

Что же такое личность? Личность—это не просто конкретный человек со своими достоинствами и недостатками, со своими сильными и слабыми сторонами (здесь учителю можно рассказать или прочитать учащимся об истории слова «личность», например, по книге Я. Л. Коломинского «Беседы о тайнах психики», с. 146— 149), а человек, рассматриваемый с точки зрения его общественных отношений, как член определенного общества.

Человек лишь постепенно формируется как личность. С момента рождения он включается в существующую систему общественных отношений, всегда находится в определенных взаимоотношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность: человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.

Развитие личности есть результат усвоения социального, общественного опыта многих поколений людей. Этот опыт усваивается в процессе общения с людьми, в процессе обучения и воспитания, в процессе всей жизни и деятельности человека. Сущность личности по своей сути социальна. К.

Маркс подчеркивал, что «сущность «особой личности» составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество».

Нужны ли для развития своей личности специальные усилия или каждый человек так или иначе на определенной возрастной ступени и так станет личностью? Нужны! И очень большие! Не случайно основная задача нашего общественного воспитания состоит в формировании зрелой и развитой личности каждого человека. Общество заинтересовано в том, чтобы каждый человек достиг высокого уровня психического и социального развития, реализовал себя и свои способности. Ведь только тогда будет в дальнейшем развито и само общество. Что же это за уровень?

На личностном уровне развития у человека вырабатываются собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к происходящим событиям. У него появляются собственные моральные требования к себе и окружающим, собственные оценки.

Это позволяет человеку быть относительно устойчивым и независимым от чуждых его убеждениям мнений, поступков, воздействий окружающих. Крупный советский психолог С. Л.

Рубинштейн подчеркивал, что человек есть личность в силу того, что он сознательно занимает определенную позицию в жизни.

Одни и те же обстоятельства могут порождать различные позиции и разную активность личности. То, чем человек станет, определяется в основном тем, что он делает из самого себя. Способность личности «делать себя самого» существенно определяет судьбу человека, его ценность для общества и, конечно, отношение к нему со стороны других людей.

Австрийский психолог Виктор Франкл, прошедший во время второй мировой войны через ужасы гитлеровского концлагеря, пишет: «В концентрационном лагере, например… мы были свидетелями того, что некоторые из наших товарищей вели себя как свиньи, в то время как другие были святыми.

Читайте также:  Эмоциональные расстройства - психология

Человек имеет в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет актуализована, зависит от его решения, а не от условий».

Главным признаком личностного развития человека выступает его способность поступать по внутреннему убеждению в самых сложных жизненных ситуациях, не перелагать ответственность на других, не полагаться слепо на обстоятельства и даже не просто «считаться» с обстоятельствами, но и противостоять им, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой характер. Личность в самом высоком смысле слова отличают не громкие фразы и красивые заверения, а способность на деле взять на себя ношу потяжелее, ответственность за все происходящее. Поступок — вот ее измерение. (Здесь учитель может привести ряд примеров различного поведения людей в сложных обстоятельствах, например можно вспомнить Сотникова и Рыбака, героев фильма «Восхождение» (экранизация Л. Шепитько повести В. Быкова «Сотников»), поставленных в чрезвычайно острую и сложную ситуацию жизни и смерти.)

Таким образом, человек, являющийся зрелой личностью, обладает таким уровнем психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием («строительством» собственной личности).

Одной из наиболее характерных сторон личности является ее индивидуальность. Под нею понимается неповторимое сочетание психологических особенностей личности. Индивидуальность — это то особенное, специфическое, что отличает данного человека от всех других.

Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир, у него есть свои особенности памяти, мышления, внимания, у него своеобразное воображение, свои интересы, потребности, симпатии, привязанности, особенности настроения, большая или меньшая сила эмоциональных переживаний, сильно или слабо развитая воля, «легкий» или «трудный» характер и пр. Самое глубокое, самое тонкое и труднодоступное измерение —это внутреннее «я» человека. Внутренний мир личности присущ только ей одной, он возникает и развивается вместе с человеком. Учитель может прочитать отрывок из стихотворения Е. Евтушенко:

Каждому человеку необходимо понимать и постоянно помнить, что сложный внутренний мир, индивидуальность имеются не только у него, но и у каждого из окружающих его людей.

И если человек, который находится рядом со мной, отличается от меня, то это не значит, что он хуже меня. Он просто другой, и нужно попытаться понять этого другого человека с его индивидуальными особенностями, с его сильными и слабыми сторонами.

Нужно научиться исходить из того, что другой человек — самостоятельная личность, которая сама определяет свое поведение.

Человека на личностном уровне развития как раз и характеризует не только умение разбираться в себе самом, в своих желаниях, возможностях, поступках, но и умение понять окружающих людей, своих близких, учитывать их интересы, желания, вкусы, привычки, настроения.

Умение выделить наиболее существенные особенности другого человека, определить истинный смысл его поступков, настроений, умение правильно реагировать на возможные противоречия, расхождения, возникающие у людей, особенно в семье,— важный показатель уровня психического и социального развития человека.

Способность сострадать, сочувствовать, сопереживать есть не что иное, как признак духовной зрелости личности.

Одна десятиклассница на вопрос анкеты «В чем Вы видите смысл своей жизни?» ответила: «Я хочу, чтобы от того, что я живу, стало теплее, светлее и лучше как можно большему числу людей…» — простой и прекрасный ответ нравственно развитого человека.

Источник: https://pro-psixology.ru/yetika-i-psixologiya-semejnoj-zhizni/389-chto-takoe-lichnost.html

Психология обыденной жизни

Психологи психоаналитического и гуманистического направлений часто используют понятие «обыденная жизнь». Что же стоит за этим понятием и почему нам захотелось его использовать в нашей книге?

Обыденная жизнь — это повседневная жизнь человека, включающая различные стороны его жизни, в целостной динамике ее каждодневного развития.

В живой жизни даже две ситуации никогда точно не повторяются, поэтому нельзя упускать из вида специфические предпосылки и жизненные обстоятельства при объяснении поведения и поступков человека.

Надо опираться на призыв Иммануила Канта: «Имей мужество пользоваться своим собственным разумом».

Поскольку практическая психология должна доходить до конкретной жизненной практики, необходимо искать и давать людям психологический инструмент, который им будет полезен во всех сферах жизнедеятельности.

Антон Штангль в книге «Язык тела» с подзаголовком «Познание людей в профессиональной и обыденной жизни» сделал упор на то, что обыденная жизнь — это как бы частная, повседневная жизнь человека, а профессиональная — это включенность в определенный трудовой процесс.

В повседневной жизни люди себя проявляют более спонтанно, т. е. совершенно свободно и естественно, без всякого торможения или расчета, что говорить или что делать, а делают так, как приказывают или предлагают их чувства, стремления. Отсюда и переживание собственной личности самое интенсивное.

Эту интенсивность можно наблюдать у детей, которые полностью включаются в игру.

А посмотрите на оратора, который весь в своей речи и ее предмете: сила его проявления, сила «излучения», воздействия максимальна! «Наша личность, наша индивидуальная самость выходит далеко за пределы того, что наше осознанное мышление, наше сознательное Я может распознать и понять» (А. Штангль).

В зависимости от социальных условий и обстоятельств в любом обществе, в том числе и в нашем, формируются на уровне обыденной жизни стереотипы и мифы, которые глубоко уходят в подсознание человека и часто им не осознаются.

Психологи, анализируя жизнь людей в нашем обществе, выявили синдром «больного» мышления — стереотипы и мифы, которые прочно вошли в наше сознание и подсознание.

Эти стереотипы и мифы формировались десятилетиями и сегодня нередко мешают нам в решении как социальных проблем, так и проблем обыденной жизни. Основные стереотипы: «вождизм» — ориентация на вождя, «лозунговое мышление», нетерпимость к противоречиям, неумение прогнозировать развитие.

.. Эти стереотипы мешают людям спокойно и деловито разбираться в жизненных ситуациях, не впадая в крайности и в истерическое состояние, когда «все долой», а что взамен — неизвестно.

То же самое заложено и в мифах, очень напоминающих русские народные сказки про Емелю, который лежа на печи хотел, чтобы исполнялись все его желания.

Чтобы люди могли включиться в новую жизнь, надо строить новый менталитет, преодолевая старые стереотипы и мифы в обыденном сознании. И практическая психология должна людям помочь разобраться в себе, в других людях и дать психологическую свободу человеку в повседневной жизни.

В целостной картине жизни человека можно выделить 3 основных сферы его деятельности — трудовую, семейно-бытовую и досуговую, связанных с удовлетворением основных потребностей жизнеобеспечения.

В сравнительном плане семейно-бытовая и досуговая сферы отличаются меньшими возможностями социального контроля, более скрытым механизмом функционирования всех тех процессов, которые связаны с интимными взаимоотношениями людей.

Трудовая деятельность — это прежде всего практическая деятельность, выполняемая человеком по определенному заданию. Труд — важное условие существования человека, его развития и благосостояния общества в целом.

Основным видом трудовой деятельности является производительный труд в определенной отрасли промышленности, обычно классифицируемый как профессиональный труд. Раскрытие психологического своеобразия различных видов профессионального труда является предметом ряда социологических и психологических исследований.

Исследования показывают, что на производстве человек в силу строго регламентированной должностной инструкции не может удовлетворить ряд потребностей — в заботе, эмоциональных контактах, широте общения.

Факты обыденной жизни показывают, что проблемы взрослых людей — как быть счастливым, любимым, как избежать одиночества, построить свою семью и дом связаны с социально-экономическими условиями общества и прежде всего сферой труда.

Анализ условий счастливой семейной и личной жизни позволяет выявить некоторые закономерности объективного и субъективного характера. В значительной мере благополучие в обыденной жизни зависит от личных качеств людей, их социальной зрелости, культуры поведения, чувства ответственности.

Ответственность — это та форма контроля над деятельностью человека, которую он осуществляет сам согласно принятым им нормам и правилам поведения. Общество принуждает человека быть ответственным за последствия принимаемых им решений. Степень ответственности, подотчетности и мера наказания определяются общественными институтами, государством.

На каждого человека возложены моральная, правовая, экономическая ответственность, и невыполнение соответствующих законов и норм влечет за собой наказание. Субъективное принятие или непринятие, знание или незнание, например, юридических законов или правил поведения в обществе, не освобождают человека от ответственности.

Угрожая наказанием, общество всегда готово привлечь нарушителя к ответственности, и эта угроза заставляет человека вырабатывать внутренние формы контроля своей деятельности. Это и есть ответственность. В конце концов она становится чертой личности, а формируется в процессе интериоризации, т. е. принятия как своих социальных ценностей, норм и правил.

Ответственность предполагает осознание своих действий и их последствий. Степень осознания принимаемых решений и степень контроля над последствиями при реализации этих решений могут быть различными.

Можно выделить:
Высокий уровень ответственности — ответственность является чертой личности, все принимаемые решения соотносятся с внутренней структурой ценностей, появляется чувство ответственности за принятые решения, реализованные действия и последствия этих действий для жизни.

Средний уровень ответственности — по существу, такой же, но происходит осознание только ближайших последствий предпринимаемых действий, нет чувства ответственности за стратегию поведения в жизни.

Низкий уровень ответственности — проявляется в ситуационном самоконтроле над деятельностью. Принятие ответственности, осознание последствий в отдельных моментах жизни — это не черта личности, а ответственное отношение, возникающее в отдельных актах. Оно может быть неустойчивым, временным, зависимым от настроения и обстоятельств.

Безответственность — может иметь два проявления: либо у человека нет сформированной внутренней системы ценностей, осуществляющей контроль и регуляцию деятельности, либо внутренние правила очень жестки для человека, а нормы и ценности очень высоки, он не чувствует или не считает себя способным принимать решения, брать ответственность за возможные последствия, поскольку в случае неудачи наказание самого себя будет чрезмерно строгим. В таком случае у него формируется страх ответственности.

В психологическую структуру ответственности входят три компонента: рациональный, эмоциональный и волевой. Осознание личностью общественных потребностей и преломление их в структуре внутреннего мира может осуществляться на уровне знаний, чувств, убеждений и действий.

Человек может считать себя ответственным, чувствовать себя ответственным и действовать с позиций ответственного человека. Рационально-волевые компоненты наиболее четко характеризуются такими состояниями, как проницательность и целеустремленность.

Естественно, что акт принятия ответственного решения может сопровождаться самой разнообразной гаммой эмоциональных состояний: озабоченность, напряженность, беспокойство, волнение, тревога, сосредоточенность, сомнение и т. д. Связь между деятельностью, т. е.

актом принятия ответственного решения, и эмоциями взаимна: с одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно те или иные чувства, с другой, — чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность.

Каждый человек может оказаться в ситуации, когда его действия и поступки могут причинить вред, обидеть окружающих. Это может произойти по незнанию, если у человека нет достаточной информации о ситуации или людях, его окружающих. Субъективное переживание ответственности может быть различным.

Если человек не знал, он не ответственен за последствия совершенного действия, но с получением знаний о последствиях своих действий, человек либо берет на себя ответственность, либо отказывается от нее, что говорит о степени развития у него чувства ответственности.

Субъективное переживание чувства ответственности может возникнуть только тогда, когда есть осознание своих действий и возможных последствий.

Существует «шкала» объема ответственности: чувство или принятие ответственности только за себя, за себя и близких, за себя и окружающих, за все в ответе. Человек, считающий себя ответственным только за себя, пытается влиять на жизненные события, которые касаются только его жизни.

Эти люди выглядят независимыми, они не спрашивают советов, но и не стараются переделать окружающих, определять их действия. Однако большинство считает себя ответственными не только за себя, но и за близких — членов своей семьи, особенно детей. Родители считают, что они обязаны учить своих детей даже тогда, когда те уже выросли.

Супружеские отношения, в свою очередь, тоже могут определяться мерой ответственности, которую несет каждый из партнеров. Человек, который боится брать ответственность на себя, самостоятельно принимать решения, ищет партнера, готового выполнять эту обязанность вместо него.

Неудачным будет сочетание партнеров, один из которых стремится быть независимым, имеет собственную систему ценностей, а другой считает себя ответственным за принятие решений и определение жизненного пути партнера, исходя из своей системы норм и правил.

Однако существуют возможности взаимодействия партнеров, когда они не навязывают друг другу своих ценностей, и в то же время остаются ответственными друг за друга. Это достигается в процессе эмпатического общения с другой личностью, когда ты временно живешь жизнью другого, оставляя в стороне свою точку зрения, ценности, свое «Я». Эмпатический способ общения, согласно К.

Роджерсу, характеризуется следующим: вхождение в личный мир другого и пребывание в нем как дома; постоянная чувствительность к меняющимся переживаниям другого; улавливание того, что другой сам едва осознает, без попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, так как они могут оказаться травмирующими; сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого;

спокойный взгляд на те элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника.

Источник: https://psyera.ru/5393/psihologiya-obydennoy-zhizni

Глава 1. Жизнестойкость личности как психологический феномен | Читать онлайн, без регистрации

Глава 1. Жизнестойкость личности как психологический феномен

1.1. Философские и психологические подходы к изучению жизнестойкости

Феномен жизнестойкости является неотъемлемым личностным образованием, развивающимся в процессе жизни человека. Феномен (греч. phainomenon – являющееся) – понятие, означающее явление, данное нам в опыте. Человек обнаруживает жизнестойкость в определенных ситуациях вне зависимости от знаний и пониманий этой данности личности.

По словам В. П. Зинченко, «личность рождается при решении экзистенциальной задачи освоения и овладения сложностью собственного бытия» [66]. Решение жизненных проблем в непредсказуемом мире – это вопросы личностного развития человека.

Читайте также:  Внутренняя мотивация - психология

Остановимся на наиболее важных аспектах философии и психологии, которые отражают общий подход к пониманию жизнестойкости как феномена развивающейся личности человека.

Еще в философских учениях античности проблема устойчивости человека перед невзгодами жизни была очень актуальна.

Философы школы стоиков (Зенон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) обосновывали разумную природу человека и необходимость стоического отношения к происходящим событиям, которые уже не зависят от человека.

В учении стоиков поднимался важный вопрос о возникновении эмоциональных переживаний человека, связанных не с происшедшими событиями, а именно с отношением к этим событиям. Осмысливалась установка на то, что никакие невзгоды не могут причинить вред человеку против его воли.

Философы-стоики рассматривали вопросы отношения к миру, проблемы возможностей и ограничений человека в этом мире.

Они подчеркивали значение индивидуального выбора и значение для человека приближения к добродетельной жизни; отмечали важность формирования добрых привычек; подчеркивали необходимость отвечать на события разумом, а не эмоциями; рассматривали вопросы возможностей и ограничений человека в этом мире.

Также в учении стоиков отмечалась важная роль социального компонента в жизни человека, осознание человеком своего вклада в ценность мирового целого, вопроса долга как принятия на себя решения жизненной задачи и исполнения ее в меру своих способностей.

Важно и интересно подчеркнуть, что известные представители стоицизма в описании потомков остались именно как жизнестойкие люди. Эпиктет (50 г. н. э. – 125 г. н. э.

) поражал современников своим юмором и спокойствием, сосредотачивал внимание на практической стороне философии, в его лице философия становилась жизнью, сам он себя считал учителем добродетельной жизни. Марку Аврелию (121 г. н. э. – 180 г. н. э.

), императору Рима, автору возвышенно этического трактата «Размышления», удалось строить свою жизнь, часто в очень неблагоприятных обстоятельствах, в полном согласии с предписаниями своей книги «мыслей самому себе» [39].

В современный период развития общества быстрые изменения в социальной, культурной жизни ставят вопросы быстротечности, неопределенности, проблему индивидуального самоосуществления человека.

Возникшее в современном мире такое направление философии как экзистенциализм, заставляет человека задуматься о неопределенности, парадоксальности человеческой жизни, которая может преодолеваться через самостоятельную решительность человека (С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Личность растет, выбирая, и приходит в упадок, пребывая в нерешительности.

Рассматривая способность человека противостоять трудностям жизни, философы-экзистенциалисты обращаются к таким понятиям, как свобода и сознательность выбора, ответственность и долженствование, нахождение смысла в происходящем. Все эти философские категории находят свое место в современных психологических исследованиях личности человека.

В психологической науке исследование вопросов, связанных с возможностью человека развивать психологические способности в трудных ситуациях, и тем самым, личностно развиваться в самых неблагоприятных обстоятельствах жизни относятся к изучению стрессоустойчивости, субъектности, жизненных миров личности.

Понятие жизнестойкости, введенное Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди, находится на пересечении теоретических воззрений экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и совладения с ним. Термин hardiness, введенный С. Мадди, С. Кобейса, в переводе с английского означает «крепость, выносливость», Д. А. Леонтьев предложил обозначать как «жизнестойкость» [98].

С. Мадди, ученик Гордона Олпорта и Генри Мюррея, рассматривал феномен жизнестойкости с точки зрения целостного подхода к личности.

Его лонгитюдное исследование личностных особенностей служащих одной из компаний, которые в условиях постоянно действующего стресса не только не покинули компанию, но и улучшили свою профессиональную деятельность, привели к выявлению у данных служащих структуры установок и умений, способствующих превращению ситуации стресса в ситуацию проявления своих возможностей.

Учение С. Мадди о жизнестойкости согласуется с его теорией личности, которую он определяет как теорию активации, вариант модели согласованности (теория активации С. Мадди, Д. Фиске). Данная теория описывает согласованность или несогласованность между привычным и реально необходимым для данной ситуации уровнями активации или напряжения психики человека.

Понятие активации при этом обозначает уровень энергичности, который включает как психологическую, так и нейропсихологическую компоненту. Данная теория подчеркивает важность информации и эмоционального опыта, получаемого человеком в результате взаимодействия с окружающим миром.

Термин hardiness, введенный С. Мадди С. Кобейса, в переводе с английского означает «крепость, выносливость», Д. А. Леонтьев предложил обозначать как «жизнестойкость» [117].

Перевод Д. А. Леонтьевым hardiness как жизнестойкости придало этому термину значимую эмоциональную окраску. Сам термин «жизнестойкость» является привлекательным, так как включает эмоционально насыщенное слово «жизнь» и актуальное психологическое свойство, выраженное термином «стойкость».

Сам по себе феномен жизни можно отнести к различным уровням организации человека.

«Жизнь телесная и стремление к ее сохранению, материальному поддержанию, жизнь нравственная как стремление к благу и счастью, жизнь духовная как возвышающаяся над обыденной – все эти стороны жизни неизменно оказывались в центре внимания философской мысли различных эпох», – отмечает К. А.

Абульханова-Славская [2]. Само сущностное наполнение понятия жизнь связано с разными уровнями, сторонами, способами протекания и осуществления данной жизни – от биологического выживания до духовного просветления.

Все уровни жизни связаны и перетекают друг в друга. Начало русских сказов «жил-был» – связывают жизнь витальную, биологическую и жизнь – «жил», проявляющуюся в бытийствовании, действии – «был». Фраза В.

Франкла «Быть – значит отличаться» – показывает значимость индивидуальной самостоятельности человека в построении своей жизни, это уже уровень жизни, связанный с самоосуществлением, а не просто проживанием и бытийствованием.

«Жить – быть – отличаться» – вот цепочка осуществления жизни человека.

«Жил,

Полон сил.

Жизнь была ему в радость.

Был

Он без крыл,

Но ощущал крылатость»,

– эпитафия А. Цирлинсона отражает это разнообразное проявление жизни.

Термин «жизнестойкость» активно стал использоваться в психологических исследованиях.

Однако важно отметить, что при изучении психологических процессов противостояния человека стрессу, способов преодоления экстремальных ситуаций, способностей к личностному развитию в трудных жизненных обстоятельствах используются различные понятия.

Все они, отчасти, являются родственными понятию «жизнестойкость» и, прежде всего, отражают наличие существующих внутренних возможностей человека, которыми он может воспользоваться в различных ситуациях жизни.

Рассмотрим некоторые из них, так как достаточно часто через эти понятия конкретизируется проявление человеком жизнестойкости.

«Ресурс» является понятием полидисциплинарным. По словам В. П. Зинченко, ресурсный подход дает возможность в терминах одного языка описать как требования, накладываемые внешней средой на систему, так и внутренние возможности системы удовлетворять данным требованиям [66].

В психологии к ресурсам чаще всего относят физиологические и типологические особенности личности, когнитивные процессы и личностные качества, социальную поддержку, финансовое благополучие, приобретенные знания, навыки и опыт, а также навыки оперирования ресурсами в трудных жизненных ситуациях тоже могут рассматриваться в качестве самостоятельного ресурса [128, 133].

По классификации С. Хобфолла ресурсы включают:

1) материальные объекты (доход, дом, одежда, материальные фетиши) и нематериальные (желания, цели);

2) внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние, интраперсональные, переменные (самоуважение, профессиональные умения, навыки, способности, интересы, достойные восхищения черты характера, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и другое);

3) психические и физические состояния;

4) волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для преодоления трудных жизненных ситуаций или служат средствами достижения лично значимых целей [41].

Жизнестойкость личности рассматривается некоторыми исследователями, как личностный ресурс, а также способность в жизненно важных ситуациях воспользоваться внешними ресурсами [136].

«Адаптация» также понятие полидисциплинарное.

Психологическая адаптация – процесс установления оптимального соответствия личности окружающей среде в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели (при сохранении физического и психического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды (Ф. Б. Березин).

Процесс адаптации связывается с реализацией личностью выбора, опосредованного, прежде всего, биологическими и социальными потребностями; он может быть сделан в ущерб потребностям психологическим, потребностям самореализации [17, 103, 107].

Понятие «воля» рассматривается в психологии, как жизненная сила, энергия, и, в то же время как социальное образование. Проблема воли традиционно связывается в психологии с проблемой овладения своим поведением. Л. С.

Выготский рассматривает проблему воли как проблему организации человеком своих побуждений путем создания новых мотивов-стимулов [43]. Д. Н.

Узнадзе указывал, что в основе волевого поведения лежит создаваемая самим субъектом фиксированная установка (тогда как в случае импульсивного поведения установка зависит от актуальной ситуации и существующей потребности) [160].

В работах П. В. Симонова воля фигурирует как потребность преодоления препятствий (рефлекс свободы).

Препятствие человек воспринимает как ограничение своей свободы и это порождает вторичную потребность преодоления.

Автором имеется в виду потребность, устойчиво доминирующая в структуре личности, сформированная, прежде всего, и главным образом условиями воспитания человека на протяжении всей его предшествующей жизни.

При этом определенную роль при формировании такой потребности играют и врожденные задатки личности, в том числе присущая ей выраженность «рефлекса свободы» [147].

С. А. Рубинштейн, рассматривая волевые качества личности, от которых зависит «сила сопротивляемости неблагоприятным условиям», отмечал, что, «прежде всего, огромную роль здесь играет энергия и особенно настойчивость при приведении в исполнение принятого решения, в борьбе со всяческими препятствиями за достижение цели» [142].

В современных исследованиях волевое поведение рассматривается как процесс произвольного формирования побуждений.

При рассмотрении вопроса о способности человека преодолевать жизненные трудности и при этом личностно развиваться, воля больше связывается не с волевыми усилиями, а с волевой структурой личности, включающей в себя значимые мотивы, выбор и целенаправленные действия на достижение результата [70].

Психологическая устойчивость – это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях [88]. Подчеркиваются в основном типологические особенности личности.

Психологическую стойкость личности связывают, как с проявлением способности сохранять постоянный уровень активности, хорошее настроение, так и с проявлением таких личностных качеств, как отзывчивость, наличие разносторонних интересов, избегание упрощенности в ценностях, целях и стремлениях [88, 173].

Устойчивость личности, по А. Н. Леонтьеву, определяется соотношением смыслообразующих мотивов с определенными поведенческими особенностями, со способами осуществления деятельности [93].

В работах ведущих психологов (Л. И. Анциферовой; Л. С. Выготского; Л. Г. Дикой; Б. Ф. Ломова; В. А. Пономаренко; В. Э. Чудновского и других) устойчивость, зрелость личности связывается с умением человека ориентироваться на определенные цели, характером временной перспективы, организацией своей деятельности.

Термин «жизнеспособность» был впервые введен Б. Г. Ананьевым, который подразумевал под жизнеспособностью общую трудоспособность человека. Главнейший фактор сохранения жизнестойкости и жизнеспособности, по мнению Б. Г. Ананьева, – тренируемость интеллектуальных функций [8].

В настоящее время акценты в определении жизнеспособности несколько смещены в сторону выживаемости человека и его личностного самосохранения (И. М. Ильинский, П. И. Бабочкин, М. П. Гурьянова и другие) [72].

Жизнеспособность – это стремление человека выжить, не деградируя, в ухудшающихся условиях социальной и культурной среды, воспроизвести и воспитать жизнестойкое потомство в биологическом и социальном плане; стать индивидуальностью, сформировать смысло-жизненные установки, самоутвердиться, найти себя, реализовать свои задатки и творческие возможности. При этом человек преобразует среду обитания, делая ее более благоприятной для жизни, не разрушая и не уничтожая ее [72].

Жизнеспособность рассматривается как более широкий термин, чем жизнестойкость, так как наличие этого качества и его проявление присуще человеку как индивиду, а жизнестойкость развивается уже как личностное образование на определенном этапе онтогенеза.

Жизнетворчество – личностно-ориентированная практика развития и коррекции отношений с миром, связанная с расширения мира, расширением жизненных отношений. Как практика, жизнетворчество может быть связано с определенными аспектами в развитии и проявлении жизнестойкости [97].

Личностный адаптационный потенциал – совокупность психологических особенностей человека, включающий следующие характеристики:

– нервно-психическую устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу (психофизиологический уровень);

– самооценку личности, являющуюся ядром саморегуляции и определяющую степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей (личностный уровень);

– ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих;

– опыт социального общения [104].

Адаптационный потенциал задает определенную вероятность, возможность развития личностного качества – жизнестойкости.

Личностный потенциал – интегральная характеристика уровня личностной зрелости, отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете, преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых ею усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни [ИЗ].

Одна из специфических форм проявления личностного потенциала – это преодоление личностью неблагоприятных условий ее развития. Эти неблагоприятные условия могут быть заданы генетическими особенностями, соматическими заболеваниями, а могут – внешними неблагоприятными условиями.

Существуют заведомо неблагоприятные условия для формирования личности, они могут действительно роковым образом влиять на развитие, но их влияние может быть преодолено, опосредовано, прямая связь разорвана за счет введения в эту систему факторов дополнительных измерений, прежде всего самодетерминации на основе личностного потенциала [96].

Более общим по отношению к понятию жизнестойкость, является понятие субъектностъ, которое обозначает способность и готовность человека к активной, сознательной и целенаправленной реализации накопленного опыта не только при решении проблемных, стрессовых, но всех жизненных типичных и нетипичных вопросов.

Проявление субъектности в деятельности и поведении, в процессах восприятия, в принятии решений, связано, прежде всего, с индивидуальными особенностями освоенной человеком преобразующей активности: особенностями постановки и решения задач (мысленных или предметных).

Специфика субъектности определяется функциями регуляции активности действий, которые актуальны в данный момент для человека или актуальны с точки зрения перспективы [141, 3, 30].

Понятие жизнестойкость пересекается с вышеприведенными понятиями, однако оно обозначает отдельно значимый феномен психики человека, который развивается по определенным генетическим закономерностям, является многокомпонентным личностным образованием, влияющим на актуализацию различных свойств психики человека в ситуациях жизненного напряжения.

Рассмотрим содержание и структуру феномена жизнестойкости на основании анализа результатов исследований отечественных и зарубежных психологов.

Источник: http://velib.com/read_book/fominova_alla/zhiznestojjkost_lichnosti/glava_1_zhiznestojjkost_lichnosti_kak_psikhologicheskijj_fenomen/

Ссылка на основную публикацию