Комплекс неполноценности — история вопроса — психология

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности — термин, введенный еще в начале прошлого века Альфредом Адлером, одним из учеников З. Фрейда.  Он представляет собой преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности.

Адлер считал, что чувство неполноценности появляется у человека в раннем детстве, когда в силу слабости и выраженной зависимости от окружающих, ребенок остро переживает свою недостаточность по сравнению с более взрослыми детьми и родителями. Именно появление этого раннего ощущения собственной неполноценности и закладывает потребность в будущей борьбе за превосходство над своим окружением, что находит свое отражение в  стремлении к совершенству и собственной безупречности.

Многие известные и успешные люди стали таковыми, именно, стремясь компенсировать свои мнимые или явные недостатки. Так, Наполеон, имея небольшой рост, построил огромную империю. Преодолевая травму, полученную в результате ожога в раннем детстве, украинский силач Дмитрий Холаджи стал чемпионом Украины по пауэрлифтингу и не только.

Как мы видим, если не все, то очень многое, что совершают люди в своей жизни, направлено на то, чтобы преодолеть это первичное чувство недостаточности и упрочить чувство собственного превосходства. Но, это стремление, существующее в норме у каждого человека, может принимать преувеличенные формы, становясь чрезмерным. Вот тогда мы и можем говорить, что у человека сформировался

Комплекс неполноценности

Причиной формирования комплекса неполноценности может быть три ряда факторов:

1) наличие физических недостатков и неполноценность органов

Когда ребенок в силу физических ограничений лишен возможности делать то же, что и его сверстники, он неизбежно чувствует эту свою недостаточность.

Но наличие физических недостатков отнюдь не гарантирует формирования комплекса неполноценности, а лишь является предрасполагающим фактором.

Правильное отношение к своим недостаткам, плюс компенсация их с помощью достижений в других сферах помогут сохранить внутренний баланс.

К физическим недостаткам в силу социальных особенностей могут быть отнесены не только реальные недостатки, но и те, которые воспринимаются окружающими как таковые. Например, это может быть цвет волос и кожи, акцент, рост,  вес, лысина, форма глаз, неумение играть в какую-то игру, отсутствие «нужной» одежды и т.д.

2) чрезмерная опека со стороны родителей и других значимых взрослых

Когда родители стараются оградить своего ребенка от всех или многих превратностей жизни, решают за него какие-то сложные, а порой и не очень, задачи, они, тем самым, не дают ему возможности испробовать свои силы на практике.

Ребенок формируется инертным и не приспособленным к жизни или, как вариант, с однобоким развитием (если он реализовывал себя в каком-то одном направлении).

В итоге, ребенок вырастает не достаточно уверенным в своих способностях, поскольку все и всегда за него делал кто-то другой.

3) отвержение со стороны тех же родителей

Если ребенка отвергают, то он, как правило, начинает искать причину этого отвержения в себе, полагая, что это с ним что-то не так.

Конечно, такая причина всегда находится, и ребенок начинает стараться исправить свои реальные или мнимые недостатки, а также заслужить любовь и принятие своих родителей.

У таких детей часто формируется уверенность, что они сами по себе не достаточно хороши, чтобы их любили просто так. С этим убеждением они и идут дальше по жизни, пытаясь точно также завоевывать чью-то любовь, подчиняясь чужим ожиданиям.

Как мы уже упоминали, комплекс неполноценности требует в обязательном порядке своей компенсации, т.е. каких-то значимых достижений в другой сфере.

Точно так же, как чрезмерно выраженное чувство недостаточности может превращаться в комплекс, потребность в компенсации может становиться сверх выраженной, превращаясь в комплекс превосходства.

Он выражается в стремлении преувеличивать свои достоинства, способности и достижения (физические, интеллектуальные, социальные). Такой человек со стороны воспринимается как хвастливый, высокомерный, эгоистичный, часто саркастичный.

Часто такие люди пытаются показать свое превосходство, унижая и подавляя других. Вот такое «самоутверждение на костях».

Важно помнить, что

всегда за выраженным чувством превосходства лежит скрытый комплекс неполноценности

Friend me:

Запись опубликована в рубрике Психология с метками личность, психология. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://psyholog-praktik.ru/psyhology/kompleks-nepolnotsennosti

Комплекс неполноценности

Человеку не следует стремиться искоренять свои комплексы, а следует прийти с ними в согласие: они законно являются тем, что направляет поведение человека в мире.

Зигмунд ФРЕЙД

Комплекс неполноценности — теоретическое понятие в индивидуальной психологии А. Адлера, обозначающее энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человек в раннем детстве ощущения собственной недостаточности.

Выбор данной темы обусловлен ее актуальностью.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что происходит вытеснение чувства в бессознательное и придание ему за счет этого характера постоянной ненасыщаемости, а стремление к позитивному переживания чувства компетентности стимулирует различные виды деятельности, в которых возможен реальный или мнимый успех.

своей теории комплекса неполноценности Адлер опирается на философию «фикционализма» разработанную немецким философ-позитивистом Гансом Файхингером.

В работе «Философия «как если бы» Файхингер выдвинул тезис о том, что поведение большинства людей определяется социальными фикциями («Все люди равны в своих возможностях», «Чтобы добиться успеха, главное — желание»), которые совершенно не соответствуют действительности.

«В погоне за такими фикциями, — пишет исследователь творчества Адлера А.М. Боковиков, — люди понапрасну растрачивают свои силы и энергию, так ничего реально и не добиваясь.

Аналогичным образом, согласно Адлеру, протекает жизнь невротика, который, стремясь компенсировать чувство собственной неполноценности, преследуют цель достижения фиктивного превосходства над людьми». Также данным феноменом занимались такие ученые-психологи как М.К. Акимова; Б.М. Кедров; В.Т. Козлов; Г. Ревеж; А.И. Сухарева; И.С. Якиманская.

Объект исследования – развитие личности и влияние на нее комплекса неполноценности.

Предмет исследования – комплекс неполноценности.

Гипотеза исследования — главной составляющей комплексов в негативном смысле этого слова выступает страх, который когда-то давно вошел в нашу душу перед лицом реальной или кажущейся угрозы.

Цель работы – рассмотреть формирование и роль комплекса неполноценности в развитии личности.

Задачи работы:

1) изучить сущность и основные черты комплекса неполноценности личности;

2) обосновать формирование комплекса неполноценности;

3) определить взаимосвязь комплекса неполноценности и комплекса превосходства.

1.1 История возникновения

Комплексы — дети бессознательного, и попадают они туда разными путями. Чаще всего они появляются в раннем детстве, о котором человек без специальных усилий вспомнить уже не может.

В этом случае в основе комплекса лежит какое-либо сильное желание ребенка, которое не смогло осуществиться (хотел покачать любимую маленькую сестру в коляске, но нечаянно уронил ее; мечтал проснуться рядом с отцом, но тот внезапно уехал, а ребенок проснулся один в пустой темной комнате и т.п.). Тяжелое переживание отделяет травмирующий эпизод подобно стенке, вытесняет его из сознания и превращает в комплекс. Иногда сильные неосуществленные желания, которые не осознавались, способны порождать комплексы и во взрослом возрасте (обычно они бывают связаны с общественным или материальным положением человека, с его сексуальными переживаниями).

Другой путь сложнее. В истории человечества некоторые поступки и ситуации встречались столь часто и были столь значимы, что оказались закреплены в глубоких слоях бессознательного у каждого из людей (в той области, которую К.Г.Юнг назвал «коллективным бессознательным»). Подобные поступки описаны уже в древних мифах, которых человек может даже и не знать.

Иногда эти ситуации содержат напряжения, могущие породить комплекс: например, запретное стремление к сексуальной близости с одним из родителей, получившее название комплексов Эдипа (у мальчиков) и Электры (у девочек). Попав в подобные обстоятельства, наш герой «вспоминает» и воспроизводит чужие поступки — подвиги и грехи. В подобных случаях комплексы залегают еще глубже, и обнаружить их еще труднее.

Итак, комплекс — это болевая точка, которая может не проявлять себя, пока на нее не нажали. Но если нажали — комплекс расправляется, напоминает, что он тоже жилец нашего дома, его нужно холить, лелеять и кормить. Вот тут-то и кроется основная опасность. Прорастая незаметно, комплекс может подчинить себе всю жизнь человека.

Читайте также:  Лженаука - психология

Поэтому его лучше вовремя остановить. А сначала — распознать.
Это дело нелегкое, потому что комплексы живут «шиворот-навыворот». Они никогда не заявляют о себе правдивым языком, а изъясняются намеками: «нет» подразумевает «да», «разумеется» — «ни за что на свете», показная сила — стыдливую слабость и т.д. Как же о них можно догадаться?

Каждый человек иногда ошибается — «шел в комнату, попал в другую…». Редко кто не оговаривался: вместо «танцевать» — «целовать», вместо «позвольте мне открыть наше совещание» — «позвольте мне закрыть…» и т.д.

Время от времени все люди удивляются результатам своих действий, решений, поступков. «На самом деле» и «как будто» меняются местами. И только чувство разочарованности, усталости или раздражения наводит на мысль, что человек не живет, а кому-то служит.

Кто же этот негодяй? А все он, комплекс.

Итак, комплексы были всегда. Даже наши первобытные предки были убеждены, что душ у них несколько, и каждая из них как бы отвечает за свой участок жизни. Обычно они успешно договаривались между собой, но если нет — возникали первобытные неврозы.

Чем сложнее становился человек с развитием цивилизации, тем больше различных желаний у него возникало, — а следовательно, и больше противоречий между ними. Современного Homo sapiens великий знаток этого предмета Г.К.

Честертон сравнивал с городом, охваченным гражданской войной — так много в нем враждебных друг другу частей.

Кого мы имеем в виду, говоря о человеке закомплексованном? Того, кто не уверен в себе, робок, застенчив, находится во власти предрассудков и в силу этого не умеет добиваться своего. А вот человек без комплексов — это тот, кто уверенно шагает по жизни, не скован условностями, умеет и себя подать, и с другими поладить.

Правда, «человек без комплексов» — оценка скорее неодобрительная, ибо слишком часто уверенность в себе обращается в самоуверенность, а раскованность легко перетекает в развязность, которая никого не красит. Тем не менее все мы стремимся от комплексов избавляться, считая их тяжелым бременем, едва ли не позорным клеймом.

А как же иначе в наш динамичный век?

Над этим житейским представлением любой психолог только посмеется, ибо оно хотя в принципе и верное, но слишком примитивное и поверхностное. Специалисты, которые почти столетие назад ввели слово «комплекс» в научный обиход, обозначали им отнюдь не только скованность и робость, а явление гораздо более глубокое и серьезное.

В то же время в представлении психологов комплексы -это не недостаток, не болезнь, а качество, всем нам в той или иной мере присущее. И призывы бороться с комплексами надо воспринимать осторожно -полностью от них избавиться вряд ли возможно. С ними надо просто научиться жить.

А сначала, разумеется, хорошо бы понять, что же это такое.

Психологи называют комплексами совокупность бессознательных представлений, эмоционально окрашенных воспоминаний, ассоциаций, которые возникают у человека в самом начале его жизненного пути и затем влияют на его мироощущение и поведение.

В истоках своих комплексов человек, как правило, не отдает себе отчета и продиктованное ими поведение считает частью своей натуры. В обыденной речи мы привыкли называть комплексами те наши особенности, которые мешают полноценно жить, общаться, работать.

А о том, что не доставляет нам неудобства, мы даже не задумываемся.

Ведь многое из того, что когда-то было нами глубоко и безотчетно прочувствовано, усвоено, жить не мешает, даже наоборот — составляет тот набор внутренних «тормозов», без которых в жизни не обойтись.

Проблемы начинаются, когда в сложном внутреннем механизме побуждений и ограничений происходит перекос. Из-за него мы на своем жизненном пути сворачиваем в тупики, безрассудно лихачим на виражах либо беспомощно застываем на обочине. И тут не обойтись без наладчика этого механизма — психотерапевта, который поможет предотвратить серьезную аварию.

Кто более других склонен испытывать страх? Тот, кто безотчетно чувствует свою уязвимость, слабость, иными словами — неполноценность. Вообще-то именно комплекс неполноценности чаще всего имеют в виду, говоря о комплексах вообще, тем более что в жизни он может принимать самые разные формы.

Это и комплекс неудачника, мешающий смелым творческим начинаниям. Это и комплекс бедняка, заставляющий выискивать оправдания своей непрактичности. Это и комплекс страдальца, побуждающий упиваться набитыми шишками.

Это и комплекс «гадкого утенка», не позволяющий проявиться красоте, присущей каждому независимо от формы носа и длины ног…

Само по себе чувство неполноценности — не болезнь или недостаток. Человек в отличие от животных рождается слабым, беззащитным и беспомощным, то есть с момента рождения постоянно испытывает недостаточность своих сил и ограниченность возможностей. Тяготясь этим, он делает все, чтобы стать более совершенным. В такой ситуации чувство неполноценности — не тормоз, а стимул.

Источник: http://MirZnanii.com/a/197688/kompleks-nepolnotsennosti

Чувство неполноценности по А.Адлеру

Альфред Адлер начал свою практику в качестве глазного врача, а затем в качестве основной сферы деятельности он выбрал психиатрию. В процессе работы он сталкивался с проблемой лечения неврозов и знакомился с работами З. Фрейда. В 1902 году он стал активным участником дискуссионной группы по психоанализу.

А.Адлер никогда не был учеником Фрейда и развивал собственные идеи, что (впоследствии)привело к разногласию между ними. Их взгляды относительно развития личности сильно различались. Адлер считал, что центральное место в развитии личности занимают не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект [3].

Разница во мнениях привела к тому, что в 1911 году Адлер решил сложить с себя полномочия президента Венского психоаналитического общества и разорвал все связи с Фрейдом.

Чувство неполноценности & стремление к превосходству

Чувство неполноценности — это ощущение человеком своей слабости, несостоятельности. Адлер считал, что чувство неполноценности возникает в детстве. Ребенок начинает испытывать его от того, что длительное время находится в полной зависимости от своих родителей.

Это приводит к возникновению чувства собственной слабости, неполноценности по сравнению с сильными и независимыми родителями. При этом, данное чувство является вполне естественным и не должно восприниматься негативно.

Скорее даже наоборот, данное чувство часто вызывает ответную реакцию, стимулирующую амбиции и стремление к превосходству.

Стремление к превосходству является главной движущей силой общества. Благодаря этому стремлению человек способен развиваться. Таким образом, чувство неполноценности и стремление к превосходству могут дополнять друг друга. Ведь вероятно, без осознания чувства неполноценности у человека и не возникнет желание преодолеть его и достичь успеха.

Комплекс неполноценности & комплекс превосходства

Чувство неполноценности может стать слишком сильным и преобразоваться в комплекс. Он проявляется в стойкой убежденности человека в том, что он во многом хуже других и у него имеются серьезные недостатки, которые делают его действительно неполноценным.

В первом случае, дети, рожденные с явными физическими недостатками, часто страдают чувством психологической неполноценности.

Дети, обделенные заботой и любовью, также становятся неуверенными в себе, из-за мысли о том, что их никогда не будут любить и ценить. Но и те, которых любят, но слишком балуют в детстве, тоже часто подвержены этому комплексу.

Это происходит из-за чрезмерной опеки и заботы, они зачастую боятся что-либо делать самостоятельно, что формирует у них чувство неуверенности в собственных силах.

Несмотря на то, что вышеуказанные случаи часто приводят к возникновению комплекса неполноценности, они не являются обязательным условием его появления.

Подведение итогов

Если чувство неполноценности слишком возрастет, то это может привести к развитию комплекса. Так, человек начинает преувеличивать чувство своей слабости и у него закрепляются мысли о собственной ущербности.

Это чувство приводит к тому, что человек становится неуверенным в своих способностях и считает, что совершенно ни на что не годен.

В иных случаях у человека возникает комплекс превосходства, в результате чего, человек начинает безосновательно преувеличивать свои способности и умения. Такой человек становится высокомерным и эгоцентричным.

Читайте также:  Терапия креативной агрессией - психология

Таким образом, комплекс неполноценности может являться отрицательным проявлением чрезмерного чувства неполноценности, которое само по себе вполне нейтрально и естественно.

Оно способствует личностному развитию человека, побуждает к тому, чтобы совершенствоваться, становиться лучше, достигать поставленных целей и реализовать свой внутренний потенциал. Однако сам комплекс неполноценности не является нормальным явлением.

Если человек ощущает определенный дискомфорт, в связи с ним, то следует всерьез задуматься о том, чтобы начать работу над устранением комплекса.

 Литература:

  •  1. А.Адлер. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер с англ, А. А. Валеева и Р. А. Валеевой. (The Education of Children. Gateway Editions, Ltd South Bend Indiana, 1978). Ростов н/Д, изд-во «Феникс», 1998.
  •  2. Гуревич, П. С. Психоанализ. Современная глубинная психология : учебник для магистров / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013.
  •  3. Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов. Изд. третье, исправленное. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

Источник: https://PsychoSearch.ru/masters/adler/320-chuvstvo-nepolnotsennosti-po-a-adleru

Психологи: Комплекс неполноценности помогает совершенствоваться

Часто ли можно встретить незакомплексованного человека? Боюсь, что в наше время передовых технологий это довольно редкий экземпляр, вымерший вместе с мамонтами.

Но что-то очень часто встречаются объявления типа: «сорокалетний состоятельный мужчина, приятной наружности, без вредных привычек, без комплексов ищет спутницу жизни».

И как-то совсем не хочется верить, что человек этот без комплексов — что за чудовищный изъян скрыт в столь безупречном мужчине, что он в 40 лет вынужден обращаться к помощи газеты? Вот если бы было написано: «рост — метр с кепкой, безработный, с полным комплектом вредных привычек, лунатик»…

В жизни каждого человека бывают ситуации, когда он ощущает себя неполноценным, но это вовсе не комплекс. Комплекс неполноценности — это перманентное ощущение своей дефектности, которое человек испытывает всю жизнь. Немецкий психиатр Альфред Адлер, автор термина «комплекс неполноценности«, утверждал, что этот комплекс даже полезен, потому что человек, решая свои проблемы, вынужден совершенствоваться. По его мнению, основная потребность человека — стремление к первенству. Оно же им и движет.

Люди, которые изначально чувствуют в чем-то свою несостоятельность, пытаются это компенсировать. Яркий пример — Наполеон.

Еще неизвестно, чем больше он известен — победами на поле брани, победами над женскими сердцами или комплексом маленького роста, который и обеспечил ему и те, и другие победы.

Мужчины невысокого роста вообще славятся как лучшие любовники, что объясняется просто: им, в отличие от атлетически сложенных красавцев, надо завоевывать женщину, и они вынуждены совершенствовать как интеллект, так и другие свои способности.

Самый яркий пример, когда комплексы верно служат человеку, — это судьбы многих известных людей. Очень часто в прошлом это жители маленьких деревень.

Комплекс провинциала мобилизует их на то, чтобы обойти столичных соперников. Напротив, человеку, которому все дано родителями и природой, не надо никому ничего доказывать, ничего преодолевать.

Жителям столицы, к примеру, не надо ее (эту столицу) завоевывать, они и так здесь живут.

Такой расклад, конечно, расслабляет. Поэтому нередко «благополучные» люди так и не добиваются в жизни успеха. Зато у таких людей появляется другой комплекс, более мучительный — комплекс никчемности.

И тут уже наступает каторга для их близких. Чтобы подавить ощущение несостоятельности, человек начинает унижать своих родных и приближенных.

Нередко такие люди спиваются или же садятся на иглу, так как это довольно легкий способ построить себе иллюзорный мир, где ты король.

Согласно Адлеру, для объяснения поведения индивида, его психических реакций, мыслей и чувств необходимо, прежде всего, знать конечную цель, к которой он стремится, ибо «любое душевное явление, если оно должно помочь нам понять человека, может быть осмыслено и понято как стремление к цели».

Когда это стремление не удовлетворено, развивается невроз в форме комплекса неполноценности. Поэтому индивиду обязательно надо самоутвердиться, подчинить остальных своей воле, обрести над ними власть и тем самым компенсировать чувство неполноценности.

Именно эта потребность в самоутверждении, стремление к власти и становится той движущей силой человеческого поведения, которая формирует его жизненный стиль.

И все-таки комплекс неполноценности — это результат сомнений в собственном совершенстве. Не сомневаются в этом вопросе одни идиоты.

Любой комплекс в человеке так или иначе связан с каким-нибудь изъяном, как правило — мнимым, но настойчиво требующим мазохистских доказательств собственной реальности.

Человек, лишенный недостатков, должен был бы обладать чудовищным комплексом оттого, что их нет…

Можно относится к своим комплексам, как к попутчикам: либо найти общий язык, либо пребывать с ними постоянно в конфликте. Последнее неизбежно приводит к стрессу.

Если же от попутчика избавиться, то на его место будет претендовать новый: когда кто-то убежден, что все его беды кроются в длинном носе, нос, конечно, можно и укоротить с помощью современной медицины, но только где гарантия, что ненависть человека не обрушится на его ноги, которые вдруг станут очень короткими? Поэтому лучше не трогать нос, пока не налажены отношения с самим собой. Также смешно маскировать свои комплексы, всеми силами пытаясь демо нстрировать, что

их нет. Это выглядит примерно так же, как лысые мужчины, прячущие свою лысину длинными прядями редких волос, лихо перекинутых через центр от одного уха прямехонько до другого.

Источник: http://www.all-tests.ru/psihologi-kompleks-nepolnocennosti-pomogaet.htm

Самые распространенные комплексы неполноценности

В последнее время у многих людей появилась привычка объяснять отклонения в поведении (как свои, так и чужие) наличием комплексов неполноценности.

В какой-то мере это мнение правильно: комплексы есть практически у каждого человека, и они оказывают огромное влияние на нашу жизнь.

Однако не стоит считать комплексы единственной причиной всех неурядиц: такой подход проблеме мешает человеку развиваться, исправлять свои ошибки и добиваться успеха в жизни.

Откуда берутся и какими бывают психологические комплексы

Специалисты едины во мнении о том, что истоки практически всякой психологической закомплексованности следует искать в детских впечатлениях. Формирование комплекса проходит следующие этапы:

  • Базовая установка. Это практически безоговорочное согласие с чьим-то мнением о себе, зафиксированным в памяти в возрасте 3-4 лет. Например, девочке говорят, что у нее неровные зубки, причем это несколько раз повторяет ее мама;
  • Закрепление установки, которое происходит с 4 до 11 лет. В этом возрасте ребенку уже не все равно, что о нем думают окружающие, и то, что люди обращают внимание на ее зубы, смущает девочку. Ей все время кажется, что особенности ее внешности осуждают, связывают с ними какие-то ее неудачи;
  • Обобщение установки. В подростковом возрасте девочка начинает делать выводы из факта наличия недостатков своей внешности и строить неутешительные прогнозы. Она считает, что плохие зубы мешают ей делать успехи в настоящем и будут портить жизнь в будущем;
  • Стабилизация комплекса. Повзрослев, девушка привыкает объяснять все неурядицы в своей жизни (личной и профессиональной) тем, что у нее некрасивые зубы. Такая позиция закрепляется еще и потому, что она очень удобна. Можно уже ни к чему не стремиться, поскольку «с такими зубами все равно ничего не выйдет».

Это классическая схема формирования одного из самых распространенных комплексов неполноценности: «я некрасивая (толстая, длинноносая и т. п.)». Как не странно, после того, как психологическая ловушка сработала, даже фактическое устранение ее основного элемента не приводит к существенной перемене ситуации, поскольку сознание немедленно находит новую причину всех неприятностей.

Другие варианты комплекса неполноценности развиваются практически так же. Базовая установка может возникать на фоне слишком высоких требований взрослых к ребенку, или чрезмерной родительской опеки.

Комплексы могут иметь самые разнообразные внешние проявления, но они всегда отражают некоторое нарушение чувства собственного достоинства и неуверенность в себе.

Читайте также:  Конкретные поведенческие навыки - психология

Наиболее распространены следующие виды комплекса неполноценности:

  • Комплекс вины. Человеку все время кажется, что он плохо заботится об окружающих. Любое их недовольство он воспринимает очень болезненно, практически как личную катастрофу;
  • Комплекс жертвы. В этом случае человек считает, что все перед ним виноваты. Он постоянно жалуется на обиды (реальные или мнимые), обвиняет окружающих в каких-то черных замыслах, не делая при этом существенных различий между серьезной бедой и мелким неудобством. С таким человеком очень тяжело общаться. Он всем портит настроение, одновременно требуя повышенного внимания и снисходительности к себе на основании того, что он такой несчастный;
  • Комплекс Алисы. Им могут страдать и юные школьницы, и взрослые женщины. Подобно героине Льюиса Кэролла, они все время витают в облаках, ожидая идеального избранника. Завышенные требования к партнерам обычно скверно сказываются на личной жизни. Такие женщины либо часто меняют мужей, либо вообще избегают контактов с мужчинами;
  • Комплекс Дон Кихота. Мужчина с подобным психологическим ограничением сначала идеализирует понравившуюся ему женщину, а потом стремительно в ней разочаровывается. При этом создается стрессовая ситуация, выход из которой может выразиться в самых неадекватных поступках, от срочного ухода мужчины к новой (как правило, случайной) партнерше, до открытой агрессии по отношению к разочаровавшей его женщине;
  • Комплекс Дон Жуана. Мужчина находится в состоянии постоянного поиска партнерши, чрезвычайно романтично ухаживает, но бросает ее сразу же после установления стабильных отношений. Вариант приостановки процесса покорения женщин не рассматривает, считая его признанием факта своей мужской несостоятельности;
  • Комплекс отличника. Им страдают люди, которых в детстве усиленно убеждали в том, что они надежда семьи. Таким способом некоторые родители проявляют свои собственные комплексы. Считая, что сами не добились чего-то важного в жизни, они стараются реализоваться опосредованно, через будущий успех своих детей. Человек, воспитанный в осознании того, что от него слишком много зависит, постоянно находится в страхе. Он не может здраво оценить свои возможности, признать, что нельзя быть первым во всем. Любая ошибка приводит его в отчаяние, а ряд неудач может стать причиной депрессии.

Существуют комплексы неполноценности, связанные с другими особенностями семейного воспитания. Например, комплекс старшего брата (сестры) побуждает человека постоянно опекать других людей, порой в ущерб себе. Комплекс младшего брата создает инфантильное отношение к жизни, необоснованную уверенность в том, что всегда найдется старший, который выручит и решит все проблемы.

Отдельно стоит отметить те психологические комплексы, которые развиваются на фоне неблагоприятной социальной обстановки. Это, например, комплекс этнической неполноценности, проявляющийся у представителей национальных меньшинств, или комплекс классовой неполноценности, которым нередко страдают дети из небогатых семей, растущие в окружении более обеспеченных сверстников.

Как победить комплексы неполноценности?

Психологические комплексы могут нанести серьезный вред здоровью, и не только психическому. Достаточно упомянуть чрезвычайно участившиеся случаи анорексии. Они обычно возникают на фоне комплекса неполноценности у женщин, считающих свою фигуру недостаточно изящной.

Желание любым путем приблизиться к идеалу в такой ситуации может привести к самым печальным последствиям. С другой стороны, известны случаи, когда комплексы неполноценности помогали людям реализоваться.

Психологи считают, что многие известные в истории личности стали успешными именно в процессе преодоления своих реальных или мнимых недостатков.

Полностью избавиться от психологических комплексов невозможно, но у каждого человека есть шанс минимизировать те из них, которые реально мешают ему жить.

Самое главное – понять, что причина всех бед коренится не во внешних обстоятельствах, а в искаженном отношении к действительности.

Не менее важно осознать, что ловушка комплекса позволяет человеку жить в не совсем реальном, но привычном и даже в какой-то мере комфортном мирке, который придется покинуть.

Далеко не каждому человеку удается справиться с комплексами самостоятельно. Во многих случаях эта сложная работа требует помощи и контроля психотерапевта. Однако отчаиваться не стоит — даже такой цели можно добиться, если есть желание сделать свою жизнь лучше.

Источник: http://lady7.net/samye-rasprostranennye-kompleksy-nepolnocennosti.html

Как проявляется комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности имеет большое распространение. От него страдают многие люди. Буквально у каждого можно найти зачатки этого комплекса. Если человек постоянно сравнивает себя с другими, ставя себя на ступеньку ниже, то налицо проблемы с самооценкой. А это уже является признаком закомплексованности.

Для таких людей характерны фразы, которые они прокручивают в уме: «Он такой успешный и умный», «Она такая обаятельная и красивая». Итогом таких мыслей становится вывод: «Я не похож на него, значит я недостаточно хорош». Если вас преследуют темы такого рода, значит у вас есть комплекс неполноценности. Сопутствующими симптомами являются чувство вины перед другими и недовольство собой.

У многих людей есть какие-либо физические недостатки и ограничения. В обществе существуют и социальные различия. Но комплекс неполноценности — это первое, от чего следует избавиться, так как напрочь отравляет человеку жизнь. Как понять, что у вас есть этот комплекс? Многие люди даже не подозревают о его наличии.

Перечислим основные симптомы комплекса неполноценности:

  • Грубость
    Пытаясь скрыть свой комплекс, люди начинают грубить. Они могут быть очень откровенными, чем шокируют окружающих. Психологи связывают это с желанием человека стать не один уровень с другими, что часто проявляется в форме грубости.
  • Стремление к социальной самоизоляции
    Человек, имеющий от комплекс неполноценности, стремится избегать общества. Они предпочитают отсиживаться дома. Такие люди усиленно стараются скрыть свои возможные недостатки. Человек боится стать посмешищем в глазах окружающих. Он считает, что недостоин находится рядом с теми, кто по его мнению обладает какими-либо достоинствами.
  • Стремление избежать ответственности за свои поступки
    Если вы привыкли перекладывать ответственности за текущие дела с себя на Высшие силы, Вселенную, судьбу, Бога и т. п., то это один из признаков комплекса неполноценности. Неудачи, вредные привычки, бедность, отсутствие образования или хорошей работы — все это результаты ваших действий в прошлом. Перекладывая ответственность с себя на прочие факторы, вы проявляете свою закомплексованность.
  • Занижение заслуг других людей
    Закомплексованные люди стремятся снизить значимость поступков окружающих людей. Если ваш коллега добился большего успеха, а вы приписываете это не его личным заслугам, в внешним факторам (помощь со стороны), то это проявление комплекса.
  • Попытки избежать конкуренции
    Человек с комплексом неполноценности избегает сравнений и конкурсов, в ходе которых его способности сравниваются со способностями других. В глубине души он считает себя не настолько хорошим, чтобы принимать участие в конкурсах. Он боится участвовать в соревнованиях и не предпринимает никаких шагов, чтобы достичь успеха. Многие люди считают, что они никогда не смогут стать успешными.
  • Постоянный поиск недостатков
    Если вы страдаете от комплекса, то чувствуете себя несчастным. Вы постоянно портите другим ощущение счастья. Это проявляется в разных комментариях и указаниях. Таким образом, вы пытаетесь снизить людям самооценку, указывая на их недостатки. Психологи считают, что человек с комплексом неполноценности тянет других в «яму».
  • Повышенная чувствительность к комплиментам
    Человек, крайне чувствительный к критике и комплиментам, явно имеет комплекс. Если ему делают комплимент, то он сразу ставит его под сомнение. Если его критикуют, он тут же обороняется. Мимолетные комплименты он воспринимает очень близко к сердцу. При этом он жаждет похвалы и комплиментов.
  • Избегание похвалы
    Для некоторых людей характерно избегание хороших оценок и похвалы. Даже если они этого заслуживают, они не желают слышать комплименты в свой адрес, так как считают, что их не заслужили.
  • Боязнь ошибок
    Довольно часто закомплексованные личности боятся сделать шаг вперед или совершить что-то новое из –за страха перед возможной ошибкой.

Перечисленные симптомы могут встречаться в совокупности или по отдельности. Такие признаки не всегда бывают выражены ярко. Определив у себя наличие комплекса неполноценности, вы сможете предпринять шаги по его устранению.

VN:F [1.9.20_1166]

Рейтинг: +6 (из 8 оценок)

Источник: http://stimulas.ru/motivators/kak-proyavlyaetsya-kompleks-nepolnotsennosti.html

Ссылка на основную публикацию