Эмоциональные акции и реакции — психология

Эмоциональные реакции и состояния

Внешнее выражение эмоций определяется как эмоциональная реакция. Выразительные движения способствуют лучшему взаимопониманию между людьми, являясь непроизвольным сопровождением речи.

Язык эмоций  – это язык, понятный без переводчика, однако следует помнить, что существуют культурные и национальные особенности, которые определяются обычаями и традициями.

Наиболее распространенными из них являются настроение, аффект, фрустрация и стресс.
Аффект  – быстро возникающее и бурно протекающее эмоциональное состояние, которое характеризуется нарушением сознательного контроля своих действий, неспособностью адекватно оценивать происходящее.

Человек полностью утрачивает контроль над собой, его действия безрассудны. По окончании аффективной вспышки наступают разбитость и опустошенность, упадок сил, иногда человек засыпает.

Стресс  – это понятие ввел Г. Селье, который определял его как состояние сильного и длительного психологического напряжения, возникающего в результате перегрузки нервной системы.

Нельзя однозначно отрицательно относиться к стрессовой ситуации, так как на фоне разрушительного воздействия на человека стресс может и мобилизовать ресурсы организма для достижения высоких результатов, например, в спортивных состязаниях.

Тем не менее если напряжение длительное и очень сильное, то оно не проходит бесследно и чревато возникновением соматических заболеваний, усталостью, безразличием, депрессией.

В протекании стресса выделяется 3 фазы: 1) реакция тревоги, отличающаяся большим напряжением в функционировании организма, к концу фазы устойчивость к конкретному стрессору повышается; 2) стабилизации, где выведенные из равновесия функции устанавливаются на новом уровне;

3) истощение.

Фрустрация  – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда невозможно достигнуть цели вследствие постоянно возникающих препятствий.

Может иметь две формы выражения: агрессия или депрессия. Основной причиной возникновения является неспособность человека выносить длительные эмоциональные напряжения, плохая выносливость.

Чувства, как и эмоции, классифицировать сложно, и психология не располагает общепринятой классификаций.

Упрощенно чувства можно подразделить на нравственные, интеллектуальные и эстетические.

Нравственные (моральные) чувства свидетельствуют об отношении человека к другим людям, обществу, в основе их проявления лежат моральные нормы, которыми человек руководствуется при организации своего поведения.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности и отражают отношение человека к этой деятельности.

Эстетические чувства отражают отношение человека к различным сторонам жизни, их выражению в искусстве, проявляются в художественных вкусах, в оценках и т. п.

Эти чувства являются продуктом культурного развития личности, показателем ее зрелости.

_____________________________
Читайте похожие статьи:
Что такое эмоции
Как мы переживаем эмоции
Базовые эмоции
Тревога как болезненное состояние
Эмоциональная регуляция
Стресс — это «аромат и вкус жизни»
Что такое стресс

Источник: http://psihogrammatika.ru/?p=1186

Классификация эмоций и чувств в психологии :

Вряд ли есть что-то более потаенное и трудноуловимое, чем чувства и эмоции. Человек не всегда сам в состоянии осознать их в полной мере. Кажется, что такая эфемерная материя плохо пригодна для изучения.

И тем не менее ученые давно и тщательно исследовали этот вопрос, разрабатывая теории и проводя эксперименты.

Классификация эмоций и чувств уже давно разработана, и даже не в единственном варианте – по этому поводу существует несколько равно аргументированных точек зрения.

Эмоции или чувства

Прежде всего нужно определиться с терминами. Чем же эмоции отличаются от чувств? Обычно в разговорной речи люди редко путают эти два определения. Гнев – это эмоция, а ненависть – это чувство. Умиление – эмоция, любовь – чувство. Так в чем же отличие? Классификация эмоций и чувств невозможна без четкого разделения терминов. Любая работа исследователей начинается именно с этого.

Чувства по сравнению с эмоциями длительны, стабильны. Они существуют длительные время и практически не подвержены влиянию извне. Эмоции же, наоборот, сиюминутны, связаны только с конкретной ситуаций, с конкретным промежутком времени. Они редко влияют на принимаемые решения, а если все же влияют – то обычно в худшую сторону.

Чувства трудновыразимы, человеку требуется время на их осознание. Нельзя вот так сразу понять, что кого-то любишь или ненавидишь. Нужно прислушаться к себе, отследить первые ростки чувств. При этом возмущение или обида ощущаются сразу, они очевидны, как лесной пожар – и противостоять им так же трудно.

Классификация эмоций должна проанализировать эти эфемерные материи, привести их к общему знаменателю.

Эмоции и социальный фактор

Можно любить человека, но при этом обижаться на него, злиться, в определенные моменты испытывать разочарование. Эмоции рано или поздно схлынут, а глубокая привязанность останется. Именно они во многом определяют, какие именно решения принимает человек, как он строит свою жизнь. Поэтому классификация эмоций в психологии играет важную роль.

Люди испытывают огромное количество эмоций. Любой телефонный разговор, любая телепередача вызовут и раздражение, и удивление, и веселье.

Всегда ли люди действительно испытывают те эмоции, которые они испытывают? Точнее, испытывают ли они собственные эмоции или привнесенные извне, навязанные социумом? Классификация эмоций человека в первую очередь предполагает деление на врожденные и приобретенные.

Приобретенные эмоции

Часто родители полагают, что любое проявление эмоций ребенка неприкосновенно. Подавлять их, одергивать малыша – это ограничивать его самовыражение, загонять в рамки.

Но ведь часто бывает, что ребенок с помощью симуляции гнева или горя попросту манипулирует родителями. Истерика в магазине игрушек – типичный пример. Единственная ее причина – уверенность малыша в том, что в результате он получит желаемое.

Если бы он точно знал, что истерика не получит положительного подкрепления в виде покупки, то не кричал бы и не топал.

В данном случае ребенок просто отрабатывает эффективный сценарий поведения, в процессе действительно втягиваясь в происходящее. Он чувствует гнев и обиду – но не потому что это естественные эмоции, а потому что он полагает, что должен их чувствовать. Сначала он думает о них, и только потом мысли превращаются в переживания. Классификация эмоций относит такие проявления к приобретенным.

Существует еще один вариант такой же сепарации. Эмоции разделаются на натуральные – врожденные и культурные – привнесенные социумом, либо на базовые – опять-таки врожденные, у всех людей проявляющиеся абсолютно одинаково, и вариативные – различающие в зависимости от страны, народности, общества, в котором вырос ребенок.

Врожденные эмоции

Если продолжить этот пример, ребенок, у которого отобрали любимую игрушку, рыдает абсолютно искренно. Он не думает о том, что должен обидеться или разозлиться.

Он сразу испытывает именно эти эмоции, без предварительного буфера в виде оценки ситуации. Они непосредственные, мгновенные и практически не требуют осознания и анализа происходящего.

Гнев или страх в ответ на удар, радость в ответ на улыбку.

Классификация эмоций определяет такие реакции как врожденные. Эти реакции может демонстрировать даже ребенок, еще не имеющий никакого социального опыта. Радость, недовольство, гнев, удивление, страх. Все эти эмоции входят в «предустановленное программное обеспечение», ребенка не нужно учить, что приходу мамы нужно радоваться, а из-за кислого яблочного пюре – огорчаться.

Классификация Додонова

Впрочем, это не единственная описывающая эмоции ребенка классификация. Схема, наиболее распространенная в психологии, предполагает разделение по функциональным критериям. Многие ведущие психологи придерживаются именно такой точки зрения. Скажем, классификация эмоций по Додонову выглядит следующим образом:

  • Коммуникативные – испытываемые при общении.
  • Романтические – тяга к новому и необычному.
  • Альтруистические – потребность помогать людям.
  • Глорические – желание самоутвердиться.
  • Пугнические – тяга к риску.
  • Праксические – вызванные успешной реализацией запланированного.
  • Эстетические – обусловленные взаимодействием с произведениями искусства.
  • Гедонистические – тяга к удовольствиям.
  • Гностические – испытываемые в процессе познания.
  • Акизитивные – тяга к собирательству, накоплению.

Классификация Леонтьева

Классификация эмоций по Леонтьеву предполагает, что их нужно разделять, отталкиваясь от источника происхождения каждой. Они могут быть вызваны:

  • презрением;
  • личными потребностями человека, степенью их удовлетворенности;
  • сравнением себя реального с собой-идеальным (внутренние нормы, правила, идеалы и соответствие им);
  • чужими потребностями и отношением к их реализации;
  • сравнением себя с внешними, продиктованными социумом стандартами;
  • социальными взаимоотношениями.

Такого рода классификация эмоций в психологии не может быть четкой, она достаточно размыта.

Скажем, эмоции, вызванные презрением, могут быть вызваны и социальными взаимоотношениями, и результатом самооценки, то есть сравнения себя с внешними либо внутренними нормами.

Да и в качестве критериев функциональности можно использовать так много аспектов, что четкая стратегия классификации, понятная неспециалисту, попросту не выстраивается.

Когнитивное наполнение эмоций

Классификация эмоций разделяет их по когнитивной насыщенности как простые и сложные.

Простейшие когнитивные раздражители вызывают быстрые и сильные эмоции. Наступили на ногу – гнев, подарили букет – радость.

Но вот если, порадовавшись букету, девушка начинает планировать будущее, предвкушать свидание, анализировать свое отношение к молодому человеку, сомневаться, а стоит ли завязывать отношения или он не совсем подходит для таких целей – эмоции становятся когнитивно сложными, часто даже противоречивыми.

Эмоциональные реакции

В ряде случаев поведение носит сугубо демонстративный характер, это определяют его социальные функции. И классификация эмоций это учитывает, выделяя в отдельную категорию.

К примеру, коллеги, собравшиеся на корпоративном фуршете, вовсе не обязательно действительно веселятся.

Но ситуация предписывает соответствующие ситуации эмоции, и люди их изображают – причем часто в какой-то мере даже начинают испытывать.

Конечно, искренняя радость намного ярче, но и такой искусственный подъем тоже может улучшить настроение.

Так же и горе, которое принято демонстрировать при рассказе о несчастье, случившемся с малознакомым человеком, большей частью наиграно, мало кто действительно в этом случае огорчается. Но осадок все же остается.

Такие демонстративные проявления с частичной вовлеченностью носят название эмоциональные акции — в противоположность искренним эмоциональным реакциям.

Эмоции простые и сложные

Существует еще одна классификация, и виды эмоций, которые она описывает, различаются по степени сложности. Они могут быть простыми или составными. Обида, если проанализировать эмоцию, включает в себя гнев, разочарование, грусть. Значит, она относится к сложным. При этом уже гнев разложить на составные элементы нельзя, это простая эмоция.

Сложные эмоции могут подразделяться на смешанные, динамичные и «матрешки». Скажем, когда двое людей ссорятся, то вряд ли они смогут описать свои ощущения. И гнев, и обида, и бессилие от невозможности доказать свою правоту, и удивление поведением оппонента. Это и есть смешанные эмоции.

Читайте также:  Спокойное присутствие - психология

В то же время, когда человек злится на кого-то, вполне может оказаться, что за гневом стоит страх, именно он заставляет искать способы защиты, а атака, агрессия – всего лишь один из них. Это – типичная эмоция-матрешка.

Испытывая восхищение, человек последовательно проходит стадии удивления, неверия, принятия и радости. Они мелькают так быстро, что вычленить их, осознать как самостоятельные, невозможно. И вот эта быстрая смена эмоций в совокупности рождает одну, динамичную – восхищение.

Источник: https://www.syl.ru/article/168685/new_klassifikatsiya-emotsiy-i-chuvstv-v-psihologii

Психологические реакции на стресс

Стрессовые ситуации вызывают самые разнообразные эмоциональные реакции — от легкого возбуждения (если событие требует известного напряжения, но с ним можно справиться) до обычных эмоций тревожности, гнева, уныния и депрессии (см. табл.

14.2). Если стрессовая ситуация не прекращается, эмоции могут сменять одна другую в зависимости от успешности наших попыток преодолеть эту ситуацию. Давайте более внимательно рассмотрим наиболее распространенные эмоциональные реакции на стресс.

Таблица 14.2. Реакции на стресс

Психологические реакции

Тревожность

Гнев и агрессия

Апатия и депрессия

Когнитивные нарушения

Физиологические реакции

Повышение скорости метаболизма

Учащение сердцебиения

Расширение зрачков

Повышение кровяного давления

Учащение дыхания

Мышечное напряжение

Выделение эндорфинов и АКТГ

Выделение повышенного количества сахара из печени

Тревожность

Наиболее обычной реакцией на стрессор является тревожность. Это неприятное переживание, обозначаемое такими словами, как «беспокойство», «опасение», «напряжение» и «страх», и ощущаемое всеми нами время от времени в разной степени.

У людей, переживших события, которые вызывают у человека страдания сверх нормального уровня (например, стихийные бедствия, изнасилование, похищение), иногда развивается ряд связанных с тревожностью симптомов, известных как посттравматические стрессовые нарушения.

К основным симптомам относятся: а) холодное безразличие по отношению к миру с отсутствием интереса к привычной деятельности и чувством отчуждения от других; б) периодическое оживление травмы в воспоминаниях и снах; в) нарушения сна, трудность сосредоточения и повышенное нервное напряжение. Некоторые также чувствуют вину за то, что они выжили, а другие нет.

Посттравматические стрессовые нарушения могут развиться сразу после бедствия или под действием слабого стресса, возникшего недели, месяцы и годы спустя. И длиться они могут долгое время.

В ходе исследования, проведенного с жертвами потопа 1972 года, разрушившего общину в местечке Буффало-Крик в Западной Вирджинии, было обнаружено, что вскоре после потопа у 63% выживших появились симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Четырнадцать лет спустя симптомы ПТСР все еще наблюдались у 25% пострадавших (Green et al., 1992).

Аналогично, при исследовании детей из штата Флорида, выживших после урагана «Эндрю» в 1992 году, было обнаружено, что около 20% детей страдали ПТСР через год после катастрофы ( et al., 1996).

Травмы, нанесенные людьми, такие как сексуальное или физическое нападение, террористическая акция или война, вызывают ПТСР с еще большей вероятностью, чем природные катастрофы, по крайней мере по двум причинам.

Во-первых, такие травмы порывают нашу веру в положительность жизни и доброту людей, а когда эта вера подорвана, вероятность развития ПТСР выше (Janoff-Bulman, 1992).

Во-вторых, несчастья, причиненные людьми, чаще обрушиваются на отдельных людей, чем на сообщества, а страдание в одиночку увеличивает риск развития ПТСР.

Исследование лиц, переживших холокост, показало, что почти половина из них все еще страдала от ПТСР сорок лет спустя (Kuch & Сох, 1992).

Среди бывших узников концлагерей диагноз ПТСР встречался в три раза чаще, чем среди жертв, не прошедших через лагеря.

Многие продолжают переживать травмы, связанные с преследованием в своих сновидениях, и боятся, что в их отсутствие с их супругами или детьми может случиться несчастье.

Исследование жертв изнасилования показывает, что около 95% посттравматических стрессовых симптомов являются достаточно острыми для постановки диагноза расстройства в течение первых двух недель после изнасилования (см. рис.

14.1). Около 50% жертв соответствуют критериям диагноза ПТСР через три месяца после изнасилования, а до 25% жертв страдают от ПТСР и спустя четыре-пять лет (Foa & Riggs, 1995; Resnick, Kilpatrick, Dansky & Sanders, 1993).

Рис. 14.1. Посттравматические симптомы при изнасиловании.

Почти у всех женщин, которые были изнасилованы, наблюдаются достаточно выраженные симптомы посттравматического стрессового расстройства для постановки диагноза ПТСР в течение первой или второй недели после изнасилования.

Процент женщин, у которых продолжают наблюдаться симптомы ПТСР, снижается в течение трех месяцев после изнасилования. Однако почти 50 процентам женщин все еще может быть поставлен диагноз ПТСР в течение трех месяцев после изнасилования (по: Foa & Riggs, 1995).

Диагноз посттравматического стрессового расстройства получил широкое распространение как диагностическая категория вследствие проблем, испытываемых ветеранами вьетнамской войны.

Хотя стрессовые реакции на ужасы войны наблюдались и во время предыдущих войн (во время Первой мировой войны эти реакции носили название «осколочного шока», а во время Второй — «боевой усталости»), ветераны вьетнамской войны оказались особенно подверженными хроническим симптомам, описанным выше.

Согласно статистическим исследованиям, 15% ветеранов вьетнамской войны страдали от посттравматического стрессового расстройства после демобилизации (Centers for Disease Control, 1988).

ПТСР нередко сопровождается злоупотреблением наркотиками, склонностью к насилию и проблемами в межличностных взаимоотношениях. В исследовании с участием 713 мужчин, служивших во Вьетнаме, 16% сообщали о проблемах, являющихся результатом тяжелых форм алкоголизма, в частности, о проблемах, связанных с учебой, работой или общением с друзьями.

16% по крайней мере один раз арестовывались, а 44% сообщали, что их до сих пор посещают воспоминания о войне, от которых они пытались избавиться (Yager, Laufer & Gallops, 1984).

Солдаты, воевавшие во Вьетнаме, были еще совсем молодыми людьми (средний возраст составлял 19 лет), а условия военных действий были необычными: отсутствие ярко выраженной линии фронта, неожиданные атаки из труднопроходимых джунглей, трудности в различении между вьетнамцами, являвшимися врагами и союзниками, и отсутствие поддержки войны со стороны американской общественности.

Многие ветераны вьетнамской войны по сей день повторно переживают в своих воспоминаниях и сновидениях произошедшие с ними травматические эпизоды. Как писал один ветеран: «Война закончилась для истории, но она так и не закончилась для меня» (Marbly, 1987, р. 193).

Солдаты и не участвовавшие в военных действиях участники недавних войн также страдают от ПТСР.

Исследование с участием ветеранов войны в Персидском заливе 1991 года показало, что 13% из них страдало от ПТСР в следующем году после окончания войны (Sutker, Davis, Uddo & Ditta, 1995).

Исследование, проведенное с беженцами из Боснии сразу после того, как они переселились в США, показало, что 65% из них страдали от ПТСР (Weine et al., 1995). Повторное исследование, проведенное год спустя, показало, что 44% беженцев все еще страдали от ПТСР (Weine et al, 1998).

Гнев и агрессия

Другая распространенная реакция на стрессовую ситуацию — это гнев, который может вести к агрессии.

Как показали лабораторные исследования, некоторые животные ведут себя агрессивно в ответ на различные стрессоры, включая скученность, удары током и невозможность получить ожидавшееся пищевое вознаграждение.

Если пару животных, находящихся в клетке, из которой они не могут убежать, раздражают током, они начинают драться при подаче тока и перестают, когда ток выключают.

Дети часто становятся злыми и проявляют агрессивное поведение, когда переживают фрустрацию.

Как мы отмечали в главе 11, гипотеза фрустрации—агрессии предполагает, что когда усилия человека по достижению цели блокируются, возникает потребность в агрессии, которая мотивирует поведение к причинению вреда объекту или человеку, вызвавшему эту фрустрацию.

Хотя исследование показало, что агрессия не является неизбежной реакцией на фрустрацию, она несомненно является одной из таких реакций. Когда один ребенок получает от матери игрушку, другой, скорее всего, набросится на него, чтобы отобрать.

В конце 80-х годов некоторые взрослые, сильно фрустрированные бесконечными дорожными пробками на горячих автострадах Лос-Анджелеса, начинали стрелять друг в друга. К счастью, взрослые чаще выражают свою агрессию вербально, чем физически; они чаще обмениваются оскорблениями, чем тумаками.

Агрессия, направленная непосредственно на источник фрустрации, не всегда возможна и разумна. Иногда ее источник расплывчат и неосязаем. Человек не знает, на что наброситься, но чувствует злость и ищет объект для ее вымещения.

Иногда индивид, ответственный за фрустрацию, обладает такой силой, что нападение на него будет небезопасно.

Когда обстоятельства препятствуют прямому нападению на источник фрустрации, агрессия может смещаться: агрессивное действие может направляться на невинного человека или объект, а не на реальную причину фрустрации.

Человек, которому сделали выговор на работе, может вылить на свою семью невыраженное чувство обиды. Студентка, разозлившаяся на своего профессора за несправедливую отметку, может устроить скандал своей соседке по комнате. Ребенок, фрустрированный школьными переживаниями, может прибегнуть к вандализму в отношении школьной собственности.

Апатия и депрессия

Хотя обычной реакцией на фрустрацию является активная агрессия, распространена и противоположная реакция отстраненности и апатии. Если стрессовые условия сохраняются и индивиду не удается преодолеть их, апатия может углубиться до депрессии.

Теория приобретенной беспомощности (Seligman, 1975) объясняет, как переживание неприятных, неконтролируемых событий может приводить к апатии и депрессии (см. также гл. 7).

В ряде экспериментов показано, что собаки, помещенные в ящик-челнок (устройство с двумя отделениями, разделенными перегородкой), быстро научаются прыгать в другое отделение, чтобы избежать слабого удара током, подводимого к ногам через сетку на полу.

Если за несколько секунд перед подачей тока загорается свет, собака научается полностью избегать удара током, прыгая по сигналу лампы в безопасное отделение.

Однако если собака ранее побывала в другом ящике, где удары током были непредсказуемы и неизбежны, где никакие ее действия не прекращали действие электричества, то собаке было весьма трудно выучить реакцию избегания в новой ситуации, где она была бы подходящей.

Животное просто сидело в ящике-челноке и терпело раздражение током, хотя оно могло прыгнуть в противоположное отделение и тем самым прекратить неудобство. Некоторые собаки так этому и не научались, даже если экспериментатор показывал им нужную процедуру, перенося их через барьер. Экспериментаторы заключили, что эти животные усвоили из предыдущего опыта, что они беспомощны, избежать шока не могут, и поэтому даже в новой ситуации отказывались пытаться это сделать. Эту приобретенную беспомощность животным было трудно преодолеть (Overmeier & Seligman, 1967).

У некоторых людей тоже развивается приобретенная беспомощность, характеризуемая апатией, отстраненностью и бездействием в ответ на неконтролируемые события. Однако не у всех.

Читайте также:  Грубость - психология

Первоначальную теорию приобретенной беспомощности пришлось изменить, чтобы принять в расчет тот факт, что одни люди становятся беспомощными вслед за неконтролируемыми событиями, а других вызов со стороны таких событий воодушевляет (Wortman & Brehm, 1975). Эта измененная теория будет рассмотрена ниже.

Тем не менее первоначальный вариант теории приобретенной беспомощности помогает понять, почему некоторые люди, встречаясь с трудностями, сдаются и оставляют все как есть.

Например, со ссылкой на эту теорию объясняли, почему заключенные нацистских концлагерей не восставали чаще против своих захватчиков: они пришли к убеждению, что не в силах сделать что-либо со своим пленением, и поэтому не пытались сбежать. Женщины, вступившие в брак с мужем, который их часто избивает, не пытаются освободиться.

Они часто говорят, что не в силах сделать что-либо с этой ситуацией, потому что боятся того, что сделают их мужья, если они попытаются уйти, или что у них нет экономической возможности содержать себя и своих детей.

Когнитивные нарушения

Помимо эмоциональных реакций на стресс, которые мы только что обсудили, у людей при встрече с сильными стрессорами часто возникают существенные когнитивные нарушения. Им трудно сосредоточиться и логически выстроить свои мысли. Они становятся легко отвлекаемыми. В результате их способность решать задачи, особенно сложные, снижается.

Такое когнитивное нарушение может иметь две причины. Сильное эмоциональное возбуждение может интерферировать с обработкой информации в мозге. Поэтому чем большую тревожность, гнев или депрессию вызывает стресс, тем скорее возникнут когнитивные нарушения.

Последние могут происходить также из-за отвлекающих мыслей, возникающих у нас в голове при встрече со стрессором. Мы обдумываем возможные причины действия, беспокоимся о последствиях наших действий и, возможно, ругаем себя за неспособность лучше справиться с ситуацией.

Например, студенты в состоянии экзаменационной тревожности беспокоятся о возможной неудаче и о своей недостаточной способности справиться с экзаменом.

Они могут быть настолько заняты этими негативными мыслями, что не выполняют указаний и не замечают или неверно понимают очевидную информацию, содержащуюся в вопросах. При нарастании тревожности им трудно вспомнить факты, которые они хорошо выучили.

Когнитивные нарушения во время стрессовых периодов часто заставляют людей жестко придерживаться определенной схемы поведения, поскольку они не могут принять к рассмотрению другие.

Люди застревают в охваченном пламенем здании из-за того, что упорно пытаются открыть наружу двери, которые открываются вовнутрь; в панике они были не в состоянии обдумать другие возможные действия. Некоторые прибегают к старым детским схемам поведения, не подходящим к ситуации.

Осторожный человек может стать еще осторожнее и совершенно отстраниться, тогда как агрессивный может потерять контроль и бездумно бросаться во все стороны.

Источник: http://docpsy.ru/lektsii/obshchaya-psikhologiya/1299-psihologicheskie-reaktsii-na-stress.html

Дэн Дубравин — Психология эмоций: чувства под контролем

Эмоциональный выбор совершается исходя из ситуации, в которой вы находитесь, и чувства, которое будет в этой ситуации для вас максимально полезным. Американский психолог Р. Нельсон-Джоунс делит чувства на уместные и неуместные в определенной ситуации.

Таким образом, цель эмоционального выбора – определить уместную эмоцию и запустить ее переживание.

Эмоциональный триггер (Emotion Trigger) – автоматические эмоциональные реакции, возникающие в ответ на какое-либо событие.

Любое событие служит спусковым крючком, который запускает определенную эмоциональную реакцию. В зависимости от того, какие триггеры у нас «установлены», мы проявляем определенные реакции на события.

Отсюда выражение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы это интерпретируем».

Другими словами, триггеры – это наши убеждения, с помощью которых мы интерпретируем различные события. Вслед за интерпретацией (триггер сработал) данное событие стимулирует соответствующую триггеру эмоцию, которая в свою очередь запускает действие. Причем большая часть триггеров абсолютно бессознательны, то есть без участия нашего сознания.

Прекрасно иллюстрирует действие эмоциональных триггеров психолог Виктория Танайлова.

Например, вы стали свидетелем автомобильной аварии. Первое, что вы испытаете, – это испуг, страх (от внезапного сильного шума и криков). Затем, увидев случившееся, вы проникнетесь печалью. Почему вы реагируете именно таким образом? Как видите, в данной ситуации триггером является дорожно-транспортное происшествие (то есть именно оно дало толчок к проявлению ваших чувств, эмоций).

Любое услышанное вами слово в разговоре, любая информация могут послужить триггером для проявления эмоций. Например, специалисты, занятые в сфере продаж и услуг, в своих рекламных акциях используют такие фразы и визуальные объекты, которые помогают человеку (а иногда и принуждают его) сделать определенный выбор.

«Торопитесь! Ограниченная акция! Осталось всего 10 экземпляров!» или «Первым 100 покупателям скидки!» В этом случае реклама направлена на побуждение триггера страха (страха не успеть осуществить покупку того или иного товара) или жадности, или желания «халявы».

Несколько примеров эмоциональных триггеров:

Триггер «Страха»: «Это опасно для моей жизни!», «Это опасно для жизни моих близких!»

Триггер «Гнева»: «Он угрожает моей жизни и жизни моих близких!», «Он вторгается на мою территорию!»

Триггер «Радости»: «Я получу удовольствие от этого!», «Я так сильно хотел этого!»

Триггер «Вины»: «Это из-за меня ему так плохо!», «Это я все испортил!»

Триггер «Жадности»: «Три товара по цене одного!», «Бери сам, или это возьмет кто-то другой!»

Триггер «Печали»: «Я потерял ее навсегда!», «Это больше никогда не повторится!»

Врожденные и приобретенные триггеры

У каждого из нас есть свой уникальный набор триггеров, но вместе с тем есть реакции, которые типичны для всех людей.

Например, каждый испытывает страх, когда у стула, на котором он сидит, внезапно подламываются ножки, или если рядом прозвучит резкий громкий звук. Но одни люди боятся высоты, а другие – нет.

Меня, например, может раздражать плохое обслуживание в ресторане или магазине, а другой человек даже не обратит на это внимания.

Осознание своих эмоциональных триггеров делает возможным эмоциональный выбор. Без осознания триггеров сделать сознательный выбор невозможно! Наши эмоции должны быть адекватны ситуации, которая их вызвала и конструктивны по форме выражения. Они не должны причинять вред ни вам, ни тем, на кого они направлены.

Результаты десятилетних исследований М. Селингмана показали, что стиль объяснения – то, как мы объясняем природу произошедших событий, – имеет решающее влияние на наше счастье и будущий успех.

Люди с позитивной манерой объяснения интерпретировали неудачи как локальные и временные, в то время как люди с пессимистичной манерой объяснения рассматривали эти события как глобальные и постоянные.

Поэтому когда Селингман начал работать в MetLife, чтобы помочь решить проблемы продавцов, первое, на что он обратил внимание, – это стиль объяснения.

В самом деле, исследования показали, что продавцы с позитивным стилем объяснения показывали на 37 % лучше результат продаж, чем пессимисты, а самые оптимистичные показывали результат на 88 % лучше, чем самые пессимистичные.

Кроме того, агенты с оптимистичным настроем в два раза реже покидали компанию.

Эмоциональный выбор – это способность выбирать наиболее адекватные эмоции в контексте ваших желаний и внешних обстоятельств. Это возможно лишь при одном условии: если вы научитесь понимать, какие эмоциональные триггеры стоят за вашими эмоциональными реакциями, и научитесь их «переустанавливать».

На данный момент большинство из них запускаются автоматически, независимо от нашей воли и желаний. Есть ли здесь наш выбор? Есть ли в этом мы вообще?

Впервые этот термин употребил Алан Уоллес, американский психолог, который долгие годы жил в Тибете и учился у буддийских монахов медитации и их образу мышления.

Цель метавнимания – обнаружить эмоцию до того момента, когда она действительно возникнет, увеличить временное расстояние между импульсом и эмоциональной реакцией, то есть предугадать возникновение эмоции по различным симптомам.

В сам момент возникновения эмоции мы обычно не осознаем, что находимся под ее влиянием и «залипаем» в ситуацию, вследствие чего ситуация становится неуправляемой и приводит к разрушительным последствиям.

Например, когда мы испытываем боль, то ни о чем другом думать не можем. Метавнимание в таком случае похоже на способность терпеть боль и временно дистанцироваться от нее.

Метавнимание помогает нам не только отследить симптомы возникновения эмоции, но и в момент ее возникновения наблюдать за собой. Например: «Я сейчас злюсь, печалюсь, боюсь, огорчаюсь, чувствую вину и т. д.»

Мой друг недавно рассказал мне, как проявилось метавнимание в момент его ссоры с женой. Они громко выясняли отношения. В какой-то момент он вспомнил о метавнимании и прокричал ей: «Оля, посмотри, что со мной происходит сейчас?!» После этого чудесным образом горячие эмоции в конфликте начали гаснуть, а через 15 минут они уже помирились.

Я считаю мета-внимание базовым навыком в способности управлять своими эмоциями. Оно помогает «отлавливать» первичный эмоциональный импульс и делает возможным выбор следующих реакций. Хорошей новостью есть то, что мета-внимание можно развивать, и чем более оно будет развито, тем раньше мы будем способны обнаруживать эмоцию и, следовательно, управлять ею.

Способность проявлять свои эмоции является не менее важной, чем способность их выбирать. Есть люди, которые сознательно блокируют выражение чувств, дабы не прослыть слабым, уязвимым или несерьезным человеком.

Открытое проявление своих эмоций осуждается во многих культурах. Тем не менее именно в этой способности заключен огромный потенциал для личностной эффективности и влияния на людей. Вспомните самых знаменитых и влиятельных ораторов.

Все они прекрасно владели своими эмоциями и очень умело доносили их до окружающих.

Читайте также:  Типичные вопросы родителей - психология

Неспособность адекватно проявить свои чувства, может вызвать в другом человеке злость, обиду, страх, сомнение, разочарование и даже отвращение. И наоборот, своевременное и адекватное выражение эмоции вызывает симпатию, уважение, понимание, смирение, восхищение.

Конечно, бывают случаи, когда правильнее скрыть свои настоящие эмоции, – в ситуациях, когда они могут быть использованы против вас. Например, адвокаты и бизнесмены, ведущие деловые переговоры, бывают воплощением холодной уверенности, в то время как внутри у них все кипит от сомнений, гнева или тревоги.

Существуют конструктивные и деструктивные способы выражения эмоций.

Источник: https://profilib.net/chtenie/17/den-dubravin-psikhologiya-emotsiy-chuvstva-pod-kontrolem-5.php

ПсихолоГ_и_Я

Эмоциональные реакции
Эмоции вызывают в организме многочисленные характерные реакции (сердцебиение, мышечное напряжение, сухость в горле, спазмы желудка, холодный пот, дрожь). Эти реакции группируют в три категории: вегетативные реакции; мышечные реакции; импрессивного и экспрессивные реакции (П. Фресс, 1975).

Вегетативные реакции

Эмоции характеризуются прежде нарушениями вегетативных функций. Последние являются, бесспорно, составной частью эмоций.

Вегетативные проявления эмоций весьма разнообразны: изменение сопротивления кожи (КГР), частоты сердечных сокращений, кровяного давления, сужение и расширение сосудов, изменение скорости, амплитуды и ритма дыхания, температуры кожи, потоотделения, диаметра зрачка, секреции слюны; наблюдаются расстройства пищеварительной системы , сокращение и расслабление сфинктеров, меняются электрическая активность мозга, химический и гормональный состав крови, мочи, слюны, основной обмен.Благодаря достижениям физиологии и биохимии, что позволяет с большей легкостью и точностью фиксировать проявления вегетативных реакций, список вегетативных проявлений эмоций увеличивается. Однако нелишне подчеркнуть, что лишь некоторые изменения вегетативных функций могут рассматриваться как характерные проявления эмоций. Любая активация меняет сопротивление кожи, частоту сердечных сокращений, кровяное давление, частоту дыхания, характеристики ЭЭГ (электроэнцефалограммы) и т. п. Например, под влиянием страха или быстрой ходьбы ускоряется деятельность сердца, а при боязни или счете в уме нарушается нормальный ритм дыхания. Основываясь только на показателях активации невозможно вычленить собственно эмоцию, поскольку она определяется только отношением к ситуации (например, у студентов непосредственно перед экзаменом частота сердечных сокращений возрастает в среднем на 25 сокращений в минуту, а кровяное давление увеличивается на 15 мм ртутного столба) . По А. Кондаш, во время экзамена появляются признаки потери аппетита, веса, изменения частоты пульса, состава крови. Испарения влаги (потливость) повышается на 5%, потребление кислорода — на 6%, выделение тепла — на 0,5%. Вместе фиксируются частые исключения — достаточно низкие изменения физиологических показателей. Следовательно, нельзя однозначно утверждать, что повышенная психическая деятельность в ситуации экзамена всегда приводит к повышению метаболических, обменных процессов.

Однако и сама по себе чрезмерная активация, нарушает гомеостатические регуляцию, способна вызывать расстройства некоторых функций. Крайними проявлениями такой активации является расслабление сфинктеров, потеря сознания, рвота. Однако есть нарушения, которые не могут быть объяснены простым активацией: сухость во рту, потные руки, покраснение или побледнение, не говоря уже о недоступных непосредственному наблюдению биохимические реакции.

Важную роль в этих вегетативных реакциях играют симпатическая и парасимпатическая системы. Обе эти системы осуществляют непосредственное регуляцию всех вегетативных функций.Первая, обеспечивая энергетические потребности организма, выполняет главным активирующее или катаболическое функцию, а вторая (анаболическое) регулирует преимущественно образования резервов организма.

Эти системы часто оказывают противоположное воздействие.

Возбуждение симпатической системы ускоряет деятельность сердца, вызывает расширение зрачков, сосудов кожи и сужения сосудов внутренних органов, секрецию потовых и надпочечников, торможение слюноотделения, оргазм и т. п.

Нарушение парасимпатической системы замедляет деятельность сердца, вызывает сужение сосудов кожи и расширение сосудов внутренних органов , слюноотделение, секрецию инсулина, эрекцию половых органов и т. п.

Наша равновесие, «мудрость нашего тела», по выражению В. Кэннона, зависит от равновесия этих двух систем. Очевидно, при эмоциях это равновесие нарушается. Труды В. Кэннона начиная с 1911 г. определили дальнейшие исследования и дискуссии по этой проблеме.

По его мнению, вегетативные нарушения при эмоциях вызываются нарушением симпатической системы, следствием которого является увеличение содержания адреналина в крови, что, в свою очередь, усиливает возбуждение симпатической системы.

Действие симпатической системы еще более усиливается, если парасимпатическая система не тормозит секрецию адреналина.

Повышение содержания адреналина в крови оказывает возбуждающее влияние на ганглии симпатической системы, ускоряя деятельность сердца и выработки гликогена печенью.

Необходимо, однако, подчеркнуть, что стимуляция адреналином симпатической системы является сравнительно медленной. Наличие адреналина в крови может быть установлена через 16 сек, а гипергликемия — только через 5 мин.

— Доказав экспериментальную роль адреналина в возникновении эмоций, Кэннон, однако, не считал адреналин необходимым условием эмоциональной реакции. Механизмы эмоциональных реакций до сих пор еще мало изучены.

Так, отмечается, что эмоциональные реакции зачастую объясняются возбуждающей действием симпатической системы, хотя в некоторых случаях они вызываются также и тормозной действием парасимпатической системы, например, при сухости во рту.

Мышечные реакцииИсследования середины XX в.

показали, что внешняя стимуляция (ощущение) трансформируется в тоническую, висцеральную и мышечную активность всего организма, представляющей аффективное жизни индивида.

'Эмоция начинается с гипертонуса, внешним проявлением которого является преобразование не использованной по назначению энергии в спазматические движения: смех, слезы, беспорядочные действия.

'Умеренная тоническая реакция ставит естественную и необходимую предпосылку любого действия, в этом случае тоническая реакция локализован. В эмоциях же, напротив, эта тоническая реакция диффузная, генерализованная и может лишь затруднить выполнение предполагаемого движения. Наконец она ведет к тремора и хаотических беспорядочных движений.

Регуляция тонуса является очень сложной. Поддержание тонуса зависит от автономной нервной системы; в частности, увеличение содержания адреналина в крови влияет на нарушение мышечных волокон, однако механизмы регуляции тонуса автономной системой еще мало изучены.

Общая регуляция эмоций осуществляется:а) ретикулярной формацией и центрами, продолговатого мозга и таламуса, в которых сочетаются, в частности, проприоцептивные импульсы от головы и вестибулярного аппарата; щ центры оказывают преимущественно возбуждающее влияние, б) экстрапирамидной системы, образованной базальными ганглиями, премоторных зоной лобных долей коры и сенсомоторного зонами теменной доле; эта система производит преимущественно тормозное влияние. На собственном опыте мы знаем, что головные боли связаны с негативными эмоциями. В регуляции мышечного тонуса принимают участие все уровни нервной системы, однако особенно необходимо подчеркнуть значение обратной связи, так как частично связаны с мышечным тонусом проприоцептивные импульсы воздействуют, в свою очередь, на ретикулярную формацию. К сожалению, гораздо легче клинически определить наличие мышечного напряжения, чем измерить его. Это напряжение может быть локализованным или генерализованным (большую роль играет напряжение шейных мышц; расслаблению этих мышц изменяет эмоциональное состояние человека).Тонус кисти руки измеряется по силе сжатия или нажима на инструмент. Тонус группы мышц плеча или предплечья можно приблизительно определить по объему мышц. Теперь зачастую используется метод регистрации электрических потенциалов мышц (электромиография, или ЭМГ). Косвенным показателем состояния напряжения может служить интенсивность рефлекторного ответа. Этот метод очень часто используется в медицинской практике. Опыты Р. Якобсона (1927) показали, что когда испытуемых просили вызвать состояние произвольного напряжения, то содрогание вследствие действия внезапного раздражителя было тем сильнее, чем больше было напряжение испытуемого. Необычайная сила реакций в состоянии гнева имеет такую же природу. Мышечный тонус зависит от уровня активации, он минимален во время сна и увеличивается при пробуждении и переходе к активности.Зафиксировано увеличение мышечного тонуса (электроды устанавливались во главе) при прослушивании детективной рассказы течение 10 мин. Одно только представление о движении вызывает увеличение электрической активности соответствующих групп мышц. За чрезмерной активации наблюдается тем более мышечное напряжение, чем сильнее стремление субъекта подавить вызванные стимуляцией движения; это напряжение еще больше усиливается под влиянием социальных и моральных запретов (напряжение юноши, не решается обнять девушку которая нравится ему; напряжение ребенка, не желает подчиниться определенной требованию). Замечено, что люди, болеют на психические отклонения, характеризуются, как правило, большим напряжением мышц, скованностью движений, чем другие. Элементы снятия мышечного напряжения введено в психотерапевтическую практику (постепенная релаксация Якобсона, аутогенная тренировка Шульца т.п.). Заслуживает внимания и методика отечественного нейропсихолога А. Р. Лурия, которая позволяет выявить неуверенность движений в конфликтных ситуацияхМожно заметить, что у испытуемых Б и В наблюдаются не только нарушение соответствующих двигательных реакций, но и признаки тремора и двигательного возбуждения в период между стимулами. Еще убедительнее являются представленные на рис. 8 двигательные эффекты последействия, возникающие при прочтении в списке слов-раздражителей слова, что касается аффективной ситуации.Эмоциональный шок вызывает реакции как автономной системы, так и гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры, однако скорость возникновения этих реакций неодинакова. Считается, что вегетативные условные реакции возникают гораздо быстрее и являются более устойчивыми, чем адаптированные двигательные условные реакции. Так, ускорение сердечного ритма в случае воздействия вредного раздражителя наблюдается гораздо раньше, чем условная реакция избегания. Впрочем, переход реакций с одной системы в другую является обычным. Замечено, что при щекотание маленького ребенка увеличение напряжения перерастает в спазмы, выражается в смехе, который переходит в плач. В одной и той же ситуации меньшей интенсивности раздражителя соответствует смех, а большей — страх или слезы. Например, комический эпизод фильма у маленьких детей вызывает реакции страха, тревоги, в то время как старшие дети весело смеются.

Возможность такого замещения реакций свидетельствует о наличии определенного равновесия между вегетативно-мышечными реакциями.

По гнева, подавляется, висцеральные реакции значительно сильнее, чем за аффективного взрыва; реакция убегания уменьшает вегетативные проявления страха.

Доказано также, что любая деятельность, какой бы она была сложной, уменьшает нейровегетативные напряжения. Например, потливость ладоней уменьшается с началом выполнения работы по сравнению с ее ожиданиям.

Импрессивного и экспрессивные реакции

Источник: http://stanislav.my1.ru/publ/ehmocii/ehmocii_i_ikh_reakcii/22-1-0-253

Ссылка на основную публикацию