Шаблон, субъективность, индивидуальность — психология

Субъективность как основа самодвижения личности

© Н.Н. Хомутова, 2009

УДК 101.1:316 ББК 87.6

СУБЪЕКТИВНОСТЬ КАК ОСНОВА САМОДВИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Н.Н. Хомутова

Личность является необходимым и определяющим звеном существования культуры. На современном этапе развития российского общества активная личность выступает как главное звено общества, нацеленное на идентичность и свободу. Интересна личность, способная и стремящаяся к самореализации, защищающая собственные права.

Ключевые слова: личность, субъективность, индивидуализация, ценность, общество, автономия, самодвижение, цель, активность, творчество.

Как показывает практика исследования, личность отличает способность критически осмысливать конкретные исторические условия своего существования и вместе с тем противостоять этим условиям. Эти личностные особенности определяются ее качеством субъективности, способностью дистанцироваться от происходящего, располагать автономным мышлением.

Характерно, что сама личность как социальный феномен определяется исторически в эпоху Возрождения, когда возникло «дистанцирование» индивидов от общества. Гуманизмом было впервые отмечено, что человек в обществе должен сам «сделать себя», найти в нем собственное место и свое положение.

Несмотря на то что личность часто имеет особые «черты» своей эпохи, она всегда — определенный субъект, который имеет свой собственный мир и сам реализуется в нем.

Так, Н. Элиас обособление индивида и появление понятия «субъект» связывает с эпохой Ренессанса. Человек, ощущая себя субъектом, воспринимает мир как «объект», отделенный пропастью, а самого себя — как наблюдателя вне рамок остальной природы. Природа представлена им «ландшафтом», себя полагает как индивида, независимого от всех остальных людей [8, с. 89].

Обособление личности от внешнего окружения, ее попытка самоопределиться указывают на противоречивость взаимоотношений между индивидом и обществом, на потребность личности отстранять себя, чтобы стать источником критики, оценить и подвергнуть анализу какой-то факт социальной жизни. Как пишет А.Я.

Гуревич, человек не только индивидуализируется в обособлении, но и становится источником социального прогресса. Подобная закономерность отмечена автором в материальной цивилизации, новых системах социальных связей, возникновении новых этических и религиозных моделей.

Все это не что иное, как «многообразные проявления специфического типа личности, которая преодолевала в себе “родовое существо” и освобождалась от сословных ограничений, то есть индивидуализировалась» [3, с. 13].

Итак, личность индивидуализирована в действиях, направленных на изменение социального. Это подразумевает обособление, дистанцию от общества, владение собственной позицией. Личностная позиция создана в противовес не обществу, а того, что ее не устраивает в обществе.

Позиция обусловлена, помимо экономических, политических, социальных и других интересов, личностной системой ценностей и приоритетами. Позиция личности в обществе подразумевает практику личностного «проектирования» своего поведения и отношений с миром других людей.

Личность «выбирает себя», ориентируясь сна-

чала на «дальнее» (цель или ценность), а через него — на ближнее (средства реализации). Если индивидуальность личности характеризуется постоянством, то качество субъективности по природе динамично и позволяет личности осмысливать незавершенные, несовершенные формы общественной жизни, и в этой связи субъективность — основа самодвижения личности к иному, должному порядку.

Анализ личности включает раскрытие такого ее качества, как субъективность. Это способность личности выделяться из своего собственного окружения, формировать различные виды отношения к нему и к себе, полагать цели и т. д.

Субъективность по своей природе всегда не завершена по форме и содержанию, она выступает как отрицание внешнего, предметного существования человека и одновременно — как условие его глубинной включенности в свое социально-историческое время, в смыслы (современной человеку) культуры, в контекст общественной жизни.

Авторы, рассматривающие «субъективность», отмечают ее «выпадение» не только из мира природы, но даже из уже существующих общественных отношений, социальных ролей, функций и т. д. По словам Г.С.

Батищева, человек как субъект культуры прогрессирует, обретая принципиально новые, ранее не данные возможности.

Он имеет исторически обусловленную границу возможного и невозможного, но «только потому он и достигает этой фиксированной границы, что постоянно преодолевает, или трансцендирует, свою границу, постоянно отодвигает ее» [2, с. 96-97].

В личности как источнике потенциальных преобразований общества субъективность позволяет ей определять и чувствовать незавершенность социального и предметного.

Она же становится источником неисчерпаемых возможностей нового, которые обнаруживаются в деятельности человека и выступают своеобразной «объективацией» субъективного мира личности.

Творческое свойство субъективности определяет свободу личности, ее способность возвышаться над окружающими обстоятельствами и выходить за любые наперед заданные границы, то есть транс-цендировать. Осмыслить субъективность можно только изнутри, приобщившись к ее собственному способу бытия. «Проникнуть в

«ядро» субъективности — значит понять присущий ей способ полагания и обусловленную им смысловую характеристику всего внешнего, что оказывается в поле действования» [4, с. 41].

Ж.П. Сартр рассматривает субъективность как постоянное преодоление неполноты существования сознания (или бытия-для-себя), то есть как выявление и «заполнение» некоторого ничто, которое отделяет существование индивида от целостности [6, с. 118-119]. Личность чувствует незавершенность, поскольку всегда имеет желания и стремления к иному — к достижению каких-либо целей.

И это стремление отличает личность, которая может быть завершена как индивидуальность, но остается постоянно открытой и «не полной» в своем присвоении и преобразовании современного ей общественного содержания.

Именно поэтому личность — всегда переход к иному, который выполняется через свободу, ценностные ориентиры, через открытие новых возможностей, как в самой личности, так и в окружающей человека среде.

А.С. Ахиезер пишет: «Личность -субъект творчества во всех его формах, рефлексии принятия решений, деятельности, воспроизводящей культуру, всю систему общественных отношений, саму человеческую деятельность, самое себя…

Личность находится в проблемном отношении к осваиваемому материалу, что открывает возможность для его творческой интерпретации, изменения, развития.

Все связи в обществе могут существовать, противостоять энтропийным процессам, если личность несет в себе ценности, конструктивную напряженность, направленные на воспроизводство, воссоздание, поддержание себя и мира. Личность, воспроизводя себя, воспроизводит культуру и социальные отношения, постоянно снимает противоречия между ними» [1, с. 166].

В трактовке личности философа М. Ше-лера дух выступает ее субстанциальной основой, которая способна проявлять активность, действовать через него. Уточняя понятие «дух», М. Шелер подчеркивает, что «дух есть единственное бытие, которое не может само стать предметом, и он есть чистая и беспредметная актуальность, его бытие состоит лишь в свободном осуществлении его актов». Та-

ким образом, «центр духа, личность, не является… ни предметным, ни вещественным ее бытием, но есть лишь постоянно самоосуществляющееся в себе самом упорядоченное строение актов… Чтобы быть личностью, мы можем лишь самососредотачиваться, но не можем объективировать это бытие.

И другие личности как личности не могут быть предметами. Достигнуть участия в них мы можем, лишь осуществляя вслед за ними и вместе с ними их свободные акты, “идентифицируя” себя… с волнением, любовью и так далее какой-нибудь личности и, тем самым, с ней самой» [7, с. 60-61].

Следовательно, М. Шелер выводит существование личности не из социума или других сфер общественной жизни, но из бытия человека, которое укоренено в духе — специфическом надличностном свойстве, выделяющем человека из природы и обеспечивающем ему собственно «человеческое» пространство са-моосуществления.

Философ превращает саму социальность и культуру — как проявление человеческой субъективности — в коренное свойство бытия человека.

Здесь-то и происходит то внутреннее различение между целым и частями, между условиями существования отдельного человека и самим отдельным (вещами, предметами), которое образует всю специфику «мира человека».

Поэтому М. Шелер закономерно подчеркивает, что «способность к разделению существования и сущности составляет основной признак человеческого духа, который только и фундирует все остальные признаки. Для человека существенно не то, что он обладает знанием… но то, что он обладает сущностью a priori или способен овладеть ею» [7, с. 60-63].

Итак, субъективность личности — основа ее самодвижения в осмыслении существующей реальности. Можно предполагать, что это самодвижение субъективности осуществляется в направлении того должного (всеобщего), которое выражено в цели.

Субъективность как «ядро» творческой самореализации личности выступает гарантией ее свободы, поскольку личность всегда способна действовать непосредственно, несмотря на свою включенность в различные социальные отношения и ситуации.

Именно поэтому субъективность как внутренний «план» (или свойство)

бытия личности позволяет сформировать собственную позицию личности.

https://www.youtube.com/watch?v=_qjgeeBCuM4

Специфическая черта субъективности -ее незавершенность — характеризует универсальность и многомерность человеческой личности, которая способна осваивать мир в любых измерениях и проекциях, в любых модусах его бытия.

Субъективность личности, однако, не ограничена сознанием и позициями конкретных индивидов. Она выступает как особая проекция социального целого на духовный мир и творческую способность (активность и свободу) личности.

Без своей духовной основы субъективность лишилась бы своей природы — постоянного «отделения», обособления от всего завершенного и определенного по форме. Она лишилась бы собственной свободы, трансцен-дирования, собственного субъективного пространства. Поэтому и перед человеком всегда открыт горизонт самосовершенствования, открыты новые возможности существования и самореализации.

Таким образом, «дух» выявляет некий «скрытый план» организованных действий или процессов, который содержит нормы развертывания и повторения этих действий, то есть он выступает скрытым системообразующим основанием. Субъективность как качество личности обеспечивает ее внутреннюю связь с миром ценностей.

Религиозные верования и мистические интуиции, восприятие эстетических форм, следование нравственным заповедям — все это уровень трансцендентного бытия самой личности, которая именно поэтому способна возвышаться над самыми неблагоприятными и кризисными ситуациями, сохраняя ценностные ориентации и творческую направленность своего внутреннего мира. Именно в этом смысле Н.А.

Бердяев подчеркивал, что основанием личности выступает свобода, которая осуществляется вопреки необходимости. Философ исходил из того, что свобода не обусловлена ни природной, ни социальной необходимостью. Более того, «она противостоит им, поскольку является первичной по отношению ко всякому бытию.

Источник свободы находится не в душе и тем более не в теле человека, подчиненных природным закономерностям, а в духе. Человек самоопределяется изнутри — в меру победы в

нем духа над душевно-природными стихиями» [5, с. 443].

Именно природа субъективности в функции развертывания нового, творческой активности, направленной на проблемы общественной жизни, на ее собственный смысл, отличает личность от индивидуальности. Последняя всегда «встроена» в данные общественные отношения как их типологическое проявление. Личность же возвышается над этими отношениями, хотя и существует через их содержание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахиезер, А. С. Россия: критика исторического опыта. В 3 т. Т. 3 / А. С. Ахиезер. — М. : Филос. о-во СССР, 1991. — 471 с.

2. Батищев, Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип / Г. С. Батищев // Проблема человека в современной философии. -М. : Наука, 1969. — С. 73-144.

3. Гуревич, А. Я. Индивид и социум на средневековом Западе / А. Я. Гуревич. — М. : Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2005. — 424 с.

4. Иванов, В. П. Человеческая деятельность -познание — искусство / В. П. Иванов. — Киев : Наумова думка, 1977. — 252 с.

5. История русской философии. — М. : Республика, 2001. — 639 с.

6. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. — М. : Республика, 2000. — 639 с.

7. Шелер, М. Положение человека в космосе / М. Шелер // Избранные произведения. — М. : Г но-зис, 1994. — 490 с.

Читайте также:  Репрезентативная система, каналы восприятия и модальность - психология

8. Элиас, Н. Общество индивидов / Н. Элиас. -М. : Праксис, 2001. — 336 с.

SUBJECTIVITY AS THE BASIS OF A PERSONALITY SELF-MOVEMENT

N.N. Khomutova

The author states that the person is a necessary and main element of the culture existence. At the Russian society current development level an active person is the basic unit of the society aimed at identity and freedom. The person defending his own rights, striving for self-realization presents a scientific interest.

Key words: personality, subjectivity, individualization, value, society, autonomy, self-movement, goal, activity, creative work.

Источник: https://psibook.com/philosophy/subektivnost-kak-osnova-samodvizheniya-lichnosti.html

Психологические материалы — Направленность личности. Субъективные отношения личности. Б. Ф. Ломов

Б. Ф. Ломов

см также «краткая биография. Б. Ф. Ломов«

Фрагменты шестой главы «Проблема личности в психологии» из книги автора «Методологические и теоретические проблемы психологии».М., 1984. С 310-331.

Несмотря на различие трактовок личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность.

В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (Леонтьев), «доминирующее отношение» (Мясищев), «основная жизненная направленность» (Ананьев), «динамическая организация сущностных сил чело¬века» (Прангишвили).

Она так или иначе выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентаций, убеждений, способностей, одаренности, характера, волевых, эмоциональных, интеллектуальных особенностей и т. д.

Действительно, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности: вся система ее характеристик.

В глобальном плане направленность можно оценить как отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие.

То, как именно конкретная личность участвует в тех или иных социальных процессах (содействует их развитию, противодействует, тормозит или уклоняется от участия в них), зависит от ее направленности, которая формируется в процессе развития личности в системе общественных отношений. Мотивы и цели деятельностей принадлежат личности, которая их выполняет.

Соотношение деятельности и мотива как личностного образования не простое и не однозначное. Тот или иной мотив, возникший у личности и побуждающий ее к определенной деятельности, может этой деятельностью и не исчерпаться; тогда, завершив данную деятельность, личность начинает другую (или же реализует этот мотив в общении).

В процессе деятельности мотив может измениться, и точно так же при сохранности мотива может измениться выполняемая деятельность (ее программа, структура, состав действий и т. д.). Мотивационная сфера личности в целом неразрывно связана с потребностями, которые объективно закономерным образом детерминируют поведение человека.

Мотив является субъективным отражением потребностей, опосредованным положением личности в обществе. Потребностно-мотивационная сфера характеризует направленность личности все же частично; является как бы исходным ее звеном, фундаментом. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. Следует различать цель деятельности и жизненную цель. Человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в роли общего интегратора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. Реализация каждой из них есть вместе с тем частичная реализация (и в то же время развитие) общей жизненной цели личности. < ...>

Субъективные отношения личности.

До сих пор речь шла о направленности как системообразующем свойстве личности в связи с анализом ее целей, мотивационной сферы и потребностей. Но это свойство имеет также и другие формы проявления.

Анализируя психологический склад личности, вряд ли можно обойтись без рассмотрения ее ценноценностных ориентаций, привязанностей, симпатий, антипатий, интересов и ряда других характеристик, которые хотя и связаны с потребностями, мотивами и целями, но не сводятся к ним.

На наш взгляд, наиболее общим понятием, обозначающим перечисленные выше характеристики личности (и ряд других, не перечисленных здесь), является понятие «субъективные от¬ношения личности». Речь идет о том, как личность относится к тем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет.

В данном случае термин «отношение» подразумевает не только и не столько объективную связь личности с ее окружением, но прежде всего ее субъективную позицию в этом окружении. «От-ношение» здесь включает момент оценки, выражает пристрастность личности.

Понятие «субъективные отношения личности» близко по содержанию к понятиям «установка», «личностный смысл» и «аттитюд».

Но, с нашей точки зрения, оно является по отношению к ним родовым. Понятие «установка», раскрываемое как центральная модификация личности (Узнадзе), подчеркивает интегральный характер субъективно-личностных отношений; «личностный смысл» — их связь с общественно-выработанными значениями; «аттитюд» — их субъективность.

<\p>

Субъективные отношения конкретной личности, конечно, не исчерпываются только теми, основанием которых являются от ношения экономические. В процессе жизни у личности формируются также определенные субъективные отношения к научным открытиям, явлениям культуры и искусства, политическим событиям, идеологической жизни общества и т. д.

Как уже не раз отмечалось, личность в своем развитии включается во многие как большие, так и малые общности людей. Участие в жизни каждой из них формирует у нее и определенные субъективные отношения как к той, в которую она включена, так и к другим общностям.

При этом иногда возникают те или иные «перекосы» в развитии личности, которые выражаются в том, что некоторые из ее частных отношений начинают до¬минировать над общими, интересы какой-либо группы она ставит выше интересов общества. К таким перекосам относятся национализм, шовинизм, групповщина, корпоративность, протекционизм и др.

В процессе жизни в обществе у каждого индивида формируется сложнейшая — многомерная, многоуровневая и динамическая — система субъективно-личностных отношений.

Ее можно было бы описать как многомерное «субъективное пространство», каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению (к труду, собственности, другим людям, политическим событиям и т. д.). Эти измерения и представляют собой то, что Э. Эриксон называл «радиусами значимых отношений».

«Субъективное пространство» далеко не всегда совпадает с «пространством» общественных отношений, в которые личность включена объективно. Нередко можно встретить факты «смещения» субъективных отношений личности относительно тех общественных отношений, в которые она включена объективно.

Вопрос о взаимоотношениях объективного и субъективного «пространств» личности, так же как и вопрос о перекосах в ее развитии, требует специального психологического исследования Их конструктивное решение имеет исключительно большое значение для воспитательной работы.

Изменение объективного положения личности в обществе необходимо требует перестройки и ее субъективных отношений. Если этого не происходит, то могут возникнуть трудности в овладении новой социальной функцией, конфликты с окружающими людьми или «внутренний разлад».

В самом широком смысле слова субъективность отношений означает их принадлежность личности как общественному субъекту. Они формируются и развиваются в процессе накопления и интеграции всего жизненного опыта личности. Ими характеризуется жизненная позиция личности в обществе.

Их детерминация общественными отношениями иногда создает у личности впечатление, что ее субъективные отношения сильнее ее самой (переживание их навязанности). Пожалуй, нигде, как в этих отношениях, не проявляется так отчетливо кумулятивный характер детерминации.

Было бы неверно субъективность, пристрастность связывать обязательно с искажениями или иллюзорностью этих отношений. Субъективность и субъективизм — это не одно и то же.

Если отношения личности адекватны прогрессивным тенденциям развития общества, то их субъективность не только не является препятствием во взаимоотношениях с другими людьми, но, напротив, способствует развитию этих взаимоотношений. Однако при определенных условиях пристрастность может выступить и в форме субъективизма (предрассудков, предвзятости, ригидности в поведении и мнениях и т. п.), препятствующего нормальным взаимоотношениям личности с другими людьми, а значит, и ее собственному развитию. Являясь интегральными свойствами личности, субъективные отношения накладывают определенный отпечаток на все психические процессы (более широко: на все психические явления). Особенно отчетливо это выражается в их эмоциональном тоне, а также в тех звеньях процессов, которые связаны с выбором и принятием решений.В ходе развития субъективных отношений формируются специфические «образования»: система предпочтений, мнений, вкусов, интересов. Складывается также определенная система образов, в которых с позиций данной личности, т. е. субъективно и пристрастно, репрезентируются различные стороны и компоненты действительности, в которой она живет (образ других личностей, общностей, общества в целом и т. д.).Субъективные отношения выступают в роли своего рода «костяка» субъективного мира личности.В процессе их развития формируются также определенные привычки, стереотипы поведения, способы взаимодействия с другими людьми (например, то, что принято называть чувством такта) — короче, стиль поведения личности в целом. —————————см также:

Общественные отношения как общее основание свойств личности.

Источник: http://test-metod.ru/index.php/stati/131-napravlennost-lichnosti-subektivnye-otnosheniya-lichnosti-b-f-lomov

Индивидуальность

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (от лат. individuum — неделимое, особь) — неповторимость, уникальность свойств человека. Понятие индивидуальности используется в психологии при описании 2 явлений.

1. При анализе индивидуально-психологических различий И. понимается как своеобразие психологических свойств человека, проявляющееся в разных сферах (интеллекте, темпераменте, личности).

В этом контексте Индивидуальность противопоставляется «среднему» человеку, или, иначе говоря, проявления свойств отдельного человека противопоставляются их типичным проявлениям (среднегрупповым тенденциям). Очевидно, что только путем сравнения с данными о типичном (общем) м. б.

проявлены индивидуальные различия, однако было бы ошибкой ограничиваться только типичными данными, подменяя ими знание конкретного человека.

2. При анализе иерархической организации психологических свойств человека Индивидуальность выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид — личность — И. В этом случае И.

является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. По образному выражению Б. Г. Ананьева, личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а И. — «глубиной» личности. Целостность И.

в этом случае определяется единством свойств, относящихся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства.

https://www.youtube.com/watch?v=wAZQZT8-HCQ

Специфическим способом исследования И. является идиографический подход, предложенный В. Штерном и подробно разработанный амер. психологом Гордоном Оллпортом (Allport, 1897-1967). Методы идиографического изучения И. ориентированы на исследование отдельных людей (а не усредненных по группе показателей) и имеют своей целью изображение И. как уникального целого.

В отечественной психологии проблемы И. разрабатывались в исследованиях Ананьева и В. С. Мерлина, которые дополнили принцип структурности, присущий иерархическому строению индивидуальности, генетическим принципом (принципом развития). См. Свойства индивидуальности. (М. С. Егорова.)

Читайте также:  Девиантность, девиантное поведение - психология

Добавление ред.: Добавим несколько конкретных примеров идиографического типа исследований отечественных психологов, ставших, как нам кажется, уже классикой: Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). — М., 1968; Лурия А. Р.

Потерянный и возвращенный мир (История одного ранения). — М., 1971; Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. — М., 1956; Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка. — М.-Л., 1948; Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка: Дневник матери. — М., 1957; Мухина В. С. Близнецы.

— М., 1969. См. также Лонгитюдное исследование.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — 1. Человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств процессов перцептивных (восприятие) и интеллекта, потребностей и способностей индивида.

С позиций материализма, предпосылка формирования человеческой индивидуальности — анатомо-физиологические задатки, кои преобразуются в ходе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. 2.

Понятие психологии экспериментальной, означающее уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (Individuality; Individualist) — качества или характеристики, отличающие одну личность от дру­гой, — любое психологическое своеобразие и особенность индиви­да (см. также индивид).

«Индивидуально все, что не коллективно, т. е. все, что прису­ще лишь одному лицу, а не целой группе индивидов. Вряд ли мож­но говорить об индивидуальности отдельных психологических элементов, но лишь об индивидуальности их своеобразных и един­ственных в своем роде группировок и комбинаций» (ПТ, пар. 721).

В недифференцированной психике индивидуальность субъек­тивно отождествлена с персоной, но в действительности захвачена (удерживаема) внутренним непознанным аспектом самой себя.

В таких случаях индивидуальность данного лица обычно пережи­вается в другом человеке, через проекцию.

Если же (когда) эта ситуация становится невыносимой для психического, то в качестве компенсаторной попытки возникают соответствующие образы.

«Если кто-нибудь тождествен со своей персоной, то его инди­видуальные свойства ассоциированы с душой. Из этой ассоциации возникает символ душевной беременности, часто встречающийся в сновидениях и опирающийся на изначальный образ рождения героя. Дитя, которое должно родиться, обозначает в этом случае индивидуальность, еще не присутствующую в сознании» (ПТ, пар. 705).

Индивидуальность

Предыдущие материалы:

Следующая страница >>

  • Ваш комментарий ВКонтакте

Источник: https://psychologiya.com.ua/i/4136-individualnost.html

Психология человека. Введение в психологию субъективности


Соавторы: Евгений Исаев

сообщить о нарушении

Текущая страница: 29 (всего у книги 29 страниц) [доступный отрывок для чтения: 17 страниц] Психологическое самообразование

1. Академик Б.В. Раушенбах пишет: «Хотя термин “духовность” употребляется сегодня даже чаще, чем надо, общепринятого его определения не существует. Возможно, впрочем, что строгая терминология здесь излишня, поскольку это не понятие рациональной логики».

Согласны ли вы с утверждением и предположением академика? Как вы для себя определяете термин «духовность»?

2. Жизнедеятельность человека как индивида связана с удовлетворением его органических потребностей.

Например, пищевая потребность предполагает обеспечение организма жизненно важными веществами, необходимыми для нормального функционирования обменных процессов.

Однако та же потребность для человека как субъекта социальных отношений существенно изменяется, что выражается в культурных нормах и специальных средствах ее удовлетворения, в наличии пищевых запретов у различных обществ, религий, культур.

Подумайте, может ли и в каких условиях отношение человека к пище быть его личностной чертой?

3. Один из авторов широко известной работы «С чего начинается личность?» философ Э.В. Ильенков, отвечая на вопрос «Что же такое личность?», приводит следующие рассуждения: «Знание особенностей мозга человека не раскроет нам тайны его личности.

Наличие медицински нормального мозга – это одна из материальных предпосылок личности, но никак не сама личность… Личности без мозга быть не может, а мозг без намека на личность… бывает.

Личность – чисто социальное, а вовсе не естественно-природное образование; чтобы понять, как она образуется, нужно исследовать события, совершающиеся не внутри органики индивида, а в «пространстве» общественных отношений, в социально детерминированных его деяниях».

Со всеми ли высказываниями философа вы согласны? Как вы понимаете выражение «мифическая личность», «раздвоение личности»?

4. Ниже приведено несколько высказываний писателей и ученых о личности и индивидуальности. Можно ли считать, что эти суждения непротиворечивы, что они взаимодополняют друг друга?

«Проблема личности может быть разрешена, если в каждом человеке видеть личность» (А.С. Макаренко).

«Личность – это человек как носитель сознания» (К.К. Платонов).

«Личность тем значительней, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее» (С.Л. Рубинштейн).

«Чем выше организовано общественное существо, тем более выражена в нем индивидуальность» (И.И. Мечников).

«В гении то прекрасно, что он похож на всех, а на него никто» (А. Моруа).

5. Почему понятие индивидуальности человека необходимо прежде всего в педагогической деятельности? Аргументируйте свой ответ конкретными примерами из собственного опыта школьной жизни.

6. «Как сила человека, – пишет Н. Кузанский, – человеческим образом способна прийти ко всему, так все в мире приходит к нему, и стремление этой чудесной силы охватить весь мир есть не что иное, как свертывание в ней человеческим образом вселенского целого».

О каком потенциальном проявлении человека пишет Н. Кузанский? Как вы понимаете выражение «сила человека» в приведенном высказывании?

7. Можете ли вы привести из опыта своей жизни примеры переживания своей сопричастности природе, миру?

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек и мир» // Вопросы философии. 1993. № 5.

Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2002.

Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.

Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал. 1988. Т. 9, № 4.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004.

Личность: определение и описание // Вопросы психологии. 1992. № 3–4.

Новиков Д.В. Христианское учение о человеке // Человек. 2000. № 5–6; 2001. № 1.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир. СПб., 1999.

Слободчиков В. И. Реальность субъективного духа // Человек. 1994. № 5. Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. М., 2005.

Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.

Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // О человеческом в человеке. М., 1990.

Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994. XIII. Дух и жизнь.

Юнг К.Г. Феномен духа в истории и науке. М., 1992.

Словарь основных понятий

АНТРОПОЛОГИЯ – научная дисциплина, изучающая происхождение человека и его рас, изменчивость строения тела человека в филогенезе и в зависимости от географических условий проживания; содержит три раздела: антропогенез (учение о происхождении человека), морфологию человека, этническую антропологию (расоведение).

АНТРОПОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – комплекс наук, изучающих становление человека в образовании. Педагогическая антропология включает в себя совокупность знаний, обеспечивающих педагогическую деятельность (медико-биологических, психологических, философско-социологических, педагогических и др.).

АНТРОПОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – психологическое видение человеческой реальности во всей ее полноте; учение о природе, условиях развития и становления субъективности, внутреннего мира человека в образовании и культуре.

АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ – учение о сущности человека, и смысле его жизни, о закономерностях бытия; ориентирована на синтез конкретно-научных знаний о человеке и на построение его целостного образа в человекознании.

АНТРОПОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ – учение о человеке, исходящее из библейского и святоотеческого наследия; в противоположность антропоцентризму, христианская антропология основывается на христоцентризме, т. е. на учении о нераздельности и одновременно неслиянности двух природ во Христе – Божественной и человеческой.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – фундаментальный способ бытия человека в мире, состоящий в осознанном и целенаправленном преобразовании и мира, и себя в этом мире.

ДУХ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ – принцип предельной интеграции человеческой реальности; представляет собой следование высшим образцам человеческой культуры, переживание нравственных максим как внутреннего «категорического императива», принятие ценностей родового бытия человека как своих собственных.

ДУХОВНОСТЬ – родовое определение человеческого способа жизни, связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования; с христианской точки зрения духовность – это сопряженность человека в своих высших стремлениях либо с Богом, либо с демоническими силами; не бывает духовности «вообще».

ДУХОВНОЕ БЫТИЕ – высший способ личного существования, связанный с освобождением от давления обыденной жизни, от соблазна влечений, пристрастий и прельщений собственной самости; духовное бытие – это любовь к качеству жизни и воля к совершенству во всех ее областях.

ДУША (в психологии) – понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.

ДУШЕВНОСТЬ – характеристика человека, проявляющаяся в сердечности, открытости, в способности сопереживать другому, понимать его и принимать как самоценность.

ИНДИВИД – человек как представитель рода, рассматриваемый со стороны его природных свойств; телесное существование человека.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – человек как уникальная, самобытная личность; реализуется в свободной, творческой деятельности, проявляется в самоопределении, самостоянии, самосовершенствовании.

ЛИЧНОСТЬ – целостность субъективной реальности и способ бытия человека в системе взаимоотношений с другими; личность – субъект, свободно определившийся в пространстве культуры и времени истории.

ОБЩЕНИЕ – один из способов социальной жизни людей; сложный, многогранный процесс взаимодействия, включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека.

ОБЪЕКТ – внешне противостоящие субъекту предмет или явление, на которые направлена его познавательная или предметно-практическая деятельность.

ОБЪЕКТИВНОСТЬ – действительное, независимое от воли и сознания человека существование мира, предметов, их свойств и отношений; соответствие человеческих знаний объективной действительности, беспристрастность, непредвзятость.

ОБЪЕКТНОСТЬ – естественно-научная установка в познании; взгляд на мир человека как на мир предметов и вещей.

ПАРАДИГМА ГУМАНИТАРНАЯ – исследовательский подход, связанный с признанием самоценности единичного события; в изучении развивающихся объектов (человек, общество) реализуется принцип единства истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного; гуманитарное знание всегда персоналистично.

ПАРАДИГМА НАУЧНАЯ – совокупность образцов и ценностных установок, норм и правил, определяющих основные направления научных исследований в конкретном историческом периоде.

ПАРАДИГМА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ – принцип организации научного исследования и способ интерпретации его результатов по критериям их проверяемости, воспроизводимости и неизменности; естественно-научное знание объектно, беспристрастно и непредвзято.

ПСИХИКА – системное свойство высокоорганизованной материи (на уровне животных и человека), заключающееся в активном отражении особью или индивидом объективного мира, в построении образа этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

ПСИХОЛОГИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ (Психология человека) отрасль психологии, изучающая субъективную реальность человека, принципы и законы ее существования, организации и развития.

ПСИХОЛОГИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ – направление психологии, исходящее из признания ценности каждой человеческой личности; полагает человека способным к непрерывному развитию и реализации творческих возможностей, самоосуществлению.

ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНАЯ – раздел психологии, изучающий становление субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни.

Читайте также:  Сопротивление - психология

ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ – методологическая парадигма, ориентированная на нормы и познавательные средства естествознания; объясняет явления душевной жизни причинами естественно-природного характера.

ПСИХОЛОГИЯ ОПИСАТЕЛЬНАЯ – методологическая парадигма, ориентированная на ценности гуманитарного знания, на понимание душевной жизни человека во всей ее полноте, целостности и внутренней связности.

ПСИХОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ – методологическая парадигма, определяющая формы, методы и техники работы психолога с внутренним миром, с сознанием человека.

ПСИХОТЕХНИКА – совокупность средств, способов, приемов и методик работы психолога с психикой другого человека или со своей собственной; мастерство регуляции и управления психическими процессами.

РАЗУМ – высший уровень субъектного бытия человека; способность анализировать и обобщать явления внешнего и внутреннего мира; форма и способ существования предметно-практической, общественной и познавательной деятельности человека.

РЕФЛЕКСИЯ – родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности.

CO-БЫТИЕ – объект и источник развития субъективной реальности; исторически меняющаяся форма непосредственного родового бытия человека; живая общность людей в своем бытийном единстве и различенной самобытности каждого входящего в эту общность.

СО-БЫТИЙНАЯ ОБЩНОСТЬ – фундаментальная категория психологии и педагогики развития субъективности в онтогенезе, фиксирующая онтологические основания жизни и деятельности человеческих объединений.

СОЗНАНИЕ – интегративный способ бытия человека, проявляющийся в способности человека осознавать условия и формы своей жизнедеятельности, относиться к ним и делать их предметом практического преобразования; существует в форме бессознательного, актуального сознания, самосознания, рефлексивного сознания.

СУБЪЕКТ – человек как носитель (инициатор, творец, распорядитель) предметно-практической деятельности и познания; становление субъекта есть процесс овладения человеком собственной душевной жизнью, родовыми способностями.

СУБЪЕКТИВНОСТЬ – базовая категория антропологической психологии, определяющая общий принцип существования человеческой реальности, непосредственного само-бытия человека; как форма бытия и способ организации человеческой реальности, субъективность обнаруживает себя в способности человека встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности и находит свое высшее выражение в рефлексии.

СУБЪЕКТНОСТЬ – социальный, деятельностно-преобразующий способ бытия человека; как самость – субъектность есть очевидная и непосредственно данная форма самобытия человека.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ – категория, фиксирующая высшую ступень духовного развития человека; проявляется в полном осознании смысла своей жизни, в знании своей причастности миру, в ощущении духовного единства с Универсумом.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН – прижизненно формирующееся объединение психологических и нейро-физиологических структур на основе и с целью достижения жизненных целей человека.

Источник: http://itexts.net/avtor-viktor-ivanovich-slobodchikov/47304-psihologiya-cheloveka-vvedenie-v-psihologiyu-subektivnosti-viktor-slobodchikov/read/page-29.html

Субъектность человека: психолого-педагогические основы

Преобразования, происходящие во всех сферах жизнедеятельности нашего общества – политике, науке, культуре, экономике, актуализировали проблемы понимания сущности и назначения человека, его способностей распоряжаться своей и чужой жизнью, нести ответственность за принятые решения. Социальные изменения, происходящие в обществе, предъявляют новые требования к школе, которая переориентируется с исключительно образовательно-обучающих технологий на личностно-ориентированное обучение и воспитание, позволяющее ученику в процессе обучения раскрыть свой потенциал, развиться как личность. В связи с этим особую актуальность приобретают задачи по формированию субъектности учащихся, потому как становление данного качества личности аккумулирует в себе способности к целеполаганию и рефлексии, ответственности, активности, свободе выбора.

Мы считаем целесообразным проанализировать понятие «субъектность» и рассмотреть те области знаний, в которых используется данное понятие.

Субъектность и саморазвитие личности как субъекта в научной литературе выступают как предмет философского осмысления (Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, М. С. Каган и др.); психологического изучения (Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.), педагогического анализа (З. П. Горбенко, В. В. Сериков, В. А. Сластенин и др.).

Категория субъекта является одной из центральных в философии. Человек рассматривается как часть бытия, одновременно выступающий и объектом преобразований, и субъектом. Аристотель, Г. Гегель, Н. А.

Бердяев представляли человека свободным, активным субъектом познающий действительность, философы подчеркивали творческую роль субъекта и активное воздействие теоретических предпосылок на эмпирический материал, видели конечную задачу в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании и усовершенствовании природы.

В психологии основы субъектного подхода были заложены С. Л. Рубинштейном. Он в своем системном труде «Основы психологии» [3] связывает личностное развитие человека с его субъектностью, определяя ее как самостоятельную активность, самодвижение, осознанную саморегуляцию.

В настоящее время исследование субъектности личности становится приоритетным в психологической науке.

Понимание субъекта связывается отношением человека к себе как к деятелю, с наделением человеческого индивида качествами быть самостоятельным, активным, способным, умелым в осуществлении особых человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего предметно-практической деятельности.

С позиции современной науки субъектность «пронизывает» все жизненные проекции человека, проявляясь и в индивидном, и в личностном, и в индивидуальном, и в универсальном способе бытия.

По мнению В. И. Слободчикова субъективность — это та категория в психологии, которая выражает сущность внутреннего мира человека. [4, с.

74] Автор отмечает, что субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.

Сущностными свойствами этого процесса является способность человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий. [4, с. 131]

Анализ литературы позволяет сделать вывод, что в настоящее время не существует однозначного представления о сущности и наполнении понятия «субъектность». Подчас оно используются без четкого определения, при этом понимается или как атрибут «субъекта», или как его эквивалент.

Педагогам для реализации задачи по формированию субъектности личности учащихся, необходимо четко представлять психологическую основу категории «субъектность».

В связи с этим, нами был проведен контент-анализ данного понятия, который дает нам возможность установить рабочее определение понятия на основе изучения содержания текстов, заключающих в себе определения, данные феномену различными учеными.

Проанализировав работы десяти авторов, мы составили таблицу, включающую в себя существенные признаки субъектности человека (таб. 1).

Количественный этап методики контент-анализа, проведение которого должно дать достоверное определение, заключается прежде всего в нахождении наиболее значимых (т. е. чаще встречающихся) признаков.

Исходные определения ранжированы нами по степени научной обоснованности и доказательности, с одной стороны, и возможности их использования в педагогике – с другой.

Ранг 0 – в теории нет четкого определения субъектности, слабо подходит для педагогической науки; ранг 1 – в определении обосновывается какой-либо признак понятия, подходит для педагогической науки; ранг 2 – в определении обосновываются два или более признака, оно адаптировано для педагогической науки. В результате частоты встречающегося признака были определены баллы, которые позволили нам сформулировать определение, содержащее в себе все существенные признаки понятия.

Таблица 1

Исследования содержания понятия «субъективность человека»

Автор

Признак понятия

Свойство личности

Качество индивида

Проявляется в общении

Проявляется в деятельности

Быть творцом своей жизни

Изменения мира и себя

Основа индивидуальности

Активность

Саморегуляция

Ранг

С. Л. Рубинштейн

+

+

+

+

+

+

2

А. Н. Леонтьев

+

+

+

А. В. Брушлинский

+

+

+

+

+

+

+

2

К. А. Абульханова-Славская

+

+

+

+

2

В. И. Слободчиков

+

+

+

+

+

+

1

А. К. Осницкий

+

+

+

В.А. Петровский

+

+

+

+

2

Е.Н. Волкова

+

+

+

+

+

+

+

2

И. А. Зимняя

+

+

+

+

+

+

2

Б. Г. Ананьев

+

+

+

+

+

1

4

5

4

7

3

9

3

10

6

Проведенный контент-анализ позволил определить общую тенденцию исследований: вне личности субъектности не существует. Становление субъектности происходит через деятельность, причем психологами акцент делается на активно-преобразующей деятельность, при этом специфика субъектности заключается во взаимозависимости и взаимосвязи предметов преобразований.

Под субъектностью мы понимаем интегральное качество личности, проявляющееся в ценностно-смысловой самоорганизации действий и осознанной саморегуляции, приводящее к изменению себя и окружающей действительности посредством активно-преобразующей деятельности.

Говоря о субъектности личности, мы должны определить, когда происходит формирования и развитие субъектности, и каковы условия, необходимые для ее становления.

Ученые В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков рассматривают развития субъектности в онтогенезе, в ходе которого происходит наращивания субъектности и преодоления объектности. С. Л. Рубинштейн и А. В.

Брушлинский определяли субъектность – как системную целостность всех сложнейших и противоречивых качеств человека, которая формируется в ходе исторического и индивидуального развития.

Индивид не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов своей активности [1]. Высшей формой субъектности является личностное осмысление, придаваемое событиям и действиям.

В работах психологов содержатся описания системы условий, необходимых для проявления субъектности человека. Так в работах В. А. Петровского исследуются феномены надситуативной активности как проявления субъектности, а субъектность выражает качественное своеобразие человека как целеполагающего, свободного, ответственного и развивающегося существа. В исследованиях А. Г.

Асмолова, А. Н. Леонтьева субъектность представлена как одна из системных характеристик деятельности и рассматривается через структуру мотивации: потребности, мотивы, цели, установки, эмоции. С. Л. Рубинштейн в деятельности видел условие формирования и развития субъекта. Таким образом, практическая деятельность человека является условием формирования и развития субъектности.

Опираясь на психологические исследования, можно говорить о том, что учебная деятельность является открытой системой для становления субъектных качеств личности учащихся, которые формируются посредством совместной продуктивной деятельности педагога и обучающихся, самостоятельных и практических работ учеников.

Результативность процесса развития субъектности школьников зависит от способа организации образовательного процесса. Наиболее эффективными являются так называемые активные, деятельные методы, основанные на осмыслении учебного материала в сочетании с собственным опытом школьников.

Деятельностное освоение содержания учебного материала: дискуссии, выступления, участие в деловых, имитационных играх, участие в «круглых» столах, самостоятельные и исследовательские работы, выполнение проектных и творческих заданий, мы рассматриваем как основное условие, обеспечивающее развитие субъектности ученика.

Все эти методы позволяют учащимся принимать активное участие в процессе обучения, быть его со-организаторами, проявлять свою самостоятельность.

Еще одним важным условием, обеспечивающим развитие исследуемого качества личности, является построение субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса.

Установлено, что субъект-субъектные отношения в обучении способствуют актуализации учащегося, раскрытию его новых возможностей, способностей и функций. По нашему мнению, процесс развития субъектности школьника должен осуществляться в рамках таких отношений.

При этом степень развитости собственной субъектности учащегося, является важнейшим условием конструктивного субъект-субъектного взаимодействия.

Таким образом, субъектность как сложная характеристика человека выражается самостоятельностью, активностью, способностями к самоанализу и саморегуляции, умением преобразовывать себя и действительность. В результате правильно организованного процесса обучения у учащегося происходит развитие субъектности, которое определяет специфику его поведения в учебной деятельности и в жизни в целом.

Литература:

  1. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. – 2-е изд., испр. – М.: МПСИ, 2003. – 408 с.

  2. Зимняя И. А. Основы педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480 с.

  3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

  4. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/46/5654/

Ссылка на основную публикацию