Мотивация подростка — психология

Мотивация подростка — Психологос

Мотивация подростка - психология

Мотивация подростка — то, что побуждает подростка двигаться в том или ином направлении. Например: учиться, развиваться, приобретать, добиваться, проявлять инициативу, делиться с другими и т.д.

Учебная мотивация подростков

Для подростка важны мотивы интеллектуально-познавательного плана. Они понимаемы, сознаваемы как жажда знаний, необходимость в их присвоении, стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний.

Это именно та группа мотивов, которая соотносится со специфически познавательной деятельностью, его интеллектуальной потребностью, имеющей положительный эмоциональный тон.

Следуя таким мотивам, учащийся настойчиво и увлеченно работает с материалом, точнее, над решением учебной задачи не считаясь с усталостью, временем, исключая другие побудители и отвлекающие факторы.

Особенности мотивации школьников на примере подросткового возраста

Отечественные психологи считают, что одно из центральных новообразований этого периода — чувство взрослости, которое выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении своего личного достоинства. Сравнивая себя с взрослым, подросток не видит никакой разницы между собой и взрослым.

Он (подросток) отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Это переживание очень важно для развития личности в подростковом возрасте.

Оно стимулирует активность подростка, направленную на усвоение ценностей, установок, норм, которые, с его точки зрения, подтверждают представление о нем как о взрослом.

Чувство взрослости определяет стремление подростков приобрести умения и качества, характеризующие, по их мнению, взрослого человека и воплощенные в существующих у них образцах «настоящего мужчины» и «идеальной женщины». Они хотят участвовать в делах, которые впервые оказываются им доступны и где они могут проявить свои новые возможности.

Каково отношение к учебной деятельности и учебная мотивация у подростков? В этот период снижается мотивация учения, что объясняется увеличением интереса к окружающему миру, а также увлеченностью общением со сверстниками.

С другой стороны, формируются зрелые формы учебной мотивации, происходит переход к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию, переход к иному отношению к учению, приобретающему именно в этот период личностный смысл.

Для подростка интереснее то, что посложнее. Интересны творческие задачки, где можно проявить личную инициативу, показать на что я способен.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/motivaciya-podrostka

Правильная мотивация подростков

Правильная мотивация подростков

Очень часто родители подростков жалуются, что их дети резко меняются — становятся безразличными, избегают разговоров и ленятся выполнять даже самую простую домашнюю работу, не говоря уже о заданиях в школе. Подобное поведение настораживает и даже пугает взрослых.

А если подросток не только уклоняется от объяснений, но и заявляет, что ему ничего не нужно, его родители могут растеряться. Мотивация подростков позволит изменить ситуацию или даже предотвратить подобные проблемы.

Путем использования стимулов, которые побуждают действовать в том или ином направлении, можно возродить в подростке интерес к жизни.

Апатия, отсутствие целей — в жизни большинства подростков явления временные.

Они возникают потому, что подростки не идентифицируют себя с детьми, а чувствуют взрослыми, однако видят, что окружающие не поддерживают подобный взгляд.

Они начинают протестовать против других людей, пытаясь быть равнодушными. Родители должны прийти на помощь своим детям и показать выход из ситуации, узнав, какая мотивация подростков пойдет на пользу.

Мотивация подростков может отсутствовать в 3 случаях:

  • в результате размышлений о себе и своем месте в жизни, которые даются нелегко и порождают в глубине души множество переживаний;
  • в качестве последствия родительской навязчивости, когда невозможно стремиться к своей мечте, поскольку другие ее не воспринимают;
  • из-за низкого уровня самосознания, возникшего благодаря неправильному воспитанию и недостатку родительского внимания.

Каждый из них требует отдельного подхода, и мотивация подростков будет отличаться. Однако она всегда будет основываться на следующих моментах.

Как мотивировать подростков

Практически все подростки считают, что их несправедливо называют детьми и считают недостаточно взрослыми. Именно это их качество можно использовать для решения проблемы.

Родители должны показать пример того, что зрелость — это ответственность, самостоятельность, а не вредные привычки и ничегонеделание.

Но прибегать при этом к упрекам не стоит, ведь они будут иметь прямо противоположный эффект.

Для подростков очень важен авторитет среди сверстников. Но только получить его бывает нелегко. И от родителей, близких для них людей зависит, какие ценности они будут воспринимать в качестве похвальных. Желательно мотивировать подростков на самореализацию путем развития своей личности. Если правильно подать самые простые истины или знания, можно достичь значительных результатов.

Инициатива — это качество лидера. Тот, кому она принадлежит, чувствует свою важную роль, обязанности и ответственность. Необходимо поддерживать начинания подростков, поощрять их желания. Ни в коем случае нельзя отнимать у них эти возможности.

Нередко родители замечают меланхолическое настроение своего ребенка и начинают его критиковать, указывать ему, что и как делать. Они управляют им, а значит, не позволяют самому решать за себя. И в этом кроется самая большая ошибка. Разговор по душам позволит выяснить причину состояния подростков.

Даже у бунтарей есть те чувства и соображения, поняв которые, можно изменить их отношение к миру.

Хорошей мотивацией для выполнения домашних заданий станет материальное вознаграждение. Таким образом подростки получают первый опыт работы за деньги, на которой строится жизнь взрослого человека.

Правильная мотивация подростков становится нелегким заданием для их родителей. Последним придется проявить максимум терпимости и понимания именно в этот период развития их ребенка.

Источник: http://topgorod.com/deti/podrostki/13193-pravilnaya-motivatsiya-podrostkov.html

Формирование мотивации достижения у подростков

Формирование мотивации достижения у подростков

УДК 159. 947; 159. 947. 5 ББК 88. 840. 3 Х 98

С.Х. Хурум

Формирование мотивации достижения у подростков

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматривая особенности проявления и развития у подростков мотивации учения, нельзя не затронуть вопросы, связанные с формированием у них мотивации достижения. В статье рассматриваются особенности мотивации достижения подростков, способы и пути воздействия при формировании мотивации достижения у подростков.

Ключевые слова:

Мотив, мотивация, мотивация достижения.

Одной из важнейших проблем в современной психологии и дидактике является формирование мотивации учения.

Актуальность ее обусловлена совершенствованием системы образования, подготовкой к жизни людей, способных самостоятельно приобретать знания, формированием у них активной жизненной позиции и опыта творческой деятельности.

Все большее значение в последнее время придается исследованиям мотивации деятельности, ориентированной на достижения.

Сущность мотивации, по мнению Л.И. Божович, это совокупность мотивов, которые определяют данную деятельность [1].

Мотивация есть процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации, для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации.

Мотивация — это процесс реализации мотивов. Одним из важных этапов в развитии личности является формирование мотивов достижения.

Мотив — от латинского movere — приводить в движение, толкать. Мотив есть высшая форма побуждения и регуляции деятельности, взаимодействия человека с окружающей средой.

Одним из видов мотивации, определяющих творческое, инициативное отношение человека к делу является мотивация достижения, которая направлена на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности и ориентированна на достижение некоторого результата. Мотивация

достижения проявляется в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться, возможно, лучших результатов в области, которую он считает важной (значимой).

Мотив достижения и учебно-познавательные мотивы побуждаются и удовлетворяются в учебной деятельности безотносительно к межличностному взаимодействию и могут развиваться в любом возрасте, но в данной статье мы рассматриваем мотивацию достижения подростков.

Главным возрастным мотивом подростков является мотив достижения, который, как правило, связан со стремлением добиваться успеха, избегать неудач, с тем, чтобы повысить или сохранить самоуважение, самооценку, уважение окружающих.

Развитие мотива, баланс стремления к успеху и желание избегать неудач могут различаться: одни подростки больше стремятся к успеху, активно берутся за сложные проблемы, другие стараются сохранить уже достигнутое, не рисковать.

По Х. Хекхаузену (1986, т.1, с.262) деятельность достижения определяется в ситуации, когда есть задача и стандарт ее выполнения [7].

Согласно Х. Хекхаузену, деятельность должна удовлетворять ряду условий:

1. Оставлять после себя осязаемый результат;

2. Оцениваться качественно или количественно;

3. Требования к оцениваемой деятельности не должны быть ни слишком низкими, ни слишком высокими;

4. Для оценки результатов деятельности должна иметься определенная сравнительная шкала и в рамках этой шкалы некий нормативный уровень, считающийся обязательным;

5. Деятельность должна быть желанной для субъекта и ее результат должен быть получен им самим.

Если присутствует одно или больше условий и нет признаков отсутствия остальных, наблюдатель воспринимает поступки другого как деятельность достижения.

Для ситуации достижения, по М.Ш. Маго-мед-Эминову (1987, с.

70), характерны аналогичные перечисленным особенности: наличие задачи, требующей индивидуального выполнения деятельности; возможность успешного или неуспешного выполнения деятельности; наличие стандартов мастерства выполнения (внешних и внутренних критериев оценки результата); переживание субъектом чувства собственной ответственности за исход действия; оценка результатов на основе сравнительной шкалы, заданной стандартом мастерства (самооценка, оценка со стороны других) [5].

Действенные мотивы достижения, мобили-зирующие внутренние силы подростка для успешной работы, не только обеспечивают его активное включение в активный процесс, но и становятся достоянием личности подростка, устойчивым ее свойством.

Воздействие на мотивационную сферу подростков (развитие у них стремления улучшать свои результаты превзойти достигнутый уровень) является одним из наиболее эффективных методических приемов формирования мотивации достижения. Подростки с высоким уровнем мотивации стремятся преодолению трудностей и добиваются больших результатов.

В подростковом возрасте наиболее сильно проявляется желание обсудить что-либо со сверстниками. Кроме того, они используют малейший повод для того, чтобы как-то обратить на себя внимание, стать заметным среди других.

Включение в урок обсуждения, например, результатов работы, распределение совместных действий по функциям (взаимопроверка, взаимо-оценка) могут заинтересовать подростков.

Мотив достижения подростков характеризуется направленностью субъекта на достижение «высокого уровня мастерства при выполнении дела на основе своих усилий и способно-

стей в ситуациях, в которых имеется возможность качественного выполнения деятельности», и связан с положительными эмоциональными переживаниями личности (надежда, радость). Мотив стремления к успеху побуждает и направляет деятельность в определенную ситуацию; мотив избегания неудачи тормозит деятельность, направляет ее от указанной предметной зоны.

Качество достижения в выполнении какой-либо деятельности зависит не только от эффективности силы мотивации относительно специфических требований задачи, но, конечно, и от индивидуальной способности к выполнению соответствующей деятельности.

Качество достижения определяется как способностями, так и эффективностью силы мотивации. На формирование и развитие мотивации любой деятельности оказывают влияние эмоции и чувства, определяя модальность и силу мотива.

Из чего следует, что деятельность должна сопровождаться преимущественно положительными эмоциями, чтобы получить сильную мотивацию.

Формированию мотивации достижения, успешности учебной работы способствуют спокойный и доброжелательный тон общения, уважение к внутреннему миру подростка, оптимистический настрой и педагога, и подростков.

https://www.youtube.com/watch?v=75n9RrOyWK0

Согласно теории ожидаемой ценности очень важными в определении мотивации является ожидание успеха или неудачи. Если подростки не верят в то, что уровень усвоения приведет к значимому и ценному результату, их мотивация будет снижена.

Социальная ценность мотивации достижения подростков подчеркивает актуальность изучения закономерностей ее проявления и развития, а также поиска путей и способов ее целенаправленного формирования.

Психологи предлагают два пути воздействия на мотивацию подростков,

которыми необходимо пользоваться для формирования мотивации достижения. Первый путь — «сверху вниз» — проведение работы по осознанию мотивов: подростку раскрываются идеалы, цели, которые у него, по замыслу взрослого, необходимо сформировать, затем эти «нормы» превращаются из внешне понимаемых во внутренние, принятые самим подростком. Второй путь — «снизу вверх» — воспита-

ние мотивов происходит через организацию взрослым разных видов деятельности подростка в условиях активной деятельности самого подростка.

Деятельность достижения подростка — это форма активного целенаправленного поведения, соответствующей мотивации достижения и имеет следующие особенности:

Читайте также:  Бизнес-клиенты н.и.козлова - психология

— предпринимаемая деятельность подростка направлена на достижение определенного результата;

— подросток должен переживать направленность на достигаемый результат, то есть с желанием выполняет он эту деятельность или под принуждением;

— подростку необходимо самому прилагать усилия, на достижение результата;

— деятельность подростка должна сопровождаться эмоциональными состояниями, как в процессе, так и по окончании достижения результата.

Таким образом, мотивация достижения подростков имеет следующие критерии:

— требование достижения определенного результата, который фиксируется, оценивается, измеряется;

— этот результат оценивается, то есть, существует некоторый стандарт для оценки поведения подростка в данной ситуации;

— требования, предъявляемые к подростку в меру трудные, то есть эти требования позволяют добиться результата при приложении определенных усилий.

В заключении хотелось бы отметить, что уровень и характер мотивации учения подростков свидетельствуют о необходимости дальнейшей работы над формированием мотивации достижения деятельности. Росту их внутренней мотивации учения способствуют значительный арсенал приемов такой работы, как например:

а) привлекательная цель;

б) привлечение подростков к оценочной деятельности;

в) коллективная (групповая) форма деятельности;

г) необычная форма обучения;

д) специальные тренинги мотивации достижений и другое.

Многие стороны мотивации достижения связаны с субъективным представлением подростка о целях деятельности и трудностях их достижения, о самом себе и своих способностях, об уровне результатов и возможных причинах их получения. Эти представления относительно изменчивы и динамичны, поэтому на них можно воздействовать, их можно изменять и как результат — корректировать процесс мотивации.

Примечания:

1. Божович Л .И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л И .Божович. — М., 1972.

2. . . -ском возрасте. — М.: Педагогика, 1968.

3. . . : ,

, / -гия мотивации. — Под ред. ДА. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. — 343 с.

4. . ., — . . / . . —

сильев, М.Ш. Магомед-Эминов. — Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 144 с.

5. — . . :

Структура и механизмы. / М.Ш. Магомед-Эминов

— Дисс. канд. псих. наук. — М., 1987.

6. .

/ X. Хекхаузен — СПБ.: Речь, 2001.

7. . : 2 . /

X. Хекхаузен. М. Педагогика, 1986. Т.1 — 480 с.;

Т.2 — 398 с.

Источник: https://psibook.com/articles/formirovanie-motivatsii-dostizheniya-u-podrostkov.html

Динамика развития учебной мотивации подростка с учетом психологических особенностей возрастана примере домашнего задания

Динамика развития учебной мотивации подростка с учетом психологических особенностей возрастана примере домашнего задания

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКА С УЧЕТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЗРАСТАНА ПРИМЕРЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Класс 11 «Ф», Гимназия № 6 «Горностай»

Бердникова Анна Геннадьевна

научный руководитель, канд. филол. наук, доцент НГПУ

Введение

Проблема учебной мотивации в отечественной психологии не нова. В разное время ее исследовали Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Г.И. Щукина, Н.Ф. Талызина, М.В. Матюхина, А.К. Маркова. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, — в данном случае учебную (Л.И. Божович).

Отчетливое снижение мотивации исследователи (И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина) наблюдали уже начиная с пятого класса, когда дети вступают в ранний подростковый возраст.

Предположительно, своего пика снижение учебной мотивации достигает к восьмому классу, а затем ее уровень начинает медленно и неуклонно расти, что связано с ростом осознанности личной ответственности за результат обучения.

Следовательно, имеется прямая зависимость учебной мотивации ребенка от психофизиологических особенностей переживаемого им возрастного периода.

Для исследования нами были выбраны три возрастные группы: два пятых класса (10—11 лет), два восьмых (14 лет) и два одиннадцатых (16—17 лет).

Указанные возрастные группы были выбраны нами потому, что в средней школе влияние взрослых постепенно снижается, в то время как ответственность самого учащегося растет. Кроме того, в средней школе 5 класс — самый младший, а 11 — самый последний, что дает нам большую разницу в развитии и результатах опроса, поэтому восьмой класс выбран как промежуточное звено.

Учебная мотивация рассматривается в представленном исследовании в контексте каузаторов, способствующих или мешающих выполнению домашнего задания, с точки зрения ученика. Для этого всем участникам исследования было предложено завершить два предложения:

Я делаю домашнее задание по предметам потому что…

Я не делаю домашнее задание по предметам потому что…

Каждый участник по желанию мог остаться анонимным, что позволяет предположить высокую степень искренности ответов.

В фокусе нашего внимания домашнее задание оказалось вполне закономерно. Чем старше становится ученик, тем меньше родители склонны вовлекаться в его домашнюю учебную деятельность, следовательно, выполнение или невыполнение домашней работы указывает на наличиеотсутствие собственной учебной мотивации ученика.

Опираясь на краткую характеристику возрастных мотивационных особенностей (А.А. Реан), нами были проанализированы полученные в ходе анкетирования ответы учащихся. В исследовании приняли участие 38 учащихся пятых классов, 44 учащихся восьмых классов и 38 учащихся одиннадцатых классов.

Гипотезой нашего исследования стало следующее утверждение: Мотивационная сфера подростка развивается с учетом возрастных особенностей, описанных в трудах по возрастной психологии.

Однако с учетом процессов акселерации, особенностей организации учебного процесса в учебном заведении, а также социальных изменений в целом мотиваторы могут трансформироваться, их обусловленность возрастными особенностями снижается.

Краткая характеристика возрастных групп

Пятый класс:возраст 10—11 лет.

Этот возраст в ряде источников носит название предподросткового, главным вообразованием которого становится чувство взрослости.

Хотя значительное влияние взрослого на различные сферы жизни ребенка, включая учебную еще достаточно велико. Более того, по мнению Матюхиной М.В.

, развитие мотивационной системы ребенка на протяжении обучения в начальной школе происходит только при участии и помощи взрослого.

Ребенка периода среднего детства характеризует невысокий уровень развития способности к произвольному управлению своими желаниями, потребностями, и в этой связи проблема формирования учебно-познавательных мотивов приобретает особую значимость.

В силу своей динамичности мотивационная сфера ребенка представляет большие возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для эффективного учения.

Кроме того, высокая мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащихся требуемых знаний, умений и навыков (Реан А.А., Коломинский Я.Л., 1999).

Для пятиклассников авторитетом и примером для подражания являются взрослые-родители и учителя. Согласно описанию Г.

 Крейг, учащиеся этого возраста стараются избежать наказания, обладают мотивацией к достижению, вступают в латентную стадию (по Фрейду — период, когда сексуальная энергия направлена на попытки добиться успеха в обществе, творчестве и обучении), обладают конформностью. Их мотивация носит преимущественно экстринсивный характер.

Полученные результаты:

5 класс

Наиболее частые причины выполнения домашней работы у пятиклассников: 

Рисунок 1. Причины выполнения домашнего задания пятиклассниками

И невыполнения:

Рисунок 2. Причины невыполнения домашнего задания пятиклассниками

Полученные результаты свидетельствуют о том, что пятиклассники стараются избежать получения плохой отметки и о том, что велико влияние родителей (часто родители упоминают о важности обучения, что приводит к появлению мотива «Надо», кроме того, родители часто стимулируют детей, заставляя их делать домашнюю работу).

Эти результаты полностью согласуются с возрастными мотивационными особенностями.

Однако обращает на себя внимание субъективный мотиватор «люблю эти предметы», указывающий на более высокий уровень рефлексии и осознанности, чем это можно предположить исходя из возрастных характеристик.

А также мотиватор «знания пригодятся в будущем», который можно трактовать двояко: либо мы имеем дело с высокой степенью целеустремленности и отчетливым осознанием жизненного пути, либо с проявленным родительским программирование. В личной беседе эта двойственность может быть снята.

Восьмой класс: возраст 14 лет.

С вхождением ребенка в собственно подростковый период происходят существенные преобразования в характере мотивации его учебно-познавательной деятельности. Мотивы, доминировавшие на прежнем этапе онтогенеза, оказываются вытесненными другими, которые ранее не занимали столь значимого места.

Так, в качестве ведущего мотива в средних классах исследователи называют стремление подростка завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников, что продиктовано общими особенностями этого возрастного периода.

Проявления собственно познавательных интересов подростков, как правило, сильно расходятся. У одних они характеризуются неопределенностью, изменчивостью и ситуативностью. У других проявляются применительно к узкому кругу учебных предметов, у третьих — к большинству из них (Мухина В.С, 1997).

Значение взрослых в жизни восьмиклассников несколько меньше, чем в жизни пятиклассников, при этом растет значимость собственного мнения, подросток в большей степени начинает полагаться на собственные суждения.

Происходит усложнение мышления, что позволяет рассматривать различные ситуации более детально и находить более рациональные решения, развивается мышление на уровне формальных операций.

Начало полового созревания и активное развитие организма повышают физическую и психическую активность и выносливость.

Мотивами могут являться стремление создать положительный образ в глазах других, получение удовольствия от процесса обучения и другие.

Мотивация постепенно меняется с экстринсивной на интринсивную.

В целом, восьмиклассники представляют промежуточную ступень между пятиклассниками и одиннадцатиклассниками.

8 класс

Восьмиклассники дали такие ответы на вопрос «Я делаю домашние задания по предметам потому, что …»

Рисунок 3. Причины выполнения домашнего задания восьмиклассниками

И привели такие причины невыполнения:

Рисунок 4. Причины невыполнения домашнего задания восьмиклассниками

Мы видим, что у восьмиклассников родители оказывают значительно меньшее влияние на процесс обучения, поэтому учащиеся в первую очередь ориентированы на получение удовольствия от обучения (нередко основным критерием является интересность предмета, «нравятся предметы»).

Следовательно, можно говорить большей свободе и самостоятельности учащихся в выборе мотиваторов, на это же указывают значимые выборы демотиваторов (отсутствие интереса, не нравятся предметы).

Примечательны здесь выборы «не пригодится» и «нет времени», они могут указывать на загруженность какой-либо деятельностью, не связанной со школьным обучением, что может говорить об отчетливом представлении своей будущей занятости, определенности своего жизненного пути.

Представляет интерес наличие в одном списке антонимичных демотиваторов: «трудность в понимании предмета» и «легкость в понимании предмета», что говорит о разнообразии мотивационных стратегий, вплоть до диаметрально противоположных при выполнении домашних заданий.

Если предмет дается трудно — значит, это не «мой» предмет, нет смысла в нем разбираться и выполнять домашнее задание. Если предмет дается легко, в нем все и так понятно, зачем выполнять еще и домашнее задание.

Одиннадцатый класс: 16—17 лет.

Дальнейшее развитие мышления, по сравнению с восьмым классом, позволяет создавать более сложные модели ситуаций. Подростки могут в полной мере пользоваться абстрактным мышлением.

У одиннадцатиклассников наблюдается устойчивость интересов, длительная концентрация, как правило, сформирован характер и имеется четко выраженное мировоззрение, что позволяет им создавать жизненные планы, на основе полученного опыта.

Основными мотивами является выполнение поставленных задач, а именно получение знаний, необходимых для дальнейшего обучения.

В возрасте 16—17 лет, у подростков усиливается интеграция интересов и в то же время их дифференциация в соответствии с полом. Кроме того, наблюдается объединение познавательных и профессиональных интересов учащихся, усиливаются взаимосвязи их интересов с индивидуально-психологическими особенностями личности. (А.А. Реан).

Завершается переход к интринсивной мотивации.

11 класс

Основные причины выполнения порученного на дом задания:

Рисунок 5. Причины выполнения домашнего задания одиннадцатиклассниками

Почему одиннадцатиклассники не делают задания:

Рисунок 6. Причины невыполнения домашнего задания одиннадцатиклассниками

У большинства одиннадцатиклассников основным мотивом к обучению является ЕГЭ, так как этот экзамен играет значительную роль в их жизни — от результатов будет зависеть, поступят они или нет в ВУЗ, от чего, в свою очередь, зависит их дальнейшее будущее.

У многих уже могут быть составлены планы на время обучения в Вузе и после его окончания, и для того чтобы реализовать их, учащиеся должны постараться при сдаче экзаменов. А для того чтобы хорошо сдать экзамены нужно подготовиться, чем и занимаются одиннадцатиклассники в течение последнего года обучения.

Читайте также:  Самоактуализация подробнее - психология

Возникает ощущение сужения временной перспективы для ученика: мечтать и планировать будущее не имеет смысла, пока не сдан ЕГЭ.

При этом сохраняется нежелание получать неудовлетворительные оценки и желание получать удовольствие от обучения.

С течением времени система образования изменилась, что привело к разделению предметов на «важные» для ученика и «не важные» («важными» предметами являются те, по которым ученик будет сдавать экзамен).

Такая дифференциация предполагает, что за счет уменьшения нагрузки по неважным предметам можно увеличить нагрузку по «важным», тем самым улучшив качество подготовки по данному предмету.

Крайним проявлением уменьшения нагрузки будет являться подача материала на понятийном уровне, без глубокого погружения, вследствие чего появляется отсутствие необходимости в домашнем задании. Такой подход экономит учащемуся время, но снижает уровень общей эрудиции, энциклопедичности получаемых знаний.

Выводы:

Таким образом, наше исследование показало, что преимущественно мотивация подростков обусловлена возрастными особенностями, зафиксированными в классической литературе по возрастной психологии. Однако нам удалось отметить и особенности мотивации, обусловленные другими факторами.

Итак, основной мотивацией к обучению у пятиклассников является влияние взрослых: родителей и учителей — внешняя мотивация, однако существует и внутренняя, только намечающаяся — интерес к предметам.

У восьмиклассников на первый план выходят личные предпочтения, кроме того, с развитием мышления появляется ориентированность на будущее, учебный процесс подвергается анализу, и уже на этом этапе начинается разделение на полезные и бесполезные предметы, в этом разделении подросток предпочитает опираться на собственное суждение.

Одиннадцатиклассники еще более детально подходят к определению своих интересов, и на основе результатов выбирают наиболее полезные для реализации своих планов предметы.

Поэтому в последний год обучения они начинают усиленно готовиться к экзаменам, посещать дополнительные занятия и выполнять задания, которые помогут им при сдаче.

Существенное значение имеет фактор ЕГЭ, ограничивающий временную и мотивационную перспективу учащегося.

Наше исследование наглядно продемонстрировало динамический переход от экстринсивной мотивации в пятом классе к интринсивной в одиннадцатом.

Практическая ценность проделанного исследования заключается в том, что удалось представить наглядно совокупность учебных мотивов учащихся различного возраста. Это позволяет внести коррективы в работу психологического сопровождения соответствующих классов, профориентационную работы.

Перспективным представляется провести сравнительное исследование каузаторов мотивации для учащихся различных учебных заведений, чтобы выявить, насколько интенсивное влияние на мотивацию оказывает учебная среда, созданная в той или иной школе.

Глоссарий

Конформность — свойство личности, выражающееся в склонности к конформизму, то есть изменению индивидуумом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе.

Мотивация-совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение.Мотив— это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.

Мотивация подразделяется на экстринсивную (обусловленную внешними условиями и обстоятельствами) и интринсивную (внутреннюю, связанную с личностными диспозициями: потребностями, установками, интересами, влечениями, желаниями).

Список литературы:

1.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М., 1995

2.Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1999

3.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2002 г.

4.Крейг Г «Психология развития», — СПб., 2002 г.

5.Психология подростка. Трудный возраст от 11 до 18 лет» Под редакцией А.А. Реана. — СПб, 2006.

Источник: https://sibac.info/shcoolconf/hum/v/31639

Учебная мотивация детей и подростков. Рекомендации для родителей — Психолог в СПб

Учебная мотивация детей и подростков. Рекомендации для родителей - Психолог в СПб

Существует три основных причины снижения успеваемости учеников в школе.

Первая —  ухудшение познавательных процессов (памяти, внимания, мышления), вторая – недостаточно развитая воля (произвольность), третья – низкая учебная мотивация.

Успешная, эффективная учёба невозможна без сильной учебной мотивации. Мотивация – это мощная энергия, которая питает  и поддерживает учебный процесс, а также двигатель, который его запускает.

КАК ФОРМИРУЕТСЯ УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ

Основное влияние на формирование и развитие учебной мотивации оказывают родители. Важная задача для них – поддерживать у своих детей интерес к познанию мира буквально с рождения. Этому способствуют любые развивающие занятия при наличии позитивного к ним отношения. Далее – возраст «почемучек».

Трёхлетки заваливают родителей вопросами обо всём на свете, и важно отвечать на них всех. С 4-х лет знакомьте ребёнка с миром музеев, театров, рассказывайте ему с упоением и интересом о том, как устроен мир.

Однако, вся излагаемая Вами информация должна быть доступна для восприятия Ваших детей, а ваш эмоциональный  тон –

доброжелательным (без нервов) и заинтересованный в этой беседе. Поездки в разные города и страны, экскурсии  способствуют развитию желания узнавать что-то новое. Все эти вещи закладывают прекрасный фундамент, на котором сформируется учебная мотивация. Большую роль в воспитании ребёнка играет викарное научение. При викарном научение ребёнок перенимает поведение своих родителей.

И в будущем, даже если он активно не принимает способы жить и действовать своих папы и мамы и у него негативное к ним отношение, в тяжёлых жизненных ситуациях он бессознательно будет копировать поведение своих родителей. Это природа человека.

Если родители хотят, чтобы их чадо хорошо и с удовольствием обучалось в школе, не нужно вспоминать и рассказывать при ребёнке что-то плохое о своих школьных годах, важно говорить о школе в позитивном ключе. Школа должна ассоциироваться у ребёнка с удовольствием от познания чего-то нового, радости от получения новых знаний, овладения новыми навыками.

Родителям нужно вести себя так, чтобы стало отчётливо понятно, что всё что они вынесли из школы очень, очень пригодилось им в их жизни и в любимой профессии. Школа для этого и нужна. Для того, чтобы реализовать свои способности (математические, спортивные, эстетические, гуманитарные и т.д.), узнать много нового и интересного о мире.

Без знаний, полученных в школе невозможно реализовать себя в любимой деятельности. А самых значительных высот люди достигают именно в любимом деле. Это и есть призвание! Заметьте, как много раз я сейчас употребила слова: любимый (ое), с удовольствием, с интересом, с радостью. И это не случайно.

В доме, где об учёбе, образовании, знаниях, профессии, работе, деятельности говорят такими эпитетами, у детей никогда не будет негативного отношения к учёбе, если конечно на пути у такого ребёнка не попадутся профессионально выгоревшие и некомпетентные педагоги.

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В 1-М КЛАССЕ

Весь последний год в детском саду дети готовятся к обучению в школе, воспитатели стараются сформировать самые основные навыки и дать минимальные базовые знания,  без которых в современной школе сейчас не обойтись. Однако далеко не все из них задумываются о том, что основополагающих компонент успешной учёбы – желание учиться.

Именно над формированием такого желания у детей должны быть сосредоточены усилия родителей и педагогов. Присмотритесь к подготовишкам в детсаду. Некоторые из них ждут, не дождутся, когда пойдут в первый класс. Их привлекает новый социальный статус – школьника, и прежде всего его внешние атрибуты: портфель, учебные принадлежности, форма, здание школы.

Иногда у таких детей очень пылкое желание пойти поскорее в первый класс. Увы, столкнувшись с реальными учебными трудностями (рано вставать, подчиняться школьной дисциплине, большой разношёрстный коллектив), такие дети часто быстро охладевают к учёбе.

У кого же мотивация учиться сохраняется или возрастает? Это прежде всего организованные дети, которые привыкли к дисциплине, и нахождение в коллективе со строгим регламентом не вызывает у них ужас. Это качество называется произвольностью. Произвольность очень тесно переплетается с учебной мотивацией на протяжении всего школьного периода жизни человека.

Формированию произвольности способствует режим, групповые игры по правилам, например, «казаки-разбойники», а также выполнение заданий, где нужно следовать по образцу, например, складывать пазлы, чтобы получилось, так как на образце-картинке. Произвольность формируется тогда, когда есть трудности и возможности эти трудности преодолеть.

Если родители, чаще бабушки, начинают что-то делать за ребёнка, например, одевать его, они препятствуют развитию у него волевой (произвольной) сферы. Учите ребёнка справляться с трудностями, а не ждать помощи со стороны. Кроме того, произвольность невозможна без умения ставить цели. Девочка мечтает заниматься бальными танцами? Отлично.

 Пусть учиться ставить перед собой конкретные цели: научиться делать определённые па, занять высокое место на соревнованиях, далее идти к новым вершинам и т.д.
Поощряйте проявление инициативы ребёнка. Родители очень часто свои интересы принимают за интересы своих детей: отдают их в кружки и секции на свой вкус, а нужно учить детей самим интересоваться и ставить перед собой цели.

Здесь самое большое препятствие – компьютер. Компьютер – антипод  интересов, самый большой враг учебной мотивации, закрепляющий безинициативность и недисциплинированность. Приучайте ребёнка не к компьютерным играм, мультикам, виртуальным развивалкам, а к книгам, живому общению, играм с детьми, желательно ещё и во дворе.
Устойчивая учебная мотивация сохраняется и растёт также у первоклашек, для которых школа – это, прежде всего, новая и интересная жизнь. Вообще, мотивация – это то, что бурлит и кипит, толкает на деятельность, а не инертная материя. Для формирования и развития учебной мотивации важно воспринимать учёбу в школе как очень нужную, прежде всего для себя работу. Стремление получать новые знания, удовольствие от этого и понимание важности данных процессов – самые мощные компоненты учебной мотивации.

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

В первом классе мотивация может отличаться по своему содержанию, протестируйте, пожалуйста, своего ребёнка, чтобы определить, какой тип учебной мотивации у него преобладает. Данная диагностическая методика применяется спустя 4 мес. после начала обучения ребёнка в школе и до конца 1-го класса.

Инструкция: Попросите ребёнка взять в руки карандаши и сообщите ему, что сейчас вы зачитаете вопросы, а ответы он раскрасит нужным цветом на бланке.
Бланк

1.                    2.                            3.                         4.                           5.


__________________________________________________________________  

1.

Хочешь ли ты ходить в школу?
ДА  – красный
НЕТ – синий
НЕ ЗНАЮ – жёлтый
2.Если ты останешься дома, ты будешь:
ЗАНИМАТЬСЯ – красный
ИГРАТЬ С ИГРУШКАМИ – зелёный
СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР – синий
НЕ ЗНАЮ – жёлтый
3.

В школе тебе больше всего нравятся:
УРОКИ – красный
ПЕРЕМЕНЫ – синий
НЕ ЗНАЮ – жёлтый
4.Если можно было бы выбирать учиться дома или в школе, ты выбрал бы:
В ШКОЛЕ – красный,
ДОМА – синий
НЕ ЗНАЮ – жёлтый
5.

Нравиться ли тебе учиться?
НРАВИТЬСЯ – красный
НЕ НРАВИТЬСЯ – синий
НЕ ЗНАЮ – жёлтый
Теперь посмотрите, какой цвет преобладает, если красный – учебный мотив ходить в школу у ребёнка доминирует, если синий или жёлтый – преобладает игровой мотив или учебная мотивация недостаточно сформирована. Рекомендуется посещение психолога с выполнением его рекомендаций.

ЦЕННОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ УЧЁБЫ КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕТ МОТИВАЦИИ

Для того, чтобы что-то делать с душой, нужно понимать для чего ты это делаешь, и насколько это важно и значимо для тебя и для других. Если заставлять ребёнка учиться и при этом демонстрировать негативное отношение к науке, к образованию, обсуждать учителей, то ребёнок будет только сопротивляться  учебному процессу.

Читайте также:  Метод: смена мотивации - психология

Если в семье основной ценностью является материальное богатство, ребёнку, а особенно подростку, упорно корпеть над учебниками будет себя просто не заставить, ведь в современном обществе для того, чтобы быть состоятельным человеком совсем не обязательно хорошо учиться в школе.

 И даже именно не обязательно! Учиться ради получения подарков от родителей? Школьная учёба –

тяжёлый кропотливый, организованный труд. Любой подарок окажется здесь слишком маленькой зарплатой. Тем более, что родители и так в конечном итоге всё купят. Совсем иначе дело обстоит в семьях, где ценность имеют не оценки, дипломы и сертификаты, а знания как таковые, интеллектуальное богатство.

Быть знающим, образованным человеком просто приятно, приятно расширять свой кругозор, повышать культурный уровень, а читать книги доставляет огромное удовольствие. В нашей стране обучение ориентировано на зрительное восприятие, поэтому любовь к чтению важно прививать с пелёнок, тщательно выбирая авторов, с которыми хочется познакомить малышей.

Ведь хороший читательский вкус очень важен для интеллектуального развития человека. Иллюстрации в книгах тоже очень важны. В зависимости от того, будут ли это рисунки из американских мультиков или Ю.Васнецова к русским потешкам и пестушкам, сформируется эстетический вкус.

Мотивация – сила энергия, побуждающая человека к деятельности.

В основе мотивации лежат потребности. Она может быть высокой или низкой, кроме того по качеству различают внутреннюю, внешнюю, процессуальную и результативную учебную мотивацию. Внутренняя учебная мотивация – желание учиться ради получения знаний, желание стать образованным человеком.

Внешняя учебная мотивация желание учиться ради престижа, карьеры, славы, денег. Процессуальная учебная мотивация – желание учиться, потому что сам процесс учёбы доставляет удовольствие. Результативная учебная мотивация – желание учиться, ради результата, например, высокой оценки, золотой медали, красного диплома и т.д.

Внутренняя и процессуальная мотивации, то есть учиться, потому что хочется получать знания и потому что процесс учёбы доставляет сильное удовольствие и стимулирует неиссякаемый интерес, самые сильные и стойкие виды мотивации.

СНИЖЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ПОДРОСТКОВ

С наступлением подросткого возраста учебная мотивация претерпевает серьёзный кризис. Снижение тяги учиться у подростков вызвано, прежде всего, изменением интересов в этом возрасте. Самым важным у тинэйджеров становиться общение со сверстниками, и им уже совсем не до учёбы.

Гормональные изменения, весна за окном, зовущая во двор, любовь, общение с друзьями или же сильные переживания от взаимоотношений, депрессивные состояния и страдания, значительное снижение эмоциональной регуляции, вызванное возрастом, отбивают у подростков желание учиться.

Стабильно возникающая подростковая лень и сниженная учебная мотивация помогают скатиться до троек и двоек подростку, который ещё вчера был отличником.

ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ НИЗКОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ПЕРВОКЛАШЕК И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Данную проблему значительно труднее корректировать, чем заниматься её профилактикой. Как формировать учебную мотивацию с пелёнок — описано выше.

Если же Вы столкнулись с нежеланием ребёнка учиться в начальной школе, обязательно обратитесь к психологу – он проведёт диагностику проблемы и даст рекомендации как её разрешить именно в Вашем конкретном случае. Следите за режимом, организуйте рабочее место ребёнка: на рабочем столе ничего не должно валяться, все учебники, прописи, тетради и т.д.

должны быть убраны и аккуратно сложены на полки. Ребёнок достаёт только те учебные принадлежности, которые нужны ему по предмету, который он изучает в настоящий момент. Ничего не должно его отвлекать от учёбы. Приучить ребёнка к организованной жизни в школе поможет распорядок дня, сделанный и красиво оформленный вместе с родителями, который висит над рабочим столом.

Первую неделю учёбы в школе собирайте портфель вместе с новоиспечённым учеником, ориентируясь на дневник (какие предметы будут завтра), вторую неделю пусть он собирает дневник сам под Вашим присмотром, третью неделю ребёнок должен собирать дневник самостоятельно, а Вы только проверяете результат.

Эти   действия развивают произвольность, а произвольность идёт рука об руку с мотивацией.
Хвалите ребёнка за любые достижения в школе, обсуждайте все его школьные дела, как учёбу, так и его взаимоотношения с детьми и педагогами.

Водите по театрам, музеям на экскурсии, читайте совместно книги, стимулируя интерес к познанию мира и человека, награждайте его за достижения в учёбе, но умеренно (похвала здесь лучше подарков). Не допускайте пробелов в изучении школьного материала.

Интересуйтесь, если что-нибудь, что ребёнку непонятно из учебного материала и обязательно восполняйте пробелы, в живой форме объясняя ребёнку предмет. Важно, чтобы он всегда верил в свои силы. Если необходимо критиковать ребёнка, то критикуйте его поведение и действия, но не его личность (можно сказать: «Нужно больше заниматься», а не говорить «Ты, лоботряс, тупица и бездельник»).
Внимательно наблюдайте за эмоциональным состоянием ребёнка. Страхи, связанные со школой, агрессия, апатия, тоска, отвратят от учёбы любого ребёнка.

ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ НИЗКОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ПОДРОСТКОВ

Стать доверенным  лицом, другом подростку. Следить за тем, чтобы быть стильным, современным родителем, пытаться достичь высокого социального статуса и признания окружающих и всё время подчёркивать  при Вашем ребёнке, то, что Ваше образование Вам в этом очень помогает. Интересуйтесь всем, чем интересуется Ваш ребёнок, но ненавязчиво –

уважайте его границы.  
Если у Вас и вашим ребёнком есть доверительные беседы, значит, половину пути к достижению успеха в возрастании учебной мотивации Вы уже прошли.

Теперь осталось восполнить все пробелы в учебном материале, причём лучше будет, если здесь помощь ребёнку окажет не только репетитор, но и Вы сами. Главное, всё, что касается учёбы, сопровождать интересом и удовольствием.

А иначе, зачем учиться? Вы же понимаете, что и без образования можно прекрасно жить в наше время!  Вот если Вы современный, добивающийся успехов в своём деле родитель и обожаете познание, тогда  Вы подаёте прекрасный пример для своего взрослеющего чада, чтобы он шёл по Вашим стопам.

Подберите современную театральную постановку, которая затрагивает жизненные вопросы чрезвычайно значимые для Вашего ребёнка, берите его за руку и идите вместе, обсудите спектакль, при этом уважайте точку зрения Вашего взрослеющего ребёнка.

Посещайте выставки и музеи, ездите на экскурсии, дискутируйте по литературным произведениям, изучаемым в школе (по многим из них сняты интереснейшие фильмы, которые тоже можно посмотреть).

Подростку очень трудно заставить себя учиться для получения высшего образования в будущем, потому что подростки живут ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, ради настоящего. Учиться же, потому что именно в подростковом возрасте максимально высоко функционируют память, мышление, и есть прекрасные возможности, чтобы повысить свой интеллект и расширить кругозор, познать самого себя, для них более подходящая альтернатива.

В любом случае ребёнку без активности родителя стать активным очень трудно. Ведь учебная мотивация

– это энергия и сила, побуждающая учиться и двигаться вперёд!

Обратитесь за помощью к психологу, чтобы более индиивидуально и детально получить информацию о причинах нарушений и дельные рекомендации, как это состояние преодолеть.

Вы можете записаться ко мне на приём со своим ребёнком/подростком. Подробности на страничке «Услуги детского и подросткового психолога».

Также Вы можете получить родительскую консультацию у меня очно, по скайпу или телефону.

Храмченко Надежда
26.11.2013


Если вы считаете этот сайт интересным, полезным, пожалуйста, поделитесь ссылкой на него (либо какую-либо из статей) в
своей странице в соцсети, блоге, сообществе, группе. Ваши читатели оценят, если вы снабдите ссылку своими комментариями.

Источник: http://www.psyhologvspb.ru/uchebnaya-motivatsiya-detej-i-podrostkov.php

Как мотивировать подростка на учебу — советы психолога

Как мотивировать подростка на учебу - советы психолога

Многие дети, достигнув подросткового возраста, начинают уделять учебе все меньше времени, объясняя это отсутствием интереса к занятиям. Чтобы успеваемость ребенка не снижалась, необходимо воспользоваться советами психологов, которые знают, как мотивировать подростка на учебу и что для этого можно сделать.

Как мотивировать подростка на учебную деятельность?

Для начала, давайте попробуем понять, что угрозы и шантаж не могут вызвать интереса к занятиям, напротив, подобное поведение родителей лишь настроит ребенка против них и вызовет у него внутренний протест.

Поэтому, прежде чем думать, как мотивировать подростка учиться, вспомните, часто ли вы «давили» на него и постарайтесь понять, нет ли уже у ребенка восприятия вас как «агрессора».

Если такая ситуация уже произошла, начать необходимо будет с завоевания доверия подростка, иначе, все способы окажутся не действенными.

Итак, сделать надо следующее:

  1. Завоевываем доверие ребенка. Быстро сделать это не получится, особенно, если подросток привык к тому, что любой разговор заканчивается «нотациями» или «угрозами». Попробуйте провести несколько бесед, в ходе которых расспрашивайте ребенка о том, какие уроки ему больше нравятся, почему он отдает предпочтения данным предметам. Только постарайтесь не выражать собственное видение, ребенок должен понять, что он может рассказать вам что-то, рассчитывая на то, что вы не будете переубеждать его.
  2. Узнаем больше об интересах ребенка. Например, в ходе предыдущих разговоров вы выяснили, что подростку нравятся биология, потому что это интересная наука, и литература, так как «учитель ведет себя дружелюбно и рассказывает необычные вещи». Отлично, начинаем как бы невзначай «подкидывать» ему необычную информацию об этих предметах, например, статью о новейших открытиях, или необычную книгу, с интересным ему сюжетом. Только делайте это скрытно, без разговоров вроде «ты мне говорил, я тебе принесла». Просто оставьте журнал или книгу на столе,не узнавайте, ознакомился ли ребенок с информацией, это может быть воспринято как «давление».
  3. Узнаем о хобби ребенка и используем его «во благо». Если подросток увлекается, допустим, музыкой, и группы, которые ему нравятся, являются англоязычными, то можно поговорить с ним о текстах песен этих исполнителей. Таким образом, можно, как мотивировать подростка на работу над переводом текста, так и «спровоцировать» ребенка на более глубокое изучение иностранного языка, просто «подкинув» ему идею об общении с фанатами группы, проживающими в других странах.

И, наконец, хорошим способом, при помощи которого можно, как мотивировать подростка к учебе, так и «настроить» его на более доверительные отношения с вами, является разговор о том, каким он видит свое будущее. Например, если девочка мечтает об удачном браке, то можно объяснить ей.

7 фраз, разрушительных для психики ребенка

К сожалению, не все родители знают о психологических тонкостях общения с детьми и невольно становятся разрушителями хрупкого душевного мира ребенка. Наша статья расскажет о семи фразах, разрушающих психику ребенка.

Как заинтересовать ребенка учебой — совет психолога

Если порой взрослому человеку сложно сесть за учебу, то что можно говорить о ребенке? Правда, ко всем можно отыскать заветный ключик, который поможет разрешить, казалось бы, неразрешимую ситуацию. Об этом узнайте прямо сейчас.

Уйти от жены, не причинив ей сильных страданий можно, если действовать благородно. Не унижать и не критиковать, помня, какое место в жизни этот человек занимал ранее. Очень важно остаться отцом, если есть дети, и помогать им по мере сил и возможности.

Как узнать свою родословную?

С чего следует начинать искать своих предков — конечно с составления родословной! Именно она позволит узнать, кто был вашим прапрадедом, ведь вполне возможно он был знаменитой в то время личностью, а вам об этом ничего не известно.

Источник: http://kak-bog.ru/kak-motivirovat-podrostka-na-uchebu-sovety-psihologa

Ссылка на основную публикацию