Квалифицированность — психология

Квалифицированный психолог — как определить уровень образования?

Квалифицированность - психология

Поиск квалифицированного психолога через интернет — задача нелегкая, тем более, что по достоинству оценить активно предъявляемые специалистами сертификаты не-психологам затруднительно в связи с бесконечным многообразием последних.

Итак:

Базовое образование

Первое на что нужно обратить внимание — базовое образование.

Оно должно быть психологическим или медицинским. МГУ, МГППУ — самые известные для Москвы из психологических. Предпочтительнее всего, чтобы в дипломе в качестве специализации были указаны «Клиническая психология» (для МГУ) и «Консультативная и клиническая психология» (для МГППУ).

Иногда такое бывает, что люди приходят в психологию не сразу. Или, имея непрестижное или просто неудачное базовое образование, но прошли серьезную подготовку по психологическому консультированию и являются успешными профессионалами.

А наоборот те, кто начинал с поступления в первоклассный ВУЗ, не стали такими уж хорошими практиками. Особенно это вероятно в контексте того, что даже самые прекрасные ВУЗы НЕ обучают психологическому консультированию и психотерапии.

Все те практические навыки, которые есть у психолога, получены вне стандартной образовательной программы.

Высшее образование в первую очередь дает теоретическое понимание существующих в психологической науке и практике проблем. Это надежный фундамент для последующего обучения, но, само по себе, теоретическое видение и систематизированные знания, никак не определяют способность психолога помочь в решении проблем реально обратившегося человека.

Дополнительное образование

Данный раздел я бы хотела представить в виде списка того, какие формы дополнительного образования существуют, насколько и почему они важны для успешной практики. Чем в большей степени понравившийся вам психолог соответствует нижеупомянутым требованиям, тем лучше.

1. Психолог имеет сертификаты подтверждающие прохождение долгосрочных образовательных программ повышения квалификации

Самые короткие из таких программ — 100 часов и посвящены какой-либо узкой теме (например, «Применение методов песочной терапии для работы с детьми»). Чем более широкая тема заявлена, тем большее количество часов должен занимать обучающий курс (например, «основы психоанализа» — 100 часов; «Психоаналитическое консультирование — 680 часов)

Посмотрите, какую именно образовательную программу прошел специалист (то есть на чем он специализируется) и от какого института.

Если это институт, который сотрудничает с другими организациями и имеет членство в мировых сообществах, это гарантия качества подготовки специалистов — поскольку сертификат выдается не по факту оплаты курса, а по факту прохождения специалистом сертификационных испытаний (экзаменов). Если институт, выдавший диплом не ведет подобного сотрудничества и не является членом более крупных ассоциаций — тот тут все на ваш страх и риск.

2. Психолог активно участвует в жизни профессионального сообщества: участвует в интенсивах, конференциях, ведет мастер классы на психологических школах, публикуется в научных журналах…

Если вы видите, что ваш психолог постоянно присутствует в поле психологических событий — это говорит о том, что он вовлечен в то, чем занимается, не устает интересоваться, готов развиваться и улучшать свой профессионализм. Писать статьи, публиковать исследования, выступать на телевидении, давать интервью — все это способы быть в диалоге с людьми вне своего кабинета.

3. Членство психолога в различных ассоциациях

Для того, чтобы оценить значение этого членства нужно обратить внимание на все те же самые детали, как и при оценке института. А именно, включена ли организация, членом которой он является, в более крупные сообщества. Приведу пример линии профессионального развития в сообществе.

Есть кандидаты московского психоаналитического общества, которые по мере своего развития в сообществе станут членами МПО, получив членство, они могут претендовать на то, чтобы со временем стать членами Международной Психоаналитической Ассоциации и т.д.

Для подобного профессионального развития психологи проходят образовательные программы и сдают аттестационные экзамены, на которых показывают свою работу. Чем больший статус имеет специалист, тем более признанным является его профессионализм.

4. Стаж практики

Чем больше стаж реальной практики работы с клиентами, тем лучше. Однако, этот самый стаж лучше мерить не количеством лет, а количеством проведенных консультаций. К сожалению, в этом вопросе специалисту можно верить только на слово, ни на каких бумагах это не запротоколировано.

Если психолог числится в психологических центрах, особенно в штабе, это дает определенную гарантию того, что регулярная практика у него имеется.

Если психолог пишет статьи, проводит мастер-классы или еще как-то себя проявляет и при этом производит на вас впечатление разбирающегося в своей теме человека, то этого вполне достаточно, чтобы присмотреться к нему.

По этой теме выскажу еще свое субъективное мнение, что испытываю некоторое опасение по отношению к специалистам, заявляющих о более чем 10-летнем стаже работы, но при этом не имеющих обсуждаемых здесь «регалий» и предлагающих низкую стоимость за свои услуги. Часто это бывает своеобразным проявлением неуверенности в себе (что может и не влиять резко на качество услуг) или указывать на низкую результативность в более высоком ценовом сегменте.

5. Большой опыт личной терапии и супервизии

Специалист может сам акцентировать внимание на том, у кого и в каком объеме прошел супервизию или личную терапию. Поскольку в это, в любом случае, было вложено много сил и финансов.

Но если про психолога известно, что он получил дополнительное образование в признанном институте (см.

1 пункт), то тут можно не беспокоиться, что с количеством часов личной терапии и супервизии у него все в порядке, даже если это нигде им не упоминается.

6. Преподавательский стаж в программах повышения квалификации по психотерапии

Если психолог, ведет терапевтические и образовательные группы (см. требования к институтам), дает супервизию молодым обучающимся или начавшим практику специалистам , то это говорит о признанности его мастерства среди коллег.

7. Научная деятельность

Это моя больная тема, поскольку я приняла горькое решение не развиваться в этом направлении. Если ваш психолог ведет научную деятельность и имеет научные степени, звания — это говорит о том, что психология и психотерапия дело его жизни.

Это означает, что к своей работе специалист подходит самым тщательным образом, чувствует большую ответственность за ее результаты и имеет большое количество поддерживающих его профессиональных связей. Но это не означает, что только проявившие себя в науке практики заслуживают доверие.

Слишком большое количество титулов — вероятность того, что в семье ваш психолог бывает редко, так как сильно ориентирован на достижения. Это хорошо для одних клиентских запросов и хуже для других.

Источник: https://mariadolgopolova.ru/stati/kvalifitsirovannyj-psikholog-kak-opredelit-uroven-obrazovaniya.html

Профессионализм человека как объект психологического изучения: системный подход

Профессионализм характеризует свойство некоторых людей выполнять свою работу на высоком уровне – систематически, эффективно и надежно.

Человек может приобрести профессионализм в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, а может и не приобрести профессионализма, а лишь «числиться» профессионалом.

Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.

Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека. Мы согласны с Е.А.

 Климовым, считающим необходимым рассматривать профессионализм «не просто как некий высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию (курсив наш – С.Д.) сознания, психики человека» [8, с. 387].

Профессионализм, являясь свойством конкретного человека-профессионала и полностью отражая его индивидуальность, одновременно реализуется как качество «надиндивидуальное», поскольку формируется с учетом профессиональных требований конкретной социально-производственной системы и обеспечивает ее воспроизводство, сохранение и развитие.

Психологический феномен профессионализма рассматривается нами как системное образование (система), характеризующее организацию психики человека-профессионала в целом.

Применяя термин «система» по отношению к феномену профессионализма мы выражаем тем самым не только сущность рассматриваемого явления, но и свое отношение к сущности объекта изучения, подчеркиваем класс свойств, которые представляются интересными, точку зрения, – отсюда разноплановость описания и многочисленность возможных декомпозиций («членений») системы и выделения подсистем.

С учетом важности комплексного подхода к многомерному явлению профессионализма человека, выявления динамики изменения профессионализма человека на разных этапах его профессионального развития (профессионализации), мы будем основываться на следующих концептуальных предпосылках рассмотрения психологического феномена профессионализма.

Во-первых, профессионал – это человек в целом, и как биологический индивид, и как личность, и как индивидуальность и как субъект деятельности и жизни в целом.

Поэтому феномен профессионализм человека необходимо рассматривать во всех указанных аспектах: биологической индивидности, личности, индивидуальности и субъектности.

Это относится к изучению становления профессионализма, его развития, а также к проявлениям профессиональных деформаций [4].

Во-вторых, анализ профессионализма подразумевает изучение всех измерений этого комплексного феномена. В качестве таких основных измерений считаем целесообразным остановиться на рассмотрении профессионализма как 1) свойства, 2) процесса и 3) состояния человека-профессионала. Остановимся на указанных аспектах подробнее.

  1. Профессионализм, рассматриваемый как интегральное свойство (качество) – это совокупность наиболее устойчивых и постоянно проявляющихся особенностей человека-профессионала, обеспечивающих определенный качественно-количественный уровень профессиональной деятельности, характерный для данного человека. Профессионализм (как свойство) является результатом онтогенеза человека в процессе его профессионализации.
  2. Профессионализм, рассматриваемый как процесс (закономерное, последовательное изменение) имеет фазы или стадии: начало (возникновение), течение (экстенсивное или интенсивное развитие, стагнацию, деградацию и др.), окончание. Процессуальный аспект изучения феномена профессионализма основывается на выделении его временных характеристик: длительности и устойчивости фаз и стадий.

Можно выделить следующие стадии развития профессионализма:

  1. стадию допрофессионализма, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности не достаточна высока;
  2. стадию собственно профессионализма, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; указанная стадия включает, в свою очередь, совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенным внутренних и внешних критериев;
  3. стадию суперпрофессионализма или мастерства, которая соответствует приближение к «акме», т.е. вершине профессиональных достижений;
  4. стадию «послепрофессионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).

Процесс становления профессионализации, как правило, характеризуется существенной немонотонностью смены фаз и стадий [5].

  1. В общем случае состояние является характеристикой любой системы, отражающей ее положение относительно координатных объектов среды [6]. Профессионализм, рассматриваемый как состояние человека-профессионала, может быть внутренне и внешне наблюдаемым. Внутренне наблюдаемое состояние профессионализма – это зафиксированное сознанием субъекта на определенный момент времени интегральное ощущение благополучия (неблагополучия), комфорта (дискомфорта) в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Внешне наблюдаемое состояние профессионализма – это степень благополучия, определяемая по внешне читаемым признакам.

Профессионализм, рассматриваемый как состояние человека-профессионала, активизирует регулятивные функции в профессиональной адаптации субъекта деятельности к компонентам профессиональной среды.

Читайте также:  Выстраивание отношений - психология

В соответствии с теорией систем, описание профессионализма как системы следует проводить с трех точек зрения или подходов: функционального, морфологического и информационного [6].

Функциональное описание профессионализма. Психологический феномен профессионализма как объект изучения интересен прежде всего результатами своего существования, местом, которое он занимает среди других психологических явлений. Поэтому познание профессионализма следует начинать с описания его функций и критериев.

Мы исходим из понимания того, что профессионализм предназначен для «обслуживания» (или, иначе, «обеспечения») системы более высокого уровня, в качестве которой выступает система профессиональной деятельности.

Поэтому стоит уточнить, что далее рассматриваются функции не в смысле круга обязанностей, которые выполняет специалист в той или иной профессиональной деятельности, а в к смысле круга задач, которые решает феномен профессионализма человека в преобразовании действительности.

Критерии определяют те совокупности признаков и их значения, которые позволяют судить о степени выполнения обобщенных и конкретных функций данного системного объекта.

Функциипрофессионализма. В общем случае функция характеризует процессуальную и результативную стороны внешнего проявления свойств рассматриваемого объекта в данной системе отношений.

С процессуальной стороны основная функция профессионализма (как объекта изучения) представляет собой преобразование субъекта труда.

Результативная сторона функции представляет получение обобщенных и конкретных полезных результатов, удовлетворяющих определенные социальные потребности.

Конкретные функции профессионализма человека ориентированы на обеспечение решения следующих обобщенных профессиональных задач: а) создание потребительских стоимостей, качество, надежность и производительность которых не ниже нормативного уровня; б) производство, сохранение и развитие нормативно одобряемого способа конкретной профессиональной деятельности, в ее развитии за счет индивидуального обогащения; в) воспроизводство, сохранение и развитие конкретной профессиональной общности, участником которой является данный специалист и которая, в свою очередь, является частью всего профессионального сообщества и частью общества в целом.

Конкретизация функций профессионализма позволяет обратиться к анализу тех свойств (качеств) человека-профессионала, которые обеспечивают их реализацию. К ним относятся профессионально важные качества (ПВК) и отношения человека к профессиональной деятельности и к профессии в целом.

Выполнение функций в общем случае сопровождаться не только получением полезных результатов, но и определенных издержек (затрат), которые могут быть как материальными (объективными), так и нематериальными (социальными, психологическими).

В теории систем принято считать, что система выполняет свои функции, если параметры системы и процессы ограничены определенными пределами, вне которых  система разрушается либо радикально меняет свои свойства.

Поэтому функциональный подход требует изучения тех условий, в которых возникает, реализуется и развивается профессионализм.

Поскольку функции характеризуют процессы с точки их результатов, которые могут быть как внешними («объективными»), так и внутренними («субъективными»), неизбежен вопрос о критериях оценки полученных результатов.

Критериипрофессионализма. Критерии, т.е. показатели (признаки), на основании которых можно судить об уровне профессионализм, могут быть двух видов: внешние по отношению к человеку (объективные) и внутренние (субъективные) [5].

В первую группу критериев профессионализма входят такие показатели результативности деятельности, как количество и качество произведенной продукции, производительность и т.д.

Во вторую группу критериев оценки уровня профессионализма могут следующие показатели: а) профессионально важные качества; профессиональные знания, умения и навыки; б) профессиональная мотивация; в) профессиональная самооценка и уровень притязаний; г) способности к саморегуляции и стрессоустойчивость; д) особенности профессионального взаимодействия; е) общая физическая тренированность. В качестве критериев результативности возможно использование и дополнительных показателей, отражающих специфику изучаемой профессии.

С учетом активной роли человека в процессе становления профессионализма, будем опираться на три ведущих (обобщенных) критерия, выделенных Ю.П. Поваренковым [9]:

  • профессиональная продуктивность;
  • профессиональная идентичность;
  • профессиональная зрелость.
  1. Критерий профессиональной продуктивности характеризует уровень профессионализма человека и степень соответствия его социально-профессиональным требованиям. Этот критерий характеризуют такие объективные показатели результативности, как количество и качество произведенной продукции, производительность, надежность профессиональной деятельности т.д.

Мы считаем, что важнейшей составляющей данного обобщенного критерия профессиональной продуктивности является эффективность профессиональной деятельности, рассматриваемая нами как интегральный показатель, включающий организационно-экономическую, социальную, психологическую и «клиентоцентрированную» составляющие [3].

Экономическая эффективность деятельности определяется отношением доходов к затратам при получении полезного результата. Психологическая эффективность определяется соотношением удовлетворенности специалиста и психофизиологической «цены» его деятельности.

Социальная эффективность характеризуется соотношением полезного социального результата (это могут быть социальные потребности производственной группы, в котором работает специалист), к социальным издержкам этой группы.

Под «клиентоцентрированной» эффективностью понимается степень ориентации субъекта труда не на сиюминутную выгоду, а на долгосрочные взаимоотношения с потребителем. Отметим, что при совместной деятельности можно говорить о долевом вкладе данного работника в продуктивность деятельности коллектива.

  1. Критерий профессиональной идентичности характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развития своего индивидуального потенциала. Профессиональная идентичность оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой. Мы считаем, что профессиональная идентификация человека профессии происходит путем соотнесения интериоризированных моделей профессии и концептуальной модели профессиональной деятельности (КМПД) с профессиональной Я-концепцией [2]. Профессиональная Я-концепция включает представление о себе как члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих профессиональному сообществу. Сюда входят представления о ПВК, необходимых профессионалу, а также система отношений человека к профессиональным ценностям.

Источник: https://novainfo.ru/article/277

Предмет психологии профессионализма

Психология профессионализма — это один из разделов пси­хологии труда.

Психология труда — это система психологических знаний о труде как деятельности и о трудящемся человеке как о ее субъекте (10).

Психология труда изучает проявления и развитие психики человека в ходе труда, а также соответствие про­цесса и результата труда, качеств отдельного человека требованиям профессии.

Кроме того, психология труда рассматривает профориентацию, профотбор, охрану труда, профессиональное обучение и проектирование развития специалиста, профадаптацию, профессиональную аттестацию и т.д. (К.М. Гуревич, Е.А. Климов, Ю.В. Котелова, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков и др.).

Новая психологическая наука акмеология (А.Н. Рыбников, Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач и др.

) имеет своим предметом наиболее творческие периоды в жизни человека; этапы зрелости, сопровождающиеся повышением эффективности профессиональ­ной деятельности; профессионализм зрелых людей; закономерно­сти психического развития личности в период его расцвета (акме); многопартийность процесса восхождения к профессионализму.

Психология профессионализма выявляет условия и законо­мерности продвижения человека к профессионализму в его труде, изменение психики человека в процессе восхождения к профессионализму. Психология профессионализма в нашем понимании (см.

оглавление книги) обсуждает психологические критерии и уровни профессионализма, этапы и ступени на пути человека к профессионализму, показатели профессиона­лизма, возрастные и индивидуальные особенности становления профессионала; факторы, вызывающие снижение профессио­нализма (профессиональное старение, профессиональные де­формации и т.д.), пути их преодоления.

Психология профессионализма находится на стыке психо­логии труда и акмеологии.

Ряда других наук изучают те или иные аспекты труда. Так, профессиоведение, профессиография занимаются описанием профессий, их классификацией, профессиология выявляет за­кономерности изменений в мире профессий, в строении тру­дового процесса.

Социология труда рассматривает общественный труд, фун­кционирование социальных общностей, объединенных профес­сиональными признаками; социально-профессиональный кон­текст и фон труда; социология профессий изучает социальную престижность профессий и т.д.

Эргономика (эргология) изучает оптимизацию содержания условий и средств труда, выявляет факторы повышения эффек­тивности труда при одновременном облегчении труда, умень­шении усилий, сохранении здоровья и обеспечении развития личности человека, включает вопросы проектирования техники с учетом психофизиологических возможностей человека.

Статистика труда охватывает массовые явления и процессы в области труда с помощью системы различных количественных показателей (состав и численность трудовых ресурсов, состав и численность занятых в народном хозяйстве по отраслям, показатели рабочего времени, уровня и динамики производи­тельности труда, качества труда и его эффективности).

Профессиональная экология приступает к изучению влияния профессиональной среды на человека, возможностей создания комфортной профессиональной среды,

Физиология труда исследует функциональные сдвиги в ор­ганизме в процессе труда, разрабатывает рекомендации по организации труд: в оптимальном режиме труда.

Психогигиена труда осуществляет изучение и предупрежде­ние психотравмирующих факторов, связанных с профессио­нальной деятельностью.

Гигиена труда рассматривает санитарные условия и факторы трудового процесса, рабочего места.

Профессиональная патология как отрасль медицины изучает профессиональные заболевания, а также условия труда, кото­рые могут стать причиной профессиональных болезней.

Трудовое право имеет своим предметом юридическое офор­мление трудовых отношений, формы оплаты, меры взыскания за нарушения трудовой дисциплины, трудовые конфликты.

Со всеми науками о труде психология профессионализма, безусловно, должна контактировать, уделяя вместе с тем глав­ное внимание качественным (позитивным и негативным) изме­нениям психики человека при тех или иных его профессио­нальных переходах и превращениях.

ТРУД, ЕГО ВИДЫ, СТОРОНЫ ТРУДА (ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ТРУДА)

Труд — это процесс преобразования человеком предметов окружающей действительности (и изменение в ходе этого са­мого себя) с целью удовлетворения общественных и личных, материальных и духовных потребностей.

Специфически чело­веческими особенностями труда считают: наличие осознавания цели до начала труда (чем человек отличается от пчелы, по К.

Марксу), осознанное использование средств и «орудий», замена «орудиями» функций другого участника труда и др.

Труд — разновидность деятельности человека. Как и во всякой другой деятельности, человек в труде взаимодействует с окружающей действительностью, в ходе чего у него склады­вается образ, ориентирующий человека в предметном мире, ставится и достигается сознательно поставленная цель, реа­лизуются мотивы и отношения человека к окружающему миру.

Вместе с тем трудовая деятельность отличается от других видов деятельности тем, что она всегда имеет направленность на создание продукта (материального или идеального), нужного людям, тем самым на достижение социально значимого ре­зультата. Это отличает труд от других видов деятельности.

Так, в учебной деятельности, в учении главным содержанием явля­ется овладение обучающимся способами познания мира; иг­ровая деятельность, игра направлена на усвоение человеком в символическом плане способов поведения, управления дру­гими людьми; в деятельности общения осуществляется обмен «продуктами» ранее осуществленной деятельности.

Труд ис­пользует все виды деятельностей (учение, игру, общение) для наиболее эффективного получения продукта, нужного людям (обществу, себе).

Виды труда человека могут анализироваться по разным основаниям.

Различают виды труда по продукту — создающие матери­альные блага (производственная сфера) и конструирующие но­вые идеальные продукты-идеи, новые технологии, новые сис­темы управления, обслуживания населения (непроизводствен­ная сфера). Каждый вид труда вносит свой важный вклад в общественный прогресс, хотя их соотношение может со вре­менем меняться.

Так, раньше узко производственная сфера играла главную роль в общественном прогрессе; производство зависело от затрат физической и нервной энергии рабочих, продукт был непосредственным результатом технологических операций, в структуре кадров преобладали непосредственные работники — исполнители, так называемый производственный персонал («синие воротнички»)… Удельный вес непроизвод­ственного персонала («белых воротничков») был невелик. Сей­час в экономическом развитии общества происходят новые процессы: расширение роли интеллектуального компонента в труде, вымывание машинного труда, возрастание роли нау­коемких производств, новых компьютерных технологий, усиле­ние значимости накопления информации, усложнение органи­зационной структуры предприятий, необходимость услуг по донесению уже изготовленного продукта до потребителя в удобной для него форме на основе рекламы. В этих условиях представители так называемой непроизводственной сферы мо­гут вносить большой вклад в общую производительность труда, экономичность, эффективность. Производительность труда — это взаимосвязь между использованием ресурсов и его резуль­татами. «Белые воротнички» (инфраструктурный персонал) за счет сбора и обработки информации, поиска новых идей и технологий могут внести и вносят существенный вклад в про­изводственную сферу. В особой мере это относят к новым видам труда в производстве будущего — программисты уп­равляемых производственных вычислительных комплексов, операторы роботизированных производств, специалисты по сверхновым материалам (так называемые «золотые воротнич­ки») (5).

Читайте также:  Работа с обидой - психология

По содержанию труда различают труд простой и сложный, ручной и автоматизированный (см. ниже), строго регламенти­рованный и свободный творческий, а также требующий высо­кой, средней, низкой квалификации. При частичной автомати­зации механизации и труда требуется средняя квалификация, при комплексной механизации и автоматизации — высокая квалификация работников.

Сопоставим виды труда по степени включенности в него активного творческого человека.

— Каждому человеку приходится выполнять труд по само­обслуживанию. Здесь человек выступает как индивид.

— Каждому человеку требуется также осуществлять потре­бительный труд, направленный на удовлетворение собственных потребностей.

Здесь человек — работник, создающий (обычно опосредованно) продукт для поддержания своей жизни.

Чело­век здесь на несколько шагов может опережать ситуацию, но не отрывается от текущей деятельности и насущной потреб­ности… Человек осуществляет такого рода труд, чтобы за­работать себе на хлеб насущный.

— Люди так или иначе участвуют в общественно-полезном труде, выступают как социальные индивиды, добровольно вы­полняя труд для общества.

— Подавляющее большинство людей включено в исполни­тельный производительный труд (в производственной и непро­изводственной сфере).

Здесь человек — деятель, производящий реальный продукт (деятель широкого или узкого профиля, то есть он выполняет широкий или узкий круг исполнительных трудовых действий).

В этом труде человек осуществляет тре­буемые от него и заданные обществом обязательные трудовые действия, где образец достаточно жестко задан, а оригинальное выполнение может привести к браку… В этом виде труда пока отсутствуют условия для выражения («опредмечивания») человеком в продукте труда своей индивидуальности. Труд в минимальной степени несет печать индивидуальности человека. Всякому человеку приходится участвовать в таком исполни­тельном стандартизованном рутинном труде. Главное — не сводить к нему всю свою трудовую деятельность.

— Значительная, часть людей осуществляет квалифициро­ванный производительный труд, используя при этом специаль­ную подготовку, совокупность знаний и умений. Здесь человек выступает как специалист (с высокой, средней, низкой квали­фикацией). Квалифицированный труд также может включать в себя элементы исполнительного труда по образцу.

Подавляющее большинство людей осуществляет свою рабо­ту, сопрягая свои усилия с другими людьми, тем самым вклю­чаясь в совместный организованный труд.

— Многие люди стремятся участвовать в свободном само­стоятельном производительном труде, где человек сознательно ставит себе цели, выбирает средства, достигает и оценивает результат. Здесь человек — субъект труда, в своих целях он начинает реализовывать («опредмечивать») свои индивидуаль­ные потребности, цели, задачи, средства.

— Зрелая личность стремится участвовать в профессиональ­ном производительном труде, где человек, освоив нормы про­фессии, выполняет их на высоком уровне, превращая тем самым труд в профессиональную деятельность, стремится развивать себя средствами профессии. Здесь человек выступает как про­фессионал, компетентный деятель, при этом его компетент­ность распространяется на собственно профессиональную де­ятельность, на профессиональное общение, на развитие личности, индивидуальности.

— Относительно небольшая часть работающего населения участвует в творческом производительном труде, где наиболее полно выявляются («опредмечиваются») характерные для дан­ной личности и значимые для общества цели и результаты труда.

Здесь человек — творец, новатор, изобретатель, супер­профессионал. Его профессиональная деятельность тесно не связна с образцами, он сам намечает планы, его задачи и способы нестандартны, оригинальны.

Человек устремлен в бу­дущее, иногда опережает свое время и может быть не понят, современниками.

— В отдельных случаях общество включает человека в при­нудительный исполнительный труд (например, в местах лише­ния свободы, что не мешает некоторым отдельным людям сочетать этот труд с мастерством и даже творчеством).

Не претендуя, естественно, на исчерпывающее освещение вопроса, мы попытались соотнести виды труда и степень вклю­ченности в него человека. Представим это соотношение в виде таблицы.

Источник: https://cyberpedia.su/14×10634.html

Индивидуальная консультации психолога

Выход всегда есть!
И мы вместе будем его искать!

У меня есть мощный фонарь знаний. Я беру Вас за руку! И так мы вместе будем идти с Вами по тем местам Вашего сознания и бессознательного, куда не хочется смотреть или сделать это одному трудно и страшно.

Я буду вести Вас бережно и аккуратно. Но если вдруг Вы оступитесь, у меня есть страховка, которая будет Вас поддерживать на всем пути следования.

По мере продвижения дорога будет все интересней и увлекательней. Вы обнаружите, что те страхи и преграды, которые мешали Вам идти вперед, превратились в дополнительные силы и начали сами помогать расти в жизни.

Так, вместе мы выходим на светлую тропинку, которая и приведет Вас к ровной широкой дороге, по которой в скором времени Вы уже самостоятельно достигните Вашей цели.

Но прежде всего Вам необходимо помнить, что результат во многом зависит от Вас самих. Очень Важен Ваш настрой, собранность и готовность к переменам.

Работа строится строго на принципе конфиденциальности

Отличия квалифицированного психолога от неквалифицированного

Цели психологической помощи

        Квалифицированный психолог              Неквалифицированный психолог
 1. Ориентируется на цели клиента 2. Формирует цели психологической помощи на основе личности клиента 1. Ориентируется на свои цели 2. Формирует цели психологической помощи на основе своей собственной личности

Общение

 1. Имеет множество откликов и реакций на многие ситуации и проблемы. 2. Избегает оценочных суждений о действиях клиента. 3. Осознает влияние как себя на клиента, так и клиента на себя. Выделяет его в разговоре с клиентом. 1. Обладает типичным стилем поведения, фиксируется на одном или нескольких откликах. 2. Шаблонно оценивает действия клиента. 3. Нет понимания о том, что такое межличностное влияние.

Мировоззрение

Понимает сложность своей работы,стремится понять и использовать в неймножество способов помощи клиенту.Не размышляет на тему работы,ограничивается одним способомпомощи клиенту .

Понимание чужой культуры

Способен воспринять и понять чужуюкультуру.Способен работать лишь в рамках однойкультуры, которую он понимает.

Конфиденциальность

Заботится о сохранении и неразглашенииинформации.Не заботится о конфиденциальности,склонен к распространениюпсихологической информации.

Ограничения в деятельности

1. Реально оценивает свои возможности,не берется за работу, находящуюся внеего компетенции.2. Работает с профессионалами смежныхспециальностей.1. Берется за любую работу.2. Не хочет работать с другими профессионалами.

Человеческое достоинство

Уважает достоинство своего клиента.Склонен смотреть на других людей сверху вниз.

Обобщенная теория

Развивает собственную концепциюпсихологической помощи на основесуществующих.Привязан к одному подходу,не размышляет об альтернативах.

Отношение к обобщенной теории

Понимает, что у каждого исследователяесть свой взгляд на мир.Игнорирует теории других авторов.

 

Мифы о психологах

В наше время, по многим причинам, у людей сложилось недоверчивое (а иногда и негативное) отношение к психологам, что является результатом

разного рода мифов об этих врачевателях человеческой психики. В этой статье мы рассмотрим основные.

Все мифы по сути можно разделить на две категории:

  1. Кто такой психолог.
  2. Чем он занимается.

А. Кто такой психолог?

1. Отличие психолога от психиатра

 — Это заблуждение:

Очень часто люди не видят различий между психологами и другими специалистами смежных с ним профессий, такими как психиатрами. Для них психолог и психиатр, это немного разные названия одного и того же человека. Из этого рождается нежелание идти к психологу, так как человек считает, что это будет показателем того, что он ненормален.

— На самом же деле:

На самом деле психолог и психиатр, это совершенно разные профессии.

Психолог работает только со здоровыми людьми и помогает им исключительно с помощью речи.

Психиатр же работает с людьми, имеющими проблемы с нарушениями самой психики, и в его арсенале присутствуют в основном медикаментозные средства.

 2. Профессионализм психолога

— Это заблуждение:

Люди любят такие фразы, как: «Да ты психолог!» или «Не нужен мне психолог, у меня друг разбирается в этом». Почему? Для многих людей, психология является чем-то на грани реального и вымышленного, кроме

того, наука эта молодая, и многие люди считают, что стать психологом можно, просто прочитав пару книжек по этой теме.

— На самом же деле:

Психология на самом деле является очень объемной и серьезной наукой, включающей в себя очень многие сферы человеческой жизни. Недостаточно пары книг, чтобы научиться помогать людям, для этого нужно несколько лет учебы, как минимум. Поэтому психологом может называться лишь человек, имеющий соответствующее психологическое образование.

Б. Чем занимается психолог?

1. Советы психолога

— Это заблуждение:

В обществе распространено мнение, что психолог нужен для того, чтобы давать людям советы о том, что им делать. Мол, попал в трудную психологическую ситуацию, пришел к психологу на сеанс, объяснил, в чем дело, и он посоветовал как поступить, чтобы из нее выйти.

— На самом же деле:

Забудьте об этом. Настоящий психолог никогда не будет давать вам советы о том, что вам делать. Это не входит в его права и возможности.

Настоящий психолог пытается получить от вас по крупице ту информацию, которой вы сами не придаете значения, помочь вам составить из нее ясную картинку ваших психологических проблем, и помочь вам найти возможные пути выхода из них. А дальше, вы сами решаете, как поступать.

2. Разговоры, время и деньги.

— Это заблуждение:

Психологическая помощь редко бывает, бесплатна, так уж повелось, что психологам тоже надо кушать. По этой причине многие люди считают, что психологи, это просто шарлатаны, которые пытаются с вами подольше поболтать, растянуть на несколько сеансов то, что можно было сделать за один, и т.п.

— На самом же деле:

Не обманывайтесь внешней невинностью разговоров с психологом. Почти в каждой его фразе содержится определенный смысл, благодаря которому он пытается вас раскрыть и показать то, что внутри, вам же. Это очень

длительный процесс, и зависит он главным образом от того, как вы сами будете к этому относиться. Многие люди просто не хотят видеть того, что им показывает психолог.

Источник: http://psiholog-kipor.ru/konsyltaciya.html

Психологическая модель профессионализма

Психологическая модель профессионализма

Основу модели составляют общие характеристики  цивилизованной личности,  ее свойств и качеств, отвечающие целям, задачам и принципам образования, предусмотренным федеральными законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Они составляют первый блок характеристик модели, а второй — профессиональные характеристики.

Читайте также:  Воспитание ребенка от 0 до 2 лет - психология

Психологическая макроструктура второго блока включает в себя:

• профессиональную направленность,

• морально-психологическую подготовленность,

• профессионально-деловую подготовленность.

Профессиональная направленность — ведущее свойство личности профессионала, особенности системы его побуждений на применение своих сил и способностей в избранной профессии.

Она характерна: положительным отношением к профессии, одобрением ее целей и задач, испытываемой потребностью посвятить себя их достижению и решению, оценкой ее как важнейшей, отвечающей главным личным устремлениям и призванию в жизни, индивидуальным способностям, возможностям самореализации и самоутверждения, взвешенным отношением к ее трудностям.

Социально-профессиональные взгляды, убеждения, идеалы, ценности представляют собой часть и своеобразие мировоззрения, мировосприятия и мироотношения профессионала.

Они проявляются в понимании выпускником места своей профессии и себя в обществе, критериев успешности результатов, в обоснованном выборе позиции в решении профессиональных задач и проблем.

Зрелой основой их выступают нормы гражданственности и гуманизма, социальной справедливости, личные интересы, сочетающиеся со стремлением к лучшему будущему своей страны и народа.

Профессиональные потребности испытываемая выпускником нужда заниматься определенной профессиональной деятельностью, достигнуть высот профессионализма, использовать только морально безупречные и правомерные способы работы, нужда в творческом подходе, в непрерывном общем и профессиональном росте.

Профессиональные интересы, установки, планы, отношения определяют разные виды устойчивой привязанности личности к профессии, к конкретным ее сторонам.

Подлинный профессионал любит свою профессию, увлечен ею, она безудержно манит его к себе, поглощает мысли и чувства. Его жизненные планы предполагают преданность ей и успехи в ней.

Его отношения к окружающему во многом опосредованы интересами, связанными с профессией.

Профессиональная концепция как элемент профессиональной направленности представляет собой понимание студентом: а) целей, задач профессиональной деятельности, норм, способов и средств ее осуществления, условий, трудностей и путей их преодоления («образ деятельности»); б) в каких социальных и профессиональных условиях, с какими людьми придется работать, как строить отношения, как взаимодействовать, каких норм придерживаться («образ среды и коллектива»), в) личных профессиональных обязанностей, прав, ответственности («образ должности»).

Профессиональные мотивы конкретные мотивы, влияющие на выбор профессии, привязанность к ней, отношение к месту работы, должности, влияющие на профессиональные решения и поступки.

Человек не может быть профессионалом, если направленность у него не развита. Исследования показывают, что она возникает у студентов от курса к курсу не автоматически.

Нередки случаи, когда часть разочаровывается в своем выборе, у других направленность ухудшается к выпуску, у третьих наблюдаются деформации ее, приводящие затем к злоупотреблениям на работе, аморальным фактам.

Формирование профессиональной направленности — стержень формирования личности профессионала.

Необходимость морально-психологической подготовленности профессионала обусловлена тем, что решение профессиональных задач всегда вплетено в систему моральных отношений, которые недопустимо нарушать.

Есть и профессии, особенно тесно связанные с моралью: учителя, педагога, воспитателя, социального работника, управленца, юриста, врача, работника сервиса, торговли и др.

Цель не может оправдывать применение неправедных средств — нечестности, обмана, запугивания, грубости, хамства, черствости, равнодушия, очковтирательства, предательства, продажности и пр. Цель, достигнутая неправедным путем, — неправедная цель.

Морально-психологическая подготовленность профессионала включает:

моральные знания и убеждения;

навыки, умения и привычки высоконравственного поведения на работе;

• профессиональные морально-психологические установки и ценностные ориентации, выражающие степень внутреннего принятия моральных и этических норм (существует этика учителя, этика юриста, этика врача, и вообще, как сейчас нередко говорят, — профессиональная деонтология), освоения стиля общения и поведения;

особо значимые профессионально морально-психологические качества — трудолюбие, добросовестность, справедливость, ответственность, правопослушность, неподкупность, преданность профессиональному долгу, готовность к сотрудничеству, коллективизм, общительность, неконфликтность, внимательность к людям, вежливость, демократичность, честность, требовательность к себе, здоровое служебное честолюбие и др.

Профессионально-деловая подготовленность как важное свойство личности профессионала также имеет свою структуру. Важнейшее место в ней занимает профессиональное мастерствопрофессиональная обученность, связанная с совокупностью профессиональных знаний, навыков и умений.

Профессиональное знание — информация, ставшая достоянием сознания (в том числе памяти). Опираясь на знания, профессионал разбирается в деятельности, ее проблемах, принимает решения, выбирает способы действий, контролирует и оценивает результаты.

Чем глубже и обстоятельнее он понимает, тем выше его мастерство, тем успешнее деятельность. В ситуациях конкуренции, конфронтации, борьбы побеждает тот, кто знает больше и разбирается лучше.

Исторические тенденции изменений, ведущие в будущее, повышают роль знаний, их богатства, комплексности, глубины, научности, фундаментальности и практичности.

Профессиональный навык — доведенный до автоматизма способ эффективного выполнения какого-то профессионального действия.

Свойства навыка: скорость, точность, экономичность (выполнение при минимально возможных усилиях и затратах энергии), машинальность (выполнение без концентрации внимания на технике действий), стереотипность (одинаковость выполнения при повторениях), консервативность (трудность изменения), надежность (противодействие разрушающим факторам — перерывам в выполнении, помехам, отрицательным психическим состояниям специалиста), успешность выполнения соответствующих действий. Как бы ни были важны знания, но профессионал — это прежде всего человек, умеющий профессионально действовать. До уровня навыков отрабатываются относительно стандартные, многократно повторяемые профессионалом действия.

Навыки — это автоматизированные компоненты профессиональной деятельности. Они освобождают сознание от «черновой работы», от припоминания разных сведений, приемов, рекомендаций, того, что и как делать, от контроля над движениями рук и ног, от размышления над соблюдением простейших правил.

Они позволяют профессионалу, автоматизирование выполняя стандартные действия, одновременно концентрировать внимание на важном в данный момент: наблюдении за обстановкой, собеседником, их оценке, размышлении о способах преодоления трудностей, путях достижения более высокого результата и пр.

Наличие навыков обеспечивает успешные действия в трудной обстановке, позволяет экономить силы, меньше уставать.

Навыку, проявляющемуся внешне, соответствует сложившаяся «внутренняя схема», программа его выполнения (состоящая из физиологических и психологических связей, динамических стереотипов).

 По особенностям выполнения различают:

  • сенсорные навыки (наблюдения, осмотра, проверки документов, выявления особенностей собеседника, рассматривания мелких деталей, их идентификацию и т.п.),
  • умственные (работы с документами, их оформления и заполнения, чтения карты, быстрой оценки обстановки, принятия решений, расчетов, самоконтроля, соблюдения норм и положений, планирования и др.),
  • двигательные (уверенное выполнение двигательных рабочих движений, владение инструментом, манипуляция органами управления транспортным средством и т.п.)
  • комплексные (навыки общения, реагирования на опасную ситуацию, работы на компьютере и др.).

По содержательно-функциональным особенностям различаются:

  • навыки работы с документами,
  • со средствами связи,
  • анализа обстановки и результатов действий,
  • организационные,
  • управленческие и пр.

Навыки бывают простыми и сложными. Сложные включают в себя простые в качестве компонентов. Так, навык работы на компьютере состоит из множества простых, связанных с реализацией его богатейших возможностей. Высокое профессиональное мастерство характерно владением преимущественно сложными навыками.

Профессиональное умение — освоенный специалистом комплексный способ успешного выполнения сложного профессионального действия в нестандартных, необычных, трудных ситуациях.

Если навыки обеспечивают уверенные и эффективные действия в стандартных, повторяющихся ситуациях, то умение — именно в нестандартных, заметно отличающихся друг от друга.

В нем объединены группы знаний и навыков со специальной обученностью профессионала использовать их для действий в таких ситуациях. В умении есть элементы автоматизма, но в целом оно осуществляется осознанно, а поэтому в отличие от навыка в нем всегда активно мышление.

Умение обнаруживается в правильном выявлении владеющим им профессионалом своеобразия данной ситуации, принятии адекватного ему решения, гибкого изменения порядка и способа действий, отвечающего ее реалиям.

Свойства умений: адекватность специфике ситуации, осмысленность, гибкость, успешность при любых изменениях обстановки, отвечающий ее особенностям темп, надежность.

Различают простые и сложные умения. Простые — прямое практическое приложение знаний о том, что и как делать (например, инструкции к купленному бытовому прибору, включению телевизора, пользованию радиотелефоном, справочником и пр.).

Нередко такие умения выступают начальным этапом формирования соответствующего навыка. Другое дело — сложные умения, которые включают в себя знания и навыки, но сами в автоматически выполняемый навык никогда не превращаются.

К примеру, умение водить автомашину при любой дорожной обстановке, выявлять причины отказа техники, подготавливать материалы для телепередачи, анализировать состояния рынка, составлять квартальный отчет, разрабатывать план развития производства, освобождать заложников, проводить допрос, проводить занятия с персоналом, читать лекции и множество других. Каждый раз, выполняя эти действия, надо напряженно думать, искать, творить, проявлять самостоятельность.

Сложные профессиональные умения — венец профессионального мастерства. Неслучайно на Руси подлинных мастеров издавна называют умельцами.

Есть еще один комплексный и сложный психологический компонент профессионального мастерства — профессионально-психологическая подготовленность специалиста.

Образованному человеку нужны умения разбираться в людях, в причинах их поступков, искусство общения, работы с людьми, оказания психологической помощи или воздействий на них. Кроме того, решение профессиональных задач нередко сопряжено с обострением условий, повышенными трудностями, неудачами и т.п.

Профессионально-психологическая подготовленность позволяет с успехом, без потерь выйти из трудного положения. Она профессионально обусловлена и включает:

профессионально-психологические знания: конкретные, практические, связанные с профессиональной деятельностью и нужные для преодоления ее своеобразных психологических трудностей;

профессионально-психологические навыки и умения. Их три группы:

а) аналитико-психологические: умения психологически анализировать профессиональную ситуацию, обстановку, возникшую проблему, поступок человека и др.,

б) тактико-психологические (освоенные способы психологических действий, включаемые в процесс решения профессиональных задач и повышающие его успешность): умения составлять психологический портрет человека, психологически грамотно вести профессиональное наблюдение, общаться, предупреждать и преодолевать конфликты, оказывать правомерное психологическое воздействие и др.,

в) технико-психологические — умения пользоваться психологическими средствами в профессиональной работе: речевыми, неречевыми и поведенческими (умения психологически расчетливо подобрать слова и строить фразы, произносить их с уместной эмоциональной окраской, придавать нужное выражение лицу, позе, походке и др.);

профессионально развитые познавательные и волевые качества;

профессионально-психологическая устойчивость — подготовленность к действиям в сложных и опасных условиях без снижения эффективности и качества их.

Т.О. , Способность к профессии комплексная совокупность всех или части перечисленных выше качеств, включая направленность и др.

Можно хотеть заниматься определенной профессиональной деятельностью, иметь способности к ней, но не обладать, например, нужной морально-психологической подготовленностью и поэтому оцениваться неспособным к профессии.

Порой способность к профессии определяется по отсутствию противопоказаний.

Источник: http://lartdoll.net/pedagogicheskay-psihologiya/37-lekcii-po-psihologi-vysshego-obrazovanija/992-psihologicheskaja-model-professionalizma.html

Ссылка на основную публикацию