Психика и сознание — психология

Психика и сознание

В процессе эволюции живых существ, психика как отражение объективной действительности в мозгу развивалась в зависимости от условий жизни того или иного вида живых существ, приобретала все более сложные формы. Наивысшим уровнем ее развития является, присуще человеку, сознание.

Психология объясняет возникновение человеческого сознания общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью, что является причиной его развития. С переходом к общественным формам жизни коренным образом изменилась структура человеческого поведения.

Наряду с биологическими ее мотивами, которые зависели от непосредственного восприятия среды, возникли выше, «Духовные» мотивы и потребности, высшие формы поведения, которые обусловлены способностью абстрагироваться от непосредственного влияния среды.

Наряду с двумя источниками поведения — наследственно закрепленной программой и собственным опытом самого индивида возник третий источник, который формирует человеческую деятельность, трансляция и усвоение общественного опыта. В удовлетворении этой важной социальной потребности одним из решающих факторов была речь, которая стала формой существования сознания.

Характерными особенностями и структурными компонентами сознания есть такие:

  • Знание о окружающей действительности, природе, обществе. Уровень сознания непосредственно зависит от уровня усвоения знаний и опыта личности. В процессе общественно-исторического развития человека развилась потребность в знаниях, которая является важнейшим мотивом познавательной деятельности.
  • Выделение человеком себя в предметном мире как субъекта познания, различения субъекта «Я» и объекта «Я», противопоставление себя как личности другому объективному миру. Характерным в этом отношении является самопознание, что стало основой для самосознания, т.е. осознание собственных физических и морально-психологических качеств.
  • Целеустремлённость, планирование собственной деятельности и поведения, предусматривание ее результатов. Эта сторона сознания проявляется в самоконтроле и корректировании собственных действий, их перестройке, в смысле стратегии и тактики, если этого требуют обстоятельства.
  • Отношение личности к объективной действительности, к другим людям, к самому себе. Отношение личности к окружению проявляется в оценивании и самокритике, в которых важную роль играет эмоционально-волевая сфера личности.

Выделение и противопоставление человеком себя другому предметному миру, природным и общественным явлениям, переживания своего отношения к объективной действительности и самого себя является основополагающим относительно самовоспитания.

Благодаря сознанию, самопознанию и самосознанию личность становится субъектом воспитания, то есть сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает их.

Сознание человека характеризуется активностью. В процессе отображения действительности информация, поступающая к мозгу, отображается не механически, а сознательно обрабатывается согласно цели, задач и опыта личности.

Уровень развития и выявления сознания у человека бывает разный зависимо от уровня развития его знаний и научного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, отношения к другим людям и к самому себе, к форме общественной жизни.

Человеку присущи и неосознанные формы психической деятельности (инстинктивные и автоматизированные действия и т.д.). Но бессознательное входит в сознательное и благодаря этому может контролироваться человеком.

Изучая формы психической деятельности, нужно учитывать то, что сознание и деятельность личности всегда предстают в единстве. Это единство проявляется в целенаправленной деятельности человека в ее разнообразных познавательных, эмоциональных и волевых реакциях, отношении к другим и к самому себе.

Человек взаимодействует с окружающей средой как целостная система. Целостность взаимодействия обеспечивается, прежде всего, высшим отделом центральной нервной системы — корой больших полушарий головного мозга, которая интегрирует (объединяет) деятельность организма и управляет им.

Источник: http://suxxessology.com/obschaya-psychologiya/item/302-psikhika-i-soznanie.html

Психика и сознание человека

Психика человека — это системное качество, которое реализуется через многоуровневые системы головного мозга. Психика не дается человеку от рождения и не развивается сама по себе, она формируется в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми. Специфические человеческие качества формируются у человека только в процессе усвоения культуры предшествующих поколений.

Функции психики

Основными функциями психики являются отражение и регулирование. Они непросто взаимосвязаны между собой, а обуславливают друг друга. Так отражение регулируется, а процесс регулирования основан на информации, которая получается в процессе отражения.

Функции отражения и регулирования обеспечивают выживание организма в существующем мире. Поведение регулируется на основе отражения событий окружающего мира.

Психическое отражение нельзя сравнивать с зеркальным (механическим) отражением. Психическое отражение действительности всегда подвергает обработке поступающую информацию.

Другими словами, психическое отражение является активным, так как связано с какой-то необходимостью и потребностями. Психическое отражение всегда субъективно, то есть принадлежит какому-либо субъекту.

Психическое отражение действительности является преобразующим.

Формула психического отражения:

Реальный (объективный мир) + психика (отражаемая система) = психическое отражение.

Таким образом, очевидно, что реальный мир не равен психическому отражению. В свою очередь, психическое отражение имеет ряд особенностей:

  1. Дает возможность правильно воспринимать окружающую действительность (без искажений).
  2. Психический образ совершенствуется и углубляется в результате активной психической деятельности человека.
  3. Отражение обеспечивает выбор поведения и деятельности.
  4. Отражение носит индивидуальный характер, так как преломляется через индивидуальные особенности человека.
  5. Отражение носит опережающий характер.

Объективная и субъективная реальность

Объективная реальность существует вокруг нас независимо от человека или другого живого существа. Но как только она отражается нашей психикой, так сразу превращается в субъективную реальность, так как отражается конкретным субъектом. Мы уже говорили, что отражение является правильным, но немеханическим.

Дело в nом что одну и ту же информацию люди воспринимают совершенно по-своему. Причем на ракурс (особенности) восприятия влияют психические процессы и способность к эмоциям.

Классический вариант различий в восприятии в примере со стаканом воды, который либо наполовину пуст, либо наполовину полон.

В отражение вмешивается эмоциональная оценка, то есть отражение происходит через эмоции и чувства.

Другим примером субъективного восприятия может быть восприятие осенней природы: разные люди видят пейзаж в разных оттенках. Одни называют основным цветом зеленый, другие – желтый третьи – коричневый.

Даже один и тот же человек может отражать одну и ту же картину мира по-разному, в зависимости от условий: состояние здоровья, общее настроение и т.д.

Также погоду по-разному воспринимает человек при условии наличия или отсутствия теплой одежды.

Внешний мир можно воспринимать по-разному:

  • репродуктивно (как факт), основываясь только на ощущениях;
  • созидательно, включая процессы мышления и воображения (додумывая ситуации, наделяя окружающее воображаемыми деталями).

Иногда один из видов восприятия вытесняет другой, и в жизни можно столкнуться с людьми весьма «приземленными» (реалистами) или теми, кто живет практически в придуманном мире. В норме человек  владеет обоими способами восприятия действительности, сочетая или чередуя их. Высшим уровнем психического отражение является сознание.

Сознание

Сознание можно представить как совокупность чувственных и умственных образов, предстоящих во внутреннем опыте субъекта. Суть понятия «сознание» в сочетании слогов: «со-знание», что означает знание о самом себе, понимание себя.

Казалось бы, что может быть проще, чем понимание себя, но, по сути, это отражение внутренних образов. Человек отличается от животных тем, что он не просто живет инстинктами, он осознает себя как личность со всеми потребностями и желаниями. Мы не только испытываем боль, но и оцениваем высшие чувства, такие как любовь, дружба, патриотизм и мн. др.

Сознание любого индивида уникально. Оно обуславливается внешними факторами и внутренними составляющими. Другими словами, сознание не только отражает окружающее и собственные внутренние составляющие, но и отражает отражение окружающего другими субъектами.

Это сложное понятие можно проиллюстрировать примером: человек, находясь среди других людей, отражает:

  • окружающую действительность: природу, здания, погодные условия, время суток и т. д.;
  • других людей: их внешний вид, поведение, речь и т. д.;
  • самого себя, свои ощущения и состояние;
  • восприятие окружающими людьми пространства: что им нравится, как они реагируют на погоду и др.;
  • восприятие окружающими людьми самого человека: ощущение приветливости, негатива или пренебрежения по отношению к себе.

Все это проходит через сознание человека, обогащая его внутренний опыт, обрастая отношениями и оценочными суждениями. Это происходит благодаря взаимодействию высших психических функций (память, мышление, восприятие и т.д.), которые в общем-то и образуют сознание.

Сознание — высший уровень психического отражения, на которое способен только человек. Сознание определяет порядок действий, контроль и управление за поведением человека.

Источник: https://www.psyportal.net/134268/psihika-i-soznanie-cheloveka/

Лекция 6. Психика и сознание человека

Сознание является высшим уровнем отражения человеком дей­ствительности, благодаря чему достигается познание и преоб­разование окружающего мира, в случае если психику рассматривают с ма­териалистических позиций, и собственно человеческой формой пси­хического начала бытия, в случае если психику трактуют с идеалистической позиции .[2]

В истории психологии проблема сознания является трудней­шей и наименее разработанной.

Независимо от того, каких мировоззренческих позиций при­держивались исследователи сознания, с ним неизбежно связы­вали так называемую рефлексивную способность, ᴛ.ᴇ. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя.

Наличие у человека такой способности является основа­нием для существования и развития психологии, ибо без нее психические явления были бы закрыты для познания.

Без реф­лексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.

Психологическая характеристика сознания включает:

— ощущение себя познающим субъектом;

— способность мысленно представлять существующую и вооб­ражаемую действительность;

— способность контролировать собственные психические и поведенческие состояния и управлять ими;

— способность воспринимать окружающую действительность в форме образов.

Сознание тесно связано с волевым контролем со стороны чело­века его собственных состояний психики и поведения. Сознание отличается от бессознательного тем, что человек произвольно, ᴛ.ᴇ.

при помощи волевого усилия, сознательно сосредоточивает свое внимание на мысленном представлении, какой-либо идее, воспо­минании, определœенном течении мыслей, отвлекается от несуще­ственного в данный момент.

Сознание связано с речью и без нее в высших своих формах не существует; Осознание чего-либо возможно только при его словес­но-понятийной означенности, наделœенности определœенным смыс­лом, связанным с человеческой культурой.

Слова-понятия содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. В сознании отражаются не всœе и не слу­чайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов и явлений, ᴛ.ᴇ.

то, что присуще именно ими отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Важнейшая характеристика сознания — его способность к ком­муникации, ᴛ.ᴇ. передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.

Сознание структурировано и включает в себя несколько слоев. В работах ведущего отечественного психолога В.П. Зинченко вы­делялись два уровня сознания: бытийное и рефлексивное. [2]

Первый исходный уровень — бытийное сознание (сыознание для бытия), или экзистенциальное, — включает в себя:

— биодинамические свойства движений, опыт действий;

— чувственные образы.

Читайте также:  Правила для ребенка - психология

На бытийном уровне сознания решаются очень сложные зада­чи, поскольку для эффективного поведения необходима актуали­зация нужного в данный момент образа и нужной программы дви­жений. Образ действия должен вписываться в образ мира, что и обеспечивает бытийный слой сознания.

Второй уровень сознания — рефлексивное (сознание для созна­ния) — включает в себя:

— значение;

— смысл.

Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком.

Смысл — субъективное понимание человеком ситуации, инфор­мации и отношение к ним.

Смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значе­ние того или иного предмета͵ явления для личности. Происходят процессы взаимной трансформаций значений и смыслов (осмыс­ление значений и означение смыслов).

Рассмотрим эту схему с точки зрения целостности сознания.

— Мир предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия бытийного уровня со­знания.

— Мир представлений, воображений, культурных символов и зна­ков соотносится с чувственной тканью бытийного слоя сознания.

— Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносит­ся со значениями рефлексивного уровня сознания.

— Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотно­сится со смыслами рефлексивного уровня сознания.

Сознание проявляется и присутствует во всœех этих мирах.

Оно управляет самыми сложными формами поведения, требующими от человека постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в тех случаях, когда: возникают неожиданные, интеллектуально сложные пробле­мы, не имеющие очевидного решения; требуется преодолеть физическое или психологическое со­противление на пути движения мысли или телœесного органа; нужно осознать конфликтную ситуацию и найти из нее выход; человек оказывается в ситуации, содержащей потенциаль­ную угрозу для него в случае непринятия немедленных дей­ствий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практиче­ски непрерывно, в связи с этим сознание как высший уровень психи­ческой регуляции поведения постоянно функционирует.

В последних работах В.П. Зинченко, наряду с другими психо­логами, признает ограниченность любой модели сознания, в ко­торой не представлен его духовный слой: ʼʼВ своих ранних рабо­тах по структуре сознания я развивал двухслойную модель. Теперь я убежден в ее недостаточности.

Духовный слой сознания в чело­веческой жизни играет не меньшую роль, чем бытийный и реф­лексивный слоиʼʼ. [2] Наличие духовного слоя для психологов в на­стоящее время становится очевидным. Более того, духовный слой в структуре целого сознания должен играть ведущую роль, одушев­лять и воодушевлять бытийный и рефлексивный слои.

При этом в рамках материалистически ориентированной психологии отсут­ствуют понятия для выражения духовных компонентов сознания.

В современной научной психологии, в отличие от христианской, еще чересчур мало опыта обсуждения проблем сознания на базе трехслойной модели и требуется немалая концептуальная работа для того, чтобы без противоречий ʼʼвписатьʼʼ духовный слой в струк­туру сознания.

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/375060_lekciya_6_psihika_i_soznanie_cheloveka

Развитие психики и сознания

Место психологии в системе наук о человеке.

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются.

С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами.

С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию.

В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.

Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется прежде всего в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии.

Например связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией и анатомией ЦНС реализуется через нейропсихологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчетливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.

Развитие психики и сознания.

Психика определяется, как свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение. Из данного определения следует, что основными функциями психики являются тесно взаимосвязанные между собой отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности.

Отражение выражает в себе способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в своих изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов. Форма отражения зависит от формы существования материи. В природе можно выделить три основных формы отражения.

Низшему уровню организации жизни соответствует физическая форма отражения, характерная для взаимодействия объектов неживой природы. Более высокому уровню соответствует физиологическая форма отражения. Следующий уровень приобретает форму наиболее сложного и развитого психического отражения со специфической для человеческой психики наивысшей ступенью отражения — сознанием.

Сознание интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком.

Главная отличительная особенность психики человека – наличие сознания, а сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта.

Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, то есть, способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и тому подобное), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи.

Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. Рефлекс – закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью.

Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных.

Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека.

И хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности.

Трудовая деятельность имеет продуктивный характер: труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте (то есть, происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей). Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» – специфические и человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функции сознания заключаются в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивается и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/29718.html

Психика и сознание — Общая психология Библиотека русских учебников

В процессе эволюции живых существ психика как отражение объективной действительности развивалась зависимости от условий жизни того или иного вида живых существ, приобретала все более сложных форм высокий уровень ее решение развития — человеческое сознаниеь.

Психология объясняет возникновения человеческого сознания общественным бытием людей и трудовой деятельностью, повлекших ее развитие. С переходом к общественных форм жизни коренным образом изменилась структура человеческой п поведениеи.

Наряду с биологическими мотивами, которые зависели от непосредственного восприятия среды, возникали выше»духовные»мотивы и потребности, высшие формы поведения, обусловленные способностью абстрагироваться от безоп посредственных воздействий средсередовища.

Вместе с двумя источниками поведения (наследственно закрепленной программой и собственным опытом индивида) возникло третий источник, формирующий человеческую деятельность, — передача и овладеванию общественного опыта. О. Одним из решающих факторов удовлетворения этой важной социальной потребности была речь, которая стала формой существования сознанияі.

Характерными структурными компонентами сознания являются:

1) знания об окружающем мире, природе, обществе. Уровень сознания находится в прямой зависимости от уровня овладения знаний и опыта личности. В процессе общественно-исторического развития у человека возникла потребность в знаниях, которая является главной ее движущей силой, мотивом познавательной деятельностиі;

2) выделение человеком себя в предметном мире как субъекта познания, различения субъекта -«Я»и объекта -«не. Я», противопоставление себя как личности объективном мира. Характерным является самопознание, что стало основой для самосознания, т.е. осознания собственных физических и морально-психологических качествсихологічних якостей;

3) целеустремленность, планирование собственной деятельности и поведения, предсказания ее результатов. Эта сторона сознания проявляется в самоконтроле и корректировке собственных действий, перестройке содержания их стратегии и и тактики, если этого требуют обстоятельства;

4) отношение к объективной действительности, к другим людям, к самому себе

Отношение личности к своему окружению оказывается в оценке предметов и явлений и способности к критике своих действий, в которых важную роль играет эмоционально-волевая сфера

Выделение и противопоставление себя предметам — миру, природе и общественным явлениям, а также переживание своего отношения к объективной действительности и самого себя — основные функции самовоспитания человека

Благодаря сознания и самосознания человек становится субъектом воспитания, то есть самостоятельно и сознательно формулирует цель воспитания и достигает ее

Сознание человека характеризуется активностью. В ходе отражения действительности информация, которую получает человек, отображается не механически, а сознательно превращается согласно ее цели, задачи и дос свиду.

Уровень развития и проявления сознания у человека зависит от накопленных знаний и выработанного мировоззрения, ее идейных и моральных убеждений, отношения к другим людям и к самому себе в.

Читайте также:  Взрослость ответственного и взрослость мученика - психология

Самосознание люди ини — осознание посредством языка самого себя, своего отношения к природе и к другим людям, своих действий и поступков, мыслей, переживаний и психических качеств.

Развитие самосознания человека проявляется ву:

1) самонаблюдении;

2) критическом отношении к самому себе;

3) оценке своих положительных и отрицательных качеств;

4) самообладании;

5) ответственности за свои поступки

Человеку свойственны также и неосознаваемые формы психической деятельности (инстинктивные и автоматические действия, поезда и т.д.). Но бессознательное включается в сознательное и благодаря этому может контролироваться человеком

Изучая формы психической деятельности, надо иметь в виду, что психическая жизнь, сознание и деятельность человека всегда предстают в их единстве. Это единство проявляется в целенаправленной деятельности человека, в ее отношении к другим и к самому себе, в ее разнообразных познавательных, эмоциональных и волевых реакциях.

Человек взаимодействует с окружающей средой как целостный организм. Целостность взаимодействия обеспечивается прежде высшим отделом центральной нервной системы — корой больших полушарий головного мозга, интегрирует (объединяет) в себе всю деятельность организма и управляет нею.

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/zagalna_psihologiya_-_maksimenko_sd_/psihika_svidomist.htm

Тема 2 Понятие психики и сознания

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 13Следующая ⇒

1 Понятие о психике, природа и механизмы ее проявления

2 Основные отличия психики и поведения человека и животных

3 Природа человеческого сознания, его характеристики

4 Самосознание личности: понятие и основные компоненты

Основные понятия по теме

Психика – это системное качество головного мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы головного мозга, которое формируется у человека в процессе жизни и овладевания им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человека через собственную активную деятельность.

Психика — это свойство животных и человека отражать объективный мир в его связях и отношениях.

Психика человека –это качественно белее высокий уровень, чем психика животных; это «субъективный образ объективного мира».

Подходы к наличию психики у живых существ:

1 Антропопсихизм (Декарт) – психика присуща только человеку.

2 Панпсихизм (французские материалисты) – всеобщая одухотворенность.

3 Биопсихизм — психика – свойство живой материи и растений тоже.

4 Нейропсихизм (Ч. Дарвин) – психика свойственны живым организмам, которые имеют нервную систему.

5 Мозгопсихизм (К. Платонов) – психика есть только у существ с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг.

6 Наличие чувствительности – критерий для появления зачатков психики (А.Н. Леонтьев) – способность реагировать на биологически не значимые раздражители.

Стадии развития психики и поведения человека и животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри):

1 стадия — стадия элементарной чувствительности;

2 стадия — стадия предметного восприятия;

3 стадия — стадия интеллекта.

Этапы развития психики и формы поведения в животном мире

Основные этапы психического отраженияОсновные этапы развития поведения животных
IIIОтражение межпредметных связей.III Интеллектуальное поведение – сложные формы поведения, которые отражают межпредметные связи.
IIПредметное восприятие.II Навыки – формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных.
IЭлементарная чувствительность.I Инстинкты – врожденные формы реагирования на определенные условия среды.

Высшие психические функции – специфически человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия, опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функция образует сознание человека.

Психика человека состоит из трех групп психических явлений:

психические процессы (познавательные, эмоциональ­ные, волевые, мотивационные и др.);

психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);

психические свойства человека (темперамент, способ­ности, характер, направленность личности).

Психика
Психические процессыПсихические состоянияСвойства личности
Познавательные процессыЭмоциональные процессы1 Стресс 2 Усталость 3 Сон 4 Агрессия 5 Фрустрация и др.1 Направленность личности 2 Темперамент 3 Характер 4 Способности
1 Ощущения 2 Восприятие 3 Память 4 Внимание 5 Мышление 6 Воображение 7 Речь1 Чувства 2 Воля

Психическое отражение это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая незави­симо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности.

Психическая деятельностьзависит от особенностей че­ловече-ского организма и функционирования коры го­ловного мозга, в которой выделяют:

сенсорные зоны (принимают и обрабатывают инфор­мацию от органов чувств и рецепторов);

моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);

ассоциативные зоны (служат для переработки инфор­мации).

В психологии существуют и другие представления о струк­туре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессозна­тельное, предсознательное и сознательное.

Главное отличие психики человека от психики животных — это наличие сознания, особенно самосознания.

Сознание это высший уровень психического отраже­ния действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление по­ведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом.

Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью, функция мозга, которая заключается в обобщенном и оценочном отражении действительности, а также ее творческом преобразовании, и предварительном мысленном построении действий и предвидении результатов, в разумном регулировании поведения.

Сознаниеесть высшая, бессознательно интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формиро-вания человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.В этом смысле со­знание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Характеристики сознания человека:

совокупность знаний об окружающем нас мире;

закрепление в нем отчетливого различения субъекта и объекта;

— обеспечение целеполагающей деятельности человека;

— наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Самосознание — неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.

Структурные компоненты самосознания (Л.Д. Столяренко):

— осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я;

— осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я);

— познавательные когнитивные представления о себе;

— эмоциональное, чувственное представление о себе.

Структура самосознания — единство трех компонентов (И.И. Чеснокова) : самопознания, эмоционально — ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения личности.

Компоненты структуры самосознания (Е.Т. Соколова):

когнитивный компонент (образ физического Я);

аффективный компонент (эмоционально-ценностное отношение, самооценка);

поведенческий компонент,

которые имеют относительно независимую логику развития, однако тесно взаимосвязаны.

Формы сознания:индивидуальное, групповое и обще­ственное.

Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета.

Бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

Неосознаваемые механизмы сознательных действийвключают:

неосознаваемые автоматизмы – это акты, которые совершаются без участия или с минимальным участием сознания (первичные и автоматизированные действия);

явление неосознаваемой установкиэто готовность организма к совершению определенных действий или к реагированию определенным образом;

— неосознаваемое сопровождение сознательных действий – это открывание рта при кормлении, расширение зрачка при восприятии привлекательного объекта и др.

Неосознаваемые побудители сознательных действий —основными способами прорыва бессознательного являются сон и сновидения, оговорки и описки, т.е. ошибочные действия, невротические симптомы.

Надсознательные процессы –это не поддающиеся индивидуальному сознательноволевому контролю процессы решения творческих задач (инсайт).

Тематика рефератов

1 Вклад В. Вундта в экспериментальную психологию

2 Основные понятия психоанализа З. Фрейда.

3 Основные положения рефлекторной теории И.М. Сеченова.

Вопросы для самоконтроля

1 Что такое психика?

2 Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики?

3 В чем основное отличие чувствительности от раздражимости, с одной стороны, и восприятия — с другой?

4 Почему паук, посаженный в банку вместе с мухой, не «узнает» ее, будучи даже голодным, в то время как в обычных условиях специально ловит мух в паутину и поедает их?

5 В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека?

6 Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом?

7 В чем заключены характерные черты труда, сыгравшие столь важную роль в становлении и развитии человеческого сознания и побудившие Ф. Энгельса сказать: «… труд создал самого человека»?

8 Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека? В чем их сходство и различие?

9 Почему на протяжения всей обозримой истории человека структура его организма, в том числе и мозга, осталась практически неизменной, в то время как в мире животных каждый новый уровень развития психики и форм поведения сопровождался изменениями организма, развитием нервной системы?

10 Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Если нет, то почему?

11 Что такое сознание?

12 Каковы структурные компоненты сознания?

13 Что такое самосознание?

14 Каковы основные компоненты самосознания?

15 Что такое бессознательное?

16 Каковы формы сознания?

Литература

1 Гамезо, М.В. Атлас по психологии: информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. — 3-е изд., допю. и испр. – М.: Роспедагентство, 1999. — 276 с.

2 Годфруа, Ж. Что такое психология : в 2 т. Т.2 / Ж. Годфруа.- М.: Мир, 1996. — 376 с.

3 Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. — Мн.: Хэлтон, 1998. — 399 с.

4 Коломинский, Я.Л. Человек: психология / Я.Л. Коломинский. — М.: Просвещение, 1986. — 219 с.

5 Майерс, Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ.; под общ. ред. В.А. Янчука. — Мн.: Попурри, 2001. — 848 с.

6 Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2006. — 490 с.

Тест

1 Разработчиком учения о высшей нервной деятельности является …:

1) И.М. Сеченов; 3) П.К. Анохин;

2) И.П. Павлов; 4) Н.А. Бернштейн.

2 Что из перечисленного не входит в структуру психики:

1) психические свойства; 3) психические импульсы;

2) психические процессы; 4) психические состояния.

3 Какая из отраслей психологии изучает основные свойства и общие закономерности психики и сознания:

1) социальная психология; 4) общая психология;

2) педагогическая психология; 5) возрастная психология;

3)психодиагностика; 6) патопсихология.

4 Какая из отраслей психологии исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретной общности :

3) социальная психология; 3) общая психология;

4) педагогическая психология; 4) возрастная психология;

5) психодиагностика; 6) патопсихология.

5 К функциям психики не относятся :

1) регулятивная функция; 3) функция принятия;

2) возрастная функция; 4) функция отражения.

6 Вставить пропущенные слова.

Сознание человека зарождается, развивается и проявляется в … :

1) общении; 3) обучении;

Читайте также:  Позитивное и реалистичное мировосприятие - психология

2) поведении; 4) деятельности.

7 Какие компоненты включает сознание:

1) знание; 4) целеполагание;

2) самосознание; 5) язык;

3) способности; 6) эмоциональная оценка.

8 Что из указанного входит в структуру психических процессов:

1) познавательные процессы; 3) психические состояния;

2) свойства личности; 4) эмоциональные процессы.

9 Какие составляющие входят в структуру познавательных процессов:

1) ощущение; 8) воля;

2) восприятие; 9) чувства;

3) память; 10) внимание;

4) темперамент; 11) мышление;

5) характер; 12) воображение;

6) усталость; 13) речь;

7) способности; 14) мозг.

Источник: https://lektsia.com/4x9f1b.html

Психика и сознание

страница 1

Психика и сознание.
Мы будем рассматривать понятия, лежащие в основе всей психологии, то, с чего она началась, — это мозг, психика и сознание. На протяжении всего существования психологии как науки, ведутся споры о  том, как взаимосвязаны эти понятия, но окончательных ответов так и не найдено. Все ответы являются гипотезами: можно лишь предположить, что это так, но как это проверить? Ведь мы познаем психическую реальность (то, что у нас в голове), самими же психическими инструментами (мышлением). Вопросы же, на которые хотелось бы найти ответ, крайне интересны. Что такое психика? Ее не пощупаешь руками, не увидишь глазами, не измеришь. Как психика связана с мозгом? Являются ли мозговые процессы психикой или она существует сама по себе? Для чего нужна психика? Что такое сознание и как оно возникает в мозгу? Чем оно отличается от психики? Чем отличается психика человека и животных? Есть ли у животных сознание?

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению и, по-видимому, точных ответов не существует. Постоянно появляются новые факты, результаты исследований, гипотезы; мы всё больше узнаём о работе мозга, функционировании психики и всё глубже понимаем суть этих явлений. Но процесс их познания бесконечен.

На протяжении многих веков ведутся споры о том, что появилось сначала — материя (мозг) или сознание (психика), зависит ли психика от работы мозга, функционирует ли сознание по тем же законам. Первичность сознания и вторичность материи отстаивают идеалисты, а первичность материи — материалисты. Истина же, как всегда, находится где-то посередине.

Многочисленные исследования позволили определить, что есть психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в способности отражать объективный мир в его связях и отношениях.

Способность отражать, то есть передавать характеристики объекта взаимодействия, является свойством любой материи.

Самый низший и простой уровень отражения — физико-химический, — можно наблюдать в природе при взаимодействии материальных тел; оно связано с разрушением или перемещением материальных частиц. Например, следы на песке, сломанная ветром ветка дерева, смытая дождем пыль и т. п.

Более сложный уровень отражения, проявляющийся только у живой материи, — раздражимость. Это способность избегать вредных, опасных для жизнедеятельности воздействий путем внутренних биохимических изменений.

Ярким примером этого является стремление организма к сохранению гомеостаза — биологического равновесия: если животное голодно, то, не поев, оно может умереть, поэтому в мозг быстро идет сигнал о том, что надо поесть, и тогда тигр идет на охоту.

Человек коснулся пальцем горячего утюга — и сигнал боли заставляет его отдернуть руку, иначе бы сгорел весь палец.

Следующим уровнем отражения является чувствительность — способность живой материи реагировать на такие воздействия, которые сами по себе для жизни не опасны, но несут информацию о возможной угрозе.

Этой способности служат органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание и прочие. Например, хруст ветки сам по себе не опасен для жизни, но для оленя он служит сигналом приближения хищника.

Чувствительность помогает высокоорганизованным живым существам эффективно ориентироваться в окружающем мире.

Высшим уровнем отражения является психическое отражение — собственно, психика. В процессе эволюции она возникла и развилась у животных, а затем у человека, именно потому, что иначе они не смогли бы существовать. Психика человека — это качественно иной, более высокий, чем у животных, уровень развития психики.

Различия психики человека и животных следующие:

— животные не могут анализировать ( если лев не догнал антилопу, он не может понять, почему так получилось и в следующий раз сделать по-другому); — у животных нет речи и речевого общения (есть звуки и сигналы, означающие всегда одно и то же, тогда как слова человеческой речи могут иметь разное значение); — нет слов, которые бы что-то значили (попугай может произносить слова, но для него они — пустой звук); — нет способности планировать свою деятельность, рассматривать различные варианты ситуаций; — животное по собственной инициативе не передает индивидуальные навыки потомству или другой особи (если собака усвоила, что она получает кусочек мяса при нажатии красной, а не синей кнопки, то ее щенки этого не узнают, пока сами не научатся); — у животных нет сознания (кроме обезьян и дельфинов).

Сознание — это высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущая человеку, то, что отличает его от животных. Этими особенностями являются:

— наличие речи, — умение логически мыслить (находить причинно-следственные связи), — умение планировать свою деятельность, — наличие мира внутренних переживаний, — наличие отношения к миру, — человек не просто отражает окружающий мир, он может его моделировать в сознании по своему усмотрению,

— появление мышления как самостоятельной внутренней деятельности.

Как связаны сознание и мозг? В результате исследований установлено, что сознание есть функция мозга, его производная. Именно в головном мозге сознание возникает, так как при повреждении головного мозга оно исчезает.

Мозг влияет на сознание: при очень низкой активности нейронов коры (например, при повреждении ретикулярной формации) человек теряет сознание; при очень высоком уровне активности нейронов коры (при эпилептическом припадке) происходит то же самое. Головной мозг — это физиологическая база, на которой сознание возникает и посредством которой оно функционирует.

Если происходят изменения в мозгу, то изменяется и сознание. Этому посвящено множество экспериментов, посредством которых изучается сознание, его структура и свойства.

В коре головного мозга выделяются сенсорные зоны, куда поступает и где обрабатывается информация от органов чувств и рецепторов; моторные зоны, управляющие движениями тела;гностические зоны, отвечающие за восприятие. Ассоциативные зоны в лобной части мозга обеспечивают мышление, речь, память и осознание положения тела в пространстве.

Интересно, как открывали местонахождение этих зон и то, за что они отвечают: иногда в определенном участке мозга что-то нарушалось, и человек переставал уметь делать что-то.

Тогда-то и понимали, что данный участок мозга отвечает за такую-то функцию.

Когда у композиторов Равеля и Шапорина произошло кровоизлияние в левое полушарие, то оба уже не могли говорить и писать, но продолжали сочинять музыку — так было установлено, что центр речи и письма находится в левом полушарии.

Существует и другой путь исследования. В мозг вживляются электроды, и их стимуляция вызывает определенные реакции: стимулируется обонятельный центр — и человек чувствует запахи, возбуждают центр слуха — слышит звуки.

При травме головы, затронувшей центр памяти, человек теряет память частично или полностью (популярный сюжет мексиканских сериалов). Ранее пробовали лечить эпилепсию расщеплением мозга: перерезали мозолистое тело, соединяющее левое и правое полушария мозга.

Это помогало, но пациенты теряли способность рисовать или писать, считать или говорить.

Также известен сюжет из художественных фильмов о психбольницах, когда с помощью лоботомии (иссечения участка головного мозга) делали пациента покорным, теряющим интерес к окружающему миру, — он переставал быть человеком. Сейчас этот метод официально уже не используется.

Человек рождается с зачатками сознания, но так как он — существо социальное, то развитие сознания и становление человеческого детёныша человеком происходит только в обществе людей.

Всем известен феномен Маугли: дети, с раннего детства изолированные от человеческого общества, уже никогда не становились полноценными людьми, у них отсутствовала речь, мышление, интересы, нравственные ценности, они вели себя как животные и не могли жить как люди.

В психологии психика — один из элементов, объясняющих механизм поведения человека. В типологии жизненных миров психика — это орган, инструмент ориентировки человека в трудном внешнем мире.

От психики следует отличать сознание — орган, инструмент ориентировки в ценностях сложного внутреннего мира, и волю — то, что организует жизнь творческого человека в сложном внутреннем и трудном внешнем мире.

Пси́хика (от «дыхание, душа») — особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой; способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память ). Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами.

Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики — сознание. Изучением психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология, психиатрия.

Психика [греч. psychê — душа] —

1) по М. Г. Ярошевскому, высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека психика.

приобретает качественно новый характер, в силу того что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности — сознание, а индивид становится личностью.

Знание о психике менялось на протяжении столетий, отражая достижения в исследованиях функции организма (как его телесного субстрата) и в понимании зависимости человека от социальной среды его активности.

Это знание, осмысливаясь в различных идейных контекстах, служило предметом острых дискуссий, поскольку затрагивало коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия.

В течение многих веков психика обозначалось термином «душа», трактовка которой, в свою очередь, отразила расхождения в объяснении движущих сил, внутреннего плана и смысла человеческого поведения. Наряду с восходящим к Аристотелю пониманием души как формы существования живого тела сложилось направление, представляющее ее в образе бесплотной сущности, история и судьба которой, согласно различным религиозным вероучениям, зависят от внеземных начал;

2) Психика по В. А. Петровскому, система неотторжимых от живого существа процессов и состояний взаимоперехода объективных и субъективных атрибутов его бытия. Под «субъективным» подразумевается свойственная живому существу (и только ему) система феноменов, каждый из которых характеризуется двойственностью — с одной стороны, представляет собой переживание живого существа, нечто внутреннее, а с другой — может быть соотнесен с чем-то внешним по отношению к нему, объективным (идея двойственности содержаний психики, психического переживания впервые была сформулирована С. Л. Рубинштейном).

Сознание — это результат творческого синтеза основных процессов психики:

  • процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции)
  • активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов (апперцепции).

Элементы сознания – это ощущения, представления, чувствования.

Сознание – это прежде всего совокупность знаний. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, – это знание» (К. Маркс).

Поэтому в структуру сознания входят познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.

Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

Вывод:

Нервная система является физиологическим субстратом психики и сознания — как высшей формы развития психики, возникшей в процессе общественно-исторического развития.

Вопросы

1. В чем сложность изучения психики и сознания?

2. Отражение и его уровни. 3. Что такое психика? Различие психики человека и животных. 4. Что такое сознание? Как оно связано с окружающим миром?

5. Как бы вы ответили на вопрос о первичности материи или духа?

Источник: http://komane.ru/nuda/psihika-i-soznanie/main.html

Ссылка на основную публикацию