Теория хорни — психология

Теория личности Хорни

Теория Хорни - психология

Теория личности Хорни внесла не малый вклад в развитие психологии личности, в рамках данной теории было впервые введено понятие образ Я, ставшее одним из краеугольных камней современной науки.

Так же как и Адлер и позднее Фромм, Хорни приходит к выводу о доминирующем влиянии общества, социального окружения на развитие личности. Она доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, но человек может изменяться и продолжать свое формирование в течение жизни.

Эта возможность изменения приводит и к тому, что не существует фатальной обреченности к неврозу, о которой говорил Фрейд. Хорни утверждала, что есть четкая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей.

Разработанная ею концепция нашла отражение во многих ее работах и, прежде всего, в книгах «Новые пути в психоанализ» (1939) и «Невроз и развитие человека» (1950).

Теория личности Хорни исходит из того, что доминирующими в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, но бессознательное чувство тревоги, беспокойства, которое Хорни называет чувством коренной тревоги.

Давая определение этому чувству, Хорни пишет, что оно связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире».

Таким образом, в ее теории сохраняется не только идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль об антагонизме между внешним миром и человеком.

Хорни считает, что причинами развития этой тревоги могут быть и отчуждение родителей от ребенка, и чрезмерная их опека, подавляющая личность ребенка, враждебная атмосфера или дискриминация или, наоборот, слишком большое восхищение ребенком.

Каким же образом такие противоречивые факторы могут стать основой развития тревоги? Отвечая на этот вопрос, Хорни выделяла два вида тревоги — физиологическую и психологическую. Физиологическая связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности в еде, питье, комфорте.

Ребенок боится, что его вовремя не перепеленают, не покормят и потому испытывает такую тревогу постоянно в первые недели своего существования. Однако со временем, в том случае если мать и окружающие о нем заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство уходит.

Если же его потребности не удовлетворяются, тревога нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека.

Однако если избавление от физиологической тревоги достигается простым уходом и удовлетворением основных потребностей детей, то преодоление психологической тревоги является более сложным процессом, так как оно связано с развитием адекватности образа Я. Введение понятия образа Я является одним из важнейших открытий Хорни.

Хорни считала, что существует несколько образов Я: Я-реальное, Я-идеальное и Я в глазах других людей. В идеале эти три образа Я должны совпадать между собой, только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам.

В том случае, если Я-идеальное отличается от Я-реального, человек не может к себе хорошо относиться и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неуверенность в себе у человека, т.е. является основой его невротизации.

К неврозу ведет и несовпадение Я-реального и образа Я в глазах других людей, причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке лучше или хуже, чем он думает о себе сам.

Таким образом, становится ясно, что и пренебрежение, негативное отношение к человеку, так же как и чрезмерное восхищение им, ведут к развитию тревоги, так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с реальным образом Я.

Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите, о которой писал еще Фрейд. Однако Хорни пересматривает и это его положение.

Фрейд считал, что психологическая защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя структурами личности — Ид и Супер-Эго, а с точки зрения Хорни, психологическая защита направлена на преодоление конфликта между обществом и человеком, так как ее задача привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. привести в соответствие два образа Я. Хорни выделяет три основных вида защиты, в основе которых лежит удовлетворение определенных невротических потребностей. Если в норме все эти потребности и, соответственно, все эти виды защиты гармонически сочетаются между собой, то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса.

Защиту человек находит либо в стремлении к людям (уступчивый тип), либо в стремлении против людей (агрессивный тип), либо в стремлении от людей (устраненный тип).

При развитии стремления к людям человек надеется преодолеть свою тревогу за счет соглашения с окружающими в надежде на то, что они в ответ на его конформную позицию не заметят (или сделают вид, что не замечают) неадекватность его образа Я.

Проблема в том, что при этом у субъекта развиваются такие невротические потребности, как потребность в привязанности и одобрении, потребность в партнере, который принял бы на себя заботу о нем, потребность быть предметом восхищения других людей, потребность в престиже.

Как любые невротические потребности, они нереалистичны и ненасыщаемы, т.е. человек, добившись признания или восхищения от других, старается получить все больше и больше похвал и признаний, испытывая страх перед малейшими, часто мнимыми признаками холодности или неодобрения.

Такие люди совершенно не переносят одиночества, испытывая ужас от мысли, что их могут покинуть, без общения. Это постоянное напряжение и служит основой развития невроза.

Развитие защиты в виде ухода, стремления «от людей» дает возможность человеку игнорировать мнения окружающих, оставшись наедине со своим образом Я. Однако и в этом случае развиваются невротические потребности, в частности, потребность ограничивать свою жизнь узкими рамками, потребность в самостоятельности и независимости, потребность быть совершенным и неуязвимым.

Разочаровавшись в возможности завязать теплые отношения с окружающими, такой человек старается быть незаметным и не зависимым от других. Из боязни критики он старается казаться неприступным, хотя в глубине души остается неуверенным и напряженным.

Такой подход приводит человека к полному одиночеству, изоляции, которая тяжело переживается и также может служить основой развития невроза.

Попытка преодолеть тревогу, навязав свой образ Я силой другим людям, также не оканчивается успехом, так как в этом случае у человека развиваются такие невротические потребности, как потребность в эксплуатации других, стремление к личным достижениям, к власти. Те знаки внимания, уважения и покорности, которые они принимают от окружающих, кажутся им все более недостаточными, и в своей тревоге этим людям надо все больше власти и доминирования, которые бы служили доказательством их адекватности.

Функция психотерапии, в теории личности Хорни, помочь человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Надо отметить, что подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии, что и признается большинством исследователей так же как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.

Читайте также:  Лидерская интерпретация - психология

Источник: https://psyera.ru/5026/teoriya-lichnosti-horni

Шпаргалки по истории психологии — Психологическая теория К. Хорни

Шпаргалки по истории психологии - Психологическая теория К. Хорни

Page 18 of 53

Психологическая теория К. Хорни.

Создатель теории, называемой культурно — философская психопатология. Исходным моментом в развитии личности является так называемая “исходная тревога”, чувство коренной тревоги, бессознательное переживание враждебности мира по отношению к человеку.

Это приводит к внутренним конфликтам и воплощается в том, что человек не может выбрать что — то определенное и, более того, оказывается не в состоянии желать чего — либо определенного. В результате человек предпринимает попытки “убежать” от реальности в условные, иллюзорные представления, которыми и руководствуется в жизни.

Хорни выделяла два вида тревоги — физиологическую и психологическую.

Психологическая тревога связана с развитием адекватности “образа Я”. Введение понятия “образа Я” — одно из важнейших открытий Хорни. Она считала, что существует несколько “образов Я”:

— “Я” реальное;

— “Я” идеальное;

— “Я” в глазах других людей.

В идеале эти три “образа Я” должна совпадать между собой.

В процессе развития конкретного человека основная тревога определяется первоначально отношениями ребенка и родителей, определенные типы которых Хорни обозначает как “основное зло” (агрессия взрослых по отношению к ребенку, отвержение ребенка, высмеивание ребенка, очевидное предпочтение ему брата или сестры и др.).

Чтобы уменьшить тревогу, личность бессознательно вырабатывает защитные формы поведения.

Хорни обсуждает три основные тенденции личности:

1. стремление (направленность) к людям (но, развиваются невротические потребности: в привязанности и одобрении, в партнере, в престиже, потребность быть предметом восхищения других людей, не переносят одиночества, испытывают ужас от мысли, что их могут покинуть, оставить без общения);

2. стремление (направленность) против людей (потребность ограничивать свою жизнь узкими рамками, стремление к самостоятельности и независимости, желание быть совершенным и неуязвимым, что приводит к полному одиночеству, изоляции);

3. стремление (направленность) от людей (потребность в эксплуатации других людей, стремление к личным достижениям, к власти, доминированию).

Эти тенденции характерны и для здоровой личности, эти тенденции уравновешивают друг друга. Невротическая личность ведет себя в соответствии лишь с одной из них. Это приводит к нарастанию тревоги — в силу того, что потребности, соответствующие остальным тенденциям, не удовлетворяются.

В результате невротик попадает в ситуацию “невротического круга”, т. к. стараясь уменьшить нарастающую тревожность, использует тот самый способ, который привел к ее увеличению. Например, пьяница, на вопрос, почему он пьет, отвечает: “Потому, что мне совестно”, “Совестно, что я пью”.

Иными словами, невротик отказывается от самого себя, от своего “реального Я”, в пользу иррационального “идеального Я”, позволяющего ему чувствовать себя в псевдобезовасности в силу соответствия некоему нереалистическому идеалу. Эти тенденции, закладываясь в детстве, остаются с человеком в дальнейшем, определяя его психологические и социальные трудности.

Фокус терапии, предлагаемой Хорни, — восстановление утраченных реалистических отношений к жизни на основе анализа жизненного пути.

Причем Хорни не практиковала проникновение в глубокие эмоциональные проблемы, полагая, что часто это ведет лишь к усугублению переживаний.

Психотерапия, считает Хорни, помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе.

Источник: http://spargalki.ru/psyhologiya/111-istoriya-psyhologii.html?start=17

Теория Хорни

Теория Хорни

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ

ХОРНИ

Структура характера, согласно Хорни (41, 42), развивается на основе опыта детства.

У одних процесс развития прекращается в пять лет, у других — в юности или около тридцати лет, а у отдельных людей продолжается до пожилого возраста.

Хорни, однако, не усматривает связи между либидными проявлениями в детстве и чертами характера взрослых, что постулируется ортодоксальным психоанализом. По словам Хорни (41, с.61-62):

«В случае жадности или собственнических наклонностей в соответствии с психоаналитической литературой принято думать об оральной или анальной структурах характера.

Эти черты, однако, можно истолковать в качестве реакции на всю совокупность переживаний в раннем детстве.

В результате неблагоприятного опыта у человека возникает чувство беспомощности в мире, воспринимаемом как потенциально жестокий, он испытывает недостаток способности к самоутверждению, неуверенность в возможности управлять ситуацией по собственному усмотрению…

Таким образом, различие в точках зрения выражается в следующем: человек сжимает губы не из-за напряжения своего сфингтера, но в обоих актах проявляется единая направленность характера – удерживать что бы то ни было и не отдавать ничего: деньги, любовь, любые спонтанные чувства».

Хорни объясняет динамику формирования характера в контексте невроза, однако предполагается действие техже факторов в менее патологическом русле у нормальных людей. Важнейшую роль играет стремление к безопасности, обусловленное «базисной тревогой».

Последняя возникает в связи с вытесненной жестокостью,которая, в свою очередь, является результатом отвержения и неодобрения в детстве. В поисках путей бегства от чувства тревоги ребенок приобретает устойчивые характерные черты, становящиеся частью его личности, — так называемые «невротические тенденции».

Одна из попыток разрешения конфликта заключается в создании «идеализированного образа»: слабость и неуверенность в себе подменяются иллюзорным чувством силы и превосходства. Другая попытка состоит в «экстернализации», более общей разновидности проекции, которая все переживаемые чувства переносит вовне.

Основные направленности, возникающие у ребенка в борьбе с окружением, — это направленность «к людям», направленность «против людей» и направленность «от людей». При первой направленности признается собственная беспомощность и, несмотря на страхи, предпринимается попытка завоевать любовь других.

Вторая направленность предполагает, как очевидную, жестокость окружающих и предопределяет борьбу. При третьей направленности человек не хочет ни принадлежать к сообществу, ни бороться, он предпочитает изоляцию. Хорни (42) описывает три типа характера или основные установки, анализируя указанные направленности.

Уступчивый тип.

Человек с направленностью «к людям» проявляет заметную потребность в любви иодобрении. Он жаждет близости и тоскует по партнеру. Любовь имеет настолько важное значение, что даже сексуальное сношение ценится, прежде всего, как доказательство востребованности.

Уступчивый человек живет с чувством слабости и беспомощности, он склонен подчиняться другим и вообще ведет себя в очень зависимой манере. Самоуважение регулируется, главным образом, представлением о нем окружающих.

Этот тип считает необходимым воздерживаться от любого рода агрессивных действий, поэтому он не в состоянии критиковать или быть напористым. В случаях возложения вины он всегда предпочитает брать вину на себя.

Его положительной стороной является чувствительность к запросам других людей, и в пределах своего понимания, чтобы понравиться, он способен проявить симпатию и оказать помощь. На бессознательном

уровне глубоко подавляются стремление к власти и агрессия, так как на самом деле недостает интереса к людям. Эти тенденции должны, конечно, сдерживаться любой ценой в целях сохранения целостности

личности и уклонения от возможной жестокости со стороны окружающих.

Агрессивный тип .

Человек с направленностью «против людей» предполагает, что все жестоки, и отказывается допускать противоположное. Жизнь является борьбой за выживание, поэтому его основная потребность — управлять другими.

Иногда установка совершенно ясна, но более часто она прикрывается фасадом учтивой вежливости, беспристрастности и товарищества. Этот фасад, однако, имеет компоненты искренности, так как, пока не стоит вопрос о его руководящей роли, может проявляться благосклонность.

Особая важность придается дискуссиям. Он сам провоцирует их, чтобы продемонстрировать бдительность и проницательность.

Читайте также:  Зона риска - психология

В общем, этот тип не умеет проигрывать и предпочитает порицать других.

Он считает себя сильным, честным, реалистичным и на самом деле действует эффективно и изобретательно в деловых ситуациях в результате тщательного планирования и напористости.

Мягкие стороны своей натуры он с яростью отбрасывает, так как они угрожают целостности образа жизни. Любовь для этого человека играет незначительную роль.

Обособленный тип .

Человек с ориентацией на обособление, направленностью «от людей», предпочитает держать эмоциональную дистанцию с окружающими. Ввиду того, что сближение с другими людьми порождает у него тревогу, развивается самодостаточность. Соперничество, престиж, успех не заслуживают его внимания, так как препятствуют уединению.

Он не любит делиться опытом и очень чувствителен ко всякого рода принуждениям. Тенденция к подавлению чувств и особая робость испытываются перед привязанностями, которые угрожают стать необходимыми. Стильная потребность чувствовать свое превосходство возникает, чтобы оправдать изоляцию.

Сексуальные отношения для этого типа иногда невозможны: в лучшем случае он довольствуется преходящими связями. В общем, обособленность служит защитой от несовместимых устремлений к любви и агрессивному доминированию. В мягких формах обособленность способствует сохранению целостности личности и безопасности.

В некоторой степени она благоприятствует оригинальному мышлению и выражению творческих способностей. (см. прим.).

ПРИМЕЧАНИЕ. Неопределенности в теории Хорни. Разграничение, проведенное Хорни между нормальным человеком и невротиком, представляется поверхностным. У обоих проявляются три характерных установки. Различие видится в факте, что нормальный человек способен уступать другим, бороться и оставаться самим собой, тогда как невротику не свойственна гибкость в сочетании этих установок.

Каждая установка, по мнению Хорни, обладает ценностью: стремление к людям способствует установлению дружеских отношений с окружающими; направленность против людей обеспечивает выживание в конкурентном обществе; изоляция от общества помогает достижению некоторой целостности и безмятежности. Однако у невротика действие установок принимает «навязчивый, ригидный и взаимоисключающий характер».

Малахи обращает внимание на логическую непоследовательность в определении Хорни базисной тревоги или конфликта в связи с тремя установками.

Базисная тревога приписывается несовместимости между тремя установками и в то же время эта несовместимость рассматривается в качестве попытки разрешения основного конфликта.

Иллюстрируя путаницу в причинно-следственных связях, Малахи приходит к выводу, что Хорни «не внесла достаточной ясности в свои фундаментальные концепции».

Источник: http://MirZnanii.com/a/196651/teoriya-khorni

Теория личности К. Хорни

Теория личности К. Хорни

Карен Хорни (1885-1952) — немецко-американский исследователь, практикующий психоаналитик, последователь З. Фрейда. Работы Карен Хорни посвящены невротической личности.

Она определяет невроз как «психическое расстройство, вызываемое страхами и защитами от них, а также попытками найти компромиссные решения конфликта разнонаправленных тенденций». Одним из критериев определения невроза она считает отклонения от общепринятого в данной культуре образца. Однако, признает К.

Хорни, само понятие нормы относительно. Существует определенная вариативность в пределах нормы. Сами нормы различны в разных культурах, для разного времени, сословий, для людей разного возраста и пола.

Необходимы социальные и психологические критерии для выделения невротической личности, поскольку можно быть полностью адаптированным к среде и страдать тяжелым неврозом, а можно вести образ жизни, отличный от большинства и не страдать им.

Еще одна особенность невротической личности — ригидность реакций. Она лишена спонтанности, естественности, непосредственности, она не позволяет себе быть самой собой. Невротическую личность отличает также противоречивость желаний и противоречивый, компромиссный способ решения проблем.

Еще одна ее характерная особенность — ее возможности, как правило, больше ее достижений. Одна из причин этого — многочисленные внутренние барьеры. Самыми главными ее характеристиками являются нарушенные отношения к себе и другим людям. Карен Хорни выделяет пять видов отношений людей.

Это — отношения любви, привязанности и расположения человека, отношения, связанные с оценкой Я, отношения, связанные с самоутверждением, с агрессией, с сексуальностью.

Относительно первой группы отношений невротика характеризует неразборчивый голод на благорасположение и высокую оценку вне зависимости от места, которое занимает данный человек в его жизни. Часто они сами не осознают эту свою особенность, но выдают ее особой чувствительностью к любому отказу.

Кроме того, их отличает противоречие между желанием получать любовь и неспособностью ее отдавать. Вторые отношения характеризует чувство неполноценности и несоответствия, которые могут выражаться явно, а могут быть скрыты за компенсаторными потребностями в самовозвеличивании.

Третья группа отношений характеризуется внутренними запретами: например, им трудно попросить кого-либо, сказать «нет», сделать что-либо в своих интересах, высказать мнение или обоснованную критику. Часто они не способны планировать и проявляют пассивность даже в таких важных сферах как выбор спутника жизни и профессии.

Ими движут в первую очередь невротические страхи. В группе отношений, связанных с агрессией невротические личности проявляют два противоположных способа поведения: склонность быть агрессивным и, наоборот, чувство, что они постоянно подвергаются обману, унижению, дискриминации. То же наблюдается и в сексуальной сфере, которая у невротиков нарушена.

Это либо повышенная активность в этой области, либо запрет на нее. Карен Хорни выделяет два типа неврозов: ситуативные и неврозы характера. Во-первых, как только становится понятной ситуация, вызвавшая временную дезадаптацию, так проблема и благополучно разрешается. Личность в этих случаях сохранна.

Во-вторых, существуют сильные барьеры для осознания, их характеризует измененная структура личности. Как правило, неврозы характера берут начало с детства. Ребенок сталкивается с ситуациями, которые в силу своего возраста оказывается не способным разрешить или разрешает ценой невротического развития.

Обычно он имеет родителей, которые в силу собственного невроза, не способны ему дать чувства опоры в самом себе, принятия себя. Такие родители могут решать свои проблемы за счет ребенка. Например, свое нереализованное стремление к успеху. Причем на пути к успеху зачастую не учитываются возможности, интересы, способности ребенка.

Часто такие родители не чувствительны к индивидуальным особенностям ребенка, придерживаются воспитательных теорий, не имеют четких требований, фрустрируют удовлетворение потребностей ребенка, разрушают его дружбу, ломают его волю.

Как правило, они не имеют удовлетворительных эмоциональных и сексуальных отношений с другими людьми, и все свои неудовлетворенные потребности обращают к ребенку, ограничивая его общение вне семьи. Ребенок только первый год или два года испытывает физическую зависимость от родителей, дальше он попадает в зависимость психологическую.

Невротические родители отличаются повышенной чувствительностью и малой способностью к равным отношениям. Понятно, что такие тесные условия жизни как в семье могут вызывать ситуации, в которых дети испытывают отрицательные чувства по отношению к родителям, но эти чувства находятся под запретом и вытесняются.

Культурная норма — что родители всегда правы- заставляет ребенка принять вину на себя, понижая его самооценку. Болезненная чувствительность, авторитарность, негибкость невротичных родителей заставляет ребенка приспосабливаться к ним, не позволяя быть самим собой. Страх родителей перед жизнью способствует гиперопеке.

Менее самостоятельный и менее умелый ребенок становится и менее уверенным в своих силах. Итак, невротическое развитие личности берет свое начало, как правило, в детстве. Карен Хорни согласна с З. Фрейдом в его оценке влияния ранних отношений с близкими людьми на становление личности. Но ее теория более оптимистична. Она предполагает возможность изменений в личности.

Отрицательное влияние родителей может нейтрализовать влияние среды ( например, ему может посчастливиться встретить близкого друга, может быть счастливый брак). Сама жизнь часто бывает лучшим лекарем, единственно, что нет гарантии, что ее воздействие будет благотворным. Одна из основных особенностей невротической личности — неустойчивость ее самооценки.

Читайте также:  Правила семьи - психология

Каким бы уверенным ни казалось его поведение, невротик крайне чувствителен к оценке окружающих. Беззащитность невротической личности и ее страх перед жизнью проявился в рисунке, который попросила К.Хорни сделать одну из таких женщин. Когда она рисовала себя, то изобразила маленького голого ребенка, окруженного многочисленными чудищами, протягивающими к ней лапы.

Как правило, сама такая личность очень плохо осознает свои особенности. Раздутый, нереальный образ себя, мечты о грядущих успехах помогают ей примириться с жизнью и с собой. Но это очень шаткая основа для самооценки. Чувствуя свою слабость, невротическая личность пытается других заставить взять ответственность за ее жизнь.

Для этого она использует одну из трех стратегий: движение к людям; движение против людей; движение от людей. Если в норме все эти три стратегии имеют место, то невротическая личность в силу своей ригидности делает одну из них способом жизни.

Испытывая повышенную потребность в успехе (за которой лежит потребность решить вопрос с принятием себя), такая личность может бросить все силы на его достижение, фрустрируя удовлетворение других своих потребностей. На пути достижения успеха ей могут мешать нацеленность на успех, на себя, а не на дело и многочисленные внутренние барьеры.

Невротическая личность не зрела. Эгоцентризм сближает ее с ребенком, сознание собственной исключительности с подростком. Страхи, защитные механизмы, внутренние барьеры, незнание и неприятие себя и других, нарушенные отношения и нарушенная коммуникация стоят на пути приобретения ею зрелости. Где-то в глубине души она понимает свои особенности.

Ее раздвоение: для себя и для других, ее защита требуют очень много сил, понижают ее эффективность и возможность быть счастливой.

Синельникова С. С.

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3836

Карен хорни: социокультурная теория личности

БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Карен Хорни родилась в Германии, в Гамбурге в 1885 году. В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. Цель была достигнута в 1906 году, когда она поступила в Университет во Фрайбурге и стала первой женщиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Хорни получила медицинскую степень в Берлинском университете в 1915 году.

В течение последующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте. После развода с мужем она начала делать успешную карьеру как психиатр, работая в Берлинском психиатрическом институте. В 1932 году, во время Великой депрессии, Хорни переселилась в США. Она была принята на должность помощника директора Чикагского психоаналитического института.

Спустя два года она переехала в Нью-Йорк, где читала лекции в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Усиливающееся расхождение ее взглядов с доктриной Фройда. Вынудило сотрудников института дисквалифицировать ее как инструктора по психоанализу в 19 году. Вскоре после этого она основала «Ассоциацию за прогресс психоанализа» и Американский институт психоанализа.

Хорни была деканом этого института до самой своей смерти в 1952году.

Основные работы: «Женская психология» (1926), «Невротическая личность нашего времени» (1937), «Новые направления в психоанализе» (1939), «Самоанализ» (1942), «Наши внутренние конфликты» (1945), «Невроз и человеческий рост» (1950).

Основные концепции и принципы социокультурной теории.

В основу социокультурной теории легли три основных соображения Хорни.

1) Хорни отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Это была отправная точка расхождения с ортодоксальной фройдовской позицией.

2) Социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума.

3) Клинические наблюдения над пациентами в Европе и США показали поразительные различия в их личностной динамике, что являлось подтверждением влияния культурных факторов. В итоге был сделан вывод о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Хорни, соглашаясь с Фройдом о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого, не принимала утверждения о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности. По мнению Хорни решающим фактором в развитии ребенка являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т.д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности.

Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив – быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности в безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей.

Если родители проявляют истинную любовь и тепло по отношению к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И, наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребностей в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности.

Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения его братьям и сестрам. Однако основным результатом такого отношения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности.

В данном случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение.

В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой – подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить.

К сожалению, подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем так и в будущем.

В подобном случае у ребенка наблюдается базальная тревога, «ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира».

Базальная тревога – это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности – является одной из основополагающих концепций Хорни.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/7613.html

Ссылка на основную публикацию