Когнитивная карта — психология

когнитивная карта — это… Что такое когнитивная карта?

  • Когнитивная Карта — субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы. Выделяют карту путь как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту, и карту… …   Психологический словарь
  • Когнитивная карта — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Когнитивная карта (от лат. cognitio знание, познание) образ зна …   Википедия
  • КОГНИТИВНАЯ КАРТА — Термин, предложенный Э. Толменом для описания его теоретического представления о поведении животного при научении в лабиринте. Толмен утверждал, что у животного скорее формируется система пространственных связей – когнитивная карта , чем просто… …   Толковый словарь по психологии
  • Когнитивная психотерапия — (англ. Cognitive therapy) одно из направлений современного когнитивно бихевиорального направления в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в… …   Википедия
  • Когнитивная схема — Когнитивная карта (от лат. cognitio знание, познание) образ знакомого пространственного окружения. Когнитивные карты создаются и видоизменяются в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. При этом могут формироваться… …   Википедия
  • Когнитивная география — направление географии, изучающее пространственные представления, механизмы их формирования и использования в различных аспектах человеческой деятельности. Содержание 1 Общие сведения 2 Когнитивная география в России …   Википедия
  • Когнитивная система — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/17 ноября 2012. Пока процесс обсуждени …   Википедия
  • карта когнитивная — субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в коей локализованы отдельные воспринимаемые предметы; образы ситуаций знакомого пространственного окружения. Создаются и изменяются в ходе активного взаимодействия субъекта… …   Большая психологическая энциклопедия
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Когнитивно …   Википедия
  • Когнитивный диссонанс — (от англ. слов: cognitive  «познавательный» и dissonance  «отсутствие гармонии»)  состояние индивида, характеризующееся столкновением в его сознании противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого… …   Википедия

Источник: https://psychology.academic.ru/3630/%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0

Когнитивные карты или карты познания

Когнитивная карта (карта познания, cognitive mapping) − это вид математической модели, представленной в виде графа и позволяющей описывать субъективное восприятие человеком или группой людей какого-либо сложного объекта, проблемы или функционирования системы.

Когнитивная карта — термин, предложенный амер. необихевиористом Э.Ч. Толменом (1886-1959) для обозначения целостного образа (представления) некоторой обстановки, сложившегося в ходе предшествующего опыта животного или человека и определяющего их поведение. Толмен ввел это понятие в статье «К. к. у крыс и человека» (1948) след.

образом: «поступающие стимулы перерабатываются в центральной управляющей инстанции в особую структуру, которую можно было бы назвать К. к, окружающей обстановки.

И именно эта примерная карта, указывающая пути (маршруты) и линии поведения и взаимосвязи элементов окружающей среды, окончательно определяет, какие именно ответные реакции… будет в конечном счете осуществлять животное».

Элементы изучаемой системы или объекта называются концептами. Концепты в графе представляются вершинами, причинно-следственные связи − направленными дугами, связывающими концепты.

Пример Тимура Василенко (подробнее)

Итак, будем считать, что в моей жизни есть три существенных ценности – семья, работа и хобби. Также будем считать, что все свое продуктивное время я посвящаю либо работе, либо хобби (это не значит, что у меня нет времени на семью). Хобби – это в частности написание вот таких статей, что напрямую с работой не связано, хотя некоторые области пересечения есть.

Что на этой карте делают деньги, думаю, объяснять не надо. Основные связи тривиальны, но несколько связей требуют пояснений.

Отрицательное влияние удовлетворенности жизнью на работу в психологии называется пароксизмом довольства (не зря же у меня деньги не входят в список ценностей) – когда мне хорошо, работаю более продуктивно (+0,2 к успехам в работе), но стараюсь работать поменьше (-0,5 к времени работы).

Все веса дуг относятся к процентам изменения. К примеру, если я буду работать на 10% больше, то хобби я буду посвящать на 8% меньше времени и на 8% возрастут успехи в работе. Эти изменения повысят мои заработки на 4% (=8%*0,5) и повысят удовлетворенность жизнью на 11,2% (=8%*0,7+8%*0,7).

Популярность когнитивных карт объясняется относительной легкостью представления причинных связей (отношений) между концептами и общей структурой изучаемого объекта.

Формирование когнитивной карты может стать также исходными данными для последующих этапов генерации решения.

При анализе когнитивной карты рассматривают отношения причинности, которые могут иметь различные значения: положительное, отрицательное и ноль. При положительном значении тех двух переменных, которые она связывает, изменения происходят в одном направлении (необязательно со знаком плюс).

Когнитивные карты – это достаточно простые в своей основе модели нашего мышления, представляющие картинки со стрелками. А теперь напряжем память – а есть ли еще какие-нибудь картинки с вершинами и стрелками? Оказывается, есть – во-первых, это дерево целей, а во-вторых, «рыбья кость» Ишикавы.

Каждая из них отражает какую-то грань когнитивных карт – дерево целей имеет только положительные связи, но схожий характер взаимодействий элементов. А вот рыбья кость Ишикавы, хотя и имеет связи разных знаков, в чем-то существенно отличается.

Присмотревшись внимательнее, видим – там отражено взаимодействие непрерывных процессов, а мы в своих рассуждениях использовали дискретные интервалы времени.

Это различие оказывается принципиальным – различаются два подхода к построению когнитивных карт – процедурный и процессный.

Источники:

Источник: http://nitforyou.com/kognitivnye-karty/

Толмен Э.КОГНИТИВНЫЕ КАРТЫ У КРЫС И У ЧЕЛОВЕКА

Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 63-69.

Основная часть этой статьи посвящена описанию экспериментов с крысами. В заключение я попытаюсь также в нескольких словах определить значение данных, полученных на крысах, для понимания поведения человека. Большинство исследований на крысах, о которых я сообщу, было выполнено в лаборатории в Беркли.

Но иногда я буду также включать описания поведения крыс, которые были выполнены вне этой лаборатории. Кроме того, в сообщении о наших экспериментах в Беркли я буду вынужден опустить очень многое. Те эксперименты, о которых я буду говорить, были выполнены студентами (или аспирантами), которые, вероятно, пришли к некоторым из своих идей от меня.

И лишь некоторые, хотя их очень мало, были выполнены мною самим.

В типичном эксперименте голодная крыса помещается у входа в лабиринт (одного из этих типов), она блуждает по различным его участкам, заходит в тупики, пока, наконец, не придет к кормушке и будет есть. Один опыт (опять в типичном эксперименте) повторяется через каждые 24 ч.

, животное имеет тенденцию делать все меньше и меньше ошибок (ими являются заходы в тупик) и тратить все меньше и меньше времени от старта до цели до тех нор, пока, наконец, оно совсем не заходит в тупики и пробегает весь путь от старта до цели за несколько секунд.

Результаты обычно представляются в виде кривой с изображением заходов в тупики или времени от старта до финиша для группы крыс.

Все исследователи соглашаются с фактами. Они расходятся, однако, в теории и в объяснении этих фактов.

1. Во-первых, существует школа зоопсихологов, которые считают, что поведение крыс в лабиринте сводится к образованию простых связей между стимулом и реакцией. Научение, согласно этой школе, состоит в упрочении одних связей и в ослаблении других.

В соответствии со схемой «стимул-реакция» крыса в процессе обучения в лабиринте беспомощно отвечает на ряд внешних стимулов: свет, звук, запах, прикосновение и т. п., оставляющих следы в ее органах чувств, плюс ряд внутренних стимулов, приходящих от висцеральной системы и от скелетных мускулов.

Эти внешние и внутренние стимулы вызывают реакции – ходьбу, бег, повороты, возвращения, принюхивания и т. п. Согласно этой точке зрения, центральную нервную систему крысы можно сравнить с работой телефонной станции. Сюда попадают сигналы от органов чувств и отсюда исходят команды к мускулам.

До того как произойдет научение в каком-то определенном лабиринте, с помощью соединяющих переключателей (т. е. синапсов на языке физиолога) цепь замыкается различными путями, и в результате появляются исследовательские ответы на реакции, характерные для первоначальных проб.

Научение, по этой теории, состоит в относительном усилении одних и ослаблении других связей; те связи, которые приводят животное к верному результату, становятся относительно более открытыми для прохождения нервных импульсов, и, наоборот, те, которые ведут его в тупики, постепенно блокируются.

В дополнение нужно отметить, однако, что эта школа, объясняющая поведение по схеме «стимул-реакция», подразделяется, в свою очередь, на две подгруппы исследователей.

Первая подгруппа утверждает, что простая механика, имеющая место при пробежке по лабиринту, состоит в том, что решающим стимулом от лабиринта становится стимул, наиболее часто совпадающий с правильным ответом, по сравнению со стимулом, который связан с неправильным ответом.

Следовательно, именно вследствие этой большей частоты нервные связи между решающим стимулом и правильным ответом будут иметь тенденцию, как считают, упрочиваться за счет ослабления неправильных связей.

Рис. 1. Кривая ошибок для группы из 36 крыс (по Гонзику, 1930)

Вторая подгруппа исследователей внутри этой школы утверждает, что причина, почему соответствующие связи упрочиваются по сравнению с другими, состоит в том, что вслед за ответами, которые являются результатом правильных связей, следует редукция потребности.

Таким образом, голодная крыса в лабиринте имеет тенденцию стремиться к получению пищи, и ее голод ослабляется скорее в результате верных ответов, а не в результате заходов в тупики.

И такая непосредственно следующая редукция потребности или, пользуясь другим термином, такое «положительное подкрепление» имеет тенденцию к упрочению связей, которые непосредственно ему предшествовали (рис. 1).

Таким образом, складывается впечатление (хотя представители этой группы сами не утверждают этого), будто бы в организме есть какая-то часть, воспринимающая состояние удовлетворения и сообщающая крысе обратно в мозг; «Поддерживай эту связь, она хорошая; вникни в нее, чтобы снова использовать ее в последующем, когда появится тот же самый стимул». Если за реакцией следует «неприятное раздражение», «отрицательное подкрепление», тогда та же самая часть крысы, воспринимающая в свое время состояние удовлетворения, теперь в ответ на неприятное раздражение будет сообщать в мозг: «Разрушь эту связь и не смей использовать ее в последующем».

Это кратко все, что касается существа двух вариантов школы «стимул – реакция».

2. Давайте вернемся теперь ко второй из упомянутых школ. Эта группа исследователей (я также принадлежу к ней) может быть названа теоретиками поля. Наша позиция сводится к следующему. В процессе научения в мозгу крысы образуется нечто, подобное карте поля окружающей обстановки.

Мы согласны с другими школами в том, что крыса в процессе пробежки по лабиринту подвергается воздействию стимулов и в конце концов, в результате этого воздействия появляются ее ответные реакции.

Однако вмешивающиеся мозговые процессы являются более сложными, более структурными и часто, говоря прагматическим языком, более независимыми (autonomous), чем об этом говорят психологи, придерживающиеся теории «стимул – реакция».

Признавая, что крыса бомбардируется стимулом, мы утверждаем, что ее нервная система удивительно избирательна по отношению к каждому из этих стимулов.

Во-вторых, мы утверждаем, что сама центральная инстанция гораздо более похожа на пульт управления, чем на устаревшую телефонную станцию. Поступающие стимулы не связываются с ответными реакциями с помощью простого переключателя по принципу «один к одному».

Скорее, поступающие стимулы перерабатываются в центральной управляющей инстанции в особую структуру, которую можно было бы назвать когнитивной картой окружающей обстановки.

И именно эта примерная карта, указывающая пути (маршруты) и линии поведения и взаимосвязи элементов окружающей среды, окончательно определяет, какие именно ответные реакции, если вообще они имеются, будет, в конечном счете, осуществлять животное.

Читайте также:  Сон и язык тела - психология

Наконец, я считал бы, что важно исследовать, почему эти карты бывают относительно узкими, охватывающими какой-то небольшой кусок ситуации, или относительно широкими, охватывающими большое поле. Как узкие, так и широкие карты могут быть правильными или неправильными в том смысле, насколько успешно они направляют животное к цели.

Различия между такими узкими и широкими картами могут проявиться только в том случае, если позднее крысе будут предъявлены некоторые изменения в условиях данной окружающей обстановки.

Тогда более узкая исходная карта, включающая относительно небольшой участок, окажется непригодной применительно к новой проблеме; наоборот, более широкая карта будет служить более адекватным средством по отношению к новой структуре условий. В узкой карте данное положение животного связано только с относительно простым и только одним участком относительно расположения цели.

В широкой карте представлен обширный спектр окружающих условий, так что, если изменится положение животного при старте или будут введены изменения в отдельные маршруты, эта широкая карта позволит животному действовать относительно правильно и выбрать адекватный новый маршрут.

Теперь вернемся к экспериментам. Эксперименты, о которых я сообщаю в докладе, особенно важны для укрепления теоретической позиции, которую я предлагаю. Эта позиция основывается на двух допущениях:

1) научение состоит не в образовании связей типа «стимул – реакция», а в образовании в нервной системе установок, которые действуют подобно когнитивным картам;

2) такие когнитивные карты можно охарактеризовать как варьирующие между узкими и более широкими.

Эксперименты распадаются на 5 главных типов: 1) латентное научение, 2) викарные (замещающие) пробы и ошибки или VTE (Vicarious triel and error), 3) эксперименты на поиски стимула, 4) эксперименты с гипотезами, 5) эксперименты на пространственную ориентацию.

Эксперименты на латентное научение

Первые эксперименты на латентное научение были проведены Блоджетом в Беркли. Сообщение о них было опубликовано в 1929г. Блоджет не только выполнил эксперименты, но и создал это понятие.

Он заставлял 3 группы крыс пробегать через лабиринт, имеющий 6 коридоров (рис. 2). Одна группа была контрольной, а две другие – экспериментальные. Кривая ошибок для этих групп дана на рис.

3 (по Блоджету, 1929)

Сплошная линия показывает кривую ошибок для I, контрольной группы. Эти животные осуществляли пробег по лабиринту традиционным образом. Эксперимент проводился один раз в день, в конце опыта крысы находили в кормушке пищу. Группы II и III были экспериментальными.

Животных II группы (пунктирная линия) не кормили в лабиринте в течение первых шести дней, они получали пищу в своих клетках через 2 ч после опыта. На 7-й день (отмечено маленьким крестом) крысы впервые находили пищу в конце лабиринта и продолжали находить ее там и в последующие дни.

С животными III группы поступали подобным образом, с той только разницей, что они впервые находили пищу в конце лабиринта на 3-й день и продолжали находить ее в последующие дни. Наблюдалось, что экспериментальные группы, пока не находили пищу, по-видимому, не научались (их кривая ошибок не снижалась).

Но в дни, непосредственно следующие за первым подкреплением, их кривая ошибок поразительно снижалась. Обнаружилось, что в течение неподкрепляемых проб животные научились значительно более того, чем они проявляли до этого. Это научение, которое не проявляется до тех пор, пока не вводится пища, Блоджет назвал «латентным научением».

Интерпретируя эти результаты с позиций антропоморфизма, можно было бы сказать, что до тех пор, пока животные не получали никакой пищи в лабиринте, они продолжали тратить свое время для хождения по нему и продолжали заходить в тупики.

Однако как только они узнавали, что будут получать пищу, по их поведению обнаруживалось, что в течение этих предыдущих неподкрепляемых проб, в процессе которых было много заходов в тупики, они научились. У них образовалась «карта», и позднее, когда был соответствующий мотив, они смогли использовать ее.

Рис. 2. Лабиринт с 6 коридорами (по Блоджету, 1929)

Рис. 3. (по Блоджету, 1929)

Гонзик и я повторили эксперименты с лабиринтом, состоящим из 14 Т-образных коридоров, и с большой группой животных. Мы получили подобные результаты. Итоговая кривая показана на рис.4.

Мы использовали 2 контрольные группы – одну, которая никогда не находила пищу в лабиринте (I), и другую, которая ее получала (II) на протяжении всего эксперимента.

Экспериментальная группа (III) находила пищу в конце лабиринта на 11-й день, и на кривой видно то же внезапное снижение.

Но, вероятно, лучшим экспериментом, демонстрирующим явление латентного научения, был, к сожалению, не эксперимент, выполненный в Беркли, а проведенный Спенсом и Липпитом в Университете Иова. Использовался простой У-образный лабиринт (рис. 5) с двумя целевыми ящиками. В правом конце лабиринта У помещали воду, в левом – пищу.

Во время опыта крысы не были голодны и не испытывали жажды. Перед каждым из ежедневных опытов они были накормлены и напоены. Однако им хотелось бегать, потому что после каждой пробежки их брали из того целевого ящика лабиринта, которого они достигали, и снова помещали в клетку с другими животными.

С ними проводилось в течение 7 дней по 4 опыта в день; 2 опыта с кормушкой в правом конце и 2 – в левом.

Рис. 4. Кривая ошибок для I, II, III групп крыс (по Толмену и Гонзику, (по Спенсу и Липпиту 1930)

Рис. 5. Схема лабиринта, 1946

В критическом опыте животные были разбиты на 2 подгруппы: одну из них не кормили, другой не давали пить.

Обнаружилось, что уже с первой попытки подгруппа голодных крыс бежала в левый конец, где была пища, чаще, чем в правый, а подгруппа крыс, испытывавших жажду, – к правому концу, где была вода, чаще, чем к левому.

Эти результаты показывают, что в условиях предыдущих недифференцированных и очень слабо подкрепляемых опытов животные тем не менее научились тому, где была вода и где была пища. Они приобрели когнитивную карту, т. е.

ориентацию в лабиринте в том смысле, что пища находится в левом его конце, а вода – в правом, хотя в ходе приобретения этой карты они не проявляли какой-либо большей склонности – в виде реакций на стимул – идти к тому концу, который позднее становится соответствующим цели.

Имеются и другие бесчисленные эксперименты на латентное научение, выполненные в лаборатории Беркли и в других местах. В общем они подтверждают вышеупомянутые данные.

Источник: http://www.psychology.ru/library/00060.shtml

Становление когнитивной психологии, Часть 1: предпосылки, компьютерная метафора, когнитивная карта

Привет, Голос!  Снова лонгрид, читать минут 6.
На этот раз серия постов про зарождение когнитивной психологии. Разделил на несколько частей, чтобы не нагружать пост буквами.

Главным образом, когнитивная психология, как направление и как подход отличается тем, что она основывается на компьютерной метафоре познания.

В 1894 году Г.

Герц писал: «Отношение динамической модели к системе, моделью которой она считается, это в точности отношение образов вещей, которые создает наш разум, к самим вещам…

Согласованность между разумом и природой может быть, таким образом, приравнена согласованности двух систем, являющихся моделями друг друга; мы даже могли бы объяснить эту согласованность, предположив, что разум способен создавать динамические модели вещей и работать с ними».

То есть, на сравнении человеческого познания с работой технического устройства – компьютера, у которого существует система ввода и вывода, оперативная память и постоянная память и центральный процессор с ограниченной пропускной способностью.

Метафора исходит из того, что человеческое познание можно описывает на таком же языке, на котором описывается работа компьютера. Следовательно, можно моделировать познание на языке компьютерных программ и компьютерную модель рассматривать как теорию того, как работает память, как устроено мышление и решение задач.

Истоки когнитивной психологии берут свое начало со старта формирования психологии в целом, а именно городе Лейпциг, где в 1985 году Вильгельм Вундт основал первый психологический институт.

Именно Вундт поставил задачу изучения внутреннего опыта человека, то что человек открывает в себе, когда начинает вглядываться внутрь себя.

Вундт определил сознание как совокупность всех сознаваемых человеком состояний и поставил задачу выделить элементы сознания, установить законы связи между этими элементами и выявить общие законы душевной жизнь.

Помимо этого, Вундт первым организовал экспериментальные исследования, измеряя, объем сознания – сколько отдельных элементов ощущений может вместиться или объём внимания, то есть – сколько элементов может быть одномоментно может быть воспринято ясно и отчетливо. 

В течение еще двадцати лет, психология работала как экспериментальная дисциплина, изучающая внутренний опыт человека, на основе метода интроспекции.

В начале двадцатого века классическую психологию сознания, которая использовала в исследованиях классические научные методы, начали подвергать критике. 

С одной стороны критика была от Американской школы бихевиоризма во главе с Джоном Уотсоном, которые заявили, что сознание само по себе необъективно. Главным тезисом было то, что невозможно проверить ответы человека на то, что происходит внутри него на самом деле.

То есть, невозможно посмотреть со стороны, измерить с помощью прибора и воспроизвести. Бихевиористы предложили изучать то, что можно измерять, наблюдать и воспроизводить — поведение.

Психологи поведения переключились на исследования реакций, прежде всего животных, на разнообразные стимулы, но перестали интересоваться тем, что происходит в голове.  

С другой стороны, Венская психоаналитическая школа во главе с Зигмундом Фрейдом, показала, что одним только сознанием психика человека не исчерпывается.

Согласно им, сознание лишь небольшая доля ко всей психической доле человека, которая проявляет себя в сновидениях, в оговорках, психических расстройства и так далее.

По их мнению, следовало изучать то, что находиться за пределами сознания, тогда как то, что находиться в сознании, лишь проявление бессознательного, которое, по их мнению, должно стать предметом психологии.

Эти две школы в своих исследованиях не делали акцента на познавательных процессах человека.

Тем не менее, бихевиорист Эдвард Толмен еще в 1932 году проводил эксперименты на мышах, которые бегали по лабиринту и искали выход из него с подкреплением.

Толмен взял несколько групп мышей, одна из которых каждый день училась бегать по лабиринту и получала подкрепление в том месте, где находился выход. Соответственно, эти мыши с каждым днем делали все меньше ошибок. Вторая группа мышей, бегала по лабиринту без подкрепления и по мере продвижения эксперимента, их результаты не улучшались. Третья группа мышей в первые дни эксперимента бегала по лабиринту без подкрепления, а четвертый день начали получать подкрепление и вышло так, что третья группа быстрее училась и эффективнее решала задачу по выходу из лабиринта. Что, как отмечает Толмен, необъяснимо с точки зрения психологии поведения и Толмен допустил, что по всей видимости, в качественно объективного исследователи должны считать не только наблюдаемое, но и то, что нужно для его объяснения.
Как итог, пока вторая группа мышей бегала по лабиринту, у них формировалось внутренний образ лабиринта (когнитивная карта). Толмен обратил внимание, что между внешним стимулом и внешней реакцией, появляется некая промежуточная переменная

И по сути, из этих промежуточных, спустя 20 лет, выросла когнитивная психологи, которая развивается по сей день. Когнитивную карту можно понимать, как схематичное, упрощенное описание картины мира индивида, точнее ее фрагмента, относящегося к данной проблемной ситуации. 

У человека, живущего в определенной среде и ведущего определенный образ жизни, в процессе научения формируется некая система пространственных связей (когнитивная карта), которая определяет его отношение к жизни и поведение или выбор направления пути.

Существовали и другие данные, которые склоняли исследователей психологии, и не только, в сторону когнитивной психологии.  О них мы поговорим в следующих постах.

Читайте также:  Эмоции и видение: оценка и восприятие происходящего - психология

Подписывайтесь, чтоб не пропустить продолжение.
@process  спасибо за внимание!

psk психология образование наука история

Источник: https://golos.io/psk/%40yarmukhametov/stanovlenie-kognitivnoi-psikhologii-chast-1-predposylki-kompyuternaya-metafora-kognitivnaya-karta

Когнитивные карты

Когнитивные карты — это ментальные репрезентации (представления) человека о пространственной организации окружающей среды. Ошибки и искажения в когнитивных картах рассматриваются с точки зрения психофизического и функционального подхода.

С точки зрения психофизического подхода основным вопросом является соответствие между характеристиками реального пространства и его субъективной репрезентации.

Когнитивные карты относятся к ранним компонентам памяти, они являются как бы схемой, канвой, или эскизом для формирования других предметных отражений. У. Найссер считает, что они контролируют частные образы воображения. По сравнению с элементами реального пространства у когнитивных карт бывают систематические искажения.

Например, пересечения путей представляются близкими к прямому углу, хотя в действительности могут быть далеки от прямого угла, изогнутые пути представляются прямыми, знакомые пути — длиннее, незнакомые — короче.

В соответствии с когнитивно-социальной теорией научения, познавательные процессы являются как бы посредником между внешними стимулами и поведением человека (животного), таким образом, у научения — социальная природа.

В общем случае, когнитивная карта — это субъективная картина, которая создается в результате активных действий в окружающей среде и имеет пространственные координаты: верх-низ, право-лево, близко-далеко, она определяет местоположение отдельных воспринимаемых предметов.

Очевидно, можно представить себе когнитивную карту маленького ребенка, как внутреннюю часть самой маленькой матрешки, только матрешки эти разрисованы не снаружи, а внутри.

Как правило, на самой маленькой матрешке изображение самое примитивное, схематичное, и вот малыш видит это изображение изнутри. Оно еще маленькое тесное с узкой когнитивной картой. Шаг вперед, направо, налево, назад, падение на пол — и все.

Ребенок растет, растет его кругозор, и он перебирается в следующую матрешку, которая шире, ярче, на ней прорисовано больше деталей. Следующая еще лучше, а став взрослым, он переходит в большую матрешку, которая уже огромна, может уже как земной шар, его когнитивная карта становится большой, но нет предела совершенству — и впереди Вселенная.

Виды когнитивных карт:

карта-путь, как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту

карта-обозрение, как одновременное представление пространственного расположения объектов.

Когнитивные карты дают возможность человеку (животному) ориентироваться в пространстве, двигаться и осуществлять свою деятельность. Процесс образования когнитивных карт длительный, он проходит ряд психологических трансформаций, благодаря которым человек получает, хранит, вспоминает и использует информацию о пространственном окружении.

Когнитивные карты привлекают внимание психологов, географов, архитекторов к проблемам пространственной ориентации, особенно потому, что пространственные схемы контролируют наше воображение, в принципе и являясь нашим воображением. С пространственной организацией связано большое количество метафор, например: человек «занимает положение», имеет «обширные» или «узкие» знания, изучить вопрос «с другой стороны», «области» и «сферы» знания.

В древние времена люди путешествовали, не имея карт или планов, при этом я не имею в виду путешествия первооткрывателей, а просто человек поехал (пошел) в другой населенный пункт, что впрочем, может произойти и сейчас, и чтобы не заблудиться, он в процессе поездки запоминает примечательные места, своеобразные вехи на своем пути. Это могут быть деревья, отличные от других, либо стоящие отдельно, либо приметные камни, либо еще какие-то объекты.

В данном случае когнитивная карта путешественника, формируется в связи с процессом движения и может быть использована в дальнейшем, являясь эффективным мнемоническим средством. Так древними греками был изобретен метод локусов, когда человек знакомится с последовательностью примечательных мест (локусов), расположенных вдоль своего маршрута.

Также для того, чтобы запомнить случайный список предметов, их надо последовательно расположить в данных местах. И для вспоминания списка, нужно мысленно пройти по тем памятным местам, где лежит каждый предмет из списка. Это «мысленное повторение пути» — ключ ко всей человеческой культуре, рассказ о путешествии.

В детстве мне с мамой довелось побывать в разных замечательных местах, являющихся литературными или историческими памятниками.

Моя мама, литератор, учила меня, как запомнить то, что я вижу, учила расставлять как бы опорные вехи на пути к объекту, делению интересного объекта на какие-то запоминающиеся части, составлению мысленного плана и благодаря этому я и сейчас до малейших подробностей «вижу» Бахчисарайский дворец, дом Александра Грина и дорогу к нему.

Рассмотрим еще пример применения когнитивных карт, теперь уже для тестирования работы аппаратных и программных средств. На основе когнитивной карты можно оценить реальное состояние аппаратных и программных средств и сравнить его с заданными параметрами.

Информация для работы когнитивной карты собирается по результатам специального тестирования и работы контрольных аппаратных средств.

Если система при наличии отказов сохраняет заданные характеристики, то она является отказоустойчивой системой, если происходит частичная потеря свойств, то все же она остается системой обеспечения живучести, если же полностью теряются свойства, то система не подлежит восстановлению.

Использование когнитивных карт возможно при разработке программных комплексов поддержки принятия решений по управлению вузов, предприятий и различных систем.

При психолого-педагогических исследованиях когнитивные карты, позволяют преобразовать декларативные знания о педагогической ситуации в процедурные знания о разрешении ее основных конфликтов и переструктурирования когнитивных карт. Когнитивные карты могут быть полезны для формирования и уточнения гипотезы о функционировании исследуемого объекта, рассматриваемого как сложная система.

Источник: https://doc4web.ru/pedagogika/kognitivnie-karti.html

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Когнитивные карты относятся к тому же классу систем представления знаний, что и фреймы.

Когнитивную карту можно понимать как схематичное, упрощенное описание картины мира индивида, точнее ее фрагмента͵ относящегося к данной проблемной ситуации.

Так что же, дату рождения когнитивного подхода следует отнести к 1948 году? Нет, дело в том, что на творчество Толмена значительное влияние оказали идеи гештальтпсихологов, и именно в их работах следует искать истоки когнитивизма.

Один из основателœей гештальтпсихологии выдающийся немецкий психолог М.Вертгеймер выдвинул целый ряд революционных для своего времени идей, которые были осознаны другими исследователями спустя десятилетия, а некоторые идеи входят в научный оборот только в последние годы.

Во вступительной статье к классической монографии Вертгеймера В.П.

Зинченко отмечает: «Из описаний продуктивного мышления Вертгеймера следует, что главным в этом процессе являются не столько операционально-технические процедуры, направленные на решение уже сформулированной задачи, сколько сама формулировка задачи, постановка проблемы.

Именно на этой стороне мыслительного процесса должно быть сконцентрировано внимание исследователœей. К этому только сейчас приходят специалисты в области информатики и искусственного интеллекта.

Наиболее проницательные из них начинают осознавать, что будущие системы искусственного интеллекта смогут решать любые проблемы, но не смогут их ставить. Постановка проблем — это прерогатива человека… Книга Вертгеймера, несомненно, поможет, если и не преодолеть компьютерные метафоры в психологии и когнитивные метафоры в информатике, то по крайней мере существенно обогатить их содержание».

В заключении своей монографии М. Вертгеймер приводит ряд обобщающих положений, подытоживающих проведенные им исследования продуктивного мышления.

Как утверждает Вертгеймер, анализ проблем, ситуаций требует не просто частичных, фрагментарных фактических истин, необходима структурная истина. Соответственно продуктивное мышление заключается «…

в усмотрении, осознании структурных особенностей и структурных требований, в действиях… в направлении улучшения ее структуры».

Здесь делается акцент на то, что неясные места͵ пробелы, нарушения следует рассматривать в соответствии с их местом и функцией в структуре проблемной ситуации.

Основными операциями в продуктивном мышлении являются структурные группировки, изоляция, центрирование, при этом следует четко фиксировать изменения в динамической структуре.

Отмечается также роль структурной транспонируемости и структурной иерархии.

Вертгеймер считает необходимым структурное понимание проблем, ситуаций. «При этом трансформация структуры часто взрывает и совершенно меняет прежнее видение проблемной ситуации. Короче говоря, дело в том, что в продуктивных процессах структурные основания становятся действующими причинами». Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно, в результате озарения — инсайта.

В монографии М. Вертгеймера отмечается роль теории графов в анализе структур (структура является также графом), подчеркивается важность процесса переструктурирования графов, ᴛ.ᴇ. ставится проблема визуализации информации.

Специалисты по когнитивной психологии считают, что каузальная (причинная) схема рисует путь размышлений человека о возможных причинах в связи с данным следствием.

Это обеспечивает человека средствами делать причинные атрибуции на основе ограниченной информации.

Допускается также, что у каждого человека есть некий репертуар мыслительных моделœей для анализа причин (множество каузальных схем).

Как показывают результаты исследований, выполненных в рамках когнитологии, человеческий ум для понимания проблем использует «универсальные объяснительные схемы, или когнитивные клише».

Яркий пример универсальной объяснительной схемы — распространенный способ отношений к любым взаимодействиям с партнером, как в шахматной игре.

Это готовая схема для понимания ситуаций, невольно навязывающих отношения конфронтации (один выигрывает, другой проигрывает или ничья), при этом обычно забывают, что возможны другие способы поведения: кооперативные действия, переговоры, при которых обе стороны остаются в выигрыше.

В.М.Сергеев отмечает, что в эпоху Великой французской революции важным элементом революционной политической культуры стала универсальная объяснительная схема, согласно которой трудности и неудачи являются результатом козней врагов революции.

Когнитивные клише — жесткое знание, являющееся коллективным социальным продуктом мышления. Одной из базовых проблем когнитологии является выяснение того, каким образом формируются универсальные объяснительные схемы.

Сегодня считается, что данный процесс происходит в результате последовательного применения специальных процедур, удостоверяющих знания, из которых важнейшие — это метафоры (к примеру, «метафора шахмат»), а также использования примеров, поскольку метафоры, не разъясненные примерами, повисают в воздух.

Когнитивная карта может быть визуализирована в виде множества вершин, каждая из которых соответствует одному фактору или элементу картины мира индивида. Дуга, связывающая вершиныи, соответствует причинно-следственной связи, где- причина,- следствие.

Связьпринято называть положительной (знак «+»), если увеличениеведет к увеличению (усилению), а уменьшениеведет к уменьшениюпри прочих равных условиях. Знак «-» над дугойозначает, что связь отрицательная, ᴛ.ᴇ. при прочих равных условиях увеличениеприводит к уменьшению (торможению)и уменьшениеведет к увеличению.

В качестве примера когнитивной карты рассмотрим представления человека, находящегося в депрессии (рис. 2).

— +

— —

— —

Рисунок 2.Когнитивная карта человека, находящегося в депрессии

Приведенная на рис. 2 картина мира позволяет анализировать динамику развития депрессии. Предположим, что самооценка больного по каким-то причинам снизилась. Это ведет к усилению депрессии (связь имеет отрицательный знак).

Усиление депрессии снижает возможность справиться с ситуацией самостоятельно, следовательно, увеличивается потребность в посторонней помощи, что в свою очередь еще больше снижает самооценку. Процесс повторяется снова и снова. Дела явно движутся в нежелательном направлении.

Чтобы найти выход из казалось бы безвыходной ситуации, крайне важно скорректировать картину мира. Следует убедить больного в том, что помощь других свидетельствует о любви к нему друзей и родственников, в связи с этим эта помощь должна повышать его самооценку, а знак соответствующей причинной связи становиться положительным.

В этом случае рассмотренная выше петля дает надежду, что со временем ситуация выровняется — случайное снижение самооценки благодаря действию петли будет компенсировано.

Когнитивные карты бывают полезным инструментом для формирования и уточнения гипотезы о функционировании исследуемого объекта͵ рассматриваемого как сложная система. Для того чтобы понять и проанализировать поведение сложной системы, целœесообразно построить структурную схему причинно-следственных связей.

Рассмотрим пример когнитивной карты для анализа проблемы потребления электроэнергии в регионе (рис. 3). Исследуемую проблему достаточно полно можно описать семью факторами, дугами отмечены существенные причинно-следственные отношения, влиянием остальных можно пренебречь. На рисунке 3 приняты следующие обозначения:

— потребление энергии;

— энергетические мощности;

— стоимость электроэнергии;

— состояние окружающей среды;

— численность населœения;

— число рабочих мест;

— число предприятий.

RQ

— — — +

C + +

Читайте также

  • — Когнитивные карты.

    Бихевиоризм, уже в лице Дж.Уотсона (Watson, 1913, 1914, 1919), отверг идею мысленных об­разов: за скобки была вынесена инт­роспекция, а вместе с ней и мысленные образы. Согласно Уотсону, интроспекция не является методом психологии — новая наука о поведении основана на объективном… [читать подробенее]

    Читайте также:  Эффективное обращение - психология
  • — КОГНИТИВНЫЕ КАРТЫ

    Когнитивные карты относятся к тому же классу систем представления знаний, что и фреймы. Когнитивную карту можно понимать как схематичное, упрощенное описание картины мира индивида, точнее ее фрагмента, относящегося к данной проблемной ситуации. Так что же, дату… [читать подробенее]

  • — Когнитивные карты

    Когнитивную карту можно понимать как схематичное, упрощенное описание картины мира индивида, точнее – ее фрагмента, относящегося к данной проблемной ситуации. Специалисты по когнитивной психологии считают, что каузальная (причинная) схема рисует путь размышлений… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/826768

    Когнитивная психология | База знаний

    Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики.

    Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики.

    Выводы когнитивной психологии широко используются в других разделах психологии, в частности социальной психологии, психологии личности, психологии образования.

    Когнитивная психология на современном этапе развития во многом основывается на проведении аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и познавательными процессами у человека.

    Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон).

    Но важно помнить, что основы когнитивной психологии (учение гештальт-психологии Коффки, Келлера и Вертгеймера; работы культурно-исторического направления (Выготский, Лурия, работы Пиаже) проводились до создания кибернетики и появления сложных вычислительно-информационных машин.

    Наибольшее распространение получила концепция, представляющая психику в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов.

    Главная роль в этой концепции отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания.

    Когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом её пропускной способности.

    В качестве базовой метафоры когнитивной психологии используется компьютерная метафора, уподобляющая функционирование человеческого мозга функционированию компьютерного процессора. Представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер, Саймон Герберт, Аллен Ньюэлл,Карл Прибрам, Роберт Солсо, Джордж Сперлинг, Борис Величковский.

    История

    11 сентября 1956 года в Массачусеттском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии. Среди присутствующих были Джордж Миллер, Герберт Саймон, Ньюэлл Аллен, Ноам Хомски, Дэвид Грин и Джон Свитс.

    22 августа 1966 года была опубликована книга Джерома Брунера «Изучение когнитивного развития» (англ. «Studies in Cognitive Growth»). Для написания этой книги в Центре когнитивных исследований приГарвардском Университете объединились 11 соавторов.

    Связь когнитивной психологии и нейробиологии

    Существует точка зрения, согласно которой когнитивная психология и нейробиология в настоящее время развиваются параллельно, активно взаимодействуя друг с другом, но со временем когнитивная психология будет полностью редуцирована к нейробиологии.

    Ряд учёных и философов на основании теоретических и исторических аргументов подвергает сомнению подобную возможность редукции когнитивной психологии к нейробиологии.

    При этом часть из них, отстаивая теоретический и практический приоритет когнитивной психологии, утверждает, что достижения нейробиологии полностью иррелевантны по отношению к когнитивным моделям психики.

    Вклад Карла Прибрама

    Одно из вызывающих большой интерес у учёных направлений когнитивной психологии – разработка голографической модели функционировании психики. Эта модель получила широкую известность благодаря работам Карла Прибрама, которые стали результатом его сотрудничества с известным американским психологом и физиологом Карлом Спенсером Лешли.

    Прибрам оказывал ему помощь в систематизации результатов исследований по резекции части головного мозга у животных. В результате проделанной работы Прибрам сделал вывод, что память и имеющиеся навыки сохраняются у подвергшихся резекции животных и после удаления обширных участков мозга.

    Это означает, что память и выработанные навыки распределены по всему объёму мозга, а не локализованы в его определённых участках. Прибрам использовал работы физика Дэвида Бома и уподобил функционирование памяти физической голограмме.

    Сущность голограммы состоит в сохранении в материальном носителе результатов интерференции двух электромагнитных волн, которые испускаются когерентными источниками. Один из источников представляет собой отражение определённого объекта, а при интерференции этих двух источников происходит формирование интерференционного изображения в виде светлых и темных колец.

    Освещение голограммы лучом лазера приводит к появлению объёмного изображения объекта, зафиксированного в голограмме. Особенность голографической матрицы состоит в том, что при отделении от неё части любого размера в этой части сохраняется вся картина целиком, хотя и менее чёткая. Некоторые положения этих теоретических построений были экспериментально подтверждены А.

    Лурией, Б. Величковским, В. Кучеренко. Хотя предложенная Прибрамом голографическая модель не получила всеобщего признания научного сообщества, она обсуждается многими известными психологами, а также играет важную роль в трансперсональной психологии .

    Литература

    • Солсо Р. Когнитивная психология. — 6-е изд.. — СПб.: Питер, 2006. — 589 с. — (Мастера психологии). —ISBN 5-94723-182-4.
    • Когнитивная психология: история и современность / Фаликман М. и Спиридонова В.. — Ломоносовъ, 2011. — 384 с. — (Прикладная психология). — ISBN 978-5-91678-008-6. 

    Источник: https://psyguru.com/database/knowledge/article-142-kognitivnaya-psihologiya

    Когнитивная карта: понятие, исследования, особенности

    Самосовершенствование 23 декабря 2016

    Что такое когнитивная карта, каким образом была исследована, чем она характеризуется и какую роль играет в психической жизни человека — об этом в статье.

    Что такое когнитивные карты?

    Человек, адаптируясь в мире, активно преобразовывает его и развивает в себе те необходимые качества и модели поведения, которые помогут ему успешно существовать.

    Все происходящее, с чем взаимодействует субъект и что он преобразовывает, становится основой для появления у него образов своего пространственного окружения. Этот образ и есть когнитивная карта.

    Как и сам человек, карта субъективна и отображает присущие только ему координаты и взаимное расположение предметов в одной картине.

    Когнитивная карта (или когнитивная схема) имеет свои пространственные координаты (верх, низ и т. д.), в которых расположены предметы. Карта имеет огромное значение для человека, позволяя ему ориентироваться в пространстве, ставить цель и достигать ее. Практическая деятельность человека была бы очень затруднена или даже невозможна без представления обстановки, в которой он действует.

    Когнитивная карта складывается не только у взрослых с развитой речью и способностью к самонаблюдению. Маленькие дети по мере обследования места проживания могут ориентироваться в нем без посторонней помощи. Мало того, такое качество присуще животным, что было открыто в процессе экспериментальной работы с ними психологов.

    История происхождения понятия

    Понятие «когнитивная карта» было предложено американским психологом Э. Толменом. Это произошло в конце 40-х годов ХХ века.

    В своем труде «Когнитивная карта у крыс и человека» он изложил результаты исследований, посвященных данному явлению.

    Так, психолог заметил, что крысы, помещенные в лабиринт и нашедшие из него выход к кормушке, могут повторить тот же путь вплавь. Таким образом, они действуют согласно внутренней карте, схеме движения.

    Такая схема складывается у существ, наделенных психикой, на основании предшествующего опыта. Она состоит из маршрутов, взаимосвязей элементов окружающей среды, которые в дальнейшем влияют на поведение человека или животного.

    Исследователь считал, что у подопытных крыс формировалась именно картина, система связанных элементов, а не простое запоминание цепи необходимых действий.

    Чтобы создать мысленный аналог физической карты, Толмен предлагал закрыть глаза и представить, сколько окон находится в известной комнате.

    Карты теории Толмена следует понимать как непосредственные, метафорические и отличать их от знаковых систем, созданных человеком, которыми тот пользуется.

    Видео по теме

    Некоторые детали исследования

    Исследования показали несколько характерных тенденций в формировании когнитивных карт:

    • тенденция переоценивать знакомые расстояния и недооценивать плохо известные;
    • тенденция выпрямлять незначительно искривленные пути;
    • тенденция приближать пересеченные пути к перпендикулярным.

    Такие искажения, к примеру, приводят к тому, что расстояние между населенными пунктами в пределах одной страны кажется меньшим, нежели между пунктами, находящимися в разных странах. Даже если расстояние между ними одинаковое.

    Когнитивная теория

    Теория и практика когнитивной психологии, к которым относится и теория когнитивных карт Толмена, как самостоятельное направление в психологии возникли в 60-х годах прошлого века.

    Мир психологии благодаря этому учению был дополнен знаниями о том, что психика — это совокупность когнитивных (познавательных) операций.

    Психологи-когнитивисты и сейчас работают над изучением психических познавательных процессов (мышления, восприятия, внимания и др.)

    Когнитивная теория имеет свой исследовательский подход и практику терапии. Так, когнитивные психотерапевты считают, что все деструктивные процессы психологического характера у человека возникают по причине нарушения процессов познания и самопознания.

    Например, страдающий депрессией человек, отвечая на вопросы: «Кто я?», «Какое у меня будущее?», будет давать исключительно пессимистические, самоуничижительные ответы.

    Поэтому работа когнитивиста с ним будет направлена на исправление таких мыслительных моделей, которые влияют на эмоциональное состояние пациента.

    Примеры когнитивных карт

    Теория когнитивных карт выделяет два их вида:

    • карту-путь как определенный маршрут, состоящий из последовательных пунктов и связанных элементов;
    • карту-обозрение как одновременное представление существующих объектов в пространстве.

    По мере развития человек совершенствует свои когнитивные карты, что помогает ему собирать, хранить и воспроизводить информацию о пространственном расположении вещей. Такие процессы интересуют ученых многих наук, поскольку когнитивные карты в определенном смысле контролируют воображение человека и, по сути, им же и являются.

    Самым ярким примером «работы» когнитивных карт является дорога путешественника, который следует не по маршруту географической карты, а по внутреннему ориентиру.

    При этом странник складывает в своем воображении свою схему маршрута, опираясь на какие-то запоминающиеся детали внешнего мира (деревья, вывески, указатели и прочее).

    Благодаря такому процессу даже по прошествии времени человек может «видеть» пройденный путь и его особенности.

    Источник: fb.ruИдёт загрузка…Бизнес
    Уставной капитал: понятие, значение, особенности

    Уставной капитал представляет собой объем первоначально вложенных активов (чаще всего денежных средств), необходимых для начала дейтельности предприятия. Размер его не произволен, а устанавливается в соответствии с оп…

    Домашний уют
    Многоквартирный дом (МКД): расшифровка понятия и особенности

    Современное строительство — одна из самых популярных сфер деятельности. Основными направлениями этой области являются постройки как торговых и промышленных объектов, так и жилых многоквартирных домов (далее — МКД). По…

    Закон
    Понятие и особенности гражданского правоотношения, его виды

    Закон – это форма выражения права. Законы на сегодняшний день являются неотъемлемой частью жизнедеятельности всех без исключения людей на планете. Этот факт обусловлен главенствующим положением права среди иных …

    Новости и общество
    Общая характеристика организации. Основное понятие и особенности

    Различные организации участвуют в жизни любого общества. Их создают с разными целями. Но все они призваны предоставлять материальные или духовные блага человеку, оказывать услуги.

    Новости и общество
    Индивидуальное сознание: понятие, сущность, особенности. Как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание?

    Окружающий мир воспринимается человеком через его психику, которая образует индивидуальное сознание. Оно включает в себя совокупность всех знаний индивидуума об окружающей его действительности. Формируется оно благода…

    Новости и общество
    Философия позитивизма: понятие, формы, особенности

    Позитивизм в философии является одним из направлений мысли. Зародился он в 30-40 гг. позапрошлого века, а его основателем считается Огюст Конт. Данное направление широко популярно и распространено в современную эпо…

    Образование
    Потребительское равновесие на карте безразличия — это…Особенности формирования точки равновесия

    Экономика – точная наука. Поэтому многие параметры, изучаемые в процессе осваивания предмета, легче всего воспринимать в виде графиков и иллюстраций. Одним из таких графических параметров является кривая безразл…

    Образование
    Где находится Таганрог на карте России? Географические особенности

    Далеко не каждый человек может ответить на вопрос о том, где находится Таганрог на карте России. В особенности в тупик это может поставить жителей зарубежных стран. Несмотря на то что это небольшой город, который, каз…

    Образование
    Разряды прилагательных: общее понятие и особенности значения, изменения и употребления

    Имя прилагательное в русском языке – это часть речи, основная функция которой – обозначение непроцессуального признака предмета (в отличие от причастия, обозначающего признак предмета по действию). Прилага…

    Образование
    Гравитационные силы: понятие и особенности применения формулы для их расчета

    Гравитационные силы являются одним из четырех основных видов сил, которые прояв…

    Источник: http://monateka.com/article/213081/

    Ссылка на основную публикацию