Сопротивление — психология

СОПРОТИВЛЕНИЕ

Сопротивление - психологияпсихические силы и процессы, мешающие свободному ассоциированию пациента, его воспоминаниям, проникновению в глубины бессознательного, осознанию бессознательных представлений и желаний, пониманию истоков возникновения невротических симптомов, принятию пациентом предоставляемых в его распоряжение аналитиком интерпретаций, проведению психоаналитического лечения и исцелению больного.

   Представление о сопротивлении возникло у З. Фрейда на раннем этапе его терапевтической деятельности, практически до того, как в 1896 г. он стал называть свой метод лечения нервнобольных психоанализом. Так, в написанной совместно с венским врачом Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895) он не только использовал понятие «сопротивление», но и предпринял попытку содержательного рассмотрения сил и процессов, обозначенных этим термином.

   Во второй главе «О психотерапии истерии» данного труда З.

Фрейд высказал следующие соображения: в процессе терапии врачу приходится «одолевать сопротивление» больного; своей психической работой он должен преодолеть «психическую силу» пациента, сопротивляющуюся воспоминаниям и осознанию патогенных представлений; это – та же самая психическая сила, которая содействовала возникновению истерических симптомов; она представляет собой «нерасположение со стороны Я», «отпор» невыносимых представлений, мучительных и непригодных для вызова «аффектов стыда, упрека, психической боли, ощущения ущербности»; терапия предполагает серьезную работу, поскольку Я возвращается к своим намерениям и «продолжает свое сопротивление»; больной не хочет признавать мотивы своего сопротивления, но может выдавать их задним числом; он «явно не может совсем не оказывать сопротивление»; врачу необходимо помнить «о различных формах, в которых проявляется это сопротивление»; чрезмерно длительное сопротивление проявляется в том, что у больного не возникают свободные ассоциации, отсутствуют разгадки, возникающие в памяти картины оказываются неполными и неотчетливыми; психическое сопротивление, особенно создавшееся длительное время, «может быть преодолено только медленно и постепенно, нужно лишь терпеливо ждать этого»; для преодоления сопротивления необходимы интеллектуальные мотивы и важен аффективный момент – личность врача.

   Высказанные З. Фрейдом соображения о сопротивлении получили свое дальнейшее развитие во многих его последующих работах.

Так, в «Толковании сновидений» (1900) он высказал ряд идей по поводу сопротивления: ночью сопротивление утрачивает часть своей силы, но не устраняется целиком, а участвует в образовании искажений сновидения; сновидение образуется благодаря ослаблению сопротивления; ослабление и обход сопротивления возможны благодаря состоянию сна; находящаяся между сознанием и бессознательным и действующая в психике цензура обусловлена сопротивлением; оно является «главным виновником» забывания сновидения или его отдельных частей; если в данный момент не удается истолковать сновидение, то лучше эту работу отложить до тех пор, пока не будет преодолено сопротивление, оказавшее в то время тормозящее действие.

   В статье «О психотерапии» (1905) З. Фрейд объяснил, почему несколько лет тому назад он отказался от техники внушения и от гипноза.

Наряду с другими причинами он поставил им в упрек то, что они закрывают от врача понимание игры психических сил, в частности, не показывают ему «сопротивление, при помощи которого больные сохраняют свою болезнь, то есть противятся выздоровлению, и которое одно только дает возможность понять поведение их в жизни».

Отказ от техники внушения и гипноза привел к возникновению психоанализа, ориентированного на выявление бессознательного, сопровождающегося постоянным сопротивлением больного. Учитывая последнее обстоятельство, в психоаналитическом лечении можно видеть своего рода «перевоспитание для преодоления внутренних сопротивлений».

   В работе «О психоанализе» (1910), представлявшей собой пять лекций, прочитанных в Кларкском университете (США) в 1909 г., З.

Фрейд подчеркнул, что сопротивление больного является той силой, которая поддерживает болезненное состояние, и что на этой идее он построил свое понимание психических процессов при истерии. Одновременно он внес уточнение терминологического характера.

За силами, препятствующими забытому стать сознательным, сохранилось название сопротивления.

Процесс, ведущий к тому, что те же самые силы содействовали забыванию и устранению из сознания соответствующих патогенных представлений, он назвал вытеснением и рассматривал его как доказанный благодаря «неоспоримому существованию сопротивления». Проведя эти различия и используя примеры, взятые из клинической практики и обыденной жизни, он показал специфику вытеснения и сопротивления, а также отношения между ними.

   В работе «О «диком» психоанализе» (1910) З. Фрейд указал на технические ошибки некоторых врачей и на те изменения, которые претерпела техника психоанализа. Ранее разделяемая им точка зрения, согласно которой больной страдает от особого рода незнания и он должен выздороветь, если устранить это незнание, оказалась поверхностной.

Как показала практика психоанализа, не это незнание является патогенным моментом, а причины этого незнания, «кроющиеся во внутренних сопротивлениях, вызвавших это незнание». Поэтому задачу терапии составляет «одоление этих сопротивлений».

Изменение техники психоанализа состояло и в том, что для преодоления сопротивлений необходимо было выполнить два условия. Во-первых, благодаря соответствующей подготовке больной сам должен был подойти к вытесненному им материалу.

Во-вторых, он должен настолько осуществить перенос на врача, что его чувства к нему сделают невозможным новое бегство в болезнь. «Только при выполнении этих условий становится возможным распознать сопротивления, приведшие к вытеснению и к незнанию, и овладеть ими».

   В работе З. Фрейда «Воспоминание, повторение и переработка» (1914) содержались идеи, касающиеся уточнения изменения техники психоанализа.

Речь шла о том, что вскрытие врачом сопротивления и указание его больному нередко может привести как бы к обратному результату, то есть не ослаблению, а усилению сопротивления. Но это не должно сбивать с толку врача, поскольку за вскрытием сопротивления не следует автоматическое прекращение его.

«Нужно дать больному время углубиться в неизвестное ему сопротивление, переработать его, преодолеть его». Это означает, что аналитик не должен торопиться, ему необходимо научиться выжидать неизбежного, не всегда допускающего ускорение лечения.

Словом, «переработка сопротивлений становится на практике мучительной задачей для анализируемого и испытанием терпения врача». Но именно эта часть работы оказывает, по мнению З. Фрейда, самое большое изменяющее влияние на пациента.

   В работе «О динамике переноса» (1912) основатель психоанализа рассмотрел вопрос о том, почему в процессе анализа возникает перенос в виде «сильнейшего сопротивления».

Обсуждение этого вопроса привело его к выдвижению положений, согласно которым: сопротивление на каждом шагу сопровождает лечение; каждой мысли, каждому поступку больного приходится считаться с сопротивлениями, так как они являются «компромиссом между силами, стремящимися к выздоровлению и противодействующими ему»; идее переноса отвечает идея сопротивления; интенсивность переноса является «действием и выражением сопротивления»; после того, как сопротивление переноса преодолено, сопротивление других частей комплекса не составляет особых трудностей.

В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд подчеркнул, что сопротивления больных чрезвычайно разнообразны, часто трудно распознаются, постоянно меняют формы своего проявления.

В процессе аналитической терапии сопротивление выступает прежде всего против основного технического правила свободного ассоциирования, затем принимает форму интеллектуального сопротивления и, наконец, перерастает в перенос; преодоление этих сопротивлений составляет существенное достижение анализа.

В целом представление З. Фрейда о сопротивлении невротиков устранению их симптомов легло в основу динамического взгляда на невротические заболевания.

В этой связи «Лекции по введению в психоанализ» заслуживают особого внимания, поскольку в них впервые был поднят вопрос о нарциссических неврозах, в которых, по мнению основателя психоанализа, «сопротивление непреодолимо».

Из этого следовало, что нарциссические неврозы «едва ли проницаемы» для ранее используемой психоаналитический техники и, таким образом, технические методы должны быть заменены другими.

Словом, понимание трудностей преодоления сопротивления при нарциссических неврозах открывало новое направление исследований, связанное с психоаналитической терапией подобных заболеваний. Кроме того, в «Лекциях по введению в психоанализ» было показано, что силы, лежащие в основе сопротивления больных при психоаналитическом лечении, коренятся не только в «антипатиях Я к определенным направленностям либидо», находящей свое выражение в вытеснении, но и в привязанности или «прилипчивости либидо», которое неохотно оставляет ранее избранные им объекты.

   В работе «Торможение, симптом и страх» (1926) З. Фрейд расширил свое понимание сопротивления.

Если в начале своей терапевтической деятельности он полагал, что в анализе необходимо преодолевать исходящие из Я больного сопротивления, то по мере развития практики психоанализа стало очевидным то обстоятельство, в соответствии с которым после устранения сопротивления Я приходится преодолевать еще силу навязчивого повторения, являющуюся, по сути дела, не чем иным, как сопротивлением бессознательного. Дальнейшее углубление в природу сопротивлений привело З. Фрейда к необходимости их классификации. Во всяком случае он выделил пять видов сопротивлений, исходящих из Я, Оно и Сверх-Я. Из Я исходят три вида сопротивлений, выражающихся в форме вытеснения, переноса и выгоды от болезни. Из Оно – четвертый вид сопротивления, связанный с навязчивыми повторениями и требующий для его устранения тщательной проработки. Из Сверх-Я – пятое сопротивление, обусловленное сознанием вины, чувством вины или потребностью в наказании и противящееся всякому успеху, в том числе и «выздоровлению с помощью анализа».

   Еще один шаг в содержательном понимании сопротивления был сделан З. Фрейдом в работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937), где он высказал мысль, что в ходе лечения в виде «сопротивления исцелению» повторяются защитные механизмы Я, выстроенные против прежних опасностей.

Из этого следовала необходимость в исследовании защитных механизмов, поскольку оказывалось, что существует «сопротивление раскрытию сопротивления». Речь шла, по выражению З. Фрейда, «о сопротивлениях не только осознанию содержаний Оно, но и анализу в целом и, следовательно, излечению».

Обсуждая этот вопрос, он также высказал мысль, в соответствии с которой ощущаемые как сопротивления свойства Я могут быть как обусловлены наследственностью, так и приобретены в защитной борьбе.

Таким образом, сопротивление соотносилось им и с «прилипчивостью либидо», и с психической инерцией, и с негативной терапевтической реакцией, и с деструктивным влечением, представляющим собой влечение живой материи к смерти.

Кроме того, он полагал, что у мужчин наблюдается сопротивление пассивному или женственному отношению к другим мужчинам, а у женщин – сопротивление, связанное с завистью к пенису. Словом, из упорной сверхкомпенсации мужчины обнаруживается «одно из сильнейших сопротивлений при переносе», в то время как из желания женщины иметь пенис «проистекают приступы тяжелой депрессии с внутренней убежденностью в том, что аналитическое лечение бесполезно и больной ничего не поможет».

   В работе «Очерк о психоанализе» (1940), опубликованной после смерти З.

Фрейда, подчеркивалось, что преодоление сопротивлений является той частью аналитической терапии, которая требует наибольших затрат времени и усилий и которая стоит того, так как ведет к «благоприятному изменению Я», сохраняющемся на всю жизнь.

Читайте также:  Свет мира - психология

Основатель психоанализа еще раз обратил внимание на источники сопротивления, включая потребность «быть больным и страдающим». Одно из сопротивлений, исходящее из Сверх-Я и обусловленное чувством или сознанием вины, не мешает интеллектуальной работе, но мешает ее эффективности.

Другое сопротивление, проявляющееся у невротиков, у которых инстинкт самосохранения поменял свою направленность на противоположную, ведет к тому, что пациенты оказываются не в состоянии смириться с выздоровлением при помощи психоаналитического лечения и изо всех сил противостоят ему.

   В ряде своих работ, включая «О психоанализе» (1910), «Сопротивление психоанализу» (1925), З. Фрейд использовал психоаналитическое понятие механизмов работы сопротивления не только при рассмотрении невротических заболеваний и трудностей их лечения, но и при объяснении того, почему некоторые люди не разделяют психоаналитические идеи и выступают с критикой психоанализа.

Сопротивление против психоанализа расценивалось им с точки зрения проявления реакций человека, обусловленных его скрытыми, подавленными желаниями, связанными с неприятием открытых психоаналитической теорией и практикой бессознательных сексуальных и агрессивных влечений.

У всякого судящего о психоанализе человека существуют вытеснения, в то время как психоанализ стремится перевести вытесненный в бессознательное материал в сознание. Следовательно, как замечал З. Фрейд, нет ничего удивительного в том, что психоанализ должен вызвать у таких людей то же самое сопротивление, какое возникает у невротиков.

«Это сопротивление очень легко маскируется как интеллектуальное отрицание и выставляет аргументы, аналогичные тем, которые мы устраняем у наших больных, требуя соблюдения основного правила психоанализа».

   Высказанные З. Фрейдом идеи о сопротивлении получили свою дальнейшую разработку в исследованиях ряда психоаналитиков. Так, В. Райх (1897–1957) в статье «К технике толкования и анализа сопротивлений» (1927), представляющей собой доклад на семинаре по аналитической терапии, прочитанный им в Вене в 1926 г.

, не только уделил значительное внимание проблематике сопротивления, но и высказал ряд оригинальных соображений по этому поводу.

Эти соображения, впоследствии воспроизведенные им в работе «Характероанализ» (1933), сводились к следующему: каждое сопротивление имеет «исторический смысл (происхождение) и актуальное значение; сопротивления представляют собой не что иное, как «отдельные части невроза»; аналитическим материалом, позволяющим судить о сопротивлениях, являются не только сновидения, ошибочные действия, фантазии и сообщения пациента, но и его манера выражения, взгляд, речь, мимика, одежда и другие атрибуты, входящие в его поведение; в процессе анализа необходимо придерживаться принципа, согласно которому «никакого толкования смысла, если необходимо толковать сопротивления»; сопротивления тоже не могут быть истолкованы, прежде чем «они полностью развернутся и в самом главном не будут поняты аналитиком»; от опыта аналитика зависит, опознает ли он их и по каким признакам опознает «латентные сопротивления»; «латентные сопротивления» – это манера поведения пациента, которая обнаруживается не непосредственно (в форме сомнения, недоверия, молчании, упрямстве, отсутствии мыслей и фантазий, опаздывании), а непрямо, в виде аналитических достижений, скажем, сверхпослушании или отсутствии явных сопротивлений; при аналитической работе особую роль играет техническая проблема латентного негативного переноса, выступающего в качестве сопротивления; расслоение первого сопротивления переноса обусловлено индивидуальной судьбой инфантильной любви; сначала пациенту необходимо объяснить, что он имеет сопротивления, потом – какими средствами они пользуются, и, наконец, – против чего они направлены.

   В докладе «К технике характероанализа» (1927), прочитанном на ХХ Международном психоаналитическом конгрессе в Инсбурге, В. Райх отметил, что динамика аналитического воздействия зависит не от содержаний, которые пациент продуцирует, а от «сопротивлений, которые он им противопоставляет».

В этом же докладе он выдвинул идею о «сопротивлении характера», подробно рассмотренную в работе «Характероанализ». Согласно его пониманию, в любом анализе психоаналитику приходится иметь дело с «характероневротическими сопротивлениями», которые получают свои особые признаки не благодаря своему содержанию, а от «специфического душевного склада анализируемого».

Эти сопротивления исходят из так называемого панциря, то есть сформированного и в психической структуре хронически конкретизированного выражения «нарциссической обороны». Говоря о важнейших свойствах сопротивления характера, В.

Райх сформулировал такие положения: сопротивление характера обнаруживается не содержательно, а формально в типичных и неизменных способах общего поведения, в манере говорить, в походке, мимике, усмешке, высмеивании, вежливости, агрессивности и т. д.

; «для сопротивления характера примечательно не то, что пациент говорит, а как он говорит и действует, не то, что он выдает в сновидении, а как он цензурирует, искажает, сгущает и т. д.

»; у одних и тех же пациентов сопротивление характера остается неизменным при различных содержаниях; в обычной жизни характер играет роль сопротивления в процессе лечения; проявление характера как сопротивления в анализе отражает его «инфантильный генезис»; в сопротивлении характера функция защиты комбинируется с переносом инфантильных отношений на окружающий мир; характероанализ начинается с «выделения и последовательного анализа сопротивления характера»; ситуационная техника характероанализа выводится из «структуры сопротивления», в которой поверхностный, более близкий сознанию слой сопротивления должен быть «негативной установкой по отношению к аналитику» независимо от того, проявляется ли она в выражении ненависти или любви; техника работы с сопротивлением имеет две стороны, а именно «понимание сопротивления, исходя из актуальной ситуации путем толкования его актуального смысла», и «разложение сопротивления посредством связывания устремляющегося следом инфантильного материала с актуальным материалом».

   В дальнейшем проблематика сопротивления обсуждалась в исследованиях таких психоаналитиков, как А. Фрейд (1895–1982), Х. Хартманн (1894–1970), Э. Гловер (1888–1972). Она нашла свое отражение также в работах О. Феникля «Проблемы психоаналитической техники» (1941), Р. Гринсона «Техника и практика психоанализа» (1963) и многих других.

   Оригинальную точку зрения на сопротивление высказал французский психоаналитик Ж. Лакан (1901–1081), считавший, что сопротивление пациента провоцируется аналитиком. В соответствии с его пониманием со стороны субъекта нет никакого сопротивления.

Последнее является абстракцией, порожденной аналитиком для того, чтобы понять, что происходит в аналитическом процессе. Аналитик вводит представление о «мертвой точке», мешающей продвижению вперед, и называет ее сопротивлением.

Однако, как только делается следующий шаг к представлению о том, что сопротивление следует ликвидировать, аналитик немедленно впадает в абсурд, ибо, создав первоначально некую абстракцию, он тут же заявляет о необходимости ее исчезновения. На самом деле, как подчеркивал Ж.

Лакан, «существует лишь одно сопротивление – это сопротивление аналитика», связанное с тем, что аналитик сопротивляется, когда он не понимает, с чем имеет дело. Словом, в состоянии сопротивления пребывает сам аналитик.

   В современном психоанализе уделяется значительное внимание рассмотрению природы и различных видов сопротивления, а также технике анализа и преодолению сопротивлений в процессе аналитической терапии.

Важное значение придается исследованию роли переноса как одному из наиболее существенных сопротивлений, возникающих в аналитической ситуации, и сопротивлению, не только мешающему осуществлению анализа, но и дающему ценный материал для его развития.    

Источник: https://vocabulary.ru/termin/soprotivlenie.html

Психологическое сопротивление и его преодоление

Психологическое сопротивление и его преодоление

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ
 (выяснение глубинного послания лени, прокрастинации и т.п.)

Семинар предназначен для обучения снятию клиентского сопротивления психологов, психотерапевтов, педагогов, студентов психологических факультетов, а также для обучения снятию собственной прокрастинации, лени и невозможности действовать у всех лиц, интересующихся психологией и заинтересованных в том, чтобы жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Цель семинара по психологическому сопротивлению:

  • дать общее понимание психологического сопротивления в психотерапии и в жизни;
  • рассмотреть причины появления психологического сопротивления;
  • изучить глубинный смысл психологического сопротивления и возможности его снятия;
  • уточнить направления изменений в плане работы, возникающих в связи с появлением сопротивления;
  • ознакомиться с классификацией сопротивлений и способов их преодоления;
  • на примере своих собственных сопротивлений отыскать практические приемы их снятия (ненасильственного преодоления);
  • отыскать энергию, скрытую в сопротивлении, и разработать приемы привнесения её в жизнь.

Содержание программы:

  • Психологическое сопротивление:  лень, прокрастинация, невозможность и т.п.
  • Причины появления сопротивления. Позитивное намерение сопротивления.
  • Внутренний конфликт, конфронтация субличностей в этом конфликте.
  • Психологическое сопротивление в психотерапии. Экстериоризация внутреннего конфликта. Конфронтация личностей.
  • Первичный и вторичный процесс. Принципы трансформации первичного процесса сопротивления и высвобождения скрытой энергии.
  • Классификация видов сопротивления по степени осознанности.
  • Классификация методов преодоления сопротивления по степени экологичности.
  • Практический процессуально-ориентированный анализ сопротивления.
  • Особые случаи, когда допустимо не вполне экологичное преодоление сопротивления.
  • Ситуация личного вызова. Классификация вызовов и мотивы возникновения сопротивления.
  • Амплификация сопротивления — отыскание его вторичного (углубленного) смысла за первичным сопротивлением.
  • Раскрытие энергии, которую несет в себе сопротивление.
  • Основная ошибка психотерапевта при работе с сопротивлением.
  • Самостоятельная работа в парах с собственным сопротивлением в ситуации вызова.  
  • Техники формирования и закрепления нового стиля жизни, вытекающего из глубинного послания сопротивления.

В результате участия в данной программе:

  • Вы получите знания о том, какие виды сопротивления бывают, почему возникают и как их можно преодолевать.  

Часто считается, что лень – некое врожденное свойство человека, от которого невозможно избавиться. К счастью, это не так! Возникновение лени говорит не о том, что человек не таков – а о том, что делает что-то не то, или, возможно, как-то не так.

Лень является типичным примером психологического сопротивления, когда человек сопротивляется самому себе. Причем, лень – не единственное явление, имеющее подобный источник.

  Какими бывают виды сопротивления самому себе, и в каких случаях каким образом их можно преодолевать, вы узнаете на этом семинаре.

Специалисты в результате участия получат классификацию видов сопротивления, возможностей их преодоления, и на собственном опыте в клиентском режиме освоят процессуально-ориентированную методику трансформации психологического сопротивления и высвобождения его энергии.

  • Вы узнаете, как преодолевать сопротивление не следует, и почему.

Чаще всего человек, чувствуя сопротивление, интуитивно применяет ещё большую силу давления. Для физического мира это вполне оправдано.

Но это крайне опасное направление для ситуаций психологической работы над собой: применяя по отношению к себе или к клиенту всё большую и большую силу давления, увы, мы только усиливаем внутренний конфликт, а вовсе не разрешаем его.

Победа в борьбе с собой – синоним поражения: в борьбе с собой не бывает победителей, хотя жертвы вполне возможны. На семинаре вы сможете выяснить, почему иногда так сложно не конфликтовать с собой,  и найти то состояние любви к себе, которое позволит не давить на себя, но увлекать и заинтересовывать.

Для специалистов это состояние позволит предохранить себя от ошибок давления на клиента, и какой стиль жизни и работы может помочь им в этом.

  • Вы определите, какая энергия скрыта в вашем собственном сопротивлении и как обернуть её себе на пользу.
Читайте также:  Классические секты - психология

На семинаре вы сможете получить доступ к состоянию, которое может помочь вам более успешно выступать в ситуациях вызова и чаще добиваться успеха, не заставляя себя, но высвобождаю связанную в сопротивлении энергию. Вы можете получить ответ, как находить эту энергию и привносить её в жизнь.

Для специалистов это техники анализа и снятия сопротивления.

Теоретическая часть семинара:

  • Психологическое сопротивление. Внутренний конфликт.
  • Сопротивление во время психотерапии. Экстериоризация внутреннего конфликта.
  • Первичный и вторичный процесс. Поле и роли как маркер бессознательного.
  • Концепция «процессуального ума». Выход из внутреннего конфликта через обращение к уровню недуальности.
  • Варианты преодоления психологического сопротивления.
  • Анализ и амплификация сопротивления. Техники работы
  • Источники ошибок специалиста при работе с сопротивлением.
  • Высвобождение энергии сопротивления и привнесение её в жизнь.

Основные понятия:

  • Три уровня реальности: консенсуальный, сновидческий, сущностный.
  • Внутренний конфликт. Экстериоризация.
  • Психологическое сопротивление, классификация видов сопротивления и их преодоления.
  • Первичный и вторичный процесс в сопритвлении как отражение сознательного и бессознательного.
  • Амплификация сопротивления.

Практические упражнения семинара:

  • Нахождение ситуации личного вызова, где проявляется психологическое сопротивление.

Вспомните случай, когда вы замечали явное или скрытое снижение мотивации или интереса к работе. Такие ситуации являются маркерами внутреннего сопротивления, у которого есть глубокий смысл. Выполнив это упражнение, вы сможете понять этот смысл, и осознанно привнести его в свою жизнь – в результате чего сопротивление исчезнет.

Для специалистов это упражнение позволит научиться расшифровывать послание клиентского сопротивления и учитывать его в процессе терапии.

  • Отыскание внутренней мудрости, позволяющей избавиться от силовых методов преодоления сопротивления.

Иногда тот вызов, который предлагает вам мир, вам кажется настолько необходимым принять, что возникает искушение заставлять себя силовыми методами.

В подобной борьбе с собой, очевидно, победа будет равна поражению:  человек, полностью победивший себя – труп.

Но как же удержаться от подобных силовых методов, когда борьба с собой кажется единственным выходом? Выполнив упражнение, вы сможете найти внутри себя тот «островок спокойствия», который позволяет не вовлекаться в явно невротические стремления.

Для специалистов это упражнение позволит познакомиться также с состоянием, предохраняющим от ошибок в работе с клиентом.

  • Работа с личными вызовами в парах. Отыскание энергии сопротивления и привнесение её в жизнь.

Даже когда у человека есть возможность преодолеть невротическую вовлеченность, желания всё же продолжают существовать. Как найти тут энергию, которую сейчас блокирует сопротивление, и привнести её в жизнь для выполнения своих собственных желаний? Это упражнение позволит найти то направление, в котором законсервирована большая часть энергии.

Для специалистов это упражнение дает техники возврата к основному запросу после снятия сопротивления.

система комментирования CACKLE  

Источник: http://olga-podolska.com/pt/sem/soprot/

Психология сопротивления

Сопротивление напоминает, что мы живые

Вам знакомо состояние, когда нужно сделать что-то такое хорошее и полезное, а вы все время это откладываете, или начинаете и бросаете. Или забываете? Или задумываясь об этом вы хотите пойти перекусить, перекурить или просто — тонете в ленте социальных сетей. 

Все это называется внутренним сопротивлением.

Его иногда называют ленью, отсутствием мотивации, несобранностью, капризностью, но это сопротивление. Это признак того, что ваше намерение, его внедрение в жизнь изменит что-то в вашей актуальной жизни.

Решили начать бегать по утрам — значит надо раньше вставать, раньше вставать — раньше ложиться, а если вечер  — это единственное время, когда вы можете побыть одной?

Или наоборот единственное время, которое вы можете провести с любимым человеком? Если ради пробежки придется отнять у себя что-то дорогое? Здравствуй, сопротивление.

Наша психика умнее нас, она видит всю систему нашей жизни целиком и ценит гомеостаз удовольствий и важных дел. Ценит расслабление и отдых. Ценит психологичеcкие защиты, которые помогают справляться с каким- то стрессом внутренним или внешним.

И вот если вы решили снизить вес, строго и резко ограничив питание, то скорее всего возникнет внутреннее сопротивление. Возможно не сразу, возможно не сильное. Но если оно есть, то не нужно пытаться делать вид, что его нет. Нужно подумать — откуда оно возникает? Где, кроме тарелки возникает дефицит, когда я урезаю себе все сладкое?

Какая часть моей жизни, моей личности страдает, когда я ввожу или пытаюсь ввести новые правила. По опыту скажу, что самое сложное — это регуляция эмоций, отдых, расслабление и чувство безопасности. Эти темы больше других оберегают переедание, т.к. оно помогает в решении именно этих вопросов.

Сопротивление нельзя продавить, оно просто изменит форму и снова возникнет. Частая форма — болезнь.

Когда тело начинает блокировать, когда психика не справилась. С сопротивлением лучше дружить и важно его учится понимать. Т.к. оно охраняет очень важные, жизненно важные вещи.

Мы сами порой готовы сделать из себя роботов, а сопротивление напоминает, что мы живые. Это не хорошо и не плохо, это факт реальности. А подружившись с сопротивлением мы можем найти способ давать себе что-то важное без участия еды. Это не самая простая задача, но ее можно решить.

И тогда ваши планы о полезном и прекрасном будут вполне выполнимы, а сопротивление будет восприниматься уже не как досадная неприятность, а как сигнал, что что-то вы про себя забыли. И возможно даже с благодарностью отнесетесь к своей лени, которая оберегает и помогает искать лучшие формы. опубликовано econet.ru

 Анастасия Томилова

Источник: http://www.navolne.life/post/psihologiya-soprotivleniya

Сопротивление психологической работе. Как его преодолеть и стать помощником психологу

Сопротивление психологической работе. Как его преодолеть и стать помощником психологуkantrium.com | MySuomi.com | HELSINKI | TourMANN.com

Тема сопротивления   помощи психолога  со стороны клиента нередко всплывает на консультациях психолога. Представим себе, что у вас возникла острая психологическая проблема, и вы пришли на прием к психологу.

В ходе консультации выясняется, что решить эту проблему не так просто. И требуется отнюдь не одноразовая консультация, а некая система работы, предполагающая, что вы придете к психологу несколько раз.

А может быть и несколько десятков раз. Кроме того, психолог говорит, что для успеха работы нужно, чтобы работали над собой и вы, причем не только на сеансах, но и дома.

Возможно, что психолог посоветует вам читать психологическую литературу, самостоятельно выполнять психологические упражнения и психотехники, вести дневник, отказаться от вредных привычек, совершать определенные поступки, требующие усилий.

Сам по себе подобный подход говорит о серьезности намерений психолога в его желании исправить вашу ситуацию и помочь вам в решении вашей проблемы.

Если эта психологическая проблема очень серьезно беспокоила вас все эти годы, скорее всего вы согласитесь.

Однако через какое-то время (как правило, после двух-трех-четырех  консультаций) ваш энтузиазм начинает падать. Это происходит с очень большим количеством людей.

Такова уж человеческая природа. Просто никому не хочется делать серьезных усилий, тем более в течение продолжительного времени.

Человек в таких случаях перестает выполнять задание психолога, слушать его советы, читать литературу, делать задания.

Он еще по инерции может прийти на консультацию один два раза, а потом и перестает вовсе, потому что (он так объясняет себе) чудо, на которое он  так надеялся, не случается , изменения происходят медленно и, что я  тогда буду напрягаться.

Все описанные выше реакции сопротивления  помощи психолога на предлагаемую работу имеют в психотерапии —  или всему что идет от психолога или каким-то отдельным советам и практикам.

Дело в том, что человек по своей природе не является психологически целостным существом, он множественен и состоит из различных «я», обладающих разнонаправленной волей.

Если одна часть вас, желающая измениться, появлялась в кабинете психолога, то другая часть не желает никаких изменений и саботирует все попытки специалиста вывести вас из кризиса.

 Набирая номер телефона психолога и, тем более, приступая к работе с ним, вы должны знать эту особенность человеческой природы.

Она присуща абсолютно всем, и вы никакое не исключение, а человек внутри которого так же сидит сопротивление любым,  даже самым благоприятным изменениям.

В этом случае подобное сопротивляющееся «я» может сохраниться только одним способом: обвинить психолога в непрофессиональной работе, в том что его советы не подходят для вас.

Я, сопротивляющееся работе, может  оправдывать свою реакцию тем, что вы еще не готовы к таким радикальным изменениям, что вам требуются время, когда наступят благоприятные обстоятельства и вы соберетесь на прием еще раз.

Помните, что этого другого раза не будет. Я, сопротивляющееся любым жизненным изменениям, чрезвычайно сильно, изворотливо.

Оно обязательно сумеет обмануть вас и отклонить от принятого решения работы с психологом.

В этом случае психолог может попытаться помочь вам преодолеть  это сопротивление, поскольку он понимает, что в противном случае вы не решите ни одной своей проблемы, будете продолжать мучиться от неразрешимых жизненных противоречий и никогда не измените своей жизни.

Не нужно воспринимать его старания преодолеть ваше сопротивление помощи психолога  и убедить вас продолжать работу как насилие над вашей свободой.

Если элементы принуждения стратегии и тактики работы психолога на этом этапе работы и есть, они направлены на то, чтобы помочь вам, а вовсе не на то, чтобы поработить вашу волю и манипулировать вами.

Чтобы проверить, насколько работа психолога плодотворна и полезна для вас, попробуйте походить на его сеансы еще и еще раз.

 В этом случае вы быстро почувствуете улучшение своего психоэмоционального состояния и жизненной ситуации.

Это позволит легко вам отличить полезную работу, требующую от вас самодисциплины и усилий от неправомерного волевого давления на вас со стороны непрофессионального или склонного к манипуляции психолога, который любым путем стремится удержать вас около себя.

Конечно, если вы почувствуете, что воздействия психолога на вас не помогают решению ваших проблем и более того вредят вам, вы должны расставаться с таким специалистом.

Читайте также:  Я-высказывание: что оно может и где уместно? - психология

Он или недостаточно профессионален или его метод и личность просто не подходят для вас.

Но утверждать о том, что такое несоответствие имеет место, вы со всей убедительностью можете только в том случае, если вы в течение определенного времени добросовестно выполняли все советы психолога.

Рецепт, который применяется только наполовину, не может свидетельствовать о непрофессиональности врача его назначившего.

Если вы все-таки хотите по-настоящему избавиться от беспокоящей психологической проблемы, разрешить жизненную ситуацию, обрести желанную гармонию, учитесь работать с собственным сопротивлением помощи психолога.

В основе его лень, инерция, склонность к самообману и необоснованному обвинению специалиста, хотя на самом деле причина ваших неудач — вы сами и ваше внутреннее несовершенство.

Работайте над собой, понимая этот тонкий механизм психики, перенаправляющий ваши благие намерения в ад.

Источник: http://www.Kluchnikov.ru/konsultaczii/rabota-psixologa-i-klienta/1039-soprotivlenie-psixologicheskoj-rabote-kak-ego-preodolet-i-stat-pomoshhnikom-psixologu.html

Не хочу!!! Психологический механизм – сопротивление

Не хочу!!! Психологический механизм – сопротивление

« Назад 19.11.2016 15:45

Наверное, у каждого из нас бывают ситуации, когда мы не можем заставить себя делать то, что нужно. Или еще интереснее – когда приходит пора сделать какое-то дело, мы почему-то не успеваем или не можем спланировать свое время так, как нужно.

Мы почему-то постоянно опаздываем на работу и ложимся спать поздно, хотя вставать приходится рано. Когда нужно готовиться к экзаменам, то почему-то возникает необходимость приготовить кучу еды и сделать уборку.

А когда надо отправляться на встречу, на которую идти не хочется, то неожиданно начинает что-то болеть или возникают непредвиденные обстоятельства, делающие встречу невозможной. И, конечно, часто возникает проблема «не могу себя заставить…».

Почему так происходит?

Все перечисленные и подобные ситуации возникают из-за одного психологического механизма – сопротивление. Термин «сопротивление» в качестве механизма психологической защиты часто используется, когда речь идет о психотерапии, но в данном случае мы поговорим о «бытовой» психологии, не имеющей отношения к работе с психологом и психотерапевтом.

Что такое сопротивление в психологии

Сопротивление – это подсознательный механизм, который защищает нас в тех случаях, когда нам нужно делать что-то, чего делать не хочется или что делать страшно.

Впереди маячит какое-то дело, браться за которое с удовольствием не получается, более того – приходится себя заставлять. В таких случаях мы испытываем стресс, но не можем найти рациональных причин НЕ делать того, чего не хочется. Вот тут-то и приходит на помощь подсознание, которое создает эти причины без нашего ведома.

Не хочется готовиться к экзамену? Но разве можно просто взять – и не готовиться? Нужна уважительная причина, не так ли? Точно! Вы же обещали бабушке привезти продукты и давно собирались помыть полы, а то они скоро порастут мхом. Ведь это уважительные причины, правда? И эти действия не требуют отлагательства. А экзамен… К нему можно подготовиться потом, когда вы завершите дела.

Поздно ложитесь спать, потому что вечером неожиданно появляется куча дел? И эти же самые дела всплывают откуда-то утром, из-за чего вы постоянно опаздываете на работу? Ответ очевиден – в этом случае тоже активизируется сила психологии, а именно – сопротивление, оберегающее от стрессовых ситуаций.

А что, если в неподходящий момент все время начинает что-то болеть? Ведь это реальные ощущения, от нас независящие? В этом тоже ничего необычного нет, это тоже связано с сопротивлением.

В психологии есть термин «психосоматика», который обозначает связь душевного состояния с телесным.

Кстати говоря, на сайте женского Интернет-журнала «100 миров» этому вопросу посвящена отдельная статья: Болит душа — болеет тело.

Таким образом, психологический механизм «сопротивление» вступает в силу тогда, когда подсознание защищает нас от того, что делать очень не хочется или что вызывает тревогу. Отсюда берутся и внезапные дела, и неожиданно порвавшиеся колготки, и внезапный приступ гастрита.

Но что же делать? Ведь мы не можем всегда делать только то, что хочется. Иногда приходится себя заставлять, не так ли?

Как преодолеть сопротивление

Проанализируйте свой образ жизни, чтобы понять, так ли вам нужно то, чем вы занимаетесь сейчас.

Если подсознание всеми силами мешает вам вовремя приходить на работу – значит, она вам не нравится. Может, в таком случае не стоит мучить себя, а подыскать другую? Ту, на которую захочется идти?

(по поводу сопротивления относительно работы на сайте тоже есть отдельная статья: Все время опаздываю на работу!).

Пересмотрите свой режим дня.

Если по причине сопротивления вы поздно ложитесь спать, а встаете рано, то вы, конечно, обычно плохо себя чувствуете. Немудрено, что в таком случае сопротивление будет только усиливаться.

Нежелание идти на работу порождает сопротивление и малое количество сна – усталость и желание поспать усиливает сопротивление, и на работу идти хочется еще меньше. Вот такой замкнутый круг.

И надо его разорвать – а потому начните с того, что ложитесь спать раньше, несмотря ни на что.

Преодолейте свои страхи.

Часто сопротивление как скрытый психологический механизм включается тогда, когда вы испытываете страх.

Страх перед новой работой (вдруг я не справлюсь?), перед встречей с новыми знакомыми (вдруг я им не понравлюсь?) – все это вызывает тревогу, отчего включается сопротивление, желающее защитить нас.

А потому составьте для себя позитивные установки на будущее и работайте над своей самооценкой – тогда подсознанию не от чего будет вас защищать.

Преодолейте лень.

Да-да, именно лень! Порой коварство лени мешает нам начать новое дело, куда-то поехать, устроиться на новую работу, изменить свою жизнь. Потому что мы привыкли бездельничать, и не хочется прилагать усилия, чтобы что-то изменить. Но стоит начать – и все пойдет уже как по маслу, и сопротивление пропадет.

Вот такие сюрпризы иногда преподносит нам психология, и скрытое сопротивление – одна из самых распространенных наших проблем. Преодолейте его – и вы увидите, что автобусы чудесным образом начнут приходить вовремя, колготки перед встречами перестанут рваться, уборка будет сделана вовремя или же вовсе не будет беспокоить, а гастрит поутихнет.

Психолог Анастасия Черкасова

Раздел ПСИХОЛОГИЯ

Читать статьи женского Интернет-журнала «100 миров» на похожие темы, которые перекликаются с проблемой сопротивления, с проблемой «не могу себя заставить»:

Желание мое, не сбывайся

Хочу быть ребенком

Комментариев пока нет

Источник: http://100mir.ru/emocii-i-nastroenie/article_post/ne-khochu-psikhologicheskiy-mekhanizm-soprotivleniye

Психологическое сопротивление

Работая с клиентом, психолог часто может видеть, в чём заключается настоящая его проблема. Но пытаясь донести до клиента эту информацию, он может натолкнуться на мощные защитные механизмы.

Дело в том, что признав свой истинный источник проблем, клиенту придётся столкнуться с глазу на глаз со всеми своими негативными переживаниями, которые он так старательно пытался избегать и скрывать.

Ведь если бы он легко мог заглянуть внутрь себя и справиться со всеми этими эмоциями, он вряд ли бы обращался к психотерапевту. А раз он обратился за психологической помощью, значит у него не получается добраться до источника своих проблем.

Получается замкнутый круг – сам клиент сути своих психологических проблем не замечает или не хочет замечать, а терапевту, который эту суть видит, а если не видит, то знает, в каком направлении разворачивать поиск, он не даёт возможности проникнуть и докопаться до истины.

Перед психотерапевтом встаёт сложная задача: как помочь клиенту в решении его проблем, если сам клиент признавать существование этих проблем не желает. Ведь за психологической помощью обращаются чаще всего не с конкретной проблемой, а скорее с каким-либо мешающим жить психическим состоянием, которое желают исправить на более приятное.

Поддержка и принятие

Получается, что терапевту нужно найти для клиента такой способ лечения, который поможет ему пересмотреть свою жизненную ситуацию и при этом не столкнуть его с травмирующими обстоятельствами, которых он избегает, или, по крайней мере, обеспечить условия, чтобы это произошло наименее травматично.

Любая попытка принудить клиента к каким-либо действиям или заставить его отрицать то, во что он верит, открывает множество возможностей для сопротивления. Именно поэтому для психотерапевта так важно обладать знаниями определённых методик, которые помогают успешно работать с сопротивляющимся клиентом.

Первое, что терапевт должен обеспечить своему клиенту это поддержка. Клиент должен знать, что психотерапевт его не осуждает и не порицает. Ведь цель защитных механизмов в том и заключается, чтобы избежать неприятных эмоций связанных с внутренними несовершенствами. А в социальных условиях человеку приходится постоянно сталкиваться с подобными ситуациями неодобрения.

Если к тому же клиент воспитывался в семье, в которой не было теплой доброжелательной атмосферы, а царили, к примеру, грубость и уничижение, то человек так или иначе обзаведётся какими-либо защитными механизмами, просто ради того, чтобы выжить в таких условиях. И, когда такой ребёнок вступает во взрослую жизнь, он начинает демонстрировать то поведение, которому он научился за всю предыдущую жизнь. И, как следствие, начинает попадать в одни и те же однотипные ситуации, которые в итоге приводят его к психотерапевту.

Психологическая коммуникация

Вступая в коммуникацию с терапевтом, человек снова начинает использовать те же коммуникационные паттерны, которыми пользовался всегда. Он пользуется привычным для себя поведением и ждёт привычного для него самого поведения от терапевта.

Если терапевт сразу же с ходу начнёт рвать привычные когнитивные шаблоны клиента, то, скорее всего,
клиент тут же включит сопротивление и, возможно, на следующий сеанс уже не придёт.

Для того, чтобы этого не произошло, терапевту следует для начала наладить контакт с клиентом, прежде чем начинать корректировать его поведение и жизненный уклад.

Для этого необходимо на первых этапах внимательно слушать клиента и всячески давать ему понять, что тут он может расслабиться и не о чём не беспокоиться, что тут его доброжелательно примут, каким бы он ни был.

Дмитрий Малин

Если Вы обнаружили в себе признаки психологического сопротивления, или Вам просто необходима психологическая поддержка, то  Вы можете смело обращаться к психологу Дмитрию Малину за психологическими консультациями, а так же, если Вам необходима бесплатная психологическая помощь.

Источник: http://psyhologika.ru/psixologicheskoe-soprotivlenie/

Ссылка на основную публикацию